Новые принцессы льда: самые перспективные российские фигуристки-одиночницы. Женское фигурное катание


Новые принцессы льда: самые перспективные российские фигуристки-одиночницы

Евгения Медведева

Жене Медведевой всего 16 лет, она, так же как и её сверстницы любит красивые платья, туфли на каблуках, ходить по магазинам, слушать музыку, правда, времени у неё на это практически не остается: большая часть времени посвящена изнурительным тренировкам. Да, таков уж контраст жизни спортсменок: вчера ты стала чемпионкой мира, а сегодня – тебе предстоит подготовка к экзаменам в школе, где ты появлялась за последний год четыре раза.

Женя родилась в Москве и на коньках стояла уже в три с половиной года – в спорт её привела мама, сама бывшая фигуристка. За непродолжительную спортивную карьеру Медведева успела сменить трёх тренеров – сейчас её наставником является Этери Тутберидзе, именно она помогла своей ученице достичь стольких побед. Уже в 12 лет Женя стала членом сборной России, а с 2014-го года начала выступать среди взрослых.

Сегодня, после победы на чемпионате Мира Медведева популярна не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. В Инстаграме у неё более сорока тысяч подписчиков и это только начало! К тому же, фигуристка окончательно и бесповоротно покорила японцев. Это неудивительно, во-первых жители страны Восходящего Солнца умеют ценить настоящую хрупкую красоту, а во-вторых – любовь эта взаимна, ведь Женя обожает аниме и даже знает стишок на японском.

На счету у Жени целых десять золотых медалей, две из которых уже во взрослых соревнованиях, включая самую важную на сегодняшний день - золотую медаль Чемпионата Мира 2016.

Елена Радионова

К семнадцати годам Елена Радионова собрала солидную коллекцию трофеев: в 2015 году стала чемпионкой России, годом ранее взяла серебро финала Гран-при, а затем серебро чемпионата Европы в Стокгольме, бронзу чемпионата мира в Шанхае и серебро командного чемпионата мира в Токио. Тренируется Елена с самого начала и по сегодняшний день в ЦСКА у Инны Гончаренко, что, к слову, большая редкость: встретить своего тренера с первого раза для спортсменов порой задача невыполнимая.

Как утверждает Лена в своих интервью, тренировки занимают не просто всё свободное время, а всё время вообще, так что, даже учёба представляется чем-то невероятным, Радионова экстерном заканчивает 10-й и 11-й классы, учителя по русскому языку, математике и английскому приходят к фигуристке прямо на каток. И, несмотря на практически кукольную внешность и большое количество поклонников со всего мира, сердце Лены принадлежит только спорту.

Число фанатов Елены уверенно близится к миллиону – ей присылают подарки и признания любви со всех концов планеты, но первым советчиком и самым главным зрителем для Лены остаётся мама - она мечтает, чтобы дочь была похожа на фигуристку Каролину Коснер. 

Анна Погорилая

На счету Анны Погорилой, бронзового призёра Чемпионата Мира 2016, целых пять золотых медалей. Всего за несколько лет Анна покорила мир не только своим бесспорным обаянием, но и высоко профильными выступлениями на льду. С момента своей спортивной карьеры, которая для Ани началась в 4 года, фигуристка пропустила лишь один сезон – из-за травмы ноги, но быстро восстановилась: спорт не любит ждать. Кстати, фигурное катание Аня выбрала сама, в отличие от многих других детей, которых на каток приводят родители. Мама Погорилой долго не могла определиться, куда же отдать дочь: в балет, гимнастику или фигурное катание. Аня выбрала лед и начала свои занятия на катке «Созвездие» в группе Анны Харченко.

 Изначально Погорилой большого будущего не прочили – никаких особенных результатов она не показывала, и вдруг — бронзовая медаль юниорского чемпионата мира, а потом финал взрослого Гран-при! На сегодняшний день за плечами Погорилой уже три Чемпионата Мира, и это далеко не полный список её спортивных достижений. Анна тренируется под руководством Анны Царёвой и не планирует останавливаться на достигнутом, новой звезде фигурного катания всего 18 лет, а значит, у нашей Ани всё ещё впереди. К тому же между постоянными тренировками и разъездами, принцесса льда успевает учиться в Институте Физкультуры, правда появляется она на лекциях совсем не часто.

Своими главными фанатами Аня считает маму и папу, которые переживают за каждый старт своей дочери, а вот брата, который на три года ее старше, относит к спокойным почитателям фигурного катания. 

Мария Сотскова

Марии Сотсковой, так же как и Жене Медведевой – 16 лет, она родилась в 2000 году в подмосковном Реутове и на коньки впервые встала в четыре года на самом обычном дворовом катке. Увидев, что дочь тянется к конькам, мама отвела Машу в спортивную школу, правда, тот поход оказался для Сотсковой настоящим испытанием: впервые оставшись наедине с суровым тренером, Маша разрыдалась! Сначала скучные рутинные упражнения Маше, по ее словам, не нравились, но когда начались прыжки, стало интересно. И совсем покорили маленькую фигуристку спортивные соревнования. Со временем этот азарт стал все больше захватывать Сотскову, и уже с 2009 года, девочка стала показывать выдающиеся результаты.

В 2012 году Мария Сотскова завоевала бронзу на юниорском чемпионате, в 2013 два серебра и Гран-При в Японии. Затем последовали серебро в Таллине и золото в Загребе. В 2015 году она одержала блестящие победы на юниорских чемпионатах в Латвии и в Австрии. Наконец, на сегодняшний день Мария Сотскова считается спортсменкой мирового класса. Тренирует Сотскову Светлана Панова – подопечные её побаиваются за суровый нрав, но строгая во время тренировкой, на соревнованиях Панова переживает за фигуристок как за собственных детей.

Кстати, самым преданным фанатом Маши стала её мама, поначалу довольно прохладно относившаяся к фигурному катанию, теперь она повсюду ездит с дочерью, присутствует на каждом важном соревновании и даже самостоятельно подбирает Маше костюмы.

Елизавета Туктамышева

Лиза попала в мир фигурного катания в возрасте пяти лет. Тренером, а потом и близким человеком, для девочки стала Светлана Веретенникова. Очень скоро Лиза начала делать успехи и стала лучшей в группе. Тогда и тренер, и родители юной спортсменки поняли, что будущее её должно быть связано с профессиональным спортом. Ради карьеры дочери семья Туктамышевых из маленького Глазова перебралась в Питер, где Лизу под своё покровительство взял великий тренер, наставник такого профессионала как Евгений Плющенко, Алексей Мишин – он помогал семье фигуристки даже финансово. 

Набор тройных прыжков она осилила уже в двенадцать лет и выполняла их просто блестяще. Начиная с 2009 года, серебряные и бронзовые медали следовали одна за другой. Из-за существующих ограничений по возрасту, Лиза могла быть допущена к международным соревнованиям только с 2010 года. Дебютным и сразу победным выходом на лёд оказалось выступление на этапе Гран-При. В финале Елизавету обошла только Сотникова из её же команды. В 2012 году, когда юной Лизе исполнилось пятнадцать лет, Первые юношеские Олимпийские игры закончились для неё уверенной победой. Мишин уверен – его подопечная сможет добиться больших высот, более того, в мире не существует ни одной фигуристки, которую не смогла бы победить Туктамышева.

Юлия Липницкая

Олимпийская чемпионка Сочи-2014 в командном турнире. Серебряный призер Чемпионата Мира 2014, чемпионка Европы 2014 года, чемпионка мира среди юниоров 2012 и вице-чемпионка 2013 годов. Серебряный призер чемпионата России 2012 и 2014. Серебряный призер Финала Гран-при сезона 2013/2014.

На Юлю очень рассчитывали на сочинской Олимпиаде – ещё бы, Липницкая, которой на тот момент было всего 15 лет, покорила трибуны своим детским, но очень серьёзным личиком и невероятным профессионализмом. Но самое главное золото тогда забрала Аделина Сотникова, а Юля осталась на вторых ролях. О ней вообще очень скоро и несправедливо забыли – Юля проигрывала одно соревнование за другим, поклонники перестали на неё рассчитывать. Чтобы вернуться к былым результатам Липницкая даже сменила тренера – долгое время фигуристка сотрудничала с Этери Тутберидзе, но после громких провалов тренер и её подопечная расстались. Юлия в комментариях была сдержанной — поблагодарила наставника за годы, проведенные вместе, но подчеркнула необходимость «двигаться дальше». Тутберидзе последовала совету ученицы и пошла своей дорогой, приведя другую свою подопечную, Медведеву, к золоту Чемпионата Европы, а затем и Чемпионата Мира. Освободившуюся вакансию занял олимпийский чемпион Игр 1994 года в мужском одиночном катании Алексей Урманов. Увы, больших изменений в спортивную жизнь Юлии такая перестановка не внесла.

Сама фигуристка говорит, что, работая с новым тренером, находится в зоне комфорта. Но не в зоне побед.

Аделина Сотникова

С семилетнего возраста тренируясь у Ирины Гончаренко, Аделина знала – хорошие отношения с тренером, это залог успеха. Ведь время, потраченное на бесполезные пререкания и выяснение отношений, вполне можно посвятить продуктивным тренировкам. Её стартом было первенство России сезона 2007\2008, где она стала десятой среди юниоров. Зимой 2012 года Сотникова приняла участие в первой в своей жизни юношеской Олимпиаде. Результат был блестящим – серебряная медаль. От сезона к сезону Сотникова менялась в самую лучшую сторону. Заручившись поддержкой чуть ли не самой влиятельной женщины из мира фигурного катания, Татьяны Тарасовой, Сотникова быстро и успешно стартовала среди взрослых. 

На момент Олимпиады в Сочи Аделине было всего 17, однако планы у фигуристки были совсем не детские. Шутка ли – золотая медаль Олимпиады, первая за всю историю российского женского одиночного катания, да еще и в таком юном возрасте! О Сотниковой заговорил весь мир. Правда, в личной жизни, благодаря медали, никаких перемен не последовало, замуж Сотникова пока не собирается (несмотря на периодические слухи в прессе). Сегодня Аделина всё так же активно тренируется, отдавая фигурному катанию всё своё время. Главная поклонница Сотниковой, как и у многих других девочек – её мама. Увы, видеть родных Аделине приходится не так часто, как того хотелось бы, но зато благодаря фигурному катанию и заслуженным победам у спортсменки есть возможность помогать тяжело больной сестре.

Источник фото: Instagram, Getty Images

www.marieclaire.ru

Женское фигурное катание Википедия

Женское одиночное фигурное катание — дисциплина фигурного катания.

История

Первые шаги

В XIX веке соревнования среди женщин не проводились, и согласно первым Правилам ИСУ 1897 г. участвовать они могли только в соревнованиях пар, состоящих из мужчины и женщины или из двух женщин.

В 1901 году ИСУ, под давлением общественности, в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Мэдж Сайерс (англ. Madge Syers-Cave), а с 1906 года стал проводить отдельные чемпионаты мира и среди женщин. В 1906—1907 чемпионкой мира становилась Сайерс, а в 1908—1914 больших достижений добилась венгерская школа, чемпионками становились Лили Кронбергер (Lily Kronberger) и Опика фон Мерай-Хорват (Opika von Meray-Horvath). Основное внимание уделялось многочисленным обязательным фигурам (по 6 на каждой ноге, всего 12), в произвольной программе выполнялись одинарные прыжки, из вращений делались только волчок и вращение стоя.

После Первой мировой войны

После Первой мировой войны женское одиночное катание возглавила Херма Планк-Сабо (Herma Plank-Szabo) из Австрии, а затем её сменила норвежская фигуристка Соня Хени, она выигрывала все чемпионаты мира, Европы и Олимпиады в 1927—1936 и выполнила первой среди женщин одинарный аксель.

В конце 1930-х годов женщины стали выполнять двойные прыжки, стали более разнообразными вращения. Первой сделала двойной прыжок (сальхов) в 1937 году англичанка Сесилия Колледж (Cecelia Colledge), которая ввела в фигурное катание заклон (layback spin) и вращение в ласточке (camel spin), а также заложила в английской школе традицию создавать преимущество за счёт очень качественных обязательных фигур. С 1936 года в чемпионатах мира стали участвовать французские фигуристки, в том числе легендарная Жаклин Водекран (фр. Jaqueline Vaudecran), ставшая впоследствии великим тренером.

После Второй мировой войны американки и канадки, не остановив на время войны, как европейцы, развитие своих школ (напр., канадка Барбара Энн Скотт первой сделала двойной лутц в 1942), стали соревноваться с европейскими фигуристками на равных. В 1949—1950 чемпионкой мира стала легендарная чехословацкая фигуристка Алена Врзанёва (чеш. Alena Vrzáňová), впервые среди женщин исполнившая двойной аксель. В 1951 за счёт идеальных обязательных фигур чемпионат мира сумела выиграть англичанка Жанетт Альтвегг (Jeanette Altwegg), а в 1952 — представив исключительно гармоничную и оригинальную произвольную программу на музыку Мусоргского и Грига — француженка Жаклин дю Бьеф (Jacqueline du Bief), ученица Ж. Водекран.

Однако затем на долгие годы в женском одиночном катании воцарились американки, лишь иногда уступая представительницам Европы. Вначале Тенли Олбрайт (Tenley Albright), затем Кэрол Хейсс (Carol Heiss, выигрывала в 1956—1960), и целый ряд других, провозглашали чёткий однообразный стандартный стиль — очень высококачественно исполненные технические элементы, гибкость, пластичность, с эффектной хореографией и постановками программ в точном соответствии с правилами, практически всегда исполняемых под популярную классическую музыку, крайне редко исполняя рекордные прыжки или оригинальные новые элементы. Особенно утвердил этот стиль тренер Карло Фасси (Carlo Fassi), его ученицы Пегги Флеминг (Peggy Fleming) и Дороти Хэмилл (Dorothy Hamill) выигрывали Олимпиады 1968 и 1976 соответственно. В 1990-е годы продолжили этот стиль олимпийская чемпионка 1992 Кристи Ямагучи (Kristi Yamaguchi), Мишель Кван (выигрывала чемпионаты мира 1996, 1998, 2000, 2001 и 2003) и др. Причём, когда Олимпиады выигрывали неамериканские фигуристки, ИСУ несколько раз менял систему судейства (летом 1972 года понизил «вес» обязательных фигур, а летом 1980 года изменил систему подсчёта, подсчитывая сумму не оценок, а очков).

В 1959 году фигуристка из Чехословакии Яна Мразкова (Jana Mrazkova) первой среди женщин выполнила тройной прыжок (сальхов), однако на крупных соревнованиях одиночницы по-прежнему выполняли лишь двойные прыжки, лидеры включали двойной аксель.

Ещё в 1949 первый чемпионат ГДР среди женских пар выиграли Ютта Зайферт (впоследствии Мюллер) и Ирене Зальцманн, это малоизвестное событие привело затем к появлению двух выдающихся тренеров (Зальцманн перешла в парное катание). Ютта Мюллер утвердила новаторский спортивный атлетичный стиль, в котором, тем не менее, раскрывала и художественные, артистические способности фигуристок. Её ученица (и дочь) Габи Зайферт (Gabriele Seyfert) выигрывала чемпионаты мира в 1969—1970, впервые исполнила тройной риттбергер в 1968, другая ученица Соня Моргенштерн (Sonja Morgenstern) первой чисто сделала на чемпионатах мира тройной прыжок (сальхов) в 1971, Анетт Пётч стала олимпийской чемпионкой в 1980, наконец, вершины в женском одиночном катании достигла Катарина Витт, олимпийская чемпионка 1984 и 1988 гг., с гармоничными программами, идеальными техническими элементами, в высоком стиле. Чемпионкой Европы стала в 1990 и Эвелин Гроссман.

Оставила след в истории француженка Николь Асслер, обладавшая уникальными по технике вращениями (особо — в волчке и стоя), исполнявшая показательный номер на музыку «Рябинушка», практически целиком состоящий из вращений. 5-кратной чемпионкой Европы (1991—1995) стала Сурия Бонали, уделявшая особое внимание рекордно сложным прыжкам и впервые включившая в произвольную программу четверной тулуп и каскад тройной лутц — тройной тулуп (выполнявшиеся с небольшим недокрутом).

Фигуристкой, выполнявшей обязательные фигуры с высочайшим качеством, стала Беатрис Шуба из Австрии, последней получившая оценку выше пяти баллов за фигуры (1972).

С 1980-х годов японский тренер Матико Ямада уделяла внимание исключительному техническому качеству программ, включала рекордно сложные прыжки. Её ученица Мидори Ито первой среди женщин сделала прыжок в три с половиной оборота аксель (1988), каскад из двух тройных прыжков (тулупов, 1982) и шесть разнообразных прыжков в одной произвольной программе (1989), за что на чемпионате мира 1989 года получила пять оценок 6,0 за технику, став чемпионкой мира. Прыжок в три с половиной оборота выполнили также Юкари Накано (Yukari Nakano) (2002) и Мао Асада (Mao Asada) (2004), последняя первой сделала его в каскаде (с двойным тулупом). Первой исполнила чисто четверной прыжок (сальхов) Мики Андо (2002). Олимпийской чемпионкой в 2006 стала Сидзука Аракава.

Периодически появляются интересные фигуристки и в Канаде. Лучшие вращения в 1982—84 гг. демонстрировала Кей Томсон, она же единственная из всех в эти годы делала тройной лутц.

Швейцарская школа фигурного катания выделяется исключительно техничными вращениями со сложными оригинальными позициями, точной центровкой, огромным количеством оборотов и скоростью вращения. Вращения с захватом ноги исполняла в 1974 Карин Итен (Karin Iten), идеального качества добилась Дениз Бильманн (за что вращение назвали в её честь), отличались также Натали Криг (Nathalie Krieg) и Люсинда Ру (Lucinda Ruh). Бильманн первой исполнила и тройной лутц (1978).

Исключительной эмоциональностью и качеством элементов отличалась украинка Оксана Баюл, исполнившая одну из лучших коротких программ в истории на Олимпиаде-1994.

СССР/Россия

После долгого отставания наконец вырвались в лидеры и советские одиночницы. Тренер Станислав Жук развивал художественно-атлетический стиль, присущий советской школе, его ученица Елена Водорезова в 12-летнем возрасте в 1976 впервые в мире выполнила два уникальных, рекордных элемента: каскад двойной флип с тройным тулупом (во-первых, это был первый в истории фигурного катания прыжок «флип» в каскаде с тройным прыжком, во-вторых, первый тройной прыжок в каскаде среди женщин, причём тройной шёл вторым по очереди, в-третьих, первый тройной прыжок в короткой программе женщин) и три тройных прыжка в одной произвольной программе (впервые среди женщин). Именно после Водорезовой лидеры стали включать в программы 2—3 тройных прыжка (на Олимпиаде-1976 лидеры, в том числе Хэмилл, обошлись только двойными).

Добилась успехов и другая ученица Жука Анна Кондрашова, стиль которой был более музыкальным и пластичным. В 1984 году Кондрашова, ещё под руководством тренера Эдуарда Плинера, стала первой советской фигуристкой, завоевавшей «серебро» на чемпионате мира. После серии неудач вышла в лидеры мирового женского одиночного катания Кира Иванова, тренировавшаяся в школе Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, в 1985—1988 Иванова получала большое преимущество в обязательных фигурах, освоила три разных тройных прыжка. Становилась призёром европейских чемпионатов ученица Игоря Ксенофонтова Наталья Лебедева.

После смены поколений в российской школе Елена Водорезова вывела в лидеры Ольгу Маркову, обладавшую уникальным «хрустальным» стилем с исключительными по технике и красоте скольжением, спиралями и вращениями. Ученица Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, Мария Бутырская, большое внимание уделявшая представлению программ в драматическом эмоциональном стиле, стала первой российской чемпионкой мира (1999), в том числе исполнив каскад тройной тулуп — ойлер — тройной сальхов. Выдающаяся российская фигуристка Ирина Слуцкая дважды выиграла чемпионат мира (2002 и 2005) и семь раз чемпионат Европы, первой в мире исполнила каскад тройной лутц — тройной риттбергер (2000), в последние годы добившись максимально сложных спиралей и вращений, трижды выполняя вращение бильманн в произвольной программе. После ухода Ирины Слуцкой из большого спорта в 2006 году в российском женском одиночном катании наступил спад результатов. Только в 2012 году Алёна Леонова смогла занять 2-е место на чемпионате мира в Ницце. А Юлия Липницкая стала чемпионкой мира среди юниоров. На Олимпийских играх в Сочи (2014) Юлия Липницкая стала первой представительницей России, среди женщин-одиночниц, выигравшей олимпийское золото за всю историю страны. Ранее, Юлия Липницкая стала самой молодой чемпионкой Европы за всю историю женского одиночного катания. А ученица Елены Водорезовой Аделина Сотникова стала первой фигуристкой - одиночницей, выигравшей олимпийское золото в индивидуальных соревнованиях. На следующий год после олимпийских игр началось доминирование российских одиночниц на международной арене. В течение трёх сезонов подряд Елизавета Туктамышева и Евгения Медведева выигрывали все главные старты сезона: финал Гран-при, чемпионат Европы и чемпионат мира.

Структура соревнований

Соревнования по женскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участниц набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсменки (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причем последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменок. Для сокращения численности участниц чемпионатов Европы и мира, и как следствие повышения их престижности и зрелищности, с сезона 2012/2013 для участия в чемпионатах фигуристам необходимо набрать определенный технический минимум как в короткой, так и в произвольной программе. В качестве технического минимума может быть засчитан необходимый результат любого международного соревнования, проводящегося под эгидой ИСУ, в предшествующих чемпионату двух сезонах. Технический минимум для короткой и произвольной программы могут быть набраны на разных соревнованиях. Для женского одиночного катания были установлены следующие минимальные оценки за технику: 20 баллов в короткой программе, 36 баллов в произвольной программе для участия в чемпионатах Европы; 26 баллов в короткой программе, 46 баллов в произвольной программе для участия в чемпионатах мира.

Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.

В прошлом формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.

До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя, её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.

Литература

  • Апарин, В. А. "Фигурное катание на коньках. Одиночное катание. Техника и методика обучения

wikiredia.ru

Верните в женское фигурное катание женственность.

Здравствуйте, всем.

Итак. С 4 по 8 июня в Севилье прошел конгресс Международного союза конькобежцев ISU

О нем много говорили и много писали. Его ждали. И это понятно. Решалась не много не мало, а чуть ли не судьба фигурного катания на ближайший олимпийский цикл.

Всех тонкостей я не знаю. Поймите правильно, я – не эксперт. Я рассуждаю как обычный человек, который раньше смотрел фигурное катание и получал эстетическое удовольствие.

Я не знал, чем отличается Луц от Ритбергера и в чем разница между Тулупом и Сальховым (и вообще не знаю склоняются ли они).

Тогда я не считал количество прыжков и оборотов. И знаете, что, для того чтобы увидеть чемпиона мне это совсем было не нужно.

Что нужно, об этом в конце, а сейчас предлагаю обсудить главные итоги этого конгресса:

  1. Введен запрет на повторение четверных прыжков в программе более чем один раз
  2. Ограничено количество прыжковых элементов во второй части катания
  3. Снижена базовая стоимость элементов и изменена система надбавок за их качество.

Что это значит?

На мой взгляд, это может означать, что теперь нет смысла делать ставку на мега сложные прыжки и их количество. На первый план выходит качество исполнения. Это касается как мужского, так и женского фигурного катания.

Сегодня буду говорить про женское.

Зачем внесли эти изменения?

Мне бы хотелось думать, что этот вопрос назрел по причине того, что:

  1. в последние годы женское фигурное катание постепенно превращается в скачки на льду
  2. лучше всего скакать получается у 13-15 летних девочек
  3. первые два пункта нисколько не добавляют красоты, эстетической привлекательности и, что еще хуже калечат как физически, так и морально, ….. детей

Вот я и подумал, что ISU решил пожалеть детей и их родителей, а также вернуть в женское фигурное катание женственность.

Но, это чисто мое мнение. Существует и другое:

Весь этот шум вокруг возраста подняли с одной целью: В очередной раз сунуть палку в колеса золотой колесницы России. Вот и вступили западные страны в преступный сговор, дабы на корню пресечь триумфальную поступь 15 летних олимпийских чемпионок из России.

Вряд ли здесь стоит замешивать политику с её неприятным запахом.  Ну, скажите зачем так все усложнять и идти окольными путями? Захотят, вообще россиянок на следующую олимпиаду не пустят. Причины найдутся… Допинг, коньки не по мировому стандарту заточены, платье слишком откровенное и призывающее к насилию… Да мало ли….

Нет, друзья, моя версия мне кажется более правдоподобной. Пойдем по порядку

Чем сложнее программа, тем больше шансов стать чемпионом

Кто же спорит. Там, где не важны метры, килограммы, секунды и забитые голы, на первый план выходит сложный и чисто исполненный элемент. И чем он сложнее, тем лучше.

Это касается и спортивной гимнастики, и фигурного катания.

Спортивная гимнастика это – вообще отдельная тема. Особенно, женская. Смотреть на то, что вытворяют молодые девчонки реально страшно. Или сломается пополам, или ноги на бревне разъедутся…

Может я и преувеличиваю, и элементы типа «петли Корбут» вовсе не опасные и их зря запрещают. Всё возможно.

В любом случае, всё течет, всё меняется, всё усложняется. Спорт больших достижений становится жестче, сложнее и опаснее.

И, если говорить о фигурном катании, то тут однозначно, до вершины Олимпа так просто не докатишь. Туда надо допрыгнуть и при этом, успеть сделать 4 оборота…

Ну а раз так, значит будем «разводить кузнечиков». Таких маленьких и еще совсем «зелененьких»….

Конвейер Этери Тутберидзе

Технологию штамповки олимпийских чемпионов быстрее и пока лучше всех в мире освоила Этери Тутберидзе.

Этери Тутберидзе

Господа, чтобы не было неясности. Сразу оговорюсь. Лично к Этери Георгиевне у меня никаких претензий нет. Она классный тренер. Пусть жесткий, пусть бескомпромиссный. Если, для чемпионства нужны прыжки, и если, как выяснилось, лучше прыгать получается у детей, значит, так тому и быть. Она знает, как из совсем юных спортсменок делать чемпионов.

Сагитова, Медведева, Липницкая

Вот они, наши красавицы, гордость страны, престиж страны, наш ответ….наша опора…наша слава….наша последняя надежда! Давайте, девочки, вперед на мины! А мы вас не забудем (возможно)!

Так вот, к Тутберидзе почти вопросов нет. Она просто хорошо делает свою работу. Находит «материал» и делает из него «продукт». Нехорошие слова, правда? Но, они принадлежат самой Этери Георгиевне:

«Здесь я уже только про себя могу сказать — ничего не остается, кроме как работать с тем материалом, что есть, и пытаться создать свой продукт. Я сказала сейчас специально два слова, которые могут очень не понравиться читателям – «материал» и «продукт». Но это так и есть. Та же Женя Медведева — это продукт нашей фабрики.»

Ну что же. Пусть будет «продукт». Главное, чтобы качественный, чтобы медали приносил, иначе – «брак».

Выше я сказал, что почти нет вопросов. Один все-таки есть: «Как быть вот с этим»?

«Мы очень хотим превратить спортсмена в «фигуриста западного образца» — не только прыгающего и вращающегося, но и катающегося, потому что то, чем мы занимаемся, это фигурное катание.»

Это тоже слова Тутберидзе. Золотые слова! Вот только, не получается. Или, или…

Александра Трусова — новая надежда России

На чемпионате мира среди юниоров в Софии ученица Этери Тутберидзе 13 летняя Александра Трусова чисто исполнила два четверных прыжка.  Впечатляет? Конечно, впечатляет!

Еще бы 13 летний птенчик взлетел на пьедестал с лучшим мировым показателем за всю историю фигурного катания (92,35 балла за технику в произвольной программе. Для сравнения у Медведевой в Пхёнчхане было 79,19)

Вот видео этой сенсации. Более миллиона просмотров…

 

 

Браво, Александра! Просто, браво!

Но, скажите, вам выступление в целом понравилось? Мне нет.

Ведь кроме акробатики должны быть и пластика, и плавность, и чувство музыки. Да, конечно, можно сказать, что это все к Саше со временем придет. Мол, маленькая. угловатая еще. А у меня другое мнение. Вся ее работа, все тренировки заточены именно на прыжки.

И чтобы не быть голословным, предлагаю посмотреть еще видео с того же Чемпионата мира. Ну посмотрите, как скользит Алёна Косторная. Ведь не надо быть экспертом, чтобы увидеть разницу.

 

 

Однако, скольжение медаль не принесет, нужны многооборотные прыжки. Что и показала последняя Олимпиада, когда Алина Сагитова за счет семи своих прыжков во второй части программы обошла Женю Медведеву — 2 кратную чемпионку мира и безусловную фаворитку Олимпиады в Пхенчане.

И опять же, выступление Жени в целом, лично для меня было интереснее. Вот и выбирайте. Или, или…

Мужчина – это случайно выживший мальчик.

Слышали такое выражение. Понятно, что оно просто про мальчишек-отлётов, которые без страха и упрека лезут куда не надо. Но, думаю, что это выражение можно спокойно применить и к нашим девчонкам. Только немного перефразированное:

Олимпийская чемпионка — случайно выжившая девочка

То, что, в принципе, любой вид спорта травмоопасен и без падений не бывает взлетов, понятно.

В курсе я и того, что первое, чему учат начинающих фигуристов это падать.

Но, согласитесь, что чем сложнее прыжок, тем больше этих самых падений. Давайте посмотрим еще одно видео. Та же Александра Трусова, только на Кубке России Ростелеком 2017-2018

 

 

Знаете, как-то не по себе.Сколько было таких падений у Александры, знает только она. А сколько еще будет не знает никто. Тяжелейшие нагрузки, ежедневные тренировки до потери пульса, неизбежные травмы…. Такое выдержать способен не каждый.

И не выдерживают, ломаются в прямом и переносном смысле. Просто, потому что, они еще маленькие!

Это дело родителей

Возможно, кому то покажется, что все эти переживания о здоровье совсем юных девочек — не мое дело. Есть родители, пусть они и решают.

Да и травмы — это  не аргумент! Спорт, как известно, опасен для здоровья, причем в любом возрасте.

Да, скорее всего, этот кто-то частично прав. Действительно, забота о физическом и психическом здоровье своего ребенка, в принципе, дело родителей.

Но, вот насчет второго пункта, не согласен. Травмы 13-15 летних девочек, как раз таки очень весомый аргумент.

Ну и раз спорт опасен для здоровья, то давайте применять профилактические меры!

  1. В большой спорт пускать с 18 лет
  2. На спортивной экипировке писать: «Спорт опасен для вашего здоровья», размещать фото спортсменов со сломанными конечностями
  3. Все трансляции спортивных соревнований уберем из прайм-тайма.

Какая там еще профилактика курения?

Но, главное — социальная реклама где будет рассказано про отложенный штраф организма за травмы, полученные когда-то давно (кстати, про Юрия Власова почитайте, очень показательно).

И еще. Я уже заканчивал пост, когда нашел одну статью.

Вы знаете, если всё это правда, то ну его в болото такой спорт.

Почитайте про Юлю Липницкую. Не слишком ли велика цена олимпийской медали.

Анорексия Юлии Липницкой. Показать текст

Анорексия Юлии Липницкой

Юлия Липницкая

В 6 месяцев Юлии Липницкой был поставлен диагноз энцефалопатия. Синдром нервно-рефлекторной возбудимости, гиперактивность.

До годика девочка плохо ела, просыпалась от малейшего шума, часто плакала. Успокаивалась только на руках у матери, поэтому, как говорится, “не слазила с рук”.

Массажи, которые делали специалисты из поликлиники по месту жительства и назначенные неврологами лекарства не решили проблему гиперактивности. Гиперподвижность ребенка и ее недостаточный вес Даниела Леонидовна Липницкая (мама Юлии) расценила как положительный фактор и решила, что ее дочь станет фигуристкой.

В 4 года Юлия уже занималась профессионально фигурным катанием. С 7 до 15 лет она продолжала заниматься фигурным катанием, но синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости не позволял Юлии запоминать уроки в школе. По этой причине Липницкая была на домашнем обучении, как ребенок, имеющий отставание в психическом статусе.

Отношения между Юлией и ее тренером (сейчас бывшим) были близкими до тех пор, пока Юлия не поняла, что тренер сознательно делает ее инвалидом с диагнозом анорексия, уже после того, как выиграла Олимпиаду в Сочи.

Этери Тутберидзе (тренер) понимала, что если Юлия начнет набирать вес, то ее мышцы не смогут растягиваться свободно из-за недостатка белка в них. Поэтому вступила в сговор с мамой Юли, цель которого не дать мышцам ребенка развиваться (пребывать в весе).

Этери Георгиевна договорилась с федерацией, чтобы маму фигуристки Даниелу Леонидовну включили в ее тренерский штаб с ежемесячной зарплатой. Мама варила кашки для дочери, разводила кефиром “сквизи”, вовремя укладывала Юлю спать за государственный счет. В порошке “сквизи” много клетчатки, которая дает спортсмену энергию, устраняет чувство голода, но не дает белка, необходимого для роста мышц и подавляет созревание яйцеклеток в яичниках, нарушая менструальный цикл.

После выступления в Сочи Липницкая перестала слушать тренера и свою мать, так как поняла, что они сделали ее инвалидом. Процесс анорексии у Юлии начался. Мышцы Липницкой не могли ее удержать после прыжков и скруток. Бесконечные падения во время тренировок и выступлений. Это был позор. Вчерашняя, искусственно сделанная порошком “сквизи”, героиня Олимпиады в Сочи проигрывала одно соревнование за другим, тем кто был явно ниже ее по классу.

Тогда Юлия ушла от Этери Георгиевны. Нужно было срочно начать восстанавливаться. А как? Где? Ведь лечения от анорексии нет. Юлия потратила все свои заработанные спортом деньги на восстановление своих мышц, которые испортила этим самым спортом, на трехмесячное лечение в Германии, где, скорее всего, ее “подсадили” на гормоны, стимулирующие гипофиз.

Полностью статью Вы можете почитать здесь

И теперь, возвращаясь к Александре Трусовой, скажу: «Удачи, Саша. Дай Бог тебе выжить!»

Ну и в заключении, давайте отбросим мораль…

Верните женственность в женское фигурное катание

Еще одно видео. Посмотрите, пожалуйста, и вы поймете что я подразумеваю под женственностью в фигурном катании.

 

 

Сколько красоты и грации. Сколько чувства и переживаний. Посмотрите, все свои движения Каролина пропускает через воображение, через чувства и сознание.

Она создает образ сама, в отличие от девочек, которым хореограф подсказывает как держать ручку и что должно быть во взгляде.

И при этом. великолепная прыжковая техника.

В общем, не знаю, может быть я чего то не понимаю, но мне все-таки очень хочется, чтобы фигурное катание не превратилось в спортивную гимнастику.

Так что, друзья, я обеими руками за любые меры, которые позволят вернуть в женское фигурное катание красоту, грацию, чувственность.

Удачи всем.

До скорой встречи.

С уважением, Юрий Меламуд и dahusim

 

dahusim.ru

Женское фигурное катание превращается в детский спорт? - Спорт

Издание "Спорт-Экспресс" в своем материале "Дети теснят взрослых" подробно разобрало проблему снижения возраста победительниц женского одиночного фигурного катания и возможности ввода возрастного ценза.

Если спросить любого, даже самого неискушенного зрителя, в чем на Играх-2018 Алина Загитова была сильнее Евгении Медведевой, с большой вероятностью последует ответ: "Эта очаровательная девочка в красной балеткой пачке так легко все делала...". Это самое "легко" два года назад стало определяющим и в ходе драматичного женского турнира чемпионата Европы-2016. 17-летняя Елена Радионова, проводившая второй взрослый сезон, стойко преодолевала проблемы взросления и вдруг переставших получаться прыжков.

Она исполнила обе программы на максимуме своих возможностей, но стала второй. Не помогла и трогательная история из кинофильма "Титаник", эмоционально рассказанная на льду. 16-летняя Медведева выглядела на тот момент легче и воздушнее, даже помарки не помешали ей победить. На этапах серии Гран-при сезона-2014/15 15-летняя Радионова тоже выглядела технически увереннее тех, кто был старше ее и уже начал испытывать трудности взросления, в том числе Юлии Липницкой и Грейси Голд.

Эту цепочку можно продолжать до бесконечности, дойдя до 16-летней чемпионки Солт-Лейк-Сити-2002 Сары Хьюз и 15-летней чемпионки Нагано-1998 Тары Липински. На основании этого может сформироваться мнение, что самое главное – родиться вовремя, дебютировать во взрослых соревнованиях в 15 лет и сразу же попасть на Олимпиаду, где быть легкой и худенькой. Противники такого положения дел теперь требуют установить в фигурном катании возрастной ценз в 18 лет для возможности начать взрослую карьеру.

Победу в Сочи праздновала 17-летняя Аделина Сотникова, а не 15-летняя Юлия Липницкая, которую после командного турнира впору было именовать "фигуристкой № 1". Юлия не выдержала ажиотажа, который образовался вокруг нее. А вот Сотниковой удалось перебороть все: сначала пребывание в статусе сочинской надежды, затем поражение на предолимпийском чемпионате Европы, невключение в состав участников командного турнира.

Постолимпийский сезон-2014/15 и вовсе полностью опроверг теорию, что легкость и возраст решают в женской "одиночке" все. Ведь главные титулы международных соревнований в тот год завоевала 18-летняя Елизавета Туктамышева, а не миниатюрная японка Сатоко Миахара или новичок взрослого сезона, порхающая, как бабочка, Елена Радионова.

Дальше два сезона медали всех крупных турниров легко и уверенно собирала Евгения Медведева, дебютировав на взрослом уровне в 15 лет и своей стабильностью приобретя статус непобедимой. На ее стороне, безусловно, были юность и легкость, чего не было у соперниц постарше. Но в противовес ей можно привести пример другой спортсменки – Анны Погорилой, дебютировавшей на чемпионате мира 2014 года незадолго до своего 16-летия.

Анна всегда была девушкой высокой и не выглядела миниатюрным ребенком. Другое дело, что ее карьера – это не история бесконечных успехов. В ее активе только победы на этапах "Гран-при", все остальное – вторые, третьи и четвертые места. К слову, она также начала взрослую карьеру в 15 лет, но пройти отбор на ОИ-2014 не смогла. Однако на протяжении четырех сезонов фигуристка была в составе сборной и не выпадала из обоймы топ-фигуристок.

rus.postimees.ee

Как возрастные ограничения | Большой спорт — журнал Алексея Немова

Серебряный призер чемпионата мира – 2012 Алена Леонова имеет в своем послужном списке звание чемпионки мира среди юниоров, но золото на чемпионате России ей не удавалось завоевать еще ни разу. Более того, в сборную страны она попадала после пятого места на национальном первенстве. Все дело в том, что в фигурном катании действуют достаточно строгие правила по допуску спортсменов на чемпионаты мира и Олимпиады.

Золотую медаль на проходившем в Лозанне чемпионате мира 1997 года завоевала 14‑летняя американка Тара Липински. Ее катание было скорее детским, нежели женским. Юная Тара, дебютировавшая на чемпионате мира годом раньше (в Эдмонтоне она была только 15‑й), искренне радовалась выполненным прыжкам, не считаясь при этом со звучащей музыкой. Сами прыжки Липински исполняла технически не безупречно, но судьи все прощали этой бесшабашной девчонке.

КАЗУС ЛИПИНСКИ

Однако, в отличие от тренеров, функционеры Международного союза конькобежцев (ISU) забили тревогу. У них перед глазами был печальный опыт спортивной гимнас­тики, из которой исчезли грация и красота. Вместо этого зрителям приходилось наблюдать, а судьям – оценивать элементы на грани риска в исполнении крохотулек, не ведающих порой, что творят.В результате в правила фигурного катания был внесен пункт о том, что к участию в чемпионатах мира и Олимпиадах допускаются только взрослые спортсмены, которым на момент начала сезона исполнилось 15 лет. Липински к победным Играм‑1998 этого рубежа достигла, но отметим важный нюанс: в Нагано она приехала уже опытной и авторитетной фигуристкой, имевшей за плечами два чемпионата мира, включая «золотой».

Американские юристы, преуспевшие в защите интересов своих клиентов (они даже уличенных в применении допинга чемпионов умудряются отстоять), сумели добиться режима наибольшего благоприятствования и для победительницы следующей Олимпиады Сары Хьюз. Ей к старту в Солт-Лейк-Сити исполнилось 16, но за плечами были уже три чемпионата мира. На них Хьюз стартовала как призер юниорских мировых первенств. Неизвестно, рискнул бы Олимпийский комитет США включить не имевшую международного опыта Сару, ставшую лишь бронзовым призером национального чемпионата, в состав команды на Игры‑2002.После завершения женских соревнований едва сдерживавшая слезы Ирина Слуцкая говорила о том, что жизнь несправедлива. Она готова была достойно принять поражение от Мишель Кван, но не от «выскочки» Хьюз, техника которой была лишь чуточку лучше, чем у Липински.

Ни Слуцкой, ни Кван так и не удалось подняться на высшую ступень олимпийского пьедестала, хотя они прожили в фигурном катании долгую жизнь. В отличие от юных американских чемпионок. Липински сразу же после триумфа в Нагано объявила об уходе в профессиональное шоу, а затем сосредоточилась на карьере в кино и на телевидении, где кроха ростом 150 см оказалась востребованной. Хьюз и вовсе повесила коньки в домашний музей и пошла учиться на врача. В Америке они зарабатывают больше, чем звезды шоу Ильи Авербуха.

БАРЬЕР ДЛЯ АЗИАТОК

Правило же о допуске призеров юниорских чемпионатов мира на взрослые соревнования до достижения ими возрастного ценза после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити отменили. На Игры в Турине поехала только «старая гвардия» во главе со Слуцкой и Кван и не попали чемпионка и вице-чемпионка юниорского ЧМ‑2005 – японка Мао Асада и кореянка Ю‑На Ким.Особенно обидно это было для Асады, которая в тот сезон была чертовски хороша. На этапах Гран-при она обыграла будущих призеров Турина Шизуку Аракаву и Сашу Коэн, а в финале этой престижной серии – непобедимую дотоле в олимпийском сезоне Слуцкую. Руководители Олимпийского комитета Японии предприняли массу усилий, чтобы Асада смогла выступить на Играх, но руководство ISU было непреклонно.

На чемпионатах мира Мао смогла дебютировать только в 2007‑м, а первой для нее Олимпиадой стала состоявшаяся в Ванкувере. К этому времени примой мирового льда стала Ю‑На Ким. Ей также не хватило двух с половиной месяцев, чтобы выступить в Турине. Хотя вряд ли на Олимпиаде‑2006 кореянка поразила бы мир. Глядя на выступления этой фигуристки в Ванкувере, где она показала абсолютно лучшие за всю историю судейства по новым правилам результаты в короткой и произвольной программах, многие мысленно аплодировали функционерам ISU за принятие возрастного ценза. Ведь Ю‑На Ким продемонстрировала не только сложнейшие программы, безупречно исполненные технически, но и с истинно женской грацией осознанно воплощенные образы. Наблюдать за ней было куда приятнее, чем за Липински в Нагано или Хьюз в Солт-Лейк-Сити.

ЧУДО С КОСИЧКАМИ

Первым юным дарованием, стремительно ворвавшимся в мир фигурного катания, следует признать Елену Водорезову. Ее, как и гимнастку Ольгу Корбут, называли «чудом с косичками». В 12 лет ученица Станислава Жука выиграла чемпионат СССР среди юниоров и турнир на призы газеты «Московские новости». Водорезова просто поразила специалистов исполнением технически сложных элементов. Руководство федерации не побоялось заявить столь юную спортсменку для участия в чемпионате Европы 1976 года. Собственно, функционеры ничем и не рисковали. В ту пору женское фигурное катание было «отстающим» видом в СССР. Водорезова стала первой отечественной спортсменкой, поднявшейся на пьедестал на чемпионатах Европы и мира.

Первой олимпийской чемпионкой в одиночном женском катании стала Медж Сайерс, завоевавшая титул в 1908 году. На тот момент англичанке было 27 лет, и она до сих пор остается самой возрастной обладательницей титула – все последующие золотые медалистки Игр были моложе

Она продолжала делать упор на сложные прыжки, первой в мире исполнив три тройных прыжка в произвольной программе и тройной ритбергер на ЧМ‑1978. На Олимпиаде в Инсбруке Елена включила в произвольную программу три тройных прыжка, и только большое отставание после исполнения обязательных фигур, которое при старой системе отыграть было практически невозможно, не позволило Водорезовой занять место выше 12‑го.При этом американское телевидение, демонстрировавшее только выступления фигуристок из сильнейшей разминки, сделало исключение для прокатов советской спортсменки в короткой и произвольной программах. Ну не показывать же было Беатрикс Шубу из Австрии, которая создавала колоссальный задел при вычерчивании фигур и с трудом справлялась с двойными прыжками! Еще дальше пошло японское телевидение, которое приехало в Москву снимать чемпионку в домашних интерьерах. После этого семья Водорезовых перебралась наконец из коммуналки в отдельную квартиру.Карьера Елены прервалась на взлете. Она ушла из большого спорта в 21 год, причем перед этим два сезона практически не выступала из-за болезни. Врачи диагностировали у фигуристки полиартрит, который, увы, не поддается лечению. Жук перестроил тренировочный режим на щадящий график, но надеяться на прогресс в результатах уже не приходилось. Лебединой песней Водорезовой стало 8‑е место на Олимпиаде‑1984 в Сараеве.

ЧЕМПИОНКА ИЗ 6 «А»

О «девочке с косичками» очень часто вспоминали в кулуарах чемпионата России 2009 года, который проходил в декабре 2008‑го в Казани. Вписать национальный отбор на чемпионат Европы в январский график удается крайне редко, вот и проводят его досрочно. В столице Татарстана «девочек с косичками» было несколько, а золото завоевала 12‑летняя Аделина Сотникова, ученица Елены Германовны Буяновой (такую фамилию носит сейчас вышедшая замуж Водорезова) и любимица Татьяны Анатольевны Тарасовой.Обилие юных участниц стало в последние годы отличительной чертой чемпионатов России. Так сложилось, что фигуристок, отвечающих возрастному цензу ISU, в нашей стране практически не осталось. В Казани в кулуарах велись бурные дискуссии. Одни утверждали, что нельзя допускать детишек с их неокрепшей психикой и несформировавшимися фигурами на взрослые соревнования. Сторонники этой идеи парировали: все три 12‑летние спортсменки, выступавшие на чемпионате России, отобрались на него по спортивному принципу, показав хорошие результаты на этапах Кубка страны.

Вопросов о том, почему Сотникова и Елизавета Туктамышева в Казани оказались выше взрослых фигуристок, ни у кого не возникло. Отрыв чемпионки и завоевавшей серебро ученицы Алексея Мишина от бронзового призера составил более десяти баллов. Кстати, бронзовым призером стала тогда Катарина Гербольдт, не выдержавшая впоследствии конкуренции с юными дарованиями и ушедшая в парное катание.

В Казани 12‑летние триумфаторы национального чемпионата поразили всех не только своими выступлениями, но и умением держаться на публике. В общении с репортерами они и футболистам сборной России фору уже тогда могли дать. Сотникова с увлечением рассказывала, что учится без троек в 6 «А» и даже иногда отпрашивается у тренера на важные контрольные. Аделина поведала и об отце, который работал в московской милиции. Даже уточнила, что не офицером, а начальником.Туктамышева вообще изложила две версии своего прихода в фигурное катание, уверенно объяснила свои технические помарки и разъяснила несведущим сложный замысел собственных программ. Опытные тренеры с самого начала стремились ставить «взрослые» композиции. Та же Сотникова впервые стала чемпионкой России, показав в произвольной программе интереснейший вариант «Лебединого озера». По словам Буяновой, задачи слепить из 12‑летней девчушки Одетту-Одиллию не было. Просто хотели привить Аделине любовь к классике и сделать программу органичной, а не состоящей из прыжков и перебежек между ними.

На следующих чемпионатах России уже ни у кого вопросов о нарушении возрастного ценза ISU не возникало. Вслед за Сотниковой и Туктамышевой вмешалась во взрослые «разборки» Юлия Липницкая, завоевавшая серебро на последнем чемпионате России в Саранске. Ее дебют на взрослом уровне также оказался достойным: Юлия стала участницей финала Гран-при в Сочи. Это право она завоевала, дважды оказавшись в числе призеров этапов престижной серии. Вот только составить конкуренцию в борьбе за место в олимпийской команде ученице Этери Тутберидзе не удастся. Возрастной ценз для этапов Гран-при ниже, чем для чемпионатов мира и Олимпиад. Дебютировать на Играх Липницкая сможет только в Пхенчхане в 2018‑м, когда ей исполнится 19.

«ДОЖИТЬ» ДО ПЬЕДЕСТАЛА

Мэтр отечественной тренерской школы профессор Мишин утверждает, что именно его ученица Туктамышева стала локомотивом, который тянул отечественное женское фигурное катание в последнем олимпийском цикле. «Большинство фигуристок осваивают тройные прыжки к 16–17 годам, – поделился своими мыслями с автором этих заметок Мишин. – Туктамышева, Сотникова, а затем и Липницкая к этому возрасту уже смогут выйти на качественно иной уровень. Они ничего не боятся, а главное – усваивают правильную технику. Соревнуясь со взрослыми, они приобретают и необходимый опыт».

Профессор настойчиво подчеркивал, что сейчас девчонки взрослеют рано. Он даже обращался к президенту ISU Оттавио Чинкванте с предложением снизить возрастной ценз для участия во взрослых международных соревнованиях и одновременно ужесточить его для юниорских. Ну какие, к черту, 18‑летние фигуристки – юниорки? Предложение не прошло.

На аргументы Мишина есть одно очень сильное возражение, с которым, в принципе, согласен и сам мэтр. Никто не может спрогнозировать, как вырастут во всех направлениях через три-четыре года блеснувшие в 12 лет на чемпионатах России фигуристки. Не говоря уж о том, как отразится на них груз ответственности и как трансформируется техника. Ведь та же Сотникова после победного дебюта на национальном первенстве не смогла даже попасть на пьедестал на чемпионате России 2010 года, проходившем, естественно, в декабре 2009‑го в Санкт-Петербурге. На ступеньку ниже по сравнению с прошлым сезоном опустилась и Туктамышева, а золото и сереб­ро завоевали вполне сформировавшиеся как женщины и как спортсменки Ксения Макарова и Алена Леонова.

Представительницы СССР или России ни разу не становились олимпийскими чемпионками в женском одиночном катании. Более того, в этом виде программы у нашей страны всего три медали – серебряная Ирины Слуцкой в 2002 году, а также бронзовые той же Слуцкой в 2006-м и Киры Ивановой в 1984-м

Как раз в этом сезоне у Сотниковой и Туктамышевой, не претендовавших на поездку в Ванкувер, был период «взросления». Два следующих чемпионата России Аделина выиграла, но при этом первым номером взрослой сборной по-прежнему оставалась Леонова. Во время ЧМ‑2012 в Ницце, где Алена стала серебряным призером, она четко сформулировала свое кредо: «Глупо стремиться соревноваться с юными девчонками в сложности программ. Нужно демонстрировать свои лучшие качества, подчеркивая женственность и умение воплотить на льду сложные образы».

Подросшие и повзрослевшие Аделина и Елизавета тоже к этому стремятся. Как и две Полины, Коробейникова и Шелепень, соперничавшие с Сотниковой и Туктамышевой еще на юниорском уровне. Главные опасения специалистов не сбылись. Наши «девочки с косичками» не вымахали до баскетбольного роста и не приобрели комплекцию борцов сумо. Сохранили они и поставленную в детстве мэтрами технику. Вот только те сложнейшие программы, которые они исполняли в 12–13‑летнем возрасте, не задумываясь о необходимости воплотить образы, в 15–16 лет исполняются уже по-другому. Только еще не так, как делают это лучшие фигуристки мира в свои 20.Да что там в двадцать! Действующей чемпионке мира Каролине Костнер выйти на такой уровень удалось в 25 лет. Время «девочек с косичками» ушло. Возможно, для олимпийских перспектив России в Сочи это и не очень хорошо. Ведь Липницкая, пожалуй, самая талантливая из юной поросли российских фигуристок. Такой растяжки, музыкальности и понимания замысла программ не было в ее возрасте, пожалуй, даже у Сотниковой с Туктамышевой.

Только «бодаться» с ISU, отстаивая исключение из правил, никто из спортивных юристов России не собирается. Да и конкуренция за место в олимпийской сборной в женском фигурном катании сейчас высочайшая. Одной из главных интриг предстоящего чемпионата России – 2013, который состоится, как вы уже догадались, в декабре 2012‑го на олимпийской арене в Сочи, будет дуэль поколений: юные и уже авторитетные, по крайней мере среди российских арбитров, дарования Сотникова и Туктамышева против «старушек» с олимпийским опытом Леоновой и Макаровой.

Первой уже – страшно подумать! – 22, второй в декабре исполнится 20. Макарова даже заявила, что после олимпийского, а возможно, и после нынешнего сезона пойдет по стопам Хьюз. Правда, учиться в американском университете Ксения собирается не на врача, а на криминалиста.

www.bolshoisport.ru

Чемпионки на сезон. Что происходит в нашем женском фигурном катании

V4x3 m 1522145861486 Лучшие российские фигуристки последних четырех лет (и что с ними случилось)

Провал на ЧМ-2018 в Милане Алины Загитовой, всего месяц назад выигравшей золото Пхенчхана, заставляет задуматься: что же происходит в нашем женском фигурном катании?

Была Липницкая – стала Сотникова.

Была Туктамышева – стала Медведева.

Только что «поверх» Медведевой появилась Загитова – и опять. Уже в ее долговечности теперь приходится сомневаться.

Это что за калейдоскоп? Русский конвейер «одноразовых чемпионок»?

ПОДРОСТКИ ПРЫГАЮТ ЛУЧШЕ ВЗРОСЛЫХ

Сомневаться в диагнозе не приходится. Сухая подборка фактов о семи российских фигуристках, завоевывавших медали на Олимпиадах, ЧМ и ЧЕ в последние пять лет, свидетельствует: на вершине им удавалось держаться примерно один год. Кому-то побольше, кому-то поменьше, но это уже подробности. И у всех – подчеркиваю, абсолютно у всех – вслед за пиком наступал неизменный спад. Вплоть до полной спортивной недееспособности и досрочного завершения карьеры.

Основная причина тут понятна – женская физиология. Еще с прошлого века в гимнастике обнаружили, что субтильные девочки-подростки способны крутить сальто в максимальных количествах и любых направлениях (на брусьях или на льду – вопрос вторичный, кому что нравится) куда лучше повзрослевших и раздавшихся во все стороны дам.

V4x3 m 1521883201960 Не повторит ли Загитова судьбу Липницкой? Колонка Юрия Цыбанева

Фигурное катание «догнало» гимнастику с определенной задержкой, хотя первые примеры здесь тоже имели место еще в ХХ столетии – и, кстати, отнюдь не в России. Чемпионки Лиллехаммера-1994 и Нагано-1998 соответственно Оксана Баюл (Украина, 16 лет) и Тара Липински (США, 15), выиграв олимпийское золото, сразу уходили на заработки в профессиональные шоу. Да, формально мы не знаем, что получилось бы, останься они в «любительском» спорте, но факт, тем не менее, налицо.

И потом, в 90-е зависимость побед в женском катании от прыжков (то есть, от той самой, «подростковой» акробатики) еще не была столь очевидной, как сегодня. Откуда, собственно, взялись два триумфальных сезона Евгении Медведевой? Конечно, от ее умения пачками штамповать тройные прыжки всех видов, с железной стабильностью впечатывая конек в лед на приземлении без малейшего недокрута. Без этого «скелета» никакие суперпродвинутые и суперобразные постановки никакого золота бы не принесли.

Потом, в прошлом году, появилась Загитова, прыгающая еще лучше, и в те же 15 лет (именно таков действующий лимит для допуска к «взрослым» соревнованиям) отобрала у Медведевой все титулы. А после Игр в Пхенчхане за несколько недель выросла на три сантиметра и… моментально провалила миланский ЧМ в минувшие выходные.

ПОКА МЕДВЕДЕВА – САМАЯ КРЕПКАЯ

Из списка «коротко вспыхивавших» российских звезд большинство, как и Загитова, пострадали от роста своего организма. Юлия Липницкая, Елизавета Туктамышева, Елена Радионова… Медведева, правда, толком не растет и не толстеет, но ее судьба «спортивной чудо-девочки» настигла с другого боку: осенью прошлого года обнаружилась трещина в стопе. Молодая человеческая кость просто устала от бесконечных столкновений с твердой гладью льда на бесконечных соревнованиях и тренировках.

V4x3 m 1519668808864 Евгения Медведева: Олимпиада – как компьютерная игра, а ты выполняешь миссию

Кстати, Медведева – единственная, кому за период «начиная с Сочи» удалось продержаться на вершине больше двух лет. И дай бог, на пьедесталы она еще вернется – как, возможно, и Загитова. Но на подходе уже армия новых прыгучих юниорок, во главе с 13-летней Александрой Трусовой, которая только что на юниорском ЧМ выдала в произвольной программе два четверных и получила техническую оценку, о которой ни Загитова, ни Медведева со всеми их мировыми рекордами никогда даже не мечтали.

По нынешним правилам Трусова должна прийти во «взрослые» соревнования через полтора года, осенью 2019-го. Если, конечно, останется такой же «вертушкой», как сейчас. Посмотрев видео ее «четверного» проката на юниорском ЧМ-2018 в Софии, я был поражен не столько прыжками юной россиянки, сколько ее габаритами. 148 сантиметров роста, а вес – ну, я даже не знаю… Если на глазок, то килограммов 30, если не меньше. Навсегда такой она, понятно, не останется – и слава богу. Выходит, еще одна «чемпионка на год-другой»? Или вообще на несколько месяцев?..

ГУМАНИЗМ ПРОТИВ УСПЕХА

Кто-то наверняка спросит: а как на сей счет обстоят дела с «ненашими»? Отвечаю: тут есть специфика. Дело в том, что азиатские фигуристки по молодости растут вверх-вширь гораздо меньше неазиатских. А судя по результатам соревнований последних лет скоро в мировой женской элите этого вида спорта кроме Азии и России никого не останется. Из 20 первых мест в зачете последнего юниорского «Гран-при» девять занимают наши, а еще девять – японки с кореянками. Кстати, обратите внимание на уже ставшее реальностью «азиатское засилье» в еще более прыжковом мужском катании. В него вполне вписываются как двукратный олимпийский чемпион из Японии Юдзуру Ханю, так и «паспортный» (но отнюдь не генетический) чемпион мира-2018 из США Нэйтан Чен.

V4x3 m 1521920684291 Россия на ЧМ в Милане: худший результат с 2011 года

Готовить одну юную девочку за другой, чтобы каждый год-два по очереди «выкидывать» их на обочину в пользу новых – безнравственно и жестоко? Х-м, вопрос не такой уж простой. В конце концов, стать чемпионкой мира или Олимпийских игр никто никогда и никого (пусть и в 15 лет) насильно не заставит. Человек должен очень сильно хотеть этого сам. И потом, даже в случае раннего схода все они – известные, успешные, обеспеченные люди. Хочешь – катайся в шоу, хочешь – иди на ТВ или становись тренером. Тебя же все знают.

И все-таки в последнее время идет много разговоров о том, что возрастной ценз для юниорок скоро могут ужесточить. Скажем, лет до семнадцати. Если это произойдет, то наследницы Юлии Липницкой и Алины Загитовой избавятся от страшных переживаний, связанных с потерей своего недолгого спортивного величия. Наверное, это гуманно.

Правда, у России в этом случае станет ощутимо меньше спортивных побед. Интересно, согласилась бы Липницкая пожертвовать своим триумфом в Сочи ради более длинной, но вряд ли столь же успешной карьеры?..

www.sovsport.ru

Обязательный элемент женского и парного фигурного катания. Разновидности и особенности

Многие поклонники этого элегантного вида спорта пытались заглянуть в его историю.Хотя на побережье Буга неоднократно находили обувь для катания на льду (сделанную предположительно из костей), исторической родиной фигурного катания принято считать Голландию. Некоторые исследователи убеждены, что именно здесь появились на свет первые коньки из железа. С того времени это прекрасное зимнее развлечение стало развиваться как полноценный вид спорта.

Разновидности катания на льду

В начале девятнадцатого века фигурным катанием преимущественно занимались мужчины. Это были одиночные выступления, которые, скорее, напоминали бег, чем катание. Удивительно, что женские индивидуальные выступления стали появляться значительно позже. Однако большинство зрителей сошлось во мнении, что в исполнении девушек скольжение на льду куда более изящно. Так почему бы не объединить спортсменов? Вот так и зародилось парное фигурное катание.

Поддержки - обязательный элемент женского и парного фигурного катания. И по сей день этот вид замечательный вид спорта имеет три основных вида:

  • женское;
  • мужское;
  • парное катание.

Обязательный элемент женского и парного фигурного катанияНа сегодняшний день — это один из самых красивых и сложных видов спорта. Выполнить некоторые его элементы не в силах даже все профессионалы. Однако существует обязательная программа для всех фигуристов. Уровень соревнований определяет, насколько сложными будут те или иные элементы.

Каждый элемент женского и парного фигурного катания особенный

Например, "спираль" - это обязательный элемент женского и парного фигурного катания. Этот трюк не является самым сложным, однако все же требует подготовки, в том числе упражнений без коньков. Необходимыми составляющими катания также являются всевозможные шаги, прыжки и вращения. поддержки в фигурном катании (элементы)С помощью первых фигурист перемещается по льду и соединяет два или больше элемента. "Спирали" исполняют следующим образом: одна нога находится на льду, а вторая в воздухе. В зависимости от положения и позиций ног выделяют несколько разновидностей этого элемента. Примечательно, что для того, чтобы трюк засчитали, в позиции нужно находиться не менее 7 секунд.

"Вращения" - ещё один обязательный элемент женского и парного фигурного катания (техника самая разнообразная). Они могут быть выполнены в положении стоя, сидя и даже в воздухе. "Ласточка" также является удобной позицией для вращения. Прыжки в этом виде спорта разделены на два вида, в зависимости от исполнения: носковые и реберные. В обязательную программу некоторых сложных соревнований входят «Аксель», «Лутц», «Флип», «Тулуп», «Сальхов». «Риттбергер» также обязательный элемент женского и парного фигурного катания. Название свое трюки часто получают в честь знаменитых фигуристов или тренеров, придумавших данный элемент. Называют своими именами также поддержки в фигурном катании (элементы и трюки).

Некоторые особенности и преимущества

Безусловно, эти трюки могут выполнить только хорошо подготовленные профессиональные фигуристы. Но понять технологию и механику любого элемента может даже человек, не стоявший никогда на льду. Законы физики являются основным ключом к пониманию всех сложностей фигурного катания.обязательный элемент женского и парного фигурного катания (название)Примечательно, что от бега на коньках катание на льду отличается сильной эстетической стороной. На это не только красиво смотреть со стороны, тот или иной обязательный элемент женского и парного фигурного катания делает упор на определенные группы мышц, в результате чего фигура спортсмена становится красивой и подтянутой. Это вид спорта требует идеальной осанки и к тому же музыкального слуха, так как катание на льду часто сопровождается музыкой.

Фигурное катание для тех, кто любит труд и упорство

Большинство, кто решил взяться за этот утонченный вид спорта, нисколечко ни жалеют об этом. Но стоит признаться в том, достичь каких-либо результатов можно лишь благодаря железной силе воли и постоянному упорству. Тем, кто все-таки решился связать свою жизнь с острыми лезвиями коньков, стоит сказать, что существенную роль на пути к успеху играет инвентарь. Безусловно, поначалу не всем под силу купить профессиональную обувь для катания, однако со временем это все же нужно сделать.Обязательный элемент женского и парного фигурного катания (техника)Это прекраснейший вид спорта, который дарит массу положительных эмоций и огромный заряд бодрости. Те успехи, которые ждут впереди, стоят любых затраченных на тренировках усилий.

fb.ru