Женское одиночное фигурное катание. Фигурное катание одиночное
Основные виды фигурного катания
Фигурное катание – сложнокоординационный спорт, в нем необходимо иметь такие качества, как трудолюбие, артистизм и хорошее чувство музыкального такта. Современное фигурное катание для взрослых и детей включает:
- мужское одиночное катание;
- женское одиночное катание;
- парное фигурное катание;
- спортивные танцы;
- групповое синхронное катание.
Тонкости выступлений
Одиночное фигурное катание подразумевает то, что спортсмен должен уметь выполнять следующие элементы:
- все виды шагов;
- спирали;
- вращения;
- прыжки.
Но важно также не просто выполнять все это, но и уметь артистично преподнести свои навыки.
Парное катание похоже на одиночное (в нем есть также шаги, спирали, прыжки), но кроме этого, парное катание имеет и элементы, которые могут быть выполнены только во время выступления парой: поддержки, выбросы, совместные и параллельные вращения, тодесы, подкрутки.
Главным для фигуристов является создание впечатления единого целого при сохранении синхронного исполнения.
Спортивные танцы на льду отличаются от парного катания тем, что спортсменам нельзя разъединяться на длительный промежуток времени, кроме этого, во время подготовки выступления акцент делается на шаги, музыку и на то, как спортсмены будут выглядеть. Благодаря этим характеристикам зрелищность спортивных танцев намного выше, чем например у одиночного или парного катания.
Синхронное катание, пожалуй, еще более зрелищный вид фигурного катания, ведь команда состоит из 16-20 человек (как мужчин, так и женщин), которые представляют единое целое. Из-за большого количества участников, некоторые элементы во время выступления выполнять строго запрещено, но вместо этого команда обязательно должна выполнить ряд других движений, которые характеры только для синхронного катания, таких как: круг, колесо, линия, блоки, пересечения.
Никогда не поздно
Мысль о том, что научиться кататься на коньках можно только в том случае, если начать еще в раннем детстве, является ошибочной. Как говорится, учиться никогда не поздно. В самом начале пути,который ведет к достойному владению техникой фигурного катания, стоит воспользоваться помощью тренера. В спортивных школах можно найти группу для занятий, в том числе и фигурное катание для начинающих взрослых. В такой группе любому взрослому, который только начинает заниматься фигурным катанием, будет комфортно.
sport-trening.ru
Женское одиночное фигурное катание - это... Что такое Женское одиночное фигурное катание?
Женское одиночное фигурное катание — дисциплина фигурного катания.
История
Первые шаги
В XIX веке соревнования среди женщин не проводились, и согласно первым Правилам ИСУ 1897 г. участвовать они могли только в соревнованиях пар, состоящих из мужчины и женщины или из двух женщин.
В 1901 году ИСУ, под давлением общественности, в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Мэдж Сайерс (англ. Madge Syers-Cave), а с 1906 года стал проводить отдельные чемпионаты мира и среди женщин. В 1906—1907 чемпионкой мира становилась Сайерс, а в 1908—1914 больших достижений добилась венгерская школа, чемпионками становились Лили Кронбергер (Lily Kronberger) и Опика фон Мерай-Хорват (Opika von Meray-Horvath). Основное внимание уделялось многочисленным обязательным фигурам (по 6 на каждой ноге, всего 12), в произвольной программе выполнялись одинарные прыжки, из вращений делались только волчок и вращение стоя.
После Первой мировой войны
После Первой мировой войны женское одиночное катание возглавила Херма Планк-Сабо (Herma Plank-Szabo) из Австрии, а затем её сменила норвежская фигуристка Соня Хени, она выигрывала все чемпионаты мира, Европы и Олимпиады в 1927—1936 и выполнила первой среди женщин одинарный аксель.
В конце 1930-х годов женщины стали выполнять двойные прыжки, стали более разнообразными вращения. Первой сделала двойной прыжок (сальхов) в 1937 году англичанка Сесилия Колледж (Cecelia Colledge), которая ввела в фигурное катание заклон (layback spin) и вращение в ласточке (camel spin), а также заложила в английской школе традицию создавать преимущество за счёт очень качественных обязательных фигур. С 1936 года в чемпионатах мира стали участвовать французские фигуристки, в том числе легендарная Жаклин Водеран (Jaqueline Vaudecran), ставшая впоследствии великим тренером.
После Второй мировой войны американки и канадки, не остановив на время войны, как европейцы, развитие своих школ (напр. канадка Б.-А. Скотт первой сделала двойной лутц в 1942), стали соревноваться с европейскими фигуристками на равных. В 1949—1950 чемпионкой мира стала легендарная чехословацкая фигуристка Алена Врзанёва (чеш. Alena Vrzáňová), впервые среди женщин исполнившая двойной аксель. В 1951 за счёт идеальных обязательных фигур чемпионат мира сумела выиграть англичанка Женетт Альтвегг (Jeanette Altwegg), а в 1952 — представив исключительно гармоничную и оригинальную произвольную программу на музыку Мусоргского и Грига — француженка Жаклин дю Бьеф (Jacqueline du Bief), ученица Ж. Водеран.
Однако затем на долгие годы в женском одиночном катании воцарились американки, лишь иногда уступая представительницам Европы. Вначале Тенли Олбрайт (Tenley Albright), затем Кэрол Хейсс (Carol Heiss, выигрывала в 1956—1960), и целый ряд других, провозглашали чёткий однообразный стандартный стиль — очень высококачественно исполненные технические элементы, гибкость, пластичность, с эффектной хореографией и постановками программ в точном соответствии с правилами, практически всегда исполняемых под популярную классическую музыку, крайне редко исполняя рекордные прыжки или оригинальные новые элементы. Особенно утвердил этот стиль тренер Карло Фасси (Carlo Fassi), его ученицы Пегги Флеминг (Peggy Fleming) и Дороти Хэмилл (Dorothy Hamill) выигрывали Олимпиады 1968 и 1976 соответственно. В 1990-е годы продолжили этот стиль олимпийская чемпионка 1992 Кристи Ямагучи (Kristi Yamaguchi), Мишель Кван (выигрывала чемпионаты мира 1996, 1998, 2000, 2001 и 2003) и др. Причём когда Олимпиады выигрывали неамериканские фигуристки, ИСУ несколько раз менял систему судейства (летом 1972 года понизил «вес» обязательных фигур, а летом 1980 года изменил систему подсчёта, подсчитывая сумму не оценок, а очков).
В 1959 году фигуристка из Чехословакии Яна Мразкова (Jana Mrazkova) первой среди женщин выполнила тройной прыжок (сальхов), однако на крупных соревнованиях одиночницы по-прежнему выполняли лишь двойные прыжки, лидеры включали двойной аксель.
Ещё в 1949 первый чемпионат ГДР среди женских пар выиграли Ютта Зайферт (впоследствии Мюллер) и Ирене Зальцманн, это малоизвестное событие привело затем к появлению двух выдающихся тренеров (Зальцманн перешла в парное катание). Ютта Мюллер утвердила новаторский спортивный атлетичный стиль, в котором тем не менее раскрывала и художественные, артистические способности фигуристок. Её ученица (и дочь) Габи Зайферт (Gabriele Seyfert) выигрывала чемпионаты мира в 1969—1970, впервые исполнила тройной риттбергер в 1968, другая ученица Соня Моргенштерн (Sonja Morgenstern) первой чисто сделала на чемпионатах мира тройной прыжок (сальхов) в 1971, Анетт Пётч стала олимпийской чемпионкой в 1980, наконец вершины в женском одиночном катании достигла Катарина Витт, олимпийская чемпионка 1984 и 1988 гг., с гармоничными программами, идеальными техническими элементами, в высоком стиле. Чемпионкой Европы стала в 1990 и Эвелин Гроссман.
Оставила след в истории француженка Николь Асслер, обладавшая уникальными по технике вращениями (особо — в волчке и стоя), исполнявшая показательный номер на музыку «Рябинушка», практически целиком состоящий из вращений. 5-кратной чемпионкой Европы (1991—1995) стала Сурия Бонали, уделявшая особое внимание рекордно сложным прыжкам и впервые включившая в произвольную программу четверной тулуп и каскад тройной лутц — тройной тулуп (выполнявшиеся с небольшим недокрутом).
Фигуристкой, выполнявшей обязательные фигуры с высочайшим качеством, стала Беатрис Шуба из Австрии, последней получившая оценку выше пяти баллов за фигуры (1972).
С 1980-х годов японский тренер Матико Ямада уделяла внимание исключительному техническому качеству программ, включала рекордно сложные прыжки. Её ученица Мидори Ито первой среди женщин сделала прыжок в три с половиной оборота аксель (1988), каскад из двух тройных прыжков (тулупов, 1982) и шесть разнообразных прыжков в одной произвольной программе (1989), за что на чемпионате мира 1989 года получила пять оценок 6,0 за технику, став чемпионкой мира. Прыжок в три с половиной оборота выполнили также Юкари Накано (Yukari Nakano) (2002) и Мао Асада (Mao Asada) (2004), последняя первой сделала его в каскаде (с двойным тулупом). Первой исполнила чисто четверной прыжок (сальхов) Мики Андо (2002). Олимпийской чемпионкой в 2006 стала Сидзука Аракава.
Периодически появляются интересные фигуристки и в Канаде. Лучшие вращения в 1982-84 г демонстрировала Кей Томсон, она же единственная из всех в эти годы делала тройной лутц.
Швейцарская школа фигурного катания выделяется исключительно техничными вращениями со сложными оригинальными позициями, точной центровкой, огромным количеством оборотов и скоростью вращения. Вращения с захватом ноги исполняла в 1974 Карин Итен (Karin Iten), идеального качества добилась Дениз Бильманн (за что вращение назвали в её честь), отличались также Натали Криг (Nathalie Krieg) и Люсинда Ру (Lucinda Ruh). Бильманн первой исполнила и тройной лутц (1978).
Исключительной эмоциональностью и качеством элементов отличалась Оксана Баюл, исполнившая одну из лучших коротких программ в истории на Олимпиаде-1994.
СССР
После долгого отставания, наконец вырвались в лидеры и советские одиночницы. Тренер Станислав Жук, развивал художественно-атлетический стиль, присущий советской школе, его ученица Елена Водорезова в 12-летнем возрасте в 1976 впервые в мире выполнила два уникальных, рекордных элемента: каскад двойной флип с тройным тулупом (во-первых, это был первый в истории фигурного катания прыжок «флип» в каскаде с тройным прыжком, во-вторых, первый тройной прыжок в каскаде среди женщин, причём тройной шёл вторым по очереди, в-третьих, первый тройной прыжок в короткой программе женщин) и три тройных прыжка в одной произвольной программе (впервые среди женщин). Именно после Водорезовой лидеры стали включать в программы 2-3 тройных прыжка (на Олимпиаде-1976 лидеры, в том числе Хэмил, обошлись только двойными).
Добилась успехов и другая ученица Жука Анна Кондрашова, стиль которой был более музыкальным и пластичным. В 1984 году Кондрашова стала первой советской фигуристкой завоевавшей «серебро» на чемпионате мира После серии неудач вышла в лидеры мирового женского одиночного катания Кира Иванова, тренировавшаяся в школе Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, в 1985—1988 Иванова получала большое преимущество в обязательных фигурах, освоила три разных тройных прыжка. Становилась призёром европейских чемпионатов ученица Игоря Ксенофонтова Наталья Лебедева.
После смены поколений в российской школе Елена Водорезова вывела в лидеры Ольгу Маркову, обладавшую уникальным «хрустальным» стилем с исключительными по технике и красоте скольжением, спиралями и вращениями. Ученица Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, Мария Бутырская, большое внимание уделявшая представлению программ, в драматическом эмоциональном стиле, стала первой российской чемпионкой мира (1999), в том числе исполнив каскад тройной тулуп — ойлер — тройной сальхов. Наконец, выдающаяся российская фигуристка Ирина Слуцкая дважды выиграла чемпионат мира (2002 и 2005) и семь раз чемпионат Европы, первой в мире исполнила каскад тройной лутц — тройной риттбергер (2000), в последние годы добившись максимально сложных спиралей и вращений, трижды выполняя вращение бильманн в произвольной программе.
Структура соревнований
Соревнования по женскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участниц набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсменки (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причем последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменок. Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.
В прошлом формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.
До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.
См. также
ushakov.academic.ru
Фигурное катание на коньках — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Руководит развитием этого вида спорта Международный союз конькобежцев (ИСУ, ISU), который основан в 1892 и объединяет национальные федерации 73 стран (2002).
С 1891 проводятся чемпионаты Европы, с 1896 — мира. Олимпийские соревнования в одиночном и парном катании проводятся с1908 (в 1908 и 1920 — в рамках Олимпийских игр, с 1924 — в программе зимних Олимпийских игр), в спортивных танцах на льду — с 1976. В каждом виде олимпийских соревнований страна может заявить одного участника или пару; страна, спортсмены которой в предолимпийском году заняли в данном виде 1-5 места на чемпионате мира, может быть представлена тремя участниками (парами), 6-10 — двумя участниками (парами).
Выступления оцениваются по шестибалльной системе: в короткой программе оценивается техника
восьми предписанных элементов и представленная программа; в произвольной программе — техника и артистичность; в произвольном танце — техническое мастерство и художественное впечатление. Место каждого участника (пары) определяется абсолютным большинством судей (нечетное число).
В 2011 году в программу Олимпийских игр были включены также командные соревнования. Во всех четырех видах катания призеры, кроме медалей, получали также определенное количество очков, в зависимости от места: чем выше место, тем ниже балл. Победителями командных соревнований считались фигуристы, набравшие наименьшее число очков. Впервые этот вид катания прошел на Олимпиаде-2014 в Сочи.Фигурное катание
Фигурное катание зародилось в Голландии. Именно там, в 13-14 веках появились первые железные коньки, что дало мощный толчок развитию этого вида спорта.Первый клуб конькобежцев появился в Шотландии (Эдинбург, 1742), там были разработаны и первые официальные правила соревнований. Первое в Европе международное состязание по фигурному катанию состоялось в 1882 в Вене; там соревновались только мужчины.В 1892 был создан Международный Союз конькобежцев. Тогда же на первом его конгрессе были утверждены правила проведения международных соревнований, определен порядок розыгрыша первенства Европы. C 1896 проводятся первенства мира. Местом проведения первого официального чемпионата стал Петербург. Победитель его — фигурист из Мюнхена Г. Фукс.
В начале 20 века Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки, и фигуристы в благодарность за это оставили их имена в названиях элементов.
Женское одиночное катание сформировалось позже. Официально это произошло в конце января 1906 в Давосе (Швейцария). Обязательные упражнения у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений. Официальные чемпионаты мира среди женщин начались с 1924. С 1930 чемпионаты мира по фигурному катанию на коньках среди женщин и мужчин проводятся совместно в одни и те же сроки. Вскоре появилось и парное (смешанное) катание. Международное первенство по парному катанию впервые было разыграно в 1908 в Санкт-Петербурге, победителями стали немецкие фигуристы.
Третий вид фигурного катания — спортивные танцы на льду — родился значительно позже в Англии. Лишь в 1952 в Париже танцоры впервые разыграли свои награды, сильнее всех оказались англичане. Законодателями мод в спортивных танцах катания в доолимпийский период являлись англичане (Д. Таулер и Б. Форд), а также пара из Чехословакии Ева Романова и Павел Роман.
Наибольшую популярность в последние годы завоевали соревнования по синхронному катанию. Широкое распространение получил этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Англии, Франции. Начиная с 1983, в Канаде начали проводиться ежегодные чемпионаты по синхронному катанию. А в 1988 эти соревнования были проведены совместно с соревнованиями по основным видам фигурного катания. Соревнования по парному катанию впервые состоялись в Канаде в 1914 и регулярно проводились до 1964, а возобновились в 1981. Лидерами в этом виде фигурного катания являются канадские и американские команды.
Ирина Роднина
Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 стали М. Сайерс (Великобритания), У. Сальхов (Швеция), Панин-Коломенкин (Россия) и спортивная пара А. Хюблер — Г. Бюргер (Германия). Фигурное катание на коньках вошло и в программу летних Олимпийских игр в Антверпене (1920), впоследствии оно было представлено на всех Зимних Олимпийских играх. Выдающихся успехов в олимпийских соревнованиях добились Гиллис Графстрем (Швеция), завоевавший 3 золотые и 1 серебряную медаль, трехкратные олимпийские чемпионки Соня Хени (Норвегия; 1928, 1932, 1936) и Ирина Роднина (Россия).На Белой Олимпиаде в Санкт-Морице (1948) американский фигурист Дик Баттон буквально произвел переворот. Именно с него в фигурном катании «прописались» прыжки в несколько оборотов и другие акробатические элементы. Баттон буквально летал над катком. Наградой ему стала золотая олимпийская медаль в одиночном катании.Олимпийское первенство разыгрывалось в одиночном (мужском и женском) и парном катании. В 1976 в олимпийскую программу были включены спортивные танцы на льду.Русское катание зародилось в 1865. В этом году был открыт общественный каток в Юсуповом саду на Садовой улице (Петербург), который с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нем 5 марта 1978 состоялось первое состязание русских фигуристов. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей в области фигурного катания стал В.И. Срезневский.
Почетным членом и видным деятелем Петербургского «Общества любителей бега на коньках» был А. П. Лебедев, которого называют «дедушкой русского фигурного катания». Именно он стал первым чемпионом неофициального чемпионата мира, проходившего в Петербурге в 1890. С 1896 он начал заниматься педагогической работой и стал первым тренером и учителем Н. А. Панина-Коломенкина, который завоевал титул чемпиона России в 1901-1903 гг., а на Олимпийских играх в Лондоне (1908) стал первым олимпийским чемпионом России. Еще один кумир спортивной молодежи конца 19 века — А. Н. Паншин — первый русский чемпион (1897-1900).
В 1920 были организованы первые соревнования на катке ипподрома Семеновского плаца. С середины 1920-х гг. стали регулярно проводиться чемпионаты Москвы и Ленинграда. В марте 1924 состоялось первенство СССР. В программе были соревнования мужчин-одиночников и спортивных пар. Постоянными такие чемпионаты стали после того, как в 1936 была создана секция (позднее — федерация) фигурного катания.
Сразу же после войны стали открываться школы фигурного катания в Москве, Ленинграде, Свердловске. В 1955 в Москве состоялись первые послевоенные международные соревнования фигуристов, в которых приняли участие представители Чехословакии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР. Через год сильнейшие фигуристы СССР, впервые после войны приняли участие в чемпионате Европы, который состоялся в Париже. В следующем году проходил юбилейный чемпионат Европы в Чехословакии. Советская команда впервые приняла участие во всех видах фигурного катания.
Парное катание в России
Парное катание включает в себя обязательную, произвольную и короткую программы.
Ведущие фигуристы СССР конца 1950-х — начала 1960-х гг.
Первыми из советских фигуристов на международной арене успеха добились Нина и Станислав Жук. В течение 1958-1960 гг. они блестяще выступали на европейских первенствах, завоевывая серебряные медали. На зимних Олимпийских играх в Скво-Вэлли (1960) они заняли шестое место, но на чемпионатах Европы 1958-1960-х гг. они стабильно поднимались на вторую ступеньку пьедестала почета. Они же впервые исполнили рискованную поддержку на одной руке.На Олимпийских играх в Инсбруке в 1964 году Л. Белоусова и О. Протопопов выигрывают золотые награды. Они сумели опередить признанных фаворитов из Германии. С тех пор советские, а затем и российские фигуристы в парном катании ни разу не уступали первенство в этом виде.С 1969 лидерами в парном катании становятся И. Роднина и А. Уланов. В течение четырех лет они собирали весь урожай золотых наград на чемпионатах Европы и мира и закрепили успех победой на Олимпийских играх в Саппоро (1972). Затем в качестве партнера И. Родниной начал выступать А. Зайцев. Вместе они дважды становились олимпийскими чемпионами —в Инсбруке (1976) и в Лейк-Плэсиде (1980). В те же годы они семь раз завоевывали звания чемпионов Европы и шесть раз — чемпионов мира.На Олимпийских играх в Нагано (1998) впервые один партнер смог выиграть две Олимпиады с разными партнерами (только И. Родниной удавалось подобное). А. Дмитриев в 1992 стал олимпийским чемпионом в Альбервилле вместе с Н. Мишкутенок. Спустя три года он начал кататься с О. Казаковой. Эта пара с первого захода выиграла чемпионат Европы, а в 1998 на Олимпийских играх в Нагано — золото. Десять зимних Олимпийских игр, начиная с победы Л. Белоусовой и О. Протопопова, отечественные представители парного катания не знают поражений. Подтверждением того является одиннадцатая победа подряд Е. Бережной и А. Сихарулидзе на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити (2002), хотя это золото было омрачено судейской шумихой, в результате которой вторые золотые медали были вручены канадскими фигуристам Дж. Сале и Пелетье.Танцы на льду в России
Спортивные танцы на льду — самый молодой вид фигурного катания. Советские спортсмены не принимали в нем участие вплоть до 1965. Быстро достигнув высокого мастерства, наши дуэты стали претендовать на ведущие роли. Но первенство прочно удерживала великая английская пара Диана Таулер и Бернард Форд. После их ухода в 1970 Л. Пахомова и А. Горшков по праву заняли ведущее место на чемпионатах Европы и мира, блестяще выиграли звание первых олимпийских чемпионов по спортивным танцам на льду в 1976. Победную эстафету подхватили И. Моисеева и А. Миненков — ученики Т. Тарасовой, а затем в лидеры вышли Н. Линичук и Г. Карпоносов — ученики Е. Чайковской. Обе пары по два раза завоевывали звания чемпионов мира и Европы, а Н. Линичук и Г. Карпоносов в Лейк-Плэсиде (1980) стали олимпийскими чемпионами, И. Моисеева и А. Миненков — бронзовыми призерами.Затем пальма первенства перешла к родоначальникам спортивных танцев на льду англичанам Д. Торвилл и К. Дин, поразивших своим исполнением программы под музыку М. Равеля «Болеро». Наши пары Н. Бестемьянова и А. Букин, М. Климова и С. Пономаренко заняли вторую и третью ступеньки пьедестала почета. Но уже на следующих олимпийских играх в Калгари (1988) Н. Бестемьянова-А. Букин выиграли золото, а М. Климова-С. Пономаренко серебро. На последующих Олимпийских играх в Лиллехаммере (1994) и Нагано (1998) российские танцоры не сдали своих позиций: на двух Олимпиадах подряд олимпийское золото завоевали П. Грищук и Е. Платов, четырехкратные чемпионы мира. На чемпионате мира (1999) победу одержали. А. Крылова и О. Овсянников, серебряные призеры Олимпийских игр в Нагано. На Белой Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити первыми были французские танцоры Марина Анисина (бывшая российская фигуристка) и Гвендаль Пейзера. Серьезную конкуренцию им неожиданно составили российские спортсмены Марина Лобачева и Илья Авербух, им чуть-чуть не хватило судейской благосклонности, чтобы получить олимпийское золото, но на чемпионате Европы (2003) их победа уже не вызывала никаких сомнений.Российское одиночное катание
Одиночное катание делится на: 1) обязательную программу, 2) короткую программу, 3) произвольное катание.
Обязательные фигуры называют «школой», этим подчеркивается, что они являются азбукой катания на коньках. В 1950-1960 гг. в США, Канаде, Франции,
Австрии, ФРГ, Чехословакии выросла блестящая плеяда мастеров одиночного катания. Австрийцы Данцигер и Шварц, Брайан Бойтано из США, француз Патрик Пера, англичане Дж. Карри и Р. Казенс, нетитулованный любимец публики Толлер Крэнстон из Канады — что ни имя, то легенда. Они невероятно усложнили технику, а артистизм довели до совершенства. В 1990-е гг. мужчины отлично освоили тройные прыжки (женщины также стали их включать в свои программы) и начали исполнять прыжки в четыре оборота.
Наталья Бестемьянова и Андрей Букин
Многие годы наши позиции на всех международных форумах в одиночном катании оставляли желать лучшего. Первопроходцем в мужском одиночном катании в СССР был С. Четверухин. Именно ему удалось первым среди наших одиночников стать серебряным призером чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр в Саппоро (1972). «Принцем на льду» называли его зарубежные журналисты. Следующее поколение сумело завоевать высшие награды. На чемпионате Европы в 1975 это впервые удалось сделать В. Ковалеву. А через месяц на чемпионате мира вперед вышел С. Волков. В 1977 и 1979 гг. В. Ковалев стал чемпионом мира. На Олимпийских играх 1976 он завоевал серебро, а через год на чемпионате мира в Токио доказал, что является сильнейшим в одиночном катании.К концу 1970-х гг. на спортивную арену выходит один из талантливых спортсменов И. Бобрин. В 1981 он впервые становится чемпионом Европы. На чемпионате мира 1981 в США он с честью отстоял титул сильнейшего фигуриста Европы, заняв третье место.
В 1988 на Олимпийских играх выступили чемпион СССР, чемпион мира 1985 Фадеев, занявший четвертое место, и одиночник из Одессы В. Петренко,Алексей Ягудин
принесший советской сборной бронзовую медаль. Золотую медаль для сборной СНГ завоевал В. Петренко на Олимпийских играх в Альбервиле (1992). Впервые в истории отечественного одиночного катания (после Панина-Коломенкина) на высшую ступеньку пьедестала поднялся представитель нашей команды. В 1994 вторую золотую олимпийскую медаль на Играх в Лиллехаммере принес российской команде А. Урманов. А в 1998 в мужском фигурном катании появился новый лидер И. Кулик, завоевавший золото на зимних Олимпийских играх в Нагано. В Солт-Лейк-Сити (2002) сразу два российских спортсмена — А. Ягудин и Е. Плющенко боролись за первое место, и победа досталась А. Ягудину. Плющенко в отсутствие Ягудина завоевал золотую медаль чемпионата Европы (2003).Он же стал вторым в истории отечественного фигурного катания дважды чемпионом мира.
Пегги Флеминг — королева льда
В 1960-70-е гг. ведущую роль в фигурном катании играли американки. Мастерство П. Флеминг заставляло вспомнить легендарную Соню Хени, но артистизм был соединен с высокой, почти мужской техникой прыжка. Особенно незабываемое впечатление оставило ее выступление в Гренобле, 1968. Целую плеяду замечательных фигуристок в ГДР воспитала тренер Юта Мюллер.Озорная Г. Зайферт с танцем «Казачок» побеждала в Европе и мире, но олимпийской чемпионкой стала другая звезда — Катарина Витт (двукратная олимпийская чемпионка — Сараево, 1984, Калгари, 1988). Наши девушки отставали намного, пока не появилась Е. Водорезова. Под руководством тренера С. Жука она овладевает сложной техникой тройных прыжков и высоким качеством вращений. В течение 1976-1983 гг. Водорезова несколько раз поднималась на европейский пьедестал, а в 1983 она впервые завоевала бронзовую награду чемпионата мира. Впервые в истории Олимпийских игр бронзовая медаль была завоевана советской одиночницей К. Ивановой в 1984 в Сараево. Тогда же А. Кондрашова вошла в шестерку сильнейших, заняв 5 место, а Водорезова была восьмой. После успеха К. Ивановой женская сборная утратила свои позиции, отчего российские одиночницы не стартовали в зимних Олимпийских играх 1994 в Лиллехаммере. На следующих Олимпийских играх в Нагано М. Бутырская и И. Слуцкая занимают четвертое и пятое места.Успешно стали выступать наши одиночницы на чемпионатах Европы. И. Слуцкая первая из российских одиночниц выиграла чемпионат Европы в 1996. На чемпионате Европы в Праге в 1999 российские одиночницы М. Бутырская, Ю. Солдатова и В. Волчкова заняли весь пьедестал.
На чемпионате мира в Хельсинки (1999) М. Бутырская, впервые в женском одиночном катании завоевала «золото». В Солт-Лейк-Сити (2002) И. Слуцкая получила серебряную медаль при очень спорной победе американской спортсменки Сары Хьюз, а в 2003 стала первой на европейском чемпионате.Фигурное катание сочетает высокие динамические и статические силовые, гравитационные и координационные нагрузки, оказывая тем самым развивающее и тренирующее воздействие на все основные физиологические системы и функции организма, повышая его физическую работоспособность и устойчивость к стресс-напряжениям.
Фигуристы отличаются стройной фигурой, гармонично развитой мускулатурой, красивой осанкой. Благодаря множеству упражнений, требующих позвоночника, повышается его гибкость и подвижность, а у детей с дефектами осанки достигается коррекция деформаций.
Исключительно влияние упражнений фигуристов на вестибулярную устойчивость, развитие тонко дифференцированного чувства равновесия, на снижение восприимчивости к угловым ускорениям, вызывающим головокружения и дезориентацию в пространстве.
В процессе занятий фигурным катанием вырабатывается и совершенствуется тонкое мышечно-суставное «чувство конька и льда». Благодаря глубокой мышечной чувствительности значительно возрастает мастерство управления моторикой.
История фигурного катания знает уникальные биографии выдающихся фигуристов, которые достигли мировых и олимпийских титулов, преодолев в детстве тяжелые заболевания.
Тренировка фигуриста требует исключительного трудолюбия, сосредоточенности, ответственности, вдумчивого отношения к заданиям тренера, анализа и самоконтроля в освоении секретов школы балета на льду. Специальная подготовка в зале направлена на постижение элементов хореографии и танца, развитие гибкости, повышение эластичности мышц и связок, освоение структуры основных элементов техники прыжков, повышение локальной силы мышц.
- Фигурное катание на коньках// сайт Олимпиады в Сочи-2014
- Фигурное катание. Командные соревнования// Единый информационный центр Олимпиады в Сочи-2014
- В программу Сочи-2014 включили пять новых дисциплин// Лента.ru. 06.04.2011
- Чайковская Е. А. Фигурное катание. - М.: Физкультура и спорт, 2003.
- Мир науки и фигурного катания. - М.: Фонд им. М.Ю. Лермонтова: Изд. А.А. Парпара, 2002.
megabook.ru
Женское одиночное фигурное катание - это... Что такое Женское одиночное фигурное катание?
Женское одиночное фигурное катание — дисциплина фигурного катания.
История
Первые шаги
В XIX веке соревнования среди женщин не проводились, и согласно первым Правилам ИСУ 1897 г. участвовать они могли только в соревнованиях пар, состоящих из мужчины и женщины или из двух женщин.
В 1901 году ИСУ, под давлением общественности, в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Мэдж Сайерс (англ. Madge Syers-Cave), а с 1906 года стал проводить отдельные чемпионаты мира и среди женщин. В 1906—1907 чемпионкой мира становилась Сайерс, а в 1908—1914 больших достижений добилась венгерская школа, чемпионками становились Лили Кронбергер (Lily Kronberger) и Опика фон Мерай-Хорват (Opika von Meray-Horvath). Основное внимание уделялось многочисленным обязательным фигурам (по 6 на каждой ноге, всего 12), в произвольной программе выполнялись одинарные прыжки, из вращений делались только волчок и вращение стоя.
После Первой мировой войны
После Первой мировой войны женское одиночное катание возглавила Херма Планк-Сабо (Herma Plank-Szabo) из Австрии, а затем её сменила норвежская фигуристка Соня Хени, она выигрывала все чемпионаты мира, Европы и Олимпиады в 1927—1936 и выполнила первой среди женщин одинарный аксель.
В конце 1930-х годов женщины стали выполнять двойные прыжки, стали более разнообразными вращения. Первой сделала двойной прыжок (сальхов) в 1937 году англичанка Сесилия Колледж (Cecelia Colledge), которая ввела в фигурное катание заклон (layback spin) и вращение в ласточке (camel spin), а также заложила в английской школе традицию создавать преимущество за счёт очень качественных обязательных фигур. С 1936 года в чемпионатах мира стали участвовать французские фигуристки, в том числе легендарная Жаклин Водеран (Jaqueline Vaudecran), ставшая впоследствии великим тренером.
После Второй мировой войны американки и канадки, не остановив на время войны, как европейцы, развитие своих школ (напр. канадка Б.-А. Скотт первой сделала двойной лутц в 1942), стали соревноваться с европейскими фигуристками на равных. В 1949—1950 чемпионкой мира стала легендарная чехословацкая фигуристка Алена Врзанёва (чеш. Alena Vrzáňová), впервые среди женщин исполнившая двойной аксель. В 1951 за счёт идеальных обязательных фигур чемпионат мира сумела выиграть англичанка Женетт Альтвегг (Jeanette Altwegg), а в 1952 — представив исключительно гармоничную и оригинальную произвольную программу на музыку Мусоргского и Грига — француженка Жаклин дю Бьеф (Jacqueline du Bief), ученица Ж. Водеран.
Однако затем на долгие годы в женском одиночном катании воцарились американки, лишь иногда уступая представительницам Европы. Вначале Тенли Олбрайт (Tenley Albright), затем Кэрол Хейсс (Carol Heiss, выигрывала в 1956—1960), и целый ряд других, провозглашали чёткий однообразный стандартный стиль — очень высококачественно исполненные технические элементы, гибкость, пластичность, с эффектной хореографией и постановками программ в точном соответствии с правилами, практически всегда исполняемых под популярную классическую музыку, крайне редко исполняя рекордные прыжки или оригинальные новые элементы. Особенно утвердил этот стиль тренер Карло Фасси (Carlo Fassi), его ученицы Пегги Флеминг (Peggy Fleming) и Дороти Хэмилл (Dorothy Hamill) выигрывали Олимпиады 1968 и 1976 соответственно. В 1990-е годы продолжили этот стиль олимпийская чемпионка 1992 Кристи Ямагучи (Kristi Yamaguchi), Мишель Кван (выигрывала чемпионаты мира 1996, 1998, 2000, 2001 и 2003) и др. Причём когда Олимпиады выигрывали неамериканские фигуристки, ИСУ несколько раз менял систему судейства (летом 1972 года понизил «вес» обязательных фигур, а летом 1980 года изменил систему подсчёта, подсчитывая сумму не оценок, а очков).
В 1959 году фигуристка из Чехословакии Яна Мразкова (Jana Mrazkova) первой среди женщин выполнила тройной прыжок (сальхов), однако на крупных соревнованиях одиночницы по-прежнему выполняли лишь двойные прыжки, лидеры включали двойной аксель.
Ещё в 1949 первый чемпионат ГДР среди женских пар выиграли Ютта Зайферт (впоследствии Мюллер) и Ирене Зальцманн, это малоизвестное событие привело затем к появлению двух выдающихся тренеров (Зальцманн перешла в парное катание). Ютта Мюллер утвердила новаторский спортивный атлетичный стиль, в котором тем не менее раскрывала и художественные, артистические способности фигуристок. Её ученица (и дочь) Габи Зайферт (Gabriele Seyfert) выигрывала чемпионаты мира в 1969—1970, впервые исполнила тройной риттбергер в 1968, другая ученица Соня Моргенштерн (Sonja Morgenstern) первой чисто сделала на чемпионатах мира тройной прыжок (сальхов) в 1971, Анетт Пётч стала олимпийской чемпионкой в 1980, наконец вершины в женском одиночном катании достигла Катарина Витт, олимпийская чемпионка 1984 и 1988 гг., с гармоничными программами, идеальными техническими элементами, в высоком стиле. Чемпионкой Европы стала в 1990 и Эвелин Гроссман.
Оставила след в истории француженка Николь Асслер, обладавшая уникальными по технике вращениями (особо — в волчке и стоя), исполнявшая показательный номер на музыку «Рябинушка», практически целиком состоящий из вращений. 5-кратной чемпионкой Европы (1991—1995) стала Сурия Бонали, уделявшая особое внимание рекордно сложным прыжкам и впервые включившая в произвольную программу четверной тулуп и каскад тройной лутц — тройной тулуп (выполнявшиеся с небольшим недокрутом).
Фигуристкой, выполнявшей обязательные фигуры с высочайшим качеством, стала Беатрис Шуба из Австрии, последней получившая оценку выше пяти баллов за фигуры (1972).
С 1980-х годов японский тренер Матико Ямада уделяла внимание исключительному техническому качеству программ, включала рекордно сложные прыжки. Её ученица Мидори Ито первой среди женщин сделала прыжок в три с половиной оборота аксель (1988), каскад из двух тройных прыжков (тулупов, 1982) и шесть разнообразных прыжков в одной произвольной программе (1989), за что на чемпионате мира 1989 года получила пять оценок 6,0 за технику, став чемпионкой мира. Прыжок в три с половиной оборота выполнили также Юкари Накано (Yukari Nakano) (2002) и Мао Асада (Mao Asada) (2004), последняя первой сделала его в каскаде (с двойным тулупом). Первой исполнила чисто четверной прыжок (сальхов) Мики Андо (2002). Олимпийской чемпионкой в 2006 стала Сидзука Аракава.
Периодически появляются интересные фигуристки и в Канаде. Лучшие вращения в 1982-84 г демонстрировала Кей Томсон, она же единственная из всех в эти годы делала тройной лутц.
Швейцарская школа фигурного катания выделяется исключительно техничными вращениями со сложными оригинальными позициями, точной центровкой, огромным количеством оборотов и скоростью вращения. Вращения с захватом ноги исполняла в 1974 Карин Итен (Karin Iten), идеального качества добилась Дениз Бильманн (за что вращение назвали в её честь), отличались также Натали Криг (Nathalie Krieg) и Люсинда Ру (Lucinda Ruh). Бильманн первой исполнила и тройной лутц (1978).
Исключительной эмоциональностью и качеством элементов отличалась Оксана Баюл, исполнившая одну из лучших коротких программ в истории на Олимпиаде-1994.
СССР
После долгого отставания, наконец вырвались в лидеры и советские одиночницы. Тренер Станислав Жук, развивал художественно-атлетический стиль, присущий советской школе, его ученица Елена Водорезова в 12-летнем возрасте в 1976 впервые в мире выполнила два уникальных, рекордных элемента: каскад двойной флип с тройным тулупом (во-первых, это был первый в истории фигурного катания прыжок «флип» в каскаде с тройным прыжком, во-вторых, первый тройной прыжок в каскаде среди женщин, причём тройной шёл вторым по очереди, в-третьих, первый тройной прыжок в короткой программе женщин) и три тройных прыжка в одной произвольной программе (впервые среди женщин). Именно после Водорезовой лидеры стали включать в программы 2-3 тройных прыжка (на Олимпиаде-1976 лидеры, в том числе Хэмил, обошлись только двойными).
Добилась успехов и другая ученица Жука Анна Кондрашова, стиль которой был более музыкальным и пластичным. В 1984 году Кондрашова стала первой советской фигуристкой завоевавшей «серебро» на чемпионате мира После серии неудач вышла в лидеры мирового женского одиночного катания Кира Иванова, тренировавшаяся в школе Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, в 1985—1988 Иванова получала большое преимущество в обязательных фигурах, освоила три разных тройных прыжка. Становилась призёром европейских чемпионатов ученица Игоря Ксенофонтова Наталья Лебедева.
После смены поколений в российской школе Елена Водорезова вывела в лидеры Ольгу Маркову, обладавшую уникальным «хрустальным» стилем с исключительными по технике и красоте скольжением, спиралями и вращениями. Ученица Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, Мария Бутырская, большое внимание уделявшая представлению программ, в драматическом эмоциональном стиле, стала первой российской чемпионкой мира (1999), в том числе исполнив каскад тройной тулуп — ойлер — тройной сальхов. Наконец, выдающаяся российская фигуристка Ирина Слуцкая дважды выиграла чемпионат мира (2002 и 2005) и семь раз чемпионат Европы, первой в мире исполнила каскад тройной лутц — тройной риттбергер (2000), в последние годы добившись максимально сложных спиралей и вращений, трижды выполняя вращение бильманн в произвольной программе.
Структура соревнований
Соревнования по женскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участниц набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсменки (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причем последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменок. Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.
В прошлом формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.
До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.
См. также
veter.academic.ru