Home

Летние Олимпийские игры / Третий период


Третий период (1952-1992)

Третий период охватывает промежуток почти в 40 лет, для которого характерны как постоянно действующие общие тенденции, так и довольно резкие переходы от одного состояния олимпийского движения к другому. Сложность и противоречивость этого этапа развития олимпийского спорта коснулись всех его сторон - от чисто политических аспектов до спортивных, связанных с олимпийской программой и итогами соревнований на олимпийской арене. В эти годы, еще в большей мере, чем ранее, Международный олимпийский комитет явился ареной большой политики. Основные проблемы и противоречия, характерные для политической жизни мирового сообщества, самым непосредственным образом отражались на деятельности Международного олимпийского комитета, Международных спортивных федераций, Национальных олимпийских комитетов.

После выхода на олимпийскую арену Советского Союза, других социалистических стран сразу остро встал вопрос о том, сможет ли олимпийский спорт стать ареной мирного сотрудничества противоположных политических систем, окажется ли Международный олимпийский комитет способным демонстрировать свою деятельность, привлечь в свой состав и организовать сотрудничество представителей капиталистических, социалистических и развивающихся государств. Именно эта сфера отношений в олимпийском спорте в значительной мере предопределила его развитие в течение всего третьего периода.

С начала 50-х годов деятельность Международного олимпийского комитета постоянно была связана с урегулированием споров и конфликтов, в основе которых были противоречия политического характера. Так, например, после образования в 1949 году Китайской Народной Республики и образования в 1950 году Национального олимпийского комитета Китая возникла проблема признания этой страны Международным олимпийским комитетом. Этот вопрос был связан с острыми политическими противоречиями между СССР, признававшим только Китайскую Народную Республику, и США, поддерживавшими прежнее, свергнутое в процессе революции и гражданской войны правительство Китая, которое эвакуировалось на о.Тайвань, провозгласило Китайскую Республику, пытаясь присвоить себе функции правительства всего Китая. Представители Советского Союза, других социалистических стран многое сделали для объективного решения проблемы с тем, чтобы КНР заняла подобающее этой стране место в международном олимпийском движении. В 1952 году, еще до признания Международным олимпийским комитетом, которое состоялось в 1956 году, КНР была представлена всего одним спортсменом. После признания Международным олимпийским комитетом Национального олимпийского комитета Китайской Республики - о. Тайвань, КНР отказалась от участия в олимпийском движении. Восстановление Национального олимпийского комитета КНР произошло только в 1979 года.

Не менее сложная ситуация сложилась с Кореей. Национальный олимпийский комитет Южной Кореи под названием "Корея" был признан Международным олимпийским комитетом в 1947 году и, начиная с 1948 года, команда этой страны принимает участие в соревнованиях большинства видов спорта олимпийской программы. КНДР бойкотировала зимние Олимпийские игры и Игры Олимпиады 1948 года в знак протеста против решения Международного олимпийского комитета о наименовании национальной команды КНДР. Национальный олимпийский комитет Корейской Народно- Демократической Республики был признан в 1963 году, а в 1964 году спортсмены этой страны впервые выступили на Олимпийских играх. Только после удовлетворения требования КНДР принять другое наименование команды спортсмены этой страны стали участвовать в Олимпийских играх. Однако в связи с проведением Олимпиады в Сеуле снова возникли острые противоречия между КНДР, Южной Кореей - Республика Корея, и Международным олимпийским комитетом, где доминировали требования КНДР о проведении Игр на территории обоих корейских государств. Но это требование не было удовлетворено, и КНДР снова бойкотировала Игры. В этом ее поддержали еще несколько стран.

Столь же сложная ситуация сложилась в Германии. После второй мировой войны, с образованием двух немецких государств - ФРГ и ГДР, вопрос участия команд этих стран в Олимпиадах также увязывался с политическими проблемами. Национальный олимпийский комитет ФРГ был признан Международным олимпийским комитетом в 1950 году, и с 1952 года спортсмены этой страны участвуют в Олимпийских играх. Решение вопроса об участии спортсменов ГДР в Олимпийских играх оказалось намного сложнее и потребовалось колоссальное усилие мировой спортивной общественности в восстановлении справедливости. Препятствием здесь была проводившаяся в то время странами НАТО политика дискриминационных ограничений в отношении ГДР. Первым обнадеживающим шагом явилось решение сессии Международного олимпийского комитета в 1955 году о допуске спортсменов ГДР к Олимпийским играм в составе объединенной германской команды. Такая команда и участвовала в Олимпиадах 1956 года, 1960 года и 1964 года. Но искусственное объединение команд привело к политическим конфликтам, создало нездоровую атмосферу в отношениях между спортивными руководителями, тренерами и спортсменами двух государств, что отражалось в несовместимости позиций при определении руководителей делегаций, тренеров, составов команд и т.д. Это ухудшало отношения не только между спортсменами и специалистами, но и между государствами. В конечном счете, Международный олимпийский комитет осудил дискриминацию странами НАТО ГДР и в 1965 году принял решение о допуске ее спортсменов к Олимпийским играм в самостоятельной команде, правда, под наименованием "Восточная Германия" и без права выступления с национальным флагом. Одновременно было принято решение, согласно которому отказ страны, проводящей мировой чемпионат, участию спортсменов ГДР, влек за собой перенесение соревнований в другую страну. К чести Международного олимпийского комитета следует отметить, что он добился реализации своего решения: США были лишены права проведения чемпионата мира по тяжелой атлетике, Франция - первенства мира по лыжному спорту и др. Международный олимпийский комитет принял решение, снявшее все ограничения и запреты в отношении команды ГДР, которая стала выступать с названием своей страны, национальным флагом и гимном. Стоит отметить, что процесс политизации спорта ГДР, в чем эта страна постоянно обвинялась в 70-80-х годах, во многом был спровоцирован дискриминационной политикой в отношении этой страны в 50-60-х годах. Негативное влияние политических конфликтов на мировое олимпийское движение вынудило Международный олимпийский комитет и Международные спортивные федерации 8 февраля на совместном совещании в Лозанне, Швейцария, по вопросу "Спорт и политика" принять решение: "МОК и международные федерации решительно выступают против любого вмешательства в спорт по политическим, расовым и религиозным мотивам, и особенно против такого вмешательства, которое препятствует свободному обмену спортсменов и официальных лиц. Международный олимпийский комитет уже применяет это право для Олимпийских игр и будет продолжать решительно осуществлять его, прибегая в случае необходимости к переносу места проведения Игр или их отмене. Многие международные федерации также приняли аналогичные правила. Другим федерациям настоятельно рекомендуется обеспечить принятие таких же правил и применять необходимые меры для их соблюдения. Международный олимпийский комитет решил не предоставлять право на проведение Олимпийских игр городу и не будет оказывать покровительство региональным играм, если там не будут гарантированы равные права всем спортсменам.

Международные федерации выразили согласие работать в возможно более тесном контакте, чтобы обеспечить выполнение этих решений.

Региональные игры, региональные и мировые первенства должны поручаться только тем странам, ответственные власти которых дают обязательство на свободный въезд спортсменов и официальных лиц и организационные комитеты которых обязуются направить приглашения всем, кто имеет право на участие в соревнованиях.

Невыполнение этих обязательств, влечет за собой дальнейшие меры со стороны соответствующей международной федерации.

В случае нарушения этих принципов соответствующие международные федерации обязаны немедленно информировать Международный олимпийский комитет и другие международные федерации; вопрос о нарушении будет поставлен на повестку дня очередного заседания Исполкома Международного олимпийского комитета; если последний сочтет, что нарушение носит очень серьезный характер, может быть принято решение об исключении несущей ответственность страны из очередных Олимпийских игр".

Выработанной позиции Международный олимпийский комитет и Международные спортивные федерации старались придерживаться в последующие годы. Это в значительной мере позволило международному олимпийскому спорту сохранить свое единство, несмотря на напряженную атмосферу, вокруг Игр Олимпиад периода 1976-1988 годов. Еще одним испытанием для Международного олимпийского комитета было противостояние апартеиду, ставшему государственной политикой с 1948 года в Южно-Африканском Союзе, а с 1961 года - Южно-Африканская Республика - ЮАР. Политика апартеида в этой стране захватила и спорт. Согласно определению ООН, "апартеид" означает систему узаконенной расовой сегрегации и дискриминации с целью установления и поддержания господства одной расовой группы. В ЮАР это выразилось во всемерном угнетении "белым" меньшинством "черного" большинства. Апартеид в спорте проявился в недопущении "черных" спортсменов к спортивной деятельности как среди профессионалов, так и среди любителей.

На сессиях Международного олимпийского комитета 1959 года и 1964 года, представители Национального олимпийского комитета СССР, поддержанные представителями других стран добились принятия решения об отстранении спортсменов ЮАР от участия в Олимпийских играх 1964 года в связи с продолжавшейся расовой дискриминацией. Однако на 66-й сессии в 1967 году Международный олимпийский комитет принял решение о допуске ЮАР к Олимпийским играм 1968 года, что вызвало резкую реакцию многих государств, в первую очередь восточно-европейских стран. На чрезвычайном заседании Исполкома в Лозанне, в связи с опасностью раскола в олимпийском движении была принята рекомендация, практически отменявшая решение Международного олимпийского комитета о допуске ЮАР к Играм, а приглашение Национальному олимпийскому комитету ЮАР, принять в них участие, было аннулировано.

Борьба с апартеидом в спорте ЮАР была постоянной заботой Международного олимпийского комитета на протяжении всего последующего времени. Совместная деятельность Международного олимпийского комитета, международных федераций и национальных комитетов, принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1977 году Международной декларации против апартеида в спорте, а в 1985 году Международной конвенции против апартеида в спорте, а также создание в 1988 году Комиссии ООН против апартеида в спорте, в конечном счете привело к изменению ситуации в ЮАР, что дало основание для восстановления ее прав в олимпийском спорте и допуска к Играм 1992 года. Однако было бы наивным думать, что эта проблема решена и не потребует от международного олимпийского сообщества дальнейших усилий.

Не менее сложной проблемой политического характера, с которой постоянно сталкивался олимпийский спорт на третьем этапе своего развития, являлись бойкоты Олимпийских игр и отдельные попытки и действия прямого использования Олимпийских игр для достижения политических целей. В знак протеста против участия советских войск в венгерских событиях 1956 года группа стран - Нидерланды, Швеция, Испания и др., отказались от участия в Играх XVI Олимпиады в Мельбурне. Советская пресса хранила молчание по этому поводу, однако в мире этот бойкот не остался без внимания и рассматривался в качестве действенной акции протеста.

Два самых крупных бойкота коснулись Игр XXII и XXIII Олимпиад в Москве и Лос-Анджелесе. Значительное количество стран, в том числе США, Канада, ФРГ, Италия и другие страны, имеющие высокие достижения в спорте, отказались от участия в Московской Олимпиаде в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан. СССР и страны его поддерживавшие, всего 14 государств, в том числе ГДР, Куба, Венгрия, Болгария и др., ответили такой же акцией, не приняв участия в Лос-Анджелесских Играх.

Бойкот несколькими странами - КНДР, Куба, Эфиопия, Сеульских Игр 1988 года в знак поддержки позиции КНДР о проведении Игр на территории двух корейских государств прошел почти незамеченным и в отличие от двух предыдущих бойкотов не оказал заметного влияния ни на политическую, ни на спортивную атмосферу Олимпийских игр. Перед Играми XIX Олимпиады в Мехико 1968 года группа негритянских спортсменов хотела бойкотировать олимпийские соревнования в знак протеста против расовой дискриминации. Однако в дальнейшем они решили использовать олимпийскую арену для привлечения внимания мирового сообщества к проблеме прав человека. Наиболее трагический случай за всю современную историю олимпийского движения произошел на Мюнхенских Олимпийских играх. Благополучная атмосфера олимпийских соревнований была нарушена захватом заложников из числа спортсменов израильской делегации, проведенной членами террористической организации "Черный сентябрь", стремящихся таким образом оказать политическое давление на Израиль. Неумелые попытки урегулировать конфликт и пресечь провокацию привели к гибели 11 спортсменов. В Натании, возле Тель-Авива, на территории главного учебно-спортивного центра Израиля установлен памятник погибшим спортсменам - жертвам террора. Бесчеловечная акция вызвала бурную реакцию в мире. На олимпийском стадионе Мюнхена выступил президент ФРГ Г. Хейнеманн, который обратился к участникам международного олимпийского движения с призывом объединяться, недопущения сокрушения идей олимпизма, широкому сотрудничеству в сфере спорта. Президент Международного олимпийского комитета Эйвери Брэндедж призвал участников Игр продолжать соревнования: "Мы не можем позволить чтобы Олимпиада стала местом торговых, политических акций или преступных действий, не можем позволить чтобы горстка террористов загубила один из основных каналов международного сотрудничества".

К чести Международного олимпийского комитета, следует сказать, что ни в одном из случаев бойкота Олимпийских игр он не позволил изменить свое решение и добивался проведения соревнований в утвержденных городах, продемонстрировав бесперспективность использования такого рода акций для изменения позиции Международного олимпийского комитета. Твердая позиция Международного олимпийского комитета, особенно в период подготовки к Играм 1988 года в Сеуле, несомненно, способствовала стабилизации международного олимпийского движения, которое в период 1980-1988 годов испытало на себе влияние сложнейшей политической борьбы, и сумел обеспечить участие в Сеульских Играх представителей 160 государств.

Важнейшей тенденцией развития олимпийского движения в третьем периоде явилось распространение олимпийского спорта в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Почти каждые Олимпийские игры третьего периода были связаны с увеличением количества стран-участниц из этих регионов мира. Например, на Играх XVIII Олимпиады 1964 года в Токио, впервые участвовала большая группа стран, освободившихся от колониального гнета - Алжир, Берег- Слоновой Кости, Камерун, Конго, Малагасийская Республика, Мали, Нигер, Сенегал, Танганьика и Занзибар, Чад, а также Доминиканская Республика, Ливия, Монгольская Народная Республика, Непал. В 1968 году, на Играх XIX Олимпиады в Мехико, впервые появились спортсмены Барбадоса, Британского Гондураса, Виргинских Островов, Гвинеи, Гондураса, Конго - Киншаса, Кувейта, Никарагуа, Парагвая, Сальвадора, Суринама, Сьерра-Леоне, Центральноафриканской Республики. Игры 1992 года стали наиболее представительными по количеству государств, принявших в них участие - 172 страны мира.

Рост популярности олимпийского спорта, ускорение процесса вовлечения в него все большего количества стран, несомненно, являются положительными явлениями во всех отношениях, как политическом, так и чисто спортивном. Но именно эти явления привнесли в олимпийский спорт целый комплекс проблем и противоречий. Прежде всего, не подтвердился прогноз 60-х годов относительно активного участия представителей стран "третьего мира" и особенно Африки в борьбе за олимпийские медали. За исключением Кении, Эфиопии и Марокко, спортсмены других стран африканского континента очень слабо принимают практическое участие в борьбе за олимпийские награды. К примеру, на Играх XXIV Олимпиады в Сеуле представители 108 стран не получили ни одной олимпийской награды. Пятнадцать стран, которые принято относить к развивающимся, сумели в общей сложности завоевать около 3 % от общего количества медалей. Остальные 97 % наград достались представителям менее 40 развитых капиталистических и теперь уже бывших социалистических стран. Многие медали, доставшиеся представителям развивающихся стран, являются не только следствием развития олимпийского спорта в этих странах, сколько положительным влиянием географический условий - среднегорье и высокогорье, стран, в которых проживают и тренируются спортсмены - например, достижения в беге на длинные дистанции спортсменов Эфиопии, Кении и Джибути. Ряд спортсменов принесли славу своим странам, например, золотая медаль в плавании, завоеванная пловцом из Суринама - Нести, благодаря подготовке, в крупнейших спортивных центрах США и других развитых стран.

Причины такого явления вполне понятны. Отсутствует современная материально-техническая база для олимпийского спорта в развивающихся странах, отсутствуют квалифицированные тренера, системы подготовки специалистов, научное обеспечение подготовки спортсменов, недостаток материальных средств и общий невысокий жизненный уровень не позволяют поднять спорт на современный уровень. Интенсивное развитие спорта в наиболее развитых странах, а также странах, в которых интенсивно прогрессирует в последнее время экономика и которые сделали спорт важным фактором повышения национального престижа, например, Республика Корея, Китай, Испания, не только не способствует сокращению этого разрыва, но и делает его еще более ощутимым. Было бы неверным сказать, что Международный олимпийский комитет оказался в стороне от этой проблемы. В 60-х годах проблема поддержки олимпийского движения в развивающихся странах постоянно находилась в сфере деятельности Международного олимпийского комитета. Правда, многие члены Международного олимпийского комитета отнеслись безразлично к этой проблеме, некоторые рекомендовали решения, не требующие от Международного олимпийского комитета значительных усилий: создание специального денежного фонда, выделение небольших сумм для поддержки наиболее нуждающихся Национальных олимпийских комитетов. Однако постепенно Международный олимпийский комитет, Международные спортивные федерации и многие Национальные олимпийские комитеты в наиболее сильных в спортивном отношении стран осознали необходимость оказания комплексной помощи слаборазвитым странам. Международный олимпийский комитет признал и необходимость тесного сотрудничества с другими организациями, деятельность которых была направлена на оздоровление населения, развитие массового спорта, совершенствование физической подготовки людей.

Регулярная помощь развивающимся странам в развитии олимпийского спорта началась с 1961 года, когда Международный олимпийский комитет по предложению Олимпийского комитета СССР создал специальный фонд с целью оказания организационного, технического и материального содействия развитию олимпийского движения. Фонд, получивший название олимпийский, был образован в результате значительных сумм, выделенных СССР, Болгарией, Чехословакией, Францией, Швейцарией, организациями ряда других стран, а также частных пожертвований. Однако этих средств оказывалось недостаточно, и помощь ограничивалась разовыми мероприятиями.

Значительную роль можно отвести двусторонним связям между ведущими спортивными державами и слаборазвитыми странами. Главным в этом процессе была деятельность СССР, направившего в слаборазвитые страны своих специалистов и пригласившего для учебы в физкультурных вузах представителей различных стран мира. В эти годы спортивные специалисты многих стран мира обучались и стажировались в Киевском государственном институте физической культуры. В период с 1960 года и по настоящее время этот институт окончили свыше 600 специалистов в области спорта более чем из 50 стран мира - ГДР, Польша, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Китай и др. Многие преподаватели и тренеры института передавали свой опыт в Индии, Кубе, Китае, КНДР, Болгарии, Польше, Алжире, ОАЭ и других стран Африки, Азии и Латинской Америки.

Весомым вкладом в дело помощи слаборазвитым странам явилось укрепление материальной базы Международного олимпийского комитета за счет средств международных телекомпаний после подписания в 1973 году соглашений на право трансляций олимпийских соревнований. Значительная часть средств, направленная на реализацию программы Международного олимпийского комитета в развитии олимпийского спорта в различных странах мира, получила название "Олимпийская солидарность". В рамках этого фонда и программы и теперь осуществляется большая и постоянно возрастающая помощь многим странам в развитии олимпийского спорта. Например, только в 1978 году благодаря фонду "Олимпийской солидарности" было выделено 1 тысяча стипендий на подготовку тренеров, в 32 странах были организованы учебные курсы тренеров, на которых обучалось около 7,5 тысяч человек. Материальная помощь различным странам составила около 700 тыс. долларов США. Кроме того, Национальные олимпийские комитеты 100 стран бесплатно получили проектную документацию для строительства спортивных сооружений.

Помощь по "Олимпийской солидарности" в последующие годы стала постоянной и увеличивалась. Спортсменов и тренеров развивающихся стран стали направлять в ведущие учебно- тренировочные центры для совместной подготовки и обмена опытом. Квалифицированные спортивные специалисты развитых стран начали регулярно выезжать в развивающиеся для практической работы со спортсменами, проведения консультаций и семинаров. В эту работу активно включились и международные федерации. Особенно активны федерации футбола, гимнастики, легкой атлетики, плавания.

В развитии олимпийского и массового спорта, оздоровительной физической культуры, науки в сфере спорта важной оказалась также деятельность ЮНЕСКО. В середине 70-х годов удалось преодолеть противоречия между Международным олимпийским комитетом и ЮНЕСКО. Некоторые деятели Международного олимпийского комитета считали, что работа ЮНЕСКО в области физической культуры и спорта подрывает его суверенитет. Однако позже необходимость в совместной деятельности была осознана, и в 1979 году было подписано специальное соглашение между Международным олимпийским комитетом, ЮНЕСКО и учрежденной в 1976 году Межправительственной комиссией по физической культуре и спорту.

В последующие годы ЮНЕСКО намного усилила свою деятельность в развитии науки, публикаций трудов и проведении научных конференций по актуальным проблемам физической культуры и спорта, олимпийского движения. Под эгидой ЮНЕСКО стали регулярно проводиться перед Олимпиадами Олимпийские научные конгрессы, в которых активное участие принимали и ведущие спортивные специалисты Украины. На конгрессе, состоявшемся в июле 1992 года в Малаге, Испания, с докладами выступили 7 представителей Украины. При всем внимании мирового сообщества к развитию олимпийского спорта в развивающихся странах практика показала, что между спортом в странах, занимающих лидирующее положение в мире, и спортом слаборазвитых стран дистанция не уменьшается, а увеличивается. Современный спорт становится все более дорогим занятием. Проведение соревнований, подготовка спортсменов, их экипировка, система научного обеспечения с каждым годом требуют все больших ассигнований. Более сложным и дорогостоящим становится оборудование современных учебно-тренировочных центров. Вполне понятно, что в этой спортивной гонке большинство стран мира имеют скромные возможности и не в силах идти на равных с развитыми странами. Например, об острейших противоречиях говорил в одном из своих выступлений в 1985 году Фидель Кастро: "Олимпийское движение возникло в эпоху колониализма. До сих пор Олимпийские игры служили, главным образом, средством выставления напоказ богатства, хорошего питания, отличной техники богатых, промышленно развитых стран. Стоило бы провести анализ медалей, полученных спортсменами третьего мира, где нет спортивных сооружений, преподавателей физкультуры и спорта, подходящего питания для детей и молодых людей, из радов которых должны выходить спортсмены. Стоило бы рассмотреть, сколько медалей они завоевали на Олимпийских играх и сколько завоевали США и промышленно развитые страны. Чаще всего эти соревнования служат целям стимулирования пренебрежения к странам третьего мира, к странам Азии, Африки, Латинской Америки - столь отсталым, столь неспособным, столь бессильным, столь ограниченным с культурной точки зрения, что они, как правило, не способны завоевать ни единой медали на Олимпийских играх. На таких встречах каждые четыре года подчеркивается неполноценность индейцев, негров, желтых, метисов и превосходство белого общества, несмотря на то, что большинство медалей завоевывают американские негры от имени белого общества, промышленно развитого, богатого общества Соединенных Штатов. Я выступаю за то, чтобы Организация Объединенных Наций принимала участие в этом деле. В наших странах есть достаточный умственно-физический потенциал для занятий спортом, но нет достаточного социально-экономического развития, нет спортивных сооружений, и нет достаточного питания, я уже не говорю для широких масс населения, порой, даже, для спортсменов. Я думаю, что со спортом происходит то же самое, что и с экономикой стран третьего мира. Вот и теперь позорную, разнузданную конкуренцию ведут за получение права на проведение Олимпийских игр 1992 года крупные европейские города. То Лондон, то Барселона, то Париж - столицы метрополий бывших колоний, спорят о том, где будет организован спортивный маскарад с участием небольшого числа спортсменов неоколоний. Какую же возможность имеют Эфиопия, Мозамбик, Ангола, Конго, Республика Гвинея, Танзания, Замбия, Зимбабве, какую возможность имеют африканские страны стать местом проведения Олимпийских игр? Какую возможность имеет Эквадор, Перу, Гайана, Панама, Никарагуа и более ста стран третьего мира организовать Олимпиаду? Когда же они будут иметь такую возможность? Поэтому я еще раз повторяю, что Организация Объединенных Наций должна принимать участие в этом деле". Следует отметить, что при всей односторонности такого подхода, он находит поддержку во многих развивающихся странах.

Одной из острых проблем развития олимпийского спорта в третьем периоде стал персональный состав Международного олимпийского комитета, что естественно прямо влияло на его деятельность. В начале 50-х годов Международный олимпийский комитет состоял из представителей относительно небольшого количества стран, в основном западных. В Международном олимпийском комитете не было и представителей многих международных федераций. Но его состав было трудно изменить, поскольку в соответствии с существующим порядком Национальные олимпийские комитеты и федерации не делегируют своих представителей в Международный олимпийский комитет, который самостоятельно пополняет членство в нем и определяет представителей в странах-участниках международного олимпийского движения. В 50-х годах Советский Союз, другие социалистические страны, ряд развивающихся стран выступали за расширение состава Международного олимпийского комитета с учетом сложившейся исторической реальности в олимпийском спорте: увеличением числа Национальных олимпийских комитетов, признанных Международным олимпийским комитетом, резко возросшей ролью восточноевропейских стран в международном олимпийском движении и широком вовлечении в него развивающихся стран Азии и Африки. В 1959 году Советский Союз представил в Международный олимпийский комитет соответственную достаточно разработанную программу. Несмотря на то, что многие предложения этой программы были отвергнуты большинством членов Международного олимпийского комитета, посчитавших их слишком радикальными, постепенно ситуация стала меняться. Эти изменения привели к более активному привлечению развивающихся стран в международное олимпийское движение, совершенствованию программы олимпийских соревнований в интересах всего мирового сообщества, включению в состав Международного олимпийского комитета видных спортивных деятелей бывших социалистических и развивающихся стран, Международных спортивных федераций. В 1966 году, в Риме состоялась первая сессия постоянной Генеральной Ассамблеи Национальных олимпийских комитетов, решения которой со временем стали одной из важнейших движущих сил в олимпийском спорте.

Постоянно расширялась олимпийская программа, чему способствовало появление новых Международных спортивных федераций и новых видов спорта. В 1952 году - 18 видов спорта и 149 дисциплин, в 1992 году - 25 видов спорта и 257 дисциплин. Международные спортивные федерации по олимпийским видам спорта начали играть более активную роль не только в проведении Олимпийских игр, но и в деятельности международной олимпийской системы. В 1973 году после 43-летнего перерыва состоялся Х Олимпийский конгресс в Варне, Болгария, где остро обсуждались вопросы взаимоотношений Международного олимпийского комитета с Национальными олимпийскими комитетами и Международными спортивными федерациями, предложения о местах проведения Олимпиад и др. Наряду с 61 членом Международного олимпийского комитета в работе Конгресса приняли участие 66 представителей 26 Международных спортивных федераций и 187 представителей 82 Национальных олимпийских комитетов. В результате происходили принципиальные изменения в международном олимпийском движении, которое приобретало всеобъемлющий характер с огромной ролью восточноевропейских, бывших социалистических, и развивающихся стран. Изменился и состав Международного олимпийского комитета. В него вошли представители стран бывшего "социалистического содружества" - 13 членов и 17 представителей африканских государств. Впервые членами Международного олимпийского комитета стали женщины. Это были серьезные шаги по пути дальнейшей демократизации деятельности Международного олимпийского комитета в соответствии с реалиями времени.

Развитие олимпийского движения в течение третьего периода во многом определялось лицами, которые в различное время возглавляли Международный олимпийский комитет. Этот период совпал с деятельностью трех президентов: Эйвери Брэндеджа - 1952-1972 годы, Майкла Мориса Килланина - 1972-1980 годы, Хуана Антонио Самаранча - с 1980 года.

Если деятельность Майкла Мориса Килланина на посту президента отличалась умеренностью, то стратегические линии развития олимпийского спорта, реализованные Эйвери Брэндеджем и Хуан Антонио Самаранчем, носили прямо противоположный характер.

Деятельность Эйвери Брэндеджа можно назвать ортодоксальной, далеко и не всегда учитывавшей изменения, происходившие в спорте в период его президентства. Стремясь сделать деятельность Международного олимпийского комитета независимой от политики и национальных проблем, Эйвери Брэндедж существенно затруднил решение многих вопросов, касающихся демократизации олимпийского спорта, признания Национальных олимпийских комитетов ряда стран, острых проблем, связанных со спортом Китая, Китайской Республики - Тайвань, КНДР, Республики Корея - Южная Корея, ФРГ и ГДР, налаживания сотрудничества между странами различных политических систем, между высокоразвитыми и развивающимися. До предела обострил Эйвери Брэндедж и так называемую проблему любительства в олимпийском спорте. Навязывая явно идеалистическое представление о спортсмене- олимпийце, как о "чистом любителе", не получающем никакой материальной поддержки, Эйвери Брэндедж дал возможность ряду деятелей международного олимпийского движения, а также представителям прессы развернуть интенсивную кампанию по обвинению спортсменов СССР, Венгрии, Польши, Чехословакии в так называемом "лжелюбительстве", "государственном любительстве". Более того, часто даже ставился вопрос о профессиональном характере спорта в этих странах. Только после ухода Эвери Брэндеджа в отставку в этом вопросе все было поставлено на свои места: поощрялось участие государства в обеспечении подготовки спортсменов, разрешалась компенсация в заработке на период подготовки и т.п. Майкл Морис Килланин проводил в международном олимпийском движении достаточно умеренную во всех отношениях политику, не допуская радикальных реформ, однако, постоянно учитывая те реальные изменения, которые происходили в мире и спорте. Он очень многое сделал для развития сотрудничества между Международным олимпийским комитетом и Международными спортивными федерациями, Международным олимпийским комитетом и Национальными олимпийскими комитетами, Международным олимпийским комитетом и ЮНЕСКО, чем значительно расширил продуктивную деятельность в сфере олимпийского спорта. Неоценимы его заслуги в развитии международного сотрудничества, особенно оказании помощи развивающимся странам, создании программы Международного олимпийского комитета "Олимпийская солидарность". Ему удалось в значительной мере сгладить острейшие проблемы, связанные с бойкотом Игр XXI и XXII Олимпиад в Монреале и Москве. Майкл Морис Килланин сумел мягко отойти от соблюдения ортодоксальных принципов любительства в олимпийском спорте, начал активно развивать финансовую базу Международного олимпийского комитета за счет сотрудничества с телекомпаниями.

Когда к руководству Международного олимпийского комитета пришел Хуан Антонио Самаранч, то его деятельность вначале шокировала даже многих радикально настроенных деятелей международного олимпийского движения, не говоря уже о приверженцах классических представлений об идеалах и ценностях олимпизма. Отказ от понятия "спортсмен-любитель", тесное сотрудничество с лидерами различных государств, часто преследовавших противоположные политические цели, в стремлении сохранить целостность олимпийского движения, развертывание разностороннего процесса коммерциализации олимпийского спорта, сближение олимпийского спорта с профессиональным, допуск профессионалов к участию в Олимпийских играх и ряд других принципиальных изменений позволили говорить об олимпийском спорте 80-х и первой половины 90-х годов как об "эпохе Самаранча", "олимпийской революции".

Оценивать эти изменения можно по-разному, что и делается специалистами, журналистами, политическими деятелями, представителями коммерческих и других кругов. Однако нельзя не увидеть, что деятельность Хуан Антонио Самаранча позволила тесно связать олимпийский спорт с различными направлениями жизни мирового сообщества. Международный олимпийский комитет сумел провести огромную дипломатическую и организационную работу по устранению противоречий как в самом олимпийском движении, так и между многими странами, традиционно разыгрывавшими "олимпийскую карту" для достижения своих политических целей. В конце 80-х годов политическое давление на олимпийский спорт стало очень непопулярным, так как весь мир к этому времени уже осознал необходимость сохранения международного олимпийского движения. Сеульская и Барселонская Олимпиады резко подняли авторитет олимпийского спорта как важнейшего фактора внутренней и внешней политики государств, сглаживающего внутренние политические противоречия, поднимающего авторитет страны в международном сообществе, расширяющего международное сотрудничество, а также приносящего существенные экономические выгоды. Международные телекомпании, расширившие сотрудничество с системой олимпийского спорта, не только способствовали популяризации и существенному расширению его финансирования, но и многое сделали для укрепления его единства. Повышению авторитета, стабильности и финансового достатка олимпийского спорта способствовали и крупнейшие фирмы, связавшие с олимпийским спортом свои коммерческие программы, выступающие спонсорами и официальными поставщиками товаров на Олимпийские игры, экипировки для спортсменов.

Укреплению стабильности международного олимпийского движения в третьем периоде благоприятствовало и расширение сотрудничества Международного олимпийского комитета с Национальными олимпийскими комитетами, Международными спортивными федерациями, региональными спортивными объединениями, что вылилось в возможность глубже координировать систему олимпийского спорта в решении зачастую довольно острых проблем.

К чести Международного олимпийского комитета и его президента Хуан Антонио Самаранча следует отнести и то, что все последние годы они не стремились уходить от проблем и противоречий или не замечать их, а постоянно вели практическую работу по их разрешению. Так было во время Игр Лос-Анджелесской Олимпиады, когда Международный олимпийский комитет сумел снять многие вопросы, которые могли привести к расколу олимпийского движения, и привели его к Сеульским Играм 1988 года сплотившимся и достаточно монолитным. Такая же ситуация сложилась и перед Играми XXV Олимпиады в Барселоне, когда в олимпийском спорте вновь обострились противоречия в связи с объединением Германии, распадом Советского Союза и созданием на его территории ряда независимых государств. Хуан Антонио Самаранч и ряд других лидеров международного олимпийского движения многое сделали для того, чтобы в Играх приняли участие команда Германии, а также объединенная команда Содружества Независимых Государств ОК СНГ, унаследовавшая права бывшего СССР на этих Играх. Для этого Хуан Антонио Самаранчу несколько раз пришлось побывать в Москве и Киеве, встречаться и обсуждать сложившееся положение с президентами России Б.Н. Ельциным и Украины Л.М. Кравчуком, провести многочисленные встречи с руководителями Национальных олимпийских комитетов стран, входящих в СНГ и т.п. Вся эта колоссальная работа, в конечном счете, оказала исключительно большое влияние на дальнейшее укрепление стабильности олимпийского спорта. Для выделения времени деятельности Хуан Антонио Самаранча в отдельный период развития олимпийского спорта современности было бы более чем достаточно оснований, если бы на рубеже 80-90-х годов не произошли события кардинальным образом изменившие ситуацию во всем мире и, естественно, в спорте - распад социалистической системы, возникновение на территории бывшего СССР новых государств, объединение Германии, изменение социально- политических систем в восточноевропейских странах, разделение Югославии на ряд государств и др.

Характеризуя третий период развития олимпийского спорта, следует обратить внимание также на огромные изменения, которые произошли в программах олимпийских соревнований, системе подготовки спортсменов-олимпийцев, ее научно-методическом и медицинском обеспечении, развитии материальной базы, судейства и т.п. Все это положительно повлияло на рост массовости и популярности олимпийского спорта в мире, привело к интенсивному повышению мастерства спортсменов, исключительно высокому уровню спортивных достижений и острейшей конкуренции на олимпийской арене. В первом десятилетии третьего периода 1952-1960 годы, программа соревнований оставалась исключительно стабильной - 18 видов спорта, 149-151 вид соревнований.

В начале 60-х годов началось планомерное расширение программы Игр Олимпиад. Уже в 1964 году соревнования проводились по 20 видам спорта, было разыграно 163 золотые медали. В 1972 году количество видов спорта возросло до 22, а количество видов соревнований - до 195. На Играх XXII Олимпиады 1980 года в Москве количество видов спорта возросло до 23, а количество видов соревнований - до 203, в 1988 году в Сеуле количество видов спорта осталось 23, а количество видов соревнований возросло до 237, в 1992 году в Барселоне количество видов спорта возросло до 25, а количество видов соревнований - до 257. Изменения определялись многими факторами: активностью отдельных Международных спортивных федераций и Национальных олимпийских комитетов, более широким распространением тех или иных видов спорта, стремлением расширить участие в Играх женщин, заинтересованностью телекомпаний и отдельных представителей деловых кругов. Анализируя современную программу Игр Олимпиад нельзя не увидеть, что она в значительно большей мере, чем в предыдущие годы, отвечает интересам мирового спортивного сообщества. Постоянный рост конкуренции на олимпийской арене, повышение значимости олимпийских наград явились мощным стимулом для совершенствования организационных основ и методики спортивной подготовки олимпийцев, что во многом обусловливалось успехами спортсменов бывшего СССР на Олимпийских играх периода 1956- 1964 годов, в значительной мере определявшимся эффективной, научно обоснованной системой подготовки. В последующие годы основные принципы спортивной подготовки спортсменов СССР использовали спортсмены и тренеры других стран и, прежде всего, ГДР, Кубы, Болгарии и Венгрии. Представители этих и других стран не ограничились использованием опыта СССР, а целеустремленно пошли по пути дальнейшего научно-практического совершенствования системы подготовки спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Были выделены основные направления работы по совершенствованию системы подготовки:

• отбор талантливых юных спортсменов и организация подготовки резерва сборных команд;

• планирование многолетней подготовки спортсменов, структура и содержание олимпийских циклов подготовки;

• эффективные средства и методы совершенствования различных сторон подготовленности спортсмена;

• использование дополнительных факторов - тренировка в среднегорье, тренажеры, специальное питание и др., с целью повышения эффективности подготовки спортсменов;

• создание системы научно-методического обеспечения подготовки спортсменов;

• строительство комплексных и специализированных спортивных центров для подготовки сильнейших спортсменов;

• создание системы моральных и материальных стимулов для тренеров, спортсменов и других специалистов.

Вполне естественно, что реализация такой комплексной программы требовала со стороны государства серьезной поддержки, которая и была обеспечена практически во всех странах Восточной Европы, в СССР и на Кубе. В 60-х и 70-х годах во многих странах мира строятся и организуются мощные спортивные центры олимпийской подготовки спортсменов, в которых создавались все необходимые условия для осуществления полноценного тренировочного процесса, отдыха, восстановления, осуществления научных исследований и др. Спортивные залы, бассейны, стадионы оснащались самым современным оборудованием. За относительно короткое время система таких центров была создана в СССР, ГДР, Болгарии, Венгрии и других странах. Благодаря наличию системы таких центров стало возможным централизовать подготовку наиболее талантливых спортсменов, резко увеличить объем тренировочных нагрузок, обеспечить атмосферу жесткой конкуренции в течение всего периода подготовки, создать необходимые условия для полноценного питания, восстановления, медицинских и научных исследований и др. В центрах подготовки спортсменов началось интенсивное сотрудничество в обмене опытом тренеров, спортсменов, научных работников различных стран.

Своевременно принятые меры позволили резко повысить, по сравнению с развитыми западными странами, эффективность подготовки спортсменов в упоминавшихся выше странах и за довольно короткое время дали весьма ощутимые положительные результаты. Можно утверждать, что именно успехи олимпийцев социалистических стран послужили основанием для перестройки системы подготовки спортсменов: стали создаваться мощные центры олимпийской подготовки, появились государственные программы развития спорта и национальные фонды поддержки олимпийского спорта, резко возросло финансирование олимпийской подготовки, широко внедрялись в практику результаты научных исследований. Особенно активно работа в этих направлениях стала проводиться в США, ФРГ, Италии, Канаде, Франции, Великобритании, Финляндии, где за относительно короткий период - конец 70-х-начало 80-х годов, были внесены кардинальные изменения во всю систему подготовки спортсменов сборных команд к Олимпийским играм. В последующие годы аналогичная работа проводится в Республике Корея, КНР, Испании и других странах.

По многим показателям - финансирование подготовки сборных команд, стимулирование труда спортсменов и тренеров, оснащение спортивных центров научной аппаратурой, инвентарем и оборудованием, привлечение для работы крупных специалистов, в 80-х годах ведущие капиталистические страны существенно превзошли социалистические. Однако темп был утерян, и принципиально изменить ситуацию этим странам не удалось. Несмотря на бойкоты Игр Олимпиад 1980 года и 1984 года преимущество представителей социалистических стран в полной мере ощущалось на чемпионатах мира и других крупнейших соревнованиях, а особенно убедительно проявилось на Сеульских Играх 1988 году, несмотря на то, что мировая социалистическая система в это время пребывала уже на грани развала. Однако и на этих Играх снова убедительную победу одержала команда СССР, а команда США довольствовалась третьим местом, пропустив вперед спортсменов ГДР.

Однако в целом обострение противостояния в спорте между капиталистическими и социалистическими странами, а в конце 70-х и в 80-х годов между сборными командами СССР и ГДР, а также Венгрии, Румынии и Болгарии, КНР и других стран на Олимпийских играх, чемпионатах мира, крупнейших региональных соревнованиях способствовали интенсивному совершенствованию организационно- методических и материально-технических основ спортивной подготовки, превращая ее в высшей степени эффективную, научно обоснованную систему. Современная система подготовки и соревнований в олимпийском спорте превратила его в уникальную область исследования резервных возможностей человека, способностей к адаптации в различных экстремальных условиях. Многообразие видов спорта и особенностей соревнований в них, огромные тренировочные и соревновательные нагрузки, непредсказуемость ситуаций в соревновательной борьбе и многие другие факторы привлекли в спорт большое количество ученых, изучающих адаптационные возможности, скрытые и явные резервы человеческого организма. И в этом одна из особенностей развития олимпийского спорта на данном этапе, свидетельствующая о его большой роли для развития науки о человеке.

Специальные исследования, проведенные в различных лабораториях мира в последние годы, убедительно показали, что не существует видов профессиональной деятельности, которые могли бы сравниться по своему тренировочному эффекту с тренировочными и соревновательными нагрузками современного спорта. Тяжелый физический труд, усугубленный экстремальными климатическими условиями, не способен вызвать в организме человека таких адаптационных перестроек, которые наблюдаются у высококвалифицированных спортсменов. Это касается даже многочасового труда лесорубов в тропиках, сельскохозяйственных рабочих на высоте 3000-4000 м над уровнем моря, шерпов в Гималаях, рикш в странах Азии. Никто из лиц с таким характером профессиональной деятельности по уровню адаптационных перестроек сердечно-сосудистой и дыхательной систем не может сравниться с бегунами на длинные дистанции, велогонщиками, лыжниками и спортсменами других видов спорта, связанных с проявлением выносливости. Доказано, что экстремальные условия тренировочной и соревновательной деятельности в современном олимпийском спорте не имеют аналогов в трудовой и жизненной практике, исключая отдельные случаи, связанные с борьбой человека за жизнь /W. Hollmann, Т. Hettinger, 1980, В.Н. Платонов, 1988, 1992.

Интерес в этой связи ученых из различных лабораторий мира, занимающихся изучением возможностей человека, к спорту оказался очень полезным и для самого спорта, резко увеличив объем и качество знаний в области физиологии, биохимии, морфологии, биомеханики, психологии, медицины спорта. Эти знания позволили вывести на новый уровень систему подготовки спортсменов высшего класса.

Следует отметить, что при всех усложнениях противостояния различных политических систем в течение последних 40 лет, острых противоречиях между отдельными странами, постоянно отражавшихся на международном олимпийском движении, олимпийский спорт явился ареной мирного сотрудничества многих государств. Опыт такого сотрудничества неоценим для мирового сообщества с точки зрения возможности его использования в других сферах человеческой деятельности. Современный олимпийский спорт убедительно показал, что кропотливая работа в поисках взаимных интересов и компромиссов способна привести к взаимопониманию и плодотворному сотрудничеству без применения методов силового давления.

Вполне понятно, что состояние дел в современном олимпийском спорте не может удовлетворить всех его участников. Сложность и многогранность международного олимпийского движения, неоднородность его участников по социально-экономическим, политическим, расовым, демографическим и другим признакам, порождают такое количество проблем и противоречий, что говорить о стабильности и полном благополучии олимпийского спорта было бы заблуждением. Однако, подводя итоги краткого обзора третьего периода развития олимпийского спорта, и сравнивая его состояние начала 90-х годов с началом 50-х, было бы большой ошибкой не видеть того огромного прогресса, которого добился олимпийский спорт за 40 лет.


1 - Игры XV Олимпиады 1952 года

2 - Игры XVI Олимпиады 1956 года

3 - Игры XVII Олимпиады 1960 года

4 - Игры XVIII Олимпиады 1964 года

5 - Игры XIX Олимпиады 1968 года

6 - Игры XX Олимпиады 1972 года

7 - Игры XXI Олимпиады 1976 года

8 - Игры XXII Олимпиады 1980 года

9 - Игры XXIII Олимпиады 1984 года

10 - Игры XXIV Олимпиады 1988 года

11 - Игры XXV Олимпиады 1992 года