Факельная эстафета - XVI Зимние Олимпийские игры 1992 года
Организация
По инициативе членов клуба имени Пьера де Кубертена 19 сентября 1989 года почта Франции выступила в качестве одного из организаторов Олимпийской факельной эстафеты.
Почта продемонстрировала желание помочь Оргкомитету (ОКОИ) в подготовке и организации этой церемонии на всем ее маршруте, пролегающем по территории разных стран (Греции и Франции).
К этой работе были привлечены сотрудники 17000 почтовых отделений Франции. В общей сложности это дало возможность ознакомить 10 миллионов людей, во всех городах и деревнях Франции с маршрутом факельной эстафеты и порядком ее проведения в 57 наиболее крупных городах страны на протяжении 57 дней (с 14 декабря 1991 года по 8 февраля 1992 года от Парижа до Альбервиля, от столицы государства до города-организатора Игр).
Почта Франции взяла на себя обязанность обеспечить своевременный выпуск знаков почтовой оплаты (марок), а также художественных маркированных конвертов и почтовых карточек (цельных вещей) - этого богатого филателистического материала, который фактически является одним из самых массовых средств информации.
ОКОИ в свою очередь первоначально обеспечил организацию работы по таким направлениям:
- Эскорты и курьеры;
- Автоприцеп и логистика;
- Встреча факельной эстафеты в крупных городах;
- Гласность и развлечения.
Кроме почты, Оргкомитет поддерживал тесные контакты и с представителями СМИ. Такая организация работы была очень эффективной и позволила организаторам Игр эту церемонию представить публике как очень интересное, красивое, незабываемое зрелище.
Ведь только благодаря СМИ факельные эстафеты, начиная 1984 года, получили статус как одного из основных элементов в поведении Игр, и теперь это событие праздновали жители всей страны. Ведь факельная эстафета объединила в себе такие понятия как мечта, культура и человечество.
Начало пути
Олимпийская факельная эстафета стала одним из важных событий предвосхищавших проведение Игр. Наиболее яркими и красочными они были при проведении Игр 1984 и 1988 годов. Не стала исключением и факельная эстафета XVI зимних Олимпийских игр Альбервиля. В Священной оливковой роще Олимпии огонь был зажжен 13 декабря 1991 года.
«Жрицы» храма Геры исполнили традиционный обряд освещения Олимпийского огня и проследовали к могиле барона Пьера де Кубертена (к месту захоронения его сердца). У стелы места захоронения был зажжен первый факел эстафеты. Так началась факельная эстафета 1992 года.
Затем состоялась торжественная церемония передачи Олимпийского огня представителям НОК Франции и Оргкомитета Альбервиля. На этой церемонии присутствовали Президент НОК, Министр по делам спорта и культуры Греции, Министр по делам спорта и выполнению общественных работ Франции и другие официальные лица, представители делегаций Греции и Франции.
Затем в сопровождении почетного эскорта Королевской охраны Греции факельная эстафета проследовала в аэропорт Афин, после чего факел был установлен на борту сверхзвукового авиалайнера «Конкорд», который в 13 часов 14 февраля 1991 года произвел взлет с аэропорта Афин.
Встреча во Франции
Прибыла факельная эстафета в аэропорт имени Шарля де Голля (Париж, Франция) в 15 часов 14 декабря 1991 года. Из самолета факел вынесли двое детей - это были самые юные представители почетного эскорта и передали Олимпийский огонь первому факелоносцу на территории Франции.
В аэропорту на трибуне для почетных гостей Факельную эстафету встречали Президент Франции, Премьер-министр и другие государственные лица. Президент Франции произнес торжественную речь. После чего факельная эстафета проследовала к Елисейскому дворцу.
В Елисейском дворце состоялась торжественная церемония. Вечером на площади у Фонда прав человека состоялся праздничный концерт и фейерверк, с участием 1992 артистов. Эту церемонию и концерт, организованную мэрией Парижа, увидели 200000 человек.
Факельная эстафета
В течение 57 дней (с 15 декабря 1991 года) во всех населенных пунктах, где проходила эстафета, спортсменов, встречали радушно и весело.
Организаторы были разделены на три группы:
- группа обеспечения, которая вела подготовку к прибытию факела;
- конвой, который сопровождал факел, включающий приблизительно 50 человек;
- постоянная организационная группа (организация церемоний, встреча гостей и представителей прессы).
Маршрут был выбран таким образом, чтобы дистанция между крупными городами не превышала 100 км, а скорость передвижения атлетов составляла около 10 км/ч а дистанция - 1 км. Проект маршрута был составлен в сентябре 1990 года с помощью компьютерной графики, что обеспечивало получение точных расчетных данных. В разработке маршрута в той или иной степени приняли участие 12 млн. человек.
Для организации отбора участников факельной эстафеты почта разослала 2,5 млн. рекламных буклетов. Свои анкеты прислали 100000 претендентов.
Отбор 5500 атлетов-участников эстафеты проходил с 15 апреля по 15 июня 1991 года. Победители отборочного тура получили соответствующее уведомление в течение июля 1991 года, а в сентябре был определен участок трассы и время участия для каждого факелоносца.
Возраст спортсменов-факелоносцев составлял 15-20 лет, рожденных в период 4 февраля 1971 года до 14 декабря 1976 года. Общий резерв факелоносцев составил 20 % от числа участников факельной эстафеты.
Для них было изготовлено 7000 костюмов, обеспечивающих их движение при различных погодных условиях . Эта одежда была практичной, теплой и водонепроницаемой. Доминировали белый и серый цвета. На одежде были вышиты эмблемы факельной эстафеты и почты Франции. Кроме того, было изготовлено 15 % (от 7000) дополнительных костюмов. Все костюмы были изготовлены для каждого атлета индивидуально.
Олимпийский факел пронесли фактически по всем провинциям Франции. Общее количество зрителей - более 10 млн. человек.
Факелоносцев сопровождал специальный эскорт (скорость движения - 10 км/ч):
- специальное транспортное средство СМИ (впереди факелоносца);
- специальное транспортного средство контроля за движением факельной эстафеты с системой «Euteltracs» (радиомаяком с оценкой курса факельной эстафеты и средств связи)
- транспортное средство обеспечения ремонта техники;
- транспортное средство Красного Креста (для обеспечения медицинской помощи атлетам, эскорту и организаторам эстафеты).
На всем протяжении Факельной эстафеты руководство НОК, Организационного комитета Олимпийских игр и городов обеспечивали безопасность прохождения маршрута (полицейское сопровождение - в составе 8 человек). Для организации эскорта были задействованы все полицейские участки на территории Франции.
120 представителей прессы, радио и телевидения ярко и красочно описывали все события Факельной эстафеты на всем ее протяжении, а издательства и типографии создали много ярких и интересных брошюр, буклетов и плакатов, посвященных эстафете. Ежедневный тираж этих изданий составлял от 3 до 5 тысяч экземпляров. Накануне этого события был разработан специальный справочник - «Факельная эстафета», в котором в частности был отражены все события (встречи, празднования, фейерверки и другие мероприятия, на которых присутствовали от 10 до 50 тысяч зрителей ежедневно) и календарь эстафеты.
В целом Олимпийский проект факельной эстафеты по оценке экспертов Оргкомитета составил 30 миллионов франков.
Факел
Сам факел тоже был весьма интересным: высота - 41 см; вес - 1.3 кг, а горючее вещество (газ) способно было гореть при сильном ветре, дожде и при отрицательных температурах воздуха в течение 40 минут непрерывно и, тем не менее, были изготовлены и резервные факелы.
Проект факела разработал Филиппом Старк. Основной материал, который был использован в конструкции факела - это сталь, с позолоченным обрамлением, а основными элементами гравировки были эмблемы факельной эстафеты и Игр в Альбервиле. Горелка была установлена таким образом, чтобы горящий факел был полностью безопасен, и из этих же соображений исключили жидкое топливо. Для создания такой конструкции потребовалось очень много времени. В ходе подготовки факела было проведено много тестовых испытаний. Окончательный вариант конструкции факела был одобрен специальной комиссией, состоящей из представителей Оргкомитета.