Факельная эстафета - XVI Зимние Олимпийские игры 1992 года

Схема трассы факельной эстафеты на Играх 1992 годаОрганизация

По инициативе членов клуба имени Пьера де Кубертена 19 сентября 1989 года почта Франции выступила в качестве одного из организаторов Олимпийской факельной эстафеты.

Почта продемонстрировала желание помочь Оргкомитету (ОКОИ) в подготовке и организации этой церемонии на всем ее маршруте, пролегающем по территории разных стран (Греции и Франции).

К этой работе были привлечены сотрудники 17000 почтовых отделений Франции. В общей сложности это дало возможность ознакомить 10 миллионов людей, во всех городах и деревнях Франции с маршрутом факельной эстафеты и порядком ее проведения в 57 наиболее крупных городах страны на протяжении 57 дней (с 14 декабря 1991 года по 8 февраля 1992 года от Парижа до Альбервиля, от столицы государства до города-организатора Игр).

Почта Франции взяла на себя обязанность обеспечить своевременный выпуск знаков почтовой оплаты (марок), а также художественных маркированных конвертов и почтовых карточек (цельных вещей) - этого богатого филателистического материала, который фактически является одним из самых массовых средств информации.

ОКОИ в свою очередь первоначально обеспечил организацию работы по таким направлениям:

  • Эскорты и курьеры;
  • Автоприцеп и логистика;
  • Встреча факельной эстафеты в крупных городах;
  • Гласность и развлечения.

Кроме почты, Оргкомитет поддерживал тесные контакты и с представителями СМИ. Такая организация работы была очень эффективной и позволила организаторам Игр эту церемонию представить публике как очень интересное, красивое, незабываемое зрелище.

Церемония освещения факела на Играх 1992 годаВедь только благодаря СМИ факельные эстафеты, начиная 1984 года, получили статус как одного из основных элементов в поведении Игр, и теперь это событие праздновали жители всей страны. Ведь факельная эстафета объединила в себе такие понятия как мечта, культура и человечество.

Начало пути

Олимпийская факельная эстафета стала одним из важных событий предвосхищавших проведение Игр. Наиболее яркими и красочными они были при проведении Игр 1984 и 1988 годов. Не стала исключением и факельная эстафета XVI зимних Олимпийских игр Альбервиля. В Священной оливковой роще Олимпии огонь был зажжен 13 декабря 1991 года.

«Жрицы» храма Геры исполнили традиционный обряд освещения Олимпийского огня и проследовали к могиле барона Пьера де Кубертена (к месту захоронения его сердца). У стелы места захоронения был зажжен первый факел эстафеты. Так началась факельная эстафета 1992 года.

Затем состоялась торжественная церемония передачи Олимпийского огня представителям НОК Франции и Оргкомитета Альбервиля. На этой церемонии присутствовали Президент НОК, Министр по делам спорта и культуры Греции, Министр по делам спорта и выполнению общественных работ Франции и другие официальные лица, представители делегаций Греции и Франции.

Затем в сопровождении почетного эскорта Королевской охраны Греции факельная эстафета проследовала в аэропорт Афин, после чего факел был установлен на борту сверхзвукового авиалайнера «Конкорд», который в 13 часов 14 февраля 1991 года произвел взлет с аэропорта Афин.

На одном из этапов факельной эстафетыВстреча во Франции

Прибыла факельная эстафета в аэропорт имени Шарля де Голля (Париж, Франция) в 15 часов 14 декабря 1991 года. Из самолета факел вынесли двое детей - это были самые юные представители почетного эскорта и передали Олимпийский огонь первому факелоносцу на территории Франции.

В аэропорту на трибуне для почетных гостей Факельную эстафету встречали Президент Франции, Премьер-министр и другие государственные лица. Президент Франции произнес торжественную речь. После чего факельная эстафета проследовала к Елисейскому дворцу.

В Елисейском дворце состоялась торжественная церемония. Вечером на площади у Фонда прав человека состоялся праздничный концерт и фейерверк, с участием 1992 артистов. Эту церемонию и концерт, организованную мэрией Парижа, увидели 200000 человек.

Факельная эстафета

В течение 57 дней (с 15 декабря 1991 года) во всех населенных пунктах, где проходила эстафета, спортсменов, встречали радушно и весело.

Организаторы были разделены на три группы:

  • группа обеспечения, которая вела подготовку к прибытию факела;
  • конвой, который сопровождал факел, включающий приблизительно 50 человек;
  • постоянная организационная группа (организация церемоний, встреча гостей и представителей прессы).

Маршрут был выбран таким образом, чтобы дистанция между крупными городами не превышала 100 км, а скорость передвижения атлетов составляла около 10 км/ч а дистанция - 1 км. Проект маршрута был составлен в сентябре 1990 года с помощью компьютерной графики, что обеспечивало получение точных расчетных данных. В разработке маршрута в той или иной степени приняли участие 12 млн. человек.

Для организации отбора участников факельной эстафеты почта разослала 2,5 млн. рекламных буклетов. Свои анкеты прислали 100000 претендентов.

Календарь событий факельной эстафеты 1992 года

Отбор 5500 атлетов-участников эстафеты проходил с 15 апреля по 15 июня 1991 года. Победители отборочного тура получили соответствующее уведомление в течение июля 1991 года, а в сентябре был определен участок трассы и время участия для каждого факелоносца.

Возраст спортсменов-факелоносцев составлял 15-20 лет, рожденных в период 4 февраля 1971 года до 14 декабря 1976 года. Общий резерв факелоносцев составил 20 % от числа участников факельной эстафеты.

Для них было изготовлено 7000 костюмов, обеспечивающих их движение при различных погодных условиях . Эта одежда была практичной, теплой и водонепроницаемой. Доминировали белый и серый цвета. На одежде были вышиты эмблемы факельной эстафеты и почты Франции. Кроме того, было изготовлено 15 % (от 7000) дополнительных костюмов. Все костюмы были изготовлены для каждого атлета индивидуально.

Эскорт факельной эстафеты 1992 годаОлимпийский факел пронесли фактически по всем провинциям Франции. Общее количество зрителей - более 10 млн. человек.

Факелоносцев сопровождал специальный эскорт (скорость движения - 10 км/ч):

  • специальное транспортное средство СМИ (впереди факелоносца);
  • специальное транспортного средство контроля за движением факельной эстафеты с системой «Euteltracs» (радиомаяком с оценкой курса факельной эстафеты и средств связи)
  • транспортное средство обеспечения ремонта техники;
  • транспортное средство Красного Креста (для обеспечения медицинской помощи атлетам, эскорту и организаторам эстафеты).

На всем протяжении Факельной эстафеты руководство НОК, Организационного комитета Олимпийских игр и городов обеспечивали безопасность прохождения маршрута (полицейское сопровождение - в составе 8 человек). Для организации эскорта были задействованы все полицейские участки на территории Франции.

120 представителей прессы, радио и телевидения ярко и красочно описывали все события Факельной эстафеты на всем ее протяжении, а издательства и типографии создали много ярких и интересных брошюр, буклетов и плакатов, посвященных эстафете. Ежедневный тираж этих изданий составлял от 3 до 5 тысяч экземпляров. Накануне этого события был разработан специальный справочник - «Факельная эстафета», в котором в частности был отражены все события (встречи, празднования, фейерверки и другие мероприятия, на которых присутствовали от 10 до 50 тысяч зрителей ежедневно) и календарь эстафеты.

Олимпийский факел XVI Зимних Олимпийских Игр 1992 годаВ целом Олимпийский проект факельной эстафеты по оценке экспертов Оргкомитета составил 30 миллионов франков.

Факел

Сам факел тоже был весьма интересным: высота - 41 см; вес - 1.3 кг, а горючее вещество (газ) способно было гореть при сильном ветре, дожде и при отрицательных температурах воздуха в течение 40 минут непрерывно и, тем не менее, были изготовлены и резервные факелы.

Проект факела разработал Филиппом Старк. Основной материал, который был использован в конструкции факела - это сталь, с позолоченным обрамлением, а основными элементами гравировки были эмблемы факельной эстафеты и Игр в Альбервиле. Горелка была установлена таким образом, чтобы горящий факел был полностью безопасен, и из этих же соображений исключили жидкое топливо. Для создания такой конструкции потребовалось очень много времени. В ходе подготовки факела было проведено много тестовых испытаний. Окончательный вариант конструкции факела был одобрен специальной комиссией, состоящей из представителей Оргкомитета.