Факельная эстафета - XI Зимние Олимпийские игры 1972 года
Разработка маршрута факельной эстафеты
12 декабря 1969 года состоялась встреча представителей 4-х подкомиссий и комитетов, таких как технический комитет, подкомиссия по организации факельной эстафеты, административная подкомиссия, подкомиссия по организации церемоний Оргкомитета (ОКОИ) Саппоро на которой были разработаны фундаментальные принципы по организации факельной эстафеты. Все мероприятия должны были проходить под эгидой НОК Греции и Японии.
ОКОИ Саппоро начал разработку маршрута факельной эстафеты XI зимних Олимпийских игр в начале 1970 года. Основным элементом на маршруте факельной эстафеты была трасса по территории 14 подпрефектур префектуры Хоккайдо. Этот план был окончательно разработан зимой 1971 года.
Согласно этому плану транспортировка факела должна была осуществляться самолетом, поездом и на лодках, а на маршруте эстафеты по территории Японии факелоносцы могли использовать лыжи, коньки и лошадей, а по территории Греции Олимпийский огонь должны будут нести атлеты.
Транспортировку Олимпийского огня из Греции до Японии планировалось осуществить самолетом до города Наха (о. Окинава, Япония), затем на север до города Токио - столицы Японии (о. Хонсю) и далее до города Кусиро (о. Хоккайдо).
Прибытие в Токио планировалось 2 января 1972 года и далее по восточному направлению (вдоль Тихого океана) и западному направлению (вдоль Японского моря) по городам о. Хонсю. На севере о. Хонсю должно было состояться слияние маршрутов, и далее водным транспортом Олимпийский огонь транспортировался на о. Хоккайдо. По территории префектуры Хоккайдо маршрут факельной эстафеты должен был пройти по трем направлениям - южному (от Хакодате), восточному (от Кусиро), северному (от Вакканай). Расчетная дата прибытия в Саппоро 29 января 1972 года.
Организация транспортировки Олимпийского огня по сухопутным и водным маршрутам возлагалась на комитет по спецификациям НОК Греции и Исполнительные комитеты префектур Хонсю и Хоккайдо. Трассы должны быть расчищены от снежных заносов.
Транспортные средства подготовлены для прохождения трассы в безлюдных, труднодоступных районах.
Были рассмотрены вопросы, которые определяли возраст факелоносцев (юноши и девушки от 11 до 20 лет) и состав команды (до 13 человек, из них 1 основной факелоносец и 2 дополнительных), а также и длительность дистанции - 1 км, а скорость движения - 10 км в час.
Маршрут факельной эстафеты
В декабре 1971 года официальная делегация Оргкомитета (ОКОИ) Саппоро (Япония) в составе 15 человек во главе со своим Вице-президентом прибыла в Олимпию (Греция).
В 11 часов утра 28 декабря 1971 года у руин храма Геры в Олимпии состоялась торжественная церемония освещения Олимпийского огня.
«Верховная жрица» Мария Масколину зажгла огонь и передала его «младшей жрицы», которая в сопровождении 9 жриц храма Геры понесли его к Мемориальному парку имени Пьера де Кубертена. В парке их встречали официальные лица - представители НОК Греции во главе с его Вице-президентом и Генеральным секретарем. Среди официальных гостей были и представители Оргкомитета Саппоро. После торжественной встречи Олимпийского огня жрица храма Геры передала факел первому атлету, начавшему факельную эстафету. Его сопровождала команда из 6 ассистентов.
После 2-х этапов факельной эстафеты Олимпийский огонь из Олимпии далее транспортировали на машине до Афин. В 19 часов 28 декабря 1971 года Олимпийский огонь был доставлен на Панафинский стадион. На следующий день 29 декабря в 15 часов 30 минут Президент НОК Греции в аэропорту «Hellenikon» передал Олимпийский огонь главе делегации Вице-президенту Оргкомитета (ОКОИ) Саппоро (Япония).
Реактивный лайнер авиалиний Японии с Олимпийским огнем на борту в 17 часов 20 минут 29 декабря 1971 года взял курс в Наху (о. Окинава, Япония). В 20 часов 30 минут 30 декабря официальные лица и жители г. Нахи встретили Олимпийский огонь в аэропорту своего города. Состоялась торжественная церемония.
В 9 часов утра 31 декабря 1971 года факельная эстафета пройдя дистанцию в 57 км по нескольким городам и селам о. Окинавы в 15 часов 30 минут вернулась в район «Ohnoyama». С 20 часов 40 минут 31 декабря 1971 года до 0 часов 30 минут 1972 года в этом районе шли народные гуляния, на которых Олимпийский огонь был «Гостем чести».
В 9 часов утра 1 января 1972 года самолет с Олимпийским огнем на борту взял курс на Токио и в полдень приземлился в столичном аэропорту «Haneda» и после краткой церемонии факельная эстафета проследовала к Национальному стадиону, на котором проходил матч Лиги чемпионов страны.
В 15 часов после завершения матча состоялась торжественная церемония освещения Олимпийского огня. Вице-президент ОКОИ передал факел Президенту Оргкомитета Саппоро, а он в свою очередь вручил факел атлету, который первым начал факельную эстафету по городам и селам префектур острова Хонсю.
Далее по восточному направлению (вдоль Тихого океана) и западному направлению (вдоль Японского моря) по городам о. Хонсю. На севере о. Хонсю состоялось слияние маршрутов в городе Аомори, и далее водным транспортом Олимпийский огонь транспортировался на о. Хоккайдо.
По территории о. Хоккайдо маршрут факельной эстафеты прошел по 3-м направлениям, которые были утверждены решением Оргкомитета, и 29 января 1972 года Олимпийский огонь прибыл в Саппоро.
Малая чаша с Олимпийским огнем в 20 часов 30 минут 29 января 1972 года была установлена в резиденции губернатора Хоккайдо.
На этой церемонии присутствовали официальные лица и почетные гости, среди которых были губернатор Хоккайдо, мэр Саппоро и Президент Любительской спортивной ассоциации, а также и жители Саппоро. 30 января Олимпийский огонь был передан под патронат Президента МОК.
3 февраля от здания муниципалитета, расположенного на Центральной площади, до ледовой арены стадиона «Makomanai» начался последний этап факельной эстафеты. На этом 9 км участке последнего этапа Олимпийский огонь несли 10 спортсменов (5 юношей и 5 девушек).
В 11 часов 47 минут последний факелоносец получил факел, которой пробежал по лестничному маршу длиной в 103 ступеньки под восторженное приветствие 50000 зрителей зажег огонь в Олимпийской чаше центральной спортивной арены.
Факел
Ручка факела была изготовлена из легкого сплава, основным компонентом которого был алюминий, а внутри находился цилиндрический контейнер, изготовленный из нержавеющей стали. Цилиндры были 2-х типов (время непрерывного горения 10 минут - для спортсменов, 14 минут - при установке на транспорте). Длина контейнера 55 см, диаметр - 3 см. Конструкция ручки была разработана таким образом, чтобы факел можно было нести спортсмену или устанавливать на транспортном средстве. Кроме того, в конструкции факела было установлено специальное антивибрационное устройство. Дополнительный объем топлива обеспечивал непрерывный режим горения в течение 48 часов.
Награды и эмблемы участников факельной эстафеты
Каждый участник эстафеты имел специальную униформу, на которой было изображение официальной эмблемы Игр. Кроме того, каждое транспортное средство сопровождения имело специальный отличительный знак.
Участники факельной эстафеты были награждены бронзовой юбилейной медалью, имеющей пластмассовое обрамление и выполненной в форме 3 см квадрата с толщиной в 3 мм.