Танцы на льду на Олимпийских играх. Первые чемпионы олимпийских игр в спортивных танцах на льду


после произвольного танца, до того как диктор объявил оценки, пятеро из девяти арбитров вывели вперед Марину Анисину и Гвендаля Пейзера из Франции. Тотчас рефери соревнований, председатель техкома Международного союза конькобежцев Александр Горшков, подбежал к китайскому судье, вроде бы запутавшемуся в к ...

 
Дарья СРЕБНИЦКАЯ,
корреспондент газеты «Советский спорт»,

Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов

СПРАВКА

Олимпийские чемпионы в спортивных танцах на льду:

1976 год, Инсбрук – Людмила Пахомова и Александр Горшков, СССР;

1980 год, Лейк-Плэсид – Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, СССР;

1984 год, Сараево – Джейн Торвилл и Кристофер Дин, Великобритания;

1988 год, Калгари – Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, СССР;

1992 год, Альбервиль – Марина Климова и Сергей Пономаренко, СНГ;

1994 год, Лиллехаммер – Оксана Грищук и Евгений Платов, Россия;

1998 год, Нагано – Паша Грищук и Евгений Платов, Россия.

В танцах на льду господство советских, а позже российских фигуристов началось в 1970 году с победы Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова на чемпионате мира в Любляне. А закончилось в минувшем сезоне, когда на чемпионатах Европы и мира лучший дуэт нашей сборной – Ирина Лобачева и Илья Авербух – занял четвертые места.

ПЕРВЫЙ ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК прозвучал на чемпионате мира 1999 года в Хельсинки: после произвольного танца, до того как диктор объявил оценки, пятеро из девяти арбитров вывели вперед Марину Анисину и Гвендаля Пейзера из Франции. Тотчас рефери соревнований, председатель техкома Международного союза конькобежцев Александр Горшков, подбежал к китайскому судье, вроде бы запутавшемуся в компьютерной клавиатуре. После секундной беседы с авторитетным специалистом китаец нажал «правильную» кнопку, присудив победу Анжелике Крыловой и Олегу Овсянникову.

Подобная ситуация не была неожиданной, поскольку на протяжении всего сезона сюрреалистический танец под барабанную дробь, буквально навязанный спортсменам тренером Натальей Линичук, вызывал немало нареканий. Лишь перед самым отъездом на чемпионат мира Анжелика волевым решением добавила к сложному оформлению композиции музыку. Это ребят и спасло.

Крылова и Овсянников клятвенно обещали в дальнейшем более внимательно подходить к выбору новых постановок и опять обойти французов. Но случилось непредвиденное: из-за травм партнерши дуэт пропустил прошлый сезон и в июне объявил об уходе в профессионалы.

Увы, за Анжеликой и Олегом в российской сборной зияла пустота. Никто из талантливых танцоров не успел пробиться на ведущие позиции в мировом рейтинге, играющем в самом субъективном виде фигурного катания огромную роль. Это неудивительно, ведь с 1994 года единоличную власть в танцах захватила Линичук, формируя и разбивая пары по собственному усмотрению. О какой внутренней конкуренции могла идти речь? При таком раскладе в угоду лидерам, приносящим не только медали, но и большой доход, рост других перспективных дуэтов обычно искусственно сдерживают. И группа знаменитой наставницы не стала исключением.

В ЯНВАРЕ 1997 ГОДА, во время чемпионата Европы в Париже, в маленьком кафе напротив Дворца спорта «Берси» за чашечкой кофе встретились три первые леди танцев на льду – Татьяна Тарасова, Елена Чайковская и Наталья Дубова. Поговаривали, будто «заговорщицы» обсуждали вопрос о том, как помешать ученикам Линичук выиграть Олимпиаду в Нагано. Сделать это было не так сложно: за год до Игр фавориты предстоящего турнира Паша Грищук и Евгений Платов ушли от Линичук к Тарасовой, а Крылова с Овсянниковым имели в мировом рейтинге второй номер. У Дубовой был свой интерес: ее канадские воспитанники Шей-Линн Бурн и Виктор Кратц претендовали в Японии на бронзовые и даже серебряные награды. (К слову, они вообще остались без медалей, уступив третье место Анисиной – Пейзера.)

По сведениям из достоверных источников, незадолго до Олимпиады Линичук вызывали в кабинеты высоких чиновников, предлагали сдаться без боя. Но она отказалась, потому что, во-первых, настоящий боец и, во-вторых, имела мощную поддержку в лице президента Федерации фигурного катания России Валентина Писеева и его супруги – судьи международной категории Аллы Шеховцевой. В Нагано в оригинальном танце Алла отдала первенство Крыловой – Овсянникову, но ее голос не имел решающего значения, спортсмены проиграли.

Пару Грищук – Платов Линичук сама подтолкнула к уходу. На чемпионате Европы 1995 года в Дортмунде она заявила, что для нее существует одна медаль – золотая олимпийская, имея в виду только сформировавшуюся тогда пару Крылова – Овсянников. Кто мог подумать, что Грищук с Платовым дотянут до следующей Олимпиады: у Жени ведь были серьезные проблемы с коленом, позже он перенес несколько операций. Естественно, два конкурентоспособных дуэта не могли долго находиться под одной крышей. Кто-то должен был уйти.

ПАША ГРИЩУК – по паспорту Оксана, псевдоним взяла в 1997 году в честь бабушки Прасковьи – одна из самых колоритных фигур в мировых танцах. Ей с Платовым, единственным среди танцоров, удалось выиграть Олимпиаду дважды, причем по инициативе Паши – она сумела вернуть в большой спорт своего партнера. Две золотые олимпийские медали, безусловно, принесли тому максимально выгодные профессиональные контракты.

Разумеется, и сама Паша вместе с Евгением могла бы сегодня зарабатывать миллионы долларов. Они вполне могли бы вернуться на любительский лед и выиграть свою третью Олимпиаду, тем более что место бесспорных лидеров в танцах до сих пор вакантно. К сожалению, Грищук летом 1998 года внезапно покинула коммерческий тур Тома Коллинза, отправившись в Голливуд с желанием прославиться, снявшись в сериале «Черный скорпион». Тогда же распался другой известный дуэт – Майя Усова – Александр Жулин: бывшие супруги, завоевавшие золотые медали на чемпионате мира 1993 года и серебряные на Олимпийских играх в Лиллехаммере, окончательно разругались. Платов, недолго думая, взял в партнерши Усову, а Грищук, вернувшаяся со съемок через пару недель, начала кататься с Жулиным.

Скромную и молчаливую Майю, не связанную более с Жулиным творческим союзом, прорвало: она призналась, что в течение семнадцати лет Александр бил и унижал ее и что в 1990 году Грищук увела у нее мужа. Паше бы смолчать, но она ринулась в контратаку:

– Мне безумно интересно, почему люди верят женщине, которая рассказывает небылицы о том, что кто-то кем-то был побит. У них семьи не существовало уже за год до того, как мы встретились. Была лишь печать в паспорте. Более того, Майя в беседе с корреспондентом журнала «Blades on ice» четко сказала, что вышла за Сашу не по любви, а чисто автоматически: они вместе катались, к тому же она из Горького, родители Жулина ее приютили. И потом, она предвзято представила историю с обручальным кольцом. В 1992 году Саша подарил мне простенькое, в 14 карат, обручальное колечко, это произошло на летнем туре в Сан-Франциско. Когда мы расстались, мне было очень тяжело. От нашей любви не осталось ничего, кроме кольца, которое я по девичьей привязанности к своему первому мужчине надела на цепочку и повесила на шею. Но Усова подумала, что это то кольцо, которое она купила Саше. Майе просто хочется найти виновного в проигрыше на Олимпийских играх. И так как я очень мягкий человек, она облила грязью меня.

Досталось и Платову, обладающему идеальным характером, такому доброму, что мухи не обидит.

– Наверное, такая традиция у русских фигуристов – колотить партнерш, – признавалась Грищук. – Он бил меня все десять лет, что мы катались вместе. Когда это случилось впервые, я подумала, может, у человека какие-то проблемы, поэтому и простила его. А потом уже были выиграны какие-то медали, и мы разочаровали бы многих, если бы расстались в тот момент.

Тут уж не выдержал Платов, заявив, что капризам Паши не было числа. Например, 23 ноября 1994 года, когда дуэт тренировался у Линичук в Ньюарке, штат Делавэр, Грищук вызвала полицию прямо на каток из-за того, что Платов якобы побил ее руками и «ногами в коньках» по лицу и, как написано в заявлении, по «женским частям тела». Однако полисмены отметили, что у фигуристки лишь чуть разбита губа. И очевидцы показали, что Евгений слегка толкнул Пашу, она же, упав на лед, несколько минут билась в истерике...

Плохую службу сослужила себе Паша. В США, где крутится весь бизнес, связанный с профессиональным фигурным катанием, едва ли поверили в то, что Грищук – жертва. Она хорошо известна скандальными историями и умением пройти не то что по головам – по трупам. Пока она каталась, ей многое прощали. Но ее тандем с Жулиным просуществовал всего-то месяца три, потому что Грищук снова попыталась отбить Александра, на этот раз у его постоянной подруги Татьяны Навки. Жулин даже летал к Паше в гости в Калифорнию, но все-таки остался с Таней, сейчас тренирует в США.

Добропорядочные американцы, ратующие за крепкую семью и безапелляционно отвергающие побочные связи, объявили Грищук персоной нон грата, потеряв к ней всяческий интерес.

В прошлом году Паша переквалифицировалась в одиночницы, должна была выступить на чемпионате мира среди профессионалов. Однако сенсационный факт остался незамеченным американской прессой, фамилия фигуристки стояла в числе прочих мелкой строкой под шестым или седьмым номером. Ну а дебют по каким-то причинам не состоялся.

НАТАЛЬЯ ЛИНИЧУК безраздельно царила в танцах на протяжении многих лет по одной простой причине: больше не было тренеров, способных лепить звезд. Чайковская с Тарасовой в 1988 году ушли из большого спорта. Чайковская вернулась в 1993-м на пост консультанта российской сборной, а к практической работе приступила в 1997-м, взяв Машу Бутырскую и сделав из нее двукратную чемпионку Европы и чемпионку мира. Тарасова в 1996-м работала с одиночником Ильей Куликом, Грищук с Платовым пришли к ней спустя год. Кулик, как и Паша с Женей, выиграл Олимпиаду в Нагано. А Наталья Дубова с 1994 года тренирует исключительно зарубежные пары.

Правда, Тарасова в 1991–1992 годах довела до титулов олимпийских чемпионов Марину Климову и Сергея Пономаренко. Дуэт, проигравший чемпионат мира-91 французам Дюшене, ушел к ней от Дубовой. Это был удар ниже пояса. О том, насколько влиятельным человеком была тогда Наталья Ильинична, свидетельствует один эпизод: по ее телефонному звонку столичному арбитру в минуту оформили белорусское гражданство. В то время у нее была пара Навка и Самвел Гезолян, выступавшая за Белоруссию, которой требовался «свой» судья. Но главное – тренера предали те, кому она отдала столько сил.

В начальных главах книги, которую мы тогда задумали под условным названием «Женская раздевалка», Дубова вспоминала (цитирую с разрешения Натальи Ильиничны):

«Я помню их совсем маленькими. Марина приехала из Свердловска, у нее очень милая, коммуникабельная мама Рита, а папа Володя для меня, по крайней мере, личность странная. Он мог... приехать на сбор и сказать: «Вот какие у вас адидасовские тапочки, у Марины таких нет. Вы должны ей сначала все дать, а уж потом взять».

А вот в Сереже меня практически с самого начала кое-что насторожило. Во время турнира в ФРГ он украл в магазине какие-то мелочи: жвачки, пленку, соски. Я испытала шок! И, вероятно, в тот момент была обязана с ним расстаться... Последний инцидент произошел в 1991 году, когда мы возвращались из турне. Сергей вез в Москву... оружие. Мы сидим в самолете. Рейс задержан. Пилот вызывает меня и руководителя делегации Галю Змиевскую, спрашивает: «Кого же вы воспитали?!» Я заплакала...

В моей памяти навсегда останется момент, когда они стали олимпийскими чемпионами. Душой я с ними рассталась уже давно. Просто был взаимный интерес. Казалось бы, что тут – дотерпеть до Олимпиады? Но вдруг внутри выросла какая-то каменная стена.

Самое обидное не в том, что мы расстались, а в том, что всю свою жизнь в работе с этой парой я положила на борьбу с Тарасовой...

Не хочу давать ей какие-либо оценки. Но, безусловно, у нее есть самобытность, чутье на выбор музыки, которая может попасть в «яблочко». Она интуитивно чувствует, что музыку нужно громко включать, что чем больше шума вокруг тебя, тем скорее ты привлечешь внимание. Например, ее коронное выражение: «Народ знает, как я цветы ведрами выносила». И это очень хорошо характеризует ее.

В начале восьмидесятых работал в Спорткомитете некто Игорь Кабанов – «великий идеолог», мне он чем-то Суслова напоминал. Кабанов был старшим тренером по танцам и судьей международной категории. Естественно, он поддерживал Тарасову и Чайковскую, которые брали его судить чемпионаты Европы и мира. Я тогда уже «лезла» как тренер, вот Кабанов и придумал, как меня сломить.

В то время ко мне в группу попали Ирина Моисеева с Андреем Миненковым, а Климова с Пономаренко уже у меня катались. И вот я еду с Ирой и Андреем на свой первый чемпионат мира в Данию. Вдруг из Москвы приходит распоряжение: отозвать команду на два дня раньше для выступлений на Спартакиаде народов СССР в Первоуральске. И мне единственной не нашлось билета! Видимо, меня попросту решили задержать за границей, чтобы сказать молодым Марине с Сережей: «Смотрите, какой у вас тренер. Гуляет по Дании, а вы прилетели в Первоуральск». И забрать их...»

И ДУБОВА, И ЛИНИЧУК вправе обижаться на соперниц, пожинавших плоды их труда. Но они прекрасно понимают, что фигурным катанием, и в частности танцами, правят жесткие законы: зазевался или прокололся – талантливого ученика вмиг уведут. Сами так поступали.

Сегодня выстраиваются очереди к Чайковской и Тарасовой. Так, Крылова – Овсянников просились к Елене Анатольевне, Лобачева – Авербух – к Татьяне Анатольевне. И получили отказ, поскольку опоздали: у каждой воспитанников хоть отбавляй.

Тарасова и Чайковская нынче современны и непобедимы, как и двадцать пять – тридцать лет назад. Преуспели не только в работе с одиночниками, но с иностранными дуэтами. Тарасова довела до уровня серебряных призеров чемпионатов Европы и мира итальянцев Барбару Фузар-Поли и Маурицион Маргальо, которые, судя по всему, готовы отобрать лидерство у чемпионов мира Анисиной – Пейзера. Чайковская сделала из ветеранов литовской сборной Маргариты Дробязко и Повиласа Ванагаса бронзовых медалистов европейского и мирового первенств.

Обеих частенько упрекают в том, что они не помогают «доводить до ума» российские пары. Конечно, зарубежные фигуристы платят тренерам большие гонорары. Но дело не в деньгах. Примадонны, поверьте, достаточно состоятельные женщины, могут позволить себе, как подчеркнула Чайковская, работать с теми, кто интересен, кто может добиться результата или создать что-то новое. Увы, в России пар, которые быстро можно вывести в чемпионы, нет. А начинать с чистого листа тренерам такого класса нецелесообразно.

К тому же дома Чайковской, к примеру, занимавшей пост консультанта сборной, запретили курировать танцы. А когда в прошлом сезоне ее юный дуэт Оксана Потдыкова – Денис Петухов не пробился на чемпионате Европы в десятку сильнейших, их не повезли на чемпионат мира. Но ведь в этом виде симпатии арбитров нужно зарабатывать годами, мелькать на престижных турнирах, иначе в элиту не пробиться. От дебютантов выдающихся результатов ждать не приходится.

Тарасову, тренировавшую в Америке, но в январе перед «Европой» обосновавшуюся на катке «Серебряный» Северо-Западного административного округа столицы, попросили выйти вон. Таких тренеров не то что в России – в мире больше нет. С нее бы пылинки сдувать. Ан нет, чуть не выгнали. Хорошо еще, что не по злому умыслу. В нашей беседе вице-мэр Москвы Валерий Шанцев сказал, что очень хочет, чтобы Тарасова работала в России, такие наставницы, безусловно, должны иметь собственные ледовые центры, но на их строительство нет денег. Поэтому и пришлось уникальному специалисту делить районный каток с хоккеистами и группами по шорт-треку.

В МИНУВШЕМ СЕЗОНЕ Ирина Лобачева и Илья Авербух имели все шансы войти в первую тройку. Обязательные и оригинальный танцы они исполняли на твердое третье место. Трудности возникли с произвольным. Их тренер Линичук пошла на эксперимент. Были выбраны восточные, тяжелые к восприятию мелодии. В довершение всего костюмы фигуристов украсили огромные стрелки на интимных местах, недвусмысленно указывавшие «нужное» направление, – художник таким образом выразил мужское и женское начало в японском, как выяснилось, танце. В конце концов на чемпионате мира Ирина с Ильей вынуждены были вернуться к постановке двухлетней давности – рок-опере Ллойда Вебера «Иисус Христос – суперзвезда». Однако в фигурном катании возврат к прошлому считается моветоном и шагом назад, поэтому ребята даже мечтать не могли о медалях.

В этом сезоне они снова меняли произвольный танец. Слава Богу, удача! Композиция на фугу Баха «Фантазия» понравилась и самим спортсменам, и судьям. В конце ноября на этапе серии «Гран-при» в Париже – турнире «Трофей Лалик» – они заняли второе место, а в своем коронном оригинальном танце опередили Анисину – Пейзера. Отличная заявка на будущее, и прежде всего на Олимпийские игры 2002 года в Солт-Лейк-Сити.

www.sovsekretno.ru

Танцы на льду на Олимпийских играх

Соревнования танцевальных пар по фигурному катанию на XXII зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи стартуют в воскресенье, 16 февраля, во дворце зимнего спорта "Айсберг", медали в этой дисциплине будут разыграны 17 февраля. Ниже приводится справка о танцах на льду на Олимпийских играх.

МОСКВА, 16 фев — РИА Новости. Соревнования танцевальных пар по фигурному катанию на XXII зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи стартуют в воскресенье, 16 февраля, во дворце зимнего спорта "Айсберг", медали в этой дисциплине будут разыграны 17 февраля.Ниже приводится справка о танцах на льду на Олимпийских играх.

Спортивные танцы на льду — самая молодая дисциплина фигурного катания, в которой пары исполняют определенные комплексы танцевальных фигур с музыкальным сопровождением. Это единственный вид программы, где разрешено использовать музыку с вокалом.

В отличие от парного фигурного катания, в танцах отсутствуют прыжки, высокие поддержки, длительные разъединения партнеров.

Как вид спорта танцы получили признание в 1948 году, когда в составе Международного союза конькобежцев был организован Международный комитет спортивных танцев. В 1975 году он объединял представителей 25 стран.

Чемпионы мира в танцах на льду определяются с 1952 года, чемпионы Европы — с 1954 года. С 1976 года спортивные танцы включены в программу зимних Олимпийских игр. Первыми олимпийскими чемпионами в Инсбруке стали советские фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков. В 1980 году в Лейк-Плэсиде их успех повторили Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов.

На Олимпийских играх в Сараево в 1984 году победу одержали британцы Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Судьи выставили им все оценки 6,0 за артистизм и три оценки 6,0 за технику. Наталья Бестемьянова и Андрей Букин в 1988 году в Калгари вернули СССР золото. Через четыре года в Альбервиле Марина Климова и Сергей Пономаренко заняли первое место в составе объединенной команды бывших республик СССР.

Единственными двукратными олимпийскими чемпионами в этом виде фигурного катания стали Оксана Грищук и Евгений Платов, выигравшие Игры в 1994 году в Лиллехаммере и 1998-м в Нагано. После них в 2002 году в Солт-Лейк-Сити золото ушло французскому дуэту Марина Анисина/Гвендаль Пейзера, а еще через четыре года в Турине первенствовали Татьяна Навка и Роман Костомаров.

На последних Олимпийских играх, прошедших в 2010 году в Ванкувере, победу одержали канадцы Тесса Вирчу и Скотт Мойр, серебро выиграли американцы Мерил Дэвис и Чарли Уайт, а бронзу — россияне Оксана Домнина и Максим Шабалин.

Ранее программа официальных соревнований спортивных танцев включала обязательный, оригинальный и произвольный танцы. Обязательные танцы имели четкое описание шагов, позиций, рисунка и исполнялись под определенную музыку в заданном характере и музыкальном ритме (вальс, квикстеп, румба, танго и другие). Оригинальный танец каждая пара составляла сама, но выбор музыки определялся Международным союзом конькобежцев сразу на весь сезон. Произвольный танец позволял паре наиболее ярко раскрыть техническое и артистическое мастерство под выбранную музыку.

С сезона-2010/11 соревнования в танцах на льду состоят из двух прокатов: короткого танца и произвольного.

Короткий танец представляет собой программу, созданную парой на музыку с предписанным ритмом (ритмами) и/или темой (темами). Тема и ритм музыкального сопровождения определяется на сезон Международным союзом конькобежцев (ISU), а длительность этого танца стала аналогичной другим видам фигурного катания и составляет 2 минуты 50 секунд.

Музыка для короткого танца должна предоставляться парой. Разрешено использовать только музыку, имеющую слышимый ритмический счет, и спортсмены должны кататься под него. Для сезона-2013/14 отобраны следующие ритмы: квикстеп или квикстеп плюс один или два ритма, выбранных из фокстрота, чарльстона и свинга.

В композицию короткого танца должны быть включены следующие предписанные элементы:— элементы паттерн-танца (серия предписанных шагов, поворотов и движений) — две секции финнстепа, которые должны исполняться одна за другой;

— одна танцевальная короткая поддержка, длительность которой не должна превышать шести секунд;

— одна дорожка шагов без касания вдоль средней линии или дорожка шагов без касания по диагонали или дорожка шагов без касания по кругу;

— одна серия последовательных твиззлов — поворотов на одной ноге с одним или более оборотом, исполняемых с продвижением по льду и представляющих собой быстрое непрерывное вращение.

Паттерн-танец, как предписанный элемент, должен исполняться в ритме квикстеп. Серии могут исполняться в любой части короткого танца. Танцевальное вращение не входит в число предписанных элементов, но вращательное движение, исполняемое партнерами вместе в любой позиции, вокруг общей оси, на одной или двух ногах, без ограничения количества оборотов разрешается. Пара может использовать этот элемент как составную часть хореографии программы.

Произвольный танец — это программа, созданная на основе танцевальных шагов и движений, выражающая характер и ритм танцевальной музыки, выбранной парой. Произвольный танец должен содержать комбинации новых или известных танцевальных шагов и движений, включая предписанные элементы, собранные в хорошо сбалансированное единое целое, демонстрирующее хорошую технику владения коньком и выражающее персональную идею пары по замыслу, построению и выразительности.

Программа, включая предписанные элементы, должна исполняться в такт музыки. Пара должна кататься не только под мелодию музыки, но и под ее ритм. Музыка должна иметь как минимум одно изменение темпа и выражения (экспрессии). Это изменение может быть как одномоментным, так и постепенным, но в любом случае оно должно быть заметным. Вся музыка, включая классическую музыку, должна быть скомпонована, оркестрована или обработана таким образом, чтобы создавать интересную, яркую, завораживающую танцевальную программу с различными танцевальными настроениями или эффектом подъема. Музыка должна подходить паре по уровню ее подготовленности и ее техническим возможностям.

Произвольный танец не должен иметь характера программы парного катания. Продолжительность — четыре минуты.

Перечень предписанных элементов, которые должны быть включены в программу произвольного танца, а также специальные требования для этих элементов ежегодно публикуются в коммюнике ISU. Для сезона-2013/14 определены следующие предписанные элементы:— танцевальные поддержки: не более чем две короткие поддержки разного типа (не дольше шести секунд) и одна длинная поддержка (до 12 секунд) или четыре короткие поддержки не менее чем трех разных типов плюс одна хореографическая танцевальная поддержка продолжительностью до 10 секунд, исполненная после всех предписанных танцевальных поддержек;

— одно танцевальное вращение;

— одна дорожка шагов по прямой в позициях;

— одна дорожка шагов по дугам в позициях;

— одна серия синхронных твиззлов.

Также разрешено одно дополнительное танцевальное вращение, которое может быть исполнено только после предписанного танцевального вращения.

В интересах публики программы должны быть поставлены для всех сторон зрительского зала, а не только исключительно на сторону судейской бригады.

Основа оценки танцев на льду — чистота исполнения предписанных элементов в близких танцевальных позициях, унисон и умение танцоров выразить характер выбранной музыки.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 

ria.ru

Танцы на льду Википедия

«Твизлы» — один из наиболее характерных элементов современных танцев на льду

Спортивные танцы на льду — дисциплина фигурного катания. Олимпийский вид спорта, включён в программу игр с 1976 года.

Танцы внешне похожи на парное фигурное катание. Однако в танцах запрещены выбросы, поддержки партнёрши выше головы партнёра, подкрутки, и другие так называемые «акробатические» элементы [1].

История

После того, как в середине XIX века Джексон Хейнз стал танцевать на коньках под музыку, конькобежцы начали адаптировать имеющиеся танцы к новой среде. Собственно, в первые годы фигурного катания парное катание и было в первую очередь танцем — но в 1920—30-е годы оно ушло в акробатику, стали предъявляться особые требования к физической подготовке кавалера и комплекции дамы. Так что в 1930-е годы в Великобритании появился новый, более демократичный вид спорта. Именно тогда британские спортсмены продемонстрировали танцы, позднее ставшие обязательными.

В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В 1962 году победили представители новой школы спортивных танцев — чехословацкие фигуристы Ева Романова и Павел Роман. Эта пара побеждала на протяжении четырёх лет.

На XII зимних Олимпийских играх 1976 года в австрийском Инсбруке новая дисциплина стала олимпийским спортом. Первыми в истории олимпийскими чемпионами стали фигуристы СССР Людмила Пахомова и Александр Горшков. Все последующие годы борьба за лидерство в танцах на льду шла практически только между советскими фигуристами.

В 1980—90-е годы фигуристы находили всё новые лазейки в правилах, заменяя рёберное скольжение сложной авангардной хореографией. Например, пара Торвилл—Дин в чемпионском танце 1984 года первые 40 секунд танцевала на месте. Судейство — и без того не самое объективное — затруднилось настолько, что в 1990-е годы ИСУ попытался вернуть танцы в «бальные» рамки. Но из-за жалоб на скуку ограничения вскоре сняли, взамен установили набор обязательных элементов на оригинальный и произвольный танцы.

К концу 2000-х годов российские тренеры, уехавшие за границу, вырастили новое поколение успешных спортсменов. Особенно отличились Игорь Шпильбанд и Марина Зуева, работавшие в паре: их дуэты Вертью—Моир и Дэвис—Уайт стали чемпионами.

В 2010 году обязательный и оригинальный танцы объединили в один, так называемый «короткий». Новый формат стал компромиссом между красотой оригинального танца и соревновательной природой обязательного.

Обязательные элементы и структура соревнований

Для танцевальных дуэтов список обязательных элементов появился только в 1999 году. В настоящий момент танцоры исполняют дорожки шагов, серии твизлов, поддержки и танцевальные вращения.[2]

Соревнования по спортивным танцам на льду, начиная с сезона 2010—11, состоят из двух программ.

  1. Короткий танец. На весь сезон задаётся танец. Пара обязана выполнить один-два круга этого танца и какую-либо собственную заготовку, подходящую по характеру к этому танцу. 24 лучших пары допускаются к произвольному танцу.
  2. Произвольный танец. В произвольном танце содержатся такие элементы, как поддержки, вращения, арабески, спирали, шаги и др., связанные в единое целое.

Победителем объявляется пара, которая по сумме двух танцев набирает больше всего очков.

До сезона 2009—10 включительно выступления состояли из трёх танцев: обязательного, оригинального и произвольного.

Соревнования низкого уровня (детские, региональные, любительские) могут проходить и по другой схеме: обязательный — короткий — произвольный или обязательный — произвольный[3].

Музыка

Музыка в танцах отличается от таковой в других дисциплинах. Мелодия должна иметь «танцевальный» характер, с чётким ритмом. Разрешена музыка с вокалом.

В обязательном танце музыка устанавливается оргкомитетом. В оригинальном и коротком фигуристы с хореографом сами подбирают музыку под заданный на сезон стиль. В произвольном танце стиль может быть любым, при этом музыка должна хотя бы раз менять темп; допустима как постепенная смена, так и две разных мелодии.

Обязательные элементы

  • Дорожка шагов, которая должна иметь и «двуногую», и «одноногую» часть.
  • Твизлы — вращения в движении на одной ноге.
  • Танцевальные поддержки — на небольшой высоте в экзотических позах.
  • Совместные вращения — партнёры вращаются вместе, как единое целое.

Запрещённые элементы

  • «Спортивные» поддержки выше головы.
  • Прыжки более чем в один оборот.
  • Однооборотные прыжки, выполненные обоими партнёрами одновременно.
  • Явно выраженный разбег снижает оценку за танец; партнёры должны поддерживать скорость танцевальными шагами.
  • Длительная езда поодиночке.

Примечания

Литература

  • Жеребкина, Л. И. "Сравнительный анализ некоторых аспектов в спортивных танцах на льду и спортивных бальных танцах (подготовка спортсменов и оценка их мастерства)." Спортивные танцы. Спортивный бюллетень 3 (1999): 5.
  • Лосева В.А., Китаева Н.В. "Анализ сложности и качества исполнения дорожек шагов в спортивных танцах на льду". Статья в сборнике трудов Конференции студентов и молодых учёных ФГБОУ ВПО "РГУФКСМТ", изд.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. Москва, 2015. С.46-50.

wikiredia.ru

Королева танцев на льду / Назад в СССР / Back in USSR

31 декабря 1946 года родилась олимпийская чемпионка в танцах на льду Людмила Пахомова. Папа мечтал о дочери-парашютистке. В Советском Союзе обожали фигурное катание, хотя в ту пору и не было ледовых шоу. Болельщики до хрипоты могли спорить о достоинствах своих кумиров, и подчас страсти в этих спорах не уступали футбольным. И все-таки в фигурном катании Советского Союза были две примы, имевшие безоговорочную и всеобщую популярность. Бороться друг с другом им не приходилось, потому что выступали они в разных видах — Ирина Роднина была королевой парного катания, а Людмила Пахомова — танцев на льду. Люда Пахомова родилась в канун Нового года, 31 декабря 1946 года. Ее отцом был Алексей Пахомов, боевой летчик, сражавшийся на фронтах советско-финской и Великой Отечественной войн. После войны Пахомов стал летчиком-испытателем, а в 1952 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Алексей Константинович Пахомов мечтал, что его Мила станет парашютисткой, потому увлечение дочери фигурным катанием всерьез не воспринимал. Тем более, что на стадионе Юных Пионеров, где Люда Пахомова занималась, ее, мягко говоря, не считали одаренной. «Бесперспективная» чемпионка. «Нас с Милой переводили одновременно все ниже и ниже, пока окончательно не свели к бесталанным, уменьшая время занятий на льду», — вспоминала спустя годы еще одна юная «бездарность», которую зовут Татьяна Тарасова. Да, та самая Тарасова, что ныне известна как самый успешный тренер в истории фигурного катания. Пахомова, не опуская рук, пробовала себя в парном катании, в одиночном (где в СССР в тот период вообще не было сильных спортсменок), но все это было как-то не очень убедительно. И, возможно, папа все-таки склонил бы дочь к парашютному спорту, если бы в дело не вмешался Виктор Рыжкин, работавший тренером в ЦСКА. Рыжкин не оставил честолюбивых спортивных помыслов и предложил Людмиле попробовать себя в танцах на льду, выступив с ним в паре. Как и девушек-одиночниц, сильных танцевальных пар в СССР не было, и Пахомова, после некоторых колебаний, решила рискнуть. На чемпионат СССР 1964 года в Кирове пару Рыжкин — Пахомова не хотели допускать. Организаторам это казалось какой-то комедией: возрастной Рыжкин и 18-летняя пухленькая, с румяными щечками, Пахомова, на голове которой красовалась огромная прическа-башня. Их все-таки допустили, и они сенсационно одержали победу. Затем Рыжкин и Пахомова еще дважды побеждали на чемпионате СССР, однако добиться прорыва на международной арене не удалось. Дуэт распался. Революция «Кумпарситы». Людмила осталась и без партнера, и без тренера. Но хрупкая девушка обладала сильным характером. Она пригласила в качестве партнера Александра Горшкова, который тренировался с ней на одном катке. Пахомова была чемпионкой страны, Горшков — «бесперспективным» перворазрядником. На их первые выступления смотрели с откровенным скепсисом. Нашелся, однако, человек, который увидел у нового дуэта большие перспективы — молодой тренер Елена Чайковская. Так началась не просто история танцевальной пары, а история рождения «русского стиля» в этой дисциплине. Чайковская считала подопечных идеальным тандемом — женственная, страстная, артистичная Людмила, и мужественный, немного холодный Александр. Спортивные танцы на льду в этот период представляли собой вид, построенный на строгом академизме. Никаких разудалых плясок, никакого «хулиганства» в хорошем смысле слова — все серьезно и взвешенно. Пахомова и Горшков ворвались в мировую элиту как революционеры, сразив публику номерами, которые и спустя десятилетия считаются эталонными. Их «Кумпарсита» была настолько знаменитой, что создатели «Ну, погоди!» отдали должное спортсменам, «заставив» в одной из серий исполнять этот танец Волка и Зайца. А на «Вдоль по Питерской» зрители готовы были сами пуститься в пляс. Привычка побеждать. В 1969 году Пахомова и Горшков завоевали бронзу чемпионата Европы и серебро чемпионата мира. Чемпионы мира, англичане Диана Таулер и Бернард Форд, уходившие после турнира из любительского спорта, на пресс-конференции заявили, что законодателями мод в спортивных танцах теперь станут Пахомова и Горшков. Англичане не ошиблись — на целых шесть лет в мире спортивных танцев установилась «абсолютная монархия» Людмилы и Александра. Лишь один раз они оступились, проиграв чемпионат Европы 1972 года немцам, брату и сестре Бук. Через два месяца на чемпионате мира соперники встретились снова, и разозленные Пахомова и Горшков продемонстрировали такое преимущество над обидчиками, что те решили завершить спортивную карьеру. До 1976 года танцев на льду не было в программе Олимпийских игр. Они появились там во многом благодаря популярности и таланту Пахомовой и Горшкова. «Самая большая нагрузка — с авоськой в булочную». Но их самих на Играх-1976 могло и не оказаться. После чемпионата Европы-1975 Александр неожиданно почувствовал боли в спине. Поначалу подозревали банальную простуду, но все оказалось куда серьезнее. «Спонтанный пневмоторакс и разрыв легочного кровеносного сосуда» — этот диагноз мог стоить не только карьеры, но и жизни. Четырехчасовая операция, переливание крови, аллергия, образование тромба, срочные поиски редкого и дорогого лекарства… Но через три дня после операции Горшков встал, а через пять начал ходить. «Врачи предупредили меня: «Людмила Алексеевна, в ближайшие 10 лет самая большая нагрузка для вашего мужа — это с авоськой в булочную», — вспоминала Пахомова. Они поженились еще в 1970 году, хотя сама Людмила говорила, что в их жизни это ничего принципиально не изменило. Заботу о доме взяла на себя ее мама, а молодые целыми днями пропадали на тренировках. Страшно похудевший Горшков, не обращая внимания на предписания врачей, через три дня после выписки из больницы вышел на лед. Медики в открытую говорили, что Александр сошел с ума и ищет смерти. Главная вершина. Но через три недели после операции Пахомова и Горшков прилетели в США на чемпионат мира. В соревнованиях они не выступили, потому что партнер физически не мог продержаться в течение всей произвольной программы. Но они, как всегда блестяще, выступили в показательной программе. В 1976 году Пахомова и Горшков победили на чемпионате Европы, чемпионате мира, а самое главное, на Олимпиаде в Инсбруке стали первыми в истории спортивных танцев на льду олимпийскими чемпионами. Доказав всем и все, осенью 1976 года Людмила и Александр ушли из большого спорта. Их провожали ледовым балом в Дворце Спорта, где на прощание Пахомова и Горшков еще раз блеснули своей «Кумпарситой». В 1977 году Людмила родила дочку, которую назвали Юлией. У Пахомовой были громадные планы — реализовав себя как спортсменка, она мечтала об успехах на тренерском поприще. Тем более, что было с кем соперничать: подруга детства Таня Тарасова, закончившая карьеру фигуристки еще в 1966 году из-за нелепой травмы, уже приводила своих спортсменов к победе на Олимпиаде. Болезнь, разрушившая планы. Еще будучи спортсменкой, так сказать, без отрыва от производства, она окончила балетмейстерский факультет ГИТИСа. Полученные знания должны были помочь на посту тренера сборной СССР, который Людмила заняла в 1978 году. Её учениками были чемпионы мира среди юниоров Татьяна Гладкова и Игорь Шпильбанд, Елена Батанова и Алексей Соловьев, победители Универсиады в Софии, призёры чемпионатов СССР Наталья Анненко и Генрих Сретенский. Ирина Моисеева и Андрей Миненков, которые были вторыми на Играх в Инсбруке вслед за Пахомовой и Горшковым, тоже тренировались у молодого тренера. Правда, это сотрудничество получилось не очень долгим. Людмиле Пахомовой как наставнику прочили большое будущее, однако ей приходилось делать паузы в работе из-за болезни. О том, что это за болезнь, знали только близкие. Раковое заболевание лимфатической системы у Пахомовой обнаружили в 1979 году. Она проходила курс лечения, а при первой возможности сбегала на каток, к ученикам. Даже лежа под капельницей, записывала в тетрадку задания, которые необходимо было выполнить подопечным. Болезнь прогрессировала, отнимая силы. Последние шесть месяцев своей жизни Людмила провела на больничной койке. Собирая волю в кулак, она писала книгу, которая получила название «Монолог после аплодисментов». «Ты будешь делать это. Всю жизнь» Привыкшая к борьбе на льду, Людмила не сомневалась, что снова победит. И этой уверенностью она заражала близких и даже врачей, которые прекрасно понимали, что шансов практически нет. 17 мая 1986 года Людмилы Пахомовой не стало. Ей было всего 39 лет. Прощались со спортсменкой в спорткомплексе ЦСКА. Чтобы проститься с ней, люди выстаивали огромную очередь. Руководителю Спорткомитета и главе Олимпийского комитета, которые тоже приехали попрощаться, пришлось два часа стоять на улице. Похоронили королеву льда на Ваганьковском кладбище, рядом с могилой отца. «Откуда эта моя пожизненная страсть? Почему сотни детей, придя в фигурное катание и откатав свое, уходят кто раньше, кто позже в ту, другую жизнь, а я накрепко «вросла» в лед? Никогда не перестану задавать себе этот вопрос. Как будто какой-то волшебник пришел и сказал, заколдовав меня: «Ты будешь делать это. Всю жизнь», — так написала Людмила Пахомова в последней главе книги «Монолог после аплодисментов». И за жизнь, прожитую на льду, ее помнят до сих пор и будут помнить всегда.

back-in-ussr.com

Танцы на льду на Олимпийских играх. Справка | Аналитика и интервью

МОСКВА, 16 фев - РИА Новости. Соревнования танцевальных пар по фигурному катанию на XXII зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи стартуют в воскресенье, 16 февраля, во дворце зимнего спорта "Айсберг", медали в этой дисциплине будут разыграны 17 февраля.Ниже приводится справка о танцах на льду на Олимпийских играх.

Спортивные танцы на льду - самая молодая дисциплина фигурного катания, в которой пары исполняют определенные комплексы танцевальных фигур с музыкальным сопровождением. Это единственный вид программы, где разрешено использовать музыку с вокалом.

В отличие от парного фигурного катания, в танцах отсутствуют прыжки, высокие поддержки, длительные разъединения партнеров.

Как вид спорта танцы получили признание в 1948 году, когда в составе Международного союза конькобежцев был организован Международный комитет спортивных танцев. В 1975 году он объединял представителей 25 стран.

Чемпионы мира в танцах на льду определяются с 1952 года, чемпионы Европы - с 1954 года. С 1976 года спортивные танцы включены в программу зимних Олимпийских игр. Первыми олимпийскими чемпионами в Инсбруке стали советские фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков. В 1980 году в Лейк-Плэсиде их успех повторили Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов.

На Олимпийских играх в Сараево в 1984 году победу одержали британцы Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Судьи выставили им все оценки 6,0 за артистизм и три оценки 6,0 за технику. Наталья Бестемьянова и Андрей Букин в 1988 году в Калгари вернули СССР золото. Через четыре года в Альбервиле Марина Климова и Сергей Пономаренко заняли первое место в составе объединенной команды бывших республик СССР.

Татьяна Навка и Роман Костомаров

Единственными двукратными олимпийскими чемпионами в этом виде фигурного катания стали Оксана Грищук и Евгений Платов, выигравшие Игры в 1994 году в Лиллехаммере и 1998-м в Нагано. После них в 2002 году в Солт-Лейк-Сити золото ушло французскому дуэту Марина Анисина/Гвендаль Пейзера, а еще через четыре года в Турине первенствовали Татьяна Навка и Роман Костомаров.

На последних Олимпийских играх, прошедших в 2010 году в Ванкувере, победу одержали канадцы Тесса Вирчу и Скотт Мойр, серебро выиграли американцы Мерил Дэвис и Чарли Уайт, а бронзу - россияне Оксана Домнина и Максим Шабалин.

Ранее программа официальных соревнований спортивных танцев включала обязательный, оригинальный и произвольный танцы. Обязательные танцы имели четкое описание шагов, позиций, рисунка и исполнялись под определенную музыку в заданном характере и музыкальном ритме (вальс, квикстеп, румба, танго и другие). Оригинальный танец каждая пара составляла сама, но выбор музыки определялся Международным союзом конькобежцев сразу на весь сезон. Произвольный танец позволял паре наиболее ярко раскрыть техническое и артистическое мастерство под выбранную музыку.

С сезона-2010/11 соревнования в танцах на льду состоят из двух прокатов: короткого танца и произвольного.

Короткий танец представляет собой программу, созданную парой на музыку с предписанным ритмом (ритмами) и/или темой (темами). Тема и ритм музыкального сопровождения определяется на сезон Международным союзом конькобежцев (ISU), а длительность этого танца стала аналогичной другим видам фигурного катания и составляет 2 минуты 50 секунд.

Музыка для короткого танца должна предоставляться парой. Разрешено использовать только музыку, имеющую слышимый ритмический счет, и спортсмены должны кататься под него. Для сезона-2013/14 отобраны следующие ритмы: квикстеп или квикстеп плюс один или два ритма, выбранных из фокстрота, чарльстона и свинга. 

В композицию короткого танца должны быть включены следующие предписанные элементы:- элементы паттерн-танца (серия предписанных шагов, поворотов и движений) - две секции финнстепа, которые должны исполняться одна за другой;

- одна танцевальная короткая поддержка, длительность которой не должна превышать шести секунд;

- одна дорожка шагов без касания вдоль средней линии или дорожка шагов без касания по диагонали или дорожка шагов без касания по кругу;

- одна серия последовательных твиззлов - поворотов на одной ноге с одним или более оборотом, исполняемых с продвижением по льду и представляющих собой быстрое непрерывное вращение.

Паттерн-танец, как предписанный элемент, должен исполняться в ритме квикстеп. Серии могут исполняться в любой части короткого танца. Танцевальное вращение не входит в число предписанных элементов, но вращательное движение, исполняемое партнерами вместе в любой позиции, вокруг общей оси, на одной или двух ногах, без ограничения количества оборотов разрешается. Пара может использовать этот элемент как составную часть хореографии программы.

Произвольный танец - это программа, созданная на основе танцевальных шагов и движений, выражающая характер и ритм танцевальной музыки, выбранной парой. Произвольный танец должен содержать комбинации новых или известных танцевальных шагов и движений, включая предписанные элементы, собранные в хорошо сбалансированное единое целое, демонстрирующее хорошую технику владения коньком и выражающее персональную идею пары по замыслу, построению и выразительности.

Программа, включая предписанные элементы, должна исполняться в такт музыки. Пара должна кататься не только под мелодию музыки, но и под ее ритм. Музыка должна иметь как минимум одно изменение темпа и выражения (экспрессии). Это изменение может быть как одномоментным, так и постепенным, но в любом случае оно должно быть заметным. Вся музыка, включая классическую музыку, должна быть скомпонована, оркестрована или обработана таким образом, чтобы создавать интересную, яркую, завораживающую танцевальную программу с различными танцевальными настроениями или эффектом подъема. Музыка должна подходить паре по уровню ее подготовленности и ее техническим возможностям.

Произвольный танец не должен иметь характера программы парного катания. Продолжительность - четыре минуты.

Перечень предписанных элементов, которые должны быть включены в программу произвольного танца, а также специальные требования для этих элементов ежегодно публикуются в коммюнике ISU. Для сезона-2013/14 определены следующие предписанные элементы:- танцевальные поддержки: не более чем две короткие поддержки разного типа (не дольше шести секунд) и одна длинная поддержка (до 12 секунд) или четыре короткие поддержки не менее чем трех разных типов плюс одна хореографическая танцевальная поддержка продолжительностью до 10 секунд, исполненная после всех предписанных танцевальных поддержек;

- одно танцевальное вращение;

- одна дорожка шагов по прямой в позициях;

- одна дорожка шагов по дугам в позициях;

- одна серия синхронных твиззлов.

Также разрешено одно дополнительное танцевальное вращение, которое может быть исполнено только после предписанного танцевального вращения.

В интересах публики программы должны быть поставлены для всех сторон зрительского зала, а не только исключительно на сторону судейской бригады.

Основа оценки танцев на льду - чистота исполнения предписанных элементов в близких танцевальных позициях, унисон и умение танцоров выразить характер выбранной музыки.

rsport.ria.ru

Золотой танец на льду. 100 великих спортсменов [с иллюстрациями]

Золотой танец на льду

Мужское и женское одиночное фигурное катание, как и парное, впервые было включено в олимпийскую программу еще в 1908 году, на играх, проходивших в Лондоне. Но первое появление на летней Олимпиаде спортсменов-фигуристов вызвало много споров — правильно ли допускать к состязаниям представителей зимнего вида спорта? И в следующий раз фигуристы появились только на VII Олимпиаде 1920 года в Антверпене. Зато с 1924 года, когда началась история зимних Олимпийских игр, фигуристы выступали на них всегда.

Однако танцы на льду долгое время считались особым видом фигурного катания, скорее не спортом, а ледовым шоу. Поэтому соревнования танцоров впервые были проведены лишь на XII зимних Олимпийских играх 1976 года в Инсбруке. И первыми олимпийскими чемпионами стали Людмила Пахомова и Александр Горшков.

За плечами этой танцевальной пары тогда уже была большая спортивная слава: Пахомова и Горшков были многократными чемпионами мира и Европы. Обоим спортсменам, мужу и жене, в том же 1976 году исполнилось по 30 лет (Людмила родилась 31 декабря 1946 года, Александр — 8 октября 1946 года). Вместе они выступали уже целое десятилетие, начиная с 1966 года.

К тому времени Людмила Пахомова уже трижды завоевывала титул чемпионки СССР, выступая в паре с Виктором Рыжкиным. Александр Горшков в эту пору был всего лишь перворазрядником. Однако молодой тренер Елена Чайковская сумела разглядеть великое будущее именно в сочетании Пахомова — Горшков. Вместе с тренером они и принялись создавать свой неповторимый танцевальный стиль, основанный на лучших достижениях русской балетной школы и русской классической и народной музыки. Позже к музыке стали добавляться национальные мотивы, например испанские, как в их знаменитом танце «Кармен-сюита». Собственный фирменный стиль, отточенная, филигранная техника танца позволили Пахомовой и Горшкову за несколько лет подняться к вершинам спортивных танцев на льду, надолго воцарившись на верхней ступени в табели о мировых рангах.

В конце 1960-х годов бесспорными фаворитами в танцах на льду была великолепная английская пара Диана Таулер и Бернард Форд. Но их время уже уходило. В 1969 году на чемпионате мира по фигурному катанию в Колорадо-Спрингс англичане выиграли золотые медали в последний раз. А Пахомова и Горшков в том же году впервые стали бронзовыми призерами чемпионата Европы и серебряными призерами чемпионата мира. После его окончания, выступая на пресс-конференции, Диана Таулер и Бернард Форд назвали самыми вероятными своими преемниками именно Пахомову и Горшкова, хотя у них было немало конкурентов, хотя бы великолепная немецкая пара, брат и сестра Анжелика и Эрик Бук.

Людмила Пахомова и Александр Горшков

Но прогноз англичан был точен: в 1970 году Пахомова и Горшков впервые стали чемпионами мира и чемпионами Европы. В следующем году вновь завоевали золотые медали чемпионов мира и «золото» чемпионов Европы. Правда, в 1972 году на чемпионате Европы они все-таки уступили первое место все той же немецкой паре Анжелике и Эрику Бук, но всего через два месяца взяли у них убедительный реванш на чемпионате мира, проходившем в Калгари.

В 1974 году Пахомова и Горшков были пятикратными чемпионами мира и четырехкратными чемпионами Европы. Это уже было невиданным достижением в танцах на льду. В 1975 году они выиграли пятый раз титул чемпионов Европы и, безусловно, добились бы нового успеха на чемпионате мира.

Но случилось несчастье: возвращаясь домой с чемпионата Европы, Александр Горшков почувствовал резкую боль в спине. Поначалу казалось, что все дело в радикулите, но спортсмену становилось все хуже. Наконец выяснилось, что под угрозой сама его жизнь и нужна сложная операция на легких, после которой надо надолго забыть о тренировках.

Тем не менее Александр сделал все возможное, чтобы восстановиться как можно скорее и снова выйти на лед. На чемпионат мира, который в 1975 году снова проходил в Колорадо-Спрингс, пара все-таки поехала, но в соревнованиях Пахомова и Горшков не участвовали. Под несмолкаемые овации они выступили лишь в показательных выступлениях. А чемпионами мира в танцах на льду стали тогда их соотечественники Ирина Моисеева и Андрей Миненков.

Ну а в следующем году Людмила Пахомова и Александр Горшков вновь выиграли золотые медали чемпионов мира и золотые медали чемпионов Европы — уже в шестой раз в обоих первенствах. И добавили к ним первые золотые медали олимпийских чемпионов.

На тех XII зимних Олимпийских играх 1976 года в Инсбруке главными их соперниками была та же танцевальная пара Ирина Моисеева и Андрей Миненков, которым в следующем 1977 году суждено было стать дважды чемпионами мира. Но в Инсбруке Пахомова и Горшков выиграли у них с большим преимуществом.

После олимпийской победы чемпионы решили, что пришла пора оставить большой спорт. Они добились наивысшего достижения среди танцевальных пар: 6 раз были чемпионами мира и 6 раз чемпионами Европы. Они же стали первыми олимпийскими чемпионами в танцах на льду.

Людмила Пахомова стала прекрасным тренером, Александр Горшков начал работу в Спорткомитете СССР. В 1979 году в семью пришло несчастье: Людмилу подстерегла тяжелая болезнь, с которой она мужественно боролась семь лет. Все эти годы продолжала работать, тренируя молодые танцевальные пары, но болезнь оказалась сильнее — в 1986 году великой фигуристки не стало, ей еще не исполнилось даже сорока.

Александр Горшков и поныне продолжает работать в спорте. В 1992 году он возглавил Управление международных связей Олимпийского комитета России. В 2001 году был избран членом исполкома Олимпийского комитета. Кроме того, он вице-президент Московской региональной федерации фигурного катания на коньках, а также президент Регионального благотворительного общественного фонда «Искусство и спорт» имени Людмилы Пахомовой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Танцы на льду на Олимпийских играх

Соревнования танцевальных пар по фигурному катанию на XXII зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи стартуют в воскресенье, 16 февраля, во дворце зимнего спорта "Айсберг", медали в этой дисциплине будут разыграны 17 февраля. Ниже приводится справка о танцах на льду на Олимпийских играх.

МОСКВА, 16 фев — РИА Новости. Соревнования танцевальных пар по фигурному катанию на XXII зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи стартуют в воскресенье, 16 февраля, во дворце зимнего спорта "Айсберг", медали в этой дисциплине будут разыграны 17 февраля.Ниже приводится справка о танцах на льду на Олимпийских играх.

Спортивные танцы на льду — самая молодая дисциплина фигурного катания, в которой пары исполняют определенные комплексы танцевальных фигур с музыкальным сопровождением. Это единственный вид программы, где разрешено использовать музыку с вокалом.

В отличие от парного фигурного катания, в танцах отсутствуют прыжки, высокие поддержки, длительные разъединения партнеров.

Как вид спорта танцы получили признание в 1948 году, когда в составе Международного союза конькобежцев был организован Международный комитет спортивных танцев. В 1975 году он объединял представителей 25 стран.

Чемпионы мира в танцах на льду определяются с 1952 года, чемпионы Европы — с 1954 года. С 1976 года спортивные танцы включены в программу зимних Олимпийских игр. Первыми олимпийскими чемпионами в Инсбруке стали советские фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков. В 1980 году в Лейк-Плэсиде их успех повторили Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов.

На Олимпийских играх в Сараево в 1984 году победу одержали британцы Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Судьи выставили им все оценки 6,0 за артистизм и три оценки 6,0 за технику. Наталья Бестемьянова и Андрей Букин в 1988 году в Калгари вернули СССР золото. Через четыре года в Альбервиле Марина Климова и Сергей Пономаренко заняли первое место в составе объединенной команды бывших республик СССР.

Единственными двукратными олимпийскими чемпионами в этом виде фигурного катания стали Оксана Грищук и Евгений Платов, выигравшие Игры в 1994 году в Лиллехаммере и 1998-м в Нагано. После них в 2002 году в Солт-Лейк-Сити золото ушло французскому дуэту Марина Анисина/Гвендаль Пейзера, а еще через четыре года в Турине первенствовали Татьяна Навка и Роман Костомаров.

На последних Олимпийских играх, прошедших в 2010 году в Ванкувере, победу одержали канадцы Тесса Вирчу и Скотт Мойр, серебро выиграли американцы Мерил Дэвис и Чарли Уайт, а бронзу — россияне Оксана Домнина и Максим Шабалин.

Ранее программа официальных соревнований спортивных танцев включала обязательный, оригинальный и произвольный танцы. Обязательные танцы имели четкое описание шагов, позиций, рисунка и исполнялись под определенную музыку в заданном характере и музыкальном ритме (вальс, квикстеп, румба, танго и другие). Оригинальный танец каждая пара составляла сама, но выбор музыки определялся Международным союзом конькобежцев сразу на весь сезон. Произвольный танец позволял паре наиболее ярко раскрыть техническое и артистическое мастерство под выбранную музыку.

С сезона-2010/11 соревнования в танцах на льду состоят из двух прокатов: короткого танца и произвольного.

Короткий танец представляет собой программу, созданную парой на музыку с предписанным ритмом (ритмами) и/или темой (темами). Тема и ритм музыкального сопровождения определяется на сезон Международным союзом конькобежцев (ISU), а длительность этого танца стала аналогичной другим видам фигурного катания и составляет 2 минуты 50 секунд.

Музыка для короткого танца должна предоставляться парой. Разрешено использовать только музыку, имеющую слышимый ритмический счет, и спортсмены должны кататься под него. Для сезона-2013/14 отобраны следующие ритмы: квикстеп или квикстеп плюс один или два ритма, выбранных из фокстрота, чарльстона и свинга.

В композицию короткого танца должны быть включены следующие предписанные элементы:— элементы паттерн-танца (серия предписанных шагов, поворотов и движений) — две секции финнстепа, которые должны исполняться одна за другой;

— одна танцевальная короткая поддержка, длительность которой не должна превышать шести секунд;

— одна дорожка шагов без касания вдоль средней линии или дорожка шагов без касания по диагонали или дорожка шагов без касания по кругу;

— одна серия последовательных твиззлов — поворотов на одной ноге с одним или более оборотом, исполняемых с продвижением по льду и представляющих собой быстрое непрерывное вращение.

Паттерн-танец, как предписанный элемент, должен исполняться в ритме квикстеп. Серии могут исполняться в любой части короткого танца. Танцевальное вращение не входит в число предписанных элементов, но вращательное движение, исполняемое партнерами вместе в любой позиции, вокруг общей оси, на одной или двух ногах, без ограничения количества оборотов разрешается. Пара может использовать этот элемент как составную часть хореографии программы.

Произвольный танец — это программа, созданная на основе танцевальных шагов и движений, выражающая характер и ритм танцевальной музыки, выбранной парой. Произвольный танец должен содержать комбинации новых или известных танцевальных шагов и движений, включая предписанные элементы, собранные в хорошо сбалансированное единое целое, демонстрирующее хорошую технику владения коньком и выражающее персональную идею пары по замыслу, построению и выразительности.

Программа, включая предписанные элементы, должна исполняться в такт музыки. Пара должна кататься не только под мелодию музыки, но и под ее ритм. Музыка должна иметь как минимум одно изменение темпа и выражения (экспрессии). Это изменение может быть как одномоментным, так и постепенным, но в любом случае оно должно быть заметным. Вся музыка, включая классическую музыку, должна быть скомпонована, оркестрована или обработана таким образом, чтобы создавать интересную, яркую, завораживающую танцевальную программу с различными танцевальными настроениями или эффектом подъема. Музыка должна подходить паре по уровню ее подготовленности и ее техническим возможностям.

Произвольный танец не должен иметь характера программы парного катания. Продолжительность — четыре минуты.

Перечень предписанных элементов, которые должны быть включены в программу произвольного танца, а также специальные требования для этих элементов ежегодно публикуются в коммюнике ISU. Для сезона-2013/14 определены следующие предписанные элементы:— танцевальные поддержки: не более чем две короткие поддержки разного типа (не дольше шести секунд) и одна длинная поддержка (до 12 секунд) или четыре короткие поддержки не менее чем трех разных типов плюс одна хореографическая танцевальная поддержка продолжительностью до 10 секунд, исполненная после всех предписанных танцевальных поддержек;

— одно танцевальное вращение;

— одна дорожка шагов по прямой в позициях;

— одна дорожка шагов по дугам в позициях;

— одна серия синхронных твиззлов.

Также разрешено одно дополнительное танцевальное вращение, которое может быть исполнено только после предписанного танцевального вращения.

В интересах публики программы должны быть поставлены для всех сторон зрительского зала, а не только исключительно на сторону судейской бригады.

Основа оценки танцев на льду — чистота исполнения предписанных элементов в близких танцевальных позициях, унисон и умение танцоров выразить характер выбранной музыки.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru