Морские сражения – наумахии. Древний рим олимпийские игры


Статья - Игры Древнего Рима

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Культуры и Искусства

Дневное отделение

РЕФЕРАТ

на тему: «Игры древнего Рима»

Выполнила студентка

ФКиИс специальности

Народное художественное творчество

Вологжанникова Вероника Андреевна

Мурманск

2009 год

Содержание

1. Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека.

2. Древний Рим

3.Олимпийские игры и древний Рим.

Литература

1.Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека.

Древние народы использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температуры. Из далеких веков дошли до нас имена великих основоположников современного учения о роли физических упражнений в укреплении здоровья человека, в лечении заболеваний. Отец медицины великий Гиппократ, проживший 104 года, проповедовал гимнастику, занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки, умеренность в питании. Известный греческий писатель и.историк Плутарх называл гимнастику, движения кладовой жизни, а философ Платон писал: «Гимнастика есть, целительная часть медицины». Платон участвовал в пифийских и истмийских играх и неоднократно Побеждал. Великий врач Древнего Рима Гален в своих трудах неоднократно упоминает, что он тысячи и тысячи раз возвращал здоровье больным посредством упражнений. Интересно, как Гален исцелял ожиревших и немощных патрициев. Он заставлял их косить траву, копать землю, рубить дрова, Печать, заниматься гимнастикой, водными процедурами, прописывал специальную (весьма скромную) диету. Эти простые средства снижали массу тела, укрепляли сердечнососудистую систему, избавляли от одышки, способствовали сохранению здоровья. Аристотель писал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Мудрый Сократ, закаляясь, ходил босиком по снегу.

Древнегреческий философ и математик Пифагор, с теоремой которого знаком каждый школьник, считал, что спорт является важным помощником в умственной деятельности человека. Занимаясь регулярно спортом, став сильным атлетом, он даже участвовал в Олимпийских играх и победил, за что ему при жизни был воздвигнут памятник как победителю Олимпийских игр. Великие врачи Древнего Рима Цельз и Асклепиад считали основными средствами укрепления здоровья человека гимнастику, прогулки, игры, закаливание водой и солнцем, диету, музыку и даже декламацию. Особенно увлекались в ту пору гимнастикой и холодными водными процедурами. Крупнейшие мыслители греков и римлян такие, как Демосфен, Платон, Аристотель, Сократ, Цицерон и многие другие до глубокой старости занимались гимнастикой и закаливанием. Знаменитый ученый Архимед был учителем гимнастики. В древние времена большое внимание уделялось также красоте человеческого тела, стройности, подтянутости, гибкости. Были разработаны целые системы гимнастических упражнений, которые вырабатывали хорошую осанку, легкость и четкость движений, грацию, изящество, а в целом — совершенное владение своим телом. До сих пор мы испытываем эстетическое наслаждение, рассматривая в музеях скульптурные фигуры античных людей. Гимнастика как понятие, включающее соответствующие группы упражнений, возникла в Древнем Китае и Индии и большое развитие получила в Греции еще за пять веков до нашей эры. Слово «гимнастика» произошло от древнегреческого слова «гимнос», что означает «обнаженный». В те далекие времена люди занимались гимнастикой обна-женными, под жаркими лучами южного солнца, и формы.

1.Древний Рим.

Дре́вний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.

2.Олимпийские игры и древний Рим.

Это может показаться удивительным, но в самом мощном и наиболее развитом государстве древнего мира физические упражнения ради совершенства тела никогда не пользовались особой популярностью. Зато очень высокое развитие получила направленная военная подготовка. Недаром же римским легионерам не было равных в бою. А еще римляне очень любили зрелища и знали толк в проведении разного рода празднеств. Неудивительно, что они проявили большой интерес к многовековой греческой традиции. Правда, поначалу римские правители хотели превратить игры в имперские, для чего перенести место их проведения в Рим. Но свободолюбивые греки настояли на своем — игры по-прежнему проходили в Олимпии. Даже указ грозного диктатора Суллы, изданный в 80 году до н. э. и повелевавший 175-е игры провести в Риме, не был исполнен. Тем не менее в I веке н. э. сумасбродный император Нерон организовал игры в своей столице и даже сам участвовал в гонках на колесницах. Однако греки даже не присвоили этим состязаниям порядкового «олимпийского» номера и, как обычно, провели игры в Олимпии. В конце концов завоеватели сочли за благо оставить Олимпийские игры Олимпии. Но вместе с тем стали проводить игры по греческому образцу в честь побед римских легионов и во славу римских императоров в самых разных местах своей огромной империи. Такие игры проводились в Леонтине на острове Сицилия, в Александрии, Неаполе, Ницце, Пергамо, Смирне, Эфесе, Магнезии, Си-доне, Антиохии и других городах, число которых достигало сорока. Спорту это шло только на пользу: вновь возрос спрос на талантливых атлетов, появились специальные центры для их тренировок. И сама Олимпия словно бы переживала второе рождение. Заново, с римским размахом и помпезностью, были отстроены олимпийские стадионы. Теперь их трибуны могли вместить много больше зрителей, чем прежде. И съезжались на Олимпийские игры не только греки, но и жители многих других римских провинций. Однако характер игр с течением времени все-таки не мог не меняться: в них появился ощутимый «римский отпечаток». Так, например, в рамках Олимпийских игр стали проводиться не только спортивные состязания и конкурсы искусств, в которых по-прежнему участвовали певцы, поэты и музыканты, но и любимые римлянами кровавые бои зверей и гладиаторов. Да и спортивные соревнования заметно изменились, став много жестче. В прежние века участники кулачных боев обматывали кисти рук ремнями, чтобы невзначай не нанести тяжелого увечья противнику. Теперь же, на потеху зрителям, ремни специально снабжались железными накладками. Схватки стали откровенно грубыми, атлеты нередко получали тяжелые раны. И тем не менее среди истинных знатоков и ценителей боя по-прежнему ценилась не грубость, а высокая техника и продуманная тактика. Так, например, особенный восторг просвещенных зрителей вызывал кулачный боец по имени Меланкомос, который, по свидетельству одного из современников, «прославился благодаря прекрасному и великолепному искусству движения… Император Тит также любил Меланкомоса, так как тот никогда никого не ранил и даже не бил, а лишь с помощью выбора позиции и вытянутых вперед рук побеждал своих соперников…» При римлянах Олимпийские игры в древней Олимпии прошли больше ста раз. Однако и сама Римская империя менялась, дряхлела. Важнейшими событиями для Древнего Рима стали распространение христианства и официальное его признание императором Константином Великим в IV веке. А через несколько десятилетий, в 394 году, другой римский император, Феодосии I, насильственно насаждавший христианство, усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и специальным указом запретил их. В тот год игры прошли в 293-й раз. После запрета древняя Олимпия постепенно стала приходить в запустение. В 426 году город был сожжен по приказу императора Феодосия И. А в VI веке, уже после крушения Римской империи, немногие сохранившиеся сооружения и статуи были уничтожены землетрясением. На долгие века исчезла даже сама память об Олимпийских играх. Казалось, никогда больше не вспыхнет здесь огонь, впервые зажженный, по преданию, самим Зевсом, благосклонно взиравшим на честную и справедливую борьбу лучших из лучших атлетов… И все-таки в Олимпии вновь появились люди. Это были археологи, начавшие в 1829 году многолетние раскопки. Эти работы позволили представить, какой была Олимпия в античные времена, и реконструировать ее спортивный комплекс. А в конце XIX века нашелся человек, решивший «реконструировать» и сами игры, но на ионом уровне. Звали его Пьер де Кубер-тен, был он историком, литератором, общественным деятелем.

www.ronl.ru

Развитие античных Олимпийских игр в римском периоде при правлении различных императоров - Научные статьи

Аннотация: Изучены вопросы развития античных Олимпийских игр после захвата территории Греции Римской армией. Их состояние и развитие в дальнейшем полностью зависело от социальных и политических явлений в римском обществе, предпочитающем более агрессивные виды «зрелищ». Правление быстро сменяющих друг друга императоров отобразилось на статусе соревнований. Положительное отношение властей к соревнованиям приводит к достижению второго «расцвета» Олимпийских игр в римском периоде.

Ключевые слова: Олимпийские игры, Римская империя, зрелища, императоры.

Введение.

Раздираемая внутренними противоречиями Греция, превратившаяся после правления А. Македонского в меньшей степени чисто греческую, не могла устоять перед нахлынувшими мощными силами римлян и в 146 г. до н. э. потеряла свою независимость, попав под эгиду Рима [4]. Точно так же, как в случае с македонцами, завоеватели были окончательно завоеваны сильнейшей цивилизацией, чем греческая.

Наступивший римский период в истории древнегреческой цивилизации характеризовался подчинением и порядком. По историческим меркам римское правление было разделено на период Республики (509г. до н. э. — 30г. до н. э.) и период римской Империи (30г. до н.э.— 476г. н.э.). Именно во времена империи древнегреческие Олимпийские игры достигают второго «расцвета».

Исследование вопросов социального [2, 4], политического [1, 3] развития древней цивилизации во времена правления Римской империи интересовало многих авторов. Также значительное внимание такие исследователи как: Мельникова А.С., 2004; Сердюкова С.Г., 2003 уделяли изучению вопросов соответствующих временных периодов при правлении определенных императоров. Незначительные научные труды отечественных [10] и иностранных авторов [10, 11, 12, 13], посвященные вопросам развития Олимпийских игр при правлении римских императоров, явились причиной изучения данной темы.

Исследования проведены в соответствии со Сводным планом научно-исследовательской работы Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта на 2006-2010 годы по теме 1.1.1. «Система олимпийского образования в общеобразовательных учебных заведениях» (№ДР 0105U001389).

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - исследование истории развития античных Олимпийских игр при правлении различных римских императоров.

Результаты исследований.

В 146г. до н.э., в последствие захвата Коринфа римским консулом Муммиусом [12], Греция попала под контроль Римского государства. Но, несмотря на уничтожение свободы греков, он положительно относился к Олимпийским играм и непосредственно присутствовал на них, где администраторами Олимпии принимались его государственные обещания и предложения [11].

Во времена Юлия Цезаря (100-44 гг. до н.э.) стандарты утончённости в Риме были греческими. Римляне всячески подражали греческому искусству и страстно поглощали греческую науку и философию. Они отправляли своих сыновей в Афины для получения образования, а иногда в Риме даже по-гречески разговаривали в высшем обществе [10]. Значительные расходы, выделенные Юлием Цезарем в 45г. до н.э. на «зрелища», способствовали развитию соревнований [11].

В 80-м г. до н.э. императором Суллой, в его неудачном энтузиазме к греческому спорту, был издан указ о проведении 175-х Олимпийских игр в Риме [11]. Однако он не был осуществлен, так как римляне не поддержали своего правителя [8]. В этот грустный и позорный для греков период атлеты состязались лишь в самом древнем виде - беге. Корнелий Сулла был первым римским диктатором, посягнувшим на сокровища Олимпии.

Марк Антоний тоже проявлял интерес к спорту и был заинтересован в сотрудничестве с Гильдией Атлетики Эфеса. При его правлении в 41г. до н.э. олимпийские чемпионы организовывали мощные спортивные союзы. С их стороны было произведено значительное давление, которое привело к уменьшению важности любителей на Олимпийских играх [11].

Закончился период римской Республики и наступил период римской Империи (30г. до н.э.— 476г. н.э.) [13]. В результате победы над Антонием и Клеопатрой в 31 г. до н. э. к власти пришел Октавиан. Он был провозглашен принцепсом, т. е. «первым среди граждан», и высоким эпитетом Август. В политике Августа заметны тенденции религиозных культов. На одной из надписей в честь императора Августа, поставленной после долгожданного окончания гражданских войн в римском государстве, сказано, что его правление - это начало благовестий (евангелий) для всего мира [1].

При своем правлении Август не забывал о популярности среди городских низов. Он продолжал раздавать хлеб и устраивать зрелища, как и предшествовавшие ему римские правители [3]. При этом если в Греции зрелища были одной из форм культовых торжеств, формой почитания богов, своего рода мистериями, а, кроме того, долго сохраняли характер соревновательный, агонистический, то в Риме зрелища рассматривались исключительно как массовые развлечения [2].

Но это не относилось к Олимпийским играм. Император Август весьма благосклонно относился к этому фестивалю [4]. Именно с пришествием Августа настали мирные дни «Золотого Века», которые отобразились в расцвете греческого спорта. Возможно, это произошло благодаря студенческим годам, проведенным Августом в Аполлонии, в результате которых он из первых рук узнал о греческом мышлении, стиле, спорте, и это стало одним из его особых интересов. В кратком отчете, который Август сделал о достижениях в его жизни, он упоминает: «Дважды от своего имени я обеспечивал Олимпийские игры для публики со спортсменами, вызванными отовсюду; и третий раз во имя моего внука" [11].

После смерти Августа наступило правление династии Юлиев — Клавдиев (14 - 68 гг. н.э.). В 14 г. н.э. сенат обратился к его пасынку Тиберию (14-37 гг. н.э.) с просьбой занять опустевшее место принцепса. На государственном уровне Тиберий перешел к репрессиям и конфискации имущества. Тоже было с его приемниками: Калигула (37-41гг. н.э.), Клаудиус (41-54гг. н.э.) [12, 13]. Каждого из них сенат приветствовал поначалу как избавителя от тирании и жестокого произвола его предшественника. Каждый из них начинал с амнистии, отменяя многие распоряжения предыдущего правителя. При этом обычным неимущим гражданам нелегкую жизнь скрашивали пышные игры и празднества. Также проводились состязания в Большом цирке, соревнования четырех команд. Таким образом, Олимпийские игры постепенно были приравнены к цирковым выступлениям. Это подтверждается высказыванием римского поэта Горация, который к общественным древнеримским ценностям отнес - «успехи циркового возницы», не отделяя тем самым элементы Олимпийских игр от цирковой деятельности [1].

В 54г. н. э. пришедший к власти Нерон, чтобы удовлетворить собственное самолюбие, к консервативной программе Олимпийских игр добавил поэтические соревнования и гонки колесниц с десятью лошадьми [11]. Нерон лично участвовал в соревнованиях и был награжден во всех состязаниях. При этом судьям за нарушение правил хорошо заплатили. Это было полная профанация олимпийских идеалов [1], что привело к снижению репутации Олимпийских игр среди греческого и римского населения [11].

69-96гг. н.э. были известны правлением Династии Флавиев. В обществе происходят некоторые изменения. Роскошь становится немодной, так как императоры проявляют простоту вкуса, свойственную среднестатистическому человеку [13].

В 98-192гг. н.э. к власти приходит династия Антонинов, при правлении которых наступает одна из наиболее мирных и состоятельных эр Римской Империи [13]. Правление пяти принцепсов династии Антонинов считается периодом стабильности Римской империи, временем устойчивости центральной власти, расцвета культуры, которая приобретает интернациональный характер [7].

При правлении императора Траяна (98-117гг. н.э.) профессиональные спортсмены стали получать значительные денежные вознаграждения.

Последующее с 117 по 138 гг. н.э. царствование Адриана можно рассматривать последним, при котором Римская Империя находилась на высоком уровне развития [13].

Во время правления династии Северов (193-235гг. н. э.) происходит милитаризация империи и перемещение власти из Рима к отдаленным фронтам, также увеличивается давления со стороны варваров [13].

Правление пришедшего к власти Каракаллы было отмечено введенным эдиктом «Constitutio Antoniniаnа», принятым в 212 г. н.э., предоставившим права римского гражданства всему свободному населению империи. Для Олимпийских игр характерна «интернационализация», что являлось единственным положительным моментом во времена правления Рима.

За убийством Каракаллы последовал период хаоса. Эта эра известна под названием Поздней империи (235-284гг. н.э.). Претенденты на власть сменялись со значительной быстротой. Из 42-х последующих императоров, 30 были убиты в результате покушения или в сражениях [13]. Эллинские Олимпийские игры теряют поддержку римских императоров.

Последующие годы, по данным M. Lynch, были известны под названием «тетрархий». Император Диоклетиан восстановил центральную власть империи в Риме и основал «Первую тетрархию» (284-305 гг. н.э.), подразумевающую двух императоров: один на западе и один на востоке. Им были проведены административные, военные и экономические реформы, благодаря которым существование гигантской державы было продлено еще на 100 лет. Вторая тетрархия длилась всего год (305-306гг. н.э.). Далее в 306-313 гг. н.э. M. Lynch отмечает распад тетрархий.

В 313 г. н.э. вступивший на престол Константин провозгласил эдикт, признававший равноправие христианства с другими религиями, допускавшимися в империи. Сторонники христианства объявили гимнастику «сатанинским делом», а Олимпийские игры - «беснованием еретиков». Сам Константин считал Олимпийские игры проявлением язычества [6].

Во второй половине III в. н.э. по всем провинциям империи прокатилась волна восстаний угнетенных и обнищавших низов. Это было ярким симптомом кризиса рабовладельческого общества.

В 393 г. н. э. были проведены последние Олимпийские игры. В этом же году Миланский эдикт запретил вести олимпийское летоисчисление [8]. В 395 г. н.э. римским императором Феодосием I, который был рьяным защитником христианства, был принят декрет про запрет всех форм языческого поклонения и жертвоприношения. Эллинские боги были сброшены с пьедесталов, а их храмы уничтожены. В 395-396 гг. н. э. Олимпию захватили и уничтожили готы. Варвары вывезли из Олимпии много ценностей, а многочисленные архитектурные памятники сожгли [6].

В середине V века н.э. по приказу императора Феодосия II римляне уничтожили все языческие храмы. Под этот указ попали и все сооружения древней Олимпии [4].

Выводы.

Проведенный исторический анализ развития античных Олимпийских игр в римском периоде свидетельствует о наличие «фанатиков» среди римских императоров, заинтересованных в поддержании соревнований на должном уровне. Подобное отношение приводит к расцвету Олимпийских игр в период империи. Однако падение правительственного превосходства в III в. н.э. и провозглашение христианства официальной религией приводит к падению Римской империи, Олимпийских игр и античной цивилизации в целом.

Перспективами дальнейших исследований является проведение сравнительного анализа состояния Олимпийских игр в период правления Александра Македонского и римской армии.

Список литературы

1. Быт и история в античности / Г.С. Кнабе. - М.: Наука, 1988. - 272с.

2. Винничук Л. Люди. Нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук / Пер. с польск. В.К. Ронина. - М.: Высшая школа, 1988. - 495с.

3. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий / Пер. с пол. В. К. Ронина. - М.: Высшая школа, 1990. - 351с.

4. Любомиров Н. И. От Афин до Рима / Н. И. Любомиров. - М.: Советская Россия, 1960. - 511 с.

5. Мельникова А. С. Греко-римские интеллектуальные связи в эпоху Антонинов: Предыстория и феномен второй софистики: авто-реф. автореф. дис. на соискание научн. степени канд. ист. наук: спец. 07.00.03 «Всеобщая история (История Древней Греции и Рима)» / А. С. Мельникова. - С-Петербург, 2004. - 21 с.

6. Новосьолов М.П. Олімпійські ігри. Короткий історичний огляд / М.П. Новосьолов, О.Б. Суник. - К.: Молодь, 1961. – 168с.

7. Сердюкова С.Г. Римское общество и императорская власть в эпоху Антонинов : автореф. дис. на соискание научн. степени канд. ист. наук: спец. 07.00.03 «Всеобщая история (История Древнего Рима)» / С. Г. Сердюкова. - С-Петербург, 2003. - 26с.

8. Сорока М.М. З Олімпії до Афін – через Україну / М.М. Сорока. – К.: Київська правда, 2005. – 368с.

9. Энциклопедия олимпийского спорта: Т. 1 / Под ред. Платонова В.Н. - К.: Олимпийская литература, 2002. - С. 60-63.

10. Messinesi Xenophon Leon. Meet the ancient Greeks /by Xenophon Leon Messinesi; with an introductory note by Spyros Marinatos – Caldwell: The Caxton Printers, 1959. – 264p.

11. Robinson Rachel Sargent. Sources for the history of Greek athletics in English translation: with introductions, notes, bibliography, and indices / by Rachel Sargeut Robinson - Chicago: Ares Publishers, 1955. – 292p.

12. Schobel Heinz. The ancient Olympic Games. – Princeton, New Jersey and New York: D. Van Nostraud company, 1965. – 163p.

13. The ancient Olympiads and bridges to the modern era. Volume 1 by James M. Lynch. Word sport research and publications inc. – Los Angeles. – 2000. – 176p.

bmsi.ru

Морские сражения – наумахии

Но все же самыми дорогими, а потому зрелищными, были морские сражения – наумахии.. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 г. до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие. А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного.

Античные Олимпийские игры

С богами связаны и все древнегреческие спортивные праздники. Наиболее ярким выражением были знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру, посвященные Зевсу Олимпийскому, и которые приобрелиобщегосударственный характер, содействовали культурно-политическому объединению греков.

Их возникновение относят к 776 году до н.э. Они проходили в священной роще у подножия горы Олимп раз в четыре года, сначала включая только спортивные состязания, позднее превратились в грандиозный праздник, где собирались лучшие умы и блестящие таланты.

На торжественное открытие игр стекался народ из разных областей Греции. Полисы посылали специальные делегации. Каждый свободный грек мог принять в них участие, в чем проявлялся демократизм древнегреческой культуры. На время игр прекращались раздоры и междоусобицы.

В Древней Греции совместная спортивная деятельность была весьма распространенным феноменом. Но особым статусом обладали, конечно, так называемые общегреческие спортивные игры, и при этом не только спортивные: Олимпийские, Дельфийские, Немейские и Истмийские. Олимпийские игры, древнейшие из числа общегреческих, оставили после себя списки победителей состязаний начиная с VIII века. Как известно, раз в четыре года, на время проведения игр, в Элладе объявлялось всеобщее перемирие. Приблизительно за месяц или два в Элиду, а точнее, в Олимпию съезжались атлеты. Сроки проведения Игр рассчитывались по лунному календарю. Начало назначали либо на первое, либо на второе полнолуние после дня летнего солнцестояния. То есть это всегда были июль либо начало августа. Игры проходили в течение семи дней, не более. Из них первый и седьмой дни были посвящены исключительно ритуальным практикам. Атлеты, съехавшиеся со всей Эллады, в первый и последний день приносили жертвоприношения богам и священнодействовали. Собственно «спорту» уделяли всего пять дней. Обязательным условием была самостоятельная подготовка места соревнований самими атлетами, которые расчищали стадион, должны были обеспечить себя всем необходимым инвентарем и создать условия для состязаний.

Если же трактовать античный «агон» в сугубо спортивном смысле, то спорт окажется гораздо теснее связан с древнеримским театром. Спортивная зрелищность и  восприятие спорта вообще с точки зрения зрелищности—это бесспорная заслуга римлян.

В Олимпии, где проходили Олимпийские игры, был выстроен знаменитый храм Зевсу Олимпийскому со  знаменитой  же статуей Фидия V века. То есть сакральность всегда была связана с именами конкретных божеств: с Зевсом—в Олимпии, Аполлоном—в Дельфах. И каждое культовое служение имело свою специфику и символику: победителей Олимпийских игр, как известно, награждали масличным венком, а в Дельфах тоже венком, но лавровым. Победа на Дельфийских (Пифийских) играх происходила на глазах своего божества, а Олимпийские игры, как считалось, устраивались непосредственно в присутствии Зевса Олимпийского. Торжественно происходило и награждение победителей. Победителей, получивших почетный титул олимпионика, награждали венками из оливковых ветвей, имена их прославлялись по всей Греции, в городе Олимпии им ставились при жизни памятники, прославленные поэты сочиняли эпиникии - хвалебные гимны. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в настоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя. На своей родине олимпионик становился героем и важной политической фигурой и в течение всей жизни пользовался уважением.

Для VI–V веков было посвоему обязательным награждение не победивших в соревнованиях лавровым или масличным венком. Взамен состязающиеся должны были устраивать некие пиршественные столы и заказывать дорогие хвалебные гимны в честь своей победы, которые исполнялись всего один раз, прилюдно, в некий особый, специально для этого отведенный день. Гимн надо было успеть заранее заказать, оплатить и подготовить хор. Все эти траты ложились на плечи самих победителей.

Но из известных в античности четырех общегреческих состязаний лишь Олимпийские и Дельфийские игры проходили раз в четыре года. Истмийские и Немейские— раз в два года, поэтому, хотя и не только поэтому, они считались менее престижными. Дельфийские игры всегда проходили в июле, и начало их выпадало на второй год Олимпийских игр. То есть эти игры никак не пересекались—они проходили в разное время и в разных частях Эллады. К Олимпийским и Пифийским играм допускались мужчины и мальчики, к Истмийским и Немейским играм — мальчики, юноши и взрослые мужи, каковое возрастное послабление тоже служит признаком меньшего престижа. Древнейшим видом соревновательного спорта в Олимпии был бег на дистанцию, равную одному стадию,—около 190 метров. Спортивная программа включала в себя атлетические (бег, пятиборье, борьба, кулачный бой, панкратий) и конные соревнования (колесничный бег и скачки), состязания вестников и трубачей.

Олимпийские игры оказывали существенное влияние на развитие греческой культуры. При этом можно выделить два аспекта.

Во-первых, в Элладе сложился культ прекрасного обнаженного тела. Атлеты тренировались и состязались обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Стыд наготы считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнаженное тело выражением высокого уровня культуры.

Во-вторых, во время Игр съезжались со всех уголков Эллады выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры.

Таким образом, проведение Олимпийских игр с 776 г. до н.э. до 394 г. н.э., т. е. сохранение традиций по организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции.

studfiles.net

Игры Древнего Рима

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Культуры и Искусства

Дневное отделение

РЕФЕРАТ

на тему: «Игры древнего Рима»

Выполнила студентка

ФКиИс специальности

Народное художественное творчество

Вологжанникова Вероника Андреевна

Мурманск

2009 год

Содержание

1. Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека.

2. Древний Рим

3 .Олимпийские игры и древний Рим.

Литература

1.Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека.

Древние народы использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температуры. Из далеких веков дошли до нас имена великих основоположников современного учения о роли физических упражнений в укреплении здоровья человека, в лечении заболеваний. Отец медицины великий Гиппократ, проживший 104 года, проповедовал гимнастику, занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки, умеренность в питании. Известный греческий писатель и.историк Плутарх называл гимнастику, движения кладовой жизни, а философ Платон писал: «Гимнастика есть, целительная часть медицины». Платон участвовал в пифийских и истмийских играх и неоднократно Побеждал. Великий врач Древнего Рима Гален в своих трудах неоднократно упоминает, что он тысячи и тысячи раз возвращал здоровье больным посредством упражнений. Интересно, как Гален исцелял ожиревших и немощных патрициев. Он заставлял их косить траву, копать землю, рубить дрова, Печать, заниматься гимнастикой, водными процедурами, прописывал специальную (весьма скромную) диету. Эти простые средства снижали массу тела, укрепляли сердечнососудистую систему, избавляли от одышки, способствовали сохранению здоровья. Аристотель писал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Мудрый Сократ, закаляясь, ходил босиком по снегу.

Древнегреческий философ и математик Пифагор, с теоремой которого знаком каждый школьник, считал, что спорт является важным помощником в умственной деятельности человека. Занимаясь регулярно спортом, став сильным атлетом, он даже участвовал в Олимпийских играх и победил, за что ему при жизни был воздвигнут памятник как победителю Олимпийских игр.Великие врачи Древнего Рима Цельз и Асклепиад считали основными средствами укрепления здоровья человека гимнастику, прогулки, игры, закаливание водой и солнцем, диету, музыку и даже декламацию. Особенно увлекались в ту пору гимнастикой и холодными водными процедурами. Крупнейшие мыслители греков и римлян такие, как Демосфен, Платон, Аристотель, Сократ, Цицерон и многие другие до глубокой старости занимались гимнастикой и закаливанием. Знаменитый ученый Архимед был учителем гимнастики.В древние времена большое внимание уделялось также красоте человеческого тела, стройности, подтянутости, гибкости. Были разработаны целые системы гимнастических упражнений, которые вырабатывали хорошую осанку, легкость и четкость движений, грацию, изящество, а в целом — совершенное владение своим телом. До сих пор мы испытываем эстетическое наслаждение, рассматривая в музеях скульптурные фигуры античных людей.Гимнастика как понятие, включающее соответствующие группы упражнений, возникла в Древнем Китае и Индии и большое развитие получила в Греции еще за пять веков до нашей эры. Слово «гимнастика» произошло от древнегреческого слова «гимнос», что означает «обнаженный». В те далекие времена люди занимались гимнастикой обна-женными, под жаркими лучами южного солнца, и формы.

1.Древний Рим.

Дре́вний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.

2 .Олимпийские игры и древний Рим.

Это может показаться удивительным, но в самом мощном и наиболее развитом государстве древнего мира физические упражнения ради совершенства тела никогда не пользовались особой популярностью. Зато очень высокое развитие получила направленная военная подготовка. Недаром же римским легионерам не было равных в бою.А еще римляне очень любили зрелища и знали толк в проведении разного рода празднеств. Неудивительно, что они проявили большой интерес к многовековой греческой традиции.Правда, поначалу римские правители хотели превратить игры в имперские, для чего перенести место их проведения в Рим. Но свободолюбивые греки настояли на своем — игры по-прежнему проходили в Олимпии.Даже указ грозного диктатора Суллы, изданный в 80 году до н. э. и повелевавший 175-е игры провести в Риме, не был исполнен.Тем не менее в I веке н. э. сумасбродный император Нерон организовал игры в своей столице и даже сам участвовал в гонках на колесницах. Однако греки даже не присвоили этим состязаниям порядкового «олимпийского» номера и, как обычно, провели игры в Олимпии.В конце концов завоеватели сочли за благо оставить Олимпийские игры Олимпии. Но вместе с тем стали проводить игры по греческому образцу в честь побед римских легионов и во славу римских императоров в самых разных местах своей огромной империи.Такие игры проводились в Леонтине на острове Сицилия, в Александрии, Неаполе, Ницце, Пергамо, Смирне, Эфесе, Магнезии, Си-доне, Антиохии и других городах, число которых достигало сорока.Спорту это шло только на пользу: вновь возрос спрос на талантливых атлетов, появились специальные центры для их тренировок.И сама Олимпия словно бы переживала второе рождение. Заново, с римским размахом и помпезностью, были отстроены олимпийские стадионы. Теперь их трибуны могли вместить много больше зрителей, чем прежде. И съезжались на Олимпийские игры не только греки, но и жители многих других римских провинций.Однако характер игр с течением времени все-таки не мог не меняться: в них появился ощутимый «римский отпечаток».Так, например, в рамках Олимпийских игр стали проводиться не только спортивные состязания и конкурсы искусств, в которых по-прежнему участвовали певцы, поэты и музыканты, но и любимые римлянами кровавые бои зверей и гладиаторов.Да и спортивные соревнования заметно изменились, став много жестче. В прежние века участники кулачных боев обматывали кисти рук ремнями, чтобы невзначай не нанести тяжелого увечья противнику. Теперь же, на потеху зрителям, ремни специально снабжались железными накладками. Схватки стали откровенно грубыми, атлеты нередко получали тяжелые раны.И тем не менее среди истинных знатоков и ценителей боя по-прежнему ценилась не грубость, а высокая техника и продуманная тактика.Так, например, особенный восторг просвещенных зрителей вызывал кулачный боец по имени Меланкомос, который, по свидетельству одного из современников, «прославился благодаря прекрасному и великолепному искусству движения… Император Тит также любил Меланкомоса, так как тот никогда никого не ранил и даже не бил, а лишь с помощью выбора позиции и вытянутых вперед рук побеждал своих соперников…» При римлянах Олимпийские игры в древней Олимпии прошли больше ста раз. Однако и сама Римская империя менялась, дряхлела.Важнейшими событиями для Древнего Рима стали распространение христианства и официальное его признание императором Константином Великим в IV веке. А через несколько десятилетий, в 394 году, другой римский император, Феодосии I, насильственно насаждавший христианство, усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и специальным указом запретил их.В тот год игры прошли в 293-й раз. После запрета древняя Олимпия постепенно стала приходить в запустение. В 426 году город был сожжен по приказу императора Феодосия И.А в VI веке, уже после крушения Римской империи, немногие сохранившиеся сооружения и статуи были уничтожены землетрясением. На долгие века исчезла даже сама память об Олимпийских играх. Казалось, никогда больше не вспыхнет здесь огонь, впервые зажженный, по преданию, самим Зевсом, благосклонно взиравшим на честную и справедливую борьбу лучших из лучших атлетов…И все-таки в Олимпии вновь появились люди. Это были археологи, начавшие в 1829 году многолетние раскопки. Эти работы позволили представить, какой была Олимпия в античные времена, и реконструировать ее спортивный комплекс.А в конце XIX века нашелся человек, решивший «реконструировать» и сами игры, но на ионом уровне. Звали его Пьер де Кубер-тен, был он историком, литератором, общественным деятелем.

mirznanii.com

Игры Древнего Рима

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Культуры и Искусства

Дневное отделение

РЕФЕРАТ

на тему: «Игры древнего Рима»

Выполнила студентка

ФКиИс специальности

Народное художественное творчество

Вологжанникова Вероника Андреевна

Мурманск

2009 год

Содержание

1. Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека.

2. Древний Рим

3 .Олимпийские игры и древний Рим.

Литература

1.Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека.

Древние народы использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температуры. Из далеких веков дошли до нас имена великих основоположников современного учения о роли физических упражнений в укреплении здоровья человека, в лечении заболеваний. Отец медицины великий Гиппократ, проживший 104 года, проповедовал гимнастику, занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки, умеренность в питании. Известный греческий писатель и.историк Плутарх называл гимнастику, движения кладовой жизни, а философ Платон писал: «Гимнастика есть, целительная часть медицины». Платон участвовал в пифийских и истмийских играх и неоднократно Побеждал. Великий врач Древнего Рима Гален в своих трудах неоднократно упоминает, что он тысячи и тысячи раз возвращал здоровье больным посредством упражнений. Интересно, как Гален исцелял ожиревших и немощных патрициев. Он заставлял их косить траву, копать землю, рубить дрова, Печать, заниматься гимнастикой, водными процедурами, прописывал специальную (весьма скромную) диету. Эти простые средства снижали массу тела, укрепляли сердечнососудистую систему, избавляли от одышки, способствовали сохранению здоровья. Аристотель писал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Мудрый Сократ, закаляясь, ходил босиком по снегу.

Древнегреческий философ и математик Пифагор, с теоремой которого знаком каждый школьник, считал, что спорт является важным помощником в умственной деятельности человека. Занимаясь регулярно спортом, став сильным атлетом, он даже участвовал в Олимпийских играх и победил, за что ему при жизни был воздвигнут памятник как победителю Олимпийских игр.Великие врачи Древнего Рима Цельз и Асклепиад считали основными средствами укрепления здоровья человека гимнастику, прогулки, игры, закаливание водой и солнцем, диету, музыку и даже декламацию. Особенно увлекались в ту пору гимнастикой и холодными водными процедурами. Крупнейшие мыслители греков и римлян такие, как Демосфен, Платон, Аристотель, Сократ, Цицерон и многие другие до глубокой старости занимались гимнастикой и закаливанием. Знаменитый ученый Архимед был учителем гимнастики.В древние времена большое внимание уделялось также красоте человеческого тела, стройности, подтянутости, гибкости. Были разработаны целые системы гимнастических упражнений, которые вырабатывали хорошую осанку, легкость и четкость движений, грацию, изящество, а в целом — совершенное владение своим телом. До сих пор мы испытываем эстетическое наслаждение, рассматривая в музеях скульптурные фигуры античных людей.Гимнастика как понятие, включающее соответствующие группы упражнений, возникла в Древнем Китае и Индии и большое развитие получила в Греции еще за пять веков до нашей эры. Слово «гимнастика» произошло от древнегреческого слова «гимнос», что означает «обнаженный». В те далекие времена люди занимались гимнастикой обна-женными, под жаркими лучами южного солнца, и формы.

1.Древний Рим.

Дре́вний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.

2 .Олимпийские игры и древний Рим.

Это может показаться удивительным, но в самом мощном и наиболее развитом государстве древнего мира физические упражнения ради совершенства тела никогда не пользовались особой популярностью. Зато очень высокое развитие получила направленная военная подготовка. Недаром же римским легионерам не было равных в бою.А еще римляне очень любили зрелища и знали толк в проведении разного рода празднеств. Неудивительно, что они проявили большой интерес к многовековой греческой традиции.Правда, поначалу римские правители хотели превратить игры в имперские, для чего перенести место их проведения в Рим. Но свободолюбивые греки настояли на своем — игры по-прежнему проходили в Олимпии.Даже указ грозного диктатора Суллы, изданный в 80 году до н. э. и повелевавший 175-е игры провести в Риме, не был исполнен.Тем не менее в I веке н. э. сумасбродный император Нерон организовал игры в своей столице и даже сам участвовал в гонках на колесницах. Однако греки даже не присвоили этим состязаниям порядкового «олимпийского» номера и, как обычно, провели игры в Олимпии.В конце концов завоеватели сочли за благо оставить Олимпийские игры Олимпии. Но вместе с тем стали проводить игры по греческому образцу в честь побед римских легионов и во славу римских императоров в самых разных местах своей огромной империи.Такие игры проводились в Леонтине на острове Сицилия, в Александрии, Неаполе, Ницце, Пергамо, Смирне, Эфесе, Магнезии, Си-доне, Антиохии и других городах, число которых достигало сорока.Спорту это шло только на пользу: вновь возрос спрос на талантливых атлетов, появились специальные центры для их тренировок.И сама Олимпия словно бы переживала второе рождение. Заново, с римским размахом и помпезностью, были отстроены олимпийские стадионы. Теперь их трибуны могли вместить много больше зрителей, чем прежде. И съезжались на Олимпийские игры не только греки, но и жители многих других римских провинций.Однако характер игр с течением времени все-таки не мог не меняться: в них появился ощутимый «римский отпечаток».Так, например, в рамках Олимпийских игр стали проводиться не только спортивные состязания и конкурсы искусств, в которых по-прежнему участвовали певцы, поэты и музыканты, но и любимые римлянами кровавые бои зверей и гладиаторов.Да и спортивные соревнования заметно изменились, став много жестче. В прежние века участники кулачных боев обматывали кисти рук ремнями, чтобы невзначай не нанести тяжелого увечья противнику. Теперь же, на потеху зрителям, ремни специально снабжались железными накладками. Схватки стали откровенно грубыми, атлеты нередко получали тяжелые раны.И тем не менее среди истинных знатоков и ценителей боя по-прежнему ценилась не грубость, а высокая техника и продуманная тактика.Так, например, особенный восторг просвещенных зрителей вызывал кулачный боец по имени Меланкомос, который, по свидетельству одного из современников, «прославился благодаря прекрасному и великолепному искусству движения… Император Тит также любил Меланкомоса, так как тот никогда никого не ранил и даже не бил, а лишь с помощью выбора позиции и вытянутых вперед рук побеждал своих соперников…» При римлянах Олимпийские игры в древней Олимпии прошли больше ста раз. Однако и сама Римская империя менялась, дряхлела.Важнейшими событиями для Древнего Рима стали распространение христианства и официальное его признание императором Константином Великим в IV веке. А через несколько десятилетий, в 394 году, другой римский император, Феодосии I, насильственно насаждавший христианство, усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и специальным указом запретил их.В тот год игры прошли в 293-й раз. После запрета древняя Олимпия постепенно стала приходить в запустение. В 426 году город был сожжен по приказу императора Феодосия И.А в VI веке, уже после крушения Римской империи, немногие сохранившиеся сооружения и статуи были уничтожены землетрясением. На долгие века исчезла даже сама память об Олимпийских играх. Казалось, никогда больше не вспыхнет здесь огонь, впервые зажженный, по преданию, самим Зевсом, благосклонно взиравшим на честную и справедливую борьбу лучших из лучших атлетов…И все-таки в Олимпии вновь появились люди. Это были археологи, начавшие в 1829 году многолетние раскопки. Эти работы позволили представить, какой была Олимпия в античные времена, и реконструировать ее спортивный комплекс.А в конце XIX века нашелся человек, решивший «реконструировать» и сами игры, но на ионом уровне. Звали его Пьер де Кубер-тен, был он историком, литератором, общественным деятелем.

doc4web.ru

Реферат - Игры Древнего Рима

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Культуры и Искусства

Дневное отделение

РЕФЕРАТ

на тему: «Игры древнего Рима»

Выполнила студентка

ФКиИс специальности

Народное художественное творчество

Вологжанникова Вероника Андреевна

Мурманск

2009 год

Содержание

1. Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека.

2. Древний Рим

3.Олимпийские игры и древний Рим.

Литература

1.Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека.

Древние народы использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температуры. Из далеких веков дошли до нас имена великих основоположников современного учения о роли физических упражнений в укреплении здоровья человека, в лечении заболеваний. Отец медицины великий Гиппократ, проживший 104 года, проповедовал гимнастику, занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки, умеренность в питании. Известный греческий писатель и.историк Плутарх называл гимнастику, движения кладовой жизни, а философ Платон писал: «Гимнастика есть, целительная часть медицины». Платон участвовал в пифийских и истмийских играх и неоднократно Побеждал. Великий врач Древнего Рима Гален в своих трудах неоднократно упоминает, что он тысячи и тысячи раз возвращал здоровье больным посредством упражнений. Интересно, как Гален исцелял ожиревших и немощных патрициев. Он заставлял их косить траву, копать землю, рубить дрова, Печать, заниматься гимнастикой, водными процедурами, прописывал специальную (весьма скромную) диету. Эти простые средства снижали массу тела, укрепляли сердечнососудистую систему, избавляли от одышки, способствовали сохранению здоровья. Аристотель писал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Мудрый Сократ, закаляясь, ходил босиком по снегу.

Древнегреческий философ и математик Пифагор, с теоремой которого знаком каждый школьник, считал, что спорт является важным помощником в умственной деятельности человека. Занимаясь регулярно спортом, став сильным атлетом, он даже участвовал в Олимпийских играх и победил, за что ему при жизни был воздвигнут памятник как победителю Олимпийских игр. Великие врачи Древнего Рима Цельз и Асклепиад считали основными средствами укрепления здоровья человека гимнастику, прогулки, игры, закаливание водой и солнцем, диету, музыку и даже декламацию. Особенно увлекались в ту пору гимнастикой и холодными водными процедурами. Крупнейшие мыслители греков и римлян такие, как Демосфен, Платон, Аристотель, Сократ, Цицерон и многие другие до глубокой старости занимались гимнастикой и закаливанием. Знаменитый ученый Архимед был учителем гимнастики. В древние времена большое внимание уделялось также красоте человеческого тела, стройности, подтянутости, гибкости. Были разработаны целые системы гимнастических упражнений, которые вырабатывали хорошую осанку, легкость и четкость движений, грацию, изящество, а в целом — совершенное владение своим телом. До сих пор мы испытываем эстетическое наслаждение, рассматривая в музеях скульптурные фигуры античных людей. Гимнастика как понятие, включающее соответствующие группы упражнений, возникла в Древнем Китае и Индии и большое развитие получила в Греции еще за пять веков до нашей эры. Слово «гимнастика» произошло от древнегреческого слова «гимнос», что означает «обнаженный». В те далекие времена люди занимались гимнастикой обна-женными, под жаркими лучами южного солнца, и формы.

1.Древний Рим.

Дре́вний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.

2.Олимпийские игры и древний Рим.

Это может показаться удивительным, но в самом мощном и наиболее развитом государстве древнего мира физические упражнения ради совершенства тела никогда не пользовались особой популярностью. Зато очень высокое развитие получила направленная военная подготовка. Недаром же римским легионерам не было равных в бою. А еще римляне очень любили зрелища и знали толк в проведении разного рода празднеств. Неудивительно, что они проявили большой интерес к многовековой греческой традиции. Правда, поначалу римские правители хотели превратить игры в имперские, для чего перенести место их проведения в Рим. Но свободолюбивые греки настояли на своем — игры по-прежнему проходили в Олимпии. Даже указ грозного диктатора Суллы, изданный в 80 году до н. э. и повелевавший 175-е игры провести в Риме, не был исполнен. Тем не менее в I веке н. э. сумасбродный император Нерон организовал игры в своей столице и даже сам участвовал в гонках на колесницах. Однако греки даже не присвоили этим состязаниям порядкового «олимпийского» номера и, как обычно, провели игры в Олимпии. В конце концов завоеватели сочли за благо оставить Олимпийские игры Олимпии. Но вместе с тем стали проводить игры по греческому образцу в честь побед римских легионов и во славу римских императоров в самых разных местах своей огромной империи. Такие игры проводились в Леонтине на острове Сицилия, в Александрии, Неаполе, Ницце, Пергамо, Смирне, Эфесе, Магнезии, Си-доне, Антиохии и других городах, число которых достигало сорока. Спорту это шло только на пользу: вновь возрос спрос на талантливых атлетов, появились специальные центры для их тренировок. И сама Олимпия словно бы переживала второе рождение. Заново, с римским размахом и помпезностью, были отстроены олимпийские стадионы. Теперь их трибуны могли вместить много больше зрителей, чем прежде. И съезжались на Олимпийские игры не только греки, но и жители многих других римских провинций. Однако характер игр с течением времени все-таки не мог не меняться: в них появился ощутимый «римский отпечаток». Так, например, в рамках Олимпийских игр стали проводиться не только спортивные состязания и конкурсы искусств, в которых по-прежнему участвовали певцы, поэты и музыканты, но и любимые римлянами кровавые бои зверей и гладиаторов. Да и спортивные соревнования заметно изменились, став много жестче. В прежние века участники кулачных боев обматывали кисти рук ремнями, чтобы невзначай не нанести тяжелого увечья противнику. Теперь же, на потеху зрителям, ремни специально снабжались железными накладками. Схватки стали откровенно грубыми, атлеты нередко получали тяжелые раны. И тем не менее среди истинных знатоков и ценителей боя по-прежнему ценилась не грубость, а высокая техника и продуманная тактика. Так, например, особенный восторг просвещенных зрителей вызывал кулачный боец по имени Меланкомос, который, по свидетельству одного из современников, «прославился благодаря прекрасному и великолепному искусству движения… Император Тит также любил Меланкомоса, так как тот никогда никого не ранил и даже не бил, а лишь с помощью выбора позиции и вытянутых вперед рук побеждал своих соперников…» При римлянах Олимпийские игры в древней Олимпии прошли больше ста раз. Однако и сама Римская империя менялась, дряхлела. Важнейшими событиями для Древнего Рима стали распространение христианства и официальное его признание императором Константином Великим в IV веке. А через несколько десятилетий, в 394 году, другой римский император, Феодосии I, насильственно насаждавший христианство, усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и специальным указом запретил их. В тот год игры прошли в 293-й раз. После запрета древняя Олимпия постепенно стала приходить в запустение. В 426 году город был сожжен по приказу императора Феодосия И. А в VI веке, уже после крушения Римской империи, немногие сохранившиеся сооружения и статуи были уничтожены землетрясением. На долгие века исчезла даже сама память об Олимпийских играх. Казалось, никогда больше не вспыхнет здесь огонь, впервые зажженный, по преданию, самим Зевсом, благосклонно взиравшим на честную и справедливую борьбу лучших из лучших атлетов… И все-таки в Олимпии вновь появились люди. Это были археологи, начавшие в 1829 году многолетние раскопки. Эти работы позволили представить, какой была Олимпия в античные времена, и реконструировать ее спортивный комплекс. А в конце XIX века нашелся человек, решивший «реконструировать» и сами игры, но на ионом уровне. Звали его Пьер де Кубер-тен, был он историком, литератором, общественным деятелем.

www.ronl.ru

Доклад - Игры Древнего Рима

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Культуры и Искусства

Дневное отделение

РЕФЕРАТ

на тему: «Игры древнего Рима»

Выполнила студентка

ФКиИс специальности

Народное художественное творчество

Вологжанникова Вероника Андреевна

Мурманск

2009 год

Содержание

1. Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека.

2. Древний Рим

3.Олимпийские игры и древний Рим.

Литература

1.Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека.

Древние народы использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температуры. Из далеких веков дошли до нас имена великих основоположников современного учения о роли физических упражнений в укреплении здоровья человека, в лечении заболеваний. Отец медицины великий Гиппократ, проживший 104 года, проповедовал гимнастику, занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки, умеренность в питании. Известный греческий писатель и.историк Плутарх называл гимнастику, движения кладовой жизни, а философ Платон писал: «Гимнастика есть, целительная часть медицины». Платон участвовал в пифийских и истмийских играх и неоднократно Побеждал. Великий врач Древнего Рима Гален в своих трудах неоднократно упоминает, что он тысячи и тысячи раз возвращал здоровье больным посредством упражнений. Интересно, как Гален исцелял ожиревших и немощных патрициев. Он заставлял их косить траву, копать землю, рубить дрова, Печать, заниматься гимнастикой, водными процедурами, прописывал специальную (весьма скромную) диету. Эти простые средства снижали массу тела, укрепляли сердечнососудистую систему, избавляли от одышки, способствовали сохранению здоровья. Аристотель писал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Мудрый Сократ, закаляясь, ходил босиком по снегу.

Древнегреческий философ и математик Пифагор, с теоремой которого знаком каждый школьник, считал, что спорт является важным помощником в умственной деятельности человека. Занимаясь регулярно спортом, став сильным атлетом, он даже участвовал в Олимпийских играх и победил, за что ему при жизни был воздвигнут памятник как победителю Олимпийских игр. Великие врачи Древнего Рима Цельз и Асклепиад считали основными средствами укрепления здоровья человека гимнастику, прогулки, игры, закаливание водой и солнцем, диету, музыку и даже декламацию. Особенно увлекались в ту пору гимнастикой и холодными водными процедурами. Крупнейшие мыслители греков и римлян такие, как Демосфен, Платон, Аристотель, Сократ, Цицерон и многие другие до глубокой старости занимались гимнастикой и закаливанием. Знаменитый ученый Архимед был учителем гимнастики. В древние времена большое внимание уделялось также красоте человеческого тела, стройности, подтянутости, гибкости. Были разработаны целые системы гимнастических упражнений, которые вырабатывали хорошую осанку, легкость и четкость движений, грацию, изящество, а в целом — совершенное владение своим телом. До сих пор мы испытываем эстетическое наслаждение, рассматривая в музеях скульптурные фигуры античных людей. Гимнастика как понятие, включающее соответствующие группы упражнений, возникла в Древнем Китае и Индии и большое развитие получила в Греции еще за пять веков до нашей эры. Слово «гимнастика» произошло от древнегреческого слова «гимнос», что означает «обнаженный». В те далекие времена люди занимались гимнастикой обна-женными, под жаркими лучами южного солнца, и формы.

1.Древний Рим.

Дре́вний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.

2.Олимпийские игры и древний Рим.

Это может показаться удивительным, но в самом мощном и наиболее развитом государстве древнего мира физические упражнения ради совершенства тела никогда не пользовались особой популярностью. Зато очень высокое развитие получила направленная военная подготовка. Недаром же римским легионерам не было равных в бою. А еще римляне очень любили зрелища и знали толк в проведении разного рода празднеств. Неудивительно, что они проявили большой интерес к многовековой греческой традиции. Правда, поначалу римские правители хотели превратить игры в имперские, для чего перенести место их проведения в Рим. Но свободолюбивые греки настояли на своем — игры по-прежнему проходили в Олимпии. Даже указ грозного диктатора Суллы, изданный в 80 году до н. э. и повелевавший 175-е игры провести в Риме, не был исполнен. Тем не менее в I веке н. э. сумасбродный император Нерон организовал игры в своей столице и даже сам участвовал в гонках на колесницах. Однако греки даже не присвоили этим состязаниям порядкового «олимпийского» номера и, как обычно, провели игры в Олимпии. В конце концов завоеватели сочли за благо оставить Олимпийские игры Олимпии. Но вместе с тем стали проводить игры по греческому образцу в честь побед римских легионов и во славу римских императоров в самых разных местах своей огромной империи. Такие игры проводились в Леонтине на острове Сицилия, в Александрии, Неаполе, Ницце, Пергамо, Смирне, Эфесе, Магнезии, Си-доне, Антиохии и других городах, число которых достигало сорока. Спорту это шло только на пользу: вновь возрос спрос на талантливых атлетов, появились специальные центры для их тренировок. И сама Олимпия словно бы переживала второе рождение. Заново, с римским размахом и помпезностью, были отстроены олимпийские стадионы. Теперь их трибуны могли вместить много больше зрителей, чем прежде. И съезжались на Олимпийские игры не только греки, но и жители многих других римских провинций. Однако характер игр с течением времени все-таки не мог не меняться: в них появился ощутимый «римский отпечаток». Так, например, в рамках Олимпийских игр стали проводиться не только спортивные состязания и конкурсы искусств, в которых по-прежнему участвовали певцы, поэты и музыканты, но и любимые римлянами кровавые бои зверей и гладиаторов. Да и спортивные соревнования заметно изменились, став много жестче. В прежние века участники кулачных боев обматывали кисти рук ремнями, чтобы невзначай не нанести тяжелого увечья противнику. Теперь же, на потеху зрителям, ремни специально снабжались железными накладками. Схватки стали откровенно грубыми, атлеты нередко получали тяжелые раны. И тем не менее среди истинных знатоков и ценителей боя по-прежнему ценилась не грубость, а высокая техника и продуманная тактика. Так, например, особенный восторг просвещенных зрителей вызывал кулачный боец по имени Меланкомос, который, по свидетельству одного из современников, «прославился благодаря прекрасному и великолепному искусству движения… Император Тит также любил Меланкомоса, так как тот никогда никого не ранил и даже не бил, а лишь с помощью выбора позиции и вытянутых вперед рук побеждал своих соперников…» При римлянах Олимпийские игры в древней Олимпии прошли больше ста раз. Однако и сама Римская империя менялась, дряхлела. Важнейшими событиями для Древнего Рима стали распространение христианства и официальное его признание императором Константином Великим в IV веке. А через несколько десятилетий, в 394 году, другой римский император, Феодосии I, насильственно насаждавший христианство, усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и специальным указом запретил их. В тот год игры прошли в 293-й раз. После запрета древняя Олимпия постепенно стала приходить в запустение. В 426 году город был сожжен по приказу императора Феодосия И. А в VI веке, уже после крушения Римской империи, немногие сохранившиеся сооружения и статуи были уничтожены землетрясением. На долгие века исчезла даже сама память об Олимпийских играх. Казалось, никогда больше не вспыхнет здесь огонь, впервые зажженный, по преданию, самим Зевсом, благосклонно взиравшим на честную и справедливую борьбу лучших из лучших атлетов… И все-таки в Олимпии вновь появились люди. Это были археологи, начавшие в 1829 году многолетние раскопки. Эти работы позволили представить, какой была Олимпия в античные времена, и реконструировать ее спортивный комплекс. А в конце XIX века нашелся человек, решивший «реконструировать» и сами игры, но на ионом уровне. Звали его Пьер де Кубер-тен, был он историком, литератором, общественным деятелем.

www.ronl.ru