Третий период (1952-1980 годы)

Третий период - общая характеристика

Третий период охватывает промежуток почти в 40 лет, для которого характерны как постоянно действующие общие тенденции, так и довольно резкие переходы от одного состояния олимпийского движения к другому. Сложность и противоречивость этого этапа развития олимпийского спорта коснулись всех его сторон - от чисто политических аспектов до спортивных, связанных с олимпийской программой и итогами соревнований на олимпийской арене. В эти годы, еще в большей мере, чем ранее, Международный олимпийский комитет явился ареной большой политики. Основные проблемы и противоречия, характерные для политической жизни мирового сообщества, самым непосредственным образом отражались на деятельности Международного олимпийского комитета, Международных спортивных федераций, Национальных олимпийских комитетов.

Развитие олимпийского движения в течение третьего периода во многом определялось лицами, которые в различное время возглавляли Международный олимпийский комитет. Этот период совпал с деятельностью трех президентов: Эйвери Брэндеджа - 1952-1972 годы, Майкла Мориса Килланина - 1972-1980 годы, Хуана Антонио Самаранча - с 1980 года.

Если деятельность Майкла Мориса Килланина на посту президента отличалась умеренностью, то стратегические линии развития олимпийского спорта, реализованные Эйвери Брэндеджем и Хуан Антонио Самаранчем, носили прямо противоположный характер.

Деятельность Эйвери Брэндеджа можно назвать ортодоксальной, далеко и не всегда учитывавшей изменения, происходившие в спорте в период его президентства. Стремясь сделать деятельность Международного олимпийского комитета независимой от политики и национальных проблем, Эйвери Брэндедж существенно затруднил решение многих вопросов, касающихся демократизации олимпийского спорта, признания Национальных олимпийских комитетов ряда стран, острых проблем, связанных со спортом Китая, Китайской Республики - Тайвань, КНДР, Республики Корея - Южная Корея, ФРГ и ГДР, налаживания сотрудничества между странами различных политических систем, между высокоразвитыми и развивающимися. До предела обострил Эйвери Брэндедж и так называемую проблему любительства в олимпийском спорте. Навязывая явно идеалистическое представление о спортсмене- олимпийце, как о "чистом любителе", не получающем никакой материальной поддержки, Эйвери Брэндедж дал возможность ряду деятелей международного олимпийского движения, а также представителям прессы развернуть интенсивную кампанию по обвинению спортсменов СССР, Венгрии, Польши, Чехословакии в так называемом "лжелюбительстве", "государственном любительстве". Более того, часто даже ставился вопрос о профессиональном характере спорта в этих странах. Только после ухода Эвери Брэндеджа в отставку в этом вопросе все было поставлено на свои места: поощрялось участие государства в обеспечении подготовки спортсменов, разрешалась компенсация в заработке на период подготовки и т.п. Майкл Морис Килланин проводил в международном олимпийском движении достаточно умеренную во всех отношениях политику, не допуская радикальных реформ, однако, постоянно учитывая те реальные изменения, которые происходили в мире и спорте. Он очень многое сделал для развития сотрудничества между Международным олимпийским комитетом и Международными спортивными федерациями, Международным олимпийским комитетом и Национальными олимпийскими комитетами, Международным олимпийским комитетом и ЮНЕСКО, чем значительно расширил продуктивную деятельность в сфере олимпийского спорта. Неоценимы его заслуги в развитии международного сотрудничества, особенно оказании помощи развивающимся странам, создании программы Международного олимпийского комитета "Олимпийская солидарность". Ему удалось в значительной мере сгладить острейшие проблемы, связанные с бойкотом Игр XXI и XXII Олимпиад в Монреале и Москве. Майкл Морис Килланин сумел мягко отойти от соблюдения ортодоксальных принципов любительства в олимпийском спорте, начал активно развивать финансовую базу Международного олимпийского комитета за счет сотрудничества с телекомпаниями.

Когда к руководству Международного олимпийского комитета пришел Хуан Антонио Самаранч, то его деятельность вначале шокировала даже многих радикально настроенных деятелей международного олимпийского движения, не говоря уже о приверженцах классических представлений об идеалах и ценностях олимпизма. Отказ от понятия "спортсмен-любитель", тесное сотрудничество с лидерами различных государств, часто преследовавших противоположные политические цели, в стремлении сохранить целостность олимпийского движения, развертывание разностороннего процесса коммерциализации олимпийского спорта, сближение олимпийского спорта с профессиональным, допуск профессионалов к участию в Олимпийских играх и ряд других принципиальных изменений позволили говорить об олимпийском спорте 80-х и первой половины 90-х годов как об "эпохе Самаранча", "олимпийской революции".

Пятый президент МОК Эйвери Брэндедж (1952-1972 годы)Пятый президент МОК Эйвери Брэндедж (1952-1972 годы)

Брэндедж (Brandage) Эйвери (28 сентября 1887, Детройт, шт. Мичиган — 7 мая 1975, Гармиш-Партенкирхен, Германия), пятый президент Международного олимпийского комитета.

Родился в семье рабочего. В 1893 семья переехала в Чикаго. Начальное образование Брэндедж получил в Шервудской средней школе. Он достаточно рано приобщился к труду: в 12-летнем возрасте стал работать в «Чикаго трибюн» разносчиком газет. По окончании школы поступил в частный колледж, где сочетал ежедневные учебные занятия, двухчасовую работу по разноске газет и регулярные занятия спортом. Начал с метания диска, затем занялся прыжками в длину, толканием ядра и другими видами легкой атлетики. Кроме того, в колледже он играл в баскетбол и футбол, быстро завоевал репутацию сильного и разностороннего спортсмена.

В 1905 Брэндедж поступил в университет штата Иллинойс, где также совмещал учебу с тренировками и выступлениями в спортивных соревнованиях. Окончив университет в 1909 и получив диплом инженера-строителя, Брэндедж начал работать управляющим строительством в архитектурной фирме «Холаберд и Роше» в Чикаго. В то же время он не расставался со спортом, продолжая тренироваться и выступать в соревнованиях. В 1910 вступил в Чикагскую атлетическую ассоциацию, успешно выступал в чемпионатах по легкоатлетическому многоборью (на первенстве США в 1910 занял третье место, а в 1911 был четвертым).

После успешного выступления в региональных отборочных соревнованиях Брэндедж был включен в состав сборной команды США по легкой атлетике, принявшей участие в Играх V Олимпиады в Стокгольме (1912). На этих Играх Брэндедж занял пятое место в легкоатлетическом пятиборье, а в десятиборье потерпел неудачу, выбыв из соревнований в беге на 1500 м.

После Олимпийских игр до 1915 работал в чикагской строительной компании «Джон Гриффитс и сыновья», а затем, основав «Эйвери Брэндедж Компани», начал заниматься собственным бизнесом. Вместе с тем Брэндедж не прекращал занятий спортом, выступая в соревнованиях по легкоатлетическому многоборью (занимал первые места на чемпионатах США в 1914, 1916 и 1918).

Прекратив выступления в легкоатлетических соревнованиях, Брэндедж не оставил спорт и занялся гандболом (некоторое время входил в десятку лучших игроков страны). Благодаря гандболу Брэндедж сблизился с Любительским атлетическим союзом США (ААЮ). Поступив на службу в центральную ассоциацию ААЮ, Брэндедж в 1925-1927 возглавлял Национальный комитет по гандболу. В 1928 Брэндедж был избран президентом ААЮ и занимал этот пост в течение семи годичных сроков (за исключением 1933) — до осени 1935.

Одновременно Эйвери Брэндедж не прекращал своей коммерческой деятельности в строительном бизнесе. В 1927 был избран в правление Чикагской компании попечителей, в 1928 — президентом Олимпийского комитета США. На этом посту он проработал 25 лет до 1952.

В 1929 Брэндедж как президент Любительского атлетического союза США и президент Олимпийского комитета США встретился с посетившим Соединенные Штаты Америки членом исполкома МОК и президентом Международной любительской легкоатлетической федерации (ИААФ) Юханнесом Зигфридом Эдстремом. А в 1930 Брэндедж был избран вице-президентом ИААФ ( занимал этот пост до 1962).
Как президент Олимпийского комитета США активно участвовал в руководстве подготовкой и выступлениями сборных команд США на Играх IX Олимпиады в Амстердаме (1928), III зимних Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде (1932) и Играх Х Олимпиады в Лос-Анджелесе (1932).

Заметное место в олимпийской биографии Брэндеджа заняли события, порожденные острой конфликтной ситуацией, связанной с конфронтацией между сторонниками и противниками проведения в Германии в 1936 IV зимних Олимпийских игр и Игр XI Олимпиады, право на которые МОК предоставил соответственно Гармиш-Партенкирхену и Берлину еще до того, как к власти в этой стране пришли национал-социалисты во главе с Гитлером. В 1933 для проверки фактов, свидетельствовавших о том, что в нацистской Германии грубо нарушаются положения Олимпийской хартии, МОК создал специальную комиссию во главе с президентом Олимпийского комитета США Эйвери Брэндеджем. Хотя эта комиссия МОК убедилась в том, что в Германии существует дискриминация спортсменов-евреев, как и различные злодеяния нацистов в отношении евреев вообще, в предварительном заключении комиссии было высказано мнение о том, что Германия все же сможет организовать и провести Олимпийские игры. Такую же позицию заняло и руководство МОК.

Брэндедж, веривший в то, что спорт независим от политики, аргументировал этим целесообразность участия спортсменов США в Олимпийских играх 1936. На собрании ААЮ в декабре 1935, где было принято решение направить олимпийские команды США в Гармиш-Партенкирхен и Берлин.

Роль Брэндеджа в этих событиях укрепила его позиции в международном спортивном движении. На 36-й (35-й) сессии МОК, состоявшейся в 1936 во время Игр XI Олимпиады в Берлине, он был избран в состав МОК.

Довольно быстро Брэндедж выдвинулся на ведущие позиции в МОК, став в 1937 членом исполкома Международного олимпийского комитета.

По своим политическим воззрениям тех лет Брэндедж был американским изоляционистом (так называли тех, кто отстаивал политику неучастия США в мировых конфликтах, если они непосредственно не затрагивали интересов Соединенных Штатов) и по поводу мировых политических проблем он полагал, что Германия защищает мировую цивилизацию от нападения коммунизма, а Япония якобы хочет мира с Америкой.

Активный интерес Брэндеджа к проблемам международного спортивного движения сохранился у него и в годы Второй мировой войны. Он был среди тех, кто возродил интерес к идее проведения Панамериканских игр.

На первом послевоенном заседании исполкома МОК, состоявшемся в Лондоне в августе 1945 Ю.З. Эдстрем, который после смерти А. де Байе-Латура руководил деятельностью Международного олимпийского комитета, рекомендовал кандидатуру Брэндеджа на пост вице-президента МОК, и это его избрание состоялось путем голосования по переписке, проведенного среди членов МОК.

На 40-й (39-й) сессии МОК, проходившей в сентябре 1946 в Лозанне, Брэндедж стал первым вице-президентом Международного олимпийского комитета.

Как президент Олимпийского комитета США Брэндедж руководил подготовкой сборных команд этой страны и их участием в V зимних Олимпийских играх в Санкт-Морице (1948), Играх XIV Олимпиады в Лондоне (1948), VI зимних Олимпийских играх в Осло (1952), Играх XV Олимпиады в Хельсинки (1952).

На 48-й (47-й) сессии МОК, проходившей в июне 1952 в Хельсинки, состоялись выборы нового президента МОК — в связи с тем, что Эдстрем, которому шел 82-й год, подал в отставку. После нескольких туров голосования президентом Международного олимпийского комитета был избран Брэндедж.

Этот пост он занимал 20 лет, в течение которых МОК под его руководством провел VII зимние Олимпийские игры в Кортина д'Ампеццо (1956), Игры XVI Олимпиады в Мельбурне (1966), VIII зимние Олимпийские игры в Скво-Вэлли (1960), Игры XVII Олимпиады в Риме (1960), IX зимние Олимпийские игры в Инсбруке (1964), Игры XVIII Олимпиады в Токио (1964), Х зимние Олимпийские игры в Гренобле (1968), Игры XIX Олимпиады в Мехико (1968), XI зимние Олимпийские игры в Саппоро (1972), Игры XX Олимпиады в Мюнхене (1972).

Несмотря на неоднократно декларировавшуюся позицию Брэндеджа, стремившегося сделать деятельность МОК независимой от политики, важные политические проблемы и противоречия, характерные для жизни мирового сообщества, непосредственно отражались на деятельности МОК, не раз превращая ее в арену большой политики. Решение таких проблем, как организация Олимпийских игр, общественная роль олимпийского движения, соблюдение уставных требований МОК, реформирование олимпийской программы, определение критериев любительства, оказание помощи спорту в развивающихся странах, в те годы зачастую приходило в столкновение с практической политикой президента МОК, воплощавшей его ортодоксальные жизненные принципы. При этом Брэндедж обычно не шел на компромиссы и по каждому спорному вопросу, как правило, проявлял упорство, отстаивая свою точку зрения.

Его стремление обеспечить независимость деятельности МОК от политических и национальных противоречий нередко затрудняло решение острых проблем, обусловленных взаимоотношениями между властями Китайской Народной Республики и Китайской Республикой (Тайвань), между ФРГ и ГДР, между Республикой Корея и КНДР, а также проблем, связанных с событиями в Венгрии (1956), апартеидом в ЮАР, «родезийским вопросом» и т.д.

Переговоры руководства МОК и лично его президента с руководителями олимпийских комитетов Китайской Республики (Тайвань) и КНР были очень трудными и напряженными. Брэндедж был для властей КНР олицетворением американского капитализма. Пропаганда КНР рассматривала его как «преданного слугу американских империалистов», а каждый поступок президента МОК, направляемый его стремлением разрешить проблему «двух Китаев», интерпретировался властями КНР как отражение внешней политики США, нацеленной на поддержку Тайваня. Это, естественно, вызывало у Брэндеджа ответную негативную реакцию и порождало его обвинения в адрес китайских коммунистов, правящих в КНР. После того как в 1958 КНР — в знак протеста против согласия МОК на участие в Олимпийских играх команды с острова Тайвань — демонстративно отказалась от участия в олимпийском движении, спортсмены КНР из-за безвыходной ситуации, порожденной противостоянием между президентом МОК Брэндеджем и властями КНР, а также рядом других причин политического характера, длительное время не участвовали в Олимпийских играх.

Не менее сложным для МОК оказался и «германский вопрос», который был обусловлен ситуацией, порожденной образованием в 1949. двух германских государств — ФРГ и ГДР. Эта проблема перешла «по наследству» от четвертого президента МОК Эдстрема к пятому президенту МОК Брэндеджу. Международный олимпийский комитет, возглавляемый Брэндеджем, настаивал на том, чтобы в Олимпийских играх участвовала Объединенная германская команда (ОГК), хотя такое искусственное объединение в одной команде спортсменов двух германских государств, обладающих совершенно различными политическими системами и находящихся в идеологическом противостоянии, нередко приводило к конфликтам, особенно при определении составов команд в различных видах спорта и назначении руководителей делегаций.

Столь же острым для МОК и для Брэндеджа, как его президента, был и «корейский вопрос», возникший в связи с послевоенным разделом Кореи на два государства — КНДР (на севере) и Республику Корея (на юге).

Когда в 1956 несколько стран, протестуя против ввода советских войск в Венгрию, отказались от участия в Играх XVI Олимпиады, а некоторые страны бойкотировали эти Игры осуждая англо-французскую агрессию в Египте, МОК во главе с Брэндеджем осудил олимпийские комитеты тех стран, которые объявили бойкот Олимпийских игр, особо подчеркнув, что такие национальные олимпийские комитеты действуют вопреки олимпийским идеалам, так как Олимпийские игры — это соревнования между спортсменами, а не между странами.

Много сил пришлось приложить Брэндеджу и руководимому им МОК в связи с большой и трудной проблемой апартеида в ЮАР. Брэндедж, понимая всю сложность ситуации, тем не менее пытался сохранить в олимпийском движении ЮАР как страну, являющуюся одним из ветеранов современного олимпийского движения, а угрозы стран «Черной Африки» бойкотировать Олимпийские игры в Токио (1964) и Мехико (1968), если в них примут участие спортсмены расистской ЮАР, Брэндедж называл открытым шантажом. Однако позиция ряда национальных олимпийских комитетов (и не только африканских) в этом вопросе оставалась непреклонной. И несмотря на стремление Брэндеджа не допустить того, чтобы ЮАР была исключена из олимпийского движения, на 70-й (69-й) сессии МОК было принято решение об исключении Южно-Африканской Республики из олимпийской семьи. МОК, не желая допустить бойкота Игр XX Олимпиады, решил также отстранить от участия в них команду Родезии — государства, власти которого проводили политику расовой дискриминации.

Брэндедж настойчиво боролся с проникновением национализма в олимпийский спорт, выступал против системы подсчета очков, набранных странами на Олимпийских играх в неофициальном общенациональном зачете. Он поддержал поступившее в МОК предложение о том, чтобы на церемонии закрытия Олимпийских игр спортсмены шли не отдельными командами стран (как на церемонии открытия Игр), а произвольно, смешанной колонной, и такое изменение традиционной церемонии впервые было осуществлено 8 декабря 1956 при закрытии Игр XV Олимпиады в Мельбурне.

Брэндедж активно противодействовал неоднократным попыткам Олимпийского комитета СССР при поддержке национальных олимпийских комитетов других стран соцлагеря добиться кардинальной реорганизации Международного олимпийского комитета и изменить существующий порядок выборов в МОК.

Среди проблем, которым на протяжении своей долгой деятельности в МОК Брэндедж уделял особое внимание, была проблема «любительства» в олимпийском спорте. В этом отношении Брэндедж догматично следовал идеалам Кубертена (хотя они и явно устаревали) и фанатично боролся за сохранение любительского статуса в олимпийском спорте, навязывая свое идеалистическое представление о спортсмене-олимпийце — «чистом» любителе, не получающем никакой материальной поддержки. Брэндедж не раз подчеркивал, что любители-олимпийцы — это спортсмены, занимающиеся спортом ради удовольствия, отдыха и приятного времяпрепровождения, и в основе их спортивной деятельности лежит любовь к спорту без какой-либо заинтересованности в вознаграждении или оплате в любой форме. Он отрицательно относился к профессиональному спорту, считая его развлечением, сферой деятельности, лишенной духовности, нравственности, морально-этических принципов. Столь же негативно относился Брэндедж и к самой мысли о получении спортсменом денежного или иного материального вознаграждения за свои выступления в спортивных соревнованиях. Стараниями Брэндеджа и его сторонников основным принципом любительства в спорте в течение многих лет было отсутствие материальных выгод от занятий спортом. Именно так было сформулировано «правило 26» — параграф Олимпийской хартии, определяющий статус спортсмена-любителя, — в новой редакции этого правила, принятой на состоявшейся в 1962 60-й (59-й) сессии МОК Брэндедж настаивал на наказании виновных в нарушениях кодекса любителя, в частности за участие спортсменов в рекламе (особенно это коснулось горнолыжного спорта, прохладное отношение к которому Брэндедж сохранил до конца своей жизни).

Он также стремился уберечь олимпийский спорт от коммерциализации, допуская в этом вопросе компромисс лишь в том, что касалось телевизионного освещения Олимпийских игр.

МОК под руководством Брэндеджа уделял немало внимания борьбе с применением допинга в спорте.

Одной из акций, осуществленных Брэндеджем еще на начальном этапе его пребывания на посту президента МОК, стало принятие в 1954 на 50-й (49-й) сессии МОК решения об организации выставок произведений искусства, приуроченных к Олимпийским играм.

Отпраздновав 28 сентября 1967 в Чикаго свой 80-летний юбилей, Брэндедж чувствовал себя достаточно бодрым и энергичным, а потому еще почти пять лет оставался во главе МОК. Но на 73-й сессии МОК, проходившей в 1972 в Мюнхене, 85-летний Брэндедж подал в отставку с поста президента МОК, передав бразды правления Майклу Моррису Килланину, избранному на той же сессии президентом МОК. Брендедж тогда же был избран почетным президентом МОК.

Большие заслуги Брэндеджа в развитии олимпийского спорта и в целом олимпийского движения признаны во всем мире. Он был первым, кого МОК наградил золотым знаком Олимпийского ордена.

Жизненное кредо Брэндеджа, которое он последовательно воплощал в своей деятельности, наиболее точно отражают его слова: «Времена меняются и будут продолжать меняться, но олимпийские идеалы должны оставаться неприкосновенными». Последние годы жизни Брэндедж провел в Германии, поселившись в Гармиш-Партенкирхене.

Шестой президент МОК Майкл Моррис Килланин (1972 – 1980 годы)Шестой президент МОК Майкл Моррис Килланин (1972 – 1980 годы)

Килланин (Killanin) Майкл Моррис (р. 30 июля 1914, Лондон), шестой президент Международного олимпийского комитета.

Килланин получил образование в Парижском и Кембриджском университетах. Он был отличным наездником, занимался боксом и греблей.

В течение ряда лет Килланин работал журналистом: 1935-1936 — в лондонской газете «Дейли экспресс», 1937-1938 — военным корреспондентом в Азии, 1938-1939 — политическим обозревателем газет «Дейли мэйл» и «Санди диспетч».

В 1938-1945 Килланин — офицер Британских вооруженных сил. Участвовал во второй мировой войне. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. Майкл Килланин занимал административные посты в различных промышленных фирмах. В 1950 Килланин был избран президентом Национального олимпийского комитета (НОК) Ирландии, которым руководил 23 года (до 1973).

Майкл Килланин — член Королевской академии Ирландии (с 1952). В 1952 он был избран в состав Международного олимпийского комитета (МОК). В 1967 стал членом исполкома МОК, а в 1968 — вице президентом МОК (этот пост Килланин занимал до 1972).

Майкл Моррис Килланин был одним из трех вице-президентов МОК (вместе с Жаном де Бомоном и Херманом ван Карнебеком), которым в 1971 тогдашний президент МОК Эйвери Брэндедж поручил обсудить с руководителями некоторых международных спортивных федераций ряд актуальных проблем олимпийского движения, включая и концепцию любительства. Проект правила любительства, предложенный тремя вице-президентами МОК, с поправками президента МОК Эйвери Брэндеджа, получил в том же 1971 новую формулировку «правила 26» — параграфа Олимпийской хартии, содержащего определение статуса спортсмена-любителя. Новая трактовка «правила 26» по сути легализовала ту помощь, которую национальные олимпийские комитеты и другие национальные спортивные организации оказывали своим спортсменам в период их подготовки и участия в Олимпийских играх.

На 73-й сессии МОК, проходившей в 1972 в Мюнхене, где тогдашний президент МОК Эйвери Брэндедж подал в отставку, Майкл Моррис Килланин был избран президентом МОК. Под руководством Килланина МОК провел XII Зимние Олимпийские игры в Инсбруке (1976), Игры XXI Олимпиады в Монреале (1976), XIII Зимние Олимпийские игры в Лейк-Плэсиде (1980), Игры XXII Олимпиады в Москве (1980).

Период, в течение которого олимпийское движение возглавлял Килланин, был отмечен и тем, что через 43 года после девятого Олимпийского конгресса (состоявшегося в Берлине в 1930) проведение олимпийских конгрессов возобновилось: в Варне в 1973 прошел десятый Олимпийский конгресс, обсудивший проблемы, связанные с современным олимпийским движением и перспективами его развития, отношения между МОК, национальными олимпийскими комитетами и международными спортивными федерациями, облик будущих Олимпийских игр и другие вопросы.

Майкл Килланин понимал необходимость дальнейшего повышения социальной значимости международного олимпийского движения и Олимпийских игр, расширения государственного участия в национальном спортивном и олимпийском движении и консолидации всех членов международной олимпийской семьи. Он не допускал радикальных реформ, однако постоянно учитывал изменения, происходившие в мире и в спорте.

Килланин очень многое сделал для развития сотрудничества между МОК и международными спортивными федерациями, между МОК и национальными олимпийскими комитетами, а также между МОК и ЮНЕСКО, чем значительно расширил продуктивную деятельность в сфере олимпийского спорта и способствовал консолидации основных сил международного олимпийского движения.

В числе проблем, решением которых приходилось заниматься Килланину как президенту МОК, было продолжавшееся в течение довольно длительного времени противостояние КНР и Тайваня. В преддверии Игр XXI Олимпиады в Монреале (1976) возник серьезный политический конфликт, вызванный сделанным в 1975 заявлением правительства Канады, о том, что оно не допустит к участию в этих Играх команду с острова Тайвань, предполагавшую выступать в Монреале под названием «Республика Китай». Как отмечали тогда политические обозреватели, такое решение канадского правительства, сделанное им несмотря на то, что НОК Республики Китай был признан МОК, принято под давлением Пекина (в те годы КНР являлась одним из крупнейших торговых партнеров Канады). Президент МОК, М. Килланин, выступил с резким протестом против этого решения правительства Канады, заявив, что оно противоречит основным олимпийским принципам, запрещающим дискриминацию спортсменов на почве расовой, религиозной или политической принадлежности. Хотя затем под давлением МОК правительство Канады разрешило спортсменам Тайваня (Республика Китай) участвовать в Играх, проводимых в Монреале, однако по-прежнему выступало против названия «Республика Китай», — и тогда тайваньская команда отказалась участвовать в Играх XXI Олимпиады.

Этим конфликты, связанные с Играми в Монреале, не исчерпались. Ряд африканских стран потребовали исключить из олимпийского движения Новую Зеландию — в связи с тем, что она допустила турне команды регбистов своей страны по ЮАР, уже исключенной (за апартеид) из олимпийской семьи. Но МОК, возглавляемый Килланином, отказался рассматривать этот вопрос, поскольку регби не является олимпийским видом спорта. После этого некоторые африканские страны отказались от участия в Играх XXI Олимпиады, а делегации еще 21 страны, уже прибывшие на эти Игры, покинули их после начала олимпийских соревнований. Килланин очень болезненно реагировал на все эти события.

Велики заслуги Килланина в развитии международного сотрудничества, особенно — в оказании помощи развивающимся странам, в создании программы МОК «Олимпийская солидарность».

Килланин довольно осторожно относился к проблеме профессионализации олимпийского спорта, полагая, что грубое вторжение профессионализма явилось бы серьезной опасностью для олимпийского движения, так как оно открыло бы свободный доступ в него разного рода дельцам, а потому не поддерживал предложений об «открытых» Олимпийских играх. В то же время он был сторонником реалистичной политики МОК, которая не позволяла бы нарушать олимпийских принципов и одновременно учитывала бы реальные изменения, происходящие в мире. Это проявилось и в изменении отношения МОК, возглавляемого Килланином, к проблеме коммерциализации спорта и статуса «спортсмена-любителя». Килланин сумел мягко отойти от соблюдения ортодоксальных принципов любительства в олимпийском спорте, а также начал развивать финансовую базу МОК за счет сотрудничества с телевидением.

Одной из острейших политических проблем в истории современного олимпийского движения, которая досталась на долю МОК во главе с Килланином, стал бойкот многими странами (США, ФРГ, Японией, Канадой и.др.) Игр XXII Олимпиады в Москве — в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан. США и поддержавшие их страны требовали, чтобы Игры XXII Олимпиады были перенесены из столицы СССР в какую-либо другую страну. Однако руководимый Килланином Международный олимпийский комитет отверг эти требования, выполнение которых могло бы привести к расколу олимпийского движения. Еще в 1976 Килланин объявил о своем намерении уйти в отставку с поста президента МОК после Олимпийских игр 1980 в Москве. И на состоявшейся в этом городе летом 1980 83-й сессии МОК вышедший в отставку Майкл Моррис Килланин передал руководство Международным олимпийским комитетом Хуану Антонио Самаранчу, избранному на с той же сессии президентом МОК. Лорд М. Килланин был избран почетным президентом МОК.

В 1983 Килланин издал свои мемуары — книгу «Мои олимпийские годы», в которой он, помимо сугубо биографических аспектов, дал характеристику международного олимпийского движения и повествовал о своей деятельности в МОК, а также затронул такие проблемы, как роль государства в развитии спорта, участие женщин в спорте, подготовка к Играм в Москве и Лос-Анджелесе, отношение к расизму в спорте и к ЮАР, «китайская проблема», вопросы коммерциализации Игр, допинговая и другие проблемы.

Майкл Килланин награжден орденами ряда стран.