Home

Олимпийское движение / МОК (Международный олимпийский комитет) / Президенты МОК / Четвертый период (1980- по настоящее время)


Четвертый период (1980- по настоящее время)

Четвертый период - общая характеристика

Закончилась эра "холодной войны", мир признал приоритет общечеловеческих ценностей над всеми остальными, рухнула Берлинская стена, изменились политические режимы в странах Восточной Европы, произошло объединение Германии и распался СССР, в последний раз выступила сборная команда СНГ, мировая спортивная общественность осудила бойкоты Игр…

На основании принципов, сформулированных в Олимпийской Хартии, Президент Международного олимпийского комитета, Хуан Антонио Самаранч, созвал Внеочередную 108-ю Сессию Международного олимпийского комитета в Лозанне, Швейцария, в штабе Международного олимпийского комитета 17-18 марта 1999 года. На сессии принят ряд уникальных решений, теоретически направленных на искоренение олимпийской коррупции. Президент Международного олимпийского комитета, Хуан Антонио Самаранч, признал свою ответственность за то, что кризис в Международном олимпийском комитете достиг такого размаха, и призвал к масштабной перестройке. Важным итогом сессии считается создание комиссии Международного олимпийского комитета по этике.

Седьмой президент МОК Хуан Антонио Самаранч (1980 – 2001 годы)Седьмой президент МОК Хуан Антонио Самаранч (1980 – 2001 годы)

Самаранч (Samaranch) Хуан Антонио (р. 17 июля 1920, Барселона, Испания), седьмой президент Международного олимпийского комитета.

В молодости он занимался боксом, хоккеем на роликовых коньках. После окончания коммерческого факультета университета он совмещал занятия бизнесом с тренерской работой, причем руководимая Самаранчем сборная команда Испании по хоккею на роликовых коньках сумела победить на чемпионате мира.

На рубеже 1940-1950 гг. Самаранч стал советником по спорту в муниципалитете Барселоны, а затем был избран президентом Национальной федерации катания на роликовых коньках Испании.

Самаранч был в числе организаторов II Средиземноморских игр, состоявшихся в 1955 в Барселоне. Он возглавлял делегации Испании на VII Зимних Олимпийских играх в Кортина д'Ампеццо (1956), Играх XVII Олимпиады в Риме (1960), Играх XVIII Олимпиады в Токио (1964).

В 1963 Самаранч возглавил Высший совет спорта Испании, в 1966 избран в состав МОК, а в 1967 Самаранч стал президентом Национального комитета. В 1968 — шефом протокола МОК, в 1970 — членом исполкома МОК. В 1974 Самаранч стал вице-президентом МОК (на этом посту он находился до 1978).

В 1977 Самаранч был назначен послом Испании в Советском Союзе. Он занимал этот пост в течение трех лет. В 1979 Самаранч возвратился в исполком МОК как шеф протокола МОК.

На 83-й сессии МОК (июль, 1980) решался вопрос об избрании нового президента МОК. Уже в первом туре голосования Самаранч был избиран его президентом. Это событие произошло всего за один день до 60-летия Самаранча.

Уже в начале деятельности на посту президента МОК он обнародовал свою программу, в которой были выделены такие важнейшие направления, как модернизация олимпизма, расширение сферы деятельности МОК, борьба с допингом в спорте, всеобщее понимание значимости Олимпийских игр и необходимости их сохранения.

В начале 1980-х гг. Самаранч принял решение поселиться в Лозанне и стал первым после Пьера де Кубертена президентом МОК, работающим непосредственно в штаб-квартире МОК, находящейся в этом городе Швейцарии.

В феврале 1982 Самаранч обратился к генеральному секретарю ООН с ходатайством о признании Организацией Объединенных Наций независимости МОК и возможности проводить Олимпийские игры в любой части света без какого-либо политического вмешательства со стороны. Кроме того он поставил вопрос о создании Международным олимпийским комитетом совместно с международными спортивными федерациями и национальными олимпийскими комитетами международного спортивного арбитражного суда.

Под руководством Самаранча олимпийский комитет провел XIV Зимние Олимпийские игры в Сараево (1984), Игры XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе (1984), XV Зимние Олимпийские игры в Калгари (1988), Игры XXIV Олимпиады в Сеуле (1988), XVI Зимние Олимпийские игры в Альбервиле (1992), Игры XXV Олимпиады в Барселоне (1992), XVII Зимние Олимпийские игры в Лиллехаммере (1994), Игры XXVI Олимпиады в Атланте (1996), XVIII зимние Олимпийские игры в Нагано (1998), XXVII Игры Олимпиады в Сиднее (2000) — последние Игры 20 в.

МОК, возглавляемый Самаранчем, осуществил на 91-й сессии МОК (1986) «разведение» по срокам Зимних Олимпийских игр и Игр Олимпиад, которые до 1992 проводились с четырехлетними интервалами в один и тот же високосный год. С 1994, Зимние Олимпийские игры стали проводиться в годы, находящиеся посредине между годами проведения Игр Олимпиад, которые, как и прежде, проводятся в високосные годы.

Самаранч на посту президента МОК делал многое для решения возникающих проблем, зачастую носящих политический характер. Когда в 1984 руководство СССР приняло решение не посылать советских спортсменов в Лос-Анджелес на Игры XXIII Олимпиады (аналогичные решения были приняты ГДР, Польшей, Чехословакией, Венгрией, Болгарией, Кубой, Монголией), Самаранч прилетел в Москву, чтобы убедить советских руководителей отказаться от бойкота Игр в Лос-Анджелесе. И хотя добиться этого не удалось, однако Комитет все же сумел уберечь олимпийское движение от угрозы раскола и привести олимпийскую семью к Играм XXIV Олимпиады в Сеуле сплотившейся и достаточно монолитной, несмотря на предшествовавшие этим Играм довольно острые проблемы. Непростая ситуация сложилась и перед проходившими в 1992 XVI Зимними Олимпийскими играми в Альбервилле и Играми XXV Олимпиады в Барселоне (1992), когда в олимпийском спорте вновь обострились проблемы, имевшие по сути политическую окраску и связанные с распадом Советского Союза, распадом Социалистической Федеративной Республики Югославии, и с объединением Германии, в результате чего прекратила существование ГДР, присоединившаяся к ФРГ. Самаранч вместе с другими лидерами олимпийского движения провел большую и сложную работу, обеспечив выступления на Олимпийских играх 1992 в Альбервиле и Барселоне в числе других стран-участниц объединенной команды Содружества Независимых Государств (СНГ), единой команды Германии, ряда команд стран, ставших независимыми государствами после распада СФРЮ, и команд трех прибалтийских стран — Литвы, Латвии и Эстонии, восстановивших после распада СССР утерянную в 1940 государственную независимость и, соответственно, членство в международном олимпийском движении.

Занимался Самаранч и проблемой апартеида в спорте, который в свое время стал причиной исключения Южно-Африканской Республики из олимпийского движения (вновь участвовать в Играх спортсмены этой страны смогли на олимпиаде в Барселоне).

Самаранч как президент МОК уделял большое внимание нормализации отношений между Комитетом и средствами массовой информации. Сложность таких взаимоотношений и необходимость оптимального решения существующих проблем, Самаранч хорошо знал еще с 1960-х гг., когда он под руководством М. Килланина работал в составе комиссии МОК по прессе. В 1980-х–начале 1990-х гг. он провел большую работу с масс-медиа, в результате чего их отношение к международному олимпийскому движению существенно изменилось, став гораздо объективнее и разностороннее.

МОК под руководством Самаранча много внимания уделял проблеме допинга в спорте, противодействию его использования спортсменами, ужесточению наказаний за употребление допинга и т.д. Выступая на 93-й сессии МОК (Калгари, 1988) Самаранч потребовал, чтобы все международные спортивные федерации и национальные олимпийские комитеты усилили меры борьбы с допингом, ставящим под угрозу само существование спорта.

Новой тенденцией в деятельности МОК, стала коммерциализация и профессионализация спорта, которые принесли немало пользы, но и в чем потом нередко обвиняли Самаранча.

В феврале 1985 исполком МОК внес предложение о допуске профессиональных спортсменов в возрасте 23 лет к Олимпийским играм 1968 — в соревнованиях по футболу, теннису и хоккею. Самаранч активно поддержал эту идею. В октябре 1985 на совместном заседании МОК с представителями международных спортивных федераций и национальных олимпийских комитетов был вынесен на обсуждение «Кодекс атлета», предлагавшийся вместо «правила 26» Олимпийской хартии. Доводы сторонников «Кодекса атлета», практически стиравшего грань между спортсменами-любителями и профессионалами, базировались на отсутствии существенных различий между ними и на необходимости уравнять шансы спортсменов стран Запада и Востока на Олимпийских играх, поднять спортивный уровень и зрелищность Игр, на ряде других аргументов, связанных с политикой коммерциализации спорта. И хотя представители многих международных спортивных федераций и национальных олимпийских комитетов выступили против «Кодекса атлета» и идеи «открытых» Игр, а на состоявшемся в апреле 1986 в Сеуле заседании Генеральной ассамблеи национальных олимпийских комитетов большинство выступавших высказались против ревизии Олимпийской хартии, предлагавшейся Международным олимпийским комитетом, однако на 91-й сессии МОК (октябрь, 1986), с согласия соответствующих международных спортивных федераций спортсмены-профессионалы были допущены к участию в Олимпийских играх в соревнованиях по футболу (с некоторыми возрастными ограничениями), по хоккею, конному спорту и легкой атлетике. На 92-й сессии МОК, проходившей в мае 1987, к участию в Играх были допущены профессиональные теннисисты, а на 95-й сессии МОК (1990) — баскетболисты-профессионалы.

Добившись стабилизации олимпийского спорта и существенно укрепив его авторитет и финансовую независимость, Самаранч активизировал деятельность МОК и в направлении сотрудничества с наиболее весомыми в мире международными организациями, прежде всего — с ООН. Одним из важных решений стало принятие на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции об олимпийском перемирии и провозглашении 1994 года Международным годом спорта и олимпийского идеала.

Расширились и укрепились контакты Международного олимпийского комитета с ЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Детским фондом ООН, Комиссией ООН по делам беженцев — с этими международными организациями МОК связан договорами о сотрудничестве.

МОК и его президент занимали активные позиции в актуальных вопросах укрепления связей спорта с культурой и искусством, охраны окружающей среды, предотвращения военных конфликтов. Одним из примеров этого стали XVII Зимние Олимпийские игры в Лиллехаммере (1994), в ходе которых, помимо сугубо спортивной программы олимпийских соревнований, организаторы реализовали комплекс мер по охране окружающей природной среды (эти Игры были провозглашены экологически чистыми) и провели обширную культурную программу.

Знаменательным событием стал проведенный МОК XII Олимпийский конгресс (Париж, 1994), посвященный 100-летию олимпийского движения современности. На этом юбилейном конгрессе рассматривался ряд актуальных тем, а по итогам их обсуждения был принят заключительный документ, в котором отражена будущая политика в олимпийском спорте, действия МОК, международных спортивных федераций, национальных олимпийских комитетов и других участников олимпийского движения.

Многогранная деятельность Самаранча на посту президента МОК была высоко оценена и в его родной стране: 31 декабря 1991 король Испании Хуан Карлос издал декрет, которым Хуану Антонио Самаранчу Торелло был присвоен титул маркиза де Самаранч.

В 2000 Самаранч подал в отставку с поста президента МОК, одновременно отметив две знаменательные даты: свой 80-летний юбилей и завершение 20-летнего пребывания во главе международного олимпийского движения.

20 июля 2001 года Президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч сложил с себя президентские полномочия. В тот же день Жак Рогге официально вступил в новую должность в штаб-квартире Международного олимпийского комитета в Лозанне. Маркиз Хуан Антонио Самаранч остался пожизненным почетным президентом Международного олимпийского комитета с совещательным голосом. При всех сложностях и противоречиях современного этапа развития олимпийского спорта, более чем достаточно оснований для утверждения, что международное олимпийское движение проходит четвертый этап своего развития исключительно авторитетным и достаточно монолитным, с четким определением своего места в системе мировых ценностей, возможностей, проблем и противоречий, перспектив дальнейшего совершенствования. И все это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее олимпийского спорта.

Именно во время правления МОК Самаранчем было введено правило обращения к нему, как к Председателю МОК, «Ваше Превосходительство». Также всегда Самаранча повсюду встречал и провожал лимузин с шофером и президентские номера гостиниц в любом городе, где бы и когда бы он не появился. Так, во время своей остановки в Лозанне, Швейцария в год на его проживание тратилось приблизительно 500 000 долларов США. В историю Олимпийского движения Хуан Антонио Самаранч вошёл как человек, возродивший начинавшее угасать Олимпийское движение.

Награды

  • Цепь ордена Изабеллы Католички (исп. Collar de la Orden de Isabel la Cat?lica) (2000 год)
  • другие испанские гражданские ордена
  • Орден Почёта (Российская Федерация, 2001 год)
  • Орден Дружбы народов (Российская Федерация, 1994 год)
  • Орден «Манас» III степени (1999 год, Киргизия)
  • Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1981 год)

Восьмой президент МОК Жак Рогге (2001 год по настоящее время)Восьмой президент МОК Жак Рогге (2001 год по настоящее время)

Граф Жак Рогге (родился 2 мая 1942, Гент, Бельгия) — президент Международного олимпийского комитета в настоящее время.

Профессия — ортопедический хирург. Произведен в рыцари Его Величеством королём Бельгии Альбертом II, а также получил титул графа.

Некоторое время он был членом сборной Бельгии по регби, а в 1968, 1972 и 1976 выступал в парусной программе Олимпийских игр.

Жак Рогге трижды сам принимал участие в Олимпийских играх по парусному спорту. В классе «Финн» он соревновался на Играх в Мехико (1968), Мюнхене (1972) и Монреале (1976). В этом виде спорта он был шестнадцатикратным чемпионом Бельгии, золотым медалистом мирового первенства.

В 1989 был президентом Ассоциации Европейских олимпийских комитетов (ЕОК) и вице-президентом Ассоциации национальных олимпийских комитетов (АНОК). В 1989-1992 гг. занимал должность президента Национального олимпийского комитета Бельгии. Десять лет назад стал членом МОК, а перед зимней Олимпиадой в Нагано (1998) был избран в его Исполком. На Олимпийских играх 2000 (Сидней) Рогге выполнял функции главного координатора Игр. Свои дипломатические и организаторские качества Рогге проявил также при урегулировании проблем, возникших на начальном этапе работы оргкомитета Олимпийских игр 2004 в Афинах.

В июле 2001 года был избран президентом Международного олимпийского комитета на сессии Комитета в Москве, став преемником Х. А. Самаранча.

Под руководством Рогге МОК стремится создать больше возможностей для развивающихся стран участвовать в процессе выдвижения городов на конкурс за право проведения Олимпийских игр. Он уверен, что серьёзные результаты в этом вопросе будут достигнуты уже в обозримом будущем посредством как государственной поддержки, так и политики самого МОК, уменьшающими стоимость принятия Олимпийских игр страной.

В ходе проведения зимней Олимпиады-2002 в Солт-Лейк Сити Ж. Рогге стал первым президентом в истории МОК, разместившимся в Олимпийской деревне вместо пребывания в пятизвёздочном отеле, как это предпочитают другие члены МОК.

В 2008 году олимпийское движение впервые провело Игры в Китае.

Критика и мнения

  • По мнению критиков как внутри, так и вне Российского олимпийского комитета, Рогге резко уменьшил влияние российской стороны на принятие многих важных решений, приблизившись, по одним оценкам, к действительной непредвзятости комитета, а по другим — увеличив этим влияние Олимпийского комитета США и Евросоюза. Данное мнение широко распространено среди европейских спортсменов и имеет политическую окраску. Поэтому повторное избрание Рогге на пост главы МОК считается маловероятным. Однако на сессии МОК в Гватемале 5 июля 2007 года столицей зимней Олимпиады-2014 был избран город Сочи.
  • Все три Олимпиады, проведённых при президентстве Рогге, запомнились громкими антидопинговыми и антикоррупционными скандалами, закончившимися уголовными делами и отставками.
  • На заседании 117-й сессии МОК в июле 2005 года в Сингапуре из списка Олимпийских видов спорта были исключены бейсбол и софтбол. Это решение будет применено на Летних Олимпийских играх-2012 в Лондоне. Однако Рогге не исключил, что этим двум видам спорта удастся вернуть себе места в почетном Олимпийском списке.

Награды

  • Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2006 год)
  • Орден князя Ярослава Мудрого III степени (Украина, 2006 год)

Согласно регламенту, Рогге официально пробудет на посту президента МОК восемь лет, после чего, при его желании и с согласия комитета, срок полномочий может быть продлен.