Капитонов, Виктор Арсеньевич. Виктор капитонов велоспорт


Виктор Капитонов – Колумб нашего велоспорта

Виктор Капитонов – Колумб нашего велоспорта

20 июля «Советскому спорту» исполнится 80 лет. Отечественный спорт – это бесконечная галерея героев и подвигов. И все 80 лет «Советский спорт» писал о них. Вспомним?

80 ЛЕТ CО СПОРТОМ

20 июля «Советскому спорту» исполнится 80 лет. Отечественный спорт – это бесконечная галерея героев и подвигов. И все 80 лет «Советский спорт» писал о них. Вспомним?

НЕ ЗАБЫВАЙ!

 «…Групповая шоссейная гонка. Более 130 километров уже позади. Вот он, наконец, апогей гонки. Капитонов оглянулся на соперника и вдруг резко бросился к обочине, чтобы отсечь преследователей. Очень смело!

…Виктор впереди, никто его не преследует. Он проходит уже восьмой километр с момента атаки, и только сейчас один из его главных конкурентов Ливио Трапе, наконец, забеспокоился – ведь разрыв-то более 40 секунд.

…Когда до финиша оставался еще целый круг, зарубежные корреспонденты, абсолютно уверенные в победе итальянца (на тот момент действующего чемпиона своей страны и олимпийского чемпиона в командной гонке. – Прим. ред.), передали в свои агентства телеграммы с именем нового чемпиона. Но события показали, что им пришлось в дальнейшем еще раз потратить валюту, на этот раз на исправление ошибки.

…Остается 300 метров. Виктор приподнимается в седле и со второй позиции начинает длинный финишный спурт. Трапе рядом. Остаются считанные метры, исход не ясен. И лишь на самом финише советский спортсмен выигрывает у итальянца полколеса».

Это строчки из отчета специального корреспондента «Советского спорта» в Риме Александра Пискарева (№ газеты 3790).

За рамками газетных полос остался «досрочный» финиш Капитонова, победно вскинувшего руки за один круг до окончания гонки. Не за это ли усилие Капитонов-спортсмен, а затем и Капитонов-тренер пользовался потом безграничным доверием председателя Олимпийского комитета СССР Сергея Павлова? И это доверие всякий раз оправдывал. Именно под его руководством наша команда спустя десять лет добилась первой победы на чемпионате мира. Это Капитонов обеспечил стране второго олимпийского чемпиона в индивидуальной гонке, выкатав к Играм в Москве Сергея Сухорученкова. В его эпоху название Sbornaya komanda давалось на страницах европейской прессы без перевода – и неспроста. Многие из капитоновских новаций были признаны и используются сейчас во всем мире. Например, выделение гонщиков 19—23 лет в отдельную группу.

Сейчас Виктор Арсеньевич – почетный президент Федерации велосипедного спорта России. У Капитонова растет внук. Сейчас Филиппу 9 лет, и, глядя на дедовские награды, он говорит: «Дедушка, хочу быть, как ты!» Говорит и… едет в Крылатское на тренировку.

P.S.

Виктор Арсеньевич КАПИТОНОВ – заслуженный мастер спорта СССР. Олимпийский чемпион и бронзовый призер Игр 1960 года. Многократный победитель велогонки Мира в командном зачете и пятикратный чемпион СССР в личном и командном зачете. Заслуженный тренер СССР. Как спортсмен и тренер выступал за ЦСКА.

www.sovsport.ru

Колесных дел мастер

1959 год. Берлин. Велогонка мира. Первый этап. Капитонов падает, финиширует и попадает на врачебный стол. Из всех слов, что говорят немецкие эскулапы, понятно только одно: «Швах!» Кожа от голени до бедра разодрана так, что даже специалисты...

1959 год. Берлин. Велогонка мира. Первый этап. Капитонов падает, финиширует и попадает на врачебный стол. Из всех слов, что говорят немецкие эскулапы, понятно только одно: «Швах!» Кожа от голени до бедра разодрана так, что даже специалисты отводят взгляд, советуя уже никуда не ехать. Доктор из посольства диагноз подтверждает. Тренер сборной Леонид Шелешнев, услышав мнения консилиума, заявляет следующее: «Капитонов это будет решать сам!» И Виктор решает мчаться 2057 километров. В личном зачете он занимает 8-е место, но ведомая им команда гонку выигрывает…

Досье «Новой»Капитонов Виктор Арсеньевич. Родился 25 октября 1933 года в Калинине (Тверь). Заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР. ЦСКА (Москва). Завоевал первую в истории отечественного велоспорта золотую олимпийскую медаль на Играх-1960 в Риме. Бронзовый призер в командной гонке на 100 километров (ОИ-1960). Неоднократный чемпион СССР (1956—1962) и 4-кратный победитель велогонки мира. Тренер сборной команды шоссейников (1969—1985). Подготовил 13 олимпийских чемпионов и 13 чемпионов мира. Почетный гражданин Твери, кавалер ордена Ленина (единственный из гонщиков). Умер 2 марта 2005 года.

Это сегодня велосипед можно купить практически в любом супермаркете или у метро. А 60 лет назад о двухколесном друге мальчишки и девчонки из Страны Советов грезили во сне. Он был предметом гордости одних и зависти других. Хотя велоспорт и не был таким популярным, как футбол и хоккей. Да и Виктор с детства мечтал стать конькобежцем. Его жизнь, как это часто случается, изменил случай. Уже занимаясь в секции «скороходов» и работая на заводе слесарем, ему пришлось постоять за честь коллектива и выступить в велосипедном кроссе на 20 километров. Неожиданная победа заставила отложить коньки и по-другому взглянуть на изобретение немецкого барона Карла фон Дреза.

Он в любую погоду часами гонял по улицам Калинина, и вскоре местные жители настолько привыкли к появлению долговязого парня, склонившегося над рулем, что перестали обращать внимание. Правда, соревнования, к которым Виктор так готовился, закончились для него полным провалом. Но сдаваться Капитонов и не подумал. Да и как может сдаться человек, который в 40-градусный мороз 1941 года по-пластунски полз по полю под огнем фашистов за картошкой?! Почти десять часов 8-летний парнишка находился на морозе — и добыл-таки несколько картошин, которые непонятно как выкопал из-под снега…

…Выносливость и хорошая упертость, драйв Виктора обратили на себя внимание тренеров сборной СССР. Даже на тренировках будущий великий забияка (так впоследствии называли его журналисты) не хотел уступать ни секунды. Его друг-гонщик Ростислав Варгашкин вспоминал, как чуть ли не на первой же разминке худой 24-летний парень сцепился с ним колесами и устроил аварию. Позже подобные аварии и падения едва не превратились в визитную карточку Капитонова. Завалы — вещь в велоспорте в принципе привычная. Но Виктор умудрялся попадать в подобные неприятности прямо-таки в решающие моменты. Он упал на Олимпиаде в Мельбурне, проколол шину на самом финише чемпионата мира, из-за неисправности велосипеда растерял все преимущество на равнине и лишился победы в велогонке мира… Но тренеры почему-то верили в молчаливого парня. И 175-километровая гонка на Играх в Риме стала знаменитой благодаря Капитонову.

…За 40 километров до финиша товарищи по команде обеспечивают Виктору рывок, который проспали все соперники, и лишь хозяин раскаленной трассы Гротаросса Ливио Трапе (на всех домах и тротуарах были сделаны надписи с его именем) устремился в погоню. Тогда Капитонов подпустил Трапе поближе, и они заключили негласный альянс: каждый отрабатывает часть пути, давая передохнуть конкуренту. Итальянские тиффози щедро поливали водой обоих, понимая: один без другого просто недотянет до пьедестала: температура в тени достигала +45… То, что произошло за круг до конца гонки аналогов в истории спорта не знает. Капитонов начал финишировать, не видя щита, на котором вывешивалась цифра, означавшая оставшиеся круги. Приподнявшись в седле и раскачивая велосипед, он спуртанул и пересек черту, победно вскинув руки. Перестав крутить педали, он спокойно катился вдоль трассы, недоумевая, почему никто не приветствует его. И только когда он подъехал к техническим кабинам, тренер Шелешнев с ужасом в глазах сообщил ему, что тот жестоким образом ошибся и надо ехать еще круг… Ливио Трапе тем временем ушел вперед метров на 500… А дальше опять случилось невероятное. Капитонов ценой неимоверных усилий итальянца настиг, и они опять помчались к финишу, попеременно ведя гонку. Когда же пелотон почти догнал их, Трапе не выдержал и дернулся вперед.

Из книги Виктора Капитонова «Ради этого стоит жить»:

«Я бросился за итальянцем и за двадцать метров вплотную сблизился с ним. Но когда я уже поравнялся с Трапе, он закрыл мне дорогу. И я рванулся вправо, туда, где соперник не мог мне помешать. Скорость была сумасшедшей. В глазах все слилось. Раскаленный ветер хлестал в лицо. Рядом стонал и хрипел Трапе. Наш бешеный танец приближался к концу. Я пересек финиш на полколеса впереди итальянца! …Трапе, закрыв лицо руками, зарыдал. Не знаю, чтобы я делал, окажись вторым».

Итальянские болельщики подхватили Виктора на руки и понесли вместе с велосипедом. Во всех протоколах время и у Капитонова, и у Трапе указано одинаковое — 4 часа 20 минут 37 секунд. Но олимпийским чемпионом впервые стал гонщик из СССР.

Известный писатель и кинорежиссер Пьер-Паоло Пазолини был шокирован, когда услышал, что за победу Капитонов получит всего лишь «почет и уважение своего народа». Уже в аэропорту Виктора найдет министр иностранных дел Италии и, пожав руку, скажет: «Италия выиграла на треке четыре золотые медали. Но мы бы с радостью отдали их за одну вашу — шоссейную!» А Ливио Трапе через несколько лет назовет своего сына Виктором… И мало кто знает, что это римское чудо Капитонов сотворил на туристическом велосипеде фирмы «Чинелли» — любительском «байке» почтальонов, обычном ширпотребе. На профессиональную машину у отечественной федерации и денег не было… Вот так и вошла Россия через парадную дверь в цитадель большого международного велоспорта, как гласил заголовок французской газеты.

…На Олимпиаду в Токио Капитонов не поехал, решив сосредоточиться на учебе. На четыре года он перебрался из квартиры в Москве в студенческое общежитие Ленинграда. Он уже тогда задумывался о тренерской карьере, но не хотел просто эксплуатировать былую славу, а мечтал овладеть теми знаниями, которые помогут ему побеждать в дальнейшем. Возглавив сборную, он в корне изменил принципы ее подготовки, резко увеличив соревновательную нагрузку по сравнению с тренировочной. И уже в первый год работы 37-летний Капитонов привел своих учеников к высшим наградам чемпионата мира в Лестере — первым за всю историю отечественного шоссейного велоспорта. Надо сказать, что за несколько дней до турнира в автокатастрофе погиб второй тренер и самый близкий друг Виктора Анатолий Черепович. И, когда за 10 километров до финиша наши гонщики отставали от чехословаков на 13 секунд, Капитонов вышел к трассе, взял мегафон и буквально прорычал: «Ребята, вы можете и сделаете это! В память Череповича!» Ребята смогли… А затем были блистательные победы на Играх в Мюнхене, Монреале и Москве.

Вспоминает фотокорреспондент Евгений Успенский:

— В 1980 году перед московской Олимпиадой я поехал снимать Капитонова и его команду на тренировочную базу. В каждом его жесте читалась уверенность. Он не играл на публику, не старался выглядеть эстетичнее. Он чем-то походил на капитана дальнего плавания — неторопливая походка, взгляд пронзительный, белая кепка. Только вместо трубки у него был секундомер.

 На тренерском мостике Капитонов трудился на износ: ночи проводил за конспектами, рассчитывая тактику на предстоящую гонку, а утром и днем находился на трассе в «техничке». Авторитетов и любимчиков для него не существовало. Однажды высокое начальство даже не присвоило ему очередное звание после олимпийской победы. А все потому, что Капитонов не включил в состав на Игры ни одного гонщика из своего клуба. Может быть, именно из-за подобного «кумовства» Россия уже 30 лет не побеждает в этой дисциплине? Триумф же Сергея Сухорученкова на московской Олимпиаде — вторая и пока последняя наша победа в групповой шоссейной гонке.

Из воспоминаний ученика Виктора Капитонова, победителя велогонки мира-76 Александра Гусятникова:

— Оберегал он нас словно детей малых. В 1971 году на соревнованиях в Познани в туннеле случился завал, куда попал и лидер из польской сборной. Пресса местная тут же обвинила в этом русских — мол, специально завалили. Капитонов сначала вступил в спор с журналистами, а затем из автобуса, который вез команды в гостиницу, без церемоний выдворил всех поляков, когда началась перепалка…

Когда развалился Союз, Капитонов пробовал заняться бизнесом, но вскоре вернулся в родную федерацию. Однако болезни не давали работать в полную силу, а на рекомендации врачей, советовавших не курить и не пить кофе, он не обращал внимания…

Смог бы Виктор Капитонов, родись он лет на 30 позже, на равных соперничать с асами-профи на «Тур де Франс» и других веломногодневках в качестве гонщика и тренера, мы уже никогда не узнаем.

«Какую победу вы считаете самой дорогой для себя?» — спросили однажды Капитонова. «Наверное, ту, которую я одержал сразу же после войны, будучи мальчишкой, — ответил великий чемпион. — Я тогда впервые по-настоящему сел на велосипед и победил в родном городе в серьезной гонке, получив в качестве приза плитку постного сахара, что по тем временам было богатством необыкновенным. Но главное, что именно тогда я открыл для себя спорт и взялся за руль, который и привел меня в Рим…»

www.novayagazeta.ru

Капитонов, Виктор Арсеньевич - это... Что такое Капитонов, Виктор Арсеньевич?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Капитонов.

Ви́ктор Арсе́ньевич Капито́нов (25 октября 1933, Калинин — 5 марта 2005, Москва) — советский велогонщик, олимпийский чемпион, тренер национальной сборной СССР по велоспорту. Заслуженный мастер спорта СССР (1959). Заслуженный тренер СССР.

Образование

В 1968 году закончил Военный факультет при Государственном дважды орденоносном институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.

Биография

Семейное положение: Жена Капитонова Елена Ивановна

Дети: Юлия и Владимир Капитоновы.

Неоднократный чемпион СССР: 1959 в парной гонке по треку; 1962 в командной гонке по шоссе; 1956 в многодневной гонке; 1958 в групповой и командной гонке.

Семь раз стартовал в велогонке Мира. Победитель этой гонки в командном зачете — 1958, 1969, 1961, 1962.

На первых для себя Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне Виктор Капитонов выступил неудачно, в шоссейной гонке он был тридцать вторым, причиной провала стало падение в ходе гонки, в командной гонке советские велосипедисты довольствовались шестым местом. На следующих Олимпийских играх в Риме, в составе четверки в рамках командной гонки Капитонов становится бронзовым призером игр. В шоссейной групповой гонке Виктор Арсеньевич становится чемпионом Олимпийских игр, обойдя на финишной черте, лишь на полколеса итальянца Ливио Траппе. В следующих Олимпийских играх Капитонов уже участия не принимал, полностью сконцентрировавшись на тренерской работе.

С 1965 по 1985 год — главный тренер сборной команды велосипедистов-шоссейников. В 1975 и 1976 назван лучшим тренером СССР и награжден золотой медалью за подготовку сборной СССР к чемпионату мира 1970, где она впервые стала чемпионом мира в командной гонке. Под его руководством команда СССР побеждала на велогонке Мира — 1970—1972, 1975 и 1977.

В 1983 году защитил диссертацию, получив степень кандидата педагогических наук.

Ушел из жизни в 2005 году в возрасте 71 года.

Почетный гражданин Твери, кавалер ордена Ленина, «Знак Почета», Дружбы народов, Октябрьской революции.

Литература

  • В. Малахов Сто великих Олимпийских чемпионов. — Москва: Вече, 2006. — С. 215-220. — ISBN 5-9533-1078-1

Ссылки

dic.academic.ru

Капитонов, Виктор Арсеньевич - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Капитонов.

Ви́ктор Арсе́ньевич Капито́нов (25 октября 1933, Калинин — 5 марта 2005, Москва) — советский велогонщик, первый советский олимпийский чемпион по велоспорту, тренер национальной сборной СССР по велоспорту. Заслуженный мастер спорта СССР (1959). Заслуженный тренер СССР.

Образование[ | ]

В 1968 году закончил Военный факультет при Государственном дважды орденоносном институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.

Биография[ | ]

Семейное положение:

  • жена Капитонова (Захарова) Елена Ивановна заслуженный тренер России по спортивной гимнастике. Годы жизни: 11.06.1941-07.12.2013
  • дети: Юлия и Владимир Капитоновы.

Неоднократный чемпион СССР: 1959 в парной гонке по треку; 1962 в командной гонке по шоссе; 1956 в многодневной гонке; 1958 в групповой и командной гонке.

Семь раз стартовал в велогонке мира. Победитель этой гонки в командном зачёте — 1958, 1959, 1961, 1962.

На первых для себя Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне Виктор Капитонов выступил неудачно, в шоссейной гонке он был тридцать вторым, причиной провала стало падение в ходе гонки, в командной гонке советские велосипедисты довольствовались шестым местом. На следующих Олимпийских играх в Риме, в составе четверки в рамках командной гонки Капитонов становится бронзовым призёром игр. В шоссейной групповой гонке Виктор становится чемпионом Олимпийских игр, обойдя на финишной черте лишь на полколеса итальянца (это было единственное поражение итальянских велогонщиков на домашних Играх — остальные пять золотых медалей они выиграли). В следующих Олимпийских играх Капитонов уже участия не принимал, полностью сконцентрировавшись на тренерской работе.

С 1965 по 1985 год — главный тренер сборной команды велосипедистов-шоссейников. В 1975 и 1976 назван лучшим тренером СССР и награждён золотой медалью за подготовку сборной СССР к чемпионату мира 1970, где она впервые стала чемпионом мира в командной гонке. Под его руководством команда СССР побеждала на велогонке Мира — 1970—1972, 1975 и 1977.

В 1983 году защитил диссертацию, получив степень кандидата педагогических наук.

Ушел из жизни в 2005 году в возрасте 71 года.

Почетный гражданин Твери, кавалер ордена Ленина, «Знак Почета», Дружбы народов, Октябрьской революции.

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  • Капитонов В.А. Ради этого стоит жить. Рассказ первого советского олимпийского чемпиона по велосипедному спорту, заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера СССР о своем спортивном пути. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 216 с. — ().
  • В. Малахов. Сто великих Олимпийских чемпионов. — Москва: Вече, 2006. — С. 215-220. — ISBN 5-9533-1078-1.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Капитонов Виктор Арсеньевич

Капитонов Виктор Арсеньевич

(25.10.1933 – 02.03.2005)

Звание Почетного гражданина города Калинина присвоено 2 октября 1997 года за выдающиеся заслуги в развитии физической культуры и спорта, большой личный вклад в дело воспитания жителей города

Виктор Капитонов родился в Калинине в 1933 году. Рос неподалеку от вагоностроительного завода. Здесь и до настоящего времени  стоит двухэтажный дом, где он провел свое детство и юность. Родители его работали на вагоностроительном заводе,  и спортивная карьера будущего олимпийского чемпиона была связана с этим предприятием.  Именно здесь в спортивном клубе вагоностроителей «Планета»  Виктор Капитонов начал заниматься конькобежным спортом.  В свое время  был даже чемпионом Москвы в беге на 500 метров. Однако,  в конце концов,  велосипед взял верх.  В 1952 году Виктор Капитонов становится  чемпионом города и области по велоспорту. В первой своей многодневной  велогонке на призы  Михаила Калинина  наш земляк финишировал четвертым. Мог бы и выиграть, однако за несколько метров до финиша упал на полной скорости. Все было в спортивной карьере Виктора Капитонова: и неудачи, и тяжелые травмы. Еще в олимпийском Мельбурне он мог получить медаль, однако незадолго до финиша прокололась трубка, и он стал лишь 32-м.

На Олимпиаде в Риме в 1960 году все ждали, что  в групповой велогонке на 175 километров  победу одержат хозяева. Советские гонщики до этого на Олимпийских играх  на высшую степень  никогда не поднимались. Итальянец Вилио Траппе, которого еще до гонки называли олимпийским чемпионом, на финише проиграл Капитонову. Проиграл полколеса, а в итоге  золотую Олимпийскую медаль. Когда через несколько лет  у него родится сын, он назовет его Виктором.

В 1969 году Виктор Капитонов стал главным тренером советской сборной.  Восемнадцать лет стоял он у ее руля, подготовил тринадцать олимпийских чемпионов и 13 чемпионов мира. Почетный гражданин Твери, кавалер ордена Ленина (единственный из гонщиков).

И свой родной город Капитонов не забывал никогда. С 1976 года в Калинине  начинают проводиться соревнования по велоспорту  на призы  Виктора Капитонова. Главным переходящим призом была олимпийская чаша, которую он получил в Риме. С 2005 года, после смерти Виктора Арсеньевича эта гонка проводится в память о выдающемся спортсмене.

                        

                            

                   

www.tverduma.ru

Виктор Капитонов и Ливио Трапе (дуэль на олимпиаде в Риме 1960 г.)

Итальянские велосипедисты одну за другой выигрывали золотые и серебряные медали. Казалось, и в самом деле XVII Олимпийские игры превратятся для них в Олимпиаду голубых колес. Но вот на старт снова выходят шоссейники. Им предстоит преодолеть 175 километров, пройти эту дистанцию на самой большой скорости под ослепительно пылающим солнцем, по раскаленному асфальту, на котором змейкой отпечатывается след велосипедного колеса. Что и говорить, трудное испытание и не всякий способен его выдержать. Легче итальянцам: они привыкли к зною, к многочасовым гонкам по раскаленному шоссе. Труднее северянам: шведам, датчанам, норвежцам — у них на родине такая жара бывает редко. Англичане — народ предусмотрительный. Прежде чем отправиться на Олимпиаду в Рим, они прошли у себя дома основательную тренировку: часами закаливались в особых герметических тепловых камерах, установленных в Институте медицинских исследований. Только неизвестно, достаточно ли этого для победы? Зрители, столпившиеся вдоль трассы, вглядываются в пеструю вереницу гонщиков, отыскивая своих любимцев. Вот, прильнув к рулю, проносится стайка французов в красно-синей форме, итальянцы — в голубом, советские гонщики в красно-желтых майках и белых велосипедных шапочках. Кому из них достанутся лавры победителя? Конечно, итальянцу Ливио Трапе, знаменитому шоссейному асу, победителю многих международных гонок. Так думают итальянцы, так в один голос утверждают и зарубежные специалисты. Правда, кое-кто не совсем уверенно называет имя Капитонова. —     Это не тот ли Капитонов, — припоминают любители велосипедного спорта, — который так неудачно выступил в Мельбурне? —     Да, тот самый, — отвечают им, — но это ничего не значит. Тогда ему не повезло. Он долго держался в головной группе и, если бы на спуске у него не сломалось колесо, кто знает, может быть, ему, а не итальянцу Бальдини досталась тогда золотая медаль. Как бы то ни было, но тогда в Мельбурне Капитонов не завоевал не только золотой, но даже бронзовой медали. Он занял тридцать второе место. И вот теперь этот рослый, жилистый парень сжимает большими, сильными руками руль велосипеда и, не глядя по сторонам, размеренно крутит педали. Когда-то Виктор Капитонов был неплохим конькобежцем. Коньки и велосипед, как известно, родственные виды спорта. Зимой велосипедисты тренируются на катке, а летом конькобежцы садятся в седло велосипеда. Однажды Капитонова, занявшего на конькобежных соревнованиях первое место, наградили велосипедом. Это и решило его спортивную судьбу. Юноша увлекся шоссейными гонками. Коньки отошли с тех пор на задний план. Он почувствовал себя прирожденным гонщиком. У него был настойчивый характер, и под руководством тренера Леонида Шелешнева, воспитавшего целое поколение отличных велосипедистов, Виктор добился успеха. Он стал чемпионом страны по многодневным гонкам и победителем Спартакиады народов СССР. Так он прошел путь от новичка до признанного мастера. Теперь в Риме ему предстояло проверить свои знания и мастерство на самом большом и трудном экзамене — Олимпийских играх. Первый круг все сто сорок гонщиков идут тесной группой. Но вот сделал рывок голландец. За ним оторвались от основной группы и ушли вперед испанец и мексиканец. Половина дистанции осталась позади. В это время вперед вырывается гонщик в красной майке. Это Виктор Капитонов. За ним трое: поляк, югослав, марокканец. И тотчас к ним присоединился Ливио Трапе. Позади 130 километров — большая часть дистанции. Капитонов оглянулся, прибавил скорость. Горячим ветром пахнуло в лицо, солнце слепит глаза, струйки пота  текут по щекам. На подъеме кто-то из друзей выплеснул на гонщика ведро воды, но майка тотчас же снова стала сухой и жесткой. На повороте Виктор не увидел , а скорее почувствовал за спиной соперника. Кажется, это Трапе. Он мчится за ним вдогонку, колесо в колесо. Еще немного, и Трапе поравнялся с Капитоновым, улыбаясь, жестами поясняет: будем держаться вместе, лидировать по очереди. Так легче. «Ну что ж, вместе так вместе, — думает Капитонов, — а там посмотрим. Последний километр покажет...» Меняясь местами, они лидируют друг друга. До финиша остается несколько кругов. И вдруг Трапе делает резкий рывок и уходит от Капитонова. Некоторые нетерпеливые журналисты, не дожидаясь конца гонки, бросились на телеграф, к телефонам. По проводам полетело сообщение: «Полный триумф Италии. Трапе завоевал последнюю, пятую золотую медаль по велосипеду...» Но довольно часто авторы подобных сообщений оказываются в незавидном положении: ведь судьба медалей часто решается на последних метрах. А до финиша еще далеко, ох, как далеко! Капитонов нагоняет соперника и, не оглядываясь, на полной скорости мчится к заветному полотнищу с надписью: «Финиш». Подняв руки, ликуя, он замедляет ход. Но почему не слышно приветственных возгласов и рукоплесканий? Почему голубой молнией на полной скорости проносится мимо Трапе? Кто-то из судей энергично машет рукой: «Вперед, вперед!» Обожгла мысль: «Ошибся! До финиша еще целый круг — пятнадцать километров!» А силы на исходе, ноги будто деревянные, в горле пересохло, в глазах расплываются оранжевые круги— вот-вот упадет. Виктор собрал всю свою волю и, сжав зубы, снова припал к рулю. Лишь бы догнать Трапе! Словно угадав намерение соперника, итальянец не дает ему вырваться вперед, прижимает к бровке шоссе. Чем ближе к финишу, тем гуще становятся толпы зрителей. Они запрудили всю улицу Виа Фламиния, замыкающую последнее кольцо гонки. За триста метров до финиша Капитонов, приподнявшись в седле, начинает длинный финишный спурт. Последний, решающий рывок! Трапе не отстает от него ни на метр. И вот почти прыжком велосипед Капитонова пересекает финиш. Всего лишь полколеса, несколько сантиметров выиграл он в этой беспримерной по трудности гонке у своего соперника. Зрители от души приветствуют победителя. Хотя они болеют за соотечественника, но спорт  есть спорт. Возгласы восхищения раздаются по адресу Капитонова: «О, человек-ракета!» Даже Трапе, сам знаменитый Трапе, стараясь скрыть горечь поражения, обнимает и поздравляет его. Зрители подхватывают Капитонова на руки, несут по улице. В тот день в печати было опубликовано: «Золотая медаль Виктора Капитонова — полная неожиданность для всех. Русский гонщик открывает новую эру в велосипедном спорте. В шеренгу великих велосипедных держав вступила новая страна — СССР».

www.velorider.ru

Виктор Капитонов - это... Что такое Виктор Капитонов?

 Виктор Капитонов

Виктор Арсеньевич Капитонов (25 октября 1933 года, Калинин — 5 марта 2005 года, Москва) — советский велогонщик, олимпийский чемпион, тренер национальной сборной СССР по велоспорту.

На первых для себя Олимпийские игры 1956 года в Мельбурне Виктор Капитонов выступил неудачно, в шоссейной гонке он был тридцать вторым, причиной провала стало падение в ходе гонки, в командной гонке советские велосипедисты довольствовались шестым местом.

На следующих Олимпийских играх в Риме, в составе четверки в рамках командной гонки Капитонов становиться бронзовым призером игр. В шоссейной групповой гонке Виктор Арсеньевич становиться чемпионом Олимпийских игр, обойдя на финишной черте, лишь на пол колеса итальянца Ливио Траппе. В следующих Олимпийских играх Капитонов уже участия не принимал, полностью сконцентрировавшись на тренерской работе. С 1970 по 1988 год являлся тренером сборной команды велосипедистов-шоссейников. В 1983 году защитил диссертацию, получив степень кандидата педагогических наук. Ушел из жизни в 2005 году в возрасте 71 года.

Источники

По материалам В. Малахов Сто великих Олимпийских чемпионов. — Москва: Вече, 2006. — С. 215-220. — ISBN 5-9533-1078-1

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Виктор Катрейн
  • Виктор Карпович Мержанов

Смотреть что такое "Виктор Капитонов" в других словарях:

  • Капитонов, Виктор Арсеньевич — Виктор Арсеньевич Капитонов …   Википедия

  • Виктор Арсеньевич Капитонов — Спортивные награды Велоспорт Олимпийские игры Золото Рим 1960 Групповая шоссейная гонка Бронза Рим 1960 командная гонка Виктор Арсеньевич Капитонов ( …   Википедия

  • Капитонов, Виктор — Спортивные награды Велоспорт Олимпийские игры Золото Рим 1960 Групповая шоссейная гонка Бронза Рим 1960 командная гонка Виктор Арсеньевич Капитонов ( …   Википедия

  • Капитонов Виктор Арсеньевич — Спортивные награды Велоспорт Олимпийские игры Золото Рим 1960 Групповая шоссейная гонка Бронза Рим 1960 командная гонка Виктор Арсеньевич Капитонов ( …   Википедия

  • КАПИТОНОВ Виктор Арсеньевич — (р. 1933) российский спортсмен (велоспорт), заслуженный мастер спорта (1959), заслуженный тренер СССР (1970). Чемпион Олимпийских игр (1960) в групповой шоссейной гонке, победитель Велогонки мира в командном зачете (1958 59, 1961 62), чемпион… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Капитонов Виктор Арсеньевич — (р. 25.10.1933, г. Калинин), советский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1958), заслуженный тренер СССР (1970), офицер Советской Армии. Член КПСС с 1969. Первый советский спортсмен, ставший олимпийским чемпионом по велосипедному спорту (1960 …   Большая советская энциклопедия

  • Капитонов, Виктор Арсеньевич — КАПИТОНОВ Виктор Арсеньевич (родился в 1933), российский спортсмен и тренер (велоспорт). Чемпион СССР (1956 1964) и Олимпийских игр (1960) в групповых шоссейных гонках. Победитель Велогонки мира в командном зачете (1958 59, 1961 62). Тренер… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Виктор Васильевич Гришин — Первый секретарь Московского городского комитета КПСС …   Википедия

  • КАПИТОНОВ — Виктор Арсеньевич (родился в 1933), российский спортсмен и тренер (велоспорт). Чемпион СССР (1956 1964) и Олимпийских игр (1960) в групповых шоссейных гонках. Победитель Велогонки мира в командном зачете (1958 59, 1961 62). Тренер сборной команды …   Современная энциклопедия

  • КАПИТОНОВ — Виктор Арсеньевич (род. 1933), спортсмен (велоспорт), з.м.с. (1959), заслуженный тренер СССР (1970). Чемпион Олимпийских игр (1960) в групповой шоссейной гонке, победитель Велогонки мира в командном зачёте (1958 59, 1961 62), чемпион СССР (1956… …   Русская история

dic.academic.ru