Капитонов Виктор Арсеньевич. Капитонов виктор велоспорт
Виктор Капитонов - биография и семья
Биография
Капитонов Виктор Арсеньевич родился 25 октября 1933 года в Калинине. Советский спортсмен (велосипедный спорт), заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР (1970). Окончил Краснознаменный военный институт физической культуры. Олимпийский чемпион 1960 года в индивидуальной групповой шоссейной гонке на дистанции 175 километров. Первый советский велосипедист, завоевавший олимпийское первенство. На той же Олимпиаде получил бронзовую медаль в командной гонке на 100 километров, победитель велогонки Мира (в командном зачете) в 1958, 1961-62г.г. Неоднократный чемпион СССР в 1956-1962 годах в различных гонках. Тренер сборной команды велосипедистов-шоссейников 1970-1988 годов. В 1975 и 1976г.г. назван лучшим тренером страны и награжден золотой медалью за подготовку сборной СССР к олимпийским играм и велогонке Мира - 1975г. В 1976г. удостоен ордена Дружбы народов. Награжден орденом Ленина, орденом «Знак Почета», медалями.
По традиции в число олимпийских чемпионов по велосипедному спорту до игр 1960 года в Риме входили представители Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов. Поэтому самую настоящую сенсацию в Риме произвел советский гонщик Виктор Капитонов. Московский армеец выиграл групповую шосейную гонку. После финиша один из французских журналистов передал в свою газету:
"С победой Капитонова Россия входит через парадную дверь в большой международный велоспорт".
В Риме Виктор не был новичком. До этого Капитонов побывал в Австралии на XVI Олимпиаде, выступал в чемпионате мира, в нескольких крупнейших велогонках. Везде он шел впереди, и всегда что-нибудь мешало ему финишировать первым.
- Не везет мне, что ли, в решающие моменты? - сказал он как-то незадолго перед поездкой в Рим. - В Мельбурне упал, на чемпионате мира уже готовился финишировать - прокол. На Велогонке Мира - два года назад - был лидером - и снова неудача.
Каждая серьезная гонка была для него испытанием стойкости. За год до Рима-60 на первом этапе Велогонки Мира под Берлином Виктор упал со всего ходу на бетонку. Как будто кто-то прошелся крупным наждаком от бедра до голени. После финиша лежал на массажном столе. Немецкий врач - своего не было - суетился над ним. Вовсю орудовал перекисью водорода и зеленкой и, показывая на голень, объяснял тренерам, что дело плохо. "Швах! Дальше ехать нельзя!" А наш велосипедист только мотал головой и мычал. И все, кто находился в комнате, отворачивались, чтобы не видеть ногу Капитонова. И все знали, что он все равно не сойдет. Приехавший из посольства врач сказал: "Ему нельзя дальше ехать", - на что тренер Шелешнев ответил: "Это он решит сам". Кривясь от боли, Виктор сказал: "Поеду,чего там..."
XVII Олимпийские игры. Командная гонка проходила в сорокаградусную жару. Не выдержав напряжения, отдельные спортсмены, а то и целые команды сходили с дистанции. Примерно в середине ее вдруг покачнулся в седле и упал на обочину молодой датчанин. Через несколько часов он умер в госпитале от солнечного удара.
В этом пекле всего несколько секунд проиграли мы немецким гонщикам, завоевавшим серебряные медали. И, может быть прав Клевцов, сказавший потом, что для того, чтобы занять второе место, советской команде не хватило всего лишь... четырех кружек воды.
А затем была индивидуальная гонка на 175 километров. О ней рассказал сам гонщик в книге "Ради этого стоит жить":
"Старт дали в одиннадцать часов. Солнце стояло в зените, и, как и во время командной гонки, было сорок пять градусов жары.
Все сто сорок три гонщика мечтали о победе. Но больше всех надеялся на успех Трапе. Надписи на домах и тротуарах кричали: "Трапе! Трапе! Трапе!" Темпераментные болельщики скандировали: "Трапе! Трапе! Трапе!"
...Руководители советской делегации учли уроки командной гонки, и 29 августа все наши спортсмены, свободные от состязаний, вышли на улицы с ведрами, банками, полиэтиленовыми пакетами, наполненными водой. Они щедро поливали нас. Но вода испарялась почти мгновенно.
...А гонка набирала и набирала темп. Шоссе извивалось, как змея. Бежало с горы на гору. И вся колонна, словно лавина, вливалась в узкое горло шоссе, повторяя изгибы трассы Гроттаросса...
...Надвигался крутой подъем. И тут-то меня осенило: "Или сейчас, или никогда..." Снова уйти на подъеме? Риск казался неоправданным. Но какая-то дерзость подтолкнула меня в седле, и я "выстрелил". Шоссе стало сверху спускаться на меня. А я карабкался метр за метром. Не оглядывался, ибо знал, что такой рывок способны поддержать лишь Трапе и Хаген. Только взобравшись на самый верх горы, я стал различать обрывки непонятных фраз. Болельщики неистовствовали: "Трапе! Трапе!" Пришлось оглянуться. Трапе!
...Я подождал итальянца. Как-никак, а вдвоем легче! За нами бежало солнце, яростное и жгучее. Гонку мы вели попеременно.
Слишком много вложил в свой одинокий рывок на оплавившемся шоссе… Но сколько же осталось кругов? Один? Два? В голове все перемешалось. Тактика гонки настолько завладела моим вниманием, что я забыл счет кругам. Я… помчался к финишу, вложив в рывок весь запас сил: ринулся вперед с такой силой, что в тот миг мог обогнать курьерский поезд. И поднял руки в победном приветствии…
И не поверил в свою ошибку… оказалось, что я ошибся на целый круг. Мне еще 15 километров «пилить» и «пилить» под безжалостным римским солнцем!…». «Трапе был впереди уже на добрых 500 метров. За 2км до финиша они опять оказались вместе. Это был уже бой: или-или. Капитонов пересек финиш на полколеса впереди итальянца. А Трапе, закрыв лицо руками, заплакал. Не знаю, что бы делал я, окажись вторым...».
Потом были еще две победы Виктора Капитонова в составе сборной СССР на престижной Велогонке Мира и переход на тренерскую работу.
facecollection.ru
Виктор Капитонов. 100 великих олимпийских чемпионов
Виктор Капитонов
(1933–2005)
Советский велосипедист. Чемпион игр XVII Олимпиады в Риме (Италия), 1960 год
Игры XVII Олимпиады для Виктора Капитонова оказались уже вторыми по счету. В 1956 году он был в числе советских велосипедистов, выступавших на Олимпийских играх в Мельбурне, но в шоссейной гонке финишировал лишь тридцать вторым. Не повезло — упал на трассе и потерял время. Чемпионом же тогда стал итальянский гонщик Эрколе Бальдини. В командной гонке на мельбурнской Олимпиаде советские велосипедисты оказались немногим более удачливыми, заняв шестое место.
Больших побед от них тогда и не ждали: на всех прежних Олимпийских играх победителями неизменно становились представители стран, где велосипед издавна относится к числу популярнейших видов спорта — чаще всего итальянцы. Немногим по числу побед им уступали французы, но случалось бывать олимпийскими чемпионами и бельгийцам, и голландцам, и шведам.
На римской Олимпиаде безусловными фаворитами в командной шоссейной гонке тоже были итальянские велосипедисты. А фаворитом групповой шоссейной гонки с единоличным победителем — итальянец Ливио Трапе. Само собой разумеется, за своих спортсменов неистово и шумно, как это всегда делается в Италии, болела вся страна.
В день проведения командной шоссейной гонки на 100 километров в Риме стояла невыносимая жара. Не выдержав, некоторые гонщики сходили с дистанции. Датский велосипедист К.Е. Йенсен потерял сознание от теплового удара. Как и ожидалось, победу одержали итальянские велосипедисты — Антонио Байлетти, Оттавио Койляти, Джакомо Форнони и Ливио Трапе.
Но третье место, завоеванное советскими гонщиками, оказалось для всех неожиданностью. Одним из четверки велосипедистов, завоевавших бронзовые медали, был Виктор Капитонов. Однако никто еще не ожидал, что ему-то предстояло стать одним из главных героев римской Олимпиады.
В шоссейной групповой гонке на дистанции 175 с лишним километров участвовали 142 спортсмена из 42 стран. Когда в 11 часов утра дали старт, термометр показывал больше 40 градусов. Над размякшим от палящих лучей солнца асфальтом поднималось знойное марево.
На стенах домов и на тротуарах были видны огромные слова, выведенные краской: «Ливио Трапе». Вдоль трассы стояли тысячи людей, обливавших проносившихся мимо гонщиков водой из банок, бутылок и даже полиэтиленовых пакетов.
Уже после гонки Виктор Капитанов признался, что с первых же метров мечтал о… ледяном мороженом. Сначала он держался в самой гуще группы гонщиков — «попал в замазку», как говорят велосипедисты-шоссейники. Некоторое время спустя один из гонщиков упал, на него налетел второй, потом еще несколько. Пришлось объезжать получившуюся «кучу-малу».
Еще позже, в то время как остальные на миг задержались, чтобы на пункте питания освежить лица водой, Капитонов рванулся вперед. В одиночестве он проехал несколько километров. Однако на седьмом круге его настигли четверо соперников, и среди них Ливио Трапе и немец Эрик Хаген.
Следующую попытку оторваться ото всех Капитонов предпринял тогда, когда этого меньше всего ожидали: на очередном подъеме.
«Надвигался крутой подъем, — вспоминал Виктор Капитонов уже годы спустя в своей книге «Ради этого стоит жить». — Риск казался неоправданным, но какая-то дерзость подтолкнула меня в седле. Шоссе стало сверху спускаться на меня. А я карабкался метр за метром. Не оглядывался, потому что знал, что такой рывок способны поддержать лишь Трапе и Хаген. Только взобравшись на самый верх горы, я стал различать обрывки непонятных фраз. Болельщики неистовствовали: «Трапе! Трапе! Пришлось оглянуться: Трапе!
Он догонял меня, окруженный эскортом мотоциклистов. Над трассой висел сплошной рев. Еще бы, человек, олицетворяющий собой надежду итальянского велоспорта, Трапе подключился к атаке! Он, видимо, понял, что шутки плохи, что у меня хватит выносливости, злости и терпения бороться за победу до конца. И он пустился вдогонку..
Я подождал итальянца. Как-никак, а вдвоем легче. За нами бежало солнце, яростное и жгучее. Гонку мы вели попеременно».
По неписанному, но святому закону шоссейных гонок, соперники-лидеры помогали друг другу. Не из альтруизма, конечно, а для того, чтобы подальше уйти обоим ото всех остальных, и между собой закончить спор уже на финише. Так было и в соперничестве Капитонова и Трапе. Попеременно вперед выходил то один, то другой.
Когда впереди шел Трапе и чувствовал, что вести гонку больше нет сил, он командовал: «Темпо», и лидером становился Капитонов. Теперь он разрезал летящий навстречу воздух, чтобы чуть приотставший Трапе мог какое-то время передохнуть за его спиной. Потом приходил черед Капитонова кричать: «Давай», и роль лидера снова брал на себя итальянец.
Так, помогая друг другу, они шли впереди всех остальных гонщиков. Теперь уже не было сомнений, что золотая олимпийская медаль достанется кому-то из двух лидеров.
Потом случилось то, о чем еще долго вспоминали, обсуждая на все лады. Когда заканчивался предпоследний круг, Капитанов вдруг из последних сил сделал резкий рывок, а потом затормозил и победно поднял вверх руки. Нагнавший его итальянец молнией пролетел мимо и стал быстро удаляться.
Оказалось, в пылу гонки Капитанов потерял счет кругам и решил, что впереди финиш — потому и совершил рывок, выложившись до конца. Но он ошибся — впереди было еще 15 километров трассы.
Надо полагать, теперь Ливио Трапе уже не сомневался в своей победе. Он оторвался от Капитонова, вновь устремившегося за ним, на добрых полкилометра. Под восторженные крики итальянских болельщиков, ликующих на обочинах, он мчался вперед. Но Капитанов продолжал погоню, и настиг итальянца, когда до финиша — теперь уже настоящего — оставалось два километра.
Последние 250 метров два гонщика держались рядом, но Трапе все-таки шел чуть-чуть впереди. Сзади их нагоняла длинная цепочка разноцветных маек. За 20 метров до финиша оба лидера по-прежнему мчались рядом, но уже на последних метрах Капитонов совершил невозможное — он пересек финиш на полколеса раньше итальянца.
Во всех протоколах время и у Капитонова, и у Трапе указано одинаковое — 4 часа 20 минут 37 секунд. Но олимпийским чемпионом впервые стал гонщик из СССР. Ливио Трапе, завоевавший серебряную медаль, закрыв руками лицо, плакал. А у тех итальянских мальчишек, что мечтали стать знаменитыми велогонщиками, мигом появился новый кумир. И еще долго по всей Италии, где велосипедный спорт так же популярен, как футбол, победителей шоссейных гонок сравнивали с Капитоновым.
Так 27-летний гонщик из СССР одержал самую важную победу в своей спортивной карьере. Поздравляя Виктора Капитонова, министр иностранных дел Италии сказал, что вся страна, не раздумывая, согласилась бы обменять золотые медали, полученные на этой Олимпиаде итальянскими велогонщиками — в гите с места, спринтерской гонке, гонке на тандемах, командой гонке преследования и командной шоссейной гонке, — на одну медаль, которая была завоевана Капитоновым в тяжелейшей борьбе шоссейной гонки.
А первую победу в своей спортивной карьере Виктор Капитонов одержал задолго до римской Олимпиады — сразу после Великой отечественной войны в своем родном городе Твери, который тогда назывался еще Калининым. Выступая за команду вагоностроительного завода, парнишка-слесарь получил тогда в качестве приза… пачку сахара. По тем голодным послевоенным годам это было невероятное богатство.
С этого и началась спортивная биография будущего олимпийского чемпиона. Он не раз становился чемпионом страны в разных видах гонки, в 1963 году, уже будучи олимпийским чемпионом, завоевал бронзовую медаль на чемпионате мира в командной шоссейной гонке.
В токийской Олимпиаде 1964 года Виктор Капитонов уже не участвовал, в это время он серьезно учился, решив заняться тренерской работой. И с 1970 по 1988 год был тренером сборной команды велосипедистов-шоссейников. Сергей Сухорученков, выигравший золотую медаль в шоссейной гонке на играх XXII Олимпиады 1980 года в Москве — воспитанник Виктора Капитонова.
Через три года после московской Олимпиады Капитонов защитил диссертацию, получив степень кандидата педагогических наук, позже написал учебные пособия «Подготовка велосипедистов высокого класса» и «Велоспорт на Олимпиадах».
Из жизни Виктор Арсеньевич Капитонов ушел совсем недавно — он умер в Москве в марте 2005.
С 1976 года в Твери проводится ежегодная велогонка на приз Виктора Капитонова.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Капитонов Виктор Арсеньевич (велоспорт)
Капитонов Виктор Арсеньевич (р. 1933), ЦСКА) заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Первый из советских велосипедистов, ставший олимпийским чемпионом в групповой гонке по шоссе 1960 и бронзовым призером Олимпиады в командной гонке на 100 км. Участник Олимпиады 1956 в командной гонке и групповой гонке. Чемпион Спартакиады народов СССР 1959 в групповой гонке. Чемпион СССР 1959 в парной гонке по треку; 1962 в командной гонке по шоссе; 1956 в многодневной гонке; 1958 в групповой и командной гонке. Семь раз стартовал в велогонке Мира. Победитель этой гонки в командном зачете — 1958, 1969, 1961, 1962. Успешно выступал в велотурах по Австралии, Канаде, Англии, Африке, Южной Америке, в «Тур де Л'Авенир». Главный тренер сборной СССР 1969—1985. Подготовил три команды олимпийских чемпионов 1972, 1976, 1980. В 1975 и 1976 назван лучшим тренером СССР и награжден золотой медалью за подготовку сборной СССР к чемпионату мира 1970, где она впервые стала чемпионом мира в командной гонке. Под его руководством команда СССР побеждала на велогонке Мира — 1970— 1972, 1975 и 1977. Автор книги «Ради этого стоит жить» (1978). Награжден орденами Ленина, «Знак Почета», Дружбы народов, Октябрьской революции.
Реванш Виктора Капитонова на Олимпиаде в Риме (1960 г.)
— Подъем! Молчание. — Ребята, хватит лежать, столовую закроют.— Виктор Капитонов подходит к столу и с угрожающим видом берет сифон с холодной водой. Жалюзи опущены. Но и сквозь них чувствуется, как палит за окном беспощадное римское солнце. В комнате велосипедистов, отдыхающих после командной гонки,— полутьма. Вставать и идти обедать не хочется. Но Капитонов и здесь неутомим. Он уже успел отдохнуть, принять душ и побриться и сейчас торопит товарищей. — На трассе сухими были, а теперь оболью, если не встанете,— говорит он, приготовившись нажать на рычажок сифона. Но уже через несколько минут все готовы, и мы проходим, прячась от солнца, между колоннами необычайно легких и изящных домов олимпийской деревни. И, как это часто бывает, говорим не о прошлом, а о будущем. Впереди — последнее велосипедное соревнование Олимпиады — групповая гонка на 175 километров. — Только бы организовать, чтобы нас обливали на трассе, иначе тяжело будет выдержать,— замечает Клевцов.— Вон как итальянцы сегодня... Все время «под дождем» шли. — Вы бы хоть туристов наших на Гротароссу пригласили,— говорит он, обращаясь ко мне.— В такую жару каждая кружка холодной воды, особенно если умело облить гонщика, сил придает... Капитонов молчит. Со спортивной сумкой в руках (чтобы захватить фруктов заболевшему Петрову) он крупно вышагивает впереди, о чем-то сосредоточенно думая. А может быть, просто очень устал? Ведь сегодня последние два круга он, блестяще подготовленный, буквально тащил за собой товарищей, то и дело выходя вперед и подолгу лидируя. А, может, сейчас, между двумя велосипедными гонками Олимпиады, вспоминает Виктор десятки славных побед на Родине и за рубежом, многие тысячи километров дорог разных стран мира, которые привели его сюда, на олимпийскую трассу. Ведь за последние годы он, участник Мельбурнских игр, неоднократный чемпион СССР, по праву считается лучшим велосипедистом-шоссейником Советского Союза. Или думает он о том, как восемь лет назад, впервые выступив в велосипедных гонках в родном Калинине, еле-еле закончил дистанцию, значительно отстав от товарищей. И как потом, сжав зубы от боли в спине, измученный, но неукротимый, он день за днем оставлял за плечами десятки километров шоссе, тряских булыжных мостовых и лесных тропинок, стремясь накопить силу, выдержку, мастерство. — Не везет мне, что ли, в решающие моменты? — как бы в ответ на эти мысли говорит Капитонов,— В Мельбурне — упал, на чемпионате мира уже готовился финишировать— прокол. На Велогонке Мира — помните, два года назад — был лидером — и снова прокол за проколом. Мы помнили эту велогонку. Получив «Приз горных козлов» за лучшие результаты на сложных, изобилующих крутыми подъемами и спусками этапах, Виктор надел голубую майку лидера. Затем, уже на равнинах Польши, в течение какого-то короткого часа из-за неисправности машины растерял преимущество. Но не потерял воли к победе. Именно тогда, продемонстрировав удивительную выдержку и силу, Капитонов сумел финишировать в числе первых на всех оставшихся этапах и в итоге занял почетное третье место. Но это — в прошлом. А впереди — уже хорошо знакомая Гротаросса. Тринадцать кругов — под палящим солнцем, и на каждом круге — выматывающий до предела «тягун» — затяжной подъем. Как раз здесь и отстают слабейшие, а те, кто посильнее, уходят вперед... Дни в Риме летят удивительно быстро. Кажется, что только вчера здесь, на кольцевой олимпийской трассе, мы, волнуясь, следили за стремительно мелькавшими четверками велосипедистов — участниками командной гонки. И вот уже не четверка, а около ста спортсменов в ярких разноцветных майках выстроились у трибун, готовясь принять последний старт Олимпиады. И среди этой разноязыкой массы лучших мастеров мира — Евгений Клевцов, Юрий Мелихов, Гайнан Сайдхужин и Виктор Капитонов. А рядом с ними — прославленный немец Шур, бельгиец ван ден Берген и, главное, знаменитый итальянец Трапе, тот самый, кого вся итальянская печать единодушно прочила в олимпийские чемпионы. Что ждет их на трассе? Кому из них доведется первым пересечь белую линию финиша? Во всяком случае, Ливио Трапе и его товарищи твердо решили к пяти золотым медалям, полученным итальянскими велосипедистами в пяти гонках, прибавить шестую, последнюю, медаль. Именно поэтому крепко подружившийся с нами шофер одного из «прессовских» автобусов Джино Пасквинутти, сочувственно покачивая головой, сказал нам утром: — И Клевцов хорош, и Капитонов хорош, но Трапе, наш Трапе, непобедим на шоссе. ...Мы стоим метрах в восьмистах от трибун, у небольшой бензиновой колонки. Быстро знакомимся с ее хозяином, который, узнав, что мы советские журналисты, вручает нам три пустые длинные металлические банки, из которых очень удобно обливать велосипедистов. Наполнив банки водой, с волнением ждем приближения лидеров гонки. Вот, наконец, слышен рев сирены полицейского автомобиля. Следом за ним проносятся несколько мотоциклистов. Затем из-за поворота выскакивают сразу человек пятнадцать гонщиков. Это головная группа. В ней двое наших — Виктор Капитонов и Юрий Мелихов. Выйдя на шоссе, изо всех сил кричим: «Витя, Юра, держите правее!» Ребята, взяв правее, попадают под освежающие струи холодной воды. Обернувшись, Мелихов что-то кричит. Успеваю разобрать только одно слово: «Гайнана!» Молодец, Юра! Но мы и сами знаем, что сзади идут еще два советских гонщика — Евгений Клевцов и Гайнан Сайдхужин. Едва успеваем «перезарядить» банки, как показывается вторая группа. В ней — Сайдхужин, а вот Клевцов отстал и проносится только вместе с третьей группой, минуты через четыре после лидеров. Значит, надежда лишь на Капитонова с Мелиховым. Но смогут ли они попасть в заветную тройку призеров? Ведь вместе с ними в числе лидеров — три итальянских гонщика во главе с Трапе, чемпион мира немец Шур, бельгиец ван ден Берген и другие сильнейшие мастера. А впереди — еще три круга — тридцать девять километров пути под палящим солнцем! Мы волнуемся. Волнуются и стоящие рядом итальянцы: хозяин бензоколонки, продавец кока-колы, забывший даже поставить в тень свою тележку, и два карабинера. Эта четверка яростно о чем-то спорит, обсуждая шансы участников. Затем, очевидно приняв согласованное решение, один из карабинеров, высокий веселый парень лет двадцати, оборачивается к нам: — Руссо, Капитонов боне, боне! — говорит он, показывая пальцем в ту сторону, где скрылись яркие майки спортсменов. Смысл фразы ясен и без перевода. И вдруг, словно в подтверждение этих слов, из репродукторов доносится голос комментатора, сопровождающего на машине головную группу. Он вновь произносит знакомую фамилию рядом с другой, тоже хорошо известной нам: Трапе. Значит, на трассе что-то произошло. Но что? Из сумбурных объяснений соседей понимаем все же, что Капитонову и Трапе удалось на подъеме уйти от головной группы и сейчас они лидируют вдвоем. И вот из-за поворота показывается целый кортеж. Двух гонщиков окружили мотоциклисты. Тут же, совсем рядом, мчатся две судейские машины и машина кинооператоров. Все кричат. Взволнованные судьи, перебивая друг друга, дают какие-то советы своему соотечественнику. Ревут мотоциклы, и трещат камеры киноаппаратов. Все это напоминает сцену из американского кинобоевика. Мы тщательно прицеливаемся, и все же основная порция холодной воды достается не Капитонову, а следующему рядом полицейскому., Но блюститель порядка, увлеченный гонкой и, очевидно, уже привыкший к подобным душам, не обращает на это внимания. Последний круг. Напряжение достигает высшего накала. Поднявшись по деревянным ступеням легкого мостика, перекинутого через дорогу у самого финиша, мы ждем появления велосипедистов. Через каждые пятнадцать секунд диктор сообщает о ходе борьбы. И все время слышим две фамилии: Трапе, Капитонов. Но кто же будет первым? Ведь однажды на Велогонке Мира оба они вот так же ушли от соперников, вырвались далеко вперед и только на последних сотнях метров боролись друг с другом за победу. Тогда выиграл Трапе, сумевший опередить Виктора на колесо. А теперь? — Я решил, ждать до последнего,— рассказывал мне через час Капитонов.— Я был твердо уверен, что Трапе не выдержит и начнет финишировать первым, причем слишком рано. И Трапе не выдержал. Когда до конца дистанции оставалось еще несколько сот метров, он рванулся вперед. Надо было видеть этот финиш! Такое не забывается. Когда вдали показались гонщики, многотысячная толпа зрителей буквально заревела от восторга. Еще бы, до белой черты — двести метров, а впереди — Трапе. Сто метров — впереди Трапе. Великолепный мастер бросает машину влево, не давая вырваться вперед «сидящему на колесе» Капитонову. Комок подступает к горлу. Затаив дыхание мы следим за этим неповторимым единоборством. Остается каких-то тридцать-сорок метров. И вдруг Виктор последним могучим усилием буквально бросает машину вправо и вперед, достает соперника и у самой линии финиша опережает его на треть колеса. Победа! Все это произошло в короткие мгновения. А спустя несколько минут мы несли победителя на руках. Оглушенный криками, ошеломленный успехом, Капитонов, наклоняясь то вправо, то влево, спрашивал прерывающимся голосом: «Ребята, неужели это правда, неужели выиграл?» Да, выиграл! Впервые в истории нашего велосипедного спорта золотую медаль олимпийского чемпиона завоевал представитель команды Советского Союза. И сделал это 27-летний офицер Советской Армии Виктор Капитонов. Но замечательный успех Капитонова не случаен. Одна золотая и четыре бронзовые медали, второе командное место в неофициальном зачете говорят о том, что наши мастера трека и шоссе сумели многого добиться за четыре межолимпийских года.
www.velorider.ru
Виктор Капитонов - велосипедист - биография, фото, видео
По традиции в число олимпийских чемпионов по велосипедному спорту до игр 1960 года в Риме входили представители Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов. Поэтому самую настоящую сенсацию в Риме произвел советский гонщик Виктор Капитонов. Московский армеец выиграл групповую шосейную гонку. После финиша один из французских журналистов передал в свою газету:
"С победой Капитонова Россия входит через парадную дверь в большой международный велоспорт".
В Риме Виктор не был новичком. До этого Капитонов побывал в Австралии на XVI Олимпиаде, выступал в чемпионате мира, в нескольких крупнейших велогонках. Везде он шел впереди, и всегда что-нибудь мешало ему финишировать первым.
- Не везет мне, что ли, в решающие моменты? - сказал он как-то незадолго перед поездкой в Рим. - В Мельбурне упал, на чемпионате мира уже готовился финишировать - прокол. На Велогонке Мира - два года назад - был лидером - и снова неудача.
Каждая серьезная гонка была для него испытанием стойкости. За год до Рима-60 на первом этапе Велогонки Мира под Берлином Виктор упал со всего ходу на бетонку. Как будто кто-то прошелся крупным наждаком от бедра до голени. После финиша лежал на массажном столе. Немецкий врач - своего не было - суетился над ним. Вовсю орудовал перекисью водорода и зеленкой и, показывая на голень, объяснял тренерам, что дело плохо. "Швах! Дальше ехать нельзя!" А наш велосипедист только мотал головой и мычал. И все, кто находился в комнате, отворачивались, чтобы не видеть ногу Капитонова. И все знали, что он все равно не сойдет. Приехавший из посольства врач сказал: "Ему нельзя дальше ехать", - на что тренер Шелешнев ответил: "Это он решит сам". Кривясь от боли, Виктор сказал: "Поеду,чего там..."
XVII Олимпийские игры. Командная гонка проходила в сорокаградусную жару. Не выдержав напряжения, отдельные спортсмены, а то и целые команды сходили с дистанции. Примерно в середине ее вдруг покачнулся в седле и упал на обочину молодой датчанин. Через несколько часов он умер в госпитале от солнечного удара.
В этом пекле всего несколько секунд проиграли мы немецким гонщикам, завоевавшим серебряные медали. И, может быть прав Клевцов, сказавший потом, что для того, чтобы занять второе место, советской команде не хватило всего лишь... четырех кружек воды.
А затем была индивидуальная гонка на 175 километров. О ней рассказал сам гонщик в книге "Ради этого стоит жить":
"Старт дали в одиннадцать часов. Солнце стояло в зените, и, как и во время командной гонки, было сорок пять градусов жары.
Все сто сорок три гонщика мечтали о победе. Но больше всех надеялся на успех Трапе. Надписи на домах и тротуарах кричали: "Трапе! Трапе! Трапе!" Темпераментные болельщики скандировали: "Трапе! Трапе! Трапе!"
...Руководители советской делегации учли уроки командной гонки, и 29 августа все наши спортсмены, свободные от состязаний, вышли на улицы с ведрами, банками, полиэтиленовыми пакетами, наполненными водой. Они щедро поливали нас. Но вода испарялась почти мгновенно.
...А гонка набирала и набирала темп. Шоссе извивалось, как змея. Бежало с горы на гору. И вся колонна, словно лавина, вливалась в узкое горло шоссе, повторяя изгибы трассы Гроттаросса...
...Надвигался крутой подъем. И тут-то меня осенило: "Или сейчас, или никогда..." Снова уйти на подъеме? Риск казался неоправданным. Но какая-то дерзость подтолкнула меня в седле, и я "выстрелил". Шоссе стало сверху спускаться на меня. А я карабкался метр за метром. Не оглядывался, ибо знал, что такой рывок способны поддержать лишь Трапе и Хаген. Только взобравшись на самый верх горы, я стал различать обрывки непонятных фраз. Болельщики неистовствовали: "Трапе! Трапе!" Пришлось оглянуться. Трапе!
...Я подождал итальянца. Как-никак, а вдвоем легче! За нами бежало солнце, яростное и жгучее. Гонку мы вели попеременно.
Слишком много вложил в свой одинокий рывок на оплавившемся шоссе… Но сколько же осталось кругов? Один? Два? В голове все перемешалось. Тактика гонки настолько завладела моим вниманием, что я забыл счет кругам. Я… помчался к финишу, вложив в рывок весь запас сил: ринулся вперед с такой силой, что в тот миг мог обогнать курьерский поезд. И поднял руки в победном приветствии…
И не поверил в свою ошибку… оказалось, что я ошибся на целый круг. Мне еще 15 километров «пилить» и «пилить» под безжалостным римским солнцем!…». «Трапе был впереди уже на добрых 500 метров. За 2км до финиша они опять оказались вместе. Это был уже бой: или-или. Капитонов пересек финиш на полколеса впереди итальянца. А Трапе, закрыв лицо руками, заплакал. Не знаю, что бы делал я, окажись вторым...».
Потом были еще две победы Виктора Капитонова в составе сборной СССР на престижной Велогонке Мира и переход на тренерскую работу.
biozvezd.ru
Капитонов Виктор Арсеньевич
Родился 25 октября 1933 года в Калинине. Первый советский олимпийский чемпион по велоспорту, победитель велогонки мира в командном зачете, неоднократный чемпион СССР. Заслуженный мастер спорта СССР. Тренер национальной сборной СССР. Заслуженный тренер СССР. Почетный гражданин Твери. Великим забиякой называли его журналисты всего мира. За неуступчивость, за желание побеждать, за спортивную наглость и характер. Именно характер позволил [...]
Родился 25 октября 1933 года в Калинине. Первый советский олимпийский чемпион по велоспорту, победитель велогонки мира в командном зачете, неоднократный чемпион СССР. Заслуженный мастер спорта СССР. Тренер национальной сборной СССР. Заслуженный тренер СССР. Почетный гражданин Твери.
Великим забиякой называли его журналисты всего мира. За неуступчивость, за желание побеждать, за спортивную наглость и характер. Именно характер позволил Виктору Капитонову стать иконой мирового велоспорта. В той легендарной индивидуальной гонке на 175 километров в олимпийском Риме в 1960 году он выиграл у хозяина трассы, надежды Италии, великого Ливио Трапе полколеса.
Во всех протоколах время Капитонова и Трапе указано одинаковое: 4 часа 20 минут 37 секунд. Но олимпийским чемпионом впервые в истории Игр стал гонщик из СССР. После финиша итальянские болельщики подняли Виктора Капитонова на руки вместе с велосипедом…
На самом деле забиякой он не был. Капитонов мечтал стать конькобежцем, как и его земляк Юрий Михайлов — олимпийский чемпион 1956 года. Но вмешался случай. Виктора попросили постоять за честь трудового коллектива в велосипедном кроссе на 20 километров. И он победил! А потом слесарь вагоностроительного завода в любую погоду часами гонял по улицам Калинина. Горожане настолько привыкли к появлению долговязого парня, склонившегося над рулем, что перестали обращать на диковинного парня внимание. Но его заметили в спортивных кругах только-только отряхнувшейся от войны страны. Правда, первые серьезные соревнования, к которым Виктор так готовился, закончились для него полным провалом. Сдаваться Капитонов и не подумал. И не умел. Он упал на Олимпиаде в Мельбурне, проколол шину на самом финише чемпионата мира, но тренеры почему-то верили в молчаливого калининского парня.
А потом был Рим. «С победой Капитонова Россия входит через парадную дверь в большой международный велоспорт», — заявила французская пресса. И мало кто знает, что это римское чудо Капитонов сотворил на туристическом велосипеде фирмы «Чинелли» — любительском «байке» почтальонов, обычном ширпотребе.
Он оставался таким же неуступчивым максималистом, таким же настырным «забиякой», когда возглавил сборную Союза по шоссейным гонкам в качестве главного тренера. И подопечные Капитонова пять раз выиграли велогонку Мира. Два года подряд — 1975-й и 1976-й — его признавали лучшим тренером СССР.
С 1976 года в Калинине начали проводить соревнования по шоссейным гонкам на призы Виктора Капитонова. А главным переходящим призом стала та самая олимпийская чаша, которую Виктор Арсеньевич получил в Риме. Каждый май горожане встречают мелькание спиц разноцветного пелатона на улицах, площадях и мостах Твери. С 2005 года эта гонка проводится в память о выдающемся спортсмене…
— Какую победу вы считаете самой дорогой для себя? — спросили Капитонова сразу после золотого олимпийского финиша.
— Таких побед, пожалуй, две, — ответил он, выдержав паузу. — Первую я одержал еще мальчишкой в родном городе сразу же после войны. Тогда я в первый раз по-настоящему сел на велосипед, в первый раз участвовал в серьезной гонке и в первый раз победил, получив в награду плитку постного сахара. Именно тогда я взялся за руль — и… до сих пор не могу выпустить… А вторая здесь — в Риме!
Виктор Арсеньевич ушел из жизни 5 марта 20о5 года.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
04 февраля 2016, Четверг 13:24 | Автор: Дмитрий Герасимов Корреспондент
tverisport.ru
Капитонов, Виктор Арсеньевич — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Капитонов.
| |||
Виктор Арсеньевич Капитонов | |||
шоссе | |||
Ви́ктор Арсе́ньевич Капито́нов (25 октября 1933, Калинин — 2 марта 2005, Москва) — советский велогонщик, первый советский олимпийский чемпион по велоспорту, тренер национальной сборной СССР по велоспорту. Заслуженный мастер спорта СССР (1959). Заслуженный тренер СССР.
Образование
В 1968 году закончил Военный факультет при Государственном дважды орденоносном институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.
Видео по теме
Биография
Семейное положение:
- жена Капитонова (Захарова) Елена Ивановна заслуженный тренер России по спортивной гимнастике. Годы жизни: 11.06.1941-07.12.2013
- дети: Юлия и Владимир Капитоновы.
Неоднократный чемпион СССР: 1959 в парной гонке по треку; 1962 в командной гонке по шоссе; 1956 в многодневной гонке; 1958 в групповой и командной гонке.
Семь раз стартовал в велогонке мира. Победитель этой гонки в командном зачёте — 1958, 1959, 1961, 1962.
На первых для себя Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне Виктор Капитонов выступил неудачно, в шоссейной гонке он был тридцать вторым, причиной провала стало падение в ходе гонки, в командной гонке советские велосипедисты довольствовались шестым местом. На следующих Олимпийских играх в Риме, в составе четверки в рамках командной гонки Капитонов становится бронзовым призёром игр. В шоссейной групповой гонке Виктор становится чемпионом Олимпийских игр, обойдя на финишной черте лишь на полколеса итальянца Ливио Трапе (это было единственное поражение итальянских велогонщиков на домашних Играх — остальные пять золотых медалей они выиграли). В следующих Олимпийских играх Капитонов уже участия не принимал, полностью сконцентрировавшись на тренерской работе.
С 1965 по 1985 год — главный тренер сборной команды велосипедистов-шоссейников. Член КПСС с 1967 года. В 1975 и 1976 назван лучшим тренером СССР и награждён золотой медалью за подготовку сборной СССР к чемпионату мира 1970, где она впервые стала чемпионом мира в командной гонке. Под его руководством команда СССР побеждала на велогонке Мира — 1970—1972, 1975 и 1977.
В 1983 году защитил диссертацию, получив степень кандидата педагогических наук.
Ушел из жизни в 2005 году в возрасте 71 года.
Почетный гражданин Твери, кавалер ордена Ленина, «Знак Почета», Дружбы народов, Октябрьской революции.
Примечания
Литература
- Капитонов В.А. Ради этого стоит жить. Рассказ первого советского олимпийского чемпиона по велосипедному спорту, заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера СССР о своем спортивном пути. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 216 с. — (Сердца, отданные спорту).
- В. Малахов. Сто великих Олимпийских чемпионов. — Москва: Вече, 2006. — С. 215-220. — ISBN 5-9533-1078-1.
- Капитонов Виктор Арсеньевич // Олимпийская энциклопедия / Павлов С. П.. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 415 с.
Ссылки
wikipedia.green
02.03.2014 | "Виктор Капитонов - колесных дел мастер"В Твери, где недорого стоит прокат авто, накануне началась традиционная многодневная велогонка на призы Виктора Капитонова. Газета "Новая" приводит выдержки из книги воспоминаний прославленного гонщика. Как Виктор Капитонов подсадил на велосипед Советский Союз 1959 год. Берлин. Велогонка мира. Первый этап. Капитонов падает, финиширует и попадает на врачебный стол. Из всех слов, что говорят немецкие эскулапы, понятно только одно: «Швах!» Кожа от голени до бедра разодрана так, что даже специалисты отводят взгляд, советуя уже никуда не ехать. Доктор из посольства диагноз подтверждает. Тренер сборной Леонид Шелешнев, услышав мнения консилиума, заявляет следующее: «Капитонов это будет решать сам!» И Виктор решает мчаться 2013 километров. В личном зачете он занимает 8-е место, но ведомая им команда гонку выигрывает… Досье «Новой»Капитонов Виктор Арсеньевич. Родился 25 октября 1933 года в Калинине (Тверь). Заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР. ЦСКА (Москва). Завоевал первую в истории отечественного велоспорта золотую олимпийскую медаль на Играх-1960 в Риме. Бронзовый призер в командной гонке на 100 километров (ОИ-1960). Неоднократный чемпион СССР (1956—1962) и 4-кратный победитель велогонки мира. Тренер сборной команды шоссейников (1969—1985). Подготовил 13 олимпийских чемпионов и 13 чемпионов мира. Почетный гражданин Твери, кавалер ордена Ленина (единственный из гонщиков). Умер 2 марта 2013 года. Это сегодня велосипед можно купить практически в любом супермаркете или у метро. А 60 лет назад о двухколесном друге мальчишки и девчонки из Страны Советов грезили во сне. Он был предметом гордости одних и зависти других. Хотя велоспорт и не был таким популярным, как футбол и хоккей. Да и Виктор с детства мечтал стать конькобежцем. Его жизнь, как это часто случается, изменил случай. Уже занимаясь в секции «скороходов» и работая на заводе слесарем, ему пришлось постоять за честь коллектива и выступить в велосипедном кроссе на 20 километров. Неожиданная победа заставила отложить коньки и по-другому взглянуть на изобретение немецкого барона Карла фон Дреза. Он в любую погоду часами гонял по улицам Калинина, и вскоре местные жители настолько привыкли к появлению долговязого парня, склонившегося над рулем, что перестали обращать внимание. Правда, соревнования, к которым Виктор так готовился, закончились для него полным провалом. Но сдаваться Капитонов и не подумал. Да и как может сдаться человек, который в 40-градусный мороз 1941 года по-пластунски полз по полю под огнем фашистов за картошкой?! Почти десять часов 8-летний парнишка находился на морозе — и добыл-таки несколько картошин, которые непонятно как выкопал из-под снега… …Выносливость и хорошая упертость, драйв Виктора обратили на себя внимание тренеров сборной СССР. Даже на тренировках будущий великий забияка (так впоследствии называли его журналисты) не хотел уступать ни секунды. Его друг-гонщик Ростислав Варгашкин вспоминал, как чуть ли не на первой же разминке худой 24-летний парень сцепился с ним колесами и устроил аварию. Позже подобные аварии и падения едва не превратились в визитную карточку Капитонова. Завалы — вещь в велоспорте в принципе привычная. Но Виктор умудрялся попадать в подобные неприятности прямо-таки в решающие моменты. Он упал на Олимпиаде в Мельбурне, проколол шину на самом финише чемпионата мира, из-за неисправности велосипеда растерял все преимущество на равнине и лишился победы в велогонке мира… Но тренеры почему-то верили в молчаливого парня. И 175-километровая гонка на Играх в Риме стала знаменитой благодаря Капитонову. …За 40 километров до финиша товарищи по команде обеспечивают Виктору рывок, который проспали все соперники, и лишь хозяин раскаленной трассы Гротаросса Ливио Трапе (на всех домах и тротуарах были сделаны надписи с его именем) устремился в погоню. Тогда Капитонов подпустил Трапе поближе, и они заключили негласный альянс: каждый отрабатывает часть пути, давая передохнуть конкуренту. Итальянские тиффози щедро поливали водой обоих, понимая: один без другого просто недотянет до пьедестала: температура в тени достигала +45… То, что произошло за круг до конца гонки аналогов в истории спорта не знает. Капитонов начал финишировать, не видя щита, на котором вывешивалась цифра, означавшая оставшиеся круги. Приподнявшись в седле и раскачивая велосипед, он спуртанул и пересек черту, победно вскинув руки. Перестав крутить педали, он спокойно катился вдоль трассы, недоумевая, почему никто не приветствует его. И только когда он подъехал к техническим кабинам, тренер Шелешнев с ужасом в глазах сообщил ему, что тот жестоким образом ошибся и надо ехать еще круг… Ливио Трапе тем временем ушел вперед метров на 500… А дальше опять случилось невероятное. Капитонов ценой неимоверных усилий итальянца настиг, и они опять помчались к финишу, попеременно ведя гонку. Когда же пелотон почти догнал их, Трапе не выдержал и дернулся вперед. Из книги Виктора Капитонова «Ради этого стоит жить»: «Я бросился за итальянцем и за двадцать метров вплотную сблизился с ним. Но когда я уже поравнялся с Трапе, он закрыл мне дорогу. И я рванулся вправо, туда, где соперник не мог мне помешать. Скорость была сумасшедшей. В глазах все слилось. Раскаленный ветер хлестал в лицо. Рядом стонал и хрипел Трапе. Наш бешеный танец приближался к концу. Я пересек финиш на полколеса впереди итальянца! …Трапе, закрыв лицо руками, зарыдал. Не знаю, чтобы я делал, окажись вторым». Итальянские болельщики подхватили Виктора на руки и понесли вместе с велосипедом. Во всех протоколах время и у Капитонова, и у Трапе указано одинаковое — 4 часа 20 минут 37 секунд. Но олимпийским чемпионом впервые стал гонщик из СССР. Известный писатель и кинорежиссер Пьер-Паоло Пазолини был шокирован, когда услышал, что за победу Капитонов получит всего лишь «почет и уважение своего народа». Уже в аэропорту Виктора найдет министр иностранных дел Италии и, пожав руку, скажет: «Италия выиграла на треке четыре золотые медали. Но мы бы с радостью отдали их за одну вашу — шоссейную!» А Ливио Трапе через несколько лет назовет своего сына Виктором… И мало кто знает, что это римское чудо Капитонов сотворил на туристическом велосипеде фирмы «Чинелли» — любительском «байке» почтальонов, обычном ширпотребе. На профессиональную машину у отечественной федерации и денег не было… Вот так и вошла Россия через парадную дверь в цитадель большого международного велоспорта, как гласил заголовок французской газеты. …На Олимпиаду в Токио Капитонов не поехал, решив сосредоточиться на учебе. На четыре года он перебрался из квартиры в Москве в студенческое общежитие Ленинграда. Он уже тогда задумывался о тренерской карьере, но не хотел просто эксплуатировать былую славу, а мечтал овладеть теми знаниями, которые помогут ему побеждать в дальнейшем. Возглавив сборную, он в корне изменил принципы ее подготовки, резко увеличив соревновательную нагрузку по сравнению с тренировочной. И уже в первый год работы 37-летний Капитонов привел своих учеников к высшим наградам чемпионата мира в Лестере — первым за всю историю отечественного шоссейного велоспорта. Надо сказать, что за несколько дней до турнира в автокатастрофе погиб второй тренер и самый близкий друг Виктора Анатолий Черепович. И, когда за 10 километров до финиша наши гонщики отставали от чехословаков на 13 секунд, Капитонов вышел к трассе, взял мегафон и буквально прорычал: «Ребята, вы можете и сделаете это! В память Череповича!» Ребята смогли… А затем были блистательные победы на Играх в Мюнхене, Монреале и Москве. Вспоминает фотокорреспондент Евгений Успенский: — В 1980 году перед московской Олимпиадой я поехал снимать Капитонова и его команду на тренировочную базу. В каждом его жесте читалась уверенность. Он не играл на публику, не старался выглядеть эстетичнее. Он чем-то походил на капитана дальнего плавания — неторопливая походка, взгляд пронзительный, белая кепка. Только вместо трубки у него был секундомер. На тренерском мостике Капитонов трудился на износ: ночи проводил за конспектами, рассчитывая тактику на предстоящую гонку, а утром и днем находился на трассе в «техничке». Авторитетов и любимчиков для него не существовало. Однажды высокое начальство даже не присвоило ему очередное звание после олимпийской победы. А все потому, что Капитонов не включил в состав на Игры ни одного гонщика из своего клуба. Может быть, именно из-за подобного «кумовства» Россия уже 30 лет не побеждает в этой дисциплине? Триумф же Сергея Сухорученкова на московской Олимпиаде — вторая и пока последняя наша победа в групповой шоссейной гонке. Из воспоминаний ученика Виктора Капитонова, победителя велогонки мира-76 Александра Гусятникова: — Оберегал он нас словно детей малых. В 1971 году на соревнованиях в Познани в туннеле случился завал, куда попал и лидер из польской сборной. Пресса местная тут же обвинила в этом русских — мол, специально завалили. Капитонов сначала вступил в спор с журналистами, а затем из автобуса, который вез команды в гостиницу, без церемоний выдворил всех поляков, когда началась перепалка… Когда развалился Союз, Капитонов пробовал заняться бизнесом, но вскоре вернулся в родную федерацию. Однако болезни не давали работать в полную силу, а на рекомендации врачей, советовавших не курить и не пить кофе, он не обращал внимания… Смог бы Виктор Капитонов, родись он лет на 30 позже, на равных соперничать с асами-профи на «Тур де Франс» и других веломногодневках в качестве гонщика и тренера, мы уже никогда не узнаем. «Какую победу вы считаете самой дорогой для себя?» — спросили однажды Капитонова. «Наверное, ту, которую я одержал сразу же после войны, будучи мальчишкой, — ответил великий чемпион. — Я тогда впервые по-настоящему сел на велосипед и победил в родном городе в серьезной гонке, получив в качестве приза плитку постного сахара, что по тем временам было богатством необыкновенным. Но главное, что именно тогда я открыл для себя спорт и взялся за руль, который и привел меня в Рим…» Андрей Успенский. Umrdred Рекомендуем ознакомиться
|
bike.od.ua