Тхэквондо - современное боевое искусство. Карате и тхэквондо различия
Каратэ и тхэквондо - точки соприкосновения. Мнение
Тхэквондо и каратэ. Что лучше подойдет для прикладного аспекта, что для спорта? Много ли общего в этих единоборствах?
Спросим мнение у обладателя мастерских степеней по каратэ и тхэквондо Андрея Грабовского.
Привет, Андрей!
Ты прошел свой путь от черного пояса по каратэ до чемпионского титула по тхэквондо, так же у тебя есть небольшой опыт занятиями джиу-джитсу. На твой взгляд, какие направления и стили подошли бы к самообороне, а какие больше могут носить характер оздоровительный?
Привет! Джиу-джитсу я прозанимался очень мало, меньше месяца. Это была неплохая школа, но я почувствовал, что это не мое, как-то не сложилось.
Скажем так, для самозащиты наиболее оптимальны современные смешанные школы боевых искусств: кудо, каратэ будокай, АРБ и пр. И это, несмотря на то, что последователь этих школ будет хуже бить ногами, чем тхэквондист, а руками, чем боксер, однако, в целом, он будет знать больше, чем единоборства, профилирующие на чем-то одном.
Улица неизвестна по определению, на ней возможно все, что угодно, там могут быть и захваты, и удары, и партер, и клинч. Лично для себя я предпочитаю «ударную» технику, борьба носит вспомогательный характер, если на вас нападают несколько противников, особо с ними не повозишься.
Когда-то, имея уже базу тхэквондо, я пришел к киокушиновцам и, пытаясь освоить там ката, получил замечание от тренера, что мне надо отучаться от шотокановских привычек. Я тогда очень удивился, так как каратэ в принципе не занимался, но знал, что у тхэквондо именно шотокановские корни. А осталось ли сейчас в тхэквондо что-нибудь из каратэ?
Пусть меня простят тхэквондисты, но, по сути, это и есть каратэ, эдакое корейское каратэ. Там каратисткие связки, каратисткая база, небольшая разница в стойках, в тхэквондо они выше, но это, практически незаметно. Отличие основное разве что в технике кируги (спарринга), опять, если брать WTF, то это запрет ударов руками в голову, отсутствие подсечек, ну и бросается в глаза использование жилетов. Поединки в тхэквондо более жесткие, но менее разнообразные в плане технического арсенала.
Думаю, что у шотокана и тхэквондо WTF общие корни (возможно южнокитайское ушу), но потом каждый народ развивал свое направление, исходя из собственного видения.
Что из каратэ и из тхэквондо можно взять для самообороны?
Смотря из какого каратэ. Если брать киокушин, то это лоу-кики, удары руками в корпус, жесткая набивка, «давление» на соперника, прекрасные хлесты руками и ногами. Если говорить о спортивном тхэквондо, то там, думаю, самая лучшая в мире техника «высоких ног».
Можно ли синтезировать современные направления единоборств с техникой того же шотокан или тхэквондо?
Конечно, что и было доказано такими бойцами, как Мачида Лиото, Адамом Халиевым, который, кстати, будучи изначально тхэквондистом, стал чемпионом мира по кудо и рукопашному бою, а сейчас подписал контракт с UFC. Ноги Адам применяет куда более, чем успешно.
Ты получил второй дан из рук Федоришена, ты хорошо знаешь особенности его школы. Можно ли ее назвать школой каратэ или это уже рукопашный бой с элементами каратэ?
Это рукопашный бой с элементами каратэ, скажем так.
Показываешь ли ты ученикам «боевые» элементы из тхэквондо и, насколько они отличаются от подобной техники в каратэ?
У нас сейчас занимаются около 35 человек, это если считать сразу две группы. Из-них взрослых 3-4 человека, им дается работа в голову, борьба, спарринги у них по смешанным правилам. Дети же занимаются только спортивным тхэквондо, им редко показывают борьбу и удары в голову. Пока им давать «боевую» технику рано, они не умеют контролировать свою силу, могут потом и кулаками в голову зарядить на спаррингах.
Если сравнивать тхэквондо и каратэ, в плане прикладной техники, чему бы ты отдал предпочтение?
Умение высоко бить ногами, двигаться, это лучше в тхэквондо, а вот в киокушин каратэ лучше обстоят дела с ударами руками в корпус, входы с руками в голову неплохие в шотокан каратэ, если к этому добавить серии из бокса, локти и колени из муай тай, то получится грозное оружие. Прибавьте к этому еще и борьбу из самбо, дзюдо или БЖЖ, в итоге выйдет тоже боевое самбо.
То джиу-джитсу, которым ты занимался, насколько оно оправдывает свое название «боевое»? помниться, с ударной техникой там все было плоховато, а вот как дело обстоит с борьбой?
Повторюсь, боевым джиу-джитсу я занимался очень мало. Но из того, что видел, могу судить, что отсутствие кихона, базы, ведет к корявой «ударной» технике, правда она компенсируется борьбой, которая там в разы лучше.
Кто ты по духу, каратист, тхэквондист?
Я отзанимался каратэ 19 лет, продолжаю занятия и по сей день. я использую японскую терминологию для удобства запоминания, такой стаж бесследно не проходит, это – моя жизнь. Но это уже не «чистое» каратэ, а каратэ, которое удобно лично мне.
Я стараюсь убирать минусы и пробелы этих стилей, например, где-то в тхэквондо логичнее связки и техника, но опять же… И там я ни в коем случае не являюсь фанатом, накалывающим себе корейский флаг, таскающим сумку с иероглифами тхэквондо и, учащим корейский язык.
Все же, мы – русские, у нас своя великая культура, а боевые искусства для меня просто техника.
Спасибо за интересные вопросы! Удачи тебе и всем практикующим будо! Осс!
budokarate.ru
Ю. Ю. Сенчуков Примечания:
Тэквондо ИТФ - одна из немногих систем, распространенных сегодня, которая ДЕЙСТВИТЕЛЬНО имеет под собой научную основу. По количеству вложенных в исследования средств и, что самое важное, по практическим реально применимым результатам этих исследований его превосходит, пожалуй, только Институт Кодокан-дзюдо - но Кодокан работает как минимум на 60 лет дольше. Из этих 60 лет 30 лет был центральным институтом японского государства по исследованию боевых искусств, фактически, решавшей вопрос, каким искусством быть, а каким - нет. Примечательно, что основатель дзюдо Кано был министром иностранных дел Японии - и точно так же генерал Чой Хон Хи (или в северном произношении, Чха Хон Ги) занимал тот же пост в Южной Корее, что обеспечило широкое распространение тэквондо по всему миру. Точно так же, как и дзюдо в Японии, тэквондо ИТФ считалось национальным искусством Кореи, его изучали в программе средних школ - и только причины политического характера (и последовавшее за этим изгнание Чой Хон Хи из Южной Кореи) прекратили эту работу. Государство не могло запретить тэквондо, которое так долго взращивалось, поэтому оно пошло на создание совершенно новой системы тэквондо - ВТФ, в которой Генерал не имел бы такого влияния . Но эта система, целью которой было в кратчайшие сроки затмить и "обойти" ИТФ, изначально имела очень узко специализирован- ную спортивную направленность, которая хотя и дала весьма впечатляющие результаты в разработке техник "высокой ноги", при этом имела множество недостатков. Главным среди них, несомненно, является то, что техника ВТФ в реальном бою имела и имеет очень ограниченные возможности применения, требует от бойца завышенных физических кондиций и при этом практически не обеспечивает его защиту. Это типичный спортивный стиль, могущий существовать лишь в искусственно созданных условиях и при всесторонней политической поддержке. Тэквондо ИТФ изначально создавалась именно как универсальная система рукопашного боя, с помощью своих "инструментов" способная выполнить практически любой прием или отразить практически любое воздействие. Многие особенности базы ИТФ (характерная "волна", удар без реверса, способ шага, постановка ноги при ударе, базовые положения рук, и многое другое), непонятные для новичка, потом, при проработке тактики, оказываются очень важными элементами, и четко встают на свои места, обеспечивая бойцу преимущество по скорости и устойчивости. Генерал был прежде всего человек военный - ИТФ разработана так, что дает возможность обучать базовым навыкам стиля огромные массы людей - поставь "квадрат" сто на сто человек - и даже при таком количестве вполне ясно будешь видеть, что рядовой Ким, двадцать пятый справа в семнадцатом ряду, ногу не доворачивает. Это поистине уникальное и очень удачное соответствие "движка" стиля и методики обучения. Ведь в подавляющем большинстве стилей воспитание бойца - процесс строго индивидуальный, то есть, работа изначально ведется штучная, количество учеников не может быть большим и растет очень медленно даже при вовлечении в преподавательскую работу старших учеников. Тэквондо же существенно ускоряет эти сроки. При этом техника действительно является очень удачной квинтэссенцией самых различных боевых искусств. Конечно же, вне всякого сомнения, основой системы является каратэ стиля Сетокан. И это не удивительно - сам Чой Хон Хи занимался Сетокан и имел 2 дан. Сетокан как часть школьной программы преподавался в корейских школах и после освобождения Кореи с незначительными изменениями сохранился под названием тансудо, причем количество занимающихся было очень велико. Так что избрание Сетокан в качестве основы нового стиля О До Кван вполне закономерно и оправдано. Обратите внимание: О До Кван - это и есть собственное название того стиля, который разработал Чой Хон Хи; "тэквондо" - название школы, а ИТФ - лишь название федерации. Причем само слово тэквондо произносится именно как тЭквондо, с четким взрывным "э". Так что произнесение "таеквондо" неверно: это лишь неправильное буквальное прочтение английской транскрипции корейского слова. Ежели читать таким макаром, то мы должны говорить "Нев Иорк", "Америца", "Кореа", "Сеоул", "Пионгиянг" вместо Пхеньян и т.д. и т.п., и другие тому подобные перлы. Дебильность журналистской братии просто поражает - ни один из них не смог за пятнадцать лет распространения этой системы и этого вида спорта на постсоветском пространстве правильно записать то, что слышал своими ушами. Если слышал, конечно, и если слущал вообще, что бывает редко. Но настоящим апофеозом этого идиотизма может считаться помещение в последних изданиях Большого энциклопедического словаря слова "тейк-вон-до" как названия этой боевой системы. То есть, выходит, что в русском языке теперь полагается писать именно так, с четырьмя ошибками. Конечно, словари тоже пишут люди, но меня всегда раздражает ситуация, когда из-за пары косоруких придурков всем остальным навязывается нечто несуразное. Но, к сожалению, так бывает слишком часто. Вернемся к теме: Основой методики и несомненной удачей генерала не кривя душой можно назвать систему формальных упражнений - тулей, разработанных на основе ката Сетокан (Хэйан, Канку, Тэкки). Слово "туль"(опять же, не "тыль") является корейским произношением китайского термина "таолу". Такое название еще раз свидетельствует о том, что связи тэквондо с ушу все-таки присутствуют - причем, как вы увидите в дальнейшем, связи вполне реальные и не только в области терминологии. Несмотря на явное и никем не отрицаемое происхождение от ката Сетокан, тули ИТФ имеют множество кардинальных отличий, передают важнейшие особенности тэквондо, и в результате ведут к совершенно иной тактике боя, совершенно иному пониманию техники, чем в каратэ. "Родимые пятна" Сетокана, которые, как вы знаете, мне всегда режут глаз и протих которых я всегда воюю, в системе тэквондо отсутствуют почти полностью. Фактически, тэквондо ИТФ - это самое лучшее, и самое эффективное, что можно было сделать из наследия Итосу и Фунакоси. И это теперь действительно СИСТЕМА. Техника движений, из которых состоят тули, гораздо более упорядочена и унифицирована, так что тули состоят из базовых приемов практически без исключений, которые так многочисленны в ката каратэ. Схема комплексов, как правило, стандартна, что облегчает работу, усложнение комплексов идет постепенно, в каждый из них вводится довольно малое количество новых элементов, что облегчает их усвоение - но в результате ученик может запомнить гораздо практически все тули и арсенал используемых им движений становится чрезвычайно велик. Это несомненный плюс методики тэквондо по сравнению с другими аналогичными системами - в частности, с каратэ. Осмелюсь привести одно сравнение, которое очень четко характеризует ситуацию: каратэ путается в элементах, доставшихся ему в наследство от ушу, как малыш в папкиных штанах - тэквондо же взяло на себя смелость отбросить и перекроить многие элементы и сшить себе штаны по фигуре. Да, какое-то количество материала было выброшено - но зато теперь штаны сидят по фигуре и мальчишка способен очень резво бегать. Культура движений, последовательно выработанная и отточенная при исполнении тулей, позволяет ученику в дальнейшем легко осваивать комплексы даже самых сложных стилей. Многие несомненно удивятся, - но в большинстве гонконговских фильмов о кунфу всех этих "орлов", "змей" и "тигров" играют тэквондоины, легендарный Брюс Ли изучал технику ног тэквондо по книгам Джуна Ри, а в самом Шаолине с 1986 года преподает технику ног северокорейский инструктор. Вопреки официальной пропаганде, от национального корейского искусства боя ногами тэккен в тэквондо ИТФ остались только некоторые не всем заметные элементы вроде положения опорной ноги и корпуса при высоком ударе. От каратэ пришел общий рисунок формальных комплексов-тулей, созданных на основе ката Итосу-кай и некоторые базовые положения. Но в технике рук, а особенно в ударе, просматривается отчетливое (и весьма удачное) влияние европейского бокса. Заметьте - на момент создания тэквондо тайский бокс был практически неизвестен, а такого единоборства, как кикбоксинг, еще не существовало. Более того - одним из "раскрутчиков" кикбоксинга в Америке, на его родине, был небезызвестный Джун Ри, получивший от Чой Хон Хи седьмой дан тэквондо, а впоследствии объявивший себя "отцом американского тэквондо". Так или нет - но отцом кикбоксинга его вполне назвать можно, поскольку техника ударов ногами в кикбоксинге восходит именно к тэквондо ИТФ, а не к каратэ, как многие полагают. Те, кто занимался кикбоксингом, знают, что каратистская классическая техника ударов ногами для него не годится - она малоподвижна, недостаточно сильна (сплошь и рядом боксерский удар кулаком оказывается сильнее и быстрее каратистского удара ноги), поэтому так или иначе она будет подвергаться переделке. С техникой же тэквондо такой проблемы нет. И секрет этого объясняется тем, что работая над техникой О До Кван, Чой Хон Хи исходил из соображений практической эффективности и изменил базовые движения с учетом тех особенностей, в которых заключалось преимущество бокса, который был достаточно широко распространен и в Японии, и в Корее, и которых он не мог не замечать. Техника стала более маневренной, удары в отличие от каратэ стали наноситься более "сверху вниз", а не "снизу вверх" (как принято в базе Сетокан), что дало возможность использовать эффект "напрыгивания", отталкивания от цели, что гарантирует большую силу удара при сохранении свободы и скорости перемещения. Дополнительной выгодой является то, что при принятом в тэквондо способе удара "волной" удается максимально вложить в удар вес тела. Очень проста, легка в обучении и практична техника перемещений, поворотов и разворотов, которая также построена на использовании эффекта "волны". "Волну", характерную для техники ИТФ, по праву можно считать одной из удачнейших находок и преимуществ тэквондо. Да, с точки зрения канонов каратэ она является несомненной "ошибкой". Однако она сделала возможным отказ от удара на реверсе вокруг оси позвоночного столба (реверс присутствует, но играет второстепенную роль), что позволяет избежать поперечных инерций, которые неизбежны при реверсе, и которые просто нечем компенсировать. Из-за этих инерций при реверсивном способе удара человек то и дело разворачивается к противнику боком, а то и спиной, возникают положения "отданной руки" и развала тела, затрудняется координация работы рук и ног, перемещений и ударов. "Волна" дает универсальный движок, не только лишенный всех этих недостатков, но и имеющий явные преимущества. Такой способ вложения силы в удар позволяет задействовать обе руки, активно вкладывать корпус, не опасаясь "провалиться", одновременно парировать и наносить удар, а при маневрировании в бою обеспечивает ряд несомненных тактических преимуществ, позволяя обогнать сторонника реверсивной техники на "срезании углов". Здесь стоит заметить, что техника "волны" могла прийти из китайских стилей, к примеру из синъи или из багуачжан, в котором "досыл" удара корпусом является одним из наиболее характерных действий - и лично я вижу некоторые параллели с багуачжан даже в перемещениях. Хотя, вообще-то говоря наклон корпуса в бою (за который лично мне так долго доставалось, как за ничем не обоснованную отсебятину, ото всех БИ-шных вумников) присущ боевой практике подавляющего большинства китайских стилей, и упоминается во многих рифмованных наставлениях и трактатах, как "спина дракона". Продолжая разговор об аналогиях, я хотел бы отметить несомненные параллели "волны" с техникой боя саблей или катаной - не с догматически-спортивным кэндо или его корейским аналогом комдо, а с реальной техникой рубки "крест-накрест", с основами которой сегодня знаком каждый исторический фехтовальщик. Так вот - техника парирования ударов, принятая в тэквондо, очень напоминает сабельную рубку "с оттягом", и выполняется на тех же принципах. И хотя сам Чой Хон Хи оружейной работы в свою систему официально не закладывал, здесь можно говорить от том же совпадении идеальных форм удара и базовых принципов работы - к примеру, тули тэквондо очень легко и просто переделываются под работу мечом, что я сам неоднократно и вполне успешно использовал при обучении людей рубке, а заложенные в них особенности "движка" обеспечивают быстрое понимание и надежное усвоение новых навыков. Для сравнения - техника каратэ для оружия подходит гораздо меньше, поскольку навыки существенно различаются - и это даже для "табельных" нунчаку, тонфы и бо, не говоря уж о мече. И все за счет "фирменной" особенности тэквондо, которую я считаю поистине гениальной находкой - а именно принципа "волны", позволяющей вложить в удар вес тела. Любое оружие требует такого вложения - и "волна" обеспечивает его как нельзя лучше. Разгадкой этого казуса, по-моему является тот факт, что система создавалась именно для прикладного использования в войсках - то есть, при разработке траекторий и способов ударов в расчет принималась возможность использования солдатом гранаты, ножа или саперной лопатки. Так вот - использование этих подручных орудий нисколько не нарушает "движка" тэквондо и предохраняет солдата от самоповреждений, чего, к примеру, каратэ с его изолированным движением рук при неподвижном корпусе обеспечить не может. Все мы помним фанатов, которые учились крутить нунчаки в мотоциклетных шлемах, и при этом все рано ходили в синяках. Волна же изначально дает почувствовать единство тела и оружия, при котором такие последствия являются досадной ошибкой, а вовсе не повседневной практикой. Здесь важно заметить, что использование в технике тэквондо ИТФ "волны" позволяет снова провести прямые аналогии с некоторыми важными принципами китайского внутреннего стиля синьи, в котором работа с оружием играет очень важную роль. Я понимаю всю спорность этого заявления, поскольку никаких свидетельств о том, что Чой Хон Хи изучал синьи, нет - и они вряд ли объявятся. Но в официальных заявлениях федерации тэквондо говорится о том, что тэквондо объединят в себе наиболее эффективные элементы каратэ, национальных корейских искусств и китайского ушу, а поразительное и слишком частое сходство движений (причем еще раз напоминаю - я видел их в исполнении самого Чой Хон Хи) заставляет думать о том, что связь вполне реальна - если и не с самим синъи, то с каким-то из множества других его ответвлений. По крайней мере, возможно, что изобретатель тэквондо пришел к аналогичным синъи формам в результате своих исследований. Кроме того, в синъи изначально присутствует работа с копьем и мечом - некоторые утверждают, что был период, когда оно было чисто оружейной школой. Таким образом, техника рукопашного боя синъи произошла из боя оружием, и прежде всего широкой саблей дао. Учитывая это, следует признать, что если Чой Хон Хи создавал свою систему независимо, то он, как мастер, тем более заслуживает уважения, поскольку получившаяся у него система обладает бонусными возможностями, которые он в нее закладывать не собирался. Здесь стоит заметить важную особенность "внутренних стилей". Используя минимальное количество движений, они ищут способы повышения их КПД "внутри" самого этого движения - то есть, "взращивают ци". Если исходить из моего утверждения, что "ци", применяющееся в БИ, не что иное, как координация и оптимизация работы костно-мышечных структур, то это самое "взращивание" из чего-то туманного и таинственного становится вполне ясной и понятной наработкой координации, постановкой удара. Таким образом, то или иное движение преобразуется в сторону наибольшей оптимальности, наибольшего КПД. Однако биомеханика для всех людей одинакова - и поэтому оптимальные формы удара также будут одинаковы, никуда от этого не деться. Таким образом, становится вполне объяснимым, каким образом совершенно разные люди в разных частях света (ни бума ушу, учебной литературы по синъи, ни видео в то время не было) в процессе решения одной и той же двигательной задачи пришли к одной и той же наиболее выгодной форме удара. Разница только в том, что при существующей методике подготовки каждый боксер в силу своего разумения находит оптимальную форму самостоятельно, снова и снова заново, поскольку тренер обычно передает ему только самые фундаментальные требования к удару (поэтому таких тренеров считают по пальцам - да и боксеров тоже), китайцы занимаются внутренними стилями в основном "для себя" и на соревнованиях не светятся, а в тэквондо... увы, в тэквондо в последнее время преобладает тенденция к отказу от работы руками, поскольку на соревнованиях техника ног оценивается выше - и поэтому людей, которые смогли бы применить на практике технику рук тэквондо, которая, кстати, составляет более 70% арсенала системы, сегодня немного. Разве что в Северной Корее должны быть. Кроме того, арсенал тэквондо состоит не только из одних ударов ногами и кулаками выше пояса, разрешенных в спортивных соревнованиях. Сегодня мало кто знает, что в арсенале системы присутствовал и обширный раздел хо-син-суль, то есть, прикладной самообороны, в который входили приемы, от соревнований очень далекие. В этом разделе присутствовали все броски дзюдо, техники боя на полу, разнообразные подсечки, болевые заломы и эффективные средства противодействия им, а также бой с несколькими противниками и разнообразные приемы боевого перемещения вроде прыжков через препятствия или забеганий по стенам. Отличительная черта приемов хо-син-суль ИТФ - жесткость и резкость исполнения, использование тех же самых унифицированных движений - и, как следствие, легкая сочетаемость с любыми ударами рук и ног из соревновательной базы. И этот раздел не был мертвым грузом - он активно развивался и изучался, а в тулях имеется множество элементов и приемов, прямо связанных с хо-син-суль. . И если бы речь шла о сравнении в поединке - несомненно, тэквондо и здесь бы оказалось на высоте, поскольку обеспечивает лучшее усвоение и практическое применение навыков. НО - для этого нужно понимать методику тэквондо и применять ее верно.
|
xn----7sbgiviwhc7ajy1i.xn--p1ai
Тхэквондо - современное боевое искусство
Одним из наиболее быстро развивающихся боевых искусств современности является тхэквондо. И доказательством этому — его включение в 1998 году, как вида спорта, в программу летних олимпийских игр. Появившись в Корее, тхэквондо очень быстро завоевало весь мир. Эта боевая система является очень структурированной и прививающей, как и большинство традиционных восточных боевых искусств, не только физические, а и высокодуховные принципы и умения. Этот спорт ставит своей целью улучшение душевного здоровье и качества жизни. На сегодняшний день тхэквондо является всемирно известным международным спортом.
Что значит тхэквондо
Видео: Тхэквондо на улице. Невероятные удары и махи ногами!
Прежде чем углубляться в специфику этого традиционного корейского боевого искусства давайте более подробно остановимся на смысле названия «тхэквондо». Это название состоит из трёх слов "Тхэ", "Квон" и "До ". "Тхэ" перводится как "нога", "Квон" обозначает"борьба" или "кулак" и "До" традиционно обозначает "путь". Соответственно, название «тхэквондо» можно перевести как «путь ноги и кулака». Исходя из названия этого искусства, можно вывести два постулата. Во-первых, тхэквондо - это способ правильно применять все части тела, и в первую очередь ноги и руки. Во-вторых, тхэквондо - способ с помощью борьбы управлять или сохранять мир. Он аналогичен русскому термину "рукопашный бой", то есть чрезвычайно широк по своему содержанию.
Короткая история возникновения единоборства
Принято считать, что тхэквондо, как боевая система начала развиваться на Корейском полуострове ещё около 5000 лет назад, и за это время имело несколько названий. Как и все традиционные восточные единоборства, тхэквондо создавалось, как сугубо оборонительное искусство. Изначально оно было известно под названиями "Субак" или "Tэккён".
Под названием "Сонбэ"это искусство развивалось в королевстве Когура, являясь способом тренировки тела и духа. В эпоху династии Силла, это искусство стало неотъемлемой частью «Хварангдо» - школы, воспитывающей правителей страны. Вне всякого сомнения, на развитие тхэквондо достаточно сильное влияние оказали боевые искусства других азиатских стран. И в первую очередь Китай и Япония. Из их боевых систем в будущее тхэквондо было взято достаточно много элементов.
Развитие тхэквондо в Кореи под оккупацией Японии
Вместе с тем, тхэквондо самобытное искусство и имеет много отличий, присущих только ему и отличных от боевых искусств других азиатских стран. До середины 20-го века тхэквондо развивалось в Корее под разными названиями в разных школах. Тяжёлый период выпал на долю как тхэквондо та к и всего корейского в период оккупации Корейского полуострова Японией, продолжавшийся 35 лет. В это время было запрещены все проявления не только корейских боевых искусств, то и корейской музыки, танцев, всего. За это время, традиционные корейские единоборства в значительной мере лишились духовной составляющей, оставив только голую физическую.
Южнокорейской генерал-лейтенант Чхве Хонхи, развивает БИ
Фотография генерала-лейтенанта Чхве Хонхи
После окончания ІІ-й мировой войны и освобождения Кореи от японских завоевателей началось возрождение этого древнего боевого искусства. Но как уже было сказано выше, не было единства в понимании и подходах к обучению. Так продолжалось до начала 50-х годов, когда после Корейской войны правительство Южной Корея поддержало идею унификации всех школ и, как результат, создании общенационального единоборства. Всю работу по кодификации фактически нового боевого искусства возглавил генерал-лейтенант южнокорейской армии Чхве Хонхи.
В 1955 году был проведён съезд руководителей всех школ на котором, в следствии, было принято название для нового боевого искусства - тхэквондо. Разработанных генералом Чхве Хонхи новый набор комплексов формальных упражнений был также принят на этом же съезде. Изначально к тхэквондо присоединилось три школы — сонмукван, чандокван и одокван, представителем которой был генерал. Остальные пять основных школ присоединяться отказались, видя в этом, справедливо нужно сказать, прямой путь к потере исторически сложившейся самобытности своих школ. Оппозицию возглавил глава школы мудуккван Хван Ки, организовавший за 2 года до этого Корейский Союз Тансудо. Но у генерала Чхве Хонхи всё-таки было преимущество.
Являясь генералом в армии, он активно распространял и пропагандировал тхэквондо среди своих солдат. Как известно, борьба с государством, как правило, обречена на провал. Не стал исключением и этот раз. Постепенно все остальные школы приказали долго жить и прекратили своё существование. Но упрямый Хван Ки сдаваться отказался и создал в 1960 году Корейский Союз Субакдо. Данная организация просуществовала недолго и через три месяца этот союз раскололся, и некоторые из его членов вместе с последователями генерала Чхве вошли в Корейский Союз Тхэсудо. Через 5 лет эта организация сменила название на Корейский Союз тхэквондо.
В 60-х годах генерал Чхве Хонхи, будучи на дипломатической работе, проводил большую работу по популяризации тхэквондо за пределами Республики Корея. Показательные выступления мастеров этого боевого искусства проводились в США, по всей Юго-Восточной Азии, и даже в ООН.
В 1966 году была организована Международная Федерация тхэквондо (ITF), целью которой была координация мероприятий по развитию тхэквондо вне Кореи. Её первым президентом также стал Чхве Хонхи. Но через год, в следствии конфликта с руководством Республики Корея Чхве Хончи покинул родину и штаб-квартира ITF была перенесена в Торонто.
Не последовавшие за отцом-основателем получили мощную поддержку от правительства Южной Кореи. Там же в 1973 году был проведен 1-й чемпионат мира по тхэквондо. А на следующий день после окончании этого чемпионата была основана Всемирная Федерация тхэквондо (WTF). Чхве Хонхи без поддержки государства было трудно развивать тхэквондо по версии ITF и он обратился за поддержкой к Пхеньяну. В КНДР делу внедрения и развития тхэквондо в версии ITF было придало примерно такие же масштабы, как в Южной Корее - развитию тхэквондо по версии WTF. В следствии внутренних разногласий ITF, как организация раскололась и штаб-квартира ITF была перенесена в Вену (Австрия).
Обучение в тхэквондо идет по пяти дисциплинам:
-
Пхумсэ — формальный комплекс
-
Щибом — техника показательных выступлений
-
Кёруги — спортивный поединок
-
Кепа — силовое разбивание твердых предметов руками и ногами
-
Хосинсуль — практика самообороны
Количество формальных комплексов в разных версиях тхэквондо разное. Так в WTF изучается 17 комплексов. А в тхэквондо по версии ITF официально 24 формальных комплекса. Что касается спарингов, то тут различия сводятся к тому, что в версии ITF они во многом напоминают свободное кумите в каратэ.
Экипировка
Защитные средства практически не используются. В тхэквондо по версии WTF спортсмены сражаются в "пластиковой броне" (надевают шлемы, наголенники, защиту паха и нагрудники). тхэквондо очень динамическое единоборство с большим количеством движений ногами и поэтому правила во всех версиях делают упор на максимально возможное использование ударов ногами.
Техника нанесения ударов, предпочтение ногами
Основные зоны поражение: корпус и голова. Удар ногой получает оценку выше, чем удар рукой, серия ударов руками оценивается как один удар; в серии ударов ногами каждый удар получает собственную оценку, а удар в прыжке стоит выше, чем удар нанесённый с земли.
Отсутствие защитного обмундирования в ITF позволяет применять "концентрированные" удары. ITFники более тщательно отрабатывают отдельные техники, во время спарринга имеют более прочную позицию, и часто проводят серию ударов одной и той же ногой. WTFники стараются вложить в каждый удар ногой массу всего тела. Их поединки выглядят более динамичными. Они постоянно перемещаются, а в сериях ударов, как правило, используют ноги попеременно. В тхэквондо все удары руками выполняются на короткой дистанции из позиции стоя, в прыжке или в крутящемся положении. Блоки выполняются руками, ногами и коленями.
Удары ногами выполняются из любого положения, но в основном на средних и длинных дистанциях. Так как определённое влияние на развитие тхэквондо оказали японцы, в этом единоборстве также существует система цветных поясов, как метод распознавания квалификации и умения бойца.
Уровни мастерства делятся на ученические (степень называется гып) и мастерские (дан).
-
Белый пояс — 10 гып — низшая ученическая степень
-
Белый пояс с желтой насечкой — 9 гып
-
Желтый пояс — 8 гып
-
Желтый пояс с зелёной насечкой — 7 гып
-
Зелёный пояс — 6 гып
-
Зелёный пояс с синей насечкой — 5 гып
-
Синий пояс — 4 гып
-
Синий пояс с красной насечкой — 3 гып
-
Красный пояс — 2 гып
-
Красный пояс с чёрной насечкой — 1 гып
Мастерские пояса, как и в японских боевых искусствах - чёрные (для достигших 14-летия соответствуют степени умения «дан»), не достигшим этого возраста получают мастерскую степень «пум» и чёрно-красный пояс. Мастерские степени идут с 1-го по 10-й дан.
Читайте также:
Кумдо - путь совершенства с мечом в рукахmoniteur.ru