История и Философия тхэквондо. Философия тхэквондо


О тхеквондо | Taekwondo ITF Находка

ИСТОРИЯ ТХЭКВОНДО. Тхэквондо:   태권도 (тэкуондо)-кор.  taekwondo (таеквондо)-англ. — современное корейское боевое искусство, созданное в 1950-х годах на основе  традиционных корейских единоборств. Тхэквондо – это защита без оружия и вид спорта, последователи которого мобилизуют свой потенциал и закаляют тело, приобретают технику использования рук и ног в любой критической ситуации и в любом месте.Ныне Тхэквондо вошло в жизнь многих стран мира. Цвет формы спортсменов – белый, он является символом корейской нации. Основное отличие от каратэ – большое количество ударов ногами. Hазвание в переводе с корейского означает «путь кулака и ноги». История развития тхэквондо будет представлена ниже в хронологическом порядке 2 разных периодов: история корейских боевых искусств до японской оккупации Кореи 1910–1945 и современная история тхэквондо. История корейских боевых искусств до японской оккупации Кореи 1910–1945 гг. Что представляли собой древние боевые искусства, упоминаемые в корейских летописях, такие, например, как Субак и Тхэккён, сейчас сказать трудно. За 35 лет оккупации многие традиции были утеряны.Изложенная ниже точка зрения на историю тхэквондо широко распространена в Корее. Она имеет своей целью приписать такому молодому искусству, как тхэквондо, многовековую историю. В русле общей тенденции Востока, – чем древнее, тем ценнее, — авторы истории тхэквондо чаще всего выдают желаемое за действительное. Так или иначе, исторические предпосылки развития тхэквондо таковы:  Зарождались воинские боевые  искусства в виде игр и религиозных обрядов. Устраивались состязания, подобные тем, что проходили в Олимпе, в Древней Греции.Около 2000 лет назад несколько племён на Корейском полуострове вошли в состав 3-х королевств: Пэкче, Силла и Когуре. Между королевствами возникли территориальные разногласия, приведшие к войнам за прилегающие территории. В Пэкче, Силла и Когуре стали создавать армии состоящие из обученных воинов. Возникли военные школы:  «Санбей» в Когуре и «Хваранг» в Силле, которые использовали боевое искусство как один из самых важных предметов обучения военному делу. Тренировки этих военных школ предназначались для молодёжи и превращали занимающихся в убеждённых воинов.В те времена в Когурё было хорошо развито боевое искусство — Тхэккён. По мнению ученых, свидетельства этому можно найти в исторических документах и наскальных рисунках, созданных в эпоху Когуре. В приемах этой борьбы присутствует множество ударов с использованием ног. Несколько позже в королевстве Силла техники Тхэккён стали использовать вместе с приёмами Субак. Субак — это одно из древних видов единоборств с использованием рук. Позднее, в период династии Коре (918~1392 гг н. э.) приёмы Тхэккён и Субак были систематизированы и стали использоваться как средство испытания воинов и как экзамен для поступления на воинскую службу.Состязания по боевым исскуствам получили название — Субаки. В период династии Чосон (1392-1910) и японского колониального господства до 1945 года, явление боевых исскуств вполне можно назвать эпохой «Субаки».Имеются свидетельства, что развитая техника работы ногами была широко известна в Корее, начиная 12 века, и во время Имджинской войны 1592-1598 гг.между Кореей и Японией мастера боевых корейских искусств выбивали вражеских всадников из седла ударом ноги в прыжке.Когда Корея была подчинена Японии, практика боевых исскуств была запрещена.Загнав корейские боевые исскуства в подполье на 35 лет, японцы оборвали в большинстве школ процесс передачи духовно-мистической практики, составляющую сокровенную суть любой традиционной школы.После ухода японцев в 1945 в Корее начался настоящий бум боевых искусств, но большинстве направлений уже преподавали только голую технику рукопашного боя, причём иногда, техника японских единоборств выдавалась за древнекорейскую. В этот период определились 4 основных школы боевых искусств Кореи:Мудуккван ,Чандокван, Сонмукван и Одокван.

Философия Тхэквондо

В последние годы значительно возросла агрессивность и упала мораль во всех слоях общества, особенно среди молодежи.Этому, конечно, много причин.

Многие психологи сегодня считают, что эта проблема происходит от безысходности.Аналитики, с другой стороны, указывают на то, что введенные в заблуждения люди являются разочарованной частью общества, которая ищет ценности во лжи, материализме, абсурдном мире войн и упадничестве.

Однако, к сожалению, люди, вместо конструктивного пути, их экстраординарная энергия и потенциал часто направлены на агрессию в слепом гневе, разрушение вместо созидания, или же бегстве прочь от всего этого путем самоизоляции через наркотики в собственный мир фантазий.

В настоящее время тенденция «сильный побеждает слабого» достигла своего предела.Очевидно, современный мир можно назвать «веком испорченности».

Очевидно, что этот феномен общества является не просто борьбой за выживание, а результатом сверхразвития матери- альной и научной стороны цивилизации.Сформировавшееся заблуждение молодежи в погоне за материальной и личной выгодой держит общество в страхе, хотя и играет основную роль в общественной жизни.

Тогда как это излечить? Нет нужды говорить, что это мо- жно сделать путем развития цивилизации как господствующего направления развития человечества наряду с развитием мате- риальной и научной стороны цивилизации.

Отдаленная цель Тхэквондо — в прекращении подавления слабых более сильными, что должно основываться на гуманнос- ти, справедливости, морали, мудрости и доверии; таким обра- зом это поможет в деле строительства более мирного общества.

Все люди, невзирая на возраст, сожалеют о том, что жизнь их столь коротка, и они не могут жить так долго, как сосны и черепахи.Справедливые люди, с другой стороны, признают тот факт, что справедливость не всегда берет верх над тирани- ей силы.

Однако существует два пути в решении этих проблем: первый — это через психическую дисциплину, второй — через физические тренировки.

Я искренне надеюсь, что с помощью Тхэквондо каждый приобретет достаточно сил для того, чтобы стать борцом за справедливость и бросить вызов разобщенности общества, что- бы поднять дух гуманизма на высочайший уровень.И в этом духе я посвящаю искусство Тхэквондо людям во всем мире.

Философия Тхэквондо базируется на этических, мораль- ных и духовных стандартах, посредством которых люди могут жить сообща в гармонии; искусство тулей вдохновляется идеа- лами и подвигами выдающихся личностей Корейской истории.Знаменитые военные и гражданские лидеры Кореи за прибли- зительно пять тысячелетий корейской истории никогда не посягали на своих соседей, хотя самоотверженно защищали собственную землю от вторжений врагов.Сюда же я включил имена патриотов, отдавших свои жизни за свободу и независи- мость Кореи в борьбе против японских оккупантов.

Каждый туль Тхэквондо выражает мысли и поступки этих великих людей, так что (ученики) занимающиеся Тхэквондо должны отражать правильно мысли тех, чьим именем назван каждый туль.

Поэтому Тхэквондо ни при каких обстоятельствах не должно использоваться для личных, агрессивных целей, как индивидуальных, так и групповых.Не должно использоваться Тхэквондо для коммерческих и политических целей.

Ниже сформулирована философия и руководящие принципы, которые являются краеугольным камнем Тхэквондо и должны вдохновлять всех серьезно занимающихся этим иску- сством:

1. Идите дорогой той, где трудней, и делайте свое дело достойно, если даже это требует преодоления трудностей.

2. Будьте добрыми со слабыми и жесткими с сильными.

3. Будьте удовлетворены теми деньгами, которые вы получаете, и тем положением, которое вы занимаете, но не мастерством своим.

4. Всегда доводите начатые дела до конца и в большом, и в малом.

5. Обучайте с желанием всех, независимо от религии, расы или идеологии.

6. Никогда не прибегайте к репрессиям и угрозам даже во имя благородной цели.

7. Обучайте мастерству действиями больше, чем слова- ми.

8. Всегда оставайтесь самими собой, даже если изменя- ются обстоятельства.

9. Будьте вечным учителем, который учит телом, когда молод, словами — когда стар, и моральным присутствием даже после смерти.

Генерал Чой Хонг Хи

kim-tkd.com

История и философия тхэквондо - История и философия тхэквондо

 /   /  История и философия тхэквондо

"ПУТЬ РУКИ И НОГИ" ЮЖНОКОРЕЙСКОГО ГЕНЕРАЛА

Быть учителем, который учит телом — когда молод, словами — когда стар, своими идеями — после смерти.

"ЦВЕТУЩИЕ ЮНОШИ"

CЧИТАЕТСЯ, что традиция боевых искусств в Корее началась с периода Трех государств — Конгуре, Пэкче и Силла, которые существовали на территории Корейского полуострова с I века до н.э. по 668 г. н.э. В каждом из них имелись собственные системы поединков. Наиболее известное государство — Силла, прославившееся своим военно-религиозным институтом хваранов (в переводе — "цветущая молодежь"). Это были юноши из дворянских семей в возрасте 14-15 лет. В мирное время они изучали канонические конфуцианские и буддийские тексты, распевали религиозные песни, а на войне были наиболее подготовленными боевыми отрядами, о подвигах которых существует много легенд в корейских летописях.

Тренировка "цветущих юношей" включала в себя не только упражнения в медитации, поэзии, музыке и танцах, но и занятия фехтованием, стрельбой из лука, борьбой. Задачей такой комплексной подготовки было воспитание совершенной, гармоничной личности, идеального государственного мужа.

В настоящее время в древней столице Кореи, городе Кенджу, существует так называемый Дом хваранов. Это большой комплекс с общежитиями, спортивными площадками, аудиториями. Каждую неделю там проходят сборы учеников старших классов, на которых они усваивают военно-патриотический дух древних воинов в условиях, максимально приближенных к тем, в которых жили настоящие хвараны.

С "цветущей молодежью" связано создание корейской системы фехтования. В летописях сохранилась история о том, как хваран по имени Хван Чхаллан, проникнув в столицу вражеского государства, начал исполнять сложный и необычный танец с мечом, чем привлек внимание окружающих. Слух об этом дошел до короля, который приказал доставить воина во дворец. Во время выступления перед королем хваран убил его, а сам погиб в схватке со стражей.

Некоторые воины учились не только открытому бою, но правилам тайной войны: маскировке, скрытному проникновению в лагерь противника, использованию в качестве оружия подсобных средств. Их называют "соса". Эти воины были предшественниками японских ниндзя, появление которых в Японии совпадает по времени с окончанием эпохи корейских хваранов.

Долгое время Корея подвергалась нашествиям со стороны соседей. Монголия, Китай и Япония в разные годы устанавливали свое господство на полуострове. Корейский народ вел бесконечные войны за независимость своей страны. Завоеватели каждый раз силой подавляли народные восстания.

В 1592 году на Корею обрушилось серьезное испытание — началась Имджинская война. В страну вторглась японская армия, боевые качества которой были в то время лучшими на Дальнем Востоке. Корейские войска терпели поражения. Меньше чем за полгода японцы захватили почти всю страну. Тогда на борьбу с захватчиками поднялся народ. Партизанские отряды "армии справедливости" нередко возглавляли местные мастера боевых искусств. "Дубина народной войны" изгнала захватчиков с Корейского полуострова. Но враг на этом не успокоился. Войны продолжались.

В 1905 году в Корее был установлен японский протекторат. Через 5 лет аннексированная страна превратилась в колонию Страны восходящего солнца. Началось уничтожение корейского менталитета: насильственно вводился синтоизм, имена людям переделывали на японский манер, а в школах на предмете "родная речь" изучался язык завоевателей.

Преследование корейского и насаждение всего японского проявлялось даже в боевых искусствах. Как атрибуты японского образа жизни в Корее появились залы для занятий дзюдо, кэндо, каратэ-до. Японцы делали все возможное, чтобы не допустить создания единого национального вида единоборств в Корее. За столетия войн на полуострове сложилась система корейских стилей — квонбоп, тэген, тосудо, тансудо, тэквонбоп и другие. Почти все они в большей или меньшей степени со временем влились в единый национальный вид, получивший название тхэквондо.

ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

ЦОЙ ХОНГ ХИ родился в 1918 году в бедной сельской семье. В детстве он был хилым и болезненным ребенком. Уже в раннем возрасте мальчик проявлял свой свободолюбивый характер. В 12 лет его исключили из школы за агитацию против японских оккупантов. После того как юный Цой был выдворен из школы, отец направил парня учиться каллиграфии к одному известному педагогу, который был также мастером античного корейского искусства борьбы ногами таэк-кйон. Мальчик совмещал уроки по каллиграфии с занятиями боевым искусством. В 1937 году его направили для продолжения учебы в Японию. В Киото девятнадцатилетний Цой приступил к изучению каратэ. Через два года упорных тренировок он стал обладателем первого дана, а к моменту окончания Токийского университета заслужил второй дан.

С началом Второй мировой войны юношу забрали в японскую армию. Молодой лейтенант Цой стал одним из создателей тайного движения за независимость Кореи, известного как Пхеньянское студенческое военное общество. Его арестовали и посадили в тюрьму. Находясь в заключении, он не только продолжал заниматься спортом, но и начал тренировать других арестованных. Как писал сам мастер, через некоторое время вся тюрьма превратилась в один большой тренировочный зал. В эти годы была заложена основа тхэквондо.

Закончилась война. В августе 1945 года Цой был освобожден из заключения и направлен в южнокорейскую армию инструктором по физической подготовке и рукопашному бою. В январе 1946 года его назначили командиром подразделения в одном из городов. Молодой офицер обучал своих солдат боевым искусствам.

Когда лейтенант Цой стал командиром пехотного полка, мастер начал распространять боевое искусство не только среди корейских, но и среди расквартированных американских солдат. Через четыре года ему присвоили звание полковника. У Цоя складывалась блестящая военная карьера. Все это время офицер изучает древние рукописи по корейским боевым искусствам. Мысль о создании единого стиля не покидала его ни на минуту.

На острове Зэджу Цой возглавил ударную пехотную дивизию, которая со временем стала авангардом армейского тхэквондо. На базе соединения был создан спортивный клуб для обучения военнослужащих. Мастер получил звание генерал-майора и был назначен руководителем крупнейшего в Корее спортивного клуба. Генерал Цой встречался с инструкторами, представителями многих школ и стилей, изучал методики и программы.

11 апреля 1955 года было официально объявлено о создании нового стиля боевых искусств — тхэквондо. В переводе с корейского языка тхэквондо означает — "путь руки и ноги". Мастер несколько лет лично занимался распространением боевого искусства в университетах и армейских подразделениях Кореи. В 1959 году тхэквондо выходит за пределы национальных границ. Основатель боевого искусства и 19 лучших бойцов совершили турне по Дальнему Востоку. Их поездка имела большой успех. Зрители были восхищены техникой.

Генерал познакомил с тхэквондо расквартированных в Корее американских солдат 7-й пехотной дивизии. Благодаря тренировкам пехотинцев, искусство было представлено в крупнейшей военной академии Вест-Пойнт.

В 1960 году генерал Цой возглавил военную разведку Южной Кореи. Под его командование были переданы особая ударная дивизия, а также пехотные, артиллерийские, моторизованные и авиационные школы. Во всех подразделениях Цой вводил тренировки по тхэквондо. Генерал издал первый в истории своей страны учебник по военной разведке.

Уволившись из армии в звании генерал-лейтенанта, Цой Хонг Хи начал работать на дипломатическом поприще. Будучи послом в разных странах, он старался представить свой стиль на международном уровне. Вместе с ним страны посещала показательная команда спортсменов.

Его приглашали для обучения спортсменов в Италию, ФРГ, Вьетнам, Турцию. Во многих странах стали открываться школы тхэквондо, появляются национальные федерации, проводятся соревнования. Министр обороны Ирана попросил Цоя направить квалифицированных инструкторов в иранские вооруженные силы. Телохранителей кубинского лидера Фиделя Кастро также тренировали мастера тхэквондо.

В 1988 году основатель и демонстрационная команда посетили с показательными выступлениями Москву. И уже в следующем году были созданы национальные и региональные федерации. В 1991 году в Российской государственной академии физической культуры была введена специализация тхэквондо, где проходят обучение будущие профессиональные тренеры-преподаватели этого вида. Всю свою жизнь генерал Цой посвятил созданному им боевому искусству.

"На духовном уроне тхэквондо выросло из традиций этических и моральных принципов восточной философии. Меня переполняет гордость, что сумел прожить в строгом соответствии с собственными моральными убеждениями. Я старался сражаться на стороне справедливости, не испытывая страха, и убежден что это стало возможным только благодаря могучей силе воли и непобедимому духу, которые я приобрел, занимаясь тхэквондо", — писал генерал Цой Хонг Хи.

Когда ему исполнилось 80 лет, генерал бросил курить, но ежедневные тренировки он не прекращал. До последнего дня своей жизни Цой Хонг Хи проводил мастер-классы для спортсменов. Генерал написал главную книгу своей жизни — "Энциклопедия тхэквондо". В 2002 году патриарх скончался. Тысячи людей пришли проводить генерала, дипломата, учителя тхэквондо.

ИТФ, ВТФ И ДРУГИЕ ФЕДЕРАЦИИ

Долгие годы генерал Цой потратил на создание единого корейского боевого искусства. Ему удалось объединить различные стили и виды. Однако еще при жизни мастер не смог сохранить тхэквондо в единой федерации, без ответвлений и разнообразных направлений.

В 1966 году была организована Международная федерация тхэквондо (ИТФ), в которую вошли Вьетнам, ФРГ, Малайзия, Сингапур, Турция, США, Италия, Египет и Корея. Возглавил, кстати, на то время единственную организацию сам генерал Цой.

В это время президентом Южной Кореи был генерал Пак Чжон Хи. Когда он в третий раз стал главой государства, подтасовав результаты выборов, генерал Цой в знак протеста уехал в Канаду и перевел туда же штаб-квартиру федерации ИТФ.

С этого времени начались распри в тхэквондо. В Южной Корее была создана Всемирная федерация — ВТФ. Именно это направление в России обычно называют "тхеквон-до". И чтобы подчеркнуть разницу между федерациями, в ВТФ были разработаны новые базовые комплексы, введены изменения в технику, терминологию, ритуалы и даже в покрой формы для занятий.

Еще большему разрыву содействовала ориентация ВТФ на развитие стиля только как вида спорта, что привело к изменениям в правилах соревнований, в технике и методике обучения. Например, программа соревнований в ВТФ ограничивается только поединками.

Генерал Цой мечтал, чтобы тхэквондо признали олимпийским видом спорта. Для этого он не раз подавал заявки в Международный олимпийский комитет. На рубеже веков его мечта сбылась. Но соревнования на играх проводятся по правилам ВТФ. Спортивные чиновники посчитали, что это направление наиболее зрелищное. По данным исследователей, тхэквондо, например, на Олимпиаде в Сиднее было одним из самых посещаемых болельщиками видов спорта. На Играх 2000 года таэквондисты из России завоевали две медали — золотую и серебряную.

После создания ВТФ количество федераций стало множиться не по дням, а по часам, и в настоящий момент только в США их насчитывается более трех десятков. Некоторые из них частично сохраняют первоначальную технику (например, Глобальная федерация тхэквондо — ГТФ), некоторые изменили все, кроме названия. Но в том виде, в котором это боевое искусство было создано, оно существует только в Международной федерации, которую всю свою жизнь возглавлял генерал Цой Хонг Хи.

История и философия тхэквондо

www.blackbelt.ru

Философия Тхэквондо | Тхэквондо Ижевск

Хотя дословный перевод слова Тхэквондо — искусство владеть ударом ногами и руками, это не более чем буквальный перевод. В Корее под DO подразумевается философский подход к жизненному пути, путь в проникновение сущности чего-либо.

Настоящий ученик Тхэквондо распространяет это искусство на все стороны своей жизни, для достижения гармонии с природой и таким образом стабильной и мирной жизни. Тхэквондо это не просто превосходный способ самозащиты, это также и образ жизни. Эти характерные особенности можно проследить еще до времен влияния Буддизма и его цели — «господства над самим собой». С помощью философии Тхэквондо ученик может освободиться от своего «я» и жить в гармонии с вселенной. В центре этой философии стоит концепция взаимодействия двух противоположных сил природы (Инь и Ян). Самообладание достижимо только при условии, что эти силы равны, что в результате приводит к равновесию и гармонии. Однако когда преобладает только одна из сил, результат — душевное расстройство, что означает разлад или неудачу.

Тхэквондо впитало в себя богатое философское учение Востока. Суть его можно определить так: «Всё во вселенной взаимосвязано». Жизнь человека богата и разнообразна. В ней находится место для добра и зла. Дело самого человека, по какому пути следовать; главное — помнить, что душа бессмертна, и жизнь дана для того, чтобы освободить ее от пороков, иначе за твои грехи будет страдать другой, а, в конечном счете, ты сам.

Тхэквондо — один из путей к достижению гармонии. Совершенствуя свое тело, в которое заключена душа, человек помогает ей обрести спокойствие, не отвлекаться на посторонние проблемы, связанные с болезнями и ее несовершенством.

Тхэквондо также учит важности быть ответственным и честным для достижения гармонии с обществом. Настоящий ученик Тхэквондо это тот, который знает как вести себя в любом месте и в любое время. Очень важно отметить, как необходимо, чтобы в нашем мире были искренние и заслуживающие доверия люди. Это такие люди, с которыми вероятно Тхэквондо более всего ассоциируется. Это должно быть отличительным признаком, по которому любой может узнать настоящего ученика Тхэквондо.

Тхэквондо в руках плохого человека — опасное оружие. Поэтому усвоение и соблюдение морально-этических принципов тхэквондо имеет первостепенное значение.

Главное — победить себя, свои недостатки и пороки (Конфуций). Отрешенность как способность человека не поддаваться субъективным чувствам, эмоциям, таким как жадность, злоба, страх, зависть, трусость.

Стойкость и гибкость: осознание правоты, справедливости своей позиции помогает быть стойким, но стойкость без гибкости напоминает упрямство, гибкость придает стойкости больше прочности.

Ни одним человеком, ни группой людей Тхэквондо никогда не должно использоваться в эгоистических, агрессивных или жестоких целях. Также Тхэквондо никогда не должно использоваться в коммерческих и политических целях.

Есть следующие философские принципы, которые будут краеугольными камнями и, по которым все настоящие ученики этого боевого искусства должны жить:

- Быть полным решимости идти, хотя путь будет трудным, и делать то, что нужно делать, хоть это будет нелегко.

- Быть внимательным к слабым и суровым к сильным.

- Быть удовлетворенным тем положением и деньгами, которые имеешь. Никогда не быть удовлетворенным своим мастерством.

- Всегда завершать начатое дело, будь оно большим или малым.

- Быть всегда готовым учить любого, независимо от религии, расы и идеологии.

- Никогда не поддаваться давлению или угрозе при осуществлении благородной цели.

- Учить мировоззрению и навыкам делами, а не словами.

- Всегда оставаться собой, даже когда обстоятельства жизни меняются.

- Всегда быть учителем, который учит телом, когда молод, словами — когда стар, духовными заповедями — после смерти.

Тхэквондо — путь к истине, истина в совершенствовании души, совершенствование души невозможно без этих качеств!

tkd18.ru

Философия тхэквондо | ТХЭКВОНДО В ЧЕЛЯБИНСКЕ

Путь боевых искусств — это процесс превращения обычного человека в воина. А как выразился дон Хуан в книге Карлоса Кастанеды, «стать воином — значит сознательно выработать у себя набор специфических качеств и соответствующее этим качества поведение». Масутацу Ояма сказал по существу то же самое, но иными словами: «путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику». Занятия боевыми искусствами позволяют удовлетворять те глубинные потребности, которые определяют все человеческие поступки. Эти потребности разделяются на три основные группы: витальные, социальные и идеальные (или духовные).

Философия тхэквондо в Челябинске

Удовлетворение витальных потребностей (от латинского слова «вита» — жизнь) обеспечивает биологическое существование индивида. Признание со стороны себе подобных (что связано с понятиями популярности, любви, власти, авторитета) относится к социальным потребностям. Что же касается третьей группы, то именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того, что в совокупности составляет смысл жизни. Так вот, прикладной аспект боевых искусств (то, что в Будо называют «дзюцу» — техника, приемы) отвечает инстинкту самосохранения, присущему человеку как виду живых существ. Практика соревнований, показательных и трюковых выступлений («сиай»), а также исполнение роли наставника, главы школы или федерации соответствует той стороне человеческой природы, которая жаждет признания окружающими ее достижений и личных качеств. Наконец, третий аспект боевых искусств, именуемый «Путь», связан с совершенствованием личности, с поиском смысла жизни, с обретением духовных ценностей. Принципиально важно то, что в рамках одних школ эти стороны боевых искусств сливаются воедино, в других же (и таких большинство) реализуются по отдельности: только техника боя, только спорт, только психофизическая практика.

Говоря о человеческих потребностях, следует особо подчеркнуть, что человек отличается от животных не витальными и даже не социальными потребностями, а идеальными. Иными словами, в каждом из нас тем больше человеческого, чем сильнее наши поступки определяются стимулами духовного плана. В конечном счете (потому что на первый взгляд это не очевидно) жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремления к власти или к славе — все это в людях от первобытного стада человекообразных обезьян. Для того, чтобы пройти «школу боевого искусства», понимаемую лишь как определенную техническую систему, не требуется ничего иного, кроме времени, здоровья и усердия. Для овладения «голой» техникой, приемами нападения и защиты, образ жизни адепта, наличие либо отсутствие у него совести, чести, чувства красоты и прочих духовных качеств не имеют никакого значения. Хватило бы ему физиологических ресурсов сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, не получил бы он на тренировках тяжелую травму, достало бы ему упорства. А вот для того, чтобы все три аспекта боевых искусств (дзюцу, сиай, до) соединить в одно целое, чтобы пойти значительно дальше техники конкретной системы — для этого преображение психики и тела через аскетизм, нравственный образ жизни, непрерывный психический и физический тренинг абсолютно необходимы. В результате человек будет оставаться грозным бойцом до глубокой старости, а не до обычных 30 — 40 лет.

В условиях современного этапа развития нашего общества все явственней проявляется «культ» грубой силы, агрессивности и вседозволенности у той категории людей, которые начинают заниматься каким-либо боевым единоборством, будь-то борьба, бокс, каратэ или тхэквондо. В особенности это заметно у подростков, с их еще неокрепшей психикой, формирующейся личностью и периодом полового созревания. Все это ведет к еще большему упадку нравственности в обществе а, как известно, нравственное воспитание – основное направление всестороннего возвышения человека. И не только человека отдельного, индивидуального. Это и путь совершенствования общества в целом.

Решить проблему совершенствования личности человека в боевых единоборствах может тхэквондо, при условии, что будут соблюдены определенные условия его овладения. Современное тхэквондо – это восточная система самозащиты, Олимпийский вид спорта и боевое искусство (этико-философский аспект). К сожалению, инструктора тхэквондо не всегда осознают важность именно целостного подхода в преподавании этого единоборства. Часто это становится причиной потери интереса к занятиям тхэквондо, либо все сводится к спорту или рукопашному бою. Человек, прошедший подготовку в тхэквондо или в любом другом виде боевого единоборства, всегда будет иметь при себе физическое и психологическое оружие, невидимое постороннему взгляду, а потому не менее мощное и опасное, чем самое современное оружие. Общество должно быть гарантировано от случайного или необдуманного применения такого оружия. В связи с этим, уже во времена зарождения боевых единоборств ставилась задача не только развить физические и бойцовские качества человека, занимающегося искусством поединка, но и сформировать высокий морально-этический облик с твердой волей и самодисциплиной. В противовес обязательным для каждого практикующего боевые единоборства, навыкам максимально жесткого и агрессивного поведения в бою, применялась идея следования философско-этическому «Пути Воина» или «Пути Боевых Искусств».

Философия Пути Боевого Искусства представляет собой специфическое мировосприятие, и как таковое, оказывает влияние на весь образ жизни человека, начиная от взглядов и представлений и заканчивая ориентацией в практической деятельности. Она объединяет и упорядочивает самые различные духовные и морально-этические образования: мифологию, религиозные представления, научные теории, высшие нравственные ценности, житейский опыт многих поколений мастеров боевых единоборств. Философия боевых искусств является, прежде всего, философией экзистенциализма, то есть философией жизни и практического опыта. Исходя из всего выше сказанного, нужно подчеркнуть, что не идеологические доктрины, не чужие обычаи и верования восточных народов, а именно житейская философия древних мудрецов и мастеров боевых искусств, неотделимая от всего их образа жизни, представляет собой философию боевых искусств. Необходимо помнить, что наивысшей целью в боевых искусствах является не количество побед и накачанные мышцы, а формирование целостной гармоничной личности и философского мировоззрения.

Вот, например, поразительное по своей гениальной простоте и наполненности внутренним смыслом изречение Бусидо (учение о Пути воина): «Великая победа – та в которой не проливалась кровь, лучшая победа – победа над самим собой …» И это не просто, высокие слова . Человек , серьезно занимающийся каким-либо боевым искусством, делает ставку прежде всего не на победу над противником, а на победу в схватке со своей слабостью, ленью, в схватке со всеми своими отрицательными качествами. Таким образом, можно сказать, что основной концептуальной идеей философии боевых искусств является то, что это искусство за время занятий сделает с занимающимся, а не то, что с помощью боевого искусства можно сделать с кем-то другим! Кроме того, любое боевое искусство может быть успешно применено в качестве единоборства, то есть позволит защитить жизнь и честь свою, и своих близких. Позволит уцелеть в бою и реализовать через систему боя путь к высшим ценностям, откроет дверь, ведущую к вершинам самосознания, самосовершенствования, познания собственного тела и духа, и ко многим другим вершинам!

Философский аспект тхэквондо как боевого искусства представлен следующими принципами:

1. (ИН): физическое и духовное познание собственного «Я» и окружающей действительности , посредством овладения тхэквондо и постижения философии боевых искусств. В философии тхэквондо принцип «познание» также заключается том, что учителю необходимо глубоко и основательно объяснять ученикам связь учения с жизнью , с практическим применением в жизни не только боевые умения , но и умения руководствоваться нравственными категориями в разрешении различных конфликтов . В связи с тем , что в подростковом возрасте начинает формироваться абстрактное мышление , то у тренера появляется возможность раскрывать ученикам основы мировоззренческих этико-философских аспектов боевых искусств на примерах из жизни древних и современных мастеров единоборств в виде бесед , лекций , коротких рассказов до и после тренировки , перед выполнением сложного или опасного задания . «Примеры из жизни мудрецов и мастеров боевых искусств непременно подводят человека к размышлению и глубинному пониманию жизненной философии стремящегося к совершенству . Показывают путь к идеалу , прообразом которого служат многие герои старинных народных преданий и легенд , рыцарских саг и баллад и так далее .».Примеры терпения , упражнения , стиля жизни и образа мыслей способствуют формированию у подрастающего поколения мировосприятия и мировоззрения в духе философии боевых искусств , то есть в духе физического и духовного познания собственного «Я». Все это подразумевает изучение не только техники и тактики боевого единоборства , но и знакомство с историей , литературой , культурой , а также кино- и видеоматериалами на данную тему.

2. (ДОК): совершенствование характера духовным и моральным воспитанием ( вежливости , скромности , чувства чести). Путь к идеалу , прообразом которого могут служить как древние , так и современные мастера боевых искусств. Железная дисциплина , не как вынужденное следование определенным правилам и традициям , но как осознанный выбор образа жизни , основанный на глубоком понимании сущности законов оптимальных взаимоотношений человека с миром и с самим собой . Сознательная дисциплина бойца в тхэквондо с целью воспитания своего духа во многом схожа с концепцией безупречности в философии Карлоса Кастанеды: «Безупречность – это особое состояние духа и принципиальный этап в развитии человеческой психики. Это трансформация практически всех жизненных установок личности , влекущая за собой явление нового существа , психически , эмоционально и духовно преображенного.» Именно безупречность и сознательная дисциплина формируют производные, индивидуальные, неразрывно связанные с целостными основными качествами личности показатели жизнедеятельности подростков – прилежание и успешность. Прилежание и успешность вместе с главными определяющими качествами и свойствами, такими, как убежденность, стойкость и целеустремленность моральной направленности личности определяют критерии индивидуальной нравственной воспитанности подростка. Постижение принципа «воспитание» во многом согласуется с социальной мотивацией подростков, так как подразумевает, кроме всего прочего, культивирование в индивиде всего человеческого, освоение и внутреннее принятие общественной морали, которая регулирует его внутреннее поведение, помогая оптимально адаптироваться в социуме.

3. (ЙЭ): укрепление тела и духа искусством борьбы. Необходимым является регулярное участие в тренировках и следование обязательным правилам . Это приучает к дисциплине , терпению , настойчивости . Тогда формируется позитивная психическая установка , которая не позволяет без причин использовать умения борьбы как грозное оружие. Необходимым является активное участие в тренировках и соблюдение установленных правил. Это приучает подростков к дисциплине, терпению, настойчивости. Формируется позитивная психическая установка, которая не позволяет без причин использовать знание тхэквондо как грозное оружие для низменных целей. Происходит перенос акцента с того, что с помощью боевого искусства можно сделать с кем-то другим, на то, что это боевое искусство в процессе занятий сделает с тобой. Принцип «совершенствование» включает в себя следование пути гармонизации «ИНЬ-ЯН», то есть гармоничное сочетание и развитие в процессе тренинга внутренней (воля) и внешней (тело) силы, физического и духовного, интеллектуального и интуитивного и т.п. Интегральный тренинг здесь осуществляется посредством гармоничного сочетания технико-тактической подготовки, повышения функциональных возможностей организма и психотренинга (аутогипноидеомоторика, концентрация, медитация). Духовное и физическое совершенствование являются для подростков основными личностными мотивами, наряду с идеальными потребностями и укреплением самосознания. Это мотивационный тренинг личностной направленности. Принцип «совершенствование» подразумевает овладение тхэквондо в его целостности, то есть совершенное владение боевыми навыками единоборства, успешные выступления на соревновании и постижение этико-философских аспектов боевых искусств.

4. (ДО): «Путь» имеющий начало, но не имеющий конца. Процесс самореализации и внутреннего самораскрытия в жизни. Практика использования боевых искусств как системы психотренинга, призванная превратить интуицию человека в постоянно действующий фактор и через психосоматический и биоэнергетический баланс достичь состояния «просветленного сознания». Это и есть высшая точка слияния агрессивного боевого единоборства и философских морально-этических категорий «Пути воина». Вообще, любое боевое искусство, включающее в себя идею следования «правильному Пути» — это, прежде всего, состояние ума, образ жизни, философия. Им нужно заниматься для самосовершенствования, а самосовершенствование, как и Путь, может длиться всю жизнь. Не может быть вершины, точки покоя. В восточных единоборствах существует такое высказывание: «Обучая ученика технике, учитель должен быть настойчивым. Объясняя ученику, когда он может ею воспользоваться, учитель должен быть добрым. Показывая ученику правильный Путь, учитель должен быть терпеливым!» Воин, в его философском понимании, противостоит врагу не внешнему, а внутреннему (лень, страх, чувство собственной важности, жалость к себе, потворство своим недостаткам и слабостям).

Известный мастер айкидо Морихей Уэсиба писал: «На первый взгляд может показаться, что боевое искусство – это искусство боя, войны, но на более высоком уровне боевое искусство – это искусство Мира, которое начинается с самого человека. Искусство Мира – это жизнь, а жизнь это развитие и рост. Если мы перестаем расти технически, умственно или духовно мы приближаемся к смерти. Все законы мироздания, все законы вселенной живут в человеке. Жизнь сама по себе есть истина и искусство. Боевое искусство – это искусство истинной жизни. Этика и философия боевых искусств – это этика и философия Жизни!»

tkd174.ru

Философия тхэквондо. Клуб "Квон" - тхэквондо в Петропавловске, Казахстан

  • Главная/
  • О тхэквондо/
  • Философия тхэквондо ИТФ

Философия тхэквондо ИТФ

Даны - ступени мастерства в тхэквондо. Но, не стоит думать, что человек обладающий первым даном является мастером тхэквондо. В данном виде боевого искусства первый, второй и третий даны рассматриваются как начальные степени мастерства. Люди обладающие этими данами в достаточной степени овладели техническими навыками тхэквондо, но говорить, что они мастера еще рано. В аттестационные требования при сдаче с первого по третий даны входят только технические приемы и знания истории тхэквондо. Спортивные достижения будут являються рекомендацией к аттестации на с первого по третий дан, но аттестационная комиссия не может ознакомится с духовным миром претендента.

Начиная с четвертого дана человек занимающийся тхэквондо входит в сонм мастеров. Для того, чтобы пройти аттестацию на четвертый дан нужно сдать обязательный теоретический тест. В виде теста может быть как письменный экзамен, так и реферат. Помимо технических и методологических нормативов есть временной ценз, когда тхэквондист может стать обладателем четвертого дана минимум через семь лет после того, как начал заниматься тхэквондо, но на самом деле это происходит намного позже. Данный подход к присвоению четвертого дана помогает оценить как физические и умственные способности человека, так и оценить его духовный мир.

Обладатели 7-го, 8-го, 9-го данов - это великие мастера, которые разбираются во всех тонкостях тхэквондо. Люди обладающие такими высокими данами уже имеют своих учеников, которые обладают с первого по шестой данами, собственные школы тхэквондо, под их руководством регулярно проводятся семинары для спортсменов, инструкторов, судей. Как правило, люди обладающие старшими данами, имеют научные степени и звания по тхэквондо.

kwon.kz

Ставропольская федерация тхэквондо

Хотя дословный перевод слова Taekwondo – искусство владеть ударами ногами и руками (Tae – ударить ногой, Kwon – ударить рукой, DO – путь, искусство) это не более чем буквальный перевод. В Корее под DO подразумевается философский подход к жизненному пути, путь для достижения прозрения.

Настоящий ученик Тхэквондо распространяет это искусство на все стороны своей жизни для достижения гармонии с природой и таким образом стабильной и мирной жизни. Тхэквондо это не просто превосходный способ самозащиты это также и образ жизни. С помощью философии Тхэквондо ученик может освободиться от своего «я» и жить в гармонии со Вселенной. В центре этой философии стоит концепция взаимодействия двух противоположных сил природы (Инь и Ян). Самообладание достижимо только при условии, что эти силы равны, что в результате приводит к равновесию и гармонии. Однако, когда преобладает только одна из сил, результат – душевное расстройство, что означает разлад или неудачу.

В современном обществе вероятность того, что ты попадешь в ситуацию с угрозой для твоей жизни, на много меньше, чем во времена, когда Тхэквондо только зарождалось и развивалось. Потратить несколько лет своей жизни за шанс, что ты защитишь себя в экстремальном случае смертельного нападения, может показаться высокой ценой. Поэтому главным мотивом изучать Тхэквондо должна быть духовная сторона Тхэквондо. Для некоторых мотивом может быть поддержание физической формы или желание тренироваться и достичь определенных результатов в спорте. Тхэквондо очень хорошо подойдет под нужды таких людей, однако настоящий ученик никогда не должен забывать важную роль философской и духовной сторон Тхэквондо также как и физической. Любой, кто совершит эту ошибку не испытает на собственном опыте всех преимуществ, которыми может одарить это искусство настоящего ученика.

Тхэквондо также учит важности быть ответственным и честным для достижения гармонии с обществом. Настоящий ученик Тхэквондо это тот, который знает как вести себя в любом месте и в любое время. Очень важно отметить, как необходимо, чтобы в нашем мире были искренние и заслуживающие доверия люди. Это такие люди, с которыми вероятно Тхэквондо более всего ассоциируется. Это должно быть отличительным признаком, по которому любой может узнать настоящего ученика Тхэквондо.

Тхэквондо, как и другие виды боевых искусств Востока, развивались в регионе, где культуры народов находились во взаимосвязи и обогащали друг друга. Поэтому боевые искусства имели общие корни.

Следует рассматривать восточные боевые искусства как стройную систему, как учение, путь. И тогда становится понятным изречение:

"Овладеть Тхэквондо как оружием можно за 6 месяцев, как физической культурой - за 2 года, как искусством - нужна вся жизнь"!

Тхэквондо впитало в себя богатое философское учение Востока. Суть его можно определить так: "Всё во вселенной взаимосвязано". Человек - часть Вселенной. Смысл жизни заключен в совершенствовании души. Совершенствуя душу, человек совершенствует Вселенную. Жизнь человека богата и разнообразна. В ней находится место для добра и для зла. Дело самого человека - по какому пути следовать; главное - помнить, что душа бессмертна, и жизнь дана для того, чтобы освободить ее от пороков, иначе за твои грехи будет страдать другой, а, в конечном счете, ты сам.

Тхэквондо - один из путей к достижению гармонии. Совершенствуя свое тело, в которое заключена душа, человек помогает ей обрести спокойствие, не отвлекаться на посторонние проблемы, связанные с болезнями и ее несовершенством.

Тхэквондо дает возможность человеку изменить мир, изменив себя.

Тхэквондо в руках плохого человека - опасное оружие. Поэтому усвоение и соблюдение морально-этических принципов тхэквондо имеет первостепенное значение.

Главное - победить себя, свои недостатки и пороки (Конфуций).

  • Отрешенность как способность человека не поддаваться субъективным чувствам, эмоциям, таким как жадность, злоба, страх, зависть, трусость.
  • Стойкость и гибкость: осознание правоты, справедливости своей позиции помогает быть стойким, но стойкость без гибкости напоминает упрямство, гибкость придает стойкости больше прочности.
  • Мужество: "Знающий, что справедливо, но не осуществляющий этого на деле, проявляет отсутствие мужества" (Конфуций).
  • Спокойствие и уравновешенность.
  • Искренность (честность): "Искренность - есть начало и конец всех вещей, без нее ничто бы не могло существовать".

Главная цель Тхэквондо - силой, основанной на человечности, справедливости, мудрости, духовности и доверии, прекратить подавление сильными слабых, и тем самым способствовать построению лучшего общества. Ни одним человеком, ни группой людей Тхэквондо никогда не должно использоваться в эгоистических или агрессивных целях, не должно превращаться в коммерцию или в средство политического давления.

В Тхэквондо установлены следующие философские принципы, по которым все серьезно занимающиеся Тхэквондо должны строить свою жизнь:

  • Быть полным решимости идти, хотя путь будет трудным, и делать то, что нужно делать, хотя это будет нелегко.
  • Быть снисходительным к слабым и требовательным к сильным.
  • Быть удовлетворенным тем положением и теми деньгами, которые имеешь. Никогда не быть удовлетворенным уровнем своего мастерства.
  • Всегда завершать начатое дело, будь оно большим или малым.
  • Быть всегда готовым преподавать Тхэквондо любому достойному человеку независимо от его религии, расы и идеологии.
  • Никогда не поддаваться давлению или угрозе при осуществлении благородных намерений.
  • Учить мировоззрению и правильным навыкам не словами, а своими поступками.
  • Даже в сложных жизненных обстоятельствах всегда оставаться самим собой.
  • Быть учителем, который учит телом, когда молод, словами - когда стар, своими идеями - после смерти.

Тхэквондо - это не просто единоборство. Оно сочетает в себе две стороны: физическую и духовную. Физическая сторона определяет развитие и совершенствование владения телом. Духовная сторона определяет, формируемые в процессе роста, жизненные ценности, характер и дух.

taekwondo26.ru

история, философия и дух taekwondo

   История и философия тхэквондо

 

   Предки корейцев проживали в нескольких племенных образованиях на территории Корейского полуострова и северо-востока Китая. В борьбе за существование первобытные люди вынуждены были развивать свою силу и ловкость, интуитивно создавая систему физических упражнений, укрепляющих организм и оттачивающих разум.    После изобретения оружия, с помощью которого можно было добывать пищу и защищаться от нападения диких животных, человек продолжал совершенствовать технику самозащиты в различных играх и шаманских обрядах. Постоянно подражая защитным и нападающим стойкам животных, древние люди научились в бою пользоваться руками, создавая тем самым древнейшую форму тхэквондо.    Пение, ритуальные танцы и игры во время празднеств стали приобретать соревновательный характер, постепенно превратившись в состязания наподобие Олимпиад древних греков, которые также носили ритуальный характер. Историки предполагают, что история корейских боевых искусств начинается около двух тысяч лет тому назад. Древние рукописи и изображения, которые сохранились и дошли до нас, говорят о том, что уже в начале нашей эры в древней Корее применялись различные системы кулачного боя и борьбы. Где-то в конце 1-ого века до н.э. несколько племенных образований, проживавших на территории Корйского полуострова, объединились в три государства: Когуре, Пэкче и Силла (57 год до н.э. - 668 год н.э.). Эти государства не только постоянно воевали между собой, но и отражали нападения внешних завоевателей из Китая и Монголии, поэтому совершенствование боевых стилей было для этих государств насущной необходимостью.    Отличавшееся воинственностью Когуре имело прекрасно обученных солдат, которые применяли боевой стиль "сонбэ". Интересной особенностью вооружения этой армии были "боевые калоши" - тяжелые железные платформы с шипами, крепившиеся к сапогам. Для использования такого оружия требовалось во время тренировок уделять особое внимание ударам ногами, что в последствии составило одну из главных отличительных черт корейских боевых искусств. По сравнению с суровыми воинами Когуре жители Пэкче были более миролюбивы, но и они имели свои секреты и свои методы воспитания бойцов, например, боевой стиль "собэк".    Королевство Силла по началу было слабым, но созданная в нем военная школа "хваран" (в переводе с корейского - "цветущая молодежь") помогла воспитать прекрасных воинов. Дети аристократических семейств, составлявшие корпус хваранов, изучали традиции воинственных предков, овладение искусством поединка было для них делом чести. В состав корпуса хваранов отбирались юноши 14-15 лет из дворянских семей, которые проходили серьезную физическую и духовную подготовку, чтобы стать надежными защитниками родины и государя. Древние наскальные изображения пещерного храма Соккурам довольно хорошо передают характер поединков корейских воинов. Они проходили в весьма жестких условиях: на льду устраивались танцы с мечами, упражнения выполнялись и в проруби, чтобы испытать мужество и упорство участников. Корпус хваран быстро прославился по всей Корее и заслужил уважение даже у своих заклятых врагов. В кодекс чести хваранов входили следующие принципы: быть верным своему государю, быть послушным своим родителям, быть честным с друзьями, никогда не отступать в бою. Опираясь на эти элитные подразделения, правители Силла смогли впервые объединить под своей властью всю страну и в течение двух с половиной веков процветать, не зная войн. Идеология хваранов оказала влияние на формирование самурайского кодекса "бусидо".    Говоря об истории корейских боевых искусств, нужно сказать, что на многочисленных фресках и рисунках изображаются соревнования бойцов, которые регулярно проводились при дворах знати в годы правления династии Коре (918 - 1392 гг). Специалисты утверждают, что приемы, запечатленные на средневековых картинах, имеют прямое сходство с техникой средневекового тхэквондо. После прихода к власти последней в истории Кореи королевской династии И (Ли) интерес общества к традиционным боевым искусствам несколько ослабевает, хотя, например, все желающие поступить на службу в королевскую гвардию должны были сдать экзамен по субак.    До VIII века тесные связи Кореи с императорским Китаем способствовали усвоению китайских достижений в области боевых искусств. Затем отношения с Китаем были прерваны, и начался период самостоятельного развития, в котором и определилась самобытность и своеобразие корейских школ. Именно в это время возникла отличительная черта корейского рукопашного боя - сложнейшая система прыжков и ударов в полете. Обязательным элементом обучения считался прыжок с ударом на высоту человеческого роста, так что настоящие мастера без труда выбивали из седел всадников. В начале XX века, когда Корея находилась под властью Японии, мастерам корейских боевых искусств приходилось скрывать деятельность своих школ, зато широкое распространение получило каратэ-до. Разработки японских и окинавских учителей оказали определенное влияние на дальнейшее развитие корейской традиции (например, на технику работы руками). В свою очередь, осуществлялось и обратное влияние. Достаточно сказать, что знаменитый мастер Ояма Масутацу, создатель одного из самых мощных стилей современного каратэ-до - Кёкусин-рю, был по происхождению корейцем и до переезда в Японию в 1938 году активно осваивал корейские национальные системы тхэккен, Чаби и чхарёк. А уже после мировой войны, когда японцы вынуждены были уйти из Кореи, генерал Цой Хонг Хи, долгле время изучавший каратэ-до, дополнил лучшими элементами этого направления традиции корейских школ. В результате родилось искусство тхэквондо, ныне получившее всемирное распространение.    Один из видов корейских единоборств. Название в переводе означает "Путь кулака и ноги". Русский язык не в состоянии точно передать особенности корейской фонетики, требующей в первом слоге произносить "т" с придыханием, и затем - дифтонг "аэ", потому единого варианта русской транскрипции нет. Однако непонимание этого простого факта приводило в начале 90-х годов к дискуссиям, яростностью и бессмысленностью напоминавшие дискуссии между "прямоконечниками" и "тупоконечниками" из романа Джонатана Свифта "Путешествие Гулливера". В 1910-45 годах Корея была колонией Японии. Колониальный режим выражался, в частности, в целенаправленном подавлении национальных элементов во всех сферах культуры - от поэзии и содержания школьного образования до символики и традиционных боевых искусств. Загнав корейские боевые искусства в подполье на 35 лет, японцы оборвали в большинстве школ процесс передачи духовно-мистической практики, составляющей сокровенную суть любой традиционной школы. Поэтому, когда в Корее после освобождения от господства японцев началось национальное возрождение, то в появлявшихся одна за другой школах рукопашного боя преподавали уже только голую технику рукопашного боя, причем бывало, что техника была японская, но выдавалась за древне-корейскую.    Крупнейшими школами, возникшими в то время, явились следующие: - чандокван, возглавляемая Ли Вонкуком, возникла в 1945; - мудуккван, возглавляемая Ки Хваном, возникла в 1945; - юнмукван, возглавляемая Сан Супчуном и Юн Квебсном, возникла в 1945; - чанмукван, возглавляемая Бсн Инъюном, возникла в 1946;- чидокван, возглавляемая Пян рнкве, возникла в 1946; - одокван, возглавляемая Хи Hамтэ и Чхве Хонхи, возникла в 1953-54; - джидокван, возглавляемая Юн Гэбяном, возникла в 1953-54; - сунмукван, возглавляемая Ро Бснджиком, возникла в 1953-54.   После окончания Корейской войны 1950--53 годов правительство Республики Корея поддержало идею по унификации школ и созданию общенационального боевого искусства. Работу по кодификации нового стиля возглавил молодой генерал-лейтенант Чхве Хонхи из школы одокван. В 1955 году на съезде руководителей школ было принято название для нового вида единоборства - тхэквондо. Там же был утвержден и новый набор комплексов формальных упражнений, специально разработанных генералом Чхве. К движению тхэквондо присоединилось три школы - чандокван, сонмукван и, естественно, одокван. Остальные школы, однако, присоединяться не стали, справедливо усмотрев в этом прямую дорогу к утрате собственной самобытности и растворению в поддерживаемой государством структуре. Главным оппозиционером являлся Хван Ки, глава школы мудуккван, который еще в 1953 году сам организовал Корейский Союз Тансудо.    В последующие годы Чхве Хонхи продолжал распространять и пропагандировать тхэквондо. В этом ему сильно способствовало его положение в армии: его систему приходилось изучать подчиненным солдатам. Постепенно остальные школы ушли с арены. Лишь неугомонный Хван Ки организовал в 1960 году Корейский Союз Субакдо. Однако три месяца спустя Корейский Союз Субакдо раскололся, и часть его членов объединилось с последователями Чхве Хонхи в Корейский Союз Тхэсудо ("тхэ" было взято от "тхэквондо", а "су" - от "субакдо"). В 1965 году Союз сменил название на Корейский Союз Тхэквондо. Президентами этого Союза последовательно были Чэ Мсншин, Чхве Хонхи, Ро Бснджик, Ким Юнчэ и Ким Унъюн.    В 60-х годах благодаря работе на дипломатических должностях Чхве Хонхи получил прекрасную возможность для международной рекламы тхэквондо. Первая показательная группа выехала в США, затем состоялись турне по Таиланду, Малайзии, Вьетнаму, странам Западной Европы, Канаде. В 1963 году состоялась демонстрация тхэквондо в штаб-квартире ООH. Для координации развития тхэквондо за пределами Кореи в 1966 году Чхве Хонхи, будучи тогда президентом Корейского Союза Тхэквондо, организовал Международную Федерацию Тхэквондо (ITF), и стал ее президентом. Год спустя в результате конфликта с властями Республики Корея генерал Чхве покинул родину и перенес штаб-квартиру ITF в Торонто (Канада). За ним последовала и часть инструкторов. Те, кто остались в Корее и противопоставили себя "отцу-основателю", получили мощную поддержку от властей. Дело дошло до того, что к концу 1972 года в Сеуле был возведен дворец "Куккивон" - Всемирный Центр Тхэквондо. Там в 1973 году был проведен 1-й чемпионат мира, на следующий день по окончании которого была официально основана Всемирная Федерация Тхэквондо (WTF) во главе с Ким Унъюном.    Чхве Хонхи и ITF на поддержку Сеула рассчитывать не могли, поэтому им пришлось идти на поклон к Пхеньяну. Делу развития тхэквондо в версии ITF государство придало в КHДР примерно такие же масштабы, как и Республика Корея - делу развития тхэквондо версии WTF, однако из-за бедственного экономического состояния КHДР ITF никогда не могла пожаловаться на переизбыток средств. По вопросам перераспределения имеющихся денег возникали конфликты, и в итоге произошел новый раскол. Штаб- квартира ITF переехала из Торонто в Вену (Австрия), а оставшиеся в Торонто в 1990 году основали Глобальную Федерацию Тхэквондо (GTF) во главе с Пак Дзюнтэ. Во всех версиях тхэквондо господствует одна и та же идея, согласно которой все существовавшие в прошлом корейские боевые искусства считаются ступенями его развития (а данная ветвь - вершиной). Данная идея абсолютно не соответствует историческим фактам, хотя ни один корейский деятель тхэквондо в этом никогда не признается. Да и сам термин, означающий "путь ноги и кулака", раньше не употреблялся. Он аналогичен русскому термину "рукопашный бой", то есть чрезвычайно широк по своему содержанию. И это не случайно. Именно предельно широкое содержание позволяет (когда это нужно либо выгодно) относить к нему любой вид корейских боевых искусств, если только там использовались удары ногами или кулаками. С точки зрения структуры в тхэквондо выделяют формальные упражнения, спортивный спарринг, приемы самообороны и разбивание твердых предметов.    Когда генерал Чхве разработал тхэквондо, то была установлена система из двадцати комплексов формальных упражнений, которые назывались "хён". Частью это были новосоставленные комплексы, частью - ката каратэ, только с корейскими названиями. После раскола, когда Чхве был вынужден покинуть Корею, оставшиеся в Корее мастера разработали новый набор из восьми комплексов, которые были названы "пальгве" ("восемь триграмм"). В 70-х годах, когда раскол продолжал углубляться, обе ветви тхэквондо переработали свои наборы комплексов. Чхве Хонхи окончательно выкинул из арсенала тхэквондо ката каратэ, приемы анализировались с привлечением современных научных методов. Подобную работу провели и в тхэквондо WTF, однако здесь приоритетом являлся спортивный поединок в протекторах, и приемы отбирались соответственно. Комплексы "пальгве" были сочтены слишком старомодными, и был разработан набор из восьми комплексов "тхэгук" ("Великий Предел") с более высокими позициями и более быстрыми движениями; с целью сохранения традиционных техник тхэквондо был разработан набор из девяти комплексов, которые сдаются на мастерские звания; так что теперь в системе тхэквондо WTF 17 комплексов. Чхве Хонхи окончательно завершил "шлифовку" своей системы комплексов в 80-х годах, теперь в тхэквондо ITF официально - 24 комплекса. Согласно идеям Генерала, они соответствуют 24 часам суток.    Однако если в древних системах приемы обычно объединялись в комплексы на основании практического опыта, то современные комплексы создаются на основе идеологических предпосылок. Комплексы тхэквондо (любого варианта) являются тому ярким примером. Рисунок перемещений в комплексе часто является схемой какого-нибудь иероглифа, число приемов выбирается с каким-нибудь значением. К примеру, число движений может соответствовать числу легендарных героев-хваранов. Один из комплексов символизирует жизнь национального героя Кореи - адмирала Ли Сунсина, а резкое движение рукой в сторону в конце комплекса - трагическую смерть адмирала. Тхэквондо в версиях разных федераций имеет различия не только в комплексах формальных упражнений, у них различны и правила соревнований, и даже терминология. Так, в версии ITF спарринг называют "масоги", а в WTF - "кёруги", комплексы формальных упражнений в ITF называют "тыль", а в WTF - "пумсэ" и т.д. Внешние различия в форме проведения поединков сводятся к тому, что в версии ITF они напоминают поединки по каратэ, спортсмены из защитного снаряжения используют лишь средства защиты паха и средства защиты голеней, в версии WTF же спортсмены одевают для поединка кучу "пластиковой брони" и напоминают средневековых рыцарей, ибо одевают еще и шлемы и нагрудники. Правила поединков во всех версиях провоцируют как можно большее использование ударов ногами: разрешенная зона атаки - корпус спереди и голова, удар ногой оценивается выше, чем удар рукой, удар в прыжке оценивается выше, чем удар с земли, серия ударов руками оценивается как один удар рукой, в то время как в серии ударов ногами каждый удар ногой оценивается отдельно. Однако по правилам WTF требуется, чтобы удар оказывал явное воздействие на корпус противника, в результате чего на практике спортсмены, выступающие по версии WTF практически не применяют ударов руками, в то время как на соревнованиях по правилам ITF нокаут рукой - явление не такое уж редкое. Отсутствие крупного защитного снаряжения в соревнованиях по версии ITF дает возможность применять "концентрированные" удары, поэтому ITFники более тщательно работают над отдельными техниками, во время спарринга держатся более прочно, часто используют серии ударов одной и той же ногой. WTFники же обычно стараются вложить в каждый удар ногой массу всего тела, поэтому их поединок выглядит более динамично, они все время перемещаются, разгоняются, закручиваются, в сериях ударов обычно используют ноги попеременно. Руководство WTF давно взяло курс на превращение тхэквондо в олимпийский вид спорта, и это им удалось. Впервые тхэквондо WTF появилось в программе Сеульской Олимпиады 1988 года, и с тех пор является постоянным элементом олимпийской программы (говорят, что этому сильно способствовали фирмы- производители спортивной одежды, которые монополизировали производство одежды и снаряжения для занятий тхэквондо WTF и не имели ничего против расширения рынков сбыта). Руководство ITF, не обладая столь же мощной поддержкой, которую имела WTF, проявило чудеса виртуозности в распространении в мире своей версии тхэквондо, и в настоящее время эта версия имеет в мире примерно равные позиции с тхэквондо WTF. Очень сильны позиции тхэквондо ITF в Европе, где еще в 1979 году была создана самостоятельная Федерация Таэквондо во главе с Ри Киха, 8-м даном, одним из первых учеников Чхве Хонхи. Принципиальное нежелание руководства ITF связываться с политикой привело к тому, что в данную федерацию с 80-х годов начали вступать и социалистические страны.    В СССР датой появления тхэквондо можно считать 1990 год. В феврале 1990 года в г.Паланга Литовской ССР впервые прошел семинар по тхэквондо версии ITF, проведенный польскими инструкторами. Тогда же в Юрмале состоялась учредительная конференция, на которой была создана Федерация таэквондо СССР. В том же году ряд известных советских каратэк прошли обучение в "Куккивоне" в Сеуле и были аттестованы по программе таэквондо WTF. 16 июля 1990 года И.Соколов, президент Федерации тхэквондо СССР (версия WTF) получил в Сеуле сертификат о вступлении СССР во Всемирную Федерацию Тхэквондо. Так началось противостояние двух федераций. Дело доходило даже до мелочных разборок: представители ITF утверждали, что по-русски правильно название их единоборства пишется "таэквондо", а представители WTF - что "тхэквондо". Спортивное руководство СССР, не особенно разбираясь в тонкостях восточной фонетики и истории противостояния федераций, попыталось решить проблему просто и в приказном порядке объединить все направления. Однако это ему не удалось, а вскоре и сам СССР прекратил свое существование, успев зарегистрировать в 1991 году еще одну федерацию тхэквондо - по версии GTF. С того времени страсти успокоились, и в настоящее время все федерации существуют сами по себе. Hаибольших успехов в развитии тхэквондо на постсоветском пространстве добились представители ITF, и это неудивительно, если учесть, какую мощную поддержку оказало руководство Международной Федерации: в Москве практически все 1990-е годы жил Ли Енсок, 1-й дан, отвечавший за развитие тхэквондо ITF к западу от Урала, а восточнее Уральских гор развитием тхэквондо руководил Кан Бснму, 5-й дан, чемпион мира (1990-91 - жил в Ташкенте, 1991--94 - в Hовосибирске), не раз приезжал и сам основатель таэквондо генерал Чхве Хонхи. В результате уровень российских, казахских и узбекских спортсменов вырос настолько, что их представители приглашены для участия в запланированном на 1999 год показательном турне по Республике Корея, которое должно ``помочь делу возвращения настоящего таэквондо на его историческую родину".  

ФИЛОСОФИЯ ТХЭКВОН-ДО

   Хотя дословный перевод слова Taekwon-do - искусство владеть ударами ногами и руками (Tae - ударить ногой, Kwon - ударить рукой, DO - путь, искусство) это не более чем буквальный перевод. В Корее под DO подразумевается философский подход к жизненному пути, путь для достижения прозрения.    Настоящий ученик Taekwon-do распространяет это искусство на все стороны своей жизни для достижения гармонии с природой и таким образом стабильной и мирной жизни. Taekwon- do это не просто превосходный способ самозащиты это также и образ жизни. Эти характерные особенности можно проследить еще до времен влияния Буддизма и его цели «господства над самим собой». С помощью философии Taekwon-do ученик может освободиться от своего «я» и жить в гармонии со вселенной. В центре этой философии стоит концепция взаимодействия двух противоположных сил природы (Инь и Ян). Самообладание достижимо только при условии ,что эти силы равны, что в результате приводит к равновесию и гармонии. Однако, когда преобладает только одна из сил, результат - душевное расстройство, что означает разлад или неудачу.    В современном обществе вероятность того, что ты попадешь в ситуацию с угрозой для твоей жизни, на много меньше чем во времена когда Taekwon-do только зарождалось и развивалось. Потратить несколько лет своей жизни за шанс, что ты защитишь себя в экстремальном случае смертельного нападения, может показаться высокой ценой. Поэтому главным мотивом изучать Taekwon-do должна быть духовная сторона Taekwon-do. Для некоторых мотивом может быть поддержание физической формы или желание тренироваться и достичь определенных результатов в спорте. Taekwon-do очень хорошо подойдет под нужды таких людей, однако настоящий ученик никогда не должен забывать важную роль философской и духовной сторон Taekwon-do также как и физической. Любой, кто совершит эту ошибку не испытает на собственном опыте всех преимуществ, которыми может одарить это искусство настоящего ученика.    Taekwon-do также учит важности быть ответственным и честным для достижения гармонии с обществом. Настоящий ученик Taekwon-do это тот, который знает как вести себя в любом месте и в любое время. Очень важно отметить как необходимо чтобы в нашем мире были искренние и заслуживающие доверия люди. Это такие люди с которыми вероятно Taekwon- do более всего ассоциируется. Это должно быть отличительным признаком по которому любой может узнать настоящего ученика Taekwon-do.

 ДУХ ТХЭКВОН-ДО

   I. Природа тхэквон-до. Природа тхэквон-до основана на 2-х фундаментальных аспектах: практическая ценность и идеологическая ценность. Практическая ценность таеквондо основана на движении каждой индивидуальной техники и на принципах управляющих этой техникой. Идеологическая ценность таеквондо основана в 3-х идеалах, которые формируют замысел таеквондо: технический, артистический и философский идеалы. Современное таеквондо это метод физического образования и соревнований.    1. Техническая идеология. Техническое выражение таеквондо первоначально сформировало свою ценность из практических аспектов тренировок. Самозащита голыми руками и физические упражнения для здоровья были основными практическими ценностями таеквондо. Таким образом технический идеал рассматривался, как практическое приложение тренировок и техники к жизненным условиям человека. Даже если возникают знания о других идеалах таеквондо технический идеал остается основным элементом тренировок. Технический идеал выражается в "MU SUL" , который описывает его практические ценности.    2. Артистическая идеология. Искусство возникает из состояния разума и души в союзе. И выражается через действие следующее из этого союза. Когда человек посвящает свой разум и душу шлифованию искусства таеквондо, то достигаются большие результаты, выходящие за предел практического понимания технического развития. Идеализирование практического замысла осуществляется в стремлении развить полное и совершенное искусство владения таеквондо в понимании "MU YEH" , артистический идеал погружения души в тело с целью совершенства действия.    3. Философская идеология таеквондо. Понятие "DO" это центральный метафизический замысел, который покрывает общую сферу восточной философии. Философский идеал занятий таеквондо это реализация отношений между человеком и природой или вселенной, раскрытый через практику, и как жить в гармонии с этой вселенной - это суть "MO DO". Узкое понимание нормативного замысла такого как: "учтивость" и "честь" мало связаны с философским идеалом таеквондо. Так же этот идеал не находится в технических ценностях пхумсэ и смертельного удара. Философский идеал сдвигается от интравертного разума в сторону экстравертного.    II. Природа таеквондо, как физического образования. Физическое образование это систематизированная попытка интегрировать знания человека, эмоции и желания через физическое действие. Техническая, артистическая и философская идеология наполнены образовательными ценностями. Развитие физического тела - это сфера техники развития концентрированного духа и достижения гармонии разума и тела равно, как и понимание содействия с природой является сутью философии таеквондо. Философская цель совершенствования человека по средствам таеквондо является целью физического образования. Таким образом, определяя таеквондо как методологию принципов физического образования, таеквондо не стало "новой" современной формой физического воспитания, наоборот оно всегда воплощало ценности физического образования. Основные ценности таеквондо, которые начали формироваться через технический идеал и начало занятий, которые привели к зрелости, на философской стадии "DO" развивают совершенного человека по средствам режима физических тренировок.    III. Природа таеквондо, как соревнования. Соревнование в силе это выражение природных инстинктов человека. Исторически соревнования в силе между людьми были обычным делом. Природа развития таеквондо, как соревновательной формы, основывается на искусстве ее полного выражения. Человек от природы желает доказать, что он превосходит своего противника. Это желание совмещено с ценностями, возникающими из попыток развиться технически, Человеческого взаимодействия на тренировке и соревновательной конфронтации всех видов таеквондо. Такой опыт, занятия вместе, человеческая ответственность, удовольствие и признание привели к понятию соревнования таеквондо. Исторически таеквондо развилось из "HOE" (игра) .Таеквондо, как военное искусство, имеет историческую связь с соревнованиями. Соревновательными идеалами таеквондо являются мощь, сила, быстрота и аккуратность. Воплощение этих идеалов в тренировке и соревновании дает таеквондо уникальное определение современного спорта.    IV. Специфический процесс формирования духа таеквондо. Процесс внутреннего формирования. Дух таеквондо формируется непосредственно из тренировки, которая называется процесс внутреннего формирования. Этот процесс можно разделить на 2е подмодели: формирование во время курса тренировок и формирование духа, как результат практики.    А: формирование во время практического курса. Правильная тренировка требует полного погружения в процесс тренировки. Для этого нужна сильная концентрация, нуждающаяся в ясном разуме, в упорстве для выхода за пределы личных возможностей, в стремлении превзойти процесс крушений в борьбе с самим собой, и смелость преодоления страха противодействия. Все эти характеристики помогают созданию человеческого стремления и духа через тренировочный процесс. Постепенно, через длительный процесс тренировок разум занимающегося становится всеобъемлющим и глубоким.    Б: формирование - отраженное в результате тренировок. Тренировочный процесс - это вся жизнь. После систематических тренировок по истечению периода времени, тем не менее, человек может достигнуть определенного уровня мастерства в основах техники. Приобретение настоящих способностей в технике может привести к изменениям в разуме человека. С физическими изменениями и техническими улучшениями человек может чувствовать себя свободно и иметь широкое восприятие в видении окружающего его бытия. Эта сила + сила управления окружающим бытием при помощи духа, приобретенного на тренировках, обеспечивают основы, на которых развивается человек альтруист. Другими словами, это процесс формирования активного положительного духа с тем, чтобы властвовать над окружением, вместо того, чтобы быть поглощенным им. Мотивы занятия таеквондо. 1. Начальные мотивы вхождения в тренировочный процесс таеквондо обычно лежат в желании поддерживать (сохранять) или улучшать здоровье или собственную защиту. Другими мотивами являются желание развивать дух, развивать прекрасную технику или стремление участвовать в соревнованиях. Эти мотивы являются результатами желаний, которые возникли от отсутствия глубокого понимания основных ценностей таеквондо. С прогрессированием тренировок более высокие ценности таеквондо становятся более видимыми, произрастая в конце в значительную цель.    2. Цели тренировок. Целями тренировок могут быть ценности, которые человек хочет достичь через тренировки. Некоторые из этих ценностей: здоровье, психологическое здоровье, приемы самозащиты, и развитие жизненной философии применяются каждый день в жизни. Процесс наружного формирования. Процесс внутреннего формирования духа во время тренировок стремиться стать крайне субъективным. Возможно, что формирование духа при этом станет односторонним или даже искаженным. Тогда возникает необходимость внешнего регулирования или дисциплины. Занятия таеквондо не является процессом субъективного изучения, проводимого в изолированной среде. Руководство квалифицированного наставника, вместе с традициями и дисциплиной зала занятий, а также отношения старшие-младшие, отношения между партнерами помогают придать занимающимся правильное направление развития. Для занимающегося становиться возможным понять систему ценностей философии морали, которую таеквондо установило за свою долгую историю и человек начинает понимать как применять ее в своей жизни. Такова суть восточной военной морали столь специфично примененной в таеквондо.    V. Дух таеквондо.    1. Значение духа таеквондо. Дух и разум - два слова часто смешиваемых при употреблении из-за их подобия. Дух относится к области нематериальных знаний, что систематически устанавливает мышление человека на основе ценностей. Таким образом, дух таеквондо означает процесс системного мышления занимающего таеквондо относительно ценностей устанавливаемых на занятиях таеквондо. Когда человек достигает высокой способности осознавать относительные достоинства во всем,то действует эффективно и решительно. В этом случае можно говорить, что дух таеквондо в какой-то мере установлен и воплощен. Дух таеквондо установлен, когда установиться философия поведения и морали, как следствие слияния трех измерений таеквондо: техника, артистизм и философия.    2. Техника и дух. Техника - отправной пункт, равно как и конечная цель занятий таеквондо. Все внутренние ценности таеквондо возникают из техники, существуют на любой стадии развития в технике и из-за нее. Дух таеквондо начинается с техники, развивается внутри техники и доходит до совершенства через технику. Дух развивается соответственно развитию техники пхумсэ и кируги. Во время поединка дух бойцов взаимодействует - противостоит сопернику и пытается его узнать. Этот тип развития достигается погружением духа в технику и зависит от опыта занятий. Во время свирепого поединка и других конфронтаций хладнокровие человека не теряется. Боец и его противник глубокого задействованы в области разума ,не избегают и не боятся действий. Все направлено на исход поединка.    VI. Использование духа таеквондо на практике. Дух таеквондо относится к умственным рамкам идеального человека, что и стремиться развить процесс занятий таеквондо. При занятиях таеквондо техника, артистизм, философия развивают другие стороны человеческой личности. Система ценностей таеквондо построена вокруг 2-х осей - военное искусство и мораль ("DO"). Таеквондо культивирует энергию духа при помощи ритуалов тренировок и через "DO", пытаясь слить их в одно целое. Продукт такого союза называется "CHONG" или правильность. Понятие "CHONG" относится к чистому сердцу и к неустрашимости, к самоконтролю.

taekwondo-jet.narod.ru