Легендарный гимнаст ЦСКА Виктор Лисицкий: На чемпионатах СССР я выполнял вольные упражнения под музыку. Лисицкий виктор гимнаст


Легендарный гимнаст ЦСКА Виктор Лисицкий: На чемпионатах СССР я выполнял вольные упражнения под музыку - ЦСКА - Блоги

На встрече присутствовали: заместитель начальника ЦСКА по работе с личным составом, двукратная олимпийская чемпионка подполковник Светлана Ишмуратова, олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Иваницкий, чемпионка СССР 1951 года по спортивной гимнастике в командном первенстве Валентина Макарова, а также более 30 воспитанников спортивной школы олимпийского резерва ЦСКА по спортивной гимнастике.

Виктор Лисицкий приехал на встречу не с «пустыми руками»: в Музее ЦСКА была организована выставка 30 картин, написанных самим гимнастом за последние 17 лет.

— Виктор Никитович, Вы являетесь ярчайшим примером того, что талантливый человек талантлив во всем. Мне казалось, что спорт и живопись — это два совершено разных мира, которые никак не могут пересечься в одном человеке. Ваше видение и то, как вы передаете движение в своих картинах, меня поразило. Уверена, что наши юные армейские гимнасты обязательно запомнят встречу с Вами. Вот какие талантливые люди вырастают в стенах армейского Клуба, — сказала подполковник Светлана Ишмуратова.

Виктор Лисицкий рассказал ребятам про свое творчество, вручил награды Клуба победителю и призерам конкурса рисунков «Моя спортивная семья», а также передал Музею ЦСКА картину, написанную им в 2008 году.

После окончания мероприятия легендарный армейский гимнаст ответил на вопросы пресс-центра ЦСКА.

— Виктор Никитович, как называется картина, которую Вы подарили Музею ЦСКА?

— «Гимнасты на снарядах». В моей коллекции есть и другие картины, связанные с гимнастикой, но больших размеров. В основном 120 на 100 сантиметров, поэтому их затруднительно перемещать. Я предложил Музею ЦСКА 53 работы на спортивную тематику, из которых было выбрано 30 — все они представлены здесь, на выставке в армейском Музее. Нигде раньше я их не выставлял. Например, в Музее наивного искусства у меня была выставка работ про космос.

— Сколько всего картин Вы написали?

— Даже не считал. Я работаю каждый день с 1999 года, когда закончил со спортом и другими делами. Трудно даже представить, сколько их получится в итоге, потому что мне всегда кажется, что нужно еще и еще. Бывает, садишься за работу, и картины «выскакивают» одна за одной.

Никогда не думал, что буду живописью заниматься. С детства у меня была одна мечта — стать олимпийским чемпионом. А когда закончил со спортивной гимнастикой, то обрел новую жизнь в картинах. Но это нельзя назвать развлечением. Живопись — это очень трудная работа.

— Олимпийским чемпионом Вы так и не стали. Жалеете об этом?

— Конечно. Столько лет прошло, но до сих пор жалею. После того, как закончил с профессиональным спортом, лет 10 не мог смотреть на гимнастику вживую. У меня слезы наворачивались, я весь дрожал. Потому что вся жизнь была связана со спортом.

— Раньше у Вас была мечта стать олимпийским чемпионом. Какая мечта у Вас сейчас?

— Хочу, чтобы мои картины стали востребованы, в том числе за границей. Для этого нужен спонсор, который был бы заинтересован в моем искусстве и помогал бы проводить выставки. Хочу попасть в музеи художников-олимпийцев — знаю, что такие есть в США и Словении. Пытался самостоятельно выйти на них, но не получилось.

— Можно ли спортивную гимнастику назвать искусством?

— Спортивная гимнастика — это и есть искусство! У меня есть целая серия работ под названием «Музыка и спорт». Когда я в 1961 году пришел в ЦСКА, мы тренировались под музыку, и даже исполнение вольных упражнений на чемпионатах Советского Союза проходило под музыку.

— Вам не кажется, что сейчас из женской спортивной гимнастики пропала грация? Взять ту же американку Симону Байлз, которая выиграла четыре «золота» на Олимпиаде в Рио — она вполне могла бы состязаться наравне с мужчинами.

— Думаю, у женщин сейчас пошла силовая гимнастика. Ничего женственного не осталось — одна мощь. Пропала пластика, а мне бы хотелось в вольных упражнениях среди женщин видеть не только сплошную акробатику.

— Кто из российских гимнастов является лучшей натурой для Ваших картин?

— Мне не нужна натура. Это для художника, специализирующегося на портретной живописи. Обычно я фотографирую спортсменов с телевизора, перепечатываю изображение на холст и уже с него пишу согласно своему видению.

— Но на выставке в Музее ЦСКА представлена картина «Дзюдо», в центре которой нарисован Президент России Владимир Путин.

— Просто он мне нравится и как человек, и как государственный деятель. Моё отношение к нему вылилось в такую картину. По-моему, у меня получилось передать своё видение.

— Кто-то еще из советских олимпийцев увлекается живописью?

— Знаю, что рисует двукратный бронзовый призер Олимпийских игр в прыжках в длину Игорь Тер-Ованесян. Но у него мало картин на спортивную тематику — в основном натюрморты. Хорошие работы, но не видел, чтобы они были представлены на выставках.

Личное дело:Виктор Никитович ЛисицкийРодился 18 октября 1939 года в Магнитогорске.На Олимпийских играх в Токио-1964 выиграл четыре серебряных медали: в абсолютном и командном первенствах, в вольных упражнениях и в опорном прыжке. На следующей Олимпиаде в Мехико-1968 завоевал «серебро» командного многоборья.Обладатель 7 золотых, 5 серебряных медалей чемпионатов Европы и 2 серебряных медали чемпионатов мира.В 1980-е годы возглавлял кафедру физкультуры Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева.

www.sports.ru

На чемпионатах СССР я выполнял вольные упражнения под музыку

Сегодня, 17 ноября, в Музее спортивной славы ЦСКА в рамках цикла «Легенды спорта» прошла встреча с выдающимся армейским гимнастом, заслуженным мастером спорта СССР, пятикратным серебряным призером Олимпийских игр (1964, 1968) Виктором Лисицким.

На встрече присутствовали: заместитель начальника ЦСКА по работе с личным составом, двукратная олимпийская чемпионка подполковник Светлана Ишмуратова, олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Иваницкий, чемпионка СССР 1951 года по спортивной гимнастике в командном первенстве Валентина Макарова, а также более 30 воспитанников спортивной школы олимпийского резерва ЦСКА по спортивной гимнастике.

Виктор Лисицкий приехал на встречу не с «пустыми руками»: в Музее ЦСКА была организована выставка 30 картин, написанных самим гимнастом за последние 17 лет.

— Виктор Никитович, Вы являетесь ярчайшим примером того, что талантливый человек талантлив во всем. Мне казалось, что спорт и живопись — это два совершено разных мира, которые никак не могут пересечься в одном человеке. Ваше видение и то, как вы передаете движение в своих картинах, меня поразило. Уверена, что наши юные армейские гимнасты обязательно запомнят встречу с Вами. Вот какие талантливые люди вырастают в стенах армейского Клуба, — сказала подполковник Светлана Ишмуратова.

Виктор Лисицкий рассказал ребятам про свое творчество, вручил награды Клуба победителю и призерам конкурса рисунков «Моя спортивная семья», а также передал Музею ЦСКА картину, написанную им в 2008 году.

После окончания мероприятия легендарный армейский гимнаст ответил на вопросы пресс-центра ЦСКА.

— Виктор Никитович, как называется картина, которую Вы подарили Музею ЦСКА?

— «Гимнасты на снарядах». В моей коллекции есть и другие картины, связанные с гимнастикой, но больших размеров. В основном 120 на 100 сантиметров, поэтому их затруднительно перемещать. Я предложил Музею ЦСКА 53 работы на спортивную тематику, из которых было выбрано 30 — все они представлены здесь, на выставке в армейском Музее. Нигде раньше я их не выставлял. Например, в Музее наивного искусства у меня была выставка работ про космос.

— Сколько всего картин Вы написали?

— Даже не считал. Я работаю каждый день с 1999 года, когда закончил со спортом и другими делами. Трудно даже представить, сколько их получится в итоге, потому что мне всегда кажется, что нужно еще и еще. Бывает, садишься за работу, и картины «выскакивают» одна за одной.

Никогда не думал, что буду живописью заниматься. С детства у меня была одна мечта — стать олимпийским чемпионом. А когда закончил со спортивной гимнастикой, то обрел новую жизнь в картинах. Но это нельзя назвать развлечением. Живопись — это очень трудная работа.

— Олимпийским чемпионом Вы так и не стали. Жалеете об этом?

— Конечно. Столько лет прошло, но до сих пор жалею. После того, как закончил с профессиональным спортом, лет 10 не мог смотреть на гимнастику вживую. У меня слезы наворачивались, я весь дрожал. Потому что вся жизнь была связана со спортом.

— Раньше у Вас была мечта стать олимпийским чемпионом. Какая мечта у Вас сейчас?

— Хочу, чтобы мои картины стали востребованы, в том числе за границей. Для этого нужен спонсор, который был бы заинтересован в моем искусстве и помогал бы проводить выставки. Хочу попасть в музеи художников-олимпийцев — знаю, что такие есть в США и Словении. Пытался самостоятельно выйти на них, но не получилось.

— Можно ли спортивную гимнастику назвать искусством?

— Спортивная гимнастика — это и есть искусство! У меня есть целая серия работ под названием «Музыка и спорт». Когда я в 1961 году пришел в ЦСКА, мы тренировались под музыку, и даже исполнение вольных упражнений на чемпионатах Советского Союза проходило под музыку

aXTch69P

— Вам не кажется, что сейчас из женской спортивной гимнастики пропала грация? Взять ту же американку Симону Байлз, которая выиграла четыре «золота» на Олимпиаде в Рио — она вполне могла бы состязаться наравне с мужчинами.

— Думаю, у женщин сейчас пошла силовая гимнастика. Ничего женственного не осталось — одна мощь. Пропала пластика, а мне бы хотелось в вольных упражнениях среди женщин видеть не только сплошную акробатику.

— Кто из российских гимнастов является лучшей натурой для Ваших картин?

— Мне не нужна натура. Это для художника, специализирующегося на портретной живописи. Обычно я фотографирую спортсменов с телевизора, перепечатываю изображение на холст и уже с него пишу согласно своему видению.

— Но на выставке в Музее ЦСКА представлена картина «Дзюдо», в центре которой нарисован Президент России Владимир Путин.

— Просто он мне нравится и как человек, и как государственный деятель. Моё отношение к нему вылилось в такую картину. По-моему, у меня получилось передать своё видение.

— Кто-то еще из советских олимпийцев увлекается живописью?

— Знаю, что рисует двукратный бронзовый призер Олимпийских игр в прыжках в длину Игорь Тер-Ованесян. Но у него мало картин на спортивную тематику — в основном натюрморты. Хорошие работы, но не видел, чтобы они были представлены на выставках.

Личное дело:Виктор Никитович ЛисицкийРодился 18 октября 1939 года в Магнитогорске.На Олимпийских играх в Токио-1964 выиграл четыре серебряных медали: в абсолютном и командном первенствах, в вольных упражнениях и в опорном прыжке. На следующей Олимпиаде в Мехико-1968 завоевал «серебро» командного многоборья.Обладатель 7 золотых, 5 серебряных медалей чемпионатов Европы и 2 серебряных медали чемпионатов мира.В 1980-е годы возглавлял кафедру физкультуры Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева.

vss.cska.ru

На чемпионатах СССР я выполнял вольные упражнения под музыку

Сегодня, 17 ноября, в Музее спортивной славы ЦСКА в рамках цикла «Легенды спорта» прошла встреча с выдающимся армейским гимнастом, заслуженным мастером спорта СССР, пятикратным серебряным призером Олимпийских игр (1964, 1968) Виктором Лисицким.

На встрече присутствовали: заместитель начальника ЦСКА по работе с личным составом, двукратная олимпийская чемпионка подполковник Светлана Ишмуратова, олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Иваницкий, чемпионка СССР 1951 года по спортивной гимнастике в командном первенстве Валентина Макарова, а также более 30 воспитанников спортивной школы олимпийского резерва ЦСКА по спортивной гимнастике.

Виктор Лисицкий приехал на встречу не с «пустыми руками»: в Музее ЦСКА была организована выставка 30 картин, написанных самим гимнастом за последние 17 лет.

— Виктор Никитович, Вы являетесь ярчайшим примером того, что талантливый человек талантлив во всем. Мне казалось, что спорт и живопись — это два совершено разных мира, которые никак не могут пересечься в одном человеке. Ваше видение и то, как вы передаете движение в своих картинах, меня поразило. Уверена, что наши юные армейские гимнасты обязательно запомнят встречу с Вами. Вот какие талантливые люди вырастают в стенах армейского Клуба, — сказала подполковник Светлана Ишмуратова.

Виктор Лисицкий рассказал ребятам про свое творчество, вручил награды Клуба победителю и призерам конкурса рисунков «Моя спортивная семья», а также передал Музею ЦСКА картину, написанную им в 2008 году.

После окончания мероприятия легендарный армейский гимнаст ответил на вопросы пресс-центра ЦСКА.

— Виктор Никитович, как называется картина, которую Вы подарили Музею ЦСКА?

— «Гимнасты на снарядах». В моей коллекции есть и другие картины, связанные с гимнастикой, но больших размеров. В основном 120 на 100 сантиметров, поэтому их затруднительно перемещать. Я предложил Музею ЦСКА 53 работы на спортивную тематику, из которых было выбрано 30 — все они представлены здесь, на выставке в армейском Музее. Нигде раньше я их не выставлял. Например, в Музее наивного искусства у меня была выставка работ про космос.

— Сколько всего картин Вы написали?

— Даже не считал. Я работаю каждый день с 1999 года, когда закончил со спортом и другими делами. Трудно даже представить, сколько их получится в итоге, потому что мне всегда кажется, что нужно еще и еще. Бывает, садишься за работу, и картины «выскакивают» одна за одной.

Никогда не думал, что буду живописью заниматься. С детства у меня была одна мечта — стать олимпийским чемпионом. А когда закончил со спортивной гимнастикой, то обрел новую жизнь в картинах. Но это нельзя назвать развлечением. Живопись — это очень трудная работа.

— Олимпийским чемпионом Вы так и не стали. Жалеете об этом?

— Конечно. Столько лет прошло, но до сих пор жалею. После того, как закончил с профессиональным спортом, лет 10 не мог смотреть на гимнастику вживую. У меня слезы наворачивались, я весь дрожал. Потому что вся жизнь была связана со спортом.

— Раньше у Вас была мечта стать олимпийским чемпионом. Какая мечта у Вас сейчас?

— Хочу, чтобы мои картины стали востребованы, в том числе за границей. Для этого нужен спонсор, который был бы заинтересован в моем искусстве и помогал бы проводить выставки. Хочу попасть в музеи художников-олимпийцев — знаю, что такие есть в США и Словении. Пытался самостоятельно выйти на них, но не получилось.

— Можно ли спортивную гимнастику назвать искусством?

— Спортивная гимнастика — это и есть искусство! У меня есть целая серия работ под названием «Музыка и спорт». Когда я в 1961 году пришел в ЦСКА, мы тренировались под музыку, и даже исполнение вольных упражнений на чемпионатах Советского Союза проходило под музыку

aXTch69P

— Вам не кажется, что сейчас из женской спортивной гимнастики пропала грация? Взять ту же американку Симону Байлз, которая выиграла четыре «золота» на Олимпиаде в Рио — она вполне могла бы состязаться наравне с мужчинами.

— Думаю, у женщин сейчас пошла силовая гимнастика. Ничего женственного не осталось — одна мощь. Пропала пластика, а мне бы хотелось в вольных упражнениях среди женщин видеть не только сплошную акробатику.

— Кто из российских гимнастов является лучшей натурой для Ваших картин?

— Мне не нужна натура. Это для художника, специализирующегося на портретной живописи. Обычно я фотографирую спортсменов с телевизора, перепечатываю изображение на холст и уже с него пишу согласно своему видению.

— Но на выставке в Музее ЦСКА представлена картина «Дзюдо», в центре которой нарисован Президент России Владимир Путин.

— Просто он мне нравится и как человек, и как государственный деятель. Моё отношение к нему вылилось в такую картину. По-моему, у меня получилось передать своё видение.

— Кто-то еще из советских олимпийцев увлекается живописью?

— Знаю, что рисует двукратный бронзовый призер Олимпийских игр в прыжках в длину Игорь Тер-Ованесян. Но у него мало картин на спортивную тематику — в основном натюрморты. Хорошие работы, но не видел, чтобы они были представлены на выставках.

Личное дело:Виктор Никитович ЛисицкийРодился 18 октября 1939 года в Магнитогорске.На Олимпийских играх в Токио-1964 выиграл четыре серебряных медали: в абсолютном и командном первенствах, в вольных упражнениях и в опорном прыжке. На следующей Олимпиаде в Мехико-1968 завоевал «серебро» командного многоборья.Обладатель 7 золотых, 5 серебряных медалей чемпионатов Европы и 2 серебряных медали чемпионатов мира.В 1980-е годы возглавлял кафедру физкультуры Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева.

cska.ru

Легендарный гимнаст ЦСКА Виктор Лисицкий: На чемпионатах СССР я выполнял вольные упражнения под музыку - Большой ЦСКА - Блоги

Сегодня, 17 ноября, в Музее спортивной славы ЦСКА в рамках цикла «Легенды спорта» прошла встреча с выдающимся армейским гимнастом, заслуженным мастером спорта СССР, пятикратным серебряным призером Олимпийских игр (1964, 1968) Виктором Лисицким.

На встрече присутствовали: заместитель начальника ЦСКА по работе с личным составом, двукратная олимпийская чемпионка подполковник Светлана Ишмуратова, олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Иваницкий, чемпионка СССР 1951 года по спортивной гимнастике в командном первенстве Валентина Макарова, а также более 30 воспитанников спортивной школы олимпийского резерва ЦСКА по спортивной гимнастике.

Виктор Лисицкий приехал на встречу не с «пустыми руками»: в Музее ЦСКА была организована выставка 30 картин, написанных самим гимнастом за последние 17 лет.

— Виктор Никитович, Вы являетесь ярчайшим примером того, что талантливый человек талантлив во всем. Мне казалось, что спорт и живопись — это два совершено разных мира, которые никак не могут пересечься в одном человеке. Ваше видение и то, как вы передаете движение в своих картинах, меня поразило. Уверена, что наши юные армейские гимнасты обязательно запомнят встречу с Вами. Вот какие талантливые люди вырастают в стенах армейского Клуба, — сказала подполковник Светлана Ишмуратова.

Виктор Лисицкий рассказал ребятам про свое творчество, вручил награды Клуба победителю и призерам конкурса рисунков «Моя спортивная семья», а также передал Музею ЦСКА картину, написанную им в 2008 году.

После окончания мероприятия легендарный армейский гимнаст ответил на вопросы пресс-центра ЦСКА.

— Виктор Никитович, как называется картина, которую Вы подарили Музею ЦСКА?

— «Гимнасты на снарядах». В моей коллекции есть и другие картины, связанные с гимнастикой, но больших размеров. В основном 120 на 100 сантиметров, поэтому их затруднительно перемещать. Я предложил Музею ЦСКА 53 работы на спортивную тематику, из которых было выбрано 30 — все они представлены здесь, на выставке в армейском Музее. Нигде раньше я их не выставлял. Например, в Музее наивного искусства у меня была выставка работ про космос.

— Сколько всего картин Вы написали?

— Даже не считал. Я работаю каждый день с 1999 года, когда закончил со спортом и другими делами. Трудно даже представить, сколько их получится в итоге, потому что мне всегда кажется, что нужно еще и еще. Бывает, садишься за работу, и картины «выскакивают» одна за одной.

Никогда не думал, что буду живописью заниматься. С детства у меня была одна мечта — стать олимпийским чемпионом. А когда закончил со спортивной гимнастикой, то обрел новую жизнь в картинах. Но это нельзя назвать развлечением. Живопись — это очень трудная работа.

— Олимпийским чемпионом Вы так и не стали. Жалеете об этом?

— Конечно. Столько лет прошло, но до сих пор жалею. После того, как закончил с профессиональным спортом, лет 10 не мог смотреть на гимнастику вживую. У меня слезы наворачивались, я весь дрожал. Потому что вся жизнь была связана со спортом.

— Раньше у Вас была мечта стать олимпийским чемпионом. Какая мечта у Вас сейчас?

— Хочу, чтобы мои картины стали востребованы, в том числе за границей. Для этого нужен спонсор, который был бы заинтересован в моем искусстве и помогал бы проводить выставки. Хочу попасть в музеи художников-олимпийцев — знаю, что такие есть в США и Словении. Пытался самостоятельно выйти на них, но не получилось.

— Можно ли спортивную гимнастику назвать искусством?

— Спортивная гимнастика — это и есть искусство! У меня есть целая серия работ под названием «Музыка и спорт». Когда я в 1961 году пришел в ЦСКА, мы тренировались под музыку, и даже исполнение вольных упражнений на чемпионатах Советского Союза проходило под музыку

— Вам не кажется, что сейчас из женской спортивной гимнастики пропала грация? Взять ту же американку Симону Байлз, которая выиграла четыре «золота» на Олимпиаде в Рио — она вполне могла бы состязаться наравне с мужчинами.

— Думаю, у женщин сейчас пошла силовая гимнастика. Ничего женственного не осталось — одна мощь. Пропала пластика, а мне бы хотелось в вольных упражнениях среди женщин видеть не только сплошную акробатику.

— Кто из российских гимнастов является лучшей натурой для Ваших картин?

— Мне не нужна натура. Это для художника, специализирующегося на портретной живописи. Обычно я фотографирую спортсменов с телевизора, перепечатываю изображение на холст и уже с него пишу согласно своему видению.

— Но на выставке в Музее ЦСКА представлена картина «Дзюдо», в центре которой нарисован Президент России Владимир Путин.

— Просто он мне нравится и как человек, и как государственный деятель. Моё отношение к нему вылилось в такую картину. По-моему, у меня получилось передать своё видение.

— Кто-то еще из советских олимпийцев увлекается живописью?

— Знаю, что рисует двукратный бронзовый призер Олимпийских игр в прыжках в длину Игорь Тер-Ованесян. Но у него мало картин на спортивную тематику — в основном натюрморты. Хорошие работы, но не видел, чтобы они были представлены на выставках.

Личное дело:Виктор Никитович ЛисицкийРодился 18 октября 1939 года в Магнитогорске.На Олимпийских играх в Токио-1964 выиграл четыре серебряных медали: в абсолютном и командном первенствах, в вольных упражнениях и в опорном прыжке. На следующей Олимпиаде в Мехико-1968 завоевал «серебро» командного многоборья.Обладатель 7 золотых, 5 серебряных медалей чемпионатов Европы и 2 серебряных медали чемпионатов мира.В 1980-е годы возглавлял кафедру физкультуры Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева.

www.sports.ru

Лисицкий Виктор (гимнастика спортивная). Olympteka.ru

ДисциплинаРаундыМестоРезультаты
мужчины, многоборье, личное перв-во Итоговое положение серебро 115.40
мужчины, многоборье, команды Итоговое положение серебро 575.45
мужчины, вольные упражнения Финал 2 19.350
Итоговое положение серебро 19.350
мужчины, опорный прыжок Финал 2 19.325
Итоговое положение серебро 19.325
мужчины, упражнения на брусьях Финал 5 19.200
Итоговое положение 5 19.200
мужчины, упражнения на кольцах Итоговое положение 9 19.10
мужчины, упражнения на коне Итоговое положение 14 18.75
мужчины, упражнения на перекладине Финал 4 19.325
Итоговое положение 4 19.325

olympteka.ru

вторая жизнь олимпийца Виктора Лисицкого

Гимнаст с мольбертом: вторая жизнь олимпийца Виктора Лисицкого

Знаменитый в прошлом гимнаст Виктор Лисицкий сейчас по большей части живет в Серпухове, хотя у него есть квартира в Москве, в престижном районе возле метро "Аэропорт". "Здесь, в Подмосковье, лучше дышится и творится", – говорит он мне. Виктор – член Союза художников России, а стал он им почти в шестьдесят, когда вышел на пенсию, и у него появилось свободное время. Тяга-то к рисованию в нем была заложена давно.

Групповой портрет на помосте

А предыстория такова. Кто захаживал в Русский музей и останавливал взгляд на знаменитой (объездила весь белый свет) картине академика Дмитрия Жилинского "Гимнасты СССР", визуально уже знаком с Виктором Лисицким: он изображен на полотне в самом центре. Ключевая, значит, фигура.

– У меня хранится целая коллекция моих портретов работы Дмитрия Дмитриевича, – рассказывает Лисицкий. – Вся картина создавалась у меня на глазах. И я понял, какой это огромный труд.

Потихоньку, в редкие минуты досуга, спортсмен, а позже тренер и преподаватель пробовал рисовать. Для себя, разумеется. Потребовались годы, чтобы друзьям и тому же академику Жилинскому удалось заставить Виктора всерьез заняться живописью. Хотя, что значит заставить? Просто он сам пришел к этому. "Наверное, что-то до поры сидело во мне, вызревало, а потом прорвалось", – признается Лисицкий.

– А другие гимнасты как относятся к произведению Жилинского?

– Я часто общаюсь с Левой Аркаевым, который до последней поры руководил сборной России. Так у него в кабинете всегда висела репродукция "Гимнастов" (он сам на ней руки натирает магнезией). И он всегда говорит: "Передай Дмитрию Дмитриевичу большой привет". Это история: нас не будет, а картина останется. Ее в свое время возили на все крупные соревнования. Мне присылали письма из Брюсселя, где выставлялось полотно, с просьбой рассказать, кто именно там изображен, Дмитрий Дмитриевич не всех помнит. Приходилось о каждом рассказывать, кто что делает, где стоит.

– Следите за современной гимнастикой?

– Понемножку. Сейчас намного сложнее стали упражнения, ребята делают уникальные вещи. Но и гимнастика пошла другая.

Раньше многоборцы нужны были сильные, теперь в основном делают ставку на два-три снаряда. Готовят на них невероятные программы, а в остальном только отрабатывают номер. Гимнастика, как и все в этой жизни, меняется. Раньше наш вид культивировался и был прилично развит лишь в нескольких странах. А сейчас, где только не выращивают чемпионов! На кольцах раньше царствовал Альберт Азарян, после его выступлений только и слышалось: "О-о-о!". Сегодня сила упражнений и сложность в четыре-пять раз возросла, и его знаменитые упражнения выполняют перворазрядники. Вот наш соотечественник Сафошкин вначале ушел в цирк, несколько лет там проработал с уникальными номерами, потом вернулся в гимнастику и стал чемпионом мира.

– Но популярность спортивной гимнастики сильно упала по сравнению с тем, что было в вашу пору?

– Земля и небо. Раньше зрители специально ходили смотреть "на Латынину", "на Муратову", "на Шахлина".

– И "на Лисицкого" тоже.

– Да, у меня были свои поклонники. Сейчас такого и в помине нет. Спортсмены быстрее сходят с арены, потому что нагрузки психологические возросли. Сегодня повсеместно в ходу анаболики и прочее. Прежде этого не было по определению. Мы просто ничего не знали о роли химии при подготовке к стартам. Простодушные были донельзя. Я до сих пор не могу взять в толк, для чего гимнасту употреблять что-то запрещенное, если он сам способен подвести себя к пику формы.

– Объективность в гимнастике в принципе возможна?

– С этим трудно во все времена. Раньше как было? Сидит судья за столом, ему звонят по телефону и в трубку диктуют: этому столько поставить, а этому – столько-то. Посмотрите, что творилось в Афинах? Чемпионов делали из ничего. Хотя в отношении Алексея Немова не могу сказать, что его засудили. Ведь зрители смотрят на соревнования одними глазами, а специалисты – другими. Поэтому, считаю, эту историю непомерно раздули.

Наивная живопись

Сегодня его, героя гимнастического помоста 1960-х, мало кто узнает в лицо. И за автографом в очередь не выстраиваются. Хотя, на мой взгляд, Виктор Никитович чисто внешне изменился мало. Давно подмечено, что внутренне хорошие люди с возрастом становятся только интереснее. Он скромен, во всем его облике проглядывает нечто ангельское и стоическое одновременно. Такие не способны "пробивать" свои проекты, но терпением и подвижничеством точат камень как вода. К искусству Лисицкого я натурально прикоснулся руками, когда после интервью помогал ему демонтировать первую в его жизни персональную выставку. Мы снимали картины со стен, обрезая бечеву ножом для обоев, паковали их с помощью жены Виктора Татьяны, поднаторевшую в этом деле (она художник с опытом), и перетаскивали вечерними густыми сумерками в повидавшую виды машины – на "мерс" он так и не заработал.

Картинами были плотно заполнены три довольно приличных по размерам комнаты старинного особняка по Маловласьевскому переулку. Дом охраняется как архитектурный памятник, в нем антикварная отреставрированная мебель, и все здесь дышало атмосферой давно минувшего века, кроме картин Лисицкого – они, наоборот, сама непосредственность, исподволь выражали детскую душу "новоявленного художника пенсионных лет". На темном от впитавшегося пинотекса дереве дома с трех сторон висели намалеванные фломастером объявления: "Галерея Виктора Лисицкого. Наивная живопись".

Что действительно наивно, так это в зрелые годы бросаться, словно в омут с головой, в совершенно незнакомую стихию, где правят свои законы, существует своя иерархия, очереди на выставки и прочее, и прочее. Но Лисицкий такой, какой он есть. Недавно он перенес серьезнейшую операцию по имплантации тазобедренного сустава. Теперь, указывая на свой импортный, с "иголочки" протез, полушутя говорит: "Вот моя главная награда за служение спорту".

– А почему выставка у вас первая? – наивно, в стиле его живописи, спросил я тогда.

– Первая персональная, а так я выступал (здесь он засмеялся собственной, весьма симптоматичной, впрочем, оговорке), то есть выставлялся в ЦДХ два раза и Манеже. Позже дела Лисицкого в новой ипостаси пошли на лад. В новом, 2008–м, году, созванивались с ним. У него прошла международная выставка, на которой купили две его картины. У меня дома тоже хранится полотно кисти бывшего гимнаста. Кто знает, может, в будущем труды Виктора Никитовича будут цениться как картины Малевича и Кандинского. Это было бы справедливо.

Как сорняк

Его вырвали из спорта с корнями, точно надоевший сорняк. Хотя он был еще в отменной форме, при неистраченных амбициях. "Я ниже третьего места в Союзе не опускался, всегда был в призерах, – вспоминает Лисицкий. – В 33 года чувствовал себя молодым, полным сил".

– Переживали?

– Первые два года после того как закончил, не мог ходить на соревнования. Страшно переживал, дрожь во всем теле, потому что вся жизнь была посвящена спорту. Приду и ухожу сразу же. А потом стали привлекать меня к судейству и потихоньку, потихоньку привык.

– Но зачем нужно было искусственно омолаживать спорт? Если ты силен, то и пробивай себе дорогу. Как в природе. Или не так?

– Так-то оно так, но мы жили тогда по другим законам.

Законы были простые. Кузница советской гимнастики исправно выдавала стойких оловянных солдатиков. Уже Михаил Воронин силу набирал, подходил Виктор Клименко, другие. Нужны были новыеимена, чтобы показать товар лицом, а тут этот "старпер" хода молодым талантам не дает. И про Лисицкого… забыли. На сборы не берут, на соревнования – тоже. Отрезанный ломоть. Стал тренером. А поскольку плохо работать не умел, не научен был, то вскоре опять пошли результаты. Его ученики начали выбиваться в первые номера сборной. И опять ему не дали хода, вынудили уволиться в запас.

– Мой воспитанник Слава Бойко стал чемпионом Союза на кольцах. Мы с ним разучивали оригинальный перелет через перекладину. Сейчас работает тренером за границей. А Слава Фогель выиграл чемпионат страны в опорном прыжке. Потом их предупредили: перестанем вызывать в сборную Союза, если будете у Лисицкого тренироваться. И ребята стали потихоньку уходить.

– Почему с вами так обошлись, вы же давали результаты?

– Это борьба, а в ней успехов не прощают.

Дальше распространяться на эту тему Виктор Никитович не захотел.

Кража при свидетелях

Виктора отличала редкая стабильность в многоборье, за свою карьеру он четырежды становился абсолютным чемпионом Советского Союза, что по тем временам дорогого стоило. На Олимпиаду в Токио ехал явным лидером команды. Наряду, конечно, с Борисом Шахлиным. А на родине сакуры советских гимнастов беззастенчиво ограбили, лишив сразу двух золотых наград в многоборье. Кто сказал, что бесчинства судей начались совсем недавно? Впрочем, обо всем по порядку.

– В Борисе Шахлине я до сих пор души не чаю, – говорит Лисицкий. – Это мой кумир. Когда Борис выходил на помост, соперники поневоле тушевались, а он с беспристрастностью хронометра исполнял свои упражнения. Я ему всю жизнь подражал. А в Японию Шахлин летел с особым настроем – знал, что там ему петь свою лебединую песню. В Токио к последнему снаряду в многоборье три спортсмена подошли практически вровень, голова к голове. Лисицкий с Шахлиным набрали совершенно одинаковое количество баллов. Японец Юкио Эндо был чуть-чуть впереди. Не без помощи опять же судей, без зазрения совести выказывавших симпатии в адрес хозяев помоста.

Были тому, как выясняется, и причины сугубо прагматического свойства. Японцы при встрече щедро одарили дорогой и редкой по тем временам фото- и аудиотехникой весь оргкомитет гимнастического турнира вплоть до последнего технического сотрудника. Не были обделены заботой, разумеется, и представители доблестного судейского корпуса.

Заключительное упражнение наши гимнасты завершили первыми, и опять получили оценки-близнецыНо что у нас в копилке – два "серебра" или два "золота"? Все потянулись к "коню", которого предстояло укрощать Эндо. Публика замерла в нервном экстазе. Дамы в кимоно ломали веера. А японец оказался не самураем, дрогнув под прессом ответственности. Проще говоря, "завалил" снаряд: трижды(!) срывался с него, наделал чудовищное для соревнований такого масштаба количество ошибок.

– Ой, да там цирк сплошной пошел, – комментирует спустя годы Лисицкий. – Даже свет выключали. Как я понимаю, для того, чтобы дать возможность гимнасту повторить выступление. Все проскочило мгновенно: сколько там времени отводится на упражнение – пустяк.

– И какую, по вашим прикидкам, оценку заслуживал Эндо?

– Ну меньше 9 баллов-то точно. Наши возмущения и протесты действия не возымели – глас вопиющего в пустыне.

Видимо, это был ответный презент хозяевам Олимпиады. За наш счет. Так, Шахлина лишили возможности поставить мажорную точку в своей великой карьере. Вскоре он сошел с арены. Лисицкий тоже не смог больше ни разу подняться на высшую ступень пьедестала почета крупных соревнований. Пострадал он и материально.

– Олимпийским чемпионам теперь, как известно, положено президентское пособие в размере пятисот долларов, – говорит гимнаст. – Разумеется, это было бы солидным подспорьем к моей пенсии. Хоть на красках не пришлось бы экономить.

А что японцы? Сделали вид, что все произошло так, как и должно было произойти. Вот только на кассете, снятой в честь великой победы Эндо, нет… его "кульминационного" выступления на коне.

К слову, потом ничто не помешало Эндо в течение долгих лет руководить национальной федерацией спортивной гимнастики. До сих пор он возглавляет и тренерский совет сборной.

– Каков был денежный эквивалент победы?

– Нам заплатили какие-то гроши. Особенно в сравнении с теперешними временами (Смеется). Мы не думали ни о каких деньгах, шли на все ради флага, чтобы подняться на верхнюю ступеньку пьедестала и услышать гимн Советского Союза.

– А как сложилась судьба у ваших соперников по помосту?

– Знаю, что у Оно, например, своя авиационная компания и какие-то фабрики. У них к своим олимпийским чемпионам относятся куда с большим уважением, чем у нас. Права, льготы предоставляют, чтобы на старости лет были обеспечены.

Прошлым летом Лисицкий пережил далеко не лучшие времена – сказались последствия старых спортивных травм и, видимо, неудачная имплантация тазобедренного сустава. Все это дало сильные осложнения на позвоночник. Выручил главный врач Москвы Андрей Сельцовский, которого на даче разыскал Дмитрий Жилинский, и тот прислал "скорую помощь" в Серпухов. А уникальную операцию ему сделал известный нейрохирург Андрей Борзунов. Не оставил без забот Лисицкого и ОКР, вручивший ему, еще лежавшему на больничной койке, благотворительный грант имени Юрия Демича. Виктор Никитович искренне благодарен всем людям, принявшим участие в его судьбе.

sportfiction.ru

ВИКТОР ЛИСИЦКИЙ ХУДОЖНИК | ВИКТОР ЛИСИЦКИЙ: гимнаст и художник

Виктор Лисицкий художник

Виктор Лисицкий художник

В 2000 году, после завершения спортивной деятельности, Виктор Лисицкий начинает осваивать новую планету — живопись. С первых шагов он старается быть последовательным и искренним. Им двигает увлеченность и потребность в лирическом и философском размышлении. Лисицкий пишет образы и сюжеты, которые живут в его душе и волнуют его. Будущий художник поминал, что, как и в спорте, чтобы победить, необходимо придумывать, экспериментировать, рисовать, а самое главное, много трудиться. Пятнадцать лет ежедневного вдумчивого труда дали Лисицкому уверенность и смелость в творческих исканиях. Он создавал свое искусство с достоинством и уверенно. Он отвоевал себе право изображать мир по-своему. Картины Виктора Лисицкого поражают широтой интересов автора. Они дают возможность почувствовать полноту жизни, ощутить ее многообразие и уникальность. Художник, творя красоту, наполняет душу оптимизмом и радостью.Обладая большим спортивным опытом, Лисицкий гордится им и старается передать другим поколениям через свои произведения. Не случайно заслуги спортсмена и художник были отмечены в 2014 году на ХХII Зимних Олимпийских играх в Сочи, где в Доме болельщиков команды России была открыта персональная выставка живописных работ Виктора Лисицкого.О чем же пишет Лисицкий? Мирно спящие коты; гадалки, раскинувшие карты; улыбающиеся собаки… Все это можно увидеть на картинах художника-примитивиста Виктора Лисицкого — в прошлом известного гимнаста, пятикратного серебряного призера Олимпийских игр в Токио и Мехико, семикратного чемпиона Европы, пятнадцатикратного чемпиона Советского Союза, кандидата педагогических наук, долгое время заведовавшего кафедрой Химико-технологического института им. Менделеева.Наивное искусство как направление появилось в конце девятнадцатого века. Вначале было принято считать, что это — творчество непрофессиональных художников, не умеющих правильно рисовать. Но очень скоро не замысловатые, на первый взгляд, картины завоевали всеобщее признание. К художникам-примитивистам относятся получившие всемирную известность А.Руссо, К.Бомбуа, Л.Серафин, Н.Пиросмани.Откуда же такая популярность «детских рисунков»? Работы Виктора Лисицкого дают нам ответ на этот вопрос. Его картины, на первый взгляд, очень просты, сам художник так и говорит о них: «Как дышим, так и пишем». Но в каждой из них заложен глубокий смысл и непосредственный взгляд на жизнь. Яркие краски дарят нам ощущение праздника, какой-то удивительной доброты и силы. На эти картины можно смотреть долго, постоянно открывая для себя новые очертания мира.Об уникальном таланте художника много говорили друзья и коллеги, пришедшие поздравить его в день открытия выставки: «Ощущение жизни, проходящей не зря», «подбор красок – от Бога», «изумительная композиция», «тонкий инструмент для воспитания души человека»… Для мастера эти слова – самая высокая награда.А вначале были поиски своего места в жизни и воистину олимпийское упорство в достижении цели. Далеко не каждому человеку удается несколько раз начинать жизнь с чистого листа, достигая при этом больших успехов. Знаменитый спортсмен, тренер, преподаватель, доцент после выхода на пенсию снова кардинально поменял жизнь, став художником. И признание его работ не заставило себя долго ждать. Его картины, идущие от сердца, никого не оставляют равнодушными, а своеобразные художественные приемы удивляют профессионалов.Victor Lisitsky y Tatiana RyzhovaИдейным вдохновителем и верным помощником Виктор Лисицкий считает свою жену – заслуженного художника РФ Татьяну Ивановну Рыжову. «Жена перевернула весь мой мир», — признается он.Знаменитый спортсмен уступил место не менее известному художнику, картины которого ярким лучиком освещают наше непростое время.

victorlisitsky.ru