Home

История олимпиад / Античные Олимпиады / Значение Античных игр


Значение Античных игр

По подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше. У греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний, от Средиземного до Черного моря.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине II веке до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан.

В числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми).

Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в IV веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом  (дромосом) – бегом на один стадий (192,27 м). Затем программа стала расширяться: были введены состязания в беге на два стадия, бег на 24 стадия, бег с вооружением, появились пятиборье – пентатлон (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), борьба и кулачный бой, скачки на колесницах. С 632 г. до н.э. в Игры стали включаться соревнования для юношей.

Как бы не расширялась программа Олимпийских игр, самым почитаемым оставался бег на один стадий. Победителю в стадиодроме предоставлялось право зажечь огонь на алтаре Зевса, он становился главным героем Игр.

Главной наградой победителю Олимпийских игр – олимпионику служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл.

Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимся воздвигались памятники. Но это было, так сказать, моральное поощрение. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.

Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие - все жители радостно его приветствовали.

Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. На примере выдающихся атлетов воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами. Из сохранившихся записей известно, что атлет Феаген добился 13 побед на различных соревнованиях. Леонид из Родоса двенадцать раз становился олимпийским чемпионом в беге на один и два стадия и в беге с вооружением в течение четырех Олимпиад.

Но самым прославленным атлетом Древней Греции является Милон Кротонский. В 540 г. до н.э. в возрасте 14 лет он становится олимпийским победителем в борьбе. Затем он был увенчан олимпийским венком еще шесть раз.

Кроме того Милон много раз побеждал на Пифийских, Истмийских и Немийских играх. О его невиданной физической силе и ловкости слагались легенды. Неслучайно историки долго спорили, являлся ли Милон Кротонский реальной личностью или представляет собой мифический персонаж.

Однако многочисленные источники подтверждают, что он реально существовал. Интересно, что Милон учился в школе Пифагора, где получил не только физическую, но и общеобразовательную подготовку. Поэтому он сыграл большую роль в политической жизни своей родной общины.

Во время войны с Сибарисом Милон был избран полководцем. Он не только руководил войском, но и, как утверждают современники, заменял целое подразделение. Таким образом, Милон Кротонский являлся древнегреческим идеалом гармонически развитой личности. И, как всякий идеал, он постепенно обрастал мифами и легендами.

Так историк и географ Страбон описывает, что во время занятий у Пифагора Милон случайно свалил колонну дома. Чтобы предотвратить катастрофу, он сам стал на место колонны и до тех пор поддерживал свод здания, пока все не покинули его.

Достоверность этого факта вызывает сомнения, но эта и другие легенды подтверждают, какой любовью и уважением окружались выдающиеся атлеты Древней Греции.

Проведение Олимпийских игр с 776 г. до н.э. до 394 г. н.э., т. е. сохранение традиций по организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции. Однако попытаемся конкретно разобраться, какие же социальные функции выполняли античные Олимпийские игры в период своего расцвета.

Греческие полисы, раздираемые междоусобицами, могли сохранять единство и противостоять внешним врагам только благодаря единой религии и культуре, тесным экономическим и политическим связям. Олимпийские же игры включали в себя все эти объединяющие элементы.

Распространение культа Зевса превратило Олимпию в религиозно-культовый центр древней Греции. На пожертвования греков в 456 г. до н.э. здесь был воздвигнут величайший храм Зевса.

Главным украшением храма являлась величественная статуя Зевса, признанная современниками одним из семи чудес света, Фидий создал скульптуру из золота и слоновой кости высотой двенадцать метров, которая при этом поражала высоким художественным совершенством. В Олимпии также было построено около 70 святилищ в честь других богов и героев.

Возникнув, как составная часть религиозно-культового ритуала, Игры на протяжении всего существования были посвящены Зевсу – громовержцу и тем самым объединяли все греческие земли.

По представлениям греков, через состязания происходило общение людей с богами. Именно боги даровали победу самым достойнейшим. Но для того, чтобы добиться расположения богов, следовало заниматься самосовершенствованием физическим и духовным, не совершать плохих поступков и т.д. В то же время победитель состязаний как бы получал божественный знак особого расположения, что позволяло приравнивать его к самим богам.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

Олимпийские игры оказывали существенное влияние на развитие греческой культуры. При этом можно выделить два аспекта.

Во-первых, в Элладе сложился культ прекрасного обнаженного тела. Атлеты тренировались и состязались обнаженными. Стыд наготы считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнаженное тело выражением высокого уровня культуры.

Во-вторых, во время Игр съезжались со всех уголков Эллады выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры.

Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы истории Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии и драматургии  Софокл, Пиндар, Еврепид.

Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и скульптуры, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру.

При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков.

Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами.

В период расцвета Античной Греции Олимпийские игры выполняли целый ряд социальных функций: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную.

Однако большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания.

Неслучайно самые пышные и красочные игры древности состоялись в 476 г. до н.э..

В период, когда объединенные греческие войска сначала в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска, и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом.

Атлеты этого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности.

И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания.

Как поучал Солон непросвещенного скифа в произведении Лукиана: «... кто получит венок, получит в нем все доступное человеку счастье: я говорю о свободе каждого человека в частной жизни и в жизни его родины, говорю о богатстве и славе, о наслаждении отеческими праздниками, о спасении своих домашних и вообще о самом прекрасном, чего каждый мог бы себе вымолить у богов все это вплетено в тот венок, о котором я говорю, и является наградой того состязания, ради которого происходят все эти упражнения и эти труды».

В IV веке до н.э. наблюдаются изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания уделяется зрелищности состязаний. Политический хаос и постоянные войны, особенно Пелопоннесская война (431–404 г.г. до н.э.), вели к огрублению греческих вкусов.

Гармоническая красота тела не вызывала, былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах происходят перемены, если раньше исход схватки решало преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила.

Награда за победу в состязаниях возрастает. Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты-профессионалы.

Стремление победить любой ценой привело к нарушению правил и установленных норм. Впервые на олимпийских состязаниях был зарегистрированы случаи подкупа, жестокости, нарушений системы подготовки к играм.

В Греции Олимпийские и некоторые другие Игры имели важнейшее значение в сохранении национального самосознания, исторических и культурных традиций. Поэтому, несмотря на утрату многих ценностей, и организационных моментов, греки продолжали свято сохранять традицию проведения Олимпийских игр.

Изменения, происходившие в организации Игр, в определенной мере отражали деградацию античной системы физического воспитания и кризис всего рабовладельческого строя.

Прекращение проведения античных Олимпийских игр было связано с изменением господствующей религии, а вместе с ней и мировоззренческих позиций. В условиях усиливающегося кризиса рабовладельческого строя в Римской империи зародилась и набрала силу новая религия – христианство.

Одно из сфер, в которых происходила борьба между старым греко-римским духовным миром и новым христианским мировоззрением, была физическая культура.

Став государственной религией, христианство признало в состязаниях и народных празднествах проявление язычества и «греховной телесности", поэтому они подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и государства.

Запрет проведения Олимпийских игр историки связывают с именем императора Феодосия I, который принял свод законов по борьбе с язычеством (кодекс Феодосия). В 392 году Феодосий издал эдикт (закон), запрещающий все религиозные церемонии, каким бы характером они не отличались. Под этот запрет могли подпадать Олимпийские игры и другие состязания атлетов.

Сооружения и храмы Олимпии были разрушены. Землетрясения и неумолимое время завершили этот процесс. Олимпия и великий праздник, проводившийся здесь, были преданы забвению на века.

Олимпийские игры Древней Греции – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом.

От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С VI века до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам.

Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и других античных авторов.

В конце XIX века Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.