Home

История олимпиад / Античные Олимпиады / Четыре возраста Олимпиад


Четыре возраста Олимпиад

Цели олимпийского движения заключаются в содействии развитию тех прекрасных физических и моральных качеств, которые приобретаются в соревнованиях на дружеских полях любительского спорта и в объединении молодежи мира раз в четыре года на великом спортивном празднике, создавая тем самым международное доверие и добрую волю, способствуя созданию лучшего и более спокойного мира» (Из «Олимпийской хартии» 1894 года).

Первым, известным по имени, олимпийским чемпионом был... повар Кореб или Короиб из древнегреческого города Элида. Каким он был кулинаром — неведомо, зато бегал здорово, что и доказал на стадионе священного города Олимпия в 776 году до н. э.

Это был «первый год первой Олимпиады», от которого началось летоисчисление античного мира, и который навсегда стал годом имени первого олимпионика—победителя, опередившего всех на 192-метровой дистанции — дорожке, засыпанной четвертьметровым слоем песка...

Правда, сами греки считали ту Олимпиаду вовсе не первой, а, так сказать, «возрожденной», причем в третий раз. Ведь, согласно мифологии, основателем Игр считался величайший герой баснословной древности Геракл, учредивший соревнования спортсменов после успешной очистки (от 30-летнего слоя навоза) конюшен элидского царя Авгия — земляка повара Кореба.

Были и другие не менее «достоверные» версии происхождения Олимпийских игр, например связанная с благополучным возвращением аргонавтов из похода за Золотым руном.

Тогда тот же Геракл убедил путешественников поклясться друг другу в вечной дружбе и избрал для праздничного торжества прекрасное место над элидской рекой Алфеем, посвятив его царю богов Зевсу Олимпийскому.

Еще одна старинная легенда гласит, что Олимпию основал мифический пророк местный оракул Ям. И, наконец, последняя, повествует о том, что симпатичный парень по имени Пелоп победил в состязаниях на колесницах жестокого царя города Писы Эномая: завоевал руку и сердце его прекрасной дочери Гипподамии и на радостях учредил спортивные состязания.

Если же перебраться из сказочного мира в реальный, то известен договор между элидским царем Ифитом и знаменитым спартанским законодателем Ликургом, которые в конце IX века до н. э. условились об учреждении Олимпийских игр.

Некий диск с текстом этого договора хранился в Олимпии у жрецов храма жены Зевса — богини Геры. Полтысячелетия спустя, его видел великий философ Аристотель. А еще через 500 лет историк Павсаний составил подробное описание диска, отметив, что Ифит вовсе не учредил Игры, а лишь возродил более древнюю традицию их проведения.

Это «второе рождение» Олимпиад замечательно тем, что именно царь Ифит выступил с инициативой заключения всеобщего мира — священной экехирии на время проведения соревнований.

Все греческие государства согласились откладывать конфликты и войны, пока на стадионе Олимпии состязались бегуны. Поначалу это был единственный олимпийский вид спорта.

И позднее, когда программы Олимпиад стали более разнообразными, именно чемпионы по бегу становились главными олимпиониками, именами которых назывались четырехлетние календарные циклы древних греков, считавших время от Олимпиады до Олимпиады.

Поскольку право считаться «отцами-основателями» Игр оспаривали сразу два города — Элида и Писа, мудрые эллины приняли соломоново решение: сформировать оргкомитет (он же — судейская коллегия) из наиболее почитаемых граждан этих городов.

Говорили также, что Ифит учредил (или возродил) Олимпийские игры по совету знаменитого предсказателя — оракула из храма бога Аполлона в Дельфах, слово которого было для людей античного мира более чем весомым. И царь, и оракул видели в этом средство хотя бы на время приостанавливать братоубийственные войны, пылавшие между греческими общинами.

После «третьего рождения» в 776 году до н. э. Олимпийские игры стали регулярными. Каждые четыре года в Олимпию съезжались спортсмены и болельщики со всей Греции.

Игры начинались в конце июня и длились всего лишь один день. Со временем Олимпиады продолжались уже пять дней. Участники приезжали за месяц до открытия праздника и начинали тренировки под наблюдением судей - элланодиков, которые допускали к выступлениям лишь сильнейших.

Выступать на Играх и стоять, наблюдая за состязаниями (сидячих мест на тогдашнем стадионе не было), имели право только мужчины. Лишь одна женщина могла присутствовать среди зрителей — жрица богини плодородия Деметры. Прочим же за появление на стадионе грозила смерть.

Известна скандальная история разоблачения одной дамы — матери и одновременно тренера юноши, выигравшего состязания. Ее помиловали, учитывая заслуги сына, но на будущее приняли меры. Абсолютно все, имевшие отношение к соревнованиям, должны были присутствовать на стадионе... голышом. (Павсаний 5.6.8).

Право на участие в Олимпиаде было привилегией каждого свободного грека. Иноземцы и рабы к состязаниям не допускались, но им иногда дозволялось присутствовать на стадионе в качестве зрителей.

Царь Филипп Македонский — отец Александра Великого был горд, что его подданые получили право участия в Олимпиадах и тем самым — признаны истинными эллинами.

В период римского владычества над Грецией судьи допустили к участию в Играх императоров Тиберия и Нерона. Выступая в состязаниях колесничих и поэтов-артистов, Нерон был признан победителем. Говорят, ему «подыгрывали». Что ж, времена изменились и для принципиальных греков — не до жиру, быть бы живу. А раньше все нарушения правил Олимпийских игр строго карались, причем зачастую в сугубо древнегреческом стиле.

У храма Матери богов в Олимпии была особая терраса для так называемых «штрафных статуй». Их должны были ставить государства, представители которых нарушали правила состязаний.

После скандала на 112-й Олимпиаде Афины вынуждены были поставить их - шесть, поскольку гражданин республики Калипп попытался подкупить соперников по пятиборью.

Победители получили венки, сплетенные из листьев оливы (не лавровые!). Они имели право ставить свои статуи в городе Зевса. А трижды олимпионики получали право устанавливать такие статуи в особо почитаемой святыне Олимпии. И только они отличались портретным сходством.

Каждый чемпион становился национальным героем всей Греции. Всю жизнь он был центром внимания и пользовался неизменным уважением соотечественников. Именем олимпионика называли четырехлетний период между Олимпиадой года его победы и последующей.

По словам римского оратора и политика Цицерона, почет, оказывавшийся олимпийским чемпионам, был равновелик римскому триумфу — торжественному въезду полководца в Вечный Город после победоносной битвы.

Римские императоры-язычники покровительствовали Олимпиадам. Их преемники — христианские владыки, увы, положили им конец. В 394 г. н. э. бывший генерал Феодосий I, ставший владыкой необозримых земель от Атлантики до Месопотамии и от Британии до Египта, повелел запретить Олимпийские игры как языческое мероприятие.

Незадолго до его указа состоялась последняя — 293 Олимпиада. Имени чемпиона история не сохранила...

Для священного города Зевса — обители мира настали тяжелые дни. Два года спустя, после эдикта Феодосия, его разрушили завоеватели — готы. А еще через треть столетия погром довершили религиозные фанатики, которые разорили храмы и алтари древних богов Эллады.

То, что осталось на поверхности, разрушалось природой (землетрясениями 522 и 551 г.г.) и людьми. Турки, хозяйничавшие в средневековой Греции, начали разбирать античные развалины на камень для строительства крепостей. Река Алфей заносила их песком.

Легендарный алтарь Зевса, у которого начинались и оканчивались торжества Олимпийских праздников, утратил девять метров своей высоты...