Спортивные танцы на льду. Фигурное катание спортивные танцы
Фигурное катание
Фигурное катание — конькобежный вид спорта, относится к сложнокоординационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.
Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 1860-х годах и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов.
В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание — первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.
C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).
В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.
С 2014 года в программу Олимпийских игр включены командные соревнования по фигурному катанию.
История дисциплин
Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников, женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Медж Сайерс.
Официально первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц прошёл в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.
Можно сказать, что парное фигурное катание появилось сразу после популяризации этого вида спорта. Но официально первые соревнования прошли только в 1908 году в Санкт-Петербурге. Немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер вошли в историю как первые олимпийские чемпионы в парном катании.
Такой вид фигурного катания как спортивные танцы на льду возник в конце 1940-х в Великобритании, а затем получили распространение во всем мире. В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года. Первыми Олимпийскими чемпионами в танцах на льду стали Людмила Пахомова и Александр Горшков.
Синхронное фигурное катание — это новейшая дисциплина фигурного катания. В современном виде синхронное катание появилось в 60-х годах в США, но идея группового катания появилась намного раньше. Например, в России соревнования по групповому катанию на коньках (пары, четверки, восьмерки) проводились ещё в середине 20х гг. прошлого столетия, но тогда данный вид популярности не получил. В США этот вид стал развиваться как развлечение зрителей в перерывах хоккейных матчей. Оказалось, что синхронное катание очень яркий и интересный вид спорта.
Первые официальные соревнования по синхронному фигурному катанию прошли в 1976 году в Энн-Арборе, штат Мичиган,США. В 1994 году Международный союз конькобежцев (ISU), официально признал синхронное фигурное катание пятой дисциплиной фигурного катания. В 1996 г. в Бостоне в США прошел первый Кубок мира по синхронному фигурному катанию. Первый чемпионат мира под эгидой Международного союза конькобежцев прошел в 2000 году в Миннеаполисе, штат Миннесота. С основания соревнований лидирующие позиции удерживают команды Швеции и Финляндии. Наиболее популярен этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Великобритании, Франции.
История фигурного катания в Узбекистане
История развития фигурного катания в Узбекистане началась с вводом в строй в 1970 году в Ташкенте Ледового дворца спорта. Через десять лет воспитанники Республиканской специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по фигурному катанию Марина Никитюк и Рашид Кадыркаев стали серебряными призёрами чемпионата мира среди юниоров в парном катании. Впоследствии спортсмены Узбекистана регулярно входили в состав сборной команды СССР по фигурному катанию. Кадыркаев уже с другой партнёршей — Еленой Квитченко — трижды становился бронзовым призёром чемпионатов СССР, участвовал в чемпионатах Европы и мира.
В 1991 году победителем первенства мира среди юниоров стал танцевальный дуэт из Ташкента — Алики Стергиаду и Юрий Разгуляев (еще под флагом СССР), впоследствии не раз становившийся чемпионом Азии, победителем и призёром крупных международных соревнований. Пара участвовала в зимних Олимпийских играх 1994 года в Лиллехамере.
Наибольших успехов в годы независимости страны добилась одиночница Татьяна Малинина, которая в сезоне 1998—1999 была одним из лидеров мирового женского одиночного катания. Она выиграла турнир NHK Trophy (1998, Саппоро), обыграв Ирину Слуцкую, затем финал Гран-при, где на второй и третьей ступенях пьедестала почета оказались две будущие чемпионки мира Мария Бутырская (1999) и Ирина Слуцкая (2002, 2005), и стала первой в истории победительницей турнира четырёх континентов (1999, Галифакс).
Виды фигурного катания
Мужское и женское одиночное катание
Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов — шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.
Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап — короткая программа, второй этап — произвольная программа.
Парное катание
Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.
В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.
В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа — короткой и произвольной программах.
Спортивные танцы
В спортивных танцах на льду, с технической точки зрения, основное внимание уделено совместному исполнению танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях, причем не допускаются длительные разъединения партнёров. В отличие от парного фигурного катания, в спортивных танцах отсутствуют прыжки, выбросы и др. отличительные элементы парного фигурного катания.
В спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары, поэтому большое внимание уделено музыкальному сопровождению и тщательному подбору костюмов для каждой программы соревнований. Благодаря этому спортивные танцы — одно из самых зрелищных направлений в фигурном катании.
Современная программа официальных соревнований включает 2 танца: короткий танец и произвольный.
Синхронное катание
Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) — до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) — 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) — 14 лет и старше.
Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.
В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки, прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.
Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.
Основные элементы фигурного катания
В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элемента: шаги, спирали, вращения и прыжки. Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы в парном катании.
Шаги
Шаги представляют собой комбинации толчков и базовых элементов катания — дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги служат для соединения элементов в программе. Кроме того, дорожки шагов являются обязательным элементом программы.
По новой системе судейства существует 4 уровня сложности дорожек.
Спирали
Спиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону).
Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 7 секунд.
Они, также как и дорожки шагов, оцениваются четырьмя уровнями сложности.
Вращения
Кривизна полоза вызвала в фигурном катании появление большого количества самых разнообразных вращений на лезвии одного или двух коньков.
Различают вращения стоя (например, «заклон»), вращения в приседе («волчок») и вращения в положении «ласточка» (Либела).
Смена ноги при исполнении вращений и смена позиции позволяет выполнить комбинацию вращений.
Прыжки
Прыжки разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые). Отталкивание ото льда в рёберных прыжках происходит с ребра конька, в носковых — толчком носка конька.
Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.
Сальхов, риттбергер и аксель относятся к рёберным прыжкам; тулуп, флип и лутц — к носковым.
sport.ziyonet.uz
Танцы на льду - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 февраля 2016; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 февраля 2016; проверки требуют 10 правок. «Твизлы» — один из наиболее характерных элементов современных танцев на льдуТанцы внешне похожи на парное фигурное катание. Однако в танцах запрещены выбросы, поддержки партнёрши выше головы партнёра, подкрутки, и другие так называемые «акробатические» элементы [1].
История[ | ]
После того, как в середине XIX века стал танцевать на коньках под музыку, конькобежцы начали адаптировать имеющиеся танцы к новой среде. Собственно, в первые годы фигурного катания парное катание и было в первую очередь танцем — но в — годы оно ушло в акробатику, стали предъявляться особые требования к физической подготовке кавалера и комплекции дамы. Так что в 1930-е годы в Великобритании появился новый, более демократичный вид спорта. Именно тогда британские спортсмены продемонстрировали танцы, позднее ставшие обязательными.
В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В 1962 году победили представители новой школы спортивных танцев — чехословацкие фигуристы Ева Романова и Павел Роман. Эта пара побеждала на протяжении четырёх лет.
На XII зимних Олимпийских играх 1976 года в австрийском Инсбруке новая дисциплина стала олимпийским спортом. Первыми в истории олимпийскими чемпионами стали фигуристы СССР Людмила Пахомова и Александр Горшков. Все последующие годы борьба за лидерство в танцах на льду шла практически только между советскими фигуристами.
В 1980—90-е годы фигуристы находили всё новые лазейки в правилах, заменяя рёберное скольжение сложной авангардной хореографией. Например, пара Торвилл—Дин в чемпионском танце 1984 года первые 40 секунд танцевала на месте. Судейство — и без того не самое объективное — затруднилось настолько, что в 1990-е годы ИСУ попытался вернуть танцы в «бальные» рамки. Но из-за жалоб на скуку ограничения вскоре сняли, взамен установили набор обязательных элементов на оригинальный и произвольный танцы.
К концу 2000-х годов российские тренеры, уехавшие за границу, вырастили новое поколение успешных спортсменов. Особенно отличились Игорь Шпильбанд и Марина Зуева, работающие в паре: их дуэты Вертью—Моир и Дэвис—Уайт стали чемпионами.
В 2010 году обязательный и оригинальный танцы объединили в один, так называемый «короткий». Новый формат стал компромиссом между красотой оригинального танца и соревновательной природой обязательного.
Обязательные элементы и структура соревнований[ | ]
Для танцевальных дуэтов список обязательных элементов появился только в 1999 году. В настоящий момент танцоры исполняют дорожки шагов, серии твизлов, поддержки и танцевальные вращения.[2]
Соревнования по спортивным танцам на льду, начиная с сезона 2010—11, состоят из двух программ.
- Короткий танец. На весь сезон задаётся танец. Пара обязана выполнить один-два круга этого танца и какую-либо собственную заготовку, подходящую по характеру к этому танцу. 24 лучших пары допускаются к произвольному танцу.
- Произвольный танец. В произвольном танце содержатся такие элементы, как поддержки, вращения, арабески, спирали, шаги и др., связанные в единое целое.
Победителем объявляется пара, которая по сумме двух танцев набирает больше всего очков.
До сезона 2009—10 включительно выступления состояли из трёх танцев: обязательного, оригинального и произвольного.
Соревнования низкого уровня (детские, региональные, любительские) могут проходить и по другой схеме: обязательный — короткий — произвольный или обязательный — произвольный[3].
Музыка[ | ]
Музыка в танцах отличается от таковой в других дисциплинах. Мелодия должна иметь «танцевальный» характер, с чётким ритмом. Разрешена музыка с вокалом.
В обязательном танце музыка устанавливается оргкомитетом. В оригинальном и коротком фигуристы с хореографом сами подбирают музыку под заданный на сезон стиль. В произвольном танце стиль может быть любым, при этом музыка должна хотя бы раз менять темп; допустима как постепенная смена, так и две разных мелодии.
Обязательные элементы[ | ]
- Дорожка шагов, которая должна иметь и «двуногую», и «одноногую» часть.
- Твизлы — вращения в движении на одной ноге.
- Танцевальные поддержки — на небольшой высоте в экзотических позах.
- Совместные вращения — партнёры вращаются вместе, как единое целое.
Запрещённые элементы[ | ]
- «Спортивные» поддержки выше головы.
- Прыжки более чем в один оборот.
- Однооборотные прыжки, выполненные обоими партнёрами одновременно.
- Явно выраженный разбег снижает оценку за танец; партнёры должны поддерживать скорость танцевальными шагами.
- Длительная езда поодиночке.
Примечания[ | ]
Литература[ | ]
- Жеребкина, Л. И. "Сравнительный анализ некоторых аспектов в спортивных танцах на льду и спортивных бальных танцах (подготовка спортсменов и оценка их мастерства)." Спортивные танцы. Спортивный бюллетень 3 (1999): 5.
- Лосева В.А., Китаева Н.В. "Анализ сложности и качества исполнения дорожек шагов в спортивных танцах на льду". Статья в сборнике трудов Конференции студентов и молодых учёных ФГБОУ ВПО "РГУФКСМТ", изд.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. Москва, 2015. С.46-50.
encyclopaedia.bid
Спортивные танцы на льду - это... Что такое Спортивные танцы на льду?
«твизлы» — один из наиболее характерных элементов современных танцев на льдуСпортивные танцы на льду — дисциплина фигурного катания. Олимпийский вид спорта, включен в программу игр с 1976 года.
Танцы внешне похожи на парное фигурное катание. Однако в танцах запрещены выбросы, поддержки партнерши выше головы партнера, подкрутки, и другие так называемые «акробатические» элементы [1].
История
После того, как в середине XIX века Джексон Хейнз стал танцевать на коньках под музыку, конькобежцы начали адаптировать имеющиеся танцы к новой среде. Собственно, в первые годы фигурного катания парное катание и было в первую очередь танцем — но в 1920—30-е годы оно ушло в акробатику, стали предъявляться особые требования к физической подготовке кавалера и комплекции дамы. Так что в 1930-е годы в Великобритании появился новый, более демократичный вид спорта. Именно тогда британские спортсмены продемонстрировали танцы, позднее ставшие обязательными.
В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В 1962 году победили представители новой школы спортивных танцев — чехословацкие фигуристы Ева Романова и Павел Роман. Эта пара побеждала на протяжении четырёх лет.
На XII зимних Олимпийских играх 1976 года в австрийском Инсбруке новая дисциплина стала олимпийским спортом. Первыми в истории олимпийскими чемпионами стали фигуристы СССР Людмила Пахомова и Александр Горшков. Все последующие годы борьба за лидерство в танцах на льду шла практически только между русскими фигуристами.
В 1980—90-е годы фигуристы находили всё новые лазейки в правилах, заменяя рёберное скольжение сложной авангардной хореографией. Например, пара Торвилл—Дин в чемпионском танце 1984 года первые 40 секунд танцевала на месте. Судейство — и без того не самое объективное — затруднилось настолько, что в 1990-е годы ИСУ попытался вернуть танцы в «бальные» рамки. Но из-за жалоб на скуку ограничения вскоре сняли, взамен установили набор обязательных элементов на оригинальный и произвольный танцы.
К концу 2000-х годов советские тренеры, уехавшие за границу, вырастили новое поколение успешных спортсменов. Особенно отличились Игорь Шпильбанд и Марина Зуева, работающие в паре: их дуэты Вертью—Моир и Дэвис—Уайт стали чемпионами.
В 2010 году обязательный и оригинальный танцы объединили в один, так называемый «короткий». Новый формат стал компромиссом между красотой оригинального танца и соревновательной природой обязательного.
Обязательные элементы и структура соревнований
Для танцевальных дуэтов список обязательных элементов появился только в 1999 году. В настоящий момент танцоры исполняют дорожки шагов, серии твизлов, поддержки и танцевальные вращения.[2]
Соревнования по спортивным танцам на льду, начиная с сезона 2010—11, состоят из двух программ.
- Короткий танец. На весь сезон задаётся танец. Пара обязана выполнить один-два круга этого танца и какую-либо собственную заготовку, подходящую по характеру к этому танцу. 24 лучших пары допускаются к произвольному танцу.
- Произвольный танец. В произвольном танце содержатся такие элементы, как поддержки, вращения, арабески, спирали, шаги и др., связанные в единое целое.
Победителем объявляется пара, которая по сумме двух танцев набирает больше всего очков.
До сезона 2009—10 включительно выступления состояли из трёх танцев: обязательного, оригинального и произвольного.
Соревнования низкого уровня (детские, региональные, любительские) могут проходить и по другой схеме: обязательный — короткий — произвольный или обязательный — произвольный.
Музыка
Музыка в танцах отличается от таковой в других дисциплинах. Мелодия должна иметь «танцевальный» характер, с чётким ритмом. Разрешена музыка с голосом.
В обязательном танце музыка устанавливается оргкомитетом. В оригинальном и коротком фигуристы с хореографом сами подбирают музыку под заданный на сезон стиль. В произвольном танце стиль может быть любым, при этом музыка должна хотя бы раз менять темп; допустима как постепенная смена, так и две разных мелодии.
Обязательные элементы
- Дорожка шагов, которая должна иметь и «двуногую», и «одноногую» часть.
- Твизлы — вращения в движении на одной ноге.
- Танцевальные поддержки — на небольшой высоте в экзотических позах.
- Совместные вращения — партнёры вращаются вместе, как единое целое.
Запрещённые элементы
- «Спортивные» поддержки выше головы.
- Прыжки более чем в один оборот.
- Однооборотные прыжки, выполненные обоими партнёрами одновременно.
- Явно выраженный разбег снижает оценку за танец; партнёры должны поддерживать скорость танцевальными шагами.
- Длительная езда поодиночке.
Примечания
dik.academic.ru