Мифы фигурного катания. Мишин и другие «борцы за каноны». Фигурное катание мишин


Мифы фигурного катания. Мишин и другие «борцы за каноны» - Фигура речи - Блоги

Фигурное катание наполнено мифами. Создаются они по-разному. Сегодня мы поговорим о тех, что создаются фанатами или хейтерами (что по сути одно и тоже). Рождаются легенды тоже по-разному: чаще всего от незнания предмета, иногда к незнанию добавляется ещё и стадный рефлекс. Если пять не смотревших прокаты и не знающих правила человек мычит, что фигуристку N засудили, то очень легко стать шестым. Есть и те, кто прекрасно всё знает, но попросту врёт. «Поздравляю вас, господин, соврамши»!:) В фигурном катании - виде спорта субъективном и технически очень мудрёном, из любимца легко сделать жертву судейского произвола умелыми манипуляциями.

Это не значит, что произвола нет. Он сплошь и рядом, но вопрос: всегда ли он там, где нам говорят? Как только начинаешь копать глубже, то вообще ставишь под сомнение наличие в этом спорте хоть одной святоши, которая мало того, что безгрешна, да ещё и вечно обижена судьями. С некоторыми такими легендами мы уже разобрались по ходу сезона, по некоторым ещё проедемся бульдозером хладнокровного анализа чуть позже.

Сегодня же разговор пойдёт о канонической технике и её защитниках. Все как бы знают, что есть фигуристы, у которых техника поставлена правильно, есть и те, у которых не очень правильно. Среди и тех и тех во все времена были великие спортсмены. ISU почти всегда оставался довольно лоялен ко взрослым фигуристам, кому уже поздно исправлять отдельные базовые недостатки. Ведь среди них появляются те, кто всё равно настолько харизматичен и крут в других деталях катания, что также двигает спорт вперёд. Однако в последнее время отдельными фанатиками стала раскручиваться следующая позиция: якобы в тренерском цехе имеются честнейшие патриархи, всегда свято почитающие каноническую технику, а есть и «еретики», сознательно учащие своих учеников "читерить", т.е. хитрить, а, значит, затрачивать меньше усилий и получать несправедливое преимущество. Например, в числе тех, чьё лицо вставлено в икону - Алексей Николаевич Мишин. Среди еретиков... ну, вы сами знаете или узнаете кто. Немного перлов из фольклора местных аборигенов: 

" ...Профессор должен тех, кто не может прыгать правильно, учить читерить?! А, пофиг, всё равно за преротейшны не штрафуют, зубцовые можно заменить на рёберно-зубцовые и т. п., Так надо, да? Нет, такой подход имеет право на существование..."

"  ...вообще-то Профессор всегда выступает за культуру оценивания прыжков, уверен, он будет за то, за то, чтобы модификации получали заслуженные оценки, чтобы их правильно оценивали, чтобы флипбергеры получали +1, а флутцбергеры -3, невзирая ни на какую видимую лёгкость. Вы хотите, чтобы он отказался от того, за что боролся всю свою тренерскую жизнь, за правильные прыжки? Он и так очень мягок в оценках других, ссориться не хочет..."

А вот и сладенькое:

"...А самая высокая концентрация правильных лутцев, конечно, в группе Алексея Николаевича Мишина. Часто люди спрашивают, что же у них со всей Мишинской техникой не всё получается и они, бывает, уступают тем или иным соперникам/соперницам? Так настоящий лутц СЛОЖНЕЕ! Елизавета Нугуманова: Зубцы в лёд - и в воздух! По классике. Преротация в пределах 60 градусов и таковой, собственно, и не является - обычное закручивание в прыжок. Но у Лизы пока ещё не хватает сил и порой вылезают недокруты, которые легко можно было бы спрятать в прер с техникой а-ля Дудаков-Тутберидзе."

Есть и другие авторы и другие перлы... Ну, т.е. вы поняли, да?)) Как иронизировал здесь Михаил Бересин: "тёмные силы нас злобно гнетут")) Конечно, Алексей Николаевич Мишин - любимый, уважаемый, великий и авторитетный тренер, признанный технарь, запатентованный теоретик и практик. Это без иронии. Но можно ли и его тренерский путь считать девственно чистым, кристальным, не запятнанным пороками а-ля Дудаков-Тутберидзе и иных бесстыжих грешников? Можно ли сказать, что средненькие результаты в последние два сезона связаны лишь с тем, что он, не изменив святым идеалам фигур на льду, пал жертвой системы, поощряющей мошенников? А главное: нужна ли ему такая "репутация"? Ой, ребят, мне кажется, вы оказали Профессору "медвежью услугу") Lol.

Ну, что я сделал?) Я, как герой сериала, под музыку из которого катался один из учеников Алексея Николаевича, «провёл следствие» и «припёр виновных к стенке неопровержимостью улик»!:)

Итак, как видим, камнем преткновения в технике являются зубцовые прыжки. Вся загвоздка в том, что по канонам они должны не только исполняться с верного ребра, но и оставаться зубцовыми, а многие фигуристы при толчке предпочитают помогать себе ещё и всей поверхностью конька, что идеологически неправильно:)

Смотрим технику Лизы Туктамышевой и уже бывшей ученицы Мишиных Лизы Нугумановой и видим, что там всё хорошо. Правда, это ещё бабушка надвое сказала, кто ставил технику зубцовых Туктамышевой. Мишин или Светлана Веретенникова, у которой она продолжала тренироваться до осени 2011-го, пока окончательно не переехала в Питер? Ну да ладно, не суть. Смотрим технику уже бывшей одиночницы Алисы Лозко и видим неверное ребро на лутце и временами poor take-off (тот самый толчок ребром, а не зубцами) на флипе, так называемый «флипбергер»:)

Видеоулики. Флутц и флипбергер Лозко:

По теории вышеупомянутых ораторов уже одного этого достаточно, чтобы усомниться, будто Мишин "всю жизнь боролся за чистоту прыжков" (о чём никогда сам не говорил) и далее по списку. Но... мало ли. Всегда найдутся те, кто скажет, будто один случай не показателен, поэтому я пошёл немножко дальше и решил проанализировать лутцы и флипы его самых сильных одиночников - тех ребят, кем он в последнее время закрепил свой статус одного из величайших тренеров. Сразу скажу: к четверному тулупу не придирался. Расследование показало, что этот прыжок вообще очень редко прыгают идеально (без ребра на отталкивании), поэтому претензии к мишинским были бы несправедливы. Вероятно, один из ближайших постов будет посвящён 4T в принципе. 

А вот с лутцем и флипом интересная ситуация. Итак, для того, чтобы у нас имелся некий образец и для того, чтобы не было обвинений в русофобии и прочей чуши возьмём идеальный 4Lz россиянина Михаила Коляды (тренер Валентина Чеботарёва):

 

 

Отрыв с зубцов, наружное ребро. Textbook. В качестве образца идеального флипа (или близкого к идеалу) можете взять 4F Натана Чена в предыдущем посте блога. Можете себя успокоить тем, что хоть он и американец, ставил ему технику тренер советской закалки Арутюнян:)

Как видим, мужчинам вполне по силам прыгать даже старшие квады с канонической техникой. От мишинских одиночников прошлых лет мы не будем требовать квадов, проанализируем куда более простые тройной лутц и тройной флип. Итак:

 

- АРТУР ГАЧИНСКИЙ

Тренировался у Алексея Мишина с 2002-го по 2013-2014-й год (с 9 лет до 21-22 года).

Тройной Лутц (3Lz), Cup Of Russia, сезон 13-14. Читерский отрыв ребром:

Видео:

 

Флип (3F) Артурика с хорошим ракурсом и качеством оказалось не так то просто найти. Выяснилось, что он не часто его ставил в программу, а вскоре стала понятной причина - неверное ребро. Таки хороший ракурс для флипа нашёлся на Универсиаде 2015. Тогда Гачинский был уже не у Мишина, но, думаю, всем понятно - дело далеко не в том, что он внезапно разучился правильно прыгать этот прыжок. Он всегда его так прыгал. 

Помимо неверного ребра, здесь еще и отсутствие зубцового отрыва, опять poor take-off:

Видеоулика:)

 

- ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО

- Тренировался у Алексея Мишина с 1993(4) по 2014 год (с 11 лет до 31 года)

Тройной лутц (3Lz) NHK Trophy 1998. Читерский отрыв ребром:

Через 12 лет на Олимпиаде в Ванкувере ситуация не изменилась, опять чит на лутце:

Видеодоказательство:

Тройной флип. (3F). Финал гран-при 2000-2001. Читерский отрыв ребром:

 

Видеоулика:

 

- АЛЕКСЕЙ ЯГУДИН

- тренировался у Алексея Мишина с 1992-го по 1998-й год (с 12 до 18 лет)

До этого тренировался у его ученика Александра Майорова.

Ягудин - мой любимый фигурист. Немного расстроило и удивило, что не обладал образцовой техникой зубцовых.

Тройной лутц, (3Lz), чемпионат мира 2002, читерский отрыв.

Само ребро (левой ноги) там в динамике странное, скорее плоское, чем наружное. Под вопросом, в общем.  

Видео:

Чтобы не было базара, что "снимающая пенки" Тарасова неправильному научила, скидываю видео из  Нагано (ОИ 1998), тогда Лёша был ещё у А.Н.

Лутц, (3Lz), опять читерский отрыв или толчок:

Видео:

Флип, (2F), там же в Нагано 98. Толчок ребром, не зубцами, увы:

Видео:

Всё равно, Ягудин - лучший!)

 

- АЛЕКСЕЙ УРМАНОВ

- Тренировался у Алексея Мишина с 1989-го по 1999-й год (с 15-ти до 25-ти лет)

Какого же было моё удивление, когда я, наконец, обнаружил у Мишина чемпиона-одиночника с канонической техникой старших зубцовых!) Им оказался Урманов! Кстати, т.к. дискуссия эта на веточках уже поднималась, некоторые "адвокаты" говорили, что, дескать, у Плющенко всё равно для своего времени была техника новаторская, авангардная. Да чего ж там новаторского, если Урманов ещё до него прыгал лучше?) Только то, что он пробовал четверной лутцбергер?:)

Итак, тройной лутц, (3Lz), Олимпиада 94 в Лиллехамере. Правильный отрыв (зубцами):

 

Видео:

Тройной флип (3F). Нарезка. Правильный отрыв (только зубцами). В Лиллехамере заметен прер >90 и довольно низко опущенный конёк, но ребром таки Урманов не толкается, лишь проворачивается на зубце. На фоне большинства флип по отрыву у него просто канонический:)

Видео:

Фанаты Липницкой, ликуйте!:) 

Итак, подытожим все наши данные в гриботабличке:

 

Итак, какие выводы из всего этого можно сделать? Можно ли сказать, что Алесей Николаевич около 20 лет поставлял на рынок некачественный товар в красивой этикетке?) Можно ли сказать, что он обманывал фигурнокатательное сообщество с лицемерной миной борца за правильную технику прыжков?:) Можно ли сказать, что нечестно побеждал конкурентов "а-ля Тутберидзе-Дудаков"?

Ну конечно... нет))) Просто всё это показаывает, что и у него нимба над головой нет и никакой особой миссии по сохранению канонов тоже нет. Вышеназванные иронические выводы - для параноидальных фанатиков, у которых всегда найдутся виноватые, а мир разделится на чёрное и белое. Все теории про тренеров, чтящих каноны и тренеров-читеров - не более, чем полный бред и абсурд. Все (кто умеет) стараются ставить правильную технику, но не всем ученикам её получается привить. А если кто-то не умеет, то это не читерство, а неумение и всё. А т.к. система пропускала, пропускает и будет пропускать "адаптацию", то с тренеров и взятки гладки. К тому же есть ещё один нюанс - если нет данных о том, что фигурист тренируется у конкретного специалиста с раннего детства, всегда очень сложно определить конкретную степень влияния тренера на его прыжковую технику. Возможно, тем же Плющенко, Ягудину просто поставили неправильно до, а Мишин не смог исправить. Возможно, сам Мишин поставил неправильно. Вопрос сложный. Но однозначно можно сказать, что никаких обвинений "в нечестной игре" в сторону тренеров-конкурентов  после подобного расследования быть не может. Как и обвинений в сторону Мишина, конечно. Тем более, что среди соперников его парней в 90-е могли быть и более «хитрящие».

А почему они звучат, эти обвинения? Для чего и кому это нужно? А нужно это для того, чтобы ты, дорогой читатель, смотрел крупные старты с победами условной Загитовой и думал, что побеждает она только потому, что у неё тренер-читер и поддержка федры, а где-то условная Лизонька Туктамышева (фигуристка притягательнейшая и вообще фантастическая в своей лучшей форме), докатывает еле-еле произвольную программу на Универсиаде не потому, что у неё проблемы с дисциплиной, лишним весом или спортивной формой, а потому, что она не может со своей "энергозатратной техникой" так стабильно прыгать! Это делается для того, чтобы обгадить победы тех, кто приходит позже, чтобы они "бросали тень", чтобы не казались такими "честными", "яркими", как победы "героев" прошлого. Но покопаешься в этом прошлом (особенно в сочинской Олимпиаде, прокатах Липницкой и других) и видишь там ничуть не меньше тёмных пятен. Так что никогда не верь, когда говорят: "вот... раньше было честней... " Доверяй, но проверяй! И не обращай внимания на сбитых лётчиков.

www.sports.ru

Прыжки в фигурном катании (Мишин А.Н.)

ВВЕДЕНИЕ

Катание на коньках известно как один из древнейших способов передвижения. Необходимость преодолевать неровности на естественно возникавших ледовых путях сообщения — на реках, каналах, озерах — заставляла искать возможности их преодоления. В одном из первых отечественных пособий для конькобежцев «Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами», изданном в 1938 г., Г. М. Паули писал: «...полезно упражняться в этих прыжках, чтобы с легкостью преодолевать бугры на дороге или лежащие на ней палки, бревна и другие препятствия» *.

Задача преодолевать препятствия обусловливала стремление конькобежцев прыгать как можно дальше и выше.

Другой вид прыжков появился позднее. Он возник в процессе развития и совершенствования так называемых специальных фигур, первоначально имевших форму дуг, спиралей, кругов и постепенно усложнившихся до рисунков, букв, цифр, цветов, вензелей и т. п., начертанных коньками на льду. Возрастающая сложность рисунка требовала в ряде случаев прерывания следа, т. е. подпрыгивания. В этих случаях не ставилась задача достижения большой дальности и высоты прыжка. Таким образом появились прыжки, ставшие, в сущности, безопорными аналогами перетяжек, троек, скобок и других элементов обязательной программы.

Прыжки со значительным перемещением в полете стремительно развивались. Первоначально они напоминали прыжки в длину с разбега. Появились и единицы измерения длины полета — шляпы-цилиндры, поставленные друг за другом, бочки и другие предметы, через которые прыгали конькобежцы.

Кривизна лезвия фигурного конька обусловила возникновение вращательных движений, столь естественных и сравнительно легко выполняемых. В результате появились опорные вращения — пируэты. Синтез пируэта с прыжком вызвал к жизни прыжки с вращением вокруг продольной оси тела фигуриста.

Интересно, что соединение прыжка с пируэтом привело к появлению двух видов прыжков. В 1882 г. норвежский фигурист Аксель Паульсен выполнил прыжок, который позже стал носить его имя. Делал он его с р азбега и прыгал в длину. Несколько позже Г. Фукс выполнял этот прыжок иначе, как бы готовясь к волчку с небольшого хода, в результате чего прыжок получался на месте, причем после прыжка он оставался стоять в той же точке, в которую приземлился. Н. А. Панин писал, что если прыжок Паульсена отвечал петле с тройкой, то прыжок Фукса напоминал «перепрыгнутый пируэт».

В дальнейшем эти две разновидности прыжка совсем разделились. Появились прыжки с вращением в полете и длинным выездом из вращения, отличающиеся большой длиной. Они получили название многооборотных. Прыжки со сравнительно небольшой длиной, в которых вращение продолжается и после приземления, стали называться прыжками во вращение.

Произвольное катание в соревнованиях первого десятилетия нашего века состояло из танцевальных шагов, вращений и поворотов, взятых из школьных фигур. Недаром катание тех времен назвали «земным».

Когда прыжки стали элементами фигурного катания, принято было считать, что они доступны далеко не каждому и для успешного их выполнения требуется особая одаренность. Выдающиеся спортсмены включали тогда в свои программы два-три сложных прыжка. Сложными считались лутц и флип в один оборот, а также прыжки в полтора оборота.

Однако роль прыжков постоянно возрастала.

«Программа произвольного катания без выдающихся прыжков с поворотами в воздухе в настоящее время неизбежно покажется неинтересной и недостаточно трудной. Мы едва ли ошибемся, сказав, что этот вид упражнений прочно занял теперь ведущее место в разделе свободного катания», — писал Н. А. Панин*.

В настоящее время сильнейшие фигуристы владеют всеми наиболее распространенными двойными прыжками, прыжком двойной аксель, а также тремя, реже четырьмя, тройными прыжками: сальховом, тулупом и риттбергером.

На чемпионате мира 1976 г. наиболее сложный набор прыжков среди мужчин показал американский фигурист Терри Кубичка. Он исполнил пять тройных прыжков, четыре из них — разные: дважды тройной сальхов, тройной флип, дважды двойной аксель, тройной лутц, тройной тулуп.

Среди девушек наибольшее число тройных прыжков было в программе юной советской фигуристки Елены Водорезовой: два тройных тулупа и один тройной сальхов. Е. Водорезовой принадлежит своего рода рекорд — на чемпионате Европы 1976 г. она выполнила в обязательной программе произвольного катания каскад прыжков: двойной флип — тройной тулуп.

Интересно, что выдающиеся фигуристы прошлого также владели прыжками в 2; 2,5 и 3 оборота. Дик Баттон, победитель чемпионатов мира 1948—1952 гг., в свои произвольные программы включал не только двойные прыжки, прыжки в 2,5 оборота, но и тройные - сальхов и петлю. Давид Дженкинс, выигрывавший золотую медаль чемпиона мира в 1957—1959 гг., превосходно выполнял прыжок в 2.5 оборота, тройной сальхов и тройную петлю. Дональд Джексон еще в 1962 г. на первенстве мира в Праге впервые выполнил тройной лутц, который с тех пор повторен в официальных соревнованиях лишь несколькими спортсменами. Высоким мастерством исполнения многооборотных прыжков отличались Рони Робертсон, Джон Мак-ферсон, Томми Литц, Нобио Сато, Алэн Кальма, Эммерих Данщер, Тим Вуд, Сьёкье Дийкстра, Пегги Флеминг, Габриэль Зейферт, Лев Михайлов, Валерий Мешков, Сергей Четверухин, Юрий Овчинников и другие фигуристы.

В последние годы прыжки в 2,5 и 3 оборота перестали быть уникальными, их выполняют на многих национальных и международных турнирах. Значительно выросло число спортсменов, владеющих названными прыжками. Однако качественно арсенал прыжков в последние два десятилетия расширялся медленно.

Закономерно предположить в ближайшее время возможность увеличения числа оборотов исполняемых прыжков и расширения арсенала многооборотных. Это означает переход на новый, более высокий уровень мастерства, выражающийся в выполнении наиболее сложных тройных, а также прыжков с числом оборотов более трех.

Фигурное катание на коньках со дня первых международных соревнований претерпело значительные изменения. Техника катания, правила и программа соревнований продолжают меняться и в настоящее время. В программу первых соревнований по фигурному катанию на коньках входило исполнение обязательных и специальных фигур и произвольное катание. В дальнейшем соревнования по специальным фигурам были отменены.

Соотношение обязательной и произвольной программ в общем результате первоначально составляло 60 и 40%. Затем Международный союз конькобежцев (ИСУ) принял решение еще больше повысить удельный вес произвольного катания, и соотношение стало 50 и 50%. На 34-м конгрессе ИСУ, состоявшемся в 1971 г., было решено уменьшить число обязательных фигур, исполняемых в соревнованиях, до трех и ввести обязательную программу произвольного катания. В конце 1972 г. соревнования по фигурному катанию превратились в троеборье, в котором уже два вида представляют собой произвольное катание, дающее 60% общей суммы баллов. С 1975 г. значение произвольной программы еще более возросло: сумма баллов, которую можно получить за исполнение обязательных фигур, была уменьшена на 10%, а за произвольную программу настолько же увеличена. Таким образом, в настоящее время за произвольное катание можно получить 70% общей суммы баллов, а за обязательные фигуры только 30%.

Совершенно определенно исторически прослеживается тенденция повышения роли произвольного катания. Каковы критерии оценки произвольной программы? Что является главным, определяющим техническое мастерство фигуриста? Анализ произвольных программ и результатов соревнований различных периодов развития этого вида спорта показывает, что главное, решающее — это уровень исполнения всего комплекса элементов фигурного катания, на вершине которого стоят прыжки. В последние годы роль прыжковой подготовки фигуриста еще более возросла. Именно многооборотные прыжки, в наибольшей мере отражающие атлетические возможности спортсмена, стали главным техническим компонентом современного произвольного катания. Яркое подтверждение тому — чемпионаты СССР, Европы и мира, на которых высокие места в произвольном катании занимают фигуристы, обладающие совершенной техникой выполнения многооборотных прыжков. Обязательная программа произвольного катания включает семь элементов, четыре из которых имеют прыжковой характер. Состав элементов этой так называемой короткой программы отчетливо демонстрирует тенденцию к возрастанию значения прыжков.

В современном фигурном катании именно владение новыми сложнейшими прыжками дает спортсмену решающее преимущество перед соперниками.

Все прыжки в фигурном катании могут быть классифицированы по группам. По способу отталкивания их можно разделить на реберные, в которых толчковую ногу ставят на лед ребром конька, и носковые — в них толчковую ногу ставят на лед передней частью, в основном на зубцы.

Толчок в реберных прыжках осуществляется одной ногой, в носковых — двумя, причем опорная нога скользит на ребре, а толчковая ставится на носок конька. В носковых прыжках фигурист отрывается ото льда сначала опорной ногой, которая таким образом становится маховой, а затем толчковой.

Если в прыжках направление вращения тела в полете совпадает с направлением закривления дуги, на которой выполняется подготовка к толчку и толчок, то направление условно называют положительным. В прыжках с так называемым отрицательным направлением тело в полете вращается в сторону, противоположную направлению закривлений толчковой дуги.

Прыжки, в которых фигурист приземляется на толчковую ногу, называются прыжками без смены ноги, а те, в которых приземление происходит на маховую ногу, принято называть прыжками со сменой ноги.

По числу оборотов различают прыжки без вращения в полете, а также с поворотом тела на 0,5; 1; 1,5; 2; 3; 3,5 и т. д. оборотов.

Прыжок в фигурном катании на коньках состоит из взаимосвязанных движений отдельных частей тела. Изучение таких движений целесообразно вести на основе метода дифференциации. Известный русский фигурист Н. А. Панин рекомендует изучать технику фигурного катания именно аналитическим методом:

«По своей технике фигурное катание относится к весьма сложным видам произвольных движений. Чтобы легче и надежнее подойти к первому этапу овладения этой техникой, надо знать механическую сущность и значение каждого телодвижения при выполнении всех элементов катания в их бесконечной разнообразной связи и сложности» *.

Поскольку части прыжка имеют непрерывно изменяющиеся характеристики, то возможны различные варианты разделения прыжка. Исходя из общепринятой схемы анализа спортивных прыжков и опираясь на специфические особенности прыжков в фигурном катании, можно прыжок разделить на периоды и фазы:

  1. Период разбега. Он включает фазу приобретения скорости и фазу подготовки к волчку.
  2. Период толчка. В него входит фаза амортизации и фаза активного отталкивания.
  3. Период полета. Он состоит из фазы группировки и фазы разгруппировки.
  4. Период приземления. В него входит фаза амортизации и фаза выезда.

Какие же движения выполняет фигурист в этих периодах и фазах и какие двигательные задачи решает?

Период разбега. В фазе приобретения скорости спортсмен разбегается до скорости, необходимой для выполнения прыжка, чтобы придать телу кинетическую энергию поступательного движения.

В фазе подготовки к толчку он прекращает увеличивать скорость движения, переходит к скольжению по инерции, чтобы четко определить направление своего движения и, исходя из этого, должным образом направить траекторию толчковой дуги, далее — уравнять скорости движения отдельных звеньев и придать телу положение, обеспечивающее оптимальное выполнение толчка.

Период толчка. В фазе амортизации происходит сгибание опорной ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах и одновременно отведение маховой ноги и рук в положение, из которого выполняют маховые движения. В фазе активного отталкивания в результате энергичного разгибания в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах, сопровождающегося маховыми движениями рук и ноги, тело фигуриста приобретает вертикальную скорость, достаточную, чтобы оторваться от поверхности льда. Эта фаза наиболее ответственная — в ней спортсмен сообщает своему телу поступательное и вращательное движение, создает условия для устойчивого движения продольной оси тела в полете.

Период полета. Приближая звенья тела к оси вращения, фигурист в фазе группировки увеличивает приобретенную в толчке угловую скорость, чтобы за время полета совершить необходимое число оборотов. В фазе разгруппировки, удаляя звенья тела от оси вращения, он уменьшает угловую скорость, чтобы предотвратить чрезмерное вращение тела вокруг продольной оси в период приземления.

Период приземления. Сгибая опорную ногу, фигурист в фазе амортизации переходит к скольжению по дуге так, чтобы погасить вертикальную скорость, преобразовать остаточное вращение вокруг продольной оси в скольжении по дуге приземления и не допустить чрезмерного уменьшения горизонтальной скорости движения. В фазе выезда спортсмен разгибает опорную ногу, добивается устойчивого скольжения в требуемой позе.

Такое деление прыжка имеет много общего с делением, принятым в других видах спортивных прыжков: в гимнастических и акробатических прыжках, в прыжках в воду, на лыжах с трамплина и пр. При внешней схожести, заключающейся в наличии безопорной фазы, обращает внимание принципиальное отличие прыжка фигуриста от других подобных упражнений. Главной особенностью прыжков в фигурном катании является накопление кинетической энергии при скольжении по льду и использование ее в условиях скольжения по дуге. Роль мышц при этом заключается не столько в выполнении толчка вперед-вверх, сколько в точнейшем управлении процессом преобразования энергии скольжения в энергию полета.

Для успешных занятий фигурным катанием спортсмен должен обладать разнообразными качествами — общими для всех видов спорта (настойчивость, последовательность в достижении цели, атлетизм и др.) и специальными для избранного. Для фигуриста важны хорошие конституционные данные, музыкальность, выразительность, волевой характер. Способности юного фигуриста начинают проявляться в первые же годы занятий на льду. У одних хорошо получаются обязательные фигуры, у других — шаги, третьи хорошо вращаются или отличаются танцевальностыо. Практика обучения доказала, что наиболее сложно развить у спортсмена способность к выполнению многооборотных прыжков.

Одаренность ребенка к прыжкам следует анализировать с двух позиций. Прежде всего, с точки зрения высоты и длины его прыжков, способности использовать скорость, полученную при разбеге, склонности к свободным маховым движениям в толчке. Далее, исключительное значение имеет способность к вращательным движениям вокруг продольной оси тела в полете. Умение резко сгруппироваться, добиться высокой скорости вращения в полете, сохраняя при этом устойчивое положение оси вращения, — основа многооборотных прыжков. Хорошо, если оба эти качества сливаются воедино. В противном случае более перспективным следует считать фигуриста с выраженными способностями к вращению в полете. Как правило, используя специальные упражнения, легче увеличить высоту прыжка, чем развить способность к вращению в полете. Кроме того, спортсмены с выраженной одаренностью к вращательным движениям отличаются большей стабильностью навыка при выполнении многооборотных прыжков. Это качество особенно ярко проявляется во время соревнований.

В предлагаемой книге сделана попытка познакомить читателя с некоторыми положениями техники и методики обучения прыжкам, результатами анализа техники прыжков, сопоставить приемы обучения многооборотным прыжкам, которые сформировались в практике обучения фигурному катанию ведущих мировых школ, и в первую очередь советской, американской, канадской и Германской Демократической Республики.

www.tulup.ru

Мишин А.Н. Фигурное катание для всех

приобрестиМишин А.Н. Фигурное катание для всехскачать (2228 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc

  1   2   3   4   5   6

Занимайтесь фигурным катанием

Фигурное катание — это, прежде всего спорт, и занятия им, как и всяким другим видом спорта, определенным образом воздействуют на организм человека, способствуют выработке у него определенных качеств, необходимых в повседневной жизни, в труде.

В отличие от простого бега на коньках, который в основном преследует цели оздоровления и развлечения, фигурное катание несет в себе основы эстетического воспитания человека. Систематические занятия обязательными упражнениями, требующими идеальной осанки, тренировки произвольных и показательных программ, наконец их составление, подбор музыкального сопровождения для выступлений требуют от фигуриста знакомства с музыкой, балетом, театром, другими видами сценического искусства, наконец с литературой При серьезной, вдумчивой работе над программой необходимо хорошо понять смысл музыкального произведения, те мысли и чувства, которые вложил в него композитор. А это возможно лишь ознакомившись с эпохой, в которую создана данная музыка, со своеобразием творчества композитора, наконец, с действующими лицами и сюжетом спектакля, если музыка взята из балета, оперы или кинофильма.

Независимо от возраста и мастерства большинство фигуристов выступает перед зрителями. Даже занимающиеся в группах здоровья через некоторое время начинают репетировать простые показательные номера, которые демонстрируют на вечерах-смотрах, а также перед публикой, посещающей катки. Умение сосредоточиться, преодолеть боязни выступать перед многочисленной аудиторией - ценные качества, хорошо развиваемые занятиями фигурным катанием.

Важно, что занятия фигурным катанием оказывают на фигуристов, особенно юных, громадное воспитательное воздействие. Не секрет, что только исключительно трудолюбивые спортсмены добиваются успехов в спорте вообще и в фигурном катании в частности.

Многочасовое, скрупулезное исполнение фигур приучает детей добиваться цели постепенно, большим трудом, сознательно и, что особенно важно, самостоятельно. По подсчетам одного из ученых, высококвалифицированный фигурист проезжает на льду в среднем за 10 лет своей спортивной карьеры около 54 тысяч километров.

Исполнение сложных фигур способствует развитию вдумчивого отношения к заданиям тренера, развитию способности к анализу и синтезу движений, пробуждает в ребенке творческое начало, вызывает желание сделать ту или иную фигуру в собственной интерпретации, по-новому соединить известные элементы, придумать новые...

Фигурным катанием на коньках начинают заниматься обычно в дошкольном возрасте и увлекаются затем всю жизнь. И это неудивительно, так как фигурное катание на коньках как средство сохранения здоровья полезно для людей любого возраста. Оно, как и другие виды спорта, способствует снятию нервного напряжения, приведению в норму веса, сохранению стройности фигуры, укреплению легких, приобретению и развитию гибкости тела и сопротивляемости организма заболеваниям.

Современный человек ежедневно ходит на работу и с работы, сидит за столом, спит на правом боку - то есть все время ведет себя в рамках так называемых стандартных поз.

При таком образе жизни, свидетельствует лауреат Ленинской премии академик П. Анохин, его почки и почечные лоханки превращаются в своего рода отстойники, где в результате концентрации в организме солей образовывается песок, а затем и камни. Избавиться от этого можно частой переменой положения тела, что наряду с другими видами спорта успешно достигается фигурным катанием.

СССР Е. Чайковская, ставшая в свое время мастером спорта и чемпионкой СССР.

Кроме ярко выраженного оздоровительного влияния на организм занятия фигурным катанием значительно повышают работоспособность человека в условиях движений с высокой скоростью, с внезапными торможениями и ускорениями, с резкой сменой положения тела в пространстве, с быстрыми вращениями тела. С такими условиями особенно часто встречаются лица, проходящие службу в летных, морских, десантных и танковых частях. Техническая оснащенность современных вооруженных сил требует специальной физической подготовки. Сверхзвуковые реактивные самолеты, вертолеты, быстроходные торпедные катера, подводные лодки, танки, вездеходы-амфибии, специальные транспортеры и, наконец, космические аппараты, требующие высокой работоспособности космонавтов в невесомости, в условиях выхода в открытый космос — вот далеко не полный перечень современных систем, предъявляющих человеку исключительно высокие требования.

Для приобретения специальных физических качеств и навыков используются различные приспособления, приборы и аппараты. Большое количество таких аппаратов предназначено для укрепления и развития вестибулярного аппарата человека, повышения работоспособности органов равновесия. Исключительное место занимают эти упражнения в тренировке космонавтов. Надо сказать, что тренировка на аппаратах, как правило, однообразна, сложна и поэтому весьма утомительна. Если учесть, что отличной устойчивостью органов равновесия и тонким чувством положения тела в пространстве обладают лица, длительно занимающиеся фигурным катанием, то станет ясным, что каждый, кто хочет посвятить себя службе в технически сложных видах войск, может заложить хороший фундамент путем упражнений фигурного катания.

Можно привести результаты опытов по испытанию устойчивости вестибулярного аппарата у фигуристов и лиц, не занимавшихся фигурным катанием. Мастер спорта по фигурному катанию чемпион СССР в парном катании, подвергнутый вращению в специальном кресле, выдержал пятьсот оборотов, сохранил свою работоспособность и в тот же день приступил к чтению лекций студентам вуза. Другой испытуемый, практически здоровый человек, занимавшийся многими видами спорта, но не фигурным катанием, уже после трехсот оборотов полностью потерял работоспособность и не смог восстановить ее в течение целого дня.

Следует сказать еще об одном свойстве, развивающемся у человека, занимающегося фигурным катанием, — быстроте реакции и совершенной координации. Перемещение фигуристов на льду представляет собой хаотическое движение, при котором спортсмены часто движутся навстречу друг другу на большой скорости. Столкновения же случаются весьма редко. Развитию быстроты двигательной реакции способствуют многие элементы фигурного катания, например, исполнение прыжков с вращением в воздухе, когда спортсмен за десятые доли секунды производит целый комплекс движений.

Быстрота реакции и хорошая координация необходимы человеку не только в спорте или в военном деле. Техническая революция, коснувшаяся буквально всех отраслей промышленности, требует значительного количества людей для обслуживания различных автоматических агрегатов, линий и систем. Для работы на пульте управления необходимы не только специальные знания, но и быстрота реакции, чтобы при соответствующем сигнале оперативно исправить те или иные нарушения протекающего производственного процесса.

Те же качества, естественно, необходимы водителям транспортных средств, число которых постоянно возрастает.

Последние исследования профессоров А. Гандельсмана и К. Смирнова показали, что фигурное катание на коньках с точки зрения воздействия на организм обладает рядом своеобразных черт. Во многих видах спортивных движений, таких, например, как бег в легкой атлетике, в лыжном, конькобежном спорте, при езде на велосипеде и т. п., между величиной мышечной работы и частотой сердечных сокращений наблюдается прямо пропорциональная зависимость, то есть высокому уровню физической нагрузки соответствует высокая частота сердечных сокращений и наоборот.

Измерение энергозатрат путем анализа состава выдыхаемого фигуристами воздуха показало, что фигурное катание, в том числе и произвольное, характеризуется сравнительно небольшой мышечной работой. В то же время частота сердцебиений, измеренная с помощью специального датчика, оказалась весьма высокой (до 200 и более ударов в минуту).

Чем вызвано это несоответствие между относительно малыми затратами энергии и высокой частотой пульса у фигуристов?

Вот что пишут по этому поводу А. Гакдельсмал и К. Смирнов: конькобежец-фигурист, сосредоточенный на внутреннем рисунке ювелирных движений на льду, испытывает выраженное возбуждение вегетативных функций, не завершающихся соответственно высокой энергетикой... Нам кажется, что в жизни такое состояние часто наблюдается в тех случаях, когда необходимо в сложных ситуациях сдерживать волнение и при этом внешне оставаться спокойным и деятельным. Адаптация к подобным сдвигам, несомненно, весьма необходима в жизни для противодействия многочисленным волнениям, для сохранения высокой работоспособности и здоровья".

Не эта ли особенность занятий фигурным катанием привлекает в настоящее время большое число пожилых людей?

И еще об одном немаловажном значении фигурного катания надо сказать особо — о его эмоциональном воздействии как на самого фигуриста, так И на зрителя.

Вспомним показательную программу Грезы любви в исполнении Л. Белоусовой и О. Протопопова, или Вдоль по Питерской в исполнении Л. Пахомовой и А. Горшкова, Калиикуэ в исполнении И. Родкиной и А. Зайцева. С каким подъемом выступают эти фигуристы и какое большое эмоциональное воздействие оказывают они на зрителя!

Овладеть этим замечательным видом спорта — что может быть увлекательнее и интереснее для молодого спортсмена и для человека, посвятившего фигурному катанию зрелые годы!

  1   2   3   4   5   6

nashaucheba.ru

«Женское фигурное катание повторяет путь мужского»

09 декабря 2015

В четверг в Барселоне стартуют финалы Гран-при по фигурному катанию. В преддверии соревнований мы попросили одного из самых известных тренеров в мире Алексея Николаевича Мишина оценить шансы участников одиночных финалов и рассказать о подготовке ученицы Елизаветы Туктамышевой.

Алексей Николаевич, кого вы видите фаворитом мужских соревнований?

Лично я отдаю предпочтение испанцу Хавьеру Фернандесу и японцу Юдзуру Ханью. У Фернандеса очень нравятся программы. Они мне напоминают те, что ставили и ставят наши хореографы, которые знают историю, событие, эпоху, композитора, музыку... С этой точки зрения хореографию испанца я ценю выше, чем японца. Мне кажется, что у Ханью – это в большей степени хореография эмоций и силы духа музыки. Хотя, безусловно, рекорды Ханью на недавнем этапе в Нагано заслуживают уважения.

Если говорить о третьем спортсмене, имя которого на слуху, о канадце Патрике Чане, то я в полном восторге от его катания, манеры скольжения. Мне удалось побывать вместе с ним на двух на двух этапах Гран-при. Кроме того, я видел его выступление на «Japan Open». Должен сказать, что фигурист производит поразительное впечатление. Но это впечатление в большей степени распространяется на специалистов, которые оценивают мастерство его катания, нежели на судей, поскольку если говорить о практической стороне исполнения, то спортивная форма канадца, пропустившего прошлый сезон, пока не устоялась. Чану будет трудно соревноваться в Барселоне с Фернандесом и Ханью. Тем более, что у канадца не такой разнообразный набор четверных прыжков. Максимально он может сделать только два тулупа, которыми владеет, один из которых в каскаде. Тройной аксель у Патрика не очень надежный.

Что касается других участников мужского финала, то при всем уважении к этим фигуристам, они пока не дотягивают до уровня фаворитов. Просто хорошие исполнительные спортсмены.

Что скажете о женском катании?

Так как в женском финале участвует две россиянки, то пойду по списку, чтобы никого не обидеть. Американка Грейси Голд. Замечательная девочка, которую я назвал бы «Барби». Но это слово не имеет негативного оттенка, напротив, комплимент. Грейси – опытная фигуристка, которая не первый год выступает на взрослом уровне. Посмотрим, что она покажет в Барселоне. Но в женском катании довольно сложно всегда делать прогнозы и называть фаворитов, поскольку женская душа – загадка. Многое будет зависеть от того, как фигуристки справятся с волнением, сумеют себя настроить.

Наша Женя Медведева – тоже «Барби», но с бойцовским характером. В этом сезоне Женя выглядит свежо и неожиданно. Несмотря на то, что Медведева в прошлом году еще каталась по юниорам, сейчас на этапах Гран-при она выступала достаточно уверенно.

Японки Сатоко Мияхара и Мао Асада. Весомый плюс и аргумент Мияхара, что на этапе в Нагано она одержала серьезную победу, опередила сильных конкуренток, включая Мао Асада. Я охарактеризовал бы Сатоко так: хорошая и старательная фигуристка.

Мао Асада – замечательная спортсменка, которая заработала себе имидж в фигурном катании. Мао обладает сильным характером, умеет настраиваться на старт. Но в Барселоне все будет зависеть от того, насколько японка преодолеет себя в стремлении сделать, наконец, тройной аксель чисто, и настолько технические специалисты будут лояльно оценивать докруты в ее прыжках, особенно в каскадах.

Россиянка Лена Радионова. Принцесса. Но принцесса, которую отличает фанатизм в катании. Радионова не раз доказывала, что может откататься хорошо за счет силы воли.

И, наконец, американка Эшли Вагнер. В этом сезоне у нее очень удачные программы. Выглядит спортсменка женственно и легко. Но как в случае с Мао, успех или не успех Эшли будет зависеть от того, как оценят ее «пограничные» прыжки технические специалисты.

В этот раз ваша ученица Лиза Туктамышева не попала в финал по причине совсем не спортивной. Расстроилась?

Если бы не трагедия во Франции, повлекшая за собой отмену этапа Гран-при, то на турнире в Бордо Лиза, безусловно, вошла бы в число призеров и отобралась в финал. Но как человек, который может правильно оценивать удачи и неудачи, Лиза попыталась взглянуть ситуацию с позитивной точки зрения. После Бордо спортсменка выступила успешно на других турнирах, постепенно поднимает форму, вникает в суть дела, адаптируется после сложного периода, который был летом и осенью.

 

Можно сказать, что победы в Варшаве и Загребе стали для Туктамышевой новой точкой отсчета?

Да, ее подготовка идет вверх. Большая удача, что с основными соперницами мы встретимся позже, а не сейчас, когда Лиза набирает оптимальную форму. Да, Туктамышева выглядела скромно в осенний период, это было связано с причинами, с которыми мы не планировали столкнуться. Тем не менее, думаю, что этот этап преодолен. Лиза восстанавливает все наработанное.

Не так давно я разговаривал с одним техническим специалистом из Америки, который сказал, что исполнение тройного акселя фигуристкой – это уже другой век. Да, я понимаю, что исполнение этого сложного прыжка не гарантирует победы на турнире. Но будущее фигурного катания в ближайшей перспективе нельзя рассматривать без этого. Все равно, что бы ни говорили, женское одиночное катание повторяет путь мужского. Сейчас спортсменка, которая не делает каскад из двух тройных прыжков, уже не может рассчитывать на высокий результат, какой бы изящной она ни была и совершенной во вращениях и на дорожке шагов. В связи с этим меня радует, что Лиза начала выполнять тройной аксель на плюсы. Например, в Загребе получила за него больше 9 баллов.

После Загреба Лиза заявила, что планирует делать два тройных акселя в произвольной программе? Вы считаете, это необходимо?

Есть два мотива. Один чисто спортивный. Пробовать что-то новое, так как прогресс толкает спортсмена вперед.

Второй -- мое собственное видение фигурного катания. Все мои ученики были сильны именно исполнением многооборотных прыжков, начиная с Урманова, Татаурова и других. Мне как тренеру интересно добиваться рекордных результатов в этой, скажем так, сфере. Но при этом я понимаю, что нельзя игнорировать правила, которым надо четко следовать, то есть не забывать о художественной стороне программ и спортсменах, демонстрирующих очень высокий уровень художественного содержания программ.

Перед началом сезона короткая программа Лиза получила много положительных откликов от специалистов. Почему вы поменяли ее?

То, что новая программа вызвала позитивную реакцию у фигурнокатательного содружества, это очевидно. Многие специалисты оценивали ее высоко. Но если на соревнованиях программа не идет раз, два, исполняется неудачно, то мое правило, поменять программу. В прошлом году «Болеро» Лиза катала на ура. И первый прокат в Загребе, прокат практически с чистого листа, подтвердил правильность нашего решения о возвращении к этой короткой программе.

Два года назад Лиза часто ошибалась в короткой программе, но чисто катала произвольную. Вы считаете, это проблема психологическая или причина в сложностях, с которыми столкнулись летом?

Летом возникли сложности в исполнении прыжков. Это было связано с некоторыми изменениями. Сейчас с большим трудом мы это явление изжили. Поэтому неготовность техническая спровоцировала неготовность психологическую. Но Лиза -- девица боевая, умная, поэтому в ее способностях я никогда не сомневался. Эта девочка с высокими человеческими качествами. По крайней мере, в трудные моменты, которых у Лизы было достаточно в спортивной карьере, она не прыгала куда-то в сторону и не искала тренера-волшебника, который по мановению волшебной палочки сделает чемпионкой.

После турнира в Загребе на своей страничке в фейсбуке Лиза написала следующее: «Хорошо, когда в твоей жизни есть человек, которому вы можете довериться всей душой, и знать, что он вас никогда не предаст, а, наоборот, поможет всем… Хочу поблагодарить моего тренера, отца, наставника и просто потрясающего человека!»

Для меня это неожиданно, потому что я не являюсь пользователем фейсбука и этого поста не читал. Мне очень приятно такое слышать, потому что в процессе работы у нас с Лизой деловые и серьезные отношения. Но то, что я говорил выше об этой спортсменке, вполне укладывается в контекст.

В этом сезоне одиночники пытаются исполнять все больше многооборотных прыжков. Вы испытываете чувство удовлетворения, ведь то, о чем вы всегда говорили, осуществляется на практике?

Безусловно, я получаю удовлетворение, что моя концепция является правильной. Все те упражнения и методики, которые я создавал с момента работы над диссертацией, нашли применение во всем цивилизованном мире. У меня лежат мои книги по технике исполнения многооборотных прыжков, которые были изданы в Японии, ГДР, ФРГ и Китае. За исключением Японии, все остальные труды были переведены чуть ли не «подпольно», и это меня немного беспокоит. Но суть методики схвачена верно. Так что эпоха, когда фигуристы станут исполнять в программах все больше многооборотных прыжков, уже не за горами.

Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Юлия КОМАРОВА, Ольга ТИМОХОВА, Татьяна ФЛАДЕ

 

www.fsrussia.ru

Школа в фигурном катании (Мишин А. Н.)

Характерной особенностью выполнения выкрюков является то, что подготовка к повороту длится вплоть до его начала. Здесь нежелательна фиксация позы перед поворотом, так как прекращение встречного движения плечевого пояса относительно таза затрудняет выполнение самого поворота. Именно поэтому подготовку к выкрюкам лучше начинать из положения, при котором плечевой пояс повернут в положительном направлении. Такое исходное положение позволяет продлить подготовку вплоть до начала поворота. В противном случае уже через 1—2 метра после толчка фигурист может оказаться в положении готовности к выполнению выкрюка. Кроме того, при подъезде к элементу часто искажается поза.

Выкрюк вперед-наружу (рис. 59). Подготовку начинают из II позиции. Плечевой пояс поворачивают в отрицательном направлении. Движения плечевого пояса и таза взаимно уравновешиваются таким образом, чтобы суммарный вращательный эффект подготовки был близок к нулю. Перед поворотом принимают III позицию. Плечевой пояс повернут в отрицательном направлении, линия таза расположена поперек следа, свободная нога впереди, слегка скрещена с опорной. Встречное движение плечевого пояса относительно таза выполняют плавно. Во время разрешения стопу свободной ноги подтягивают плотно к опорной и затем выносят вперед.

Рис. 59. Выкрюк вперед-наружу

При завершении поворота опорное плечо слегка приподнято, голова повернута назад.

Выкрюк вперед-внутрь (рис. 60). Начинают его из II позиции. В повороте плечевой пояс поворачивают в положительном направлении, стопу свободной ноги плотно прижимают к опорной и затем выносят вперед. При завершении поворота свободное плечо приподнято, рувд расположены вдоль следа, голова повернута назад.

Рис. 60. Выкрюк вперед-внутрь

Выкрюк назад-наружу (рис. 61). Подготовку начинают из III позиции; плечевой пояс поворачивают в отрицательном направлении, свободную ногу выносят назад в скрещенное положение. Голова повернута назад в направлении предстоящего поворота. Во время разрешения плечевой пояс поворачивают в положительном направлении, "стопу свободной ноги подтягивают к опорной и затем перемещают назад в слегка развернутое положение Носок свободной ноги направлен ко льду и находится над следом. Опорное плечо при завершении поворота слегка приподнято, руки расположены вдоль следа.

Рис. 61. Выкрюк назад-наружу

Выкрюк назад-внутрь (рис. 62). Начивают его из I позиции. Перед поворотом плечевой пояс повернут в отрицательном направлении, взгляд обращен в направлении поворота. Свободное плечо несколько приподнято, свободная нога сзади в слегка скрещенном положении. Во время разрешения плечевой пояс поворачивают в положительном направлении, свободную ногу удерживают сзади, носок расположен над следом.

Рис. 62. Выкрюк назад-внутрь

www.tulup.ru

Неадекватная система судейства прыжков в женском катании настораживает - Мишин | Фигурное катание

МОСКВА, 13 дек - Р-Спорт, Анатолий Самохвалов. Заслуженный тренер России по фигурному катанию Алексей Мишин заявил агентству "Р-Спорт", что его волнует состояние культуры судейства прыжковых элементов на соревнованиях в женском одиночном катании.

Данные выводы Мишин, работающий с Елизаветой Туктамышевой, Каролиной Костнер и другими фигуристками, сделал по итогам оценки прошедшей серии Гран-при, которую в женском одиночном катании выиграла россиянка Евгения Медведева.

"Меня несколько настораживает и представляется неадекватной система судейства прыжков в женском одиночном катании, которая, в частности, проявляется на последних турнирах, - сказал Мишин по телефону. - Если культура судейства в дорожках шагов доведена до того, что спортсменка, допустим, не делает в одном из двух блоков какой-то элемент, то весь блок "летит" и дорожка получается второго уровня. Или она вместо крюка делает тройку с перетяжкой, то блок тоже "летит".

"Если во вращении в одном из волчков у нее бедро не достигает горизонтали, то элемент тоже выпадает и спортсмен получает резкое снижение уровня сложности. Но в прыжках мы видим большое количество случаев, когда спортсменка, еле-еле выковыряв прыжок и устояв на одной ноге, она получает по GOE (системе прибавки или понижения базовой стоимости элементов) "+1" или "+2". И никому нет дела, как ее болтало в воздухе! Что у нее был если не явный недокрут, то декорированный. А если спортсменка с именем, то за любой прыжок с приземлением на одну ногу она может получать "+2" или "+3" автоматически", - добавил специалист.

Он заметил, что у чемпионки мира 2016 года Медведевой "прыжки правильные". "Но во многих других случаях мы можем делать вывод, что культура судейства прыжков отстает от культуры оценки дорожек и вращений. Например, (американка Эшли) Вагнер в Америке получает баллы как за чистые прыжки, а в Китае за то же самое гораздо меньшие. А Лиза Туктамышева, сделав хороший прыжок с чистого ребра, получает те же "+1" или "+2", как и спортсменка, которая с трудом их выковыряла", - подчеркнул Мишин.

По мнению тренера, арбитры не делают необходимого акцента на такие параметры как красота исполнения прыжка, способы отталкивания, высота полета, качество группировки, стабильность оси вращения в полете, длина выезда. "Но ISU (Международный союз конькобежцев) когда-нибудь придет к тому, чтобы оценка этих элементов стала лучше", - поделился оптимизмом специалист.

rsport.ria.ru

Четверной лутц или флип победит красоту на ЧМ в мужском фигурном катании - Мишин | Фигурное катание

МОСКВА, 25 мар – Р-Спорт, Анатолий Самохвалов. Победитель грядущего чемпионата мира по фигурному катанию в мужском одиночном катании труднопредсказуем, но хорошо выполненный прыжок лутц или флип в четыре оборота создаст неоспоримое преимущество перед мастерами второй оценки за компоненты, заявил агентству "Р-Спорт" заслуженный тренер России Алексей Мишин.

Чемпионат мира пройдет с 29 марта по 2 апреля в Хельсинки. Четверной лутц из участников соревнований стабильно исполняют американец Натан Чен и китаец Цзинь Боян, также этим прыжком владеет россиянин Михаил Коляда. Флип в четыре оборота в нынешнем сезоне удавался японцу Соме Уно и Чену. Олимпийский чемпион 2014 года Юдзуру Ханю демонстрировал на стартах четверные риттбергер, сальхов и тулуп, у мастеров второй оценки, действующего чемпиона мира из Испании Хавьера Фернандеса и канадца Патрика Чана, отработаны сальхов и тулуп.

"Когда-то перед Олимпийскими играми в Ванкувере Патрик Чан и (Эван) Лайсачек говорили: "Нам не нужен четверной прыжок. Зачем он нам? Мы победим (Евгения) Плющенко "транзишнами" (связками между элементами)". А потом Чан скребся изо всех сил, чтобы сделать как можно больше четверных. Спустя семь лет в Хельсинки будет захватывающая труднопредсказуемая борьба, но я думаю, что все-таки один дополнительный четверной лутц или флип в программе победит красоту", - сказал Мишин по телефону.

При этом собеседник агентства не считает, что у Фернандеса нет шансов на золото. "У него большие шансы, у него два четверных прыжка, но остальным надо сделать то, что они умеют. Фернандес и Патрик Чан олицетворяют высокий хореографический уровень", - напомнил специалист.

"Этот чемпионат мира покажет, что мужское одиночное катание является лидером среди всех видов фигурного катания, причем не только по технической насыщенности, но и по эстетической. А в этом году будет апофеоз, потому что именно в текущем сезоне количество (четверных прыжков) перешло в качество", - резюмировал Мишин.

rsport.ria.ru