X Игры 1968 года Спортивные объекты
Спортивные объекты - X Зимние Олимпийские игры 1968 года
Общий вид на спортивные объекты Гренобля

Олимпийская чаша

Гренобль - город-организатор X зимних Олимпийских игр 1968 года. При подготовке к играм НОК Франции и Оргкомитет (ОКОИ) Гренобля уделял большое внимание проектированию и строительству Олимпийских объектов.

В целом это был прекрасный архитектурный ансамбль, основными элементами которого были Олимпийский центр, Олимпийская деревня, Пресс-центр, стадионы (арены) и трассы для проведения соревнований по биатлону, лыжному спорту, горнолыжному спорту, прыжкам с трамплина на лыжах, бобслею, санному спорту, конькобежному спорту, хоккею с шайбой.

И все же главным спортивным объектом являлась арена Олимпийского стадиона, одним из элементов которого была Олимпийская чаша, созданная парижскими архитекторами.

Строительство Олимпийской чаши

17 декабря 1967 года началась установка Олимпийской чаши на главной спортивной арене Центрального олимпийского стадиона, была выполнена из алюминия, основой которой послужило сложная конструкция - многоэлементная довольно высокая башня. Расстояние от входа арены до основания чаши составляло 300 метров (96 ступенек), а ее ширина - 3,5 метра. Вес Олимпийской чаши - 550 кг, основной ее диаметр - 3 метра, а с учетом покрытия листовым металлом диаметр был увеличен до 4 метров. Диаметр основного сопла - 1 метр, а его высота - 2 метра. Число газовых горелок - 70 штук. Резервуар для хранения газа рассчитан на 1,75 тонн.

Для ее строительства и обеспечения подачи газа необходимо было установить только 60000 м труб, и при этом использовать значительное число резиновых соединений и более 600000 различных элементов крепежа.

Для обеспечения системы освещения стадиона потребовалось 3000 м кабеля.

Общий вид ледовой арены Игр 1968 года

На Олимпийском стадионе была также установлена 30 метровая мачта, на которой в последствии был поднят Олимпийский флаг, имеющий размеры 6 х 9 метров. По периметру стадиона были установлены флагштоки, на которых размещались Государственные флаги стран-участниц Игр.

В городах-курортах Франции, по которым проходила факельная эстафета, были установлены миниатюрные копии Олимпийской чаши. Их высота составляла 1,2 м, диаметр - 0,8 метра, число газовых горелок - 8. Олимпийский огонь в этих миниатюрных чашах горел на протяжении 13 дней. Этот период равен количеству дней в течении которых проходили X зимние Олимпийские игры 1968 года в Гренобле.

Ледовая Олимпийская арена

В сентябре 1964 года в парке «Paul Mistral Park»началась постройка Олимпийской ледяной арены Гренобля. В разработке этого спортивного объекта принимали участие ведущие архитекторы Роберт Демартини и Пирр Джуниллон, которые использовали те же архитектурные принципы, что и при постройке таких объектов как «C.N.I.T.» и Туринский дворец спортивных состязаний.

Ледовая арена Игр 1968 года

Внешне конструкция напоминает раковину, изготовленную из бетона, алюминия, дерева и стела, внутри который проходят кабели и трубы, верхняя отдельная раковина, имеет воздушную подушку. Арки, изготовлены из составных секций, опираются четыре колоны, высота которых достигает 24 метров, и абсолютно независимы от установки трибун или фасада. Полная высота кессона, сформированного двумя раковинами, составляет 1,3 метра. Толщина бетонных раковин - минимум 6 см. Полная площадь покрытия 12000 квадратных метров.

На этом стадионе планировалось проведение соревнований по конькобежному спорту, фигурному катанию и хоккею с шайбой. Для этого необходимо было создать ледяной каток 30 х 60 м (для соревнований по хоккею с шайбой) и 30 х 112 м (для соревнований по фигурному катанию), по периметру которого должны были проходить 400-метровые дорожки (со 112-метровыми дорожками, внутренним радиусом полукруга 25 метров, и шириной дорожек -14 метров).

Эта арена должна была расширить возможности уже существующего катка, и таким образом должен был появиться спортивный комплекс, обеспечивающий проведение соревнований по трем видам спорта Олимпийской программы Игр. Общая площадь ледяной поверхности - почти 14000 квадратных метров. Суммарная емкость трибун - 11000 -12000 мест. Данный уникальный ансамбль, включавший в себя различные помещения необходимые для:

  • игроков хоккея на льду и конькобежцев (раздевалки, туалеты, комнаты массажа, офисы и комнаты для судей, рефери и комиссий);
  • администрации (офисы и помещения для всех классов технического персонала, хронометристов и телевидения, а также полиции и почтовое отделение и т.д.);
  • размещения технических установок.

Был завершен осенью 1967 года, накануне проведения Международной спортивной недели, в течение которой проводились соревнования по конькобежному спорту и хоккею с шайбой. Все возникающие организационно-технические проблемы успешно решались совместно на заседаниях Международной и Национальной спортивных федерациях по конькобежному спорту и хоккею. На этих заседаниях постоянно присутствовали представители Оргкомитета Гренобля.

Беговые дорожки для конькобежного спорта

Открытые беговые дорожки для конькобежного спорта были построены в период с февраля по ноябрь 1966 года, рядом с Центральной стадионом и Ледовой ареной, представляя собой прекрасный архитектурный ансамбль спортивных объектов. В январе 1967 года там уже проходили соревнования во время Международной недели Гренобля.

На этих дорожках планировалось проведение соревнований по конькобежному спорту и фигурному катанию. Для этого необходимо было создать ледяной каток 30 х 112 м (для соревнований по фигурному катанию), по периметру которого должны были проходить 400-метровые дорожки (со 112-метровыми дорожками, внутренним радиусом полукруга 25 метров, и шириной дорожек -14 метров). Общая емкость трибун для зрителей - 2500 мест, под которыми были расположены офисы, раздевалки, медпункт, бары и кафе.

Муниципальный каток

Открытый 23 сентября 1963 года, муниципальный каток в январе 1964 года был местом проведения Чемпионата Европы по фигурному катанию. Во время X зимних Олимпийских игр и по хоккею с шайбой.

Зал включает три главных элемента - каток, трибуны и специальные помещения (офисы, раздевалки, медпункт, бары и кафе, тренировочные залы и раздевалки). Общая емкость трибун для зрителей - 2500 мест, для почетных гостей, официальных лиц и прессы - 700 мест.

На соревнованиях по биатлону во время X зимних Олимпийских игр 1968 года

Трассы лыжных гонок и биатлона

В период с сентября 1964 года до июня 1966 года подкомиссия по подготовке и организации соревнований по лыжному спорту и биатлону, входившая в состав Международной федерации лыжного спорта работала над проектом и созданием трасс для проведения соревнований по лыжным гонкам на различные дистанции.

Были разработаны полные профили трасс на дистанции - 15, 30, 50 км и эстафеты 4х10 км. По результатам национальных чемпионатов Франции были ведены изменения в профили трасс:

  • ликвидированы участки трассы с обледенением;
  • изменены участки трассы со значительными перепадами высот;
  • трасса на 30 км состояла их 3-х 10 км кругов;
  • вторая часть трассы на 15 км была полностью изменена;
  • установлены специальные ограждения, пункты контроля и медицинские пункты на всех трассах;
  • изменена инфраструктура лыжного стадиона (более удобно был расположено информационное табло и электронный таймер, определены участки старта и финиша, построены пешеходные мостики, исключавшие пересечение лыжной трассы, и дополнительно ряд специальных помещений - для телефонной системы передачи информации с трассы о результатах гонок и стрельб), а также улучшено его художественное оформление.

С мая 1965 года начались строительные работы по созданию лыжной трассы для дистанции на 50 км, а также стадионов для биатлона и лыжных гонок. В течение лета 1965 года была завершена разметка трасс для лыжных гонок для дистанций на 15, 30 км и для проведения эстафеты 4х10км. Различный ландшафт позволял сохранить естественность трассы.

Биатлонист на дистанции, Олимпийских игр 1968 года

По результатам проведения национальных чемпионатов по лыжному спорту и биатлону были выявлены некоторые недостатки в профиле различных трасс, у которых были слишком крутые и затяжные подъемы, а также некоторые из этих участков имели обледенение. Летом 1966 года были проведены работы по реконструкции этих трасс.

Это позволило провести национальные чемпионаты 1967 года на более качественных трассах лыжного спорта и биатлона.

На дистанциях 5,10, 15 и 30 км, а также и эстафете для обеспечения соревнований в женском разряде был уложен искусственный снег, а ширина трассы составляла 2 метра.

Ряд участков на некоторых трассах был использован для проведения соревнований на различные дистанции. Кроме того, на всех трассах были установлены пункты контроля прохождения трассы и медицинские пункты (через каждые 5 км), а также и пешеходные мосты. Все это в целом обеспечило максимальную безопасность трасс.

Представители МОК и Международной федерации лыжного спорта в своих отчетах дали положительные отзывы о подготовке стадионов и трасс к проведению соревнований во время X зимних Олимпийских игр 1968 года.

Трасса горнолыжного спорта

Более года топографы и технический персонал Оргкомитета проводили исследования горных склонов, на которых по расчетам организаторов Игр необходимо было построить спортивные объекты для обеспечения проведения соревнований по различных видам спорта Олимпийской программы и в частности трасс горнолыжного спорта.

Непосредственно строительные работы на этих склонах начались в июле 1965 года. В 1966 году при проведении национальных чемпионатов Франции прошли первые испытания этих трасс. По результатам испытаний в течении 1967 года была проведена реконструкция некоторых из этих трасс.

На заключительном этапе реконструкции горнолыжных трасс (декабрь 1967 года - январь 1968 года) которые проводились в тяжелых климатических условиях (сильный ветер, снегопад, метели) было привлечено к работам от 2325 до 10850 человек. На трассах горнолыжного спорта все работы по их реконструкции были завершены до 2 февраля 1968 года. Расходы на проведение этих работ (реконструкция трасс, установка подъемников и канатных дорог) составили 4600000 франков.

Таким образом, к началу Игр, в полном объеме были выполнены требования МОК и Международной федерации лыжного спорта по подготовке этих трасс. Кроме того, были выполнены все работы и подготовке всей инфраструктуры этих объектов в целом. Это касалось и гостиничного комплекса и медицинского центра и элементов сферы обслуживания.

Согласно общим требованиям подкомиссии по обеспечению соревнований по горнолыжному спорту, представляющую Международную федерацию лыжного спорта, трассы должны были иметь следующие характеристики:

На склонах горнолыжных трасс
  • Старт - 2775 м над уровнем моря
  • Финиш - 1860 м над уровнем моря
  • Перепад высот - 915 м
  • Длина трассы - 3600 м
  • Углы наклона:
  • Максимальный - 48 %
  • Средний - 24 %
  • Минимальный - 11 %

Фактические характеристики трасс:

Скоростной спуск (мужчины)

  • Старт - 2252 м над уровнем моря
  • Финиш - 1412 м над уровнем моря
  • Перепад высот - 840 м
  • Длина трассы - 2890 м
  • Углы наклона - 11 - 65 %

Скоростной спуск (женщины)

  • Старт - 2252 м над уровнем моря
  • Финиш - 1650 м над уровнем моря
  • Перепад высот - 602 м
  • Длина трассы - 2160 м
  • Углы наклона - 7 - 57 %

Слалом (мужчины)

  • Старт - 1827 м над уровнем моря
  • Финиш - 1650 м над уровнем моря
  • Перепад высот - 177 м
  • Длина трассы - 520 м
  • Углы наклона - 14 - 60 %

Слалом (женщины)

  • Старт - 1806 м над уровнем моря
  • Финиш - 1650 м над уровнем моря
  • Перепад высот - 156 м
  • Длина трассы - 420 м
  • Углы наклона - 14 - 60 %
  • Максимальный - 50 %
  • Средний - 28 %
  • Минимальный - 7,5 %

Гигантский слалом (мужчины)

  • Старт - 2090 м над уровнем моря
  • Финиш - 1650 м над уровнем моря
  • Перепад высот - 440 м
  • Длина трассы - 1610 м
  • Углы наклона - 8 - 57 %

Гигантский слалом (женщины)

  • Старт - 2090 м над уровнем моря
  • Финиш - 1650 м над уровнем моря
  • Перепад высот - 440 м
  • Длина трассы - 1650 м
  • Углы наклона - 9 - 59 %

Трамплины

При оценке ландшафта и характеристик трамплинов техническая комиссия пришла к выводу о том, что 70 и 90-метровый трамплины необходимо строить в 18-20 км от Гренобля на разных склонах в предгорьях Альп.

Олимпийский 70 метровый трамплин Игр 1968 года (вдали - огни Гренобля)

70-метровый трамплин

Работа по его созданию началась летом 1965 года. В последствие рядом с ним был создан 40-метровый тренировочный трамплин, имеющий искусственное покрытие. В секторе торможения были установлены трибуны для 40000 зрителей.

Естественный профиль холма был весьма хорош, что в некоторой степени упростило работу по установке трамплина. Испытания трамплина прошли на национальном чемпионате Франции в 1966 году.

Инфраструктура 70-метрового трамплина - это целый комплекс технических сооружений, который включает в себя помещение судейской коллегии, находящегося на 22 метровой высоте, вычислительный центр, места расположения представителей прессы, центр телефонной связи, а также объекты технического обеспечения (сигнальные визуальная и звуковая системы, подъемник, система водоснабжения, электростанции и др.).

Так как погода была весьма неустойчивой, то с целью безопасности проведения соревнований по прыжкам с трамплина технический персонал из состава Оргкомитета Игр и армейские подразделения Бригады альпийских войск обеспечили подвоз большого объема (от 300 до 1000 кубических метров) снега к трамплину.

Таким образом, трамплин поддерживался в отличном состоянии, и соответственно было обеспечено 350-400 безопасных прыжков ежедневно.

90-метровый трамплин

При разработке конструкции 90-метрового трамплина был создан оригинальный проект, что позволило в последствие завершить работу в очень сжатые сроки (июль 1966 года - январь 1967 года) и сдать трамплин для проведения испытаний. Это был действительно один из красивых спортивных объектов не только во Франции, но и в мире.

На участке отрыва от трамплина была установлена 7 метровая плита, создававшая впечатление невесомости, подчеркнутой длиной взлета, которая впервые появилась на таких объектах впервые и имела форму выступа. Всего в конструкции трамплина было использовано семь платформ. Башня для подъема на трамплин имела высоту более 20 м. Внешне это было весьма изящное сооружение. Самая тяжелая часть конструкции весила 3,85 тонны, а средний вес блоков около 2,5 тонн. Для безопасного доступа к трибунам и башне были построены подземные туннели.

Во время строительства трассы бобслея

И конечно удивляют темпы и масштабы строительства. В период с июля 1966 года по январь 1967 года при любой погоде (дождь, снег, сильный ветер) работы велись круглосуточно. За этот период было разработано 300000 кубических метров грунта и более 2000 кубических метров снега, проводились и взрывные работы.

В период с 15 января до 6 февраля 1968 года было проведено несколько сот контрольных прыжков. Испытания показали, что технические характеристики соответствуют всем нормам, предъявляемым к таким объектам. Дальность прыжков колебалась в диапазоне 95 - 112 метров.

Для почетных гостей и работы представителей прессы на южном склоне трамплина были установлены специальные трибуны на 2000 мест, а для зрителей на 40000 - 50000 мест.

Инфраструктура 90-метрового трамплина, безусловно, имела аналогичные сооружения 70-метрового трамплина.

Трасса бобслея

Организационный комитет олимпийских игр (ОКОИ) летом 1965 года принял решение построить трассу бобслея в живописных предгорьях Альп в 65 км от Гренобля. В октябре 1966 года Президенты и члены Международной федерации бобслея ознакомились и осмотрели участки местности, на которых шло строительство трасс для проведения соревнований по бобслею. Было принято решение несколько изменить профиль трассы.

Строительство трассы продолжалось на протяжении 1966 - 1967 годов. Инфраструктура этого объекта была аналогичной трассе санного спорта. Вдоль трассы был предусмотрен проход для техники и зрителей.

В целом за этот период было разработано 110000 кубических метров грунта и более 2000 кубических метров бетона, обработано 7000 тонн материалов (365 опор, весом около 3 тонн каждая, 6200 элементов перекрытия, составляющих 420 секций, толщина которых 7 см, а общая длина превышала 10 км).

Спортсмены  на трассе санного спорта Игр 1968 года

Технические характеристики - дистанция трассы имела 4 характерных участка с 13 виражами и лабиринтом:

  • Старт - 2030 метров над уровнем моря
  • Финиш - 1890 метров над уровнем моря
  • Перепад высот - 140 метров
  • Длина трассы - 1500 метров
  • Ширина трассы - 4 метра
  • Углы наклона - 5,7 -14,2 %
  • Радиус кривизны виражей - 24 - 124 метра

На трассе была предусмотрена система освещения и звуковая система, состоящая из 45 громкоговорителей. Была установлена и автономная внутренняя телефонная связь, соединявшая девять неподвижных точек, расположенных на виражах, на старте и финише и в парке подготовки бобслеев. Общая стоимость этих работ 5 500 000 франков.

Размещение трассы на северных склонах предгорий Альп обеспечило ее защиту от южных ветров, тем самым, сохранив высокое качество трассы. Испытания трассы прошли во время Чемпионата мира по бобслею в 1967 году.

Трасса санного спорта

Данную трассу начали строить летом 1965 года и завершили в конце 1966 года. Все проектные и строительные работы проводились под непосредственным руководством Международных, национальных спортивных организаций и Организационного комитета олимпийских игр (ОКОИ).

Это был спортивный объект, имеющий инфраструктуру, отвечающую всем современным требованиям. Имелись помещения для работы судейской коллегии, подготовки к старту и отдыха спортсменов, а также медицинский пункт и ряд вспомогательных помещений. На трассе была обеспечена телефонная связь с тремя контрольно-диспетчерскими пунктами, на которых были установлены системы хронометража прохождения дистанции. В точках старта и финиша и на трассе находилась специальные световая и звуковая система сигнализации, а также система освещения.

Технические характеристики: дистанция трассы имела 5 характерных участков с 6 виражами и лабиринтом.

  • Старт - 1110 метров над уровнем моря
  • Финиш - 1000 метров над уровнем моря
  • Перепад высот - 110 метров
  • Длина трассы - 1000 метров
  • Углы наклона - 1-18,62 %