Курсы иностранных языков в Киеве «Европейское Образование». Первые олимпийские игры в древней греции


Олимпийские игры в Древней Греции

Начало Олимпийских игр в Древней Греции

Национальные праздники, сопровождавшееся играми, имели огромное значения для развития древнегреческой цивилизации. Первое место между ними и по древности и по важности своей занимали олимпийские игры. Существовала легенда, что начало этим играм положил договор, заключенный между знаменитым спартанским законодателем Ликургом и Ифитом, царем соседней с Лаконикой области Элиды. В договоре определялось, что спартанцы и элидяне будут совершать общий праздник в храме Зевса олимпийского у реки Алфея.

Когда был установлен этот общий праздник, на время которого прекращались военные действия, мы точно не знаем. Более поздняя греческая легенда дала началу олимпийских игр мифическое происхождение: она говорила, что игры учредил Геракл, победив царя Элиды Авгия, и что он определил величину стадия, подставляя ногу к ноге по длине этой линии. Достоверно известно только то, что с первой трети VIII века распорядители олимпийского праздника стали вести список, в который записывали имя того, кто одержал победу в состязании бега. Этот список начинается с игр 776 г. до нашей эры, поэтому сейчас историки тоже начинают с этого года счет олимпиад.

План древней Олимпии

План древней Олимпии. Цифрами обозначены: 1. Северо-восточный пропилон (вход) 2. Пританион 3. Филипейон 4. Храм Геры 5. Пелопион 6. Нимфей 7. Метроон 8. Zanes 9. Крипт 10. Стадион 11. Портик Эхо 12. Здание царя Птолемея II и Арсинои 13. Портик Гестии 14. Эллинистическое строение 15. Храм Зевса 16. Алтарь Зевса 17. Ex-voto of Achaeans 18. Ex-voto of Mikythos 19. Ника Пэония 20. Гимнасий 21. Палестра 22. Теоколеон. Римскими цифрами обозначены сокровищницы городов: I. Сикион II. Сиракузы III. Эпидавр IV. Византий V. Сибарис VI. Кирена VII. Неизвестно VIII. Алтарь? IX. Селинунт X. Метапонт XI. Мегара XII. Гела

 

Олимпийский праздник Зевса

Олимпийский праздник Зевса был первоначально общим торжеством только элидян или спартанцев, но постепенно к нему присоединились другие государства Древней Греции. В конце VIII века к участию в олимпийском торжестве и сопровождавшем его перемирии были приняты уже все пелопоннесские государства и мелкие общины, а в VΙΙ веке уже присылались на олимпийский праздник посольства от государств Средней Греции, от фессалийцев, от малоазийских и сицилийских греков. Граждане всех этих частей греческого мира были допущены к участию в состязаниях. Таким образом, олимпийские игры, совершавшиеся раз в четыре года и начинавшиеся в первое полнолуние после летнего солнцестояния, были в конце VII века общим национальным праздником всех эллинов континентальной Греции, островов и колоний. Он был первым учреждением, к участию в котором допускались греки без различия племен и стран.

 

 

Заведование олимпийскими играми принадлежало элидянам. Однажды удалось было гражданам Писы и аргосскому царю Фидону отнять у элидян это право, но лишь ненадолго. Элидяне посылали по всем странам древнегреческой земли «вестников мира», объявлявших о наступлении священного месяца олимпийского торжества; на этот месяц прекращались все военные действия во всем Пелопоннесе. Если какое-нибудь греческое государство нарушало эту заповедь или другие уставы праздника, элидяне исключали граждан этого государства от участия в торжестве до тех пор, пока грех будет искуплен покаянием и будет уплачен штраф, поступавший в казну олимпийского храма. Если нарушителем уставов праздника был частный человек, он платил штраф или олимпийскому храму или своему государству.

Статуя Зевса в Олимпии, Фидий

Статуя Зевса в Олимпии работы Фидия. Предполагаемый вид

 

Олимпийский праздник совершался в почитаемой всей Грецией местности Олимпии. Посольства всех древнегреческих государства шли туда из Элиды по священной дороге; они собирались у жертвенника Зевса в священной оливковой роще Альтиде и приносили там в жертву животных, которых привели с собой из отечества. Жертвенные чаши также привозились ими из родных городов; это была великолепная посуда, и великолепны были наряды послов.

Когда угасал огонь, которым при пении хоров пылали на жертвеннике Зевса тополевые дрова и положенное на них сало жертвенных животных, начинались олимпийские игры. Желавшие участвовать в состязаниях древнегреческие атлеты должны были раньше того сообщить о своем намерении элланодикам (назначенным от элидян судьям состязаний) и представить им доказательства, что они не подвергались лишению почетных гражданских прав. Кроме того, они удостоверяли под присягой, что не будут при состязании употреблять нечестных уловок, что 10 месяцев занимались гимнастическими упражнениями по предписанным правилам и пр.

 

Виды спорта на олимпийских играх в Древней Греции

Олимпийские игры происходили при бесчисленном собрании зрителей. Тут были только мужчины, женщинам было запрещено присутствовать на играх; исключение было сделано только одно: могла смотреть на игры жрица Деметры Хамины. Игры начинались состязанием в беге. Это был древнейший вид гимнастических состязаний. Участники его бежали партиями по четыре человека. Первоначально эти спортсмены имели на себе пояс, впоследствии были совершенно наги. Элланодики, сидевшие на возвышении и окруженные жезлоносцами, наблюдали за тем, чтобы в состязаниях участвовали только люди безукоризненной жизни и чтобы не нарушались правила игр.

Древняя Олимпия

Древняя Олимпия. Реконструкция

 

По мере того, как возвышалось значение олимпийских игр, увеличивалось число разных видов спортивного состязания. Бег был сначала простой, т. е. состязавшиеся пробегали стадию только один раз; после стали пробегать ее два раза и наконец восемь раз. К состязанию в беге на олимпиадах прибавились состязания в других видах спорта: борьбе, прыжках, бросании диска или копья и кулачном бое. После, при возрастающем богатстве знатных греков, которые почти одни были участниками игр, прибавился ещё один вид спорта – бег колесниц, запряженных четырьмя лошадьми. Для этого бега был устроен в Олимпии ипподром, имевший в длину четыре стадии; он находился на юге от места, где происходили гимнастические игры. Колесницы должны были проехать по ипподрому 12 раз. При быстроте скачки довольно часто случалось, что та или другая колесница ломалась или опрокидывалась, бесились лошади или правивший ими падал; эти случаи, конечно, производили волнение в толпе. Приписывая учреждение гимнастических игр Гераклу, древнегреческое предание называло учредителем бега колесниц Пелопса, который победою в таком состязании приобрел себе жену и царство. В VII веке к прежним, гимнастическим видам спорта прибавился новый, называвшийся панкратионом; это было соединением борьбы с кулачным боем. Кроме бега колесниц была введена верховая скачка. Число дней олимпийского праздника тогда было увеличено до пяти. Первоначальный вид состязаний, бег, остался навсегда важнейшим из них; тот, кто одержал победу в нем, был главнейшим из победителей; собственно ему давалось в Древней Греции название «победителя на олимпийских играх» («олимпионика»), и его именем отмечалась олимпиада. Но богатые люди предпочитали победу в состязании колесниц.

 

Победители олимпийских игр в Древней Греции

Когда персы, придя к Фермопилам, услышали, что греки в эту знойную нору года (в июле) празднуют олимпийские игры, они удивлялись – ибольше всего тому, что награда за победу на этих играх – вещь, не имеющая никакой денежной цены. Действительно, наградой был в Древней Греции простой венок из ветвей священного оливкового дерева; их срезывал красивый мальчик золотым ножом. По окончании праздника при собрании всех зрителей элланодики возлагали эти венки на головы победителей; и прекраснейшим доказательством высокого развития чувства чести у греков служить то, что они считали оливковый олимпийский венок драгоценнейшим из сокровищ, какие может приобрести человек. Победа прославляла не только одержавшего ее, но и его род, и его родину. В сопровождении посланников своих государств, окруженные своими друзьями, родными, толпою своих соотечественников, победители с венками на головах шли на холм Кротон, в сосновую рощу, принести благодарственную жертву Зевсу за победу, которую он дал им. После того начинался пир; он продолжался весь вечер и часть ночи.

Когда победитель олимпийских игр возвращался в свой родной город, его ждали новые почести и радости. Его встречали торжественной процессией с пением гимнов в честь его победы (эпиникий). Эти гимны писали знаменитейшие поэты Древней Греции, например Симонид и Пиндар. Процессия вела победителя в храм божества – покровителя города; там приносили благодарственную жертву, и после того праздновали радостное событие веселым пиром. По окончании пира народ с радостными криками провожал победителя олимпиады в его дом. На всю его жизнь годовщина его торжества оставалась праздником для него и его семьи. Почти во всех государствах Древней Греции победители на олимпийских играх получали особенные права и почести, которыми на всю жизнь обеспечивалось их благосостояние. На всех праздниках и играх они занимали почетное место; на дворах храмов ставили их статуи; слава их имени долго жила в потомстве. Афиняне предоставляли им на всю жизнь право обедать в пританее. Для древнего грека не было счастья выше победы, одержанной на олимпийских играх.

 

Другие игры в Древней Греции

Олимпийские игры были учреждены дорийцами, заботившимися преимущественно о физическом развитии человека. Поэтому олимпийские игры были только состязаниями в физической силе и ловкости: в беге, в кулачном бою, в борьбе, в бросании диска, в искусстве ездить верхом и править лошадьми колесницы выказывались только сила мускулов и гибкость тела. Изящным искусствам, в которых выражается жизнь души и ума, не было места в состязаниях на олимпийских играх. Присоединением музыки и пляски греческие национальные праздники были обогащены в играх при храмах древнегреческого покровителя искусств – бога Аполлона. Из них знамениты были пифийские игры при дельфийском храме и веселые праздники на Делосе, священном острове, бывшем родиной Аполлона. Славились в Древней Греции и Истмийские игры, которые проходили на Истме (перешейке, соединявшем Пелопоннес с остальной Элладой) и были посвящены богу Посейдону.

 

rushist.com

Школьные уроки и методические разработки для учителей школ. Педагогическое сообщество «Моё образование»

ПОДСКАЗКА

Раздел «Уроки» представляет собой коллекцию авторских разработок, предложенных нашими пользователями. Здесь может быть и Ваш урок, если Вы готовы поделиться своей методической разработкой с коллегами.

Скрыть подсказку 3

Цель: Формирование навыков правописания предложений с однородными членами. Задачи: 1. Закрепить понятие однородных членов предложения. Совершенствовать навыки правописания предложений с однородными членами. 2. Корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе. 3. Воспитывать культуру учебного труда.

0

Урок подходит для коррекционных школ 8 вида

2

Школьникам необходимо решить различные задания по математике: задания на развитие логики, текстовые задания, задания с недостающими данными.

6

Цель: воспитывать интерес к чтению, фольклору, истории своего народа; учить выразительному чтению; развивать умение самостоятельно работать с текстом; оценивать своих товарищей и себя; развивать эмоциональность, артистичность.

0

Тест выполняется программой easyQuizzy. Все вопросы составлены по спортсменам Удмуртии и г. Можги по лыжным гонкам. В начале урока идет ознакомление темы, а в конце урока выполняется тестовая часть на оценку и на закрепления знаний. Урок относится к теоретическим знаниям предмета. Вопросы составлены для расширения кругозора знаний своего края. Тесты можно составлять в разных объёмах и разных тем. Можно предложить, как домашние задание, выполнить или составить самостоятельно.

1

Методическая разработка урока английского языка для 6 класса.

3

Конспект урока наглядной геометрии в 6 классе будет полезен учителям математики для подготовки открытого урока или внеклассного мероприятия по математике. Интересный материал, дополнительный реквизит призваны развить интерес учащихся к урокам наглядной геометрии.

1

Урок по электробезопасности.

3

Презентация к уроку.

2

Разнообразие животных в природе

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Олимпийские игры в Древней Греции - К уроку - Физическая культура

Тема: «Олимпийские игры в Древней Греции».

Место проведения: спортивный зал Инвентарь, оборудование: компьютер, проектор, «оливковые» венки, «пальмовые» ветки, кегли, гимнастическая палка, пластмассовый диск, маты, скамейки.

Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги! Сегодня мы совершим путешествие в Древнюю Грецию и узнаем, как проходили Античные Олимпийские игры. Показ (презентации). Итак, первые олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. и были посвящены богу Зевсу. Год проведения первой Олимпиады греки считали для себя очень важным, и поэтому с него началось античное греческое летоисчисление. Где же проходили олимпийские игры? В Олимпии – небольшом городке на юго-западе полуострова Пелопоннес, на холме Кронион было расположено Олимпийское святилище. В центре – главный храм Зевса Олимпийского (1). Слева – храм богини Геры (2), в наше время возле остатков этого здания зажигают олимпийский огонь. Дальше находятся сооружения для тренировок: Гимнасий (3) и Палестра, древняя гостиница – Леонидеон (5), служебное здание – Бувлетерий (6), здесь атлеты регистрировались и бросали жребий, происходило объявление имен спортсменов и программы текущих событий, подавались и рассматривались жалобы и апелляции, а также накладывались штрафы. В северо - западной части располагался стадион, основанный по преданию, Гераклом, беговая дорожка называлась стадий и была равна 192 м 27 см. Проведение игр сопровождали определенные условия. Олимпиада проводилась раз в четыре года при первом полнолунии после летнего разворота солнца (обычно в конце июля – начале августа). Еще с весны во все стороны Греции рассылались гонцы с объявлением даты грядущей олимпиады, назначенной специальным комитетом. Распорядителями и судьями на играх были избираемые из граждан Элиды элланодики- руководители состязаний, блюстители традиций и права на Олимпийских играх. Обязанности элланодиков были весьма ответственными, а права — неограниченными. Им подчинялись все другие организаторы игр, участники и зрители. Они приступали к своим обязанностям за 10 месяцев до начала олимпийского празднества, когда удостоверяли личность прибывших в Олимпию атлетов, отбирали наиболее подготовленных, давая им допуск к состязаниям. Во время игр они следили за соблюдением традиционных ритуалов и правил состязаний. Ради соблюдения нравственного принципа олимпийских игр — состязаться честно, храбро, бескорыстно, элланодики—наказывали атлетов за подкуп, трусость, измену своему городу — вплоть до изгнания из Олимпии. Жестким условием проведения олимпиады являлось всеобщее перемирие (так называемый божественный мир - экехерия) – никаких военных действий и смертных казней. Экехерия длилась два месяца, и нарушение ее каралось крупным денежным штрафом. Тренировавшиеся в течение года атлеты за месяц прибывали в Олимпию, где участвовали в отборочных мероприятиях и продолжали тренировки в специальном гимнасии, представлявшем собою окруженный колоннадой двор с дорожками для бога, площадками для метаний, борьбы и т. п., палестрой и жилыми помещениями для спортсменов. Состав участников и зрителей также регламентировался особыми правилами. С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться на олимпийских играх имели право лишь свободные граждане греческих полисов не старше определенного возраста, не совершившие преступления или святотатства. Позже к участию стали допускаться и римляне, если им удавалось подтвердить с помощью хитроумно составленных генеалогий, что они — потомки чистокровных греков. С 632 г. до н. э. (37-е олимпийские игры) вводятся соревнования и между мальчиками. Варвары и рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей. Женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя девочкам этого не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание — их сбрасывали с горы. В течение почти трехсот лет Олимпийские игры продолжались три дня. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, процессиям и жертвоприношениям, состязаниям отводился всего лишь один день. С 724 г. до н. э. в программу соревнований включается двойной — на более длинные дистанции — бег (диаулос), и они продляются до трех дней. Беговая дорожка стадиона в Олимпии имела 192 метра в длину, на ней проходило три забега: на одну длину дорожки, на две и на 20 или 24. В 720 г. до н. э. к уже указанным видам бега добавился еще один — долгий (долихос) — 12 концов в обе стороны стадиона. Много позже — с 65-й олимпиады — добавился еще бег в полном вооружении — гоплитодромос. На 18-й олимпиаде (708) появляется пентатлон — пятиборье: метание диска и копья, прыжки в длину, бег и борьба (пале). С 23-й олимпиады (688) — кулачный бой (пюгме), с 25-й (648) — бег на колесницах с четверкой лошадей и панкратий (панкратион) — комбинация борьбы с кулачным боем. С 720 до н. э. атлеты, ранее выступавшие в набедренных повязках, состязались обнаженные. Состязания проходили по группам, на которые спортсменов разделяли по жребию (по 4 человека). Победителю элланодики вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград. Награждали олимпионика оливковым венком, а возвращение в родной город превращалось в триумф - все жители города выходили встречать победителя олимпийских игр, до конца жизни олимпионик пользовался привилегиями. Всего прошло 293 олимпиады. В 393 году н.э. римский император Феодосий I запретил проведение Олимпийских игр, усмотрев в них несовместимое с христианской верой язычество. Учитель: «А сейчас, ребята, вы попробуете свои силы в античном пентатлоне. Но для начала мы выберем элланодиков и проверим вашу готовность к участию в «олимпийских» играх». Учащиеся строятся в колонну и выполняют разминку: • ходьба на носках, пятках; • бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, приставным и скрестным шагом; • ОРУ в движении. Учитель: « Вы находитесь в отличной спортивной форме и допускаетесь к состязаниям». Дальше проводится жеребьевка. На заранее подготовленных листочках ставятся одинаковые буквы (по количеству забегов и участников). Атлеты, вытянувшие жребии с одинаковыми буквами, соревновались друг с другом или в одном забеге. Учитель объявляет первый вид пентатлона - бег на один стадий. Учащиеся согласно жеребьевке соревнуются в забегах. Победители забегов участвуют в финальном забеге. Определяется один победитель. Элланодики вручают ему пальмовую ветвь. Учитель объявляет начало соревнований по прыжкам в длину (гальма). Атлеты соревнуются по правилам античных олимпийских игр – прыгают без разбега с возвышения (с гимнастической скамейки на гимнастические маты). Участник, выполнивший самый дальний прыжок, становится победителем. Следующий вид пентатлона – метание диска. Дискометание известно еще из поэм Гомера как одно из любимых упражнений греков не только в мирной жизни. Атлеты- дискоболы метали диск без раскручивания, что было обусловлено сомкнутым строем воинов. Участники соревнуются согласно жеребьевке. В этом виде также определяется один победитель, который получает пальмовую ветвь. Четвертый вид пентатлона – метание копья (гимнастической палки). Заключительный вид – борьба. Снова проводится жеребьевка. Участники, вытянувшие жребии с одинаковыми буквами, соревнуются друг с другом. Правила состязаний: два атлета становятся в центральный круг спортивного зала. По команде учителя начинают борьбу, стараясь вытолкнуть соперника из круга, тот, кто выйдет из круга - выбывает из состязаний (подножки делать запрещается). Согласно греческой мифологии, пентатлон был изобретен Ясоном - легендарным предводителем аргонавтов. В олимпийских играх бег и борьба проводились как в пентатлоне, так и отдельно, в то время как прыжки в длину и метание копья и диска - только в пятиборье. Для определения победителя пентатлона элланодики вызывают обладателей пальмовых ветвей в беге, прыжках, метании диска и копья. Они тянут жребий и соревнуются в борьбе. Если один и тот же участник стал победителем 3 видов, он признается и победителем пентатлона без участия в борьбе. Учитель: « Итак, наши соревнования подошли к концу. Приглашаю обладателей пальмовых ветвей за наградами». Элланодики объявляют имена победителей и награждают их «оливковыми» венками и грамотами. Учитель подводит итоги игр и благодарит участников.

Полный текст материала Олимпийские игры в Древней Греции смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?Оставьте комментарий

Оставить комментарий

pedsovet.su

Первые олимпийские игры в Древней Греции, победители, олимпиада

Одной из самых ярких отличительных черт античной греческой цивилизации является ее ориентация на всестороннее развитие человеческой личности. Даже боги в ней уподобляются людям – они антропоморфны. Отнюдь не грозные с виду – наоборот, они красивы. Древние эллины любуются своим богами, воплощая в их изображениях свои представления о красоте человека.

В честь богов совершаются религиозные действия. Ими могли быть обычные для всех древних обществ жертвоприношения, моления (хотя в обществе древнегреческом они имели свои особенности). А могли быть игры.

История зарождения олимпийского движения в Древней Греции

Фото с сайта ru.wikipedia.org

Фото с сайта ru.wikipedia.org

В честь богов в Элладе античных времен с самых начал ее истории устраивались состязания. Первые их проявления встречаются уже, кажется, в минойской цивилизации. Именно там, на фресках Кносса, изображены первые в истории человечества так называемые «игры с быками».

Когда же мир минойских и ахейских дворцовых государств пришел в упадок и на его обломках утвердилось новое государство в виде гражданской общины, игры в честь богов постепенно приобретают новый оттенок.Если вначале они, как и на Крите, имеют характер сакрального действа, то постепенно в них все больше и больше проявляется страсть человека к игре, к состязаниям.

Состязание (по-гречески агон) пронизывает все сферы жизни древнегреческого общества времен Гомера и архаики. Особенно это характерно для древнегреческой знати, аристократии. В ее среде происходит никогда не прекращаемая борьба за первенство. Первоначально – это стремление быть первым на войне, важнейшем общем деле всей общины граждан. Гомеровские герои состязаются в кровавых поединках с троянцами за славу. Друг Ахиллеса, Патрокл, погибает в сражении с Гектором. Ахиллес благородный знает, что ему суждена смерть на войне, и идет на смерть, желая погибнуть, но гибелью своею добыть звонкого металла славы.

Состязаются аристократы и в гражданских делах. Кто будет избираться на высшие должности в своих общинах. Кому будут воздаваться высшие почести за благодеяния народу. Кто сильнее – быстрее пробежит дистанцию, дальше бросит камень, метнет копье, диск… Кто больше знает стихов, кто лучше продекламирует гомеровские поэмы…

Из духа состязания, агонального духа древнегреческого общества и родятся игры нового типа в Древней Греции. Они тоже, как и раньше, будут проводиться под патронатом богов. В Дельфах это будут Пифийские игры в честь бога Аполлона. На Истме, невдалеке от Коринфа, установятся игры в честь Посейдона, Истмийские игры. А в честь бога Зевса, верховного бока древнегреческого пантеона, установятся игры Олимпийские. Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции вполне, таким образом, соответствовало духу античной греческой цивилизации.

Где проводились древнегреческие Олимпийские игры

Резиденция Зевса и всего сонма греческих богов была на укрытом вечными снегами Олимпе. Но игры Олимпийские отношения к самой этой горе прямого не имеют. Названы так они в честь Зевса-Олимпийца, а проводятся в нескольких сотнях километров к югу от Олимпийского кряжа. В Южной Греции, на Пелопоннесе, в области Элида, где на берегу Алфея был некогда построен Храм Зевса Олимпийского.

Вот там, на устроенном подле храма стадионе (площадке для состязаний длиною в стадий), и будут проводиться самые знаменитые игры, игры Олимпийские.Историческая традиция подтверждает тесную связь состязаний в Олимпии с религиозными культами.

Согласно преданиям, систематизированным впоследствии древнегреческими так называемыми логографами, а затем и историками, они были учреждены еще в счастливый век Кроноса наиболее популярным греческим героем Гераклом.

Представление о золотом веке Кроноса связано с поисками разочарованными в настоящем греками утопического идеала, и поэтому какие-либо твердые даты в этом случае вряд ли уместны. Отметим только, что в хронике позднейшего, уже христианского автора Евсевия устроенные Гераклом игры относятся еще к десятым годам тринадцатого века до н. э.

Проводимые затем каждые пять лет, они в период так называемых «темных веков» (по-другому он еще называется гомеровским или же предполисным периодом) были забыты. И лишь в самом конце IХ в. до н. э. царь Элиды Ифит вместе с Ликургом, – великим реформатором и царем Спарты, – возобновил их проведение. Проводятся они теперь уже не через пять лет, а каждые четыре года. Участники этих игр состязались в беге на один стадий (чуть больше ста метров). По имени победителей в этих состязаниях назывались поначалу и сами игры; нумеровать начнут их позже.

Вот в связи с этой нумерацией вновь учрежденных Игр и определена была изначальная их дата. Первые олимпийские игры в Древней Греции, согласно позднейшим вычислениям греческих историков, были проведены в 776 году до Рождества Христова. Год этот не совсем согласуется с датировкой жизни самих учредителей, – Ифита и Ликурга, – но все же стал отправной точкой для греческого летоисчисления по олимпиадам.

Что означал в Древней Греции термин олимпиада

Термин олимпиада в Древней Греции означал не только и не столько сами игры, но и временные циклы в четыре года, которые отделяли их друг от друга. Счет лет производился по олимпиадам. Первая олимпиада, вторая олимпиада, … двадцать пятая олимпиада. … Ну и так вплоть до 394 г. н. э., когда Феодосий запретил проведение Олимпийских игр, борясь с язычеством в уже на тот момент значительно христианизированной Римской империи.

Поскольку Игры проводились каждые четыре года, то годы в промежутке между ними отсчитывались как, например: первый год первой олимпиады, второй год первой олимпиады, третий год первой олимпиады, ну и так далее.

Олимпийские игры в истории античной цивилизации

Фото с сайта www.studfiles.ru

Фото с сайта www.studfiles.ru

С течением времени Игры в Олимпии приобрели панэллинское, всегреческое значение. Сначала их участниками были граждане находящихся в Элиде гражданских общин (или городов государств, как их обычно и не совсем точно называют) – полисов. Затем к ним присоединились сначала полисы Пелопоннеса, Балканской Греции, а затем и всего мира античной эллинской цивилизации. Быть допущенным к участию в Играх означало автоматически признание греческого происхождения участника. Даже цари расположенной за олимпийским кряжем Македонии подчеркивали впоследствии свое родство с греками участием в их проведении!

К завершению архаической эпохи, т. е к концу VI в. до н. э., жизнь мира античных полисов в значительной мере определяли восстановленные древнегреческие игры. Олимпиады праздновались и признавались во всей Элладе.

Этот дух проводимого в честь бога Зевса праздника подчеркивался несколькими обстоятельствами:

  • игры проводились возле храма Зевса Олимпийского, в котором со временем будет помещено одно из «семи чудес света» – статуя самого этого бога, исполненная другом и современником знаменитого Перикла
  • на время проведения Олимпийских игр и в ознаменование празднества Зевса Олимпийского жрецами провозглашалось священное перемирие; под страхом отлучения от Игр и проклятия прекращались все войны, которые греческие полисы вели друг с другом практически беспрерывно.

Победители олимпийских игр в Древней Греции считались любимцами и избранниками бога Зевса. Их имена заносились в специальные списки, которые были упорядочены и сведены воедино неким Парабаллоном. Но и после него эти списки пересматривались, уточнялись в течение всех веков существования античной греко-римской цивилизации.

В Олимпии победителей награждали венками из дикорастущей оливы. Говорят, что персидский царь, – Великий царь царей, как он официально величался в титулатуре, – немало подивился, узнав об этой награде победителям! Царь, однако, не учел, что главной наградой был не просто венок их олив. Высшей наградой была слава, которую стяжали победители. На их родине, в полисах античной Греции, их почитали как героев. Им воздвигались статуи , они изображались на античной керамике. Имена их заносились в списки почетных, выдающихся граждан, их потомки гордились своими славными предками. На пути следования победителя на олимпийских играх, олимпионика, сносились городские укрепления: герой-победитель не мог пройти через городские ворота – вместе с ним в город вступал сопровождающий его Зевс! Ведущий войну с неприятелями полис, в ополчении которого находился олимпионик, побеждал почти непременно – рядом со своим любимцем, в первых рядах гражданского ополчения сражался сам Бог!

Не удивительно поэтому, что авторитет олимпиоников в родных полисах подвигал их к борьбе за первенство и в общественных делах, в политической борьбе. Олимпиоников и действительно часто избирали на высшие государственные должности. Из них, однако же, вырастали и древнегреческие тираны. Пользуясь личным авторитетом, выступая в качестве любимчиков Зевса, а зачастую еще и заручившись поддержкой дельфийского оракула, при поддержке демоса (или, по крайней мере, при его непротиводействии).

Одним из таких олимпиоников был и Килон. Пользуясь смутой и гражданскими неурядицами в Афинах, он задумал тоже стать тираном. Пифия (дельфийская пророчица) укрепила его в этих намерениях, провозгласив от имени Аполлона благоприятный оракул: Килон-де сможет установить тиранию, если сделает это он во время праздник на честь Зевса!

Дождавшись, когда в афиняне начнут чествовать бога, он и предпринял попытку установить единоличное правление. Попытка эта, однако, оказалась неудачной. Афинская знать, – соперники Килона, иногда известные не менее чем он, – сплотились и воспрепятствовали узурпации власти. Килон бежал, а его сторонники были убиты. Надежда на покровительство бога в этом случае себя не оправдала. Виноват, впрочем, как выяснилось позже, был не столько бог, сколько сам Килон. В Афинах существовало два праздника в честь Зевса. Одни из них – праздник Зевса Олимпийского, покровителя олимпиоников. Вот тогда Килону и следовало совершать попытку переворота! Он же не угадал своей судьбы.

Первые олимпийские игры в Древней Греции послужили началом славной череды олимпиад. Круг их участников непрерывно расширялся. Со времен установления римского владычества участие в них принимали даже римские императоры.

Увеличивалось и число соревнований. К первоначальному бегу на один стадий постепенно прибавились и другие состязание в беге. Введены были и набирали огромную популярность различные конные ристалища, соревнования атлетов.

Фото с сайта ru.wikipedia.org

Фото с сайта ru.wikipedia.org

После запрещения Олимпийских игр их проведение прекратилось на многие столетия. Лишь в конце девятнадцатого века, когда новая Европа, следуя античным образцам, обратилась к спорту, по инициативе Пьера де Кубертена были возрождены и состязания, столь популярные в античной греко-римской цивилизации. То были Олимпийские игры. Примечательно, что одно из любимейших в античности состязаний, – древнегреческая борьба панкратион, – олимпийский вид спорта и в программе современных Олимпиад.

Античность, с ее идеалом всесторонне развитой личности утверждается все больше и больше. Особенно это чувствуется во время проведения каждых новых Олимпийских игр. Своим духом борьбы, состязания, в которой, вопреки всему, высшей наградой остается слава победителя, они вполне напоминают олимпийские игры в Древней Греции. Картинки, которые мы наблюдаем с экранов телевизора, мониторов компьютеров или с трибун олимпийских стадионов, – лучшее тому подтверждение!

perstni.com

Олимпиада в Древней Греции и в наши дни

«Citius, Altius, Fortius» — девиз Олимпийских игр, означающий в переводе с латыни «Быстрее, выше, сильнее». Именно этот дух честного соревнования издревле привлекал внимание к спортивным играм, снискавшим любовь людей со всего мира. Борьба в спорте вместо войн – вот в чем преимущество спортивных соревнований. Олимпийские игры зародились в Древней Греции еще в восьмом веке до нашей эры. Конечно, те соревнования по своей форме значительно отличались от современных, но дух спортивного соперничества остался точно таким же.

Греция с давних времен подвергалась постоянным вражеским набегам, поэтому спортивной форме древних греков всегда уделялось большое внимание. Атлеты становились настоящими национальными героями, а спортивные тренировки при так называемых гимнасиях – часть повседневной жизни.

olimpia

Существует несколько различных версий по поводу возникновения Олимпийских игр. Одна из них связывает эти соревнования с именем Пелопса, победившего в соревнованиях колесниц и основавшего регулярные, проводящиеся раз в 4 года, спортивные состязания.

Другая версия гласит о том, что спортивные состязания впервые были проведены Гераклом, сыном Зевса. Он после того, как царь Авгий не принял результаты чистки его конюшен, покарал вероломного правителя, устроил всенародное празднество и легкоатлетические состязания, постановив их регулярными.

Конечно, существуют и другие версии возникновения спортивных состязаний. Одна из популярнейших говорит о договоренности, достигнутой между правителем Спарты Лигургом и царем Эллады Ифитом о перемирии на время проведения спортивных соревнований. Тогда же было принято решение о месте проведения игр – местечке Олимпия около горы Кронос. Естественный рельеф этой местности служил удобной трибуной для многочисленных зрителей. Был построен целый архитектурный комплекс, в который кроме стадиона и ипподрома входило несколько спортивных площадок для борьбы, спортивных игр с мечом, метания диска, также в спортивных комплекс входило несколько гимнасий и бани.

9

В то время к Олимпийским играм допускались только мужчины: и в качестве участников, и в качестве зрителей. Основным направлением соревнований был бег на короткие дистанции, впоследствии к видам состязаний добавилась борьба, кулачный бой, скачки, пятиборье, бег на длинные дистанции и другие виды спорта. Вначале участвовать в играх могли только атлеты из Пелопонесса, позже к ним присоединились спортсмены из Спарты, Коринфа и других стран. В 5-4 веках до н.э. спортивные игры в Олимпии стали настолько популярны, что на эти соревнования стали приезжать атлеты даже из Африки, Азии, Италии, Сицилии и более дальних регионов.

После того, как римская власть утвердилась в Греции, и христианство получило статус государственной религии, спортивные игры в Олимпии были запрещены. Всего к этому времени (к 394 году н.э.) было проведено 293 Олимпийские игры. На долгие века эти спортивные состязания были забыты.

Олимпийские игры в наши дни

olympic-games-athens-2004-0001

«Вспомнили» об Олимпийских играх только во второй половине 18 века, когда во время археологических раскопок в районе Олимпии были обнаружены сооружения, явно относящиеся к спортивным. В конце 19 века мысль о том, что просто необходимо возродить былое величие спорта, быстрыми темпами распространилась по Европе, начиная с Франции. Пьер де Кубертен, французский барон, объяснил поражение французов во франко-прусской войне именно слабым физическим состоянием французской армии. Кроме того, в спорте он увидел возможность для мирного урегулирования споров путем соревнований, своего рода выход к мирному урегулированию, к взаимопониманию различных народов. Возрождение Олимпийских игр показалось наилучшим вариантом. И в результате его выступления на конгрессе в Сорбонне (Франция) было решено вновь начать проведение регулярных Олимпийских игр, первые из которых должны были пройти в 1896 году, конечно же, в Греции, в Афинах. Тогда же был основан МОК – Международный Олимпийский Комитет, председателем которого стал грек по национальности Деметриус Викелас.

Picture4

Несмотря на то, что первые Олимпийские игры 1896 года были представлены всего 14 странами-участницами и 241 атлетом, успех их был поистине грандиозным. Греческие власти были очень довольны результатами проведенных соревнований, и было вынесено предложение о том, чтобы Олимпийские игры впредь проходили только в Греции, на родине этих соревнований. Но Олимпийский комитет решил иначе: каждый раз Олимпиада должна менять страну проведения в результате ротации между государствами.

teleti-enarxis-olympiakoi-agones-athina-2012-625x468

В начале 20 века Олимпийским играм пришлось испытать на себе некоторый кризис, во-первых, потому что проведение игр было совмещено по времени с Международными выставками, а во-вторых, потому что для участия в играх в Сент-Луисе (США) большинству участников необходимо было пересечь Атлантический океан, а в то время это было довольно затруднительно. Но четвертые Олимпийские игры, прошедшие снова в Греции в 1906 году, опять собрали большую аудиторию и стали успешными. Позже эти игры были исключены из списка Олимпийских, так как проведены были досрочно. Нумерация игр ведется, начиная с первых игр в Афинах, проведенных в 1896 году. У зимней Олимпиады своя независимая нумерация.

На родине Олимпиады – в Греции – дважды проходили летние Олимпийские игры: в Афинах в 1896 году – первые и в 2004 году – 28-е игры.

Олимпийские игры.Некоторые правила проведения Олимпийских Игр

OLYMPIAKI SIMAIA copy

Принципы Олимпийских игр основаны на честности и равноправности всех участников и судей. Они были закреплены в хартии Игр Олимпиады в 1894 году. Символ Олимпийских игр – пять сцепленных между собой колец пяти цветов, которые символизируют пять частей света (Европа, Азия, Африка, Америка и Австралия) и дружественные связи между ними. Также у Олимпиады есть свой флаг и гимн.

Во время всех Олимпийских игр проводятся специальные ритуалы, главными из которых являются следующие:

На церемонии открытия Олимпиады зажигается олимпийский огонь. Каждый раз в Олимпии зажигается огонь от солнечных лучей в античном храме Аполлона, и после этого огонь доставляется при помощи эстафеты в город, где организованы Олимпийские игры. Право зажечь олимпийский огонь на главном стадионе города-организатора Олимпиады является наиболее почетным.

 

От имени всех участников Олимпиады один из самых выдающихся спортсменов страны-организатора произносит олимпийскую клятву.

От имени всех судей произносит клятву о том, что судейство будет происходить честно и беспристрастно, представитель страны-организатора Олимпийских игр.

Победителям Олимпийских игр вручаются медали, а в честь победителей каждых соревнований играется гимн страны, чьим представителем стал спортсмен, занявший первое место.

Яркие и красочные церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр.

В городе, где планируется проведение Олимпиады, строится «олимпийская деревня» — это комплекс зданий и сооружений для принятия спортсменов-гостей из других стран-участниц Олимпийских игр.

Олимпийские игры стали важнейшим спортивным событием на международном уровне, а звание олимпийского чемпиона – самым престижным для спортсменов, особенно в индивидуальных видах спорта.

gidvgreece.com

Античные Олимпийские игры в Древней Греции

Олимпийские игры в Древней ГрецииАнтичные Олимпийские Игры в Древней Греции: виды спорта, знаменитые атлеты Олимпиады, интересные факты в соревнованиях, известные спортсмены среди выдающихся греков.

 

Античные Олимпийские Игры проходили в Древней Греции с 776 года до н.э по 394 год н.э, когда были запрещены императором Римской Империи Феодосием. Если подойти к хронологии более точно, то следует отметить, что дата начала Античных олимпийских игр условная, поскольку точных подтверждающих фактов этой дате нет. По легендам и мифам Древней Греции первые Олимпийские игры организовал Геракл ещё в 13-м веке до н.э. Однако никаких доказательств этому нет, поэтому эта дата так и останется в области мифов. Далее был длительный перерыв в Играх (или просто недостаток исторических фактов), после чего появляется версия о возобновлении Игр во времена правления Ифита из Элиды и Ликурга из Спарты. Однако нет достоверных данных о датах правления этих греческих царей, а предположительно датируются гораздо раньше официально принятой даты начала Античных Олимпийских Игр. В итоге было принято решение считать официальной и достоверной датой начала первых Олимпийских Игр в Древней Греции 776 год до н.э, когда был известен их победитель, Кореб Элидский - раньше Олимпийские Игры не нумеровались, а назывались по имени их победителя, который определялся в беге на 1 стадию (192 метра)*.

*первые 13 Олимпиад античной Греции соревнования состояли только из одного вида состязаний – бега на 1 стадию. И главным победителем всех Олимпийских игр Древней Греции был именно бегун на короткую дистанцию (в современных Олимпийских играх победитель мужского спринта также является самых известным и узнаваемым олимпийцем).

 

В Античных Олимпийских играх могли участвовать далеко не все желающие, причём критерием отбора были не только спортивные достижения, а социальный статус и пол (в самых первых Играх ещё и национальность). Теперь обо всём этом подробнее.

- в Играх могли состязаться только мужчины. Более того, зрителями могли быть тоже только мужчины. Лишь спустя несколько столетий с момента начала Игр Античной Греции победительницей смогла стать женщина в гонке на колесницах, да и то благодаря странной традиции считать победителем не наездника, а владельца упряжки. Таким курьёзным образом дочь спартанского царя вошла в историю как первая женщина, победившая в Олимпиаде.

- принимать участие в Олимпиаде могли не все мужчины, а лишь свободные мужчины с полными гражданскими правами. Другими словами, рабы и лишённые хотя бы части гражданских прав не допускались к Играм.

- сначала к участию в Олимпиадах Древней Греции допускались исключительно греки-мужчины (со всеми описанными выше правами). Позже в Играх стали принимать участие и римляне по праву завоевателей*

*после 146-го года до н.э, когда Римская империя полностью подчинила себе Древнюю Грецию, греческий язык и традиции не смогли быть вытеснены латинским языком и культурой Рима – настолько хорошо развитой была цивилизация Древней Греции.

- даже если вы мужчина-грек, свободный и со всеми гражданскими правами, всё равно у вас не так много шансов стать участником Игр. Дело в том, что за 30 дней до их начала нужно было продемонстрировать свои атлетические умения в Олимпийской гимназии (в современных Олимпийских играх аналогом этому является получение олимпийской лицензии на разных предварительных соревнованиях).

 

Игры длились 5 дней и состояли из 3 периодов:

  1. Первый день – представление атлетов и судей, клятва и жертвоприношение богам, в первую очередь Зевсу. В современных Олимпийских Играх аналогом является открытие Олимпиады.
  2. Со второго по четвёртый день включительно проходили состязания атлетов в различных видах спорта, о которых ниже будет рассказано подробнее.
  3. Последний, пятый день Игр представлял собой чествование победителей и пиршества по случаю завершения праздника. В современных Олимпийских играх последний день также является торжественным днём закрытия Олимпиады. Победитель Античных Олимпийских игр получал в награду венок из оливковых веток, становился популярным человеком у себя на родине, получал различные привилегии (в Афинах своим победителям иногда давали даже небольшие денежные премии).

 

Виды спорта в Олимпийских играх Древней Греции

бег в Древней ГрецииПервым и самым главным видом состязаний был бег. На первых 13-ти Олимпиадах бег был только на спринтерскую дистанцию – 1 стадию, которая равнялась 192-м метрам.

 

С 14-й Олимпиады к бегу на 1 стадию добавилась ещё одна спортивная дисциплина – бег на 2 стадии (или т.н. «двойной бег»). По аналогии с современными олимпийскими дистанциями это ближе всего к 400-метровке (или т.н. «длинному спринту»).

 

Новшество предыдущей Олимпиады понравилось зрителям, и с 15-х по счёту Игр добавили ещё одну беговую дисциплину – бег на 7 стадий. Это уже средняя дистанция, ближе всего к которой находится современная олимпийская дистанция в 1500 метров.

 

борьба в Древней ГрецииЕщё через 3 Олимпиады, на 18-й по счёту, добавились 2 новые спортивные дисциплины – борьба и пентатлон (или пятиборье).

Борцы обладали могучим телосложением и необычайной для обычных людей силой, о них слагали легенды (порой настолько фантастические, что некоторые можно смело добавлять в категорию «Мифы и легенды Древней Греции», а то и прямо в раздел «Боги Древней Греции»). Правила борьбы были более безопасными, чем правила других олимпийских единоборств - - кулачного боя и панкратиона, но правила эти зачастую не соблюдались, что и дало возможность появлению в олимпийской программе самого жёсткого и зрелищного вида – панкратион.

 

пятиборьеПентатлон, как видно из названия дисциплины, включал в себя 5 видов состязаний: прыжок в длину, метание диска, метание копья, бег (1 стадия) и борьба. С бегом всё шло по привычной схеме – 192 метра. Более-менее всё понятно и с метанием копья и диска – кто дальше метнул, тот и победил. Не совсем понятна ситуация с прыжками в длину. На фресках изображены атлеты, прыгающие в длину с места, и в руках у них были утяжелители, однако античные современники спортсменов утверждали, что прыгали атлеты до 15 метров в длину (яма для прыжков тоже была такой длины). Похоже, что греки и в лёгкой атлетике мастера мифов, а не только в описании жизни местных богов. Борьба была заключительным испытанием и нужна была лишь в тех случаях, когда в первых 4-х видах состязаний не удавалось достичь необходимых 3-х побед.

Античному пентатлону нет точных аналогов в современных видах многоборья (особенно учитывая наличие борьбы в программе). Но, без сомнения, это самый разносторонний вид спортивных состязаний.

 

кулачный бой в Древней Греции23 Олимпиада в Древней Греции была представлена ещё одним новшеством – введение кулачного боя в программу соревнований. Это был очень зрелищный и одновременно очень опасный вид состязаний, в котором бойцы могли нанести друг другу серьёзные увечья и даже убить. Из защитных приспособлений на руки наматывали полоски сыромятной кожи, которая больше защищала руки бьющего, чем корпус или голову соперника. Современный аналог античного кулачного боя – бокс – гораздо более гуманный вид спорта, хотя не так давно для повышения зрелищности отказались использовать шлёмы в любительском боксе. Количество нокаутов увеличилось, публике нравится… известное латинское изречение «panem et circenses» (хлеба и зрелищ) актуально во все времена.

 

25-я Олимпиада Древней Греции получила ещё один вид соревнований – конные скачки (в эту Олимпиаду были разрешены только заезды на четвёрках лошадей – квадригах). Благодаря этому новшеству и странным правилам присуждения победы владельцу лошадей (а не наезднику) у женщин появилась возможность участия и победы в Античных Олимпийских играх. Это был самый дорогостоящий вид спорта, представленный на Играх и доступный лишь очень состоятельным гражданам Древней Греции или же царям и их родственникам. Кроме дороговизны, это был очень опасный вид спорта. Представьте себе ипподром и одновременный старт 44 колесниц. Дальше начинался хаос, который многократно увеличивался после первого разворота. Жокеи выпадали под копыта лошадей, колесницы переворачивались или сталкивались… фразу Лермонтова «смешались в кучу кони, люди…» можно было бы смело применять к конным скачкам в Древней Греции, если бы поэт смог лично всё это действо увидеть. Был известен случай, когда из 44-х стартовавших колесниц 43 выбыло из строя во время заезда. Победа была присуждена колеснице, которая просто сумела выжить в этом ужасе.

колесницы 

 

панкратионСпустя 40 лет после введения в программу Олимпийских игр Древней Греции кулачного боя был добавлен ещё один вид единоборств – панкратион. Это произошло на 33-й по счёту Олимпиаде. По своей сути панкратион представляет вид поединка, в котором разрешались удары всех видов и всеми частями тела (запрещались только удары в глаза), также разрешались все борцовские приёмы. В состязаниях бойцов были смертельные случаи (что, впрочем, иногда не мешало грекам объявлять мёртвого бойца победителем). В современном олимпийском спорте видов борьбы больше, но зрелищность была выше у древних, скорее всего. Панкратион пока не включён в программу современных Олимпийских игр, но работа в этом направлении ведётся давно.

 

На этой же, 33-й Олимпиаде были добавлены скачки на лошадях (одиночные). Правила определения победителя были такие же странные, как и для квадриг – чемпионом Олимпиады становился владелец/владелица лошади, наездник же просто выполнял задание хозяина, рискуя своей жизнью и зачастую получая серьёзные травмы.

 

бег гоплитовПоследняя беговая дисциплина Олимпийских игр Древней Греции появилась значительно позже, во время проведения 65-й по счёту Олимпиады, спустя более 150 лет от начала первой Олимпиады античности. Это был бег тяжело вооружённых воинов (гоплитов) на дистанцию в 2 стадии. Вес всей амуниции первоначально превышал 20 килограммов, впоследствии атлетам «упростили жизнь», оставив только тяжёлый щит (около 8-ми килограммов). В современных Олимпийских играх аналогов этому виду бега нет, зато есть похожая армейская дисциплина (марш-бросок в полной выкладке). Одним словом, бег гоплитов – это прикладная военная дисциплина, но, учитывая постоянные войны греков со всеми своими соседями, а в перерывах между этими войнами они ещё воевали между собой на всякий случай – вещь нужная, одним словом.

 

На 93-й Олимпиаде ввели новую дисциплину в скачках – на колесницах, запряжёнными двумя лошадьми.

 

96-я Олимпиада принесла последние серьёзные дополнения в Игры – на ней появились совершенно далёкие от спорта состязания трубачей и герольдов. Это был единственный вид соревнований на Играх, где судейство было очень субъективным. Впрочем, о судьях нужно рассказать отдельно…

 

«А судьи кто?»

А судьи на Олимпийских играх античности были свободные уважаемые граждане из греческой исторической области Элида, в столице которой (г. Олимпия) и проводились почти все Игры той эпохи.*

*в те годы, когда Элида вела войну с какой-то другой областью Древней Греции, Олимпиада проводилась в другом городе. Правда, жители Элиды не признавали чемпионов тех Олимпиад, которые проводились не в Олимпии.

 

На первых 13-ти Олимпиадах судей было не очень много - всего 1 человек. Была всего одна спортивная дисциплина – бег на 1 стадию, поэтому греки считали, что одного судьи вполне достаточно. Одна дисциплина – один чемпион – один судья – вполне рабочая схема для первых соревнований.

 

После того, как добавился ещё и бег на 2 стадии, к судейской работе привлекли ещё 1-го судью – появилось что-то наподобие судейской коллегии. С одной стороны, работа была несложная – смотреть, кто первый прибежал. С другой стороны, в забеге могло участвовать до 20 человек одновременно. Секундомеров, как вы понимаете, тогда ещё не было, фотофиниша тоже. И один судья должен был точно определить, кто же среди этого массового спринтерского забега прибежал первым. Очень ответственная работа, на мой взгляд.

 

По мере добавления видов состязаний добавлялось количество судей, и максимальное количество таковых доходило до 12-ти человек.

 

Когда в Олимпийскую программу добавилась борьба, кулачный бой, а также панкратион, то работа судьи стала не только ответственной и нервной, но и опасной. Судьям стали выдавать палки для усиления их авторитета, так сказать (иные участники единоборств так входили в азарт, что разнять их другого способа не было). Очень важно было для судей борьбы, кулачного боя или панкратиона не пропустить момент, когда нужно остановить поединок, чтобы не допустить увечья или даже смерти атлета. Но, к сожалению, не всегда это удавалось сделать вовремя и такие случаи были, и неоднократно.

 

В работу судей также входила обязанность за 30 дней до начала Олимпиады проверить спортивное мастерство желающих выступать и отобрать лишь самых достойных, иначе Олимпиада могла превратиться в Вавилонское столпотворение.

 

Поскольку на Олимпийских играх участников было гораздо больше, чем судей, а также присутствовало большое количество зрителей на трибунах (до нескольких десятков тысяч), то под начало судей выделялся особый отряд вооружённых людей (прототип современной службы безопасности или же полиции). Чтобы все без исключения могли узнать, кто же на самом деле среди всего народа судья, последние носили пурпурную одежду. А вот атлетов не спутаешь ни с кем, поскольку на ранних Олимпиадах они вообще выступали голыми (если бы такая традиция сохранилась по сей день, популярность Олимпийских игр была бы гораздо выше).

 

Интересные факты в истории Олимпийских игр Древней Греции

- слава и популярность 3-кратного победителя Олимпийских Игр в панкратионе Дорией с острова Родос однажды спасла ему жизнь, когда он был взят в плен и приговорён к смертной казни – за Олимпийские заслуги его отпустили.

 

- на 54-й Олимпиаде произошёл трагичный и одновременно курьёзный случай: в панкратионе победа была присуждена бойцу, который умер в результате удушающего приёма. Однако соперник, который его задушил, успел просигнализировать судье о том, что сдаётся. Судья не успел вовремя среагировать, в результате чего было принято такое абсурдное решение о победе.

 

- на 67-й Олимпиаде, в 512-м году до н.э., во время одиночных скачек лошадь сбросила своего наездника ещё в самом начале забега, но сама пришла к финишу первой. Несчастный наездник никого не интересовал, и победу, как обычно, присудили лошади (точнее, её владельцу).

 

- единственной женщиной Древней Греции, которая смогла дважды «одержать победу» на античных Олимпийских играх, была Киниска (дочь спартанского царя). Её лошади побеждали на 2-х Олимпиадах подряд, а поскольку она была владелицей этих лошадей, то и венок победителя получала она.

 

- 211-я Олимпиада была проведена не в 65-м году (по 4-летнему циклу), а в 67-м, поскольку в ней пожелал участвовать римский император Нерон, который запланировал свой визит в Грецию именно в 67-м году. На этой же Олимпиаде произошёл безобразный случай награждения в скачках колесниц – победила колесница, которая стартовала, однако не приехала на финиш вообще. А управлял ею не кто иной, как вышеозначенный Нерон.

 

Чемпионы в Античной Греции, добившиеся самых выдающихся результатов в Олимпийских Играх

1. Леонид с острова Родос – это, пожалуй, самый выдающийся атлет Древней Греции. Он выиграл 4 (!!!) Олимпиады подряд, причём выиграл каждую из них в 3-х беговых дисциплинах: бег на 1 стадию, бег на 2 стадии и бег гоплитов (бег в вооружении). Если перевести это на современный вид наград, то 12 золотых медалей в спринте на 4-х Олимпиадах подряд. Такого достижения в современной лёгкой атлетике не удалось пока повторить никому из бегунов.

 

2. Гиппосфен из Лаконии был первым спортсменом Древней Греции, который одержал победы на 6 Олимпиадах. В 632 году до н.э. в программу Олимпийских Игр была включена борьба для юношей (ограничение в возрасте – 20 лет) и на дебютной для себя Олимпиаде юный Гиппосфен впервые примерил венок победителя. Дальше были ещё 5 Олимпиад, и на пьедестал почёта каждый раз поднимался он. Подобное достижение удалось повторить лишь 92 года спустя спортсменом, о котором пойдёт речь ниже.

 

3. Милон из города Кротон был вторым атлетом Античности, который смог победить на 6-ти Олимпийских Играх подряд: сначала выиграл соревнования по борьбе в категории юниоров (хотя ему на тот момент было всего 14 и боролся он с 20-летними парнями), а затем победил во всех 5-ти следующих Олимпиадах в категории взрослых. Участвовал и в 7-й для себя Олимпиаде, однако победить уже не удалось. Учитывая, что весовых категорий в борьбе не было, это был абсолютный чемпион на протяжении 20-ти лет подряд.

 

4. Ещё один выдающийся легкоатлет из Кротона, Астиал, смог одержать победы на 3-х Олимпиадах подряд, причём на каждой из них в 2-х спринтерских дисциплинах: беге на 1 и на 2 стадии. До абсолютного рекорда Леонида с Родоса, конечно, далеко, но достижения всё равно впечатляющие.

 

Известные люди Древней Греции и других государств, становившиеся победителями в Античных Олимпиадах

- Платон, один из самых известных философов Античного мира, был победителем в панкратионе*

- Филипп II, македонский царь (отец Александра Македонского) также был победителем в гонках квадриг (упряжек из 4-х лошадей)

- Нерон, римский император, был признан победителем в скачках (управлял колесницей сам, но до финиша не доехал), а также был признан лучшим среди герольдов и актёров (здесь первенство тоже можно поставить под сомнение, учитывая его статус императора, а также нрав Нерона)

- Тиберий, римский император: на 199-й Олимпиаде его квадрига пришла первой, в результате чего он стал победителем в заездах

 

*многие ошибочно присуждают лавры олимпийского победителя в кулачных боях древнегреческому математику и мыслителю Пифагору. Это заблуждение вызвано одинаковыми именами греков. На самом деле среди олимпийцев действительно был Пифагор, причём не один, а целых 3 Пифагора, которые стали чемпионами: 1-й Пифагор победил в беге на 192 метра ещё в далёком 716-м году до н.э, т.е. за 146 лет до рождения Пифагора-учёного; 2-й Пифагор действительно стал чемпионом в кулачном бою, однако тоже в то время, когда самого известного из всех Пифагоров ещё не было на свете – за 18 лет до его рождения. Ну а 3-й Пифагор (тоже бегун и чемпион, причём на 2-х Олимпиадах) завоевал своих оливковые венки спустя 200 лет после смерти выдающегося учёного древности. Так что 3 Пифагора и правда были олимпийскими чемпионами, но ни один из них не был математиком, который вошёл в историю.

Похожее заблуждение существует и относительно философа Демокрита, когда спортсмен с таким же именем победил в забеге на 1 стадию, но это произошло спустя несколько столетий после смерти всем известного мыслителя Древней Греции.

 

Преимущества и недостатки античных Олимпийских игр по сравнению с современными

- Самым серьёзным и существенным недостатком древних Олимпийских игр был травматизм участников соревнований и нередкие смертельные случаи.

Несмотря на то, что существовали какие-то правила ведения состязаний, они в пылу борьбы часто не соблюдались. Но в целом действия атлетов особо не ограничивались. К примеру, понадобилось несколько Олимпиад, чтобы судьи наконец-то поняли, что нужно запретить ломать пальцы соперников в борцовских поединках специально ради достижения победы, ведь победителем становился тот, кто первым успел поймать противника за палец (некоторым борцам даже давали прозвище «Пальчик» за подобный метод ведения поединка). А в гонках колесниц о какой-либо технике безопасности вообще никто понятия не имел – там действовал принцип «вижу цель – не вижу препятствий».

 

- Главным преимуществом Олимпиад в Древней Греции было отсутствие в то время современной фармакологии и понятия «допинг» просто не существовало. В этом плане все были изначально равны, и победителем становились только благодаря своим физическим и волевым качествам, а также спортивному мастерству. Последнее, кстати, высоко ценилось в единоборствах, где не было весовых категорий и нужно было побеждать не просто грубой силой, а техникой и тактикой ведения поединка.

 

- Следующее преимущество – справедливость судей (в большинстве случаев). Разумеется, были ошибки и даже казусы в определении победителя, но такой вопиющей несправедливости, которая творится на современных Олимпиадах, трудно даже представить. Возможно, было мало видов состязаний, где победу решал фактор судейства (разве что только неспортивные виды, вроде соревнований герольдов и трубачей). Но основной причиной, думаю, была честь, а не деньги. В Древней Греции людей вообще было не так много, а таких уважаемых людей, которых назначали судьями на Олимпиады, вообще на пальцах перечесть. Поэтому ни один уважающий себя судья не станет рисковать своей репутацией, чтобы «подыграть» какому-то атлету. А для усиления этого неписанного правила против тех, кто пытался вести себя нечестно на Играх, посвящённых богу Зевсу (и нарушал собственную публичную клятву этому же богу в первый день Олимпиады), применяли наказания и серьёзные денежные штрафы.

 

- Третьим (и тоже очень важным) преимуществом Олимпиад античной эпохи перед играми современности было отсутствие серьёзного материального вознаграждения. Да, атлеты-победители становились популярными и узнаваемыми людьми у себя на родине, в их честь писали стихи, чеканили на вазах и монетах их профили, им делали различные налоговые льготы и другие поощрения, но они после выигранной Олимпиады не становились богатыми людьми. Спорт в то время не был коммерческим, как сейчас - это действительно были состязания силы и духа участников Олимпиад, а не способ заработка и реклама своего олимпийского спонсора.

euroeducation.com.ua

История олимпийских игр Древней Греции |

Нынешний 2012 – год олимпийский. Совсем скоро огонь, доставленный из Олимпии, зажжется в столице Великобритании – Лондоне. Новейшая история этого движения насчитывает всего 116 лет. Возрожденные Пьером Де Кубертеном в 1896 году Олимпийские игры сегодня являются одним из самых волнительных зрелищ для болельщиков и наиглавнейшей целью для спортсменов всего мира.

Но впервые идея подобных соревнований пришла в головы древних греков. О том, как это произошло, рассказывается во многих легендах. По одной из них, олимпийские игры устроили в честь победы Зевса над своим жестоким отцом Кроносом в Олимпии. Другая версия гласит, что именно здесь, в Олимпии, древнегреческий герой Геракл совершил один из своих подвигов, вычистив Авгиевы конюшни, и устроил спортивные состязания.

Но наиболее реальным является предание, согласно которому правитель Элиды (области, где находится Олимпия) Ифит, устав от нескончаемых войн, обратился к дельфийскому оракулу за советом, как прекратить междоусобицы. Ответ был таков: возобновить спортивные олимпийские состязания.

Тогда Ифит предложил Ликургу, царю воинственной Спарты, устроить игры, где сильнейшие воины могут померяться силами на мирном ристалище. На период этих состязаний установили священное перемирие – экейхерия, за нарушение которого взимался крупный денежный штраф, а виновные теряли право на участие в Олимпийских играх.

Древнегреческий историк Павсаний подтверждает реальность этого факта, сообщив в своих трудах, что во II в. н.э в Олимпии хранился медный диск, на котором были начертаны условия перемирия, заключенного между Ликургом и Ифитом.Вызывают интерес детали этого предания: по мнению ученых, Ифит и Ликург жили приблизительно в IX в. до н.э., т. е гораздо раньше, чем Олимпийские игры были учреждены. Но и они только лишь возобновили состязания. Из чего следует – игры в Олимпии проводились и раньше. Можно предположить,  здесь проходили ритуальные турниры в честь посвящения юношей в воины, но местного характера.

Ифит и Ликург сделали игры национальным и торжественным праздником, принять участие в котором почитал за честь любой гражданин Греции. Победителю ставили памятник. Первым документальным свидетельством проведения Олимпийских игр считается надпись на памятнике, установленном в честь Корэба из Элиды, опередившем всех соперников в беге на один стадий. Случилось это в 776 году до н.э., и именно эта дата является официальным годом провозглашения древних Олимпийских игр.

Первоначально Олимпийские игры включали в себя только бег, стадиодром, на длину одного стадия (стадиона). Постепенно программу дополнили бегом на два стадия, на 24 стадия, бегом с вооружением. Затем появились пентатлон (пятиборье: бег, прыжки в длину, метание диска, копья и борьба), а также кулачный бой и скачки на колесницах.

Самым почитаемым из всех видов состязаний оставался бег на один стадий, победитель которых становился главным героем Олимпийских игр и получал право зажечь священный огонь на алтаре Зевса. Ему также вручалась главная награда – оливковая ветвь, срезанная со старого дерева, посаженного самим Гераклом, как считалось в народе.

И это было очень символично, что за долгий, кропотливый труд победитель удостаивался только лишь венка из оливы. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы.

Но жители города, откуда был прислан герой, приветствовали его, с благодарностью подносили щедрые дары, освобождали от налогов и предоставляли бесплатное место в театре. Имена победителей высекались на мраморных плитах, увековечивались в храмах. На их примерах воспитывали молодежь.

Сохранилось имя прославленного героя Древней Греции – Милона Кротонского, который в 540 г. до н.э. в 14-детнем возрасте стал олимпийским победителем в борьбе. После чего он отвоевывал это почетное звание еще шесть раз. Но Милон был не только необычайно одарен физически. Он получал образование в школе Пифагора, что позволило ему сыграть и большую роль в политической жизни своего города, и стать прославленным военным. Можно сказать, что Милон Кротонский являлся идеалом гармонично развитой личности своего времени.

Олимпия превратилась в религиозно-культурный центр Древней Греции. Здесь был воздвигнут храм Зевса, главным украшением которого являлась величественная статуя Бога всех богов. Ее автор – Фидий – создал монумент из золота и слоновой кости высотой 12 метров. Неслучайно современники считали такое скульптурное творение одним из 7 чудес света.  Помимо этого храма на родине  Олимпиады были возведены более 70 святилищ в честь остальных богов и героев.В древнегреческом мире Олимпийские игры проводились в течение десяти веков с 776 года до н.э по 394 г.н.э, что доказывает огромную социальную роль подобных соревнований для страны. Какое же значение они имели для общественной и политической жизни Древней Эллады?

Возникнув, как часть религиозно-культового ритуала, античные Игры были посвящены верховному богу древних эллинов — Зевсу, что уже объединяло все греческие полисы. По представлениям народа, через спортивные состязания люди общались с богами. Именно боги даровали победу самым достойным. Но для того, чтобы добиться милости богов, необходимо было заниматься совершенствованием как тела, так и духа.

Игры выполняли целый ряд функций, помимо состязательной: религиозную, экономическую, политическую и оказали огромное влияние на греческую культуру.  Во-первых, в античной Греции сложился культ красоты обнаженного тела. Атлеты соревновались и тренировались обнаженными. Стыд считался признаком варварства. Греки поклонялись тренированному, загорелому телу, являвшемуся признаком высочайшей культуры.

Во-вторых, на время проведения Игр в Олимпии собирались выдающиеся философы, поэты и ученые, что благотворно влияло на развитие такого феномена как греческая культура. Великие философы –  Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, основоположник медицины Гиппократ, отцы истории Геродот и Фукидид, древнегреческие поэты Пиндар, Софокл и Еврепид выступали перед многочисленной аудиторией.

Именно здесь без какого-либо давления, естественным путем, формировалось национальное самосознание греков как единого народа. При этом сохранялась самобытность каждого из греческих полисов. Неслучайно самые грандиозные игры античности состоялись в 476 году до н.э. в честь победы объединенных греческих войск, отстоявших свою независимость сначала при Марафоне против персов, а затем при Саламинах.

Но в начале нашей эры, Римская империя, завоевавшая Элладу, принесла на эти земли новую религию – христианство, которая усмотрела в народных спортивных состязаниях проявление язычества  и «телесной греховности». В 392 году император Феодосий издал ряд законов, направленных на борьбу с язычеством. В результате чего, Олимпийские игры запретили. Спортивные сооружения и греческие храмы разрушили, а время и стихийные бедствия завершили этот процесс. Так, на многие века Олимпийские Игры были  преданы забвению.

Но сегодня, Олимпийские игры, как и в древности, собирают спортсменов и зрителей на свои стадионы со всего земного шара. И поэтому интерес к колыбели этих соревнований –  Олимпии – не угасает. Тысячи туристов, посещая Грецию, обязательно включают в программу своего путешествие этот город-музей на юге Пелопоннеса.

К счастью сохранились руины на месте когда-то величественных храмов и святилищ, по которым можно судить о былом великолепии этого места. Большой стадион с античными колоннами заставляет воображение представить античных спортсменов: бегунов, борцов, метателей копья.

В музее, выстроенном в XIX веке, собраны уникальные экспонаты, найденные археологами: это фрагменты барельефов, статуи и статуэтки, древние спортивные  снаряды, принадлежащие к разным историческим периодам человеческой цивилизации. Жемчужиной коллекции является хорошо сохранившаяся статуя Ники древнегреческого скульптора Пеония. Там же установлена другая не менее знаменитая статуя Гермеса с младенцем.

Здесь, в Олимпии, особо чувствуется дух славного прошлого исчезнувшей древнегреческой цивилизации, как будто время застыло, превратившись в камни.

Приезжайте сюда и убедитесь сами!

www.greece4all.ru