Николаева, Маргарита Николаевна. Маргарита николаевна николаева
Николаева Маргарита Николаевна Википедия
Маргарита Николаевна Николаева (до замужества — Петрова; 23 сентября 1935 (1935-09-23), Иваново, РСФСР, СССР — 21 декабря 1993, Одесса, Украина) — знаменитая украинская советская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка. Заслуженный мастер спорта СССР (1960).
Биография
Начала тренироваться в 13 лет в одесской ДЮСШ-1 под руководством Александра Сафронюка. Среди сверстниц выделялась умением быстро осваивать на практике любые технические элементы.
Занималась Рита у Сафронюка четыре года. Он оказался первым и единственным её тренером. Потом спортсменка отказалась от опеки тренера.
В 1953 году с блеском выступила в составе сборной СССР на фестивале молодежи в Бухаресте, через год показала себя на Всемирных студенческих играх в Будапеште, прекрасно состязалась во время турне советских гимнасток по Скандинавии. Стала полноправным членом сборной.
Именно тогда произошёл принципиальный конфликт между гимнасткой и её бывшим тренером.
Николаева стремилась реализовать свои редкие способности, которые наставник пытался… обуздать. Александр Степанович был человеком очень занятым: работал в ДСШ и технологическом институте, в спортклубе армии, за который выступала Маргарита, и ещё где-то. Везде он был нарасхват. Поэтому и не хватало у него времени, сил да, очевидно, и желания по-настоящему заниматься с лучшей из одесских гимнасток. Когда Рита уезжала на всесоюзный или республиканский сбор и там разучивала самостоятельно новые элементы, Сафронюк запрещал девушке вставлять их в уже готовые — гладенькие, но ординарные композиции. Гимнастка же понимала: таким, как у всех, не только никого не удивишь, но и не победишь. И она упорно продолжала искать оригинальные решения связок, осваивала рискованные элементы. Часто после обычной тренировки оставалась в зале вместе с ребятами-гимнастами и выполняла многое из их арсенала. Она могла с одного взгляда схватить элемент, разложить его в уме на составляющие и, что особенно удивительно, исполнить чуть ли не с первого раза.
Великолепная координация движений, редкое умение концентрировать усилия и волю плюс естественное для спортсмена честолюбие — вот козыри Маргариты Николаевой.
Сафронюк формировал сборную Одессы для участия в Спартакиаде республики 1956 года. Николаеву он в команду не включил. Но члена сборной на турнир вызвали персонально. Соревновалась Маргарита на личное первенство и вошла в сборную республики. Возможно, поехала бы и на Олимпийские игры, проходившие в конце того года в Мельбурне. Но Николаева сообщила тренерам, чтоб на неё не рассчитывали: она ждет ребёнка…
Следующего сезона не было. Гимнастка родила сына, заканчивала технологический институт. Маргарите было 22. Сейчас в этом возрасте в большую гимнастику никто не возвращается. Возможно, и тогда не ждали нового выхода на помост Николаевой. Но не была бы она сама собой, если бы отказалась от мечты.
Николаева достигла высочайшего уровня общей физподготовки, который позволял ей на каждом снаряде творить дотоле невиданное. Во время всесоюзного тренировочного сбора в Москве в 1958 году одесситка исполнила фляк на бревне. Услышав эту новость, посмотреть на героиню дня сбежались гимнасты, тренировавшиеся в других залах комплекса. А потом Рита первой из женщин исполнила арабское сальто, затем включила в свои программы ещё ряд уникальных элементов, обеспечивших ей всемирное признание.
Всего за два года полностью обновила композиции, вошла в прекрасную форму и добилась права поехать в Рим.
К римской Олимпиаде самостоятельно подготовила в упражнениях на бревне уникальный элемент — стойку на одной руке. Однако преподнесла она этот восхитивший судей и болельщиков трюк только во втором выступлении. Первое шло в командный зачёт, и Николаева предпочла ради команды недосчитаться нескольких десятых. Её композиция получила в финале наивысшую оценку. Одесситка вновь покорила римских зрителей. Только чемпионка в упражнении на бревне, лидер чехословацкой команды Ева Босакова, получила такую же, как Николаева, оценку, но, благодаря лучшему предварительному результату, опередила одесситку на одну десятую балла. Николаева осталась четвёртой, пропустив на пьедестал подруг по комнате Латынину и Муратову. Обе благодаря более высоким предварительным оценкам обошли одесситку… меньше чем на пять сотых.. Зато в командном зачёте стала «забойщицей» советской сборной. Пожертвовав медалью и в личном первенстве, Николаева в целом с блеском провела выступление и вместе с Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой завоевала золото Олимпийских игр.[1]
К этой исторической олимпийской победе — первой в истории Одессы — Николаева добавила золотую медаль в опорном прыжке, став первой гимнасткой в мире, выполнившей прыжок «влёт» (премьера прыжка, позволившего Николаевой попасть в олимпийскую сборную, состоялась в 1959 году на Спартакиаде народов СССР).
Во время турне сборной СССР по США после Олимпиады в Риме, Фидель Кастро попросил Никиту Хрущёва на советских спортсменок на Кубу, где устроил им триумфальный приём. Николаева настолько обаяла кубинского вождя, что стала единственной из советской сборной, кто был удостоен подарка в виде бюста Фиделя Кастро и его автографа.
Наверное, тренировки Николаевой отличались от системы занятий других ведущих гимнасток тех лет. Рита часто занималась вместе со спринтерами, много бегала и тренировалась с гимнастами-мужчинами, брала уроки у акробатов, сама искала себе хореографа в оперном театре. И с успехом выступала на всесоюзных соревнованиях.
Очень хотелось Рите второй раз попасть на Олимпиаду. Но ей не везло — в мае 63-го спортсменке сделали операцию по поводу аппендицита. Через полтора месяца состоялся финал Спартакиады Украины. Времени для восстановления спортивной формы было очень мало. Рита, хоть и оказалась в числе сильнейших, в сборную все же не попала.
В год Токийской Олимпиады Маргарита подготовила сложнейшую программу со множеством уникальных элементов и связок. Когда (уже годы спустя) посчитали степень трудности той программы одесситки и сравнили с композициями её последовательниц, то оказалось, что программа Николаевой 1964 года соответствовала по сложности тем, которые демонстрировали лидеры мировой гимнастики в начале семидесятых! Она оказалась создательницей и исполнительницей головоломных композиций, подобными которым и по сей день удивляют мир выдающиеся гимнастки.
В период с 1963-го по 1967 гг. Николаева тренировалась под руководством известного одесского тренера Юрия Тихонова. В 1965 году стала бронзовым призёром чемпионата СССР в вольных упражнениях и бронзовым призёром Кубка СССР в многоборье. В 1971 году приняла участие в создании в Одессе СДЮСШОР по спортивной гимнастике.
Будучи действующей спортсменкой, снялась в ряде фильмов Евгения Матвеева.
Маргарита Николаева рано ушла из жизни. Её сердце остановилось 21 декабря 1993 года.
В 2001 году одесский горисполком назвал первую олимпийскую чемпионку из Одессы лучшей спортсменкой Южной Пальмиры XX века[2].
Образ в искусстве
ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОДЕССКОЙ ГИМНАСТКИ — ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ МАРГАРИТЫ НИКОЛАЕВОЙ.(песня) Владимир Рывкин (Одесса — Эрланген)
Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Ты одна от одесситов в эту римскую явилась даль.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Просто Рита. Мускулы твои как сталь.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Жизнь не зря наша прожита, коротка вот только, жаль.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.
Спортивные достижения
Примечания
Ссылки
Николаева, Маргарита Николаевна — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Николаева.Маргарита Николаевна Николаева (до замужества — Петрова; 23 сентября 1935(19350923), Иваново, РСФСР, СССР — 21 декабря 1993, Одесса, Украина) — знаменитая советская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка. Заслуженный мастер спорта СССР (1960).
Начала тренироваться в 13 лет в одесской ДЮСШ-1 под руководством Александра Сафронюка. Среди сверстниц выделялась умением быстро осваивать на практике любые технические элементы.
К римской Олимпиаде самостоятельно подготовила в упражнениях на бревне уникальный элемент — стойку на одной руке. Однако преподнесла она этот восхитивший судей и болельщиков трюк только во втором выступлении. Первое шло в командный зачёт, и Николаева предпочла ради команды недосчитаться нескольких десятых. В итоге по сумме двух попыток до первого места ей не хватило 0,1 балла. Зато в командном зачёте стала «забойщицей» советской сборной. Пожертвовав медалью и в личном первенстве, Николаева в целом с блеском провела выступление и вместе с Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой завоевала золото Олимпийских игр.[1]
К этой исторической олимпийской победе — первой в истории Одессы — Николаева добавила золотую медаль в опорном прыжке, став первой гимнасткой в мире, выполнившей прыжок «влёт» (премьера прыжка, позволившего Николаевой попасть в олимпийскую сборную, состоялась в 1959 году на Спартакиаде народов СССР).
Во время турне сборной СССР по США после Олимпиады в Риме, Фидель Кастро попросил Никиту Хрущёва направить советских спортсменок на Кубу, где устроил им триумфальный приём. Николаева настолько обаяла кубинского вождя, что стала единственной из советской сборной, кто был удостоен подарка в виде бюста Фиделя Кастро и его автографа.
В период с 1963-го по 1967 гг. Николаева тренировалась под руководством известного одесского тренера Юрия Тихонова. В 1965 году стала бронзовым призёром чемпионата СССР в вольных упражнениях и бронзовым призёром Кубка СССР в многоборье. В 1971 году приняла участие в создании в Одессе СДЮСШОР по спортивной гимнастике.
Будучи действующей спортсменкой, снялась в ряде фильмов Евгения Матвеева.
Маргарита Николаева рано ушла из жизни. Её сердце остановилось 21 декабря 1993 года.
В 2001 году одесский горисполком назвал первую олимпийскую чемпионку из Одессы лучшей спортсменкой Южной Пальмиры XX века[2].
Спортивные достижения[править]
wp.wiki-wiki.ru
Николаева Маргарита Николаевна Википедия
Маргарита Николаевна Николаева (до замужества — Петрова; 23 сентября 1935 (1935-09-23), Иваново, РСФСР, СССР — 21 декабря 1993, Одесса, Украина) — знаменитая украинская советская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка. Заслуженный мастер спорта СССР (1960).
Биография[ | код]
Начала тренироваться в 13 лет в одесской ДЮСШ-1 под руководством Александра Сафронюка. Среди сверстниц выделялась умением быстро осваивать на практике любые технические элементы.
Занималась Рита у Сафронюка четыре года. Он оказался первым и единственным её тренером. Потом спортсменка отказалась от опеки тренера.
В 1953 году с блеском выступила в составе сборной СССР на фестивале молодежи в Бухаресте, через год показала себя на Всемирных студенческих играх в Будапеште, прекрасно состязалась во время турне советских гимнасток по Скандинавии. Стала полноправным членом сборной.
Именно тогда произошёл принципиальный конфликт между гимнасткой и её бывшим тренером.
Николаева стремилась реализовать свои редкие способности, которые наставник пытался… обуздать. Александр Степанович был человеком очень занятым: работал в ДСШ и технологическом институте, в спортклубе армии, за который выступала Маргарита, и ещё где-то. Везде он был нарасхват. Поэтому и не хватало у него времени, сил да, очевидно, и желания по-настоящему заниматься с лучшей из одесских гимнасток. Когда Рита уезжала на всесоюзный или республиканский сбор и там разучивала самостоятельно новые элементы, Сафронюк запрещал девушке вставлять их в уже готовые — гладенькие, но ординарные композиции. Гимнастка же понимала: таким, как у всех, не только никого не удивишь, но и не победишь. И она упорно продолжала искать оригинальные решения связок, осваивала рискованные элементы. Часто после обычной тренировки оставалась в зале вместе с ребятами-гимнастами и выполняла многое из их арсенала. Она могла с одного взгляда схватить элемент, разложить его в уме на составляющие и, что особенно удивительно, исполнить чуть ли не с первого раза.
Великолепная координация движений, редкое умение концентрировать усилия и волю плюс естественное для спортсмена честолюбие — вот козыри Маргариты Николаевой.
Сафронюк формировал сборную Одессы для участия в Спартакиаде республики 1956 года. Николаеву он в команду не включил. Но члена сборной на турнир вызвали персонально. Соревновалась Маргарита на личное первенство и вошла в сборную республики. Возможно, поехала бы и на Олимпийские игры, проходившие в конце того года в Мельбурне. Но Николаева сообщила тренерам, чтоб на не
ru-wiki.ru
Николаева, Маргарита Николаевна — википедия орг
Начала тренироваться в 13 лет в одесской ДЮСШ-1 под руководством Александра Сафронюка. Среди сверстниц выделялась умением быстро осваивать на практике любые технические элементы.
Занималась Рита у Сафронюка четыре года. Он оказался первым и единственным её тренером. Потом спортсменка отказалась от опеки тренера.
В 1953 году с блеском выступила в составе сборной СССР на фестивале молодежи в Бухаресте, через год показала себя на Всемирных студенческих играх в Будапеште, прекрасно состязалась во время турне советских гимнасток по Скандинавии. Стала полноправным членом сборной.
Именно тогда произошёл принципиальный конфликт между гимнасткой и её бывшим тренером.
Николаева стремилась реализовать свои редкие способности, которые наставник пытался… обуздать. Александр Степанович был человеком очень занятым: работал в ДСШ и технологическом институте, в спортклубе армии, за который выступала Маргарита, и ещё где-то. Везде он был нарасхват. Поэтому и не хватало у него времени, сил да, очевидно, и желания по-настоящему заниматься с лучшей из одесских гимнасток. Когда Рита уезжала на всесоюзный или республиканский сбор и там разучивала самостоятельно новые элементы, Сафронюк запрещал девушке вставлять их в уже готовые — гладенькие, но ординарные композиции. Гимнастка же понимала: таким, как у всех, не только никого не удивишь, но и не победишь. И она упорно продолжала искать оригинальные решения связок, осваивала рискованные элементы. Часто после обычной тренировки оставалась в зале вместе с ребятами-гимнастами и выполняла многое из их арсенала. Она могла с одного взгляда схватить элемент, разложить его в уме на составляющие и, что особенно удивительно, исполнить чуть ли не с первого раза.
Великолепная координация движений, редкое умение концентрировать усилия и волю плюс естественное для спортсмена честолюбие — вот козыри Маргариты Николаевой.
Сафронюк формировал сборную Одессы для участия в Спартакиаде республики 1956 года. Николаеву он в команду не включил. Но члена сборной на турнир вызвали персонально. Соревновалась Маргарита на личное первенство и вошла в сборную республики. Возможно, поехала бы и на Олимпийские игры, проходившие в конце того года в Мельбурне. Но Николаева сообщила тренерам, чтоб на неё не рассчитывали: она ждет ребёнка…
Следующего сезона не было. Гимнастка родила сына, заканчивала технологический институт. Маргарите было 22. Сейчас в этом возрасте в большую гимнастику никто не возвращается. Возможно, и тогда не ждали нового выхода на помост Николаевой. Но не была бы она сама собой, если бы отказалась от мечты.
Николаева достигла высочайшего уровня общей физподготовки, который позволял ей на каждом снаряде творить дотоле невиданное. Во время всесоюзного тренировочного сбора в Москве в 1958 году одесситка исполнила фляк на бревне. Услышав эту новость, посмотреть на героиню дня сбежались гимнасты, тренировавшиеся в других залах комплекса. А потом Рита первой из женщин исполнила арабское сальто, затем включила в свои программы ещё ряд уникальных элементов, обеспечивших ей всемирное признание.
Всего за два года полностью обновила композиции, вошла в прекрасную форму и добилась права поехать в Рим.
К римской Олимпиаде самостоятельно подготовила в упражнениях на бревне уникальный элемент — стойку на одной руке. Однако преподнесла она этот восхитивший судей и болельщиков трюк только во втором выступлении. Первое шло в командный зачёт, и Николаева предпочла ради команды недосчитаться нескольких десятых. Её композиция получила в финале наивысшую оценку. Одесситка вновь покорила римских зрителей. Только чемпионка в упражнении на бревне, лидер чехословацкой команды Ева Босакова, получила такую же, как Николаева, оценку, но, благодаря лучшему предварительному результату, опередила одесситку на одну десятую балла. Николаева осталась четвёртой, пропустив на пьедестал подруг по комнате Латынину и Муратову. Обе благодаря более высоким предварительным оценкам обошли одесситку… меньше чем на пять сотых.. Зато в командном зачёте стала «забойщицей» советской сборной. Пожертвовав медалью и в личном первенстве, Николаева в целом с блеском провела выступление и вместе с Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой завоевала золото Олимпийских игр.[1]
К этой исторической олимпийской победе — первой в истории Одессы — Николаева добавила золотую медаль в опорном прыжке, став первой гимнасткой в мире, выполнившей прыжок «влёт» (премьера прыжка, позволившего Николаевой попасть в олимпийскую сборную, состоялась в 1959 году на Спартакиаде народов СССР).
Во время турне сборной СССР по США после Олимпиады в Риме, Фидель Кастро попросил Никиту Хрущёва направить советских спортсменок на Кубу, где устроил им триумфальный приём. Николаева настолько обаяла кубинского вождя, что стала единственной из советской сборной, кто был удостоен подарка в виде бюста Фиделя Кастро и его автографа.
Наверное, тренировки Николаевой отличались от системы занятий других ведущих гимнасток тех лет. Рита часто занималась вместе со спринтерами, много бегала и тренировалась с гимнастами-мужчинами, брала уроки у акробатов, сама искала себе хореографа в оперном театре. И с успехом выступала на всесоюзных соревнованиях.
Очень хотелось Рите второй раз попасть на Олимпиаду. Но ей не везло — в мае 63-го спортсменке сделали операцию по поводу аппендицита. Через полтора месяца состоялся финал Спартакиады Украины. Времени для восстановления спортивной формы было очень мало. Рита, хоть и оказалась в числе сильнейших, в сборную все же не попала.
В год Токийской Олимпиады Маргарита подготовила сложнейшую программу со множеством уникальных элементов и связок. Когда (уже годы спустя) посчитали степень трудности той программы одесситки и сравнили с композициями её последовательниц, то оказалось, что программа Николаевой 1964 года соответствовала по сложности тем, которые демонстрировали лидеры мировой гимнастики в начале семидесятых! Она оказалась создательницей и исполнительницей головоломных композиций, подобными которым и по сей день удивляют мир выдающиеся гимнастки.
В период с 1963-го по 1967 гг. Николаева тренировалась под руководством известного одесского тренера Юрия Тихонова. В 1965 году стала бронзовым призёром чемпионата СССР в вольных упражнениях и бронзовым призёром Кубка СССР в многоборье. В 1971 году приняла участие в создании в Одессе СДЮСШОР по спортивной гимнастике.
Будучи действующей спортсменкой, снялась в ряде фильмов Евгения Матвеева.
Маргарита Николаева рано ушла из жизни. Её сердце остановилось 21 декабря 1993 года.
В 2001 году одесский горисполком назвал первую олимпийскую чемпионку из Одессы лучшей спортсменкой Южной Пальмиры XX века[2].
www-wikipediya.ru
Николаева, Маргарита Николаевна | | Изыскатель
Маргарита Николаевна Николаева (до замужества — Петрова; 23 сентября 1935 (1935-09-23), Иваново, РСФСР, СССР — 21 декабря 1993, Одесса, Украина) — знаменитая украинская советская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка. Заслуженный мастер спорта СССР (1960). Начала тренироваться в 13 лет в одесской ДЮСШ-1 под руководством Александра Сафронюка. Среди сверстниц выделялась умением быстро осваивать на практике любые технические элементы. Занималась Рита у Сафронюка четыре года. Он оказался первым и единственным её тренером. Потом спортсменка отказалась от опеки тренера. В 1953 году с блеском выступила в составе сборной СССР на фестивале молодежи в Бухаресте, через год показала себя на Всемирных студенческих играх в Будапеште, прекрасно состязалась во время турне советских гимнасток по Скандинавии. Стала полноправным членом сборной. Именно тогда произошёл принципиальный конфликт между гимнасткой и её бывшим тренером. Николаева стремилась реализовать свои редкие способности, которые наставник пытался… обуздать. Александр Степанович был человеком очень занятым: работал в ДСШ и технологическом институте, в спортклубе армии, за который выступала Маргарита, и ещё где-то. Везде он был нарасхват. Поэтому и не хватало у него времени, сил да, очевидно, и желания по-настоящему заниматься с лучшей из одесских гимнасток. Когда Рита уезжала на всесоюзный или республиканский сбор и там разучивала самостоятельно новые элементы, Сафронюк запрещал девушке вставлять их в уже готовые — гладенькие, но ординарные композиции. Гимнастка же понимала: таким, как у всех, не только никого не удивишь, но и не победишь. И она упорно продолжала искать оригинальные решения связок, осваивала рискованные элементы. Часто после обычной тренировки оставалась в зале вместе с ребятами-гимнастами и выполняла многое из их арсенала. Она могла с одного взгляда схватить элемент, разложить его в уме на составляющие и, что особенно удивительно, исполнить чуть ли не с первого раза. Великолепная координация движений, редкое умение концентрировать усилия и волю плюс естественное для спортсмена честолюбие — вот козыри Маргариты Николаевой. Сафронюк формировал сборную Одессы для участия в Спартакиаде республики 1956 года. Николаеву он в команду не включил. Но члена сборной на турнир вызвали персонально. Соревновалась Маргарита на личное первенство и вошла в сборную республики. Возможно, поехала бы и на Олимпийские игры, проходившие в конце того года в Мельбурне. Но Николаева сообщила тренерам, чтоб на неё не рассчитывали: она ждет ребёнка… Следующего сезона не было. Гимнастка родила сына, заканчивала технологический институт. Маргарите было 22. Сейчас в этом возрасте в большую гимнастику никто не возвращается. Возможно, и тогда не ждали нового выхода на помост Николаевой. Но не была бы она сама собой, если бы отказалась от мечты. Николаева достигла высочайшего уровня общей физподготовки, который позволял ей на каждом снаряде творить дотоле невиданное. Во время всесоюзного тренировочного сбора в Москве в 1958 году одесситка исполнила фляк на бревне. Услышав эту новость, посмотреть на героиню дня сбежались гимнасты, тренировавшиеся в других залах комплекса. А потом Рита первой из женщин исполнила арабское сальто, затем включила в свои программы ещё ряд уникальных элементов, обеспечивших ей всемирное признание. Всего за два года полностью обновила композиции, вошла в прекрасную форму и добилась права поехать в Рим. К римской Олимпиаде самостоятельно подготовила в упражнениях на бревне уникальный элемент — стойку на одной руке. Однако преподнесла она этот восхитивший судей и болельщиков трюк только во втором выступлении. Первое шло в командный зачёт, и Николаева предпочла ради команды недосчитаться нескольких десятых. Её композиция получила в финале наивысшую оценку. Одесситка вновь покорила римских зрителей. Только чемпионка в упражнении на бревне, лидер чехословацкой команды Ева Босакова, получила такую же, как Николаева, оценку, но, благодаря лучшему предварительному результату, опередила одесситку на одну десятую балла. Николаева осталась четвёртой, пропустив на пьедестал подруг по комнате Латынину и Муратову. Обе благодаря более высоким предварительным оценкам обошли одесситку… меньше чем на пять сотых.. Зато в командном зачёте стала «забойщицей» советской сборной. Пожертвовав медалью и в личном первенстве, Николаева в целом с блеском провела выступление и вместе с Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой завоевала золото Олимпийских игр.К этой исторической олимпийской победе — первой в истории Одессы — Николаева добавила золотую медаль в опорном прыжке, став первой гимнасткой в мире, выполнившей прыжок «влёт» (премьера прыжка, позволившего Николаевой попасть в олимпийскую сборную, состоялась в 1959 году на Спартакиаде народов СССР). Во время турне сборной СССР по США после Олимпиады в Риме, Фидель Кастро попросил Никиту Хрущёва направить советских спортсменок на Кубу, где устроил им триумфальный приём. Николаева настолько обаяла кубинского вождя, что стала единственной из советской сборной, кто был удостоен подарка в виде бюста Фиделя Кастро и его автографа. Наверное, тренировки Николаевой отличались от системы занятий других ведущих гимнасток тех лет. Рита часто занималась вместе со спринтерами, много бегала и тренировалась с гимнастами-мужчинами, брала уроки у акробатов, сама искала себе хореографа в оперном театре. И с успехом выступала на всесоюзных соревнованиях. Очень хотелось Рите второй раз попасть на Олимпиаду. Но ей не везло — в мае 63-го спортсменке сделали операцию по поводу аппендицита. Через полтора месяца состоялся финал Спартакиады Украины. Времени для восстановления спортивной формы было очень мало. Рита, хоть и оказалась в числе сильнейших, в сборную все же не попала. В год Токийской Олимпиады Маргарита подготовила сложнейшую программу со множеством уникальных элементов и связок. Когда (уже годы спустя) посчитали степень трудности той программы одесситки и сравнили с композициями её последовательниц, то оказалось, что программа Николаевой 1964 года соответствовала по сложности тем, которые демонстрировали лидеры мировой гимнастики в начале семидесятых! Она оказалась создательницей и исполнительницей головоломных композиций, подобными которым и по сей день удивляют мир выдающиеся гимнастки. В период с 1963-го по 1967 гг. Николаева тренировалась под руководством известного одесского тренера Юрия Тихонова. В 1965 году стала бронзовым призёром чемпионата СССР в вольных упражнениях и бронзовым призёром Кубка СССР в многоборье. В 1971 году приняла участие в создании в Одессе СДЮСШОР по спортивной гимнастике. Будучи действующей спортсменкой, снялась в ряде фильмов Евгения Матвеева. Маргарита Николаева рано ушла из жизни. Её сердце остановилось 21 декабря 1993 года. В 2001 году одесский горисполком назвал первую олимпийскую чемпионку из Одессы лучшей спортсменкой Южной Пальмиры XX века. ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОДЕССКОЙ ГИМНАСТКИ — ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ МАРГАРИТЫ НИКОЛАЕВОЙ.(песня) Владимир Рывкин (Одесса — Эрланген) Маргарита! Маргарита! Олимпийская отлита для тебя медаль. Маргарита! Маргарита! Ты одна от одесситов в эту римскую явилась даль. Разбег, толчок, толчок, полёт, Никто тебя не превзойдёт. И ты взойдёшь на пьедестал — Твой час настал, и сто из ста, твой час настал. Маргарита! Маргарита! Олимпийская отлита для тебя медаль. Маргарита! Маргарита! Просто Рита. Мускулы твои как сталь. Разбег, толчок, толчок, полёт, Никто тебя не превзойдёт. И ты взойдёшь на пьедестал — Твой час настал, и сто из ста, твой час настал. Маргарита! Маргарита! Олимпийская отлита для тебя медаль. Маргарита! Маргарита! Жизнь не зря наша прожита, коротка вот только, жаль. Разбег, толчок, толчок, полёт, Никто тебя не превзойдёт. И ты взойдёшь на пьедестал — Твой час настал, и сто из ста, твой час настал. Чемпионка Олимпийских игр 1960 года в командном первенстве и опорном прыжке. Бронзовый призёр чемпионата СССР 1960 года в опорном прыжке. Бронзовый призёр чемпионата СССР 1965 года в вольных упражнениях. Бронзовый призёр Кубка СССР 1965 года в многоборье. Вадим Меремс. К римской Олимпиаде она самостоятельно подготовила в упражнениях на бревне уникальный элемент — стойку на одной руке. Но выполнила этот "экспромт", восхитивший судей, болельщиков и подруг по команде, только во втором выступлении.. Журнал «Одесса» (Февраль 1996). Проверено 1 апреля 2011. Архивировано 23 июля 2012 года. Одесский горисполком в 2001 году признал лучшей спортсменкой XX столетия.. Одесский городской портал «Пассаж». Проверено 1 апреля 2011. Архивировано 23 июля 2012 года. Николаева Маргарита Николаевна Спортивная гимнастика: история, чемпионаты, чемпионы История гимнастики в Одессе Этот день в истории Звезды светят на «Спартаке» ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОДЕССКОЙ ГИМНАСТКИ
Николаева, Маргарита Николаевна
Rate this postru-z.ru
Николаева, Маргарита Николаевна — википедия фото
Начала тренироваться в 13 лет в одесской ДЮСШ-1 под руководством Александра Сафронюка. Среди сверстниц выделялась умением быстро осваивать на практике любые технические элементы.
Занималась Рита у Сафронюка четыре года. Он оказался первым и единственным её тренером. Потом спортсменка отказалась от опеки тренера.
В 1953 году с блеском выступила в составе сборной СССР на фестивале молодежи в Бухаресте, через год показала себя на Всемирных студенческих играх в Будапеште, прекрасно состязалась во время турне советских гимнасток по Скандинавии. Стала полноправным членом сборной.
Именно тогда произошёл принципиальный конфликт между гимнасткой и её бывшим тренером.
Николаева стремилась реализовать свои редкие способности, которые наставник пытался… обуздать. Александр Степанович был человеком очень занятым: работал в ДСШ и технологическом институте, в спортклубе армии, за который выступала Маргарита, и ещё где-то. Везде он был нарасхват. Поэтому и не хватало у него времени, сил да, очевидно, и желания по-настоящему заниматься с лучшей из одесских гимнасток. Когда Рита уезжала на всесоюзный или республиканский сбор и там разучивала самостоятельно новые элементы, Сафронюк запрещал девушке вставлять их в уже готовые — гладенькие, но ординарные композиции. Гимнастка же понимала: таким, как у всех, не только никого не удивишь, но и не победишь. И она упорно продолжала искать оригинальные решения связок, осваивала рискованные элементы. Часто после обычной тренировки оставалась в зале вместе с ребятами-гимнастами и выполняла многое из их арсенала. Она могла с одного взгляда схватить элемент, разложить его в уме на составляющие и, что особенно удивительно, исполнить чуть ли не с первого раза.
Великолепная координация движений, редкое умение концентрировать усилия и волю плюс естественное для спортсмена честолюбие — вот козыри Маргариты Николаевой.
Сафронюк формировал сборную Одессы для участия в Спартакиаде республики 1956 года. Николаеву он в команду не включил. Но члена сборной на турнир вызвали персонально. Соревновалась Маргарита на личное первенство и вошла в сборную республики. Возможно, поехала бы и на Олимпийские игры, проходившие в конце того года в Мельбурне. Но Николаева сообщила тренерам, чтоб на неё не рассчитывали: она ждет ребёнка…
Следующего сезона не было. Гимнастка родила сына, заканчивала технологический институт. Маргарите было 22. Сейчас в этом возрасте в большую гимнастику никто не возвращается. Возможно, и тогда не ждали нового выхода на помост Николаевой. Но не была бы она сама собой, если бы отказалась от мечты.
Николаева достигла высочайшего уровня общей физподготовки, который позволял ей на каждом снаряде творить дотоле невиданное. Во время всесоюзного тренировочного сбора в Москве в 1958 году одесситка исполнила фляк на бревне. Услышав эту новость, посмотреть на героиню дня сбежались гимнасты, тренировавшиеся в других залах комплекса. А потом Рита первой из женщин исполнила арабское сальто, затем включила в свои программы ещё ряд уникальных элементов, обеспечивших ей всемирное признание.
Всего за два года полностью обновила композиции, вошла в прекрасную форму и добилась права поехать в Рим.
К римской Олимпиаде самостоятельно подготовила в упражнениях на бревне уникальный элемент — стойку на одной руке. Однако преподнесла она этот восхитивший судей и болельщиков трюк только во втором выступлении. Первое шло в командный зачёт, и Николаева предпочла ради команды недосчитаться нескольких десятых. Её композиция получила в финале наивысшую оценку. Одесситка вновь покорила римских зрителей. Только чемпионка в упражнении на бревне, лидер чехословацкой команды Ева Босакова, получила такую же, как Николаева, оценку, но, благодаря лучшему предварительному результату, опередила одесситку на одну десятую балла. Николаева осталась четвёртой, пропустив на пьедестал подруг по комнате Латынину и Муратову. Обе благодаря более высоким предварительным оценкам обошли одесситку… меньше чем на пять сотых.. Зато в командном зачёте стала «забойщицей» советской сборной. Пожертвовав медалью и в личном первенстве, Николаева в целом с блеском провела выступление и вместе с Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой завоевала золото Олимпийских игр.[1]
К этой исторической олимпийской победе — первой в истории Одессы — Николаева добавила золотую медаль в опорном прыжке, став первой гимнасткой в мире, выполнившей прыжок «влёт» (премьера прыжка, позволившего Николаевой попасть в олимпийскую сборную, состоялась в 1959 году на Спартакиаде народов СССР).
Во время турне сборной СССР по США после Олимпиады в Риме, Фидель Кастро попросил Никиту Хрущёва направить советских спортсменок на Кубу, где устроил им триумфальный приём. Николаева настолько обаяла кубинского вождя, что стала единственной из советской сборной, кто был удостоен подарка в виде бюста Фиделя Кастро и его автографа.
Наверное, тренировки Николаевой отличались от системы занятий других ведущих гимнасток тех лет. Рита часто занималась вместе со спринтерами, много бегала и тренировалась с гимнастами-мужчинами, брала уроки у акробатов, сама искала себе хореографа в оперном театре. И с успехом выступала на всесоюзных соревнованиях.
Очень хотелось Рите второй раз попасть на Олимпиаду. Но ей не везло — в мае 63-го спортсменке сделали операцию по поводу аппендицита. Через полтора месяца состоялся финал Спартакиады Украины. Времени для восстановления спортивной формы было очень мало. Рита, хоть и оказалась в числе сильнейших, в сборную все же не попала.
В год Токийской Олимпиады Маргарита подготовила сложнейшую программу со множеством уникальных элементов и связок. Когда (уже годы спустя) посчитали степень трудности той программы одесситки и сравнили с композициями её последовательниц, то оказалось, что программа Николаевой 1964 года соответствовала по сложности тем, которые демонстрировали лидеры мировой гимнастики в начале семидесятых! Она оказалась создательницей и исполнительницей головоломных композиций, подобными которым и по сей день удивляют мир выдающиеся гимнастки.
В период с 1963-го по 1967 гг. Николаева тренировалась под руководством известного одесского тренера Юрия Тихонова. В 1965 году стала бронзовым призёром чемпионата СССР в вольных упражнениях и бронзовым призёром Кубка СССР в многоборье. В 1971 году приняла участие в создании в Одессе СДЮСШОР по спортивной гимнастике.
Будучи действующей спортсменкой, снялась в ряде фильмов Евгения Матвеева.
Маргарита Николаева рано ушла из жизни. Её сердце остановилось 21 декабря 1993 года.
В 2001 году одесский горисполком назвал первую олимпийскую чемпионку из Одессы лучшей спортсменкой Южной Пальмиры XX века[2].
org-wikipediya.ru
Николаева Маргарита Николаевна | |||||||||||||
СССР СССР, Украина Украина | |||||||||||||
спортивная гимнастика | |||||||||||||
23 сентября 19351935-09-23 | |||||||||||||
Иваново, РСФСР, СССР | |||||||||||||
21 декабря 19931993-12-21 58 лет | |||||||||||||
Одесса Украина | |||||||||||||
Награды и медали
|
|
Николаева, Маргарита Николаевна Информация о
Николаева, Маргарита Николаевна Комментарии
Николаева, Маргарита НиколаевнаНиколаева, Маргарита Николаевна Николаева, Маргарита Николаевна Просмотр темы.
Николаева, Маргарита Николаевна что, Николаева, Маргарита Николаевна кто, Николаева, Маргарита Николаевна объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com