Тема 14. Олимпийский комитет России. Место и роль окр в управлении физкультурно-спортивной отраслью. Деятельность какого президента называют олимпийской революцией


Контрольно-измерительный материал по учебной дисциплине "Теория и история физической культуры и спорта"

Тесты по учебной дисциплине «Теория и история физической культуры и спорта»

40 вопросов на 60 минут

Форма тестовых заданий: задания с выбором одного правильного ответа

из предложенных.

Алгоритм проверки

- за правильный ответ испытуемый получает

За первые 10 вопросов- 4 балла;

с 11 по 20 -3 балла;

с 21 по 30 -2 балла;

с 31 по 40 - 1 балл.

За неправильный ответ или неуказанный ответ – 0 баллов.

Критерии оценки:

50-69 баллов-«3»

70-89 баллов-«4»

90-100 баллов-«5»

1. Где возникла наука история физической культуры?

  1. Древняя Индия

  2. Древняя Греция

  3. Древний Китай

  4. Древний Египет

2. Чем обусловлено появление физической культуры?

  1. обрядами

  2. земледелием

  3. изобретением метательных орудий

  4. изобретением лука со стрелами

3. Где возникла система физического воспитания «йога»?

  1. Китай

  2. Египет

  3. Месопотамия

  4. Индия

4. Какая страна является родиной Олимпийских игр?

А. Древний Рим.

Б. Греция.

В. Китай.

5. Каковы причины появления античных Олимпийских игр?

А. Олимпийские игры появились как религиозный языческий праздник в

честь бога Зевса.

Б. Олимпийские игры были созданы для демонстрации силы, ловкости и

смелости атлетов.

В. Олимпийские игры были созданы для укрепления экономических, поли-

тических и культурных связей с другими народами.

6. Какая дата является точкой отсчета в истории древних Олимпийских

игр?

А. 1896 г.

Б. 776 г. до н. э.

В. 520 г. до н. э.

7. В Древней Греции “Марафон” – это …

А. Бег на дистанцию 42,195 м.;

Б. Имя греческого атлета;

В. Географическое место, где произошло сражение во время греко-

персидской войны.

8. Какие наиболее популярные виды физических упражнений существо-

вали в средние века?

А. Рыцарские турниры, разнообразные игры крестьян и горожан.

Б. Гладиаторские бои, скачки колесниц.

В. Спортивные соревнования по программе античных Олимпийских игр.

9. Ян Амос Коменский – это …

А. Чешский педагог, сделавший физическое воспитание частью школьной

программы обучения.

Б. Немецкий рыцарь, слывший непобедимым на турнирах.

В. Итальянский гуманист, атлет, победитель Римских игр.

10. Какой вклад в развитие физической культуры внес И.Г. Песталоцци?

А. Написал книгу “О правилах катания на коньках” (1825 г.).

Б. Разработал основы суставной гимнастики.

В. Написал книгу “Элементарная гимнастика”.

Г. Создал основы турнкунста.

11.Основателями немецкой гимнастики были …

А. Аморос, Демени, Эбер.

Б. Фитс, Гутс-Мутс, Ян, Шписс.

В. Кингсли, Арнольд, Далькроз.

12. Что лежит в основе английской системы физического воспитания?

А. Спортивно-игровой метод.

Б. Суставная гимнастика.

В. Естественно-прикладная гимнастика.

13. Что включал в себя спортивно-игровой метод обучения?

А. Туризм (пикники).

Б. Преодоление полосы препятствий.

В. Занятия на снарядах.

Г. Спорт (плавание, верховая езда, стрельба и др.).

Д. Игры (регби, футбол, крикет и др.).

14. Кто создал первую отечественную систему физического воспитания?

А. Е.А. Покровский.

Б. К.Д. Ушинский.

В. П.Ф. Лесгафт.

15. Как назывался первый советский вуз по физической культуре?

  1. институт физического воспитания

  2. центральный институт физической культуры

  3. институт физического образования им. Лесгафта

  4. университет физического образования

16. Кто являлся основоположником шведской гимнастики?

  1. Людвиг Ян

  2. Хенрик Линг

  3. Мирослав Тырш

  4. Томас Арнольд

17. Какое спортивное направление не относится к 17-18 вв.?

  1. буржуазно-демократический спорт

  2. буржуазно-джентльменский спорт

  3. аристократический джентльменский спорт

  4. любительский спорт

18. Международное спортивное движение возникло в

  1. 60-е гг. XVIII века

  2. 20-е гг. ХХ века

  3. 20-е гг. XIX века

  4. 60-е гг. XIX века

19. Кто из российских представителей вошел в первый состав МОК?

А. Генерал А.Д. Бутовский

Б. Преподаватель Петербургского университета, энтузиаст конькобежного

спорта и фигурного катания В. И. Срезневский.

В. Ученый, педагог П.Ф. Лесгафт.

20. Когда впервые на Олимпийских играх выступили спортсмены России?

А. 1896 г.

Б. 1900 г.

В. 1908 г.

21. Кто из спортсменов России стал первым олимпийским чемпионом?

А. Борец Г. Гакеншмидт.

Б. Фигурист Н. Панин-Коломенкин.

В. Борец М. Клейн.

22. Сколько олимпийских наград завоевали спортсмены дореволюционной

России?

А. Выступления были настолько неудачными, что российские спортсмены

не получили олимпийских наград.

Б. 1 золотая, 4 серебряные, 2 бронзовые медали.

В. 46 золотых, 31 серебряная, 31 бронзовая медали.

23. Как Россия стала готовиться к играм VI Олимпиады 1916 г.?

А. В стране стали проходить отборочные соревнования (Российские Олим-

пиады).

Б. Стали открываться высшие физкультурные учебные заведения.

В. Стали строиться спортивные сооружения (катки, стадионы).

Г. Шла консолидация общественных и государственных организаций развитию спорта в стране.

24. Дайте определение термину “Всевобуч”.

А. Всероссийское общество учащихся.

Б Всеобщее военное обучение.

В. Всеобщее высшее образование.

25. Когда был создан Всевобуч? Кто его возглавил?

А. 1918 г., Н.И. Подвойский.

Б. 1919 г., В.И. Ленин.

В. 1922 г., Ф.Э. Дзержинский.

26. Почему Советский Союз не принимал участия в Олимпийских играх

после революции 1917 г.?

А. Не было талантливых спортсменов.

Б. МОК не признавал Советскую Россию.

В. Советский Союз считал Олимпийские игры буржуазными, призывал их

бойкотировать и создавать самостоятельное пролетарское спортивное движе-

ние.

Г. Разруха в стране, экономические трудности не позволили Советскому

Союзу отправить спортсменов на Олимпийские игры.

27. Какое важное событие в спортивной жизни страны произошло в 1928г.?

А. Чемпионат страны по различным видам спорта.

Б. Всесоюзная Спартакиада.

В. Велопробег Москва – Ташкент.

28. Какую роль в жизни нашей страны сыграл комплекс “Готов к труду и

обороне СССР”?

А. Способствовал активизации физкультурно-спортивной работы среди

населения.

Б. Повышал патриотический и трудовой энтузиазм советского народа.

В. Был важной мерой в оздоровлении населения.

29. Что такое ЕВСК? С какого времени существует?

А. Это единая всесоюзная спортивная классификация, с 1935 г.

Б. Это единые высшие спортивные курсы, с 1921 г.

В. Это единый всемирный спортивный клуб, с 1988 г.

30. К каким последствиям для развития спорта привел распад Советского

Союза, политические и экономические реформы 1990-х годов?

А. К профессионализации и коммерциализации спорта.

Б. Закрытию ДЮСШ, стадионов и др. спортивных сооружений.

В. Оттоку российских спортсменов в зарубежные клубы и страны.

Г. Повышению мастерства российских спортсменов.

Д. созданию более мощной материально-технической базы спорта.

Е. Повышению финансовой самостоятельности и инициативы спортивных

организаций.

31. Какие олимпийские игры не были проведены?

  1. IV

  2. V

  3. VI

  4. VII

32. Первая олимпийская чемпионка СССР

  1. Н. Пономарева

  2. Л. Латынина

  3. Е. Волчецкая

  4. Е. Белова

33. Кто из олимпийцев был удостоен звания “Герой Российской Федера-

ции”?

А. Раиса Сметанина.

Б. Любовь Егорова.

В. Елена Вяльбе.

Г. Александр Карелин.

Д. Лариса Лазутина.

Е. Лидия Скобликова.

34. Когда и где был создан Международный Олимпийский Комитет?

А. 1894 г., Париж.

Б. 1896 г., Афины.

В. 1948 г., Лондон.

35. Кто был избран первым президентом МОК?

А. Пьер де Кубертен.

Б. Деметриус Викелас.

В. Хуан Антонио Самаранч.

36. Когда и где состоялись игры I Олимпиады современности?

А. 1894 г., Париж.

Б. 1896 г., Афины.

В. 1908 г., Лондон.

37. Кто стал первым олимпийским чемпионом современности?

А. Американский пловец Д. Вейсмюллер, проплывший 100 метров воль-

ным стилем за 59,0 с.

Б. Индеец из команды США Джим Торп, набравший в десятиборье 8412

очков.

В. Студент Гарвардского университета (США) Джеймс Конноли, прыг-

нувший тройным на 13 м. 71 см.

38. Когда впервые на Олимпийских играх выступили женщины и кто стал

первой олимпийской чемпионкой?

А. 524 г. до н.э., Олимпийские игры (Древняя Греция), Ференика.

Б. 1900 г., Игры II Олимпиады (Париж), Шарлотта Купер.

В. 1924 г., I зимние Олимпийские игры (Шамони), Сони Хени.

39. В каком году СССР вступил в олимпийское движение?

А. 1913 г.

Б. 1980 г.

В. 1951 г.

40. Кому принадлежит идея о том, чтобы правильно выполнять упражнения, недостаточно уметь сокращать свою мускулатуру, нужно уметь и расслаблять ее, а для наилучшего сокращения мышц их полезно предварительно растянуть (разминка, подготовительная часть урока, утренняя зарядка)?

А. Ф. Аморосу.

Б. Ж. Демени.

В. П. Лингу

1.Где возникла наука история физической культуры?

А.Древняя Индия

Б.Древняя Греция

В.Древний Китай

Г.Древний Египет

2. Чем обусловлено появление физической культуры?

А.обрядами

Б.земледелием

В.изобретением метательных орудий

Г.изобретением лука со стрелами

3. Где возникла система физического воспитания «йога»?

А.Китай

Б.Египет

В.Месопотамия

Г.Индия

4. Какая страна является родиной Олимпийских игр?

А. Древний Рим.

Б. Греция.

В. Китай.

5. Каковы причины появления античных Олимпийских игр?

А. Олимпийские игры появились как религиозный языческий праздник в честь бога Зевса.

Б. Олимпийские игры были созданы для демонстрации силы, ловкости и смелости атлетов.

В. Олимпийские игры были созданы для укрепления экономических, политических и культурных связей с другими народами.

6. Какая дата является точкой отсчета в истории древних Олимпийских игр?

А. 1896 г.

Б. 776 г. до н. э.

В. 520 г. до н. э.

7. В Древней Греции “Марафон” – это …

А. Бег на дистанцию 42,195 м.;

Б. Имя греческого атлета;

В. Географическое место, где произошло сражение во время греко-персидской войны.

8. Какие наиболее популярные виды физических упражнений существовали в средние века?

А. Рыцарские турниры, разнообразные игры крестьян и горожан.

Б. Гладиаторские бои, скачки колесниц.

В. Спортивные соревнования по программе античных Олимпийских игр.

9. Ян Амос Коменский – это …

А. Чешский педагог, сделавший физическое воспитание частью школьной

программы обучения.

Б. Немецкий рыцарь, слывший непобедимым на турнирах.

В. Итальянский гуманист, атлет, победитель Римских игр.

10. Какой вклад в развитие физической культуры внес И.Г. Песталоцци?

А. Написал книгу “О правилах катания на коньках” (1825 г.).

Б. Разработал основы суставной гимнастики.

В. Написал книгу “Элементарная гимнастика”.

Г. Создал основы турнкунста.

В. 46 золотых, 31 серебряная, 31 бронзовая медали.

23. Как Россия стала готовиться к играм VI Олимпиады 1916 г.?

А. В стране стали проходить отборочные соревнования (Российские Олимпиады).

Б. Стали открываться высшие физкультурные учебные заведения.

В. Стали строиться спортивные сооружения (катки, стадионы).

Г. Шла консолидация общественных и государственных организаций развитию спорта в стране.

24. Дайте определение термину “Всевобуч”.

А. Всероссийское общество учащихся.

Б Всеобщее военное обучение.

В. Всеобщее высшее образование.

25. Когда был создан Всевобуч? Кто его возглавил?

А. 1918 г., Н.И. Подвойский.

Б. 1919 г., В.И. Ленин.

В. 1922 г., Ф.Э. Дзержинский.

26. Почему Советский Союз не принимал участия в Олимпийских играх после революции 1917 г.?

А. Не было талантливых спортсменов.

Б. МОК не признавал Советскую Россию.

В. Советский Союз считал Олимпийские игры буржуазными, призывал ихбойкотировать и создавать самостоятельное пролетарское спортивное движение.

Г. Разруха в стране, экономические трудности не позволили Советскому Союзу отправить спортсменов на Олимпийские игры.

27. Какое важное событие в спортивной жизни страны произошло в 1928г.?

А. Чемпионат страны по различным видам спорта.

Б. Всесоюзная Спартакиада.

В. Велопробег Москва – Ташкент.

28. Какую роль в жизни нашей страны сыграл комплекс “Готов к труду и обороне СССР”?

А. Способствовал активизации физкультурно-спортивной работы среди населения.

Б. Повышал патриотический и трудовой энтузиазм советского народа.

В. Был важной мерой в оздоровлении населения.

29. Что такое ЕВСК? С какого времени существует?

А. Это единая всесоюзная спортивная классификация, с 1935 г.

Б. Это единые высшие спортивные курсы, с 1921 г.

В. Это единый всемирный спортивный клуб, с 1988 г.

30. К каким последствиям для развития спорта привел распад Советского Союза, политические и экономические реформы 1990-х годов?

А. К профессионализации и коммерциализации спорта.

Б. Закрытию ДЮСШ, стадионов и др. спортивных сооружений.

В. Оттоку российских спортсменов в зарубежные клубы и страны.

Г. Повышению мастерства российских спортсменов.

Д. созданию более мощной материально-технической базы спорта

12. Что лежит в основе английской системы физического воспитания?

А. Спортивно-игровой метод.

Б. Суставная гимнастика.

В. Естественно-прикладная гимнастика.

13. Что включал в себя спортивно-игровой метод обучения?

А. Туризм (пикники).

Б. Преодоление полосы препятствий.

В. Занятия на снарядах.

Г. Спорт (плавание, верховая езда, стрельба).

Д. Игры (регби, футбол, крикет и др.).

14. Кто создал первую отечественную систему физического воспитания?

А. Е.А. Покровский.

Б. К.Д. Ушинский.

В. П.Ф. Лесгафт.

15. Как назывался первый советский вуз по физической культуре?

А.Институт физического воспитания

Б.Центральный институт физической культуры

В.Институт физического образования им. Лесгафта

Г.Университет физического образования

16. Кто являлся основоположником шведской гимнастики?

А.Людвиг Ян.

Б.Хенрик Линг.

В.Мирослав Тырш.

Г.Томас Арнольд

17. Какое спортивное направление не относится к 17-18 вв.?

А.Буржуазно-демократический спорт

Б.Буржуазно-джентльменский спорт

В.Аристократический джентльменский спорт

Г.Любительский спорт

18. Международное спортивное движение возникло в

А.60-е гг. XVIII века

Б.20-е гг. ХХ века

Г.20-е гг. XIX века

Д.60-е гг. XIX века

19. Кто из российских представителей вошел в первый состав МОК?

А. Генерал А.Д. Бутовский

Б. Преподаватель Петербургского университета, энтузиаст конькобежного

спорта и фигурного катания В. И. Срезневский.

В. Ученый, педагог П.Ф. Лесгафт.

20. Когда впервые на Олимпийских играх выступили спортсмены России?

А. 1896 г.

Б. 1900 г.

В. 1908 г.

21. Кто из спортсменов России стал первым олимпийским чемпионом?

А. Борец Г. Гакеншмидт.

Б. Фигурист Н. Панин-Коломенкин.

В. Борец М. Клейн.

22. Сколько олимпийских наград завоевали спортсмены дореволюционной России?

А. Выступления были настолько неудачными, что российские спортсмены не получили олимпийских наград.

Б. 1 золотая, 4 серебряные, 2 бронзовые медали.

Е. Повышению финансовой самостоятельности и инициативы спортивных организаций.

31. Какие олимпийские игры не были проведены?

А.IV

Б.V

В.VI

Г.VII

32. Первая олимпийская чемпионка СССР

А.Н. Пономарева

Б.Л. Латынина

В.Е. Волчецкая

Г.Е. Белова

33. Кто из олимпийцев был удостоен звания “Герой Российской Федерации”?

А. Раиса Сметанина.

Б. Любовь Егорова.

В. Елена Вяльбе.

Г. Александр Карелин.

Д. Лариса Лазутина.

Е. Лидия Скобликова.

34. Когда и где был создан Международный Олимпийский Комитет?

А. 1894 г., Париж.

Б. 1896 г., Афины.

В. 1948 г., Лондон.

35. Кто был избран первым президентом МОК?

А. Пьер де Кубертен.

Б. Деметриус Викелас.

В. Хуан Антонио Самаранч.

36. Когда и где состоялись игры I Олимпиады современности?

А. 1894 г., Париж.

Б. 1896 г., Афины.

В. 1908 г., Лондон.

37. Кто стал первым олимпийским чемпионом современности?

А. Американский пловец Д. Вейсмюллер, проплывший 100 метров вольным стилем за59,0с.

Б. Индеец из команды США Джим Торп, набравший в десятиборье 8412очков.

В. Студент Гарвардского университета (США) Джеймс Конноли, прыгнувший тройным на 13 м. 71 см.

38. Когда впервые на Олимпийских играх выступили женщины и кто стал первой олимпийской чемпионкой?

А. 524 г. до н.э., Олимпийские игры (Древняя Греция), Ференика.

Б. 1900 г., Игры II Олимпиады (Париж), Шарлотта Купер.

В. 1924 г., I зимние Олимпийские игры (Шамони), Сони Хени.

39. В каком году СССР вступил в олимпийское движение?

А. 1913 г.

Б. 1980 г.

В. 1951 г.

40. Кому принадлежит идея о том, чтобы правильно выполнять упражнения, недостаточно уметь сокращать свою мускулатуру, нужно уметь и расслаблять ее, а для наилучшего сокращения мышц их полезно предварительно растянуть (разминка, подготовительная часть урока, утренняя зарядка)?А. Ф. Аморосу,

Б. Ж. Демени., В.П.Лингу

infourok.ru

А вы знаете, почему Олимпийские игры так называются

Некоторые люди спрашивают: «Почему Олимпийские игры так называются?» Олимпийскими они именуются уже достаточно давно. Пришло это название из Древней Греции. Жители этой страны подарили человечеству много бесценных шедевров изобразительного искусства, литературы, скульптуры и архитектуры. Не стоит забывать о таком наследии Эллады как основы демократии и философии. Одним из ценнейших подарков для мировой культуры стало олимпийское движение.

Почему Олимпийские игры так называются Олимпийскими

Почему Олимпийские игры называются «Олимпийскими»?

Существует ошибочное мнение, что название этим спортивным состязаниям дала гора Олимп, находящаяся на севере Греции. В этом месте, как гласят древние легенды, обитали боги. Однако на самом деле данные спортивные соревнования проводились в древней Олимпии, расположенной в западной части Пелопоннесского полуострова. Изначально они были частью религиозного культа, посвященного верховному богу Зевсу. Так что, отвечая на вопрос: "Почему Олимпийские игры так называются - Олимпийскими?"- можно сказать, что имя им дала местность - Олимпия, в которой они проводились.

Кстати, примерно в это же время в Древней Греции проводились и некоторые другие соревнования – Немейские, Истмийские игры, знаменитые Пифийские игры. Эти состязания проводились в соответствующих местностях и посвящались различным богам. Однако наиболее престижными были Олимпийские, победы на них были для спортсменов и полисов, которые они представляли, чрезвычайно почетны.

Первая Олимпиада состоялась в далеком, укрытом временем 776 году до н. э. А последняя была проведена в 394 году до н. э. Нужно отметить, что спорту, гимнастике, различным состязаниям в Древней Греции придавали много внимания. Всего состоялось здесь 293 Олимпиады. Сведения об Олимпийских играх есть в произведениях знаменитых античных авторов, среди которых можно назвать Геродота, Лукиана, Плутарха, Симонида, Пиндара и др.

Почему олимпийские игры называются олимпийскими

Еще немного об Олимпийских играх

Однако в ответе на вопрос о том, почему Олимпийские игры так называются - «Олимпийскими» - не один пункт. Спортивные соревнования посвящались богам, главным из которых был Зевс–Громовержец. В их честь воздвигались многочисленные памятные и культовые сооружения. Примером может служить знаменитый храм Зевса, построенный в Олимпии. Главным украшением этого сооружения была скульптура верховного бога, являющаяся одним из знаменитых 7 чудес света.

Не последнюю роль в выборе для состязаний именно этой местности сыграл ландшафт. Здесь находился естественный амфитеатр, раскинувшийся прямо среди лесистых склонов. В Олимпию можно было приплыть кораблем, поэтому среди соревновавшихся было много «иногородних» греков, которые побеждали и увозили награды в свои полисы, популяризируя Олимпийское движение.

Во время проведения этих состязаний объявлялось перемирие, войны, если они происходили между полисами, на время прекращались.

Любопытно узнать

Есть интересные сведения относительно Олимпийских игр:

1. Олимпийский огонь зажигается в Олимпии, а не на мифическом Олимпе, как думают многие.2. Как называется свод олимпийских законов? Это - Олимпийская хартия.3. Отдельной горы Олимп в солнечной Греции не существует. Зато в этой стране есть целый горный массив с таким названием. Такое же имя носит в Греции Национальный парк.

Наши дни

В конце девятнадцатого века, вдохновленный древними спортивными фестивалями знаменитый французский деятель Пьер Кубертен предложил воссоздать подобные состязания. Особых сомнений по поводу «имени» не возникло, вот почему Олимпийские игры так называются - «Олимпийскими». Первые соревнования прошли в 1896 году. В настоящее время каждые два года проходит очередная Олимпиада (летняя или зимняя).

fb.ru

РАЗДЕЛ III. История СССР

Тема 6. История СССР до Великой Отечественной войны

1. Какая революция произошла в России в 1917 году?

Великая октябрьская социалистическая революция.

2. Как звали последнего российского императора?

Николай II.

3. Какая партия пришла к власти в России осенью 1917 года?

К власти пришла партия большевиков.

4. Как называлось государство, которое было создано в 1922 году на территории бывшей Российской империи?

в 1922 году был создан СССР.

5. При каком руководителе России церковь была отделена от государства, а школа – от церкви?

При В.И. Ленине.

6. Как называлась политика по созданию в СССР крупной промышленности?

Индустриализация в СССР.

7. Как называлась политика по созданию в СССР коллективных хозяйств в деревне?

Коллективизация в СССР.

8. Каким было важнейшее достижение СССР в области образования в первой половине ХХ века?

Победа над неграмотностью.

Тема 7. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 годы)

1. Когда была Великая Отечественная война?

С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года

2. Какие страны являлись союзниками СССР в борьбе против гитлеровской Германии?

Союзниками СССР являлись страны антигитлеровской коалиции. Наряду с Великобританией и США туда входили также Монгольская Народная Республика и Тувинская Народная Республика.

3. Как называлась самая важная (переломная) битва Великой Отечественной войны?

Сталинградская битва.

4. Кем были Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский?

Г.К. Жуков (Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР, 1955 г. по 1957 - министром обороны СССР.

5. Кто победил в Великой Отечественной войне?

СССР

6. В каком городе советские солдаты М.Егоров и М.Кантария подняли знамя Победы в мае 1945 года?

В Берлине

7. Сколько советских людей погибло в годы Великой Отечественной войны?

26,6 миллиона человек

8. Какой праздник отмечают в России 9 мая?День Победы.

Тема 8. СССР в послевоенный период (1945 – 1991 годы)

1. В каком году и по инициативе какого советского руководителя Крым был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР?

19 февраля 1954 года по инициативе Н.С. Хрущева

2. Кто был Главным конструктором первых советских космических кораблей СССР?

Королев Сергей Павлович

3. Как звали первого в мире космонавта?

Гагарин Юрий Алексеевич

4. В каком году Ю.А.Гагарин совершил первый в мире полет в космос?

12 апреля 1961 год

5. Как зовут первую в мире женщину-космонавта ?

Терешкова Валентина Владимировна

6. Какое важное международное спортивное событие состоялось в Москве в 1980 году?

Олимпиада

7. Как называлась политика реформ М.С. Горбачева?

Перестройка

8. Кто был президентом СССР?

Горбачев Михаил Сергеевич

9. Сколько советских республик входило в состав СССР в 1960-1980-е годы?

15 Республик

10. Когда произошел распад СССР?

26 декабря1991 год

11. Какая организация была создана после распада СССР некоторыми бывшими советскими республиками?

Содружество Независимых Государств (СНГ)

12. Кем был А.И. Солженицын?

Солженицын Александр Исаевич— русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель.

  • < Назад
  • Вперёд >

www.grrf.ru

Тема 14. Олимпийский комитет России. Место и роль окр в управлении физкультурно-спортивной отраслью

Олимпийский комитет России (ОКР) играет в национальном олимпийском движении ведущую роль. Именно ОКР осуществляет основные взаимодействия и согласования с Международным Олимпийским комитетом и другими олимпийскими организациями, управляет российским олимпийским образованием, руководит школами олимпийского резерва, взаимодействует со спортивными федерациями и спортивной общественностью

Ныне ОКР – влиятельная и авторитетная общественная организация, занимающая одно из главенствующих мест в физкультурно-спортивной жизни страны, в системе управления российским спортом и образованием. Причем в вопросах управления спортом цели и функции ОКР и Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ настолько пересеклись, что их адекватное разделение и перераспределение полномочий потребует значительных усилий со стороны спортивной науки и государства.

Следует отметить, что работа по разделению компетенций ОКР и Минспорттуризма РФ уже стала принимать конкретные очертания и выразилась на первых порах в разработанном документе о сотрудничестве данных структур. Нельзя сказать, что заключенное соглашение четко разграничивает полномочия и сферы деятельности ОКР и Минспорттуризма, однако в качестве основы для будущего конструктивного взаимодействия будет, несомненно, полезным.

Глубоко осмыслить роль и значение ОКР в современных условиях невозможно без обращения к истории становления и развития олимпизма в целом и российского спорта в частности. И тогда, в ходе рассмотрения перипетий развития советского и российского спорта, с его особенностями и противоречиями, нам станет более понятна текущая ситуация, в определенной мере прояснятся перспективы будущего развития физкультуры и спорта в нашей стране.

Участие представителей российского спорта в организации Олимпийского движения на стадии его становления началось еще до момента образования МОК и проведения первых Олимпийских игр современности. Алексей Дмитриевич Бутовский (1833-1917), генерал-лейтенант русской армии, сторонник и последователь идей П.Ф.Лесгафта, стал одним из основателей и членов-учредителей в 1894 г. Международного Олимпийского комитета

В 1892 г. будучи во Франции, А.Бутовский познакомился с Пьером де Кубертеном, с которым позже активно сотрудничал в деле возрождения Олимпийских игр. Его заслуги как члена МОК высоко оценило греческое правительство, наградив А.Бутовского Командорским Крестом.

Попытки А.Бутовского создать национальный Олимпийский комитет России и направить российскую сборную команду на Олимпиаду не удавались из-за недостатка средств и отсутствия государственной помощи вплоть до 1911 г. В этом году спортивной общественности удалось решить финансовые и организационные проблемы и создать первый национальный Олимпийский комитет. Однако вновь созданный НОК России просуществовал недолго и в 1917 г. был упразднен в связи с социальной революцией и последовавшим за ней политическим и идеологическим переустройством страны.

В 1920-1950-е гг. советский спорт был изолирован от международного олимпийского движения. Отчасти это было связано с позицией руководства СССР, которое пыталось строить новое интернациональное спортивное сообщество (Спортинтерн), которое бы функционировало в противовес буржуазным Олимпийским играм, отчасти – из-за негативного отношения к СССР отдельных членов МОК, которые не были склонны к принятию СССР в международное олимпийское движение по идеологическим соображениям.

Общий настрой всех сторон изменился после окончания второй мировой войны, из которой СССР вышел победителем. Авторитет СССР в тот период был очень высок и создалась весьма благоприятная обстановка для вступления страны в число членов Олимпийского движения. А так как СССР нужны были новые победы – теперь уже на спортивных аренах, – руководителями советского спорта была подана в МОК соответствующая заявка. И хотя заявка была подана с опозданием в две недели, вопрос о вступлении СССР в состав Олимпийского движения был решен положительно. Таким образом, 23 апреля 1951 г. был образован Олимпийский комитет СССР.

Как мы уже отмечали выше, МОК в своем сотрудничестве с национальными олимпийскими комитетами придерживается принципов работы с общественными, неправительственными организациями во избежание какого-либо политического, идеологического, финансового или иного давления на свою деятельность. Это обстоятельство, правильное и целесообразное с точки зрения МОК, раскалывало управление спортом в большинстве стран на два лагеря – одним центром управления был государственный орган (как, например, Госкомспорт в нашей стране), другим – национальный Олимпийский комитет. При этом их цели и задачи во многом совпадали, – в части пропаганды здорового образа жизни, спортивного образования, подготовки сборных команд к Олимпийским играм и проч. И если проблема «управленческого дуализма» во времена СССР решалась довольно легко (так как коммунистическая партия всегда имела право решающего голоса), то с распадом СССР и переходом к демократии и рынку данная проблема в известной степени обострилась.

Олимпийский комитет России был образован 1 декабря 1989 г., в период формирования российской государственности. В первые три года своего существования он назывался Всероссийский Олимпийский комитет. Его первым председателем был избран олимпийский чемпион по прыжкам в воду В.Васин. Позднее ОКР получил свое нынешнее название, а его возглавил В.Смирнов (ныне вице-президент  МОК и почетный председатель ОКР).

В настоящее время в состав ОКР входят в качестве коллективных членов более 60 федераций по олимпийским и неолимпийским видам спорта, а также представители от спортивных организаций  субъектов Российской Федерации.

Рис.11. Организационно-управленческая схема Олимпийского комитета России.

Высшим органом управления ОКР является общее собрание его членов (Олимпийское собрание), которое полномочно принимать наиболее важные решения – вносить изменения в устав ОКР, избирать руководящий состав ОКР, выдвигать какие-либо города России кандидатами на проведение Олимпийских игр. Проводится олимпийское собрание не реже одного раза в год.

Олимпийское собрание избирает Исполком ОКР  сроком на  четыре года. В состав Исполкома входят по должности Президент и вице-президенты ОКР, исполнительный директор ОКР, председатель комиссии спортсменов ОКР, председатель региональных олимпийских комитетов, 10 представителей олимпийских федераций.

Исполком ОКР собирается на свои заседания не реже одного раза в квартал. В Уставе ОКР имеется специальная статья (п.3.8), в которой оговаривается, что «органы государственной власти Российской Федерации не вправе принимать решения об избрании или назначении членов ОКР, либо иным образом вмешиваться в деятельность ОКР. ОКР вправе самостоятельно принимать решения, связанные с членством в ОКР».

Несмотря на наличие данной статьи, государство все же иногда нарушает автономию ОКР – в том числе в части самостоятельности проведения кадровой политики. Так, после неудачного выступления российских спортсменов на ванкуверской Олимпиаде-2010, Президент РФ выразил публичное недовольство работой ОКР и Минспорттуризма РФ, после чего глава ОКР Л.Тягачев был вынужден сложить с себя полномочия президента комитета. Сменивший Тягачева на посту президента ОКР 20 мая 2010 г. А.Д.Жуков является одновременно вице-премьером Правительства РФ, что открывает прямую дорогу исполнительной власти к непосредственному влиянию на кадровую, идеологическую, информационную, правовую и иную политику ОКР.

В своей деятельности Президент, вице-президенты и исполнительный директор ОКР опираются на работу таких организационных структур, как секретариаты и управления. В составе комитета действуют:

  • Секретариат почетных президентов

  • Секретариат Исполнительного директора

  • Управление олимпийского образования

  • Правовое управление

  • Управление делами

  • Отдел кадров

  • Дирекция спорта

  • Дирекция по международному сотрудничеству

  • Дирекция по инновациям и маркетингу

  • Дирекция по финансам и экономике.

Из самого названия управлений следует их компетенция и сфера деятельности. Как видим, основное внимание в структуре ОКР отводится в настоящее время управленческим, финансовым и маркетинговым прерогативам.

Вся деятельность ОКР регламентируется его уставом, в котором зафиксированы цели и задачи организации, права и обязанности ее членов, прописаны способы осуществления ее деятельности.

В частности, целями и задачами ОКР являются:

  • продвижение и пропаганда на территории Российской Федерации фундаментальных принципов и ценностей олимпизма, в частности, в области спорта и образования; участие в реализации олимпийских образовательных программ в учебных заведениях, специализирующихся на спорте и физической культуре;

  • представление Российской Федерации в соответствии с Олимпийской хартией МОК на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, а также во всех региональных, континентальных и всемирных комплексных спортивных соревнованиях, проводимых или патронируемых МОК;

  • обеспечение соблюдения Олимпийской хартии МОК в Российской Федерации;

  • содействие развитию массового спорта и спорта высших достижений в Российской Федерации;

  • участие в подготовке и переподготовке спортивных руководителей и иных специалистов в области управления спортом, организация научно-практических конференций, совещаний и семинаров;

  • борьба за обеспечение чистоты спорта, в том числе путем контроля за соблюдением и выполнением требований Всемирного антидопингового кодекса;

  • всемерное развитие, пропаганда и защита олимпийского движения в Российской Федерации в соответствии с Олимпийской хартией МОК;

  • содействие олимпийскому образованию, физическому и нравственному воспитанию граждан Российской Федерации средствами физической культуры и спорта;

  • укрепление позиций и повышение авторитета российского спорта на международной арене;

  • борьба против любых форм дискриминации и насилия в спорте.

Реализует поставленные цели и задачи ОКР собственными силами, при активной помощи МОК и организаций-спонсоров. Помимо этого, ОКР вправе образовывать коммерческие предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, доходы от которой используются для достижения уставных целей. Олимпийскому комитету России принадлежит исключительное право на использование национальной олимпийской символики, одобренной МОК. Перечисляя денежные средства на нужды ОКР, фирмы-спонсоры получают от комитета разрешение (лицензию) на использование своих логотипов и символов.

В системе управления российским спортом ОКР занимает одно из главных мест. В тесном сотрудничестве с МОК Олимпийским комитетом России проводится большая и целенаправленная работа по пропаганде идей олимпизма, честной игры, идеалов спорта, противодействия вредным привычкам. Колоссальным наглядным примером для всех людей (и, в особенности, для молодежи) являются Олимпийские игры, на которых демонстрируются лучшие образцы человеческих достижений в сфере спорта.

studfiles.net

Тема 2:Современное олимпийское движение. Учебник физкультура 10 класс

Тема 2:Современное олимпийское движение.

Тема 2:Современное олимпийское движение.

            Олимпийские игры древности, Пьер де Кубертен, Игры олимпиад, зимние Олимпийские игры, олим­пийское движение.

В истории возникновения Олимпийских игр древнос­ти немало легенд и мифов. Время их возникновения до сих пор вызывает споры ученых. Но бесспорно, что роди­ной Олимпийских игр является Древняя Греция. Здесь, на Пелопонесском полуострове в селении Олимпия, что у под­ножия горы Кропос, в долине реки Алфей, берут свое нача­ло Олимпийские игры (1 По тексту использованы материалы работ ведущих исследовате­лей олимпизма Милыытейна О.А., Родиченко B.C.).

По общепринятой сегодня хронологии первые досто­верно известные Олимпийские игры состоялись в 776 г. до нашей эры и проводились непрерывно 1169 лет.

В те далекие времена олимпийцами могли стать толь­ко свободнорожденные греки, и только мужчины.

Согласно летоисчислению, которое было принято в те времена в Древней Греции, Игры проводились по олим­пиадам, то есть раз в четыре года. Они представляли со­бой празднование начала очередной олимпиады и завер­шения предыдущей.

В начале в программу Игр входили состязания в беге, в прыжках, по борьбе, кулачному бою и панкратиону (сов­мещению кулачного боя с борьбой). Кроме спортивных состязаний в период Игр проводились состязания поэтов-чтецов, художников, артистов и т.п.

С течением времени программа Игр усложнялась, рас­ширялась. Все это требовало разносторонней подготов­ки и гармоничного развития ее участников. О том, ка­кое огромное значение имели Игры для греческого мира, говорит то, что посетить их считали за честь такие мыслители древности, как Пифагор, Аристотель, Платон, Геродот.

В течение семи веков в Играх участвовали только гре­ки, а затем это право получили и граждане других стран.

В середине второго века до нашей эры страну завое­вал Рим. В 394 г. уже нашей эры римский император Феодосии I запретил проведение Олимпийских игр как языческих, противоречащих новой христианской ре­лигии.

На пятнадцать столетий они были вычеркнуты из исто­рии человечества, но память о них сохранилась и вспыхну­ла с новой силой в 19-м веке.

Пьер де Фреди, барон де Кубертен. Это имя навечно связано с Олимпийскими играми современности. Он был еще совсем молодым человеком, когда, изучив си­стемы физического воспитания многих стран, пришел к мысли использовать идею возрождения Олимпийс­ких игр для создания системы комплексных междуна­родных спортивных соревнований. Они должны были отличаться от всех уже существующих тогда, в конце 19-го века, соревнований, не только тем, что в них были включены состязания по различным видам спор­та, но главное - своей идейной направленностью -стремлением молодежи всех стран к миру, дружбе, об­разованию и культуре.

25 ноября 1892 г. Кубертен выступил в Сорбонне с до­кладом о возрождении Олимпийских игр. Он говорил столь убежденно и страстно, что французские спортив­ные деятели приняли решение созвать Международный атлетический конгресс и пригласить на него представи­телей крупнейших спортивных держав. В конгрессе при­няли участие 2 тыс. человек из 10 стран, в том числе из России.

23 июня 1894г. в Париже был создан Международ­ный олимпийский комитет - МОК. Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры. День 23 июня традиционно ежегодно отмечается в десятках стран мира как Олимпийский день.

Несмотря на огромные трудности, первые Игры про­шли на родине древних олимпиад, в столице Греции -Афинах в апреле 1896г. На них приехало 245 спортсме­нов из 14 стран Европы, Америки и Океании. Первые олимпийцы соревновались в 43 состязаниях легкой ат­летики, борьбы, плавания и других видов спорта. Пер­вым олимпийским чемпионом стал американец Джеймс Конноли, победивший в тройном прыжке. Игры в Афи­нах и вся последующая история Олимпийских игр со­временности доказали гениальность идей Пьера де Кубертена и его сторонников.

В 1994 г. мировое сообщество торжественно отме­чало 100-летний юбилей олимпийского движения со­временности. Этот год ООН объявила Международным годом спорта и олимпийского идеала, а также призвала все государства соблюдать олимпийское перемирие.

"О спорт! Ты - мир!" Эти слова давно стали крыла­тыми среди олимпийцев и всех людей. Они из "Оды спорта", написанной Пьером де Кубертеном в 1912 г. В ней говорится о том, что "спорт - наш постоянный спут­ник в жизни, настоящий и надежный друг. Если ты бу­дешь верен ему, то получишь взамен радость, которую он дарит твоему духу и твоему телу".

29 лет Пьер де Кубертен был бессменным президен­том МОК. Он стал автором важнейшего документа - Олимпийской хартии — своде законов, по которым живет олимпийское движение.

Действующая сегодня Хартия была принята в 1991 г. и содержит основополагающие принципы, раскрываю­щие идеи олимпизма.

Олимпийское движение - движение общественное, международное, которое стремится укреплять сотрудни­чество между спортсменами всех континентов. В нем за­явлено: "Никакой дискриминации в спорте - ни поли­тической, ни религиозной, ни расовой". А это значит, что все спортсмены равны, у всех равные условия для сорев­нования, для победы или поражения.

"Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума". Цель олимпий­ского движения - сделать так, чтобы спорт служил гар­моничному развитию человека.

Ведущей организацией всего олимпийского движения является МОК — Международный олимпийский коми­тет, международная неправительственная организация. Его задача - руководить олимпийским движением в стро­гом соответствии с Олимпийской хартией.

В 1894 г. на Парижском олимпийском конгрессе, ког­да был учрежден МОК, Пьер де Кубертен предложил ос­новным принципом избрания члена МОК не представите­лей страны, а представителей МОК в своих странах, что делало этот орган совершенно независимым ни от своих правительств, ни от их спортивных организаций. Этот принцип позволил МОК выжить в самых критических ситуациях. А как показала история олимпийского дви­жения, таких ситуаций было довольно много. Это и вме­шательство политики в спорт, бойкоты Олимпийских игр, невозможность их проведения из-за первой и второй ми­ровых войн и др.

Возглавляет МОК президент, избранный на сессии, ко­торая проводится не реже одного раза в год. До Пьера де Кубертена первым президентом МОК по его же предложе­нию был избран грек Д. Викелас. После Кубертена пре­зидентами были граф Бэ-Латур (Бельгия, 1925-1942 гг.), 3. Эдстрем (Швеция, 1942-1952 гг.), Э. Брендедж (США, 1952-1972 гг.), лорд Килланин (Ирландия, 1972-1980 гг.).

Седьмым президентом, избранным на сессии в Москве 22 года назад, стал испанец Х.А. Самаранч, совершивший подлинную революцию в современном олимпийском дви­жении. На свой пост он избирался четыре раза. В после­дующем, начиная с 2001 г., президент МОК будет изби­раться на четыре года с правом переизбрания максимум еще на один четырехлетний срок. Такое правило вступи­ло в силу в июле в Москве на 112-й сессии при переизбра­нии президента МОК. В настоящее время президентом МОК является бельгиец Жак Рогге.

В своей работе МОК опирается на комиссии по отдельным направлениям деятельности: комиссия по культуре и олим­пийскому образованию, комиссия по средствам массовой информации, комиссия атлетов, финансовая комиссия и др. Кроме членов МОК в состав этих комиссий назначаются представители международных спортивных федераций, национальных олимпийских комитетов, а также видные спортивные эксперты как индивидуальные члены этих ко­миссий.

Национальный олимпийский комитет — НОК — разви­вает и защищает олимпийское движение в своей стране при неукоснительном соблюдении Олимпийской хартии. Толь­ко он может представлять свою страну на Олимпийских иг­рах и на всех соревнованиях, которые проходят под покро­вительством МОК. Только он может выбрать в своей стране город, который подаст заявку в МОК на проведение буду­щих Игр. Право проведения Игр предоставляется городу, а не стране.

В современной истории спорта, как и в древние века, счет ведут на олимпиады - четырехлетия между Олимпийски­ми играми, первым годом которых считаются летние Олим­пийские игры.

Об их развитии наглядное представление дает следующая таблица:

Год

Даты

Город

Страны

Колич.

Число

 

 

 

 

(НОКи)

состяза-

Участ-

 

 

 

 

 

ний

ников

1896

06.04-15.04

Афины

1-е

14

43

245

1900

14.05-28.10

Париж

2-е

19

86

1078

1904

01.07-23.11

Сент-Луис

3-е

13

89

689

1908

27.04-31.10

Лондон

4-е

22

107

2035

1912

05.05-27.07

Стокгольм

5-е

28

102

2437

1916*

-

6-е

-

-

-

1920

20.04-12.09

Антверпен

7-е

29

152

2607

1924

04.05-27.07

Париж

8-е

44

126

2972

1928

17.05-12.08

Амстердам

9-е

46

109

2884

1932

30.07-14.08

Лос-Анджелес

10-е

37

117

1333

1936

01.08-16.08

Берлин

11-е

49

129

3936

1940*

12-е

-

1944*

13-е

-

-

-

1948

29.07-14.08

Лондон

14-е

59

136

4092

1952

19.07-03.08

Хельсинки

15-е

69

149

5429

1956

22.11-08.12

Мельбурн

16-е

67

145

3178

и

10.06-17.06

Стокгольм

 

29

6

159

1960

25.08-11.09

Рим

17-е

83

150

5313

1964

10.10-24.10

Токио

18-е

93

163

5133

1968

12.10-27.10

Мехико

19-е

112

172

5498

1972

26.08-11.09

Мюнхен

20-е

121

195

7121

1976

17.07-01.08

Монреаль

21-е

92

198

6043

1980

19.07-03.08

Москва

22-е

80

203

5283

1984

28.07-12.08

Лос-Анджелес

23-е

140

221

6802

1988

17.09-02.10

Сеул

24-е

159

237

8473

1992

25.07-09.08

Барселона

25-е

169

257

9368

1996

19.07-04.08

Атланта

26-е

197

271

10332

2000

15.09-01.10

Сидней

27-е

199

300

11116

2004

13.08-29.08

Афины

28-е

 

 

 

Три пропуска в таблице в 1916, 1940 и 1944 гг. - сви­детельство того, что Игры олимпиад не праздновались из-за первой и второй мировых войн. Однако порядковые номера Олимпийских игр (6-е, 12-е и 13-е) сохранялись в соответствии с числом олимпиад, как это было установ­лено международным Олимпийским комитетом.

Олимпийские игры вписали в историю имена сотен и тысяч выдающихся спортсменов всего мира. Самые сильные из них как физически, так и духовно получа­ют высокое звание победителя Олимпийских игр. Это звание отличается от звания чемпиона мира, так же как игры отличаются тем, что это не просто сумма чем­пионатов мира, проводимых в одно и то же время, а это праздник спорта, мира, человеческого духа, техничес­кого прогресса, достижений науки и культуры. Весь мир знает такие имена наших выдающихся спортсме­нов, чемпионов Олимпийских игр, как: В. Васин (прыжки в воду), Л. Латынина (спортивная гимнасти­ка), А. Карелин (классическая борьба), В. Санеев (лег­кая атлетика), Л. Скобликова (конькобежный спорт), Г. Горохова (фехтование), В. Сальников (плавание), Л. Яшин (футбол), С. Белов (баскетбол), Т. Сарычева (во­лейбол) и др.

С приходом телевидения Олимпийские игры стали до­ступны всему миру. Если на Играх в Берлине (1936 г.), в Лондоне (1948 г.), в Хельсинки (1952 г.) Игры смотрели несколько сотен жителей только этих олимпийских сто­лиц, то начиная с Игр в Риме (1960 г.) их начали смот­реть в десятках стран. А последние игры XXVII Олим­пиады в Сиднее (2000 г.) смотрели жители более 220 стран. Олимпийские игры фактически пришли в каждый дом цивилизованного мира и стали глобальным зрели­щем.

Это совершенно изменило характер Олимпийских игр и характер всего современного спорта. Продажа прав на телевизионную трансляцию Олимпийских игр стала при­носить огромные доходы как владельцам Олимпийских игр - Международному олимпийскому комитету, хозяе­вам Олимпийских игр - Оргкомитетам городов, проводя­щим игры, так и теле-радиокорпорациям, хозяевам трансляций.

С целью развития олимпийского движения МОК раз­работал программу спонсорской помощи за счет прода­жи права использования олимпийской символики. Каж­дые четыре года эта программа обновляется, и в 2000 г. доход от нее составил 550 млн долларов США. Так, в ча­стности, МОК выделяет большие средства спортсменам стран так называемого третьего мира в виде специальных стипендий талантливым спортсменам бедных стран Аф­рики, Азии и Латинской Америки на приобретение им спортивно-технического инвентаря и оборудования, на оплату приглашенных в эти страны высококвалифици­рованных тренеров и строительство спортивных сооруже­ний.

Спортсмены-олимпийцы никакого материального воз­награждения непосредственно из этих денег не получа­ют, но сейчас в большинстве стран принято выдавать пре­мии за золотые, серебряные и бронзовые награды из денежных средств Национальных Олимпийских комите­тов, спортивных и даже правительственных организаций страны, и порой эти суммы значительны. Например, каждый победитель Олимпийских игр в Сеуле - кореец получил вознаграждение до 1 млн долларов, а также по­жизненную пенсию.

Коммерциализация олимпийского и международно­го спорта в целом, допуск на Олимпийские игры не толь­ко любителей, но и профессионалов (1988 г. - теннис, 1992 г. - баскетбол и т.д.) породили целую систему так называемых коммерческих соревнований: Кубок мира по легкой атлетике, лыжным гонкам и другим видам спор­та. Все это вылилось в свою противоположность - исполь­зование допинга и анаболитических средств в целях до­стижения высоких результатов, что противоречит идеа­лам и принципам олимпизма.

Так как Олимпийские игры стали приносить большие доходы городам-устроителям Игр, то с каждым годом растет конкуренция и усиливается борьба за получение права провести Олимпийские игры. Так, лишь на Игры 2008 г. заявки подали 11 городов. После долгого отбора МОК оставил пять претендентов: Пекин, Париж, Стамбул, Торонто, Осака. Победитель был выбран в июле 2001 г. на 112-й сессии МОК в Москве. Олимпийские игры 2008 г. будут праздноваться в Пекине.

Выбор олимпийских городов породил коррупцию среди некоторых членов МОК, что в конце 1998 г. вы­разилось в кризисе этой организации. Шесть человек, уличенных в неэтическом поведении, были лишены высокой чести быть членом МОК, а четверо самостоя­тельно подали в отставку. После этого была образова­на специальная комиссия по этике. Были ужесточены правила отбора и выбора городов-кандидатов, избра­ния самих членов МОК. На сегодняшний день их 126.

В истории современных Олимпийских игр кроме лет­них существуют и зимние Олимпийские игры. В 1924 г. во французском местечке Шамони проходила Междуна­родная спортивная неделя по случаю VIII Олимпиады. Этот спортивный форум решено было считать I зимни­ми Олимпийскими играми.

Постановление же МОК о проведении зимних Олим­пийских игр было принято в 1925 г. Зимние Олимпий­ские игры проводились также раз в четыре года, в те же года, что и игры олимпиад. Однако, по предложению пре­зидента МОК Самаранча, начиная с 1994 г. сроки прове­дения Игр олимпиад и зимних Олимпийских игр были "разведены". Игры олимпиад по-прежнему проводятся в високосные годы, а олимпийские зимние игры - спустя два года после них, также раз в четыре года.

Последние XIX зимние Олимпийские игры состоялись в феврале 2002 г. в городе Солт-Лейк-Сити (США).

Кроме Олимпийских игр под патронажем МОК про­водятся игры инвалидов, которые называются "Параолимпийские игры" (с 1984 г.). Они проводятся там же, где и Олимпийские игры, через две недели после их окон­чания. Проводятся также специальные Олимпийские игры для умственно отсталых детей.

В 1998 г. под патронажем МОК проводились Всемир­ные юношеские игры, которые, по существу, явились Олимпийскими играми для подрастающего поколения. Первые такие Игры прошли в Москве.

Под патронажем МОК также проводятся олимпийские дни молодежи Европы (каждые два года) и ряд других ком­плексных международных состязаний, отвечающих духу олимпизма - философии олимпийского движения.

Как и любое другое общественное движение, олимпий­ское движение имеет свои знаки, символы, награды.

Современный олимпийский символ - пять переплетен­ных колец: слева направо - три верхних: синее, черное, красное, внизу - желтое и зеленое. Они олицетворяют единство спортсменов пяти континентов земного шара.

Олимпийский девиз: "Ситиус, альтиус, фортиус" ("Быстрее, выше, сильнее").

Эмблема МОК - олимпийские кольца с девизом: "Бы­стрее, выше, сильнее".

Каждый НОК имеет свою эмблему, обязательной ос­новой   которой являются пять олимпийских колец.

Олимпийский флаг - белое атласное полотнище раз­мером 2x3 м, пять олимпийских колец.

Олимпийский огонь - зажигается на стадионе во вре­мя празднования торжественной церемонии открытия Игр от священного огня, доставленного из Греции с по­честями. Он горит в течение всех игр.

Олимпийская клятва - это клятва спортсменов и клят­ва судей бороться честно и судить честно.

Впервые на Играх в Мехико (1968 г.) появился та­лисман игр - ягуар. Новый олимпийский обычай сра­зу всем понравился, и с тех пор на каждых играх объ­являют талисман той страны, где проходят Олимпий­ские игры. Во время игр XX Олимпиады в Москве та­лисманом был мишка.

Если в Древней Греции победители увенчивались лавровым венком, то современные спортсмены за по­беду на Олимпийских играх награждаются медалями: за 1-е место - золотой, за 2-е - серебряной, за 3-е - брон­зовой.

Дипломы, а также памятные медали вручают всем уча­стникам Игр и официальным лицам команд.

С недавнего времени победителям и призерам Олимпийских соревнований стали вручать и нагрудные зна­ки. Специальные значки недавно были выданы всем ныне здравствующим участникам Олимпийских игр. Их ока­залось на сегодня около 70 тыс. человек. Они объедине­ны во Всемирную ассоциацию олимпийцев.

Существует также Олимпийский орден (золотой и се­ребряный) - высокая награда, которую вручают за вклад в олимпийское движение.

Вопросы для повторения:

1. Какая страна является родиной Олимпийских игр?

2. В каком году состоялись первые Олимпийские игры древности?

3. Кто явился инициатором возрожде­ния Олимпийских игр?

4. В каком году создан Международный олимпийский комитет?

5. Что такое "Олимпийская хартия"?

6. Назовите ведущую организацию международного олимпийского движе­ния.

7. Как осуществляется руководство МОК в период между сессиями?

8. Что такое олимпиада?

9.  Как нумеруются летние и зимние Олимпийские игры?

10.С какого года проводятся зимние Олимпийские игры?

11.Расскажите, какие символы и знаки олимпийского движения Вы знаете?

Задания для самостоятельной pa6oты:

1.  В рабочей тетради нарисуйте олим­пийский символ. Что символизируют эти пять колец? Найдите описание олим­пийских колец.

2. Если бы олимпийские игры проводи­лись в Вашем городе, какой талисман Вы бы предложили? Нарисуйте его и расска­жите, почему именно этот символ вы­бран Вами в качестве талисмана.

beauty-bodies.ru