Опорный прыжок. Опорный прыжок спортивная гимнастика


Опорный прыжок через козла

Прыжки создают такое напряжение в мышцах, что они сразу приходят в тонус, также в полете защитные функции организма способствуют развитию гибкости и равновесия. Конь и козел как гимнастические снаряды стоят в спортивных залах школ, высших учебных заведений, упражнения на них делают спортивные гимнасты на соревнованиях. Однако не только сложные, но и простые трюки доступны после несложных тренировок. Этот текст может использоваться в качестве реферата по физкультуре.

Польза

При прыжках работают все мышцы, в том числе и сердечный, поэтому это хорошая кардионагрузка. Сердечная мышца тренируется при разбеге, который способствует правильному исполнению прыжка. Прыжки предусмотрены школьной программой по физкультуре с первого класса, однако через козла прыгают ученики средней и старшей школы. Конечно, в спортивной гимнастике все по другому — этот снаряд обязательной программы начинают изучать с пятилетнего возраста.

Для прыжков нужны волевые качества, которые развиваются на тренировках:

  • Гимнасткасмелость — не каждый с разбега решиться запрыгнуть на козла, тем более перепрыгнуть через него;
  • решительность — после отталкивания от мостика нужно решительно завершить упражнение, иначе падение неизбежно, можно споткнуться о козла;
  • ловкость — перелет через козла занимают доли секунды, нужно полностью контролировать этот скоротечный процесс.

Связки, суставы, мышцы рук, ног, корпуса отлично развиваются на прыжке, также развивается дыхательная система, двигательный аппарат нацеливается на выполнение быстрых движений, которые требуют слаженности всего организма.

Фазы упражнения

 

Если конь или козел в прыжке используется в качестве опоры, то и прыжок будет опорным. Гимнастический снаряд можно поставить в длину, ширину, прыжок можно исполнять прямо, боком, техника предусматривает запрыгивание или перепрыгивание ноги врозь.

Простейший прыжок через коня или козла в спортивной гимнастике имеет этапы:

  1. Опора на рукиУскорение посредством разбега.
  2. Наскок обеими ногами на пружинящий мостик.
  3. Получение ускорения упругим толчком.
  4. Полет.
  5. Отталкивание руками от козла.
  6. Завершающий полет.
  7. Приземление на согнутые ноги с дальнейшим выпрямлением.

В спортивной гимнастике и мужчины и женщины прыгают практически одинаково, однако после отталкивания от снаряда во взрослых разрядах совершаются разные упражнения, усложняющие выполнение, но приносящие дополнительные баллы, например цукахара или сальто (двойное или даже тройное). Спортсмен должен быть максимально внимательным, так как гимнастические травмы часто происходят при отталкивании или приземлении. Были случаи тяжелых последствий выполнения упражнения после удара головой о козла или коня, возможно травмировать кисть руки при отталкивании, при касании земли возможны вывихи ног. Так что это упражнение требует предварительной разминки и хорошей концентрации спортсмена.

Поэтапная техника

  1. Нужно сделать разные виды разминки — походить на разных частях стопы, пробежаться, приседать, совершать выпады, попрыгать на скакалке. Значимые мышцы при прыжке разминаются наклонными и вращательными движениями корпуса и суставов таза. Можно попрыгать с прижиманием колен к груди.
  2. Отскок в высотуРазбег должен быть максимально быстрым, для подбора ног лучше бежать короткими быстрыми шагами. Поскольку разбег длится около десяти метров, нужно подобрать оптимальную дистанцию, зависящую от типа снаряда, сложности прыжка и уровню изученности упражнения. Спортсмены как правило, место разбега помечают мелом, эту метку они высчитывают исходя из размера своих беговых шагов, чтобы точно попасть на край пружинистого мостика.
  3. Наскок нужно делать на полной скорости, так как притормаживание приведет к искажению техники прыжка, ставя под сомнение возможность его совершения. При отталкивании корпус слегка наклоняется вперед, ноги вместе, руки внизу. Отталкивание происходит пружинистым действием носками ног.
  4. Далее идет полет посредством маха ногами назад и разгибанием туловища в сторону полета, руки ставятся на козла, они принимают довольно сильный удар, отталкиваются с помощью плечей вверх. Если толчек совмещен с инертным рывком корпуса, то таз поднимается, а ноги останавливается и спортсмен взлетает вверх.
  5. От полета и последующего приземления в основном зависит судейская оценка. Приземлятся нужно на носки, но сразу их опустить и коснуться пяткой, чтобы закрепить на мате стопы, сгибая ноги в коленях, это позволит созранить равновесие. Если не придерживаться этой техники, нагрузка пойдет на суставы и возможны травмы.

Данный текст можно использовать как краткую-инструкцию, своеобразный реферат о прыжках через коня, козла, с запрыгиванием на снаряд или с ногами врозь. В этом реферате кратко говорится о пользе прыжков через специальное гимнастическое снаряжение и о безопасности исполнения трюков.

gimnastikasport.ru

Опорный прыжок - это... Что такое Опорный прыжок?

Гимнаст, выполняющий опорный прыжок

Опорный прыжок — один из видов упражнений в спортивной гимнастике.

Описание

Опорные прыжки входят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по опорному прыжку, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.

При исполнении опорного прыжка спортсмен разбегается по дорожке, затем отталкивается при помощи специального наклонного пружинящего мостика и совершает прыжок, в ходе которого он должен произвести дополнительное отталкивание от снаряда (это может быть гимнастический конь или специальный снаряд). В ходе прыжка спортсмен совершает дополнительные акробатические элементы в воздухе (сальто, пируэты, вращения и др.). Выступление оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. Особое внимание уделяется качеству приземления, падение при приземлении или даже неуверенно исполненное приземление приводят к резкому снижению итоговой оценки.

По правилам ФИС — Федерации гимнастики — высота снаряда — 135 см от поверхности пола. Приблизительная длина дорожки разбега — 25 метров, ширина — 1 метр. Высота пружинящего мостика — 20 см.

В соревнованиях командного первенства и многоборья гимнасты исполняют один прыжок. Если гимнаст рассчитывает на попадание в Финал по опорному прыжку — он должен показать в квалификации два прыжка из различных структурных групп. Финал в отдельном виде — Опорном прыжке, также требует от гимнаста выполнения двух разных прыжков. Суммарная оценка гимнаста — полусумма первого и второго прыжка.

Прыжки можно поделить на прыжки лётом (без переворота через голову) и прыжки с переворотов. Любой переворот — это вращение в воздухе на 180 градусов. Соответственно, если к перевороту добавляется сальто, то получается поворот в воздухе на 540 градусов вокруг продольной оси. Все сальто, выполняемые после переворотов, будут полуторными.

То есть переворот — сальто, если рассматривать его от момента касания руками снаряда, до момента прихода ног на мат, будет полуторным (1,5 сальто). По аналогии переворот — двойное сальто, можно рассматривать как 2,5 сальто и т. д.

Важным элементом для совершения опорного прыжка является трамплин.

Структурные группы Опорных прыжков (мужчины)

I. Прыжки лётом

В данную структурную группу прыжков, входят прыжки без переворота через голову — прыжки лётом. В настоящее время эти прыжки практически исчезли, так как за них никто не берётся (слишком мала сложность в базовой оценке, хотя многие прыжки реально очень сложны в выполнении). Прыжки лётом могут как содержать поворот вокруг вертикальной оси, так и не содержать его.

Также интересен прыжок лётом с добавление контр-сальто назад. Данный тип прыжка так и не был внесён в официальные таблицы правил. Хотя подобные прыжки могли разнообразить комбинации гимнастов и предложить новые пути эволюции лётовых прыжков

II. Прыжки вперёд с поворотом на 360 в первой фазе полёта

Также группа прыжков, давно неиспользуемая, на международных соревнованиях. Координационно сложные прыжки, но опять таки имеющие достаточно низкие базовые оценки, чтобы гимнаст брался за их выполнение.

III. Прыжки переворотом вперёд и Ямасита

Распространённый тип прыжков — с переворота вперёд. По физической нагрузке самые сложные из прыжков (из 3-5 групп). Поэтому базовая оценка этих прыжков, при выполнении одного и того же сальто, больше чем в остальных группах.

Переворот сгибаясь-разгибаясь называется «Ямасита», по имени первого исполнителя.

Все прыжки этой группы — это различные сальто вперёд после переворота вперёд, но к ним относится и интересный тип прыжков «Куэрво».

Куэрво — это прыжки переворот вперёд с поворотом на 180 во второй фазе и последующим сальто назад.

IV. Прыжки с рондата (Цукахара и Касамацу)

Прыжки Цукахара — в первой фазе полёта исполняется колесо с поворотом на 90 градусов (рондат) с последующим сальто назад.

Прыжки Касамацу — это прыжки с рондата с поворотом на 180 во второй фазе полёта и последующим сальто вперёд.

Прыжки объединены в одну структурную группу, так как достаточно сложно отличить прыжки типа Цукахара — пируэт назад и Касамацу — полпируэта вперёд. Для устранения спорных ситуаций в судействе, подобные прыжки объединены в одну ячейку таблиц Правил.

V. Прыжки с рондата — фляка (Юрченко)

Этот тип прыжков отличается от всех предыдущих тем, что гимнаст наскакивает на мостик не обычным прыжком, а предварительно выполнив рондат, соответственно на снаряд выполняется фляк и далее во второй фазе полёта какое-нибудь сальто.

Также есть усложнённые типы этих прыжков — «прыжки Немова», когда во фляке выполняется поворот на 180 и после отталкивания от снаряда гимнаст делает уже сальто вперёд.

Третья разновидность прыжков Юрченко — это «прыжки Щербо». Во фляке совершается поворот на 360. Этот тип прыжков ещё малоизучен, так как основной импульс наскока, который обычно используется на вторую часть прыжка (сальто), здесь частично уходит в поворот на 360 первой части. А значит, сальто во второй части получается менее энергонасыщенным и сложным. Но тем не менее, не исключено, что в будущем эти прыжки получат «второе рождение», так как перспективы у них большие.

Структурные группы Опорных прыжков (женщины)

I. Прыжки без исполнения сальто(перевороты вперёд, Ямасита, с рондата) с, или без вращения вокруг продольной оси в первой или второй фазе полёта

В отличие от мужчин, в первую структурную группу прыжков у женщин, входят все типы несальтовых прыжков. То есть помимо лётов, сюда включены все типы переворотов (назад, вперёд, боком). У мужчин же первая группа включала только прыжки лётом, а перевороты были распределены по остальным структурным группам.

II. Прыжки вперёд с (или без) поворотом на 360 в первой фазе полёта — сальто вперёд во второй фазе полёта

Эта группа прыжков объединяет мужские вторую и третьи группы. Наиболее известные первооткрывательницы этих прыжков — это Ольга Корбут и Елена Давыдова. Они виртуозно выполняли в первой части пируэт, а вторая часть была переворот на 360 и сальто вперёд соответственно.

Что касается прыжков переворотом вперёд без поворота в первой фазе, то для женщин эти прыжки даются непросто. Поэтому реже используются. Рекордным прыжком является прыжок «Продуновой» (первая исполнительница — российская гимнастка Елена Продунова) —

III. Прыжки с рондата в первой фазе полёта — сальто во второй фазе полёта (Цукахара)

Аналогична четвёртой группе у мужчин, за исключением того, что вторая фаза полёта должна быть обязательно сальто (простой рондат не считается, так как относится к первой группе).

IV. Прыжки Юрченко с (или без) поворотом на 360 в первой фазе полёта

Популярная группа прыжков, используется большинством гимнасток из-за хорошо изученных методик изучения и исполнения. Первооткрывательницей этой группы прыжков является советская гимнастка Наталья Юрченко. Прыжки с поворотом на 360 аналогичны «прыжкам Щербо» у мужчин. Практически никем не используются, из за своей сложности и по большому счёту, не самым высоким базовым оценкам.

V. Прыжки Юрченко с поворотом на 180 в первой фазе полёта

Популярные прыжки. Так как базовая оценка их достаточна высока, а методики изучения хорошо известны. Требует хорошего умения выполнять сложные сальто вперёд.

Эволюция вида

1930-1950-е гг

В 50-е годы и ранее, прыжки представляли собой лёт через коня, а также простейшие перевороты. И сразу заметим, что мужчины прыгали через коня, расположенного в длину (поперёк), а женщины, через коня, расположенного боком к ним (продольно). К концу 50-х мужчины перешли от лёта согнувшись к лёту прогнувшись[1], который технически был значительно сложней простого переворота вперёд или рондата. Между прочим, рондат в чистом виде не использовался, а как правило гимнасты исполняли переворот боком (колесо)[2]. Иногда после переворотом добавлялись простые повороты (например, на 180 градусов). Если мужские прыжки были энергетически насыщенны, то женские перевороты были фактически «переваливанием» через тело коня. То есть совсем не развивались фазы полёта ни в наскоке, ни после отхода от снаряда.[3]

1960-е гг

К концу 60-х гимнастки исполняют уже отличный переворот вперёд. Наиболее популярным являеться переворот типа «Ямасита», то есть сгибаясь-разгибаясь. Обе фазы полёта великолепно показаны, но ни о каких усложнениях речь пока не идёт. Максимальным поворотом, которым могли порадовать нас гимнастки будет поворот на 90 градусов. Мужчины доводят выполнение соскока лётом уже до усложнения поворотом на 360 градусов, а впоследствии и до 720. Но вскоре эти прыжки перестанут существовать, так как гимнастика полностью возьмёт курс на освоение прыжком типа «переворот — сальто». Переворот может быть самым различным — вперёд, назад, с поворотами и без.

Считается, что первым исполнителем прыжка переворот вперёд — сальто вперёд в группировке или полуторного сальто вперёд с рук на ноги, был советский гимнаст А.Азнавурян в 1962 г. Но на широкую арену этот прыжок вышел значительно позже — в 70-х годах. Этот прыжок совершил революцию в теории и практике прыжков. Так как потребовал совершенного новой техники отхода от снаряда и крутки. Потребовалась смена поколения гимнастов, чтобы освоить это сложное движение, ставшее родоначальником большого семейства прыжков по сальто вперёд. Но если рассматривать прыжки 60-х годов, то гимнасты в основном исполняют перевороты вперёд с усложняющими поворотами на 360 и 540 градусов.

К концу 60-х годов гимнасты всё больше углубляются к освоению технически более простого прыжка — переворот боком с поворотом на 90 (рондат) и сальто назад в группировке. Впервые такой прыжок был исполнен советским гимнастом А.Углевым, но на международных соревнованиях он впервые показан японцем Мицуо Цукахарой в 1970 г. Его имя и носит до сих пор.

1970-е гг

Если эволюция прыжков в 60-х была крайне вялой, но тем не менее, именно в конце 60-х был заложен фундамент для следующих поколений. Именно в 60-х показаны определяющие прыжки своих направлений — переворот-сальто вперёд и рондат-сальто назад. В 70-х эта идея продолжена советским гимнастом А.Катковым. Он исполняет оригинальный прыжок переворот боком и сальто боком. Но впоследствии почему-то боковые сальто не получили широкого продолжения и были забыты.

Уже к 1974 году гимнасты в массах осваивают и прыжок переворот-сальто вперёд и прыжок Цукахары в группировке. И вот японский спортсмен Шигеру Касамацу выполняет ещё один оригинальный прыжок, который сначала был принят за Цукахару с поворотом на 360. Но в действительности этот был прыжок совершенно иной по структуре. Этот прыжок более прост и удобен, чем классический Цукахара с пируэтом. Он представляет собой переворот боком на коня, а затем выполняется поворот на 90 градусов в противоположную сторону (то есть в сумме переворот на коне равен нулю, а не 180 градусам) и далее гимнаст исполнят сальто вперёд с поворотом на 180 градусов. То есть Касамацу за счёт переворота на на снаряде «экономит» 180 градусов поворота и вместо сальто назад с поворотом на 360 градусов выполняет сальто вперёд с поворотом на 180.

К 1976 году гимнасты переходят от Цукахары в группировке к Цукахаре прогнувшись . А переворот вперёд — сальто вперёд в группировке усложняется поворотом на 180 или выполняется в положении согнувшись с и без поворота.

И наконец в 1979 году кубинский гимнаст Хорхе Роче показывает рекордный прыжок — переворот вперёд и двойное сальто вперёд в группировке. Это прыжок был единичным но уже показывающим, что потенциал гимнастов на этом снаряде далеко не исчерпан. Хотя в массах на конец 70-х годов гимнасты в основном исполняют по два прыжка — один с переворота вперёд и сальто вперёд в группировке или согнувшись с поворотом на 180, и второй либо Цукахара прогнувшись, либо Касамацу в группировке.

Гимнастки к 1972 году по прежнему исполняют прыжки Ямасита, а вот к 1974 переходят по примеру мужчин к прыжкам переворот вперёд с поворотом пока на 360 градусов. Если большинство гимнасток исполняет поворот во второй части прыжка то советские гимнастки, а в частности Ольга Корбут, показывают поворот в первой части прыжка, то есть в наскоке. В 1976 году Ольга Корбут ещё усложняет прыжок и выполняет поворот на 360 как в первой, так и во второй фазе прыжка.

Но как выяснилось, гимнастки не сильно отстали в прогрессе прыжков от мужчин и 1974 году Людмила Турищива показывает прыжок Цукахары в группировке, а в 1976 году Нелли Ким усложняет его, добавив поворот на 360 градусов. Что показательно, Ким исполнила именно прыжок Цукахары, а не Касамацу. Это во многом обусловлено тем, что конь, через которого прыгают гимнастки, расположен вдоль, а не поперёк и нет возможности исполнить наскок переворот боком.

К концу 70-х годов гимнастки в массах исполняют по два прыжка разной структуры: переворот вперёд с поворотом на 360 в первой и во второй фазе полёта, а также Цукахара согнувшись. В 1980-м году советская гимнастка Елена Давыдова значительно усложняет прыжок Корбут и преобразует его в прыжок Давыдовой, а именно переворот вперёд с поворотом на 360 в первой фазе полёта и сальто вперёд в группировке во второй. Прыжки этого сложного типа так и остались невостребованными в будущем, хотя потенциал их далеко не исчерпан. Также гимнастки берутся и за выполнения мужского прыжка переворот вперёд — сальто вперёд в группировке с поворотом на 180.

1980-е гг

У мужчин прыжки с передним вращением в 80-е годы развивается не очень бурными темпами. К примеру, в 80-х годах самым популярным прыжком этой структуры был переворот вперёд — сальто вперёд согнувшись с полпируэтом. К концу 80-х гимнасты уже в массах освоили прыжок переворот вперёд — 1,5 пируэта вперёд в группировке или полпируэта вперёд прямым телом. Заметим, что полуторный пируэт вперёд иногда принимал другую форму исполнения. Она именуется «Куэрво». Гимнаст выполняет переворот вперёд, затем в воздухе поворачивается на 180 и исполняет сальто назад в группировке с поворотом на 360 градусов. Двойное сальто вперёд пока считается прыжком близким к нереальному и исполняется лишь единицами.

Отдельно стоит отметить оригинальный и супер-сложный тип прыжков — прыжки с 1,5 сальто в первой фазе. Действительно ряд смелых гимнастов исполняли наскок на коня полуторным сальто вперёд или полуторным твистом вперёд и полпереворота вперёд во второй фазе. Позже такие прыжки были признаны сверх-травмоопасными и запрещены к применению.

А вот прыжки по сальто назад сильно развивались и прогрессировали. К примеру, на чемпионате мира 1983 года Артур Акопян демонстрирует прыжок Цукахары прямым телом с двумя пируэтами, а если быть точным, то Касамацу с пируэтом. Этот прыжок будет активно осваиваться и другими гимнастами, а концу 80-х станет самым массовым прыжком у гимнастов. Также интересен опыт чемпионата мира 1985 года, когда гимнастам предложили исполнить прыжки Цукахары с отталкиванием от коня одной рукой. После этого данные прыжки также перешли в ряд запрещённых и были исключены из правил.

Но как это не удивительно, а ведь в 80-е годы именно женщины совершили огромный качественный прорыв в развитии прыжков. И в след за гимнастками, такой тип прыжков стали осваивать и мужчины. Первой гимнасткой, которая подарила миру прыжки с рондатовым наскоком на мост, а затем фляком на коня стала советская гимнастка Наталья Юрченко. Уже в 1983 году она исполняет рондат — фляк — сальто назад в группировке с поворотом на 360. А к концу 80-х этот прыжок стал в массах исполняться прямым телом.

В след за женщинами прыжки «Юрченко» активно осваиваются и мужчинами. К концу 80-х нередко можно встретить прыжок Юрченко прямым телом с двумя пируэтами.

1990-е гг

90-е годы можно назвать расцветом сложности в опорных прыжках как у мужчин так и у женщин.

Мужчины осваивают прыжки всех структурных групп. К примеру, в прыжках по сальто вперёд, прыжок Роче встречается уже не редкою апогеем становится Олимпиада 2000-го года, когда этот прыжок исполняют сразу несколько гимнастов. А румынский гимнаст Мариан Драгулеску ещё усложняет этот прыжок, добавив во втором сальто поворот на 180 градусов. Достигают большого прогресса гимнасты и в исполнении пируэтов вперёд. Полуторный пируэт вперёд прямым телом — это основной массовый прыжок данной структурной группы. Но некоторые гимнасты выполняли и даже двойной пируэт вперёд. А в самом конце 90-х корейский гимнаст Хонг Чул Ео выполняет рекордный прыжок в 2,5 пируэта вперёд.

С середины 90-х годов мужчины начинают осваивать новый прогрессивный тип прыжков, которые возникли на основе прыжков Юрченко, но с вращением по сальто вперёд. Одним из первопроходцев такого типа прыжков стал российский гимнаст Алексей Немов. Прыжки типа рондат — фляк с поворотом на 180 и сальто вперёд сложен и перспективен, так как сохраняет импульс наскока и отлично преобразует его в амплитуда сальто вперёд второй фазы полёта. Наиболее популярным прыжком данного типа к концу 90-х станет 1,5 пируэта вперёд прямым телом.

Прыжки по заднему сальто также активно развиваются и гимнасты отлично обучаются сложным прыжкам как по пируэтому вращению, так и по двойному сальто. Первопроходцами двойного сальто назад стали Хонг Чул Ео с рондата и Мелиссанидис с рондата — фляка. Более того, двойное сальто назад выполняется не только в группировке и, но и согнувшись. Пируэты назад были не столько популярны в этот временной отрезок, но нельзя не заметить появления 2,5 пируэтов назад.

Также примечательно появление ещё одной структурной группы прыжков — прыжки «Щербо». Это сложный тип прыжков Юрченко с поворотом на 360 в первой фазе, то есть рондат — фляк с поворотом на 360 — сальто назад прогнувшись. Эти прыжки были усложнены выполнением поворота на 360, а позже и на 720 в сальто, но популярности они не получили и были забыты. Дело в том, что гимнасты не смогли освоить полностью потенциал такого типа прыжков. Так как весь импульс первой части — наскока, терялся в большей степени на повороте на 360 во фляки и на сальто его оставалось уже значительно меньше. Можно предположить, что гимнасты ещё вернуться к этим прыжкам, но через несколько десятков лет.

Женская гимнастика также активно развивалась. Гимнастки в основном исполняют прыжки Юрченко и очень скоро осваивают прыжок в два пируэта, а в конце 90-х Симона Аманар показывает прыжок в 2,5 пируэта назад. Сальто вперёд, Цукахара и прыжки Немова и Щербо — редкость. Но и в них гимнастки достигают своих высот. Особенно показателен пример Елены Замолодчиковой, которая в конце 90-х выполняла первоклассный прыжок Цукахары с двумя пируэтами. Светлана Хоркина впервые показывает сложнейший вариант прыжка рондат — фляк с поворотом на 180 и сальто вперёд в группировке с поворотом на 540 градусов. На фоне остальных гимнасток этот элемент смотрится просто невероятным. Но самый сложный прыжок в женской гимнастике был исполнен в 1999 году Еленой Продуновой. Она сумела показать рекордный прыжок переворот вперёд — двойное сальто вперёд в группировке. До сих пор этот прыжок никем не повторён на международных соревнованиях.

2000—2010е гг

В 2000-е годы произошли серьёзные изменения в эволюции данного снаряда. Во-первых, самое главное изменение произошло с самим снарядом. Теперь гимнасты и гимнасты прыгают не через коня, а через специальный снаряд «язык» или «стол». Во-вторых, с 2006 года произошли изменения в правилах, которые не позволяют гимнастам и гимнасткам прыгать в финале два прыжка с одинаковой второй фазой. Но всё по порядку. До 2006 года гимнасты и гимнасты могли выполнять прыжки, которые отличаются лишь первой фазой, то есть наскоком на снаряд. Особенно популярны такие прыжки были у мужчин. Так как к концу 2004 года многие гимнасты предпочитают выполнять Касамацу с 1,5 винтами (или Цукахару 2,5 винта назад) и Юрченко 2,5 винта назад, либо же вместо Юрченко делать переворот вперёд и двойной пируэт вперёд. Можно сказать, что гимнасты поделились на два типа. Один тип так называемые «пируэтчики». Они выполняют оба прыжка, представляющие собой пируэта со сложностью как правило 9,9. Наиболее популярен был прыжок Касамацу с 1,5 пируэтом или Цукахара 2,5 пируэта. Но ряд гимнастов брались за особо сложные прыжки типа тройного пируэта назад. А китайские мастера предлагают миру сложнейший 2.5 пируэта вперёд, а мастер опорного прыжка Ли Сяопэн выполняет суперсложный прыжок рондат — фляк с поворотом на 180 и 2,5 пируэта вперёд. Второй тип гимнастов — это исполнители двойных сальто. Отметим сразу, что двойное сальто в 90-е годы было уделом лишь отдельных смельчаков, то в 2000-е — это стандартный элемент. Более того, в основном гимнасты стараются усложнять двойное сальто, выполняя его с поворотом или в положении согнувшись. Например, Лежек Бланик исполняет двойное сальто вперёд согнувшись, Циммерман выполняет оригинальный прыжок переворот вперёд с поворотом на 180 и двойное сальто назад в группировке, а Антон Голоцуцков ещё более оригинальный прыжок переворот вперёд — сальто вперёд с поворотом на 180 — сальто назад.

Гимнастки в основном прыгают прыжок Юрченко с двумя пируэтами, в исполнении которого достигают высочайшего мастерства. Второй прыжок гимнасток различен. Кто то предпочитает рондат — фляк с поворотом на 180 — сальто вперёд прогнувшись с поворотом на 180 или Цукахару с 1,5 пируэтами, а в редких случаях и с двумя пируэтами. Но ряд гимнасток рискует и исполняет более сложные прыжки. Например, победительница финала в опорном прыжке Олимпиады 2004 Моника Рошу выполнила прыжок Юрченко 2,5 пируэта назад, который смотрелся как вспышка на фоне тёмного неба. Или корейская гимнастка Канг Юн Ми исполняет прыжок Щербо, а Оксана Чусовитина практикует столь редкую группу прыжков с переворота вперёд и прыгает пируэт вперёд, а чуть позже и полуторный пируэт вперёд.

С 2006-го года Правила проведения соревнований изменяются и гимнасты, и гимнастки должны обязательно исполнять прыжка с различной второй фазой. Также сильно изменяется подход к начислению сложности за прыжки. Теперь разница между простыми и сложными и прыжками значительно увеличивается. Если раньше 2.5 пируэта назад и прыжок Драгулеску у мужчин отличались на 0,1 в сложности, то теперь разница составляет уже 0,4. У женщин и того больше. Ведь гимнастки в плане опорных прыжков фактически остановились в развитии и дальше Юрченко 2 пируэта развиваться не хотели. Новые же правила разграничили 2 пируэта, 2,5 пируэта и три пируэта в 0,7 друг от друга. И это привело к значительному прогрессу в сложности исполняемых прыжков. Например, к концу 2010-го года прыжок Юрченко 2,5 пируэта назад (Аманар) стал уже нормой и освоен большим количеством гимнасток. Также следует отметить китайскую спортсменку Чэн Фэй, которая прославилась не только благодаря отличному исполнению прыжка Аманар, но и своего собственного прыжка рондат — фляк с поворотом на 180 и 1,5 пируэта вперёд прогнувшись. Но тем не менее, прыжки Продуновой или Юрченко три винта остаются пока невостребованными.

У мужчин прыжок типа Драгулеску, Касамацу с двумя пируэтами или Цукахара двойное сальто назад согнувшись стали просто обязательными, чтобы выиграть финал на прыжке. Это ещё один серьёзный прогрессивный шаг в развитии гимнастики. Кроме того заметим, что многие лучшие гимнасты в отличной степени владеют двумя такими прыжками Более того, корейский гимнаст Ри Сё Гванг выполняет два уникальных прыжка — переворот вперёд — двойное сальто вперёд согнувшись с поворотом на 180 и супер-новинку Цукахару двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360.

В 2011 году 18-ти летний кореец Ян Хак Сон выполняет прыжок переворот вперёд и сальто вперед с тремя винтами. Этот прыжок становится рекордным по трудности (7.4). Через год на Летних Олимпийских играх 2012 в Лондоне он повторяет этот прыжок и занимает тем самым первое место в финале опорного прыжка.[4][5]

Развитие прыжков продолжается и оно прогрессивно. Можно только предположить, что в будущем мы должны стать свидетелями четвертного пируэта или 3,5 сальто.

Чемпионы Олимпийских Игр в опорных прыжках

  • 1952 — Виктор Чукарин, СССР
  • 1956 — Валентин Муратов, СССР
  • 1960 — Борис Шахлин, СССР и Такаси Оно, Япония
  • 1964 — Х. Ямасита, Япония
  • 1968 — Михаил Воронин, СССР
  • 1972 — К. Кесте, ГДР
  • 1976 — Николай Андрианов, СССР
  • 1980 — Николай Андрианов, СССР
  • 1988 — Лоу Юнь, КНР
  • 1992 — Виталий Щербо, Объединённая команда
  • 1996 — Алексей Немов, Россия
  • 2000 — Гервасио Деффер, Испания
  • 2004 — Гервасио Деффер, Испания
  • 2008 — Лежек Бланик, Польша
  • 2012 — Ян Хак Сон, Южная Корея

Чемпионки Олимпийских Игр в опорных прыжках

  • 1952 — Екатерина Калинчук, СССР
  • 1956 — Лариса Латынина, СССР
  • 1960 — Маргарита Николаева, СССР
  • 1964 — Вера Чаславска, Чехословакия
  • 1968 — Вера Чаславска, Чехословакия
  • 1972 — Карин Янц, ГДР
  • 1976 — Нелли Ким, СССР
  • 1980 — Н. Шапошникова, СССР
  • 1988 — Светлана Богинская, СССР
  • 1992 — Г. Оноди, Венгрия и Л. Милосовичи, Румыния
  • 1996 — Симона Аманар, Румыния
  • 2000 — Елена Замолодчикова, Россия
  • 2004 — Моника Рошу, Румыния
  • 2008 — Хон Унджон, КНДР
  • 2012 — Сандра Избаша, Румыния

Чемпионы мира в опорных прыжках

  • 1934 — Эуген Макк, Швейцария
  • 1938 — Эуген Макк, Швейцария
  • 1950 — Эрнст Гебендингер, Швейцария
  • 1954 — Лео Соторник, Чехословакия
  • 1958 — Юрий Титов, СССР
  • 1962 — Пршемысл Крбец, Чехословакия
  • 1966 — Хиросито Мацуда, Япония
  • 1970 — Мицуо Цукахара, Япония
  • 1974 — Савао Касамацу, Япония
  • 1978 — Юкио Симицу, Япония
  • 1979 — Александр Дитятин, СССР
  • 1981 — Рольф-Пауль Хеман, ГДР
  • 1983 — Артур Акопян, СССР
  • 1985 — Юрий Королёв, СССР
  • 1987 — Лоу Юнь, КНР и С. Кролл, ГДР
  • 1989 — И. Берендт, ГДР
  • 1991 — Ю Ог-юль, Южная Корея
  • 1993 — Виталий Щербо, Белоруссия
  • 1994 — Виталий Щербо, Белоруссия
  • 1995 — Алексей Немов, Россия
  • 1997 — Сергей Федорченко, Казахстан
  • 1999 — Ли Сяопэн, Китай
  • 2001 — Мариан Драгулеску, Румыния
  • 2002 — Ли Сяопэн, Китай
  • 2003 — Ли Сяопэн, Китай
  • 2005 — Мариан Драгулеску, Румыния
  • 2006 — Мариан Драгулеску, Румыния
  • 2007 — Лежек Бланик, Польша
  • 2009 — Мариан Драгулеску, Румыния
  • 2010 — Томас Буаи, Франция
  • 2011 — Ян Хак Сеон, Корея

Чемпионки мира в опорных прыжках

  • 1950 — Хелена Ракочи, Польша
  • 1954 — Тамара Манина, СССР

Анн-Софи Петерссон, Швейцария

  • 1958 — Лариса Латынина, СССР
  • 1962 — Вера Чаславска, Чехословакия
  • 1966 — Вера Чаславска, Чехословакия
  • 1970 — Эрика Цухольд, ГДР
  • 1974 — Ольга Корбут, СССР
  • 1978 — Нелли Ким, СССР
  • 1979 — Думетрица Турнер, Румыния
  • 1981 — Макси Гнаук, ГДР
  • 1983 — Боряна Стоянова, Болгария
  • 1985 — Елена Шушунова, СССР
  • 1987 — Елена Шушунова, СССР
  • 1989 — О. Дудник, СССР
  • 1991 — Л. Милошовичи, Румыния
  • 1993 — Елена Пискун, Белоруссия
  • 1994 — Джина Годжан, Румыния
  • 1995 — Симона Аманар, Румыния
  • 1997 — Симона Аманар, Румыния
  • 1999 — Елена Замолодчикова, Россия
  • 2001 — Светлана Хоркина, Россия
  • 2003 — Оксана Чусовитина, Узбекистан
  • 2005 — Чэн Фэй, Китай
  • 2006 — Чэн Фэй, Китай
  • 2007 — Чэн Фэй, Китай
  • 2009 — Кайла Вильямс, США
  • 2010 — Алисия Сакрамоне, США
  • 2011 — МакКайла Марони, США

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Опорный прыжок — WiKi

I. Прыжки лётом

В данную структурную группу прыжков, входят прыжки без переворота через голову — прыжки лётом. В настоящее время эти прыжки практически исчезли, так как за них никто не берётся (слишком мала сложность в базовой оценке, хотя многие прыжки реально очень сложны в выполнении). Прыжки лётом могут как содержать поворот вокруг вертикальной оси, так и не содержать его.

Также интересен прыжок лётом с добавлением контр-сальто назад. Данный тип прыжка так и не был внесён в официальные таблицы правил. Хотя подобные прыжки могли разнообразить комбинации гимнастов и предложить новые пути эволюции лётовых прыжков

II. Прыжки вперёд с поворотом на 360 в первой фазе полёта

Также группа прыжков, давно неиспользуемая, на международных соревнованиях. Координационно сложные прыжки, но опять-таки имеющие достаточно низкие базовые оценки, чтобы гимнаст брался за их выполнение.

III. Прыжки переворотом вперёд и Ямасита

Распространённый тип прыжков — с переворота вперёд. По физической нагрузке самые сложные из прыжков (из 3-5 групп). Поэтому базовая оценка этих прыжков, при выполнении одного и того же сальто, больше чем в остальных группах.

Переворот сгибаясь-разгибаясь называется «Ямасита», по имени первого исполнителя.

Все прыжки этой группы — это различные сальто вперёд после переворота вперёд, но к ним относится и интересный тип прыжков «Куэрво».

Куэрво — это прыжки переворот вперёд с поворотом на 180 во второй фазе и последующим сальто назад.

IV. Прыжки с рондата (Цукахара и Касамацу)

Прыжки Цукахара — в первой фазе полёта исполняется колесо с поворотом на 90 градусов (рондат) с последующим сальто назад.

Прыжки Касамацу — это прыжки с рондата с поворотом на 180 во второй фазе полёта и последующим сальто вперёд.

Прыжки объединены в одну структурную группу, так как достаточно сложно отличить прыжки типа Цукахара — пируэт назад и Касамацу — полпируэта вперёд. Для устранения спорных ситуаций в судействе, подобные прыжки объединены в одну ячейку таблиц Правил.

V. Прыжки с рондата — фляка (Юрченко)

Этот тип прыжков отличается от всех предыдущих тем, что гимнаст наскакивает на мостик не обычным прыжком, а предварительно выполнив рондат, соответственно на снаряд выполняется фляк и далее во второй фазе полёта какое-нибудь сальто.

Также есть усложнённые типы этих прыжков — «прыжки Немова», когда во фляке выполняется поворот на 180 и после отталкивания от снаряда гимнаст делает уже сальто вперёд.

Третья разновидность прыжков Юрченко — это «прыжки Щербо». Во фляке совершается поворот на 360. Этот тип прыжков ещё малоизучен, так как основной импульс наскока, который обычно используется на вторую часть прыжка (сальто), здесь частично уходит в поворот на 360 первой части. А значит, сальто во второй части получается менее энергонасыщенным и сложным. Но тем не менее, не исключено, что в будущем эти прыжки получат «второе рождение», так как перспективы у них большие.

1930-1950-е гг

В 50-е годы и ранее, прыжки представляли собой лёт через коня, а также простейшие перевороты. И сразу заметим, что мужчины прыгали через коня, расположенного в длину (поперёк), а женщины, через коня, расположенного боком к ним (продольно). К концу 50-х мужчины перешли от лёта согнувшись к лёту прогнувшись[1], который технически был значительно сложней простого переворота вперёд или рондата. Между прочим, рондат в чистом виде не использовался, а как правило гимнасты исполняли переворот боком колесо[2]. Иногда после прыжка переворотом добавлялись простые повороты (например, на 180 градусов). Если мужские прыжки были энергетически насыщенны, то женские перевороты были фактически «переваливанием» через тело коня. То есть совсем не развивались фазы полёта ни в наскоке, ни после отхода от снаряда.[3]

1960-е гг

К концу 60-х гимнастки исполняют уже отличный переворот вперёд. Наиболее популярным является переворот типа «Ямасита», то есть сгибаясь-разгибаясь. Обе фазы полёта великолепно показаны, но ни о каких усложнениях речь пока не идёт. Максимальным поворотом, которым могли порадовать гимнастки, будет поворот на 90 градусов. Мужчины доводят выполнение соскока лётом уже до усложнения поворотом на 360 градусов, а впоследствии и до 720. Но вскоре эти прыжки перестанут существовать, так как гимнастика полностью возьмёт курс на освоение прыжком типа «переворот — сальто». Переворот может быть самым различным — вперёд, назад, с поворотами и без.

Считается, что первым исполнителем прыжка переворот вперёд — сальто вперёд в группировке или полуторного сальто вперёд с рук на ноги, был советский гимнаст А.Азнавурян в 1962 г. Но на широкую арену этот прыжок вышел значительно позже — в 70-х годах. Этот прыжок совершил революцию в теории и практике прыжков. Так как потребовал совершенного новой техники отхода от снаряда и крутки. Потребовалась смена поколения гимнастов, чтобы освоить это сложное движение, ставшее родоначальником большого семейства прыжков по сальто вперёд. Но если рассматривать прыжки 60-х годов, то гимнасты в основном исполняют перевороты вперёд с усложняющими поворотами на 360 и 540 градусов.

К концу 60-х годов гимнасты всё больше углубляются к освоению технически более простого прыжка — переворот боком с поворотом на 90 (рондат) и сальто назад в группировке. Впервые такой прыжок был исполнен советским гимнастом А.Углевым, но на международных соревнованиях он впервые показан японцем Мицуо Цукахарой в 1970 г. Его имя и носит до сих пор.

1970-е гг

Хотя эволюция прыжков в 60-х была крайне вялой, но тем не менее, именно в конце 60-х был заложен фундамент для следующих поколений. Именно в 60-х показаны определяющие прыжки своих направлений — переворот-сальто вперёд и рондат-сальто назад. В 70-х эта идея продолжена советским гимнастом А.Катковым. Он исполняет оригинальный прыжок переворот боком и сальто боком. Но впоследствии почему-то боковые сальто не получили широкого продолжения и были забыты.

Уже к 1974 году гимнасты в массах осваивают и прыжок переворот-сальто вперёд и прыжок Цукахары в группировке. И вот японский спортсмен Сигэру Касамацу выполняет ещё один оригинальный прыжок, который сначала был принят за Цукахару с поворотом на 360. Но в действительности этот был прыжок совершенно иной по структуре. Этот прыжок более прост и удобен, чем классический Цукахара с пируэтом. Он представляет собой переворот боком на коня, а затем выполняется поворот на 90 градусов в противоположную сторону (то есть в сумме переворот на коне равен нулю, а не 180 градусам), и далее гимнаст исполнят сальто вперёд с поворотом на 180 градусов. То есть Касамацу за счёт переворота на снаряде «экономит» 180 градусов поворота и вместо сальто назад с поворотом на 360 градусов выполняет сальто вперёд с поворотом на 180.

К 1976 году гимнасты переходят от Цукахары в группировке к Цукахаре прогнувшись . А переворот вперёд — сальто вперёд в группировке усложняется поворотом на 180 или выполняется в положении согнувшись с и без поворота.

И наконец в 1979 году кубинский гимнаст Хорхе Роче показывает рекордный прыжок — переворот вперёд и двойное сальто вперёд в группировке. Это прыжок был единичным, но уже показывающим, что потенциал гимнастов на этом снаряде далеко не исчерпан. Хотя в массах на конец 70-х годов гимнасты в основном исполняют по два прыжка — один с переворота вперёд и сальто вперёд в группировке или согнувшись с поворотом на 180, и второй либо Цукахара прогнувшись, либо Касамацу в группировке.

Гимнастки к 1972 году по-прежнему исполняют прыжки Ямасита, а вот к 1974 переходят по примеру мужчин к прыжкам переворот вперёд с поворотом пока на 360 градусов. Если большинство гимнасток исполняет поворот во второй части прыжка то советские гимнастки, и в частности Ольга Корбут, показывают поворот в первой части прыжка, то есть в наскоке. В 1976 году Ольга Корбут ещё усложняет прыжок и выполняет поворот на 360 как в первой, так и во второй фазе прыжка.

Но как выяснилось, гимнастки не сильно отстали в прогрессе прыжков от мужчин, и 1974 году Людмила Турищива показывает прыжок Цукахары в группировке (первая исполнительница - Галина Хряпина, Ленинград), а в 1976 году Нелли Ким усложняет его, добавив поворот на 360 градусов. Что показательно, Ким исполнила именно прыжок Цукахары, а не Касамацу. Это во многом обусловлено тем, что конь, через которого прыгают гимнастки, расположен вдоль, а не поперёк, и нет возможности исполнить наскок переворот боком.

К концу 70-х годов гимнастки в массах исполняют по два прыжка разной структуры: переворот вперёд с поворотом на 360 в первой и во второй фазе полёта, а также Цукахара согнувшись. В 1980-м году советская гимнастка Елена Давыдова значительно усложняет прыжок Корбут и преобразует его в прыжок Давыдовой, а именно переворот вперёд с поворотом на 360 в первой фазе полёта и сальто вперёд в группировке во второй. Прыжки этого сложного типа так и остались невостребованными в будущем, хотя потенциал их далеко не исчерпан. Также гимнастки берутся и за выполнения мужского прыжка переворот вперёд — сальто вперёд в группировке с поворотом на 180.

1980-е гг

У мужчин прыжки с передним вращением в 80-е годы развиваются не очень бурными темпами. К примеру, в 80-х годах самым популярным прыжком этой структуры был переворот вперёд — сальто вперёд согнувшись с полпируэтом. К концу 80-х гимнасты уже в массах освоили прыжок переворот вперёд — 1,5 пируэта вперёд в группировке или полпируэта вперёд прямым телом. Заметим, что полуторный пируэт вперёд иногда принимал другую форму исполнения. Она именуется «Куэрво». Гимнаст выполняет переворот вперёд, затем в воздухе поворачивается на 180 и исполняет сальто назад в группировке с поворотом на 360 градусов. Двойное сальто вперёд пока считается прыжком близким к нереальному и исполняется лишь единицами.

Отдельно стоит отметить оригинальный и супер-сложный тип прыжков — прыжки с 1,5 сальто в первой фазе. Действительно ряд смелых гимнастов исполняли наскок на коня полуторным сальто вперёд или полуторным твистом вперёд и полпереворота вперёд во второй фазе. Позже такие прыжки были признаны сверх-травмоопасными и запрещены к применению.

А вот прыжки по сальто назад сильно развивались и прогрессировали. К примеру, на чемпионате мира 1983 года Артур Акопян демонстрирует прыжок Цукахары прямым телом с двумя пируэтами, а если быть точным, то Касамацу с пируэтом. Этот прыжок будет активно осваиваться и другими гимнастами, а концу 80-х станет самым массовым прыжком у гимнастов. Также интересен опыт чемпионата мира 1985 года, когда гимнастам предложили исполнить прыжки Цукахары с отталкиванием от коня одной рукой. После этого данные прыжки также перешли в ряд запрещённых и были исключены из правил.

Но как это не удивительно, в 80-е годы именно женщины совершили огромный качественный прорыв в развитии прыжков. И вслед за гимнастками, такой тип прыжков стали осваивать и мужчины. Первой гимнасткой, которая подарила миру прыжки с рондатовым наскоком на мост, а затем фляком на коня стала советская гимнастка Наталья Юрченко. Уже в 1983 году она исполняет рондат — фляк — сальто назад в группировке с поворотом на 360. А к концу 80-х этот прыжок стал в массах исполняться прямым телом.

Вслед за женщинами прыжки «Юрченко» активно осваиваются и мужчинами. К концу 80-х нередко можно встретить прыжок Юрченко прямым телом с двумя пируэтами.

1990-е гг

90-е годы можно назвать расцветом сложности в опорных прыжках как у мужчин, так и у женщин.

Мужчины осваивают прыжки всех структурных групп. К примеру, в прыжках по сальто вперёд, прыжок Роче встречается уже нередко, а апогеем становится Олимпиада 2000-го года, когда этот прыжок исполняют сразу несколько гимнастов. А румынский гимнаст Мариан Драгулеску ещё усложняет этот прыжок, добавив во втором сальто поворот на 180 градусов. Достигают большого прогресса гимнасты и в исполнении пируэтов вперёд. Полуторный пируэт вперёд прямым телом — это основной массовый прыжок данной структурной группы. Но некоторые гимнасты выполняли и даже двойной пируэт вперёд. А в самом конце 90-х корейский гимнаст Хонг Чул Ео выполняет рекордный прыжок в 2,5 пируэта вперёд.

С середины 90-х годов мужчины начинают осваивать новый прогрессивный тип прыжков, которые возникли на основе прыжков Юрченко, но с вращением по сальто вперёд. Одним из первопроходцев такого типа прыжков стал российский гимнаст Алексей Немов. Прыжки типа рондат — фляк с поворотом на 180 и сальто вперёд сложен и перспективен, так как сохраняет импульс наскока и отлично преобразует его в амплитуду сальто вперёд второй фазы полёта. Наиболее популярным прыжком данного типа к концу 90-х станет 1,5 пируэта вперёд прямым телом.

Прыжки по заднему сальто также активно развиваются, и гимнасты отлично обучаются сложным прыжкам как по пируэтому вращению, так и по двойному сальто. Первопроходцами двойного сальто назад стали Хонг Чул Ео с рондата и Мелиссанидис с рондата — фляка. Более того, двойное сальто назад выполняется не только в группировке, но и согнувшись. Пируэты назад были не столь популярны в этот временной отрезок, но нельзя не заметить появления 2,5 пируэтов назад.

Также примечательно появление ещё одной структурной группы прыжков — прыжки «Щербо». Это сложный тип прыжков Юрченко с поворотом на 360 в первой фазе, то есть рондат — фляк с поворотом на 360 — сальто назад прогнувшись. Эти прыжки были усложнены выполнением поворота на 360, а позже и на 720 в сальто, но популярности они не получили и были забыты. Дело в том, что гимнасты не смогли освоить полностью потенциал такого типа прыжков. Так как весь импульс первой части — наскока, терялся в большей степени на повороте на 360 во фляки и на сальто его оставалось уже значительно меньше. Можно предположить, что гимнасты ещё вернутся к этим прыжкам, но через несколько десятков лет.

Женская гимнастика также активно развивалась. Гимнастки в основном исполняют прыжки Юрченко и очень скоро осваивают прыжок в два пируэта, а в конце 90-х Симона Аманар показывает прыжок в 2,5 пируэта назад. Сальто вперёд, Цукахара и прыжки Немова и Щербо — редкость. Но и в них гимнастки достигают своих высот. Особенно показателен пример Елены Замолодчиковой, которая в конце 90-х выполняла первоклассный прыжок Цукахары с двумя пируэтами. Светлана Хоркина впервые показывает сложнейший вариант прыжка рондат — фляк с поворотом на 180 и сальто вперёд в группировке с поворотом на 540 градусов. На фоне остальных гимнасток этот элемент смотрится просто невероятным. Но самый сложный прыжок в женской гимнастике был исполнен в 1999 году Еленой Продуновой. Она сумела показать рекордный прыжок переворот вперёд — двойное сальто вперёд в группировке. До сих пор этот прыжок никем не повторён на международных соревнованиях.

2000—2010-е годы

В 2000-е годы произошли серьёзные изменения в эволюции данного снаряда. Во-первых, самое главное изменение произошло с самим снарядом. Теперь гимнасты и гимнастки прыгают не через коня, а через специальный снаряд «язык» или «стол». Во-вторых, с 2006 года произошли изменения в правилах, которые не позволяют гимнастам и гимнасткам прыгать в финале два прыжка с одинаковой второй фазой. До 2006 года гимнасты и гимнастки могли выполнять прыжки, которые отличаются лишь первой фазой, то есть наскоком на снаряд. Особенно популярны такие прыжки были у мужчин. Так, к концу 2004 года многие гимнасты предпочитают выполнять Касамацу с 1,5 винтами (или Цукахару 2,5 винта назад) и Юрченко 2,5 винта назад, либо же вместо Юрченко делать переворот вперёд и двойной пируэт вперёд. Можно сказать, что гимнасты поделились на два типа. Один тип - так называемые «пируэтчики». Они выполняют оба прыжка, представляющие собой пируэт со сложностью, как правило, 9,9. Наиболее популярен был прыжок Касамацу с 1,5 пируэтом или Цукахара 2,5 пируэта. Но ряд гимнастов брались за особо сложные прыжки типа тройного пируэта назад. А китайские мастера предлагают миру сложнейший прыжок 2,5 пируэта вперёд, а мастер опорного прыжка Ли Сяопэн выполняет суперсложный прыжок рондат — фляк с поворотом на 180 и 2,5 пируэта вперёд. Второй тип гимнастов — это исполнители двойных сальто. Отметим сразу, что если двойное сальто в 90-е годы было уделом лишь отдельных смельчаков, то в 2000-е — это стандартный элемент. Более того, в основном гимнасты стараются усложнять двойное сальто, выполняя его с поворотом или в положении согнувшись. Например, Лежек Бланик исполняет двойное сальто вперёд согнувшись, Циммерман выполняет оригинальный прыжок переворот вперёд с поворотом на 180 и двойное сальто назад в группировке, а Антон Голоцуцков — ещё более оригинальный прыжок переворот вперёд — сальто вперёд с поворотом на 180 — сальто назад.

Гимнастки в основном прыгают прыжок Юрченко с двумя пируэтами, в исполнении которого достигают высочайшего мастерства. Второй прыжок гимнасток различен. Кто то предпочитает рондат — фляк с поворотом на 180 — сальто вперёд прогнувшись с поворотом на 180 или Цукахару с 1,5 пируэтами, а в редких случаях и с двумя пируэтами. Но ряд гимнасток рискует и исполняет более сложные прыжки. Например, победительница финала в опорном прыжке Олимпиады 2004 Моника Рошу выполнила прыжок Юрченко 2,5 пируэта назад, который смотрелся, как вспышка на фоне тёмного неба. Или корейская гимнастка Канг Юн Ми исполняет прыжок Щербо, а Оксана Чусовитина практикует столь редкую группу прыжков с переворота вперёд и прыгает пируэт вперёд, а чуть позже и полуторный пируэт вперёд.

С 2006-го года Правила проведения соревнований изменяются, и гимнасты, и гимнастки должны обязательно исполнять прыжки с различной второй фазой. Также сильно изменяется подход к начислению сложности за прыжки. Теперь разница между простыми и сложными и прыжками значительно увеличивается. Если раньше 2,5 пируэта назад и прыжок Драгулеску у мужчин отличались на 0,1 в сложности, то теперь разница составляет уже 0,4. У женщин и того больше. Ведь гимнастки в плане опорных прыжков фактически остановились в развитии и дальше Юрченко 2 пируэта развиваться не хотели. Новые же правила разграничили 2 пируэта, 2,5 пируэта и три пируэта в 0,7 друг от друга. И это привело к значительному прогрессу в сложности исполняемых прыжков. Например, к концу 2010-го года прыжок Юрченко 2,5 пируэта назад (Аманар) стал уже нормой и освоен большим количеством гимнасток. Также следует отметить китайскую спортсменку Чэн Фэй, которая прославилась не только благодаря отличному исполнению прыжка Аманар, но и своего собственного прыжка рондат — фляк с поворотом на 180 и 1,5 пируэта вперёд прогнувшись. Но тем не менее, прыжки Продуновой или Юрченко три винта остаются пока невостребованными.

У мужчин прыжок типа Драгулеску, Касамацу с двумя пируэтами или Цукахара двойное сальто назад согнувшись стали просто обязательными, чтобы выиграть финал на прыжке. Это ещё один серьёзный прогрессивный шаг в развитии гимнастики. Кроме того заметим, что многие лучшие гимнасты в отличной степени владеют двумя такими прыжками Более того, корейский гимнаст Ри Сё Гванг выполняет два уникальных прыжка — переворот вперёд — двойное сальто вперёд согнувшись с поворотом на 180 и супер-новинку Цукахару двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360.

В 2011 году 18-летний кореец Ян Хак Сон выполняет прыжок переворот вперёд и сальто вперед с тремя винтами. Этот прыжок становится рекордным по трудности (7,4). Через год на Летних Олимпийских играх 2012 в Лондоне он повторяет этот прыжок и занимает тем самым первое место в финале опорного прыжка.[4][5]

Развитие прыжков продолжается и оно прогрессивно. Можно только предположить, что в будущем мы должны стать свидетелями четвертного пируэта или 3,5 сальто.

2010 г. — н.в.

Уже в 2013 году произошло очередное грандиозное изменение в структуре оценки прыжков у мужчин. А именно, все прыжки были понижены в стоимости ровно на один балл, кроме ультра-сложных прыжков Ри Се Гванга, которые получили базовую оценку 6,4. Уже к 2014-му году стало очевидно, что, даже обладая двумя прыжками по 6,0 балла, гимнаст не гарантирует себе медаль в финале, т.к. целая плеяда гимнастов успела успешно освоить прыжок Цукахара - двойное сальто назад в группировке с пируэтом, которое, впрочем, выполняется по схеме "переворот боком - сальто вперёд с поворотом на 180 - сальто назад". А Ян Хак Сеон вообще усилил свои позиции, добавив и второй прыжок на 6,4 - Касамацу с 2.5 винтами. Победителем в финале на опорных прыжках Чемпионата мира 2014 года стал Ри Се Гванг, который убедительно доказал, что два прыжка по 6,4 - это огромный козырь в руках гимнаста. Отметим также, что мужчины стали чаще прыгать прыжок Юрченко с тремя пируэтами, который в 2013 году был впервые на международной арене исполнен японцем Кензо Шираи[6], хотя неофициально этот сложный винтовой прыжок исполнялся ещё в 2007-м году.

На Олимпийских играх 2016 года украинский гимнаст Игорь Радивилов совершает революционный качественный прорыв в развитии опорных прыжков. Он сумел выполнить фантастический прыжок. С переворота вперёд - тройное сальто вперёд (3,5 сальто вперёд)![7] Прыжку присвоили базовую оценку в 7,0, что конечно не так много для такого элемента. Но т.к. прыжок был выполнен с падением, то имя "Радивилов" присвоено ему не было. На этой же Олимпиаде Кензо Шираи успешно демонстрирует сложнейший винтовой прыжок с сложностью в 6,4 балла - Юрченко с 3,5 пируэтами[8].

ru-wiki.org