Упражнения на кольцах – развитие по спирали. На кольцах спортивная гимнастика
Упражнения на кольцах
Кольца являются самым трудным спортивным снарядом. Ведь они двигаются, а руки находятся под действием веса собственного тела, поэтому в сильнейшем напряжении пребывают все мышцы корпуса и рук. На них можно делать специальные упражнения из разряда спортивной гимнастики, но для таких сложных движений нужны годы ежедневных тренировок с тренером. Да и сложные трюки на кольцах часто становятся причиной проблем с суставами, поскольку руки получают чрезмерные нагрузки. Поэтому чтобы развить силу, выносливость, гибкость можно делать совсем простые упражнения, которые доступны на других снарядах. Для тех, кто хочет большего результата, можно делать некоторые упрощенные трюки и из спортивной гимнастики.
Характеристика
Кольца двигаются в разных направлениях, поэтому мышцы должны не просто принимать участие в упражнении, но еще и удерживать тело в определенном зафиксированном положении. Таких статических нагрузок невозможно достичь на других снарядах, именно статика увеличивает в разы нагрузку и делает мышцы не просто сильнее, но и рельефнее. Профессиональные гимнасты имеют пропорциональное атлетическое телосложение, их мышцы гармоничны, и в значительной степени это благодаря именно кольцам. Чего стоит одно упражнение крест — оно выглядит просто, но удержаться на вытянутых руках довольно трудно.
Кольца помогают развить не только основные мышцы, но и множество мелких мышцы, о существовании которых мы даже не подозреваем и их не можем целенаправленно развить, делая силовые упражнения на неподвижных снарядах. Тренировки можно начинать даже не имея определенной физической подготовки, этот снаряд как раз предназначен, чтобы улучшать силу организма из любого начального состояния.
Отдельно нужно сказать о доступности самих колец. Кольца можно купить профессиональные, а можно изготовить самостоятельно — выточив или даже применив прочные ручки прямоугольного сечения, они не обязательно должны быть круглыми. Крепятся такие аксессуары на канаты с помощью специальных узлов, которые затягиваются при нагрузках. Крепить можно к турнику, гимнастической стенке, даже к прочному суку на дереве. Если творчески подойти, для крепления можно использовать трос и даже цепи. Таким образом заниматься можно не только в спортивном зале, но и во дворе, даже на природе. Это доступный и недорогой спортивный снаряд, которые еще и не занимает много места, но при этом очень эффективный.
Занятия
Начинающим спортсменам подойдут простые упражнения на кольцах:
- Отжимания как от пола, только в руках должны быть кольца (их нужно опустить к полу). Руки не должны дрожать и двигаться в горизонтальной плоскости. Это довольно трудно, поэтому для начала можете поднять кольца выше, например до уровня пояса. Потом нагрузку можно увеличить, подняв ноги выше уровня рук. Можно делать упражнение «планка» — упор как при отжиманиях, но без движения, нужно простоять так как можно дольше, до трех минут. У кого проблемы с сердцем, нужно быть осторожным с отжиманиями, ведь они непосредственно нагружают и сердечную мышцу.
- Подтягивание похоже на подтягивание на обычной перекладине. Держать кольца без движения трудно, но для этого упражнения это необходимо. Начинать можно с подтягивания, когда ноги на полу, а тело под углом. Только держать нужно тело прямо и неподвижно, стараясь коснуться колец грудной клеткой.
- Подъем ног в висе — обычная тренировка пресса, поднимаете прямые ноги, но для начала можно тренироваться с ногами, согнутыми в коленах.
- Делайте угол ногами в положении упора прямыми руками на кольцах. Это уже из разряда спортивной гимнастики, довольно трудно, но к таким сложностям и стремятся спортсмены, которые уверенно себя чувствуют на более простых упражнениях. Это упражнение может быть подготовкой к более сложному — кресту, так как оно хорошо развивает статическую выносливость рук.
- Упражнение крест — очень трудное, доступное профессионалам. Но стремление к его освоению подойдет и начинающим спортсменам. Это статическое упражнение с простым названием крест называют еще железным крестом, крестом Азаряна, вертикальным самолетом. Крест делать немного легче, чем упражнение вертикальный упор в прямом положении, но и его освоить довольно трудно. Попробуйте повисеть с руками, которые идут под углом в 90 градусов к телу, постепенно, на несколько секунд, увеличивая время такой нагрузки. Крест является связкой к многим трюкам — переворотам, соскокам, поэтому, освоив его, вы сможете развиваться в этом виде спорта далее.
gimnastikasport.ru
Упражнения на кольцах – развитие по спирали - Спортивная гимнастика - Блоги
В упражнении на кольцах можно выделить два класса элементов: силовые и технические. И вот, если проследить за эволюцией комбинаций гимнастов на кольцах, то можно прийти к выводу, что они развиваются по спирали, но с увеличивающимся радиусом. Т.е. в какой-то период времени комбинации становятся силовыми, затем резко меняются в сторону техники, потом опять приходят к доминированию силовой части, но уже следующего порядка и т.д.
1 период – до 1964 года
Первый период в развитии гимнастики на кольцах достаточно продолжительный. Он начинается сложно сказать, когда и продолжался до начала 60-х годов (примерно до 1964 года). К примеру, в 1938 году программы гимнастов выглядели следующим образом (2:37…4:57):
Все гимнасты выполняют схожие программы. Эти комбинации чисто силовые. Маховая часть сводится только к простому выкруту назад и сальто назад прогнувшись. Зато силовая достаточно солидная. Очень много силовых перемещений, обороты назад силой в упор и в стойку на руках. Все гимнасты исполняют упор руки в стороны или «крест», даже есть попытки выполнить крест в стойке на руках или «обратный крест». Абсолютно все гимнасты исполняют силовые дожимы в стойку на руках. Также выполняются горизонтальные висы сзади и спереди.
В 1956 году гимнастика на кольцах выглядит следующим образом: (12:47)
Или так:
Заметно некоторое уменьшение силовых элементов в программе. Появляются первые простые маховые подъёмы, которые заканчиваются упором или через согнутые руки стойкой силой. Маховая часть по прежнему отсутствует. Комбинации на 90% силовые. Соскок простой – как правило полпируэта назад прогнувшись.
2 период – с 1965 по 1988 год
В середине 60-х годов выдающийся советский гимнаст Михаил Воронин исполняет принципиально новый элемент, который открыл совершенно другой потенциал в упражнениях на кольцах.
Он исполнил большие обороты из стойки в стойку на руках с прямыми руками, т.е. не силовым, а чисто техническим способом.
С этого момента международная федерация спортивной гимнастики (FIG) принимает решение изменить правила так, чтобы простимулировать именно маховые элементы на кольцах.
Начинается новый виток спирали эволюции. Программы гимнастов меняются буквально на 180 градусов. Уже в 1966 году на чемпионате мира программы выглядят следующим образом.
Если в 50-е годы в комбинациях ведущих спортсменов было по 4-5 силовых элементов, в основном разновидностей креста. То в 1966 остался только один подъём в крест. Половина программы чисто маховая. На Олимпийских играх ситуация похожая: 1-2 силовых подъёмов в крест, силовая стойка силой и большие обороты вперёд и назад.
Проходит четыре года. И ничего не меняется кроме соскока. Это всё говорит о очень большой консервативности снаряда «кольца». На остальных снарядах за три олимпийских цикла программы претерпевают значительные перемены. Итак, в 1976 года на Олимпиаде программы гимнастов остаются такими же, как и в предыдущих двух циклах. Но вот соскок становится значительно сложнее. Теперь это уже двойное сальто назад в группировке с пируэтом.
Перелистнём сразу 7 лет и посмотрим на программы гимнастов 1983 года.
В целом программа осталась такой же, но соскок ещё усложняется – теперь это тройное сальто назад или двойной бланш назад. Но всё таки FIG задумывается на тем, что как то неправильно взять сделать кольца чисто маховым снарядом. Вводится условие, что гимнасты должны показать хотя бы два силовых элемента. Один из этих элементов в 99% программ – крест. А вот второй элемент в большинстве случаев – горизонтальный упор ноги вместе. Гимнасты 80-х годов не так много времени уделяют чисто силовой подготовке, поэтому горизонтальный упор исполняется с прогнутой спиной и часто выше горизонтали.
Часть гимнастов начинает пробовать включать в программу обратный крест. Но опять-таки, выполняется он с углом 45 градусов от горизонтали. Характерным для 80-х годов и является исполнение в массах стойки на руках силой через горизонтальный упор.
Следующим этапом прогресса программ можно назвать 1988 год. На Олимпиаде гимнасты исполняют такие комбинации.
Помимо перечисленных выше элементов, гимнасты добавляют в комбинацию двойное обороты вперёд в кольцах как в группировке, так и согнувшись. Этот элемент впервые был исполнен японским гимнастом Коджи Ямаваки в начале 80-х, но популярность получил в 1987-88 годах.
3 период – с 1989 по 1996 год
В конце 80-х годов стало ясно, что потенциал силовых элементов на кольцах не используется и на 50%. Многие мировые гимнасты включают в свои программы обратные кресты, а также был в очень грязном исполнении (с огромным прогибом в спине и высоко) исполнен горизонтальный упор руки в стороны или «самолёт».
FIG предлагает гимнастам увеличить количество сложных силовых элементов комбинации. Причём не просто силовых, а горизонтальных упоров и обратного креста. И не только повысить количество, но и стараться сделать их ближе к эталонному образцу. Но путь этот выдался долгим и трудным.
И всё-таки, через четыре года к Олимпиаде 1992 года гимнасты действительно подняли уровень силовой подготовки. К примеру, Андреас Вецкер исполняет два разных способа исполнения обратного креста, горизонтальный упор и крест. Но при этом сохранена маховая часть и сложный соскок. Но качество исполнения обратных крестов пока далеко от идеала.
Ставится и интересный эксперимент в маховой части. Гимнасты исполняют элементы с скрещением тросов. Но эксперимент будет признан не удачным и эти элементы с 1993 исчезнут из правил.
И тем не менее, уже после 1992 года гимнастика стала уверенно двигаться по пути наращивания силовой составляющей в комбинациях. Нужен был пример качественного исполнения таких элементов. Т.к. такой сложный элемент как самолёт ценился также, как и обратный крест. И всё из-за того, что исполнялся через прогиб и был нечто среднее между горизонтальным упором и самолётом.
Таким гимнастом стал «Властелин колец» и самый титулованный кольцевик за всю историю гимнастики Юрий Кеке.
Он показал просто потрясающую силовую часть на Чемпионате мира 1993 года. Два обратных креста с исполнением, близким к идеальному. А также шикарно исполненным самолётом.
С 1993 года начинается активное использование в спортивной гимнастике такого силового элемента как горизонтальный упор руки в стороны. Именно с широким разведением рук, с положением тела на уровне колец и без прогиба в пояснице. Самолёт или «мальтийский крест» становится знаком качества силовой части.
Юрий ещё будет совершенствовать свою технику выполнения силовых элементов. Но на период середины 90-х его силовая была лучшей. Безусловно в будущем самолёты будут исполняться ещё на более высоком качестве. Но какова оригинальность исполнения креста на ОИ 1996 года. Знаменитые кивки головой в стиле Альберта Азаряна. Но только с силовым элементами совсем иного порядка.
4 период – с 1997 по 2000 год
Гимнасты в массах к ОИ 1996 года стали повышать уровень своей силовой части. Один силовой элемент шёл в след за другим. Но FIG решает, что этот путь не очень интересный. И опять ставится эксперимент к преобладанию маховой части над силовой, но уже на другом уровне.
Даются большие прибавки за исполнение сложных силовых элементов после маховых. Наиболее популярны становятся подъёмы махом назад и вперёд в обратный крест и самолёт.
Самым выдающимся гимнастом с силовой частью такого типа стал венгерский гимнаст Сильвестр Цолани. Он исполняет три подряд маховых элемент в сложнейшие силовые статические.
Но не все гимнасты выбирают такой путь. Некоторые больше довлеют к исполнению чисто силой части с минимум маховой. Выдающийся гимнаст Йордан Йовчев ещё в 1997 году выполняет программу, в которой есть подъём махом назад в самолёт, причём очень высокого качества.
Из самолёта силой дожимает в горизонтальный упор. Переворот назад в обратный крест. Затем подъём махом назад в обратный крест. Хонма прогнувшись в крест и сложный и уникальный силовой элемент – из креста опуститься в вис и из виса силой разводя руки в стороны опять подняться в крест. И того 6 сложных силовых элементов. Два из которых выполнены махом, а четыре силой. Пожалуй лучшее на тот период время соотношение. Но всё-таки как исключение из правил.
Следующее важное изменение в правилах – это значительное поощрение двойных оборотов назад в кольцах. Двойной оборот назад в кольцах – самый сложный маховый элемент и в наши дни. Впервые были выполнены в начале 80-х годов Григорием Гоцоги, но очень мало кем исполнялись. В последствие, были исполнены прямым телом американцем ОНейлом.
Так вот с 1996 года по 2000-й за связки двойных оборотов назад дают прибавки. Хочу сказать, что комбинации смотрелись очень зрелищно. Подряд гимнасты исполняли два или три двойных оборота в разных положениях тела. Маховая часть выходит на свою пиковый уровень, не считая соскока, которые стали проще по сравнению с 80-ми годами. Теперь, в большинстве случаев это простой двойной бланш назад. Тройные сальто становятся большой редкостью.
5 период – с 2001 по 2005 год
Спираль эволюции продолжает раскручиваться. Настаёт очередь возвращения силовой части с большим потенциалом. С 2001 года вводятся прибавки за соединение силовых элементов между собой. Т.к. силовая часть периода 1997-2000 выглядит как набор отдельных пусть и сложных элементов.
С 2001 года появляется плеяда очень сильных кольцевиков. Йордан Йовчев выходит на первое место по сложности своей силовой части. Комбинация в плане базовой оценки была ограниченна 10-ю баллами, но Йордан фактически исполняет более сложную программу в 2004-м году.
Гимнаст исполняет подряд 5 сложнейших силовых элементов, часть из которых являются дожимами из одного в другой. А вот маховая часть упрощается до уровня 70-х годов…Исчезли двойной обороты в кольцах как вперёд, так и назад. Соскоки стали простыми – это в большинстве случаев двойное назад прогнувшись.
Пик данных программ приходится на 2005 год. Если вы любитель длинных связок из силовых элементов, то 2005 год – это ваш выбор.
Чемпионом мира становится силач из Нидерландов Юрий Ван Гелдер с убойной силовой частью.
Он исполняет 6(!) силовых элементов подряд. Причём и самолёты, и обратные кресты выполнены абсолютно идеально!
И такие программы исполняются массово. 5 силовых подряд или с небольшим разбавлением – норма в 2005-м году.
6 период – с 2006 по 2008 год
Этот период можно было не выделять как отдельный, т.к. он продолжает оставаться силовым. Но тем не менее, программы гимнастов меняются. С 2006 года правила проведений соревнований претерпевают значительные изменения. Появляется базовая оценка, чисто теоретически ничем не ограниченная сверху. Т.е. сколько ты выполнил сложных элементов, столько получишь базы.
Хотя в 2005 году и исполнялось подряд 5-6 силовых элементов, но сами они были не максимально сложными. А ведь в правилах есть уникальные супер-элементы, которые никто не выполняет. Поэтому с 2006 года начинают массово использоваться элементы высшей группы сложности F. Это в большинстве случаев переворот назад силой в самолёт (Азарян в самолёт). Но помимо этого, от гимнастов стало требоваться исполнение сложного махового элемента и сложного соскока. Это «подкашивает» сильных силовиков, не владеющих маховой частью. Целый ряд гимнастов топ-уровня 2005 года исчезает из рейтинга сильнейших и появляются новые.
Так на Чемпионате мира 2006 года Ван Гелдер исполняет потрясающую программу:
Раз прибавки даются только за связки силовых элементов с повышением уровня тела по отношению к предыдущему, то стали широко распространены силовые дожимы в обратные креста и самолёты. Также даётся группа F за Хонму в самолёт.
Но когда свою комбинацию исполнил ещё мало кому известный китаец Ибин Ченг, то стало ясно…Скорее всего Юрий не поедет на Олимпиаду 2008 (путёвку получал только чемпион мира).
Комбинация китайца была выполнена просто безупречно. Такие линии и такая силовая часть, плюс отличный соскок с раскрыванием. Начинается эра доминирования китайцев на кольцах.
7 период – с 2009 по 2016 год
C 2009 года запрещены маховые элементы в силовые, которые представляют собой по сути два разных элементы: подъём махом вперёд в обратный крест или самолёт, Хонма в самолёт или обратный крест. Также исчезают прибавки за связки силовых элементов вообще!
Это приводит к тому, что гимнасты начинают использовать в своих программах одиночные, но самые сложные силовые элементы. Если вы хотите увидеть самые сложные силовые элементы по-одиночке, то период 2009…2016 ваш выбор.
В 2009 году Ян Миньонг становится чемпионом мира. Он исполняет помимо «Азаряна в самолёт» свой «Азарян в горизонтальный упор». Эти два силовых элемента станут основой программ всех топовых гимнастов этого периода. Также Миньонг в идеальном исполняет редчайший и супер-сложный силовой дожим из горизонтального виса сзади в самолёт. И этот элемент станет не редкостью в будущем у других гимнастов, хотя до 2009 года его никто не исполнял.
Александр Баландин предлагает своё видение на силовую часть. Он исполняет три схожих сложнейших дожима из виса в самолёт, обратный крест и горизонтальный упор. Они вносят разнообразие в схожие программ других спорсменов. Сама комбинация исполняется Александром очень чисто!
И ещё одним оригинальным решением является исполнение самого сложного силового элемента на кольцах – обратного самолёта. Фактически только француз Дэни Родригес и иорданец Али Захран исполняли его и причём с высочайшим качеством. Родригес стал автором целого ряда модификаций обратного самолёта. Он демонстрировал их ещё в 2008 году:
Захран выполнил очень сложный силовой вход в обратный самолёт из горизонтального виса сзади.
И только к 2015 году начинает появляться новый тип гимнастов. Сочетающий как мощную силовую часть, так и сложную маховую. Первым, и, пожалуй, единственным, таким спортсменом является Ю Хао. К своей сложнейшей силовой он добавляет двойной оборот назад прогнувшись и соскок двойным бланшом с двумя винтами.
К 2016 году гимнасты стали делать очень сложные силовые части, но увы…Практически исчезает обратный крест. Т.к. именно элемент в стойке является самым большим источником ошибок. Также гимнасты стали исполнять силовые элементы с раскрыванием кистей, чтобы продемонстрировать отсутствие глубокого хвата, за наличие которого вычитают одну десятую.
8 период – с 2017 по … год
С 2017 года начался новый виток спирали. Как мы привыкли, он опять идёт в сторону маховой составляющей. Теперь от гимнаста требуется исполнять силовой элемент не только дожимом силой, но и махом. Все больше требований, чтобы соскок был максимально сложным. И возможно в будущем опять появятся двойные обороты назад.
К чему приведёт развитие гимнастики мы будем наблюдать в будущем.
www.sports.ru
Кольца (гимнастика) Википедия
Это статья о гимнастическом снаряде. См. также Кольцо
Гимнаст на кольцахКольца — один из снарядов в спортивной гимнастике. Упражнения на кольцах входят в программу мужских соревнований.
Описание
Кольца — подвижный снаряд, представляющий собой два кольца из недеформируемого материала, подвешенные на высоте на специальных тросах.
В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по упражнениям на кольцах среди мужчин, в которых разыгрывается комплект медалей; также соревнования на кольцах входят в программу командного и абсолютного первенства среди мужчин.
Согласно правилам ФИС — Федерации гимнастики — точка подвеса колец должна располагаться на высоте 5,75 метров над уровнем пола, сами кольца — на высоте 2,75 метров. В спокойном состоянии расстояние между кольцами — 50 см, их внутренний диаметр 18 см.
Упражнения на кольцах состоят из статических элементов и динамических — подъёмы, обороты и выкруты. Завершаются упражнения акробатическим соскоком. Для начала упражнения спортсмен пользуется помощью ассистента, подсаживающего его на снаряд. Упражнения на кольцах требуют от спортсмена большой физической силы, причём статические элементы в силовом плане зачастую более сложны, чем динамические. Любой статический элемент считается засчитанным, если он удержан не менее чем 2 секунды. Самые известные и наиболее сложные статические элементы при выступлениях на кольцах:
- «Крест» — элемент, в ходе которого гимнаст неподвижно повисает на горизонтально вытянутых прямых руках.
- «Самолёт» — горизонтальный упор, при котором руки разведены в стороны и тело находится в одной плоскости с кольцами.
- «Обратный самолёт» — равновесие, при котором тело находится в одной плоскости (горизонтальной) с кольцами, руки разведены в стороны, спина обращена к полу, живот к потолку.
Судьями оценивается сложность и чистота исполнения элементов, а также качество соскока.
Структурные группы элементов на кольцах
I. Маховые элементы в висе, подъёмы в упор или упор углом
К элементам первой структурной группы относятся различные маховые элементы: выкруты вперёд и назад, большие обороты без удержания положения стойки на руках, сложные двойные обороты назад и вперёд.
Также сюда входят подъёмы разгибом, махом назад, махом вперёд, переворотом назад, переворотом вперёд (Хонма) и др. Подъёмы позволяют гимнасту из положений висов перейти к положению упора или упора углом.
II. Маховые элементы в стойку на руках (стойка на руках удерживается не менее 2 секунд)
Во вторую группу входят подъёмы махом назад и переворотом в стойку на руках, а также движения большим махом — большие обороты назад и вперёд.
III. Маховые элементы, заканчивающиеся статическим элементом (не угол, не стойка на руках)
В третью группу входят очень сложные маховые элементы, конечным положением которых является сложный статический элемент, так как: высокий угол, крест, горизонтальные упоры.
IV. Статические и динамические силовые элементы
К данной структурной группе относятся все статические элементы: углы, горизонтальные висы, кресты, горизонтальные упоры.
Также сюда входят силовые подъёмы и опускания (в стойку на руках и из стойки, в упор и из упора, из одного статического элемента в другой).
V. Соскок
Комбинация на кольцах заканчивается соскоком. Соскок представляет собой сальто (одинарное, двойное и т. д.) вперёд или назад с поворотом или без него по вертикальной оси. В зависимости от сложности соскока гимнаст получает ту или иную прибавку как за выполнение специального требования.
Эволюция комбинаций гимнастов на кольцах
Комбинации гимнастов на кольцах состоят из двух частей — силовой и маховой. И с течением времени мы не раз заметим, что программы гимнастов на этом снаряде будут иметь то яркий силовой оттенок, то маховый, затем опять вернётся мода на силовую гимнастику, но уже на более высоком уровне сложности, потом опять вернутся маховые элементы, ставшие в несколько раз сложней и динамичней и т. д. То есть кольца — это снаряд, на котором ярче всего прослеживается тенденция развития «по спирали» с увеличивающимся радиусом.
1930-1950-е годы
Комбинации гимнастов в 30-е годы[1] представляют собой ярчайший пример чисто силовой гимнастики. То есть маховая часть ограничивается лишь выкрутами назад или вперёд без всякого развития амплитуды маха, а также простым соскоком — сальто назад прогнувшись. Но силовая часть просто великолепна. В те времена, любой силовой элемент требовалось удержать в течение 3 секунд. И гимнасты исполняли все элементы медленно исключительно на силе. А выполняли гимнасты 30-х многое. Углы, стойки на руках силой (как согнувшись, так и прогнувшись), силовые обороты назад в стойку на руках или в упор и т. д. Гимнасты в массах прекрасно владели таким сложнейшим элементом как упор руки в стороны или «крест». Сейчас сложно точно сказать, когда его начали держать — десятки или сотни лет назад, но на соревнованиях 1936 года крест выполняется абсолютно всеми гимнастами в самых разных исполнениях — опускание из упора, подъём махом назад в крест, из креста медленное дожатие в упор, силовой оборот назад или вперёд в крест. Более того, гимнасты исполняют крест в стойке на руках или «обратный крест», который будет популярен лишь через 50 лет! А также можно видеть попытки исполнения горизонтального упора руки в стороны или «самолёт». Пусть через согнутые руки и с прогибом в пояснице, но попытки исполнения велись уже тогда.
Теперь перенесёмся из 30-х годов на тридцать лет вперёд в конец 50-х. можно видеть, что комбинации гимнастов практически не изменились. По-прежнему, силовая часть — это и есть все 99 % комбинации. Маховая часть представлена выкрутами и соскоком. Правда, уже начались вестись попытки исполнения больших оборотов назад и вперёд через согнутые руки. Выдающимся мастером 50-х годов был советский гимнаст Альберт Азарян[2]. Он не только был двукратным олимпийским чемпион и двукратным чемпионом мира в упражнении на кольцах, но его комбинация была образцом для всех гимнастов конца 50-х годов. В его комбинации были следующие элементы: силой из виса переворот назад в крест. Этот элемент Альберт выполнил впервые в мире, и он до сих пор в международных правилах носит имя «Азарян». Далее следовал плавный силовой дожим из креста в упор углом. После чего опять таки на силе оборот вперёд в упоре в стойку на руках. Большой оборот вперёд сгибая руки, а затем подъём махом назад в крест. После креста опять дожать до упора и прогнувшись сгибая руки стойка на руках силой. Силой оборот назад в крест. А дальше следует его находка. Дело в том, что Альберт не только с улыбкой удерживал все статические элементы, но и на Олимпийских играх повернулся в кресте к судьям спрашивая их, достаточно ли долго он удерживает крест, чтобы его зачли. Именно так и появился знаменитый «крест Азаряна». Крест Азаряна — это так называемый «косой крест», то есть крест с поворотом на 90 градусов. Этот элемент несколько десятков лет просуществовал в правилах, но практически не использовался гимнастами в своих комбинациях и был исключён из правил, как очень редкий. Альберт Азарян поворачивался в своём кресте направо, налево, затем держал положенные 3 секунды обычный крест, после чего демонстрировал горизонтальный вис спереди и после выкрутов прогнувшись исполнял соскок сальто назад прогнувшись.
Как мы видим в конце 50-х наиболее сильная комбинация состоит из массы заходов в крест и силовых дожимов до упора и стойки, а также незначительной маховой части.
1960-е годы
А вот в 60-е годы[3] произошла просто революционная перемена в комбинациях гимнастов. Она обязана своим появлением выдающемуся советскому гимнасту Михаилу Воронину. Михаил первым в мире использовал принципиально новую технику исполнения больших оборотов и она позволила выполнить обороты с прямыми руками. Это произвело настоящий переворот в осмыслении возможностей исполнения маховых элементов на кольцах. В результате был выдвинут лозунг «кольца — снаряд маховый и будем его развивать в этом направлении». То есть с середины 60-х гимнасты больше не исполняют такие мощные каскады силовых элементов, как в 50-х, а полностью переключаются на исполнение высоких выкрутов и больших оборотов. Соответственно и соскоки усложнились на порядок. Теперь гимнасты исполняют двойные сальто назад[4], а также пируэтные соскоки.
Если говорить о том, что же из себя представляли комбинации гимнастов 60-х, то они включали в себя следующие элементы: большие обороты назад и вперёд, отодвиги со стойки на руках в высокие выкруты, подъём махом вперёд в угол, стойка на руках силой, два силовых элемента, соскок. Силовыми элементами чаще был крест или реже обратный крест, а также элемент Воронина (со стойки силовое опускание в горизонтальный вис сзади), горизонтальный вис спереди.
1970-е годы
Комбинации гимнастов 70-х продолжают идею развития маховых элементов. Если в конце 60-х только ведущие гимнасты мира могли выполнить большие обороты с прямыми руками, то в 70-х это уже массовый элемент. Вообще, в плане прогресса комбинаций, можно сказать, что 70-е — это совсем неторопливое время. Программы спортсменов практически не изменились. Помимо больших оборотов и высоких выкрутов, в 1976 году японским гимнастом Фукио Хонмой был показан оригинальный элемент — подъём переворотом вперёд в упор. Это логичное продолжение эволюции маховой техники стало достоянием каждой комбинации ведущих мастеров. Более того, к концу 70-х гимнасты исполняют Хонму с отмахом в стойку на руках[5]. Также популярен в это время, в общем, не сложный элемент — подъём разгибом в упор. Есть практически в каждой программе. Гимнасты 70-х годов большее внимание уделяли усовершенствованию соскоков. От двойного сальто в группировке, гимнасты быстро перешли к соскоку Мицуо Цукахары[6] — двойное сальто назад в группировке с пируэтом. Пируэт выполняется как целостно во втором сальто, так и делится на два поворота по 180 в каждом. А концу 70-х, гимнасты уже вышли на уровень хорошего двойного сальто назад прогнувшись. Если сначала этот соскок выглядел как нечто среднее между положением прогнувшись и согнувшись, в нём сгибались или разводились ноги, то к концу 70-х это уже действительно качественный двойной бланш. Например, можно привести в пример исполнение этого соскока Николаем Андриановым[7]. Отметим также особенный соскок Клауса Кёсте или махом назад сальто назад в группировке. Соскок очень необычный, но популярности он не получил. Впоследствии гимнасты исполняли этот соскок даже прогнувшись с пируэтом, но это были единичные явления.
Силовые элементы также развивались, хотя в каждой программе был всего лишь один, максимум два сложный статических упора. Как правило, гимнасты исполняют крест с различным, и чаще всего, маховым подъёмом в него. В том числе, пользуется популярность Хонма в крест. Помимо креста гимнасты начинают включать в свои комбинации горизонтальный упор ноги вместе. Правда техника его выполнения далека от идеала (иногда упор удерживается даже под 45 градусов). Стойка на руках силой всё чаще исполняется с прямыми руками и прямым телом. Этот оригинальный «бланш» будет популярен и в следующем десятилетии.
1980-е годы
Комбинации гимнастов начала 80-х не сильно отличаются от комбинаций конца 70-х. гимнасты продолжают развивать маховые элементы. К примеру, в 1981 году Юрий Королёв исполняет тройное сальто назад в соскок. Тройное сальто было выполнено уже в конце 70-х, но тогда это была диковинка, элемент из разряда невозможного. А в 80-е тройное сальто станет достоянием очень многих гимнастов. Вот на чемпионате мира 1983 года подавляющее большинство гимнастов исполняют сложные соскоки: двойное сальто назад в группировке с двумя винтами, двойное сальто назад прогнувшись с винтом и тройное сальто назад. Совершаются также редкие попытки исполнения двойного сальто вперёд в группировке, а также с поворотом на 180 во втором сальто. Также интересный опыт ставит китайский спортсмен Ли Нинг[8]. Он переносит на кольца элементы, которые казалось бы присущи только для перекладины. Это подъём махом вперёд из виса сзади в упор и чуть позже полный большой оборот назад в упора сзади. К 1983 году в каждой комбинации гимнастов два силовых элемента — горизонтальный упор ноги вместе и либо крест (чаще всего), либо обратный крест
К концу 80-х комбинации гимнастов также не сильно меняются. К маховой части гимнастов добавляется новинка — двойные обороты вперёд в группировке или согнувшись. А Георгий Гуцоги исполняет и сложнейший двойной оборот назад в кольцах. Этот сверхтрудный элемент в 80-е годы популярен не будет, а его «пик славы» придёт в 90-е. Силовая часть несколько усложняется. Статических элементов по прежнему два, но гимнасты высокого уровня усложняют эти два элемента. Наибольшей популярностью пользуется «Азаряна крест», то есть из виса силой переворот назад в крест. Второй элемент представляет собой сложный выход в горизонтальный упор (например, подъём махом назад) или в обратный крест (подъём переворотом или махом назад). Иногда можно встретить и такие оригинальные находки как подъём махом вперёд в высокий угол, как в комбинации Владимира Новикова[9].
1990-е годы
Как можно заметить, на протяжении 20-ти лет эволюции комбинаций гимнастов практически не было. Гимнастика развивалась медленно, постепенно добавляя незначительные усложнения в свою программу. Комбинации 90-х годов сильно отличаются! Функционеры FIG решили поменять подход к построению комбинаций гимнастов, и вот эволюция этого снаряда совершает очередной виток спирали эволюции. С 1992-го года правила меняются, и от гимнастов требуется выполнять преимущественно сложную силовую часть. То есть программы на кольцах из маховых начинают превращаться в силовые. Но прежде чем перейти к рассмотрению этой новой эпохи гимнастики, взглянем на комбинацию Виталия Щербо[10] 1992 года. В ней можно увидеть редкие и оригинальные элементы — элементы со скрещением тросов. Это последние годы, когда такие элементы разрешены. Далее, они войдут в список запрещённых и полностью исчезнут из арсенала гимнастов.
И вот к Олимпиаде 1996 года подросла замечательная плеяда гимнастов-кольцевиков нового поколения. Их комбинации представляют собой уже не два силовых элемента, а четыре. И сложность этих элементов, а также, что крайне важно, исполнение — на порядок выше! Вот, к примеру, в комбинации пятикратного чемпиона на кольцах Юрия Кеке[11] можно видеть такой сложный и новый элемент, как горизонтальный упор руки в стороны или «самолёт». Надо отметить, что самолёт исполняли и в 80-х, но через прогиб в пояснице, и поэтому он был нечто средним между положением горизонтального упора и непосредственно «горизонтального креста». Кеке же делает самолёт идеально правильно, его плечи, спина, таз и ноги составляют одну линию. Гимнаст усложняет выполнение самолёта и ещё тем, что не просто опускается в него из упора, а исполняет после подъёма махом назад. Соответственно и горизонтальный упор выполнен правильно, а не под 45 градусов, как это часто можно было видеть в 80-е. А вот от маховой части гимнасты середины 90-х практически отказались. Она представляет собой лишь большие обороты, а соскок стал проще — это как правило обычный двойной бланш назад. Так что, помимо положительных сторон, эволюция имеет и отрицательные. Гимнасты значительно усложняют силовую часть, но маховая часть откатывается назад по шкале эволюции на уровень 70-х годов. Но рекордной по сложности комбинацией того времени является программа Сильвестра Сколани[12] 1996-го года. В этой комбинации 6 сложнейших силовых упора, большую часть из которых представляют самолёт, горизонтальный упор и обратный крест! Заметим, что правила требуют от гимнастов исполнения сложных силовых элементов, исполненных как просто опусканием в него из упора, так и после махового элемента. Любой статический элемент не может быть использован в комбинации более двух раз. Но можно исполнять один и тот же выход в элемент оба раза, что будет отменено в следующем десятилетии. Сколани в своей программе демонстрирует как оригинальные и сложные маховые элементы: из виса сзади подъём махом вперёд в обратный крест, подъём махом назад в самолёт (выполнен дважды). А в силовой части мы видим, до селе «неизвестные» элементы — дожимы из одного статического элемента в другой: из самолёта силой дожать горизонтальный упор или же из креста силой подъём в самолёт, или же в обратный крест. Эти сложнейшие элементы заслуженно получили высшие группы сложности в таблице элементов и в будущем станут самыми популярными элементами в комбинациях гимнастов высшего уровня.
А вот период с 1997-го по 2000-й годы приносят развитию комбинаций на кольцах ещё один виток эволюции. Как мы видели, в предыдущей пятилетке гимнасты не только освоили в высоком качестве исполнение самолёта и обратного креста, но и научились выжимать из одного элемента другой. Комбинация стала силовой, а маховая часть сошла на нет. Поэтому FIG ещё раз производить модернизацию правил. Теперь, чтобы набрать базу в 10.0 нужно исполнять максимальное количество сложных элементов высших групп. Но тут как говорится, вместе с водой вылили и младенца. Комбинации конца 90-х[13] представляют собой не цельную композицию, а набор элементов, заканчивающихся либо силовым элементом, либо стойкой на руках. Комбинации всех гимнастов «силовиков» представляют собой следующее: подъём махом вперёд в самолёт, подъём махом вперёд в обратный крест, подъём махом назад в самолёт, подъём махом назад в горизонтальный упор. Как мы видим, отсутствие прибавок за соединения силовых элементов и малая их дифференциация друг относительно друга по сложности, привела к тому, что гимнасты не выполняют сложные выжимы из креста в самолёт, а делают более простые подъёмы Тамбакоса, основанные на подъёме махом вперёд. Но не все гимнасты пошли по этому пути. Часть спортсменов набирала сложность сложнейшими и оригинальными двойными оборотами назад в кольцах. Эти элементы имели ту же стоимость, что маховые подъёмы в статику, описанные выше. Поэтому гимнасты исполняли двойные обороты по два или три подряд (два одинаковых элемента засчитывались дважды). Наиболее виртуозными исполнителями двойных вращений были Иисус Карбалло, Йошихиро Сайто[14], Алексей Немов[15]. А Дмитрий Карбоненко даже соединил двойной оборот с тройным сальто назад в соскок. К слову, у гимнастов, специализирующихся на двойных оборотах, соскок не был простым двойным бланшом, а представлял собой либо двойной бланш назад с пируэтом, а то и с двумя, либо двойное сальто вперёд согнувшись, а то и с поворотом на 180.
2000—2010-е годы
Оценив ошибку, допущенную в предыдущем олимпийском цикле, FIG ещё раз меняет правила. И теперь происходит очередной виток эволюционной спирали в сторону усложнения силовой части. А именно, появляются прибавки за силовые элементы между собой. Прибавку получают последовательное исполнение элементов с группой D и выше. Гимнасты по разному подходят к созданию своих комбинаций. Как правило, в программах гимнастов 4-5 силовых элемента, выполненных подряд. К примеру, подъём разгибом в самолёт — горизонтальный вис сзади в крест — подъём в самолёт — Азаряна крест. Вторая группа гимнастов сочетает в себе соединение маховых и силовых подъёмов в статические элементы. Ну то есть то, что мы видели в комбинации Сколани 1996-го года. выдающимся специалистом таких программ был Александр Сафошкин[16]. Он выполняет сложнейшее сочетание двух элементов — Азаряновский выход в самолёт и из него силой подъём в обратный крест. Ну и были гимнасты, которые выполняли комбинации, реально превышающие сложность в 10 баллов, хотя и оцениваемые в ту же десятку. Лучшим мастером колец на период 2004 года был болгарский спортсмен Йордан Йовчев[17]. Он исполняет подряд 5 сложнейших элементов: Хонма в крест — силой в обратный самолёт — опускание в самолёт — горизонтальный вис сзади в крест — силой дожать в самолёт. В 2005 году правила ещё раз меняются. Теперь для набора 10-ти баллов в базе нужно исполнять 5-6 элементов подряд. Выдающимся мастером этого года, является гимнаст из Нидерландов Юрий Ван Гелдер[18]. Он выполняет 6 статических элементов подряд. 2005-й год был апогеем развития сложных связок силовых элементов. Но как мы видим, маховая часть — это лишь большие обороты назад, а соскоки гимнастов это как правило, лишь обычный двойной бланш назад.
В 2006-м году правила изменяются и на этот раз кардинально. Теперь нет базы, а есть оценка за сложность. Её можно наращивать условно бесконечно, надо лишь насыщать комбинацию максимальным количеством сложных элементов. Более того, в комбинации должно быть 10 сложных элемента, а соскок не ниже группы D. И ещё. Прибавки за соединение силовых элементов между собой даются только в том случае, если гимнаст повышает свой центр тяжести в последующем элементе относительно предыдущего. К чему это привело? Стали востребованы элементы групп Е и F. Наиболее популярными являются Азаряновский самолёт и Хонма в самолёт. Максимальную прибавку получает соединение самолёта группы Е и обратного креста Е. Соответственно, все стремятся вставить в свою программу эту связку. От гимнастов требуют 10 элементов в программе, но чисто физически невозможно выполнить более трёх элементов с повышением центра масс тела. Поэтому, как правило комбинация гимнастов представляет собой набор из шести элементов выполненных в связках по два. Седьмой статический элемент — это как правило подъём махом назад в горизонтальный упор. Увеличиваются на группу сложности двойные обороты вперёд. То есть двойной оборот вперёд стоит столько же, сколько и назад. А так как вперёд выполнить на порядок проще, то двойные обороты назад уходят в историю, зато двойной оборот вперёд согнувшись есть абсолютно в каждой программе. Соскок стал сложнее. Это как правило двойной бланш назад с винтом или двойное сальто вперёд согнувшись. Отдельного внимания заслуживает уникальный спортсмен из Франции Дэни Родригес[19]. Он в высочайшей степени осваивает редкий и супер-сложный элемент «обратный самолёт». Этот элемент пробовали исполнять и в 90-е годы, но качество исполнения ни в какой мере нельзя сравнивать с перевернутым самолётом Родригеса. Дэни исполняет его дважды, причём в разных сочетаниях — подъём махом вперёд в обратный самолёт, из обратного самолёта обратный крест или самолёт, крест, а из него дожать в обратный самолёт. Также, оригинальна идея подхода к составлению комбинации и у россиянина Александра Баландина[20]. Он включает в свою комбинацию интересный силовой дожим из виса в самолёт или в обратный крест. Из виса в крест дожим выполнял ещё Альберт Азарян в 50-е годы, а после этого этот элемент крайне редко использовался, так как имеет группу D, а сложность его очень высока. Александр усложняет его до подъёма в более сложные статические элементы, что позволило получить ему группу Е и некую востребованность.
В 2009-м году правила ещё раз меняются. Из таблиц правил убираются подъём махом вперёд, разгибом и Хонма в самолёт и обратный крест, которые по сути являлись двумя разными элементами, а не одним. И что самое главное! Исчезают прибавки за соединения силовых элементов. Казалось бы, гимнастика должна откатиться на уровень 1997-2000-х годов. Но к счастью этого не происходит. Всему виной высокая конкуренция и выдающаяся техника выполнения силовых элементов у лучших мастеров колец. Действительно, подобное новшество приближает друг к другу «силовиков» и «маховиков». Если в 2008-м году сложность комбинации представителя силовой гимнастики была почти на балл выше, чем у гимнаста с небогатой силовой частью, то в 2009-2010-х годах эта разница нивелируется почти полностью. Теперь можно набирать высокую трудность и сверх-сложным соскоком, а заметим, что с 2009-го года двойное сальто с двумя винтами в группировке получает широкое распространение и группу Е, а также исполнением двойных оборот вперёд/назад прогнувшись. Силовая часть — это в основном соединения силовых элементов либо парами, либо по одному. Гимнасты в массах осваивают такие элементы групп Е как из самолёта опуститься в горизонтальный вис сзади и дожать в самолёт или горизонтальный упор, а Азарновский самолёт есть в программе каждого второго спортсмена. Образцом комбинации этого времени можно считать программу китайского мастера Яна Мингьонга[21]. Он не только исполняет в своей программе 7 сложнейших силовых элементов, но и очень грамотно распределяет способы выхода в них. Использует максимальные группы сложности в силовых дожимах, и маховых подъём в статику.
Гимнастика на кольцах продолжает развиваться и остаётся только ждать следующего витка эволюции.
2011 годы — н.в.
После Олимпийских Игр 2012 года стала ясно, что сложность всех лидеров мировой гимнастики достигла 6,8-6,9 и дальнейшее её увеличение проблематично без ущерба качеству исполнения. Поэтому гимнасты стали больше внимания уделять именно чистоте исполнения силовых элементов. Надо заметить, что к 2015 году большая часть гимнастов модернизировала свои соскоки. А именно чаще это двойное сальто назад в группировке с двумя пируэтами и не редко и двойной бланш назад с двумя пируэтами. Также в комбинации некоторых спортсменов можно встретить оригинальные и сложные новинки группы «Е» — сложные варианты креста с высоким углом. Этот элемент сочетает в себе силовую сложность креста и гибкость высокого угла. К примеру китайский гимнаст Ю Хао[22] на чемпионате мира 2014-го года благодаря ему получил медаль, подняв свою базовую оценку до 7.0 баллов.
Олимпийские чемпионы в упражнении на кольцах
- 1952 — Грант Шагинян, СССР
- 1956 — Альберт Азарян, СССР
- 1960 — Альберт Азарян, СССР
- 1964 — Такудзи Хаята, Япония
- 1968 — Акинори Накаяма, Япония
- 1972 — Акинори Накаяма, Япония
- 1976 — Николай Андрианов, СССР
- 1980 — Александр Дитятин, СССР
- 1984 — Кодзи Гусикэн, Япония, Ли Нин, Китай
- 1988 — Дмитрий Билозерчев, СССР и Х. Берендт, ГДР
- 1992 — Виталий Щербо, СССР
- 1996 — Юрий Кеки, Италия
- 2000 — Сильвестр Чоллань, Венгрия
- 2004 — Димостенис Тамбакос, Греция
- 2008 — Чэнь Ибин, Китай
- 2012 — Артур Набаретти Занетти, Бразилия
- 2016 — Элефтериос Петруниос, Греция
Чемпионы мира в упражнении на кольцах
- 1950 — Вальтер Леман, Швейцария
- 1954 — Альберт Азарян, СССР
- 1958 — Альберт Азарян, СССР
- 1962 — Юрий Титов, СССР
- 1966 — Михаил Воронин, СССР
- 1970 — Акинори Накаяма, Япония
- 1974 — Николай Андрианов, СССР
- 1978 — Николай Андрианов, СССР
- 1979 — Александр Дитятин, СССР
- 1981 — Александр Дитятин, СССР
- 1983 — Дмитрий Билозерчев, СССР
- 1985 — Юрий Королёв, СССР и Ди Нинь, КНР
- 1987 — Юрий Королёв, СССР
- 1989 — Андреас Агилар, ФРГ
- 1991 — Григорий Мисютин, СССР
- 1992 — Виталий Щербо, СССР
- 1993 — Юрий Кеки, Италия
- 1994 — Юрий Кеки, Италия
- 1995 — Юрий Кеки, Италия
- 1996 — Юрий Кеки, Италия
- 1997 — Юрий Кеки, Италия
- 1999 — Дун Чжэнь, Китай
- 2001 — Йордан Йовчев, Болгария
- 2002 — Сильвестр Сколани, Венгрия
- 2003 — Йордан Йовчев, Болгария и Димостенис Тампакос, Греция
- 2005 — Юрий Ван Гелдер, Нидерланды
- 2006 — Чэнь Ибин, Китай
- 2007 — Чэнь Ибин, Китай
- 2009 — Ян Миньонг, Китай
- 2010 — Чэнь Ибин, Китай
- 2011 — Чэнь Ибин, Китай
- 2013 — Артур Набаретти Занетти, Бразилия
- 2014 — Лю Ян, Китай
- 2015 — Элефтериос Петруниос, Греция
- 2017 — Элефтериос Петруниос, Греция
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Гимнастические кольца и их польза
Гимнастические кольца - один из многочисленных снарядов, применяемых в спортивной гимнастике. Интереснейшей частью мужской спортивной гимнастики являются упражнения, выполняемые на кольцах.
Что такое гимнастические кольца?
Этот спортивный снаряд состоит из двух колец, изготовленных из твердого материала (качественная финская фанера или пластик), закрепленных на высоте на специальных тросах.
Упражнения на кольцах являются постоянными в программе летних Олимпийских игр, а также входят в состав соревнований по спортивной гимнастике на мировых и континентальных чемпионатах.
Упражнения, выполняемые на кольцах, состоят из динамических и статических элементов: подъёмов, оборотов и выкрутов. В завершении упражнения выполняется акробатический соскок. Перед началом упражнения спортсмену необходим ассистент, который подсаживает его на снаряд. Для осуществления упражнений на кольцах спортсмен должен быть физически подготовленным.
Стоит также учесть, что выполнение статических элементов по нагрузке является более сложным, чем динамических. Статический элемент является засчитанным, если он удержан 2 секунды и более. Самыми известными и сложными статическими элементами являются:
- «Крест» — упражнение, во время которого гимнаст должен повиснуть на вытянутых прямых руках горизонтально полу.
- «Самолёт» — элемент, при котором руки гимнаста разведены в разные стороны, а тело должно находиться параллельно кольцам.
- «Обратный самолёт» — равновесие, во время которого тело должно находиться в горизонтальной плоскости с кольцами, руки при этом разведены в стороны, живот к потолку, спина обращена к полу.
Судьи оценивают не только сложность, но и чистоту выполнения элементов, и качество произведенного соскока.
Структурные группы элементов, выполненных на кольцах:
1. Маховые элементы: выкруты назад и вперед, большие обороты, сложные двойные обороты вперед и назад и другие.
2. Маховые элементы в стойке на руках (она должна удерживаться около 2 секунд): подъемы махом назад и переворотом в стойку на руках, большие обороты вперед и назад.
3. Маховые элементы, которые заканчиваются статическим элементом: крест, высокий угол, горизонтальные упоры.
4. Динамические и статические силовые элементы: горизонтальные висы, углы, горизонтальные упоры, кресты, а также силовые подъемы и опускания.
Польза снаряда для непрофессионала
Гимнастические кольца — удобный спортивный, а также игровой снаряд, выполнять упражнения на котором можно в спортзалах, на спортивных площадках и дома. Благодаря простому креплению вы можете взять спортивные кольца с собой на спортплощадку, а по окончании тренировки снять и забрать их с собой.
Кольца гимнастические "Спортмастер" выполнены из финской фанеры или из пластика, с креплением на тросах или на капроновых шнурах.
Чтобы использовать данный снаряд, не обязательно быть гимнастом. Теперь вопрос подтягивания или отжимания решен с помощью гимнастических колец. Все что от вас требуется — желание.
Гимнастические кольца могут использовать и дети. Подскажите вашему ребенку несколько элементарных упражнений, окажите помощь в правильном их выполнении. Занятия с применением такого снаряда, как кольца гимнастические деревянные или пластиковые, благотворно влияют на укрепление мышц.
Согласно изложенному выше можно сделать вывод: при минимальных затратах на приобретение гимнастических колец вы получаете максимальные возможности для поддержания своей физической формы.
fb.ru
Занятия на кольцах для детей и взрослых
Кольца
Гимнастические кольца, как спортивный инвентарь используются для тренировок во многих видах спорта и как самостоятельный снаряд в соревновательной гимнастике. Упражнения на этом снаряде входят в список олимпийских дисциплин. Поэтому так важно, чтобы спортивные гимнастические кольца были качественными и отвечали всем требованиям современной физкультуры и профессионального спорта.
Этот снаряд предназначен в основном для таких упражнений как вис и подтягивание. Упражнения на нем позволяет развивать силу и выносливость, укреплять мышцы рук, гибкость тела. Благодаря тому, что это спортивное оснащение является мобильным, оно требует приложения больших усилий, активной работы многих групп мышц, чтобы фиксировать его в нужном положении. Проводить тренировки с использованием колец можно как взрослым, так и детям.
Сегодня производители детских товаров предлагают разнообразные детские спортивные комплексы, куда входят и канаты, и кольца, и гимнастические стенки. Но, если ребенок легко адаптируется к шведской стенке, перекладине, то с кольцами возникают проблемы. Даже не все родители могут показать своему малышу, как нужно правильно использовать гимнастические кольца. И со временем этот элемент спортивного комплекса благополучно убирается на антресоли или в лучшем случае отвозится на дачу.
Москва город с большими возможностями. Здесь ребенок может посещать гимнастический центр не только для общего физического развития, но для получения первичной спортивной подготовки, которая может пригодиться ему в профессиональном спорте. В наших клубах, которые расположены как в Москве, так и в области, опытные тренеры научат ребенка, как правильно заниматься на спортивных снарядах. Безопасность и надежность нашего спортивного инвентаря подтверждается тем, что изготовлено оно французской компанией Gymnova, которая неоднократно являлась поставщиком гимнастического оборудования для проведения Олимпийских игр. Все изделия, производимые под этим брендом, обладают сертификатом FIG (Международной Гимнастической Федерации).
Занятия детей на любом спортивном снаряде неизменно страхуются тренерами, которые, все без исключения, имеют большой опыт работы с разновозрастными группами. Чтобы убедиться в безопасности тренировок вы можете записаться на бесплатное первое занятие.
igym.su
Гимнастические кольца - Техника
Гимнастика на кольцах в покое имеет ряд особенностей. Она требует значительно больших затрат сил, чем гимнастика на прочно установленных снарядах, так как кольца могут отклоняться во все стороны. Это имеет место прежде всего тогда, когда гимнаст находится в положении упора.
Кроме того, гимнастика на кольцах отличается от гимнастики на остальных снарядах с зафиксированными осями вращения (например, перекладина) тем, что возникают по меньшей мере 2 оси вращения, если исполняются маховые элементы.
Первая ось расположена в точках подвешивания колец, вторая - в точках хвата. В отличие от укрепленных на одном месте снарядов создается двукратное маятникообразное движение. Первое образуется за счет колец, движущихся вокруг точек подвешивания, второе - за счет тела, движущегося вокруг точек хвата колец.
Оба движения по своему воздействию на технику исполняемых элементов непосредственно зависят друг от друга. Аналогичные двигательные процессы возникают, если в движение дополнительно подключаются суставные пары (например, плечевые и тазобедренные суставы).
Если подобные движения обусловлены техникой определенного элемента и координируются с движениями различных частей «маятника», то они определяют успех упражнения. Если же они из-за отсутствия правильной техники лишены пространственной и временной координации, то элемент не удается выполнить.
Возникающие при этом зачастую внешние силы (центростремительная сила, сила инерции, сила тяжести) ведут к нарушению двигательного аппарата и (или) к вынужденному соскоку со снаряда.
Структура комбинаций на кольцах
Двигательные структуры элементов аналогичны двигательной структуре элементов на остальных снарядах, за исключением махов на коне. Здесь исполняются движения оборота и переворота, подъема разгибом и подъема переворотом, а также силовые элементы. Гимнаст переходит из виса снова в вис, в упор или в стойку на руках.
Из упора снова в упор или в стойку на руках и обратно. Причем упражнения в висе относительно легкие, упражнения в положении упора – сложнее и в положении высокого упора – самые трудные (стойки на руках различных видов как статические элементы и выполнение уверенной стойки на руках после махового элемента).
Максимальная нагрузка на хват и вместе с тем максимальная нагрузка на весь активный и пассивный двигательный аппарат (мышцы, связки, сухожилия и костный остов) происходит при выполнении больших оборотов и переворотов, в которых тело гимнаста движется из стойки на руках через вис и снова в стойку на руках.
Силовые элементы требуют больших силовых затрат верхней части корпуса и рук. Различаются 3 группы:
- формы опускания: тело плавно опускается, затраченная мышечная сила меньше, чем действие силы тяжести;
- остановки: тело находится в стабильном положении, мышечная сила равна силе тяжести. Центр тяжести тела никогда не поддерживается непосредственно, тело должно находиться по отношению к полу вертикально или горизонтально. Трудность элементов растет по мере того, как тело гимнаста удаляется от колец;
- формы подъема: тело плавно поднимается, затраченная мышечная сила больше силы тяжести.
Силовые элементы
Силовые элементы считаются выполненными, если гимнаст находится в таком положении 2 сек. Для статических элементов разработаны особые положения. Так, крест при вертикальном положении тела считается технически правильно исполненным лишь в том случае, если руки вытянуты точно в стороны. Этот элемент особенно труден, если его исполнить из стойки на руках, постепенно разводя руки в стороны.
Маховые элементы
При выполнении оборотов в упоре тело гимнаста перемещается из определенного положения (из виса согнувшись, после оборота на 360º снова в вис согнувшись). При выполнении подъема махом гимнаст из низкого положения (из виса) перемещается в более высокое, в упор или в стойку на руках.
При выполнении подъема разгибом вперед гимнаст посредством резкого выпрямления в тазобедренных суставах и мгновенного торможения маха ногами и толчка руками о снаряд перемещается из виса согнувшись в упор. Аналогичные элементы, выполненные назад, могут закончиться в упоре или же в стойке на руках. Подъемы, связанные с переворотами в упор, могут исполняться из виса на махе вперед и назад.
При этом следует сильно ускорить движение ног где-то в районе вертикальной линии под снарядом и на высоте колец резко притормозить. После этого гимнаст выполняет с прямыми руками подъем на снаряд, перемещаясь в более высокое положение, которым может оказаться стойка на руках на махе назад.
Подъемы на махе назад, связанные с выкрутом вперед, в исполнении гимнастов высокого класса ведут из стойки на руках. Всякого рода обороты связаны с вращением тела назад вокруг поперечной оси. Обороты, выполненные на махе вперед и при незначительном сгибании тазобедренных суставов, характеризуются одновременным выпрямлением тазобедренных и плечевых суставов, при этом гимнаст перемещается из виса в упор или в стойку на руках.
Связанные с оборотами в упоре, они исполняются из стойки на руках в стойку на руках. Всякого рода сальто используются в упражнениях на кольцах в качестве соскоков. Они исполняются на махе назад и на махе вперед. Уже больше не редкость такие соединения, как несколько вращений вокруг поперечной оси (например, двойное сальто назад в группировке) или поворот вокруг поперечной оси с несколькими вращениями вокруг продольной оси (сальто назад прогнувшись с поворотом на 720º вокруг продольной оси).
Кольца в каче
В настоящее время кольца в каче не входят в программу соревнований, хотя примерно 20 лет назад они были соревновательным видом. Однако в общей гимнастике кольца в каче используются довольно часто. Они являются важным средством для развития чувства ритма, положения, координации, смелости и уверенности в своих силах.
При выполнении упражнения на этом снаряде гимнаст увеличивает маятникообразный мах посредством приближения и удаления массы тела от точки подвешивания колец. Движения тела должны соответствовать времени и темпу раскачивания колец. Элементы двигательных структур, связанные с оборотами, переворотами, выкрутами и подъемами всякого рода, выполняются в так называемой «мертвой» точке.
В этих пределах все возникающие силы, кроме силы тяжести, действуют в незначительной степени. В женской и юношеской гимнастике имеются элементы, которые содержат различные формы виса и оборотов вокруг продольной оси тела. Юноши и мужчины выполняют элементы в упоре или из виса в упор, и наоборот.
Подъемы разгибом, подъемы переворотом, выкруты и высокие затяжные соскоки отличают гимнастику на этом снаряде, который выделяется из всех остальных гимнастических снарядов огромной амплитудой движения.
world-sport.org
Кольца. Комбинации сильнейших гимнастов мира на 2016 год. Перспективы развития - Спортивная гимнастика - Блоги
Кольца – это самый консервативный снаряд в гимнастике. Прогресс в комбинации менее всего заметен. В основном, гимнасты прогрессируют в массах, т.е. всё больше увеличивается конкуренция. Надо заметить, что конкуренция на кольцах, пожалуй больше, чем на любом другом снаряде. Ещё бы, на ЧМ 2015 года в финале все восемь спортсменов уложились всего в 0,5 балла!!! Так же заметим, что гимнасты практически не отличаются друг от друга по технике выполнения элементов. Есть как минимум с дюжину гимнастов, которые могут бороться за золото Олимпиады в Рио 2016. Так же отметим, что гимнасты уже в массах вышли на уровень технического выполнения своей программы 8,9-9,1 балла. Поэтому приходится увеличивать стоимость программы, т.е. базовую оценку.
Начнём обзор сначала. Как эта базовая оценка набирается, т.е. из чего состоит. Всего существуют 4 структурные группы элементов плюс пятая соскок. Из каждой структуры надо сделать как минимум по одному элементу, но более 4-х элементов. Две структурные группы (первая и вторая) включают маховые элементы. Из первой группы все гимнасты делают двойной оборот вперёд согнувшись, который имеет группу D. Ещё можно вместо него, или вместо любого силового элемента, сделать двойной оборот назад прогнувшсиь группы Е, но это требует совсем иных качеств. Обычно кольцевики – это гимнасты-силовики и не владеют в такой степени маховой частью.
Из второй группы абсолютно у всех гимнастов в расчёт базы идёт оборот назад или вперёд в стойку на руках группы С. Чтобы ещё увеличить базу можно конечно сделать такой редчайший элемент как Хонма прогнувшись в стойку на руках, что добавит +0,1 по сравнению с любым соперником, но это мифическая возможность, т.к. на технике потеряешь больше чем получишь. Поэтому вообще далее не будем рассматривать такую возможность.
Итак, за счёт маховых элементов базу можно поднять максимум на 0,2, а по сути только на 0,1. Поэтому вся соль конечно в силовой части и в соскоке.
Все силовые элементы можно поделить на классические: крест (группа В), горизонтальный упор (группа С), обратный крест (группа С), горизонтальный упор руки в стороны или «самолёт» (группа D), а также специфические: крест с высоким углом (группа С) и обратный самолёт (группа Е).
Любой из этих силовых элементов может использован быть в программе не более двух раз. К третьей структурной группе относятся маховые элементы, заканчивающиеся силовым, а к четвёртой – силовые дожимы в эти элементы. Что мы имеем. Можно сделать не более 4-х маховых элементов, и не более 4-х силовых дожимов.
К 2016-му году все комбинации гимнастов, по принципу их построения, можно поделить на три больших группы.
1 группа. Использование только классических силовых элементов без обратного креста
Этот способ построения комбинации стал очень популярным к 2016 году. Почему? Потому что, самые большие сбавки за технику у гимнастов происходят на стойке на руках, в обратном кресте и в соскоке. Если исключить обратный крест, то гимнаст избавляется от одного фактора возникновения ошибок. Хотя база, которую может потенциально набрать гимнаст, конечно меньше, чем с использованием обратного креста.
Самым ярким представителем гимнастов первой группы является действующий олимпийский чемпион на кольцах – бразилец Артур Занетти.
Рассмотрим его комбинацию 2015 года:
http://www.youtube.com/watch?v=ziE73LEixF4
- переворот назад силой в горизонтальный упор (Е)
- из горизонтального виса сзади силой подъём в самолёт (F)
- переворот назад в стойку (С)
- подъём махом назад в горизонтальный упор (D)
- переворот назад силой в самолёт (F)
- через горизонтальный вис сзади крест (D)
- двойной оборот вперёд согнувшись (D)
- Хонма в крест (D)
- подъём махом назад в стойку (С)
- двойной бланш назад с винтом в соскок (D)
2F + 1Е + 5D + 2С = 4,3
База: 4,3 + 2,5 = 6,8
Итак, мы видим он использует по максимум элемент самолёт, выполняя две его самые сложные модификации группы F. Минусом программы является то, что соскок только группы D, т.к. есть возможность усложнить его до F, добавив второй винт и +0,2 к базе, а также то, что в расчёт базы идёт две, а не одна группа С.
Теперь несколько практических выводов. Артур Занетти является одним из самых главных фаворитов на золото в финале колец. И базы в 6,8 вполне для этого хватит, если сделать кольца скажем на 9,1 в технике.
Следующий вывод. Артур Занетти, как самый показательный пример гимнастов «первой группы», фактически выполняет максимальную базу из теоретически возможной! Т.е. усложнить то его программу практически нельзя. Смотрите, можно сделать вместо силового креста маховый вариант – например Ли Нинг в крест. Тогда появится возможность маховый горизонтальный упор заменить на силовой группы Е (элемент «Баландин 3»), а это +0,1 к базе. Можно усилить соскок и ещё +0,2 к базе. Ну и самый нереальный способ – вместо второй группы С делать двойной оборот назад группы Е. что получим. Максимальная возможная база у гимнастов первой группы даже в теории равна 7,3. Т.е. Занетти с базой в 6,8 недобирает всего 0,5 до теоретического возможного потолка.
Остальные гимнасты этой группы (Элефтериос Петруниас, Денис Аблязин) выполняют очень схожие программы. На кольцах вообще не найдёшь большого разнообразия, т.к. гимнасты сильно ограничены в выборе элементов. Самое главное, чтобы оба самолёта стараться делать групп F и маховые элементы стараться делать сложнее, чтобы можно было силовые делать более высоких групп сложности.
2 группа. Использование только классических силовых элементов с использованием обратного креста
Гимнасты этой группы делают более разнообразные программы, а также могут набрать базу выше, чем у гимнастов первой группы. Но и вероятность получить больше сбавок выше.
Надо сказать, что обратный крест – это очень выгодный элемент, т.к. это единственный элемент, который в силовом дожиме из горизонтального виса сзади («Кармона») увеличивает свою группу аж на три ступени (с группы С до F).
Супер-силовым представителем этой группы является голландский спортсмен Юрий Ван Гелдер.
Самую сложную и интересную комбинацию в своей карьере он выполнял на чемпионате мира 2013 года:
https://www.youtube.com/watch?v=7iB-807l4Cs
- из горизонтального виса сзади силой подъём в обратный крест (F)
- из горизонтального виса сзади силой подъём в самолёт (F)
- двойной оборот вперёд согнувшись (D)
- подъём махом назад в горизонтальный упор (D)
- переворот назад силой в самолёт (F)
- через горизонтальный вис сзади крест (D)
- переворот назад в стойку (С)
- подъём махом назад в обратный крест (D)
- подъём махом назад в стойку (С)
- двойной бланш назад с винтом в соскок (D)
3F + 5D + 2С = 4,4
База: 4,4 + 2,5 = 6,9
Комбинация примечательна тем, что Юрий выполняет аж 3 силовых элемента группы F!!! Он использует два обратных креста, но не по-максимуму. Т.к. вместо махового обратного креста можно сделать его силовой аналог группы Е. А вот оба креста сделать маховыми, как это было описано в случае с Занетти. Плюс опять-таки соскок можно увеличить ещё на +0,2. И ещё можно вместо второго махового креста сделать двойной оборот назад группы Е и ещё +0,1. Но надо из горизонтального виса сзади подниматься в горизонтальный упор, а самолёт выгоднее делать маховым группы Е.
Делаем вывод, что максимальная база, которая теоретически возможно с использованием обратных крестов равна: 7,5. Т.е. на 0,2 больше чем у гимнастов первой группы. Т.е. гимнасты второй группы в среднем способны набирать базу на 0,2 больше, чем гимнасты первой группы. Много это или мало? Конечно это значимо, но всё-таки надо иметь в виду, что есть больше риска ошибиться в технике, а значит потерять те же 0,2 и даже больше.
А теперь рассмотрим программу возможно сильнейшего кольцевика нашего времени Лю Яна.
Он не только выполняет комбинацию на 7,0 баллов, но делает силовую часть в лучших традициях его великих предшественников Ибинг Чена и Ян Миньонга. Просто идеальное выполнение силовых элементов. Хотя его уже второй чемпионат мира подводит соскок, что лишает его золотой медали. Вот его программа Чемпионата Китая 2015 года:
https://www.youtube.com/watch?v=dUe6ZpH-4x4
- Баландин 3 (Е)
- переворот назад силой в самолёт (F)
- Баландин 2 (Е)
- двойной оборот вперёд согнувшись (D)
- Хонма в крест (D)
- из креста силой дожать в обратный крест (Е)
- подъём махом назад в горизонтальный упор (D)
- подъём махом назад в самолёт (Е)
- подъём махом назад в стойку на руках (С)
- двойной бланш назад с винтом в соскок (D)
1F + 4Е + 4D + 1С = 4,5
База: 4,5 + 2,5 = 7,0
Очень интересная комбинация! В ней присутствуют самые разнообразные способы подъёмов в силовые элементы. И 7,0 набирается только с одной группой F. В комбинации Лю Яна семь силовых элементов, а не шесть, как у гимнастов выше. Действительно, это один лидеров гимнастики нашего времени. И если он не ошибётся в соскоке, то станет одним из фаворитов на золото Олимпийских Игр в Рио.
3 группа. Использование как классических силовых элементов, так и специфических
Третий путь – это путь радикального повышения базовой оценки, но и самый сложный конечно. От гимнаста требуется освоить самый сложный силовой элемент колец – обратный самолёт или недавно появившийся крест с высоким углом, который требует не только большой физической силы, но и гибкости.
Начнём с использования креста с высоким углом (Молинари). Ясно, что максимально выгодно использовать два таких элемента в программе. Если заменить оба обычных креста на Молинари, то базу можно поднять сразу на +0,2. Конечно выгоднее это делать в двух его маховых разновидностях (Хонма и Ли Нинг). Рассмотрим комбинацию Ю Хао с Чемпионата мира 2015 года:
https://www.youtube.com/watch?v=yBzKek7jzT4
- переворот назад силой в самолёт (F)
- подъём махом назад в самолёт (Е)
- Баландин 3 (Е)
- переворот назад в стойку на руках (С)
- двойной оборот назад прогнувшись (Е)
- Ли Нинг в крест с углом (D)
- Азарян (D)
- двойной оборот вперёд согнувшись (D)
- подъём махом назад в стойку (С)
- двойной бланш назад с двумя винтами в соскок (F)
2F + 3Е + 3D + 2С = 4,5
База: 4,5 + 2,5 = 7,0
В этой комбинации он не выполнил крестов с высоким углом, на Кубке Ли Нинга 2016 есть информация, что заменил оба очных креста на Молинари. База в протоколе значится 7,2! Это самая высокая база по нынешним правилам на сегодняшний день среди всех гимнастов.
Ю Хао строит комбинацию просто идеальным образом. В ней присутствуют сложнейший силовые элементы самых разных форм (в том числе и редкий элемент Баландин 3), присутствуют кресты с высоким углом. Пусть и не в обоих маховых вариантах, также самый сложный маховый элемент – двойной оборот назад прогнувшись (пусть с большой технической ошибкой) и соскок группы F.
Ещё одна уникальная программа, которую хочется рассмотреть, принадлежит французу Дэни Родригесу.
Этот мастер колец является лучшим исполнителем обратного самолёта. Этот неимоверно-сложный элемент имеет четыре варианта исполнения группы F. Два маховых и два чисто силовых. Как выше описывалось, маховые выгоднее. Но Дэни делает один маховый, а другой силовой. К сожалению, он менее чисто делает силовую часть, чем выше представленные спортсмены. И единственным его козырем могла бы ставь высокая база, но увы, выше 7,0 он не стал её поднимать. И сейчас просто не попадает в команду Франции.
Вот его комбинация 2014 года:
https://www.youtube.com/watch?v=y69fevDA0oY
- переворот назад силой в самолёт (F)
- подъём махом вперёд в обратный самолёт (F)
- через горизонтальный вис сзади подъём в обратный самолёт (F)
- двойной оборот вперёд согнувшись (D)
- подъём махом назад в самолёт (Е)
- Азаряна крест с углом (D)
- стойка на руках силой прогнувшись (С)
- большой оборот вперёд (С)
- большой оборот назад (С)
- двойной бланш назад с винтом в соскок (D)
3F + 1Е + 3D + 3С = 4,4
База: 4,4 + 2,5 = 6,9
Как можно видеть, что даже с тремя группами С сложность 6,9! Это уникально, и мы ждали от Дэни базы больше семёрки. Но видимо – это дело будущего и возможно, что других гимнастов.
Мы рассмотрели все возможные способы набирания высокой базовой оценки спортсменов. Теперь попробуем рассчитать, а какой же вообще теоретический потолок базы на кольцах.
- из горизонтального виса сзади подъём силой в обратный крест (F)
- подъём махом вперёд в обратный самолёт (F)
- переворот назад силой в самолёт (F)
- двойной оборот назад прогнувшись (Е)
- подъём разгибом в обратный самолёт (F)
- из горизонтального виса сзади силой подъём в самолёт (F)
- Хонма в крест с высоким углом (Е)
- из креста силой дожать в обратный крест (Е)
- Хонма прогнувшись в стойку (D)
- соскок двойным бланшом с двумя винтами (F)
6F + 3Е + 1D = 5,5
База: 5,5 + 2,5 = 8,0
Т.е. вот и потолок базовой оценки – 8,0. А Ю Хао уже сейчас делать программу на 7,2. Т.е. в упражнении на кольцах гимнасты очень близко приблизились к максимально возможной планке сложности.
Но ещё добавим, что не за горами появление первого силового элементы группы G. Это Хонма в обратный самолёт. Так же уже очень скоро будут выполнен соскок двойным сальто назад в группировке с тремя винтами группы G, а в последствие и в положении прогнувшись группы Н.
Хоть кольца и очень консервативный снаряд, на котором чистота выполнения играет может быть главную роль, но всё-таки хоть немного, но комбинации гимнастов прогрессируют и будут далее развиваться.
www.sports.ru