История массовой гимнастики в России и СССР. Гимнастика в ссср


История массовой гимнастики в России и СССР

4декабря2015

Гимнастика в дореволюционной России

Возникновение и развитие гимнастики в России началось в 20-х годах 19 века. Условно можно выделить три основных этапа становления этого вида спорта в дореволюционный период:

Первый этап – до 1863 г. Гимнастика использовалась в системе военного ведомства как средство общей физической подготовки военнослужащих.

Второй – 1863 - 1907 гг. происходит образование и развитие спортивных обществ, кружков, закладываются методические основы спортивной направленности в занятиях гимнастикой.

В третьем этапе – 1907 – 1914 гг. происходит становление спортивной гимнастики, выход ее на международную арену; продолжается использование гимнастики в качестве средства военно-физической подготовки учащейся молодежи.

Развитию гимнастики в дореволюционной России в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Ценный опыт применения физических упражнений с целью боевой подготовки войск был накоплен в эпоху Петра I. В созданных им потешных, а позже ставших гвардейскими Семеновском и Преображенском полках, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным навыкам и умениям.

Александр Суворов во второй половине ХVIII века создал собственную систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание.

С 1828 года в кадетских корпусах и дворянских школах стали использовать немецкий опыт организации занятий гимнастикой.

Первым российским специалистом, который начал изучать зарубежные системы преподавания гимнастики, стал будущий основатель института физкультуры в Санкт-Петербурге ученый-анатом, врач и педагог Петр Лесгафт. Он посетил Пруссию, Саксонию, Баварию, Англию, Францию, Швейцарию и Италию. Результатом командировки стала разработка и обоснование отечественной научной системы физического воспитания и, в частности, гимнастики.

Заслуга Лесгафта состоит в том, что он первым разработал научно обоснованную систему физического воспитания детей, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.

К концу XIX - началу XX вв. во многих городах России начали создаваться гимнастические общества, которые ознаменовали становление спортивной гимнастики.

К этому времени в стране уже использовался опыт шведской и сокольской гимнастики. Особенно интенсивно Сокольское движение начало развиваться после революционных событий 1905-1907 гг. Правительство России использовало сокольскую школу с целью отвлечения молодежи от революционной борьбы и подготовки ее к службе в армии. Сокольские кружки действовали практически во всех городах, в средних и высших учебных заведениях. Занятия проводились с музыкальным сопровождением и пением. Устраивались соревнования, красочные массовые выступления, которые стали привлекать большое количество людей.

Первое гимнастическое общество в Москве было организовано немцами в 1870 году, но заметных следов своей деятельности не оставило. Но в 1881 году инициативной группе москвичей было разрешено организовать, в противовес немецкому, "Русское гимнастическое общество". С деятельностью Русского гимнастического общества и связано становление отечественной спортивной гимнастики. Именно оно 16 декабря 1885 г. провело первые в России соревнования гимнастов, в которых приняли участие всего 11 человек. Гимнасты соревновались в упражнениях на снарядах, прыжках в длину и высоту.

В начале1897 г. было основано "Санкт-Петербуржское атлетическое общество". Уже в апреле 1897 г. Общество провело первый чемпионат России, в программу которого, помимо гимнастики, входили соревнования по тяжелой атлетике, борьбе, боксу, фехтованию, стрельбе. Чемпионаты проводились ежегодно и продолжались вплоть до 1915г. Но самое значимое влияние на развитие гимнастики в России оказали международные турниры.

Гимнастика в СССР

После Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране появились большие возможности для развития гимнастики. При этом прослеживается ряд этапов, которые неразрывно связаны с политической, экономической и социальной жизнью страны. Новые задачи, поставленные в этот период, определили и содержание гимнастики.

В первые годы после социалистической революции (и до 30-х годов) гимнастика использовалась как одно из основных средств физической подготовки и физического развития народа. В годы, когда молодая республика вкладывала все силы на борьбу с интервентами и белогвардейцами, физическое воспитание и гимнастика были поставлены на службу Советской власти. Ведущая роль в организации физической подготовки населения принадлежала Всевобучу (созд. в 1918 г. в целях подготовки резервов для Красной Армии), во главе которого находился государственный и общественный деятель Н. И. Подвойский. В программах подготовки резервов армии значительное место отводилось занятиям гимнастикой, использовалась как прикладная гимнастика, так и упражнения на снарядах. Во всех уголках страны создавались военно-спортив­ные центры, объединявшие широкие слои молодежи. В этот ответственный период борьбы за укрепление Советской власти надо было сочетать физическое воспитание молодежи с ее правильным идейно-политическим воспитанием. 

В 1925 г. Центральный Комитет РКП(б) принял специальное постановление «О задачах партии в области физической культуры». В нем были раскрыты идейно-методологическая сущность и общественно-политическое значение советской физической культуры, указаны пути ее развития. Оно способствовало развитию и гимнастики. Начали критически пересматриваться существовавшие системы гимнастики, методы и содержание работы.

В 1926—1927 гг. в начальной школе, а с 1929 г. и в вузах физическая культура была введена как учебный предмет. Появились новые программы по физическому воспитанию, в которых важное место заняла гимнастика.

Институты физической культуры стали больше выпускать квалифицированных преподавателей, способных решать новые задачи. Эти кадры начали играть ведущую роль в разработке теории и методики гимнастики.

В 1929 г. состоялась научно-методическая конференция по гимнастике, решившая назревшие организационно-методические вопросы. На этой конференции впервые гимнастика была разделена на отдельные виды. С этого же времени началась передача утренней гимнастики по радио. В те годы гимнастика составляла основное содержание физического воспитания советского народа.

Важным событием в физкультурном движении явилось введение по инициативе Ленинского комсомола Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» в 1931 г., что и ознаменовало собой начало нового этапа в развитии гимнастики. В комплекс ГТО были введены нормативы по гимнастике.

Спустя несколько лет начали появляться первые детские спортивные школы (ДЮСШ и ДСО): «Юный динамовец», «Юный спартаковец» и т. д. С 1934 г. стали проводиться республиканские спартакиады школьников. В работе по привлечению молодежи к занятиям физической культурой и спортом гимнастике отводилась ведущая роль. Постоянно улучшалась  спортивная база. Так, например, в 1936 г. в распоряжении 64000 производственных профсоюзных организаций было 706 гимнастических залов.

С 1935 г. начинает издаваться журнал «Гимнастика», который способствовал внедрению гимнастики в занятия со взрослыми и учащейся молодежью.

Большой популярностью у населения пользовались массовые гимнастические выступления, проводившиеся ежегодно с 1930 г. в Москве, Ленинграде, в столицах союзных республик и многих городах. В качестве примера советские организаторы использовали опыт чешской гимнастики.

Особенно красочными и технически совершенными выступления стали с момента проведения Всесоюзного дня физкультурника в Москве на Красной площади. Главным содержанием их были разнообразные гимнастические упражнения, представлявшие незабываемое зрелище. Они являлись важным средством агитации и пропаганды советской гимнастики и привлекали много молодежи. Такие физкультурные парады неизменно собирали до 130 тысяч участников.

Также массовые гимнастические выступления проводились на спортивных праздниках, посвященных съездам партии, комсомолу, открытию Спартакиад народов СССР, фестивалей молодежи и студентов, Игр Доброй Воли,  XX Олимпийских игр в Москве и тд. Именно таким образом СССР показывал всему миру массовость спорта в стране, коллективизм, патриотизм и великолепную режиссуру этих выступлений. Таким образом гимнастика стала массовым видом спорта.

Знаменательным мероприятием предвоенного периода были массовые всесоюзные комсомольские соревнования 1941 г. В соревнованиях участвовали 7 496 000 юношей и девушек.

В августе 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Всесоюзный парад физкультурников, посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне. Подготовка к нему стимулировала занятия гимнастикой во всех республиках.

В послевоенный период переход к мирному созидательному труду активизировал все виды деятельности советского народа,

 в том числе и в области физического воспитания: восстанавливались спортивные сооружения, возобновлялась массовая спортивная работа, проводились различные соревнования.

Большую роль в развитии гимнастики сыграло Постановление Центрального Комитета партии от 27 декабря 1948 г. о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов.

После выхода этого постановления стали строиться спортивные базы, больше появилось инвентаря, были созданы благоприятные условия для развития всех видов спорта. Гимнастика называлась в числе тех видов, которые должны развиваться в первую очередь. Стали совершенствоваться программы для школ и других учебных заведений, создавались многочисленные группы здоровья для лиц среднего и пожилого возраста, увеличились масштабы производственной гимнастики, стимулировались самостоятельные и организованные занятия утренней гигиенической гимнастикой с помощью радио, телевидения. Серьезное внимание уделялось подготовке и повышению квалификации физкультурных кадров.

В 50-60-х годах 20 века общая гимнастика стала считаться «основой советской системы физического воспитания», которая, прежде всего,  состояла из спортивной гимнастики.

В перспективе планировалось, что занятия общей гимнастикой охватят широкие слои населения, а профессиональные спортсмены будут защищать честь Советского Союза на международной арене.

Однако, ориентация спортивного движения в обществе «развитого социализма» на спорт высших достижений очень быстро привела к тому, что к концу 70-х годов спортивная гимнастика стала элитарным видом спорта, доступным для людей только с высокими физическими способностями.

Спортивная гимнастика как медалеемкий вид спорта требовала больших государственных инвестиций, которых в результате стало не хватать на массовые формы гимнастики.

Началось резкое падение численности занимающихся гимнастикой в возрасте старше 20-ти лет, не представляющих интереса для профессионального спорта.

Таким образом, занятия простой и доступной «основной» гимнастикой, дающей огромный оздоровительный эффект, со временем были практически забыты.

При этом в мировом сообществе внимание к массовой гимнастике никогда не угасало, ей уделяли столько же внимания, сколько и профессиональному спорту.

Но, стоит отметить, что в последние несколько лет у россиян снова стал возрождаться большой интерес к массовой гимнастике.

www.europegym.ru

РАЗВИТИЕ ГИМНАСТИКИ В СССР — МегаЛекции

После Великой Октябрьской социалистической революции в на­шей стране появились большие возможности для развития гимнас­тики. При этом прослеживается ряд этапов, которые неразрывно свзаны с политической, экономической и социальной жизнью стра­ны. Новые задачи, поставленные в этот период, определили и со­держание гимнаетики.

В первые годы после социалистической революции (и до 30-х годов) гимнастика используется как одно из основных средств фи­зической подготовки и физического развития народа. В годы, когда молодая республика напрягала все силы на борьбу с интервентами и белогвардейцами, физическое воспитание, гимнастика были по­ставлены на службу Советской власти. Ведущая роль в организа­ции физической подготовки населения принадлежала Всевобучу (созд. в 1918 г. в целях подготовки резервов для Красной Армии), во главе которого находился видный государственный и общест­венный деятель Н. И. Подвойский. В программах подготовки ре­зервов армии значительное место отводилось занятиям гимнасти­кой, использовалась как прикладная гимнастика, так и упражнения на снарядах. Во всех уголках страны создавались военно-спортив­ные центры, объединявшие широкие слои молодежи. В этот ответст­венный период борьбы за укрепление Советской власти надо было сочетать физическое воспитание молодежи с ее правильным идейно-политическим воспитанием.

В 1925 г. Центральный Комитет РКП(б) принял специальное постановление «О задачах партии в области физической культуры». В нем были раскрыты идейно-методологическая сущность и общест­венно-политическое значение советской физической культуры, ука­заны пути ее развития. Оно способствовало развитию и гимнастики. Начали критически пересматриваться существовавшие системы гим­настики, методы и содержание работы.

В 1926—1927 гг. в начальной школе, а с 1929 г. и в вузах физи­ческая культура была введена как учебный предмет. Появились новые программы по физическому воспитанию, в которых важное место заняла гимнастика.

Институты физической культуры стали больше выпускать ква­лифицированных преподавателей, способных решать новые задачи. Эти кадры начали играть ведущую роль в разработке теории и мето­дики гимнастики. Предпринимались попытки развернуть научно-исследовательскую работу, создать научную базу гимнастики, ос­мыслить ее педагогическое значение, разработать типовую схему урока и др. Однако содержание занятий менялось не сразу. Дли­тельное время гимнастика сохраняла черты общей физической подготовки.

В 1929 г. состоялась научно-методическая конференция по гим­настике, решившая назревшие организационно-методические во­просы. На этой конференции впервые гимнастика была разделена на отдельные виды. С этого же времени началась передача утренней гимнастики по радио. В те годы гимнастика составляла основное содержание физического воспитания советского народа.

Важным событием в физкультурном движении нашей страны явилось введение по инициативе Ленинского комсомола Всесоюз­ного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» в 1931 г., что и ознаменовало собой начало нового этапа в разви­тии гимнастики.

По мере развертывания работы по комплексу ГТО задачи общей физической подготовки стали решаться в секциях общей физподго-

 

товки и группах подготовки к сдаче норм ГТО, но гимнастика (оздоровительная) продолжала оставаться и развивалась как одно из основных средств физического воспитания. Она помогала людям в укреплении здоровья, формировании жизненно необходимых двигательных навыков, все шире внедрялась в режим трудовой деятельности. В этот период появилась возможность для развития спортивных видов гимнастики.

В 1933 г. в Москве состоялась Международная конференция по гимнастике, одновременно ставшая и первой всесоюзной. На ней были рассмотрены и приняты решения по важнейшим вопросам развития гимнастики. Конференция определила место и значение гимнастики в советской системе физического воспитания, утвердила классификацию (деление на относительно самостоятельные виды), содержание гимнастики, методику занятий и организационные фор­мы работы, рассмотрела вопросы терминологии и др. Она явилась значительным событием, способствующим развитию гимнастики.

Большой популярностью у населения нашей страны пользова­лись массовые гимнастические выступления, проводившиеся еже­годно с 1930 г. в Москве, Ленинграде, в столицах союзных респуб­лик и многих городах. Особенно красочными и технически совер­шенными они стали с момента проведения Всесоюзного дня физ­культурника в Москве на Красной площади. Главным содержанием их были разнообразные гимнастические упражнения, представляв­шие незабываемое зрелище. Они являлись важным средством аги­тации и пропаганды советской гимнастики и привлекали много молодежи к систематическим занятиям ею.

Введение единой классификационной программы, организация ДСО профсоюзов и регулярное проведение массовых соревнований различных масштабов, в том числе и среди школьников, принятие новой гимнастической терминологии и многое другое значительно стимулировали развитие спортивной гимнастики. Она стала мас­совым видом спорта Для решения новых задач, стоявших перед физкультурным движением, необходимо было усилить работу по подготовке к сдаче норм комплекса ГТО. Даже в соревнования по спортивной гимнастике в предвоенные годы включались различ­ные прикладные упражнения, что способствовало подготовке спорт­сменов к боевым действиям.

Большую роль в развитии гимнастики сыграли кафедры гимнас­тики институтов физической культуры. Наряду с подготовкой ква­лифицированных специалистов на кафедрах велась большая науч­ная и методическая работа. С 1934 г. в институтах через аспиран­туру стали готовить научно-педагогические кадры по гимнастике. Защищаются первые кандидатские диссертации, шире публикуют­ся научные труды, издаются учебники и методические пособия, руководства по отдельным вопросам гимнастики, единые класси­фикационные программы и правила соревнований.

С 1937 г. начал издаваться журнал «Гимнастика» (просущество­вал до 1940 г.), сыгравший значительную роль в развитии советской гимнастики. В предвоенные годы гимнастика остается основным средством советской системы физического воспитания.

Творческий подход позволил, используя все ценное из имеюще­гося в гимнастике, создать свою систему гимнастики, которая соответствовала требованиям физкультурного движения нашей

страны.

Знаменательным мероприятием предвоенного периода явились массовые всесоюзные комсомольские соревнования 1941 г. В сорев­нованиях участвовали 7 496 000 юношей и девушек.

Трудным периодом были военные годы. Вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну заставило изменить всю жизнь, подчинить ее делу защиты Родины и разгрому врага. Средст­ва физической культуры и спорта были использованы для подго­товки армии, ее резервов и лечения раненых воинов. Тысячи пре­подавателей и тренеров по гимнастике с первых дней войны влились в ряды Красной Армии, в истребительные батальоны, в партизан­ские отряды; женщины самоотверженно трудились в госпиталях и батальонах выздоравливающих в качестве методистов лечебной физкультуры. Опыт войны неопровержимо доказал высокую эф­фективность лечебной гимнастики как средства восстановления боеспособности раненых воинов.

Содержание гимнастики в этот период изменилось, основой за­нятий были прикладные упражнения, помогавшие готовить резер­вы армии.

В августе 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Все­союзный парад физкультурников, посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне. Подготовка к нему стиму­лировала занятия гимнастикой во всех республиках.

В послевоенный период переход к мирному созидательному труду активизировал все виды деятельности советского народа, в том числе и в области физического воспитания: восстанавливаются спортивные сооружения, возобновляется массовая спортивная ра­бота, проводятся различные соревнования.

Большую роль в развитии гимнастики сыграло Постановление Центрального Комитета партии от 27 декабря 1948 г. о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастер­ства советских спортсменов.

После выхода этого постановления стали строиться спортивные базы, больше появилось инвентаря, были созданы благоприятные условия для развития всех видов спорта. Гимнастика называлась в числе тех видов, которые должны развиваться в первую очередь. Стали совершенствоваться программы для школ и других учебных заведений, создавались многочисленные группы здоровья для лиц среднего и пожилого возраста, увеличились масштабы производ­ственной гимнастики, стимулировались самостоятельные и органи­зованные занятия утренней гигиенической гимнастикой с помощью радио, телевидения. Серьезное внимание уделялось подготовке и повышению квалификации физкультурных кадров.

Большое значение для развития гимнастики имела II Всесоюз­ная конференция, проходившая в декабре 1948 г. в Ленинграде. На ней был обобщен опыт работы по гимнастике, сформулированы ее задачи, определены средства, виды и разновидности гимнастики,

 

намечены пути их дальнейшего развития. Конференция приняла решение о выделении художественной гимнастики в самостоятель­ный вид спорта.

В 1966 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Поста­новление о мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта, которое содействовало улучшению работы по гимнастике.

В апреле 1968 г. в Москве состоялась III Всесоюзная конферен­ция по гимнастике. На ней была проанализирована работа за 20 лет, определены перспективы дальнейшего развития всех видов гим­настики, намечен план внедрения гимнастики в режим трудовой деятельности и в быт советских людей, приняты решения по разра­ботке новых программ для занятий со всеми контингентами населе­ния, разработана система подготовки резервов для сборных команд по спортивной гимнастике.

Решению этих задач была посвящена дальнейшая работа всех специалистов в области гимнастики.

В нашей стране в советский период создавались условия для раз­вития всех видов гимнастики, которые помогали более конкретно решать новые задачи физического совершенствования человека. Разработка вопросов теории и методики осуществлялась на кафед­рах гимнастики институтов физической культуры и во вновь соз­данных научно-исследовательских институтах: совершенствовались учебники и классификационные программы, методические пособия, проводились специальные исследования и защищались диссерта­ционные работы. Большую помощь в развитии гимнастики оказы­вали общественные органы: тренерские советы, федерации, колле­гии судей СССР и союзных республик, городов, областей. Практи­ческую работу вел многочисленный отряд преподавателей и тре­неров.

Дальнейшей задачей в развитии гимнастики являются повыше­ние ее роли в советской системе физического воспитания, охват систематическими занятиями различными видами гимнастики ши­роких слоев населения нашей страны и подготовка высококвалифи­цированных гимнастов, способных защищать спортивную честь Советского Союза на международной арене.

megalektsii.ru

история возникновения и развития в России :: SYL.ru

История возникновения гимнастики в России берет свое начало несколько столетий назад. За это время менялась методика занятий, система этого вида спорта, его популярность у населения.

Неизменным на протяжении многих лет, пожалуй, осталось только одно – несомненное лидерство российских гимнастов на мировой арене.

Что такое гимнастика?

Существует два мнения о том, как переводится это слово с греческого языка. В первом варианте оно произошло от «gymnazo» – «тренирую», «упражняю». Вторая версия утверждает, что имя популярному сегодня виду спорта дало слово «gumnos» – «голый». Это объясняется тем, что в Древней Греции, откуда и берет начало история возникновения и развития гимнастики, принято было проводить телесные упражнения в обнаженном виде.

Этот вид физической культуры включает в себя занятия по совершенствованию таких человеческих способностей, как ловкость, выносливость, пластичность. С начала истории возникновения гимнастика направлена на укрепление организма и поддержание его в тонусе.

Принято выделять несколько направлений этого вида спорта:

1. Спортивная гимнастика. Она включает в себя акробатику, легкую и тяжелую атлетику, художественную гимнастику.

2. Оздоровительная гимнастика. Она разделяется на общую, развивающую двигательную активность; гигиеническую, направленную на укрепление иммунитета и тонуса организма; атлетическую, повышающую выносливость; ритмическую, содержащую хореографические элементы.

3. Прикладная гимнастика также имеет 4 разновидности. Лечебная – поддержание здоровья больного. Комплекс упражнений назначается лечащим врачом. Военно-прикладная – используется в вооруженных силах. Она помогает солдатам приобрести и закрепить навыки, применяемые во время военных действий. Спортивно-прикладная – применяется для тренировки профессиональных спортсменов. Профессионально-прикладная – включает комплекс упражнений, способных повысить профессиональные навыки сотрудников.

Древняя Греция

Рассказать кратко об истории возникновения гимнастики не удастся, так как история эта длинная и насыщенная различными важными событиями. А началась она в Древней Греции. Уже в 8 веке до нашей эры сложилось несколько направлений этого вида деятельности.

Началом истории возникновения и развития спортивной гимнастики можно считать первые в мире Олимпийские игры. Древние спортсмены соревновались в беге, прыжках, борьбе. Кстати, Олимпийские игры в Древней Греции впервые проводились в 776 году до нашей эры.

Вторым важнейшим направлением гимнастики было поддержание физической формы солдат, приобретение ими навыков, необходимых для ведения военных действий. Переломный момент в истории возникновения и развития гимнастики наступил с падением Римской империи. Это была эпоха образования варварских королевств, кровавых войн, передела территорий. Поэтому вопросы физической культуры тела были отложены в долгий ящик.

Возрождение культуры тела в Средневековье

Второй этап в истории возникновения гимнастики настал в эпоху Средневековья с развитием такого общественного направления как гуманизм. Его последователи проповедовали ценность личности, право человека самостоятельно формировать смысл и обустройство своей жизни.

На фоне гуманизма в 18 веке возникло новое направление педагогики – филантропия. Приверженцы этого течения занимались всякого рода благотворительностью и заботой о ближнем. Они создавали школы – филантропины, в которых много внимания уделялось физическому воспитанию, то есть гимнастике.

Гимнастические системы

На рубеже 18 и 19 веков устойчиво сформировались 4 гимнастических системы: немецкая, французская, шведская и сокольская. Возникновение таких движений было обусловлено не только просветительской, но и государственной потребностью. Укрепление военных формирований в странах Европы требовало значительных пополнений рядового состава.

Однако, чтобы не нанести ущерб экономическому развитию государств, подготовке солдат не уделялось достаточно времени. Поэтому тренировка выносливости, закалка организма, приобретение определенных физических навыков начинались еще в учебных заведениях.

Автором первой гимнастической системы считается филантроп И.Г. Гутс-Мутс. Она была разработана в Германии, но успешно адаптировалась и для использования в других государствах. Немецкая методика физического воспитания была дополнена многими другими деятелями. Наибольший вклад в нее внесли И. Г. Фихте, Ф. Л. Ян, К. Ф. Фризен.

Офицер испанской армии Ф. Аморос стал создателем французской гимнастики. Примечательно, что, согласно его методике, преподаватель физического воспитания должен был владеть и такими предметами, как психология, анатомия и даже музыка.

Его книга «Руководство по физическому, гимнастическому и моральному воспитанию» на долгое время стала основой занятий по физической культуре во многих школах Франции.

Шведская гимнастика, разработанная П.Х. Лингом, основывалась на повторе оптимально организованных упражнений. Именно это, по мнению автора методики, способствовало укреплению организма. Он также выделял педагогическую, военную, медицинскую, эстетическую гимнастику.

Разработка сокольской гимнастики принадлежит чеху М. Тыршу. Основной его целью было заменить распространенную в Чехии немецкую гимнастику, которая, по его мнению, ассимилировала чехов.

Физкультура в Российской империи

История возникновения гимнастики в России началась в эпоху Петра Великого. Однако следует заметить, что телесные упражнения были не чужды и для жителей Древней Руси. Подтверждением тому являются различные соревнования, устраиваемые во время народных празднеств. Это были кулачные бои, лазания на столб, бег и прыжки.

Как и во многих европейских государствах, история возникновения гимнастики в нашей стране берет свое начало в военных структурах. Петр Первый установил для своих потешных полков преодоление полосы препятствий. Он также ввел физическую подготовку в других родах войск.

Великий полководец Александр Суворов занимался разработкой методики для физической подготовки солдат. Он стал автором «Полкового учреждения», где и описал свои разработки. Методика эта основывалась на осознанном подходе каждого солдата к ведению боя.

После в России начала использоваться немецкая система, но эффективности это не принесло, поэтому она в скором времени сменилась французской. Но и эта методика не нашла последователей, и занятие физкультурой стало проводиться на шведский манер. Ни одна из этих систем не прижилась в России, и постепенно занятия гимнастикой потеряли интенсивность.

Петр Лесгафт

О физическом воспитании вновь вспомнили лишь в середине 19 века. Тогда приняли решение о введении определенных правил по обучению гимнастике в войсках. Но из-за отсутствия квалифицированных в данном вопросе преподавателей желаемого эффекта в подготовке военных не последовало. История возникновения гимнастики (атлетической и спортивной) претерпевала не лучшие времена вплоть до начала 20 века.

Создателем русской системы физического воспитания стал Петр Лесгафт, опубликовавший «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В основе его методике было утверждение о том, что телесные упражнения способствовали интеллектуальному развитию человека посредством овладения собственным телом. В этом его система перекликалась с постулатами, заложенными Суворовым.

Создание гимнастических обществ

В истории возникновения спортивной гимнастики в России значительную роль сыграло распространение спортивных организаций. Они образовывались по всей стране и охватывали все слои населения. Следует отметить, что данные общества применяли различные гимнастические системы, но наибольшее распространение получила сокольская методика.

Первые общества появились в 70-х годах 19 столетия. Официальное их утверждение произошло не сразу. Правительство опасалось, что вместо спортивного направления, деятельность данных кружков будет носить политический характер и сеять смуту среди населения, как произошло во многих других государствах.

Первым утвержденным кружком стало «Русское гимнастическое общество», образованное на базе немецкого клуба «Пальма». Эти организации проводили соревнования и готовили первых профессиональных спортсменов.

Гимнастика в СССР

После октябрьской революции в корне изменились взгляды на образование молодежи. Началась активная борьба с безграмотностью. Больше внимания стало уделяться и физическому воспитанию. Также началась подготовка резервов Красной армии, в которой значительное место выделялось гимнастике.

С 1926 года в образовательных учреждениях появляется новый предмет – физическая культура. Основой этой дисциплины стала гимнастика. Также начали образовываться институты физкультуры, которые занимались разработкой новых методик и подготовкой квалифицированных в этой области преподавателей.

Еще одно важное событие произошло в 1929 году. На научно-методической конференции эту дисциплину разделили на отдельные направления. Появилась акробатика, спортивная и художественная гимнастика.

История возникновения комплекса ГТО

В 1931 году был введен Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». ГТО включал системы нормативов, основной дисциплиной в нем стала гимнастика. Он просуществовал до 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование.

Комплекс содержал несколько ступеней в зависимости от возрастной группы участников.

Успешно сдавшим нормативы гражданам вручались нагрудные значки. Они изготавливались из золота, серебра и бронзы. Требовалось выполнить целый ряд упражнений: бег, прыжки, плавание, подтягивание, стрельба. Призерам, выполнившим определенный комплекс упражнений, присваивался разряд и звание мастера спорта.

Массовый вид спорта

С началом введения ГТО гимнастика в СССР становится массовой. Популяризации в особой степени способствовали различные гимнастические выступления. Их проводили во время праздников и фестивалей, на открытиях спартакиад и Игр доброй воли.

Кроме популяризации гимнастики эти выступления преследовали и другие цели. Они показывали всему мировому сообществу спортивность нации, патриотизм и сплоченность советских людей.

В это же время начинается история возникновения художественной гимнастики в СССР. В 1934 году открылась «Высшая школа художественного движения» при Ленинградском государственном институте физкультуры имени П.Ф. Лесгафта. Именно там художественная гимнастика впервые появилась обособлено от других направлений этого вида спорта. Обучение в школе проводили лучшие специалисты того времени. Именно они сформировали основные правила и техники этого исключительно женского вида спорта.

В 1937 году в истории возникновения гимнастики в нашей стране произошло еще одно важное событие. Спортсмены Советского Союза впервые участвовали в международных соревнованиях. Это произошло в Антверпене на третьей рабочей Олимпиаде.

Спорт и Великая Отечественная война

Несмотря на сложные для страны времена, развитие гимнастики продолжалось. Соревнования по этому виду спорта устраивались в СССР в 1943, 1944 и в 1945 году. Кроме того, физическая подготовка советских солдат сыграла важную роль в победе над фашистскими захватчиками.

После Великой Победы, на Красной площади был организован парад физкультурников. Для подготовки к нему были задействованы колоссальные кадровые ресурсы, что в очередной раз стимулировало популяризацию гимнастики в СССР.

В послевоенные годы началось восстановление спортивных сооружений. Также возобновилось проведение соревнований. В 1948 году вышло Постановление ЦК о развитии физической культуры в стране. Оно также было направлено на повышение уровня подготовки спортсменов.

Это был переломный момент для советской гимнастики. Если прежде этот вид спорта был направлен на оздоровление и поддержание физической культуры населения, то теперь он стал привилегией профессиональных спортсменов.

Основной упор был сделан именно в направлении повышения квалификации будущих чемпионов. Таким образом, гимнастика перестала быть спортом, доступным для масс.

ФИЖ

Международная федерация гимнастики (ФИЖ) была образована в 1881 году. Изначально она охватывала только страны Европы, но позже и другие части света присоединились к этому сообществу.

СССР вошел в ФИЖ в 1949 году и с этого момента советские спортсмены стали официально принимать участие в мировых чемпионатах. В 1952 году они впервые выступили на Олимпийских играх. С этого времени советские, а потом и российские гимнасты, прочно утвердились на позициях лидеров.

СССР сыграл не последнюю роль в развитии художественной гимнастики. История возникновения этого направления началась в нашей стране, и после Олимпиады в Москве, в 1980 году, для него произошел решающий поворот. Международный олимпийский комитет включил художественную гимнастику в Олимпийские игры.

Гимнастика в России сегодня

В настоящее время в России возрождается гимнастика в качестве массового вида спорта. А российские спортсмены продолжают завоевывать пьедесталы на международных соревнованиях. Среди них абсолютные чемпионы Олимпийских игр, абсолютные чемпионы мира и рекордсмены.

Также следует отметить колоссальную научно-исследовательскую деятельность, посвященную гимнастике. Это играет огромную роль в подготовке спортсменов.

Федерация спортивной гимнастики России была образована в 1991 году. Эта организация уполномочена представлять интересы наших спортсменов на мировой арене. Также под контролем Федерации происходит образование региональных гимнастических школ, проведение юниорских соревнований. Так происходит подготовка будущих спортсменов и победителей.

www.syl.ru

3.5. Развитие гимнастики в ссср

После Великой Октябрьской социалистической революции в на­шей стране появились большие возможности для развития гимнас­тики. При этом прослеживается ряд этапов, которые неразрывно свзаны с политической, экономической и социальной жизнью стра­ны. Новые задачи, поставленные в этот период, определили и со­держание гимнаетики.

В первые годы после социалистической революции (и до 30-х годов) гимнастика используется как одно из основных средств фи­зической подготовки и физического развития народа. В годы, когда молодая республика напрягала все силы на борьбу с интервентами и белогвардейцами, физическое воспитание, гимнастика были по­ставлены на службу Советской власти. Ведущая роль в организа­ции физической подготовки населения принадлежала Всевобучу (созд. в 1918 г. в целях подготовки резервов для Красной Армии), во главе которого находился видный государственный и общест­венный деятель Н. И. Подвойский. В программах подготовки ре­зервов армии значительное место отводилось занятиям гимнасти­кой, использовалась как прикладная гимнастика, так и упражнения на снарядах. Во всех уголках страны создавались военно-спортив­ные центры, объединявшие широкие слои молодежи. В этот ответст­венный период борьбы за укрепление Советской власти надо было сочетать физическое воспитание молодежи с ее правильным идейно-политическим воспитанием.

В 1925 г. Центральный Комитет РКП(б) принял специальное постановление «О задачах партии в области физической культуры». В нем были раскрыты идейно-методологическая сущность и общест­венно-политическое значение советской физической культуры, ука­заны пути ее развития. Оно способствовало развитию и гимнастики. Начали критически пересматриваться существовавшие системы гим­настики, методы и содержание работы.

В 1926—1927 гг. в начальной школе, а с 1929 г. и в вузах физи­ческая культура была введена как учебный предмет. Появились новые программы по физическому воспитанию, в которых важное место заняла гимнастика.

Институты физической культуры стали больше выпускать ква­лифицированных преподавателей, способных решать новые задачи. Эти кадры начали играть ведущую роль в разработке теории и мето­дики гимнастики. Предпринимались попытки развернуть научно-исследовательскую работу, создать научную базу гимнастики, ос­мыслить ее педагогическое значение, разработать типовую схему урока и др. Однако содержание занятий менялось не сразу. Дли­тельное время гимнастика сохраняла черты общей физической подготовки.

В 1929 г. состоялась научно-методическая конференция по гим­настике, решившая назревшие организационно-методические во­просы. На этой конференции впервые гимнастика была разделена на отдельные виды. С этого же времени началась передача утренней гимнастики по радио. В те годы гимнастика составляла основное содержание физического воспитания советского народа.

Важным событием в физкультурном движении нашей страны явилось введение по инициативе Ленинского комсомола Всесоюз­ного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» в 1931 г., что и ознаменовало собой начало нового этапа в разви­тии гимнастики.

По мере развертывания работы по комплексу ГТО задачи общей физической подготовки стали решаться в секциях общей физподго-

24

25

товки и группах подготовки к сдаче норм ГТО, но гимнастика (оздоровительная) продолжала оставаться и развивалась как одно из основных средств физического воспитания. Она помогала людям в укреплении здоровья, формировании жизненно необходимых двигательных навыков, все шире внедрялась в режим трудовой деятельности. В этот период появилась возможность для развития спортивных видов гимнастики.

В 1933 г. в Москве состоялась Международная конференция по гимнастике, одновременно ставшая и первой всесоюзной. На ней были рассмотрены и приняты решения по важнейшим вопросам развития гимнастики. Конференция определила место и значение гимнастики в советской системе физического воспитания, утвердила классификацию (деление на относительно самостоятельные виды), содержание гимнастики, методику занятий и организационные фор­мы работы, рассмотрела вопросы терминологии и др. Она явилась значительным событием, способствующим развитию гимнастики.

Большой популярностью у населения нашей страны пользова­лись массовые гимнастические выступления, проводившиеся еже­годно с 1930 г. в Москве, Ленинграде, в столицах союзных респуб­лик и многих городах. Особенно красочными и технически совер­шенными они стали с момента проведения Всесоюзного дня физ­культурника в Москве на Красной площади. Главным содержанием их были разнообразные гимнастические упражнения, представляв­шие незабываемое зрелище. Они являлись важным средством аги­тации и пропаганды советской гимнастики и привлекали много молодежи к систематическим занятиям ею.

Введение единой классификационной программы, организация ДСО профсоюзов и регулярное проведение массовых соревнований различных масштабов, в том числе и среди школьников, принятие новой гимнастической терминологии и многое другое значительно стимулировали развитие спортивной гимнастики. Она стала мас­совым видом спорта Для решения новых задач, стоявших перед физкультурным движением, необходимо было усилить работу по подготовке к сдаче норм комплекса ГТО. Даже в соревнования по спортивной гимнастике в предвоенные годы включались различ­ные прикладные упражнения, что способствовало подготовке спорт­сменов к боевым действиям.

Большую роль в развитии гимнастики сыграли кафедры гимнас­тики институтов физической культуры. Наряду с подготовкой ква­лифицированных специалистов на кафедрах велась большая науч­ная и методическая работа. С 1934 г. в институтах через аспиран­туру стали готовить научно-педагогические кадры по гимнастике. Защищаются первые кандидатские диссертации, шире публикуют­ся научные труды, издаются учебники и методические пособия, руководства по отдельным вопросам гимнастики, единые класси­фикационные программы и правила соревнований.

С 1937 г. начал издаваться журнал «Гимнастика» (просущество­вал до 1940 г.), сыгравший значительную роль в развитии советской гимнастики. В предвоенные годы гимнастика остается основным средством советской системы физического воспитания.

Творческий подход позволил, используя все ценное из имеюще­гося в гимнастике, создать свою систему гимнастики, которая соответствовала требованиям физкультурного движения нашей

страны.

Знаменательным мероприятием предвоенного периода явились массовые всесоюзные комсомольские соревнования 1941 г. В сорев­нованиях участвовали 7 496 000 юношей и девушек.

Трудным периодом были военные годы. Вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну заставило изменить всю жизнь, подчинить ее делу защиты Родины и разгрому врага. Средст­ва физической культуры и спорта были использованы для подго­товки армии, ее резервов и лечения раненых воинов. Тысячи пре­подавателей и тренеров по гимнастике с первых дней войны влились в ряды Красной Армии, в истребительные батальоны, в партизан­ские отряды; женщины самоотверженно трудились в госпиталях и батальонах выздоравливающих в качестве методистов лечебной физкультуры. Опыт войны неопровержимо доказал высокую эф­фективность лечебной гимнастики как средства восстановления боеспособности раненых воинов.

Содержание гимнастики в этот период изменилось, основой за­нятий были прикладные упражнения, помогавшие готовить резер­вы армии.

В августе 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Все­союзный парад физкультурников, посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне. Подготовка к нему стиму­лировала занятия гимнастикой во всех республиках.

В послевоенный период переход к мирному созидательному труду активизировал все виды деятельности советского народа, в том числе и в области физического воспитания: восстанавливаются спортивные сооружения, возобновляется массовая спортивная ра­бота, проводятся различные соревнования.

Большую роль в развитии гимнастики сыграло Постановление Центрального Комитета партии от 27 декабря 1948 г. о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастер­ства советских спортсменов.

После выхода этого постановления стали строиться спортивные базы, больше появилось инвентаря, были созданы благоприятные условия для развития всех видов спорта. Гимнастика называлась в числе тех видов, которые должны развиваться в первую очередь. Стали совершенствоваться программы для школ и других учебных заведений, создавались многочисленные группы здоровья для лиц среднего и пожилого возраста, увеличились масштабы производ­ственной гимнастики, стимулировались самостоятельные и органи­зованные занятия утренней гигиенической гимнастикой с помощью радио, телевидения. Серьезное внимание уделялось подготовке и повышению квалификации физкультурных кадров.

Большое значение для развития гимнастики имела II Всесоюз­ная конференция, проходившая в декабре 1948 г. в Ленинграде. На ней был обобщен опыт работы по гимнастике, сформулированы ее задачи, определены средства, виды и разновидности гимнастики,

26

27

намечены пути их дальнейшего развития. Конференция приняла решение о выделении художественной гимнастики в самостоятель­ный вид спорта.

В 1966 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Поста­новление о мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта, которое содействовало улучшению работы по гимнастике.

В апреле 1968 г. в Москве состоялась III Всесоюзная конферен­ция по гимнастике. На ней была проанализирована работа за 20 лет, определены перспективы дальнейшего развития всех видов гим­настики, намечен план внедрения гимнастики в режим трудовой деятельности и в быт советских людей, приняты решения по разра­ботке новых программ для занятий со всеми контингентами населе­ния, разработана система подготовки резервов для сборных команд по спортивной гимнастике.

Решению этих задач была посвящена дальнейшая работа всех специалистов в области гимнастики.

В нашей стране в советский период создавались условия для раз­вития всех видов гимнастики, которые помогали более конкретно решать новые задачи физического совершенствования человека. Разработка вопросов теории и методики осуществлялась на кафед­рах гимнастики институтов физической культуры и во вновь соз­данных научно-исследовательских институтах: совершенствовались учебники и классификационные программы, методические пособия, проводились специальные исследования и защищались диссерта­ционные работы. Большую помощь в развитии гимнастики оказы­вали общественные органы: тренерские советы, федерации, колле­гии судей СССР и союзных республик, городов, областей. Практи­ческую работу вел многочисленный отряд преподавателей и тре­неров.

Дальнейшей задачей в развитии гимнастики являются повыше­ние ее роли в советской системе физического воспитания, охват систематическими занятиями различными видами гимнастики ши­роких слоев населения нашей страны и подготовка высококвалифи­цированных гимнастов, способных защищать спортивную честь Советского Союза на международной арене.

studfiles.net

3.5. Развитие гимнастики в ссср

После Великой Октябрьской социалистической революции в на­шей стране появились большие возможности для развития гимнас­тики. При этом прослеживается ряд этапов, которые неразрывно связаны с политической, экономической и социальной жизнью стра­ны. Новые задачи, поставленные в этот период, определили и со­держание гимнастики.

И первые годы после социалистической революции (и до 30-х шлиц) гимнастика используется как одно из основных средств физической подготовки и физического развития народа. В годы, когда молодая республика напрягала все силы на борьбу с интервентами и белогнардейцами, физическое воспитание, гимнастика были поставлены на службу Советской власти. Ведущая роль в организа­ции физической подготовки населения принадлежала Всевобучу (созд, н 1918 г. в целях подготовки резервов для Красной Армии), во главе которого находился видный государственный и общест-1нч11м,1п деятель Н. И. Подвойский. В программах подготовки рекрутов армии значительное место отводилось занятиям гимнастикой, использовалась как прикладная гимнастика, так и упражнения на снарядах. Во всех уголках страны создавались военно-спортив­ные центры, объединявшие широкие слои молодежи. В этот ответственный период борьбы за укрепление Советской власти надо было сочетать физическое воспитание молодежи с ее правильным идейно-политическим воспитанием.

В 1925 г. Центральный Комитет РКП(б) принял специальное постановление «О задачах партии в области физической культуры». I! нем были раскрыты идейно-методологическая сущность и общественно-политическое значение советской физической культуры, указаны пути ее развития. Оно способствовало развитию и гимнастики. 11,1чали критически пересматриваться существовавшие системы гим­настики, методы и содержание работы.

В 1926—1927 гг. в начальной школе, а с 1929 г. и в вузах физи­ческая культура была введена как учебный предмет. Появились новые программы по физическому воспитанию, в которых важное место заняла гимнастика.

Институты физической культуры стали больше выпускать ква­лифицированных преподавателей, способных решать новые задачи. Эти кадры начали играть ведущую роль в разработке теории и мето­дики гимнастики. Предпринимались попытки развернуть научно-исследовательскую работу, создать научную базу гимнастики, ос­мыслить ее педагогическое значение, разработать типовую схему урока и др. Однако содержание занятий менялось не сразу. Длительное время гимнастика сохраняла черты общей физической подготовки.

В 1929 г. состоялась научно-методическая конференция по гим­настике, решившая назревшие организационно-методические во­просы. На этой конференции впервые гимнастика была разделена па отдельные виды. С этого же времени началась передача утренней гимнастики по радио. В те годы гимнастика составляла основное содержание физического воспитания советского народа.

Важным событием в физкультурном движении нашей страны явилось введение по инициативе Ленинского комсомола Всесоюз­ного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» |] 1931 г., что и ознаменовало собой начало нового этапа в разви­тии гимнастики.

По мере развертывания работы по комплексу ГТО задачи общей физической подготовки стали решаться в секциях общей физподготовки и группах подготовки к сдаче норм ГТО, но гимнастика (оздоровительная) продолжала оставаться и развивалась как одно из основных средств физического воспитания. Она помогала людям в укреплении здоровья, формировании жизненно необходимых двигательных навыков, все шире внедрялась в режим трудовой деятельности. В этот период появилась возможность для развития спортивных видов гимнастики.

В 1933 г. в Москве состоялась Международная конференция по гимнастике, одновременно ставшая и первой всесоюзной. На ней были рассмотрены и приняты решения по важнейшим вопросам развития гимнастики. Конференция определила место и значение гимнастики в советской системе физического воспитания, утвердила классификацию (деление на относительно самостоятельные виды), содержание гимнастики, методику занятий и организационные фор­мы работы, рассмотрела вопросы терминологии и др. Она явилась значительным событием, способствующим развитию гимнастики.

Большой популярностью у населения нашей страны пользова­лись массовые гимнастические выступления, проводившиеся еже­годно с 1930 г. в Москве, Ленинграде, в столицах союзных респуб­лик и многих городах. Особенно красочными и технически совер­шенными они стали с момента проведения Всесоюзного дня физ­культурника в Москве на Красной площади. Главным содержанием их были разнообразные гимнастические упражнения, представляв­шие незабываемое зрелище. Они являлись важным средством аги­тации и пропаганды советской гимнастики и привлекали много молодежи к систематическим занятиям ею.

Введение единой классификационной программы, организация ДСО профсоюзов и регулярное проведение массовых соревнований различных масштабов, в том числе и среди школьников, принятие новой гимнастической терминологии и многое другое значительно стимулировали развитие спортивной гимнастики. Она стала мас­совым видом спорта Для решения новых задач, стоявших перед физкультурным движением, необходимо было усилить работу по подготовке к сдаче норм комплекса ГТО. Даже в соревнования по спортивной гимнастике в предвоенные годы включались различ­ные прикладные упражнения, что способствовало подготовке спорт­сменов к боевым действиям.

Большую роль в развитии гимнастики сыграли кафедры гимнас­тики институтов физической культуры. Наряду с подготовкой ква­лифицированных специалистов на кафедрах велась большая науч­ная и методическая работа. С 1934 г. в институтах через аспиран­туру стали готовить научно-педагогические кадры по гимнастике. Защищаются первые кандидатские диссертации, шире публикуют­ся научные труды, издаются учебники и методические пособия, руководства по отдельным вопросам гимнастики, единые класси­фикационные программы и правила соревнований.

С 1937 г. начал издаваться журнал «Гимнастика» (просущество­вал до 1940 г.), сыгравший значительную роль в развитии советской гимнастики. В предвоенные годы гимнастика остается основным средством советской системы физического воспитания.

Творческий подход позволил, используя все ценное из имеюще­юся в гимнастике, создать свою систему гимнастики, которая соответствовала требованиям физкультурного движения нашей страны.

Знаменательным мероприятием предвоенного периода явились массовые всесоюзные комсомольские соревнования 1941 г. В сорев­нованиях участвовали 7 496 000 юношей и девушек.

Трудным периодом были военные годы. Вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну заставило изменить всю жизнь, подчинить ее делу защиты Родины и разгрому врага. Средства физической культуры и спорта были использованы для подго­товки армии, ее резервов и лечения раненых воинов. Тысячи пре­подавателей и тренеров по гимнастике с первых дней войны влились в ряды Красной Армии, в истребительные батальоны, в партизан­ские отряды; женщины самоотверженно трудились в госпиталях и батальонах выздоравливающих в качестве методистов лечебной физкультуры. Опыт войны неопровержимо доказал высокую эф­фективность лечебной гимнастики как средства восстановления боеспособности раненых воинов.

Содержание гимнастики в этот период изменилось, основой за­нятий были прикладные упражнения, помогавшие готовить резер­вы армии.

В августе 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Все­союзный парад физкультурников, посвященный победе советского парода в Великой Отечественной войне. Подготовка к нему стиму­лировала занятия гимнастикой во всех республиках.

В послевоенный период переход к мирному созидательному труду активизировал все виды деятельности советского народа, в том числе и в области физического воспитания: восстанавливаются спортивные сооружения, возобновляется массовая спортивная ра­бота, проводятся различные соревнования.

Большую роль в развитии гимнастики сыграло Постановление Центрального Комитета партии от 27 декабря 1948 г. о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастер­ства советских спортсменов.

После выхода этого постановления стали строиться спортивные базы, больше появилось инвентаря, были созданы благоприятные условия для развития всех видов спорта. Гимнастика называлась в числе тех видов, которые должны развиваться в первую очередь. Стали совершенствоваться программы для школ и других учебных заведений, создавались многочисленные группы здоровья для лиц среднего и пожилого возраста, увеличились масштабы производ­ственной гимнастики, стимулировались самостоятельные и органи­зованные занятия утренней гигиенической гимнастикой с помощью радио, телевидения. Серьезное внимание уделялось подготовке и повышению квалификации физкультурных кадров.

Большое значение для развития гимнастики имела II Всесоюз­ная конференция, проходившая в декабре 1948 г. в Ленинграде. На ней был обобщен опыт работы по гимнастике, сформулированы ее задачи, определены средства, виды и разновидности гимнастики, намечены пути их дальнейшего развития. Конференция приняла решение о выделении художественной гимнастики в самостоятель­ный вид спорта.

В 1966 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Поста­новление о мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта, которое содействовало улучшению работы по гимнастике.

В апреле 1968 г. в Москве состоялась III Всесоюзная конферен­ция по гимнастике. На ней была проанализирована работа за 20 лет, определены перспективы дальнейшего развития всех видов гим­настики, намечен план внедрения гимнастики в режим трудовой деятельности и в быт советских людей, приняты решения по разра­ботке новых программ для занятий со всеми контингентами населе­ния, разработана система подготовки резервов для сборных команд по спортивной гимнастике.

Решению этих задач была посвящена дальнейшая работа всех специалистов в области гимнастики.

В нашей стране в советский период создавались условия для раз­вития всех видов гимнастики, которые помогали более конкретно решать новые задачи физического совершенствования человека. Разработка вопросов теории и методики осуществлялась на кафед­рах гимнастики институтов физической культуры и во вновь соз­данных научно-исследовательских институтах: совершенствовались учебники и классификационные программы, методические пособия, проводились специальные исследования и защищались диссерта­ционные работы. Большую помощь в развитии гимнастики оказы­вали общественные органы: тренерские советы, федерации, колле­гии судей СССР и союзных республик, городов, областей. Практи­ческую работу вел многочисленный отряд преподавателей и тре­неров.

Дальнейшей задачей в развитии гимнастики являются повыше­ние ее роли в советской системе физического воспитания, охват систематическими занятиями различными видами гимнастики ши­роких слоев населения нашей страны и подготовка высококвалифи­цированных гимнастов, способных защищать спортивную честь Советского Союза на международной арене.

studfiles.net

Спортивная гимнастика в СССР и России

Публичная статья

546

Создано 14 июля 2017 года

В дореволюционный период гимнастика использовалась исключительно как средство физической подготовки военнослужащих. В СССР бурное ее развитие началось в 30-е годы ХХ столетия, и связано это с проведением Всеобуча (всеобщего военного обучения граждан). После революции гимнастические упражнения стали основным средством  для физического развития народа. 

Первый чемпионат СССР по спортивной гимнастике прошел в 1928 году в рамках Всесоюзной спартакиады, второй - уже с участием женщин - в 1932 г. 1937 год - советские спортсмены впервые участвуют в международных соревнованиях. На олимпийских играх гимнасты СССР дебютировали в 1952 году в Хельсинки.  

Условия тренировок спортсменов - спартанские. Максимум сложности, минимум страховки. Однако за неимением большего, девушки и юноши повышали трудность и качество исполнения своих комбинаций из года в год. С момента первого выступления наших спортсменов на Играх Олимпиады они  почти всегда оказываются в числе лидеров, поэтому советская школа гимнастики по праву считается одной из лучших.  

Благодаря своим победам и достижениям,  гимнасты Советского Союза прославили свои имена на весь мир на десятилетия вперед. Л. Латынина, М. Воронин, О. Корбут и ее элемент на брусьях - «Петля Корбут», Н. Андрианов и другие - все эти люди являются настоящими легендами в мире гимнастики. 

После распада СССР Россия не прекратила воспитывать новые, не менее успешные поколения спортсменов. Девяностые годы -триумф А. Немова, двухтысячные - С. Хоркина, Е. Замолодчикова, десятые - В. Комова, А. Мустафина, Д. Аблязин - те, кто вершит историю спортивной гимнастики в наше время

Спортивная гимнастика продолжает развиваться с каждым годом. Усложняются комбинации, совершенствуются старые элементы и появляются новые.

Претерпевает некоторые изменения и система технического оснащения гимнастов, снаряды приобретают улучшенную конструкцию. Кардинальные преобразования происходят с женскими брусьями и опорным прыжком.

helperia.ru

Гимнастика в СССР

топ 100 блогов alipiosp — 24.03.2011

Известный советский гимнаст, олимпийский чемпион Николай Андрианов скончался на 59-м году жизни во Владимире вечером 21 марта, сообщает во вторник департамент по физической культуре, спорту и туризму обладминистрации.

В сообщении уточняется, что Николай Андрианов умер от мультисистемной атрофии - он долго болел и был прикован к постели. Гражданская панихида и похороны чемпиона, предположительно, состоятся в четверг. Этот вопрос решает специальная комиссия, - говорится в сообщении.

Андрианов - семикратный олимпийский чемпион, неоднократно выигрывал чемпионаты мира и Европы, а также чемпионаты СССР по спортивной гимнастике. В 80-90-е годы он занимался тренерской работой - сначала тренировал молодёжную сборную СССР, а затем национальную команду Японии. С 2002 года возглавлял владимирскую спортивную гимнастическую школу Олимпийского резерва имени Николая Толкачева.

Андрианов Николай Ефимович родился 14 октября 1952 года во Владимире. Советский спортсмен (спортивная гимнастика), заслуженный мастер спорта. Абсолютный чемпион "Олимпийских" игр (1976). Олимпийский чемпион в вольных упражнениях (1972, 1976), на кольцах (1976, 1980), опорном прыжке (1976). Олимпийский чемпион в командных соревнованиях (1980). Получил на Олимпиадах 4 серебряные и 3 бронзовые медали. Чемпион мира в многоборье (1978) и дважды на кольцах (1974, 1978). Многократный чемпион Европы (1971-1975). Победитель соревнований на кубок мира 1975-1977 годов. Многократный чемпион "СССР".

Самой успешной для Николая Андрианова была Олимпиада 1976 года в Монреале. В личном первенстве Андрианов стал, как говорится, чемпионом по всем статьям. Уже в обязательной программе он добился заметного преимущества: 58,1 балла против 57,5 балла лидера японской команды, двукратного олимпийского чемпиона в многоборье Савао Като. При первом исполнении произвольной программы в командном первенстве оба гимнаста набрали одинаковую сумму баллов — 58,4. При повторном же исполнении в личном первенстве Андрианов повторил свой результат. Като же не сумел удержаться на прежнем уровне и получил 57,7. Стоит заметить, что при повторном исполнении произвольной программы вторую сумму вслед за Андриановым набрал молодой советский гимнаст Александр Дитятин — 57,95, занявший в итоге четвертое место.

В упражнениях на отдельных снарядах студент из Владимира завоевал 3 золотые, 1 серебряную и 1 бронзовую медали. Канадская газета Торонто стар писала об Андрианове:

- вырезано -   И слова тренера оправдались: на Олимпийских играх 1976 г. Николай Андрианов стал абсолютным чемпионом, на целый балл опередив гораздо более опытного японского спортсмена - Савао Като. Кроме того, по отдельным снарядам ему удалось получить еще 5 медалей, из которых Ъ золотые - в вольных упражнениях, на кольцах и в опорном прыжке. Не подлежит сомнению, что на этой Олимпиаде Андрианов был самым техничным, элегантным и артистичным гимнастом, а его программа - самой сложной и современной. Наблюдая за разминкой гимнаста, специалисты убедились в том, что его возможности еще не исчерпаны: он безукоризненно исполнял сложнейшие тройные сальто, однако в программу эти элементы пока не включал, поскольку считал их недостаточно освоенными.  

Завоевав высокие награды в Монреале, Андрианов решился выступить на третьей своей Олимпиаде в Москве в 1980 г. Он приступил к подготовке новой программы. В октябре 1977 г. Николай второй раз подряд выиграл Кубок мира. Однако на спортивном небосклоне взошла новая звезда - русский спортсмен Александр Дитятин, который на 5 лет был младше Андрианова.

На чемпионате мира 1979 г. советская команда, возглавляемая капитаном Андриановым после многолетнего перерыва завоевала золотые медали. Абсолютным чемпионом на этот раз стал Дитятин. Николай же получил седьмую золотую медаль и тем самым догнал своих великих предшественников - Чукарина и Шахлина. Поздравляя нового чемпиона на пьедестале почета, Андрианов как бы передавал ему эстафету.

Главным героем первой же телетрансляции с "XX Олимпийских" игр в Москве стал прославленный советский гимнаст Николай Андрианов. Именно ему, капитану и комсоргу советской сборной, было поручено произнести открывавшую Игры олимпийскую клятву. И, наверное, не было в ту минуту счастливее человека на свете, чем Владимир Григорьевич Толкачев. Уж кто-кто, а он-то прекрасно знал, через какие тернии пришлось пройти Николаю, прежде чем его путь стал воистину звездным.

Но если советская команда так и не смогла стать чемпионом, то ее лидер был просто неудержим. Николай Андрианов не только стал абсолютным чемпионом Игр, но сумел завоевать еще пять медалей на отдельных снарядах, среди которых три были самой высокой олимпийской пробы. И дело было уже даже не в медалях, а в том, как он побеждал. В своих доведенных до уровня искусства программах он продемонстрировал такое изящество и красоту, что его единогласно признали самым элегантным и техничным гимнастом Олимпиады. И не случайно великий Шахлин с повлажневшими от обуревавших его чувств глазами первым поздравил Андрианова. Уж кто-кто, а железный Борис прекрасно знал, чего стоили Николаю эта легкость и красота. И хотя свое знаменитое тройное сальто Андрианов выполнял пока только на разминке, уже тогда и зрители, и специалисты были покорены его мужеством и выдержкой, поскольку даже малейшая неточность могла свести на нет долгие годы напряженной работы.Гимнастика в СССР

Впрочем, это самое сальто говорило не только о его смелости, но и об огромном потенциале. Да и Толкачев, наверное, не был бы Толкачевым, если бы решил остановиться на достигнутом и не подготовил к следующим Играм еще более сложную и насыщенную уже самыми настоящими трюками программу. И Николай, веривший в своего тренера, как в самого себя, не только исполнял задуманное Толкачевым, но и постоянно вносил в его порою очень неожиданные идеи что-нибудь свое. В отличие от многих, они сумели превратить гимнастический зал в самую настоящую творческую лабораторию, и их совместное творчество позволяло "Николаю" демонстрировать изумительную по тому времени гимнастику. Двойное сальто прогнувшись в вольных упражнениях и на кольцах сделали свое дело, и в 1977 году он второй раз подряд выиграл Кубок мира. А на чемпионате мира 1979 года ведомая им советская команда наконец-то выиграла золотые медали в командном первенстве, хотя сам Николай и уступил абсолютное первенство уже набиравшему свою крылатую мощь Дитятину.

Именно он стал главным обидчиком Николая Андрианова на московской Олимпиаде, где только в опорном прыжке Николай сумел обыграть своего основного конкурента. Эта медаль стала седьмой по счету олимпийской наградой Адрианова, догнавшего по этому показателю своих великих предшественников — Виктора Чукари-на и Бориса Шахлина. И надо было видеть глаза Николая, когда он поздравлял обыгравшего его Дитятина!

подробнее

Конечно, Николай Андрианов хотел уйти абсолютным, но спорт есть спорт, одного желания в нем мало, и рано или поздно молодость всегда берет свое. И все же ему было грех обижаться на судьбу. Он не только стал прославленным на весь мир спортсменом, но и сумел выиграть свое самое главное соревнование в жизни, победив самого себя. И одного этого было уже достаточно, чтобы покинуть принесший ему столько славы гимнастический помост со спокойной душой.

  смотреть далее

yablor.ru