Фигурное катание превратилось в фигурное прыгание. Это ужасно! Фигурное катание спорт
Фигурное катание: описание, история, правила, экипировка
Фигурное катание – конькобежный олимпийский вид спорта, основная идея которого заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов по льду на коньках и выполнении специальных элементов под музыку. Фигурным катанием занимаются как мужчины, так и женщины.
Международный союз конькобежцев (International Skating Union, ISU) — международная федерация, управляющая коньковыми видами спорта со штаб-квартирой в Лозанне.
Федерация фигурного катания на коньках России создана в целях содействия развитию фигурного катания на коньках в Российской Федерации, а также повышения роли физической культуры и спорта во всестороннем и гармоничном развитии личности, укрепления здоровья (официальный сайт).
История возникновения и развития фигурного катания
Прежде чем говорить о возникновении фигурного катания, следует упомянуть о появлении первых коньков. Находки археологов говорят о том, что прототипы коньков были уже в бронзовом веке (35/33 — 13/11 вв. до н. э.), но такие коньки не годились для фигурного катания, их предназначение было лишь для ускорения их владельца.
Фигурное катание зародилось в Голландии, в XII—XIV веке. Заниматься им стало возможно после создания железных коньков с двумя ребрами. Но это было не то фигурное катание, к которому мы с вами привыкли. Спортсмены вычерчивали на льду различные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.
В 1742 году в Эдинбурге появился первый клуб любителей фигурного катания, тогда же был придуман первый перечень обязательных фигур и первые правила. Из Европы фигурное катание быстро распространилось в США, где получило огромное развитие. Стали открываться новые клубы фигуристов, совершенствоваться правила, разрабатываться новые модели коньков.
К середине XIX века были сформированы практически все из существующих обязательных фигур, а также технические приемы для их выполнения. На первом Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта, а ещё спустя 11 лет был проведен первый официальный чемпионат по фигурному катанию.
В 1890 году в честь 25-летия катка в Юсуповском саду в Санкт-Петербург съехались все звезды фигурного катания, а получившиеся соревнования носили статус «неофициального чемпионата мира». Продемонстрированный международный размах позволил уже в 1896 году провести в Санкт-Петербурге первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию.
Правила в фигурном катании
Правила зависят от разновидности фигурного катания: индивидуальное женское, индивидуальное мужское, парное фигурное катание, а также парные танцы на льду.
В индивидуальном катании мужчины и женщины обязаны откатать две программы – короткую и произвольную. За короткую программу, которая может длиться до 2 минут 40-50 секунд, фигуристы обязаны представить 8 обязательных элементов (двойной или тройной Аксель, тройной или четверной прыжок, одна комбинация прыжков, несколько разных типов вращений и две дорожки шагов) в любом порядке. За отсутствие одного из элементов следует штраф.
Произвольная программа почти в два раза дольше короткой, она занимает 4 с половиной минуты у мужчин и 4 минуты у женщин. Фигуристы стремятся включить свою программу самые сложные элементы (за которые можно получить больше баллов).
В парном фигурном катании правила очень схожи с индивидуальными, разница лишь в обязательных элементах. Так, обязательными элементами для пар являются поддержки (партнер поднимает партнершу), прыжки с выбросом (когда партнер кидает партнершу), а также синхронные прыжки и вращение.
А вот программа танцоров несколько отличается. Они должны исполнить обязательный, произвольный и оригинальный танцы. Обязательный танец всем фигуристам дается один и тот же, с набором обязательных элементов. Затем следует оригинальный танец, в котором всем участникам дают определенную тему для вариаций, а уж они должны интерпретировать ее, как сочтут нужным. Ну а всю свою фантазию, талант и мастерство танцоры могут показать в произвольной программе. Здесь и музыку, и костюмы, и движения выбирают сами фигуристы, поэтому и очков за него дают больше всего – 50 %.
Есть ещё синхронное катание, в котором одновременно за одну команду выступает от 16 до 20 фигуристов. Цель дисциплины — выступление команды как единого целого. Техника, скольжение, элементы в синхронном катании полностью соответствуют классическому фигурному катанию. В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки.
Прыжки в фигурном катании разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые), в зависимости от того, какой частью конька происходит толчок. Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.
Ледовое поле
Как правило, это стандартная площадка размерами: 30 х 60 метров. Имеет пластиковые или подвижные борта. На ледяном поле должен быть очень качественный чистый и ровный лед, это достигается специальной техникой, погрешность неровностей не должна превышать 0,50 см.
Одежда и снаряжение для фигурного катания
Профессиональные коньки для фигурного катания изготавливаются из толстой прочной кожи, имеют длинную шнуровку и большой язычок. Для профессиональных фигуристов коньки изготавливаются индивидуально. Лезвия производятся из карбоновой стали и состоят из двух частей. Вогнутая бородка для хорошего скольжения по льду. Носовая часть с зубцами, для исполнения толчков и некоторых элементов программы.
Костюм для фигурного катания должен изготавливаться из легких и эластичных материалов, как правило, это стретчевые ткани. Костюм фигуриста отражает стиль исполнения программы и музыку.
Судейство
- Главный судья — отвечает за организационную составляющую соревнования: вызывает на лёд фигуристов, даёт сигналы радиоузлу, следит за хронометражем.
- Технический специалист с помощником — фиксируют элементы, падения.
- Технический контролёр — контролирует работу технической бригады.
- 9 судей — оценивают качество исполнения.
Популярные соревнования по фигурному катанию
Самой высшей наградой по фигурному катанию является золотая медаль на зимних Олимпийских играх. Кроме Олимпийских игр есть ещё ряд очень крупных чемпионатов по фигурному катанию:
- Чемпионат мира (ЧМ) — ежегодное соревнование по фигурному катанию, организуемое Международным союзом конькобежцев (ISU).
- Чемпионат Европы — ежегодное соревнование по фигурному катанию среди фигуристов европейских стран.
- Чемпионат четырёх континентов (Азии, Африки, Америки и Австралии) — ежегодное соревнование по фигурному катанию, аналог чемпионата Европы для неевропейских стран.
- Командный чемпионат мира — международные командные соревнования по фигурному катанию, проводятся один раз в два года.
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему "Фигурное катание".
ru.sport-wiki.org
Что ждет фигурное катание в будущем? - Статистика фигурного катания - Блоги
Интервью опубликовано в свежем декабрьском номере журнала "Мир Фигурного катания", издаваемого Федерацией Фигурного катания России (ФФКР).
Каждые четыре года, после олимпийского цикла, правила соревнований практически во всех видах спорта корректируются, что влечет за собой и изменения в судейской системе. По мнению вице-президента Международного союза конькобежцев (ИСУ) Александра Лакерника, который является одним из основных разработчиков существующей системы судейства, вступившей в силу после 2002 года, такие изменения необходимы, поскольку любой вид спорта не стоит на месте, развивается, и нужно идти в ногу со временем, отражая текущие процессы.
Александр Рафаилович отнюдь не теоретик в фигурном катании, хотя и совмещает работу в ИСУ с преподавательской деятельностью. Он окончил механико-математический факультет МГУ. Кандидат физико-математических наук, доцент, автор десятков научных работ. В юности занимался фигурным катанием, тренировался у Виктора Кудрявцева. На протяжении долгого времени работает в ИСУ. Судья всероссийской и международной категории. Возглавлял технический комитет по одиночному и парному катанию в ИСУ, затем был избран вице-президентом Международного союза конькобежцев.
О принятых изменениях и перспективных предложениях по реформированию фигурного катания Александр Лакерник подробно рассказал «Миру фигурного катания».
– Александр Рафаилович, спортсмены часто повторяют, что нет предела совершенству. И все-таки чем продиктована необходимость изменений в правилах и судействе фигурного катания?
– Я бы начал с того, что, так называемая новая система судейства, была введена после 2002 года, чтобы более объективно оценивать катание спортсменов. С этой целью катание разбили на более мелкие части. Каждая часть оценивается по отдельности и результат – это объединение этих оценок. Понятно, что, когда части меньше, они оцениваются более объективно, потому что в этом случае гораздо легче иметь одну линию судейства. Ранее, когда было всего две оценки за всю программу, то в эти оценки так много было вложено, что можно было получать абсолютно разные результаты, глядя на катание с разных сторон. Кому-то больше нравились прыжки, кому-то вращения, кому-то хореография, и мы получали систему, в которой, как считалось, объективности не было вообще. Она была равна нулю. В новой системе, той, что появилась после 2002 года и действует поныне, объективность отнюдь не 100-процентная. До этого, конечно, далеко. Но эта система гораздо более объективна.
Однако в этой системе, а я могу об этом говорить, как один из ее создателей, с самого начала была заложена необходимость ее периодической коррекции. Почему? Потому что система – это некая формализация. Тренеры и спортсмены начинают приспосабливаться к этой формализации, начинают искать лазейки, как можно добраться до самого высокого результата с меньшими затратами сил, с меньшей сложностью или с меньшей зрелищностью, и добираются.
Систему периодически корректируют. И это не является одномоментным действием. Если проследить весь период существования этой системы, то можно заметить, что в нее постоянно вносятся те или иные изменения. Наиболее удобно корректировать систему после Олимпийских игр, потому что впереди четырехлетний цикл до следующих Игр. Ближе к Олимпийским играм это фактически не делается никогда.
И вот сейчас Конгрессу ИСУ 2018 года, а затем Конгрессу ИСУ 2022 года будут предложены те или иные изменения с целью улучшить тот «продукт», который мы даем зрителям, и усовершенствовать качество судейства этого «продукта». Безусловно, когда все эти изменения вводятся и предлагаются, то мы общаемся, советуемся с очень многими людьми – тренерами, судьями, специалистами из разных стран, с разными подходами, слушаем их мнения и стараемся найти лучшее решение проблемы. Это не значит, что мы никогда не ошибаемся. Но это гораздо лучше, чем сидеть и ничего не делать. Если систему не менять, то наступит стагнация, и отрицательные части начнут перевешивать плюсы. Поэтому нет ничего удивительного, что после Олимпийских игр могут быть какие-то изменения в правилах.
– Что конкретно предлагается изменить?
– Во-первых, предыдущим Конгрессом ИСУ принято решение о сокращении времени произвольных взрослых программ у мужчин и пар с 4,5 минут до четырех. Тогда эти программы в мужском и парном катании станут такой же продолжительности, как программы у женщин. Для чего? С одной стороны, мы пытаемся немного сократить время соревнований и это одна из многих мер. С другой стороны, если мы посмотрим на то, как катаются сейчас представители мужского одиночного катания и что происходит в конце программы, то увидим, что эти последние полминуты многие спортсмены доезжают с трудом, потому что уже выдохлись. Конечно, мужчины обладают большей силой, атлетизмом, чем женщины. Это общеизвестно. Но ведь мужчины-фигуристы сейчас делают такие запредельно сложные элементы, что за время проката устают гораздо больше, чем фигуристки. В итоге в эти последние полминуты программы очень часто они уже ничего не добавляют. Такая картина в мужском одиночном катании четко прослеживается.
С парами немного сложней. В случае с парным катанием не так очевидно влияние продолжительности программы, хотя это также наблюдается. Но если мы будем сокращать произвольные программы в одиночном катании, то логично ли оставлять единственный вид – парное катание с более длинной программой? Но, повторю, что вопрос с парным катанием требует более внимательного обсуждения. Это то, что касается сокращения продолжительности программ в одиночном и парном катании.
Второе – введение новой системы GOE: вместо существующей шкалы от -3 до +3 будет предложена от -5 до +5. Для чего? Сейчас зона этих GOE очень большая, потому что -3 можно получить и за совокупность небольших, мелких ошибок, и фактически не сделав элемент вообще, а результат будет один и тот же. Аналогично в положительной зоне. Мы ставим +3 за хорошо исполненный элемент, а потом кто-то делает гораздо лучше, а у нас ничего больше нет, и выходит, что мы должны умышленно занижать оценку предыдущему. То есть развитие фигурного катания постепенно привело к тому, что существующих семи градаций GOE уже недостаточно. Отсюда и предложение расширить эту шкалу, сделать больше градаций, дать больше возможностей судьям, чтобы более справедливо оценивать исполнение спортсменов.
Недавно я читал в одной из публикаций, что вопрос на самом деле в том, как эти градации будут использованы. Это правильное замечание. Мы должны разработать, и мы разрабатываем сейчас четкие указания, в каком случае и как эти оценки ставить. И надеемся, что добьемся более справедливого результата.
– Много разговоров об уменьшении стоимости четверных прыжков.
– Как раз об этом я и хотел сказать. Я бы увязал прыжковую тему с изменениями GOE от -5 до +5. Да, базовая стоимость тройного Акселя и четверных прыжков будет несколько снижена. Но при хорошем исполнении прыжков на +4, +5, спортсмен может получить даже больше, чем получает сейчас за прыжок на +3. Поэтому в среднем реальная оценка за многооборотные прыжки останется той же самой. И, повторяю, при хорошем исполнении прыжка можно получить много, даже больше, чем сейчас. При плохом, меньше, чем сейчас. Люди, которые утверждают, что стоимость четверных прыжков уменьшится, говорят неверно. В среднем она останется такой же. Но это не базовая стоимость элемента, а оценка реального исполнения прыжка.
Теперь перейдем к минусовой зоне. Вот здесь действительно элемент, исполненный на -5, будет стоить меньше, чем сейчас на -3. Существующая система в этом смысле очень «демократична». Она позволяет спортсмену получить -3, еще и упасть, и все равно заработать очень много баллов за этот прыжок. Изначально это было сделано для того, чтобы поощрить увеличение сложности в программах, двинуть фигурное катание вперед и это принесло результаты. Но с другой стороны, «продавать» публике «продукт», в котором 3-4 падения и при этом выставлена высокая сумма баллов, сейчас уже не имеет смысла. Зрителям все равно, на каком прыжке спортсмен упал. На очень сложном или попроще. Зрители видят, что упал. И упал еще несколько раз и при этом стал первым или поднялся на пьедестал. Поэтому неслучайно, что наказание за большие ошибки и падения предлагается несколько строже. На наш взгляд, эти меры заставят тренеров и спортсменов включать в программы только те элементы, которые готовы. Риск, конечно, есть всегда, но сейчас зачастую люди заявляют элементы, заведомо не имея шансов на их чистое исполнение. Они с самого начала идут на то, что элемент будет оценен отрицательными GOE. Но они на него идут из-за большой сложности. Ведь если прыжок докручен, то фигурист уже получит много очков. Наши предложения делают подход к этому строже.
В действительности те подсчеты, которые велись до сих пор, показывают, что в целом общая сумма баллов за программы сильно меняться не будет. Она будет примерно той, что и была. За минусом, конечно, одного элемента, который исчезнет из произвольной программы мужчин и пар. При этом я думаю, что даже если на будущий год мы уберем один прыжок у мужчин, то программы лидеров проще не станут. Количество четверных прыжков там не изменится, потому что вряд ли кто-то откажется от сложных прыжков. Скорее всего, станут выбрасывать то, что проще. Так что в плане сложности эти программы выполнять будет так же тяжело, как сейчас.
– Хотелось бы задать несколько уточняющих вопросов, относительно изменений. Не получится ли так, что предложенные изменения вернут нас к тому, что было на Олимпиаде-2010 года, когда победу одержал фигурист без четверных прыжков? Ведь проще прыгнуть тройной на плюсы, чем рисковать с четверным, следуя логике: упаду – много снимут.
– Не думаю, что на Олимпиаде в Ванкувере была такая логика. Просто технический уровень спортсменов еще не позволял им делать такие прыжки. Если на тренировках у фигуриста из 10 попыток 8 были неудачными, то и включать такой элемент в программу вряд ли имело смысл. Но сейчас мы пришли к тому, что люди стали по-другому прыгать. Мы видим резкий всплеск сложности. Сейчас, к примеру, в России я знаю уже трех спортсменов, владеющих четверным лутцом. В прошлом году такой фигурист был один. Спортсмены видят, понимают, что это возможно, идут дальше. Я не думаю, что увеличение сложных прыжков явилось результатом судейской системы. Мое мнение: тогда не умели, а сейчас научились.
Теперь второй вопрос. Например, если у спортсмена прыжок выполнен очень хорошо, высокий, пролетный, докрученный, с приземлением на одну ногу, то вполне возможно, что стартовая GOE будет не 0, а +2. И -5 в случае падения превратится в -3. То есть не каждое падение будет приводить к -5, и я думаю, что рамка оценок при падении будет от -3 до -5. Если фигурист получит -3, это не так мало, это не -5, потому что шкала так устроена, что снижение на каждом шаге предполагается на 10 процентов от базовой стоимости. Одно дело снижение на 30 процентов от базовой стоимости, а другое на 50 процентов. Поэтому падение падению рознь.
Зная психологию спортсменов, не думаю, что предлагаемые изменения приведут к уменьшению сложности. Как правильно отметил один из тренеров в своем интервью, тактику и стратегию подведения спортсмена к соревнованиям, возможно, надо будет корректировать. Сейчас если спортсмен докрутил прыжок, то и падение не сильно страшно, все равно много получишь. А тогда надо будет об этом думать. Но в этом и заключается смысл нововведения, потому что не нужны программы с большим количеством падений, это не соревнования по прыжкам, а соревнования по программам. Повторю, публике сложно понять, почему спортсмен так много получил, хотя несколько раз упал. А с чего упал – это интересует в меньшей степени. Зрелищность вида спорта требует, чтобы программы были чисто исполненными.
– Произвольные программы в парном катании будут сокращены до 4 минут вдогонку, то есть по аналогии с одиночным катанием. Не приведет ли это к потере их зрелищности?
– Предварительное решение предыдущего Конгресса ИСУ состояло в том, чтобы убрать из произвольной программы спортивных пар хореографическую последовательность как элемент не сильно зрелищный, используемый некоторыми фигуристами для отдыха. Но сейчас мы этот подход пересмотрели. Конгрессу ИСУ 2018 года будет предложено оставить хореографическую последовательность, требуя от спортсменов, чтобы она была более интересной, а убрать из произвольной программы одно из вращений. Сейчас в короткую программу спортивных пар включено либо параллельное вращение, либо парное (они чередуются через год), а в произвольную – оба. На будущее предлагается, чтобы и в произвольной программе было только одно вращение. Например, один сезон в короткой программе – раздельное вращение, в произвольной – парное. А на следующий год, наоборот, в короткой – парное, в произвольной – раздельное. Тем самым спортсменам все равно придется учить и то, и то, и в техническом плане мы ничего не потеряем, а основные аспекты программ сохранятся. Вы правильно заметили, что парное катание мы зачастую пускаем вдогонку за остальными дисциплинами фигурного катания, а иногда надо смотреть на него более пристально, отдельно. Сложность в том, что в парном катании у нас меньше специалистов. В одиночном катании – все специалисты, все дают советы со всех сторон, а в парном катании таких людей намного меньше. И хотелось бы слышать советы и мнения профессионалов именно парного катания. Круг этих профессионалов: ведущих тренеров и специалистов в мире не так широк. Парное катание — это очень специфическая дисциплина, поэтому, на мой взгляд, ей нужно уделять особое внимание именно как отдельной дисциплине, а не вкупе с одиночным катанием.
– Кстати, именно в парном катании в последнее время было достаточно много серьезных травм.
– Я не самый главный специалист во всем, но могу высказать свое мнение. В одиночном катании травмы есть. Их немало. Но они не такие серьезные как в парном катании. И я не уверен, что это следствие четверных прыжков. Хотя до конца вопрос не изучен. Но четверные прыжки уже фактически становятся нормой. Тем более, что, глядя на то, как маленькие девочки начинают прыгать четверные, понятно, что надо правильно готовиться к этим прыжкам, правильно строить тренировки не только на льду, но и вне льда.
В парном катании травмы – отдельная проблема, которую надо изучать. Ей занимаются, но пока занимаются больше на словах. В парном катании много травмоопасных элементов. В первую очередь, это выбросы – три с половиной Аксель и четверные. Мы знаем много спортсменов, которые на них травмировались, в большей или меньшей степени, но все пары, которые пытались делать сложные выбросы, травм не избежали. Менее опасна четверная подкрутка, потому что партнерша «приходит» на партнера. Но это тоже не сильно легкий элемент. Иногда достаточно рискованные поддержки, потому что нынешние правила требуют сложных вариаций. При этом тренерам не хочется, чтобы их спортсмены делали то, что делают другие, и они начинают придумывать, искать новое, более сложное и интересное.
Думаю, что ИСУ должен серьезно заняться проблемами парного катания. Прежде всего необходимо понять, какая на самом деле там ситуация, и только затем принимать решения. Понятно, что парное катание как вид фигурного катания – это спорт. Но, если в результате мы будем «производить» калек, такой спорт не нужен. Вопрос серьезный, неизученный, которым надо заниматься. Попытки ограничить исполнение сложных элементов за счет уменьшения их базовой стоимости – возможны. В этом есть своя логика. Но это может быть только временным решением проблемы. Понятно, что если уменьшить стоимость, то немного меньше людей будет пытаться делать сложные и рискованные элементы. Но это не совсем правильное отражение сути спорта и того, что на самом деле происходит. Должны ли мы ограничивать сложность, какими мерами, какие элементы являются разрешенными, какие запрещенными? Все это надо изучать. Пока мы не увидим какой-то целостной картины, повторяю, сложно принимать решения. Посмотрим, что будет в сезоне. Я, например, не уверен, что в этом сезоне даже при нынешней высокой стоимости сложных элементов, много пар будут их делать.
– Что будет предложено Конгрессу 2022?
– Это более дальняя перспектива. Что предлагается? Сейчас есть две программы – короткая и произвольная. В одиночном катании они отличаются количеством прыжков. Три прыжка в короткой программе, в произвольной программе 8 прыжков у мальчиков и 7 у девочек. Это первое.
Второе. Фигурное катание – один из самых зрелищных видов на Олимпиаде. А сколько мы имеем медалей? Было четыре. Сейчас пять из-за командных соревнований. ИСУ пытается добиться включения в программу Олимпийских игр синхронного катания. Получится или нет – посмотрим. Но в любом случае количество разыгрываемых медалей в фигурном катании явно недостаточно на фоне того веса, какой имеет этот вид спорта на Олимпийских играх. Отмечу, что фигурное катание – единственный вид, где в программе Олимпиады есть показательные выступления.
Так вот одно из возможных предложений к Конгрессу 2022 года – это сделать две разные по сути своей программы. Одну с упором на технику, вторую – с акцентом на артистизм. Техническая программа будет похожа на короткую и произвольную программы, какие есть сейчас. Вполне возможно, что вес технической составляющей в ней будет больше, чем сейчас, доходить до 2/3 от общей цены программы. А в артистической, наоборот, компоненты будут составлять примерно 2/3. Причем, артистическая программа будет также включать прыжки и другие элементы, но прыжков будет меньше, и упор будет делаться на качество исполнения, на зрелищность этих элементов, а не на чистую сложность.
В технической программе будут четко прописаны элементы. Если ее продолжительность составит 3,5 минуты, то прыжков будет не 6-7, как сейчас, а 5-6, с абсолютно четко предписанными другими элементами. Сейчас некоторые жалуются, что программы спортсменов зачастую одинаковые, потому что у всех одинаковая конструкция: столько прыжков, столько вращений, столько дорожек шагов. А иначе их нельзя сравнить. Нельзя сравнивать яблоки с апельсинами. Если прыгать сколько угодно, то и выиграет тот, кто больше напрыгает. А вот в артистической программе будет ли оговорено количество элементов, сейчас не могу сказать, это пока рановато.
Проект сложный. Я разговаривал со многими людьми на эту тему, сама идея, концепция поддерживается практически всеми. Но мы прекрасно понимаем, что основная сложность состоит в осуществлении этой концепции, а главное в ней – это правильное судейство артистической программы. Если мы этого добьемся, сумеем такую систему подготовить, то предложим Конгрессу ИСУ. Но я хотел бы подчеркнуть, что данное предложение не имеет четких временных рамок. Конгрессу ИСУ 2020 года нам нужно предложить схему для ознакомления, а к Конгрессу 2022 года уже разработать систему, которую ввести после Олимпийских игр в Пекине. Посмотрим, что получится. В любом случае я придерживаюсь позиции, что надо пробовать, а не сидеть и ждать, пока что-нибудь произойдет, после чего пытаться чинить.
Будет одна техническая программа, одна артистическая. Будет набор медалей в одной и другой. Это не малые медали, а полноценные медали Олимпийских игр, чемпионатов ИСУ. А может быть, по сумме программ будет вручаться еще один комплект. Как идея это есть, но над исполнением и практическим претворением данных предложений нужно долго и упорно работать.
– Вы сказали, что прислушиваетесь к мнению тренеров и специалистов. Но в связи с предлагаемыми изменениями, возможно, стоит провести референдум среди профессионалов?
– Мы с удовольствием прислушиваемся к мнению тренеров, беседуем с ними, я получаю много писем, которые не остаются без внимания. В техкоме ИСУ у нас есть тренер Патрик Майер из Швейцарии, который сообщает самую разную информацию от тренеров, специалистов, приводит их точки зрения, доводы. Что касается референдума, то мы уже пробовали нечто подобное. Например, в свое время организовали опрос 12 ведущих тренеров по ситуации с флипом и лутцом и получили настолько разные ответы, которые свести вместе фактически не представлялось возможным. Потому что каждый тренер исходит из конкретной ситуации, которая сложилась у него на данный момент, отталкивается от учеников, с которыми сейчас работает. И в зависимости от изменений обстоятельств мнение тренера может меняться. Но это вовсе не означает, что ИСУ и я лично пропускаем какие-либо предложения. Напротив, мы открыты для общения с тренерами, специалистами. И я готов им посвятить столько времени, сколько у меня имеется. Это не значит, что мы возьмем абсолютно всё из предлагаемого тренерами. Но выслушать все мнения, все точки зрения, на мой взгляд, просто необходимо. Так как решения Конгресса ИСУ должны максимально аккумулировать мнения специалистов вокруг определенной проблемы. Конечно, проще жить, когда в правилах ничего не меняется, все движется по накатанной. Но логика развития фигурного катания подталкивает нас к необходимости периодически вносить коррективы. Так что мы возвращаемся к началу разговора.
Если ничего не менять, то это приведет к стагнации.
Прочитать журнал можно на сайте ФФКР.
www.sports.ru
Фигурное катание: история, виды, особенности спорта
Фигурное катание — популярный и красивый вид спорта, распространенный в России. В этой стране много снега и льда, поэтому нет ничего удивительного, в победах русской сборной. Все рассказать о фигурном катании и его происхождении, наверное, невозможно. У него долгая, богатая событиями история. Это искусство пережило много изменений.
Как возникло
Существует много интересных фактов о фигурном катании. Свою историю спорт начинает в эпоху Бронзового века. При археологических раскопках были найдены прототипы современных коньков. Делались они из костей животных.
Более привычное для современников, искусство появилось в XII-XIV веках на территории Голландии. Тогда, лезвия для коньков стали делать металлические. Спорт быстро нашел последователей и со временем распространился на территории США, Британии, Канады, а затем и на весь мир.
Первое общество любителей этого спорта образовалось в середине XVIII века в Эдинбурге (Британия). Это общество впервые создало первые правила проведения соревнований.
В конце XIX века, фигурное катание было признано, как спортивная дисциплина. Спустя несколько лет, было проведено первое спортивное состязание.
В начале XX века, это искусство стало частью Олимпийских игр. Разница во времени проведения, между первым и вторым соревнованием во время игр составило 12 лет. Оба раза это были летние игры. Только в 1924 году это искусство вошло в программу зимних игр.
Вначале, соревнования проводили исключительно среди мужчин, но спустя 10 лет стали проводиться и среди женщин.
История возникновения в России
Спортивную дисциплину в России ввел Петр 1. Он доставил первые прототипы современных коньков.
В конце XIX века, был открыт, для общественного использования, знаменитый каток в Юсуповском парке. С этого момента, фигурное катание перестает быть только развлечением, начинается формироваться спортивная дисциплина.
На этом катке произошел, значимый для истории спортивной дисциплины, момент. Ранее, соревнования были любительскими, но высокий уровень подготовки спортсменов, усложнение выполняемых элементов, привело к тому, что дисциплина стала приобретать профессиональный характер.
Русские спортсмены являются фаворитами в фигурном катании. Много побед было достигнуто при существовании СССР. Была сформирована русская школа фигурного катания.Виды фигурного катания
За то время, что существует эта дисциплина, в ней произошло многочисленные изменения. Она росла, развивалась. Шли формирования школ. Так, образовались современные виды фигурного катания на коньках. Сейчас, они часть программ соревнований, чемпионатов, Олимпийских игр.
Каждый вид регламентирован. Состязания проходят в 2 этапа. Для каждого вида есть четкий перечень обязательных для выполнения элементов. Критерии оценки спортсменов разные, остается единым лишь качество исполнения движений.
Мужское и женское одиночные катания
Участник один. Он показывает спортивные элементы. Оценивается степень сложности, чистота и техника выполнения элемента. Есть и другие критерии. Судьи оценивают артистизм выступающего, эстетику, пластичность, завершенность выступления. Чем сложнее и качественнее выступление, тем больше баллов получает спортсмен.
В первый день соревнований демонстрируется короткая программа. В ней должны быть исполнены 7 обязательных элементов. Второй день — творческий. Показывается произвольная программа. В нее должны быть включены прыжки, шаги, вращения.
Парное фигурное катание
В этом виде катания, участие принимает двое: женщина и мужчина. При оценке выступления участников оценивает синхронность выполнения элементов. Спортсмены должны чувствовать друг друга и двигаться в унисон.
Есть ряд элементов характерных для этого вида. Их выполнение является главной особенностью. Соревнование проходит точно так же, как и у одиночек, в 2 этапа. Требования аналогичные.Спортивные танцы
Участников двое. Больше внимания уделяется артистизму, зрелищности выступления.
Присутствует большое количество танцевальных шагов и позиций. Хореограф так планирует танец, чтобы спортсмены максимально много времени были вместе во время представления.
Состоит соревнование из 2 танцев: короткий танец и произвольный танец.
За время короткого танца необходимо выполнить один или два из обязательных элементов. Во время произвольной программы уделяется внимание чистоте выполняемых движений, грамотности танцевальных позиций, слаженности работы компаньонов, артистизму.
Это единственный вид соревнования, в котором может использоваться вокальная музыкальная композиция.
Синхронное фигурное катание
Выступает команда численностью 16-20 человек. В таком катании могут участвовать все, независимо от пола.
Выступающие ведут себя как единый организм, выполняя программу. Групповое фигурное катание имеет специфические элементы, характерные только для синхронного катания. Но есть и ограничения по выполнению элементов: нельзя выполнять любого вида поддержки, пересечения в виде спирали, прыжки более чем в 1 оборот.
Выступление включает 2 вида выступлений: короткую программу и показательное выступление.Правила и снаряжение
На выступление выделяется 170 секунд. За это время, выступающий должен показать программу. Она должна соответствовать стандарту, содержать определенные движения. Сложность этих элементов определяется тренерами, хореографами и самими спортсменами.
Большое внимание уделяется катку. Лед должен быть чистым, ровный. Высокое качество льда достигается благодаря использованию специальной техники. Неровность над поверхностью льда не должна превышать 5 мм.
Стандартная площадь катка составляет 30х60м. Бортики пластиковые, подвижные.
Спортивное снаряжение очень важно. Коньки основная часть костюма, от которой зависит большая часть выступления. Фигуристы проводят в них много часов в сутки.
Часто, коньки изготавливаются на заказ. Делаются индивидуальные замеры стоп спортсменов, чтобы изготовленная обувь была удобна при носке. Ботинки шьются из толстой прочной кожи, имеют язычок. Шнуровка у ботинок высокая.
Для изготовления лезвий используют карбоновую сталь. Состоит лезвие из двух частей:
- на носике зубцы — необходимы для толчков, выполнения некоторых элементов;
- вогнутая бородка — нужна для максимального скольжения по льду.
Костюмы у спортсменов — яркие. С помощью них передается дух выступления, он помогает раскрыть идею программы. Шьются костюмы на заказ. Используется эластичная ткань, которая хорошо тянется. Платья шьются с короткой юбкой, брюки достаточно узко — во избежание получения случайной травмы при выступлении.Основные элементы фигурного катания
В фигурном катании есть определенные элементы выступления. Они сложились исторически, выполнение их обязательно в коротких выступлениях. Они имеют разную степень сложности.
Шаги
Это основной элемент катания, представляет собой толчок.
Шаги используются в качестве перехода с одного элемента на другой, связывая их в единое целое. Используются для набора скорости перед прыжком.
Известно множество видов шагов. Их делят на 4 группы:
- шаги без смены ноги, направления и ребра;
- без смены ноги;
- со сменой ноги;
- со сменой ноги и направления.
Когда шаги идут следом друг за другом, это называется — «дорожкой шагов». Она является обязательной для короткого выступления.
Есть комбинации шагов. Шаги выполняются в точном порядке. Комбинации имеют названия. Популярные: «Вальсовая тройка», «Джексон», «Риттбергерная тройка».Спирали
Представляет собой позицию, при которой спортсмен одной ногой стоит на льду, а вторая выше уровня бедра. Засчитывается, если время выполнения свыше 7 секунд. Наиболее популярное выполнение «ласточка». Имеет 4 степени сложности.
Вращения
Один из самых зрелищных элементов. Заключается во вращение спортсмена вокруг своей оси. Вращение, фигуристы выполняют из различного положения: стоя, сидя, из спирали «ласточка».
Видов у элемента много. Обычно, вращение делается против часовой стрелки. В таком случае опора на левую ногу. При вращении по часовой стрелке, опора делается на правую ногу.
Прыжки
Красочный и зрелищный элемент. Выполнение обязательно для всех дисциплин, кроме танцев на льду.
Самыми распространенными видами шагов являются:
- Реберные — толчок делается от ребра конька опорной ноги: сальхов, аксель, риттебергер.
- Зубцовые — опора при прыжке на зубец: лутц, тулуп, флип.
Сложность выполнения элемента постоянно возрастает. Сильные спортсмены выполняют прыжки с 4 оборотами. Выполнение сложного элемента дает преимущество перед соперниками.
Самый сложный в выполнении прыжок — аксель.
Как уберечься от травм
Риск получения травм во время катания — высок. Падений не избежать. В первую очередь, необходимо решить с какой целью становятся на коньки. При обучении ребенка, нужно решить с какой целью он идет в секцию: для общего развития или заниматься профессионально.
Профессиональный спорт сильно влияет на здоровье в целом: тело испытывает повышенные физические нагрузки.
Для любителей, достаточно придерживаться техники безопасности. Неопытные и только начинающие кататься, могут использовать средства защиты: наколенники, щитки на локти и запястье.Необходимо уделять пристальное внимание конькам. Изделия должны быть наточены, не иметь следов ржавчины на лезвиях. Перед выходом на лед, шнурки необходимо плотно завязать.
Острое лезвие опасно. Не нужно выполнять, разучивать элементы катания в толпе, вблизи других людей.
Фигурное катание захватывающий, зрелищный вид спорта. Это хороший способ с пользой провести время, выполнять необходимые телу физические нагрузки. Главное — получать удовольствие как от занятий, так и от просмотра соревнований.
sportotip.ru
Фигурное катание превратилось в фигурное прыгание. Это ужасно! - Настоящее фигурное катание - Блоги
Ребята, это ужасно. Ужасно наблюдать за тем, как уродуют любимый десятилетиями вид спорта. До 90-х годов фигурное катание заключалось еще и в исполнении обязательных фигур. Фигуристы должны были вычерчивать на льду определенного рода фигуры: круги, параграфы и восьмерки с использованием дуг, перетяжек, троек, скобок, петель, крюков и выкрюков.
С течением лет под давлением телевидения значение обязательных фигур уменьшалось, а прыжков увеличивалось. Все это кончилось тем, что их вообще отменили. Но это ведь школа! Ничто так хорошо не позволяет оценить истинный уровень реберности, способности катать на одной ноге и широких дугах, как оставленный на льду след. Плохой выкрюк оставит неверный след на льду, либо очень куцый. Хороший выкрюк будет иметь соответствующий или близкий к идеалу рисунок.
Я, конечно, не ратую за возвращение фигур, но я ратую за то, чтобы перестали делать такой упор на прыжки, подменяя реальный смысл компонентной оценки. В последнее время мы начинаем наблюдать процесс подтягивания компонентов к технической базе, но это ведь совершенно разные вещи.
Четверные лутцы, флипы не делают Нэйтана Чена великим актером. Его презентация и интерпретация почти отсутствует как таковая. Никакого воплощения образа на льду, отрицательная экспрессия, пустое лицо, отсутствие передачи энергии в зал и при этом еще и весьма заурядное владение коньком.
У фигуриста Бояна Цзиня при всем его бесспорном обаянии прослеживаются пробелы в "школе" - он катает с жесткими коленями, на плоских реберах, в пластике зажато. Он далеко не худший актер, но худший катальщик среди лидеров мужского фигурного катания.
Каскад тройной лутц - тройной риттбергер не делает фигуристку Алину Загитову великой катальщицей и мастером образов. Большую часть программы она проводит со спиной в сильном наклоне, явно выдвигая назад пятую точку. Где же осанка, где же занятия у станка? Её руки не обладают необходимой для балетного образа свободой и легкостью, красотой линий. Прости нас, Мариус!
Ещё одним явным примером подтягивания к технической базе весьма некомпонентных фигуристок являются Вакаба Хигучи и Елена Радионова.
Слава Богу, что у нас есть Юдзуру Ханю, который как никто гармонично сумел соединить сложность прыжкового набора с настоящим искусством на льду, хотя однозначно самым компонентным фигуристом современности я бы его не назвал. Но и он сломался, т.к. со смелостью самурая принял вызов всех этих попрыгунчиков с фальшивой компонентной оценкой.
Что же делать?
Ответ очевиден: нужно фигурное катание разделить на два вида спорта: собственно, катание, и прыгание на льду.
Пусть прыгуны выработают для себя систему оценок, прыгают, например, по очереди, каждый из видов квадов, и тот, кто в совокупности наберет больше баллов, побеждает. Этот вид спорта вполне подойдет для Олимпиады тоже.
А в фигурном катании пора надбавки за четверные отменить. Пусть самым сложным остается тройной аксель, а четверные оцениваются, так же, как тройные. Либо ставить уже реальные 3-ки, 4-ки, Ченам, Хигучам и иже с ними.
Не надо путать катание с прыжками!
Слава Дайсуке Такахаши! Слава Алексею Ягудину! Слава Стефану Ламбьелю! Слава Брайану Бойтано! Слава фигурному катанию, как искусству!
Как выглядит настоящее фигурное катание. Чтобы помнили:
www.sports.ru
Фигурное катание – OLYMPS.RU
Фигурное катание — зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку. В официальных соревнованиях, как правило, разыгрываются четыре комплекта медалей: в женском одиночном катании, в мужском одиночном катании, в парном катании, а также в спортивных танцах на льду. Фигурное катание включено в программу Зимних Олимпийских игр.
Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки изготавливались из фаланги передних ног лошадей.
Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII — XIV веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.
Все обязательные фигуры были созданы в Великобритании. Объясняется это тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 г.). Тогда же были разработаны первые официальные правила соревнования.
В 1882 г. в Вене состоялось первое в Европе международное состязание. Венцы одержали убедительную победу.
Самое первое издание правил по фигурному катанию, вышедшее в Англии, относится к 1772 году.
Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.
Фигурное катание в России было известно ещё с времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков – прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.
Название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.
В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М. Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.
Всплеск интереса к фигурному катанию произошёл после европейского турне американского фигуриста Джексона Гейнса. Он показал неожиданные возможности исполнения стремительных фигур в грациознейших движениях тела.
Русское фигурное катание, как отдельный вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов.
В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек.
Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.
В начале XX века Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки, и фигуристы в благодарность за это оставили их имена в названиях элементов.
Женское одиночное катание сформировалось позже. Официально это произошло в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.
Официальные чемпионаты мира среди женщин начались с 1924 года. С 1930 года чемпионаты мира по фигурному катанию на коньках среди женщин и мужчин проводятся совместно в одни и те же сроки. Вскоре появилось и парное (смешанное) катание. Международное первенство по парному катанию впервые было разыграно в 1908 в Санкт-Петербурге, победителями стали немецкие фигуристы.
Четвёртый вид фигурного катания — спортивные танцы на льду — родился значительно позже в Англии. Лишь в 1952 году в Париже танцоры впервые разыграли свои награды, сильнее всех оказались англичане. Наибольшую популярность в последние годы завоевали соревнования по синхронному катанию. Широкое распространение получил этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Англии, Франции.
Начиная с 1983 года, в Канаде начали проводиться ежегодные чемпионаты по синхронному катанию. А в 1988 году эти соревнования были проведены совместно с соревнованиями по основным видам фигурного катания. Соревнования по парному катанию впервые состоялись в Канаде в 1914 году и регулярно проводились до 1964 года, а возобновились в 1981 году. Лидерами в этом виде фигурного катания являются канадские и американские команды.
Популярность фигурного катания росла, и уже в 1908 году соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних Олимпийских игр в Лондоне.
Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 стали М. Сайерс (Великобритания), У. Сальхов (Швеция), Панин-Коломенкин (Россия) и спортивная пара А. Хюблер — Г. Бюргер (Германия). Фигурное катание на коньках вошло и в программу летних Олимпийских игр в Антверпене (1920), впоследствии оно было представлено на всех Зимних Олимпийских играх. Выдающихся успехов в олимпийских соревнованиях добились Гиллис Графстрем (Швеция), завоевавший 3 золотые и 1 серебряную медаль, трёхкратные олимпийские чемпионки — Соня Хени (Норвегия) и Ирина Роднина (СССР).
На Белой Олимпиаде в Санкт-Морице (1948) американский фигурист Дик Баттон буквально произвел переворот. Именно с него в фигурном катании «прописались» прыжки в несколько оборотов и другие акробатические элементы. Баттон буквально летал над катком. Наградой ему стала золотая олимпийская медаль в одиночном катании.
Олимпийское первенство разыгрывалось в одиночном (мужском и женском) и парном катании. В 1976 в олимпийскую программу были включены спортивные танцы на льду.
Элементы фигурного катания
Перед выступлением фигурист подает официальную форму, где описано примерное содержание программы: какие элементы и в какой последовательности будут исполняться.
Шаги
В программах исполняются дорожки шагов и шаги,как связующие элементы.
Спирали
Спираль — cпиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону). Рисунок последовательности спиралей это любая комбинация дуг (на ребрах – спирали по прямой игнорируются и не считаются в число позиций). Только первые три дуги рассматриваются для получения черт Уровней сложности. Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 3 секунд.
Самой распространенной спиралью считается «ласточка». В «ласточке» свободная нога может находится от 90 градусов относительно льда до полного шпагата.
Бильман — выполняется с поднятием свободной ноги, захватом лезвия конька руками и прогибом в спине. Назван в честь Дениз Бильман, которая впервые исполнила на международных соревнованиях бильман как элемент вращения. При идеальном исполнении получается почти вертикальный шпагат.
Вращения
Бывают :
1) Простые; 2) Со сменой ноги или комбинированные; 3) Совместные; 4) Танцевальные.
Прыжки во вращении
рёберные:
Аксель
Прыжок Аксель назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. (рёберный прыжок)
Риттбергер
Риттбергер (англ. loop) — прыжок назван по имени немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые исполнившего его в 1910 году. (рёберный прыжок)
Сальхов
Сальхов (англ. Salchow) — прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1908 году. (рёберный прыжок)
зубцовые:
Тулуп
Тулуп (англ. toe loop) — прыжок впервые исполнен американским фигуристом Брюсом Мейпсом в 1920 году. (зубцовый прыжок)
Флип
Флип (англ. flip) — прыжок исполняется толчком зубца опорной ноги при движении назад на внутреннем ребре другой ноги. Выезд осуществляется на толчковую ногу.
Лутц
Прыжок Лутц назван по имени австрийского фигуриста Алоиса Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. (зубцовый прыжок)
www.olymps.ru
«В фигурном катании больше всего люблю прыжки», сообщает Александра Трусова - Фигурное катание
Чемпионка мира среди юниоров 2018 года Александра Трусова рассказала о том, как учила прыжки в четыре оборота.
– Все говорят о твоих четверных, в интернете везде видео с твоей программой. Но ты выглядишь совершенно спокойной.
– Да. Я старалась на тренировках. На тренировках прыжки получались чисто, и бывало, даже лучше. Но это соревнования, поэтому на чемпионате мира четверные были не такие хорошие, как хотелось бы.
– Четверной сальхов был просто шикарный.
– Тоже можно было лучше. Сальхов – да. Но тулуп четверной точно можно было лучше.
– Когда ты начала учить четверные прыжки?
– Я начинала учить аксель в три с половиной оборота. В первый раз попробовала его давно, когда мне было лет, 10 у другого тренера. Но тогда аксель не получился. Потом я перешла к Этери Георгиевне Тутберидзе. Полгода покаталась, и мы попробовали снова тройной аксель. Он не пошел. Тогда переключились на четверной сальхов. И я его прыгнула в апреле прошлого года. Четверной тулуп начала учить после юниорского финала Гран-при, в декабре.
– Тренеры предложили тебе попробовать четверной сальхов?
– Да, потому что я думала, что сначала нужно выучить тройной аксель, потом четверной сальхов… По очереди. А они сказали, что можно пробовать сразу сальхов, потому что тройной сальхов у меня очень высокий, не в длину, а в высоту.
– Прыжки учила сначала на удочке?
– Аксель часто прыгала на удочке, а сальхов не часто. Сначала четверной сальхов несколько раз на удочке попробовала, потом решила так зайти. Нормально получалось. Просто прыгала, прыгала. Штаны надевала специальные, чтобы не больно падать было. Прыгнула, в первый раз получилось, второй… И пошло.
– Кажется, что все так легко и просто.
– Нет, это же было долго. Соревнования заканчиваются, и начинаешь учить новые прыжки в конце сезона. Программы в это время не катаешь, и есть возможность что-то новое учить. Еще перед Новым годом время есть, можно этим заниматься.
– На финале Гран-при ты сказала, что хочешь, помимо сальхова, выучить еще четверной тулуп. Сказала и сделала. Тулуп легче дался?
– Сальхов и тулуп – похожи. Просто сальхов прыгаешь с ребра, а тулуп с зубца. Сальхов для меня удобнее. Но Даниил Маркович Глейхенгауз (хореограф группы Тутберидзе – прим. Sports.ru) говорит, что тулуп у меня лучше.
– Ты делаешь какие-то специальные упражнения для крутки прыжков, чтобы они были такие высокие? Или это, так сказать, природные данные?
– Кручусь я вообще-то не очень быстро. У меня группировка идет за счет высоты прыжка. А прыгаю я так высоко, наверное, от природы. Но если тренировать прыжки каждый день, то у любого получится. Просто надо идти, делать и не боятся.
Я просто очень хотела это сделать. И не боялась пробовать. Если чего-то очень хотеть, то всего можно добиться.
– Фигурное катание – это не только прыжки.
– Жалко.
– Ты любишь прыжки?
– Больше всего люблю прыжки. Но если бы не было всего остального, то было бы легко.
– А как другие элементы, хореография, скольжение… Тебе это нравится?
– У нас всегда перед тренировкой раскатка, в конце тренировки делаем вращения, дорожки… Мне интересно, когда программы ставят. Музыку для программ я сама не ищу. Это выбор тренеров. Я слушаю разную музыку, но я бы не хотела кататься под ту, что слушаю. Не знаю, почему. Наверное, чтобы отделить личную жизнь и фигурное катание, – рассказала Трусова.
Они уже лучше Загитовой. И делают прыжки в 4 оборота
www.sports.ru
Фигурное катание - это... Что такое Фигурное катание?
Фигу́рное ката́ние — конькобежный[источник не указан 716 дней] вид спорта, относится к сложнокоординационным видам спорта.
Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 в. и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов.
В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.
C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).
В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.
История
Гравюра. Пара фигуристов.Общая история
Истоки фигурного катания лежат в далеком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы, а самые древние «коньки» были обнаружены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы[1]. (Основная статья Фигурные коньки)
Однако рождение фигурного катания, как вида спорта, связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований впервые это произошло в Голландии, в XII—XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.
Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» (1772 г.), в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны[1].
Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. Когда в 60-х годах XIX века в Европу с гастролями приехал фигурист из США Джексон Гейнц, то выяснилось, что даже самым опытным европейским фигуристам есть чему у него поучиться.
Николай Александрович Панин-Коломенкин писал [2]:
«… он (Джексон Гейнц) показал изумленным европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела. Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства».
Спустя 100 лет (с 1742 г.) в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения, о чем свидетельствуют книги «Искусство катания на коньках» Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев города Глазго, и труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона. Эти книги содержат описания всех восьмерок, троек, крюков и других элементов, которые лежат в основе современного фигурного катания.
На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.
Немецкие фигуристы. 1928 г.В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию. Правда первоначально, как отмечает Мишин А. Н., «это были своего рода кулуарные соревнования»,[2] так как в них принимало участие всего несколько спортсменов.
Но подход к соревнованиям изменился после того, как в Санкт-Петербург в 1890 году, на соревнования, посвященные 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. В Санкт-Петербург приехали: чемпион США Л. Рубен-стейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Австрии, Финляндии, Англии, Голландии, Швеции, Норвегии. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев.
На следующий год в 1891 году в Гамбурге, состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании (победил немецкий фигурист Оскар Улиг).
Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.
Через 4 года, в 1896-ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель — Гилберт Фукс, Германская империя). В 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга «Петербургскому обществу любителей бега на коньках» было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место — швед Ульрих Сальхов, 2-е — Николай Панин-Коломенкин).
История дисциплин
Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников, женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Медж Сайерс.
Официально первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц прошёл в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.
Можно сказать, что парное фигурное катание появилось сразу после популяризации этого вида спорта. Но официально первые соревнования прошли только в 1908 году в Санкт-Петербурге. Немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер вошли в историю как первые олимпийские чемпионы в парном катании.
Такой вид фигурного катания как спортивные танцы на льду возник в конце 1940-х в Великобритании, а затем получили распространение во всем мире. В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года. Первыми Олимпийскими чемпионами в танцах на льду стали Людмила Пахомова и Александр Горшков.
Синхронное фигурное катание — это новейшая дисциплина фигурного катания. В современном виде синхронное катание появилось в 60-х годах в США, но идея группового катания появилась намного раньше. Например, в России соревнования по групповому катанию на коньках (пары, четверки, восьмерки) проводились еще в середине 20х гг. прошлого столетия [3], но тогда данный вид популярности не получил. В США этот вид стал развиваться как развлечение зрителей в перерывах хоккейных матчей. Оказалось, что синхронное катание очень яркий и интересный вид спорта.
Первые официальные соревнования по синхронному фигурному катанию прошли в 1976 году в Энн-Арборе, штат Мичиган,США. В 1994 году Международный союз конькобежцев (ISU), официально признал синхронное фигурное катание пятой дисциплиной фигурного катания. В 1996 г. в Бостоне в США прошел первый Кубок мира по синхронному фигурному катанию. Первый чемпионат мира под эгидой Международного союза конькобежцев прошел в 2000 году в Миннеаполисе, штат Миннесота. С основания соревнований лидирующие позиции удерживают команды Швеции и Финляндии. [4]. Наиболее популярен этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Великобритании, Франции.
История фигурного катания в России
Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам — и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.
В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.
Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.
Виды фигурного катания
Сидзука Аракава.2004 г.Мужское и женское одиночное фигурное катание
Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов — шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.
Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап — короткая программа, второй этап — произвольная программа.
Парное фигурное катание
Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.
В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.
В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа — короткой и произвольной программах.
Спортивные танцы
В спортивных танцах на льду, с технической точки зрения, основное внимание уделено совместному исполнению танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях, причем не допускаются длительные разъединения партнёров. В отличие от парного фигурного катания, в спортивных танцах отсутствуют прыжки, выбросы и др. отличительные элементы парного фигурного катания.
В спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары, поэтому большое внимание уделено музыкальному сопровождению и тщательному подбору костюмов для каждой программы соревнований. Благодаря этому спортивные танцы — один из самых зрелищных направлений в фигурном катании.
Современная программа официальных соревнований включает 2 танца: короткий танец и произвольный.
Синхронное фигурное катание
Команда по синхронному катаниюКоманда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) — до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) — 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) — 14 лет и старше.
Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.
В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки, прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.
Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.
Правила и снаряжение
Все требования к программам (общие правила, специальные правила и технические правила) оговариваются и закрепляются в положениях ИСУ на каждый сезон соревнований по фигурному катанию.
Основные элементы фигурного катания
В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элементов: шаги, спирали, вращения и прыжки. Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы в парном катании.
Шаги
Шаги представляют собой комбинации толчков и базовых элементов катания — дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги служат для соединения элементов в программе. Кроме того, дорожки шагов являются обязательным элементом программы.
По новой системе судейства существует 4 уровня сложности дорожек.
Спирали
Спиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону).
Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 7 секунд.
Они, также как и дорожки шагов, оцениваются четырьмя уровнями сложности.
Вращения
Кривизна полоза вызвала в фигурном катании появление большого количества самых разнообразных вращений на лезвии одного или двух коньков.
Различают вращения стоя (напр.«заклон»), вращения в приседе («волчок») и вращения в положении «ласточка» (Либела).
Смена ноги при исполнении вращений и смена позиции позволяет выполнить комбинацию вращений.
Прыжки
Прыжки разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые). Отталкивание ото льда в рёберных прыжках происходит с ребра конька, в носковых — толчком носка конька.
Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.
Сальхов, риттбергер и аксель относятся к рёберным прыжкам; тулуп, флип и лутц — к носковым.
Фигурное катание как физкультура
Мы привыкли видеть по телевизору «спорт высших достижений», в который дети зачастую входят ещё дошкольниками, а 30-летний спортсмен считается ветераном. Впрочем, коньки — хорошая физкультура и для более старших возрастов. Как писал ещё М. Хвостов в 1926 году, освоившемуся на коньках, но не желающему бесцельно «наматывать круги», остаётся не такой и большой выбор: бег на скорость, хоккей и отработка приёмов фигурного катания.[5] Бег и хоккей интересны не всем — поэтому находится немало людей, увлекающихся фигурным катанием (зачастую на хоккейных коньках). Некто Dan Perceval продвигает Extreme Ice Skating — разновидность фигурного катания, приспособленную именно под мужскую пластику и хоккейные коньки.[источник не указан 337 дней]
Существуют неквалификационные соревнования для бывших спортсменов и людей, освоивших коньки в зрелом возрасте. Если участников немного, мужчины и женщины могут иметь общий зачёт (разделение идёт по уровню катания — например, «пре-бронзовым» разрешены прыжки до одного оборота, кроме лутца[6]), если много — в дополнение к уровню делят по возрасту. Одиночников обычно делят на четыре-пять групп, пары — на две-три. Одиночники и пары откатывают одну укороченную программу, танцоры — два танца. На таких соревнованиях бывают необычные дисциплины — например, танцы в одиночку, импровизация (участники прослушивают музыку, после чего им даётся полчаса на создание программы) или обязательные фигуры.
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru