Как атаковать вторым темпом в волейболе? Темп волейбол
техника и комбинации в игре
Основной задачей игроков первого темпа, или как их еще называют, центральных блокирующих, является групповая организация блока. В случаях, когда после приема подачи связующий находится в комфортной ситуации, он может задействовать в атаке четверых игроков.
Центральный блокирующий перед каждым розыгрышем должен определить приоритетного нападающего в команде соперников и сообщить тактику блокирования на каждый отдельный эпизод.
Варианты атаки соперника, которые необходимо предвидеть центру и организовать схему блокирования совместно с крайними блокирующими:
- Доигровщик, атакующий с передней линии — зона четыре.
- Диагональный, атакующий с первой или второй линии — зона два или один, соответственно.
- Первый темп, в зависимости от качества приема и уровня связующего, имеет несколько разных вариантов комбинаций для атаки.
- Доигровщик, находящийся на задней линии, может атаковать комбинацию «пайп».
Интуиция
Самое сложное в игре темпа — сделать правильный выбор нападающего и переместиться в его зону для постановки блока. Трудность заключается в скорости передачи — мяч летит быстрее, чем перемещается человек, тем более, что сначала связующий выполняет передачу, и только после этого блокирующий начинает движение. Поэтому приоритетного нападающего надо выбрать до розыгрыша и быть готовым бежать в его сторону, учитывая другие направления в меньшей степени. Если центральный блокирующий будет принимать решение в момент розыгрыша, то, скорее всего, будет опаздывать и постоянно путаться. А для хорошего пасующего нет большего удовольствия, чем сбитый с толку центральный блокирующий соперника, блок в этом случае нападающие обыгрывают с легкостью.
Изучение соперника
Второй путь принятия правильных решений центральным блокирующим — изучение статистики. У каждого пасующего имеется свое видение игры, тактика и стратегия. Для понятия этой самой стратегии приходится пересматривать несколько последних игр соперника и выявлять явные элементы тактики. Когда центральный блокирующий точно предугадывает действия связки — говорят, что он «читает пасующего как открытую книгу», и в этом случае психологическое преимущество уже на стороне блокирующего. Основная «мишень» центра – конечно же, нападающий, но для того, чтобы поставить блок, нужно сначала определить, кому ставить этот блок. Поэтому, в первую очередь, центральный блокирующий играет со связкой. Когда цель определена правильно, остальное – лишь дело техники исполнения элемента.
Быстрая атака
Атака первым темпом играется намного быстрее, чем вторым. Передачи доигровщикам и диагональным летят по дугообразной траектории и на большее расстояние, поэтому их относят к нападающим второго темпа. Первый темп играется совсем по-другому. Нападающий игрок, в зависимости от заказанной комбинации, должен прийти в определенную точку и прыгнуть вверх для атаки точно в тот момент, когда пасующему в руки прилетает мяч. Пасующий знает, в какой точке прыгает игрок, и должен точно, практически ювелирно отдать передачу в определенную точку. Даже небольшое отклонение в траектории – и нападающий первого темпа уже не сможет выполнить атаку. Нападающий удар выполняется в прямом смысле по взлетающему мячу. Поэтому основная комбинация центрального блокирующего называется «взлет», и поэтому же атакующего называют «игрок первого темпа».
Есть и слабые стороны
Игроки первого темпа обычно высокого роста, ниже двух метров встречаются редко. Средний рост – примерно 207 сантиметров. Высокий рост и, соответственно, длинные ноги позволяют в два шага переместиться в любую сторону площадки и поставить блок, но вот в защите первые темпы не сильны. Игра в защите требует резкости и быстрой координации, а они обычно обратно пропорциональны росту. В защите первые темпы играют плохо, а в атаке с задней линии и в приеме не участвуют вовсе. Вот почему этих гигантов после подачи, для игры на задней линии, меняют маленькие и быстрые либеро. В это время блокирующие имеют возможность немного отдохнуть и пообщаться с тренером, которому со стороны видна общая картина игры. После нескольких эпизодов игрок возвращается в игру, полный сил и информации для принятия быстрых решений.
volleymos.ru
ВОЛЕЙБОЛ для всех. Волейбольный интернет-портал
(прим. автора - некоторые термины свойственны в основном пляжному волейболу)
Антенна - вертикальные стержни, обычно красно-белые, возвышающиеся над внешними сторонами сетки обозначают границы корта. Если мяч задевает эти антенны, то считается, что он был подан в аут.
Волна - передача на удар вдоль сетки одному из двух нападающих (1 или 2 темпу) в одной зоне.
Взлет - удар с низких передач (нападающий прыгает на удар до передачи)
Второй темп — вариант атаки, при котором связующий подключает диагональных нападающих.
Диагональный - самые мощные, высокие и прыгучие игроки команды, атакуют в основном с задней линии, не участвуют в приёме. Представители: Семён Полтавский, Екатерина Гамова.
Диг — (от английского dig) защитный удар, выполняемый в броске, поднимающий мяч вверх ударом тыльной стороны ладони.
Добить до пола — основная цель игры в волейбол.
Доигровщик - (нападающий второго темпа) - атакуют с краёв сетки. Представители: Жиба, Елена Година.
Доигровка — продолжение атаки, когда принимающая команда не смогла организовать съем. Продолжительная доигровка характерна для женского волейбола.
Дриблинг — характерное постукивание мяча об пол перед выполнением подачи.
Загнать под кожу — при атакующем ударе нападающего загнать мяч между сеткой и руками блокирующих.
Зачехлить — выиграть очко блоком.
Зона конфликта — зона ровно посередине между принимающими игроками. Подача в зону конфликта сильно затрудняет прием.
Кат шот - (от английского cut shot) сильный удар по мячу, после которого мяч летит под острым углом вдоль сетки.
Кобра - (от английского cobra) удар по мячу, совершаемый жестко зафиксированными пальцами. В этот момент движения рук игрока напоминают бросок кобры.
Либеро - специальный игрок защиты в волейболе, который не может быть капитаном команды. Либеро может заменить любого игрока на площадке, когда тот находится на задней линии неограниченное количество раз. Либеро не может ни подавать мяч, ни давать пас сверху в передней линии. Форма либеро должна отличаться от формы основной команды по дизайну и по цветовой гамме, однако номер присваивается ему в последовательном ряде как у остальной команды. Либеро должен быть оплотом команды в защите, прилагать максимальные усилия к тому, чтобы мяч не коснулся площадки. При этом он должен быть заводилой на площадке, подбадривать и поддерживать команду в процессе игры. Либеро должен иметь взрывную реакцию, быстроту движений, точность доводки мяча до связующего. Он должен предугадывать действия соперника, читать развитие игры, чтобы оказаться в нужном месте, в нужное время.
Морита - игрок 1-го темпа перед отталкиванием от опоры в последний момент задерживает движение. Передача для удара примерно на высоте 1 метр.
Надеть на уши — игровая ситуация, когда отразившийся от блока мяч ударяется обратно в атакующего. Неприятный для игрока исход атаки.
Обратный крест - первым на удар перед связкой выходит нападающий, находящийся сзади связки, вторым - нападающий перед связкой.
Одним темпом - выход на удар и одновременный прыжок в одной или разных зонах двух-трех нападающих.
Организованный блок — правильно построенный сомкнутый групповой блок, закрывающий наиболее вероятное направление удара и создающий максимальные проблемы атакующему.
Отведенный пас — Атакующему удобнее всего атаковать мячом, доведённым прямо на линию сетки, что увеличивает сектор удара. Если же пас для атакующего удара неудачно отведён далеко от сетки, то это затрудняет успешный удар.
Отыграться от блока — несильным ударом об край блока отправить мяч в аут или оставить в игре для более успешной доигровки.
Пайп — вариант атаки, когда связующий подключает к атаке игрока из 6-й зоны. При этом атакующий игрок бьет, отталкиваясь из-за 3-х метровой линии.
Первый темп — вариант атаки, при котором связующий передаёт мяч коротким пасом игроку из третьей зоны.
Переходящий мяч — мяч, перелетающий на сторону противника невысоко над сеткой, позволяющий легко выиграть очко атакой с первого же удара. Обычно возникает при плохом приеме подачи.
Планер — планирующая подача, при которой мяч летит с относительно небольшой скоростью по неустойчивой траектории, при этом может в конце нырнуть. Позитивный прием — хороший прием подачи, который позволяет связующему выбрать любую задуманную им передачу и комфортно ее сыграть.
"Просто" - в сложной ситуации высокая передача нападающему.
Прострел - удар с низкой скоростной передачи вдоль сетки, выполняемой, как правило, из зоны в зону или через зону.
Прямой крест - 1-й темп находится перед сеткой, а 2-й пересекает его путь, находясь сзади пасующего или перед ним
Связующий - определяет игру и варианты атаки, сложнейшее амплуа в волейболе. Представители: Вадим Хомутских, Людмила Булдакова.
Сняться — остановить серию успешных подач противника.
Съем — а) мощный удар по мячу в верхней точке его траектории, б) выигрыш мяча на подаче противника.
Фэйкинг (от английского faking) - разновидность игровой стратегии, когда игроки движутся в одном направлении для того, чтобы изменить движения в последний момент. Их цель — перехитрить атакующего игрока другой команды. Иногда защитники производят целую серию подобных обманных движений.
Хаммер (от английского hammer) - сильный удар по мячу, после которого он резко летит вниз.
Центральный блокирующий (нападающий первого темпа) - очень высокие игроки, блокируют удары соперника, атакуют из 3-й зоны. Представители: Алексей Казаков, Юлия Меркулова.
Чикен уинг (от английского chicken wing) - прием мяча после сильного удара различными частями рук. В такие моменты игрок будто бы расправляет крылья, чтобы принять мяч.
Эйс (от английского ace ) — очко, выигранное непосредственно с подачи, когда мяч доведен до пола или произошло только одно касание и мяч ушел в аут.
Энгл (от английского angle) - сильный бросок мяча через всю площадку.
Эшелон - выход 2-х нападающих перпендикулярно сетке друг за другом (1-й темп заслоняет 2-го).
volley4all.net
Зоны в волейболе - Твой волейбол
Площадка делится на 2 линии и 6 зон в классическом волейболе. Есть первая и вторая линия. Каждая линия включает 3 зоны. В первую линию входят 2, 3 и 4 зоны. Во вторую: 1, 5 и 6. Обычно первая линия участвует в нападении и блоке, вторая — в защите и приеме. Переход осуществляется по часовой стрелке
В любительском классическом волейболе игроки обычно стоят на следующих позициях:
1 номер — подача и защита в приеме и при нападении. Может нападать только из-за линии нападения.
2 номер — нападение и блок. Реже — прием близкой подачи.
3 номер — игрок под сеткой. В его обязанности входит пас и блок. В приеме не участвует.
4 номер — нападение и блок. Реже — прием близкой подачи.
5 номер — защита в приеме и при нападении. Может нападать только из-за линии нападения.
6 номер — либеро. Главный защитник команды.
Характеристики, размер площадки для волейбола
Ширина x длина: 18 x 9 метров.
Высота сетки: 243 см. для мужчин, 224 для женщин.
Линии: лицевая линия (очерчивает площадку), линия нападения или трехметровая, средняя линия.
Амплуа игроков
- Игрок первого темпа (центральный блокирующий, связующий, «распасовщик») — стоит под сеткой, дает пас нападающим во 2-ю или 4-ю зону, а также ставит блок нападающим ударам противника. В приеме не участвует. Если ему дали пас на удар, то такой пас обычно короткий и невысокий: буквально полметра над сеткой. Номер центрального блокирующего 3-й. Обычно это самый высокий игрок в команде. Роль связующего очень важна — ведь именно он дает пас на удар и в доли секунды определяет, кому нужно ставить блок. Его можно считать мозгом команд, именно он направляет игру. Хороший пас — это залог победы в любой игре, но начинающие игроки слабо ценят это амплуа, т.к. пасующий не участвует в нападении. Известные игроки: Луиджи Мастранджело, Валевска, Дмитрий Мусэрский, Юлия Меркулова.
- Игроки второго темпа (доигровщики) — нападают с краев сетки, участвуют во всех элементах игры: прием, блок, подача (после перехода), пас и нападающий удар. На площадке их номера: 2-й и 5-й. В их задачу входит как забить мяч, сыграв против блока противника, так и поставить эффективный блок вместе с центральным блокирующим против атаки. Обычно атакуют в любую зону, кроме 6-й, т.к. там стоит на приеме либеро — главный защитник команды. Обычно в приеме не участвуют. Сложность этого амплуа заключается в том, что таким игрокам приходится оттачивать все элементы игры, в то время, как например, связующему требуется уметь только пасовать и ставить блок. Известные игроки: Жиба, Франческа Пиччинини, Елена Година, Сергей Тетюхин.
- Диагональные — самые высокие и сильные игроки. Их основной задачей является атака и подача. Участвуют также и в блоке. Это основная сила команды, приносящая ей очки. Диагональные не участвуют в приеме, на площадке расположены по диагонали друг к другу. Стоят под номерами 1 и 4. Атакуют со второй линии, страхуя неудачный пас связующего. Диагональный под номером «1» не имеет право бить из 2-й или 4-й зоны! Его разбег и удар должен происходить ДО линии нападения. В обязанности диагонального под номером 1 также входит подача. Известные игроки: Иван Милькович, Росир Кальдерон, Максим Михайлов, Екатерина Гамова.
- Либеро (с итальянского «свободный») — игрок второй линии под номером 6. Находится в самом центре своей площадки. Это главный защитник команды, ответственный за прием подач и силовых ударов. Обычно это самый невысокий член команды, т.к. ему приходится часто падать и вытаскивать низкие силовые мячи. Либеро не участвует в атаке, не может ставить блок и передавать мяч сверху при нахождении в трехметровой зоне возле сетки. Рост либеро в профессиональном волейболе не превышает 190 см. Известные игроки: Алексей Вербов, Кшиштоф Игначак, Чжан На, Екатерина Уланова.
Элементы игры
Волейбол состоит из следующих элементов: подача, прием, пас, нападающий удар, блок.
Подача
Производится из-за лицевой линии. Ни в коем случае нельзя заступать за лицевую линию до момента подброса мяча! Подача бывает нижняя, верхняя, крученая, планирующая и силовая в прыжке. Самая легкая: нижняя. Подходит новичкам. Мяч в таком случае бьются снизу тыльной стороной ладони. Выходит своего рода «свечка». Самая сложная: силовая в прыжке. Является элементом нападающего удара, практикуется профессионалами или очень хорошими игроками. Хорошую силовую подачу можно принять только снизу.
Отдельно стоит планирующая подача. Такой мяч летит не по прямой, а по синусоиде, выскальзывая из рук при приеме. Подается с места или с небольшого прыжка. Ровной удар растопыренной ладонью в центр мяча.
Подача должна быть в поле противника и максимально трудно берущаяся.
Прием
50% мячей приходятся в центр площадки на либеро. Также в приеме участвуют диагональные. В приеме НЕ участвует игрок первого темпа и КРАЙНЕ РЕДКО участвуют игроки второго темпа.
В профессиональном волейболе принять мяч можно только нижним приемом. Но в любительском часто бывают легкие подачи, которые можно принять и сверху. В идеале принимающий должен высоко навесить мяч игроку первого темпа (пасующему) на расстояние 1 метр от сетки в 3-ю зону.
Пас
Приняв мяч, игрок второго темпа верхней передачей навешивает пас на удар во 2-ю или 4-ю зону. Пас может быть «обманным» — за спину, назад. Реже пасующий подбрасывает мяч над собой для удара диагональных из 1-й и 5-й зон. Если бьет диагональный, то он должен совершить прыжок ДО линии нападения! Иначе очко засчитывается в пользу противника.
Нападающий удар
В нападении участвуют доигровщики и — реже — диагональные. Оттягиваясь за линию нападения, они совершают разбег и хлесткий удар, стараясь ударить по мячу как можно сильнее и точнее. 60% очков команде приносит именно нападающий удар.
Либеро в профессиональном волейболе в нападении не участвует.
Блок
Грамотно поставленный блок приносит команде до 40% очков в профессиональном волейболе. На блок обычно выходят доигровщики и игрок второго темпа. Блок ставится одним, двумя или — что бывает в основном у профессионалов — тремя игроками. Главный нюанс блока: вовремя прыгнуть и вытянуться вдоль сетки, жестко выпрямив обе руки. Таким образом блокирующий перекрывает нападающему зону своей площадки, затрудняя маневр атаки.
Решающим фактором на блоке является рост игрока. Чем он выше, тем блок качественнее.
Тактики
Если пасующий или либеро требуется команде именно на своей позиции, то при переходе его просто оставляют стоять в своем номере. Такое не штрафуется именно в любительском волейболе. В профессиональном переход обязателен, и там включаются различные тактики перехода. Такие, как 5-1.
Такая комбинация позволяет иметь от 3 нападающих при 1 связующем. Связующий после любого переходы выходит в зону паса — между 2 и 3 номером. Нападающие: доигровщик (4 номер), центральный блокирующий (3 зона), диагональный (2 зона), пайп. эта схема самая сложная, но и наиболее эффективная засчет мощного нападения, позволяющего разбить блок противника.
При исходной позиции на поле следующая расстановка:
Пасующий в зоне 1.
Доигровщики в зонах 2 и 5.
Центральные блокирующие — зоны 3 и 6.
Диагональный нападающий — в зоне 4.
>> Подробнее об амплуа игроков читайте здесь.
С каждым переходом игроки смещаются по часовой стрелке, но должны всегда возвращаться примерно к следующим позициям:
При подаче
Все закрывают 1-й номер, смещаясь ближе к сетке, кроме одного игрока второй линии (5-й или 6-й номер). После подачи:
Пасующий выходит под сетку между 2 и 3 номером.
Доигровщик и центральный блокирующий выходят на первую линию, занимая номера 4 и 6. Диагональный занимает 4 номер или же стоит между 1 и 4 номерами.
При приеме
Пасующий старается держаться ближе к центру поля или находиться в первой линии.
Остальные игроки стоят полукругом.
Расстановка игроков на площадкеПравила
При этом не должны нарушаться правила:
1) Игроки задней линии, стоящие в номерах 1, 5, 6, не должны заходить заходить за игроков передней линии: 4,3,2;
2) Игроки не могут менять горизонтальный порядок своих линий, то есть заходить друг за друга по горизонтали.
Нарушения правил
- Запрещено касание сетки — самое распространенное нарушение, вызванное неправильной техникой безопасности игроков. Важно соблюдать это правило не только, чтобы выигрывать и не терять очки, но и во избежание травмоопасных ситуаций на площадке. В игровом пылу можно влететь друг в друга и сильно покалечиться.
- Запрещено касание антенн над сеткой игроком и мячом.
- Запрещен заступ на площадку противника. Так же, как и первый пункт, соблюдение этого правила сбережет от случайный игровых травм.
- Запрещен подброс мяча при подаче, находясь на площадке (в пределах лицевой линии).
- Некультурное и оскорбительное поведение также не поощряется.
- Игроки задней линии не могут атаковать в прыжке с передней линии. Но если прыжок и приземление произошло за трехметровой линией, то нарушением это не считается.
- Запрещен блок паса.
- Запрещено касаться мяча, когда он находится на стороне поля противника. Это частая ошибка блокирующего.
- Запрещена задержка мяча. Движение должно быть жестким и мгновенным.
- Хоть касание мяча на одной стороне площадки разрешено не более трех раз, однако при отскоке мяча от блока, блок за касание не считается. И в таком случае разрешено 4 касания (3 стандартных + 1 касание блока).
tvou-voleyball.ru
Игроки в волейболе: расстановка, зоны, позиции, амплуа
Волейбол – это не только площадка разделенная сеткой на две части. Это место, где у каждого игрока есть свои основные функции, зависящие от его психофизиологических особенностей. Как правило, любительский волейбол немного ни мало отличается от профессионального волейбола. Так как только на любительском волейболе в лучшем случае 2 или 3 позиции игрока будут разделяться, а остальные игроки должны быть в хорошей форме, так как им придётся не только принимать мячи, но так же защищаться и уметь ставить блок. Вашу занимаемую позицию в любительском волейболе может помочь определить Ваш тренер, а если появилась необходимость улучшить свою технику в волейболе, то следует посещать специальные тренировки, нацеленные на повышение уровня игрока. Тем не менее, каждый игрок, выходящий на площадку должен знать основные позиции и функции игроков. Попробуем разобраться в этом.
Пасующий в волейболе (связка, разводящий)
Связующий - это "мозг" команды, успех игры на 80% зависит от его действий, от того как он организует эту "связь". Именно поэтому игроку нужна холодная голова. За доли секунды принять успешное решение для команды - вот одна из главных его задач. Одним из важных факторов успеха связующего являются быстрые ноги. Ну, что тут сказать. Смотря волейбол по телевизору или в живую, Вы видите, что команда не всегда может организовать идеальный приём или доводку до связующего. Поэтому быстрые ноги здесь очень пригодятся. Вторым важным фактором являются "золотые руки." Ведь добежать до мяча это только пол дела, важно выполнить такую передачу, с которой атакующему игроку будет удобно нападать. Поэтому связующий должен иметь "золотые руки", чтобы из, кажется уже проигрышной ситуации, выйти победителем. Конечно, основная задача связующего игрока это передача мяча, но ведь правилами не запрещено выполнять атаку. Связка имеет право выполнить скидку, либо нападающий удар, находясь в зоне передней линии, если он видит пустую зону на площадке соперника. Возможно, вы будете удивлены, но во время матча может случиться и так, что связующий игрок будет участвовать в приёме. Да-да, именно в приёме, поскольку волейбол это множество нестандартных ситуаций, и даже связующий может оказаться в столь непривычном для себя амплуа либеро. Стандартная зона расположения связки – 3. Как вы уже поняли, основная функция связующего - отдать точный, быстрый и своевременный пас, независимо от качества приема. Хорошая связка – это половина победы. От этого игрока во многом будет зависеть успех игроков, играющих в нападении. Примерами связующего в профессиональном волейболе являются: Вадим Хамуцких и Евгения Старцева.
Нападающие в волейболе: игроки первого темпа
Игроки первого темпа, как правило являются ещё и центральными блокирующими, так как их рост и высокий прыжок гарантируют хорошую защиту на блоке. Их основная функция состоит в том, чтобы атака произошла с молниеносной скоростью, так как эффект неожиданности и быстрота исполнения – вот главные составляющие заработанного очка. Игрок первого темпа в основном атакует с третьей зоны. Центральный блокирующий должен обладать высокой скоростью исполнения удара, возможностью быстро реагировать на блоке, и одновременно выходить на удар достаточно низких мячей. Так как связующий буквально передаёт мяч в руки игроку первого темпа. Яркими примерами игроков данной позиции являются: Дмитрий Мусэрский, Александр Волков, Ирина Заряжко, Юлия Морозова.
Нападающие в волейболе: игроки второго темпа
Как правило, нападающий второго темпа (доигровщик) - это игрок с хорошей физической подготовкой, так как он должен обладать быстрой реакцией не только в нападении, но и в приёме мяча. В основном, игроки нападают с краев сетки из–за трехметровой зоны площадки (вторая и четвертая зона), так, чтобы противник не смог принять или отразить нанесённый удар. Удачная расстановка доигровщика, позволяет связке вывести его на пас без блока. В профессиональном волейболе на этих позициях известны: Сергей Тетюхин и Татьяна Кошелева.
Нападающие в волейболе: диагональный нападающий
Диагональный нападающий в волейболе – это смесь не только силы, а ещё прыгучести и мощи. Их рост составляет более 2-х метров. На их долю выпадает большое количество передач, и набранные очки говорят сами за себя. Они обладают сильной подачей и не принимают участия во время приёма. Яркими примерами диагональных в профессиональном волейболе являются: Максим Михайлов и Екатерина Гамова.
Защитники в волейболе: либероЛиберо в волейболе – свободный игрок, который играет только на защите. Основная работа либеро сконцентрирована на приёме подач и атакующих ударов соперника, а так же подборе отскоков от блока и сбросов. Игрок либеро, обеспечивает хороший приём мяча для максимально точной передачи связующему. На долю либеро приходится львиная доля всех мячей. Ему нельзя атаковать, блокировать, или нападать с передней линии. Но если игрок либеро находится на задней линии, то он имеет право выполнить нападающий удар с места через сетку. Также ему запрещено подавать подачу. Основными функциями, как мы и говорили выше, являются приём и защита, но ещё либеро имеет право выполнить второе касание - передачу сверху (только с задней линии) или снизу на удар нападающему игроку Либеро можно легко отличить от остальных игроков команды, так как его форма контрастирует с формой остальных. Либеро играет только на задней линии в 1-ой, 5-ой и 6-ой зонах и меняется с игроками передней линии, которых замещал. Рост либеро может быть невелик (меньше 180 см.). Замена либеро имеет свои особенности. Игрок данного амплуа в них не ограничен. Либеро должен обладать хорошей физической подготовкой, быстротой действия, и быть внимательным на площадке. В профессиональном волейболе на этих позициях играют: Алексей Вербов и Анна Малова.
www.ballgames.ru
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ВОЛЕЙБОЛА | Российские спортсмены
«Фэйкинг», «диг», «пайп»… Что означают эти непривычые слова и всякие чудные выражения типа «натянуть на уши», вы узнаете, благодаря данному краткому словарю терминов и сленговых выражений волейбола.
Антенна - вертикальные стержни, обычно красно-белые, возвышающиеся над внешними сторонами сетки обозначают границы корта. Если мяч задевает эти антенны, то считается, что он был подан в аут.
Волна - передача на удар вдоль сетки одному из двух нападающих (1 или 2 темпу) в одной зоне.
Взлет - удар с низких передач (нападающий прыгает на удар до передачи)
Второй темп - вариант атаки, при котором связующий подключает диагональных нападающих.
Диагональный - самые мощные, высокие и прыгучие игроки команды, атакуют в основном с задней линии, не участвуют в приёме.
Диг (от английского dig) - защитный удар, выполняемый в броске, поднимающий мяч вверх ударом тыльной стороны ладони.
Добить до пола - основная цель игры в волейбол.
Доигровщик (нападающий второго темпа) - атакуют с краёв сетки.
Доигровка - продолжение атаки, когда принимающая команда не смогла организовать съем. Продолжительная доигровка характерна для женского волейбола.
Дриблинг - характерное постукивание мяча об пол перед выполнением подачи.
Загнать под кожу - при атакующем ударе нападающего загнать мяч между сеткой и руками блокирующих.
Зачехлить - выиграть очко блоком.
Зона конфликта - зона ровно посередине между принимающими игроками. Подача в зону конфликта сильно затрудняет прием.
Кат шот (от английского cut shot) - сильный удар по мячу, после которого мяч летит под острым углом вдоль сетки.
Кобра (от английского cobra) - удар по мячу, совершаемый жестко зафиксированными пальцами. В этот момент движения рук игрока напоминают бросок кобры.
Либеро - специальный игрок защиты в волейболе, который не может быть капитаном команды. Либеро может заменить любого игрока на площадке, когда тот находится на задней линии неограниченное количество раз. Либеро не может ни подавать мяч, ни давать пас сверху в передней линии. Форма либеро должна отличаться от формы основной команды по дизайну и по цветовой гамме, однако номер присваивается ему в последовательном ряде как у остальной команды. Либеро должен быть оплотом команды в защите, прилагать максимальные усилия к тому, чтобы мяч не коснулся площадки. При этом он должен быть заводилой на площадке, подбадривать и поддерживать команду в процессе игры. Либеро должен иметь взрывную реакцию, быстроту движений, точность доводки мяча до связующего. Он должен предугадывать действия соперника, читать развитие игры, чтобы оказаться в нужном месте, в нужное время.
Морита - игрок 1-го темпа перед отталкиванием от опоры в последний момент задерживает движение. Передача для удара примерно на высоте 1 метр.
Надеть на уши - игровая ситуация, когда отразившийся от блока мяч ударяется обратно в атакующего. Неприятный для игрока исход атаки.
Обратный крест - первым на удар перед связкой выходит нападающий, находящийся сзади связки, вторым - нападающий перед связкой.
Одним темпом - выход на удар и одновременный прыжок в одной или разных зонах двух-трех нападающих.
Организованный блок - правильно построенный сомкнутый групповой блок, закрывающий наиболее вероятное направление удара и создающий максимальные проблемы атакующему.
Отведенный пас - Атакующему удобнее всего атаковать мячом, доведённым прямо на линию сетки, что увеличивает сектор удара. Если же пас для атакующего удара неудачно отведён далеко от сетки, то это затрудняет успешный удар.
Отыграться от блока - несильным ударом об край блока отправить мяч в аут или оставить в игре для более успешной доигровки.
Пайп - вариант атаки, когда связующий подключает к атаке игрока из 6-й зоны. При этом атакующий игрок бьет, отталкиваясь из-за 3-х метровой линии.
Первый темп - вариант атаки, при котором связующий передаёт мяч коротким пасом игроку из третьей зоны.
Переходящий мяч - мяч, перелетающий на сторону противника невысоко над сеткой, позволяющий легко выиграть очко атакой с первого же удара. Обычно возникает при плохом приеме подачи.
Планер - планирующая подача, при которой мяч летит с относительно небольшой скоростью по неустойчивой траектории, при этом может в конце нырнуть.
Позитивный прием - хороший прием подачи, который позволяет связующему выбрать любую задуманную им передачу и комфортно ее сыграть.
Просто - в сложной ситуации высокая передача нападающему. (прим.: некоторые термины свойственны в основном пляжному волейболу)
Прострел - удар с низкой скоростной передачи вдоль сетки, выполняемой, как правило, из зоны в зону или через зону.
Прямой крест - 1-й темп находится перед сеткой, а 2-й пересекает его путь, находясь сзади пасующего или перед ним
Связующий - определяет игру и варианты атаки, сложнейшее амплуа в волейболе.
Сняться - остановить серию успешных подач противника.
Съем - а) мощный удар по мячу в верхней точке его траектории, б) выигрыш мяча на подаче противника.
Фэйкинг (от английского faking) - разновидность игровой стратегии, когда игроки движутся в одном направлении для того, чтобы изменить движения в последний момент. Их цель — перехитрить атакующего игрока другой команды. Иногда защитники производят целую серию подобных обманных движений.
Хаммер (от английского hammer) - сильный удар по мячу, после которого он резко летит вниз.
Центральный блокирующий (нападающий первого темпа) - очень высокие игроки, блокируют удары соперника, атакуют из 3-й зоны.
Чикен уинг (от английского chicken wing) - прием мяча после сильного удара различными частями рук. В такие моменты игрок будто бы расправляет крылья, чтобы принять мяч.
Эйс (от английского ace ) - очко, выигранное непосредственно с подачи, когда мяч доведен до пола или произошло только одно касание и мяч ушел в аут.
Энгл (от английского angle) - сильный бросок мяча через всю площадку.
Эшелон - выход 2-х нападающих перпендикулярно сетке друг за другом (1-й темп заслоняет 2-го).
ruchampions.com
Распространенные ошибки при совершении атаки первым темпом
Вконтакте
Google+
Распространенные ошибки при совершении атаки первым темпом. Чего нужно в первую очередь избегать.
Пас первому темпу – это быстрая передача, которой молодые игроки в первую очередь обучаются, когда выполняют более сложные варианты нападений. Это низкая и быстрая передача центральному нападающему, который только что выпрыгнул перед связующим. Когда ты переходишь от высокого паса к таким быстрым передачам, можно совершить одну из распространенных ошибок. Большинство проблем связанны со временем, позицией и чувством площадки. Чтоб поймать нужны ритм потребуется время. Практика лучшее средство для достижения результата, но необходимо учитывать распространенные ошибки.
1. Недостаток внимания к доводке
Первой ошибкой, которую совершают молодые игроки является выход на одну и ту же позицию перед доводкой. Выход на темповой пас не является каким-то научным догматом. Ты не можешь выходить только туда, где должен быть мяч при идеальных условиях приема. Доводка может быть куда угодно. Чтобы сделать хороший пас, особенно для новичков, доводка должна быть почти идеальная. Это означает, что мяч должен быть возле сетки на высоте головы связующего. Центральный нападающий должен быстро определить является ли прежде всего доводка достаточно хорошей, чтобы бежать на взлет. Если он решит, что доводка недостаточно хороша, он должен громко крикнуть, что именно он предпочел бы сыграть. Если центральный нападающий решит, что доводка достаточно хороша для «взлета», его работа еще не завершена. Он должен быть в удобной позиции для прыжка и в то же время учитывать положение связующего, вне зависимость куда полетит мяч. Если доводка немного впереди или позади связующего и связующий вынужден перемещаться, нападающий должен скорректировать свою позицию относительно связующего, чтоб тот смог выдать пас.
2. Слишком поздно
Идея быстрого паса заключается как раз в его скорости. Это означает, что в идеале нападающий должен уже выходить на прыжок перед тем как ему сделают передачу. Это самая тяжелая часть для неопытных игроков. Они привыкли видеть передачу и потом прыгать на удар. В темповой передаче все по другому. Они должны выпрыгнуть и быть готовым к удару после чего связующий выдаст им передачу. Связующий обязан выдать передачу в то место, где нападающий ее сможет забить. Если нападающий и связующий знают что делает каждый из них, мяч пойдет куда надо. Но прежде всего нападающий должен быть в воздухе раньше.
3. Слишком близко
В процессе выполнения «взлета» нападающий должен стремиться максимально облегчить связующему сделать ему пас. Когда нападающий отталкивается слишком близко от сетки, становится почти невозможно засунуть мяч между нападающим и блокирующим игроком. Надо убедиться, что нападающий не стоит под сеткой и оставляет место для связки, при этом желательно видеть и связующего и блокирующего игрока соперника. Если нападающий прыгает близко к сетке, связующему ничего не остается, как сделать пас в сетку. Стоя дальше от сетки, появляется возможность маневра относительно блокирующего.
4. Связующий не имеет цели
Наличие цели у связующего – залог хорошего паса. Когда нападающий выпрыгивает, его руки совершают движение назад, а потом вперед, чтобы помочь подняться в воздух насколько это возможно высоко. Обе руки должны быть над головой во время совершения атаки первым темпом. Если все сделано правильно, то тело нападающего слегка разворачивается в сторону паса, а поднятые для удара руки становятся отличной целью для связующего, чтобы отправить туда мяч. Если связующий не увидит рук, то это не только приведет к ошибке в пасе и потом в нападении, но и увеличивает возможность быть заблокированным. Существует такого рода нападение с задержкой удара, что иногда приносит результаты, но не такие убедительные как при хорошем нападении первым темпом.
5. Недостаточно внимания блоку
Если первые четыре вещи сделаны как надо – нападающий видит доводку, отошел от сетки на нападение, задал связующему цель – твои приготовления скорее всего будут стоить всех своих денег. Не потрать их своим ударом прямо в руки блокирующего. С большой вероятностью блокирующий встанет прямо напротив атакующей руки. Если ты не можешь забить поверх блока, наилучшим решением является развернуть вправо или влево. Убедись, что ты видишь позицию блокирующего, до своих последующих действий.
6. Перебрось плохой пас
Если не удалось соблюсти все перечисленные условия и получился плохой пас, ты можешь просто перебросить мяч. Да, короткий пас предполагает быстрый удар. Но если передача неудобная – низкая, не успеваешь, слишком близко к сетке – просто оставь мяч в игре. Это означает, что его можно перебросить через руки блокирующего. Это означает накат в место на площадке соперника, где его тяжело будет принять. Но что бы ты не делал, не заколачивай его в блок или еще хуже в сетку. Если ты перебросил мяч через сетку, у твоей команды появляется шанс не упустить очко в следующей атаке, если соперник сам не ошибется. Всегда играй с умом!
Вконтакте
Google+
volleysert.ru
Атака вторым темпом в волейболе: схемы, комбинации, техника
В волейболе наиболее часто атаки завершается именно вторым темпом. Количество передач, совершаемых в четвертую зону, в среднем в 2 раза больше, чем в третью.
Естественно, по этой причине на игрока этой зоны ложится большая ответственность. На позиции четвертого номера очень хорошо получается играть у высоких игроков. При разбеге к сетке лучше находиться перпендикулярно к ней. Если и быть развернутым в сторону площадки, то только немного. При положении лицом к сетке наиболее просто нанести удар.
Четвертый номер должен думать о том, как справляться с блоками соперника. Потому что кого-кого, а его позицию уж точно будут блокировать. Тут есть несколько вариантов действий, профессиональный игрок должен нормально владеть всеми. Например, многие нападающие выполняют удар поверх блока. В общем-то, этот удар можно назвать самым сложным для защиты. Чем выше нападающий и чем выше его прыжок, тем больше шансов научиться бить подобным образом.
Суть удара в том, что после вашего удара мяч летит выше рук блокирующих игроков, но при этом приземляется на их площадке где-то на задней линии. Сила удара должна быть достаточно большой. Он эффективен только тогда, когда направлен в наименее защищенные зоны. Например, при тактике защиты углом вперед, шестой номер защищающейся стороны всегда подстраховывает партнеров на блоке. Соответственно, его позиция не защищена никем. Именно стоит попробовать ударить.
Удар поверх блока очень сложен, часто можно послать мяч в аут. Однако он будет оставаться одним из самых мощных оружий против блока. Также четвертый номер может и должен пользоваться тем, что стоит непосредственно рядом с линией. Это дает ему возможность совершать удары, которые от рук блокирующих улетали бы в аут, что приносило бы очки его команде. Для этого нужно ударить в край блока. Другим популярным способом победить защиту может быть удар в линию. Такой мяч летит на высоте примерно 1,5 метра и его непросто принять.
Конечно, все эти виды ударов подходят только тогда, когда четвертый номер получает отличную передачу от связующего и может хорошо подготовиться. Но ситуации на волейбольном поле бывают разные. Иногда связующий не может сделать качественную передачу. В таком случае (если от четвертого номера требуется завершить атаку) можно поднять мяч как можно выше, то есть ударить в потолок (но не так, чтобы мяч коснулся потолка). Команде придется защищаться от последующей атаки соперника, но это более разумный вариант, чем пытаться бить в блок.
alvin-almazov.ru