Велосипеды в современных видах велоспорта. Виды велоспорта


Велосипеды в современных видах велоспорта

На дворе XXI век. За время минувшее с создания первого велосипеда прошло много лет. На сегодняшний день насчитывается несколько десятков официально признанных видов велоспорта. Постараюсь познакомить читателя с основными их видами. Все они довольно разные, но в то же время объединяет их одно: два колеса...

Шоссейный велоспорт

Шоссейный велосипед предназначен для скоростной езды по дорогам. Как правило, для езды используется асфальт и укатанные грунтовые покрытия.

Наиболее важные характеристики шоссейного велосипеда: малый вес, высокая торсионная жёсткость и более вытянутая посадка (на практике посадка велосипедиста на таком велосипеде совсем не вытянутая, а как раз более компактная, чем на любом другом, так как имеет целью снижение сопротивления воздуха. Именно поэтому при одном и том же размере рамы у шоссейного велосипеда несколько более короткое межосевое расстояние). При этом дистанция и скорость увеличиваются.

Самые лёгкие экземпляры весят менее 3.5 кг, что достигается применением передовых технологий и современных материалов, например углепластика, алюминия, титана или магния.

На данный момент UCI ограничила минимальный вес велосипедов для официальных соревнований 15 фунтами (около 6.8 кг). Также действует не один десяток ограничивающих правил.

Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта
Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта

Циклокросс

Циклокроссовый велосипед — это велосипед, предназначенный для велокросса — гонок по пересеченной местности, включающих в себя кольцевой маршрут (от 2,5 до 3,5 км) по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и пр., к которым могут быть добавлены искусственные преграды.

Благодаря колесам 622 мм, рулю-«барану», шоссейным манеткам Dual-control и жесткой вилке, велокроссовый велосипед с первого взгляда может быть спутан с шоссейным гоночным. Однако это различные классы велосипедов — по своим характеристикам велоциклокроссовый велосипед находится между шоссейным гоночным велосипедом и дорожным гибридом.

Велокроссовый велосипед имеет три важнейшие особенности, отличающие его от шоссейного:

относительно толстая внедорожная резина;

измененная геометрия рамы.

кантилеверные или дисковые тормоза

Поскольку велокросс проводится в сложных дорожных условиях, требуется установка соответствующей резины. Это зубастые покрышки 622х32…35 мм (большую толщину не допускает регламент UCI), которые режут грязь и обладают хорошим сцеплением с грунтом. Замена покрышек тянет за собой и другие модификации: большие грязевые зазоры рамы и вилки (которые производят в усиленном исполнении) и дисковые или кантилеверные тормоза вместо клещевых.

Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта
Велосипеды в современных видах велоспорта

Гонки на велотреке

Гонки на велотреке проводятся на замкнутых дорожках овальной формы (треках), специально предназначенных для таких соревнований. Для удобства спортсменов трек имеет угол уклона на поворотах 42 градуса, на прямых участках уклон составляет 12,5 градуса. Длина и ширина зависят от уровня проводимых соревнований. Такая дорожка имеет бетонное или деревянное покрытие.

Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта
Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта

Индивидуальная гонка

Шоссейная гонка на время с раздельным стартом. Спортсмены начинают движение по одному через определенные интервалы, установленные организаторами соревнований. По правилам самые сильные велосипедисты стартуют в последнюю очередь. Побеждает спортсмен, который пройдет дистанцию за наименьшее время. В этих гонках используются легкие велосипеды типа шоссейных, с более низкой посадкой.

Велосипеды в современных видах велоспорта
Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта

Даунхилл

Скоростной спуск (даунхилл, англ. downhill — «вниз с холма») — экстремальная гоночная дисциплина горного велосипеда, суть которой заключается в прохождении трассы на время. Типичная трасса даунхилла содержит в себе различные участки - крутые спуски, резкие повороты (контроуклоны), неровности в виде ям и бугров, торчащие камни и корни деревьев, иногда строятся более сложные препятствия в виде биг-эйров и дропов. Средняя скорость спортсменов на трассе — около 36 км/ч, средний перепад высот — 500 метров на 1,5-2 км.

Современные велосипеды для скоростного спуска весят от 15 до 25 кг. Они обладают системой амортизации обоих колес, а также особой геометрией рамы, отличной от обычных горных велосипедов: заваленные углы наклона вилки и подседельного штыря для повышения стабильности на высоких скоростях. Задняя подвеска чаще всего с рабочим ходом 180-250 мм. Вилка имеет двухкоронную конструкцию и ход 200 мм или однокоронную с ходом 180-190 мм. Тормоза используются максимально мощные (обычно 2-4 поршневые) и комплектуются тормозными дисками (роторами) увеличенного диаметра (180-220 мм). Диаметр колёс может быть как 24",так 26" (В основном 26") В 2014 году стали появляться первые даунхилл-велосипеды с колёсами 27.5" (стандарт 650B). Иногда используется сочетание колёс - спереди 26",сзади 24".В даунхилле используются специальные широкие усиленные обода – как правило, тяжелые, устойчивы к ударам. Колёса оснащаются широкими покрышками (до 3.0") – для максимального сцепления с покрытием местности, имеют агрессивный рисунок протектора и стальной корд; Камеры как правило толстые ,для предотвращения проколов и порезов.В скоростном спуске используется защита для тела, шлем с защитой лица (фулфейс), защита шеи, а также дополнительные защитные приспособления для отдельных частей тела (колено, голень, локоть, голеностоп, кисть, бедро и прочее), защищающие от серьезных травм при неожиданных падениях. Надеваются специальные маски, которые полностью закрывают оставшуюся поверхность лица и защищают глаза от попадания пыли, мошек, ветра, грязи и прочего. Применяются специальные перчатки с жёсткими вставками, которые полностью покрывают кисть велосипедиста для защиты костей кисти при падении. Также используют защиту для торса (так называемая черепаха). Защищает все важные части тела (грудную клетку, плечи, спину, живот) и локти при падении.

Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта
Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта

Кросс-кантри

Кросс-кантри (англ. cross-country) — одна из спортивных дисциплин в маунтинбайке (горном велосипеде), гонки по пересеченной местности со спусками, затяжными подъемами, скоростными и техническими участками. Трасса включает в себя как естественные, так и искусственные препятствия, в настоящее время получают распространение элементы из других экстремальных видов маунтинбайка, таких как даунхилл, нортшор и 4х. Трассы мирового кросс-кантри становятся сложнее с каждым годом.

Соревнования по кросс-кантри проходят на трассах шорт-трек (длина трассы 2—5 км, обычно 6—10 кругов), классического кросс-кантри (продолжительность гонки от 1:30 до 2 часов, обычно длина трассы 5—9 км, 3—7 кругов), марафона и т. д.

В 1996 году кросс-кантри (в классическом варианте, называемом олимпийский кросс-кантри (XCO)) стало олимпийским видом спорта (единственная из дисциплин маунтинбайка). Кросс-кантри в силу своей доступности и относительно низкой травматичности — самая популярная дисциплина в велоспорте.

Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта

Велотриал

Велотриал (англ. bike trials) — дисциплина маунтинбайка, заключающаяся в преодолении препятствий на велосипедe . Препятствия могут быть самыми разными, естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и т. д. Главной целью является преодоление серии препятствий, не опираясь ногами, руками и другими частями тела.

Велосипедный триал зародился в конце 70-х — начале 80-х годов в Испании. Мототриалисты стали создавать специальные велосипеды, чтобы на них тренировались дети, но вскоре велотриал стал самостоятельным видом спорта. Он начал стремительно развиваться, проводились соревнования. Первой компанией, выпускающей велосипеды для триала была Montesa, ныне называемая Monty. Главными центрами триала стали США и Испания, техника и стили преодоления препятствий которых во многом отличались.

Стоит отметить, на сегодняшний день велосипедный триал, как вид спорта, существенно эволюционирует. Наряду с классическим велотриалом популярность начинает набирать особенное направление - стрит-триал. Под этим стилем катания подразумевается трюковое катание в городе, сочетающее в себе основы классического триала и парковых экстремальных дисциплин. Наиболее ярким представителем стрит-триала нашего поколения можно считать английского спортсмена Дэнни Макаскилла, ключевым образом повлиявшего на развитие данного вида спорта. В последнее время триал становится все популярнее, уровень спортсменов растет всё быстрее и ставятся немыслимые рекорды: прыжок с места через планку на высоте 142 см и многие другие.

Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта

Фрирайд

Фрирайд (freeride) - стиль катания на велосипеде, для которого нет ограничений. Он представляет собой смешение различных направлений велоспорта. К фрирайдерам предъявляются жесткие требования, т.к. эта дисциплина очень сложна и травмоопасна. Байки для фрирайда имеют прочную раму и дисковые тормоза, а также отличаются меньшим весом, чем велосипеды для даунхилла, т.к. спортсмены поднимаются на своих байках в гору.

Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта

Дёрт

Дёрт (Dirt Jumping) - экстремальный стиль катания в велоспорте. Смысл данного направления заключается в прыжках через искусственные трамплины из земли. Трассы для дёртджампинга состоят из трех "верблюдов", так называют двугорбые насыпи. Новички тренируются на верблюдах со столом, т.е. между горбами насыпана земля и в случае падения, оно будет не таким травматичным. Данное направление предполагает выполнение захватывающих трюков во время прыжков и приземления. Но выполнение трюков необязательно.

Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта

BMX Racing

Рейсинг (Racing) - с этого направления и начал свое развитие BMX. Это гонки на велосипедах по извилистой трассе, имеющей большое количество поворотов и трамплинов. Здесь не предполагается выполнение трюков. Количество участников гонки - до восьми человек.

Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта

BMX дёрт

Бмх-ерская дисциплина, появившаяся на трассах bmx-race. Позднее перешла и в мир 26 колёс. Дёрт на 26 от дёрта на 20 не отличаются ничем.

Велосипед- достаточно тяжёлый крепкий бмх, рама, как правило без пег с только задним тормозом. Иногда ставят специальные дёртовые тормозные ручки. Такие ручки не мешают при выполнении трюков (тормозной рычаг выгнут от руля), в тоже время при необходимости есть возможность затормозить.

Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта

BMX street

Стрит (Street) - направление BMX, подразумевающее катание и выполнение трюков в условиях города. Стрит, как и фрирайд, не ограничивает спортсменов. Для трюков используются естественные препятствия: перила, крыши, остановки, скамейки, лестницы, заборы, бордюры и т.п. Это направление очень популярно среди российских спортсменов.

Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта

Флэтленд

Флэтленд (с англ. flatland – ровная поверхность) - выполнение акробатических трюков на ровной поверхности за установленный промежуток времени. Это самая "спокойная" из всех BMX-дисциплин, требующая от спортсмена не только безупречного владения велосипедом, но и исключительной выдержки. Флэтленд очень похож на акробатические номера велосипедистов в цирке: езда на одном колесе, без рук, без ног, спиной вперед и т. д. В этом виде BMX-инга ценится умение выполнять не отдельные сложные элементы, а целые комбинации из них. Не первый из BMX-стилей по времени возникновения, флэтленд сейчас является "базовым курсом" для начинающего BMX’ера.

Велосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспортаВелосипеды в современных видах велоспорта

Facebook

ВКонтакте

Twitter

Google+

ОК

nz1.ru

Виды велосипедного спорта / Велики / magSpace.ru

Велоспорт — это не только вид спорта, но еще и стиль жизни для тех, кому по душе экстрим, постоянное совершенствование или просто здоровый образ жизни. Каждый выбирает то, что ему больше нравится: катание на велосипеде на время (гонки), преодоление естественных и искусственно созданных препятствий или же выполнение трюков на байке. Выделяют следующие основные дисциплины: гонка на треке, шоссейная велогонка, маунтинбайк, велосипедный мотокросс (bmx — bicycle moto cross). Часть из них являются Олимпийскими видами. К велосипедному спорту также относят игры с мячом на велосипеде: велополо и велобол.

Для осуществления руководства велосипедным спортом существуют специальные организации. На международном уровне – это Международный союз велосипедистов (UCI — Union Cycliste Internationale), основанный в 1900 г. У нас в стране эту функцию осуществляет Федерация велосипедного спорта России, которая была учреждена в 1990 г.ШоссеШоссейные гонки — дисциплина велоспорта, которая представляет собой гонки по автомобильным дорогам на большие расстояния. Шоссейный велоспорт финансируется больше остальных направлений и считается коммерческой дисциплиной. К олимпийским видам относятся такие направления велошоссе, как индивидуальная и групповая гонки. Неолимпийские виды — критериум, многодневная гонка, командная гонка, гонка в гору.

Индивидуальная гонка — шоссейная гонка на время с раздельным стартом. Спортсмены начинают движение по одному через определенные интервалы, установленные организаторами соревнований. По правилам самые сильные велосипедисты стартуют в последнюю очередь. Побеждает спортсмен, который пройдет дистанцию за наименьшее время.

В групповой гонке команды стартуют одновременно. Спортсменам необходимо пройти дистанцию в 50-200 км, это зависит от конкретной гонки. Для того, чтобы прийти к финишу первыми, команде необходимо вести определенную тактику.

Критериум — гонка по кругу, которая проводится прямо на городских улицах. Правила таковы, что через некоторое количество кругов устраиваются промежуточные финиши, на которых спортсмены набирают призовые очки. Побеждает тот, у кого наберется максимальное количество очков. Большой плюс критериума — это возможность зрителей наблюдать детали борьбы между участниками соревнований, т.к. они находятся в непосредственной близости от спортсменов.

Многодневная гонка проводится в несколько этапов (гонки на время и групповые гонки) и длится не менее двух дней. Побеждает тот, кто проходит все этапы за минимальное время. Тур де Франс — наиболее известная многодневная гонка. Она проводится во Франции и длится три недели.

История дисциплины Датой рождения велоспорта в России считается 1883 г., когда были проведены первые официальные соревнования в Москве на 1,5 и 7,5 верст. В заезде на полторы версты победил спортсмен из Петербурга Блок Ю. Также в соревновании принимали участие спортсмены из Англии, Америки, Австрии.

Постепенно велоспортом увлекается все большее число людей. В 1891 г. был проведен первый «Всероссийский чемпионат», в программе которого была классическая в то время гонка на 7,5 версты. В 1894 г. впервые провели марафон по маршруту Москва-Нижний Новгород. Из-за плохого состояния шоссе, до финиша добрались только двое гонщиков. В 1895 г. в очень тяжелой гонке Петербург – Москва победил самый выносливый спортсмен Дзевочко М. В 1911-1913 Онисим Панкратов, российский велосипедист, совершил кругосветное путешествие на велосипеде, за что был награжден Международной федерацией велоспорта.

Но в скором времени велоспорт в России превратился в коммерческий вид спорта, гонщиков покупали и использовали для махинаций. К 1917 г. трек в Туле был единственным напоминанием о некогда процветающем виде спорта. Постепенно велоспорт начал возрождаться, и, начиная с 50-х гг. ХХ в., российские велосипедисты принимают участие в Олимпиадах. Капитонов В.А. стал первым из советских велосипедистов, которые принесли Советскому союзу победу на Олимпийских играх, он одержал победу в 1960 г в групповой гонке по шоссе. Чемпионами становились советские гонщики также в 1976 и 1980 гг. За время существования СССР советскими велосипедистами было завоевано 12 золотых медалей на Олимпийских играх.

Трек Гонки на велотреке проводятся на замкнутых дорожках овальной формы (треках), специально предназначенных для таких соревнований. Для удобства спортсменов трек имеет угол уклона на поворотах 42 градуса, на прямых участках уклон составляет 12,5 градуса. Длина и ширина зависят от уровня проводимых соревнований. Такая дорожка имеет бетонное или деревянное покрытие.

Спринт — это гонка в два, три круга на треке, где решающими являются последних 200 метров. Спринт является старейшей дисциплиной в велоспорте (в программе соревнований появился в конце XIX века). Гонщиков отбирают в квалификационных заездах, где побеждает спортсмен, первым пришедший к финишу. Считается, что спортсмен, который занимает место за спиной другого, имеет лучшую позицию, т.к. первый не может предугадать в таком случае маневры соперника.

Командный спринт — командная гонка на треке на короткую дистанцию. Каждая из двух соревнующихся команд состоит из трех гонщиков: ведущий гонщик должен помочь команде развить максимально высокую скорость, он выбывает после первого круга; второй спортсмен в команде также покидает трек после одного круга; третий гонщик едет последний круг, время команды рассчитывается, когда он пересекает финишную черту.

Согласно правилам гонки на время старт принимает один гонщик, двигается он против часовой стрелки. В этой дисциплине нет квалификации, а также предварительного и промежуточного кругов. Мужская гонка на время по традиции проводится первой во время международных соревнований.

Гонка по очкам — гонка на треке с неограниченным количеством участников и одновременным стартом. Победителем становится спортсмен, заработавший максимальное количество зачетных очков на промежуточных финишах. Гонка по очкам является олимпийской дисциплиной.

Скретч — групповая гонка с одновременным стартом. Участвует в ней не более 24 человек. Спортсмен, отставший от остальных на 1 круг, выбывает из гонки. Если кто-либо из участников сможет опередить остальных на 1 круг, то он становится победителем и гонка прекращается.

В гонке индивидуального преследования двое велосипедистов одновременно стартуют с противоположных концов сторон трека. Длина дистанции для мужчин составляет 4 км, для женщин 3 км. Гонка рассчитана на выносливость и терпение участников.

Командная гонка преследования — дисциплина на треке, в которой с разных сторон дорожки стартуют команды по четыре велосипедиста. Гонщики должны быть отлично подобраны, чтобы вместе преодолеть дистанцию (4 км для мужчин и 3 км для женщин), т.е. здесь проверяется и умение тренера собрать крепкую команду. Эта дисциплина по праву считается самой сложной в прохождении на треке.

Кейрин — гонки, придуманные в Японии. Велосипедисты стартуют одновременно, впереди них следует мотоцикл (дерни), который они не должны обгонять. Дерни уходит с дорожки за 2,5 круга до финиша, после чего гонщики соревнуются в скорости. Побеждает тот, кто пришел к финишу первым.

Мэдисон — парная гонка на треке. В команде два спортсмена, которые могут сменять друг друга только проезжая мимо напарника. Получается, что один гонщик участвует в соревнованиях, а второй едет рядом и ждет момента, когда нужно будет сменить второго члена команды. Каждые двадцать кругов устраивается промежуточный финиш, на котором команды зарабатывают очки. На Олимпийских играх мэдисон впервые был проведен в 2000 году.

История дисциплины Велотреки в России начали строить в конце ХIХ века. В 1981 г. был введен в действие трек в Москве, в этом же году здесь прошли соревнования. В Петербурге использовался деревянный трек. В Одессе был открыт первый велотрек с асфальтовым покрытием (1984 г.), длина его составляла 360 м. Тульский трек, который существует и по сегодняшний день, был открыт в 1896 г., он был единственным действующим треком после революции 1917 г. и претерпел несколько реконструкций за время своего существования. Варгашкин Р. — первый советский чемпион мира в гонке на треке на 1 км. После реконструкции 1953 г. тульский трек считали одним из лучших в мире на то время, на нем было установлено десять мировых рекордов, а также большое количество национальных. Такие тульские гонщики, как: Д. Соловьев, Л. Разуваева, Л. Кочетова, В. Федин, С. Копылов, Б. Романов, В. Максимова, В. С. Терещенков, Хитров, Б. Савостин, А. Агапов, О. Слюсарева, Б. Петров, — становились чемпионами мира и страны в разное время.

Отличились советские спортсмены на Олимпиаде 1988 г., которая проходила в Сеуле. СССР завоевал четыре золотые медали на треке. Гит с места на 1 км выиграл Александр Кириченко. Чемпионом в индивидуальной гонке преследования на 4 км стал Гинтаутас Умарас из Клайпеды. Эрика Салумяэ стала победительницей в спринте, который был впервые включен в программу Олимпийских игр. Командную гонку преследования выиграли советские гонщики В. Екимов, А. Каспутис, Д. Нелюбин.

На данный момент в России есть два крытых трека, которые соответствуют международным требованиям: «Локосфинкс» в Санкт-Петербурге и «Крылатское» в Москве. Для проведения соревнований используются четыре открытых трека: самый старый трек — Тульский велотрек, «Сатурн» в Пензе, Ярославский велотрек, «Локомотив» в Ростове-на-Дону.

МаунтинбайкМаунтинбайк (от англ. mountain bike; мтб, mtb) — одна из дисциплин в велоспорте, представляющая собой соревнования на горных велосипедах. Также маунтинбайк -это горный велосипед, который имеет особую конструкцию, предназначенную для катания в условиях отсутствия дорожного покрытия. Хотя это не мешает многим велолюбителям использовать горный велосипед для езды по городу.

Кросс-кантри (cross-country, XC) — наиболее популярная дисциплина не только в маунтинбайкинге, но и в велоспорте в целом. Представляет собой гонки по трассе со спусками, подъемами, множеством естественных, а иногда и искусственных препятствий (т.н. пересеченная местность). Кросс-кантри является олимпийским видом спорта.

Дерт (Dirt Jumping) — экстремальный стиль катания в велоспорте. Смысл данного направления заключается в прыжках через искусственные трамплины из земли. Трассы для дертджампинга состоят из трех «верблюдов», так называют двугорбые насыпи. Новички тренируются на верблюдах со столом, т.е. между горбами насыпана земля и в случае падения, оно будет не таким травматичным. Данное направление предполагает выполнение захватывающих трюков во время прыжков и приземления. Но выполнение трюков необязательно.

Скоростной спуск (downhill/DH) — экстремальное направление маунтинбайка, смысл которого заключается в спуске с горного склона на время. Трассы для скоростного спуска очень сложны в прохождении, они содержат множество естественных (камни, корни деревьев, ямы), а иногда и искусственных препятствий (биг-эйры). Поэтому для занятий даунхиллом, не обойтись без отличной подготовки.

Фрирайд (freeride) — стиль катания на велосипеде, для которого нет ограничений. Он представляет собой смешение различных направлений велоспорта. К фрирайдерам предъявляются жесткие требования, т.к. эта дисциплина очень сложна и травмоопасна. Байки для фрирайда имеют прочную раму и дисковые тормоза, а также отличаются меньшим весом, чем велосипеды для даунхилла, т.к. спортсмены поднимаются на своих байках в гору.

Параллельный слалом (DS, Dual slalom) — дисциплина в маунтинбайкинге, истоки которой лежат в лыжном спорте. Соревнования по параллельному слалому представляют собой одновременный спуск с горы двумя спортсменами по параллельным трассам, которые максимально похожи. Во время спуска участникам нужно преодолевать различные препятствия: трамплины, обрывы, повороты, выступы.

В соревнованиях по дуалу (Dual/DL) двое спортсменов едут по одной трассе (в отличие от параллельного слалома) и каждый пытается вырваться вперед, т.к. это положение наиболее выгодно. Допускается даже применение силы между соперниками. Постепенно эта дисциплина уступает место более современному виду гонок, а именно — байкер-кроссу.

Байкер-кросс (Bikercross, 4X, 4cross, mountain cross, BSX) — это одна из самых ярких и опасных дисциплин маунтин-байкинга. Согласно правилам гонок, одновременно стартуют четыре участника. На следующий этап проходят спортсмены, показавшие лучшее время, в финальном заезде встречаются сильнейшие гонщики, между которыми и распределяют призовые места. Трасса для байкер-кросса достаточно широкая и изобилует препятствиями, ее длина составляет примерно 250 метров. В разных странах эта дисциплина носит разные наименования: в России — байкер-кросс, в США — mountain cross, в Европе — 4X или 4cross.

История дисциплины Маунтинбайк начал развиваться в России не так давно, поэтому российским спортсменам сложно составить конкуренцию представителям европейских стран. Первый чемпионат России по маунтинбайку был проведен в 1993г. на Крылатских холмах. Татьяна Каверина стала первой чемпионкой России по маунтинбайку. Российский спортсмен Юрий Трофимов выиграл золото на чемпионате мира по горному велосипеду в 2005 г.

Из всех дисциплин маунтинбайка пока только кросс-кантри является олимпийским видом спорта. Самая успешная российская спортсменка в дисциплине кросс-кантри – это, безусловно, Ирина Каленьтева, которая дважды (в 2007 и 2009 гг.) становилась чемпионкой мира. Также она завоевала бронзу на Олимпийских играх в Пекине, и имеет ряд других наград.

Что касается соревнований, проводимых в России, Федерация велоспорта России каждый год проводит многоэтапный Кубок России и чемпионат России по маунтинбайку в дисциплине кросс-кантри. Энтузиастами проводятся любительские гонки в разных городах: Кубок «Мериды», Кубок ВелоКурска, Кубок «редБайк», Марафон «Велосотня» и др.

BMX (bicycle motocross)BMX (велосипедный мотокросс или Bicycle Moto Extreme) — дисциплина велоспорта, которая отличается особой зрелищностью и экстримом. Спортсмены выполняют опасные трюки на BMX-велосипедах. Полагают, что американские подростки пытались подражать своим кумирам мотокросса, в результате чего и родилась эта дисциплина в 70-е гг. ХХ века.

Рейсинг (Racing) — с этого направления и начал свое развитие BMX. Это гонки на велосипедах по извилистой трассе, имеющей большое количество поворотов и трамплинов. Здесь не предполагается выполнение трюков. Количество участников гонки — до восьми человек.

Стрит (Street) — направление BMX, подразумевающее катание и выполнение трюков в условиях города. Стрит, как и фрирайд, не ограничивает спортсменов. Для трюков используются естественные препятствия: перила, крыши, остановки, скамейки, лестницы, заборы, бордюры и т.п. Это направление очень популярно среди российских спортсменов.Дерт-джампинг (Dirt jumping) относят и к маунтинбайку и к BMX-ингу. Для этого направления подходят BMX-велосипеды или модифицированные горные байки. Участники соревнований выполняют прыжки через специальные земляные трамплины, делая при этом трюки в воздухе.

Флетленд (Flatland) — BMX-дисциплина, суть которой заключается в выполнении трюков на ровной поверхности: вращение на одном колесе, езда спиной вперед, езда без помощи ног и рук и многое другое. Во время выполнения трюков нельзя касаться земли частями тела. Получается своеобразный танец на байке. Это направление считается достаточно безопасным, многие BMX-ры начинают именно с флетленда.

Верт (Vertiсal — сокращённо Vert) — вид катания на велосипедах BMX, представляющий собой катание в рампе (специальное сооружение — half-pipe). Рампа похожа на разрезанную вдоль трубу. Спортсмены разгоняются, вылетают из рампы и проделывают трюки в воздухе (вращения, сальто назад), затем приземляются назад в рампу. Бывают мини-рампы, размером до 2-х метров и рампы (до 5 метров). С мини-рампы удобно начинать обучение верту новичкам.

История дисциплины BMX-инг в России начал развиваться в 1990-е гг. Среди российских спортсменов наиболее популярны такие направления, как рейсинг, флетленд, стрит. Постепенно развивается дерт-джампинг.

BMX впервые был включен в программу Летних Олимпийских игр 2008 г., которые прошли в Китае. К сожалению, российские спортсмены не завоевали призовые места во время этой Олимпиады. В настоящее время это направление воспринимается в России скорее как экстремальное увлечение, а не вид спорта.

Для того, чтобы заняться велосипедным спортом нужно не так уж много: велосипед, большое желание и немного упорства. Прежде чем выбрать для себя какое-то направление, оцените свою спортивную подготовку. Если Вы в этом деле новичок, начинайте с выполнения простых элементов, постепенно усложняя задачу. Для профессиональных занятий велоспортом придется отказаться от вредных привычек и начинать вести здоровый образ жизни. Успехов Вам!

magspace.ru

Виды и разновидности экстремального велоспорта

Фото: pixabay.com

ⓅЭкстремальный велоспорт был основан в Калифорнии. Именно здесь в 70-х годах прошлого века парни решили немного разнообразить классические велопрогулки по бездорожью и горам. Сейчас насчитывается минимум десять различных стилей и направлений экстремального велоспорта (какие бывают велокомпьютеры и стоит ли их покупать?). Условно они разделяются на две группы: BMX и горный велосипед.

Последний вариант пользуется популярностью среди поклонников гонок по бездорожью. Наиболее распространенным стилем считается кросс-кантри. Именно он стал олимпийским видом спорта.

Даунхилл - это скоростной спуск с горы, а хилл-клаймб - езда на гору. К кроссовым гонкам также можно отнести дуал и байкер-кросс. Самым опасным и рискованным направлением является BMX ("би-эм-экс"). Оно предполагает не скорость, а применение различных трюков. Выполняются они на полосах препятствий (триал) и ровных поверхностях. Кроме того, такой вид экстремального велоспорта проводится на специально подготовленном участке с всевозможными трамплинами и горками (парк). К одной из самых травмоопасных разновидностей "би-эм-экс" относится стрит, где уличные сооружения служат препятствиями.

Фото: pixabay.com

Кроме того, весьма зрелищным видом велоспорта является верт. Он предусматривает применение специальной рампы. Менее распространенным, но наиболее опасными можно назвать дроппинг, подразумевающий экстремальные прыжки с крыш сооружений, трамплинов и обрывов, "north shore", совмещающий триал и дроппинг, и слоупстайл, представляющий собой трюковую езду по обустроенным трассам.

К самому популярному виду велоспорта относится кросс-кантри. Он является частью программы Олимпийских игр. Этот велоспорт включает спуски и подъемы, на которых встречаются природные и искусственные препятствия.

К экстремальному стилю езды на велосипеде можно отнести дёрт. Перед проведением соревнований создается трасса, состоящая из трамплинов из земли, а экстремалы должны прыгать через них. Если данным видом велоспорта занимаются новички, то для них возводятся "верблюды со столом". Чтобы падение не спровоцировало травм, между горбов насыпается земля.

Экстремальным направлением в маунтинбайке можно назвать скоростной спуск (downhill, DH). Трассы для этого вида экстремального велоспорта состоят из множества природных и искусственных препятствий. Чтобы им заниматься, человеку потребуется качественный велосипед и хорошая подготовка (велокомпьютеры sigma повышают эффективность любой тренировки).

Фото: pixabay.com

Свободным стилем езды на велосипеде считается фрирайд. В нем сочетаются разные виды велоспорта. Фрирайдеры должны быть к нему хорошо подготовленными. Очень важную роль играет транспортное средство. Оно обязательно должно состоять из сверхпрочной рамы, надежных дисковых тормозов. Вес велосипеда существенно отличается от того, который предназначается для downhill.

Параллельным слаломом (DS, dual slalom) называется дисциплина, предусматривающая одновременное участие двух велосипедистов. Находясь на разных трассах, они должны преодолевать всевозможные препятствия.

Дуал от DS отличается тем, что данный вид экстремального велоспорта предполагает участие двух велосипедистов, которым приходится преодолевать препятствия на одной трассе. Основной его целью является обгон оппонента.

Байкер-кросс - это одно из наиболее опасных направлений. В данном виде велоспорта одновременно принимает участие четверо велосипедистов. Чтобы попасть в следующий тур, они должны финишировать первыми, после чего борьба за призовые места происходит между сильнейшими спортсменами. Для занятия байкер-кроссом предлагается широкая трасса, наполненная разными препятствиями. Ее протяженность составляет около 250 метров.

*Комментарий: редакция не несёт ответственности за содержание и мнения, изложенные в статьях со знаком Ⓟ.

www.epochtimes.com.ua

История велоспорта | ВелоСреда

Подробности Просмотров: 15598

  История велосипедного спорта возникла сравнительно недавно, в конце XIX века, в от других Олимпийских видов известных тысячелетиями.  Перед тем, как познакомиться с историей развития велосипедного спорта, его зарождением и вхождением в состав Олимпийских игр, уместно вспомнить о возникновении самого велосипеда.

  Человеку давно пришла мысль, что передвигаться на колесах можно посредством собственной мускульной силы. Одновременно во многих странах (например, Англии, Франции, Германии) стали появляться повозки, коляски на двух, трех, четырех колесах, которые приводили в движение посредством собственного усилия. В Росси тоже появился велосипед. Начало XIX века знаменательно созданием первого цельнометаллического велосипеда на двух колесах.

 

Первый велосипед в России и в мире

  Создателем велосипеда в России является крепостной мастер Ефим Михеевич Артамонов. Свое творение он изобрел на одном из заводов Нижнего Тагила. Исторические записи свидетельствует, что в 1800 году, в день Ильи Пророка, Ефим Михеевич передвигался вдоль улиц Екатеринбурга на чудном велосипеде. В 1801 году Артамонов на изобретенном самокате смог добраться по разбитой дороге до столицы, которая находилась от его родного города в 5 тыс. км. В Москве на коронации царя в Сокольническом поле, создатель продемонстрировал изобретение. За это Ефима Михеевича освободили от крепостного права.

 

Велосипед Артамонова

 

  Новое изобретение Артамонова весило порядка 40 кг. На переднем, ведущем колесе были установлены шатуны и педали. Ведущее колесо достигало свыше одного метра в своем диаметре. Величина заднего колеса была в два раза меньше. Величина велосипеда в высоту достигала полтора метра. Но Артамонову не посодействовали в получении патента.

  Основателем первой велосипедной машины считают лесничего по имени Карл фон Драйс из Мангейма (Германия). В 1814 году Карл создал велосипед на двух колесах. Изготовил его из дерева. Ведущее колесо могло ехать в любую сторону. Передвигаясь на таком велосипеде, человеку нужно было, подобно езде на лыжах, самостоятельно отталкиваться ногами.

 

Велосипед Карла фон Драйса

 

  В 1817 году изобретение Драйса было запатентовано в Германии в качестве первого велосипеда в мире. Уже в Америке и Западной Европе велосипед продолжали совершенствовать. Шатуны стали устанавливать на переднее колесо. Благодаря такому усовершенствованию велосипед стал быстрее передвигаться, но при этом значительно увеличилась тряска. Англичане прозвали такой велосипед «костотрясом».

 

  Официальной датой начала участия велосипеда в соревнованиях считается 31 мая 1868 года. В этот день в одном из парков пригорода Парижа Сен - Клу стартовала первая в мире велосипедная гонка на 2 000 метров. В соревновании одержал победу англичанин Дж. Мур. На следующий год он одержал триумфальную победу в шоссейных гонках на 120 км, которые проводились на «костотрясах». Маршрут соревнования начинался в Париже и заканчивался в Руане. Как говорят очевидцы, чтобы передвигаться на таком транспорте, нужно обладать «силой слона и ловкостью обезьяны». Победитель Мур закончил прохождение дистанции через 10 часов 45 минут. То есть он «прошел» траекторию со скоростью спортсмена - пешехода. В дальнейшем скорость велосипеда увеличилась до 30 км/час.

 

Модернизация велосипеда

  Постепенно изобретатели пришли к тому, что увеличили переднее колесо и уменьшили заднее. Такие велосипеды прозвали пауками. Но ездить на подобном транспорте было небезопасно. Если велосипед неосторожно толкнуть, то он мгновенно падал, а пассажир прыгал через руль. Даже на таком высоком велосипеде некий Томас Стивенс сумел совершить кругосветное путешествие. Он двигался со скоростью 60 км в сутки.

 

Велосипед "паук"

 

  Наряду с моделями велосипедов «паук», в мире появился и другой образец данного способа передвижения, именуемый  «кенгуру». На модели велосипеда «кенгуру» первый раз стали применять цепную передачу. Скорость увеличивалась благодаря соотношению шестерёнок.

 

Велосипед "кенгуру"

 

  Далее усовершенствование велосипеда происходило быстро. Переворотом в развитии считается 1885 год. В этот период шотландский ветеринар Денлоп создал и применил на деле полую пневматическую шину. Он хотел сделать велосипед наиболее комфортным для езды ради своего сына. Для этого Денлоп воспользовался резиновым рукавом для полива цветов, наполнил его водой и надел на колеса велосипеда. Велосипед стало меньше трясти во время езды, но уменьшилась скорость из-за тяжести наполненных водой шин. Денлоп решил попробовать накачать шины для колес воздухом. Чтобы воздух не выходил наружу, врачу пришлось придумать специальный клапан. Когда шина полностью наполнялась воздухом, клапан автоматически закрывался.

  Колеса с шинами, наполненными воздухом, - это то, что не хватало велосипеду, чтобы он стал удобным для передвижения. В последующее время конструкция велосипеда подвергалась постоянному совершенствованию с целью сделать ее более прочной, легкой, красивой. Изобретатели - конструкторы работали и над скоростью.

 

Развитие велоспорта

  Велосипед быстро приобрел популярность среди населения в качестве удобного средства передвижения, для занятий спортом. В период с 1870 года в таких странах, как Франция, Италия, Великобритания  стали производится работы по строительству треков. В велосипедном спорте появились категории спортсменов. Они подразделялись на профессионалов, любителей, независимых участников. 

   Как только появились пневматические шины, гонки на велосипедах стали проводиться не только на треках, где ранее катались только на моделях «пауки» и «кенгуру», но и по дорогам. В 1891 году состоялась первая официальная дорожная гонка Бордо - Париж. Расстояние маршрута достигало 600 м. В 1893 году состоялся первый чемпионат мира для любителей велоспорта в Чикаго. С 1895 года стали организовываться мировые  чемпионаты для профессиональных спринтеров. Конец XIX века известен популярностью шестидневных соревнований. В 1896 году в Америке организовали первую такую гонку. История мировых чемпионатов по дорожному шоссе началась с 1921 года на расстояние 190 км для любителей; для профессиональных спортсменов с 1927 года на 185 км. В 1958 году впервые прошли гонки  среди женщин. Самой запоминающейся гонкой того времени считается гонка для профессиональных велосипедистов вокруг Франции под названием «Тур де Франс». Первый раз соревнование провели в 1903 году на длину маршрута 5 тыс. км. Гонка осуществлялась на далекое расстояние. Каждый год условия соревнования изменялись.

 

Шоссейный велоспорт

 

История велоспорта в Олимпийской программе

  Велоспорт - это  спортивная дисциплина, которая присутствует во всех Олимпийских играх современности. Когда проводилась первая олимпиада в Афинах, был специально построен трек. Во многом он соответствовал современным нормам. В первых играх, состоявшихся 08 апреля 1896 года, принимали участия спортсмены велосипедисты из пяти Европейских стран. В программу входило 5 видов гонок с помощью трека, и одна гонка совершалась по дорожному шоссе. Уникальные достижения продемонстрировал спортсмен из Франции П. Массон. Впоследствии он стал трехкратным чемпионом олимпийских игр по велоспорту. В 1896 году, в период проведения первых олимпийских игр, Международный союз велосипедистов еще не существовал. Союз образовался только в 1900 году. Но благодаря представителям Международного союза «Солидарность, соревнования на велосипедах были включены в программу. На протяжении долгого периода спортивная программа составлялась на усмотрение организаторов, включая в игры только гонки на треке. Так было в 1900,1904 годах. В 1900 году итоги соревнований, участниками которых являлись только спортсмены из Америки, не были отражены в официальных протоколах олимпийских игр. В игры включали либо гонки по треку, либо по шоссе. В период с 1908-1972 год гонки на треках осуществлялись на тендемах. Существующий сегодня план соревнований стали определять с 1928 года. В 1984 году в Олимпийских играх впервые приняли участие женщины.

  На первых играх с участием спортсменов - велосипедистов победили профессионалы из Франции, Великобритании. Далее победителями становились велосипедисты из Дании, Германии, Италии, СССР. В 1996 году Олимпийские игры проходили в Атланте. Там спортсмены боролись за первое место, двигаясь по треку и шоссе и горным дорогам этого города. Наряду со стандартным велосипедом первый раз за историю игр в них приняли участие спортсмены на горных велосипедах. Конструкция такого велосипеда отличается широкими колесами. Он был создана примерно 20 лет назад хиппи из Северной Калифорнии. Раньше чаще всего американские спортсмены признавались лучшими в этом виде спорта. Маршрут гонки проходил вдоль холмов и рощ парка, предназначенных для верховой езды. В соревнованиях участвовали профессионалы.

 

Велоспорт - маунтинбайк

 

  Каждый вид соревнований отличается типом велосипедов. Стоимость одной модели для гонок по треку или шоссе достигает 4 500 долларов. В конструкции велосипеда, предназначенного для шоссейных гонок, может быть предусмотрено до 14 передач, а также высококачественные тормоза. Модель трекового велосипеда обладает только одной передачей, тормоза у нее отсутствуют. Велосипедисты, двигающиеся по треку с закругленными бортами, могут достигать скорости 64,5 км./ч. Атланта известна своим переносным треком Stone Mountain. Борьба за победу - это всегда напряженный процесс. В 1964 году между первым и 51 местом была разница только лишь в 0,16 секунд. В 1976 году Западная Германия стала победителем по маршруту 4 км только из - за того, что участники наполнили шины велосипедов не воздухом, а легким гелием.

  В последние годы программа олимпийских игр постоянно расширяется. Уже к 1990 году стали очень популярны такие виды велоспорта как  маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований. Благодаря расширению в соревнованиях стали участвовать и женщины. В 2000 году в Сиднее проходили XXVII Олимпийские игры, программа которых была расширена до 18 типов соревнований с велосипедами. Из этого перечня 7 комплектов медалей предназначалось для женщин.

 

История велоспорта - трек

 

История велоспорта в России

  Россияне должны гордиться тем, что такое средство для передвижения, как велосипед, впервые зародилось именно в нашей стране. Но достижение крепостного мастера - самоучки Артамонова, к сожалению, никто не оценил. Поэтому появившиеся велосипеды в России в середине XIX в. поставляли из Англии и Германии. В 1880 году Петербургской городской управой было зарегистрировано порядка 100 велосипедов. Примерно через два года они стали появляться в продаже в Москве.  На них было неудобно ездить по булыжной мостовой, поэтому велосипеды запрещали использовать в черте города.

  Первое официальное соревнование в Москве состоялось 24 июля 1883 года. Гонки проходили по двум дистанциям: 1,5 и 7,5 верст. Играм был присвоен международный статус. В гонках приняли участие спортсмены из Америки, Австрии, Англии. Именно 1883 год в России считается официальным днем начала истории велоспорта. Второй знаменательной датой для российского велоспорта является 24  сентября 1884 г. В этот день на Марсовом поле (тогда это место называлось Царский луг) в Санкт - Петербурге состоялось соревнование. Отчасти благодаря этому состязанию было создано Московское и Петербургское общество любителей велосипедного спорта. Московское общество в России организовано в 1882 году. В 1884 году был утвержден устав сообщества любителей - велосипедистов в Петербурге. Постепенно и в других городах образовалось множество подобных обществ. В губерниях и уездах формировались кружки поклонников велосипедов. В 1896 году в одном из таких кружков москвичи заметили Л.Н. Толстого. Несмотря на то, что на тот момент писателю было уже 70 лет, он прекрасно управлял велосипедом. Почитатели его творчества сделали Льву Николаевичу подарок: велосипед с серебряными спицами.

 

 Л. Н. Толстой с велосипедом

 

  1886 год примечателен появлением первой модели современного велосипеда, у которой колеса были одинакового размера с цепной передачей на втором колесе. Такая конструкция постепенно вытеснила ранее популярные модели «пауки» и увлечение велоспортом среди населения стало расти еще быстрее. Свои велосоревнования появились в  Риге, Киеве, Одессе. Гонки проводились на дорогах и ипподромах. Позднее благодаря помощи крупных бизнесменов стали строить треки. В 1891 годы в столице для велогонок построили трек из цемента. В Санкт - Петербурге пока пользовались треком из дерева. Но собирать его было несложно и недолго: за 30 минут. Одесситы создали для себя трек для велогонок с асфальтовым покрытием. Его длина достигала 360 метров.

   Одним из знаменательных событий спортивной жизни для нашей страны стали соревнования на звание «Первый ездок России». Событие произошло в 1891 году. Многие историки называют мероприятие «Всероссийским чемпионатом». На гонки приехало много гостей, а также профессионалы - гонщики из Санкт - Петербурга, Одессы, Киева. Дистанция для соревнований равнялась 7,5 верст (в то время такое расстояние было традиционным и равнялось примерно 8-ми километрам). Такие же мероприятия проводились в столице в 1892-1894 году. Так, велосипед стал массовым хобби.

  В 1894 году было принято решение организовать марафон от столицы до Нижнего Новгорода. Но дорожное шоссе было сильно поврежденным: только два гонщика смогли добраться до реки Волга. На следующий год прошло другое тяжелое и длительное соревнование под названием «Москва - Петербург». Победителем стал профессиональный гонщик М.Дзевочко. Один из петербуржских гонщиков на протяжении многих лет выступал за Россию на международной арене. В 1896 году из Копенгагена он вернулся в качестве второго призера в гонке лидеров на 100 км. Дьяков занял призовые места в соревнованиях на 1 и 10 миль.

  Благодаря другому русскому профессиональному велосипедисту А. Панкратову, который известен своим кругосветным путешествием, был утвержден Международный Союз велосипедистов. Российский спорт гордится такими  профессиональными спортсменами, как А.Бутылкин, Г.Вашкевич, П.Ипполитов, П. Степанов-Калашников, С.Уточкин. В конце XIX века в Россию из США и Европы пришла  настоящая «Велосипедная лихорадка». Велогонки стали очень популярны, зрители с удовольствием ходили на такие мероприятия.

  В такой успех в историю велоспорта не могли не мешаться крупные торговые компании. Все пришло к тому, что гонщиков «скупали» и соревнования превратились в сугубо коммерческое мероприятие. Торговля целиком поглотила спортивную арену. Постепенно люди стали терять интерес к велосипедным гонкам. Как писал один из известных русских спортсменов П. Ипполитов: «Спустя два десятилетия после триумфального события на ипподроме Москвы (речь идет о 1883 г.), от велоспорта ничего не осталось». После переворота 1917 года в городе Тула остался один единственный трек, он был одним действующим треком на всю Россию.

  Далее начинается другой этап развития велоспорта, теперь в РСФСР. В двадцатые годы вдоль Московского садового кольца (эта улица еще оставалась выложено булыжником) состоялись встречи московских гонщиков, Петрограда. Затем прошел чемпионат в Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, чемпионат страны на ипподроме Москвы в 1923 году, гонки по трекам, дорогам…Настоящим толчком для развития велосипедного спорта в Советском союзе стала Всесоюзная спартакиада, прошедшая в 1928 году. До этого в 1926 году велогонщики из России состязались в соревнованиях с зарубежными спортсменами, которые входили в состав спортивных организаций. Первые победы произошли в Париже, Бремене.

 

История велоспорта в России

 

  Но только в 50-е годы на международной арене начался официальный счет выступлений. Это произошло после того, как наших спортсменов признали настоящими профессионалами в Международном Союзе. СССР входил в состав Международной федерации любителей велоспорта с 1965 года. Первым советским рекордсменом в гонках на треке на дистанцию в 1 километр стал Р. Варгашкин. Советские спортсмены дебютировали в 1952 года, но, к сожалению, дебют оказался неудачным. На протяжении долгих лет советские  спортсмены терпели неудачи, но в конечном итоге пришли к победе. 1976 и 1980 гг. - игры, в которых команда СССР стала олимпийским чемпионом в гонках по шоссе. В 1988 году наши спортсмены получили 4 золотые медали. В СССР гордились своими победителями: С.Сухореченковым, А. Кириченко, З. Зарибовой.

  Считается, чтобы успешно состязаться с ведущими профессионалами в области велоспорта других стран, российским спортсменам следует работать в зарубежных командах либо организовывать свои собственные команды на профессиональном уровне. Неплохо, если бы вопрос финансирования решался с помощью государства. Настоящие профессионалы, участвующие в соревнованиях, никогда не скажут о своих коллегах «спортсмен» либо « велосипедист». Они говорят друг о друге как о гонщиках, то есть настоящих бойцах, носить этот титул является великой честью, но просто так он не присваивается.

 

 

Читайте также:

Правила дорожного движения для велосипедистов

Инновационный велошлем от Volvo

Стили велотуризма

Все статьи раздела

velosreda.ru

Экстремальные виды велоспорта - Велодни...Ни дня без велосипеда!

Экстремальные виды велоспортаКроме классических видов велосипедного спорта существуют также экстремальные — многие из которых зародились на улицах и до сих пор не имеют официального статуса.

Для начала, наверное, стоит рассказать о так называемом велотриале. Суть его заключается в том, чтобы преодолевать различные препятствия на велосипеде, не касаясь при этом земли руками и ногами. Для этого требуется прежде всего умение постоянно удерживать равновесие на одном месте, что достигается за счет частых мелких подпрыгиваний. Иногда спортсмену приходится долгое время готовиться перед решающим прыжком, оставаясь притом за препятствием.

Триал — молодой и динамично развивающийся вид спорта. Подробнее о нем можно узнать на специальных сайтах, в том числе и на ресурсе http://trial4you.ru, который как раз посвящен тематике экстремального велоспорта. Триал и его разновидности весьма популярны у младшего поколения.

Кроме триала также существуют так называемые «танцы на велосипеде» — когда все внимание уделяется выполнению трюков. Не всегда это предполагает преодоление полосы препятствий. Ценится именно сложность, зрелищность и чистота выполненного трюка. Официальным названием этого вида спорта можно считать «Flatland» — относится к большой группе BMX.

При этом в самом BMX существует несколько направлений. Это и акробатика на велосипеде в городских условиях (на парапетах, лестницах, бордюрах), и прыжки с огромной грунтовой насыпи на высокой скорости, и обыкновенный велосипедный мотокросс по ухабам. Также разновидностью BMX является езда внутри U-образной рампы.

Запись опубликована 22.12.2013 автором Rusfetische в рубрике Авторское.

moy.bike

Велоспорт | ВелоСреда

Просмотров: 4686

  Пелотоном называется группа велогонщиков. Они не могут перемещаться упорядочено из-за того, что их слишком много. Некоторые гонщики прекращают езду в группе на защищенной позиции и стремятся стать во главе пелотона, пытаясь оживить его, так как здесь не существует общего мнения, каким должен быть темп и порядок, а также как быстро велогонщики должны сменять друг друга. Для одного велогонщика размеренный темп езды навевает скуку, другой и вовсе начинает нервничать. Помимо всего прочего, определенный темп езды для каждого гонщика разнится, то есть в заезде могут участвовать велосипедисты, для которых он может быть запредельным. Непредвиденные обстоятельства могут случаться в группе на протяжении всей гонки. Соблюдение личной безопасности – вот что должно соблюдаться в первую очередь. Притом же все велогонщики преследуют разные цели, для кого-то важнее хорошее времяпрепровождение, а для кого-то поддержание отличной формы тела.

Подробнее: Пелотон, как ехать в группе Просмотров: 4388

  Цель команды шоссейных велогонщиков, состоящей из  4 человек - с максимально высокой скоростью добраться до финиша. Зачет финиша команды засчитывается по третьему участнику.  Следовательно, тактика команды должна заключаться в том, чтобы командная группа гонщиков работала бы как единый организм, не допуская большого отставания или вырывания вперед любого из участников. Такой расклад возможен лишь при тщательном подборе состава команды.

Подробнее: Тактика командной велогонки Просмотров: 3810

  Индивидуальная гонка с раздельным стартом (разделка) – вид спортивных велосоревнований, где участники стартуют поочередно и едут врознь на протяжении всей дистанции, пытаясь преодолеть расстояние за минимальное время. Основным фактором, влияющим на результат гонки, является аэробный потенциал гонщика, от которого зависит предельная скорость и выносливость участника.

Подробнее: Тактика в индивидуальной гонке Просмотров: 3211

  Спортивная борьба, которая ведется в гонке критериум, основана на использовании тактики присущей обыкновенной групповой гонке, со всеми ее приемами и контрприемами. Критерии при определении победителя в данном соревновательном виде сопряжены с более жесткими требованиями к ее участникам.

Подробнее: Тактика в критериуме Просмотров: 3599

  Велотрековыми гонками либо трековыми соревнованиями называется вид велосипедного спорта, который проходит на велодромах или велотреках. Велогонки входили в программу Олимпийских игр. Исключением является 1912 год. Название велотрек происходит из английского языка (от вело(сипед) и англ. track — след, путь) – овальное замкнутое кольцо для тренировок и соревнований по велосипедному спорту, может быть с деревянным или бетонным покрытием.

Подробнее: Велотрек Просмотров: 1860

  В этом советском фильме достаточно подробно рассматриваются вопросы подготовки профессиональных спринтеров. Хоть фильм и старый, но большинство советов актуальны и в настоящее время.

Подробнее: Фильм "Подготовка спринтера... Просмотров: 7235

  BMX – распространенный вид велосипедного спорта, с 2008 года считается олимпийским видом спорта. К тому же BMX-кросс (рейсинг) включен в программу пекинской Олимпиады.

  BMX – это не просто огромный пласт молодежной культуры, это стиль жизни для многих любителей этого вида велоспорта. В настоящее время в большинстве стран мира, в том числе и в России существует огромное количество спортивных клубов, в которых создаются и развиваются различные направления в BMX. Кроме того, помимо спортивных клубов, имеется много различных «уличных» групп, объединившихся на почве увлечения BMX.

Подробнее: Что такое BMX Просмотров: 4042

  Как стать чемпионом?

  Нельзя стать чемпионом, не мечтая об этом. И даже добиться каких-либо успехов в спорте без мечты о лидерстве невозможно. Известный спортивный психолог Р.М. Загайнов работал со спортсменами высокого класса на протяжении 36 лет и определил несколько качеств, которые способны из рядового труженика спорта сделать чемпиона высочайшего уровня. Свои выводы он описал в книге «Психологическое мастерство тренера и спортсмена». Далее – некоторые выводы, сделанные психологом.

Подробнее: Качества необходимые... Просмотров: 16779

  Что является главной целью в велоспорте? Конечно, достижение конечной точки с максимальной скоростью при минимальной потере энергии. Не нужно забывать и о безопасности для собственного здоровья. Если говорить о езде на велосипеде, то есть несколько правил, которые помогают ехать быстро, теряя при этом минимум сил и не травмируя ноги. Всякому начинающему велоспортсмену их желательно знать.

Подробнее: Техника педалирования в... Просмотров: 15599

  История велосипедного спорта возникла сравнительно недавно, в конце XIX века, в от других Олимпийских видов известных тысячелетиями.  Перед тем, как познакомиться с историей развития велосипедного спорта, его зарождением и вхождением в состав Олимпийских игр, уместно вспомнить о возникновении самого велосипеда.

  Человеку давно пришла мысль, что передвигаться на колесах можно посредством собственной мускульной силы. Одновременно во многих странах (например, Англии, Франции, Германии) стали появляться повозки, коляски на двух, трех, четырех колесах, которые приводили в движение посредством собственного усилия. В Росси тоже появился велосипед. Начало XIX века знаменательно созданием первого цельнометаллического велосипеда на двух колесах.

Подробнее: История велоспорта

velosreda.ru

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ВЕЛОСПОРТА | Российские спортсмены

Сюрпляс, пистон, спурт, пелетон, гит, манетка, глухарь, омниум... С помощью данного краткого словарика вы научитесь понимать велосипедистов и разговаривать с ними на их языке.

ББаза — расстояние между осями колес велосипеда.Бонификация — премиальное время, присуждаемое за победу на промежуточном и окончательном финише и вычитаемое из общего результата.Бонус — приз, вознаграждение, пощрениеБросок — маневр, тактический прием ведения гонки, связанный с резким ускорением в целях изменения позиции в группе или скорейшего достижения финиша (финишный бросок).

ВВагон — небольшая группа гонщиков в групповой шосейной гонке.Велокросс — вид велосипедных гонок по пересеченной местности на дистанции от 15 до 50 км.Веломопед — специальный вариант обычного мопеда, движение которого от двигателя внутреннего сгорания совмещенного и неразрывно связано с педальным приводом для обеспечения плавного хода и контроля скорости движения. Веломопед широко используется для тренировок на треке и отдельных гонщиков при отработке скорости.Велоперчатки — перчатки специального покроя, применяемые гонщиками для улучшения контакта с рулем велосипеда и предотвращения травматизма при падениях.Велосипед — «быстрая нога» — таков буквальный перевод слова «велосипед» с латинского языка. Это транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека.Велостанок — приспособление для тренировки велогонщика на месте, в условиях, приближенных к реальной езде на велосипеде.Велотур — крупная велосипедная шоссейная многодневная гонка, обычно организуемая по тредиционному маршруту между городами.Велотуфли — туфли специального покроя, применяемые для велосипедных гонок.Велошлем — специальный головной убор велогнщика, предназначенный для защиты от ударов при падении.Велоэргометр — устройство с приводом велосипедного типа, предназаченное для экспериментов по оценке энергозатрат при выполнении работы.Вилка — передняя (задня) часть рамы для установки колес.Вираж — поворот велосипеда, в спортивной терминологии чаще употребляется прмиенительно к наклонной части полотна велосипедного трека или к повороту полотна дороги.Восьмерка — торцовое биение колесаВтулка — шарикоподширниковый узел колеса велосипеда, в котором смонтирована ось колеса и фланцы для набора спицВынос — кронштейн Г-образной формы для установки руля.

ГГандикап — вид гонок, в которых одному или группе гонщиков предоставляется преимущество во времени или в расстоянии.Гит — вид велосипедной гонки на треке со стартом с места; классическим видом гита является гонка на 1000 м.Глухарь — велосипед без свободного хода.Головка — небольшая группа гонщиков, идущая впереди основной группы.Гонка — соревнование в скоростных видах велосипедного спорта. Однодневная — проводится в течение одного дня. Многодневная — проводится в течение нескольких дней. Шестидневная — проводится в течение шести сток для профессионалов и шести дней для любителей. Парная — проводится командами из двух гонщиков, из которых попеременно один обязательно ведет гонку, а другой отдыхает. С выбыванием — проводится командой, каждый гонщик, который проведя свой круг выбывает из состязания, или проводится групой, когда на каждом очередном промежуочном финише последний гонщик выбывает.Гонщик — спортсмен, выступающий в скоростных велосипедных гонках. Активный — набравший максимальное количество премиального времени или очков за активное ведение гонки или победу на финише. Горный — набравший максимальное количество премиального времени или очков на горных участках гонки.Грегори — спортсмен, подчиняющий свои личные интересы командной борьбе или интересам лидера команды.

ККараван — большая общая группа гонщиков в шоссейной велосипедной гонке.Каретка — узел рамы велосипеда, в котором смонтирована ось кривошипов.Квартуплет — четырехместный велосипед.Квинтуплет — пятиместный велосипед.Клиренс — минимальное растояние между поверхностью дороги и нижней точкой велосипеда — передней шестерней цепного привода.Коробочка — прием тактической борьбы, выражающийся в преднамеренном окружении соперника заинтересованными гонщиками-конкурентами, что исключает возможности его свободного перемещения в группе в данный момент гонки.Кривошип — стержневая деталь, монтируемая на осб каретки велосипеда, на которую устанавливается педаль. На протяжении всей истории отечественного велосипедного спорта ошибочно используется термин Шатун.Кроссинг — запрещенный прием ведения гонки, выражающийся в резком изменении направления движения гонщика и создающий опасность падения для других гонщиков.

ЛЛиквидатор — гонщик, избравший тактикой ведения гонки ликвидацию отрывов, предпринимаемых соперниками.Лимит — время, устанавливаемое судейской коллегией для ограничения отставания гонщика (команды или группы гонщиков) от лидеров.Лицензия — документ, официально утверждающий профессиональный или любительский статус гонщика согласно регдаменту УСИ.

ММанетка — узел рычага переключателя передач гоночного велосипеда.Матч — заезд двух гонщиков, напрмиер спринтерский матч, по результатам которого победителю начисляются очки.

Менеджер — тренер, попечитель, начальник команды.

ООднотрубка — пневматическая шина гоночного велосипеда, выполненная за одно с камерой, что обеспечивает быструю ее установку и съем с колеса (?).Омниум — велосипедное многоборье, включающее несколько видов гонок.Отрыв — уход вперед малочисленной группы или одного гонщика от основной или головной группы.

ППелетон — основная группа велогонщиков в групповой шоссейной гонке.Пилот — мотоциклист, ведущий велогонку по трассе и информрующий гонщиков о ее ходе.Пистон — вкладыш чашеобразной формы, устанавливаемый в ободе для крепления спицы.Посадка — расположение гонщика на велосипеде, обеспичивающие условия ведения гонки.Почтальон — гонщик, избегающий активной спортивной борьбы и предпочитающий пассивный вариант ведения гонки.Преследование — индивидуальная или командная гонка на треке на дистанцию 4 км, когда одновременный старт дается на противоположных прямых; тактический прием, связанный с необходимостью ликвидировать дистанционную фору соперника или группы гонщиков.Пролог — традиционная гонка с раздельного старта на короткую дистанцию (около 4-10 км), который открывается многодневная гонка; пролог обычно проводится с целью индивидуального представления гонщиков зрителям и определения лидера для первого этапа.Протектор — наружная резиновая поверхность однотрубки, имеющая специальный профиль в зависимости от вида гонок, типа дорожного покрытия и его состояния.

РРегламент — устав, свод правил, утвержденный порядок проведения гонки.

ССвободный ход — движение велосипеда при неподвижных кривошипах, возможен только при наличии трещотки; трековые велосипеды не имеют свободного хода.Спринт — гонка на короткую дистанцию (два-три круга, 1 км) без учета времени, в которой главную роль игрет место гонщика на финише.Спурт — резкое ускорение, предпринимаемое в целях решения тактических задач гонки или финиша (финишный рывок).Стакан — передний узел рамы, в котором смонтировано устройство передней вилки.Створ (финишный) — ширина проезжей части дороги, ограниченная финишными стойками.Стрелочник — гонщик, не выдержавший накала спортивной борьбы в струне, покинувший струну и тем самым создавший условия для отрыва впереди идущим.Струна — езда гонщиков цепочкой в гонке при встречном или боковом ветре при движении на скоростях, близких к предельно возможным для участников гонки.Сюрпляс — тактический прием ведения гонки, выражающийся в стоянии на велосипеде на одном месте.

ТТандем — двухместный велосипед.Танцовщица — прием езды на велосипеде стоя на педалях.Телега — гонщик, предпочитающий темповую езду.Темповик — гонщик, предпочитающий тактику ведения гонки на высоких скоростях в целях выматывания соперников.Трещотка — устройство цепного привода, обеспечивающее свободный ход гоночного велосипеда без вращения кривошипов.

УУСИ — Международный союз велосипедистов (Union Cicliste Internationale — UCI). Основан в 1900 году. СССР был принят в УСИ в 1952 году.

ruchampions.com