Ренат Хамидуллин: «Олимпийская трасса оказалась очень непростой». Ринат хамидуллин велоспорт
Ренат Хамидулин — Astana Cycling Team
Ренат Хамидулин уже был гостем на нашем сайте, охотно общался и делился с нами информацией. В данном большом интервью он со свойственной ему прямотой рассказывает о себе, своей семьей, своей спортивной карьере, рассуждает о профессии комментатора и о велоспорте в целом.
Наши люди в верхах велоспорта! 🙂
Немного информации:
Ренат Хамидулин родился 15 сентября 1978 года. Живет в Москве. Женат, двое детей. Владелец велосипедного магазина Velosport. Комментатор канала «Eurosport Russia».
- Ренат, известно, что и твой отец, и твой старший брат были велогонщиками. Ты пришел в велоспорт по их стопам?
- Да, они всегда говорили – мол, мы крутые велосипедисты, давай тоже к нам в велоспорт, но я сначала пошел заниматься хоккеем (смеется). А когда я пришел заниматься хоккеем, мне сказали, что я не умею кататься на коньках нормально, поэтому мне надо на тренировке по 150 кругов накатывать. В итоге я до четвертой тройки юношеского «Спартака» дошел и все равно поехал на сбор по велоспорту. Это был 1992 год, я поехал в первый раз с командой ЦСКА в Геленджик. И там была масса крутых гонщиков, на том сборе, тех, кто в итоге многого добился. Я был самый маленький, и, признаюсь, попасть в ту команду мне помог папа, который тогда был начальником ЦСКА. А в 1993 году удалось уже серьезно подтянуться, и я попал в боевой состав юношеской команды ЦСКА. Там было много ребят, все были сильные, и именно тогда, в 1993 году мы приехали в Орел на юношескую многодневку: так в составе появился Денис Меньшов. Нам сказали: вот этот парень будет с вами кататься, он вроде как самый сильный в Орле. И с 93-го года мы были самой сильной командой, по сути: сначала юноши самые сильные, потом юниоры самые сильные. Помню первый выезд: в 1996-м году поехали в Грецию на международную гонку. И там уехали на горном этапе в отрыв: один болгарин, Меньшов и я. Я тоже считался тогда горным гонщиком. И вот мы тогда приехали втроем на финиш, и на финише болгарин нас обоих разделал. Мы заняли второе и третье место, и очень долго над нами потом издевались (смеется). Потом в 1997-м году попали уже в «мужики», это была команда ЦСКА, потом ЦСКА-Лада-Самара, В 98-м году я даже был капитаном команды в ЦСКА-Лада-Самара, много гонок проехали, в том числе и во Франции. Меньшов тогда как раз начал силу показывать, выиграл гонку «Ronde de l'Isard». А потом все уже разбрелись: я в Италию попал, он в Испанию, в Banesto, а остальные плавно «завязали». По большому счету, из той команды еще только Александр Бочаров вышел. Сейчас остались только Бочаров и Меньшов. Времена, конечно, были классные, что и говорить!
- Очень интересно узнать о том, как развивалась твоя карьера в Италии.
- В первый год в Италии было очень даже неплохо, хотя команда была довольно посредственная. Я прогонялся за нее полтора года, и там как раз пришли успехи: выиграл я гонку, масса призовых мест была. Но, честно скажу, когда попал в Италию, мне казалось, что там совершенно какие-то космические скорости. Приходилось читать на форуме «Евроспорта» презрительные отзывы о гонках не самых высоких категорий, и хочется сказать, что я в свой первый год во взрослой категории стартовал в таких «колхозных» гонках: на первой я сорока километров не проехал в группе, а на второй – и двух километров. Но потом постепенно вкатился и даже выигрывать начал. И я бы попал в профики, куда положено, но самая главная моя ошибка была в том, что меня понесло по этим вот крутым командам любительским. Вот сейчас некоторые гонцы ищут себе команды попроще, потому что, попади ты в какую-нибудь крутую протуровскую команду, ты там будешь все время бачки возить, а если попадешь куда-нибудь пониже, то ты там будешь капитаном. Взять, например, Висконти в ISD. Вот в той же примерно ситуации нужно было оставаться и мне. А я попал в Grassi-Mapei. А там я никак не мог стать люди капитаном, потому что паспорт не итальянский. Там капитанили такие как Беннати, племянник Бартоли там был такой, Иван Фанелли. Там по любому тебе сразу ставили задачу, и ты ее выполнял. Ошибка была в том, что надо было оставаться пониже, и там бы мне уже дали простор для маневра. А потом навалились всякие еще житейские проблемы – начался чуть ли не тюремный режим. Я тогда весил на 20 килограмм меньше, чем сейчас, это было даже ниже того, что требовалось, - кормили буквально травой. И я от этого просто устал, и все. И с коленом проблемы появились, так что в какой-то момент я решил: поеду домой. Мы готовились к Джиро д’Италия для любителей, а я собрал сумку и завязал напрочь с этим велоспортом. Но я об этом сейчас ни капельки не жалею. Потому что я тогда талантливых людей видел много, таких как Иванов и Меньшов, и я на них точно не был похож. И даже если я где-то выступал неплохо, как, например тут, в России на чемпионатах, то все равно это был не тот уровень, с которым я сейчас мог бы ехать как Меньшов. Каждый же не может быть талантом. Катался и катался, вовремя завязал – и слава богу. Италия мне много дала всего, но я считаю, что нужно все делать вовремя. Есть люди, которые слишком поздно это понимают, я же вовремя понял. В итоге я прогонялся в Италии четыре года, и в 2001 году уехал.
- И как произошла трансформация из велогонщика в бизнесмена?
- А тут мне очень хороший друг попался, сам бывший велосипедист, который нам с братом сказал: парни, вы должны заниматься тем делом, в котором вы понимаете. И так получился велосипедный магазин. А так я не знаю, куда бы я пошел. Сейчас иногда проскакивает: вот, мол, зачем лишний раз упоминать, но я наоборот считаю своей гордостью, что сам Эрнесто Кольнаго – таких вторых людей нет, он же феномен, - доверился именно нам. Это говорит о том, что нам можно доверять, и этим нужно гордиться. Я считаю, что тот факт, что мы поддерживаем статус единственного в России профессионального веломагазина, - это достижение. Приходится слышать и критику в свой адрес: например, когда приезжал Денис Меньшов, на одном из форумов писали что я, мол, опять рекламирую свой магазин. Но ведь даже если человек пришел – я не заставляю его ничего покупать! Или деньги за вход платить. Наоборот, налью чая-кофе, да еще будет возможность пообщаться с велогонщиком. Тем, кто пришел, понравилось, тем же, кто может только на форумах критиковать, - привет!
- Расскажи про своего отца и своего брата, ведь известно, что велосипедные традиции в вашей семье очень сильны.
- Папа, Валерий Хамидулин, занимался довольно профессионально, он мастер спорта международного класса, Заслуженный тренер России, он долгое время был вице-президентом Федерации велосипедного спорта, долгое время возглавлял велосипедную команду ЦСКА, а ЦСКА раньше всегда была самой первой командой в велоспорте. У него большое количество медалей, хотя кое-что не заладилось, не попал он на Олимпийские игры. Но в любом случае – гонщик, которого знали, которого помнят и по его спортивным достижениям, и по его работе в качестве велосипедного чиновника. Павел – мой старший брат, он на 7 лет старше меня, тоже мастер спорта международного класса. У него большое количество побед на треке, но и на шоссе тоже. Он девять раз выигрывал Чемпионат России, ехал Олимпийские игры в Атланте в 1996 году. Он был силен именно в групповой гонке. Но тоже кое-что где-то не заладилось, но, тем не менее, он опережал на треке таких товарищей, как Мартинелло, Ланерас, были у него победы на этапах Кубка мира. Он-то как раз долгое время гонялся с Сергеем Ивановым в одной команде, и по сей день они лучшие друзья. В настоящий момент мы вместе занимаемся магазином и работаем с континентальной командой «Москва». Надеюсь, продолжим с ними сотрудничать и в следующем году.
- А как ты стал комментатором канала «Евроспорт»?
- Я, честно говоря, и мыслей таких не имел, просто один раз Олег Тиньков пригласил нас на презентацию его команды. И даже Курдюкова Сергея никто из нас в глаза не знал, просто мы разговорились, а потом обнаружили, что это Курдюков. И тут Паша говорит: Серег, а ты возьми его, у него язык хорошо подвешен, может, он тебе поможет чем? Вроде в шутку, но там слово за слово, и – хоп – меня пригласили на Тур Катара комментировать вместе с Андреем Кондрашовым. Было, конечно, не по себе, но потихоньку разобрался.
- Профессия спортивного комментатора всегда вызывает большой интерес: расскажи, в чем собственно заключается технический процесс, в чем секреты ведения прямого эфира.
- Я думаю, что все понимают, что все статистически данные невозможно держать в голове, и есть всякие подсказочные материалы. Но процесс творческий, процесс, который, на мой взгляд, полностью зависит от настроя. Потому что если этого настроя нет, то все начинает очень плохо получаться, и ты сам это чувствуешь. А когда есть настрой, кураж, то тогда не важно, сколько комментировать – час, два, три, хоть сколько. Основная сложность с технической точки зрения – это большое число источников информации, на которые необходимо ориентироваться. Визуально: это то, что ты видишь на экране, плюс компьютер, плюс то, что говорят в наушниках, плюс то, что говорит режиссер. То есть масса информации, а еще то, что ты сам себе нагружаешь: с форума или откуда-то еще. Такое количество источников требует привычки, потому что изначально ты вообще не можешь с этим справиться, нужна тренировка, чтобы посмотреть в компьютер и не упустить, что происходит, а еще послушать, что в наушниках говорят, а еще почитать, что на бумажке написано, потому что еще бумажки дают. Что касается речи, то я считаю, что на спортивном канале во время прямой трансляции должна быть именно произвольная речь. Если не будет никаких «фишек», каких-то сравнений, которые Сергей любит, например, то будет скучно. Мы же смотрим живую трансляцию и слушаем живой комментарий. Это так и должно быть, по-другому быть не может. А вообще на «Евроспорте» здорово, коллектив там хороший.
- За последнее время среди велоболельщков ты стал известен как примерный отец семейства. Расскажи поподробнее про свою семью.
- Ну, у нас семья уже такая большая стала, хотя семье-то всего три года сейчас будет в сентябре. Моя жена Елена моложе меня на шесть лет. С детьми у нас все получилось очень быстро: старшей, Елизавете, 2 года, сыну 9 месяцев, зовут Егорка. Я в любом случае постараюсь Егора отдать в спорт: или в велоспорт, или в хоккей. Я считаю, что это нужно. Ну и в армию (смеется). А что? Я в армии был, служил, правда, в спортроте, но зато семь лет.
Елена, жена Рената
Лиза 🙂
Младший Хамидулин как всегда серьезен 🙂
- Когда ты не работаешь и не занят с семьей, чем ты увлекаешься?
- Мотоциклами. Мы с братом раньше ездили на двух колесах и теперь продолжаем ездить на двух колесах – на мотоциклах BMW. И мы очень много внимания сейчас этому уделяем, и я считаю, что это такое вот небольшое продолжение нашего велосипедного пути. Мы действительно этим увлеклись и, самое главное, стали единственными людьми в России, которые могут реально сопровождать велосипедные гонки, т.е. выполнять работу комиссаров. Не переставая кататься на велосипедах – все-таки иногда мы выезжаем, мы все равно находим новое, интересное направление деятельности. Нас увлекает мотоциклетная культура, именно культура BMW, потому что BMW – это оригинальный мотоцикл, немножко другого формата: это не японская «жужжалка», это не «Харлей-Дэвидсон», это мотоцикл для комфортного передвижения – где нужно, быстрый, где нужно – безопасный и т.д. Что касается гонок, то мы с братом в этом году обслуживали Чемпионат России, Чемпионат мира среди юниоров в Москве, и это действительно очень сложная работа. Но это здорово – весело, экстремально достаточно, в общем – зажигательно!
- Ренат, хотелось бы побольше узнать о твоем отношении к современному велоспорту и услышать твою точку зрения на его основные проблемы, в частности, допинг.
- Суть проблемы состоит в том, что нужно отделить профессионалов от любителей. Все очень просто. Никто ж не говорит, что нужно разрешить профессионалам принимать все, что под руку попадается. Но раньше профессионалы ездили так, как они хотели ездить, они решали свою судьбу сами. Поэтому они так и назывались, профессионалами: т.е. это их работа, и они делали для зрителей спектакль. Например, ездили без шлемов. Они и сейчас бы без них ездили, если бы не правила. Допинг, конечно, вопрос скользкий: он был всегда, и в 90-х, и в 80-х, просто он был разный. Но эти странные гонения, этот жуткий напор, когда человеку шагу не дают ступить, когда он должен описывать каждое свое действие… Есть такой гонщик, Александр Хатунцев, он в этом году гоняется в любительской команде «Москва»: так вот за счет того, что он был раньше профиком, его до сих пор обязывают отчитываться, где он, куда он поехал… Простите, а где право на личную жизнь? Я вообще этого не понимаю: получается, что сейчас нарушаются всяческие права человека! Гонщики вынуждены постоянно доказывать свою невиновность: если ты, не дай бог, не доказал свое местонахождение, значит, ты виноват. То, что сейчас происходит, - это абсурд, и именно велосипедный спорт стал ареной для этого абсурда. Все это пошло от нынешнего руководства Международного Союза велосипедистов. Сейчас, наверное, надо отделить одних от других, создать профессиональные федерации, которые уважали бы права людей: они же выполняют свою работу! Проблема в этом слиянии. Ну вот зачем профессионалам Олимпийские игры? Они им не нужны. Выиграть этап Тура, наверное, престижнее. Раньше профессиональный и любительский спорт были разделены, и мне кажется, что если вернуть все обратно, дать людям работать, уважать их права, то вот этих допинговых случаев станет меньше. Допинг не исчезнет, но случаев станет меньше, а для нас с вами, для зрителей, важно, чтобы этих допинговых скандалов не было. Разделение и станет самым лучшим допингом для велоспорта. Это один аспект.
Другой аспект – появление самих препаратов. Но я могу сказать так: люди же хотят, чтобы гонка длилась 20 этапов, они хотят 60 км/ч на финише, они хотят супер мощь в гору, они хотят разборки, хотят, чтобы «вертушки» работали со старта, чтобы струна рвалась, чтобы было красиво и весело. Только они не думают о том, как это можно выполнять в течение двадцати дней. В любом случае, чтобы пройти гонку в 20 этапов нужно хоть как-то поддерживать организм, хоть витамин С какой-нибудь употреблять с железом. Народ хочет зрелищ, но как это осуществить, они вопросом не задаются. Я думаю, что нет ничего страшного в том, что люди пытаются как-то поддержать свой организм. Другое дело, что это переходит какие-то границы, но для этого надо ввести какие-то определенные правила. Но это мы опять возвращаемся к первому пункту. Это как Формула-1… если бы была какая-нибудь Формула-Лада, то на это никто смотреть не будет, не интересно. Поэтому машины форсируют, делают их быстрыми, и тогда получается зрелище.
Я хочу затронуть еще вопрос, который меня всегда волновал, - вопрос Винокурова. Я считаю, что его подставили. Подставили потому, что он стал олицетворением нового казахстанского велоспорта, показал, что такое мощь, как люди могут выигрывать. Когда все это случилось, я разговаривал с одним человеком, который очень тесно работал с Александром, и он сказал, что того, в чем его обвиняют, Вино не делал. Я этого человека знаю сто лет, мы доверяем друг другу. И я ему верю.
- Когда ты смотришь велогонки, то за кого болеешь?
- Вот как всегда болел за Иванова, так и болею – с самого начала. И, естественно, за Меньшова, потому что это те люди, с которыми я гонялся. А так, конечно, огромное удовольствие доставляет, когда выигрывают ребята из Казахстана, например. Казахстан в плане велоспорта достаточно сильно вырос: я говорю не только про Вино, но и про других ребят. Но вообще это всегда большая радость: когда казахстанцы, когда украинцы, когда белорусы (я за Кучинского всегда переживаю), т.е. все люди, которые наши, побеждают. И «нагреть» нашими «их» это всегда здорово. А из иностранных гонщиков в этом году очень за Армстронга болел. Мне так хотелось, чтобы он выиграл и именно французам доказал свой класс гонщика, показал, кто в доме хозяин. Но в целом я равнодушен к иностранным спортсменам. Я думаю, что в этом году мы будем пытаться организовать какие-то встречи с тем же Сергеем Ивановым, у которого сейчас самый яркий сезон в карьере проходит, с Денисом Меньшовым, если у него будет возможность.
Встреча велоболельщиков в Москве
- Специальный вопрос от astanafans.com – тебе приходилось бывать в Казахстане?
- Нет, к сожалению не приходилось. Но было бы очень интересно. Хочу сказать, что я с таким наслаждением все время посещаю этот сайт, потому что там действительно быстро, оперативно все – и интересно. Не просто перепечатка, а авторские материалы. Может быть, сайту нужна какая-то помощь, я готов помогать, контактировать. У меня есть большое желание быть ближе к любителям велоспорта, и я буду стараться воплощать это в жизнь. Я никогда не избегаю контактов. И, главное, когда идут большие репортажи с гонок, то с участием людей, с их вопросами, с их подсказками, они гораздо легче и интереснее, чем без них. А болельщикам могу сказать – смотрите гонки, учитесь, набирайтесь опыта.
astanafans.com
Портрет дня: Ренат Хамидулин - Популярные статьи
Ренат Хамидулин в данном большом интервью он со свойственной ему прямотой рассказывает о себе, своей семьей, своей спортивной карьере, рассуждает о профессии комментатора и о велоспорте в целом.
Немного информации:
Ренат Хамидулин родился 15 сентября 1978 года. Живет в Москве. Женат, двое детей. Владелец велосипедного магазина Velosport. Комментатор канала «Eurosport Russia».
- Ренат, известно, что и твой отец, и твой старший брат были велогонщиками. Ты пришел в велоспорт по их стопам?
- Да, они всегда говорили – мол, мы крутые велосипедисты, давай тоже к нам в велоспорт, но я сначала пошел заниматься хоккеем (смеется). А когда я пришел заниматься хоккеем, мне сказали, что я не умею кататься на коньках нормально, поэтому мне надо на тренировке по 150 кругов накатывать. В итоге я до четвертой тройки юношеского «Спартака» дошел и все равно поехал на сбор по велоспорту. Это был 1992 год, я поехал в первый раз с командой ЦСКА в Геленджик. И там была масса крутых гонщиков, на том сборе, тех, кто в итоге многого добился. Я был самый маленький, и, признаюсь, попасть в ту команду мне помог папа, который тогда был начальником ЦСКА. А в 1993 году удалось уже серьезно подтянуться, и я попал в боевой состав юношеской команды ЦСКА. Там было много ребят, все были сильные, и именно тогда, в 1993 году мы приехали в Орел на юношескую многодневку: так в составе появился Денис Меньшов. Нам сказали: вот этот парень будет с вами кататься, он вроде как самый сильный в Орле. И с 93-го года мы были самой сильной командой, по сути: сначала юноши самые сильные, потом юниоры самые сильные. Помню первый выезд: в 1996-м году поехали в Грецию на международную гонку. И там уехали на горном этапе в отрыв: один болгарин, Меньшов и я. Я тоже считался тогда горным гонщиком. И вот мы тогда приехали втроем на финиш, и на финише болгарин нас обоих разделал. Мы заняли второе и третье место, и очень долго над нами потом издевались (смеется). Потом в 1997-м году попали уже в «мужики», это была команда ЦСКА, потом ЦСКА-Лада-Самара, В 98-м году я даже был капитаном команды в ЦСКА-Лада-Самара, много гонок проехали, в том числе и во Франции. Меньшов тогда как раз начал силу показывать, выиграл гонку «Ronde de l’Isard». А потом все уже разбрелись: я в Италию попал, он в Испанию, в Banesto, а остальные плавно «завязали». По большому счету, из той команды еще только Александр Бочаров вышел. Сейчас остались только Бочаров и Меньшов. Времена, конечно, были классные, что и говорить!
- Очень интересно узнать о том, как развивалась твоя карьера в Италии.
- В первый год в Италии было очень даже неплохо, хотя команда была довольно посредственная. Я прогонялся за нее полтора года, и там как раз пришли успехи: выиграл я гонку, масса призовых мест была. Но, честно скажу, когда попал в Италию, мне казалось, что там совершенно какие-то космические скорости. Приходилось читать на форуме «Евроспорта» презрительные отзывы о гонках не самых высоких категорий, и хочется сказать, что я в свой первый год во взрослой категории стартовал в таких «колхозных» гонках: на первой я сорока километров не проехал в группе, а на второй – и двух километров. Но потом постепенно вкатился и даже выигрывать начал. И я бы попал в профики, куда положено, но самая главная моя ошибка была в том, что меня понесло по этим вот крутым командам любительским. Вот сейчас некоторые гонцы ищут себе команды попроще, потому что, попади ты в какую-нибудь крутую протуровскую команду, ты там будешь все время бачки возить, а если попадешь куда-нибудь пониже, то ты там будешь капитаном. Взять, например, Висконти в ISD. Вот в той же примерно ситуации нужно было оставаться и мне. А я попал в Grassi-Mapei. А там я никак не мог стать люди капитаном, потому что паспорт не итальянский. Там капитанили такие как Беннати, племянник Бартоли там был такой, Иван Фанелли. Там по любому тебе сразу ставили задачу, и ты ее выполнял. Ошибка была в том, что надо было оставаться пониже, и там бы мне уже дали простор для маневра. А потом навалились всякие еще житейские проблемы – начался чуть ли не тюремный режим. Я тогда весил на 20 килограмм меньше, чем сейчас, это было даже ниже того, что требовалось, – кормили буквально травой. И я от этого просто устал, и все. И с коленом проблемы появились, так что в какой-то момент я решил: поеду домой. Мы готовились к Джиро д’Италия для любителей, а я собрал сумку и завязал напрочь с этим велоспортом. Но я об этом сейчас ни капельки не жалею. Потому что я тогда талантливых людей видел много, таких как Иванов и Меньшов, и я на них точно не был похож. И даже если я где-то выступал неплохо, как, например тут, в России на чемпионатах, то все равно это был не тот уровень, с которым я сейчас мог бы ехать как Меньшов. Каждый же не может быть талантом. Катался и катался, вовремя завязал – и слава богу. Италия мне много дала всего, но я считаю, что нужно все делать вовремя. Есть люди, которые слишком поздно это понимают, я же вовремя понял. В итоге я прогонялся в Италии четыре года, и в 2001 году уехал.
- И как произошла трансформация из велогонщика в бизнесмена?
- А тут мне очень хороший друг попался, сам бывший велосипедист, который нам с братом сказал: парни, вы должны заниматься тем делом, в котором вы понимаете. И так получился велосипедный магазин. А так я не знаю, куда бы я пошел. Сейчас иногда проскакивает: вот, мол, зачем лишний раз упоминать, но я наоборот считаю своей гордостью, что сам Эрнесто Кольнаго – таких вторых людей нет, он же феномен, – доверился именно нам. Это говорит о том, что нам можно доверять, и этим нужно гордиться. Я считаю, что тот факт, что мы поддерживаем статус единственного в России профессионального веломагазина, – это достижение. Приходится слышать и критику в свой адрес: например, когда приезжал Денис Меньшов, на одном из форумов писали что я, мол, опять рекламирую свой магазин. Но ведь даже если человек пришел – я не заставляю его ничего покупать! Или деньги за вход платить. Наоборот, налью чая-кофе, да еще будет возможность пообщаться с велогонщиком. Тем, кто пришел, понравилось, тем же, кто может только на форумах критиковать, – привет!
- Расскажи про своего отца и своего брата, ведь известно, что велосипедные традиции в вашей семье очень сильны.
- Папа, Валерий Хамидулин, занимался довольно профессионально, он мастер спорта международного класса, Заслуженный тренер России, он долгое время был вице-президентом Федерации велосипедного спорта, долгое время возглавлял велосипедную команду ЦСКА, а ЦСКА раньше всегда была самой первой командой в велоспорте. У него большое количество медалей, хотя кое-что не заладилось, не попал он на Олимпийские игры. Но в любом случае – гонщик, которого знали, которого помнят и по его спортивным достижениям, и по его работе в качестве велосипедного чиновника. Павел – мой старший брат, он на 7 лет старше меня, тоже мастер спорта международного класса. У него большое количество побед на треке, но и на шоссе тоже. Он девять раз выигрывал Чемпионат России, ехал Олимпийские игры в Атланте в 1996 году. Он был силен именно в групповой гонке. Но тоже кое-что где-то не заладилось, но, тем не менее, он опережал на треке таких товарищей, как Мартинелло, Ланерас, были у него победы на этапах Кубка мира. Он-то как раз долгое время гонялся с Сергеем Ивановым в одной команде, и по сей день они лучшие друзья. В настоящий момент мы вместе занимаемся магазином и работаем с континентальной командой «Москва». Надеюсь, продолжим с ними сотрудничать и в следующем году.
- А как ты стал комментатором канала «Евроспорт»?
- Я, честно говоря, и мыслей таких не имел, просто один раз Олег Тиньков пригласил нас на презентацию его команды. И даже Курдюкова Сергея никто из нас в глаза не знал, просто мы разговорились, а потом обнаружили, что это Курдюков. И тут Паша говорит: Серег, а ты возьми его, у него язык хорошо подвешен, может, он тебе поможет чем? Вроде в шутку, но там слово за слово, и – хоп – меня пригласили на Тур Катара комментировать вместе с Андреем Кондрашовым. Было, конечно, не по себе, но потихоньку разобрался.
- Профессия спортивного комментатора всегда вызывает большой интерес: расскажи, в чем собственно заключается технический процесс, в чем секреты ведения прямого эфира.
- Я думаю, что все понимают, что все статистически данные невозможно держать в голове, и есть всякие подсказочные материалы. Но процесс творческий, процесс, который, на мой взгляд, полностью зависит от настроя. Потому что если этого настроя нет, то все начинает очень плохо получаться, и ты сам это чувствуешь. А когда есть настрой, кураж, то тогда не важно, сколько комментировать – час, два, три, хоть сколько. Основная сложность с технической точки зрения – это большое число источников информации, на которые необходимо ориентироваться. Визуально: это то, что ты видишь на экране, плюс компьютер, плюс то, что говорят в наушниках, плюс то, что говорит режиссер. То есть масса информации, а еще то, что ты сам себе нагружаешь: с форума или откуда-то еще. Такое количество источников требует привычки, потому что изначально ты вообще не можешь с этим справиться, нужна тренировка, чтобы посмотреть в компьютер и не упустить, что происходит, а еще послушать, что в наушниках говорят, а еще почитать, что на бумажке написано, потому что еще бумажки дают. Что касается речи, то я считаю, что на спортивном канале во время прямой трансляции должна быть именно произвольная речь. Если не будет никаких «фишек», каких-то сравнений, которые Сергей любит, например, то будет скучно. Мы же смотрим живую трансляцию и слушаем живой комментарий. Это так и должно быть, по-другому быть не может. А вообще на «Евроспорте» здорово, коллектив там хороший.
- За последнее время среди велоболельщков ты стал известен как примерный отец семейства. Расскажи поподробнее про свою семью.
- Ну, у нас семья уже такая большая стала, хотя семье-то всего три года сейчас будет в сентябре. Моя жена Елена моложе меня на шесть лет. С детьми у нас все получилось очень быстро: старшей, Елизавете, 2 года, сыну 9 месяцев, зовут Егорка. Я в любом случае постараюсь Егора отдать в спорт: или в велоспорт, или в хоккей. Я считаю, что это нужно. Ну и в армию (смеется). А что? Я в армии был, служил, правда, в спортроте, но зато семь лет.
- Когда ты не работаешь и не занят с семьей, чем ты увлекаешься?
- Мотоциклами. Мы с братом раньше ездили на двух колесах и теперь продолжаем ездить на двух колесах – на мотоциклах BMW. И мы очень много внимания сейчас этому уделяем, и я считаю, что это такое вот небольшое продолжение нашего велосипедного пути. Мы действительно этим увлеклись и, самое главное, стали единственными людьми в России, которые могут реально сопровождать велосипедные гонки, т.е. выполнять работу комиссаров. Не переставая кататься на велосипедах – все-таки иногда мы выезжаем, мы все равно находим новое, интересное направление деятельности. Нас увлекает мотоциклетная культура, именно культура BMW, потому что BMW – это оригинальный мотоцикл, немножко другого формата: это не японская «жужжалка», это не «Харлей-Дэвидсон», это мотоцикл для комфортного передвижения – где нужно, быстрый, где нужно – безопасный и т.д. Что касается гонок, то мы с братом в этом году обслуживали Чемпионат России, Чемпионат мира среди юниоров в Москве, и это действительно очень сложная работа. Но это здорово – весело, экстремально достаточно, в общем – зажигательно!
- Ренат, хотелось бы побольше узнать о твоем отношении к современному велоспорту и услышать твою точку зрения на его основные проблемы, в частности, допинг.
- Суть проблемы состоит в том, что нужно отделить профессионалов от любителей. Все очень просто. Никто ж не говорит, что нужно разрешить профессионалам принимать все, что под руку попадается. Но раньше профессионалы ездили так, как они хотели ездить, они решали свою судьбу сами. Поэтому они так и назывались, профессионалами: т.е. это их работа, и они делали для зрителей спектакль. Например, ездили без шлемов. Они и сейчас бы без них ездили, если бы не правила. Допинг, конечно, вопрос скользкий: он был всегда, и в 90-х, и в 80-х, просто он был разный. Но эти странные гонения, этот жуткий напор, когда человеку шагу не дают ступить, когда он должен описывать каждое свое действие… Есть такой гонщик, Александр Хатунцев, он в этом году гоняется в любительской команде «Москва»: так вот за счет того, что он был раньше профиком, его до сих пор обязывают отчитываться, где он, куда он поехал… Простите, а где право на личную жизнь? Я вообще этого не понимаю: получается, что сейчас нарушаются всяческие права человека! Гонщики вынуждены постоянно доказывать свою невиновность: если ты, не дай бог, не доказал свое местонахождение, значит, ты виноват. То, что сейчас происходит, – это абсурд, и именно велосипедный спорт стал ареной для этого абсурда. Все это пошло от нынешнего руководства Международного Союза велосипедистов. Сейчас, наверное, надо отделить одних от других, создать профессиональные федерации, которые уважали бы права людей: они же выполняют свою работу! Проблема в этом слиянии. Ну вот зачем профессионалам Олимпийские игры? Они им не нужны. Выиграть этап Тура, наверное, престижнее. Раньше профессиональный и любительский спорт были разделены, и мне кажется, что если вернуть все обратно, дать людям работать, уважать их права, то вот этих допинговых случаев станет меньше. Допинг не исчезнет, но случаев станет меньше, а для нас с вами, для зрителей, важно, чтобы этих допинговых скандалов не было. Разделение и станет самым лучшим допингом для велоспорта. Это один аспект.
Другой аспект – появление самих препаратов. Но я могу сказать так: люди же хотят, чтобы гонка длилась 20 этапов, они хотят 60 км/ч на финише, они хотят супер мощь в гору, они хотят разборки, хотят, чтобы «вертушки» работали со старта, чтобы струна рвалась, чтобы было красиво и весело. Только они не думают о том, как это можно выполнять в течение двадцати дней. В любом случае, чтобы пройти гонку в 20 этапов нужно хоть как-то поддерживать организм, хоть витамин С какой-нибудь употреблять с железом. Народ хочет зрелищ, но как это осуществить, они вопросом не задаются. Я думаю, что нет ничего страшного в том, что люди пытаются как-то поддержать свой организм. Другое дело, что это переходит какие-то границы, но для этого надо ввести какие-то определенные правила. Но это мы опять возвращаемся к первому пункту. Это как Формула-1… если бы была какая-нибудь Формула-Лада, то на это никто смотреть не будет, не интересно. Поэтому машины форсируют, делают их быстрыми, и тогда получается зрелище.
Я хочу затронуть еще вопрос, который меня всегда волновал, – вопрос Винокурова. Я считаю, что его подставили. Подставили потому, что он стал олицетворением нового казахстанского велоспорта, показал, что такое мощь, как люди могут выигрывать. Когда все это случилось, я разговаривал с одним человеком, который очень тесно работал с Александром, и он сказал, что того, в чем его обвиняют, Вино не делал. Я этого человека знаю сто лет, мы доверяем друг другу. И я ему верю.
- Когда ты смотришь велогонки, то за кого болеешь?
- Вот как всегда болел за Иванова, так и болею – с самого начала. И, естественно, за Меньшова, потому что это те люди, с которыми я гонялся. А так, конечно, огромное удовольствие доставляет, когда выигрывают ребята из Казахстана, например. Казахстан в плане велоспорта достаточно сильно вырос: я говорю не только про Вино, но и про других ребят. Но вообще это всегда большая радость: когда казахстанцы, когда украинцы, когда белорусы (я за Кучинского всегда переживаю), т.е. все люди, которые наши, побеждают. И «нагреть» нашими «их» это всегда здорово. А из иностранных гонщиков в этом году очень за Армстронга болел. Мне так хотелось, чтобы он выиграл и именно французам доказал свой класс гонщика, показал, кто в доме хозяин. Но в целом я равнодушен к иностранным спортсменам. Я думаю, что в этом году мы будем пытаться организовать какие-то встречи с тем же Сергеем Ивановым, у которого сейчас самый яркий сезон в карьере проходит, с Денисом Меньшовым, если у него будет возможность.
- Специальный вопрос от astanafans.com – тебе приходилось бывать в Казахстане?
- Нет, к сожалению не приходилось. Но было бы очень интересно. Хочу сказать, что я с таким наслаждением все время посещаю этот сайт, потому что там действительно быстро, оперативно все – и интересно. Не просто перепечатка, а авторские материалы. Может быть, сайту нужна какая-то помощь, я готов помогать, контактировать. У меня есть большое желание быть ближе к любителям велоспорта, и я буду стараться воплощать это в жизнь. Я никогда не избегаю контактов. И, главное, когда идут большие репортажи с гонок, то с участием людей, с их вопросами, с их подсказками, они гораздо легче и интереснее, чем без них. А болельщикам могу сказать – смотрите гонки, учитесь, набирайтесь опыта.
bmsi.ru
«Надо выигрывать, чтобы мы были всем интересны». О будущем русского велоспорта - Под прицелом - Блоги
Генеральный менеджер «Газпром-Русвело» Ренат Хамидулин – о том, как правильно понимать велогонки и что ждать от российской команды в будущем.
Ренат Хамидулин, в прошлом отличный гонщик и комментатор, вот уже почти 5 лет поглощен менеджерской работой. Ренат молод (38 лет), бодр, в совершенстве владеет итальянским и стратегически правильно мыслит. Из чисто русской команды он, благодаря поддержке спонсоров и команды единомышленников, сделал боеспособный коллектив, вновь получил wild card на «Джиро» и уже горит другими, более серьезными задачами.
Возможно, через год при определенных трансферах (а контракт с «Газпромом» рассчитан до 2020-го) русские веломечты воплотятся в жизнь.
Стратегии на «Джиро»
– Второй год подряд мы, проконтинентальная команда, получили wild card на «Джиро». Это важно, потому что такого внимания, как на гранд-туре, больше нет нигде. Даже на Олимпиаде и чемпионате мира. Наша задача – зарекомендовать себя: выиграть этап, как в 2016-м, бороться за очки в отрывах, разбавлять вялотекущее течение гонки, создавать ей драйв и бодрость.
В принципе, мы были активными – это хорошо. Да, не все получилось в «генерале». Год назад Саша Фолифоров взял индивидуальную разделку; в этот раз мы на него рассчитывали как на лидера, но он, что называется, не попал в ногу. Это был эксперимент, хорошая проверка для него. Но если не бороться за розовую майку, не ставить – даже в теории – такой задачи перед командой, значит не уважать законы многодневки. Парни должны чувствовать ответственность и оценивать свой уровень на фоне остальных. Иначе они не будут прогрессировать – особенно в условиях не самой сильной конкуренции.
О ролях в команде
– В команде четкое разделение на специализации. Два горняка – Фирсанов и Фолифоров, в отрывах – Брутт, Ровный, Шалунов и Лагутин, который после травм не очень хорошо себя чувствовал, два спринтера – Савицкий и Цатевич... Вообще, состав у генерального менеджера складывается примерно за полгода до гонки, исходя из маршрута и задач команды.
В Италию мы привезли всех лучших. У нас мононациональная команда; и если для Бельгии и Голландии это нормально, там велоспорт сверхпопулярен, то для России – скорее, необычное явление. У нас не так много велосипедистов высокого уровня.
Персонал на «Джиро» – тоже на 95 процентов российский. Лишь трое итальянцев – спортивный директор Паоло, человек с большой душой, работал с Берзиным и Бобриком, диетолог Эрика и повар Микеле. Они прекрасно вписались в коллектив и знают русские слова. Вообще, для нас итальянец – не иностранец; у нас база в Италии, тут же и тренируемся – сухо, тепло и хорошие дороги. Пожалуй, лучшего места не найти. В России в этом смысле сложнее – лето 3-4 месяца в году.
О ветре
– Самый фиговый, боковой – если дует справа, гонщики вынуждены смещаться наискосок; но группа состоит из 200 человек, места хватит в лучшем случае 10 – а дальше все, обочина; гонщики разлетаются на группки по 10 человек. Как ездить при боковом ветре – отдельная история; у нас хорошо ориентируются Брутт и Лагутин; а вообще большие специалисты – бельгийцы и голландцы, которые с детства привычны к таким погодным условиям.
Другие ветра более-менее понятны. При встречном легче всего контролировать группу; когда отрыв уезжает, то принимает на себя сопротивление воздуха.
Попутный ветер автоматически «гонит» скорость; если отрыв уехал, очень тяжело догонять, так как разницу в скоростях непросто компенсировать.
О тактике и лидерах
– Все решают детали, особенно в многодневках. Главная задача лидеров – экономить энергию на решающие рывки. Есть люди, которые привозят попить и поесть; ты не дергаешься, не едешь за едой вперед-назад; если случилась поломка – команда сразу останавливается, тебе отдают колесо и ты, не теряя время, едешь дальше; или, наоборот, все ждут и «на колесе» довозят до общей группы. Если нужен отрыв – вся команда прикрывает тебя от ветра.
Сегодня велоспорт очистился, и я вижу, как мощно тренируются лидеры. Они работают в красных зонах на сверхнагрузках, привыкают к мышечной боли. Вокруг лидеров строится команда и вся тактика; они часто едут на морально-волевых и не подают вида, что им плохо; как правило, это люди сильнее всех физически и морально.
Лидер в гонке не обязательно лидер в раздевалке – Денис Меньшов был неразговорчивым, но он выигрывал, и команда шла за ним. А есть, наоборот, лидеры в раздевалке, которые своей энергией и правильным поведением заставляют работать весь коллектив.
О будущем российского велоспорта
– У нас есть хорошие центры – Самара, Уфа, Питер, Москва, но нет системы и календаря. Откуда возьмутся велосипедисты? Вот, например, занимается ребенок в велошколе, растет, наступает ему 16 лет – что дальше? где повышать мастерство и зарабатывать деньги?
Возьмите 2014 год. Мы проехали его в «Русвело» вместе с Ильнуром Закариным, который тогда еще не был широко известен, по российским дорогам. Ильнур выиграл «Тур Адыгеи», Гран-при Сочи, через год перешел в «Катюшу» и в первый же сезон взял «Тур Романдии» и этап «Джиро».
Простой пример пирамиды: а если бы Закарин не выступал в России, то прогрессировал бы? У нас последние два года в стране вообще не было международных гонок; сейчас с приходом трехкратного олимпийского чемпиона Вячеслава Екимова в Федерацию велоспорта ситуация изменилась. Возобновилась многодневка «Пять колец Москвы», строится календарь, у гонщиков появились надежды на будущее. Есть все предпосылки, что дальше будет лучше и интереснее.
Что дальше?
– Мы в этом году получили хорошие гонки. Как генеральный менеджер я доволен, что с нами считаются. Но что дальше? Если мы не будем выигрывать, не будет прогресса и это будет никому не интересно. Нам надо решать большие задачи. На следующий год омолодим состав – подтянем пару-тройку человек из андеров.
Нам нужен лидер. Национальность коллектива определяется как раз национальностью лидера. Если завтра появится суперчемпион из России, вас будет интересовать, кто ему помогает – словаки, итальянцы или британцы? Вряд ли. Главное, лучший гонщик – русский.
Мы к этому стремимся. И этот вопрос мы будем решать.
Фото: twitter.com/renatkhamidulin; globallookpress.com/Sirotti Stefano, imago/Sirotti
m.sports.ru
«Олимпийская трасса оказалась очень непростой». Olympteka.ru
Сборная России по велоспорту-шоссе вернулась из Бразилии, где провела тренировочный сбор, направленный на ознакомление с особенностями олимпийской трассы и изучение адаптации спортсменов к климатическим условиям Рио-де-Жанейро. О том, какие выводы были сделаны по итогам пребывания российских велогонщиков в столице Игр XXXI Олимпиады, рассказал Генеральный менеджер команды «Газпром-Русвело», представитель Федерации велосипедного спорта России (ФВСР) Ренат Хамидуллин.
Тренировочный сбор национальной команды по велоспорту-шоссе проходил в пригороде Рио-де-Жанейро в период с 8 по 20 декабря. Гостиница, в которой мы жили, располагалась на побережье океана, напротив старта олимпийской дистанции в индивидуальной гонке, неподалёку от первого круга групповой гонки.
В сборе приняли участие Елена Кучинская и Татьяна Антошина, мужская команда была представлена Ильнуром Закариным, Юрием Трофимовым, Артёмом Овечкиным. Также с особенностями трассы в Рио познакомились молодые велогонщики — Артём Ныч, Сергей Лагутин и Антон Воробьёв. В ходе сбора спортсмены продолжили базовую работу, тренировки были довольно продолжительными, и, в то же время, не слишком изматывающими.
— Известна ли на данный момент дата прилёта сборной в Рио в преддверии старта Олимпийских игр?
— В среднем, на адаптацию к бразильскому климату уходит 7 дней. Если отталкиваться от того, что групповая гонка пройдёт 6 августа, то днём приезда сборной в Бразилию станет 28 июля.
В декабре первая группа гонщиков приехала в Рио на две недели, а вторая – на 7 дней. Представители комплексно-научной группы Олимпийского комитета России проводили исследования, направленные на изучение адаптации разных групп спортсменов к смене климатических зон. Вообще сейчас в Рио очень жарко, около 40 градусов. В августе месяце, во время проведения Олимпийских игр, температура будет более приемлемой, около 23–27 градусов, поэтому данный тренировочный сбор нельзя в полной мере назвать абсолютно идентичной прикидкой перед Играми.
— Что скажете об олимпийской трассе?
— Мы изучили её довольно подробно, трасса оказалась очень непростой. Брусчатка, затяжные подъёмы, крутые спуски, разбитая дорогая, — всё это требует детального ознакомления и привыкания, поэтому наши спортсмены старались совершить как можно больше заездов.
По первому впечатлению кажется, что трасса предназначена исключительно для горных гонщиков, которые уверенно чувствуют себя в подъёмах. С другой стороны, когда мы начинаем детально анализировать затяжные отрезки с брусчаткой и сильный боковой ветер на первом этапе гонки, приходит понимание того, что до горных участков спортсменам также предстоит довольно тяжёлая работа. Здесь мы начинаем думать о том, что в таком случае некоторое преимущество могут иметь классические гонщики, которым будет легче проходить брусчатку и боковые ветра.
— Данные обстоятельства каким-то образом могут повлиять на критерии и принципы формирования олимпийской команды?
— На этой трассе есть некий перевес в сторону горняков, но, учитывая её комплексные особенности, стоит быть готовыми к разного рода неожиданностям и, возможно, более широко смотреть на варианты подбора состава, ориентируясь на разноплановых гонщиков.
Имена спортсменов, которые попадут в состав Олимпийской команды России, станут известны по итогам чемпионата России, который пройдёт в июне 2016 года. На данный момент место проведения национального первенства не определено, однако отмечу, что соревнования могут пройти в горной местности, с прицелом на Игры XXXI Олимпиады, — резюмировал Ренат Хамидуллин.
XXXI Олимпийские летние игры пройдут в Рио-де-Жанейро с 5 по 21 августа 2016 года.
olympteka.ru