ЛИСИЦКИЙ Виктор Никитович | Российские спортсмены и специалисты | Спортивная Россия. Виктор лисицкий
На чемпионатах СССР я выполнял вольные упражнения под музыку
Сегодня, 17 ноября, в Музее спортивной славы ЦСКА в рамках цикла «Легенды спорта» прошла встреча с выдающимся армейским гимнастом, заслуженным мастером спорта СССР, пятикратным серебряным призером Олимпийских игр (1964, 1968) Виктором Лисицким.
На встрече присутствовали: заместитель начальника ЦСКА по работе с личным составом, двукратная олимпийская чемпионка подполковник Светлана Ишмуратова, олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Иваницкий, чемпионка СССР 1951 года по спортивной гимнастике в командном первенстве Валентина Макарова, а также более 30 воспитанников спортивной школы олимпийского резерва ЦСКА по спортивной гимнастике.
Виктор Лисицкий приехал на встречу не с «пустыми руками»: в Музее ЦСКА была организована выставка 30 картин, написанных самим гимнастом за последние 17 лет.
— Виктор Никитович, Вы являетесь ярчайшим примером того, что талантливый человек талантлив во всем. Мне казалось, что спорт и живопись — это два совершено разных мира, которые никак не могут пересечься в одном человеке. Ваше видение и то, как вы передаете движение в своих картинах, меня поразило. Уверена, что наши юные армейские гимнасты обязательно запомнят встречу с Вами. Вот какие талантливые люди вырастают в стенах армейского Клуба, — сказала подполковник Светлана Ишмуратова.
Виктор Лисицкий рассказал ребятам про свое творчество, вручил награды Клуба победителю и призерам конкурса рисунков «Моя спортивная семья», а также передал Музею ЦСКА картину, написанную им в 2008 году.
После окончания мероприятия легендарный армейский гимнаст ответил на вопросы пресс-центра ЦСКА.
— Виктор Никитович, как называется картина, которую Вы подарили Музею ЦСКА?
— «Гимнасты на снарядах». В моей коллекции есть и другие картины, связанные с гимнастикой, но больших размеров. В основном 120 на 100 сантиметров, поэтому их затруднительно перемещать. Я предложил Музею ЦСКА 53 работы на спортивную тематику, из которых было выбрано 30 — все они представлены здесь, на выставке в армейском Музее. Нигде раньше я их не выставлял. Например, в Музее наивного искусства у меня была выставка работ про космос.
— Сколько всего картин Вы написали?
— Даже не считал. Я работаю каждый день с 1999 года, когда закончил со спортом и другими делами. Трудно даже представить, сколько их получится в итоге, потому что мне всегда кажется, что нужно еще и еще. Бывает, садишься за работу, и картины «выскакивают» одна за одной.
Никогда не думал, что буду живописью заниматься. С детства у меня была одна мечта — стать олимпийским чемпионом. А когда закончил со спортивной гимнастикой, то обрел новую жизнь в картинах. Но это нельзя назвать развлечением. Живопись — это очень трудная работа.
— Олимпийским чемпионом Вы так и не стали. Жалеете об этом?
— Конечно. Столько лет прошло, но до сих пор жалею. После того, как закончил с профессиональным спортом, лет 10 не мог смотреть на гимнастику вживую. У меня слезы наворачивались, я весь дрожал. Потому что вся жизнь была связана со спортом.
— Раньше у Вас была мечта стать олимпийским чемпионом. Какая мечта у Вас сейчас?
— Хочу, чтобы мои картины стали востребованы, в том числе за границей. Для этого нужен спонсор, который был бы заинтересован в моем искусстве и помогал бы проводить выставки. Хочу попасть в музеи художников-олимпийцев — знаю, что такие есть в США и Словении. Пытался самостоятельно выйти на них, но не получилось.
— Можно ли спортивную гимнастику назвать искусством?
— Спортивная гимнастика — это и есть искусство! У меня есть целая серия работ под названием «Музыка и спорт». Когда я в 1961 году пришел в ЦСКА, мы тренировались под музыку, и даже исполнение вольных упражнений на чемпионатах Советского Союза проходило под музыку
— Вам не кажется, что сейчас из женской спортивной гимнастики пропала грация? Взять ту же американку Симону Байлз, которая выиграла четыре «золота» на Олимпиаде в Рио — она вполне могла бы состязаться наравне с мужчинами.
— Думаю, у женщин сейчас пошла силовая гимнастика. Ничего женственного не осталось — одна мощь. Пропала пластика, а мне бы хотелось в вольных упражнениях среди женщин видеть не только сплошную акробатику.
— Кто из российских гимнастов является лучшей натурой для Ваших картин?
— Мне не нужна натура. Это для художника, специализирующегося на портретной живописи. Обычно я фотографирую спортсменов с телевизора, перепечатываю изображение на холст и уже с него пишу согласно своему видению.
— Но на выставке в Музее ЦСКА представлена картина «Дзюдо», в центре которой нарисован Президент России Владимир Путин.
— Просто он мне нравится и как человек, и как государственный деятель. Моё отношение к нему вылилось в такую картину. По-моему, у меня получилось передать своё видение.
— Кто-то еще из советских олимпийцев увлекается живописью?
— Знаю, что рисует двукратный бронзовый призер Олимпийских игр в прыжках в длину Игорь Тер-Ованесян. Но у него мало картин на спортивную тематику — в основном натюрморты. Хорошие работы, но не видел, чтобы они были представлены на выставках.
Личное дело:Виктор Никитович ЛисицкийРодился 18 октября 1939 года в Магнитогорске.На Олимпийских играх в Токио-1964 выиграл четыре серебряных медали: в абсолютном и командном первенствах, в вольных упражнениях и в опорном прыжке. На следующей Олимпиаде в Мехико-1968 завоевал «серебро» командного многоборья.Обладатель 7 золотых, 5 серебряных медалей чемпионатов Европы и 2 серебряных медали чемпионатов мира.В 1980-е годы возглавлял кафедру физкультуры Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева.
cska.ru
Гимнаст с мольбертом: вторая жизнь олимпийца Виктора Лисицкого - Популярные статьи
Знаменитый в прошлом гимнаст Виктор Лисицкий сейчас по большей части живет в Серпухове, хотя у него есть квартира в Москве, в престижном районе возле метро "Аэропорт". "Здесь, в Подмосковье, лучше дышится и творится", – говорит он мне. Виктор – член Союза художников России, а стал он им почти в шестьдесят, когда вышел на пенсию, и у него появилось свободное время. Тяга-то к рисованию в нем была заложена давно.
Групповой портрет на помосте
А предыстория такова. Кто захаживал в Русский музей и останавливал взгляд на знаменитой (объездила весь белый свет) картине академика Дмитрия Жилинского "Гимнасты СССР", визуально уже знаком с Виктором Лисицким: он изображен на полотне в самом центре. Ключевая, значит, фигура.
– У меня хранится целая коллекция моих портретов работы Дмитрия Дмитриевича, – рассказывает Лисицкий. – Вся картина создавалась у меня на глазах. И я понял, какой это огромный труд.
Потихоньку, в редкие минуты досуга, спортсмен, а позже тренер и преподаватель пробовал рисовать. Для себя, разумеется. Потребовались годы, чтобы друзьям и тому же академику Жилинскому удалось заставить Виктора всерьез заняться живописью. Хотя, что значит заставить? Просто он сам пришел к этому. "Наверное, что-то до поры сидело во мне, вызревало, а потом прорвалось", – признается Лисицкий.
– А другие гимнасты как относятся к произведению Жилинского?
– Я часто общаюсь с Левой Аркаевым, который до последней поры руководил сборной России. Так у него в кабинете всегда висела репродукция "Гимнастов" (он сам на ней руки натирает магнезией). И он всегда говорит: "Передай Дмитрию Дмитриевичу большой привет". Это история: нас не будет, а картина останется. Ее в свое время возили на все крупные соревнования. Мне присылали письма из Брюсселя, где выставлялось полотно, с просьбой рассказать, кто именно там изображен, Дмитрий Дмитриевич не всех помнит. Приходилось о каждом рассказывать, кто что делает, где стоит.
– Следите за современной гимнастикой?
– Понемножку. Сейчас намного сложнее стали упражнения, ребята делают уникальные вещи. Но и гимнастика пошла другая.
Раньше многоборцы нужны были сильные, теперь в основном делают ставку на два-три снаряда. Готовят на них невероятные программы, а в остальном только отрабатывают номер. Гимнастика, как и все в этой жизни, меняется. Раньше наш вид культивировался и был прилично развит лишь в нескольких странах. А сейчас, где только не выращивают чемпионов! На кольцах раньше царствовал Альберт Азарян, после его выступлений только и слышалось: "О-о-о!". Сегодня сила упражнений и сложность в четыре-пять раз возросла, и его знаменитые упражнения выполняют перворазрядники. Вот наш соотечественник Сафошкин вначале ушел в цирк, несколько лет там проработал с уникальными номерами, потом вернулся в гимнастику и стал чемпионом мира.
– Но популярность спортивной гимнастики сильно упала по сравнению с тем, что было в вашу пору?
– Земля и небо. Раньше зрители специально ходили смотреть "на Латынину", "на Муратову", "на Шахлина".
– И "на Лисицкого" тоже.
– Да, у меня были свои поклонники. Сейчас такого и в помине нет. Спортсмены быстрее сходят с арены, потому что нагрузки психологические возросли. Сегодня повсеместно в ходу анаболики и прочее. Прежде этого не было по определению. Мы просто ничего не знали о роли химии при подготовке к стартам. Простодушные были донельзя. Я до сих пор не могу взять в толк, для чего гимнасту употреблять что-то запрещенное, если он сам способен подвести себя к пику формы.
– Объективность в гимнастике в принципе возможна?
– С этим трудно во все времена. Раньше как было? Сидит судья за столом, ему звонят по телефону и в трубку диктуют: этому столько поставить, а этому – столько-то. Посмотрите, что творилось в Афинах? Чемпионов делали из ничего. Хотя в отношении Алексея Немова не могу сказать, что его засудили. Ведь зрители смотрят на соревнования одними глазами, а специалисты – другими. Поэтому, считаю, эту историю непомерно раздули.
Наивная живопись
Сегодня его, героя гимнастического помоста 1960-х, мало кто узнает в лицо. И за автографом в очередь не выстраиваются. Хотя, на мой взгляд, Виктор Никитович чисто внешне изменился мало. Давно подмечено, что внутренне хорошие люди с возрастом становятся только интереснее. Он скромен, во всем его облике проглядывает нечто ангельское и стоическое одновременно. Такие не способны "пробивать" свои проекты, но терпением и подвижничеством точат камень как вода. К искусству Лисицкого я натурально прикоснулся руками, когда после интервью помогал ему демонтировать первую в его жизни персональную выставку. Мы снимали картины со стен, обрезая бечеву ножом для обоев, паковали их с помощью жены Виктора Татьяны, поднаторевшую в этом деле (она художник с опытом), и перетаскивали вечерними густыми сумерками в повидавшую виды машины – на "мерс" он так и не заработал.
Картинами были плотно заполнены три довольно приличных по размерам комнаты старинного особняка по Маловласьевскому переулку. Дом охраняется как архитектурный памятник, в нем антикварная отреставрированная мебель, и все здесь дышало атмосферой давно минувшего века, кроме картин Лисицкого – они, наоборот, сама непосредственность, исподволь выражали детскую душу "новоявленного художника пенсионных лет". На темном от впитавшегося пинотекса дереве дома с трех сторон висели намалеванные фломастером объявления: "Галерея Виктора Лисицкого. Наивная живопись".
Что действительно наивно, так это в зрелые годы бросаться, словно в омут с головой, в совершенно незнакомую стихию, где правят свои законы, существует своя иерархия, очереди на выставки и прочее, и прочее. Но Лисицкий такой, какой он есть. Недавно он перенес серьезнейшую операцию по имплантации тазобедренного сустава. Теперь, указывая на свой импортный, с "иголочки" протез, полушутя говорит: "Вот моя главная награда за служение спорту".
– А почему выставка у вас первая? – наивно, в стиле его живописи, спросил я тогда.
– Первая персональная, а так я выступал (здесь он засмеялся собственной, весьма симптоматичной, впрочем, оговорке), то есть выставлялся в ЦДХ два раза и Манеже. Позже дела Лисицкого в новой ипостаси пошли на лад. В новом, 2008–м, году, созванивались с ним. У него прошла международная выставка, на которой купили две его картины. У меня дома тоже хранится полотно кисти бывшего гимнаста. Кто знает, может, в будущем труды Виктора Никитовича будут цениться как картины Малевича и Кандинского. Это было бы справедливо.
Как сорняк
Его вырвали из спорта с корнями, точно надоевший сорняк. Хотя он был еще в отменной форме, при неистраченных амбициях. "Я ниже третьего места в Союзе не опускался, всегда был в призерах, – вспоминает Лисицкий. – В 33 года чувствовал себя молодым, полным сил".
– Переживали?
– Первые два года после того как закончил, не мог ходить на соревнования. Страшно переживал, дрожь во всем теле, потому что вся жизнь была посвящена спорту. Приду и ухожу сразу же. А потом стали привлекать меня к судейству и потихоньку, потихоньку привык.
– Но зачем нужно было искусственно омолаживать спорт? Если ты силен, то и пробивай себе дорогу. Как в природе. Или не так?
– Так-то оно так, но мы жили тогда по другим законам.
Законы были простые. Кузница советской гимнастики исправно выдавала стойких оловянных солдатиков. Уже Михаил Воронин силу набирал, подходил Виктор Клименко, другие. Нужны были новыеимена, чтобы показать товар лицом, а тут этот "старпер" хода молодым талантам не дает. И про Лисицкого… забыли. На сборы не берут, на соревнования – тоже. Отрезанный ломоть. Стал тренером. А поскольку плохо работать не умел, не научен был, то вскоре опять пошли результаты. Его ученики начали выбиваться в первые номера сборной. И опять ему не дали хода, вынудили уволиться в запас.
– Мой воспитанник Слава Бойко стал чемпионом Союза на кольцах. Мы с ним разучивали оригинальный перелет через перекладину. Сейчас работает тренером за границей. А Слава Фогель выиграл чемпионат страны в опорном прыжке. Потом их предупредили: перестанем вызывать в сборную Союза, если будете у Лисицкого тренироваться. И ребята стали потихоньку уходить.
– Почему с вами так обошлись, вы же давали результаты?
– Это борьба, а в ней успехов не прощают.
Дальше распространяться на эту тему Виктор Никитович не захотел.
Кража при свидетелях
Виктора отличала редкая стабильность в многоборье, за свою карьеру он четырежды становился абсолютным чемпионом Советского Союза, что по тем временам дорогого стоило. На Олимпиаду в Токио ехал явным лидером команды. Наряду, конечно, с Борисом Шахлиным. А на родине сакуры советских гимнастов беззастенчиво ограбили, лишив сразу двух золотых наград в многоборье. Кто сказал, что бесчинства судей начались совсем недавно? Впрочем, обо всем по порядку.
– В Борисе Шахлине я до сих пор души не чаю, – говорит Лисицкий. – Это мой кумир. Когда Борис выходил на помост, соперники поневоле тушевались, а он с беспристрастностью хронометра исполнял свои упражнения. Я ему всю жизнь подражал. А в Японию Шахлин летел с особым настроем – знал, что там ему петь свою лебединую песню. В Токио к последнему снаряду в многоборье три спортсмена подошли практически вровень, голова к голове. Лисицкий с Шахлиным набрали совершенно одинаковое количество баллов. Японец Юкио Эндо был чуть-чуть впереди. Не без помощи опять же судей, без зазрения совести выказывавших симпатии в адрес хозяев помоста.
Были тому, как выясняется, и причины сугубо прагматического свойства. Японцы при встрече щедро одарили дорогой и редкой по тем временам фото- и аудиотехникой весь оргкомитет гимнастического турнира вплоть до последнего технического сотрудника. Не были обделены заботой, разумеется, и представители доблестного судейского корпуса.
Заключительное упражнение наши гимнасты завершили первыми, и опять получили оценки-близнецыНо что у нас в копилке – два "серебра" или два "золота"? Все потянулись к "коню", которого предстояло укрощать Эндо. Публика замерла в нервном экстазе. Дамы в кимоно ломали веера. А японец оказался не самураем, дрогнув под прессом ответственности. Проще говоря, "завалил" снаряд: трижды(!) срывался с него, наделал чудовищное для соревнований такого масштаба количество ошибок.
– Ой, да там цирк сплошной пошел, – комментирует спустя годы Лисицкий. – Даже свет выключали. Как я понимаю, для того, чтобы дать возможность гимнасту повторить выступление. Все проскочило мгновенно: сколько там времени отводится на упражнение – пустяк.
– И какую, по вашим прикидкам, оценку заслуживал Эндо?
– Ну меньше 9 баллов-то точно. Наши возмущения и протесты действия не возымели – глас вопиющего в пустыне.
Видимо, это был ответный презент хозяевам Олимпиады. За наш счет. Так, Шахлина лишили возможности поставить мажорную точку в своей великой карьере. Вскоре он сошел с арены. Лисицкий тоже не смог больше ни разу подняться на высшую ступень пьедестала почета крупных соревнований. Пострадал он и материально.
– Олимпийским чемпионам теперь, как известно, положено президентское пособие в размере пятисот долларов, – говорит гимнаст. – Разумеется, это было бы солидным подспорьем к моей пенсии. Хоть на красках не пришлось бы экономить.
А что японцы? Сделали вид, что все произошло так, как и должно было произойти. Вот только на кассете, снятой в честь великой победы Эндо, нет… его "кульминационного" выступления на коне.
К слову, потом ничто не помешало Эндо в течение долгих лет руководить национальной федерацией спортивной гимнастики. До сих пор он возглавляет и тренерский совет сборной.
– Каков был денежный эквивалент победы?
– Нам заплатили какие-то гроши. Особенно в сравнении с теперешними временами (Смеется). Мы не думали ни о каких деньгах, шли на все ради флага, чтобы подняться на верхнюю ступеньку пьедестала и услышать гимн Советского Союза.
– А как сложилась судьба у ваших соперников по помосту?
– Знаю, что у Оно, например, своя авиационная компания и какие-то фабрики. У них к своим олимпийским чемпионам относятся куда с большим уважением, чем у нас. Права, льготы предоставляют, чтобы на старости лет были обеспечены.
Прошлым летом Лисицкий пережил далеко не лучшие времена – сказались последствия старых спортивных травм и, видимо, неудачная имплантация тазобедренного сустава. Все это дало сильные осложнения на позвоночник. Выручил главный врач Москвы Андрей Сельцовский, которого на даче разыскал Дмитрий Жилинский, и тот прислал "скорую помощь" в Серпухов. А уникальную операцию ему сделал известный нейрохирург Андрей Борзунов. Не оставил без забот Лисицкого и ОКР, вручивший ему, еще лежавшему на больничной койке, благотворительный грант имени Юрия Демича. Виктор Никитович искренне благодарен всем людям, принявшим участие в его судьбе.
bmsi.ru
Лисицкий, Виктор Никитович — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лисицкий.Виктор Лисицкий | ||||||||||||||||||||||||
СССР | ||||||||||||||||||||||||
мужской | ||||||||||||||||||||||||
Виктор Никитович Лисицкий | ||||||||||||||||||||||||
ЦСКА (Москва) | ||||||||||||||||||||||||
18 октября 1939(1939-10-18) (78 лет) | ||||||||||||||||||||||||
Магнитогорск, СССР | ||||||||||||||||||||||||
169 см | ||||||||||||||||||||||||
64 кг | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Ви́ктор Ники́тович Лиси́цкий (18 октября 1939, Магнитогорск) — советский гимнаст, пятикратный серебряный призёр Олимпийских игр. Заслуженный мастер спорта СССР. Член Союза художников России[1].
Карьера
На Олимпийских играх в Токио Виктор выиграл 4 серебряных медали: в абсолютном и командном первенствах, в вольных упражнениях и в опорном прыжке[2].
В 1980-е годы прошлого века возглавлял кафедру физкультуры Московского химико-технологического института им.Д.И.Менделеева.[3]
Завоевал 7 золотых и 5 серебряных медалей чемпионатов Европы и 2 серебряные медали чемпионатов мира[4].
Примечания
- ↑ Гимнаст с мольбертом: вторая жизнь олимпийца Виктора Лисицкого (рус.). Библиотека международной спортивной информации. Проверено 28 декабря 2013.
- ↑ Виктор Лисицкий на сайте Olympteka
- ↑ Знакомые лица в истории Менделеевского университета / Л.М.Сулименко. — Москва: РХТУ им.Д.И.Менделеева, 2005. — С. 225. — 244 с. — ISBN 5-7237-0510-5.
- ↑ Легенды советского спорта. Виктор Лисицкий
Видео по теме
Ссылки
- Лисицкий, Виктор Никитович — олимпийская статистика на сайте Sports-Reference.com (англ.)
Это заготовка статьи о призёре Олимпийских игр. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
wikipedia.green
В день рождения ЗМС СССР — Виктора Никитовича Лисицкого — «Легенды отечественной спортивной гимнастики»
Лисицкий Виктор Никитович
Заслуженным мастер спорта СССР Семикратный чемпион Европы в отдельных видах многоборья Двукратный абсолютный чемпион СССР Чемпион СССР в командном первенстве Тринадцатикратный чемпион СССР в отдельных видах многоборья Двукратный обладатель Кубка СССР Член Союза художников России Кандидат педагогических наук
В советское время для многих гимнаст Виктор Лисицкий был кумиром. Благодаря ему в историю спорта вошел знаменитый элемент на перекладине под названием «перелет Лисицкого». И хотя ему не удавалось стать абсолютным чемпионом Олимпийских игр, мира, к этим титулам он очень часто был близок. Ни разу Виктор Лисицкий не подвел команду, так как всегда был надежнейшим членом сборной. И даже в самые трудные минуты тренеры верили в него, знали, что Виктор не дрогнет.
Виктор Никитович Лисицкий родился 18 октября 1939 года в Магнитогорске.
Раннее детство Вити пришлось на военные годы. Магнитогорск, принявший десятки эвакуированных предприятий и ставший поистине гигантской кузницей страны, трудился без права на отдых. Витя, как и многие другие его сверстники в те непростые годы, был зачастую предоставлен сам себе. Уже после войны он любил подолгу находится на городском базаре. Там была другая жизнь — яркая, красочная. Можно было посмотреть скоморохов с медведями, обезьянками-акробатами, на шарманщика с попугаем, достающим «билетик счастья», на веселых цыганок, которые пели, плясали, гадали…
Неизвестно, куда бы завела такая дорожка 10—летнего Витю, если бы подвижного, с хорошей координацией мальчика не приметил школьный учитель физкультуры, который отвел его в только что созданную в городе детскую спортшколу к тренеру по акробатике Н.П. Роговой. Ребята в группе подобрались крепкие, трудолюбивые — магнитогорцы! Шаг за шагом они по книжкам изучали акробатические и гимнастические элементы. Вскоре Виктор выполнил норматив третьего разряда по спортивной гимнастике, за ним — второго, первого, был приглашен в сборную команду Челябинской области. Выступал на соревнованиях в Москве, где на перспективного молодого гимнаста обратили внимание.
После окончания средней школы Виктор Лисицкий поступил в областной педагогический институт. Тренировался в ДСО «Буревестник» у знаменитого «воспитателя чемпионов» К.С. Каракашьянца, о котором всегда вспоминал с благодарностью.
В 1960 году молодой спортсмен был зачислен в состав московского ЦСКА и с тех пор уже не расставался с «армейским» спортом.
Исключительная работоспособность и упорный каждодневный труд оттачивал мастерство гимнаста, а общительность, остроумие и, главное, надежность позволили Лисицкому органично и надолго влиться в сборную страны.
В 1960 году Виктор Лисицкий впервые стал призером чемпионата СССР — занял третье место в опорных прыжках, опередив легендарного Бориса Шахлина. С этого момента в течение целого десятилетия ни на одном их соревнований в СССР он ниже третьего места не опускался. В следующем году дебют на чемпионате мира в Праге (ЧССР) принес ему «серебро» в командном первенстве.
Свое первое «золото» союзного значения — на перекладине — В. Лисицкий завоевал в 1963 году на Кубке СССР по многоборью. Именно там был впервые показан «перелет Лисицкого» (по иронии судьбы ставший потом «перелетом Воронина»): крестовое движение, переход через перекладину прямым телом с одной стороны, переход через перекладину на другую сторону без сгибания в тазобедренном суставе.
Победами и огорчениями запомнился Виктору Лисицкому олимпийский 1964 год. В июле он выиграл Кубок СССР по многоборью, в декабре на чемпионате СССР впервые стал абсолютным чемпионом страны. Но перед этим была Олимпиада.
На Олимпиады в Токио (Япония) В. Лисицкий ехал в качестве одного из лидеров сборной. В команду также входили Б. Шахлин, Ю. Титов, В. Леонтьев, Ю. Цапенко и С. Диомидов. Извечное противостояние советской и японской команд закончилось победой хозяев с преимуществом в 2,5 балла.
В многоборье также победил японец — Ю. Эндо, который лишь на 0,05 балла обошел сразу трех (беспрецедентный случай в истории гимнастики!) серебряных призеров — Б. Шахина, В. Лисицкого и Ш. Цуруми.
В отдельных видах многоборья наши спортсмены завоевали 6 медалей — 1 золотую, 3 серебряные и 2 бронзовые. В. Лисицкий получил серебряные олимпийские медали в вольных упражнениях и опорных прыжках.
В следующем году Виктор Лисицкий на дебютном для себя чемпионате Европы в Антверпене (Бельгия) завоевал сразу 3 золотые и 2 серебряные медали в отдельных видах многоборья и стал серебряным в многоборье.
На всех национальных соревнованиях в это время его главными конкурентами выступали С. Диомидов и М. Воронин. Так в мае 1966 года на чемпионате страны в отдельных видах многоборья они делят между собой почти все призовые места, а на Кубке СССР, проходившем вместе с этим чемпионатом, Лисицкий занимает второе место в многоборье, уступив Воронину и обойдя Диомидова. Осенний чемпионат страны принес В. Лисицкому титул абсолютного чемпиона СССР.
Борьбу «титанов» советской спортивной гимнастики В. Лисицкого и М. Воронина наблюдали с восхищением и европейские зрители на чемпионате континента в Тампере (Финляндия) в 1967 году. Виктор Лисицкий завоевал на этом турнире золотые медали в опорных прыжках, на кольцах и на перекладине, но уступил Михаилу Воронину 0,7 балла в многоборье.
В 1968 году для всех сильнейших гимнастов мира главной целью была победа на Олимпиаде. Предолимпийский отбор В.Лисицкий прошел отлично: завоевал «золото» чемпионата страны в упражнениях на кольцах, «бронзу» на коне, вошел в тройку призеров в многоборье на Кубке СССР.
На XIX Олимпийских играх в Мехико (Мексика) основная борьба традиционно развернулась между советскими и японскими гимнастами. Обойдя наших гимнастов на 4,8 балла, командное первенство вновь выиграли японцы. В. Лисицкий вместе с командой завоевал «серебро».
В 1970 году на чемпионате СССР по многоборью абсолютным чемпионом стал М. Воронин. За ним подряд расположились 4 одноклубника-армейца: В.Клименко, В. Лисицкий, С. Диомидов и Г. Богданов, которые и составили костяк сборной страны на чемпионате мира в Любляне (Югославия). Там вновь мужская сборная СССР в командном первенстве заняла второе место за японскими гимнастами. Таково было историческое «серебряное» везение Виктора Лисицкого — три чемпионата мира и две Олимпиады, на которых неизменно выигрывали японцы, а советские гимнасты оставались вторыми.
Жизнь Виктора Лисицкого в большом спорте была удивительно долгой и успешной.
В 1972 году в свои 33 года он чувствовал себя полным сил, готовым продолжать участие в соревнованиях, но курс на резкое омоложение команды, взятый руководством Спорткомитета СССР, заставил гимнаста закончить спортивную карьеру. Окончивший еще в 1964 году школу тренеров в Ленинграде и отделение физвоспитания Московского областного педагогического института, он полностью погрузился в работу тренера и преподавателя. Шесть лет работал в ЦСКА. Подготовил несколько отличных мастеров гимнастики. Двое из них — В.Бойко и В. Форель — стали чемпионами СССР.
Но гимнастический помост еще долго не отпускал и тянул к себе, и Лисицкий вместе с другими армейскими гимнастами принимал участие в многочисленным показательных выступлениях. Участвовал в судействе соревнований гимнастов.
Преподавал в Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева, где занимал должность доцента и получил степень кандидата педагогических наук.
В запас уходил в звании подполковника. Долгое время заведовал кафедрой физической культуры и спорта в Московском химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева.
Еще в бытность спортсменом в редкие минуты досуга Лисицкий пробовал рисовать, мог часами ходить по музеям, выставкам, вернисажам. Участвовал в «посиделках» творческого люда: вторая супруга Лисицкого, Татьяна Рыжова, — профессиональный художник.
Постепенно начал писать акриловыми красками. Питать картины — труд кропотливый. Пригодились обретенные в спорте качества: терпеливость, основательность, способность подолгу оттачивать движение. Работая в жанре наивного искусства, В. Лисицкий обрел «второе дыхание»: живопись стала новым делом жизни.
В 2008 году Виктор Лисицкий был принят в Союз художников России. В 2011 году его работы экспонировались в Галерее искусств Зураба Церетели в Москве. Всего у Виктора Никитовича прошло более 15 персональных выставок.
Во время проведения Олимпийских зимних игр в Сочи в Доме болельщиков олимпийской команды России состоялась выставка Виктора Лисицкого «Спорт в искусстве». Это был стоящий подарок художника-спортсмена всем гостям, российским и иностранным болельщикам.
В Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова хранится картина работы академика Д.Д. Жилинского «Отдыхающий гимнаст». Это выполненный темперой по оргалиту портрет В. Лисицкого 1981 года, на котором он, по выражению самого Жилинского, «весь словно из железа сделан». Таким его сделал спорт. Таким он и вошел в историю спортивной гимнастики.
В.Н. Лисицкий — серебряный призер Олимпийских игр в многоборье (1964), в командном первенстве (1964, 1968), в вольных упражнениях (1964), в опорных прыжках (1964), серебряный призер чемпионата мира в командном первенстве (1962, 1970), чемпион Европы в упражнениях на кольцах (1965, 1967), на коне (1965), в опорных прыжках (1965, 1967) и в упражнениях на перекладине (1967, 1969), серебряный призер чемпионата Европы в многоборье (1965, 1967), в вольных упражнениях (1965, 1969) в упражнении на перекладине (1965), абсолютный чемпион СССР (1964, 1966), чемпион СССР в вольных упражнениях (1964, 1965, 1967, 1969, 1970), в упражнениях на коне (1966), на кольцах (1965,1968), на перекладине (1966, 1967, 1969) и в опорных прыжках (1964, 1965, 1966), серебряный призер чемпионата СССР в многоборье (1963 1969), в упражнении на кольцах (1966, 1967, 1969, 1970), на брусьях (1963, 1964, 1967) и перекладине (1965), бронзовый чемпионат СССР в многоборье ( 1962, 1967, 1970), в вольных упражнениях ( 1966), в упражнениях на коне (1967, 1968, 1969), кольцах (1964), брусьях (1965, 1968, 1970), перекладине (1970) и в опорных прыжках (1963, 1968) обладатель Кубка СССР с многоборье (1964, 1965), серебряный призер Кубка СССР в многоборье (1966, 1969) , бронзовый призер Кубка СССР в многоборье (1963, 1970).
Заслуженный мастер спорта СССР.
Награжден медалью «За трудовую доблесть».
sportgymrus.ru
Спорт на Урале - Лисицкий Виктор Никитин
ЛИСИЦКИЙ ВИКТОР НИКИТИЧ
Лисицкий В. Н. - (18.10.1932 г. в г. Магнитогорске Челябинской области) Заслуженный мастер спорта СССР по спортивной гимнастике (Магнитогорск – Одесса, ДСО «Буревестник» - Москва, ЦСКА)
Серебряный призер Олимпийских игр 1964 года в Токио (Япония) по спортивной гимнастике в сумме многоборья в индивидуальном первенстве, в командном первенстве, в вольных упражнениях, упражнении на коне, занял 4 место на перекладине, 5 место на брусьях, 9 место на кольцах, 14 место опорном прыжке.
Серебряный призер Олимпийских игр 1968 года в Мехико (Мексика) в командном первенстве. Занял 14 место в сумме многоборья в индивидуальном первенстве, 8QR в вольных упражнениях, 10QR в опорном прыжке, 11QR на кольцах, 22QR в упражнении на коне, 25QR на перекладине, 41QR на брусьях.
Серебряный призер чемпионата Мира 1970 года в Любляне (Югославия) в командном зачете и командном многоборье.
Чемпион Европы 1967 года в Тампере (Финляндия) в командном зачете, упражнениях на кольцах, опорном прыжке и перекладине, серебряный призер в индивидуальном многоборье
Чемпион Европы 1969 года в Варшаве (Польша) в командном зачете и упражнении на перекладине, серебряный призер в вольных упражнениях
Многократный чемпион СССР
05.08.2008
Иногда чемпионы уходят в художники.
ВОСЬМОГО АВГУСТА в китайской столице состоится церемония открытия XXIX летних Олимпийских игр.
В Пекин в составе сборной России отправились три боксера, выступающие за магнитогорский клуб «Ринг Магнитки-Кредо»: Давид Айрапетян (весовая категория до 48 кг), Артур Бетербиев (до 81 кг) и Ислам Тимурзиев (свыше 91 кг). В биографию Магнитки это трио впишет новую олимпийскую страничку. Прежних, по правде сказать, насчитывается не так уж и много…
«Он – настоящий русский, мягкий и добродушный. Он обладает способностью обращать все вокруг себя и все, что привлекает его внимание, в картины. Его художественный взгляд помогает ему полностью достигать контакта с окружающей средой. Он чувствует свою связь с миром и готов разбудить его от каждодневной спячки.
Он живет в Серпухове, пригороде Москвы, со своей женой, тоже художницей. Русская природа, так знакомая каждому россиянину, вдруг появляется из хаотической смеси красок. Некоторые из них превратились в замечательные картины».
Вряд ли кто из магнитогорцев, прочитав эти слова, опубликованные на сайте «Искусство России» (www.artrussia.ru), догадается, что речь идет о нашем земляке, пятикратном серебряном призере Олимпийских игр. Удивительный факт: Виктор Никитович Лисицкий, в прошлом знаменитый гимнаст, начинавший путь в большой спорт в Магнитогорске, в начале нынешнего XXI века снискал известность как художник. Поистине: талантливый человек талантлив во всем…
История магнитогорского спорта насчитывает совсем немного людей, поднявшихся на олимпийский пьедестал. В 1992 году на зимних Играх во французском Альбервилле две бронзовые награды – в индивидуальной гонке на дистанции 7,5 километра и в эстафете 3х7,5 километра – завоевала биатлонистка Елена Белова, нынешний начальник городского управления по физкультуре, спорту и туризму. Спустя двенадцать лет на летней Олимпиаде в греческих Афинах чемпионом по академической гребле в составе экипажа парной гребной четверки на дистанции 2000 метров стал Игорь Кравцов. Эти выдающиеся успехи достигнуты уже в постсоветскую эпоху.
Виктор Лисицкий добыл свои олимпийские медали намного раньше – на летних Играх в Токио (в 1964 году) и Мехико (в 1968-м). Правда, как и большинство магнитогорских спортсменов советской поры, родной город знаменитый гимнаст ко времени своих высших достижений на помосте покинул. После окончания средней школы Лисицкий поступил в Московский государственный педагогический институт имени Н. К. Крупской и сменил магнитогорскую прописку на подмосковную.
Очень близок к олимпийской награде был еще один наш спортсмен – легкоатлет Валерий Спицын. В 1992 году на летних Играх в Барселоне в соревнованиях по спортивной ходьбе он финишировал четвертым на марафонской дистанции 50 километров. На пьедестал Спицын поднялся чуть позже, став бронзовым призером чемпионата мира 1993 года и чемпионом Европы 1994 года. Без олимпийской медали остался в 2006 году в итальянском Турине и «наше все» хоккейной Магнитки – Евгений Малкин. Сборная России, в состав которой входил форвард «Металлурга», в четвертьфинале одолела фаворита – сборную Канады с результатом 2:0, но затем с «сухим» счетом проиграла в полуфинале финнам и в матче за третье место чехам и довольствовалась четвертым местом.
К тяжелоатлету Денису Готфриду олимпийская Фортуна оказалась более благосклонна. Когда штангист еще в юношеском возрасте лишился нормальных условий для занятий любимым видом спорта сначала в родном Магнитогорске, а потом и в Москве, он перебрался в Луганск. И через несколько лет в составе сборной Украины завоевал бронзовую награду Олимпийских игр – случилось это в 1996 году в американской Атланте…
Даже самая длинная дорога начинается с первого шага. Стартовую магнитогорскую страничку в олимпийскую летопись вписал легкоатлет Георгий Чевычалов, в 1960 году на летних Играх в Риме принявший участие в соревнованиях по бегу на дистанции 400 метров с барьерами. Первое олимпийское золото Магнитка добыла лишь спустя 44 года благодаря мастеру академической гребли Игорю Кравцову.
Почин сделан. Может, теперь олимпийский «мольберт» магнитогорские спортсмены станут украшать своими холстами чаще? Не ждать же снова несколько десятков лет, пока Игры вновь пройдут на «исторической родине» – в греческих Афинах…
ВЛАДИСЛАВ РЫБАЧЕНКО. Коллаж ЮЛИИ КУДРЯВЦЕВОЙ.
- < Назад
- Вперёд >
sportufo.ru
51 | БУЛДАКОВИгорь Васильевич | Гребля академическая | 25.08.2018 |
52 | ЗАГОРУЛЬКОЕвгений Петрович | Легкая атлетика | 25.08.2018 |
53 | МАСТИНАлександр Юрьевич | Пауэрлифтинг (силовое троеборье) | 25.08.2018 |
54 | ЛАДЕЙЩИКОВАлександр Николаевич | Легкая атлетика | 25.08.2018 |
55 | ДРОЗДГригорий Анатольевич | Бокс, Тайский бокс | 25.08.2018 |
56 | КУСТОВААлександра Геннадьевна | Прыжки на лыжах с трамплина | 25.08.2018 |
57 | СТАРЫХИрина Александровна | Биатлон, Биатлон летний | 25.08.2018 |
58 | ШЕВЛЯКОВРоман Сергеевич | Плавание | 25.08.2018 |
59 | СУЗДАЛЬНИЦКИЙРафаил Самуилович | Тяжелая атлетика | 25.08.2018 |
60 | ДРОКИНАВалентина Николаевна | Самолетный спорт | 25.08.2018 |
61 | ЗАЛУЦКИЙВалерий Владимирович | Фристайл | 25.08.2018 |
62 | ШАРИФУЛЛИНРуслан Рафаилевич | Фристайл | 25.08.2018 |
63 | ДМИТРЯЙЧЕВСергей Викторович | Гребля академическая | 25.08.2018 |
64 | ДОНЧЕНКОНаталья Сергеевна | Конькобежный спорт | 25.08.2018 |
65 | КУЛАУСКАСВитаутас Владимирович | Баскетбол | 25.08.2018 |
66 | РЫМАНОВАлександр Анатольевич | Гандбол | 25.08.2018 |
67 | МИЦУКОВААлена Александровна | Сноуборд | 25.08.2018 |
68 | ЯРОШЕВСКАЯ Галина Ивановна | Баскетбол | 25.08.2018 |
69 | ШЕНДЕЛЬ Вера Павловна | Баскетбол | 25.08.2018 |
70 | НИКИТИНВладимир Олегович | Бокс | 25.08.2018 |
71 | КОНСТАНТИНОВА Елена Владимировна | Волейбол | 25.08.2018 |
72 | ПАВЛЮЧЕНКОВДмитрий Викторович | Бокс | 25.08.2018 |
73 | БАДРИАШВИЛИСергей Автандилович | Дзюдо | 25.08.2018 |
74 | ДМИТРИЕВВладимир Александрович | Теннис | 25.08.2018 |
75 | БЕРДЫЕВКурбан Бекиевич | Футбол | 25.08.2018 |
76 | ЦАПЕНКОЮрий Яковлевич | Гимнастика спортивная | 25.08.2018 |
77 | БУТАУТАССтяпас Мечиславович | Баскетбол | 25.08.2018 |
78 | КОНОВАЛОВПавел Анатольевич | Гребля на байдарках и каноэ | 25.08.2018 |
79 | НИКУЛИНААнна Игоревна | Биатлон, Биатлон летний | 25.08.2018 |
80 | ШИРШОВАлександр Сергеевич | Фехтование | 25.08.2018 |
81 | КИСЛОВНикита Олегович | Плавание | 25.08.2018 |
82 | ВЕРЕЩАКМария Витальевна | Гимнастика художественная | 25.08.2018 |
83 | ПОЛЯКОВАКсения Витальевна | Гимнастика художественная | 25.08.2018 |
84 | ЧУКАРИНВиктор Иванович | Гимнастика спортивная | 25.08.2018 |
85 | МАКСИМОВАНина Александровна | Баскетбол | 25.08.2018 |
86 | РАСТВОРОВАВалентина Ксенофонтовна | Фехтование | 25.08.2018 |
87 | БАШАЕВТамерлан Таусович | Дзюдо, Самбо | 24.08.2018 |
88 | ФАРНОСОВА Мария Сергеевна | Легкая атлетика | 24.08.2018 |
89 | ТОМАШОВАТатьяна Ивановна | Легкая атлетика | 24.08.2018 |
90 | ЗАВЬЯЛОВА Екатерина Ивановна | Легкая атлетика | 24.08.2018 |
91 | ИНФАНТИНОДжанни | Футбол | 24.08.2018 |
92 | НЕТТОИгорь Александрович | Футбол | 24.08.2018 |
93 | ПАРАМОНОВАлексей Александрович | Футбол | 24.08.2018 |
94 | НОВИКОВАндрей Георгиевич | Футбол пляжный | 24.08.2018 |
95 | ЗЕМСКОВФедор Евгеньевич | Футбол пляжный | 24.08.2018 |
96 | ЕРЕМИНАНина Алексеевна | Баскетбол | 24.08.2018 |
97 | ГУРГЕНИДЗЕВладимир Робертович | Акробатика спортивная | 24.08.2018 |
98 | КРАСНОВВячеслав Максимович | Легкая атлетика | 24.08.2018 |
99 | КУУЗИКХуго-Максимилиан Рейнгольдович | Гребля академическая | 24.08.2018 |
100 | ХАЛИКОВАндрей | Горнолыжный спорт | 23.08.2018 |
ИТОГО | 0 |
www.infosport.ru
Лисицкий Виктор Никитович Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лисицкий.Виктор Лисицкий | ||||||||||||||||||||||||
СССР | ||||||||||||||||||||||||
мужской | ||||||||||||||||||||||||
Виктор Никитович Лисицкий | ||||||||||||||||||||||||
ЦСКА (Москва) | ||||||||||||||||||||||||
18 октября 1939(1939-10-18) (78 лет) | ||||||||||||||||||||||||
Магнитогорск, СССР | ||||||||||||||||||||||||
169 см | ||||||||||||||||||||||||
64 кг | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Ви́ктор Ники́тович Лиси́цкий (18 октября 1939, Магнитогорск) — советский гимнаст, пятикратный серебряный призёр Олимпийских игр. Заслуженный мастер спорта СССР. Член Союза художников России[1].
Карьера
На Олимпийских играх в Токио Виктор выиграл 4 серебряных медали: в абсолютном и командном первенствах, в вольных упражнениях и в опорном прыжке[2].
В 1980-е годы прошлого века возглавлял кафедру физкультуры Московского химико-технологического института им.Д.И.Менделеева.[3]
Завоевал 7 золотых и 5 серебряных медалей чемпионатов Европы и 2 серебряные медали чемпионатов мира[4].
Примечания
- ↑ Гимнаст с мольбертом: вторая жизнь олимпийца Виктора Лисицкого (рус.). Библиотека международной спортивной информации. Проверено 28 декабря 2013.
- ↑ Виктор Лисицкий на сайте Olympteka
- ↑ Знакомые лица в истории Менделеевского университета / Л.М.Сулименко. — Москва: РХТУ им.Д.И.Менделеева, 2005. — С. 225. — 244 с. — ISBN 5-7237-0510-5.
- ↑ Легенды советского спорта. Виктор Лисицкий
Ссылки
- Лисицкий, Виктор Никитович — олимпийская статистика на сайте Sports-Reference.com (англ.)
Это заготовка статьи о призёре Олимпийских игр. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
wikiredia.ru