Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/olympic-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/olympic-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/olympic-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/olympic-history.ru/index.php on line 11

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_olympic-history.ru1.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/olympic-history.ru/index.php on line 21

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_olympic-history.ru2.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/olympic-history.ru/index.php on line 22

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_olympic-history.ru3.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/olympic-history.ru/index.php on line 23

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_olympic-history.ru4.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/olympic-history.ru/index.php on line 24
Парное катание фигуристы ссср. Лучшие фигуристы в парном фигурном катании

Главные примы фигурного катания в ссср . Парное катание фигуристы ссср


Фигурное катание. 100 знаменитых символов советской эпохи

Фигурное катание

«Накануне Нового года (а встречали мы 1880 год) моя матушка привезла из Москвы в Воронеж, где мы жили, подарок, который составлял предмет моих мечтаний. Она подарила мне пару чудесных коньков с медной подошвой и никелированным полозом: они прикреплялись за каблук медной цапкой, а за переднюю часть стопы — широким ремнём с пряжкой. Я был, как говорят, на седьмом небе и, ложась спать, клал коньки под подушку. И снились мне в новогоднюю ночь волшебные сны… У меня была любимая сестра, старше меня на полтора года. Я по-братски делился с ней, отдавая правый конёк. Мы катались на пруду: она — на одном правом, я — на одном левом. Впоследствии все сложнейшие фигуры я исполнял всегда на левой ноге: она была ловчее правой».

С этих коньков, которые маленький мальчик клал перед сном под подушку, начиналась история побед отечественного фигурного катания. Мальчик, которого звали Николай Панин-Коломенкин, вырос и стал чемпионом Олимпийских игр 1908 года в Лондоне (до 1924 года разделения на летние и зимние игры не было), завоевав первое олимпийское «золото» в истории российского спорта.

После революции Николай Александрович был, пожалуй, единственным специалистом по фигурному катанию в Советском Союзе. И кто знает, как бы сложилась дальнейшая судьба этого вида спорта, стало бы фигурное катание спортивным символом советской эпохи, если бы не усилия первого российского олимпийского чемпиона. В начале 30-х годов он основал в Ленинграде первую в СССР школу фигурного катания. Выпускники этой школы неоднократно становились чемпионами СССР и победителями различных соревнований. Но самое главное, они воспитали немало известных фигуристов, которым было суждено выйти на международную арену.

Любителям спорта наверняка известно, что впервые советские спортсмены приняли участие в Олимпийских играх в 1952 году, в Хельсинки. Вообще, до начала 50-х годов мастера советского спорта практически не выезжали на соревнования за рубеж, очень редко иностранные спортивные делегации посещали Советский Союз. В этом смысле фигурное катание ничем не отличалось от других видов спорта, отечественные фигуристы, что называется, «варились в собственном соку». Это отнюдь не значит, что в СССР не было сильных фигуристов. Просто у них не было возможности посоревноваться с лучшими фигуристами мира. Победа на чемпионате СССР — вот тот максимум, которого могли достичь спортсмены. Кстати, о чемпионатах. С точки зрения современного зрителя, они представляли весьма любопытное зрелище. Сидеть в удобном кресле в тёплом зале, иметь возможность на огромном экране увидеть повторы самых интересных моментов выступления фигуристов — всё это, безусловно, хорошо и приятно. И всё-таки в тех чемпионатах, 40–50-х годов, была своя особенная прелесть. Представьте себе — зима, открытый каток. Магнитофонов, озвучивавших выступления, тогда не было, и потому на соревнованиях играл живой оркестр. Чтобы спортсмены и музыканты не замёрзли, рядом с катком разводили небольшие костры. Пожалуй, единственной проблемой были зрители, которые слишком близко подходили к кромке льда и мешали спортсменам.

Появившись на международной арене, советские фигуристы сразу заявили о серьёзных претензиях на высокие места. И всё-таки эти притязания долго оставались только претензиями — сказывался период длительного затворничества. Были удачные выступления, но не более того. Главная цель — олимпийское «золото» — для советских фигуристов оставалась недостижимой. Так продолжалось до тех пор, пока не появились Белоусова и Протопопов…

Сейчас, когда юные фигуристы встают на коньки в пять-шесть лет, трудно себе представить, чтобы кто-то привёл в школу фигурного катания шестнадцатилетнюю девочку и сказал тренеру: «Возьмите её, она перспективная и может стать олимпийской чемпионкой». Можно с уверенностью сказать, что любой тренер просто посмеётся над таким предложением. Но именно в этом, совсем не юном для фигуристки возрасте начала кататься Люда Белоусова. Её будущий партнёр и муж Олег Протопопов был тоже не из «молодых да ранних». В детстве вместе со сверстниками гонял шайбу во дворе, а затем совершенно случайно попал в секцию известного тренера Нины Лепнинской, ученицы Николая Панина-Коломенкина.

Впервые вместе Людмила и Олег вышли на лёд в 1954 году. Пара считалась слишком возрастной и потому бесперспективной. Было время, когда они работали без наставника, в качестве тренера им помогал… заливщик льда на катке ЦСКА. К тому же их стиль катания выбивался из общепринятых норм. В те годы в фигурном катании приоритетным было безукоризненное исполнение технических элементов. Сложные прыжки, поддержки, дорожки — вот что было на первом месте. А артистизм, желание воплотить на льду какой-то образ — это считалось чем-то лишним, прихотью фигуристов. Однако Людмила и Олег упорно отстаивали свой неповторимый стиль.

В 1957 году пара заняла второе место на чемпионате СССР и завоевала место в олимпийской сборной. А в следующем году пара спортивная стала ещё и парой супружеской. Это позже семейные дуэты, вместе выступающие на льду, стали обыденным явлением, а в 58-м это было чем-то очень необычным для отечественного фигурного катания.

К началу 60-х годов пара Белоусова — Протопопов считалась номером один в советской команде. Людмила и Олег постоянно выезжали на международные соревнования, занимали высокие места. Но если дома они были безоговорочными лидерами, то на международной арене безраздельно «правила» западногерманская пара Марика Килиус — Ханс-Юрген Боймлер.

Перед Олимпиадой 1964 года в Инсбруке Белоусова и Протопопов уже привычно считались надёжными претендентами на пьедестал почёта. Но только на две нижние ступеньки. «Золото» абсолютно все специалисты отдавали паре Килиус — Боймлер. Даже советские спортивные руководители считали, что Белоусовой и Протопопову выше второго места никогда не подняться. Килиус и Боймлер настолько подавляли всех, что им заранее отдавали «золото». Недаром в фойе «Айсштадиона», где соревновались фигуристы, продавались цветные открытки с изображением западногерманских фигуристов и надписью: «Олимпийские чемпионы 1964 года Килиус и Боймлер». Что же касается Белоусовой и Протопопова… «Тени чемпионов» — так называли советский дуэт журналисты.

Килиус и Боймлер катались вторыми. Сложная, насыщенная техническими элементами программа была выполнена не без ошибок. Но оценки были высокими, и публика овацией провожала немецких фигуристов. Настала очередь Белоусовой и Протопопова. Под сводами «Айсштадиона» зазвучала лирическая мелодия фортепианного концерта Рахманинова. А на лёд вышли не просто фигуристы, а артисты, блестяще исполнившие свой танец. Публика рукоплескала, но самое главное — выступление Людмилы и Олега очаровало не только зрителей, но и судей. Это была первая золотая медаль в истории советского фигурного катания и первое «золото» сборной СССР на той Олимпиаде. Через четыре года на Олимпиаде во французском Гренобле Белоусова и Протопопов повторили свой успех, выиграв «золото» в остром соперничестве с другой советской парой Татьяна Жук — Александр Горелик. А через год всерьёз о себе заявила ещё одна пара: Ирина Роднина — Алексей Уланов…

С одной стороны — умудрённые опытом олимпийцы, приверженцы артистического стиля катания. С другой — молодые, потрясающе быстрые, с сумасшедшей техникой фигуристы. Спор двух поколений решился в 1970 году на чемпионате СССР в Киеве. В 69-м Роднина и Уланов были сильнее и на чемпионате Европы, и на чемпионате мира. Для Белоусовой и Протопопова это был, по сути, последний шанс. После короткой программы Белоусова и Протопопов захватили лидерство. А их молодые соперники, совершившие несколько грубых ошибок, занимали лишь восьмое место. Но на следующий день Роднина и Уланов совершили чудо — они без единой помарки откатали насыщенную сложнейшими элементами произвольную программу, и в итоге стали первыми.

Время неумолимо. Для Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова пришла пора уступить дорогу молодым. Но ведь это отнюдь не значит, что для таких, как они, путь на лёд должен быть закрыт. Обратимся вновь к современным реалиям. Итак, некая пара фигуристов, двукратные олимпийские чемпионы, четырёхкратные чемпионы мира, заканчивает карьеру в любительском спорте. Их с распростёртыми объятиями ждут профессиональные шоу, предлагая миллионные контракты. Сейчас это совершенно обычный путь — любительский спорт, а затем профессиональная карьера. Но в СССР всё было иначе. О том, чтобы легально выступать за рубежом, не было и речи. С большим трудом и только благодаря протекции министра культуры Екатерины Фурцевой Людмиле и Олегу удалось устроиться в Ленинградский балет на льду. Но работа была не в радость. И дело не только в зарплате, совершенно несоизмеримой с теми деньгами, которые они могли заработать за границей. Им постоянно давали понять, что они лишние, что им пора на пенсию. Постановки Олега Протопопова называли «бредом сумасшедшего». И тогда они решились на отчаянный шаг — бежать за границу. В Швейцарии фигуристы получили то, что хотели, — возможность за нормальную оплату воплощать свои замыслы. А на родине… В СССР издавались многочисленные книги и справочники, посвящённые достижениям советских олимпийцев, но фамилий Белоусова и Протопопов в них не было. Людей, в своё время бывших символами той эпохи, старались попросту вычеркнуть из истории.

В фигурном катании началось десятилетие Ирины Родниной. С 1969 по 1980 год она, вначале с Алексеем Улановым, а затем с Александром Зайцевым, не проиграла ни одного соревнования, в котором принимала участие. Победы, аплодисменты, награды… Внешне всё в жизни Ирины Родниной выглядело идеально. Но это была только одна сторона успеха. Её оставил партнёр (эта новость интересовала советских людей гораздо больше, чем международная обстановка или какой-нибудь очередной съезд партии), её преследовали травмы и семейные неурядицы, но она не сдавалась и продолжала выигрывать. И мало кто знал, какими душевными муками давалась маленькой хрупкой женщине эта стойкость.

70–80-е — годы расцвета советского фигурного катания. В соревнованиях спортивных пар отечественным фигуристам не было равных. Среди танцоров доминировала пара Людмила Пахомова и Александр Горшков. Успехи советских мастеров фигурного катания совпали с началом показа соревнований фигуристов по телевидению. Эти трансляции по популярности не уступали культовым сериалам типа «Семнадцати мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя». Это спровоцировало настоящий бум фигурного катания в СССР. Едва ли не все родители непременно хотели, чтобы их чада стали знаменитыми фигуристами. По всей стране открывались сотни и тысячи новых школ и секций фигурного катания.

Последней зимней Олимпиадой, на которой спортсмены из бывшего СССР выступали в одной команде, стали XIV Игры 1992 года во французском Альбервилле. Правда, называлась та команда уже не сборной СССР, а объединённой командой СНГ и выступала под олимпийским флагом (сборные Литвы, Латвии и Эстонии выступали отдельно и уже как независимые государства). И что в каком-то смысле символично, эта олимпиада стала едва ли не самой удачной для наших (тогда они все ещё были «нашими») фигуристов. Три золотых медали из четырёх. Наталья Мишкутёнок и Артур Дмитриев выиграли соревнования спортивных пар, Марина Климова — Сергей Пономаренко стали победителями среди танцоров, а Виктор Петренко — чемпионом в одиночном мужском катании.

Если рассуждать формально, то после Олимпиады в Альбервилле такое понятие, как «советская школа фигурного катания», перестало существовать. Но, как показала XX зимняя Олимпиада в Турине, и по сей день в подготовке подавляющего большинства сильных фигуристов мира принимают участие тренеры и хореографы, начинавшие свой путь ещё при Советском Союзе. Так что советской школы, может быть, уже действительно нет, но традиции, к счастью, остались и продолжают служить прекрасному виду спорта — фигурному катанию…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Главные примы фигурного катания в ссср — Рамблер/спорт

Фигурное катание всегда являлось гордостью советского спорта. Отечественные фигуристы не раз становились первопроходцами в отработке принципиально новых элементов программ и благодаря этому выигрывали олимпиады и чемпионаты мира. Имена знаменитых фигуристок-чемпионок до сих пор помнит вся страна…

Людмила Белоусова Людмила Евгеньевна Белоусова родилась в Ульяновске 22 ноября 1935 года. В фигурное катание она пришла поздно — в 16 лет. В 1954 году Людмила познакомилась с ленинградцем Олегом Протопоповым и стала тренироваться вместе с ним. В 1957 году пара завоевала серебряную медаль на чемпионате СССР. В декабре того же года Белоусова и Протопопов поженились.

В 60-е годы они первыми из фигуристов выполнили такие сложные элементы, как тодес вперед на внутреннем ребре и так называемая «космическая спираль». В 1962 году выиграли чемпионат СССР и заняли вторые места на европейском и мировом чемпионатах. Победу им принесла и Олимпиада 1964 года.

Однако на чемпионате СССР 1971 года они оказались лишь шестыми, а в 1972 году — третьими. После этого пара ушла из большого спорта и какое-то время выступала в Ленинградском балете на льду.

24 сентября 1979 года Белоусова и Протопопов, находясь на гастролях в Швейцарии, попросили у швейцарских властей политического убежища. После этого в СССР их лишили всех званий и перестали упоминать об их спортивных достижениях. Лишь в 2003 году звездная пара впервые после отъезда посетила родину.

Людмила Пахомова

Людмила Алексеевна Пахомова родилась в Москве 31 декабря 1946 года. Долгое время она считалась не слишком перспективной фигуристкой. Но потом тренер ЦСКА Виктор Рыжкин убедил ее заняться танцами на льду. С 1964 года они трижды выигрывали чемпионат СССР.

С 1967 года Людмила Пахомова выступала в паре с Александром Горшковым. Тренировала их Елена Чайковская. Впоследствии пара поженилась. Пахомова и Горшков шесть раз становились чемпионами мира и Европы, а в 1976 году стали олимпийскими чемпионами.

После многих побед Пахомова и Горшков решили уйти из спорта. Людмила стала тренером. Но ее дальнейшей карьере помешала тяжелая болезнь. 17 мая 1986 года она скончалась от лимфогранулематоза в возрасте 39 лет.

Ирина Роднина Ирина Константиновна Роднина родилась в Москве 12 сентября 1949 года. С 1960 года тренировалась в секции фигуристов ЦСКА. С 1964 года тренером Ирины стал Станислав Жук, который поставил ее в пару с Алексеем Улановым. В декабре 1967 года Роднина с Улановым выиграли турнир «Московские коньки», а в январе 1968 года заняли третье место на чемпионате СССР. Впервые в истории парного катания они стали исполнять параллельный прыжок двойной аксель и комбинацию прыжков. В 1969 году пара заняла первое место на чемпионате Европы, а затем и на чемпионате мира. В 1972 году после тяжелой травмы Ирина планировала уйти из большого спорта, но в апреле того же года вновь вернулась к выступлениям с новым партнером Александром Зайцевым. Вместе они одержали победу на чемпионате Европы 1973 года в Кёльне.

Роднина трижды становилась олимпийской чемпионкой, десять раз — чемпионкой мира, одиннадцать раз — чемпионкой Европы и шесть раз — чемпионкой СССР.

Наталья Бестемьянова Наталья Филимоновна Бестемьянова родилась в Москве 6 января 1960 года. С 15 лет Наташа тренировалась у Эдуарда Плинера, выиграла юниорский чемпионат СССР и Кубок СССР 1976 года в одиночном катании. С 1977 года стала заниматься спортивными танцами на льду под руководством Татьяны Тарасовой. Ее партнером стал Андрей Букин. В паре с ним она выиграла Олимпиаду 1988 года, четырежды побеждала на чемпионатах мира, пять раз — на чемпионатах Европы, три раза — на чемпионатах СССР. C 1988 года Бестемьянова работает в Театре ледовых миниатюр. В 1991 году она стала чемпионкой мира среди профессионалов.

Елена Водорезова

Елена Германовна Водорезова родилась в Москве 21 мая 1963 года. С 1974 года она тренировалась у Станислава Жука. На чемпионате Европы 1976 года 12-летняя Лена впервые в истории фигурного катания выполнила так называемый двойной флип в каскаде с тройным прыжком (тулупом), а затем три тройных прыжка. В том же году на зимних Олимпийских играх судьи поставили ей за технику 5,9 балла, что является редчайшим случаем в истории.

В 1979—1981 годах Елена заболела ревматоидным полиартритом. Однако в 1982 году она смогла занять третье место на чемпионате Европы, а в 1983 году стала второй по Европе и третьей на чемпионате мире.

Увы, в 1984 году Елена вынуждена была прервать выступления из-за прогрессирующего недуга и занялась тренерской карьерой в ЦСКА.

Сообщение Главные примы фигурного катания в ссср появились сначала на Умная.

Читайте также

sport.rambler.ru

Лучшие фигуристы в парном фигурном катании

Лучшие фигуристы в парном фигурном катанииФигурное катание – один из красивейших видов спорта, входящих в программу зимних олимпийских игр. Помимо спортивных соревнований фигурное катание радует болельщиков различными шоу-программами с участием лучших фигуристов мира.

Наиболее выразительным и зрелищным считается парное фигурное катание, а самые лучшие пары фигуристов известны во всём мире. Приятно сознавать, что большая их часть – наши соотечественники. Среди звёзд парного катания – чемпионы Европы, мира и Олимпийских игр разных лет, которые начинали оттачивать свое мастерство еще в школах фигурного катания для детей.

Чемпионы парного фигурного катания

  • Олег Протопопов и Людмила Белоусова – шестикратные чемпионы СССР, четырёхкратные чемпионы Европы и мира, двукратные чемпионы Олимпийских игр. Эта пара считается основателями советской школы фигурного катания. Спортивная карьера фигуристов складывалась блестяще, пока в 1979 году они не остались в Швейцарии, выехав туда на соревнования. В то время подобный поступок был равнозначным измене Родине – имена Протопопова и Белоусовой вычеркнули из истории советского порта.
  • Александр Горшков и Людмила Пахомова – шестикратные чемпионы СССР, Европы и мира, первые чемпионы Олимпиады в танцах на льду. Эта пара оставила миру танцы, ставшие настоящей классикой. Как произведениям искусства им суждена долгая жизнь в выступлениях многих поколений фигуристов.
  • Андрей Миненков и Ирина Моисеева – чемпионы СССР, двукратные чемпионы Европы и мира, обладатели олимпийского серебра на Олимпиаде в Инсбруке. Это воспитанники легендарного тренера Татьяны Тарасовой, который внесли неоценимый вклад в развитие парного фигурного катания. Из большого спорта пара ушла в 1983 году.
  • Александр Зайцев и Ирина Роднина – многократные чемпионы СССР, Европы и мира. Роднина вошла в Книгу рекордов Гиннесса как единственная в мире спортсменка, которая не проиграла ни одного соревнования за всю карьеру. Она одиннадцатикратная чемпионка Европы, десятикратная (!!!) чемпионка мира и трёхкратная чемпионка Олимпийских игр.
  • Геннадий Карпоносов и Наталья Лининчук – двукратные чемпионы Европы и мира, чемпионы Олимпийских игр. Спортивную карьеру закончили в 1981 году.
  • Андрей Букин и Наталья Бестемьянова – четырёхкратные чемпионы Европы, пятикратные чемпионы мира, двукратные чемпионы Олимпийски игр – каждый их танец отличался новаторством и оригинальностью, каждое выступление было фейерверком эмоций и страстей.

В мире ещё не один десяток имён знаменитых фигуристов, достойных памяти и уважения. Но особую гордость чемпионы парного фигурного катания, рождённые в СССР. Они принесли известность советской школе фигурного катания и остаются примером для фигуристов России.

athockey.ru

Чемпионат СССР по фигурному катанию

Почти сразу после революции Николай Александрович Панин-Коломенкин и его ученики (Ксения Цезар, Лидия Попова и другие) стали создавать секции по фигурному катанию на коньках. В 1920 году были организованы первые национальные соревнования на катке ипподрома Семёновского плаца, по данным «Динамо» первенство разыгрывалось и в 1923[1]. С середины 1920-х годов стали регулярно проводиться чемпионаты Москвы и Ленинграда. В марте 1924 года впервые состоялось первенство СССР, которое некоторые источники называют чемпионатом СССР[2], причем одни указывают, что он состоялся в Ленинграде[3], другие — в Москве[4]. В программе были соревнования среди мужчин-одиночников и спортивных пар. Позже проводились соревнования и среди женщин. Выступления проходили на открытом льду под духовой оркестр. В довоенное время проводились всесоюзные турниры (первенства), различные источники дают отличающиеся друг от друга сведения о годах проведения этих турниров. В 1936 году была создана секция (позднее — федерация) фигурного катания СССР, после её создания проводились уже официальные чемпионаты СССР. В годы Великой Отечественной войны чемпионат был проведен только в 1945 году.

Долгое время советские фигуристы не участвовали в международных соревнованиях из-за политических причин. Впервые на чемпионат Европы фигуристы из СССР попали в 1956 году. Это были одиночник Валентин Захаров и две спортивные пары Беленькая/Москвин и Герасимова/Киселёв. На чемпионатах мира советские фигуристы дебютировали в 1958 году. У одиночников в сборную команду вошли Валентин Захаров, Лев Михайлов и Игорь Персианцев, а спортивные пары были представлены Ниной и Станиславом Жуками. Жуки стали и первыми фигуристами СССР, участвовавшими в Олимпийских играх (1960 год — 6 место). Представительницы женского одиночного катания вышли на международный уровень и вовсе только в самом конце 50—х. Ирина Люлякова и Татьяна Немцова стали первыми советскими одиночницами, выступившими на чемпионате Европы (1959 год), а Немцова также впервые участвовала в чемпионате мира (1962 год). Первыми одиночницами, принявшими участие в Олимпиаде, в 1968 году, стали Галина Гржибовская (Кухар) (16-е место) и Елена Щеглова (12-е место).

Последний чемпионат Советского союза прошёл в конце декабря 1991 года в Киеве. После развала СССР новые независимые государства начали проводить свои национальные чемпионаты.

Как правило, чемпионаты проводились в первой половине января, с сезона 1971/72 — в годы Олимпиад — в апреле, в 1962, 1966, 1974, 1978 — в марте в рамках Спартакиад народов СССР. С сезона 1987/88 было решено проводить чемпионат во второй половине декабря (поэтому в календарном 1987 году фактически прошли два чемпионата — сезона 1986/87 в январе, в Вильнюсе и сезона 1987/88 в декабре, в Ереване).

В связи с давностью лет, малым количеством источников и неустоявшейся в то время терминологией трудно установить точное число довоенных чемпионатов, годы и места их проведения. До создания федерации турниры именовались и первенствами СССР, и всесоюзными турнирами сильнейших фигуристов. Проводились и чемпионаты Москвы и Ленинграда, которые в связи со слабым развитием фигурного катания в стране фактически также являлись чемпионами страны. В ряде авторитетных источников содержатся противоречивые данные.

dic.academic.ru

Парное фигурное катание - это... Что такое Парное фигурное катание?

Парное катание на почтовой марке. Элемент «спираль».

Па́рное фигурное катание — вид спорта, разновидность фигурного катания. Спортсмены, мужчина и женщина,[1] катаются в унисон, исполняя движения в такой гармонии друг с другом, что создаётся впечатление настоящего парного катания, а не независимого катания двух одиночников.

Структура соревнований

По состоянию на сезон 2010—11, соревнования по парному фигурному катанию проходят по обычной схеме. Сначала идёт квалификация: наиболее слабые (по результатам предыдущих соревнований) участники исполняют произвольную программу, сильные квалифицируются автоматически. После этого 20 пар, прошедших квалификацию, исполняют короткую программу, и 16 лучших по итогам короткой программы исполняют произвольную. Победитель определяется по сумме короткой и произвольной программ.

В большинстве крупных соревнований квалификация не нужна: в парном катании, как одном из наиболее сложных и травмоопасных видов фигурного катания, не так много участников.

Элементы парного катания

Три элемента — синхронное вращение, синхронный прыжок и дорожка шагов — не что иное, как синхронное исполнение аналогичных одиночных элементов. Спираль и совместное вращение партнёры выполняют вместе, как единое целое. Элементы «поддержка», «выброс», «подкрутка» и «тодес» вообще не имеют аналогов в одиночном катании.

Все элементы должны быть связаны различными соединительными шагами и другими движениями парного катания, с разнообразными позициями и хватами, при полном использовании поверхности катка.

Запрещённые

С одной стороны, парное катание — очень травмоопасный вид спорта. Нередки падения с поддержек и выбросов, травмы от конька партнёра. С другой — «трюкачество» нередко использовалось, чтобы скрыть откровенно слабое катание одного из партнёров.[2] Поэтому список запрещённых приёмов широк:

  • Сальто
  • Прыжки навстречу партнёру;
  • Каскады из 3 и более прыжков;
  • Поддержки за запрещённые части тела;
  • Поддержки с поворотом более 3,5 оборотов;
  • Вращательные движения, когда партнёр вращает партнёршу в воздухе вокруг себя, держа её за руку или за ногу;
  • Крутящие или вращательные движения, в которых партнёрша переворачивается, и её опорная нога отрывается ото льда;
  • Вращательные движения с хватом одного из партнёров за ногу, руку или шею другого партнёра;
  • Раскрутки за руку или ногу, в которых партнёрша теряет контакт со льдом;
  • Перевороты партнёрши в вертикальной плоскости;
  • Лежание на льду и длительное и/или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
  • Злоупотребление поддержками, когда партнёрша значительную долю программы проводит на руках у мужчины, а не на коньках;
  • Использование декораций, посторонних предметов;

За исполнение каждого из запрещенных элементов / движений, включенных в программу, должно последовать снижение 2,0 очка.

Галерея элементов парного катания

  • Совместное вращение

  • Синхронное вращение

  • Синхронный прыжок

  • Запрещённая на соревнованиях, но нередко выполняемая в ледовых шоу поддержка "Детройтер"

  • Раскрутка партнёрши за ногу

История

Согласно первым Правилам ИСУ 1897 проводились соревнования в трех видах пар: мужчина и женщина, двое мужчин и две женщины. В таком виде соревнования проводились на разных уровнях (включая национальные чемпионаты), возможно, вплоть до 1960-х годов, однако чемпионаты мира и Олимпиады проводились только среди пар, состоящих из мужчины и женщины.

Первый чемпионат мира (отдельно от других видов фигурного катания) среди спортивных пар в современном виде (мужчина и женщина) проведен в 1908. В первые годы наибольших достижений добились немецкая (Анна Хюблер и Генрих Бургер (выигрывали в 1908-10, и Олимпийские игры 1908), Макси Хербер и Эрнст Байер, 1936-39 и Олимпийские игры 1936)), австрийская (Хелен Энгельманн (Helene Engelmann) с партнерами Карлом Мейстриком, затем — Альфредом Бергером, 1913, 1922 и 1924 и Олимпийские игры 1924), финская (Людовика и Вальтер Якобссон (1914 и 1923 и Олимпийские игры 1920), и французская школы (Андре Жоли и Пьер Брюне (1926, 1928, 1930, 1932 и Олимпийские игры 1928 и 1932). В 1924 на первом чемпионате СССР выиграли Александра Быковская и Юрий Зельдович, затем соревнования пар на чемпионатах проводились с перерывами, однако большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман (выигрывали чемпионат СССР в том числе в 1937 и 1939) и Татьяна Гранаткина (Толмачева) — Александр Толмачев (по разным данным, возможно, в 1937-38, 1941, 1945-52). Пары выполняли лишь произвольную программу, в которой стремились достичь наибольшей синхронности, плавности движений, красоты линий, среди элементов были одинарные прыжки, несложные парные и параллельные вращения, поддержки в основном на уровне талии, тодес исполнялся в «старом» варианте, без параллельного, близкого ко льду, расположения партнерши.

После Второй мировой войны, в отличие от одиночного катания, где воцарились американцы и канадцы, не остановившие развития своих школ, европейские пары составляли достойную конкуренцию и более того, выигрывали. Пара из Бельгии Мишлин Ланнуа и Пьер Бонье (Micheline Lannoy — Pierre Baugniet, 1947-48), пары из ФРГ Риа и Пауль Фальк (1951-52), Марика Килиус и Ганс-Юрген Боймлер (1963-64), из Австрии — Элизабет Шварц и Курт Оппельт (1956) и др. С 1950-х больших успехов добилась канадская школа, в 1957-60 выигрывали Барбара Вагнер и Роберт Пол и др. В СССР, после ухода Татьяны Гранаткиной из любительского спорта, выдвинулись пары Майя Беленькая — Игорь Москвин (выигрывали в 1953-54) и Лидия Герасимова — Юрий Киселёв (1955-56), обе пары впервые дебютировали на международных соревнованиях — на чемпионате Европы в 1956. Пары медленно усложняли свои программы, в 1948 стали исполнять современный вариант тодеса в низкой позиции (впервые — канадцы Сюзан Морроу и Уоллес Дистельмайер, Suzanne Morrow — Wallace Diestelmeyer), а с 1950 пара Р. и П. Фальк — впервые двойные прыжки и поддержку лассо.

В 1957 победу на чемпионате СССР впервые одержала пара Нина Бакушева(Жук) и Станислав Жук (выигрывали в 1957-59 и 1961), тренируемые Петром Орловым, прежде всего революционно изменив поддержки, многие из которых выполнялись в позиции, когда партнерша находилась над головой партнера, в том числе даже впервые удерживаемая на одной руке. Однако на первых международных соревнованиях (чемпионате Европы 1957) судьи эти поддержки сочли «акробатическими» и слишком рискованными, снизив оценки и поставив пару лишь на 6-е место. Однако уже на следующем чемпионате поддержки засчитали и пара стала второй.

В 1962 наконец добилась победы на чемпионате СССР (впервые дебютировав в 1954, затем выигрывая по 1968, кроме 1965) одна из самых выдающихся пар за всю историю фигурного катания — Людмила Белоусова и Олег Протопопов, затем выигравшие Олимпийские игры 1964 и 1968, чемпионаты мира 1965-68, достигшие исключительной гармоничности программ, тончайшего психологизма (в осн. раскрывая образы возлюбленных), идеально воплощая на льду смысл музыки (используя в осн. классические произведения), внеся новизну во многие элементы (прежде всего в спирали — придумав т. н. «космическую спираль», впервые исполнив тодес на внутреннем ребре и др.), многократно получив оценки 6,0, поведя развитие фигурного катания по пути художественного обогащения программ. С этого времени советская школа вышла в безусловные лидеры мирового парного катания (выиграв в 1964—2006 все 12 олимпийских игр и в 1965—2007 — 32 из 42 чемпионатов мира).

В 1969 чемпионат Европы сенсационно выиграла пара Ирина Роднина — Алексей Уланов, их тренер С. А. Жук развивал присущий советской школе художественно-атлетический стиль, привнеся в фигурное катание огромную скорость скольжения, ещё более технически усложнив элементы. Роднина — Уланов впервые в мире исполнили параллельный прыжок двойной аксель. С осени 1972 Роднина выступала с Александром Зайцевым, и рекордно выиграла трижды олимпийские игры (1972, 1976, 1980) и 10 чемпионатов мира (1969-79, кроме 1978), чемпионаты СССР в 1970-71, 1973-75, 1977. Пара выполняла тройную подкрутку, поддержки на одной руке до трех оборотов и др. Успехов добились и другие советские пары: Тамара Москвина — Алексей Мишин, выиграв чемпионат СССР в 1969, Людмила Смирнова — Андрей Сурайкин (затем с Алексеем Улановым), Галина Карелина — Георгий Проскурин, Ирина Черняева — Василий Благов (выиграли чемпионат СССР в 1972), Ирина Воробьёва — Александр Власов (выиграли чемпионат СССР в 1976), Надежда Горшкова — Евгений Шеваловский и др. С этого времени уровень пар чемпионатов СССР превосходил порой уровень чемпионатов Европы и даже мира. В 1977 сенсационно дебютировала пара Марина Черкасова — Сергей Шахрай (выиграли чемпионат мира в 1980, чемпионаты СССР 1978-79), тренера С. А. Жука, исполнив на десятилетия опережающий по сложности набор элементов, включая впервые в фигурном катании элемент в четыре оборота — четверную подкрутку, а также затем впервые подкрутку тройной аксель (1978), попытку тройного прыжка (тулуп, 1978), тодеса с многократными сменами позиций партнерши, спуска партнерши с поддержки через сальто (переворотом), необычных вращений и заходов на элементы. В том же стиле работали и пары Марина Пестова — Станислав Леонович (выиграли чемпионат СССР в 1980, 1982-83), Вероника Першина — Марат Акбаров (1981), Лариса Селезнёва — Олег Макаров (1984-85, 1988-89).

Наконец к сер.1980-х С. А. Жуку удалось подобрать одну из самых выдающихся пар в истории — Екатерина Гордеева — Сергей Гриньков (выигрывали в 1986-87, 1989-90 и Олимпиады в 1988 и 1994, чемпионат СССР в 1987, России в 1994), с 1987 их продолжил тренировать С. Леонович. Шедеврами парного катания стали их произвольные программы на Олимпиадах 1988 и 1994, доведенные до идеала — практически абсолютная синхронность и согласованная техника исполнения всех элементов, особая мягкость и чистота на приземлениях, исключительно сложные поддержки и подкрутки (в том числе четверная в 1987), Е.Гордеева стала самой популярной спортсменкой на Олимпиаде-88.

С конца 1970-х ведущим тренером в советской школе парного катания становится Т. Н. Москвина, помимо традиционной сложности элементов, всегда проявлявшая фантазию в придумывании оригинальных, новых, а порой и уникальных элементов, и особенно связующих («элементов между элементами»), добиваясь исключительной гармоничности программ, этот стиль прослеживался у всех её пар. Первыми чемпионами мира в 1981 стали её ученики Ирина Воробьёва и Игорь Лисовский, затем Елена Валова и Олег Васильев (выигрывали в 1983, 1985, 1988, Олимпиаду в 1984, чемпионат СССР в 1986), первыми в мире сделали чисто тройной прыжок (тулуп). Наталья Мишкутёнок и Артур Дмитриев с одной из лучших программ за всю историю «Грезы любви» на музыку Листа исполняли цельную, непрерывную серию разннообразнейших спиралей и тодесов, длительностью полторы минуты, выиграли в 1991-92, на Олимпиаде-92, на чемпионате СССР в 1991. Второй раз Артур Дмитриев стал олимпийским чемпионом с Оксаной Казаковой в 1998 году. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе вошли в историю с артистичной программй «Чарли Чаплин», выигрывали в 1998-99, Олимпиаду в 2002 году и чемпионаты России в 1999—2002.

Продолжил традиции школы своего наставника Олег Васильев, выведший пару Татьяна Тотьмянина — Максим Маринин (выигрывали в 2004-05, Олимпиаду в 2006 году, чемпионаты России в 2003-05).

С 1990-х успешно работали и тренеры супруги Николай и Людмила Великовы (их ученики Евгения Шишкова — Вадим Наумов выигрывали в 1994, чемпионат России в 1992, 1996, Мария Петрова — Алексей Тихонов в 2000, чемпионат России в 2006), Наталья Павлова (её ученики Марина Ельцова — Андрей Бушков выиграли в 1996, чемпионат России в 1995, 1997-98). После того, как И.Роднина стала тренером пары из Чехии Радка Коваржикова — Рене Новотны, ей удалось выиграть в 1995.

В эти годы значительных успехов добилась и школа ГДР, также большое внимание уделяя технически сложным элементам, становились призёрами пары Хайдемари Штайнер  — Хайнц-Ульрих Вальтер (Heidemarie Steiner — Heinz-Ulrich Walther), Мануэла Грос — Уве Кагельман (Manuela Gross — Uwe Kagelmann) (впервые исполнили выброс двойной аксель и тройную подкрутку, за что на Олимпиаде 1972 получили оценки 5,9 за технику), Роми Кермер — Рольф Эстеррайх (Romy Kermer — Rolf Osterreich впервые в 1975 исполнили тройной выброс (риттбергер)), Мануэла Магер — Уве Беверсдорф, наконец пара Сабине Бэсс — Тассило Тирбах (Sabine Baess — Tassilo Thierbach), ученики тренера Ирене Зальцманн, выиграли чемпионат мира 1982, исполняя до 4 сложнейших выбросов (в том числе тройной риттбергер и тройной тулуп). Продолжила традиции школы ГДР тренер Моника Шайбе — её ученики Манди Вётцель и Инго Штойер (Mandy Woetzel — Ingo Steuer) выиграли чемпионат мира в 1997, наконец сам И. Штойер вывел в лидеры пару Алена Савченко и Робин Шелковы (Aliona Savchenko — Robin Szolkowy).

Представителям остальных стран лишь иногда удавалось несколько потеснить советские (российские) пары. Канадская и американская школы так и не смогли освоить сложные прыжковые элементы, из-за этого всегда уступая. После долгого перерыва канадцам Барбаре Андерхилл — Полу Мартини удалось выиграть «домашний» чемпионат мира 1984 в Оттаве (Канада), не исполняя ни тройного прыжка, ни прыжка двойной аксель, которыми владели все лидеры, в основном за счет ошибок Е. Валовой и О. Васильева. В 1993 выиграли Изабель Брассёр — Ллойд Айслер (Isabelle Brasseur — Lloyd Eisler), также без тройного прыжка, но за счет силовых поддержек (Айслер вошёл в историю как «домкрат», впервые поднимавший партнершу на одной руке в поддержку). Наконец пара Жами Сале — Давид Пеллетье вновь выиграли «домашний» чемпионат в Ванкувере (Канада) 2001 — партнерша допустила ошибку, исполнив вместо двойного акселя лишь одинарный, однако несколько судей не заметили этого и не снизили оценки, поставив пару на первое место.

Пара, по результатам судейских оценок, проиграла и Олимпийские игры 2002, однако в результате громкого скандала, развернутого в американской и канадской прессе, давления на ИСУ, произошёл беспрецедентный случай впервые в истории фигурного катания, французский арбитр Мари-Рейн Ле Гунь была обвинена в предвзятом судействе (обвинение доказано не было) и канадской паре вручили вторую золотую медаль на повторном награждении, что дискредитировало не только ИСУ, но и подорвало интерес к фигурному катанию в целом.

С конца 1990-х небывалое развитие получило парное катание в КНР, китайская школа, продолжила традиции советской школы. Заложенная стараниями советских специалистов, в частности Игоря Ксенофонтова, китайская школа добилась значительных успехов и стала одной из самых сильных в мире. Китайские пары Шэнь Сюэ — Чжао Хунбо и Пан Цин — Тун Цзянь на Олимпийских играх в Ванкувере в 2010 году выиграли золото и серебро, прервав длящуюся 46 лет серию олимпийских побед фигуристов СССР и России.[3]

Примечания

Ссылки

dal.academic.ru

Парное фигурное катание - это... Что такое Парное фигурное катание?

Парное катание на почтовой марке. Элемент «спираль».

Па́рное фигурное катание — вид спорта, разновидность фигурного катания. Спортсмены, мужчина и женщина,[1] катаются в унисон, исполняя движения в такой гармонии друг с другом, что создаётся впечатление настоящего парного катания, а не независимого катания двух одиночников.

Структура соревнований

По состоянию на сезон 2010—11, соревнования по парному фигурному катанию проходят по обычной схеме. Сначала идёт квалификация: наиболее слабые (по результатам предыдущих соревнований) участники исполняют произвольную программу, сильные квалифицируются автоматически. После этого 20 пар, прошедших квалификацию, исполняют короткую программу, и 16 лучших по итогам короткой программы исполняют произвольную. Победитель определяется по сумме короткой и произвольной программ.

В большинстве крупных соревнований квалификация не нужна: в парном катании, как одном из наиболее сложных и травмоопасных видов фигурного катания, не так много участников.

Элементы парного катания

Три элемента — синхронное вращение, синхронный прыжок и дорожка шагов — не что иное, как синхронное исполнение аналогичных одиночных элементов. Спираль и совместное вращение партнёры выполняют вместе, как единое целое. Элементы «поддержка», «выброс», «подкрутка» и «тодес» вообще не имеют аналогов в одиночном катании.

Все элементы должны быть связаны различными соединительными шагами и другими движениями парного катания, с разнообразными позициями и хватами, при полном использовании поверхности катка.

Запрещённые

С одной стороны, парное катание — очень травмоопасный вид спорта. Нередки падения с поддержек и выбросов, травмы от конька партнёра. С другой — «трюкачество» нередко использовалось, чтобы скрыть откровенно слабое катание одного из партнёров.[2] Поэтому список запрещённых приёмов широк:

  • Сальто
  • Прыжки навстречу партнёру;
  • Каскады из 3 и более прыжков;
  • Поддержки за запрещённые части тела;
  • Поддержки с поворотом более 3,5 оборотов;
  • Вращательные движения, когда партнёр вращает партнёршу в воздухе вокруг себя, держа её за руку или за ногу;
  • Крутящие или вращательные движения, в которых партнёрша переворачивается, и её опорная нога отрывается ото льда;
  • Вращательные движения с хватом одного из партнёров за ногу, руку или шею другого партнёра;
  • Раскрутки за руку или ногу, в которых партнёрша теряет контакт со льдом;
  • Перевороты партнёрши в вертикальной плоскости;
  • Лежание на льду и длительное и/или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
  • Злоупотребление поддержками, когда партнёрша значительную долю программы проводит на руках у мужчины, а не на коньках;
  • Использование декораций, посторонних предметов;

За исполнение каждого из запрещенных элементов / движений, включенных в программу, должно последовать снижение 2,0 очка.

Галерея элементов парного катания

  • Совместное вращение

  • Синхронное вращение

  • Синхронный прыжок

  • Запрещённая на соревнованиях, но нередко выполняемая в ледовых шоу поддержка "Детройтер"

  • Раскрутка партнёрши за ногу

История

Согласно первым Правилам ИСУ 1897 проводились соревнования в трех видах пар: мужчина и женщина, двое мужчин и две женщины. В таком виде соревнования проводились на разных уровнях (включая национальные чемпионаты), возможно, вплоть до 1960-х годов, однако чемпионаты мира и Олимпиады проводились только среди пар, состоящих из мужчины и женщины.

Первый чемпионат мира (отдельно от других видов фигурного катания) среди спортивных пар в современном виде (мужчина и женщина) проведен в 1908. В первые годы наибольших достижений добились немецкая (Анна Хюблер и Генрих Бургер (выигрывали в 1908-10, и Олимпийские игры 1908), Макси Хербер и Эрнст Байер, 1936-39 и Олимпийские игры 1936)), австрийская (Хелен Энгельманн (Helene Engelmann) с партнерами Карлом Мейстриком, затем — Альфредом Бергером, 1913, 1922 и 1924 и Олимпийские игры 1924), финская (Людовика и Вальтер Якобссон (1914 и 1923 и Олимпийские игры 1920), и французская школы (Андре Жоли и Пьер Брюне (1926, 1928, 1930, 1932 и Олимпийские игры 1928 и 1932). В 1924 на первом чемпионате СССР выиграли Александра Быковская и Юрий Зельдович, затем соревнования пар на чемпионатах проводились с перерывами, однако большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман (выигрывали чемпионат СССР в том числе в 1937 и 1939) и Татьяна Гранаткина (Толмачева) — Александр Толмачев (по разным данным, возможно, в 1937-38, 1941, 1945-52). Пары выполняли лишь произвольную программу, в которой стремились достичь наибольшей синхронности, плавности движений, красоты линий, среди элементов были одинарные прыжки, несложные парные и параллельные вращения, поддержки в основном на уровне талии, тодес исполнялся в «старом» варианте, без параллельного, близкого ко льду, расположения партнерши.

После Второй мировой войны, в отличие от одиночного катания, где воцарились американцы и канадцы, не остановившие развития своих школ, европейские пары составляли достойную конкуренцию и более того, выигрывали. Пара из Бельгии Мишлин Ланнуа и Пьер Бонье (Micheline Lannoy — Pierre Baugniet, 1947-48), пары из ФРГ Риа и Пауль Фальк (1951-52), Марика Килиус и Ганс-Юрген Боймлер (1963-64), из Австрии — Элизабет Шварц и Курт Оппельт (1956) и др. С 1950-х больших успехов добилась канадская школа, в 1957-60 выигрывали Барбара Вагнер и Роберт Пол и др. В СССР, после ухода Татьяны Гранаткиной из любительского спорта, выдвинулись пары Майя Беленькая — Игорь Москвин (выигрывали в 1953-54) и Лидия Герасимова — Юрий Киселёв (1955-56), обе пары впервые дебютировали на международных соревнованиях — на чемпионате Европы в 1956. Пары медленно усложняли свои программы, в 1948 стали исполнять современный вариант тодеса в низкой позиции (впервые — канадцы Сюзан Морроу и Уоллес Дистельмайер, Suzanne Morrow — Wallace Diestelmeyer), а с 1950 пара Р. и П. Фальк — впервые двойные прыжки и поддержку лассо.

В 1957 победу на чемпионате СССР впервые одержала пара Нина Бакушева(Жук) и Станислав Жук (выигрывали в 1957-59 и 1961), тренируемые Петром Орловым, прежде всего революционно изменив поддержки, многие из которых выполнялись в позиции, когда партнерша находилась над головой партнера, в том числе даже впервые удерживаемая на одной руке. Однако на первых международных соревнованиях (чемпионате Европы 1957) судьи эти поддержки сочли «акробатическими» и слишком рискованными, снизив оценки и поставив пару лишь на 6-е место. Однако уже на следующем чемпионате поддержки засчитали и пара стала второй.

В 1962 наконец добилась победы на чемпионате СССР (впервые дебютировав в 1954, затем выигрывая по 1968, кроме 1965) одна из самых выдающихся пар за всю историю фигурного катания — Людмила Белоусова и Олег Протопопов, затем выигравшие Олимпийские игры 1964 и 1968, чемпионаты мира 1965-68, достигшие исключительной гармоничности программ, тончайшего психологизма (в осн. раскрывая образы возлюбленных), идеально воплощая на льду смысл музыки (используя в осн. классические произведения), внеся новизну во многие элементы (прежде всего в спирали — придумав т. н. «космическую спираль», впервые исполнив тодес на внутреннем ребре и др.), многократно получив оценки 6,0, поведя развитие фигурного катания по пути художественного обогащения программ. С этого времени советская школа вышла в безусловные лидеры мирового парного катания (выиграв в 1964—2006 все 12 олимпийских игр и в 1965—2007 — 32 из 42 чемпионатов мира).

В 1969 чемпионат Европы сенсационно выиграла пара Ирина Роднина — Алексей Уланов, их тренер С. А. Жук развивал присущий советской школе художественно-атлетический стиль, привнеся в фигурное катание огромную скорость скольжения, ещё более технически усложнив элементы. Роднина — Уланов впервые в мире исполнили параллельный прыжок двойной аксель. С осени 1972 Роднина выступала с Александром Зайцевым, и рекордно выиграла трижды олимпийские игры (1972, 1976, 1980) и 10 чемпионатов мира (1969-79, кроме 1978), чемпионаты СССР в 1970-71, 1973-75, 1977. Пара выполняла тройную подкрутку, поддержки на одной руке до трех оборотов и др. Успехов добились и другие советские пары: Тамара Москвина — Алексей Мишин, выиграв чемпионат СССР в 1969, Людмила Смирнова — Андрей Сурайкин (затем с Алексеем Улановым), Галина Карелина — Георгий Проскурин, Ирина Черняева — Василий Благов (выиграли чемпионат СССР в 1972), Ирина Воробьёва — Александр Власов (выиграли чемпионат СССР в 1976), Надежда Горшкова — Евгений Шеваловский и др. С этого времени уровень пар чемпионатов СССР превосходил порой уровень чемпионатов Европы и даже мира. В 1977 сенсационно дебютировала пара Марина Черкасова — Сергей Шахрай (выиграли чемпионат мира в 1980, чемпионаты СССР 1978-79), тренера С. А. Жука, исполнив на десятилетия опережающий по сложности набор элементов, включая впервые в фигурном катании элемент в четыре оборота — четверную подкрутку, а также затем впервые подкрутку тройной аксель (1978), попытку тройного прыжка (тулуп, 1978), тодеса с многократными сменами позиций партнерши, спуска партнерши с поддержки через сальто (переворотом), необычных вращений и заходов на элементы. В том же стиле работали и пары Марина Пестова — Станислав Леонович (выиграли чемпионат СССР в 1980, 1982-83), Вероника Першина — Марат Акбаров (1981), Лариса Селезнёва — Олег Макаров (1984-85, 1988-89).

Наконец к сер.1980-х С. А. Жуку удалось подобрать одну из самых выдающихся пар в истории — Екатерина Гордеева — Сергей Гриньков (выигрывали в 1986-87, 1989-90 и Олимпиады в 1988 и 1994, чемпионат СССР в 1987, России в 1994), с 1987 их продолжил тренировать С. Леонович. Шедеврами парного катания стали их произвольные программы на Олимпиадах 1988 и 1994, доведенные до идеала — практически абсолютная синхронность и согласованная техника исполнения всех элементов, особая мягкость и чистота на приземлениях, исключительно сложные поддержки и подкрутки (в том числе четверная в 1987), Е.Гордеева стала самой популярной спортсменкой на Олимпиаде-88.

С конца 1970-х ведущим тренером в советской школе парного катания становится Т. Н. Москвина, помимо традиционной сложности элементов, всегда проявлявшая фантазию в придумывании оригинальных, новых, а порой и уникальных элементов, и особенно связующих («элементов между элементами»), добиваясь исключительной гармоничности программ, этот стиль прослеживался у всех её пар. Первыми чемпионами мира в 1981 стали её ученики Ирина Воробьёва и Игорь Лисовский, затем Елена Валова и Олег Васильев (выигрывали в 1983, 1985, 1988, Олимпиаду в 1984, чемпионат СССР в 1986), первыми в мире сделали чисто тройной прыжок (тулуп). Наталья Мишкутёнок и Артур Дмитриев с одной из лучших программ за всю историю «Грезы любви» на музыку Листа исполняли цельную, непрерывную серию разннообразнейших спиралей и тодесов, длительностью полторы минуты, выиграли в 1991-92, на Олимпиаде-92, на чемпионате СССР в 1991. Второй раз Артур Дмитриев стал олимпийским чемпионом с Оксаной Казаковой в 1998 году. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе вошли в историю с артистичной программй «Чарли Чаплин», выигрывали в 1998-99, Олимпиаду в 2002 году и чемпионаты России в 1999—2002.

Продолжил традиции школы своего наставника Олег Васильев, выведший пару Татьяна Тотьмянина — Максим Маринин (выигрывали в 2004-05, Олимпиаду в 2006 году, чемпионаты России в 2003-05).

С 1990-х успешно работали и тренеры супруги Николай и Людмила Великовы (их ученики Евгения Шишкова — Вадим Наумов выигрывали в 1994, чемпионат России в 1992, 1996, Мария Петрова — Алексей Тихонов в 2000, чемпионат России в 2006), Наталья Павлова (её ученики Марина Ельцова — Андрей Бушков выиграли в 1996, чемпионат России в 1995, 1997-98). После того, как И.Роднина стала тренером пары из Чехии Радка Коваржикова — Рене Новотны, ей удалось выиграть в 1995.

В эти годы значительных успехов добилась и школа ГДР, также большое внимание уделяя технически сложным элементам, становились призёрами пары Хайдемари Штайнер  — Хайнц-Ульрих Вальтер (Heidemarie Steiner — Heinz-Ulrich Walther), Мануэла Грос — Уве Кагельман (Manuela Gross — Uwe Kagelmann) (впервые исполнили выброс двойной аксель и тройную подкрутку, за что на Олимпиаде 1972 получили оценки 5,9 за технику), Роми Кермер — Рольф Эстеррайх (Romy Kermer — Rolf Osterreich впервые в 1975 исполнили тройной выброс (риттбергер)), Мануэла Магер — Уве Беверсдорф, наконец пара Сабине Бэсс — Тассило Тирбах (Sabine Baess — Tassilo Thierbach), ученики тренера Ирене Зальцманн, выиграли чемпионат мира 1982, исполняя до 4 сложнейших выбросов (в том числе тройной риттбергер и тройной тулуп). Продолжила традиции школы ГДР тренер Моника Шайбе — её ученики Манди Вётцель и Инго Штойер (Mandy Woetzel — Ingo Steuer) выиграли чемпионат мира в 1997, наконец сам И. Штойер вывел в лидеры пару Алена Савченко и Робин Шелковы (Aliona Savchenko — Robin Szolkowy).

Представителям остальных стран лишь иногда удавалось несколько потеснить советские (российские) пары. Канадская и американская школы так и не смогли освоить сложные прыжковые элементы, из-за этого всегда уступая. После долгого перерыва канадцам Барбаре Андерхилл — Полу Мартини удалось выиграть «домашний» чемпионат мира 1984 в Оттаве (Канада), не исполняя ни тройного прыжка, ни прыжка двойной аксель, которыми владели все лидеры, в основном за счет ошибок Е. Валовой и О. Васильева. В 1993 выиграли Изабель Брассёр — Ллойд Айслер (Isabelle Brasseur — Lloyd Eisler), также без тройного прыжка, но за счет силовых поддержек (Айслер вошёл в историю как «домкрат», впервые поднимавший партнершу на одной руке в поддержку). Наконец пара Жами Сале — Давид Пеллетье вновь выиграли «домашний» чемпионат в Ванкувере (Канада) 2001 — партнерша допустила ошибку, исполнив вместо двойного акселя лишь одинарный, однако несколько судей не заметили этого и не снизили оценки, поставив пару на первое место.

Пара, по результатам судейских оценок, проиграла и Олимпийские игры 2002, однако в результате громкого скандала, развернутого в американской и канадской прессе, давления на ИСУ, произошёл беспрецедентный случай впервые в истории фигурного катания, французский арбитр Мари-Рейн Ле Гунь была обвинена в предвзятом судействе (обвинение доказано не было) и канадской паре вручили вторую золотую медаль на повторном награждении, что дискредитировало не только ИСУ, но и подорвало интерес к фигурному катанию в целом.

С конца 1990-х небывалое развитие получило парное катание в КНР, китайская школа, продолжила традиции советской школы. Заложенная стараниями советских специалистов, в частности Игоря Ксенофонтова, китайская школа добилась значительных успехов и стала одной из самых сильных в мире. Китайские пары Шэнь Сюэ — Чжао Хунбо и Пан Цин — Тун Цзянь на Олимпийских играх в Ванкувере в 2010 году выиграли золото и серебро, прервав длящуюся 46 лет серию олимпийских побед фигуристов СССР и России.[3]

Примечания

Ссылки

brokgauz.academic.ru

Парное катание - Википедия

Парное катание на почтовой марке. Элемент «спираль».

Па́рное фигу́рное ката́ние — вид спорта, разновидность фигурного катания. Спортсмены, мужчина и женщина,[1] катаются в унисон, исполняя движения в такой гармонии друг с другом, что создаётся впечатление настоящего парного катания, а не независимого катания двух одиночников.

Структура соревнований[ | ]

По состоянию на сезон 2010—11, соревнования по парному фигурному катанию проходят по обычной схеме. Сначала идёт квалификация: наиболее слабые (по результатам предыдущих соревнований) участники исполняют произвольную программу, сильные квалифицируются автоматически. После этого 20 пар, прошедших квалификацию, исполняют короткую программу, и 16 лучших по итогам короткой программы исполняют произвольную. Победитель определяется по сумме короткой и произвольной программ.

В большинстве крупных соревнований квалификация не нужна: в парном катании как одном из наиболее сложных и травмоопасных видов фигурного катания не так много участников.

Элементы парного катания[ | ]

Три элемента — синхронное вращение, синхронный прыжок и дорожка шагов — не что иное, как синхронное исполнение аналогичных одиночных элементов. Спираль и совместное вращение партнёры выполняют вместе, как единое целое. Элементы «поддержка», «выброс», «подкрутка» и «тодес» вообще не имеют аналогов в одиночном катании.

Все элементы должны быть связаны различными соединительными шагами и другими движениями парного катания, с разнообразными позициями и хватами, при полном использовании поверхности катка.

Запрещённые[ | ]

С одной стороны, парное катание — очень травмоопасный вид спорта. Нередки падения с поддержек и выбросов, травмы от конька партнёра. С другой — «трюкачество» нередко использовалось, чтобы скрыть откровенно слабое катание одного из партнёров.[2] Поэтому список запрещённых приёмов широк:

  • Сальто
  • Прыжки навстречу партнёру;
  • Каскады из 4 и более прыжков;
  • Поддержки за запрещённые части тела;
  • Поддержки с поворотом более 3,5 оборотов;
  • Вращательные движения, когда партнёр вращает партнёршу в воздухе вокруг себя, держа её за руку или за ногу;
  • Крутящие или вращательные движения, в которых партнёрша переворачивается, и её опорная нога отрывается ото льда;
  • Вращательные движения с хватом одного из партнёров за ногу, руку или шею другого партнёра;
  • Раскрутки за руку или ногу, в которых партнёрша теряет контакт со льдом;
  • Перевороты партнёрши в вертикальной плоскости;
  • Лежание на льду и длительное и/или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
  • Злоупотребление поддержками, когда партнёрша значительную долю программы проводит на руках у мужчины, а не на коньках;
  • Использование декораций, посторонних предметов;

За исполнение каждого из запрещенных элементов / движений, включенных в программу, должно последовать снижение 2,0 очка.

Галерея элементов фигурного катания[ | ]

  • Совместное вращение

  • Синхронное вращение

  • Синхронный прыжок

  • Запрещённая на соревнованиях, но нередко выполняемая в ледовых шоу поддержка "Детройтер"

  • Раскрутка партнёрши за ногу

История[ | ]

Согласно первым Правилам ИСУ, утверждённым в 1897 году, проводились соревнования трёх видов пар: мужчина и женщина, двое мужчин и две женщины. В таком виде соревнования проводились на разных уровнях (включая национальные чемпионаты), возможно, вплоть до 1960-х годов, однако чемпионаты мира и Олимпиады проводились только среди смешанных пар.

Первый чемпионат мира по парному катанию в современном виде (мужчина и женщина) был проведён в 1908 году, причём отдельно от других видов фигурного катания. В первые годы наибольших достижений добились немецкая, австрийская, финская и французская школы. Так, пара из Германии Анна Хюблер и Генрих Бургер выигрывали чемпионат мира в 1908—1910 годах и Олимпийские игры 1908 года), Макси Хербер и Эрнст Байер также три года подряд становились чемпионами мира (1936—1939) и выиграли Олимпийские игры в 1936 году. Хелен Энгельманн (Helene Engelmann) вначале с партнёром Карлом Мейстриком, а затем с Альфредом Бергером побеждала на чемпионатах мира 1913, 1922 и 1924 годов, а также выиграла Олимпийские игры 1924 года. Людовика и Вальтер Якобссон побеждали в 1914 и 1923 годах, а также на Олимпийских играх 1920 года. (Андре Жоли и Пьер Брюне четыре раза становились чемпионами мира (1926, 1928, 1930 и 1932 годы) и дважды олимпийскими чемпионами (1928 и 1932 годы).

В СССР первый чемпионат по парному катанию состоялся в 1924 году. Выиграли его Александра Быковская и Юрий Зельдович. Затем соревнования пар на чемпионатах проводились с перерывами. Большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман (выигрывали чемпионат СССР в том числе в 1937 и 1939 годах) и Татьяна Гранаткина (Толмачёва) — Александр Толмачёв (по разным данным, возможно, в 1937—1938, 1941, 1945—1952). Пары выполняли лишь произвольную программу, в которой стремились достичь наибольшей синхронности, плавности движений, красоты линий, среди элементов были одинарные прыжки, несложные парные и параллельные вращения, поддержки в основном на уровне талии, тодес исполнялся в «старом» варианте, без параллельного, близкого ко льду, расположения партнёрши.

После Второй мировой войны, в отличие от одиночного катания, где воцарились американцы и канадцы, не остановившие развития своих школ, европейские пары составляли достойную конкуренцию. Пара из Бельгии Мишлин Ланнуа и Пьер Бонье (Micheline Lannoy — Pierre Baugniet, 1947—1948), пары из ФРГ Риа и Пауль Фальк (1951—1952), Марика Килиус и Ганс-Юрген Боймлер (1963—1964), из Австрии — Элизабет Шварц и Курт Оппельт (1956) и др. С 1950-х годов больших успехов добилась канадская школа, в 1957—1960 годах побеждали Барбара Вагнер и Роберт Пол и др. В СССР, после ухода Татьяны Гранаткиной из любительского спорта, выдвинулись пары Майя Беленькая — Игорь Москвин (выигрывали в 1953—1954) и Лидия Герасимова — Юрий Киселёв (1955—1956), обе пары впервые дебютировали на международных соревнованиях — на чемпионате Европы в 1956. Пары медленно усложняли свои программы, в 1948 году канадцы Сюзан Морроу и Уоллес Дистельмайер (Suzanne Morrow — Wallace Diestelmeyer) впервые исполнили современный вариант тодеса в низкой позиции, а в 1950 году Р. и П. Фальк стали первой парой, выполнившей двойные прыжки и поддержку лассо.

В 1957 году победу на чемпионате СССР впервые одержала пара Нина Бакушева (Жук) и Станислав Жук (выигрывали в 1957—1959 и 1961), тренируемые Петром Орловым, прежде всего революционно изменив поддержки, многие из которых выполнялись в позиции, когда партнёрша находилась над головой партнёра, в том числе впервые удерживаемая на одной руке. Однако на первых международных соревнованиях (чемпионате Европы 1957) судьи эти поддержки сочли «акробатическими» и слишком рискованными, снизив оценки и поставив пару лишь на 6-е место. Однако уже на следующем чемпионате поддержки засчитали и пара стала второй.

В 1962 году наконец-то добилась победы на чемпионате СССР одна из самых выдающихся пар за всю историю фигурного катания — Людмила Белоусова и Олег Протопопов (впервые дебютировавшие на союзных первенствах в 1954 году. Затем они выигрывали чемпионаты СССР по 1968 год, лишь один раз, в 1965 году, уступив первое место. Добилась пара Белоусова — Протопопова успехов и на международной арене, выиграв Олимпийские игры 1964 и 1968 годов, четыре чемпионата мира (1965 — 1968). Всего этого они достигли благодаря исключительной гармоничности программ, тончайшему психологизму (в основном раскрывая образы возлюбленных), идеально воплощая на льду смысл музыки (используя преимущественно классические произведения), внеся новизну во многие элементы (прежде всего в спирали — придумав так называемую «космическую спираль», впервые исполнив тодес на внутреннем ребре и др.), многократно получив оценки 6,0, поведя развитие фигурного катания по пути художественного обогащения программ. С этого времени советская школа вышла в безусловные лидеры мирового парного катания (выиграв с 1964 по 2006 год все двенадцать олимпийских золотых медалей и тридцать два из сорока двух чемпионатов мира с 1965 по 2007 год).

В 1969 году чемпионат Европы сенсационно выиграла пара Ирина Роднина — Алексей Уланов, их тренер С. А. Жук развивал присущий советской школе художественно-атлетический стиль, привнеся в фигурное катание огромную скорость скольжения, ещё более технически усложнив элементы. Роднина — Уланов впервые в мире исполнили параллельный прыжок двойной аксель. С осени 1972 года Роднина выступала с Александром Зайцевым, и рекордно выиграла трижды олимпийские игры (1972, 1976, 1980) и десять чемпионатов мира (1969 — 1979, кроме 1978), чемпионаты СССР в 1970 — 1971, 1973 — 1975, 1977. Пара выполняла тройную подкрутку, поддержки на одной руке до трёх оборотов и др. Успехов добились и другие советские пары: Тамара Москвина — Алексей Мишин, выиграв чемпионат СССР в 1969 году, Людмила Смирнова — Андрей Сурайкин (затем с Алексеем Улановым), Галина Карелина — Георгий Проскурин, Ирина Черняева — Василий Благов (выиграли чемпионат СССР в 1972), Ирина Воробьёва — Александр Власов (выиграли чемпионат СССР в 1976), Надежда Горшкова — Евгений Шеваловский и др. С этого времени уровень пар чемпионатов СССР превосходил порой уровень чемпионатов Европы и даже мира. В 1977 году сенсационно дебютировала пара Марина Черкасова — Сергей Шахрай (выиграли чемпионат мира в 1980, чемпионаты СССР 1978 — 79), тренера С. А. Жука, исполнив на десятилетия опережающий по сложности набор элементов, включая впервые в фигурном катании элемент в четыре оборота — четверную подкрутку, а также затем впервые подкрутку тройной аксель (1978), попытку тройного прыжка (тулуп, 1978), тодеса с многократными сменами позиций партнерши, спуска партнерши с поддержки через сальто (переворотом), необычных вращений и заходов на элементы. В том же стиле работали и пары Марина Пестова — Станислав Леонович (выиграли чемпионат СССР в 1980, 1982 — 83), Вероника Першина — Марат Акбаров (1981), Лариса Селезнёва — Олег Макаров (1984 — 85, 1988 — 89).

Наконец к середине 1980-х годов С. А. Жуку удалось подобрать одну из самых выдающихся пар в истории — Екатерина Гордеева — Сергей Гриньков (выигрывали в 1986—1987, 1989-1990 и Олимпиады в 1988 и 1994 годов, чемпионат СССР в 1987 году и России в 1994), с 1987 года их продолжил тренировать С. Леонович. Шедеврами парного катания стали их произвольные программы на Олимпиадах 1988 и 1994 годов, доведенные до идеала — практически абсолютная синхронность и согласованная техника исполнения всех элементов, особая мягкость и чистота на приземлениях, исключительно сложные поддержки и подкрутки (в том числе четверная в 1987), не случайно Екатерина Гордеева стала самой популярной спортсменкой на Олимпиаде в Калгари.

С конца 1970-х годов ведущим тренером в советской школе парного катания становится Т. Н. Москвина, помимо традиционной сложности элементов, всегда проявлявшая фантазию в придумывании оригинальных, новых, а порой и уникальных элементов, и особенно связующих («элементов между элементами»), добиваясь исключительной гармоничности программ, этот стиль прослеживался у всех её пар. Первыми чемпионами мира в 1981 году стали её ученики Ирина Воробьёва и Игорь Лисовский, затем успеха добились Елена Валова и Олег Васильев (выигрывали в 1983, 1985, 1988, Олимпиаду в 1984, чемпионат СССР в 1986), первыми в мире сделав чисто тройной прыжок (тулуп). Наталья Мишкутёнок и Артур Дмитриев с одной из лучших программ за всю историю «Грёзы любви» на музыку Ф. Листа, в ходе которой полторы минуты исполняли цельную, непрерывную серию разнообразнейших спиралей и тодесов, выиграли чемпионат СССР в 1991 году, чемпионаты мира 1991 и 1992 годов, а также Олимпиаду в Альбервиле. Второй раз Артур Дмитриев стал олимпийским чемпионом с Оксаной Казаковой в 1998 году. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе вошли в историю с артистичной программой «Чарли Чаплин» (они побеждали на чемпионатах мира 1998-1999 годов, чемпионатах России в 1999—2002 годах, а также на Олимпиаде в 2002 году).

Продолжил традиции школы своего наставника Олег Васильев, выведший пару Татьяна Тотьмянина — Максим Маринин (выигрывали в 2004—05, Олимпиаду в 2006 году, чемпионаты России в 2003—05).

С 1990-х годов успешно работали и тренеры супруги Николай и Людмила Великовы (их ученики Евгения Шишкова — Вадим Наумов выигрывали чемпионат мира в 1994 году, чемпионаты России в 1992 и 1996, Мария Петрова — Алексей Тихонов в 2000, чемпионат России в 2006), Наталья Павлова (её ученики Марина Ельцова — Андрей Бушков выиграли в 1996, чемпионат России в 1995, 1997—1998). После того, как И. Роднина стала тренером пары из Чехии Радка Коваржикова — Рене Новотны, ей удалось выиграть в 1995.

Олимпиада в Сочи 2014 года ознаменовалась возвращением российских фигуристов на первые места пьедестала почета. Пары Татьяна Волосожар — Максим Траньков и Ксения Столбова — Климов, Фёдор Александрович под руководством Нины Михайловны Мозер заняли 1-е и 2-е места, вернув тем самым «традицию» победы российских-советских фигуристов-парников на олимпийских играх.

В 1970-х—1980-х годах значительных успехов добилась и школа фигурного катания ГДР, которая также большое внимание уделяла технически сложным элементам. Призёрами становились восточно-германские пары Хайдемари Штайнер — Хайнц-Ульрих Вальтер (Heidemarie Steiner — Heinz-Ulrich Walther), Мануэла Грос — Уве Кагельман (Manuela Gross — Uwe Kagelmann) (впервые исполнили выброс двойной аксель и тройную подкрутку, за что на Олимпиаде 1972 получили оценки 5,9 за технику), Роми Кермер — Рольф Эстеррайх (Romy Kermer — Rolf Osterreich) впервые в 1975 году исполнили тройной выброс (риттбергер), Мануэла Магер — Уве Беверсдорф, наконец пара Сабине Бэсс — Тассило Тирбах (Sabine Baess — Tassilo Thierbach), ученики тренера Ирене Зальцманн, выиграли чемпионат мира 1982, исполняя до 4-х сложнейших выбросов (в том числе тройной риттбергер и тройной тулуп). Продолжила традиции школы ГДР тренер Моника Шайбе — её ученики Манди Вётцель и Инго Штойер (Mandy Woetzel — Ingo Steuer) выиграли чемпионат мира в 1997 году, наконец сам И. Штойер вывел в лидеры пару Алена Савченко и Робин Шелковы (Aliona Savchenko — Robin Szolkowy).

Представителям остальных стран лишь иногда удавалось несколько потеснить советские (российские) пары. Канадская и американская школы так и не смогли освоить сложные прыжковые элементы, из-за этого всегда уступая. После долгого перерыва канадцам Барбаре Андерхилл — Полу Мартини удалось выиграть «домашний» чемпионат мира 1984 в Оттаве (Канада), не исполняя ни тройного прыжка, ни прыжка двойной аксель, которыми владели все лидеры, в основном за счёт ошибок Е. Валовой и О. Васильева. В 1993 году выиграли Изабель Брассёр — Ллойд Айслер (Isabelle Brasseur — Lloyd Eisler), также без тройного прыжка, но за счёт силовых поддержек (Айслер вошёл в историю как «домкрат», впервые поднимавший партнёршу на одной руке в поддержку). Наконец пара Жами Сале — Давид Пеллетье вновь выиграли «домашний» чемпионат в Ванкувере (Канада) 2001 — партнерша допустила ошибку, исполнив вместо двойного акселя лишь одинарный, однако несколько судей не заметили этого и не снизили оценки, поставив пару на первое место. Пара, по результатам судейских оценок, проиграла и Олимпийские игры 2002 года, однако в результате громкого скандала, развернутого в американской и канадской прессе, давления на ИСУ, произошёл беспрецедентный случай впервые в истории фигурного катания, французский арбитр Мари-Рен Ле Гунь была обвинена в предвзятом судействе (обвинение доказано не было) и канадской паре вручили вторую золотую медаль на повторном награждении, что дискредитировало не только ИСУ, но и подорвало интерес к фигурному катанию в целом.

С конца 1990-х небывалое развитие получило парное катание в КНР. Заложенная стараниями советских специалистов, в частности Игоря Ксенофонтова, китайская школа, продолжая традиции советской школы, добилась значительных успехов и стала одной из самых сильных в мире. Китайские пары Шэнь Сюэ — Чжао Хунбо и Пан Цин — Тун Цзянь на Олимпийских играх в Ванкувере в 2010 году выиграли золото и серебро, прервав длящуюся 46 лет серию олимпийских побед фигуристов СССР и России.[3]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Однополые пары изредка встречаются в любительском и профессиональном катании; в «спорте высших достижений» такое запрещено.
  2. ↑ Трюки как замену мастерству можно увидеть в телешоу «Ледниковый период».
  3. ↑ Е. Вайцеховская: «Чудеса кончились…». 17.02.2010

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid