Бурцев, Михаил Иванович (спортсмен). Михаил бурцев


Михаил Бурцев: «Успеха достигают те, кому нравится сам процесс»

Нейроматематик Михаил Бурцев, руководитель Лаборатории нейронных систем и глубокого обучения МФТИ, объяснил ЧТД, чем его привлекают модели, при каких условиях ему удается хорошо работать и что в науке самое неприятное.

Кем бы ты стал, если бы не стал ученым?Я думаю, что стал бы инженером или программистом. Я хотел быть программистом и поступал на ВМК МГУ, но не поступил, поэтому пошел в МЭИ: там была кафедра микроэлектроники, с которой у нас в физматшколе в Подольске были связи (в Подольске расположен большой завод по изготовлению материалов для микроэлектроники). Так что в МЭИ я попал отчасти случайно.

Какие языки программирования ты знал к окончанию школы?Мы учили в школе Basic, в Доме научно-технического творчества молодежи в Москве я учил Pascal, переходящий в объектно-ориентированный Pascal. Потом, когда учился в аспирантуре, свои программы для моделирования я писал на Java.

Что тебе было интересно?Делать компьютерные модели. Программирование меня интересовало именно с точки зрения возможности смоделировать некоторую ситуацию, которая была бы автономной и развивалась бы сама по себе. Например, сделать какой-то автономный мир, но не в игре, а чтобы он сам по себе жил и был бы моделью какого-то процесса.

Твоя профессия — компьютерное моделирование и нейросети. Что она добавляет в наше понимание мира?Компьютерные модели занимают промежуточное положение между достаточно простыми аналитическими моделями и гораздо более сложным реальным миром. Они позволяют быстро проводить исследования как бы в реальном мире, а на самом деле в виртуальном. Ты можешь менять параметры этого мира и смотреть, как процессы в этом мире будут изменяться. И потом, перебирая разные альтернативные варианты поведения, ты можешь понять, какие принципы стоят за этими явлениями, какие «законы» тут работают, чтобы описать их в простой и более явной форме. Компьютерное моделирование как инструмент позволяет упростить путь к пониманию феноменов природы. Оно позволяет преодолевать сложность мира не скачком, а сначала редуцировать ее до компьютерной модели. А потом, сконцентрировавшись на ней, уже перейти на следующий уровень понимания. 

Сейчас я занимаюсь приложениями нейросетевых алгоритмов в области разговорного интеллекта, мы делаем на Физтехе проект iPavlov НТИ. Здесь примитивная компьютерная модель изменения связей между нейронами, так называемое глубокое обучение, используется для решения реальных задач, например, научиться искать в тексте ответ на вопрос. Следующий этап — соединить отдельные модели понимания вопроса пользователя, планирования и генерации ответа в целостного агента, способного поддерживать осмысленный диалог. Таким образом, мы сталкиваем модель с реальностью, проверяя, насколько она способна решать не только «игрушечные» задачи, но и настоящие.

Что в науке для тебя самое трудное и неприятное?Приходится писать много заявок на гранты. Конечно, если ты добиваешься суперхороших результатов, то любую твою заявку с радостью поддержат. Но к такому уровню приходишь не сразу. А если тема не очень популярна, то приходится долго мучиться с поиском финансирования. Необходимость следовать моде, чтобы получить ресурсы, — это, пожалуй, не очень приятная вещь. Если говорить о творческой стороне науки, к сожалению, невозможно прочитать все статьи, которые хочется, — это угнетает. Либо ты должен все время посвящать чтению статей коллег, либо заниматься своими исследованиями.

Когда ты почувствовал, что ты — настоящий ученый? Был такой момент? Или ты все еще сомневаешься, настоящий ли ты ученый?На самом деле сомневаюсь. Я чувствую нехватку квалификации. Хотелось бы большего. Если представить ученого, каким он должен быть, то в моем понимании я еще не дошел до состояния, которое я считал бы «хорошим». Можно сказать, что состояние «удовлетворительно» я прошел, а до состояния «хорошо» еще не дошел.

Что нужно для успеха в науке: ум и талант или упорство и характер? Нужны скорее врожденные качества или то, что ты можешь выработать сам?Я думаю, что все факторы взаимосвязаны. Без таланта или определенного уровня интеллектуальных способностей нельзя сделать что-то нетривиальное. Понятно, что ученые думают с разной скоростью, разброс даже по формальному уровню IQ достаточно высок. Кто-то решает задачи быстро, кто-то — медленно, но более упорно. Часто роль играют случайности, которые помогают найти решение задачи.

Бывало ли у тебя «состояние потока»? Когда ты понимал, что задача достаточно сложна, но у тебя есть способности, чтобы ее решить, и ты находишься в этом потоке, это доставляет тебе удовольствие?У меня такое состояние наступает, если я занимаюсь определенной задачей более 3-5 дней, и тогда можно хорошо работать. Но потом, если сделаешь перерыв, приходится снова концентрироваться. Я люблю сосредоточиться на одной задаче и ею заниматься, но так уже давно не получается.

Вообще успеха достигают те, кому скорее нравится сам процесс, чем те, кто хочет получить с помощью него какие-то сопутствующие блага. У бизнесменов успеха достигнет скорее тот, кому нравится сам процесс зарабатывания денег, чем тот, кто думает, как бы деньги потратить. В науке успеха достигают те, кому нравится сам процесс познания. Ты же не занимаешься наукой просто потому, что хочешь получить Нобелевскую премию или опубликовать статью в журнале.

Можно ли получить образование мирового уровня в твоей профессии? И если да, то где?Я думаю, что, конечно, на Физтехе. Есть еще парочка хороших, но их называть не буду. МФТИ — один из сильнейших вузов в России, хотя по мировым масштабам он по числу обучающихся — маленький вуз. Откровенно говоря, российское образование практически незаметно в мировом ландшафте. Пока ты находишься в России, кажется, что у нас одна из мощнейших в мире систем образования. А когда ты выходишь на мировой уровень, ты видишь, что — да, мы не уникальные, мы находимся где-то в сотне мировых вузов.

На твой взгляд, лучше сейчас учить то, что может понадобиться в будущем, или то, что интересно? Если подходить к этому выбору прагматично.Я думаю, нужно стремиться к пересечению этих двух множеств: сначала выбрать то, что тебе интересно, а потом подумать, что же сейчас наиболее перспективно, и найти баланс. 

Надо заниматься тем, что нравится, и стараться избавиться от того, что не нравится; найти работу, которая приносит тебе максимальное удовольствие и при этом минимизирует все отвлекающие факторы. Я стараюсь так делать постоянно, хотя не уверен, что у меня хорошо получается. По крайней мере это хороший рецепт от депрессии, возникающей при мысли «я занимаюсь не тем, чем хочу». Заниматься тем, чем хочешь, гораздо лучше с точки зрения внутренней согласованности, это более правильный выбор.

4td.fm

Бурцев, Михаил Иванович (спортсмен) Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бурцев.

Михаи́л Ива́нович Бу́рцев (21 июня 1956, Москва — 16 октября 2015, там же) — советский фехтовальщик (сабля). Двукратный Олимпийский чемпион и двукратный серебряный призёр Олимпийских игр. Заслуженный мастер спорта СССР (1980), заслуженный тренер СССР.

Биография

Михаил Бурцев заинтересовался фехтованием после того, как в его школу в 1964 году пришел тренер Игорь Григорьевич Пыльнов и рассказал о занятиях в секции фехтования. Бурцев вместе с одноклассниками посетил занятия в школе «Буревестник» и решил заняться фехтованием, хотя до этого играл в большой теннис. Под руководством тренера Пыльнова Михаил Бурцев завоевывал первые призовые места и выиграл первенство Москвы, побеждал на Спартакиадах школьников. На турнире во Франции занял 2 место, затем 2 место на Кубке Союза. Михаил Бурцев говорил о своем первом тренере Пыльнове, что он ему заменил отца и отгородил от всего, кроме фехтования. Игорь Пыльнов довел Бурцева до высокого уровня мастерства[1].

Первоначально выступал за «Буревестник», а в 1976 году перешёл в ЦСКА.

Имел высшее образование — окончил ГЦОЛИФК, получил специальность тренера. Занимал должности главного тренера Объединённой команды на Олимпиаде в Барселоне и старшего тренера по фехтованию города Москвы.

Похоронен на Троекуровском кладбище (участок 25а)

Спортивные достижения

  • двукратный чемпион Олимпийских игр (Игры 1976 года и Московская Олимпиада, в командном первенстве по фехтованию на саблях)
  • двукратный серебряный призёр Олимпийских игр (Игры 1980 года — в личном первенстве, Олимпиада 1988 года — в командном первенстве)
  • шестикратный чемпион мира (1977, 1979, 1983, 1985, 1986, 1987 в командном первенстве)
  • чемпион СССР (1986)

Литература

  • ФЕХТОВАНИЕ: Энциклопедия / Авторы-составители М. С. Ракита, В. Л. Штейнбах. — М.: Человек, 2011. — ISBN 978-5-904885-46-5. — С. 43-44.

Ссылки

Примечания

Олимпийские чемпионы по фехтованию на саблях в командном зачёте
  • 1908: Веркнер, Герде, Тот, Фёльдеш, Фукс
  • 1912: Берти, Веркнер, Герде, Месарош, Тот, Фёльдеш, Фукс, Шенкер
  • 1920: Бальди, Гаргано, А. Нади, Н. Нади, Пулити, Сантелли, Урбани, Чезарано
  • 1924: Ансельми, Бальзарини, Бертинетти, Бини, Кучча, Морикка, Пулити, Саррокки
  • 1928: Гараи, Гликаиш, Гомбош, Печауэр, Ради, Терстянски
  • 1932: Геревич, Гликаиш, Кабош, Надь, Печауэр, Пиллер
  • 1936: Берцей, Геревич, Кабош, Ковач, Райци, Райчаньи
  • 1948: Берцей, Геревич, Карпати, Ковач, Папп, Райчаньи
  • 1952: Берцей, Геревич, Карпати, Ковач, Папп, Райчаньи
  • 1956: Геревич, Карпати, Керестеш, Ковач, Магаи, Хамори
  • 1960: Геревич, Дельнеки, Карпати, Ковач, Менделеньи, Хорват
  • 1964: Асатиани, Мавлиханов, Мельников, Ракита, Рыльский
  • 1968: Винокуров, Мавлиханов, Назлымов, Ракита, Сидяк
  • 1972: Маффей, М. А. Монтано, М. Т. Монтано, Риголи, Сальвадори
  • 1976: Бурцев, Винокуров, Кровопусков, Назлымов, Сидяк
  • 1980: Алёхин, Бурцев, Кровопусков, Назлымов, Сидяк
  • 1984: Арчидьяконо, Далла Барба, Марин, Мельо, Скальцо
  • 1988: Буйдошо, Гедёвари, Небальд, Сабо, Чонгради
  • 1992: Гутцайт, Кириенко, Погосов, Поздняков, Ширшов
  • 1996: Кириенко, Поздняков, Шариков
  • 2000: Поздняков, Фросин, Шариков
  • 2004: Пийе, Г. Туйя, Д. Туйя
  • 2008: Лопес, Пийе, Сансон
  • 2012: Вон У Ён, Ку Бон Гиль, Ким Джон Хван, О Ын Сок

wikiredia.ru

Внедрение : Михаил Бурцев

Кандидат физико-математических наук, руководитель Лаборатории нейроинтеллекта и нейроморфных систем НБИК-Центра (РНЦ «Курчатовский институт»), научный сотрудник Института Прикладной Математики им. М.В. Келдыша РАН и старший научный сотрудник НИИ НФ им. П.К. Анохина РАМН. Окончил Московский энергетический институт (2000). Родился в 1977 году в Ульяновске. Живет и работает в Москве.

Область научных интересов:

- искусственная жизнь;- моделирование эволюционных процессов;- эволюция кооперации;- рост сложности в природе;- проблема адаптивности обучения;- селекционные теории обучения;- эпистемология и методология науки.

"Наверно, следует начать с краткой автобиографии моего интереса к подобному кругу вопросов. В детстве и юношестве я много читал фантастику, как нашу, так и зарубежную. В старших классах и на первых курсах института прочитал таких классиков, как - братья Стругацкие и Станислав Лем. Они и зародили во мне интерес к науке. Будучи старшеклассником я вынашивал планы моделирования в компьютере искусственного мира населенного различными существами борющимися за жизнь. Был откопан журнал "Квант", в котором описывалась классическая модель "хищник-жертва". Прочитав статью и глупо посмотрев на диффуры, я понял, что такого я не хочу. Я же хотел описать каждую особь определенного вида процедурой ее взаимодействия с окружающей средой (другими особями), а затем, запустив популяции различных процедур в виртуальный мир, посмотреть, как они там жить-то будут. То есть мой подход был алгоритмическим, "в духе" методов Искусственной жизни. В голове даже было сформировано некоторое представление, как всё это реализовать, но ничего так, и не было воплощено в жизнь. Примерно в тоже время я прочитал пару научно-популярных книжек, одну об истории и состоянии дел в области искусственного интеллекта, другую "... о передовых направлениях биофизики, биоорганической химии, микробиологии, вирусологии, о достижениях и перспективах этих наук.". После окончания школы пытался поступить в МГУ на факультет ВМиК, но экзамены не сдал, и пошел учиться в МЭИ.В процессе учения в МЭИ желание заниматься computer science сидело во мне, как заноза, но наружу выхода не находило. Толчком к активному самообразованию послужила статья Владимира Георгиевича Редько, прочитанная мной в журнале "Компьтерра". В статье было приведено несколько ссылок на интернет источники и, самое главное, на книгу Валентина Федоровича Турчина. Книга Турчина позволила сформировать то целостное мироощущение, которого мне не хватало, и подтолкнула к активной деятельности. Прочитав массу статей с Principia Cybernetica Project и других мест не столь отдаленных, я стал задумываться над тем, как бы продолжить свое образование в подобном русле. Через некоторое время я наткнулся на лекции по эволюционной кибернетике, которые Владимир Георгиевич начал размещать на своей страничке. Естественно у меня возникло желание эти лекции посещать. Потом я изъявил желание подключиться к работе над моделью, которой Владимир Георгиевич занимался совместно с Романом Гусаревым, что и произошло.Так я начал заниматься Искусственной жизнью".

Далее...

Рецензирование профессиональных изданий:

- Journal of Theoretical Biology;- Evolutionary computation, MIT Press;- International Joint Conference on Neural Networks.

Избранные статьи в рецензируемых журналах и сборниках трудов конференций:

2006Burtsev M.S., Turchin P.V. Evolution of cooperative strategies from first principles // Nature 440, 1041-1044 Прочитать статью

2005Бурцев М.С. Искусственная жизнь как метод математического компьютерного моделирования процессов эволюции сложных систем // Информационные технологии и вычислительные системы, N 3, стр. 5 – 22Burtsev M.S. Artificial Life Meets Anthropology: A Case of Aggression in Primitive Societies // In M. Capcarrere et al. (Eds.): ECAL 2005, LNAI 3630, pp. 655 – 664

2004Burtsev, M., and A. Korotayev. Evolutionary Agent-Based Models of Pre-State Warfare Patterns: Cross-Cultural Tests // World Cultures 15: 17-38Red'ko V.G., Prokhorov D.V., Burtsev M.S. Theory of Functional Systems, Adaptive Critics and Neural Networks // Proceedings of IJCNN, стр. 1787-1792Burtsev M.S. Tracking the Trajectories of Evolution // Artificial Life 10(4), стр. 397-411

2003Burtsev M.S. Measuring the Dynamics of Artificial Evolution // Lecture Notes in Computer Science, 2801 / 2003. Advances in Artificial Life, стр. 580-587

2002Бурцев М.С., Гусарев Р.В., Редько В.Г. Исследование механизмов целенаправленного адаптивного управления // Известия Академии Наук. Теория и системы управления. т. 6, стр. 55-62

Избранные выставки:

2011Фестиваль «Жизнь. Версия науки», ЦСИ Винзавод, Москва. Научный консультант, лектор, автор работ.

2010Выставка «Стеларк. Интернет-ухо», LABORATORIA Art&Science Space, Москва. Научный консультант, участник дискуссии, автор работ.

Избранные лекции:

2011Искусственный интеллект, в рамках фестиваля «Жизнь. Версия науки», организаторы Фонд Дмитрия Зимина «Династия» и лекторий Политехнического музея

2010Новое как протест или как соблазн, организатор LABORATORIA Art&Science Space Эволюция искусственного интеллекта, организатор Фонд развития Политехнического музея

2009Естественный путь к искусственному интеллекту, в рамках Научного цикла «Мозг и поведение», организатор Теории и практики Москвы

http://www.keldysh.ru/pages/mrbur-web

Лекция "Эволюция искусственного интеллекта":

Политехнический музей, 7 апреля 2009 года.

Интервью в программе «Наука 2.0»:

Программа «Наука 2.0» (телеканал «Россия 24») 19 марта, 2011

35_burtsev.jpg

newlaboratoria.ru

Эволюция кооперации // Михаил Бурцев ≪ ∀ x, y, z

Почему в процессе эволюции появляется кооперативное поведение? Как объясняют возникновение кооперации различные теории? И как исследование данного вопроса может отразиться на представлениях о морали человека? Об условиях возникновения кооперации, истоках человеческой морали и теории родственного отбора рассказывает специалист по эволюционной кибернетике Михаил Бурцев.

Примеров стремления к взаимопомощи между животными и людьми можно вспомнить много, однако выяснить причины возникновения такого кооперативного поведения не так легко.

  1. Возникновение кооперативного поведения в процессе эволюции – одна из актуальных проблем фундаментальной эволюционной биологии. Известно много примеров кооперативного поведения, как у животных, так и человека: родители заботящиеся о своих потомках, или же животные, живущие в группах и помогающие друг другу. Встречаются поразительные случаи межвидовой взаимопомощи, когда, например, гиппопотам вытаскивает антилопу из пасти крокодила, кладет ее на берегу и пытается оживить, хотя она уже в полумёртвом состоянии.
  2. С точки зрения наивного подхода к теории естественного отбора, не понятно, откуда у животных берется стремление к кооперации. Казалось бы, в процессе борьбы за существование каждая особь должна максимизировать свою выживаемость, а не растрачивать собственные ресурсы на других. Данная проблема активно исследуется, начиная с 60-х годов XX века, с тех пор было предложено несколько гипотез, объясняющих причины кооперативного поведения. Эти гипотезы рассматриваются в теоретической биологии при помощи математического и компьютерного моделирования, а в экспериментальной биологии – при помощи исследования поведения животных и генетики.
  3. Теория родственного отбора говорит о том, что если у животных есть возможность отличать родственников от неродственников, то врожденное поведение, направленное на помощь близким, будет поддерживаться отбором. Если в популяции есть гены, определяющие врожденное альтруистичное поведение по отношению к родственникам, то они «способствуют» распространению в популяции аналогичных генов, так как генотипы родственников схожи. Важно, что кооперативное поведение должно быть направлено на того, у кого есть такие же гены, иначе модель не будет работать.

    Hamilton W.D. The genetical evolution of social behaviour. I // Journal of Theoretical Biology. 1964. Vol. 7, № 1. P. 1–16.

    Hamilton W.D. The genetical evolution of social behaviour. II // Journal of Theoretical Biology. 1964. Vol. 7, № 1. P. 17–52.

  4. Теория взаимности, позволяющая объяснить кооперацию между неродственными особями, предполагает, что животные запоминают ситуации, чтобы кооперироваться только с теми, кто кооперируется в ответ, а не с теми, кто эгоистичен. Животные запоминают свои взаимоотношения с другими: кто вел себя «хорошо», а кто «плохо». Затем эта память используется для решения о кооперации: если партнер из «хороших», то ему стоит помогать, а если из «плохих», то нет.
  5. Объяснить возникновение кооперации может теория группового отбора. Если популяция существует небольшими локальными группами, конкурирующими за общий ресурс, то по причине малого числа особей в отдельных группах может быть высокая изменчивость, приводящая к появлению высокой доли кооператоров. Тогда группы, в которых оказалось много кооператоров, дают больше потомства и «разрастаются» по сравнению с группами, в которых кооператоров было мало. Таким образом, группы с кооператорами постепенно вытесняют группы эгоистов.
  6. В некоторых обществах (например, Акан), отцом ребенка считается не биологический отец, который может быть даже неизвестен, а родной брат матери. И он выполняет абсолютно ту же социальную роль, которую у нас выполняет отец, и ребенок относится к нему точно так же, как у нас ребенок относится к отцу. Исходя из теории родственного отбора, очевидно, что вероятность того, что в родном брате матери будут гены ребенка, того, что он является его действительным родственником – гораздо выше, чем вероятность того, что родственником ребенка является человек, которого мать считает его отцом. Это пример того, как такие глубокие генетические, биологические вещи отражаются на социальном устройстве общества.

    Trivers R.L. The evolution of reciprocal altruism // Quarterly review of biology. 1971. P. 35–57.

    Williams G.C., Williams D.C. Natural Selection of Individually Harmful Social Adaptations Among Sibs With Special Reference to Social Insects // Evolution. 1957. Vol. 11, № 1. P. 32.

    Wilson D.S. A Theory of Group Selection // PNAS. 1975. Vol. 72, № 1. P. 143–146.

    Akan people - Wikipedia, the free encyclopedia.

  7. Кооперативное поведение, которое мы видим у животных, в человеческом обществе называется моральным. То есть те моральные принципы, ценности и установки, которые есть у человека, определяют его кооперативное поведение в той или иной ситуации. С одной стороны, в культуре обычно существует представление об абсолютных моральных принципах, неизменных и обладающих внутренней ценностью, которые даны нам богом или какой-то внешней силой. Но современная наука накапливает все больше и больше фактов, что эти ценности возникли как продукт биологической и культурной эволюции. То есть это ценности, отобранные в процессе нашей эволюционной истории. От подхода к вопросу о возникновении морали человека зависит и отношение к ней. Если мы рассматриваем моральные установки как результат некоего процесса, позволившего нашим предкам адаптироваться к окружающей среде (и имеющие, таким образом, огромную ценность с эволюционной точки зрения), мы можем предположить, что в современном информационном обществе, когда среда очень быстро меняется, и социальные нормы могут меняться. Сегодня и в будущем некоторые моральные ценности могут не быть адаптивными и необходимыми, и это ставит проблему рационального выбора моральных императивов, как на уровне общества, так и личности.
Михаил Бурцев, кандидат физико-математических наук, НИЦ "Курчатовский Институт"

Похожее

  • Михаил Бурцев

    Как устроен процесс обучения? Что представляет собой нейрональная культура? Как можно объяснить активность нейронов в нейрональной культуре? Об электрической активности нейронов, следах памяти в нейрональных культурах и теории функциональных систем рассказывает кандидат физико-математических наук Михаил Бурцев.

  • Михаил Бурцев

    Кого считают "отцом" искусственной жизни? Какова структура клеточных автоматов Джона фон Неймана? В чем состоит проблема цифровой стерильности? Как развивается это направление сегодня? О концепции клеточных автоматов, проблеме цифровой стерильности и эволюции программ рассказывает кандидат физико-математических наук Михаил Бурцев.

  • Михаил Бурцев

    Какие существуют подходы к созданию искусственного интеллекта? Что такое символьный, или классический искусственный интеллект? С чем связан интерес ученых к такого рода исследованиям? Об истории кибернетики, искусственном интеллекте и моделировании человеческого мозга рассказывает кандидат физико-математических наук Михаил Бурцев.

  • Михаил Бурцев

    В своей лекции я сначала вкратце расскажу об истории, об эволюции искусственного интеллекта, что под ним понимается, в каком состоянии он сегодня. Затем попытаюсь кратко проанализировать текущее состояние и, возможно, предложить что-то для будущего искусственного интеллекта. Эта лекция будет в основном посвящена тому, как делать искусственный интеллект и что он из себя представляет, но в основной части я не буду затрагивать вопрос, нужен ли он, и к каким последствиям создание искусственного интеллекта может привести. В нескольких словах этого вопроса я коснусь в самом конце лекции. И потом постараюсь ответить на все ваши вопросы.
  • В Южной Корее 15 марта завершилась историческая партия в игру го: программа AlphaGo —против Ли Седоля, одного из сильнейших игроков планеты. AlphaGo обеспечила себе победу досрочно, выиграв три первые партии из пяти. Тем не менее, Ли Седоль смог выиграть в четвертом матче, но последний остался за AlphaGo. За несколько дней до финальной игры журналист «Медузы» Султан Сулейманов поговорил с Александром Крайновым, руководителем службы компьютерного зрения и технологий искусственного интеллекта «Яндекса», о том, как искусственный интеллект научился играть в го, откуда у него взялась интуиция и какие невероятные технологии нас ждут в ближайшем будущем.

  • Александр Панов

    Специалист по Computer Science Александр Панов об искусственном интеллекте, целенаправленном действии и вычислительной модели неокортекса.

  • Иван Иванчей

    Когнитивная психология с самого начала своей истории описывала человека как вычислительную машину. Иван расскажет о ключевых моментах развития этого пути исследования человека, к чему он привёл на сегодняшний день и как учёные моделируют такие таинственные и, как кажется, присущие только человеку процессы, как интуиция, предвидение, инсайт и уверенность.

  • Михаил Бурцев

    Почему за полвека усилий не удалось создать искусственный интеллект? И как киборги помогают понять работу мозга? Об этом рассказывает Михаил Бурцев, кандидат физико-математических наук, руководитель лаборатории нейронных систем и глубокого обучения МФТИ.

  • Максим Таланов

    Последнее время все большее внимание ученых привлекает новое направление исследований — эмоциональные вычисления (Affective computing). Роль эмоций в эволюции естественного интеллекта велика, искусственный интеллект пока многое упускает в этом отношении, в нем невозможно воплотить многие явления, связанные с эмоциональной картиной, с эмоциональным состоянием человека. Ученым из области ИИ активно помогают когнитивные нейробиологи, психологи и философы.
  • Дьюдни А. К.

    Человеческий разум превосходит системы искусственного интеллекта, потому что использует физические законы на квантовомеханическом уровне. К такому не бесспорному утверждению склоняется в своей новой книге Роджер Пенроуз, известный ученый, работающий в области математической физики. Хотя (как признает Пенроуз) это утверждение в настоящее время не может быть строго доказано, некоторые интригующие аргументы, содержащиеся в его книге «Новый ум императора», дают достаточно серьезные основания усомниться в справедливости философских положений, которые лежат в основе искусственного интеллекта.
Далее >>>

forany.xyz

Бурцев, Михаил Иванович (спортсмен) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бурцев.

Михаи́л Ива́нович Бу́рцев (21 июня 1956, Москва — 16 октября 2015, там же) — советский фехтовальщик (сабля). Двукратный Олимпийский чемпион и двукратный серебряный призёр Олимпийских игр. Заслуженный мастер спорта (1980), заслуженный тренер СССР.

Биография

Начал заниматься фехтованием в 1965 году. Первоначально выступал за «Буревестник», а в 1976 году перешёл в ЦСКА.

Имел высшее образование — окончил ГЦОЛИФК, получил специальность тренера. Занимал должности главного тренера Объединённой команды на Олимпиаде в Барселоне и старшего тренера по фехтованию города Москвы.

Похоронен на Троекуровском кладбище (участок 25а)

Спортивные достижения

  • двукратный чемпион Олимпийских игр (Игры 1976 года и Московская Олимпиада, в командном первенстве по фехтованию на саблях)
  • двукратный серебряный призёр Олимпийских игр (Игры 1980 года — в личном первенстве, Олимпиада 1988 года — в командном первенстве)
  • шестикратный чемпион мира (1977, 1979, 1983, 1985, 1986, 1987 в командном первенстве)
  • чемпион СССР (1986)

Напишите отзыв о статье "Бурцев, Михаил Иванович (спортсмен)"

Литература

  • ФЕХТОВАНИЕ: Энциклопедия / Авторы-составители М. С. Ракита, В. Л. Штейнбах. — М.: Человек, 2011. — ISBN 978-5-904885-46-5. — С. 43-44.

Ссылки

  • [www.rusfencing.ru/cntnt/o_fehtovan/kto_est_kt/b1/burcev_mih2.html Бурцев Михаил Иванович] на сайте Федерации фехтования России.

Олимпийские чемпионы по фехтованию на саблях среди мужчин (командное первенство)

1908: Веркнер, Герде, Тот, Фёльдеш, Фукс | 1912: Берти, Веркнер, Герде, Месарош, Тот, Фёльдеш, Фукс, Шенкер | 1920: Бальди, Гаргано, А. Нади, Н. Нади, Пулити, Сантелли, Урбани, Чезарано | 1924: Ансельми, Бальзарини, Бертинетти, Бини, Кучча, Морикка, Пулити, Саррокки | 1928: Гарай, Гликаиш, Гомбош, Печауэр, Ради, Терстянски | 1932: Геревич, Гликаиш, Кабош, Надь, Печауэр, Пиллер | 1936: Берцей, Геревич, Кабош, Ковач, Райци, Райчаньи | 1948: Берцей, Геревич, Карпати, Ковач, Папп, Райчаньи | 1952: Берцей, Геревич, Карпати, Ковач, Папп, Райчаньи | 1956: Геревич, Карпати, Керестеш, Ковач, Магаи, Хамори | 1960: Геревич, Дельнеки, Карпати, Ковач, Менделеньи, Хорват | 1964: Асатиани, Мавлиханов, Мельников, Ракита, Рыльский | 1968: Винокуров, Мавлиханов, Назлымов, Ракита, Сидяк | 1972: Маффей, М. А. Монтано, М. Т. Монтано, Риголи, Сальвадори | 1976: Бурцев, Винокуров, Кровопусков, Назлымов, Сидяк | 1980: Алёхин, Бурцев, Кровопусков, Назлымов, Сидяк | 1984: Арчидьяконо, Далла Барба, Марин, Мельо, Скальцо | 1988: Буйдошо, Гедёвари, Небальд, Сабо, Чонгради | 1992: Гутцайт, Кириенко, Погосов, Поздняков, Ширшов | 1996: Кириенко, Поздняков, Шариков | 2000: Поздняков, Фросин, Шариков | 2004: Пийе, Г. Туйя, Д. Туйя | 2008: Лопес, Пийе, Сансон | 2012: Вон У Ён, Ку Бон Гиль, Ким Джон Хван, О Ын Сок

Отрывок, характеризующий Бурцев, Михаил Иванович (спортсмен)

Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания. Командование левым флангом принадлежало по старшинству полковому командиру того самого полка, который представлялся под Браунау Кутузову и в котором служил солдатом Долохов. Командование же крайнего левого фланга было предназначено командиру Павлоградского полка, где служил Ростов, вследствие чего произошло недоразумение. Оба начальника были сильно раздражены друг против друга, и в то самое время как на правом фланге давно уже шло дело и французы уже начали наступление, оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу. Люди полков, от солдата до генерала, не ждали сражения и спокойно занимались мирными делами: кормлением лошадей в коннице, собиранием дров – в пехоте. – Есть он, однако, старше моего в чином, – говорил немец, гусарский полковник, краснея и обращаясь к подъехавшему адъютанту, – то оставляяй его делать, как он хочет. Я своих гусар не могу жертвовать. Трубач! Играй отступление! Но дело становилось к спеху. Канонада и стрельба, сливаясь, гремели справа и в центре, и французские капоты стрелков Ланна проходили уже плотину мельницы и выстраивались на этой стороне в двух ружейных выстрелах. Пехотный полковник вздрагивающею походкой подошел к лошади и, взлезши на нее и сделавшись очень прямым и высоким, поехал к павлоградскому командиру. Полковые командиры съехались с учтивыми поклонами и со скрываемою злобой в сердце. – Опять таки, полковник, – говорил генерал, – не могу я, однако, оставить половину людей в лесу. Я вас прошу , я вас прошу , – повторил он, – занять позицию и приготовиться к атаке. – А вас прошу не мешивайтся не свое дело, – отвечал, горячась, полковник. – Коли бы вы был кавалерист… – Я не кавалерист, полковник, но я русский генерал, и ежели вам это неизвестно… – Очень известно, ваше превосходительство, – вдруг вскрикнул, трогая лошадь, полковник, и делаясь красно багровым. – Не угодно ли пожаловать в цепи, и вы будете посмотрейть, что этот позиция никуда негодный. Я не хочу истребить своя полка для ваше удовольствие. – Вы забываетесь, полковник. Я не удовольствие свое соблюдаю и говорить этого не позволю. Генерал, принимая приглашение полковника на турнир храбрости, выпрямив грудь и нахмурившись, поехал с ним вместе по направлению к цепи, как будто всё их разногласие должно было решиться там, в цепи, под пулями. Они приехали в цепь, несколько пуль пролетело над ними, и они молча остановились. Смотреть в цепи нечего было, так как и с того места, на котором они прежде стояли, ясно было, что по кустам и оврагам кавалерии действовать невозможно, и что французы обходят левое крыло. Генерал и полковник строго и значительно смотрели, как два петуха, готовящиеся к бою, друг на друга, напрасно выжидая признаков трусости. Оба выдержали экзамен. Так как говорить было нечего, и ни тому, ни другому не хотелось подать повод другому сказать, что он первый выехал из под пуль, они долго простояли бы там, взаимно испытывая храбрость, ежели бы в это время в лесу, почти сзади их, не послышались трескотня ружей и глухой сливающийся крик. Французы напали на солдат, находившихся в лесу с дровами. Гусарам уже нельзя было отступать вместе с пехотой. Они были отрезаны от пути отступления налево французскою цепью. Теперь, как ни неудобна была местность, необходимо было атаковать, чтобы проложить себе дорогу. Эскадрон, где служил Ростов, только что успевший сесть на лошадей, был остановлен лицом к неприятелю. Опять, как и на Энском мосту, между эскадроном и неприятелем никого не было, и между ними, разделяя их, лежала та же страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых от мертвых. Все люди чувствовали эту черту, и вопрос о том, перейдут ли или нет и как перейдут они черту, волновал их. Ко фронту подъехал полковник, сердито ответил что то на вопросы офицеров и, как человек, отчаянно настаивающий на своем, отдал какое то приказание. Никто ничего определенного не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке. Раздалась команда построения, потом визгнули сабли, вынутые из ножен. Но всё еще никто не двигался. Войска левого фланга, и пехота и гусары, чувствовали, что начальство само не знает, что делать, и нерешимость начальников сообщалась войскам.

wiki-org.ru

«Я решил заниматься наукой как хобби» ≪ ∀ x, y, z

Михаил Бурцев Интервью о пути в науку, научной среде и популяризации науки с кандидатом физико-математических наук, заведующим Лабораторией нейроинтеллекта и нейроморфных систем НБИКС «Курчатовский Институт» Михаилом Бурцевым.

Как вы пришли в науку?

Я родился в Ульяновске, но в раннем возрасте переехал в Московскую область. Учился в физико-математическом классе 23 школы Подольска. У нас был нестандартный классный руководитель, который преподавал физику, математику и информатику. Он был выпускником физфака МГУ, не знаю какой судьбой заброшенным в нашу школу. Он не был профессиональным педагогом, и пытался привнести в обучение некоторые элементы из того, как устроено обучение в институте.

Например, нам ставили определенные сроки, к которым нужно было решить несколько десятков задач, а так как решение откладывалось до последнего, то в итоге получалось достаточно азартно - почти как спортивное задание. Задачи были разной сложности. Сначала быстро решались все простые задачи, а потом приходилось попотеть. Была и конкуренция, но не в плане того, кто заработает больше баллов, а в плане соревнования: «А у меня вот лучше получилось». Те, кто решал все задачи, давали списывать остальным. И всем было понятно, кто хочет и умеет решать задачи, а кто нет.

Еще помню, в школе были какие-то исследовательские проекты, например по исследованию оптимальности ветвления кровеносных сосудов. Хотя мы так до конца эту работу и не довели, но было интересно. В последние два года обучения в школе я несколько раз в неделю ездил в Москву на Шаболовскую в Дом научно-технического творчества молодежи и самообучался программированию на Pascal, хороший язык.

Еще в школе мне всегда было интересно, чем занимается наука. При этом казалось, что стать ученым я никогда не смогу, потому что для этого нужно быть очень умным. В институте, интерес к науке не ослабел, но направлен он был на темы методологии науки, искусственной жизни искусственного интеллекта, а учили меня микроэлектронике и полупроводникам. К счастью, в конце 90-х доступ к интернету стал общедоступным, что позволило читать статьи из областей, притягивавших мое внимание. Я решил для себя, что раз ученым мне не стать, а наука нравится, то буду заниматься ей как хобби.

В последний год обучения в институте мне повезло попасть на лекции Владимира Георгиевича Редько в Институте прикладной математики (ИПМ РАН). Лекции были интересные, и в добавок удалось подключиться к текущему проекту по моделированию эволюции адаптивного поведения. Так я оказался в аспирантуре ИПМ РАН.

И в институте и в аспирантуре я должен был параллельно работать. Моя работа тогда была связана в основном с презентационными технологиями. По диплому я был специалистом по микроэлектронике, так что представлял, как работает видеопроектор и так далее. Еще я работал оператором видеотрансяции на различных концертах и публичных мероприятиях. Это была необходимая работа, которая приносила некоторый доход и позволяла существовать, потому что аспирантская стипендия была такова, что ее хватало только на проезд до института и обратно, больше ни на что ее не хватало. Со временем в науку стало поступать больше денег, стало возможно жить только на заработанное в науке. Вот так постепенно произошел процесс перехода от науки, как хобби, к науке, как постоянной деятельности.

Вы выделяете как-нибудь особо московское научное сообщество или наука – это везде наука, независимо от локации?

Наука везде есть наука, тем более сегодня, когда есть интернет, и в принципе вы можете общаться с любым ученым в любой точке мира. Но с другой стороны, важно и непосредственное общение, обсуждение с глазу на глаз обычно гораздо эффективнее. Это позволяет сэкономить, например, неделю переписки. Поэтому есть места, где наукой заниматься удобнее, и места, где это менее удобно. В этом плане те места, где сформировалась большая концентрация ученых, лучше, потому что если вы чего-то не понимаете, вы всегда можете найти специалиста в этой области. Или если вы хотите сделать совместный проект, вы можете найти человека, заинтересовать его и сделать то, что вы хотите. Москва в этом смысле – это одно из уникальных мест, потому что здесь огромная концентрация научных и образовательных учреждений, университетов, где много сильных исследователей. Благодаря этому всегда есть возможность что-то с кем-то обсуждать, придумывать, получать свежие взгляды и идеи.

Расскажите, пожалуйста, о своей лаборатории.

Наша лаборатория является частью Отдела нейронаук НБИКС Центра при НИЦ «Курчатовский институт». Это подразделение, которое создано для проведения междисциплинарных исследований. В нашей лаборатории сочетаются два подхода, которые должны, в конце концов, сойтись. Первая линия исследований – это теоретическая работа. Здесь мы пытаемся понять, каковы должны быть принципы, которые позволяют сетям из некоторых элементов (например, нейронам в мозге или формальным нейронам компьютерного алгоритма) кооперироваться и взаимодействовать друг с другом таким образом, чтобы решать задачи, и накапливать опыт во времени. Мы пытаемся разработать такие алгоритмы, которые будут обучаться, управлению роботами или программными агентами в интернете. Кроме того, если мы найдем универсальные ингридиенты, делающие машинное обучение интеллектуальным, то, возможно, это повлияет на направление исследований в нейронауках.

Второй путь – наоборот, экспериментальная работа. Это попытка проанализировать то, как реальные сети из живых нейронов могут обучаться. Для этого мы должны взять какую-то сеть нейронов и увидеть её всю целиком, потому что если мы видим только часть этой сети клеток, то трудно понять, как другие части сети влияют на то, что происходит в том кусочке, который мы видим. И здесь идеально было бы, если бы мы взяли клетки, вынули их из мозга, посадили на стекло и наблюдали за тем, как они обучаются. В принципе такое можно сделать: мы можем вынуть клетки и высадить их в питательную среду, чтобы они жили вне мозга. Здесь проблема в том, как определить, действительно ли они чему-нибудь научились - проявили какое-то интеллектуальное поведение.

Как понять, что клетки, которые мы вынули из мозга, чему-то действительно научились? К счастью, существуют эксперименты, которые показывают, что в принципе это возможно, и мы пытаемся их проводить. Можно обучить культуру нейронов, вынутых из мозга, управлять чем-то внешним. Например, к этой нейросети можно подключить робота, чтобы она научилась его двигать, избегая столкновений с препятствиями. По идее, такие экспериментальные исследования позволят нам увидеть некоторые принципы организации живых нейронных сетей до которых мы сами, без эксперимента, додуматься не можем. Мы работаем по этим двум направлениям и надеемся, что создадим такие алгоритмы искусственного интеллекта, эффективность которых будет качественно превышать то, что сегодня существует.

Какие теории или произведения оказали на вас наибольшее влияние?

Из писателей самое большое влияние на мои научные интересы оказал Станислав Лем, которого я читал в основном, когда в институте учился. Если посмотреть ретроспективно, то, что я делаю сейчас, и то, что меня интересует, идеологически основано на тех кибернетических идеях, которые Лем рассматривал в своей философско-научной фантастике, в частности в книге «Сумма технологии». В своих произведениях Лем глубоко анализирует кибернетические идеи, которые были популярны в 50-60-х годах. И это очень связано с подходами, которыми я сейчас занимаюсь.

Следующий, кто оказал влияние на мое мировоззрение, был Валентин Федорович Турчин с его книгой «Феномен науки». Это такая кибернетическая теория самоорганизации, когда мы рассматриваем, как в результате самоорганизации в живой природе возникают все более и более сложные уровни организации поведения и организмов. Это теория метасистемных переходов.

С другой стороны, большое влияние на меня оказали работы Карла Поппера по эпистемологии. Это философ, который показал, что, в принципе, наше мышление, хотя мы его воспринимаем как индуктивное, на самом деле является дедуктивным и основанным на догадках. То есть все наше знание гипотетично. Цель науки – это проверка гипотез о том, что представляет собой мир. Каждое текущее состояние науки – просто набор таких гипотез. Ни одна из этих гипотез не является истиной в последней инстанции и может быть опровергнута. На мой взгляд, это очень глубинные принципы того, как вообще можно получать новые знания и как можно адаптироваться. Они пересекаются с эволюционными идеями, утверждая, что генерация нового знания подобна генерации новых адаптаций в эволюции. На мой взгляд, Поппер показал, что обучение возможно только единственным способом – через вариации и отбор.

Также на меня большое влияние оказали работы, связанные с теорией самоорганизации, синергетикой – например, популярные книжки Пригожина о том, как в физических системах может возникать упорядочивание из хаотичного поведения. Наконец, в биологии, с эволюционной точки зрения, это, конечно же, теории и идеи Дарвина, а также теория функциональных систем Петра Кузьмича Анохина.

Что вы считаете своими достижениями к настоящему времени?

Для меня достижения – это то, что удалось для себя понять в отношении интересующих меня вопросов об эволюции, обучении и росте сложности в результате собственных исследований. Первое – это мое исследование по эволюции кооперации, которое было сделано совместно с Петром Валентиновичем Турчиным. Мы исследовали то, насколько универсально родственный отбор проявляется в эволюции. Это помогло мне лучше понять причины и механизмы, которые лежат в основе эволюции социальной организации человека. Например, такая вещь, как простое увеличение ресурсов, приводит к тому, что открываются новые возможности для усложнения социальных отношений. В среде охотников-собирателей сложные социальные структуры не возникали по той причине, что производительность такого способа добывания пищи не позволяла людям находиться вместе долгое время, необходимо было постоянно перемещаться. Не могло существовать постоянного поселения, в котором жили бы сотни человек постоянно. А потом постепенно, с появлением культивируемых растений, несущая способность земли выросла в 10 раз: теперь с одного и того же квадратного километра смогло прокормиться в несколько раз больше людей. Если раньше в одной группе собирателей-охотников было 20 человек, то теперь ее размер увеличился до 200 человек. Здесь как раз важно, что такой, казалось бы, простой параметр, как количество еды в среде, приводит вдруг к таким сложным эффектам, как появление возможности для усложнения социальной организации.

И второе. Не знаю, можно ли это уже назвать достижением, вероятно еще нет. Это попытка исследовать механизмы обучения в рамках теории функциональных систем Петра Кузьмича Анохина. Теория описывает адаптивное поведения организмов в среде, но в ней нет конкретного механизма, по которому должно протекать обучение в процессе адаптации. Моя идея заключается в том, что принципы адаптации в организме или машине более или менее универсальны и похожи на то, что происходит в эволюции. В соответствии с эволюционной эпистемологией Поппера, в мозге есть некая генерация различных вариантов решения, а потом их отбор на эффективность, на достижение той цели, которая стоит перед данной системой, перед данным организмом. Но в случае естественного отбора, например, нет никакой определенной цели, это просто некоторый отбор решений, которые позволяют особям эффективнее выживать. Поэтому надо понять, как эволюционные принципы адаптации могут быть реализованы внутри нервной системы. Эволюция должна протекать не от поколения к поколению, а от задачи к задаче, решаемой организмом. Когда человек или другое животное пытается решить какую-либо проблему, оно будет порождать варианты решения этой проблемы и исключать те решения, которые не подходят, и, наоборот, запоминать те, которые приводят к решению проблемы. Мне кажется, что такой взгляд на природу обучения очень плодотворен, и у нас есть уже некие предварительные результаты, которые показывают, что его можно эффективно применять для алгоритмов машинного обучения.

forany.xyz

Искусственный интеллект // Михаил Бурцев ≪ ∀ x, y, z

Какие существуют подходы к созданию искусственного интеллекта? Что такое символьный, или классический искусственный интеллект? С чем связан интерес ученых к такого рода исследованиям? Об истории кибернетики, искусственном интеллекте и моделировании человеческого мозга рассказывает кандидат физико-математических наук Михаил Бурцев.

Как отдельное направление исследований искусственный интеллект возник в середине XX века. Тогда на стыке нейрофизиологии и математики появилась дисциплина, которая получила название «кибернетика». В рамках этой области исследований математики и нейрофизиологи пытались вместе понять, как же организована работа мозга, используя математические методы. Примерно в это же время появились компьютеры, и это обеспечило технологическую платформу, ускоряющую кибернетические исследования. Ученым стало легче исследовать теории о том, как работает мозг, обычно требующие большого количества вычислений при помощи компьютера. Это и привело к возникновению направления исследований под названием «искусственный интеллект».

Параллельно возникло другое направление, которое использовало подход, основанный на том, что высшее проявление интеллекта человека — это логические суждения. Логика может быть представлена посредством манипуляций символами, а именно для таких манипуляций и были созданы компьютеры. Поэтому с использованием компьютеров можно реализовать символьный искусственный интеллект. Это подход к решению проблемы интеллекта сверху вниз, постулируя возможность воспроизведения когнитивных способностей человека без обращения к уровню отдельных нейронов. Он получил название «искусственный интеллект» (ИИ), или «символьный искусственный интеллект», или «классический искусственный интеллект». И в истории развития этого направления было много взлетов и падений, связанных с очень высоким ажиотажем. Ученые заявляли в конце 60-х — начале 70-х годов: «Через 10 лет у нас будет робот, способный делать любую работу, которую может делать человек».

Основная движущая сила, которая стояла за исследованиями в области искусственного интеллекта как фундаментальной проблемы, как проблемы создания чего-то подобного человеку и понимания через искусственный интеллект природы человека, фактически стоит на месте. С другой стороны, постоянно идут поиски решений этой проблемы. И один из подходов, который развивается в последнее время, связан с попыткой смоделировать мозг на нейрональном уровне в целом. Один из главных пропонентов этого направления — Генри Маркрам, директор Института мозга в Швейцарии.

Человек на протяжении многих веков старается создать нечто подобное себе. Когда-то это были куклы-автоматы, похожие на человека и имитирующие его поведение. Сегодня это стремление человека реализуется в области искусственного интеллекта. Возможно, причина подобных попыток заключается в том, что таким образом человек хочет познать самого себя. Как он устроен, как он думает, переживает, чувствует? Но, с другой стороны, очевидно, что понимание механизмов, обеспечивающих интеллект человека, может быть полезно и с прикладной точки зрения для создания интеллектуальных машин, которые облегчат нашу жизнь.
  1. Как отдельное направление исследований искусственный интеллект возник в середине XX века. Тогда на стыке нейрофизиологии и математики появилась дисциплина, которая получила название «кибернетика». В рамках этой области исследований математики и нейрофизиологи пытались вместе понять, как же организована работа мозга, используя математические методы. Примерно в это же время появились компьютеры, и это обеспечило технологическую платформу, ускоряющую кибернетические исследования. Ученым стало легче исследовать теории о том, как работает мозг, обычно требующие большого количества вычислений при помощи компьютера. Это и привело к возникновению направления исследований под названием искусственный интеллект.

    Russell S., Norvig P. Artificial Intelligence: A Modern Approach, Prentice Hall, 2009 (3 edition), P. 1152

  2. В это время возникло два альтернативных подхода, изучающих интеллект человека. Первый подход был связан с нейрофизиологическим представлением о том, что мозг состоит из клеток, обменивающихся электрическими сигналами, и что этот обмен сигналами является субстратом, обеспечивающим интеллект животных. Значит компьютер, также построенный на основе преобразования электрических сигналов, может моделировать работу мозга. Это направление получило название «искусственные нейронные сети (ИНС)». В рамках искусственных нейронных сетей исследования используют тактику построения интеллекта снизу вверх, от более мелких элементов – нейронов – к более крупным когнитивным уровням.

    Flreani D., Mattiussi C. Bio-Inspired Artificial Intelligence: Theories, Methods, and Technologies (Intelligent Robotics and Autonomous Agents series), The MIT Press, 2008, P. 658.

  3. Параллельно возникло другое направление, которое использовало подход, основанный на том, что высшее проявление интеллекта человека – это логические суждения. Логика может быть представлена посредством манипуляций символами, а именно для таких манипуляций и были созданы компьютеры. Поэтому с использованием компьютеров можно реализовать символьный искусственный интеллект. Это подход к решению проблемы интеллекта сверху вниз, постулируя возможность воспроизведения когнитивных способностей человека без обращения к уровню отдельных нейронов. Он получил название – искусственный интеллект (ИИ), либо символьный искусственный интеллект, либо классический искусственный интеллект. И в истории развития этого направления было много взлетов и падений, связанных с очень высоким ажиотажем. Ученые заявляли в конце 60-х – начале 70-х годов, что: «через 10 лет у нас будет робот, способный делать любую работу, которую может делать человек».
  4. В 80-х годах наступил период «холодной зимы искусственного интеллекта». Организации, которые финансировали подобные исследования (в первую очередь Американское агентство по оборонным исследованиям DARPA) увидели, что ожидания не сбываются. И они стали гораздо меньше вкладывать в подобные исследования. Сегодня интерес к прикладным интеллектуальным технологиям постепенно нарастает, но уже обычно не ставится задача воспроизведения интеллекта человека. Большее внимание уделяется созданию технологий, добавляющих интеллектуальности в нашу окружающую жизнь: робот-пылесос, стиральная машинка, использующая нечеткую логику, или автопилот для автомобиля. Компания Google уже добилась в Неваде принятия закона, разрешающего выдавать права на вождение автопилотам.

    Редько В.Г. Эволюция, нейронные сети, интеллект. Модели и концепции эволюционной кибернетики// Серия: Синергетика: от прошлого к будущему, - М.: Либерком,2011.

  5. Основная движущая сила, которая стояла за исследованиями в области искусственного интеллекта как фундаментальной проблемы, как проблемы создания чего-то подобного человеку и понимания через искусственный интеллект природы человека, она фактически стоит на месте. С другой стороны, постоянно идут поиски решений этой проблемы. И один из подходов, который развивается в последнее время, связан с попыткой смоделировать мозг на нейрональном уровне в целом. Один из главных пропонентов этого направления – Генри Маркрам, директор Института мозга в Швейцарии.
  6. Идея Генри Маркрама заключается в том, что мы можем к этой модели мозга привязать все наши современные нейробиологические знания и использовать ее потом для тех экспериментов, которые мы просто не можем провести на человеке. Например, испытывать новые фармакологические препараты. Или понять как экспрессия тех или иных генов будет влиять на заболевания нервной системы, что стоит за врожденными отклонениями в развитии мозга и так далее. Многие ученые, критикуют модель Генри Маркрама, в основном из-за его обещаний, что через 10 лет у нас будет модель мозга человека. Но вне зависимости о того, получим ли мы такую модель или нет, будет ли она воспроизводить интеллект человека или нет, как создание базы знаний, базы данных, интегрирующей все представления о мозге, этот проект очень важен.

    Лем С.Сумма технологии // пер. Ф. Шириков. - М.: АСТ, 2012.

  7. Наиболее перспективными являются исследования проблемы искусственного интеллекта с точки зрения эволюционного подхода, потому что это дает возможность переформулировать задачу создания сразу целостного интеллекта человека, разбив ее на подпроблемы. Как нарастала сложность интеллектуальных способностей животных в процессе эволюции? У разных видов животных мы находим нервные системы разной сложности, и если мы будем постепенно двигаться по такой лестнице усложнения в процессе эволюции, понимая то, какие механизмы отвечали за тот или иной скачек в интеллектуальности животных, то, возможно, это позволит нам быстрее решить проблему понимания интеллекта человека.
Михаил Бурцев, кандидат физико-математических наук, НИЦ "Курчатовский Институт"

Похожее

  • Михаил Бурцев

    В своей лекции я сначала вкратце расскажу об истории, об эволюции искусственного интеллекта, что под ним понимается, в каком состоянии он сегодня. Затем попытаюсь кратко проанализировать текущее состояние и, возможно, предложить что-то для будущего искусственного интеллекта. Эта лекция будет в основном посвящена тому, как делать искусственный интеллект и что он из себя представляет, но в основной части я не буду затрагивать вопрос, нужен ли он, и к каким последствиям создание искусственного интеллекта может привести. В нескольких словах этого вопроса я коснусь в самом конце лекции. И потом постараюсь ответить на все ваши вопросы.
  • Михаил Бурцев

    Кого считают "отцом" искусственной жизни? Какова структура клеточных автоматов Джона фон Неймана? В чем состоит проблема цифровой стерильности? Как развивается это направление сегодня? О концепции клеточных автоматов, проблеме цифровой стерильности и эволюции программ рассказывает кандидат физико-математических наук Михаил Бурцев.

  • Михаил Бурцев

    Как устроен процесс обучения? Что представляет собой нейрональная культура? Как можно объяснить активность нейронов в нейрональной культуре? Об электрической активности нейронов, следах памяти в нейрональных культурах и теории функциональных систем рассказывает кандидат физико-математических наук Михаил Бурцев.

  • Михаил Бурцев

    Почему в процессе эволюции появляется кооперативное поведение? Как объясняют возникновение кооперации различные теории? И как исследование данного вопроса может отразиться на представлениях о морали человека? Об условиях возникновения кооперации, истоках человеческой морали и теории родственного отбора рассказывает специалист по эволюционной кибернетике Михаил Бурцев.

  • В Южной Корее 15 марта завершилась историческая партия в игру го: программа AlphaGo —против Ли Седоля, одного из сильнейших игроков планеты. AlphaGo обеспечила себе победу досрочно, выиграв три первые партии из пяти. Тем не менее, Ли Седоль смог выиграть в четвертом матче, но последний остался за AlphaGo. За несколько дней до финальной игры журналист «Медузы» Султан Сулейманов поговорил с Александром Крайновым, руководителем службы компьютерного зрения и технологий искусственного интеллекта «Яндекса», о том, как искусственный интеллект научился играть в го, откуда у него взялась интуиция и какие невероятные технологии нас ждут в ближайшем будущем.

  • Михаил Бурцев

    Почему за полвека усилий не удалось создать искусственный интеллект? И как киборги помогают понять работу мозга? Об этом рассказывает Михаил Бурцев, кандидат физико-математических наук, руководитель лаборатории нейронных систем и глубокого обучения МФТИ.

  • Сергей Марков

    На лекции мы обсудим вторую весну искусственного интеллекта в цифрах и фактах, ключевые работы в области искусственного интеллекта и машинного обучения в 2017 году. Поговорим о распознавании изображений, речи, обработке естественного языка и о других направлениях исследований; обсудим новые модели и оборудование 2017 года. Также поговорим о применении ИИ и машинного обучения в бизнесе, медицине и науке, а также обсудим, чего мы ждем от искусственного интеллекта и машинного обучения в 2018 году.
  • Иван Ерофеев

    Что такое машинное обучение? И можно ли считать, что программа, натренированная решать ту или иную задачу, понимает, что она делает? О том, как компьютер развивает интуицию и учится фильтровать спам, распознавать изображения и играть в игры, в новом материале «Чердака» рассказывает Иван Ерофеев.

  • Дьюдни А. К.

    Человеческий разум превосходит системы искусственного интеллекта, потому что использует физические законы на квантовомеханическом уровне. К такому не бесспорному утверждению склоняется в своей новой книге Роджер Пенроуз, известный ученый, работающий в области математической физики. Хотя (как признает Пенроуз) это утверждение в настоящее время не может быть строго доказано, некоторые интригующие аргументы, содержащиеся в его книге «Новый ум императора», дают достаточно серьезные основания усомниться в справедливости философских положений, которые лежат в основе искусственного интеллекта.
  • Сергей Марков

    В 1950 году английский ученый Алан Тьюринг в статье "Вычислительные машины и разум" задался вопросом: "Может ли машина понимать человека?". Так родился знаменитый тест Тьюринга, в котором компьютер пытался обмануть людей. Но как компьютер понимает человека и чего он пока понять не может? Об этом по гамбургскому счету мы решили спросить специалиста в области машинного обучения, директора информационных технологий компании "Activebusinesscollection" Сергея Маркова.

Далее >>>

forany.xyz