Теоретико-методическое  задание. Игры олимпиады проводятся


Теоретико-методическое  задание

 Теоретико-методическое  задание

для учащихся 8-9 классов

 

Программа испытаний

1.     Участники отвечают на вопросы тестового задания в течение 60 минут.

2.     Тематика вопросов соответствует требованиям к уровню знаний выпускников основной и сред­ней (полной) школы по образовательной области «Физическая культура».

Оценка исполнения

1.     При выполнении теоретико-методического задания место участника определяется сопоставлени­ем оценок (результатов) всех участников олимпиады.

2.     Оценку составляют баллы, начисляемые за количество правильных ответов на вопросы, сформу­лированные в закрытой форме.

 

1. Древнегреческие Игры Олимпиады праздновались:

А) у горы Олимп. Б) в Афинах. В) в Спарте. Г) в Олимпии.

2. Игры Олимпиады проводятся:

А) в зависимости от решения МОК. Б) в течение первого года празднуемой Олимпиады. В) в тече­ние последнего года празднуемой Олимпиады. Г) в течение второго календарного года, следующего по­сле года начала Олимпиады.

3. Кто имел право принимать участие в Древнегреческих Олимпийских играх:

A)    только свободные греки мужчины. Б) греки мужчины и женщины.

B)     только греки мужчины. Г) все желающие?

 

4.    Александр Карелин - чемпион Олимпийских игр в: А) гимнастике.    Б) боксе.    В) плавании.   Г) борьбе.

5.    Факел олимпийского огня современных игр зажигается: А) в Спарте.    В) у горы Олимп.    В) в Олимпии.    Г) в Афинах.

6.    МОК принял решение о проведении зимних Олимпийских игр в   году:

А) 1920.   Б) 1922.    В) 1924.    Г) 1925.

7. Олимпийские игры состоят из:

A)   соревнований по летним или зимним видам спорта. Б) игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр.

B)    соревнований между странами. Г) открытия, соревнований, награждения участников и закрытия.

8. Александр Попов - чемпион Олимпийских Игр в:

А) плавании. Б) легкой атлетике. В) гонках на лыжах. Г) велоспорте.

9. В Олимпийских играх 776 г. до нашей эры атлеты состязались в беге на дистанции, равной:А) одному стадиону.   Б) 100 ярдов.    В) одному стадию.    Г) 200 метрам.

10. Один из видов человеческой культуры, специфика которого заключается в оптимизацииприродных свойств людей, принято называть:

А) физическим развитием. Б) физическим воспитанием. В) физической культурой. Г) физическим упражнением.

11. Виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние иразвитие человека, принято называть:

А) физическим развитием. Б) физическими упражнениями. В) физическим трудом. Г) физическим воспитанием.

12. Отличительным признаком физической культуры является:

А) воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям. Б) использование гигие­нических факторов и оздоровительных сил природы. В) высокие результаты в учебной, трудовой и спор­тивной деятельности. Г) определенным образом организованная двигательная активность.

13. Физическая культура представляет собой:

А) укрепление здоровья и воспитание физических качеств. Б) выполнение физических упражнений на уроке. В) часть человеческой культуры. Г) учебный предмет в школе.

14. Физическое воспитание представляет собой:

А) способ повышения работоспособности и укрепления здоровья. Б) процесс воздействия на разви­тие индивида. В) процесс выполнения физических упражнений. Г) обеспечение общего уровня физиче­ской подготовленности.

15. Основные направления использования физической культуры способствуют:

А) формированию базовой физической подготовленности. Б) формированию профессионально-прикладной физической подготовленности. В) восстановлению функций организма после травм и забо­леваний. Г) формированию всего вышеперечисленного.

16. Физическая подготовка представляет собой:

А) физическое воспитание с ярко выраженным прикладным эффектом. Б) уровень развития, харак­теризующийся высокой работоспособностью. В) процесс обучения движениям и воспитания физических качеств. Г) процесс укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей.

17. Оздоровительные задачи в процессе физического воспитания решаются на основе:

A)   обеспечения полноценного физического развития. Б) совершенствования телосложения.

B)    закаливания и физиотерапевтических процедур. Г) формирования двигательных умений и навыков.

18. Величина нагрузки физических упражнений обусловлена:

А) утомлением, возникающим в результате их выполнения. Б) продолжительностью выполнения двигательных действий. В) сочетанием объема и интенсивности двигательных действий. Г) достигаемой при их выполнении частотой сердечных сокращений.

19.    При регулярных занятиях физическими упражнениями всегда наблюдается снижение: А) артериального давления.   Б) объема крови в организме.   В) мышечной массы.    Г) ЧСС.

20.    Какое из представленных утверждений не соответствует действительности:

А) проведение занятий «на природе» создает благоприятный фон, повышает привлекательность за­нятий, способствует формированию эстетических восприятий. Б) свойства природы являются самостоя­тельными факторами физического воспитания. В) в процессе физического воспитании большое внимание уделяется использованию естественных свойств природы и гигиенических факторов. Г) все представлен­ные утверждения соответствуют действительности?

21.          Обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств составляет основу:А) физического развития. Б) физического воспитания. В) физической культуры. Г) физического со­вершенства.

22.    Наиболее важную часть способа решения двигательной задачи принято обозначать как... А) главное звено техники. Б) основу техники. В) детали техники. Г) корень техники.

23.    Обучение двигательным действиям строится в соответствии с:

 

A)    закономерностями формирования двигательных навыков. Б) задачами физического образования.

B)  целевыми установками обучения. Г) пожеланиями обучающихся.

24. Двигательными умениями и навыками принято называть:

А) способность выполнить упражнение без активизации внимания. Б) правильное выполнение дви­гательных действий. В) способы управления двигательными действиями. Г) уровень владения движени­ем при активизации внимания.

25.         Отличительным признаком умения является:

А) нестандартность параметров и результатов действия. Б) участие автоматизмов при осуществле­нии операций. В) стереотипность параметров действия. Г) сокращение времени выполнения действия.

26. В соответствии со стадиями формирования умений и навыков в процессе обучения двига­тельным действиям выделяется:

A)    от двух до четырех этапов в зависимости от целевых задач. Б) четыре этапа.

B)     три этапа. Г) два этапа.

27. Освоение двигательного действия следует начинать с:

А) устранения ошибок при выполнении подготовительных и подводящих упражнений. Б) выпол­нения двигательного действия в упрощенной форме и в замедленном темпе. В) формирования представ­ления об общем смысле данного способа решения двигательной задачи. Г) формирования связей между двигательными центрами, участвующими в данном действии.

28.          Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения:

A)    исходного положения. Б) главного звена техники.

B)  подводящих упражнений. Г) подготовительных упражнений.

29. Подготовительные упражнения применяются:

А) если необходимо устранять причины возникновения ошибок. Б) если в двигательном фонде от­сутствуют опорные элементы. В) если обучающийся недостаточно физически развит. Г) если применяет­ся метод целостно-аналитического упражнения.

30.          Основу двигательных способностей составляют:

A)    двигательные автоматизмы. Б) сила, быстрота, выносливость.

B)     гибкость и координированность. Г) физические качества и двигательные умения.

31.          Какое из предложенных определений сформулировано некорректно:

А) взрывная сила является компонентом скоростно-силовых способностей. Б) быстрота является качеством, от которого зависят скоростные характеристики движений. В) скорость передвижения в про­странстве обусловлена физическим качеством, обозначаемым как быстрота. Г) все предложенные опре­деления сформулированы корректно?

32.          Результатом выполнения силовых упражнений с небольшим отягощением и предельнымколичеством повторений является:

A)    быстрый рост абсолютной силы. Б) увеличение собственного веса.

B)  увеличение физиологического поперечника мышц. Г) повышение опасности перенапряжения.

33.          Наиболее распространенным методом совершенствования скоростно-силовых способно­стей является:

А) интервальная тренировка. Б) метод расчленено-конструктивного упражнения. В) метод выпол­нения упражнений с переменной интенсивностью. Г) метод повторного выполнения упражнений.

34.          Для воспитания быстроты используются:

А) двигательные действия, выполняемые с максимальной интенсивностью. Б) силовые упражне­ния, выполняемые в высоком темпе. В) подвижные и спортивные игры. Г) упражнения на быстроту ре­акции и частоту движений.

35.          Комплекс функциональных свойств организма, составляющих основу способности про­ тивостоять утомлению в различных видах деятельности, принято называть:

A)    координационно-двигательной выносливостью. Б) спортивной формой.

B)     общей выносливостью. Г) подготовленностью.

36.          Для воспитания гибкости используются:

A)    движения рывкового характера. Б) движения, выполняемые с большой амплитудой.

B)  пружинящие движения. Г) маховые движения с отягощением и без него.

37.          Координированность повышают с помощью методов:

А) контрастных заданий.    Б) воспитания физических качеств.    В) внушения.    Г) обучения.

38.          Выносливость человека не зависит от:

A)    прочности звеньев опорно-двигательного аппарата. Б) силы воли.

B)     силы мышц. Г) возможностей систем дыхания и кровообращения.

39. При воспитании выносливости не применяются упражнения, характерным признакомкоторых является:

A)    максимальная активность систем энергообеспечения. Б) большая продолжительность.

B)     максимальная амплитуда движений. Г) умеренная интенсивность.

40. Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, так как:

А) поступают питательные вещества к системам организма. Б) повышаются возможности дыха­тельной системы. В) организм легче противостоит простудным и инфекционным заболеваниям. Г) спо­собствуют повышению резервных возможностей организма.

41. Поддержание достигнутого уровня выносливости достигается при выполнении упражне­ний, повышающих частоту сердечных сокращений до:

А) 120 ударов в минуту. Б) 140 ударов в минуту. В) 160 ударов в минуту. Г) 160 и более ударов в минуту.

42. В какой последовательности целесообразно выполнять перечисленные ниже упражненияв комплексе утренней гигиенической гимнастики:

1. Дыхательные упражнения. 2. Упражнения на укрепление мышц и повышение гибкости. 3. Потягивания. 4. Бег с переходом на ходьбу. 5. Ходьба с постепенным повышением частоты шагов. 6. Прыжки. 7. Поочередное напряжение и расслабление мышц. 8. Бег в спокойном темпе:

А) 3,7, 5, 8,1,2,6,4,1-    Б) 1, 3, 5, 2, 6, 8, 7, 4.    В) 7, 5, 8, 6, 2, 3, 2, 1, 4.    Г) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8?

43. В какой последовательности целесообразно воздействовать на развитие физических ка­честв в основной части урока, посвященного общей физической подготовке:

1. Сила. 2. Быстрота. 3. Гибкость. 4. Выносливость: А) 1,2, 3,4.    Б) 2, 3,1,4.    В) 4, 3,2,1.    Г) 3,2, 4,1?

44. Укажите предпочтительную последовательность упражнений для физкультурной минут­ки или паузы:

1. Приседания, прыжки, бег, переходящие в ходьбу. 2. Упражнения в расслаблении мышц тулови­ща, рук, ног. 3. Упражнения на точность и координацию движений. 4. Упражнения в потягивании, про­филактика нарушений осанки. 5. Упражнения в растягивании мышц туловища, рук, ног. 6. Дыхательные упражнения. 7. Упражнения махового характера для различных мышечных групп:

А) 1,2, 3,4, 5, 6, 7.    Б) 4, 5, 7, 1,6,2,3.    В) 3, 1, 2, 6, 7, 5, 1.    Г) 5, 7, 1, 6, 2, 3, 4.

45. Профилактика нарушений осанки осуществляется с помощью:

A)    скоростных упражнений. Б) упражнений «на гибкость».

B)  силовых упражнений. Г) упражнений «на выносливость».

46. Осанкой называется:

А) силуэт человека. Б) привычная поза человека в вертикальном положении. В) качество позво­ночника, обеспечивающее хорошее самочувствие. Г) пружинные характеристики позвоночника и стоп.

47. Под закаливанием понимается:

A)    приспособление организма к воздействиям внешней среды. Б) использование солнца, воздуха и воды.

B)  сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой. Г) купание в холодной воде и хождение босиком.

48. Под здоровьем понимают такое состояние человека, при котором:

А) его органы и системы работают эффективно и экономно. Б) быстро восстанавливается после  , физических и психических нагрузок. В) легко переносятся неблагоприятные климатические условия. Г) наблюдается все вышеперечисленное

49. Правильное дыхание характеризуется:

A) более продолжительным вдохом. Б) более продолжительным выдохом.

B) равной продолжительностью вдоха и выдоха. Г) вдохом через нос и выдохом ртом.

50. Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что:

А) позволяет избегать неоправданных физических напряжений. Б) обеспечивает ритмичность ра­боты организма. В) позволяет правильно планировать дела в течение дня. Г) изменяется величина на­грузки на центральную нервную систему.

Примечание. При приемке бланка с ответами судьи просчитывают количество испорченных вопросов и заносят результат проверки в протокол в присутствии испытуемого.

 

 

 

 

 

 

 

КЛЮЧ

для проверки правильных ответов на тесты 8-9 классов

 

№ вопроса

Вариант ответа

№ вопроса

Вариант ответа

№ вопроса

Вариант ответа

1

Г

18

В

35

В

2

Б

19

Г

36

Б

3

А

20

В

37

Г

4

Г

21

Б

38

А

5

В

22

А

39

В

6

Г

23

А

40

Г

7

Б

24

В

41

Б

8

А

25

А

42

А

9

В

26

В

43

Б

10

В

27

В

44

Б

11

Б

28

Б

45

В

12

Г

29

В

46

Б

13

В

30

Г

47

А

14

Б

31

В

48

Г

15

Г

32

В

49

Б

16

А

33

Г

50

в

17

А

34

А

 

 

 

school-97.ucoz.ru

Как проводятся Олимпийские игры

 

Когда проводятся Олимпийские игры?

Хартией установлено, что Игры Олимпиады (иногда их называют летними) проводятся в течение первого года Олимпиады. Так, четырехлетний период XXII Олимпийских игр начался в 1980 году, поэтому Московские игры проведены именно в этот год. Зимние Олимпийские игры, начиная с 1994 года, проводятся в течение второго календарного года, отсчитываемого после года, в котором начинается Олимпиада. Поэтому XVII зимние Олимпийские игры в Лиллехаммере были проведены в 1994 году,

во второй по счету год после 1992 года – года Барселонских Игр.

Продолжительность Игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр не должна превышать шестнадцать дней, включая день церемонии открытия. Если в субботу или воскресенье соревнования не проводятся, продолжительность Олимпийских игр соответственно увеличивается.

 

Где проводятся Олимпийские игры?

Выбор города, где проводятся Олимпийские игры, – это исключительное право Международного олимпийского комитета.

Но кандидатура города должна быть одобрена национальным олимпийским комитетом его страны.

Соревнования по всем видам спорта, включенным в программу Олимпийских Игр, проводятся в городе-организаторе Игр, если только не получил от МОК права на организацию отдельных соревнований в других городах или местностях, расположенных в той же стране.

Что касается зимних Олимпийских игр, то если по каким-то причинам невозможно провести некоторые соревнования в стране города-организатора, МОК в виде исключения может разрешить их проведение в соседней стране.

 

Олимпийская деревня

Олимпийская хартия предписывает, что на Играх спортсмены, тренеры, официальные лица и другой персонал команд должен жить в одном месте.

Организационный комитет должен предоставить им Олимпийскую деревню. Конечно, «деревня» – это название условное. Так, одна из лучших- московская Олимпийская деревня – представляла собой комплекс

из многоэтажных жилых домов, ресторанов, поликлиник, спортивных сооружений.

 

Кто участвует в Олимпийских играх?

 

Спортсмены, участвующие в Олимпийских играх, должны уважать дух честной игры, не использовать вещества или приемы спортивной борьбы. запрещенные правилами МОК и международных спортивных федераций. Речь идет прежде всего о категорическом запрете применять допинги – вредные для здоровья атлетов препараты, дающие одному спортсмену незаслуженное преимущество перед другими.

 

Олимпийская программа

Хартия устанавливает, что на Олимпийских играх проводятся соревнования лишь по так называемым Олимпийским видам спорта. Программу определяет МОК в соответствии с просьбами и предложениями мех высших международных объединений, которые управляют соответствующим видом спорта. После каждых Олимпийских игр МОК пересматривает программу Игр.

Для того чтобы в будущем быть включенным в программу летних Игр, вид спорта должен быть широко распространен не менее чем в75 странах на четырех континентах для мужчин и не менее чем в 40 странах на трех континентах для женщин.В программу зимних Олимпийских игр в качестве новых могут быть включены только виды спорта, широко распространенные не менее чем в 25 странах на трех континентах.

 

Масштабы Олимпийских игр

Хартия устанавливает, что программа Игр Олимпиады (летних Игр) должна включать по меньшей мере 15 олимпийских видов спорта. Такой требуемый минимум не относится к программе зимних Олимпийских игр.

Чтобы масштабы Олимпийских игр не вырастали до бесконечности.

В отдельных видах спорта международные спортивные федерации организуют перед Играми отборочные соревновании или другими способами устанавливают допустимую численность участников Олимпийских игр.

Число участников от одной страны в индивидуальных соревнованиях не должно превышать трех. Исключение делается для отдельных зимних видов спорта, например, лыжных гонок.

 



infopedia.su

Всемирный спортивный праздник "Олимпийские игры"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (659 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Игры в древней Олимпии

Идея проведения Олимпийских игр очень древняя и уходит корнями в греческую мифологию. Принято считать, что первые игры состоялись в 776 году до новой эры и были организованы в честь бога Зевса в почитаемом греками святилище Олимпия, расположенном в западной части Пелопоннесского полуострова. До наших дней дошло имя первого победителя Олимпиады. Им стал атлет из города Элиды Короибос. 

 На время олимпийских игр на всей территории Греции объявлялось священное перемирие. Бывшие враги получали возможность состязаться за право быть объявленным самыми быстрыми, сильными и ловкими среди эллинов.

В античных олимпийских играх соревновались и были зрителями только мужчины, причем лишь свободнорожденные греки. Рабы и иноземцы к Играм не допускались. Для девушек проводились другие состязания. Соревнования проходили необыкновенно упорно, а победители награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире.

На первых олимпийских играх атлеты состязались только в беге на дистанцию, составлявшую 192,27 м. Эта дистанция называлась “стадий”, от этого слова произошло и название “стадион”.

В разные периоды времени в программу входили бег на различные дистанции, прыжки в длину, метание копья и диска, кулачный бой с борьбой “панкратион”, пятиборье и состязания на конных колесницах.

Статуи победителя олимпийских игр, именовавшегося “олимпионик”, устанавливались в том городе, откуда он был родом, изображения чемпиона чеканили на монетах, в его честь слагались гимны.

Наиболее прославленными из героев древних олимпийских состязаний были Леонидас с острова Родос, 12 раз побеждавший в беге, Гермоген из Ксанфа – 8 побед , Астилос из Кротона – 7 побед.

Играми руководители “элланодики”, одновременно выполнявшие роль и тренеров, и судей. Атлетам запрещалось применять нечестные приемы в борьбе, наносить увечья, вступать в сговор с соперниками.

На олимпийских празднествах поэты читали стихи, ораторы произносили речи в честь Игр. В программу входили и конкурсы искусств. В Олимпии выступали такие прославленные деятели культуры, как историк Геродот, философ Сократ, оратор Демосфен, математик Пифагор.

Античные Игры проводились на протяжении более чем 1100 лет.

После подчинения греческих земель Риму римский император Феодосий I, насаждавший христианство, усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и запретил их в 394 г.н.э. Многие сооружения в Олимпии были разрушены. Землетрясения сравняли древнюю Олимпию с землей. В проведении Олимпийских игр наступил долгий перерыв длиной в 1503 года.

Миру нужны олимпийские игры

В XV – XVIII вв. с наступлением эпохи Возрождения политические деятели, историки, врачи, поэты, писатели Италии, Германии, Англии, Франции на только вспоминают об античных олимпийских играх, но и предлагают их возродить.

Великая роль в возрождении олимпийских игр выдающегося французского общественного деятеля барона Пьера де Кубертена (1863-1937гг.).

Кубертен изучил системы физического воспитания во Франции и в других странах и пришел к мысли использовать идею возрождения олимпийских игр для создания системы международных спортивных соревнований.

25 ноября 1892 г. Пьер де Кубертен выступает во всемирном парижском университете Сорбона с докладом “Возрождение олимпизма”.

23 июня 1894 г. – исторический день: на Конгрессе было принято решение провести первые олимпийские игры современности в 1896 г. на их родине – в столице Греции Афинах.

Ровно через полтора тысячелетия после запрещения олимпийских игр они были возрождены.

На парижском атлетическом конгрессе был образован Международный олимпийский комитет (сокращенно – МОК). Первым президентом МОК был избран греческий поэт Деметриус Викелас.

В числе первых 13 членов МОК был видный российский организатор физического воспитания и педагог генерал Алексей Дмитриевич Бутовский.

Пьер де Кубертен считал А.Д. Бутовского своим единомышленником в возрождении олимпийских игр. Россия вместе с другими странами стояла у истоков современного олимпийского движения.

100-летие современного олимпийского движения и 100-летие Олимпийских игр современности (1996г.) повсеместно отмечались и в России. Тысячи спортивных праздников, соревнований, встреч олимпийцев разных поколений, конкурсов прошли по всей стране, а 23 июля 1994 г. в Санкт-Петербурге во время Игр Доброй воли в присутствии нынешнего президента МОК Хуана Антонио Самаранча были открыты два памятника выдающегося российского скульптора Михаила Аникушина – Пьеру де Кубертену и Алексею Дмитриевичу Бутовскому.

Олимпийские принципы, традиции, правила.

Олимпийская хартия – основной закон всемирного движения.

Хартия – это своего рода конституция олимпийского движения, свод основных законов, свод основных законов, по которым живет мир современного олимпийского спорта. В ней изложены принципы олимпизма, правила организации и проведения Олимпийских игр, устройство олимпийского движения.

В спорте, как и в обществе, есть законы и их нарушители. В ней существуют отношения борьбы и товарищеской взаимопомощи, в нем есть добро и зло, благородство и бесчестные способы достижения успеха (например, применение допинга).

В преамбуле Олимпийской хартии излагается сущность и содержание олимпизма:

“Олимпизм предстовляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума.

Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

Целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничному развитию человека, с тем чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства”.

Понятие гармоничного развития человека говорит в первую очередь о том, что сильное тело должно быть далеко не единственным достоинством спортсмена. Не менее важен для современного человека и разум, в котором сочетаются знания, культура поведения, благородство и честность.

Понятие “олимпиада”

Согласно Олимпийской хартии термин “олимпиада” означает период, состоящий из четырех последовательных лет, который начинается в день открытия летних Олимпийских игр и оканчивается с открытием следующих летних Олимпийских игр.

Олимпийский символ

Первые символы современных Олимпийских игр брали свое начало в олимпиадах древности, например лавровый венок, которым увенчивали победителей, или оливковая ветвь. На смену им пришел современный олимпийский символ. Он представляет собой пять переплетенных многоцветных или одноцветных колец и олицетворяет единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Переплетенные кольца изображены в следующем порядке: три кольца вверху (слева направо) – синее, черное, красное и два внизу – желтое и зеленое.

Олимпийский девиз

Олимпийский девиз “Citius, altius, forties” (“Ситиус, альтиус, фортиус” – в переводе с латинского “Быстрее, выше, сильнее”) выражает устремления олимпийского движения. Автором девиза был священник Дидон, директор одного из колледжей во Франции. Он одним из первых сумел оценить благотворное влияние спорта на воспитание молодежи.

Олимпийская эмблема

Олимпийская эмблема представляет собой сочетание пяти колец с каким-нибудь другим элементом. Например, эмблема МОК – олимпийские кольца в сочетании с олимпийским девизом “Быстрее, выше, сильнее”.

Национальные олимпийские комитеты стран мира имеют собственные официальные эмблемы, которые представляют собой сочетание олимпийского символа с каким-либо национальным отличительным знаком. Так, в эмблему Олимпийского комитета России включено трехцветное изображение языка пламени, отражающего цвета Государственного флага Российского Федерации.

Официальную эмблему Олимпийских игр составляют олимпийский символ (кольца) и какой-либо символ города или государства, где проводятся очередные Игры. Например, в эмблему московской Олимпиады вместе с олимпийскими кольцами вошел силуэт, напоминающий сразу и высотные здания, характерные для архитектурного облика Москвы, и увенчанные пятиконечными звездами башни Московского Кремля.

Олимпийский флаг

На белом атласном полотнище размером 3*2 м изображен олимпийский символ – пять разноцветных переплетенных колец. Белый фон флага, на котором расположены кольца, дополняет идею содружества всех без исключения наций Земли.

Впервые флаг на Олимпийских играх был поднят в 1920 г.

Во время церемонии закрытия Олимпийских игр представитель города, проводившего Игры, передает флаг президенту МОК, а тот – мэру города – организатора следующей Олимпиады. В течение четырех лет флаг хранится в здании городского муниципалитета.

Олимпийский огонь

Зажжение олимпийского огня – один из главных ритуалов на торжественной церемонии открытия и летних, и зимних Олимпийских игр.

Мысль об олимпийском огне, рождающемся от солнечных лучей у развалин храма Зевса в Олимпии, и его доставке факельной эстафетной на олимпийский стадион к моменту открытия Игр родилась у Пьера де Кубертена в 1912 г.

Впервые церемония зажжения олимпийского огня была проведена на Играх XI Олимпиады 1928 г. в Амстердаме, а на зимних Играх – в 1952 г. в Осло.

Обычно честь завершить эстафету по дорожке олимпийского стадиона на церемонии открытия Игр и зажечь от факела олимпийский огонь в специальной чаще предоставляется одному из ведущих спортсменов страны, в которой проводятся Игры. На празднике открытия Московской Олимпиады огонь зажигал олимпийский чемпион баскетболист Сергей Белов.

Клятвы спортсменов и судей

Первый текст олимпийской клятвы спортсменов предложил Пьер де Кубертен в 1913 г. В наше время клятва звучит так: “От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд”.

Впервые олимпийская клятва была произнесена на Олимпиаде 1920 г. Клятву произносит один из выдающихся спортсменов той страны, где проводятся Игры. На московской Олимпиаде-80 ее произнес пятикратный победитель Олимпиады 1976 г. в Монреале гимнаст Николай Андрианов.

Традиция произнесения клятвы от имени спортивных арбитров Игр была по предложению Олимпийского комитета СССР заложена на Играх-68 в Мехико. Клятва звучит так: “От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности во время этих Олимпийских игр со всей беспристрастью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в подлинно спортивном духе”.

Талисман Олимпийских игр

Традиция называть талисман Олимпийских игр возникла не так давно.

Обычно талисман объявляют изображения какого-либо животного, популярного в стране, проводящей Олимпийские игры. На летних Играх 1968 г. в Мехико талисманом был ягуар, в Мюнхене – забавная такса Вальди. Талисманом монреальской Олимпиады-76 стал симпатичный бобер, Московской Олимпиады – бурый медвежонок Миша. На Играх-84 в Лос-Анджелесе талисманом был орленок Сэм, в Сеуле-88 – тигренок Ходори, традиционный персонаж корейский сказок. В 1992 г. в Барселоне талисманом олимпийцев был пес Коби – надежный сторож у пастухов, живущих в горах Испании.

Олимпийские награды

За особые заслуги перед олимпийским движением Международный олимпийский комитет награждает Олимпийским орденом. Орден учрежден в 1974 г. и наши дни имеет две степени – Золотой орден и Серебряный орден. Члены МОКа не могут быть награждены олимпийским орденом.

Среди награжденных Олимпийским орденом немало граждан России. Золотого ордена удостоен в 1993 г. президент страны Борис Ельцин, серебреного – врач Зоя Миронова, спортсменки Елена Мухина, Лев Яшин, Лариса Латынина, Галина Кулакова, Сергей Белов, прославленный спортивный комментатор и спортсмен Николай Озеров, руководители спорта Леонид Хоменков, Вячеслав Колосков, Анна Синилкина, Александр Козловский и другие.

Специальные награды вручаются за спортивные успех Олимпийских играх. Среди них прежде всего медали и дипломы. Золотыми, серебряными и бронзовами медалями награждаются победители и призеры в каждом номере программы Игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр.

Дипломами Международного олимпийского комитета награждаются все победители и призеры, а также участники, занявшие 4-8 места в личных и командных соревнованиях. Все участники и официальные лица олимпийских команд, а также судьи получают специальные памятные медали и дипломы.

С недавнего времени победители и призерам Олимпийских игр вручали также нагрудные значки соответствующего достоинства – золотые, серебряные и бронзовые.

Список литературы

  1. Родичеснко В.С., Асмолов А.Г. Учебное издание. Программа общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание уч-ся 1-11 классов. Москва “Просвещение” 1996.
  2. Казанкина Т. В. “Олимпийская летопись Петербурга” Санкт-Петербург: “Вести” 2002.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Описание Олимпийских игр | Олимпиада

Самые крупные международные спортивные соревнования или Олимпийские игры проводятся каждые 4 года. В конце 19-го века Пьер де Кубертен, французский общественный деятель, возродил традицию, которая существовала в Древней Греции.

Пьер де Кубертен возродил Олимпийские игрыПьер де Кубертен возродил Олимпийские игрыОлимпийские игры в Древней ГрецииОлимпийские игры в Древней Греции

С 1896 года, Летние Олимпийские игры проводились каждые 4 года, за исключением некоторых лет, пришедшихся на войну. Зимние Олимпийские игры были учреждены в 1924 году. Спустя 2 недели в местах проведения Олимпиады проводятся Паралимпийские игры специально для людей с инвалидностью.

Паралимпийские игры летомПаралимпийские игры летомПаралимпийские игры зимойПаралимпийские игры зимой

Положения, правила и принципы игр определены Олимпийской хартией. Олимпиада, согласно хартии, объединяет в равноправных и честных соревнованиях спортсменов-любителей разных стран. По отношению к участникам никакой дискриминации по политическим, религиозным или расовым мотивам не допускается.

Летние Олимпийские игры проходят в первый год четырехлетнего цикла. Олимпиада получает номер и тогда, когда не проводится (к примеру, 6 – 1916-1919 гг.,12 – 1940-1943 гг., 13 – 1944-1947 гг.). Официально термин «Олимпиада» означает 4-летний цикл, однако часто неофициально используется вместо известного названия «Олимпийские игры». В тех же годах, что и летние, с 1924-го проводятся Зимние Олимпийские игры, в нумерации которых не учитывают пропущенные игры. Начиная с 1994 года, сроки проведения Зимней Олимпиады были сдвинуты относительно Летних Олимпийских игр на два года.

Международный олимпийский комитет (МОК) выбирает место проведения игр, которые в среднем длятся 16 -18 дней. Право их организации предоставляется не стране, а городу. Исходя из климатических особенностей, летняя Олимпиада может быть проведена не только летом. Например, в 2000 году в Сиднее 27 Летние Олимпийские игры были проведены осенью, в сентябре (из-за расположения в Южном Полушарии в Австралии лето начинается в декабре).

Символ Олимпийских игр – это 5 скрепленных колец, которые являются символом объединения 5 частей света в олимпийском движении. В верхнем ряду цвет колец – красный, черный и голубой, в нижнем – зелёный и жёлтый. Олимпийское движение имеет свои флаг и эмблему, утвержденные в МОК в 1912 году по предложению Кубертена. Девиз Олимпиады – Citius, Altius, Fortius («быстрее, выше, сильнее»). Эмблема – олимпийские кольца. Флаг – полотнище с олимпийскими кольцами, которое поднимают на всех играх.

Олимпийская эмблемаОлимпийская эмблемаОлимпийский флагОлимпийский флаг

Олимпийская клятва стала даваться с 1920 года, парад национальных команд при открытии – с 1908 года, эстафета олимпийского огня – с 1936 года. С 1968 года неофициально появились олимпийские талисманы, которые были утверждены в 1972 году.

Зажжение олимпийского огняЗажжение олимпийского огняТалисман Олимпийских игр в МосквеТалисман Олимпийских игр в Москве

Среди традиционных ритуалов Олимпиады:

  • красочные и грандиозные церемонии открытия и закрытия,
  • открытие и закрытие игр начинаются с театрализованного представления,
  • торжественный проход членов делегаций и спортсменов по центральному стадиону,
  • приветственные речи официальных представителей государства, президента МОК,
  • поднятие флага страны–родоначальницы игр, Греции, с исполнением её гимна,
  • поднятие флага страны-хозяйки с исполнением её гимна,
  • произнесение выдающимся спортсменом страны олимпийской клятвы от имени участников игр о равноправной и честной борьбе в соответствии с олимпийским духом и правилами спорта,
  • произнесение судьями клятвы о беспристрастном и честном судействе,
  • поднятие Олимпийского флага и исполнение Олимпийского гимна,
  • поднятие флага Мира (полотно голубого цвета, на котором изображен голубь, держащий оливковую ветвь в клюве), символизирующие прекращение вооруженных конфликтов на время игр.
  • церемонию открытия венчает зажжение олимпийского огня,
  • вручение медалей призерам и победителям соревнований на специальном подиуме с исполнением национального гимна и поднятием государственных флагов в честь победителей,
  • театрализованное представление во время церемония закрытия – прощание с Олимпиадой, речь представителя страны-хозяйки и президента МОК, проход участников.

Далее уже следуют исполнение национального гимна страны и Олимпийского гимна, при котором спускаются флаги. Представитель страны-хозяйки передает флаг Олимпиады президенту МОК, который передает его представителю Оргкомитета следующих Олимпийских игр. После следует представление города, принимающего Олимпиаду. В конце церемонии под лирическую музыку медленно гаснет Олимпийский огонь.

С 1932 года город-организатор строит комплекс жилых помещений для участников игр («олимпийская деревня»).

Олимпийская деревня лондонских игрОлимпийская деревня лондонских игрОлимпийская деревня сочинских игрОлимпийская деревня сочинских игр

Организаторы игр разрабатывают талисман и официальную эмблему Олимпиады. Символы имеют уникальный дизайн, соответствующий особенностям страны.

Согласно хартии, Олимпийские игры – соревнования не между национальными командами, а отдельными спортсменами. В карьере спортсмена звание олимпийского чемпиона считается наиболее желанным и почетным.

Однако с 1908 года получило распространение определение места, занятого командами, исходя из набранных очков и полученных медалей (начисляются очки за первые шесть мест: 6-е место – 1, 5-е место – 2, 4-е место – 3, 3-е место – 4, 2-е место – 5, 1-е место – 7).

Кубертен изначально хотел сделать Олимпиаду любительским соревнованием, в котором профессионалам, которые занимаются спортом за деньги, места нет.

Считалось, что занимающиеся спортом за деньги имели преимущество перед теми, для кого спорт – хобби. Не допускали тренеров и тех, кто за участие получал денежные призы. В частности, в 1913 году Джим Троп был лишен медалей, так как обнаружилось, что он играл в бейсбол полупрофессионально.

После войны, с появлением советских «любителей» на международной арене и профессионализацией европейского спорта, в большинстве видов спорта требование любительства отпало. Сейчас любительскими в Олимпийских играх являются только футбол и бокс.

Финансирование Олимпийских игр осуществляет созданный в стране-хозяйке Организационный комитет. От проведения игр основная часть коммерческих доходов поступают Международному олимпийскому комитету. Половину этих средств МОК направляет организационным комитетам, половину использует на развитие олимпийского движения и на свои нужды. Также 95% организационный комитет получает от продаж билетов. Но в последние десятилетия основная часть финансирования ложится на государственные источники. Кстати, основные затраты приходятся на развитие инфраструктуры, а не на проведение игр.

no-absurd.ru

Теоретико-методическое задание



Теоретико-методическое задание

для учащихся 7-8 классов

 

 

Программа испытаний

1.    Участники отвечают на вопросы тестового задания.

Оценка исполнения

1.    При выполнении теоретико-методического задания место участника определяется сопоставлени­ем оценок (результатов) всех участников олимпиады.

2.    Оценку составляют баллы, начисляемые за количество правильных ответов на вопросы.

 

1. Древнегреческие Игры Олимпиады праздновались:

А) у горы Олимп. Б) в Афинах. В) в Спарте. Г) в Олимпии.

2. Игры Олимпиады проводятся:

А) в зависимости от решения МОК. Б) в течение первого года празднуемой Олимпиады. В) в тече­ние последнего года празднуемой Олимпиады. Г) в течение второго календарного года, следующего по­сле года начала Олимпиады.

3. Кто имел право принимать участие в Древнегреческих Олимпийских играх:

A)    только свободные греки мужчины. Б) греки мужчины и женщины.

B)     только греки мужчины. Г) все желающие?

 

4.    Александр Карелин - чемпион Олимпийских игр в: А) гимнастике.    Б) боксе.    В) плавании.   Г) борьбе.

5.    Факел олимпийского огня современных игр зажигается: А) в Спарте.    В) у горы Олимп.    В) в Олимпии.    Г) в Афинах.

6. Олимпийские игры состоят из:

A)   соревнований по летним или зимним видам спорта. Б) игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр.

B)    соревнований между странами. Г) открытия, соревнований, награждения участников и закрытия.

7. Александр Попов - чемпион Олимпийских Игр в:

А) плавании. Б) легкой атлетике. В) гонках на лыжах. Г) велоспорте.

8. В Олимпийских играх 776 г. до нашей эры атлеты состязались в беге на дистанции, равной:А) одному стадиону.   Б) 100 ярдов.    В) одному стадию.    Г) 200 метрам.

9.   Виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние иразвитие человека, принято называть:

А) физическим развитием. Б) физическими упражнениями. В) физическим трудом. Г) физическим воспитанием.

10. Отличительным признаком физической культуры является:

А) воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям. Б) использование гигие­нических факторов и оздоровительных сил природы. В) высокие результаты в учебной, трудовой и спор­тивной деятельности. Г) определенным образом организованная двигательная активность.

11. Физическая культура представляет собой:

А) укрепление здоровья и воспитание физических качеств. Б) выполнение физических упражнений на уроке. В) часть человеческой культуры. Г) учебный предмет в школе.

12. Основные направления использования физической культуры способствуют:

А) формированию базовой физической подготовленности. Б) формированию профессионально-прикладной физической подготовленности. В) восстановлению функций организма после травм и забо­леваний. Г) формированию всего вышеперечисленного.

13. Оздоровительные задачи в процессе физического воспитания решаются на основе:

A)   обеспечения полноценного физического развития. Б) совершенствования телосложения.

B)    закаливания и физиотерапевтических процедур. Г) формирования двигательных умений и навыков.

           14. При регулярных занятиях физическими упражнениями всегда наблюдается снижение:

А) артериального давления.   Б) объема крови в организме.   В) мышечной массы.    Г) ЧСС.

           15.  Обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств составляет основу:А) физического развития. Б) физического воспитания. В) физической культуры. Г) физического

 совершенства.

          16. Наиболее важную часть способа решения двигательной задачи принято обозначать как... А) главное звено техники. Б) основу техники. В) детали техники. Г) корень техники.

17. Двигательными умениями и навыками принято называть:

А) способность выполнить упражнение без активизации внимания. Б) правильное выполнение дви­гательных действий. В) способы управления двигательными действиями. Г) уровень владения движени­ем при активизации внимания.

 

18.         Отличительным признаком умения является:

А) нестандартность параметров и результатов действия. Б) участие автоматизмов при осуществле­нии операций. В) стереотипность параметров действия. Г) сокращение времени выполнения действия.

19.          Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения:

A)    исходного положения. Б) главного звена техники.

B)  подводящих упражнений. Г) подготовительных упражнений.

20.          Основу двигательных способностей составляют:

A)    двигательные автоматизмы. Б) сила, быстрота, выносливость.

B)     гибкость и координированность. Г) физические качества и двигательные умения.

21.          Для воспитания быстроты используются:

А) двигательные действия, выполняемые с максимальной интенсивностью. Б) силовые упражне­ния, выполняемые в высоком темпе. В) подвижные и спортивные игры. Г) упражнения на быстроту ре­акции и частоту движений.

22.          Для воспитания гибкости используются:

A)    движения рывкового характера. Б) движения, выполняемые с большой амплитудой.

B)  пружинящие движения. Г) маховые движения с отягощением и без него.

23.          Координированность повышают с помощью методов:

А) контрастных заданий.    Б) воспитания физических качеств.    В) внушения.    Г) обучения.

24.          Выносливость человека не зависит от:

A)    прочности звеньев опорно-двигательного аппарата. Б) силы воли.

B)     силы мышц. Г) возможностей систем дыхания и кровообращения.

25. Профилактика нарушений осанки осуществляется с помощью:

A)    скоростных упражнений. Б) упражнений «на гибкость».

B)  силовых упражнений. Г) упражнений «на выносливость».

26. Осанкой называется:

А) силуэт человека. Б) привычная поза человека в вертикальном положении. В) качество позво­ночника, обеспечивающее хорошее самочувствие. Г) пружинные характеристики позвоночника и стоп.

27. Под закаливанием понимается:

A)    приспособление организма к воздействиям внешней среды. Б) использование солнца, воздуха и воды.

B)  сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой. Г) купание в холодной воде и хождение босиком.

28. Под здоровьем понимают такое состояние человека, при котором:

А) его органы и системы работают эффективно и экономно. Б) быстро восстанавливается после физических и психических нагрузок. В) легко переносятся неблагоприятные климатические условия.

Г) наблюдается все вышеперечисленное

29. Правильное дыхание характеризуется:

A) более продолжительным вдохом. Б) более продолжительным выдохом.

B) равной продолжительностью вдоха и выдоха. Г) вдохом через нос и выдохом ртом.

30. Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что:

А) позволяет избегать неоправданных физических напряжений. Б) обеспечивает ритмичность ра­боты организма. В) позволяет правильно планировать дела в течение дня. Г) изменяется величина на­грузки на центральную нервную систему.

school-97.ucoz.ru

Античные Олимпийские игры. Правила, условия, традиции.

 Античные Олимпийские игры

Часть 2. Правила, условия, традиции

Проведение игр сопровождали определенные условия. Итак, олимпиада имела место быть раз в четыре года при первом полнолунии после летнего поворота солнца (обычно в конце июля — начале августа). Еще весной во все стороны рассылались гонцы-спондофоры с объявлением даты грядущей олимпиады, назначенной специальным комитетом. (Как мы видим, практика администрирования состязаний уходит своими корнями в далекое прошлое). Распорядителями и судьями игр с 572 г. до н. э. были избираемые из граждан области Элида элланодики числом в 10 человек. Жестким условием проведения олимпиады являлось всеобщее перемирие (т. н. божественный мир — экехерия) — никаких военных действий и никаких смертных казней. Экехерия длилась два месяца, и нарушение ее каралось крупным денежным штрафом. Так, в 420 г. до н. э. независимые спартанцы вели в Элиде боевые действия с участием тысячи гоплитов, за что были подвергнуты штрафу — 200 драхм за каждого воина. Отказавшиеся платить, они были отстранены от участия в играх.

Тренировавшиеся в течение года атлеты за месяц прибывали в Олимпию, где участвовали в отборочных мероприятиях и продолжали тренировки в специальном гимнасии, представлявшем собою окруженный колоннадой двор с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы и т. п., палестрой и жилыми помещениями для спортсменов.

Состав участников и зрителей также регламентировался особыми правилами. С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться на олимпиадах имели право лишь свободные граждане греческих полисов не старше определенного возраста, не совершившие преступления или святотатства. Позже к участию стали допускаться и римляне, если им удавалось подтвердить с помощью хитроумно составленных генеалогий, что они — потомки чистокровных греков. С 632 г. до н. э. (37-я олимпиада) вводятся соревнования и между мальчиками. Варвары и рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей. Женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя девочкам этого не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание — их сбрасывали с горы (наверное, намек на несчастного Миртила). Однако исполнения подобной кары не зафиксировано. В истории античных Олимпийских игр известен один лишь случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях. В 404 г. до н. э. некая гречанка по имени Каллипатейра, тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. В порыве радости от победы отпрыска Каллипатейра, совершив неосторожное движение, явила миру свои первичные половые признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания. Однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие — отныне тренеры спортсменов-участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.

В течение почти трехсот лет Олимпийские игры продолжались три дня. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, процессиям и жертвоприношениям, состязаниям отводился всего лишь один день.

С 724 г. до н. э. в программу соревнований включается двойной — на более длинные дистанции — бег (диаулос), и они продляются до трех дней. Беговая дорожка стадиона в Олимпии имела 192 метра в длину, на ней проходило три забега: на одну длину дорожки, на две и на 20 или 24. В 720 г. до н. э. к уже указанным видам бега добавился еще один — долгий (долихос) — 12 концов в обе стороны стадиона. Много позже — с 65-й олимпиады — добавился еще бег в полном вооружении — гоплитодромос.

На 18-й олимпиаде (708) появляется пентатлон — пятиборье: метание диска и копья, прыжки в длину, бег и борьба (пале). С 23-й олимпиады (688) — кулачный бой (пюгме), с 25-й (648) — бег на колесницах с четверкой лошадей и панкратий (панкратион) — комбинация борьбы с кулачным боем. Кроме перечисленного, в программе соревнований присутствовали иппические состязания: верховые скачки на взрослых лошадях; кальпа — попеременный бег и скачка на колеснице; синорида — бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми; бег колесниц, запряженных четырьмя жеребятами; верховые скачки на жеребятах, а также бег колесницы, запряженной мулами — апены. Проводились также состязания в военных танцах (пиррихии), в красоте среди мужчин (эвандрии), в искусстве (мусические агоны), эстафеты с факелами (лампадодромии). В программе праздника, кроме собственно спортивных игр, присутствовали выступления поэтов, ораторов, музыкантов, а также театрализованные представления.

У женщин были свои атлетические игры — Гераи, посвященные культу Геры. Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию — жену Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию укорачивали. Победительницы увенчивались венками из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.

Пятидневные празднества Олимпиад проводились следующим образом. В первый день производился тщательный осмотр участников, а также торжественная клятва атлетов и элланодиков на алтаре Зевса Горкия в булевтерии. Первые брали на себя обязательство состязаться честно, не нарушать правил и подчиняться решению судей, которые, в свою очередь, клялись судить по совести и правилам, без предубеждения к спортсменам. Элланодики имели при себе раздвоенные в виде вилки на конце тонкие длинные деревянные палки, ударами которых они могли наказывать провинившихся. Участников с помощью жребия разделяли на группы по четыре человека. Затем следовало торжественное жертвоприношение Зевсу и открытие Игр. Во второй день происходили соревнования в группе мальчиков: бег и борьба, пентатлон, кулачный бой. Третий день отводился состязаниям взрослых атлетов — бегу, борьбе, кулачному бою, панкратию и пятиборью. Четвертый день был целиком посвящен иппическому агону, а пятый — награждению победителей и закрытию Игр.

 

Немного подробнее о самих состязаниях, которые отличались некоторым своеобразием. Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами — специальными кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу. Бить соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и бить в уши и глаза. Понятия "весовая категория" не существовало. Поединок мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу, назывался триадденом. Самым курьезным и трагическим за всю историю Олимпийских игр можно назвать поединок в панкратии на 53-й Олимпиаде в 564 г. до н. э. Противник трехкратного чемпиона Аригиона Фигалетского сдавил ему горло ногами, намереваясь задушить. Из последних сил Аригион сломал сопернику щиколотку, заставив его просить пощады, тем самым признавая себя побежденным. Однако это отчаянное усилие стоило Аригиону жизни. Судьи, оказавшиеся в довольно затруднительном положении, поскольку один из борцов сам признал поражение, а второй умер, после продолжительных прений нашли оригинальный выход: тело Аригиона было поставлено на пьедестал почета, и на голову трупу надели оливковый венок.

Полидам был настолько известным героем, что был даже приглашен Дарием II в Сузу. Рельеф изображает Полидама борющимся со львом и впоследствии сидящим на укрощенном звере. На передней стороне Дарий и 4 женщины наблюдают, как Полидам поднял своего противника в воздух. Вторая половина IV века до н. э.

Камень Бибона из музея Олимпии. L191

Согласно надписи, выбитой на камне, атлет Бибон поднимал его над своей головой одной рукой. Вес камня — 143, 5 кг. Начало VI века до н. э.

Поскольку, как было сказано выше, спортсмены смазывали свои тела маслом, то образовавшуюся после состязаний грязь приходилось соскребать специальными приспособлениями — стригилами.

Стригилы из музея Олимпии. 1940, B579

1940 — Бронзовый стригил. Длина — 30,5 см.

B579 — Бронзовый стригил, найден на кладбище Франкониси. Длина — 29,6 см. Изогнутая часть стригила покрыта богатой гравировкой в виде дельфинов и геометрических рисунков.

Стригилы из музея Олимпии. M281, M349

M281 — Поврежденный бронзовый стригил. Длина — 13.6 см, ширина — 11,3 см, толщина — 10—15 мм.

M349 – Бронзовый стригил. Длина — 30,5 см. Край ручки сделан в виде листа.

 

Прыжки в длину (обычно серия из нескольких следующих один за другим) — гальма — совершались без разбега со специального возвышения — батера. Для большего размаха при прыжке спортсмены использовали каменные или свинцовые гири — хальтеры, которые следовало уронить до приземления. То есть, прыжок совершался приблизительно так: при отрыве от земли атлет взмахом направлял руки с хальтерами вперед, перед приземлением отводил их назад, а при касании земли отбрасывал хальтеры совсем. Использование хальтеров было необязательным, но они давали прыгуну некоторый импульс в начале упражнения, а также способствовали сохранению равновесия и получению более четкого отпечатка пяток. Кроме того, поскольку спортивные состязания определялись особенностями военного искусства того времени, эти гири в руках прыгуна символизировали оружие, с которым греческому воину приходилось перепрыгивать канавы, рвы и прочие препятствия. Все мероприятие могло сопровождаться аккомпанементом флейты.

Хальтеры из музея Олимпии. L189, L109b

L189. Каменный хальтер. Высота — 9,2 см, толщина — 6,9 см, длина — 25,5 см.

На каждой стороне по верхнему краю надпись: “Посвятил Акматид Лакедемонянин, пять раз победив, не коснувшись земли”. Конец V-го—начало VI-го в. до н. э.

L109b. Хальтер из темного известняка, сохранившийся неповрежденным.

Высота — 11,3 см, длина — 16,3 см.

Хальтеры из музея Олимпии. L478, L574

L478 – Хальтер из песчаника с выгравированной на полированной стороне надписью: LABAX. Высота — 23 см, длина — 15,5 см. Датирован архаическим периодом.

L574 – Сферический каменный хальтер, поврежденный в некоторых местах.

Высота — 25 см.

 

Бег являлся старейшим, а до 13-й олимпиады и единственным, состязанием в Олимпийских играх. Атлеты бежали обнаженными (отсюда название упражнений – гимнические, гимнастические, от греч. gymnoi — нагой). А длина арены — один стадий — дала название и площадке — стадион. Но об этом позже. Беговая дорожка не была круговой, как сейчас — атлеты бегали по прямой, туда и обратно, как во время броска воинского соединения. Бег с оружием — гоплитодромос — наиболее наглядно демонстрировал это.

Бронзовая статуэтка бегуна из музея Олимпии. B26

Высота — 10,2 см.

Аргивянская мастерская, 490 год до н. э.

Атлеты и судья (Чернофигурная амфора, VI в. до н.э.)

 

Дискометание известно еще из поэм Гомера как одно из любимых упражнений греков не только в мирной жизни. Атлеты-дискоболы метали диск без раскручивания, что было обусловлено сомкнутым строем воинов — метание могло производиться только в вертикальной плоскости.

Бронзовая статуэтка дискобола

Высота — 10,3 см.

Аргивянская мастерская, 490 год до н. э.

Бронзовый метательный диск. Br12892

Диаметр — 18 см, вес — 2,725 г

 

Надписанный вотивный диск, сохранившийся целым. M891

Диаметр — 34 см, толщина — 1 см.

Украшен по обеим сторонам концентрическими кругами с надписями, вырезанными между ними. Надпись на одной стороне гласит: “Благодарность Зевсу-Олимпийцу от победителя в пентатлоне Поплия Асклепиада из Коринфа” и датирована 255-м Олимпийским годом, т. е. 241 до н. э.

Надпись на другой стороне сообщает нам, что "Флавий Скрибониан, алитарх (начальник полиции), родственник сенаторов и консулов, посвящает это Зевсу-Олимпийцу" в 456 олимпиаду.

 

Помимо уже упомянутых бега, борьбы, прыжков в длину и метания диска в пентатлон входило еще и метание копья. Кстати, согласно греческой мифологии, пентатлон был изобретен Ясоном — легендарным предводителем аргонавтов. В Олимпийских играх бег и борьба проводились как в пентатлоне, так и отдельно, в то время как прыжки в длину и метания диска и копья — только в пятиборье. Очень интересным было определение победителя в пентатлоне. Оно осуществлялось на основе принципа выбывания. Поскольку бег, прыжки и метания копья и диска требовали разных физических усилий, чаще всего победителей было четверо — по одному в каждом виде. Иногда один участник становился победителем в двух видах состязаний, а в двух других достигались равные результаты. Или два участника побеждали каждый в двух видах соревнований. В таких случаях состязания в борьбе проводились обязательно — для определения финального победителя. А если в трех видах пентатлона побеждал один и тот же участник, то пятый вид состязаний не имел значения.

 

Любимым состязанием многих мифических героев было копьеметание. Оно также обязано своему происхождению боевым упражнениям. Копье имело кожаную рукоятку, при помощи которой копьеметатель в момент броска сообщал ему вращательное движение вокруг оси. По оценке результатов копьеметание делилось на два вида: “экеболон”, где определяющей была дистанция, которую пролетело копье, и “стохастикон”, где судили по поражению специальной цели.

Зевс-копьеметатель (лаконская статуэтка, VIII в. до н.э.)

 

Надо полагать, что самыми зрелищными и захватывающими были иппические состязания. За победу в них чествовался не возница, а владелец коней и колесницы. Именно поэтому состоятельные греки из всех видов соревнований отдавали предпочтение конным. Более того, атлетом мог быть любой грек (с небольшими оговорками, о которых шла речь ранее), то есть богатый аристократ запросто мог встретиться в схватке с простолюдином из захолустного городишка, да еще и не получившим хорошего воспитания. А вот выставить колесницу с достойными лошадьми было под силу даже не каждому богачу. Древние историки (Исократ, Плутарх) почти хором рассказывают о честолюбии Алкивиада, пославшего на Олимпиаду семь (!) колесниц. Столько, кроме него, не посылал никто — ни частное лицо, ни царь. Он получил первую, вторую и четвертую, по словам Фукидида, награды. Еврипид же указывает, что и третья тоже досталась Алкивиаду. Конные состязания проводились на ипподроме, располагавшемся южнее стадиона, который был длиной в 4 стадия — около 770 м.

Скачки в честь Патрокла

Аттический чернофигурный динос мастера Софила. 2-я четверть VI в. до н. э.

Бронзовая лошадка из упряжки. 1000

Музей Олимпии. 470 г. до н. э. Возможно, работы аргивянского скульптора. Лошадка запрягалась в квадригу (тетриппу) — упряжку из четверки коней. Управление четверкой лошадей было опасным занятием и требовало большого конного мастерства, а также чуткой работы пальцев: между большим и указательным пальцами обеих рук держали вожжи дышловой пары, а средние и безымянные захватывали вожжи наружных пристяжек, пропущенные через кольца на холках.

Бронзовая статуэтка возничего. B3005

Мастерская Фидия, 1-я половина VIII в. до н. э.

Высота возничего — 81 см, колесницы — 45 см, ширина — 13 см.

Верхняя половина фигурки плоска, лишь лицо нанесено схематичными чертами.

База в форме дорической капители статуи элидца Харопса — победителя в скачках колесниц. L536

Надпись на абаке гласит: “Харопс, сын Телемаха из Элиды, победитель в конных состязаниях”. I в. до н. э.

 

В более позднее время Игры продолжались семь дней, а в период римского владычества веками установившимся правилам следовали уже не столь строго. В 65 г. н. э. император Нерон превратил Олимпиаду практически в фарс, участвуя в скачках в сильнейшем подпитии и приказав не выпускать зрителей при своем выступлении на мусическом агоне. Вы, наверное, удивитесь, но Нерон стал победителем. Конец Олимпийским играм древности — на 293-й олимпиаде — положил набожный римский император Феодосий I в 393 г. н. э., усмотрев в них несовместимое с христианской верой язычество.

 

После ознакомления с историей и правилами Олимпийских игр самое время перейти к месту их проведения — городу-святилищу Олимпии в Элиде.

© Ulli Uletova, 2004    

ancient.gerodot.ru