Триумфаторы века: «Москвичи», победившие Porsche-911 и BMW 2002. Лондон сидней 1968 результаты соревнований


Как наши в 1968 году прошли ралли века?!?!

А знаете ли вы… Как наши в 1968 году прошли «ралли века»?!?! Мировая автомобильная общественность вернулась к полузабытой практике сверхдальних автомарафонов в конце 1968 года. Для Московского Завода Малолитражных Автомобилей (МЗМА) это было как нельзя кстати. Появилась прекрасная возможность не только провести дополнительные испытания новых «Москвичей», но и продемонстрировать всему миру их достоинства. Сам факт успешного прохождения маршрута уже считался серьезным достижением. «Москвичу-412» выпала честь участвовать в двух крупнейших марафонах, которые вошли в историю как «ралли века»: Лондон-Сидней (ноябрь-декабрь 1968 года) и Лондон-Мехико (апрель-май 1970 года). Лондон-Сидней Маршрут гонки, организованной британскими газетами Daily Express и Daily Telegraph, был весьма затейливым: Лондон- Кале-Париж-Турин-Белград-Стамбул- Сивас-Эрзинджан-Тегеран-Кабул-Дели-Бомбей-Фримантл-Юанми-Лейк-Кинг- Седуна-Мингери-Омео-Сидней. Всего около 16 тыс. км преимущественно по бездорожью. Нашу страну представляли четыре «Москвича-412» и команда из десяти проверенных гонщиков. Новенькие «Москвичи» оборудовали усиленными сцеплением и рессорами, амортизаторами, защитой передней подвески и картера двигателя, вакуумными усилителями тормозов и дополнительными 75-литровыми бензобаками. Всего из Лондона стартовало 98 машин от двенадцати заводских команд ведущих мировых автопроизводителей. Дойти до финиша в Сиднее в полном составе, не потеряв ни одной машины, удалось лишь четырем командам: австралийской (Ford 1-е место), двум английским (ВМСAustin 2-е место, ВМС Morris 3-е место) и нашей. В 1968-ом «Москвичи» обошли многие, известные уже в то время, автомобильные компании! Как наши в 1968 году прошли «ралли века»?!?! иномарки, москвич, порвал

Ссылки по теме:

fishki.net

Москвичи на «Москвичах», победившие Porsche-911 и BMW 2002

Сегодня уважающие себя европейские газеты и журналы занимаются спонсорством модных тусовок и концертов. Четыре с половиной десятилетия назад ведущие издания увлекались автоспортом, организовывая трансконтинентальные марафоны. В крупнейших ралли-рейдах прошлого века «Лондон — Сидней» 1968 года и «Лондон — Мехико» 1970 года принимали участие советские команды.

Кому быть героем?

После того как руководители «Автоэкспорта» узнали о предстоящем первом марафоне, было решено поучаствовать в нем — для продвижения достаточно популярных на некоторых рынках отечественных машин и поднятия престижа советского спорта.

В Советском Союзе закипели дискуссии. Чиновники внешнеторговой организации спорили, какой модели участвовать в гонке: «Волге» ГАЗ-21 или «Москвичу-408». Вместе с инженерами рассматривали надежность и ремонтопригодность машин, популярность на рынках стран, через которые проходит маршрут соревнования.

Последнее слово сказал маркетинг. Первая «Волга» была устаревшей машиной, ей уже подготовили достойную замену. А вот «Москвич» — другое дело! «Малолитражка», как тогда говорили о машинах с 1.3-1.5-литровым объемом мотора, неплохо продавалась за границей (до 65% годового выпуска уходило на экспорт). К тому же машина недавно получила новый, более мощный (75 л.с.) двигатель УМЗ-412, и нужно было завоевывать новые рынки.

Анатомия гоночного «Москвича»

В гонке «Лондон — Сидней» стартовали четыре «Москвича», а финишировали три из них (результат лучшего экипажа — 20-е место). Через три года в «Лондон — Мехико» приняли участие уже пять экипажей, три из которых доехали до финиша, заняв в абсолютном зачете 12-е, 17-е и 20-е места, а в своем классе (объем 1.3-1.6 л) оккупировали подиум со 2-го по 4-е место. Что же собой представлял автомобиль, который удивил весь автомобильный бомонд 60-х?

Четырехдверный пятиместный седан с несущим кузовом пришел на смену модели 403 (это ее за схожесть с ГАЗ-21 шутники именовали маленькой «Волгой»). Разработка совершенно нового в сравнении с предшественником автомобиля началась на МЗМА в 1959 году, серийное производство машины стартовало в 1964 году. Через пять лет «Москвич» пережил, говоря современным языком, рестайлинг. В числе прочего передняя оптика стала прямоугольной, изменились интерьер, задние крылья и фонари.

Технический регламент обоих марафонов не ограничивал участников в усовершенствовании автомобилей. Но заводская команда «Москвича» приняла решение выступать на стоковых седанах, внеся лишь минимальные доработки. Ход сработал. Потенциальные покупатели видели, как серийные машины преодолевают самые серьезные препятствия, и спешили в автосалоны покупать советские «Москвичи» — крепкие и выносливые.

В марафоне 1968 года принимали участие четыре бежевых «Москвича-412» в старом «четыреста восьмом кузове» — с вертикальными задними фонарями и четырьмя круглыми фарами. В 1970 году к финишу в Мехико пробивались уже серо-голубые рестайлинговые машины. Их фары были прямоугольными, а задние светоблоки расположены горизонтально, не считая выступающего вверх треугольника указателя поворотов.

Автомобили для марафонов проверялись основательно. Первым делом на Уфимский моторный завод отправилась команда инженеров с АЗЛК, которая следила за изготовлением и обкаткой на стендах силовых агрегатов для боевых машин. Каждый двигатель проработал 62 часа, после чего их разобрали, проверили и вновь собрали. Каждая деталь в моторе получила свой сертификат качества. Сами двигатели были стандартные, не форсированные. Дело не в неумении отечественных инженеров повышать мощность двигателей, а в том, что на многих участках маршрута были лишь заправки с топливом октанового числа 66-70, при том, что даже нефорсированному УМЗ-412 требовался 93-й бензин. Учитывая то обстоятельство, что несколько тысяч километров экипажам предстояло проехать на высоте 3-4 тыс. м, в карбюраторах появились высотные корректоры.

Сборка самих автомобилей на заводском конвейере также проходила под присмотром инженеров и пилотов. В машинах для первого ралли-рейда кузов не усиливали, лишь проварили все стыки кузовных панелей сплошным швом вместо точечного. Из того, что отличало боевые машины первого марафона от серийных, стоит отметить также импортные амортизаторы Koni, дополнительный бензобак на 75 литров, масляный радиатор, расширительный бачок в системе охлаждения, усиленные рессоры, каркас безопасности, штурманское оборудование, гравийные шины Dunlop.

В 1970 году к уже перечисленным изменениям добавились более прочные маски на фары, алюминиевый поддон картера уступил место менее хрупкому стальному, в кузов вварили косынки и усилители. Также установили пневматический сигнал, гидровакуумный усилитель тормозов, усовершенствованную КПП с синхронизаторами на всех передачах.

Аксессуары и расходники

При подготовке к первому марафону встал вопрос о серьезной защите передней части машины от столкновений с кенгуру (ехать предстояло через Австралию). Заместитель главного конструктора завода лично разработал специальную быстросъемную решетку, которая крепилась через передние крылья к лонжеронам. Пилоты посчитали нескромным начинать в Лондоне ралли с установленной конструкцией, которая понадобится только через 10 000 км. Поэтому упакованные в деревянные ящики «кенгурины» отправили с оказией самолетом в Мумбаи, где марафон «догнал» их, и они были установлены на «Москвичи».

По правилам ралли, команды для каждого боевого авто должны были купить у спонсоров по одному комплекту шин, амортизаторов, баку топлива и канистре масла. В дальнейшем на протяжении всего марафона все эти комплектующие предоставлялись спонсорами бесплатно. С нашей командой приключилась история, которая с положительной стороны характеризует тогдашних представителей компании Koni. По пути на пароходе из Мумбаи в австралийский Перт гонщики, ремонтировавшие «Москвичи», выявили отсутствие запасных амортизаторов. Тогда капитан советской команды прямо с судна отправил телеграмму в центральный офис компании в Нидерланды (не зная точного адреса) с просьбой прислать в порт прибытия недостающие комплектующие. Местные торговые представители оперативно среагировали, и уже в порту наших гонщиков ждали новые амортизаторы.

О нетребовательности к расходникам и ремонтопригодности «Москвичей» говорит такой показательный случай. На одном из австралийских спецучастков острым камнем перебило тормозную магистраль, вытекла вся тормозная жидкость, а запасной бутылочки с собой не оказалось. Тогда изобретательные пилоты позаимствовали обычную воду из расширительного бачка и наполнили ею тормозную систему. Со столь необычной «тормозухой» автомобиль успешно проехал более сотни километров и финишировал с небольшим штрафом. Отдельного слова заслуживает феноменальная скорость выполнения всех ремонтных работ гонщиками и по совместительству механиками. Так, на замену коробки передач в полевых условиях отводилось 25 минут, на замену поддона картера двигателя — всего 20.

По итогам ралли-рейдов на автозаводе собирались совещания, на которых оглашались основные неисправности и проговаривались возможности внесения изменений в конструкцию серийных машин. В марафонах самыми частыми неисправностями оказывались течь сальника заднего моста, выбивание четвертой передачи, сгорание от перегрева манжет в рабочих тормозных цилиндрах, нарушение работы корзины сцепления. Усовершенствованные крепления рессор, диафрагменное сцепление, гидровакуумный усилитель тормозов — вот лишь часть нововведений, которые внесли в конструкцию товарных автомобилей по результатам марафонов.

В путь!

Крупнейшие в истории мирового автоспорта ралли-рейды «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико» полностью открыли всему миру спортивный (да и потребительский) потенциал советских машин. О наших соотечественниках, людях, которые героически преодолели десятки тысяч километров на трех континентах, об их борьбе с дикой природой, техническими проблемами и именитыми соперниками мы расскажем в следующей публикации.

Читайте также:

www.kolesa.ru

Легенда ралли Москвич 412 | all-oldtimers.com

  Мировая автомобильная общественность вернулась к полузабытой практике сверхдальних автомарафонов в конце 1968 года для Московского Завода Малолитражных Автомобилей (МЗМА) это было как нельзя кстати. Появилась прекрасная возможность не только провести дополнительные испытания новых «Москвичей», но и продемонстрировать всему миру их достоинства. Сам факт успешного прохождения маршрута уже считался серьезным достижением. «Москвичу-412» выпала честь участвовать в двух крупнейших марафонах, которые вошли в историю как «ралли века»: Лондон-Сидней (ноябрь-декабрь 1968 года) и Лондон-Мехико (апрель-май 1970 года).

Маршрут гонки, организованной британскими газетами Daily Express и Daily Telegraph, был весьма затейливым: Лондон- Кале-Париж-Турин-Белград-Стамбул- Сивас-Эрзинджан-Тегеран-Кабул-Дели- Бомбей-Фримантл-Юанми-Лейк-Кинг- Седуна-Мингери-Омео-Сидней. Всего около 16 тыс. км преимущественно по бездорожью.

Нашу страну представляли четыре «Москвича-412» и команда из десяти проверенных гонщиков. Новенькие «Москвичи» оборудовали усиленными сцеплением и рессорами, амортизаторами фирмы Koni, защитой передней подвески и картера двигателя, вакуумными усилителями тормозов и дополнительными 75-литровыми бензобаками.

Всего из Лондона стартовало 98 машин от двенадцати заводских команд ведущих мировых автопроизводителей. Дойти до финиша в Сиднее в полном составе, не потеряв ни одной машины, удалось лишь четырем командам: австралийской (Ford 1-е место), двум английским (ВМСAustin 2-е место, ВМС Morris 3-е место) и нашей. В абсолютном зачете экипажи «Москвичей» заняли 20-е, 22-е, 33-е и 38-е места (всего финишировало 56 автомобилей.)

Ралли Лондон — Сидней явилось хорошей проверкой возможностей новой модели, проверкой, которую не мог дать ни один испытательный стенд, ни один полигон. Первый успех окрылил, и в начале 1970 года АЗЛК качал готовиться к новому марафону — Лондон — Мехико. Участникам предстояло преодолеть 26 тыс. км по дорогам 25 стран Европы и Южной Америки, пройдя каменистыми пустынями, высокогорными (до 5 тыс. м) дорогами, по травяным зарослям, пыли, грязи, снегу.

Пять голубых «четыреста двенадцатых» с черными капотами были готовы ко всем испытаниям. Для защиты поперечины передней подвески, картеров двигателей и коробки передач каждую машину снабдили предохранительными поддонами из толстого стального листа. Разумеется, езда по бездорожью, да еще с высокой скоростью создает повышенные нагрузки на детали несущего кузова. В нужных местах его вварили усилители и косынки. Поскольку соревнования не прекращались и ночью, все «Москвичи» получили мощные йодные (галогенные) фары, прожекторы. Специальные шины, смонтированные на колесах с широкими ободьями, обеспечили лучшую устойчивость автомобилей на трудных участках трассы. «Москвичи» снабдили усиленным диафрагменным сцеплением, усовершенствованной коробкой передач с синхронизаторами на всех ступенях, гидровакуумным усилителем тормозов.

Штурманские навигационные приборы, комплект запасных частей и теплой одежды, инструмент для любого ремонта и провиант дополняли оборудование машин. Итог — если серийный «Москвич-412» в снаряженном состоянии весил 1045, то марафонский в полтора раза тяжелее — 1450-1550 кг.

Девяносто шесть экипажей стартовали 19 апреля из Лондона. 27 мая в Мехико финишировали 23 автомобиля. Четыреста часов провели участники марафона в пути, четыреста часов на пределе возможностей работали машины.

Из 25 810 км почти половину (13 тыс. км) составили высокогорные дороги, в общей сложности 1800 км спортсмены шли на первой и второй передачах. В таких условиях на первый план выступали прочность и надежность автомобилей. Вот почему именно «Москвич-412» успешно закончил это труднейшее ралли.

В командном зачете среди фирм «Москвичи» заняли почетное третье место. В личном зачете советские экипажи, стартовавшие на «Москвичах», вышли на двенадцатое, шестнадцатое и двадцатое места.

Но дело не только в исключительной надежности наших автомобилей и высоких результатах. Когда наши спортсмены мчались по дорогам Латинской Америки, когда аргентинцы, перуанцы, мексиканцы читали в газетах, слышали по радио слова «Москвич» советского производства, они получали неопровержимое доказательство индустриальной мощи Советского Союза, его успехов в автомобилестроении.

Пять голубых «Москвичей» вернулись домой. Они экспонировались на выставках, спортсмены, механики, рабочие, конструкторы были отмечены премиями, грамотами, благодарностями. Но самой главной наградой для коллектива завода имени Ленинского комсомола стало международное признание марки «Москвич».

www.all-oldtimers.com

История побед "Москвича" на международных ралли. История России.

В СССР история ралли как спортивных состязаний зародилась в 1950-е годы, основным оружием советских раллистов были "Победы" и "Москвичи". В то время все эти соревнования носили любительский характер - гонщики ездили на стандартных машинах, хотя были и исключения. Например, именно в ралли тех лет АЗЛК обкатал свою первую четырехступенчатую коробку передач.

С самого начала 1960-х последовали выступления наших спортсменов и на зарубежных соревнованиях, благо, появились новые автомобили - ГАЗ-21 "Волга" и 407-й "Москвич", однако, борьба шла с переменным успехом - лучших результатов добивались на соревнованиях между соцстранами. На серьезных международных соревнованиях лучшее, на что могли рассчитывать - это зачетные места в своем классе автомобилей. Так на ралли "Монте-Карло" 1964 года наши экипажи на 21-х "Волгах" и "Москвичах-407" не получили финального зачета, а в 1965-м вовсе не добрались до финиша. Однако глумиться над нашими спортсменами и их техникой у меня нет никакого желания, не было тут вины и создателей техники, просто время наших успехов еще не пришло. Причина лежала вроде бы на поверхности - нашим машинам не хватало мощности - подготовленный двигатель раллийного "Москвича-403" тех лет развивал около 60-65 сил, ГАЗ-21 - 90-100 сил. Конкуренты с каждым сезоном увеличивали отрыв по мощности.

Что же, разве наши конструкторы не могли создать достойный аппарат? Могли, но регламенты ралли тогда были сильно привязаны к серийным машинам, и зачетные группы, в которых выступали наши спортсмены, устанавливали жесткие требования по степени вмешательства в исходную конструкцию. Вспомним, что собой представляли наши основные боевые машины в серийном исполнении: "Москвич-403" - двигатель объемом 1,36 л мощностью 45 л.с., "Москвич 408" - 1,36 л и 50 л.с., ГАЗ-21 "Волга" - 2,44 литра и 70-75 "лошадей". Не густо. Конечно, мощность моторов можно было поднять, но тогда немудреные советские нижневальные моторы со штанговым приводом клапанов резко теряли в ресурсе и надежности.

Так могло продолжаться долго, если бы самый передовой на то время автозавод АЗЛК не начал создавать в 1961 году агрегат, который потом долгие годы будет главным оружием советских раллистов. Именно тогда талантливый советский конструктор Игорь Окунев сел за чертежи мотора М-412. Первые обороты коленвала нового мотора пришлись на 1964 год, когда на конвейер встал обновленный 408-й "Москвич", однако, серийное производство автомобилей с новым двигателем произошло в 1967 году, когда появился "Москвич-412".

Москвич 408

Это был первый советский серийный верхневальный мотор для легкового автомобиля. При объеме 1,5 литра, с расположенными под углом друг другу клапанами, поперечным газовым потоком, полусферической камерой сгорания, двигатель обладал невиданной ранее для советских машин удельной мощностью и развивал внушительные 75 сил. Однако главное заключалось не в этих цифрах, а в запасе по форсировке - верхневальный алюминиевый мотор с удачной конструкцией ГРМ, сильно схожей с моторами BMW тех лет уже в рамках группы А1 (стандартные машины, где разрешалась лишь замена жиклеров в карбюраторе) выдавал 81-83 л.с., а двигатели, подготовленные по более высокому уровню групп А2 и А4 развивали мощность 120-150 л.с., обладая при этом достаточным запасом надежности. Впервые наши раллисты получили достойную технику, на которой можно было побороть конкурентов. И шанс представился незамедлительно.

В "Ралли века", как тогда называли марафон "Лондон-Сидней" 1968 года (16 тысяч километров), наряду с известнейшими мировыми производителями участвовала и команда Советского Союза на автомобилях АЗЛК. Все четыре "Москвича-412" добрались до финиша. В абсолютном зачете позиции были невысоки, но в командном зачете советский экипаж занял 4 место за счет того, что команда АЗЛК была единственной добравшейся до финиша без потерь. Особенностью марафона было то, что в нем не было разделения на классы, и наши полуторалитровые "Москвичи", мало чем отличавшиеся от серийных, выступали в одном зачете, например, с Ford Falcon GT с пятилитровым мотором и другими "раллийными монстрами". Советских раллистов ждал успех и в другом сложном марафоне - "Лондон-Мехико" 1970 года (26 тысяч километров), где в командном зачете АЗЛК завоевал "бронзу" - третье место, а один из экипажей занял 12 место в абсолюте. В сложнейших дорожных условиях до финиша добрались три экипажа из пяти. "Москвич" становился знаменитым, на наши машины стали пересаживаться даже зарубежные спортсмены - ралли Бельгии 1971 года выиграл бельгийский же экипаж на 412-м "Москвиче".

В том же 1971 году на ралли "Тур-Европы" состоялся спортивный дебют советской новинки - ВАЗ-2101. И первый блин не вышел комом - "копейка" заняла второе место в абсолюте, пропустив вперед Opel Kadett 1.9 Rally со 120-сильным мотором. К слову, 1,2-литровый мотор для ВАЗа готовили в Италии. "Москвич-412" в этом ралли приехал третьим, что, тем не менее, не помешало АЗЛК завоевать "Золотой кубок" за лучший результат команды из 4 экипажей, а серебряный оставить тольяттинцам. В том же 1971 году прошло ралли "Золотые пески" в Болгарии. Экипажи на 412-х "Москвичах" заняли 4, 6 и 7 места в абсолюте, пропустив вперед Renault Alpine, BMW 2002 и польский Fiat 125P. В 1972 году на этом ралли команда АЗЛК заняла 8, 10 и 11 места, впереди оказались уже Porsche-911 S, Ford Capri и Renault Gordini - собратья по соцлагерю не скупились на технику для своих команд. На пьедестал наши спортсмены взобрались в том же 1972 году - на ралли "Рейд Польский" выдающийся спортсмен Стасис Брундза на "Москвиче-412" со 107-сильным мотором занял третье место. Первое досталось Рафаэлю Пинто на Fiat 124 Abarth, а на втором оказался теперь легендарный, а тогда еще молодой Вальтер Рерль на Ford Capri RS с 2,8-литровым мотором.

В африканском ралли "Западное Сафари - Аргунгу" 1973 года "Москвичи" заняли 2, 3 и 5 места, обеспечив первое место в командном зачете, причем автомобили АЗЛК пришли к финишу без поломок, в то время как именитых производителей буквально разваливались на части. А на ралли "Тур Европы - 73" когорта "Жигулей" получила золотой и серебряный кубки командного зачета. На соревнованиях стран соцлагеря в том году АЗЛК и ВАЗ не выходили из первой десятки абсолюта и поднимались на пьедестал. Но на западноевропейских соревнованиях наметилась негативная тенденция - все чаще нашим спортсменам приходилось довольствоваться лишь призовыми местами в своих классах - до 1300 куб. см (ВАЗ) и до 1600 куб. см (АЗЛК), что соответствовало 20-30-ым местам в абсолютном зачете.

1974 год был ознаменован триумфом АЗЛК - Стасис Брундза занял первое место в ралли "Тур Европы-74", кроме того, второе, пятое и шестое места также заняла команда московского автозавода. Экипаж на ВАЗ-2101 обосновался на 4 месте. Среди трофеев АЗЛК оказались: командный приз, золотой и серебряные кубки, кубок короля Иордании, первое место в национальном зачете, первое место в заводском зачете и первое место в абсолютном личном зачете и своем классе. Машины Волжского автозавода заняли второе место.

В 1975 году в большой спорт пришла тольяттинская новинка - ВАЗ-2103. В итоговом зачете Кубка Дружбы соцстран, ставший к тому времени легендой Стасис Брундза, занял четвертое место в личном зачете, выступая на "412-м". Он же, пересев на "трешку", принял участие в знаменитом ралли "1000 озер". Его первое место в классе А2 (до 1600 куб. см) соответствовало 19-му в абсолюте - время триумфов уходило. 1976 год - единственный заметный успех - 6 место Брундзы в греческом ралли "Акрополис".

Что же случилось после 1976 года? Почему наши спортсмены фактически замкнулись в рамках соцлагеря и СССР? Почему шестое место Стасиса Брундзы в "Акрополисе" стало последним заметным достижением наших спортсменов? Ответ прост - наши машины перестали соответствовать требованиям времени. Дело в том, что в 1970-х наметилось изменение формы проведения ралли. До этого ралли представляли собой тысячекилометровые марафоны, сафари, рейды, где главную роль играла равномерность движения, показателем которой была средняя скорость, задаваемая организаторами, а также дорожные условия. Тогда во главу угла ставили надежность и выносливость конструкций. А в середине 1970-х маршруты стали укорачиваться, средние скорости росли, ралли стали проходить на закрытых трассах и состоять преимущественно из скоростных спецучастков. Таким образом, на первое место вышли управляемость, быстроходность, динамика - то, чем советские машины похвастаться не могли. В это время начался процесс смены поколений раллийной техники, в прошлое уходили конструкции, ведущие свое происхождение с начала 60-х годов.

Четыре клапана на цилиндр, впрыск топлива, независимая задняя подвеска, дисковые тормоза на всех колесах, реечное рулевое управление, широкое использование алюминия и стеклопластика - вот, что стало нормой для "ралликаров" тех лет. Мощность моторов Ford, Fiat, Talbot, Lancia и прочих спортивных гигантов составляла уже недосягаемые 200-280 л.с. А наши "Жигули" и "Москвичи" как были, так и остались "рабоче-крестьянскими лошадками" по своей сути. Других машин в Союзе не было и не планировалось - "Москвич-2140" принципиально ничем не отличался от "412-го", ВАЗ принципиально ничего нового, кроме очередного рестайлинга "классики" не производил. Выпустить 400 серийных машин класса "гран туризмо" в условиях социалистической экономики было затруднительно. Чтобы достойно выступать в группах А1 и А2 нужно было иметь серийный прототип со всеми вышеуказанными достижениями технического прогресса, что было еще труднее, поэтому вторая половина 1970-х прошла в "междоусобных" раллийных битвах между АЗЛК, ВАЗ, а также "ижевцами", без претензий на первенство в западных соревнованиях.

Марафон "Лондон-Сидней" 1968 года

Просмотров: 26291

Источник: http://www.dni.ru/auto/2009/8/21/173257.html

statehistory.ru в ЖЖ:

statehistory.ru

"Москвич–412" на ралли Лондон–Сидней, Вестминстерский мост, 1968 год, Лондон

Никто не верил в их успех в 68–м и 70–м. У конкурентов были целые штаты механиков и вертолеты, а у них — только две "технички" с запчастями. Они спали в машинах, сбивали кенгуру, спасались от мафии, чуть не погибли, но в итоге финишировали на подиуме...

В гонке "Лондон — Сидней" стартовали четыре "Москвича", а финишировали три из них (результат лучшего экипажа — 20–е место). Через три года в "Лондон — Мехико" приняли участие уже пять экипажей, три из которых доехали до финиша, заняв в абсолютном зачете 12–е, 17–е и 20–е места, а в своем классе (объем 1.3–1.6 л) заняли подиум со 2–го по 4–е место. В марафоне 1968 года принимали участие четыре бежевых "Москвича–412" в старом "четыреста восьмом кузове". Это были машины с вертикальными задними фонарями в "дорестайлинговом" экспортном "четырёхфарном" исполнении. Такие выпускались всего пару лет в промежутке между 1967 и 1969 годами.

На архивных фотографиях видно, что машины на начальных этапах марафона шли без дополнительных решеток "кенгурятников". Пилоты посчитали нескромным начинать в Лондоне ралли с установленной конструкцией, которая понадобится только через 10 000 км. Поэтому упакованные в деревянные ящики "кенгурины" отправили с оказией самолетом в Мумбаи, где марафон "догнал" их, и они были установлены на "Москвичи".

Длинный путь обоих ралли–рейдов приносил нашим гонщикам приятные сюрпризы и не очень. Так, еще двигаясь по автобанам и проселкам Европы, пилоты "Москвичей" начали замечать за собой хвосты из других "боевых" автомобилей — пелотоны по 2–3, а иногда и 5–7 машин, не торопящихся обгонять "русских". Сначала пытались найти у себя какую–то неисправность, потом внимательно смотрели на ограничения скорости, не нарушаются ли ПДД. Но разгадка оказалась достаточно простой: наши штурманы были лучшими среди всех участников гонки и никогда не блуждали по узким улицам старых европейских городков. В которых, естественно, никогда раньше не бывали.

В первом марафоне, когда маршрут проходил через Италию, все гоночные авто лишились своих номеров на боковинах кузова. С чем это связано? Дело в том, что итальянцы, как известно, народ эмоциональный, и они, видя на своих улицах соревнующиеся экипажи, не упускали возможность потягаться на своих "Альфах" и "Фиатах" с марафонскими машинами.

На австралийском этапе гонщики одного из "Москвичей" не поставили на передок защиту от кенгуру — хотели сэкономить в весе, не перегружая передок. По иронии судьбы именно экипаж этого автомобиля оказался единственным из команды, кто сбил взрослого кенгуру. Большое животное помяло облицовку передка, оказалась разбитой фара, а главное — пробило радиатор. На ремонт потратили более получаса.

via

dimka-jd.livejournal.com

Финальный этап марафона Лондон – Сидней 1968 года на фотографиях Брюса Томаса: sklyushnichenko

Заметки про интересные автомобили (sklyushnichenko) wrote, 2016-01-05 21:24:00 Заметки про интересные автомобилиsklyushnichenko 2016-01-05 21:24:00 Маршрут первого трансконтинентального марафона Лондон - Сидней пролегал по одиннадцати странам Европы, Азии и Австралии на протяжении 10 000 миль (16 000 км). На старт вышло 98 автомобилей, до финиша добралось 56. Марафон был организован газетами Daily Express (Лондон) и Daily Telegraph (Сидней) и широко освящался в прессе. Австралиец Брюс Томас сделал представленные ниже фотографии на финальном этапе марафона в австралийском Новом Южном Уэльсе. Этап включал экстремальные участки для выявления безоговорочного победителя.01.jpgCitroen DS21 (Bianchi/Ogier)Именно на финальном этапе лидирующий Citroen DS21 Люсьена Бьянки и Жана-Клода Ожье попал в серьезную аварию и выбыл из гонки. Бьянки в той аварии серьезно повредил руку и вместо подиума отправился в больницу, не доехав до финиша всего 150 миль. Печально, но один из сильнейших участников марафона, пилот Формулы-1, победитель 24 часов Ле-Мана 1968 года (за рулем Ford GT40) – Бьянки погиб уже в следующем году (30 марта 1969 года), во время подготовки к выступлению в 24 часах Ле-Мана 1969 года на Alfa Romeo Tipo 33.02.jpgBMC 1800 (Hopkirk/Nash/Poole)Английские автомобили были очень конкурентоспособны и Пэдди Хопкирк (победитель ралли Монте-Карло за рулем Mini Cooper 1964 года) занял 2-е место в марафоне.03.jpgHillman Hunter (Cowan/Coyle/Malkin)В начале марафона Hillman Hunter выглядел маловероятным претендентом на победу, но после аварии Бьянки именно Hunter под управлением Эндрю Коуэна (впоследствии основатель раллийной команды Mitsubishi, обеспечившей 4 титула Томми Мякинена в период с 1996 по 1999 годы) подхватил знамя лидера марафона и довел дело до победы.04.jpgFord Falcon GT (Hodgson/Rutherford)Австралийские Форды были весьма сильны и заняли 3-е, 6-е и 8-е места.05.jpgBMC 1800 (Aaltonen/Liddon/Easter)Легендарный финн Рауно Алтонен занял 5-е место.06.jpgPorsche 911S (Zasada/Wachowski)Поляк Собислав Засада гнал изо всех сил на финальном участке, перебрался с 9-го на 5-е место и в итоге занял 4-е место. Можно было зацепиться за подиум, но ошибки экипажа в подсчетах контрольного времени этого не позволили.07.jpgFord 20MRS (Kleint/Klapproth)Немецкий Форд закончил марафон на 7-м месте.08.jpgHolden Monaro GTS (Ferguson/Chivas/Johnson)Пилот заводской команды VW Барри Фергюсон занял 12-е место.09.jpgFord Cortina Lotus (Clark/Anderson)Роджер Кларк задавал темп на протяжении азиатских этапов и был первым в Бомбее, но в Австралии его преследовали технические проблемы и марафон был завершен на 10-м месте.10.jpgVolvo 144S (Welinski/Lister)Австралийский экипаж на Volvo занял 13-е место.11.jpgPorsche 911 (Herrmann/Schuller)Хотя в марафоне участвовало три 911-х, только экипаж Засады пользовался финансовой поддержкой Porsche, автомобили для Терри Хантера/Джона Дэвенпорта и Эдгара Херманна/Ханса Шуллера были подготовлены на частные средства. Экипаж Хантера сошел в Кабуле, а финишировавшие 15-ми Херманн/Шуллер получили приз как лучшие частники. После гонки автомобиль был продан, сейчас восстановлен и находится в Австралии.12.jpgBMC 1800 (Kingsley/Bell/Evans)Экипаж из трех офицеров ВВС закончил гонку на 19-м месте.13.jpgFord 20MRS (Staepelaere/Lampinen)Немецкий Форд выглядел серьезным соперником, но на финальном этапе была повреждена подвеска, что привело экипаж на 16-е место на финише.14.jpgFord Cortina GT (Bengry/Brick/Preddy)Эта Cortina имела много изменений в конструкции, например выхлопную систему на крыше. 23-е место на финише.15.jpgMoskvitch 408 (Ipatenko/Terehin/Bazhenov)Команда из трех Москвичей показала всему миру, что советские автомобили достойны уважения. Все автомобили дошли до финиша, заняв 4-е общекомандное место.16.jpgRambler American (Dickson/Saladin/ Sims)Rambler American с танковым люком занял 46-е место.17.jpgFord Cortina Lotus (Bray/Sladen/Sugden)Этот Форд серьезно пострадал в столкновении с автобусом в Тегеране, но все-таки добрался до финиша и занял 53-е место.18.jpgMGB (Denton/Boyce)Специально построенный для марафона MGB, не помог экипажу подняться выше 42 места.19.jpgVolkswagen (Downs/Downs)Обладатели скромного бюджета братья Даунс, хоть и в несколько потрепанном виде, все-таки добрались до Сиднея, заняв 51-е место.20.jpgСпустя пару месяцев автор этих снимков Брюс Томас с товарищем совершил эпическое путешествие из Коломбо в Лондон по дорогам марафона (в обратном направлении!) на Fiat Multipla 1961 года выпуска, а потом на Alfa Romeo 1300 GT Junior три месяца путешествовал по Европе, оставив потомкам отличные фотографии.21.jpg22.jpgПосты, посвященные путешествиям Томаса, здесь и здесь.

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

sklyushnichenko.livejournal.com

Ралли Лондон — Сидней - WikiVisually

1. Ралли-рейд – Rally raid, also known as cross-country rallying is a form of long distance off-road racing that takes place over several days. Each day may require traveling up to 900 kilometres, the length of the event can be 3–15 days. The first African rally raid run was the Côte-Côte Rally, first held in December 1976, while off-road Rally Raiding is dominated by the Dakar Rally, a multiple event World Cup exists, the FIA Cross-Country Rally World Cup and FIM Cross-Country Rallies World Championship. For amateurs the Budapest-Bamako has been considered the worlds largest amateur rally raid spanning two continents and 9000 kilometers, navigation is accomplished using a roadbook and also with GPS. The three major groups in rally raid are the motorcycle class, the car class, ranging from buggies to SUVs. The Moto class is divided between three groups, Group 1 is Marathon bikes, which are mildly modified production motorcycles, subdivided between engines of greater and less than 451 cc. Group 2 is Super-Production bikes, which are more substantially modified than Marathon bikes, BMW motorcycles, Ducati and Aprilia have also been successful in the Dakar. The car class is made up of vehicles weighing less than 3,500 kg, the T1 Group is made up of Improved Cross Country Vehicles, such as the Mitsubishi MRX09 Racing Lancer, and the T2 Group is made up of Cross Country Series Production vehicles. The Open class accepts weight-qualifying vehicles, such as SCORE International trucks, prominent examples in the Car Class included the Mitsubishi Pajero/Montero, the Volkswagen Race Touareg, the Bowler Wildcat 200 and the Nissan Navara. The Truck class, also known as Camions or Lorries is made up of vehicles weighing more than 3,500 kg and they are divided into two groups, T4 and T5. The T4 Group is further divided into two subgroups, the T4.1 class for trucks, and the T4.2 class for modified trucks. T4 trucks may provide assistance during the stages, but must be homologated vehicles. T5 trucks do not have to be homologated, the T4 Group has been composed of vehicles manufactured by Tatra, LIAZ, Volkswagen, Kamaz, Hino, Isuzu, MAN, DAF, MAZ, ZiL, Mercedes-Benz Unimog, Renault Kerax, Scania, Iveco and GINAF. In the 1980s, a rivalry between DAF and Mercedes-Benz led to vehicles which had twin engines and more than 1000 hp. Later Tatra, and Kamaz took the race up, after 2000, renewed competition started in the truck class between DAF, Tatra, Mercedes-Benz and Kamaz

2. Москвич-412 – The Moskvitch 412 was a small family car produced by Soviet/Russian manufacturer MZMA/AZLK in Moscow from 1967 to 1975, and by IZh in Izhevsk from 1967 to 1982. It was a powerful and prestigious version of the M-408 model. The Moskvitch 412 was a derivate of Moskvitch 408, differing in more powerful 1.5 engine, the earliest engines for the M-412 were built in 1964. Steel cylinder liners were replaceable to enable easy repair of the engine instead of having to replace it entirely, since it was of an OHC design it was taller than the OHV MZMA-408 engine it replaced, which is why it was mounted at a slant. The UZAM-412 had a capacity of 1,478 cc c. c. and its more powerful version, the Moskvitch-412-2V, had 100 h. p. and was installed on sports cars. The 1,478 cc UZAM-412 engine, with an alloy block, was designed by Igor I. According to some observers, it some similarities to the contemporary BMW M115 motor used in the BMW1500 model. The similarity between the two engines is superficial and limited only to the angle of the cylinder block and between the valves and the gear of the overhead camshaft. The gearbox inherited from the M-408 was improved, with the gearbox ratios being revised to better use of the increased power output. In 1969, both the M-412 and the related M-408 had their body redesigned, only rear triangular turn signals remained on vestigial tailfins. Until then, the M-412 profited from heightened tailfins and tanned headlight lamps on export models, another notable feature were the so-called side signals, mounted on the C-pillars on some vehicles and similar to the American opera lights. It was the first Moskvitch to pass safety tests in France, Bulgaria, Czechoslovakia, and Sweden in 1970—71. The modernized model, both for export and domestic market, received a factory code M-412IE, to mark, that it fulfils new safety requirements, sATRAs 1974 rebranding it the Moskvitch 1500 did not change anything. SATRA Motors entered M-412s in the Group One Production Saloon Car Championship in 1972 and 1973 and it also placed 1-2-3 in the 1973 Avon Round Britain Rally and scored a class win in the South Africa Safari Rally the same year. M-412, the sedan model that underwent various adaptations marked by adding different letters such as E, I, U, P. They usually meant the class of the vehicle and were preferred over precising words used on earlier models, kerb weight of the 412 was 1,045 kg. М-427, a wagon on the same base, produced from 1969. In 1972, this got a new one-piece upward-hinged tailgate, AZLK stopped making these in 1976, IZh continued with production until 1982

3. Логотип – A logo is a graphic mark, emblem, or symbol commonly used by commercial enterprises, organizations, and even individuals to aid and promote instant public recognition. There are purely graphic emblems, symbols, icons and logos, in the days of hot metal typesetting, a logotype was one word cast as a single piece of type. By extension, the term was used for a uniquely set. At the level of communication and in common usage, a companys logo is today often synonymous with its trademark or brand. The arts were expanding in purpose—from expression and decoration of an artistic, storytelling nature, to a differentiation of brands, consultancies and trades-groups in the commercial arts were growing and organizing, by 1890, the US had 700 lithographic printing firms employing more than 8,000 people. Artistic credit tended to be assigned to the company, as opposed to the individual artists who usually performed less important jobs. Playful children’s books, authoritative newspapers, and conversational periodicals developed their own visual and editorial styles for unique, as printing costs decreased, literacy rates increased, and visual styles changed, the Victorian decorative arts led to an expansion of typographic styles and methods of representing businesses. A renewal of interest in craftsmanship and quality also provided the artists and companies with a greater interest in credit, leading to the creation of unique logos and marks. By the 1950s, Modernism had shed its roots as an artistic movement in Europe to become an international, commercialized movement with adherents in the United States. Modernist-inspired logos proved successful in the era of mass visual communication ushered in by television, improvements in printing technology, the current era of logo design began in the 1870s with the first abstract logo, the Bass red triangle. As of 2014, many corporations, products, brands, services, agencies, as a result, only a few of the thousands of ideograms in circulation are recognizable without a name. Ideograms and symbols may be effective than written names, especially for logos translated into many alphabets in increasingly globalized markets. For instance, a written in Arabic script might have little resonance in most European markets. By contrast, ideograms keep the general nature of a product in both markets. In non-profit areas, the Red Cross exemplifies a well-known emblem that does not need an accompanying name, the red cross and red crescent are among the best-recognized symbols in the world. National Red Cross and Red Crescent Societies and their Federation as well as the International Committee of the Red Cross include these symbols in their logos, branding can aim to facilitate cross-language marketing. Consumers and potential consumers can identify the Coca-Cola name written in different alphabets because of the standard color, the text was written in Spencerian Script, which was a popular writing style when the Coca Cola Logo was being designed. Since a logo is the visual entity signifying an organization, logo design is an important area of graphic design, a logo is the central element of a complex identification system that must be functionally extended to all communications of an organization

4. История Великобритании – The history of the United Kingdom as a unified sovereign state began in 1707 with the political union of the kingdoms of England and Scotland, into a united kingdom called Great Britain. Of this new state the historian Simon Schama said What began as a merger would end in a full partnership in the most powerful going concern in the world. It was one of the most astonishing transformations in European history, a further Act of Union in 1800 added the Kingdom of Ireland to create the United Kingdom of Great Britain and Ireland. The first decades were marked by Jacobite risings which ended with defeat for the Stuart cause at Culloden in 1746. In 1763, victory in the Seven Years War led to the dominance of the British Empire, as a result, the culture of the United Kingdom, and its industrial, political, constitutional, educational and linguistic influence, became worldwide. In 1922, following the Anglo-Irish Treaty, most of Ireland seceded to become the Irish Free State, a day later, Northern Ireland seceded from the Free State and returned to the United Kingdom. As a result, in 1927 the United Kingdom changed its title to the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, usually shortened to Britain. In the Second World War, in which the Soviet Union, Nationalist China, the cost was high and Britain no longer had the wealth to maintain an empire, so it granted independence to most of the Empire. The new states joined the Commonwealth of Nations. The United Kingdom has sought to be a member of the United Nations. Since the 1990s, however, large-scale devolution movements in Northern Ireland, Scotland, the Kingdom of Great Britain came into being on 1 May 1707, as a result of the political union of the Kingdom of England and the Kingdom of Scotland. The terms of the union had been negotiated the previous year, the parliaments of Scotland and of England then each ratified the treaty via respective Acts of Union. Slightly more than one-hundred years later, the Treaty of Union enabled the two kingdoms to be combined into a kingdom, merging the two parliaments into a single parliament of Great Britain. Queen Anne, who was reigning at the time of the union, had favoured deeper political integration between the two kingdoms and became the first monarch of Great Britain. Although now a single kingdom, certain aspects of the independent kingdoms remained separate. Scottish and English law remained separate, as did the Presbyterian Church of Scotland, England and Scotland also continued to each have its own system of education. The creation of Great Britain happened during the War of the Spanish Succession and his successor, Anne, continued the war. The Duke of Marlborough won a series of brilliant victories over the French, France was nearly brought to its knees by 1709, when King Louis XIV made a desperate appeal to the French people

5. Вторая мировая война – World War II, also known as the Second World War, was a global war that lasted from 1939 to 1945, although related conflicts began earlier. It involved the vast majority of the worlds countries—including all of the great powers—eventually forming two opposing alliances, the Allies and the Axis. It was the most widespread war in history, and directly involved more than 100 million people from over 30 countries. Marked by mass deaths of civilians, including the Holocaust and the bombing of industrial and population centres. These made World War II the deadliest conflict in human history, from late 1939 to early 1941, in a series of campaigns and treaties, Germany conquered or controlled much of continental Europe, and formed the Axis alliance with Italy and Japan. Under the Molotov–Ribbentrop Pact of August 1939, Germany and the Soviet Union partitioned and annexed territories of their European neighbours, Poland, Finland, Romania and the Baltic states. In December 1941, Japan attacked the United States and European colonies in the Pacific Ocean, and quickly conquered much of the Western Pacific. The Axis advance halted in 1942 when Japan lost the critical Battle of Midway, near Hawaii, in 1944, the Western Allies invaded German-occupied France, while the Soviet Union regained all of its territorial losses and invaded Germany and its allies. During 1944 and 1945 the Japanese suffered major reverses in mainland Asia in South Central China and Burma, while the Allies crippled the Japanese Navy, thus ended the war in Asia, cementing the total victory of the Allies. World War II altered the political alignment and social structure of the world, the United Nations was established to foster international co-operation and prevent future conflicts. The victorious great powers—the United States, the Soviet Union, China, the United Kingdom, the Soviet Union and the United States emerged as rival superpowers, setting the stage for the Cold War, which lasted for the next 46 years. Meanwhile, the influence of European great powers waned, while the decolonisation of Asia, most countries whose industries had been damaged moved towards economic recovery. Political integration, especially in Europe, emerged as an effort to end pre-war enmities, the start of the war in Europe is generally held to be 1 September 1939, beginning with the German invasion of Poland, Britain and France declared war on Germany two days later. The dates for the beginning of war in the Pacific include the start of the Second Sino-Japanese War on 7 July 1937, or even the Japanese invasion of Manchuria on 19 September 1931. Others follow the British historian A. J. P. Taylor, who held that the Sino-Japanese War and war in Europe and its colonies occurred simultaneously and this article uses the conventional dating. Other starting dates sometimes used for World War II include the Italian invasion of Abyssinia on 3 October 1935. The British historian Antony Beevor views the beginning of World War II as the Battles of Khalkhin Gol fought between Japan and the forces of Mongolia and the Soviet Union from May to September 1939, the exact date of the wars end is also not universally agreed upon. It was generally accepted at the time that the war ended with the armistice of 14 August 1945, rather than the formal surrender of Japan

wikivisually.com