Хью Джекман: «У меня был соблазн прыгнуть с трамплина». Эдвард прыжки с трамплина
Хью Джекман: «У меня был соблазн прыгнуть с трамплина» - Досуг
Хью Джекман
Фото: материалы пресс-служб
Юлия Малинина31 марта 2016 13:29
Актер — об олимпийском духе, безрассудстве и работе над фильмом «Эдди «Орел»
На каждой Олимпиаде есть свои герои. В 1988 году таким стал Эдди «Орел» Эдвардс, занявший последнее место в прыжках на лыжах с трамплина. Несмотря на результат, это имя до сих пор помнят те, кто мечтает о спортивных достижениях. В новом фильме «Эдди «Орел», премьера которого состоится 7 апреля, роль тренера Эдди исполнил Хью Джекман.
— Хью, какова была ваша первая реакция, когда вы узнали о том, что будет сниматься фильм об Эдди «Орле» Эдвардсе?
— Я многое знаю об Эдди. Едва Мэтью Вон, с которым мы уже знакомы по фильму «Люди Икс: Первый класс», дал мне сценарий, я тут же навострил уши. Эдди «Орел», несмотря на то, что он британец, стал легендой в моей родной Австралии. Он воплощает в себе все, что мы любим, этот наш «а давайте попробуем» взгляд на жизнь. Австралийцы предпочитают тех, кто пусть даже проигрывает, но очень старается, чем скучных и неинтересных победителей. Когда я прочитал сценарий, он показался мне очень добрым, теплым и забавным. Он напомнил мне чем-то фильмы «Билли Эллиот» и «Крутые виражи», которые я люблю. К тому же я большой поклонник спорта и сразу заинтересовался проектом.
— История Эдди прогремела в новостях в 1988 году?
— О да! Честно говоря, зимние Олимпийские игры не очень популярны в Австралии. Кажется, у нас всего один олимпийский чемпион, и его победа, наверное, одна из самых невероятных в истории Игр. Его зовут Стивен Брэдбери. Он выиграл «золото» в шорт-треке в 2002 году. В финале он шел последним из пяти участников, отставая от них на круг. Но на финишной прямой все четверо лидеров столкнулись и упали. Так как Стивен был очень далеко от них, то избежал столкновения, медленно пересек финишную линию и выиграл золотую медаль. Это один из величайших моментов Олимпиады. Да, мы не очень-то сильны в зимних видах спорта. (Смеется.) Но история Эдди «Орла» тогда захватила всю страну, люди ею прониклись. Когда я был мальчишкой, то тоже хотел участвовать в Олимпиаде, но не был готов идти так далеко. А он пошел. И я помню, что был буквально очарован им.
— Как вы думаете, такие люди, как Эдди, напоминают нам о том, что Олимпийские игры были основаны на идее любительских соревнований?
— Безусловно. Это же просто фантастика: какой-то парень решил, что хочет участвовать в Олимпиаде, впервые прыгнул с трамплина всего за два года до Игр, нашел лазейку и попал-таки на Игры. Я не помню ни одного участника тех Олимпийских игр, а Эдди «Орла» помню. Авторам фильма удалось поймать поворотный момент, когда спорт стал становиться более профессиональным. Когда большие боссы стали рассуждать: «Нам нужно привлечь больше спонсоров; нам нужны красавчики для лучшего маркетинга, нам не нужны люди вроде Эдди». А ведь тогда Эдди стал единственным спортсменом, которого пригласили в безумно популярное телешоу к Джонни Карсону. И все смеялись до слез.
— По вашему мнению, Тэрону Эджертону, исполнителю роли Эдди «Орла», удалось уловить его характер?
— Я был поражен тем, что делал Тэрон. Играть реального человека очень сложно. Но Тэрон не пустился в прямое подражание. Он действительно проникся сущностью Эдди, поймал его оптимизм и его чувство юмора, его позицию никогда не отчаиваться, но и, конечно, его ранимость. Очевидно, что многие поступки Эдди шли от чувства нервозности и дискомфорта. Он был аутсайдером: в школе среди сверстников, в спорте, в олимпийском движении. Тэрону удалось показать его смешным, но в то же время милым и трогательным. И ты сопереживаешь Эдди, хочешь, чтобы он победил, даже если знаешь его историю.
— Небольшую роль в картине сыграл Кристофер Уокен. Как вам с ним работалось?
— Быть на одной площадке с Кристофером Уокеном — это нечто невероятное. Он икона. Во время съемок сцен Кристофера я находился рядом с режиссером фильма Декстером Флетчером, и мы непрерывно щипали друг друга: «Это не сон? Мы действительно работаем рядом с Уокеном?» (Смеется.) Когда ты на одной площадке с Кристофером, можно вообще не играть, все и так будет прекрасно. Но приходилось держать челюсть, чтобы она не падала на пол. (Смеется.)
— Расскажите о вашем герое, тренере Эдди Бронсоне Пири.
— Бронсон Пири — вымышленный персонаж. Он бывший американский прыгун с трамплина, которого исключили из олимпийской сборной на пике его спортивных возможностей. Он был очень талантлив, но не умел и не хотел повиноваться, игнорировал дисциплину. Ныне он большой любитель выпить и заядлый курильщик, его жизнь наполнена болью и сожалением, он до сих пор скучает по прыжкам. И, познакомившись с Эдди, он берет его под свое крыло. Настойчивость и безрассудство этого мальчишки заставляют Бронсона поменяться самому, повернуть свою жизнь в другую сторону.
— Во время съемок фильма не было ли у вас желания попробовать самому прыгнуть с трамплина?
— Соблазн, конечно, был. Но, боюсь, после этого я не смог бы уйти с площадки самостоятельно, на своих ногах. (Смеется.) А это уже означало бы подвести съемочную группу. Нет, я не прыгал. Но мне пришлось немного покататься на лыжах, потому что по сюжету мой герой прыгает, и мы решили снять, как он выкатывается после приземления. Я шел вверх и думал, что смогу съехать вниз с середины дистанции. Но, поднявшись всего на одну восьмую часть, уже думал: «Ого, как высоко!» Тем не менее я поднялся еще немного и съехал вниз. Но это не был прыжок, просто выкат.
— Но, может быть, однажды вы все-таки решитесь?
— Прыгнуть с трамплина на лыжах? Я, честно, размышлял об этом. И думаю, что мог бы попробовать сделать это метров с пятнадцати. Хотя даже эта высота меня пугает. (Смеется.)
Кстати…
Сюжет фильма основан на реальных событиях. Майкл Эдвардс, более известный как Эдди «Орел», никогда не отличался хорошими спортивными данными, но с раннего возраста стремился попасть на Олимпийские игры. Перепробовав свои силы в различных дисциплинах, он в итоге остановился на прыжках с трамплина. Но обнаружилось несколько проблем. Великобритания никогда не была представлена в олимпийской программе по этой дисциплине. Эдди никогда не пробовал этим заниматься. Он был тяжелее других прыгунов, нуждался в деньгах на подготовку, а плохое зрение означало, что ему придется носить очки, которые запотеют, из-за чего в ходе прыжка он почти ничего не будет видеть. Однако его несгибаемый дух одержал победу, и в 1988 году Эдди выступал на зимних Олимпийских играх в Калгари. И хотя Эдвардс занял последнее место в обеих дисциплинах — прыжки с 70- и 90-метрового трамплинов, — Эдди стал любимцем средств массовой информации и народным героем, прославившимся своим необычным стилем, внешностью и желанием бороться.
www.womanhit.ru
«Я много смеюсь, это полезно для сердца». Новый герой в прыжках с трамплина - Не во сне, а наяву - Блоги
23-летний австриец Штефан Крафт выиграл два золота на чемпионате мира.
«Это до пошлого блестяще», — выдохнул, с трудом переводя дух, Штефан Крафт перед телекамерами в микст-зоне после первого золота Лахти. Просто и ёмко, в ставшей привычной всем манере выражения своих эмоций. Спустя несколько дней после этого 23-летний юноша из Шварцаха-им-Понгау, что в зальцбургской земле, возьмёт второе золото — и навсегда войдёт в историю своей сборной, так как за множество поколений чемпионов всего и вся ни один из австрийцев, от первого австрийского чемпиона мира Армина Коглера до последних перед Лахти Томаса Моргенштерна и Грегора Шлиренцауэра, не увозил с соревнований этого уровня сразу обе золотых медали в личном зачёте.
Так Штефан Крафт присоединился к короткому списку спортсменов из других стран, которым это удавалось: Бьорн Виркола (1966), Гарий Напалков (1970), Ханс-Георг Ашенбах (1974), Адам Малыш (2003), а теперь и этот улыбчивый мальчик с неровно выбеленной на концах лохматой, почти ежиной причёской, никогда не тянувшийся за публичностью.
В сборной, привыкшей к громким именам, медийности и отблескам звёздной пыли в линзах телескопа, очень легко оказаться в тени даже с результатами наивысшей пробы, когда твои приоритеты не включают в себя наблюдение собственного имени на всех афишах и газетных заголовках. В последние годы, считающиеся эпохой перестройки и поиска новых звёзд, способных сравниться с ушедшим поколением Суперадлеров, было принято считать, что место нового лидера австрийских прыжков пустует уже три сезона. Пора исправлять эту несправедливость: новый исторический виток законодателей мод этого вида спорта получил спортсмена, заслуживающего – пусть и не жаждущего – переднего плана. И зовут его Штефан Крафт.
Он не появился в одночасье из ниоткуда; это известно всем. Крафт планомерно, ровно и не по-австрийски постепенно развивал свою карьеру. Обучение в легендарном «Штамсе», заложившем в нём основы той железной дисциплины, которая по сей день является одним из его козырей в рукаве; не слишком раннее попадание в Кубок мира (дебютировал он в составе национальной группы в Бишофсхофене-2012, а ровно через год, там же, впервые попал на подиум всего на третьем для себя старте на таком уровне), нетипичное для всех, кто был частью Б-команды в эру Пойнтнера, методичное втягивание в основную команду; плановый переход в основу в 2014 году — и такой же плановый выход на пик формы к Турне четырёх трамплинов того года, закончившееся его триумфальной победой.
Затем, после первого полноценного сезона в Кубке мира и окончательного понимания, как эта система устроена, в нём столь же систематически начали прорезаться дополнительные умения и способности, открывающиеся при выходе на другой уровень: стальные нервы и способность к полётам. Благодаря последней своей особенности – да и первой, в том числе – именно Крафт стал тем, кто вытянул на своих узеньких плечах сборную на домашнем полётном чемпионате мира 2016 года и спас её от полного позора двумя медалями из нуля ожидавшихся.
И даже тогда о Крафте не начали говорить как о новом лидере австрийских орлов. Потому что десятилетиями в авангарде этой сборной привыкли видеть людей другого формата и другого склада характера.
Что ж, теперь придётся переучиваться: в красно-бело-красном стане официально наступила эпоха Штефана Крафта.
Проблема национальной важности
Вопрос внутреннего лидерства всегда был для сборной Австрии первостепенным, порой даже затмевающим необходимость соревноваться с другими командами. Долгие годы борьба за звание «вожака стаи» была смыслом для существования Шлиренцауэра и Моргенштерна – и извечным источником головной боли для Александра Пойнтнера, которому приходилось разгребать все сопутствующие проблемы. Соперничество шло на трамплине, но не заканчивалось с последним прыжком, и уже за пределами зоны выката в ход шли приёмы куда менее чистые: от взаимных выпадов на пресс-конференциях до козней и интриг. Тем не менее, претендентов на заветное место № 1 было сразу двое, и за Томасом тянулись из-за всепоглощающей харизмы, а за Грегором пытались угнаться в протоколах.
Всё закончилось в один миг: в 2014 году сборная оказалась обезглавлена и обескровлена. Пойнтнер был безжалостно отправлен в отставку, Моргенштерн проиграл битву с демонами в своей голове и завершил карьеру в 27 лет, а Шлиренцауэр надломился изнутри и остался на годы бледной тенью себя самого. Место лидера, так необходимого в этой структуре, осталось вакантным.
Приход Хайнца Куттина обещал перемены: пышущий энтузиазмом новый главный тренер попробовал сломать старую иерархию и выстроить горизонтальную систему без явного лидера. Никаких личных тренировочных групп, никакого деления на подгруппы внутри национальной сборной, совместные сборы – все эти тезисы он представлял как своё ноу-хау, способное перевести команду от многолетнего перетягивания каната к мирному сосуществованию всех членов сборной.
Увы, куттиновские свобода, равенство и братство закончились достаточно быстро: уже спустя год эти принципы были отправлены в утиль, а сборная поделена на подгруппы. И если в первый сезон эры Адлеров 2.0 спонтанные результаты компенсировали невнятность структуры и расплывающийся кругами по воде генеральный план, то уже второй сезон показал, что без лидера как результативного, так и общечеловеческого команда вязнет в топком болоте посредственности и не пытается высовываться за пределы зоны комфорта.
В этот момент, и в особенности во время всего календарного 2015 года, когда пустующее место лидера всё чаще приковывало внимание, многие взгляды были обращены в сторону Михаэля Хайбёка. Видный невооруженным взглядом талант, великолепная техника, более раннее, ещё при Пойнтнере, плотное попадание в Кубок мира – всё это с одной стороны. С другой же – красивая телевизионная картинка, неплохо подвешенный язык, фотогеничность, разносторонние хобби. Комбинация, которая часто становится выигрышной. Недаром пару лет назад по Кубку мира бродили слухи, что Михаэля даже собирался подписать Red Bull: попадание в обойму их спонсорского пула практически гарантирует звёздный статус; беспроигрышная форма, которая никогда не сбоит усилиями, пожалуй, одних из лучших спортивных имиджмейкеров планеты. А где звёздный статус, навешенный извне, там и толчок для мотивации всей команды: в правильно выстроенной системе наличие медийной личности может дать (и чаще всего даёт) правильный импульс.
Тем не менее, этого не произошло: крупных спонсорских контрактов у него нет до сих пор, третий сезон кряду его выступления производят впечатление усилий лишь на 80%, а особой роли в сборной у него так и не появилось.
Моментом, когда Хайбёк действительно мог бы сделать шаг вперёд и взять на себя ответственность, стал домашний чемпионат мира по полётам на Кульме в январе 2016-ого, когда за несколько дней до начала главная звезда всей многолетней рекламной кампании Грегор Шлиренцауэр объявил о бессрочном отпуске. Организаторам пришлось срочно менять дизайн афиш к чемпионату, в спешке убирая оттуда его фотографии, а также отменять большую часть промо-мероприятий. Сборная осталась без своего лица, наедине с невнятными перспективами провалиться перед почти сорокатысячной толпой соотечественников и быть заживо съеденными в прямом эфире главного телеканала страны ORF.
Это был идеально подвернувшийся способ стать национальным героем, возглавить «ощипанных орлят», как ласково при провалах зовёт сборную пресса, и показать, что он на самом деле может — даже не результатами, а волей и силой. Понятно, что неполётчик Михи прыжки за 240 выдавал и будет выдавать по большим праздникам, но нужно было собраться, не провалиться и выложиться на том максимуме, который был; «всё или ничего» как единственный действительно важный принцип. Что сделал Михаэль? Провалил чемпионат с треском и сделал вид, что так и нужно, спрятавшись за соседа по комнате и бубня что-то невнятное на интервью в поисках оправданий до самого конца сезона. Момент был упущен.
Технически Хайбёк, когда тот в форме, близок к безупречности, да, в лучшие дни он один из чистейших технарей Кубка мира — да вот только принцип Вовочки «и так сойдёт», нежелание разбираться с многолетними системными проблемами и непростительная для его таланта недомотивированность практически уничтожают любые шансы на значимые индивидуальные достижения в карьере. А задорная дьявольщинка в глазах стухла по мере того, как юноша всё глубже и глубже увязал в куттиновском эмоциональном болоте.
И всё это время, когда страна ждала от статного высокого белокурого красавца запоздавшего превращения в лидера и вожака стаи, за его спиной хрупкий мальчик Штефан Крафт тихо делал своё дело.
«В моем возрасте столько зарабатывать – какое-то сумасшествие»
Новоиспечённый двукратный чемпион мира бесконечно далёк от идеального образа звезды своего вида спорта, и Австрия, долгими десятилетиями избалованная яркими, ослепительно сверкающими и приковывающими взгляды личностями, пока с большой настороженностью относится к невысокому скромному юноше из тихой деревни недалеко от Бишофсхофена.
Крафт не вписывается в предлагаемые ему рамки и принимает правила игры, но не разделяет их. Лоск и блеск не прельщают его. Он раз за разом повторяет практически с одной и той же формулировкой в интервью, что его дело – говорить результатами на трамплине, а не светиться перед камерами. Эта формула резонирует с культовым высказыванием Ахонена «Мы пришли сюда прыгать, а не улыбаться» – с той только разницей, что смешливый и вечно жизнерадостный Крафт редко прячет все тридцать два зуба за губами.
«Я всегда много смеюсь, это полезно для сердца», – не устаёт повторять Крафт. В этом его жизненный принцип и его отношение ко всему, что он делает. За этим смехом скрывается умение, удивительно редкое для прыжков на лыжах с трамплина: он один из немногих, кто умеет контролировать собственный страх. «Все знают, что я действительно не боюсь перед прыжком в эту бездну», – утверждает он. И он на самом деле умеет не бояться: ни после падений других, ни после собственных спасений на грани фола, коих было не одно и не два за последние годы. Иные, даже самые смелые, украдкой утыкаются в ворот куртки, стараясь не показывать эмоций после ситуаций вроде Тронхейма-2015, когда отстегнувшаяся при приземлении лыжа чуть не стоила Крафту серьезной травмы – но только Штефан умеет отдышаться, расправить плечи и, рассмеявшись, выкинуть всё это из головы раз и навсегда.
Он не гонится не только за славой, но и за деньгами. «В моём возрасте зарабатывать столько это какое-то сумасшествие, особенно когда знаешь, как плохо с этим обстоят дела в других видах спорта», – так отвечает Крафт на расспросы о призовых, достигших за этот сезон суммы с пятью нулями. Кого угодно можно было бы заподозрить в лукавстве, но в случае Крафта сделать это сложно. Семья, девушка Мариса Пробст, с которой он съехался некоторое время назад, небольшой круг близких друзей да успехи любимой мюнхенской «Баварии» – вот что для него важно по-настоящему.
Приземлённость Крафта, контрастирующая с его результатами, проявляется и в общении с болельщиками. На трамплине он всегда, после каждого соревнования, с большим вниманием и усердием отвечает на все просьбы об автографах и селфи – и нередко остаётся дольше других («Иначе бы меня совесть мучила», – объясняет он). На австрийских этапах становится понятно, кто новый герой местной детворы с блестящими глазами, и в последние годы от стаек австрийских детишек с нарисованными красно-бело-красными флагами на щеках всё чаще слышатся фразы вроде «когда я вырасту, я хочу быть как он». А дети редко ошибаются с выбором.
Его роль в коллективе тоже сложно назвать лидерской в привычном понимании – но тем не менее, именно Крафт является психологическим связующим звеном всей сборной. «Я такой, какой есть, и не желаю себя переделывать. Я стараюсь всегда смотреть на вещи позитивно и радоваться, когда вокруг всё идёт по плану. Конечно, и я могу упрямиться в сложные моменты, но обычно в мои задачи входит поддерживать и настраивать других», – рассказывает Крафт. Именно он, как потом стало известно, два года назад приводил в порядок после феерического провала на обоих соревнованиях на среднем трамплине на чемпионате мира в Фалуне Михаэля Хайбёка, своего соседа по комнате, – и Хайбёк смог собраться с силами на командный турнир и не стать слабым звеном. Именно Крафт был одним из немногих, кто забил тревогу по поводу психологического состояния Грегора Шлиренцауэра ещё перед началом сезона 2015/16 – правда, момент уже был упущен, как выяснилось позднее. И таких примеров за неполных три сезона Крафта в основе национальной сборной набирается немало.
Командное усилие
Одним из залогов спортивного успеха Штефана Крафта является мощная команда, отвечающая за его подготовку. Помимо Хайнца Куттина, с которым он работает в рамках национальной сборной, в его микст-зоновских благодарностях всплывают ещё два имени: Алекс Дисс и Патрик Мурниг.
Алекс Дисс, базовый тренер Крафта в спортивном центре Salzburg-Rif, – лицо небезызвестное в прыжковом мире. 45-летний австрийский специалист, сын легендарного тренера Рихарда Дисса, известного в первую очередь по работе с Анди Голдбергером на заре его карьеры, долгие годы с переменным успехом был ассистентом Алекса Пойнтнера. Теперь же он, в тесном контакте с основной сборной, работает со Штефаном за пределами общих тренировочных сборов и отвечает за его базовую подготовку, основу основ его техники.
Патрик Мурниг же больше остаётся в тени. Появление его в окружении Крафта (а также и Михаэля Хайбёка, с которым он также сотрудничает) связано с организацией JumpandReach, специализирующейся на помощи молодым австрийским спортсменам и отвечающей как за менеджмент, PR и спонсорские контракты молодых звёзд, так и за их спортивное и психологическое развитие. Официальная должность 42-летнего специалиста звучит как «системный тренер», и за этой фразой скрывается довольно обширный спектр обязанностей: официальный сайт JumpandReach формулирует их как «долгосрочное личностное развитие, совмещённое с прогрессом спортивных результатов и состояния здоровья подопечных». Набор слов, объясняющий сразу многое – и в то же время не значащий ничего конкретного.
«Патрик работает со мной извне, а не изнутри спортивного процесса. Я много времени провожу в разговорах с ним. Он в дружеской форме доносит до меня свои наблюдения и следит за тем, чтобы я оставался самим собой», – так описывает формат их работы сам Крафт. Возможно, в этом и заключается особая ценность Мурнига как специалиста: закрываясь и сосредотачиваясь только на спортивной составляющей, профессиональному спортсмену, выступающему на пределе нервного напряжения, сложно самостоятельно поймать ту тонкую грань между нормой и выходом за её пределы. И иметь кого-то, кто сможет сделать это за тебя, – значит, иметь за плечами очень ценные гарантии. «Например, когда в первый день в Лахти я был слишком, слишком напряжён даже за пределами трамплина, Патрик заметил это и сел проговорить это со мной: «Ну же, рассмейся, а то ты весь сам не свой». И знаете, это сработало».
***
Крафт подходит к финальному отрезку Кубка мира в самой выгодной позиции: от лидера Камила Стоха его отделяют всего 60 очков – при остающихся в игре 600 баллах за шесть личных стартов это практически ничего. И положение Крафта, находящегося на мощном эмоциональном подъёме после целой россыпи медалей Лахти, выглядит гораздо прочнее поляка, чья кривая формы неумолимо движется вниз после мощной первой половины сезона, а отсутствие, вопреки всем прогнозам, личных медалей после чемпионата мира, могут сыграть не в пользу его психологического настроя (командное золото – приятный бонус, но Стох явно рассчитывал на большее за прошедшие недели).
«Теперь я в позиции догоняющего, – говорит о своём положении перед финишной прямой Крафт. – И мне чертовски нравится эта роль».
Фото: Gettyimages.ru/ Handout/NordicFocus, Alexander Hassenstein/Bongarts; Vorarlberger Nachrichten; salzburg.com; oe24.at
Не забывайте читать нас в твиттере (@sjnayavu) и в Телеграме (@highflyingbirds).
www.sports.ru
ВИДЕО - Штефан Крафт улетел на мировой рекорд – 253,5 метра - Викерсунд
12 339 просмотров | 01:30
Eurosport18/03/2017 в 23:05Обновлено 19/03/2017 в 00:00
Австриец превратился в птицу в Викерсунде.Белыми и пушистыми бывают не только умилительные игрушки, белым и пушистым ковром покроются с ноября по март арены для жарких боев в биатлоне, лыжных гонках, прыжках с трамплина и горных лыжах.
Хайлайты, интервью, сюжеты – все самое важное видео про зимние виды спорта вы можете найти на Eurosport.ru.
Показать большеПоказать меньшеПосмотреть ещеБольше от канала Прыжки с трамплина", "size":[ 970, 250 ], "partnerId":"IndexExchangeHtb" } ], "other_square_desktop":[ { "targeting":{ "IOM":[ "300x600_5000" ], "ix_id":[ "_VY8yOJVM" ] }, "price":5000, "adm":"", "size":[ 300, 600 ], "partnerId":"IndexExchangeHtb" } ], "other_top_tablet_sponso_on":[ { "targeting":{ "IOM":[ "728x90_5000" ], "ix_id":[ "_l54pwvpN" ] }, "price":5000, "adm":"", "size":[ 728, 90 ], "partnerId":"IndexExchangeHtb" } ], "other_square_tablet":[ { "targeting":{ "IOM":[ "300x250_5000" ], "ix_id":[ "_VY8yOJVM" ] }, "price":5000, "adm":"", "size":[ 300, 250 ], "partnerId":"IndexExchangeHtb" } ], "other_top_mobile_sponso_on":[ { "targeting":{ "IOM":[ "320x50_5000" ], "ix_id":[ "_l54pwvpN" ] }, "price":5000, "adm":"", "size":[ 320, 50 ], "partnerId":"IndexExchangeHtb" } ], "other_square_mobile":[ { "targeting":{ "IOM":[ "300x250_5000" ], "ix_id":[ "_VY8yOJVM" ] }, "price":5000, "adm":"", "size":[ 300, 250 ], "partnerId":"IndexExchangeHtb" } ] }, "page":[ ] }; var useCase2 = { "slot":{ "other_top_desktop_sponso_on":[ { "targeting":{ "ix_aol_om":[ "728x90_5000" ], "ix_aol_id":[ "_1DF9qfZ1" ] }, "price":5000, "adm":"", "size":[ 728, 90 ], "partnerId":"AolHtb" } ], "other_square_desktop":[ { "targeting":{ "ix_aol_om":[ "728x90_5000" ], "ix_aol_id":[ "_1DF9qfZ1" ] }, "price":5000, "adm":"", "size":[ 300, 600 ], "partnerId":"AolHtb" } ] }, "page":[ ] }; var useCase3 = { "slot":{ "other_top_desktop_sponso_on":[ { "targeting":{ "rpfl_XXXX":[ "2_tier7000" ], "rpfl_elemid":[ "_g7Apgheo" ] }, "price":4500, "adm":"", "size":[ 728, 90 ], "partnerId":"RubiconHtb" } ], "other_square_desktop":[ { "targeting":{ "rpfl_XXXX":[video.eurosport.ru
Прыжки с трамплина
Прыжки с трамплина (англ. ski jumping) — вид спорта, включающий прыжки на лыжах со специально оборудованных трамплинов. Выступают как самостоятельный вид спорта, а так же входят в программу лыжного двоеборья. Входят в состав Международной федерации лыжного спорта (англ. International Ski Federation, фр. Fédération Internationale de Ski, FIS).
История
Зарождение прыжков с трамплина
Этот вид спорта зародился в Норвегии, где был распространен народный обычай состязаться в искусстве катания с гор (слалом). Вначале прыжки были частью слалома. Позднее среди лыжников выделились «горняки», увлекавшиеся преимущественно катанием с гор. Вначале прыгали с довольно высоких, расположенных на горных склонах, естественных уступов, позже — со специально возводимых возвышений, бугров. Причем, если раньше прыгуны приземлялись на ровное место, то потом гору приземления стали делать наклонной. Длина полета не измерялась, важно было взлететь как можно выше.
Родиной прыжков считается горная провинция Норвегии Телемарк. Уже в 1840 там имелись специальные места для прыжков на лыжах и проводились соревнования. Официальная регистрация дальности прыжков началась в 1868, первый зарегистрированный результат — 19 м. Вначале соревнования проводились не регулярно, результаты росли медленно. С 1906 лыжники начали проводить «горнолыжные» состязания, заключавшиеся в спусках с гор на скорость и гонках по пересеченной местности. В программы этих состязаний впоследствии стали включаться повороты и прыжки с небольших трамплинов. Постепенно, в результате более узкой специализации, выделилось несколько самостоятельных видов лыжного спорта — гонки, слалом и прыжки на лыжах с трамплина. Впоследствии прыжки и гонки в Норвегии вытеснил слалом. Прыжки с трамплина стали развиваться как самостоятельный вид лыжного спорта.
Зимним Олимпийским играм и первенствам мира по лыжному спорту предшествовали (с 1901) международные соревнования — Северные игры. Международная лыжная федерация (ФИС) с 1920-х гг. начала проводить всемирные соревнования по всем видам лыжного спорта, включая состязания по прыжкам с трамплина.
С 1924 Международный олимпийский комитет стал проводить Зимние Олимпийские игры. В программе первых Зимних Олимпийских игр в Шамони (1924) были включены прыжки с 70 метрового трамплина, с 1964 — с 70 и 90 метрового трамплина. Участвуют только мужчины. С 1992 личные соревнования проводятся на трамплинах 90 м и 120 м, командные — на трамплине 120 м.
В 1925 в Чехословакии состоялся первый чемпионат мира по лыжным видам спорта. В 1929 ФИС, посчитав, что разрыв в 4 года между очередными Олимпийскими играми большой, принял решение ежегодно разыгрывать первенства мира по всем видам лыжного спорта. С 1950 первенства по гонкам, двоеборью и прыжкам стали проводиться один раз в 4 года, между Олимпийскими играми, а с 1982 - раз в два года.
С 1945 прыжки стали оценивать не только по длине от стола отрыва до места приземления, но также по красоте и правильности выполнения требований к физической подготовленности прыгунов, совершенной координации движений, динамическому равновесию, владению своим телом во время полетов, технике приземления.
Развитие техники прыжка
"Парашютирующая" манера прыжка норвежцев
С 1924 по 1954 норвежские прыгуны были практически неизменными победителями как на чемпионатах мира, так и на Олимпийских играх Зимних Олимпийских играх. Они удивляли всех "парашютирующей" манерой прыжка: взлетали вверх, вращая руками, и затем, наклонив корпус вперед, словно ложились на образуемую воздушную подушку.
Аэродинамический стиль полета
В 1954 30-летнюю гегемонию норвежских "летающих лыжников" нарушили финны, перешедшие на более рациональный, так называемый аэродинамический стиль полета: они перестали вращать руками во время прыжка, плотно прижимая их к корпусу (или вытягивая вперед), лежали почти параллельно лыжам. Кроме того, догадливые прыгуны из Страны тысячи озер ослабили пружину, притягивающую ботинки к лыжам, увеличив тем самым за счет задуваемого воздуха подъемную силу. И результат не замедлил сказаться: начиная с 1954 все чемпионаты мира и Олимпиады выигрывали финны. Лишь в 1960 на Играх в Скво-Вэлли победил немец Хельмут Рекнагель, освоивший к тому времени новый стиль прыжка не хуже его изобретателей. Правда, через четыре года на Олимпиаде в Инсбруке финны усилиями Вейко Канконнена вновь вернули себе высший олимпийский титул.
Начиная с 1964 уже не стало и страны-гегемона по прыжкам на лыжах медали стали получать, кроме финнов и норвежцев, прыгуны ГДР, СССР, Австрии, Японии, Чехословакии, Польши, ФРГ, Швейцарии.
V-образный стиль (стиль Боклева)
В 1989 настоящую революцию в прыжках на лыжах с трамплина совершил шведский спортсмен Ян Боклев. Он первым стал разводить носки лыж после отрыва от стола отталкивания, значительно увеличив дальность полетов. Судьи поначалу не жаловали новый V-образный стиль (за технику Боклев получал невысокие оценки), но в дальности прыжков ему не было равных. Доселе не хватавший звезд с небес швед стал победителем Кубка мира-1988/1989 в общем зачете.
Постепенно на V-образную технику прыжка перешел весь мир, и судьи, естественно, перестали сбрасывать баллы за разведенные во время полета носки лыж.
Новый стиль прыжка породил и новый профиль трамплинов — они стали более вытянутыми. Отрываясь от них, спортсмены ловили потоки воздуха, паря в воздухе, словно планеры. Это позволило увеличить и безопасность полетов, поскольку раньше после хорошего дальнего прыжка с трамплина "глубинного" профиля сила удара "летающего лыжника" при приземлении достигала 500 кг. Нетрудно представить, какую тяжесть выдерживали ноги спортсменов. С появлением вытянутых трамплинов посадка "живых планеров" стала происходить по касательной…
Интересные факты
- На I Олимпийских играх в Шамони норвежский прыгун Турлеф Хауг стал бронзовым призером с результатом 18 баллов. Вслед за ним финишировал Андреас Хауген из США, набравший 17,916 очка. Лишь через полвека норвежский спортивный историк Якоб Вааге обнаружил, что в 1924 судьи допустили ошибку при подсчете очков Хауга: у него оказалось не 18, а 17,821 балла. Справедливость восторжествовала в 1974, когда на официальной церемонии в Осло 86-летний Хауген получил награду от дочери Турлефа Хауга, скончавшегося в 1934
- С конца 20-х годов и до начала второй мировой войны моду в этой дисциплине диктовали родные братья Рууд - Асбьерн, Зигмунд и Биргер. Зигмунд стал чемпионом мира в 1929, Асбьерн - в 1938, а Биргер выигрывал этот титул четырежды — в 1931, 1932, 1935, 1937 годах, успев при этом завоевать золотую олимпийскую медаль на IV Играх в Гармиш-Партенкирхине. Он не потерял спортивную форму даже после войны: в 1948 году на Олимпиаде в Санкт-Морице бывший узник фашистского концлагеря Биргер Рууд занял второе место, уступив своему молодому соотечественнику Петеру Хугстеду менее двух баллов.
- В официальных соревнованиях участвуют только мужчины. Однако женщины также пробовали себя на трамплине. Анита Волд из Норвегии была даже допущена на международные соревнования по прыжкам с большого олимпийского трамплина в Саппоро (Япония) и прыгнула на 97,5 м.
Дисциплины
На современном этапе соревнования проводятся по следующим дисциплинам:
- K120 личное первенство — 120 м трамплин, мужчины
- K120 командное первенство — 120 м трамплин, мужчины
- K90 личное первенство — 90 м трамплин, мужчины
От национальной команды на Зимних Олимпийских играх в каждом виде соревнований могут выступать не более четырех спортсменов.
Оценка прыжков
Прыжки на лыжах с трамплина характеризуются весьма сложной техникой, требующей от спортсмена смелости, быстроты и совершенной координации движений.
Техника (стиль) выполнения прыжков оценивается пятью судьями (максимальное количество — 20 баллов), к судейским баллам добавляются баллы за дальность прыжка (по специальной таблице).
Полет на критическую точку (К) приносит 60 очков (критическая точка соответствует мощности трамплина: у 60-метрового она равняется 60 метрам, у 90-метрового-90 и так далее). Каждый метр на 120-метровом трамплине "стоит" 1,8 очка, на 90-метровом — 2 очка.
Таблица для оценки дальности прыжка(в зависимости от критической точки):
- K20 - K24: 4,8 баллов за метр
- K25 - K29: 4,4 баллов за метр
- K30 - K34: 4 баллов за метр
- K35 - K39: 3,6 баллов за метр
- K40 - K49: 3,2 баллов за метр
- K50 - K59: 2,8 баллов за метр
- K60 - K69: 2,4 баллов за метр
- K70 - K79: 2,2 баллов за метр
- K80 - K99: 2 баллов за метр
- K100 - K169: 1,8 баллов за метр
- K170 и выше: 1,2 баллов за метр
Другими словами, если спортсмен на 120-метровом трамплине улетает на 121 метр, он получает 61,8 очка (60 очков за прыжок на критическую точку плюс 1,8 очка за дополнительный метр). Соответственно при полете на 119 метров судьи из 60 очков вычитают 1,8 балла.
Соревнования обслуживаются пятью судьями, которые оценивают технику прыжка по 20-балльной системе. Лучшая и худшая оценки отбрасываются, и в зачет идут три средних. Например, если при прыжке на критическую точку 60 метров все пять судей дают по 18 баллов, спортсмен в итоге получает 114 очков (60+54). Особое внимание служители Фемиды обращают на технику приземления — так называемую разножку, или классическую стойку "телемарк". За падение или касание земли руками каждый судья снимает по 10 баллов, то есть минус 30 очков. Результат участника определяется по сумме балов двух зачетных попыток.
Ссылки
mediaknowledge.ru