Home

История Эллады / Императоры / Феодосий I Великий


Феодосий I Великий

Феодосий I Великий (Флавий Феодосий, лат. Flavius Theodosius, Theodosius Magnus) (346-395 г. г. н. э.) - римский император, царствовавший в 379 – 395 годы, последний правитель единой Римской империи перед её окончательным разделом на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). При нём христианство окончательно стало государственной религией, а государственный языческий культ был отменён.

Происходил из уроженцев Испании и был сыном Феодосия, храброго и искусного военачальника во времена Валентиниана I, поднявшегося в своей карьере до высокого звания, но затем казнённого по ложному обвинению врагами в сепаратистских замыслах (вероятно в 374 году). Феодосий родился в 346 году и прославился выдающимися талантами полководца ещё при жизни отца, когда, управляя военными силами на Дунае успешно отстаивая границу от варварских вторжений. Удаленный в изгнание придворной партией, происками которой был погублен его отец, он был через несколько лет вновь призван ко Двору, после смерти его соправителя Валента (378 год) в битве с вестготами при Адрианополе. Восток остался без государя в очень опасном, почти критическом положении, Феодосий 19 января 379 года был объявлен «августом»; ему предоставлялись при этом полные императорские полномочия в восточной половине Империи, то есть в азиатских провинциях, в Египте с Киренаикой и на Балканском полуострове.

Богато одаренный природой, Феодосий вёл воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве - вождём умным и энергичным. Полученное им серьёзное образование подготовило его к тому, чтобы охватить мыслью задачу государя, понять её трудности и осветить её исполнение разумно построенным планом. Он выдвинул вновь девиз единства и убежденно, горячо отстаивал его извне против теснивших Империю варваров, внутри - против постоянно грозившего разделения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми орудиями римской стратегии, осторожный в обдумывании действий, но быстрый в их исполнении, Феодосий был также искусным дипломатом и умелым администратором. Среди измельчавших деятелей эпохи он показал известное величие, хотя оригинального политического творчества и новых реформаторских идей и не обнаружил: он мог только охранять то, что сложилось. Необузданность нрава, суровая нетерпимость и узость религиозного настроения бросают мрачную тень на его духовный образ. Эти свойства помешали Феодосию остаться справедливым человеком и вредили интересам его собственного могущества. Управления Востоком и Западом после приобщения Феодосия к власти сохраняли свою отдельность, и государи-соправители работали всегда согласно друг с другом. Феодосий не предпринимал козней против западного августа, уважая принцип раздела; на самом же деле авторитет его распространялся на весь римский мир.

Нетерпимость по отношению к иноверцам выразилась в разрушении многих языческих храмов; были отменены Олимпийские игры, сожжена Александрийская библиотека, толпой фанатичных христиан была убита женщина-математик Гипатия, жестоко преследовались иноверцы; в правление Феодосия даже наиболее безобидные магические действия вроде гадания были запрещены, а наказание за их совершение было одно - смертная казнь. Насильственное обращение в христианство омрачило правление императора, преследованиям подверглись многие жители Империи, а культуре и науке был нанесён существенный урон.

Прежде всего было необходимо привести к повиновению вестготов, которые хозяйничали по всему Балканскому полуострову, угрожая самому Константинополю. Феодосий реорганизовал войско, восстановил в нём дисциплину, пополнил его вспомогательными силами из самих варваров, раздробленных и враждовавших между собою. Опираясь на Фессалоники, систематически продвигаясь вперёд и разжигая распри между отдельными группами варваров, он постепенно очищал полуостров (379 - 382 годы). Мало-помалу готы были приведены к покорности и с ними заключены договоры о подданстве. В качестве федератов империи отряды их были расквартированы во Фракии и Македонии на началах военного постоя (hospitalitas). Полного замирения дунайской границы достигнуть, однако, не удалось: германцы, сарматы, аланы и гунны непрерывно теснили её набегами, и защита от них требовала значительных средств и неусыпного внимания.

Дальнейший ход событий направил деятельность Феодосия на Запад. Последние годы царствования Грациана тревожны были вторжениями франков, аламаннов, маркоманнов и квадов в Галлию и Италию. В Британии появился талантливый и энергичный предводитель Магн Максим, который захватил власть и в Галлии, Грациан пал от руки сочувствовавших последнему заговорщиков в Лионе (383 год). В руках сторонников его несовершеннолетнего брата Валентиниана II оставалась одна Италия, да и оттуда ему скоро пришлось бежать (387 год) в Фессалоники, под покровительство Феодосия. Последний двинулся против Максима. Феодосий выступил за легитимный принцип, проводя политику наследственности монархической власти и опасаясь, что все недовольные в Империи объединятся вокруг Максима. Феодосий направился в Италию с хорошо обученным войском и прекрасными вождями-полководцами (римского и варварского происхождения Промотом и Тимазием, Рихомером и Арбогастом), через Паннонию, а сильный флот должен был напасть на страну с юга. Максим был взят в плен и умерщвлен (388 год). В западной Империи восстановлена была в течение следующих лет законная власть Валентиниана II и сильно укрепилось влияние самого Феодосия, который с 388 по 391 годы большую часть времени провёл в Италии, пребывая преимущественно в Милане.

Новые неурядицы, причинявшиеся вторжениями варваров, призвали его на Балканский полуостров, где приходилось также бдительно охранять порядок в войсках, разделяя их на небольшие корпуса с доверенными начальниками во главе и с расширением власти последних на счёт компетенции префекта претории. На дальнем востоке Империи во время царствования Феодосия положение было довольно спокойно, вследствие внутренних смут, происходивших в Персидском царстве.

Запад оказался успокоенным ненадолго. Ничтожный и неопытный, но неосторожный и притязательный Валентиниан II быстро возбудил против себя недовольство. Особенную вражду вызвал он у Арбогаста, поставленном управлять Галлией. Последний приказал убить императора, прибывшего с какими-то резкими требованиями в Вьенну (392 год), и возвёл на престол некоего Евгения, профессора риторики, скромного и почтенного человека, являвшегося в его руках простой игрушкой. В борьбе с этой новой узурпацией Феодосию пришлось провести свои последние годы. Евгений был признан государем, кроме Галлии, также и в Италии. Движение принимало окраску реставрации паганизма, под влиянием самого видного главы языческой партии, Никомаха Флавиана, замечательного государственного человека, которого ценил сам Феодосий. В то же время симптомы внутренней смуты обнаруживались и в Африке; военный наместник страны (magister militum) Гильдон видимо желал создать из неё отдельное владение для себя. Феодосий провозгласил себя единым императором всего римского мира; он возвёл в сан августа и младшего своего сына, малолетнего Гонория, как уже раньше сделал то же для старшего Аркадия. Многочисленные заботы не дали ему возможности нанести удар узурпации немедленно. Он вступил вновь в Италию с сильным войском лишь в 394 году (в числе начальников его армии мы видим знаменитого впоследствии Стилихона и также прославившегося вскоре готского вождя Алариха). Феодосий восторжествовал над врагами (в битве близ Аквилеи), но вскоре заболел и умер в Милане, в то время, когда наводил порядок в подчинённых странах Запада (17 января 395 года).

Поглощенный трудной задачей охраны безопасности и целости Империи, Феодосий не успел выработать план преобразования внутренних порядков. Он стремился и здесь проявлять лишь твёрдую власть, чтобы не расшатывалась далее сила имперского правительства. В позднейших законодательных сводах сохранилось немало энергичных распоряжений Феодосия, но меры строгости его касались главным образом слабых элементов общества, особенно все более разорявшегося местного дворянства (куриалов). Гнет налогов не был облегчен, так как государство постоянно нуждалось в громадных средствах; некоторые восстания (в Берите и Антиохии) обясняются именно безжалостным фискализмом. Замечались только попытки несколько смягчить уголовное право и судопроизводство, под влиянием церкви, и регулировать в духе христианских понятий семейное право. Император много заботился о полиции безопасности и общественной гигиене; он украшал города (особенно Константинополь) роскошными и полезными зданиями, но не смягчил административного произвола и невыносимого крепостничества.

Во внутреннем управлении Феодосия важное и видное место занимала церковная политика. Будучи сам ревностным христианином и определённо придерживаясь православия, он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином и выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Он первый сурово поставил принцип государственной религии, как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом.

В эдикте (законе) 380 года была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той её форме, «которую проповедывал в Риме святой Пётр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Пётр в Александрии, мужи апостольской святости». Это господствующее (православное) учение при нём впервые названо «католическим» (кафолическим, вселенским); его сторонникам одним разрешено именоваться «Церковью».

Арианство и другие секты были безусловно запрещены. Константинопольский собор 381 года подтвердил, дополнив его, Никейский символ веры и повторил осуждение всех еретиков. Упорствующими грозило уголовное преследование.

Такому же безусловному преследованию подверглись и язычники - представители античной философии и религии. В 384 - 385 годах рядом указов запрещены были жертвоприношения и предписано уничтожение храмов (префект Востока Кинегий, при помощи вооружённой силы и вместе с монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры). Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар язычеству, запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В Риме из зала Сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя богини Ники («Победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция cтapo-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не восстала против решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394 год), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика язычества продолжалась в глухих уголках Империи; празднества натуральных культов многоразлично переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму.

В своих решениях в области религии Феодосий находился под сильным влиянием знаменитого отца западной церкви Амвросия Медиоланского. Влияние это доводило часто государя до полной покорности епископу. Всем известен факт, как Феодосий принял и публично выполнил епитимию, наложенную на него святителем за зверскую расправу с участниками бунта в Фессалониках. Хотя Феодосий и старался законами сдерживать непомерно усилившиеся судебные и административные привилегии церкви, но таким подчинением авторитету духовного лица он как бы показал путь для развития идеи, что «Цезарь стоит не над церковью, а в ней». Эта теория сыграла основную роль в развитии дальнейших отношений между светской и духовной властью на средневековом Западе (395 год).

Умирая, Феодосий в последний раз восстановивший единство в греко-римском мире, разделил Империю между двумя своими сыновьями: старшему Аркадию, не сложившемуся ещё юноше, он дал Восток, младшему Гонорию, малообещавшему ребёнку Запад. С этих пор греческая и латинская половины Империи больше не соединялись.