Парное фигурное катание. Парное мужское фигурное катание


Парное катание - это... Что такое Парное катание?

Парное фигурное катание — вид спорта, разновидность фигурного катания.

История

Согласно первым Правилам ИСУ 1897 проводились соревнования в трех видах пар: мужчина и женщина, двое мужчин и две женщины. В таком виде соревнования проводились на разных уровнях (включая национальные чемпионаты), возможно, вплоть до 1960-х годов, однако чемпионаты мира и Олимпиады проводились только среди пар, состоящих из мужчины и женщины.

Первый чемпионат мира (отдельно от других видов фигурного катания) среди спортивных пар в современном виде (мужчина и женщина) проведен в 1908. В первые годы наибольших достижений добились немецкая (Анна Хюблер и Генрих Бургер (выигрывали в 1908-10, и Олимпийские игры 1908), Макси Хербер и Эрнст Байер, 1936-39 и Олимпийские игры 1936)), австрийская (Хелен Энгельманн (Helene Engelmann) с партнерами Карлом Мейстриком, затем — Альфредом Бергером, 1913, 1922 и 1924 и Олимпийские игры 1924), финская (Людовика и Вальтер Якобссон (1914 и 1923 и Олимпийские игры 1920), и французская школы (Андре Жоли и Пьер Брюне (1926, 1928, 1930, 1932 и Олимпийские игры 1928 и 1932). В 1924 на первом чемпионате СССР выиграли Александра Быковская и Юрий Зельдович, затем соревнования пар на чемпионатах проводились с перерывами, однако большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман (выигрывали чемпионат СССР в том числе в 1937 и 1939) и Татьяна Гранаткина (Толмачева) — Александр Толмачев (по разным данным, возможно, в 1937-38, 1941, 1945-52). Пары выполняли лишь произвольную программу, в которой стремились достичь наибольшей синхронности, плавности движений, красоты линий, среди элементов были одинарные прыжки, несложные парные и параллельные вращения, поддержки в основном на уровне талии, тодес исполнялся в «старом» варианте, без параллельного, близкого ко льду, расположения партнерши.

После Второй мировой войны, в отличие от одиночного катания, где воцарились американцы и канадцы, не остановившие развития своих школ, европейские пары составляли достойную конкуренцию и более того, выигрывали. Пара из Бельгии Мишлен Ланнуа и Пьер Банье (Micheline Lannoy — Pierre Baugniet, 1947-48), пары из ФРГ Риа и Пауль Фальк (1951-52), Марика Килиус и Ханс-Юрген Боймлер (1963-64), из Австрии — Элизабет Шварц и Курт Оппель (Elisabeth Schwarz — Kurt Oppelt, 1956) и др. С 1950-х больших успехов добилась канадская школа, в 1957-60 выигрывали Барбара Вагнер и Роберт Поул и др. В СССР, после ухода Татьяны Гранаткиной из любительского спорта, выдвинулись пары Майя Беленькая — Игорь Москвин (выигрывали в 1953-54) и Лидия Герасимова — Юрий Киселев (1955-56), обе пары впервые дебютировали на международных соревнованиях — на чемпионате Европы в 1956. Пары медленно уложняли свои программы, в 1948 стали исполнять современный вариант тодеса в низкой позиции (впервые — канадцы Сюзан Морроу и Валлас Дистельмайер, Suzanne Morrow — Wallace Diestelmeyer), а с 1950 пара Р. и П.Фальк — впервые двойные прыжки и поддержку лассо.

В 1957 победу на чемпионате СССР впервые одержала пара Нина Бакушева(Жук) и Станислав Жук (выигрывали в 1957-59 и 1961), тренируемые Петром Орловым, прежде всего революционно изменив поддержки, многие из которых выполнялись в позиции, когда партнерша находилась над головой партнера, в том числе даже впервые удерживаемая на одной руке. Однако на первых международных соревнованиях (чемпионате Европы 1957) судьи эти поддержки сочли «акробатическими» и слишком рискованными, снизив оценки и поставив пару лишь на 6-е место. Однако уже на следующем чемпионате поддержки засчитали и пара стала второй.

В 1962 наконец добилась победы на чемпионате СССР (впервые дебютировав в 1954, затем выигрывая по 1968, кроме 1965) одна из самых выдающихся пар за всю историю фигурного катания — Людмила Белоусова и Олег Протопопов, затем выигравшие Олимпийские игры 1964 и 1968, чемпионаты мира 1965-68, достигшие исключительной гармоничности программ, тончайшего психологизма (в осн. раскрывая образы возлюбленных), идеально воплощая на льду смысл музыки (используя в осн. классические произведения), внеся новизну во многие элементы (прежде всего в спирали — придумав т. н. «космическую спираль», впервые исполнив тодес на внутреннем ребре и др.), многократно получив оценки 6,0, поведя развитие фигурного катания по пути художественного обогащения программ. С этого времени советская школа вышла в безусловные лидеры мирового парного катания (выиграв в 1964—2006 все 12 олимпийских игр и в 1965—2007 — 32 из 42 чемпионатов мира).

В 1969 чемпионат Европы сенсационно выиграла пара Ирина Роднина — Алексей Уланов, их тренер С. А. Жук развивал присущий советской школе художественно-атлетический стиль, привнеся в фигурное катание огромную скорость скольжения, ещё более технически усложнив элементы. Роднина — Уланов впервые в мире исполнили параллельный прыжок двойной аксель. С осени 1972 Роднина выступала с Александром Зайцевым, и рекордно выиграла трижды олимпийские игры (1972, 1976, 1980) и 10 чемпионатов мира (1969-79, кроме 1978), чемпионаты СССР в 1970-71, 1973-75, 1977. Пара выполняла тройную подкрутку, поддержки на одной руке до трех оборотов и др. Успехов добились и другие советские пары: Тамара Москвина — Алексей Мишин, выиграв чемпионат СССР в 1969, Людмила Смирнова — Алексей Сурайкин (затем с Алексеем Улановым), Галина Карелина — Георгий Проскурин, Ирина Черняева — Василий Благов (выиграли чемпионат СССР в 1972), Ирина Воробьева — Александр Власов (выиграли чемпионат СССР в 1976), Надежда Горшкова — Евгений Шеваловский и др. С этого времени уровень пар чемпионатов СССР превосходил порой уровень чемпионатов Европы и даже мира. В 1977 сенсационно дебютировала пара Марина Черкасова — Сергей Шахрай (выиграли чемпионат мира в 1980, чемпионаты СССР 1978-79), тренера С. А. Жука, исполнив на десятилетия опережающий по сложности набор элементов, включая впервые в фигурном катании элемент в четыре оборота — четверную подкрутку, а также затем впервые подкрутку тройной аксель (1978), попытку тройного прыжка (тулуп, 1978), тодеса с многократными сменами позиций партнерши, спуска партнерши с поддержки через сальто (переворотом), необычных вращений и заходов на элементы. В том же стиле работали и пары Марина Пестова — Станислав Леонович (выиграли чемпионат СССР в 1980, 1982-83), Вероника Першина — Марат Акбаров (1981), Лариса Селезнева — Олег Макаров (1984-85, 1988-89).

Наконец к сер.1980-х С. А. Жуку удалось подобрать одну из самых выдающихся пар в истории — Екатерина Гордеева — Сергей Гриньков (выигрывали в 1986-87, 1989-90 и Олимпиады в 1988 и 1994, чемпионат СССР в 1987, России в 1994), с 1987 их продолжил тренировать С.Леонович. Шедеврами парного катания стали их произвольные программы на Олимпиадах 1988 и 1994, доведенные до идеала — практически абсолютная синхронность и согласованная техника исполнения всех элементов, особая мягкость и чистота на приземлениях, исключительно сложные поддержки и подкрутки (в том числе четверная в 1987), Е.Гордеева стала самой популярной спортсменкой на Олимпиаде-88.

С конца 1970-х ведущим тренером в советской школе парного катания становится Т. Н. Москвина, помимо традиционной сложности элементов, всегда проявлявшая фантазию в придумывании оригинальных, новых, а порой и уникальных элементов, и особенно связующих («элементов между элементами»), добиваясь исключительной гармоничности программ, этот стиль прослеживался у всех её пар. Первыми чемпионами мира в 1981 стали её ученики Ирина Воробьева и Игорь Лисовский, затем Елена Валова и Олег Васильев (выигрывали в 1983, 1985, 1988, Олимпиаду в 1984, чемпионат СССР в 1986), первыми в мире сделали чисто тройной прыжок (тулуп). Наталья Мишкутёнок и Артур Дмитриев с одной из лучших программ за всю историю «Грезы любви» на музыку Листа исполняли цельную, непрерывную серию разннобразнейших спиралей и тодесов, длительностью полторы минуты, выиграли в 1991-92, на Олимпиаде-92, на чемпионате СССР в 1991. А.Дмитриев стал второй раз олимпийским чемпионом с Оксаной Казаковой в 1998 году. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе вошли в историю с артистичной программй «Чарли Чаплин», выигрывали в 1998-99, Олимпиаду в 2002 году и чемпионаты России в 1999—2002.

Продолжил традиции школы своего наставника О.Васильев, выведший пару Татьяна Тотьмянина — Максим Маринин (выигрывали в 2004-05, Олимпиаду в 2006 году, чемпионаты России в 2003-05).

С 1990-х успешно работали и тренеры супруги Николай и Людмила Великовы (их ученики Евгения Шишкова — Вадим Наумов выигрывали в 1994, чемпионат России в 1992, 1996, Мария Петрова — Алексей Тихонов в 2000, чемпионат России в 2006), Наталья Павлова (её ученики Марина Ельцова — Андрей Бушков выиграли в 1996, чемпионат России в 1995, 1997-98). После того, как И.Роднина стала тренером пары из Чехии Радка Коваржикова — Рене Новотны (Radka Kovarikova — Rene Novotny), ей удалось выиграть в 1995.

В эти годы значительных успехов добилась и школа ГДР, также большое внимание уделяя технически сложным элементам, становились призёрами пары Хайдемарие Штайнер — Хайнц-Ульрих Вальтер (Heidemarie Steiner — Heinz-Ulrich Walther), Мануэла Гросс — Уве Кагельманн (Manuela Gross — Uwe Kagelmann) (впервые исполнили выброс двойной аксель и тройную подкрутку, за что на Олимпиаде 1972 получили оценки 5,9 за технику), Роми Кермер — Рольф Остеррайх (Romy Kermer — Rolf Osterreich впервые в 1975 исполнили тройной выброс (риттбергер)), Мануэла Магер — Уве Беверсдорф (Manuela Mager — Uwe Bewersdorf), наконец пара Сабине Бэсс — Тассило Тирбах (Sabine Baess — Tassilo Thierbach), ученики тренера Ирене Зальцманн, выиграли чемпионат мира 1982, исполняя до 4 сложнейших выбросов (в том числе тройной риттбергер и тройной тулуп). Продолжила традиции школы ГДР тренер Моника Шайбе — её ученики Манди Вётцель и Инго Штойер (Mandy Woetzel — Ingo Steuer) выиграли чемпионат мира в 1997, наконец сам И.Штойер вывел в лидеры пару Алена Савченко и Робин Шелковы (Aliona Savchenko — Robin Szolkowy).

Представителям остальных стран лишь иногда удавалось несколько потеснить советские (российские) пары. Канадская и американская школы так и не смогли освоить сложные прыжковые элементы, из-за этого всегда уступая. После долгого перерыва канадцам Барбаре Андерхилл — Полю Мартини удалось выиграть «домашний» чемпионат мира 1984 в Оттаве (Канада), не исполняя ни тройного прыжка, ни прыжка двойной аксель, которыми владели все лидеры, в основном за счет ошибок Е.Валовой и О.Васильева. В 1993 выиграли Изабель Брассер — Ллойд Айслер (Isabelle Brasseur — Lloyd Eisler), также без тройного прыжка, но за счет силовых поддержек (Айслер вошёл в историю как «домкрат», впервые поднимавший партнершу на одной руке в поддержку).

Наконец пара Жами Сале — Давид Пеллетье вновь выиграли «домашний» чемпионат в Ванкувере (Канада) 2001 — партнерша допустила ошибку, исполнив вместо двойного акселя лишь одинарный, однако несколько судей не заметили этого и не снизили оценки, поставив пару на первое место. Пара, по результатам судейских оценок, проиграла и Олимпийские игры 2002, однако в результате громкого скандала, развернутого в американской и канадской прессе, давления на ИСУ, произошёл беспрецедентный случай впервые в истории фигурного катания, французский арбитр Мари-Рейн Ле Гунь была обвинена в предвзятом судействе (обвинение доказано не было) и канадской паре вручили вторую золотую медаль на повторном награждении, что дискредитировало не только ИСУ, но и подорвало интерес к фигурному катанию в целом.

С конца 1990-х небывалое развитие получило парное катание в КНР, китайская школа, продолжившая традиции советской, добилась успехов и сейчас стала одной из самых сильных в мире. Шэнь Сюэ и Чжао Хунбо выигрывали в 2002-03 и 2007, Пан Цин — Тун Цзянь — в 2006.

Структура соревнований

Соревнования по парному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 20 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. В настоящее время в парном катании, как одном из наиболее сложных и травмаопасных видов фигурного катания, не так много участников соревнований. Так что, число пар заявленных в различные турниры редко превышает 24 пары (15-16 в среднем на чемпионатах Европы, в последние годы и около 20-ти на чемпионатах мира) и они все участвуют в обоих видах программы.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Мужское одиночное катание - Википедия

Мужское одиночное фигурное катание — дисциплина фигурного катания.

История[ | ]

В ХIХ — начале ХХ веков в мужском одиночном катании доминировали австрийская, русская, немецкая, норвежская и шведская школы. Русская школа отличалась рисованием фигур: техничными обязательными, и исключительно сложными и красивыми «специальными». На первом неофициальном чемпионате мира в 1890 году Алексей Лебедев выиграл во всех трёх видах и по сумме. Высочайшим мастерством, особенно в «специальных» фигурах, отличался Николай Панин-Коломенкин, ставший олимпийским чемпионом 1908, прорисовав коньком на льду невероятно сложные узоры, поразив судей математической точностью рисунков. В 1901—1911 доминировал Ульрих Сальхов, отличавшийся качественными обязательными фигурами и впервые выполнивший прыжок сальхов, названный его именем.

После Первой мировой войны подавляющего преимущества добилась австрийская школа: Вилли Бёкль (выигрывал в 1925—1928), Карл Шефер (в 1930—1936, внес много новых идей и первым исполнил двойной риттбергер в 1925) и Феликс Каспар (в 1937—1938).

После Второй мировой войны американцы и канадцы, не остановив на время войны, как европейцы, развитие фигурного катания, стали соревноваться с европейскими фигуристами на равных. Причём наметилась особая тенденция, американцы получали преимущество за счет атлетичных, спортивных произвольных программ со сложными прыжками и скоростными вращениями, европейские фигуристы качественно выполняли обязательные фигуры, в произвольной программе больше внимания уделяя художественной стороне.

Первый послевоенный чемпионат мира в 1947 с преимуществом в один судейский голос выиграл Ханс Гершвилер из Швейцарии, за счет преимущества в фигурах, несмотря на два падения в произвольной программе. После него успех к представителю швейцарской школы пришёл лишь к Стефану Ламбьелю (выигрывал в 2005 и 2006).

Однако затем в мужском одиночном катании воцарились американцы прежде всего с высококачественными в техническом плане элементами и в соответствии с правилами стандартными постановками программ. Дик Баттон выигрывал в 1948—1952 за счет лихо выполненных прыжков, ввел прыжки во вращения. В 1953—1959 выигрывали братья Хейс Алан и Дэвид Дженкинсы. Рональд Робертсон овладел тройным сальховом и огромной скоростью вращений. Пятью разными тройными прыжками овладел Терри Кубичка. После долгого перерыва позднее добились успеха Скотт Хамильтон (1981—1984), Брайан Бойтано (1986, 1988) и др.

В 1960-е годы пришёл успех к фигуристам из других стран: известному французскому тренеру Жаклин Водекран, тренировавшей в своей школе Федеральный центр фигурного катания в Булонь-Биланкуре, удалось вывести в лидеры двух выдающихся фигуристов — Алена Жилетти (выиграл в 1960, в основном за счет высококачественных фигур) и Алена Кальма (выиграл в 1965, кроме фигур уделявший внимание эстетической стороне, постановке и оригинальным «элементам между элементами»).

Французский тренер Пьер Брюне (Pierre Brunet) вывел в 1962 в чемпионы канадца Дональда Джексона за счет рекордных прыжков и прежде всего первого в мире тройного лутца, за что судьи выставили семь оценок 6,0 за технику.

В 1966—1968 в лидеры вышли австрийцы Эммерих Данцер (ученик Герты Вахтер (Herta Wachter) и Вольфганг Шварц (Wolfgang Schwarz), одинаково успешно выступавшие как в фигурах, так и в произвольной программе.

В канадской школе одним из ярчайших в художественном, артистическом плане стал Толлер Крэнстон, ученик Эллен Бурки главное внимание уделял постановкам программ, внес ряд оригинальных вращений, спиралей и шагов, вошли в историю и его показательные вступления. Также отличались своим стилем Брайан Орсер (выигрывал в 1987) и Курт Браунинг (1989—1991 и 1993). Рекордным прыжкам уделял внимание Элвис Стойко (1994—1995 и 1997).

Английская школа отличалась академичным катанием с высочайшим качеством элементов, олимпийскими чемпионами стали Джон Карри (1976) и Робин Казинс (1980).

В немецкой школе стабильно выступавший в обоих видах выиграл Олимпиаду и чемпионат мира в 1964, в 1979 году появился гибкий пластичный музыкальный одиночник Норберт Шрамм (представлял ФРГ), владевший пятью разными тройными прыжками.

К 1970-м годам вышли в лидеры и представители социалистических стран. В 1971—1972 чемпионом мира стал Ондрей Непела из Чехословакии, ученик тренера Хильды Мудры, получавший преимущество не только в школе, но и в произвольной программе за счет прыжков. В 1980-е годы Йозеф Сабовчик выполнял тройной аксель и делал попытки четверного прыжка.

Развивала свою школу и тренер из ГДР Ютта Мюллер, в лидеры вышли , а затем Ян Хоффман, (выиграл в 1974 и 1980, вторым в истории повторив тройной лутц).

Мужское фигурное катание в СССР и России[ | ]

С 1924 года проводится чемпионат СССР (с перерывами). В 1924 и 1927—1928 его выигрывал москвич Юрий Зельдович, а в 1937—1939 и 1941 — ленинградец Петр Чернышёв.

Советская школа фигурного катания основывалась на огромном вкладе Николая Панина-Коломенкина и Татьяны Толмачевой (Гранаткиной), провозглашавшими всестороннее развитие фигуриста, его мастерство как в исполнении обязательных фигур, так и гармоничность в произвольной программе, то есть своеобразный художественно-атлетический стиль. С конца 1950-х годов вышли в лидеры Валентин Захаров (выигрывал чемпионат СССР 1953—1954), Лев Михайлов (1956—1960), Игорь Персианцев (1955), Валерий Мешков (1961—1962, 1964, 1966), Александр Веденин (1963 и 1965) и др.

Наконец, советские фигуристы в 1958 году дебютировали и на чемпионате мира. Сергей Четверухин, ученик Толмачёвой, стал 6-кратным чемпионом СССР в 1967—1973, принёс первую медаль чемпионата мира в 1971 году, получал оценки 6,0 за артистизм на чемпионатах мира. Создав не только огромное преимущество в обязательной программе, но и выполнив три тройных прыжка в произвольной, в 1975 году первым советским чемпионом мира стал Сергей Волков, ученик Виктора Кудрявцева. Тренер и балетмейстер Елена Чайковская, продолжив тренировать Владимира Ковалёва, ученика Татьяны Толмачёвой, вывела его к двум победам на чемпионатах мира, в 1977 и 1979, создав яркие по постановкам произвольные программы, Ковалёв выполнял различные тройные прыжки — риттбергер, сальхов и тулуп. В 1981 году на чемпионате мира дебютировал её ученик Владимир Котин с необычайно эмоциональным артистичным стилем.

Тренер Игорь Москвин вывел в лидеры двух учеников с ярким оригинальным стилем — Юрия Овчинникова и Игоря Бобрина (выиграл чемпионат Европы в 1981 и чемпионаты СССР 1978 и 1980—1982). Овчинников в 1975 году впервые исполнял серию медленных шагов, идеально выразив органную музыку Бетховена, за что пораженные судьи поставили оценки 5,9—6,0 за артистизм на чемпионате мира. Бобрин ещё более развил этот стиль, уделяя внимание как артистизму и музыкальности, так и самим элементам, придумывая целые серии шагов на одной ноге в разных направлениях, комбинации из 3—4 прыжков также в разных направлениях, оригинальные спирали, вращения, одним из первых в мире овладел пятью разными тройными прыжками, единственный в мире исполнял т. н. «бобринский прыжок» (придуманный Тамарой Москвиной), с вращением впервые в горизонтальной плоскости.

Тренер Станислав Жук продолжил тренировать Четверухина и Волкова, в 1980-е годы вывел в лидеры Александра Фадеева (выиграл чемпионат мира в 1985 и чемпионат СССР 1983, 1985—1989), выполнявшего ряд рекордных элементов (впервые каскад тройной лутц — тройной тулуп, тройной аксель в каскаде и попытки четверного прыжка), в конце 1980-х годов Фадеев значительно вырос в художественном плане, обретя цельность программ и высокий стиль.

Высокое качество и стиль отличали олимпийского чемпиона и чемпиона мира 1992 Виктора Петренко.

Современность[ | ]

В 1990-е годы успех пришёл к тренеру Алексею Мишину. Необычайно гармоничным стилем отличались Алексей Урманов (выиграл Олимпийские игры в 1994) и особенно Евгений Плющенко (выигрывал в 2001, 2003—2004 и олимпиаду в 2006) и Алексей Ягудин (выигрывал чемпионаты мира в 1998—2000 и 2002, Олимпийские игры-2002). В эти годы стала готовить одиночников и тренер Татьяна Тарасова, органично сочетая яркие по постановкам, перенасыщенные оригинальными движениями и позами программы с самыми сложными элементами, её ученик Илья Кулик единственный из лидеров выполнил четверной прыжок на Олимпиаде-1998, стал чемпионом. С 1999 года Тарасова стала тренировать Ягудина. С этого периода острое соперничество Плющенко и Ягудина привело к огромному толчку в развитии ими всех сторон фигурного катания как в художественном, так и в техническом плане, намного опережая остальных, они впервые выполняли гармоничные эстетичные цельные программы с рекордными элементами, с несколькими четверными прыжками, причём делая эти прыжки в рекордных каскадах (в том числе состоящих из четверного, тройного и двойного, а затем даже четверного и двух тройных прыжков), резко усложнив вращения (Плющенко впервые среди мужчин выполнил вращение бильман) и дорожки шагов (т. н. «ягудинские дорожки»), за что судьи многократно выставляли им оценки 6,0, в том числе и на Олимпиадах.

Структура соревнований[ | ]

Соревнования по мужскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участников набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсмены (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причём последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменов. Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.

В прошлом формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.

До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя, её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.

Литература[ | ]

  • Абсалямова, И. В. "Столетняя история чемпионатов мира по фигурному катанию на коньках (одиночное катание): Учеб. пособие для студентов акад. и ин-ов физ. культ." М.: ФОН (1997)

См. также[ | ]

encyclopaedia.bid

Парное фигурное катание — Википедия

Парное катание на почтовой марке. Элемент «спираль».

Па́рное фигу́рное ката́ние — вид спорта, разновидность фигурного катания. Спортсмены, мужчина и женщина,[1] катаются в унисон, исполняя движения в такой гармонии друг с другом, что создаётся впечатление настоящего парного катания, а не независимого катания двух одиночников.

Структура соревнований[править]

По состоянию на сезон 2010—11, соревнования по парному фигурному катанию проходят по обычной схеме. Сначала идёт квалификация: наиболее слабые (по результатам предыдущих соревнований) участники исполняют произвольную программу, сильные квалифицируются автоматически. После этого 20 пар, прошедших квалификацию, исполняют короткую программу, и 16 лучших по итогам короткой программы исполняют произвольную. Победитель определяется по сумме короткой и произвольной программ.

В большинстве крупных соревнований квалификация не нужна: в парном катании, как одном из наиболее сложных и травмоопасных видов фигурного катания, не так много участников.

Элементы парного катания[править]

Три элемента — синхронное вращение, синхронный прыжок и дорожка шагов — не что иное, как синхронное исполнение аналогичных одиночных элементов. Спираль и совместное вращение партнёры выполняют вместе, как единое целое. Элементы «поддержка», «выброс», «подкрутка» и «тодес» вообще не имеют аналогов в одиночном катании.

Все элементы должны быть связаны различными соединительными шагами и другими движениями парного катания, с разнообразными позициями и хватами, при полном использовании поверхности катка.

Запрещённые[править]

С одной стороны, парное катание — очень травмоопасный вид спорта. Нередки падения с поддержек и выбросов, травмы от конька партнёра. С другой — «трюкачество» нередко использовалось, чтобы скрыть откровенно слабое катание одного из партнёров.[2] Поэтому список запрещённых приёмов широк:

  • Сальто
  • Прыжки навстречу партнёру;
  • Каскады из 4 и более прыжков;
  • Поддержки за запрещённые части тела;
  • Поддержки с поворотом более 3,5 оборотов;
  • Вращательные движения, когда партнёр вращает партнёршу в воздухе вокруг себя, держа её за руку или за ногу;
  • Крутящие или вращательные движения, в которых партнёрша переворачивается, и её опорная нога отрывается ото льда;
  • Вращательные движения с хватом одного из партнёров за ногу, руку или шею другого партнёра;
  • Раскрутки за руку или ногу, в которых партнёрша теряет контакт со льдом;
  • Перевороты партнёрши в вертикальной плоскости;
  • Лежание на льду и длительное и/или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
  • Злоупотребление поддержками, когда партнёрша значительную долю программы проводит на руках у мужчины, а не на коньках;
  • Использование декораций, посторонних предметов;

За исполнение каждого из запрещенных элементов / движений, включенных в программу, должно последовать снижение 2,0 очка.

Галерея элементов фигурного катания[править]

  • Совместное вращение

  • Синхронное вращение

  • Синхронный прыжок

  • Запрещённая на соревнованиях, но нередко выполняемая в ледовых шоу поддержка "Детройтер"

  • Раскрутка партнёрши за ногу

Согласно первым Правилам ИСУ, утверждённым в 1897 году, проводились соревнования трёх видов пар: мужчина и женщина, двое мужчин и две женщины. В таком виде соревнования проводились на разных уровнях (включая национальные чемпионаты), возможно, вплоть до 1960-х годов, однако чемпионаты мира и Олимпиады проводились только среди смешанных пар.

Первый чемпионат мира по парному катанию в современном виде (мужчина и женщина) был проведён в 1908 году, причём отдельно от других видов фигурного катания. В первые годы наибольших достижений добились немецкая, австрийская, финская и французская школы. Так, пара из Германии Анна Хюблер и Генрих Бургер выигрывали чемпионат мира в 1908—1910 годах и Олимпийские игры 1908 года), Макси Хербер и Эрнст Байер также 3 года подряд становились чемпионами мира (1936—1939) и выиграли Олимпийские игры в 1936 году. Хелен Энгельманн (Helene Engelmann) вначале с партнёром Карлом Мейстриком, а затем с Альфредом Бергером побеждала на чемпионатах мира 1913, 1922 и 1924 годов, а также выиграла Олимпийские игры 1924 года. Людовика и Вальтер Якобссон побеждали в 1914 и 1923 годах, а также на Олимпийских играх 1920 года. (Андре Жоли и Пьер Брюне 4 раза становились чемпионами мира (1926, 1928, 1930 и 1932 годы) и дважды олимпийскими чемпионами (1928 и 1932 годы).

В СССР первый чемпионат по парному катанию состоялся в 1924 году. Выиграли его Александра Быковская и Юрий Зельдович. Затем соревнования пар на чемпионатах проводились с перерывами. Большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман (выигрывали чемпионат СССР в том числе в 1937 и 1939 годах) и Татьяна Гранаткина (Толмачёва) — Александр Толмачёв (по разным данным, возможно, в 1937—1938, 1941, 1945—1952). Пары выполняли лишь произвольную программу, в которой стремились достичь наибольшей синхронности, плавности движений, красоты линий, среди элементов были одинарные прыжки, несложные парные и параллельные вращения, поддержки в основном на уровне талии, тодес исполнялся в «старом» варианте, без параллельного, близкого ко льду, расположения партнёрши.

После Второй мировой войны, в отличие от одиночного катания, где воцарились американцы и канадцы, не остановившие развития своих школ, европейские пары составляли достойную конкуренцию. Пара из Бельгии Мишлин Ланнуа и Пьер Бонье (Micheline Lannoy — Pierre Baugniet, 1947—1948), пары из ФРГ Риа и Пауль Фальк (1951—1952), Марика Килиус и Ганс-Юрген Боймлер (1963—1964), из Австрии — Элизабет Шварц и Курт Оппельт (1956) и др. С 1950-х годов больших успехов добилась канадская школа, в 1957—1960 годах побеждали Барбара Вагнер и Роберт Пол и др. В СССР, после ухода Татьяны Гранаткиной из любительского спорта, выдвинулись пары Майя Беленькая — Игорь Москвин (выигрывали в 1953—1954) и Лидия Герасимова — Юрий Киселёв (1955—1956), обе пары впервые дебютировали на международных соревнованиях — на чемпионате Европы в 1956. Пары медленно усложняли свои программы, в 1948 году канадцы Сюзан Морроу и Уоллес Дистельмайер (Suzanne Morrow — Wallace Diestelmeyer) впервые исполнили современный вариант тодеса в низкой позиции, а в 1950 году Р. и П. Фальк стали первой парой, выполнившей двойные прыжки и поддержку лассо.

В 1957 году победу на чемпионате СССР впервые одержала пара Нина Бакушева(Жук) и Станислав Жук (выигрывали в 1957—1959 и 1961), тренируемые Петром Орловым, прежде всего революционно изменив поддержки, многие из которых выполнялись в позиции, когда партнёрша находилась над головой партнёра, в том числе впервые удерживаемая на одной руке. Однако на первых международных соревнованиях (чемпионате Европы 1957) судьи эти поддержки сочли «акробатическими» и слишком рискованными, снизив оценки и поставив пару лишь на 6-е место. Однако уже на следующем чемпионате поддержки засчитали и пара стала второй.

В 1962 году наконец-то добилась победы на чемпионате СССР одна из самых выдающихся пар за всю историю фигурного катания — Людмила Белоусова и Олег Протопопов (впервые дебютировавшие на союзных первенствах в 1954 году. Затем они выигрывали чемпионаты СССР по 1968 год, лишь один раз, в 1965 году, уступив первое место. Добилась пара Белоусова — Протопопова успехов и на международной арене, выиграв Олимпийские игры 1964 и 1968 годов, 4 чемпионаты мира (1965—1968). Всего этого они достигли благодаря исключительной гармоничности программ, тончайшему психологизму (в основном раскрывая образы возлюбленных), идеально воплощая на льду смысл музыки (используя преимущественно классические произведения), внеся новизну во многие элементы (прежде всего в спирали — придумав так называемую «космическую спираль», впервые исполнив тодес на внутреннем ребре и др.), многократно получив оценки 6,0, поведя развитие фигурного катания по пути художественного обогащения программ. С этого времени советская школа вышла в безусловные лидеры мирового парного катания (выиграв в 1964—2006 все 12 олимпийских золотых медалей и 32 из 42 чемпионатов мира с 1965 по 2007 год).

В 1969 году чемпионат Европы сенсационно выиграла пара Ирина Роднина — Алексей Уланов, их тренер С. А. Жук развивал присущий советской школе художественно-атлетический стиль, привнеся в фигурное катание огромную скорость скольжения, ещё более технически усложнив элементы. Роднина — Уланов впервые в мире исполнили параллельный прыжок двойной аксель. С осени 1972 года Роднина выступала с Александром Зайцевым, и рекордно выиграла трижды олимпийские игры (1972, 1976, 1980) и 10 чемпионатов мира (1969—1979, кроме 1978), чемпионаты СССР в 1970—1971, 1973—1975, 1977. Пара выполняла тройную подкрутку, поддержки на одной руке до трёх оборотов и др. Успехов добились и другие советские пары: Тамара Москвина — Алексей Мишин, выиграв чемпионат СССР в 1969 году, Людмила Смирнова — Андрей Сурайкин (затем с Алексеем Улановым), Галина Карелина — Георгий Проскурин, Ирина Черняева — Василий Благов (выиграли чемпионат СССР в 1972), Ирина Воробьёва — Александр Власов (выиграли чемпионат СССР в 1976), Надежда Горшкова — Евгений Шеваловский и др. С этого времени уровень пар чемпионатов СССР превосходил порой уровень чемпионатов Европы и даже мира. В 1977 году сенсационно дебютировала пара Марина Черкасова — Сергей Шахрай (выиграли чемпионат мира в 1980, чемпионаты СССР 1978-79), тренера С. А. Жука, исполнив на десятилетия опережающий по сложности набор элементов, включая впервые в фигурном катании элемент в четыре оборота — четверную подкрутку, а также затем впервые подкрутку тройной аксель (1978), попытку тройного прыжка (тулуп, 1978), тодеса с многократными сменами позиций партнерши, спуска партнерши с поддержки через сальто (переворотом), необычных вращений и заходов на элементы. В том же стиле работали и пары Марина Пестова — Станислав Леонович (выиграли чемпионат СССР в 1980, 1982-83), Вероника Першина — Марат Акбаров (1981), Лариса Селезнёва — Олег Макаров (1984-85, 1988-89).

Наконец к середине 1980-х годов С. А. Жуку удалось подобрать одну из самых выдающихся пар в истории — Екатерина Гордеева — Сергей Гриньков (выигрывали в 1986—1987, 1989-1990 и Олимпиады в 1988 и 1994 годов, чемпионат СССР в 1987 году и России в 1994), с 1987 года их продолжил тренировать С. Леонович. Шедеврами парного катания стали их произвольные программы на Олимпиадах 1988 и 1994 годов, доведенные до идеала — практически абсолютная синхронность и согласованная техника исполнения всех элементов, особая мягкость и чистота на приземлениях, исключительно сложные поддержки и подкрутки (в том числе четверная в 1987), не случайно Елена Гордеева стала самой популярной спортсменкой на Олимпиаде в Калгари.

С конца 1970-х годов ведущим тренером в советской школе парного катания становится Т. Н. Москвина, помимо традиционной сложности элементов, всегда проявлявшая фантазию в придумывании оригинальных, новых, а порой и уникальных элементов, и особенно связующих («элементов между элементами»), добиваясь исключительной гармоничности программ, этот стиль прослеживался у всех её пар. Первыми чемпионами мира в 1981 году стали её ученики Ирина Воробьёва и Игорь Лисовский, затем успеха добились Елена Валова и Олег Васильев (выигрывали в 1983, 1985, 1988, Олимпиаду в 1984, чемпионат СССР в 1986), первыми в мире сделав чисто тройной прыжок (тулуп). Наталья Мишкутёнок и Артур Дмитриев с одной из лучших программ за всю историю «Грёзы любви» на музыку Ф. Листа, в ходе которой полторы минуты исполняли цельную, непрерывную серию разнообразнейших спиралей и тодесов, выиграли чемпионате СССР в 1991 году, чемпионаты мира 1991 и 1992 годов, а также Олимпиаду в Альбервиле. Второй раз Артур Дмитриев стал олимпийским чемпионом с Оксаной Казаковой в 1998 году. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе вошли в историю с артистичной программй «Чарли Чаплин», с которой они побеждали на чемпионатах мира 1998 и 1999 годов, чемпионатах России в 1999—2002 годах, а также на Олимпиаде в 2002 году.

Продолжил традиции школы своего наставника Олег Васильев, выведший пару Татьяна Тотьмянина — Максим Маринин (выигрывали в 2004-05, Олимпиаду в 2006 году, чемпионаты России в 2003-05).

С 1990-х годов успешно работали и тренеры супруги Николай и Людмила Великовы (их ученики Евгения Шишкова — Вадим Наумов выигрывали чемпионат мира в 1994 году, чемпионаты России в 1992 и 1996, Мария Петрова — Алексей Тихонов в 2000, чемпионат России в 2006), Наталья Павлова (её ученики Марина Ельцова — Андрей Бушков выиграли в 1996, чемпионат России в 1995, 1997—1998). После того, как И. Роднина стала тренером пары из Чехии Радка Коваржикова — Рене Новотны, ей удалось выиграть в 1995.

Олимпиада в Сочи 2014 года ознаменовалась возвращением российских фигуристов на первые места пьедестала почета. Пары Татьяна Волосожар — Максим Траньков и Ксения Столбова — Климов, Фёдор Александрович под руководством Нины Михайловны Мозер заняли 1-е и 2-е места, вернув тем самым «традицию» победы российских-советских фигуристов-парников на олимпийских играх.

В 1970-х—1980-х годах значительных успехов добилась и школа фигурного катания ГДР, которая также большое внимание уделяла технически сложным элементам. Призёрами становились восточно-германские пары Хайдемари Штайнер — Хайнц-Ульрих Вальтер (Heidemarie Steiner — Heinz-Ulrich Walther), Мануэла Грос — Уве Кагельман (Manuela Gross — Uwe Kagelmann) (впервые исполнили выброс двойной аксель и тройную подкрутку, за что на Олимпиаде 1972 получили оценки 5,9 за технику), Роми Кермер — Рольф Эстеррайх (Romy Kermer — Rolf Osterreich) впервые в 1975 году исполнили тройной выброс (риттбергер), Мануэла Магер — Уве Беверсдорф, наконец пара Сабине Бэсс — Тассило Тирбах (Sabine Baess — Tassilo Thierbach), ученики тренера Ирене Зальцманн, выиграли чемпионат мира 1982, исполняя до 4-х сложнейших выбросов (в том числе тройной риттбергер и тройной тулуп). Продолжила традиции школы ГДР тренер Моника Шайбе — её ученики Манди Вётцель и Инго Штойер (Mandy Woetzel — Ingo Steuer) выиграли чемпионат мира в 1997 году, наконец сам И. Штойер вывел в лидеры пару Алена Савченко и Робин Шелковы (Aliona Savchenko — Robin Szolkowy).

Представителям остальных стран лишь иногда удавалось несколько потеснить советские (российские) пары. Канадская и американская школы так и не смогли освоить сложные прыжковые элементы, из-за этого всегда уступая. После долгого перерыва канадцам Барбаре Андерхилл — Полу Мартини удалось выиграть «домашний» чемпионат мира 1984 в Оттаве (Канада), не исполняя ни тройного прыжка, ни прыжка двойной аксель, которыми владели все лидеры, в основном за счёт ошибок Е. Валовой и О. Васильева. В 1993 году выиграли Изабель Брассёр — Ллойд Айслер (Isabelle Brasseur — Lloyd Eisler), также без тройного прыжка, но за счёт силовых поддержек (Айслер вошёл в историю как «домкрат», впервые поднимавший партнёршу на одной руке в поддержку). Наконец пара Жами Сале — Давид Пеллетье вновь выиграли «домашний» чемпионат в Ванкувере (Канада) 2001 — партнерша допустила ошибку, исполнив вместо двойного акселя лишь одинарный, однако несколько судей не заметили этого и не снизили оценки, поставив пару на первое место. Пара, по результатам судейских оценок, проиграла и Олимпийские игры 2002 года, однако в результате громкого скандала, развернутого в американской и канадской прессе, давления на ИСУ, произошёл беспрецедентный случай впервые в истории фигурного катания, французский арбитр Мари-Рейн Ле Гунь была обвинена в предвзятом судействе (обвинение доказано не было) и канадской паре вручили вторую золотую медаль на повторном награждении, что дискредитировало не только ИСУ, но и подорвало интерес к фигурному катанию в целом.

С конца 1990-х небывалое развитие получило парное катание в КНР. Заложенная стараниями советских специалистов, в частности Игоря Ксенофонтова, китайская школа, продолжая традиции советской школы, добилась значительных успехов и стала одной из самых сильных в мире. Китайские пары Шэнь Сюэ — Чжао Хунбо и Пан Цин — Тун Цзянь на Олимпийских играх в Ванкувере в 2010 году выиграли золото и серебро, прервав длящуюся 46 лет серию олимпийских побед фигуристов СССР и России.[3]

  1. ↑ Однополые пары изредка встречаются в любительском и профессиональном катании; в «спорте высших достижений» такое запрещено.
  2. ↑ Трюки как замену мастерству можно увидеть в телешоу «Ледниковый период».
  3. ↑ Е. Вайцеховская: «Чудеса кончились…». 17.02.2010

www.wikiznanie.ru

Парное фигурное катание - Википедия

Парное катание на почтовой марке. Элемент «спираль».

Па́рное фигу́рное ката́ние — вид спорта, разновидность фигурного катания. Спортсмены, мужчина и женщина,[1] катаются в унисон, исполняя движения в такой гармонии друг с другом, что создаётся впечатление настоящего парного катания, а не независимого катания двух одиночников.

Структура соревнований[ | ]

По состоянию на сезон 2010—11, соревнования по парному фигурному катанию проходят по обычной схеме. Сначала идёт квалификация: наиболее слабые (по результатам предыдущих соревнований) участники исполняют произвольную программу, сильные квалифицируются автоматически. После этого 20 пар, прошедших квалификацию, исполняют короткую программу, и 16 лучших по итогам короткой программы исполняют произвольную. Победитель определяется по сумме короткой и произвольной программ.

В большинстве крупных соревнований квалификация не нужна: в парном катании как одном из наиболее сложных и травмоопасных видов фигурного катания не так много участников.

Элементы парного катания[ | ]

Три элемента — синхронное вращение, синхронный прыжок и дорожка шагов — не что иное, как синхронное исполнение аналогичных одиночных элементов. Спираль и совместное вращение партнёры выполняют вместе, как единое целое. Элементы «поддержка», «выброс», «подкрутка» и «тодес» вообще не имеют аналогов в одиночном катании.

Все элементы должны быть связаны различными соединительными шагами и другими движениями парного катания, с разнообразными позициями и хватами, при полном использовании поверхности катка.

Запрещённые[ | ]

С одной стороны, парное катание — очень травмоопасный вид спорта. Нередки падения с поддержек и выбросов, травмы от конька партнёра. С другой — «трюкачество» нередко использовалось, чтобы скрыть откровенно слабое катание одного из партнёров.[2] Поэтому список запрещённых приёмов широк:

  • Сальто
  • Прыжки навстречу партнёру;
  • Каскады из 4 и более прыжков;
  • Поддержки за запрещённые части тела;
  • Поддержки с поворотом более 3,5 оборотов;
  • Вращательные движения, когда партнёр вращает партнёршу в воздухе вокруг себя, держа её за руку или за ногу;
  • Крутящие или вращательные движения, в которых партнёрша переворачивается, и её опорная нога отрывается ото льда;
  • Вращательные движения с хватом одного из партнёров за ногу, руку или шею другого партнёра;
  • Раскрутки за руку или ногу, в которых партнёрша теряет контакт со льдом;
  • Перевороты партнёрши в вертикальной плоскости;
  • Лежание на льду и длительное и/или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
  • Злоупотребление поддержками, когда партнёрша значительную долю программы проводит на руках у мужчины, а не на коньках;
  • Использование декораций, посторонних предметов;

За исполнение каждого из запрещенных элементов / движений, включенных в программу, должно последовать снижение 2,0 очка.

Галерея элементов фигурного катания[ | ]

  • Совместное вращение

  • Синхронное вращение

  • Синхронный прыжок

  • Запрещённая на соревнованиях, но нередко выполняемая в ледовых шоу поддержка "Детройтер"

  • Раскрутка партнёрши за ногу

История[ | ]

Согласно первым Правилам ИСУ, утверждённым в 1897 году, проводились соревнования трёх видов пар: мужчина и женщина, двое мужчин и две женщины. В таком виде соревнования проводились на разных уровнях (включая национальные чемпионаты), возможно, вплоть до 1960-х годов, однако чемпионаты мира и Олимпиады проводились только среди смешанных пар.

Первый чемпионат мира по парному катанию в современном виде (мужчина и женщина) был проведён в 1908 году, причём отдельно от других видов фигурного катания. В первые годы наибольших достижений добились немецкая, австрийская, финская и французская школы. Так, пара из Германии Анна Хюблер и Генрих Бургер выигрывали чемпионат мира в 1908—1910 годах и Олимпийские игры 1908 года), Макси Хербер и Эрнст Байер также три года подряд становились чемпионами мира (1936—1939) и выиграли Олимпийские игры в 1936 году. Хелен Энгельманн (Helene Engelmann) вначале с партнёром Карлом Мейстриком, а затем с Альфредом Бергером побеждала на чемпионатах мира 1913, 1922 и 1924 годов, а также выиграла Олимпийские игры 1924 года. Людовика и Вальтер Якобссон побеждали в 1914 и 1923 годах, а также на Олимпийских играх 1920 года. (Андре Жоли и Пьер Брюне четыре раза становились чемпионами мира (1926, 1928, 1930 и 1932 годы) и дважды олимпийскими чемпионами (1928 и 1932 годы).

В СССР первый чемпионат по парному катанию состоялся в 1924 году. Выиграли его Александра Быковская и Юрий Зельдович. Затем соревнования пар на чемпионатах проводились с перерывами. Большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман (выигрывали чемпионат СССР в том числе в 1937 и 1939 годах) и Татьяна Гранаткина (Толмачёва) — Александр Толмачёв (по разным данным, возможно, в 1937—1938, 1941, 1945—1952). Пары выполняли лишь произвольную программу, в которой стремились достичь наибольшей синхронности, плавности движений, красоты линий, среди элементов были одинарные прыжки, несложные парные и параллельные вращения, поддержки в основном на уровне талии, тодес исполнялся в «старом» варианте, без параллельного, близкого ко льду, расположения партнёрши.

После Второй мировой войны, в отличие от одиночного катания, где воцарились американцы и канадцы, не остановившие развития своих школ, европейские пары составляли достойную конкуренцию. Пара из Бельгии Мишлин Ланнуа и Пьер Бонье (Micheline Lannoy — Pierre Baugniet, 1947—1948), пары из ФРГ Риа и Пауль Фальк (1951—1952), Марика Килиус и Ганс-Юрген Боймлер (1963—1964), из Австрии — Элизабет Шварц и Курт Оппельт (1956) и др. С 1950-х годов больших успехов добилась канадская школа, в 1957—1960 годах побеждали Барбара Вагнер и Роберт Пол и др. В СССР, после ухода Татьяны Гранаткиной из любительского спорта, выдвинулись пары Майя Беленькая — Игорь Москвин (выигрывали в 1953—1954) и Лидия Герасимова — Юрий Киселёв (1955—1956), обе пары впервые дебютировали на международных соревнованиях — на чемпионате Европы в 1956. Пары медленно усложняли свои программы, в 1948 году канадцы Сюзан Морроу и Уоллес Дистельмайер (Suzanne Morrow — Wallace Diestelmeyer) впервые исполнили современный вариант тодеса в низкой позиции, а в 1950 году Р. и П. Фальк стали первой парой, выполнившей двойные прыжки и поддержку лассо.

В 1957 году победу на чемпионате СССР впервые одержала пара Нина Бакушева (Жук) и Станислав Жук (выигрывали в 1957—1959 и 1961), тренируемые Петром Орловым, прежде всего революционно изменив поддержки, многие из которых выполнялись в позиции, когда партнёрша находилась над головой партнёра, в том числе впервые удерживаемая на одной руке. Однако на первых международных соревнованиях (чемпионате Европы 1957) судьи эти поддержки сочли «акробатическими» и слишком рискованными, снизив оценки и поставив пару лишь на 6-е место. Однако уже на следующем чемпионате поддержки засчитали и пара стала второй.

В 1962 году наконец-то добилась победы на чемпионате СССР одна из самых выдающихся пар за всю историю фигурного катания — Людмила Белоусова и Олег Протопопов (впервые дебютировавшие на союзных первенствах в 1954 году. Затем они выигрывали чемпионаты СССР по 1968 год, лишь один раз, в 1965 году, уступив первое место. Добилась пара Белоусова — Протопопова успехов и на международной арене, выиграв Олимпийские игры 1964 и 1968 годов, четыре чемпионата мира (1965 — 1968). Всего этого они достигли благодаря исключительной гармоничности программ, тончайшему психологизму (в основном раскрывая образы возлюбленных), идеально воплощая на льду смысл музыки (используя преимущественно классические произведения), внеся новизну во многие элементы (прежде всего в спирали — придумав так называемую «космическую спираль», впервые исполнив тодес на внутреннем ребре и др.), многократно получив оценки 6,0, поведя развитие фигурного катания по пути художественного обогащения программ. С этого времени советская школа вышла в безусловные лидеры мирового парного катания (выиграв с 1964 по 2006 год все двенадцать олимпийских золотых медалей и тридцать два из сорока двух чемпионатов мира с 1965 по 2007 год).

В 1969 году чемпионат Европы сенсационно выиграла пара Ирина Роднина — Алексей Уланов, их тренер С. А. Жук развивал присущий советской школе художественно-атлетический стиль, привнеся в фигурное катание огромную скорость скольжения, ещё более технически усложнив элементы. Роднина — Уланов впервые в мире исполнили параллельный прыжок двойной аксель. С осени 1972 года Роднина выступала с Александром Зайцевым, и рекордно выиграла трижды олимпийские игры (1972, 1976, 1980) и десять чемпионатов мира (1969 — 1979, кроме 1978), чемпионаты СССР в 1970 — 1971, 1973 — 1975, 1977. Пара выполняла тройную подкрутку, поддержки на одной руке до трёх оборотов и др. Успехов добились и другие советские пары: Тамара Москвина — Алексей Мишин, выиграв чемпионат СССР в 1969 году, Людмила Смирнова — Андрей Сурайкин (затем с Алексеем Улановым), Галина Карелина — Георгий Проскурин, Ирина Черняева — Василий Благов (выиграли чемпионат СССР в 1972), Ирина Воробьёва — Александр Власов (выиграли чемпионат СССР в 1976), Надежда Горшкова — Евгений Шеваловский и др. С этого времени уровень пар чемпионатов СССР превосходил порой уровень чемпионатов Европы и даже мира. В 1977 году сенсационно дебютировала пара Марина Черкасова — Сергей Шахрай (выиграли чемпионат мира в 1980, чемпионаты СССР 1978 — 79), тренера С. А. Жука, исполнив на десятилетия опережающий по сложности набор элементов, включая впервые в фигурном катании элемент в четыре оборота — четверную подкрутку, а также затем впервые подкрутку тройной аксель (1978), попытку тройного прыжка (тулуп, 1978), тодеса с многократными сменами позиций партнерши, спуска партнерши с поддержки через сальто (переворотом), необычных вращений и заходов на элементы. В том же стиле работали и пары Марина Пестова — Станислав Леонович (выиграли чемпионат СССР в 1980, 1982 — 83), Вероника Першина — Марат Акбаров (1981), Лариса Селезнёва — Олег Макаров (1984 — 85, 1988 — 89).

Наконец к середине 1980-х годов С. А. Жуку удалось подобрать одну из самых выдающихся пар в истории — Екатерина Гордеева — Сергей Гриньков (выигрывали в 1986—1987, 1989-1990 и Олимпиады в 1988 и 1994 годов, чемпионат СССР в 1987 году и России в 1994), с 1987 года их продолжил тренировать С. Леонович. Шедеврами парного катания стали их произвольные программы на Олимпиадах 1988 и 1994 годов, доведенные до идеала — практически абсолютная синхронность и согласованная техника исполнения всех элементов, особая мягкость и чистота на приземлениях, исключительно сложные поддержки и подкрутки (в том числе четверная в 1987), не случайно Екатерина Гордеева стала самой популярной спортсменкой на Олимпиаде в Калгари.

С конца 1970-х годов ведущим тренером в советской школе парного катания становится Т. Н. Москвина, помимо традиционной сложности элементов, всегда проявлявшая фантазию в придумывании оригинальных, новых, а порой и уникальных элементов, и особенно связующих («элементов между элементами»), добиваясь исключительной гармоничности программ, этот стиль прослеживался у всех её пар. Первыми чемпионами мира в 1981 году стали её ученики Ирина Воробьёва и Игорь Лисовский, затем успеха добились Елена Валова и Олег Васильев (выигрывали в 1983, 1985, 1988, Олимпиаду в 1984, чемпионат СССР в 1986), первыми в мире сделав чисто тройной прыжок (тулуп). Наталья Мишкутёнок и Артур Дмитриев с одной из лучших программ за всю историю «Грёзы любви» на музыку Ф. Листа, в ходе которой полторы минуты исполняли цельную, непрерывную серию разнообразнейших спиралей и тодесов, выиграли чемпионат СССР в 1991 году, чемпионаты мира 1991 и 1992 годов, а также Олимпиаду в Альбервиле. Второй раз Артур Дмитриев стал олимпийским чемпионом с Оксаной Казаковой в 1998 году. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе вошли в историю с артистичной программой «Чарли Чаплин» (они побеждали на чемпионатах мира 1998-1999 годов, чемпионатах России в 1999—2002 годах, а также на Олимпиаде в 2002 году).

Продолжил традиции школы своего наставника Олег Васильев, выведший пару Татьяна Тотьмянина — Максим Маринин (выигрывали в 2004—05, Олимпиаду в 2006 году, чемпионаты России в 2003—05).

С 1990-х годов успешно работали и тренеры супруги Николай и Людмила Великовы (их ученики Евгения Шишкова — Вадим Наумов выигрывали чемпионат мира в 1994 году, чемпионаты России в 1992 и 1996, Мария Петрова — Алексей Тихонов в 2000, чемпионат России в 2006), Наталья Павлова (её ученики Марина Ельцова — Андрей Бушков выиграли в 1996, чемпионат России в 1995, 1997—1998). После того, как И. Роднина стала тренером пары из Чехии Радка Коваржикова — Рене Новотны, ей удалось выиграть в 1995.

Олимпиада в Сочи 2014 года ознаменовалась возвращением российских фигуристов на первые места пьедестала почета. Пары Татьяна Волосожар — Максим Траньков и Ксения Столбова — Климов, Фёдор Александрович под руководством Нины Михайловны Мозер заняли 1-е и 2-е места, вернув тем самым «традицию» победы российских-советских фигуристов-парников на олимпийских играх.

В 1970-х—1980-х годах значительных успехов добилась и школа фигурного катания ГДР, которая также большое внимание уделяла технически сложным элементам. Призёрами становились восточно-германские пары Хайдемари Штайнер — Хайнц-Ульрих Вальтер (Heidemarie Steiner — Heinz-Ulrich Walther), Мануэла Грос — Уве Кагельман (Manuela Gross — Uwe Kagelmann) (впервые исполнили выброс двойной аксель и тройную подкрутку, за что на Олимпиаде 1972 получили оценки 5,9 за технику), Роми Кермер — Рольф Эстеррайх (Romy Kermer — Rolf Osterreich) впервые в 1975 году исполнили тройной выброс (риттбергер), Мануэла Магер — Уве Беверсдорф, наконец пара Сабине Бэсс — Тассило Тирбах (Sabine Baess — Tassilo Thierbach), ученики тренера Ирене Зальцманн, выиграли чемпионат мира 1982, исполняя до 4-х сложнейших выбросов (в том числе тройной риттбергер и тройной тулуп). Продолжила традиции школы ГДР тренер Моника Шайбе — её ученики Манди Вётцель и Инго Штойер (Mandy Woetzel — Ingo Steuer) выиграли чемпионат мира в 1997 году, наконец сам И. Штойер вывел в лидеры пару Алена Савченко и Робин Шелковы (Aliona Savchenko — Robin Szolkowy).

Представителям остальных стран лишь иногда удавалось несколько потеснить советские (российские) пары. Канадская и американская школы так и не смогли освоить сложные прыжковые элементы, из-за этого всегда уступая. После долгого перерыва канадцам Барбаре Андерхилл — Полу Мартини удалось выиграть «домашний» чемпионат мира 1984 в Оттаве (Канада), не исполняя ни тройного прыжка, ни прыжка двойной аксель, которыми владели все лидеры, в основном за счёт ошибок Е. Валовой и О. Васильева. В 1993 году выиграли Изабель Брассёр — Ллойд Айслер (Isabelle Brasseur — Lloyd Eisler), также без тройного прыжка, но за счёт силовых поддержек (Айслер вошёл в историю как «домкрат», впервые поднимавший партнёршу на одной руке в поддержку). Наконец пара Жами Сале — Давид Пеллетье вновь выиграли «домашний» чемпионат в Ванкувере (Канада) 2001 — партнерша допустила ошибку, исполнив вместо двойного акселя лишь одинарный, однако несколько судей не заметили этого и не снизили оценки, поставив пару на первое место. Пара, по результатам судейских оценок, проиграла и Олимпийские игры 2002 года, однако в результате громкого скандала, развернутого в американской и канадской прессе, давления на ИСУ, произошёл беспрецедентный случай впервые в истории фигурного катания, французский арбитр Мари-Рен Ле Гунь была обвинена в предвзятом судействе (обвинение доказано не было) и канадской паре вручили вторую золотую медаль на повторном награждении, что дискредитировало не только ИСУ, но и подорвало интерес к фигурному катанию в целом.

С конца 1990-х небывалое развитие получило парное катание в КНР. Заложенная стараниями советских специалистов, в частности Игоря Ксенофонтова, китайская школа, продолжая традиции советской школы, добилась значительных успехов и стала одной из самых сильных в мире. Китайские пары Шэнь Сюэ — Чжао Хунбо и Пан Цин — Тун Цзянь на Олимпийских играх в Ванкувере в 2010 году выиграли золото и серебро, прервав длящуюся 46 лет серию олимпийских побед фигуристов СССР и России.[3]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Однополые пары изредка встречаются в любительском и профессиональном катании; в «спорте высших достижений» такое запрещено.
  2. ↑ Трюки как замену мастерству можно увидеть в телешоу «Ледниковый период».
  3. ↑ Е. Вайцеховская: «Чудеса кончились…». 17.02.2010

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid