Мужское фигурное катание... одиночное. Мужчины фигурное катание


Самые известные фигуристы России - список, достижения и интересные факты :: SYL.ru

В прошлом веке, когда государство наше еще именовалось Советским Союзом, имена фигуристов – наших соотечественников знал весь мир. Олег Протопопов и Людмила Белоусова, Ирина Роднина, Андрей Букин и Наталья Бестемьянова, Александр Горшков и Людмила Пахомова – эти спортсмены имели мировую славу. Сегодня российские фигуристы, безусловно, хоть и не считаются лучшими на планете, но показывают достойные результаты, их выступления продолжают традиции русского катания на льду. Самые известные, лучшие фигуристы России представлены в сегодняшней статье.

История фигурного катания

Вначале немного из истории фигурного катания. Впервые коньки появились в Голландии в 14 веке, эта страна и считается родиной данного вида спорта. Катание на льду постоянно совершенствовалось, коньки меняли свою форму. Главным показателем мастерства считалось умение чертить полозьями различные фигуры и при этом держать равновесие в красивых позах. В Англии еще в 1772 году выпустили «Трактат о катании на коньках», с тех пор за этой страной закреплено авторство всех основных фигур катания на льду. Историки спорта считают основоположником современного фигурного катания Джейсона Гейнца. Этот американец сыграл ведущую роль в развитии вида спорта по всему миру, в том числе и в России.

Еще при Петре I в Российской империи фигурное катание стало популярным. Сам император привез коньки из Европы. Именно Петру I принадлежит задумка прикрепить прямо к обуви коньки, по сути, это и стало прообразом современных коньков. Все фигуристы России знают, что в 1838 году вышло первое русское пособие для фигуристов, составителем его был Паули. Первый каток был открыт в Юсуповском саду в 1865 году. Здесь же фигуристы и стали заниматься профессионально. В 1878 году лучшие фигуристы России приняли участие в соревнованиях.

Фигурное катание активно развивается в России, одни поколения чемпионов сменяются другими. На сегодняшний день нашей стране есть чем гордиться. Представляем лучших современных представителей этого вида спорта.

Алексей Урманов

Фигуристы России мужчины-одиночники всегда считались у нас сильным звеном. Один из таких фигуристов – Алексей Урманов. Родина фигуриста – Ленинград, здесь он родился в 1973 году. С ранних лет мама водила его на каток, где он стал постигать азы фигурного катания. Первый чемпионат мира у Алексея состоялся в 1990 году, здесь в юниорских соревнованиях он получил серебряную медаль.

С 1991 года Урманов является членом сборной России, в ее составе на чемпионате страны он стал обладателем бронзы. Участие в соревнованиях в Альбервиле не принесло результатов, парень еще упорнее стал тренироваться, чтобы достигнуть высшего мастерства. Алексей полностью отдавался тренировкам, а это часто приводило к получению травм. Силе воле спортсмена мог позавидовать кто угодно. Благодаря упорству он в 1997 году стал чемпионом Европы.

Многие болельщики именно благодаря Алексею Урманову стали рьяными поклонниками фигурного катания. Его артистизм трогает многих. Катание на льду Алексей всегда превращает в маленький спектакль, где за несколько минут зрители успевают пережить массу трогательных впечатлений.

Илья Кулик

Илья Кулик – уроженец столицы, родился в 1977 году. С пяти лет стал заниматься в группе тренера Громова. Уже позже его наставником стал Виктор Кудрявцев, который воспитал немало чемпионов.

Илья Кулик оправдал ожидания своего тренера и уже в 1990 году стал победителем на соревнованиях в Норвегии, где выступали самые талантливые фигуристы. Чемпионат России среди юниоров в 1994 году приносит победу Кулику, также он заслуживает серебро во взрослом первенстве. Это и открыло ему двери в национальную сборную.

В 1995 году Илья Кулик впервые стал участником чемпионата Европы, неожиданно вырвав победу у Урманова. В новом сезоне (1995-96) Илья начинает заниматься у Татьяны Тарасовой. Опытный хореограф вносит множественные корректировки в его постановки, добавляет сложные элементы, в том числе знаменитый тройной аксель, выполненный подряд два раза. Однако, не справившись с волнением, Илья проваливает чемпионат Европы. Но на мировом первенстве фигуристу удается завоевать серебро. Кулик начинает готовиться к Олимпийским играм. Усиленные тренировки следующего сезона под руководством Тарасовой дают ожидаемый результат – олимпийское золото. После этого триумфа Илья переходит к профессиональному спорту и продолжает радовать своих болельщиков.

Алексей Ягудин

Родился Алексей Ягудин в Питере (Ленинград) в 1980 году. Заниматься катанием начал с четырехлетнего возраста у тренера Александра Майорова, под его крылом был Александр до 12 лет. Уже с 13 лет мальчик начал занимать в соревнованиях почетные места. В 1996 году победил на чемпионате мира. В 1997 году Алексей покорил чемпионат Европы. На Олимпийских играх в Нагано, при участии фигуристов России (мужчин) Ягудину удалось занять 5 место. С 1998 года стал тренироваться у знаменитой Татьяны Тарасовой. Тренировался в США, участвовал во многих турнирах, откуда возвращался победителем.

Чемпионат, проходивший в Ванкувере, оказался для фигуриста неудачным. Он получил травму, и ему с трудом удалось дотянуть только до 5 места. Борьба за титул чемпиона не прекратилась. После лечения, Алексей вновь возвращается к тренировкам. Мастерство его достигло второго места после Евгения Плющенко. Следующий чемпионат мира принес ему золото.

Олимпиада в Солт-Лейк-Сити принесла триумф. Ягудин блестяще выступил, судьи оценок были наивысшими и он одержал победу. В 2002 году вновь начались проблемы со здоровьем, а в 2007 году на выступлениях в Германии из-за травмы фигурист был вынужден прервать выступление.

После лечения в США спортсмен вернулся. Стал вести активную деятельность в шоу-бизнесе. Выступал в ледниковом шоу, снимался в сериале, судил игру КВН.

Максим Ковтун

Молодой, но уже знаменитый Максим Ковтун родился в 1995 году в Екатеринбурге. При наставничестве Буяновой и Тарасовой спортсмен стал обладателем высшей награды Гран-при начинающих дарований. Имеет звание мастера спорта, чемпиона России.

Семья Максима спортивная и уже с 4-летнего возраста отец стал брать его с собой в спортивную школу. Старшие братья Ковтун также действующие фигуристы и участвуют в разнообразных ледовых шоу.

Первым тренером мальчика была Войцеховская. В знаменитых состязаниях, где участвуют юные фигуристы России, Максиму удалось завоевать «Хрустальный конек». Уже в 15 лет фигурист выполнял в три оборота аксель. На Олимпийском уровне среди юношей он завоевывает серебро.

В 2012 году под наставничеством Тарасовой и Водорезовой Максим в национальном чемпионате занял пятое место. На международных катаниях в Загребе, куда его отправили, он также откатал пятое место.

Специально для Максима была разработана программа, в которой он делает пять прыжков с четырьмя оборотами.

Евгений Плющенко

Фигурист-одиночник (Россия) Евгений Плющенко родился в Хабаровском крае в 1982 году. В детстве он с родителями переезжает в Волгоград, где начинает заниматься фигурным катанием. Для дальнейших тренировок мальчику приходится перебираться в Санкт-Петербург. Там он оттачивает свое мастерство в спортивной школе. В 2005 году Евгений окончил университет физкультуры Лесгафта.

Первая спортивная победа была в сезоне 1996-97 годов. На чемпионате мира для юниоров Евгений стал победителем. Далее занял третье место на чемпионате мира, второе – на чемпионате Европы. Чемпионом мира стал в 2001 году и повторял свои результаты в 2003, 2004 годах. Чемпионат Европы Плющенко покорял пять раз. В своей спортивной коллекции имеет не один десяток золотых медалей.

В 2008 году Евгений с Димой Биланом выступает на Евровидение, здесь вновь победа. Евгений Плющенко ведет активную общественную жизнь.

Роман Костамаров и Татьяна Навка

Именитые фигуристы России Роман Костамаров и Татьяна Навка считаются на нашем катке одной из самых красивых и артистичных пар. Роману с Татьяной предложила выступать тренер Линичук. В то время спортсмены пребывали в Делавэре. На какое-то время их дуэт распадался, Роман выступал с фигуристкой Семенович. Но как только Навка после рождения дочери в 2000 году вернулась на лед, пара вновь воссоединилась и стала показывать весьма впечатляющие результаты. В 2004 году в Германии они стали чемпионами мира. Затем стали олимпийскими чемпионами, трижды становились чемпионами России, столько же раз чемпионами Европы. Итог – трехкратные чемпионы мира. Спортсмены активно принимают участие в шоу-бизнесе, становятся участниками ледовых шоу. Роман снимается в кино, телевизионных проектах.

Антон Сихарулидзе и Елена Бережная

Знаменитые фигуристы России Антон Сихарулидзе и Елена Бережная кататься вместе стали не сразу. До 1996 года Елена выступала с Шляховым. После получения тяжелейшей травмы головы Бережная буквально была при смерти. Она с трудом восстановилась и вновь вышла на лед, училась заново стоять на коньках. Новым партнером стал Антон, который во всем ее поддерживал. Вместе им удалось достичь невероятных успехов. Тренером их была Москвина. Вскоре в Париже на соревнованиях пара добилась значительных успехов. Далее победы сыпались на спортсменов: призовые места на Олимпийских играх в 1998 году, затем в 2002. Выигрывали чемпионаты России четыре года подряд с 1999 по 2002 год.

В 2006 году Сихарулидзе решает уйти из спорта, заняться бизнесом. Как любитель все равно выходит на лед. Принимал участие в телевизионных шоу. Антон Сихарулидзе несколько лет стоял во главе комитета по физкультуре и спорту.

Илья Авербух и Ирина Лобачева

Известные фигуристы России Илья Авербух и Ирина Лобачева не только вели совместную спортивную карьеру. Жили в Америке. Эта пара состояла в браке, в котором родился сын Мартин. К сожалению, уже после возвращения в Россию распалась и спортивная пара. Но в истории большого спорта фигуристам удалось оставить значительный след. Звездная пара за период с 1993 по 2002 год четырежды становилась чемпионами страны, победителями чемпионатов мира и Европы. На Олимпиаде 2002 года завоевали серебро.

Спортивные травмы давали о себе знать, и катание постепенно сошло на нет. Возвратившись из Америки, Илья создал фирму «Ледовая симфония». Он стал организатором знаменитых ледовых шоу, телепроектов, так полюбившихся зрителям. В продюсерской сфере им были достигнуты высокие результаты.

Ирина Слуцкая

Российская фигуристка Ирина Слуцкая родилась в 1979 году в Москве. С четырехлетнего возраста стала тренироваться в спортивном клубе «Москвич». С шести лет с ней стала работать тренер Громова. Уже в 1993 году на чемпионате России Ирина победила среди юниоров и стала бронзовым призером на чемпионате мира. В Софии в 1996 году получила чемпионский титул Европы.

В 1998 году Ирина становится участницей Олимпиады в Нагано и выходит на пятое место. В 1999 году Ира выходит замуж за Сергея Михеева, в это же время ее спортивная карьера идет вверх. Во всех соревнованиях Слуцкая занимает призовые места, блестяще выступает в Солт-Лейк-Сити.

На какое-то время Ирина Слуцкая из-за травм выбывает из спорта, но вскоре возвращается и вновь обретает позиции лидера. Конечная цель – Олимпиада. Фигуристы России выступают на играх в Турине в 2006 году, здесь Слуцкая завоевывает бронзу. Эта победа стоила многих усилий спортсменке. На этом она завершила свою спортивную карьеру.

Алексей Тихонов

Родился Алексей в Самаре в 1971 году. Первым тренером фигуриста была Вера Бирбраер. По ее наставлению в 16-летнем возрасте Алексей уехал в Свердловск, где в течение года тренировался у Ренника. После этого Тихонов прибыл в столицу и стал учеником Захарова. Далее в биографии – жизнь в Японии. По возвращении на родину, Алексей стал участвовать в ледовом шоу под руководством Тарасовой.

Первая победа в 1989 году – бронзовая медаль на чемпионате мира в паре с Ириной Сайфутдиновой. В 1998 году стал выступать в паре с Петровой, через год они стали чемпионами Европы, подтвердили титул в 2000 году. На чемпионате России четыре года (с 1999 по 2005) был серебряным призером. Главной победой стала золотая медаль чемпионата мира в 2000 году. Неоднократно становился серебряным и бронзовым призером на чемпионатах и Гран-при. В 2007 году пара заявила о завершении карьеры.

www.syl.ru

Мужское фигурное катание... одиночное - размышления провинциала - Блоги

Злые, бессердечные, статусные искололи сердце минусами...

Встречу ли я понимание? Очи застилают слёзы.

Где ты, счастье правильного ребра Сатоко?!   Ямадзаки Сокан 1465-1553

Получил странную реакцию тонких лиц на размышления о путях развития в ретроспективе женского и мужского одиночного фигурного катания. Сравнение КП Косторной-Баттла вызвало шквал критики, уничижительных инвектив и прямой нецензурной брани в мой адрес. 

 

Но можно ли отрицать то, что явлено перед всевышним и заверено печатью муниципального служащего? Вот в чём вопрос...

Я же представляю вашему внимаю своё понимание мужского одиночного катания.    

   

Даже их внешнее сходство вызывает жгучую потребность повторения чуда.

К середине 80-х мужчины бегло освоили все виды тройных прыжков. Прыгать каскады или не дай бог триплы то ли ленились, то ли считали ниже своего достоинства. Вторая половина 00-х ясно показала - мужское одиночное катание зашло в тупик и стало пованивать.

Спасение пришло в 2010 году и стоило Плющенко золотой медали чемпиона Олимпийских игр. Правила были изменены дабы не плодить на пьедестале очередных после Ванкувера ничтожеств.

 

Достижения Ильи были скромненее послужного списка Евгения. Но то, что он передал, помогло Плющенко толкать вперёд мужское одиночное фигурное катание вплоть до сочинской олимпиады - 15 лет.

 

 

В узких кругах широкой общественности ходят легенды об особой одарённости членов параллельного профсоюза. Они бьют немыслимые рекорды на водной глади и солируют во всемирно известных оркестрах. Наверное систематическая разминка мышечных тканей позволяет с реактивной скоростью пронизывать водную толщь и намного более бегло выдувать фуги Баха.   

А Джеффри Баттл катал мужские программы. Таким я и хочу видеть мужское одиночное катание. Чтобы не вышло, как на заглавной картинке. 

   

Тот случай, когда понятие лаконичного благородства избегает пустопорожнего многословия.

Фигурное катание спорт исключительный. Можно бежать на дистанцию или прыгать в высоту. Но даже их совмещение не превращает эти дисциплины в высокое искусство. Об объёмах воздуха, перекачиваемого грудкой клеткой, уже не говорю.

Чемпионат США по фигурному катанию смотрите здесь - https://www.youtube.com/watch?v=7p30duZq6e8. На трубе тонна роликов тренировок мужчин и женщин - массовый падёж всего и вся...

www.sports.ru

Мужское одиночное фигурное катание - это... Что такое Мужское одиночное фигурное катание?

Мужское одиночное фигурное катание — дисциплина фигурного катания.

История

В ХIХ — начале ХХ веков в мужском одиночном катании доминировали австрийская, русская, немецкая, норвежская и шведская школы. Русская школа отличалась рисованием фигур: техничными обязательными, и исключительно сложными и красивыми «специальными». На первом неофициальном чемпионате мира в 1890 году Алексей Лебедев выиграл во всех трех видах и по сумме. Высочайшим мастерством, особенно в «специальных» фигурах, отличался Николай Панин-Коломенкин, ставший олимпийским чемпионом 1908, прорисовав коньком на льду невероятно сложные узоры, поразив судей математической точностью рисунков. В 1901—1911 доминировал Ульрих Сальхов (Ulrich Salchow), отличавшийся качественными обязательными фигурами и впервые выполнивший прыжок сальхов, названный его именем.

После Первой мировой войны подавляющего преимущества добилась австрийская школа: Вилли Бёкль (Willy Böckl, выигрывал в 1925—1928), Карл Шефер (Karl Schäfer, в 1930—1936, внес много новых идей и первым исполнил двойной риттбергер в 1925) и Феликс Каспар (Felix Kaspar, в 1937—1938).

После Второй мировой войны американцы и канадцы, не остановив на время войны, как европейцы, развитие фигурного катания, стали соревноваться с европейскими фигуристами на равных. Причем наметилась особая тенденция, американцы получали преимущество за счет атлетичных, спортивных произвольных программ со сложными прыжками и скоростными вращениями, европейские фигуристы качественно выполняли обязательные фигуры, в произвольной программе больше внимания уделяя художественной стороне.

Первый послевоенный чемпионат мира в 1947 с преимуществом в один судейский голос выиграл Ханс Гершвилер из Швейцарии, за счет преимущества в фигурах, несмотря на два падения в произвольной программе. После него успех к представителю швейцарской школы пришел лишь к Стефану Ламбьелю (выигрывал в 2005 и 2006).

Однако затем в мужском одиночном катании воцарились американцы прежде всего с высококачественными в техническом плане элементами и в соответствии с правилами стандартными постановками программ. Дик Баттон (Richard Button) выигрывал в 1948—1952 за счет лихо выполненных прыжков, ввел прыжки во вращения. В 1953—1959 выигрывали братья Дженкинсы (Hayes Alan Jenkins, David Jenkins). Рональд Робертсон (Ronald Robertson) овладел тройным сальховом и огромной скоростью вращений. Пятью разными тройными прыжками овладел Терри Кубичка. После долгого перерыва позднее добились успеха Скотт Хамильтон (Scott Hamilton, 1981—1984), Брайан Бойтано (Brian Boitano, 1986, 1988) и др.

В 1960-е годы пришел успех к фигуристам из других стран: известному французскому тренеру Жаклин Водекран, тренировавшей в своей школе Федеральный центр фигурного катания в Булонь-Биланкуре, удалось вывести в лидеры двух выдающихся фигуристов — Алена Жилетти (выиграл в 1960, в основном за счет высококачественных фигур) и Алена Кальма (выиграл в 1965, кроме фигур уделявший внимание эстетической стороне, постановке и оригинальным «элементам между элементами»).

Французский тренер Пьер Брюне (Pierre Brunet) вывел в 1962 в чемпионы канадца Дональда Джексона за счет рекордных прыжков и прежде всего первого в мире тройного лутца, за что судьи выставили семь оценок 6,0 за технику.

В 1966—1968 в лидеры вышли австрийцы Эммерих Данцер (Emmerich Danzer, ученик Герты Вахтер (Herta Wachter) и Вольфганг Шварц (Wolfgang Schwarz), одинаково успешно выступавшие как в фигурах, так и в произвольной программе.

В канадской школе одним из ярчайших в художественном, артистическом плане стал Толлер Кренстон (Toller Cranston), ученик Эллен Бурка (Ellen Burka) главное внимание уделял постановкам программ, внес ряд оригинальных вращений, спиралей и шагов, вошли в историю и его показательные вступления. Также отличались своим стилем Брайан Орсер (Brian Orser, выигрывал в 1987) и Курт Браунинг (1989—1991 и 1993). Рекордным прыжкам уделял внимание Элвис Стойко (1994—1995 и 1997).

Английская школа отличалась академичным катанием с высочайшим качеством элементов, олимпийскими чемпионами стали Джон Карри (1976, John Curry) и Робин Казинс (1980, Robin Cousins).

В немецкой школе стабильно выступавший в обоих видах Манфред Шнелльдорфер выиграл Олимпиаду и чемпионат мира в 1964, в 1979 году появился гибкий пластичный музыкальный одиночник Норберт Шрамм (Norbert Schramm, представлял ФРГ), владевший пятью разными тройными прыжками.

К 1970-м годам вышли в лидеры и представители социалистических стран. В 1971—1972 чемпионом мира стал Ондрей Непела (Ondrej Nepala) из Чехословакии, ученик тренера Хильды Мудры (Hilda Mudra), получавший преимущество не только в школе, но и в произвольной программе за счет прыжков. В 1980-е годы Йозеф Сабовчик (Jozef Sabovčík) выполнял тройной аксель и делал попытки четверного прыжка.

Развивала свою школу и тренер из ГДР Ютта Мюллер (Jutta Mueller), в лидеры вышли Гюнтер Цоллер (Günter Zoller), а затем Ян Хоффман (Jan Hoffmann, выиграл в 1974 и 1980, вторым в истории повторив тройной лутц).

Мужское фигурное катание в СССР и России

С 1924 года проводится чемпионат СССР (с перерывами). В 1924 и 1927—1928 его выигрывал москвич Юрий Зельдович, а в 1937—1939 и 1941 — ленинградец Петр Чернышёв.

Советская школа фигурного катания основывалась на огромном вкладе Николая Панина-Коломенкина и Татьяны Толмачевой (Гранаткиной), провозглашавшими всестороннее развитие фигуриста, его мастерство как в исполнении обязательных фигур, так и гармоничность в произвольной программе, то есть своеобразный художественно-атлетический стиль. С конца 1950-х годов вышли в лидеры Валентин Захаров (выигрывал чемпионат СССР 1953—1954), Лев Михайлов (1956—1960), Игорь Персианцев (1955), Валерий Мешков (1961—1962, 1964, 1966), Александр Веденин (1963 и 1965) и др.

Наконец, советские фигуристы в 1958 году дебютировали и на чемпионате мира. Сергей Четверухин, ученик Толмачёвой, стал 6-кратным чемпионом СССР в 1967—1973, принёс первую медаль чемпионата мира в 1971 году, получал оценки 6,0 за артистизм на чемпионатах мира. Создав не только огромное преимущество в обязательной программе, но и выполнив три тройных прыжка в произвольной, в 1975 году первым советским чемпионом мира стал Сергей Волков, ученик Виктора Кудрявцева. Тренер и балетмейстер Елена Чайковская, продолжив тренировать Владимира Ковалёва, ученика Татьяны Толмачёвой, вывела его к двум победам на чемпионатах мира, в 1977 и 1979, создав яркие по постановкам произвольные программы, Ковалёв выполнял различные тройные прыжки — риттбергер, сальхов и тулуп. В 1981 году на чемпионате мира дебютировал её ученик Владимир Котин с необычайно эмоциональным артистичным стилем.

Тренер Игорь Москвин вывел в лидеры двух учеников с ярким оригинальным стилем — Юрия Овчинникова и Игоря Бобрина (выиграл чемпионат Европы в 1981 и чемпионаты СССР 1978 и 1980—1982). Овчинников в 1975 году впервые исполнял серию медленных шагов идеально выразив органную музыку Бетховена, за что пораженные судьи поставили оценки 5,9—6,0 за артистизм на чемпионате мира. Бобрин ещё более развил этот стиль, уделяя внимание как артистизму и музыкальности, так и самим элементам, придумывая целые серии шагов на одной ноге в разных направлениях, комбинации из 3—4 прыжков также в разных направлениях, оригинальные спирали, вращения, одним из первых в мире овладел пятью разными тройными прыжками, единственный в мире исполнял т. н. «бобринский прыжок» (придуманный Тамарой Москвиной), с вращением впервые в горизонтальной плоскости.

Тренер Станислав Жук продолжил тренировать Четверухина и Волкова, в 1980-е годы вывел в лидеры Александра Фадеева (выиграл чемпионат мира в 1985 и чемпионат СССР 1983, 1985—1989), выполнявшего ряд рекордных элементов (впервые каскад тройной лутц — тройной тулуп, тройной аксель в каскаде и попытки четверного прыжка), в конце 1980-х годов Фадеев значительно вырос в художественном плане, обретя цельность программ и высокий стиль.

Высокое качество и стиль отличали олимпийского чемпиона и чемпиона мира 1992 Виктора Петренко.

Современность

В 1990-е годы успех пришел к тренеру Алексею Мишину, необычайно гармоничным стилем отличались Алексей Урманов (выиграл Олимпийские игры в 1994), и особенно Евгений Плющенко (выигрывал в 2001, 2003—2004 и олимпиаду в 2006) и Алексей Ягудин (выигрывал в 1998—2000 и 2002). В эти годы стала готовить одиночников и тренер Татьяна Тарасова, органично сочетая яркие по постановкам, перенасыщенные оригинальными движениями и позами программы с самыми сложными элементами, её ученик Илья Кулик единственный из лидеров выполнил четверной прыжок на Олимпиаде-1998, стал чемпионом. С 1999 года Тарасова стала тренировать Ягудина. С этого периода острое соперничество Плющенко и Ягудина привело к огромному толчку в развитии ими всех сторон фигурного катания, как в художественном, так и в техническом плане, намного опережая остальных, они впервые выполняли гармоничные эстетичные цельные программы с рекордными элементами, с несколькими четверными прыжками, причем делая эти прыжки в рекордных каскадах (в том числе состоящих из четверного, тройного и двойного, а затем даже четверного и двух тройных прыжков), резко усложнив вращения (Плющенко впервые среди мужчин выполнил вращение бильман) и дорожки шагов (т. н. «ягудинские дорожки»), за что судьи многократно выставляли им оценки 6,0, в том числе и на Олимпиадах.

Структура соревнований

Соревнования по мужскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участников набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсмены (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причем последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменов. Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.

В прошлом формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.

До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.

См. также

biograf.academic.ru

Мужское одиночное фигурное катание | Фигурное катание вики

Мужское одиночное фигурное катание — дисциплина фигурного катания.

    В XIX — начале XX веков в мужском одиночном катании доминировали австрийская, русская, немецкая, норвежская и шведская школы. Русская школа отличалась рисованием фигур: техничными обязательными, и исключительно сложными и красивыми «специальными». На первом неофициальном чемпионате мира в 1890 году Алексей Лебедев выиграл во всех трёх видах и по сумме. Высочайшим мастерством, особенно в «специальных» фигурах, отличался Николай Панин-Коломенкин, ставший олимпийским чемпионом 1908, прорисовав коньком на льду невероятно сложные узоры, поразив судей математической точностью рисунков. В 1901—1911 доминировал Ульрих Сальхов, отличавшийся качественными обязательными фигурами и впервые выполнивший прыжок сальхов, названный его именем.

    После Первой мировой войны подавляющего преимущества добилась австрийская школа: Вилли Бёкль (выигрывал в 1925—1928), Карл Шефер (в 1930—1936, внес много новых идей и первым исполнил двойной риттбергер в 1925) и Феликс Каспар (в 1937—1938).

    После Второй мировой войны американцы и канадцы, не остановив на время войны, как европейцы, развитие фигурного катания, стали соревноваться с европейскими фигуристами на равных. Причём наметилась особая тенденция, американцы получали преимущество за счет атлетичных, спортивных произвольных программ со сложными прыжками и скоростными вращениями, европейские фигуристы качественно выполняли обязательные фигуры, в произвольной программе больше внимания уделяя художественной стороне.

    Первый послевоенный чемпионат мира в 1947 с преимуществом в один судейский голос выиграл Ханс Гершвилер из Швейцарии, за счет преимущества в фигурах, несмотря на два падения в произвольной программе. После него успех к представителю швейцарской школы пришёл лишь к Стефану Ламбьелю (выигрывал в 2005 и 2006).

    Однако затем в мужском одиночном катании воцарились американцы прежде всего с высококачественными в техническом плане элементами и в соответствии с правилами стандартными постановками программ. Дик Баттон выигрывал в 1948—1952 за счет лихо выполненных прыжков, ввел прыжки во вращения. В 1953—1959 выигрывали братья Хейс Алан и Дэвид Дженкинсы. Рональд Робертсон овладел тройным сальховом и огромной скоростью вращений. Пятью разными тройными прыжками овладел Терри Кубичка. После долгого перерыва позднее добились успеха Скотт Хамильтон (1981—1984), Брайан Бойтано (1986, 1988) и др.

    В 1960-е годы пришёл успех к фигуристам из других стран: известному французскому тренеру Жаклин Водекран, тренировавшей в своей школе Федеральный центр фигурного катания в Булонь-Биланкуре, удалось вывести в лидеры двух выдающихся фигуристов — Алена Жилетти (выиграл в 1960, в основном за счет высококачественных фигур) и Алена Кальма (выиграл в 1965, кроме фигур уделявший внимание эстетической стороне, постановке и оригинальным «элементам между элементами»).

    Франция|Французский тренер Пьер Брюне (Pierre Brunet) вывел в 1962 в чемпионы канадца Дональда Джексона за счет рекордных прыжков и прежде всего первого в мире тройного лутца, за что судьи выставили семь оценок 6,0 за технику.

    В 1966—1968 в лидеры вышли австрийцы Эммерих Данцер (ученик Герты Вахтер и Вольфганг Шварц, одинаково успешно выступавшие как в фигурах, так и в произвольной программе.

    В канадской школе одним из ярчайших в художественном, артистическом плане стал Толлер Крэнстон, ученик Эллен Бурки главное внимание уделял постановкам программ, внес ряд оригинальных вращений, спиралей и шагов, вошли в историю и его показательные вступления. Также отличались своим стилем Брайан Орсер (выигрывал в 1987) и Курт Браунинг (1989—1991 и 1993). Рекордным прыжкам уделял внимание Элвис Стойко (1994—1995 и 1997).

    Английская школа отличалась академичным катанием с высочайшим качеством элементов, олимпийскими чемпионами стали Джон Карри (1976) и Робин Казинс (1980).

    В немецкой школе стабильно выступавший в обоих видах Манфред Шнелльдорфер выиграл Олимпиаду и чемпионат мира в 1964, в 1979 году появился гибкий пластичный музыкальный одиночник Норберт Шрамм (представлял ФРГ), владевший пятью разными тройными прыжками.

    К 1970-м годам вышли в лидеры и представители социалистических стран. В 1971—1972 чемпионом мира стал Ондрей Непела из Чехословакии, ученик тренера Хильды Мудры, получавший преимущество не только в школе, но и в произвольной программе за счет прыжков. В 1980-е годы Йозеф Сабовчик выполнял тройной аксель и делал попытки четверного прыжка.

    Развивала свою школу и тренер из ГДР Ютта Мюллер, в лидеры вышли Гюнтер Цоллер, а затем Ян Хоффман, (выиграл в 1974 и 1980, вторым в истории повторив тройной лутц).

    Мужское фигурное катание в СССР и России Править

    С 1924 года проводится чемпионат СССР (с перерывами). В 1924 и 1927—1928 его выигрывал москвич Юрий Зельдович, а в 1937—1939 и 1941 — ленинградец Петр Чернышёв.

    Советская школа фигурного катания основывалась на огромном вкладе Николая Панина-Коломенкина и Татьяны Толмачевой (Гранаткиной), провозглашавшими всестороннее развитие фигуриста, его мастерство как в исполнении обязательных фигур, так и гармоничность в произвольной программе, то есть своеобразный художественно-атлетический стиль. С конца 1950-х годов вышли в лидеры Валентин Захаров (выигрывал чемпионат СССР 1953—1954), Лев Михайлов (1956—1960), Игорь Персианцев (1955), Валерий Мешков (1961—1962, 1964, 1966), Александр Веденин (1963 и 1965) и др.

    Наконец, советские фигуристы в 1958 году дебютировали и на чемпионате мира. Сергей Четверухин, ученик Толмачёвой, стал 6-кратным чемпионом СССР в 1967—1973, принёс первую медаль чемпионата мира в 1971 году, получал оценки 6,0 за артистизм на чемпионатах мира. Создав не только огромное преимущество в обязательной программе, но и выполнив три тройных прыжка в произвольной, в 1975 году первым советским чемпионом мира стал Сергей Волков, ученик Виктора Кудрявцева. Тренер и балетмейстер Елена Чайковская, продолжив тренировать Владимира Ковалёва, ученика Татьяны Толмачёвой, вывела его к двум победам на чемпионатах мира, в 1977 и 1979, создав яркие по постановкам произвольные программы, Ковалёв выполнял различные тройные прыжки — риттбергер, сальхов и тулуп. В 1981 году на чемпионате мира дебютировал её ученик Владимир Котин с необычайно эмоциональным артистичным стилем.

    Тренер Игорь Москвин вывел в лидеры двух учеников с ярким оригинальным стилем — Юрия Овчинникова и Игоря Бобрина (выиграл чемпионат Европы в 1981 и чемпионаты СССР 1978 и 1980—1982). Овчинников в 1975 году впервые исполнял серию медленных шагов, идеально выразив органную музыку Бетховена, за что пораженные судьи поставили оценки 5,9—6,0 за артистизм на чемпионате мира. Бобрин ещё более развил этот стиль, уделяя внимание как артистизму и музыкальности, так и самим элементам, придумывая целые серии шагов на одной ноге в разных направлениях, комбинации из 3—4 прыжков также в разных направлениях, оригинальные спирали, вращения, одним из первых в мире овладел пятью разными тройными прыжками, единственный в мире исполнял т. н. «бобринский прыжок» (придуманный Тамарой Москвиной), с вращением впервые в горизонтальной плоскости.

    Тренер Станислав Жук продолжил тренировать Четверухина и Волкова, в 1980-е годы вывел в лидеры (выиграл чемпионат мира в 1985 и чемпионат СССР 1983, 1985—1989), выполнявшего ряд рекордных элементов (впервые каскад тройной лутц — тройной тулуп, тройной аксель в каскаде и попытки четверного прыжка), в конце 1980-х годов Фадеев значительно вырос в художественном плане, обретя цельность программ и высокий стиль.

    Высокое качество и стиль отличали олимпийского чемпиона и чемпиона мира 1992 Виктора Петренко.

    Современность Править

    В 1990-е годы успех пришёл к тренеру Алексею Мишину. Необычайно гармоничным стилем отличались Алексей Урманов (выиграл Олимпийские игры в 1994) и особенно Евгений Плющенко (выигрывал в 2001, 2003—2004 и олимпиаду в 2006) и Алексей Ягудин (выигрывал чемпионаты мира в 1998—2000 и 2002, Олимпийские игры-2002). В эти годы стала готовить одиночников и тренер Татьяна Тарасова, органично сочетая яркие по постановкам, перенасыщенные оригинальными движениями и позами программы с самыми сложными элементами, её ученик Илья Кулик единственный из лидеров выполнил четверной прыжок на Олимпиаде-1998, стал чемпионом. С 1999 года Тарасова стала тренировать Ягудина. С этого периода острое соперничество Плющенко и Ягудина привело к огромному толчку в развитии ими всех сторон фигурного катания как в художественном, так и в техническом плане, намного опережая остальных, они впервые выполняли гармоничные эстетичные цельные программы с рекордными элементами, с несколькими четверными прыжками, причём делая эти прыжки в рекордных каскадах (в том числе состоящих из четверного, тройного и двойного, а затем даже четверного и двух тройных прыжков), резко усложнив вращения (Плющенко впервые среди мужчин выполнил вращение бильман) и дорожки шагов (т. н. «ягудинские дорожки»), за что судьи многократно выставляли им оценки 6,0, в том числе и на Олимпиадах.

    Структура соревнований Править

    Соревнования по мужскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участников набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсмены (имеющие наименьший рейтинг ISU) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причём последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменов. Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.

    В прошлом формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.

    До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя, её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.

    ru.figure.wikia.com

    Мужское одиночное фигурное катание - это... Что такое Мужское одиночное фигурное катание?

    Мужское одиночное фигурное катание — дисциплина фигурного катания.

    История

    В ХIХ — начале ХХ веков в мужском одиночном катании доминировали австрийская, русская, немецкая, норвежская и шведская школы. Русская школа отличалась рисованием фигур: техничными обязательными, и исключительно сложными и красивыми «специальными». На первом неофициальном чемпионате мира в 1890 году Алексей Лебедев выиграл во всех трех видах и по сумме. Высочайшим мастерством, особенно в «специальных» фигурах, отличался Николай Панин-Коломенкин, ставший олимпийским чемпионом 1908, прорисовав коньком на льду невероятно сложные узоры, поразив судей математической точностью рисунков. В 1901—1911 доминировал Ульрих Сальхов (Ulrich Salchow), отличавшийся качественными обязательными фигурами и впервые выполнивший прыжок сальхов, названный его именем.

    После Первой мировой войны подавляющего преимущества добилась австрийская школа: Вилли Бёкль (Willy Böckl, выигрывал в 1925—1928), Карл Шефер (Karl Schäfer, в 1930—1936, внес много новых идей и первым исполнил двойной риттбергер в 1925) и Феликс Каспар (Felix Kaspar, в 1937—1938).

    После Второй мировой войны американцы и канадцы, не остановив на время войны, как европейцы, развитие фигурного катания, стали соревноваться с европейскими фигуристами на равных. Причем наметилась особая тенденция, американцы получали преимущество за счет атлетичных, спортивных произвольных программ со сложными прыжками и скоростными вращениями, европейские фигуристы качественно выполняли обязательные фигуры, в произвольной программе больше внимания уделяя художественной стороне.

    Первый послевоенный чемпионат мира в 1947 с преимуществом в один судейский голос выиграл Ханс Гершвилер из Швейцарии, за счет преимущества в фигурах, несмотря на два падения в произвольной программе. После него успех к представителю швейцарской школы пришел лишь к Стефану Ламбьелю (выигрывал в 2005 и 2006).

    Однако затем в мужском одиночном катании воцарились американцы прежде всего с высококачественными в техническом плане элементами и в соответствии с правилами стандартными постановками программ. Дик Баттон (Richard Button) выигрывал в 1948—1952 за счет лихо выполненных прыжков, ввел прыжки во вращения. В 1953—1959 выигрывали братья Дженкинсы (Hayes Alan Jenkins, David Jenkins). Рональд Робертсон (Ronald Robertson) овладел тройным сальховом и огромной скоростью вращений. Пятью разными тройными прыжками овладел Терри Кубичка. После долгого перерыва позднее добились успеха Скотт Хамильтон (Scott Hamilton, 1981—1984), Брайан Бойтано (Brian Boitano, 1986, 1988) и др.

    В 1960-е годы пришел успех к фигуристам из других стран: известному французскому тренеру Жаклин Водекран, тренировавшей в своей школе Федеральный центр фигурного катания в Булонь-Биланкуре, удалось вывести в лидеры двух выдающихся фигуристов — Алена Жилетти (выиграл в 1960, в основном за счет высококачественных фигур) и Алена Кальма (выиграл в 1965, кроме фигур уделявший внимание эстетической стороне, постановке и оригинальным «элементам между элементами»).

    Французский тренер Пьер Брюне (Pierre Brunet) вывел в 1962 в чемпионы канадца Дональда Джексона за счет рекордных прыжков и прежде всего первого в мире тройного лутца, за что судьи выставили семь оценок 6,0 за технику.

    В 1966—1968 в лидеры вышли австрийцы Эммерих Данцер (Emmerich Danzer, ученик Герты Вахтер (Herta Wachter) и Вольфганг Шварц (Wolfgang Schwarz), одинаково успешно выступавшие как в фигурах, так и в произвольной программе.

    В канадской школе одним из ярчайших в художественном, артистическом плане стал Толлер Кренстон (Toller Cranston), ученик Эллен Бурка (Ellen Burka) главное внимание уделял постановкам программ, внес ряд оригинальных вращений, спиралей и шагов, вошли в историю и его показательные вступления. Также отличались своим стилем Брайан Орсер (Brian Orser, выигрывал в 1987) и Курт Браунинг (1989—1991 и 1993). Рекордным прыжкам уделял внимание Элвис Стойко (1994—1995 и 1997).

    Английская школа отличалась академичным катанием с высочайшим качеством элементов, олимпийскими чемпионами стали Джон Карри (1976, John Curry) и Робин Казинс (1980, Robin Cousins).

    В немецкой школе стабильно выступавший в обоих видах Манфред Шнелльдорфер выиграл Олимпиаду и чемпионат мира в 1964, в 1979 году появился гибкий пластичный музыкальный одиночник Норберт Шрамм (Norbert Schramm, представлял ФРГ), владевший пятью разными тройными прыжками.

    К 1970-м годам вышли в лидеры и представители социалистических стран. В 1971—1972 чемпионом мира стал Ондрей Непела (Ondrej Nepala) из Чехословакии, ученик тренера Хильды Мудры (Hilda Mudra), получавший преимущество не только в школе, но и в произвольной программе за счет прыжков. В 1980-е годы Йозеф Сабовчик (Jozef Sabovčík) выполнял тройной аксель и делал попытки четверного прыжка.

    Развивала свою школу и тренер из ГДР Ютта Мюллер (Jutta Mueller), в лидеры вышли Гюнтер Цоллер (Günter Zoller), а затем Ян Хоффман (Jan Hoffmann, выиграл в 1974 и 1980, вторым в истории повторив тройной лутц).

    Мужское фигурное катание в СССР и России

    С 1924 года проводится чемпионат СССР (с перерывами). В 1924 и 1927—1928 его выигрывал москвич Юрий Зельдович, а в 1937—1939 и 1941 — ленинградец Петр Чернышёв.

    Советская школа фигурного катания основывалась на огромном вкладе Николая Панина-Коломенкина и Татьяны Толмачевой (Гранаткиной), провозглашавшими всестороннее развитие фигуриста, его мастерство как в исполнении обязательных фигур, так и гармоничность в произвольной программе, то есть своеобразный художественно-атлетический стиль. С конца 1950-х годов вышли в лидеры Валентин Захаров (выигрывал чемпионат СССР 1953—1954), Лев Михайлов (1956—1960), Игорь Персианцев (1955), Валерий Мешков (1961—1962, 1964, 1966), Александр Веденин (1963 и 1965) и др.

    Наконец, советские фигуристы в 1958 году дебютировали и на чемпионате мира. Сергей Четверухин, ученик Толмачёвой, стал 6-кратным чемпионом СССР в 1967—1973, принёс первую медаль чемпионата мира в 1971 году, получал оценки 6,0 за артистизм на чемпионатах мира. Создав не только огромное преимущество в обязательной программе, но и выполнив три тройных прыжка в произвольной, в 1975 году первым советским чемпионом мира стал Сергей Волков, ученик Виктора Кудрявцева. Тренер и балетмейстер Елена Чайковская, продолжив тренировать Владимира Ковалёва, ученика Татьяны Толмачёвой, вывела его к двум победам на чемпионатах мира, в 1977 и 1979, создав яркие по постановкам произвольные программы, Ковалёв выполнял различные тройные прыжки — риттбергер, сальхов и тулуп. В 1981 году на чемпионате мира дебютировал её ученик Владимир Котин с необычайно эмоциональным артистичным стилем.

    Тренер Игорь Москвин вывел в лидеры двух учеников с ярким оригинальным стилем — Юрия Овчинникова и Игоря Бобрина (выиграл чемпионат Европы в 1981 и чемпионаты СССР 1978 и 1980—1982). Овчинников в 1975 году впервые исполнял серию медленных шагов идеально выразив органную музыку Бетховена, за что пораженные судьи поставили оценки 5,9—6,0 за артистизм на чемпионате мира. Бобрин ещё более развил этот стиль, уделяя внимание как артистизму и музыкальности, так и самим элементам, придумывая целые серии шагов на одной ноге в разных направлениях, комбинации из 3—4 прыжков также в разных направлениях, оригинальные спирали, вращения, одним из первых в мире овладел пятью разными тройными прыжками, единственный в мире исполнял т. н. «бобринский прыжок» (придуманный Тамарой Москвиной), с вращением впервые в горизонтальной плоскости.

    Тренер Станислав Жук продолжил тренировать Четверухина и Волкова, в 1980-е годы вывел в лидеры Александра Фадеева (выиграл чемпионат мира в 1985 и чемпионат СССР 1983, 1985—1989), выполнявшего ряд рекордных элементов (впервые каскад тройной лутц — тройной тулуп, тройной аксель в каскаде и попытки четверного прыжка), в конце 1980-х годов Фадеев значительно вырос в художественном плане, обретя цельность программ и высокий стиль.

    Высокое качество и стиль отличали олимпийского чемпиона и чемпиона мира 1992 Виктора Петренко.

    Современность

    В 1990-е годы успех пришел к тренеру Алексею Мишину, необычайно гармоничным стилем отличались Алексей Урманов (выиграл Олимпийские игры в 1994), и особенно Евгений Плющенко (выигрывал в 2001, 2003—2004 и олимпиаду в 2006) и Алексей Ягудин (выигрывал в 1998—2000 и 2002). В эти годы стала готовить одиночников и тренер Татьяна Тарасова, органично сочетая яркие по постановкам, перенасыщенные оригинальными движениями и позами программы с самыми сложными элементами, её ученик Илья Кулик единственный из лидеров выполнил четверной прыжок на Олимпиаде-1998, стал чемпионом. С 1999 года Тарасова стала тренировать Ягудина. С этого периода острое соперничество Плющенко и Ягудина привело к огромному толчку в развитии ими всех сторон фигурного катания, как в художественном, так и в техническом плане, намного опережая остальных, они впервые выполняли гармоничные эстетичные цельные программы с рекордными элементами, с несколькими четверными прыжками, причем делая эти прыжки в рекордных каскадах (в том числе состоящих из четверного, тройного и двойного, а затем даже четверного и двух тройных прыжков), резко усложнив вращения (Плющенко впервые среди мужчин выполнил вращение бильман) и дорожки шагов (т. н. «ягудинские дорожки»), за что судьи многократно выставляли им оценки 6,0, в том числе и на Олимпиадах.

    Структура соревнований

    Соревнования по мужскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участников набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсмены (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причем последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменов. Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.

    В прошлом формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.

    До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.

    См. также

    med.academic.ru