«Мы сделали большое дело». Баскетболист Иван Едешко о матче-легенде с США. Иван едешко баскетболист


«Мы сделали большое дело». Баскетболист Иван Едешко о матче-легенде с США | СПОРТ: Люди | СПОРТ

Иван Едешко вошёл в историю отечественного и мирового баскетбола, сделав «золотой пас» Александру Белову за три секунды до окончания финального матча со сборной США на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Тогда в сложной и напряжённой концовке матча баскетболисты советской сборной три раза вводили мяч в игру из-за остановок и проблем с отсчётом времени и, в конце концов, вырвали победу у американцев с минимальным разрывом - 51:50

Узнавали на улицах

Сергей Кандалов, KLG.AIF.RU: - Как в России сейчас с баскетболом?

Иван Едешко: - После фильма «Движение вверх» стало лучше. Картин, которые так популяризируют баскетбол, прежде не было.

- Вы в 1972 году так же выглядели, как сегодня в кино?

- Все мы достойно в фильме выглядим. А как я могу иначе сказать, если был консультантом у режиссёра. Но признаюсь, сначала скептически отнёсся к съёмкам. А вот когда увидел целостную картину, то понял: это шедевр, настоящее искусство. Вдвойне было приятно, что нас всех показали под своими фамилиями. Знаете, как приятно было родственникам и тем игрокам, кто остался в живых - нас только четверо, остальные уже умерли. И зрители плачут, когда уходят из кинозалов. Хороший фильм.

- Помните, что почувствовали тогда в Мюнхене, после финальной игры 1972 года?

- Сначала были обыкновенные эмоции от победы - мы же стали олимпийскими чемпионами. Хотя нет, после матча были сомнения в успехе. Всю ночь шло заседание специальной комиссии МОК, которая обсуждала протест американцев. А мы не спали, ожидая в гостинице решения. В холодильнике пиво, баварские сосиски, но к ним не притрагивались. Вдруг переигровка?

Утром открывает дверь наш второй тренер и говорит: «Переигровка…» Мы были в шоке, попросту онемели. А тренер, выдержав паузу, продолжил: «В 1976 году».

Потом, когда вернулись домой и нас стали узнавать на улицах, поняли: мы сделали большое дело.

Дома не сижу

- Вы общались с кем-то из поверженной сборной США?

- Нет. Хотя однажды в Чикаго пересёкся с Дагом Коллинзом. Но он не захотел разговаривать. Видимо, считает, что мы - «незаконные» олимпийские чемпионы.

- Правда, что в детстве вам могли ампутировать руку?

- Могли. В семь лет я сломал руку - упал на бетон, перелезая через забор. Сделали три операции - крайне неудачно. Медики стали готовиться к ампутации. Об этом узнала моя мама, которая тут же подняла крик. На шум вышел главврач. Говорит: «Я лично займусь вашим сыном». Так и сохранили руку. Но передачу Белову в Мюнхене я другой рукой отдал (смеётся. - Авт.).

- Как удаётся быть в форме на восьмом десятке?

- Потому что дома не сижу. Участвую в ряде проектов, провожу мастер-классы. Не зря же мыслитель сказал, что движение - это жизнь! 

www.klg.aif.ru

"Мне до сих пор снится, как я с мячом взлетаю к кольцу". Иван Едешко о легендарном финале Олимпиады-1972

Фото Евгения Колчева Снимать спортивные блокбастеры выгодно, но непросто. Фильмов, посвященных историям громких побед, существует множество, но практически ни один из них не избежал критики. Спортом увлекаются миллионы, героев помнят и ждут, что на экране все будет точь–в–точь. Два года назад за сердце после прочтения сценария хваталась вдова знаменитого футбольного вратаря Льва Яшина. В 2013–м жаркие споры развернулись вокруг сюжетной линии хоккейной «Легенды № 17». Режиссеров, впрочем, опыт предыдущих картин не только не останавливает, но и подвигает на новые свершения.

Накануне в Минске презентовали очередную спортивную драму — «Движение вверх». Белорусская прописка премьеры не случайна. Одним из главных героев финала баскетбольного турнира на Олимпиаде 1972 года стал уроженец Гродненской области Иван Едешко. О его знаменитой передаче через всю площадку на Александра Белова на последних трех секундах встречи, принесшей сборной СССР победу над американцами, сказано, кажется, уже все, что возможно. Однако выход баскетбола на большой экран заставил взглянуть на тот легендарный матч под новым углом.

Историю появления фильма Едешко, выступавший на съемочной площадке в роли баскетбольного консультанта, успел пересказать не единожды. Александр Коновалов (к слову, министр юстиции Российской Федерации) вместе с Сергеем Беловым написали книгу. После смерти Белова Коновалов отправился с идеей экранизации написанного к Никите Михалкову. В руководимой им компании ТРИТЭ к идее отнеслись с энтузиазмом. Тем более, именно эта компания в 2013 году выпустила на экраны хоккейную «Легенду № 17». Правда, проводить параллели между двумя спортивными блокбастерами Едешко не рекомендует.

— Я довольно скептически отношусь к разговорам о легендах спорта. Недавно, например, видел книгу «Легенды баскетбола». Посмотрел — чуть ли не половина вошедших туда людей просто имели какое–то косвенное отношение к баскетболу или за всю карьеру успели стать лишь чемпионами Европы. Важно понимать разницу между легендами спорта и просто известными спортсменами. В последнее время эта граница несколько стерлась, а звездами часто признают тех, кто платит деньги. Как в шоу–бизнесе. Легендами же становятся те, кого таковыми считает народ. Например, каждого из той золотой команды 1972 года можно было бы причислить к легендам. А сегодня в России, например, есть Алексей Швед, Сергей Карасев... Их считают звездами, но при этом они ничего не выиграли. На Олимпиаде сборная третье место заняла, но все получили звание «Заслуженный мастер спорта», правительственные награды, машины. Когда мы в 1976 году заняли третье место на Олимпиаде в Монреале, Владимира Кондрашина сняли с поста главного тренера. Звание «Заслуженный мастер спорта» и вовсе присуждали лишь чемпионам мира, Европы или Олимпиады.

Владимир Кондрашин в сценарии представленного на суд зрителей фильма оказался одной из наиболее противоречивых фигур. По этой же причине в кино тренеру пришлось сменить имя. Вдовы Кондрашина и Александра Белова были возмущены количеством вымысла в сценарии и даже подали иск против создателей «Движения вверх». В итоге «киношную» сборную на паркет вывел Владимир Петрович Гаранжин. Выдуманный персонаж, который, впрочем, по словам Едешко, имеет ряд сходств со своим прототипом.

— Точно описать характер Кондрашина очень сложно. Жесткий, либеральный, компанейский, умный — все это примитивные образы. Это был тренер от Бога, и сколько бы я ни объяснял игравшему его Владимиру Машкову, сколько бы ни рассказывал историй режиссеру и продюсеру, все равно абсолютной точности добиться было невозможно. Тем более что у создателей фильма и не стояло задачи сделать двойника. Мне объясняли: это художественный фильм. Важно было показать масштаб личности великого наставника, и по итогу я могу сказать, что Кондрашин в фильме получился даже лучше и понятнее, чем в жизни. Он ведь был из тех, кто свои жизненные вопросы, переживания или неудачи предпочитал держать в себе, и редко кому удавалось заглянуть в его внутренний мир.

Лучше живого на экране оказался не только тренер. Снимали одновременно шестью камерами, слем–данки исполняли с помощью батутов. В то время во время игры, а тем более финальной, «поставить сверху» баскетболисты решались крайне редко. Не говоря уже о том, что слем–данки в советском баскетболе негласно считались проявлением неуважения к сопернику. Даже американцы на съемочной площадке были настоящими: во время игры их дублировали баскетболисты. Однако главная сила той сборной, по убеждению Едешко, заключалась не в финтах или слем–данках.

— Искусство Владимира Кондрашина было в том, что ему удалось собрать уникальную команду и наилучшим образом использовать сильные стороны каждого из игроков. У нас в составе были ребята из разных республик. Литовец, казах, грузины, латыш, украинец, белорус, русские. При этом каждый был лучшим в своей стране, но в сборной нужно было сделать так, чтобы все играли на команду, забыв, как они играли у себя дома. Понятно, что мы подшучивали друг над другом. Помню, как Паулаускас ворчал на меня: «Опять этот новичок лезет, чего его Кондрашин постоянно ставит в состав? Когда я играю — в Литве улицы вымирают». А Белов ему отвечал: «Когда Едешко играет — в Беларуси вообще выходной!» При этом никто не делил команду по национальному признаку. Кондрашин, например, знал, что я хорошо отдаю передачи. Поэтому и в решающий момент усадил на скамейку Алжана Жармухамедова и выпустил меня.

«Мы плачем, — рассказывала накануне премьеры в интервью вдова Александра Белова Александра Овчинникова. — Плачем из–за того, что через нас перешагнули и пошли дальше своим путем. Сашу Белова представляют в фильме смертельно больным человеком, который играет на Олимпиаде. Хотя в 1972 году он был гением баскетбола: молодой, начинающий карьеру, очень перспективный. Возмутителен и эпизод, где баскетболисты в Гарлеме играют с местными хулиганами, поставив на победу икру против долларов. Они проигрывают этой шпане, идут в бар и там напиваются. Ну как можно так представлять? Эти моменты ужасно неприятны». Хватает шероховатостей и с характерами самих баскетболистов. Правда же, убежден Едешко, как всегда, посередине.

Мюнхен–1972. Звездные мгновения.

— Я поначалу также видел множество несоответствий с реальными событиями того времени. Грузины с каким–то запредельным зарядом энергии, зовущие всех лететь в атаку. Литовец Модестас Паулаускас больше похож на современных прибалтов с их скептическим отношением к русским и желанием любой ценой остаться за границей. В действительности этого и близко не было. Но, порассуждав, я понял, что само появление этого фильма для всех нас — награда не ниже олимпийской. Остались ведь и внуки, и правнуки игравших на той Олимпиаде ребят, им будет приятно услышать имена и почувствовать свою причастность к значимой вехе истории спорта. Я постоянно присутствовал на съемочной площадке, видел, как работают люди, знаю, что сценарий постоянно дорабатывался. В итоге я словно опять перенесся в 1972 год. Это непередаваемые чувства. Мне ведь до сих пор порой снится, что я с мячом, взлетаю к кольцу, вокруг меня — защитники. Я забиваю этот мяч и еще долго продолжаю висеть в воздухе. Жаль, правда, что из того состава сборной фильм смогут увидеть только четыре человека.

Интересно, что в том самом финальном матче ставший одним из его главных героев Иван Едешко не набрал ни одного очка. Да и вообще забивал немного. Его коронкой были передачи, силу и точность которых порой ошибочно пытаются объяснить якобы гандбольной юностью игрока. В действительности гандбола в жизни Едешко не было. Как не стоит, по убеждению Ивана Ивановича, связывать золото Олимпиады–72 лишь с двумя фамилиями.

— Я не забросил в той игре, но при этом ничуть не переживаю из–за этого. Я доверял тренеру, а он точно знал, как я лучшим образом могу помочь команде. Даже в фильме есть такой диалог, когда тренер спрашивает у меня: «Ты много забиваешь?» — «Нет». — «Отдаешь передачи?» — «Отдаю». — «И после них всегда забивают?» — «Всегда». — «Ты теперь понимаешь свою роль?» Я понимал, что я не тот игрок, который должен тянуть игру на себя. Не должен решать моменты за счет тех качеств, которыми не владею в совершенстве. Забивать — не мой конек. «Американец в лаптях», как меня называл Кондрашин. Беловы, Михаил Коркия — они должны были набирать очки. Кстати, почему–то сегодня все вспоминают, что Едешко отдал пас на Александра Белова, и тот забил. Но мало кто вспоминает, что в том самом финале Сергей Белов набрал 20 очков. В финале против американцев. При том, что в то время не было трехочковых бросков. Но людям важно зрелище, им нужна драматичная история. А кто помнит, что в нашей команде был еще один игрок (недавно он, к сожалению, умер), который на чемпионате мира тем же американцам сумел «отгрузить» аж 37 очков! Украинец Александр Сальников. У него просто золотая рука была!

С товарищами по олимпийской сборной Иван Едешко поддерживает отношения до сих пор. Встречался даже с некоторыми из игроков американской команды, но общения не получилось. «Те ребята еще в 1972 году вели себя нагло и надменно. Даже медали принять отказывались — проигрывать просто не умели. И с тех пор не научились», — объясняет Едешко, предлагая сопоставлять события 45–летней давности с нынешними новостями.

— Американцы всегда хотят быть или, по крайней мере, казаться сильнейшими в любой ситуации. Если проигрывают, часто объясняют, что их подставили и обманули. Хотя время все–таки меняет людей. Украинец Анатолий Поливода, например, сегодня со мной вообще не разговаривает. Когда ему позвонил пригласить вместе с семьей на съемки «Движения вверх», прямо мне ответил: «Ты — предатель. Ты, белорус, продал Родину и уехал в Москву. Я тебя ненавижу». Что тут скажешь? А Паулаускас, которого в фильме показывают националистом, сегодня, наоборот, всегда рад меня видеть. Он, правда, не очень хорошо себя чувствует — проблемы с позвоночником. Жармухамедов, которого все считали замкнутым и нелюдимым, недавно вместе со мной и Модестасом принимал участие в съемках другого, уже полностью документального (вплоть до персоны работавшего на матче секундометристом Йозефа Блаттера) фильма о том финале. Блаттер, кстати, тоже давал интервью. Будет возможность — обязательно посмотрите. Та Олимпиада открыла миру советский баскетбол, частью которого мы до сих пор являемся.

[email protected]

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку.

www.sb.by

Едешко, Иван Иванович - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Едешко.

Иван Иванович Едешко (25 марта 1945, с. Стецки, Гродненский район, Гродненская область, Белорусская ССР, СССР) — советский баскетболист. Рост — 196 см. Заслуженный мастер спорта СССР (1972).

Окончил Белорусский институт физкультуры (1970).

Биография[ | ]

Играл за , ЦСКА (Москва), СКА (Киев).

Запомнился «золотым» пасом Александру Белову за три секунды до окончания финального матча со сборной США на Олимпиаде в Мюнхене (1972).

Тренер сборной СССР на ЧМ-82 (1-е место) и чемпионате Европы 1987 г. (2-е место). Заслуженный тренер России, заслуженный тренер СССР.

Тренер мужской команды ЦСКА — чемпиона России 1992. Главный тренер юниорской сборной России в 1998—2000. С 2000 главный тренер молодёжной сборной России.

Достижения[ | ]

  • Олимпийский чемпион 1972, бронзовый призёр ОИ-76
  • Чемпион мира 1974, серебряный призёр ЧМ-78
  • Чемпион Европы 1971, 1979, серебряный призёр ЧЕ-75; бронзовый призёр ЧЕ-73
  • Чемпион СССР 1971-74, 1976, 1977, 1979, 1980. Серебряный призёр чемпионата СССР 1975
  • Чемпион Универсиады 1970; серебряный призёр — 1973 г.
  • Обладатель КЕЧ-71.
  • Награждён орденом «Знак Почёта» (1972), орденом Почёта (2006), медалью «За трудовую доблесть» (1982).

Семья[ | ]

Отец — Едешко Иван Александрович (1907—1997). Мать — Едешко Анна Викентьевна (1912—1988). Брат — Евстафий Едешко — работает на кафедре физической культуры в Гродненском Государственном университете имени Янки Купалы.

Супруга — Едешко Лариса Андреевна (1946 г. рожд.), окончила МГУ, работала преподавателем. Дочь — Едешко Наталия Ивановна (1970 г. рожд.), теннисистка, мастер спорта, работала в ЦСКА. Зять — Нечаев Андрей Артемьевич, (1963 г. рожд.), бывший президент баскетбольного клуба «Химки» (август 2012 - январь 2013). Внуки: Артем, Иван.

Источники[ | ]

  • 100 лет российского баскетбола: история, события, люди: справочник / Автор-составитель В. Б. Квасков. — М.: Советский спорт. — 274 с.: илл. ISBN 5-9718-0175-9

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Иван Едешко - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «») В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Едешко.

Иван Иванович Едешко (25 марта 1945, с. Стецки, Гродненский район, Гродненская область, Белорусская ССР, СССР) — советский баскетболист. Рост — 196 см. Заслуженный мастер спорта СССР (1972).

Окончил Белорусский институт физкультуры (1970).

Биография[ | ]

Играл за , ЦСКА (Москва), СКА (Киев).

Запомнился «золотым» пасом Александру Белову за три секунды до окончания финального матча со сборной США на Олимпиаде в Мюнхене (1972).

Тренер сборной СССР на ЧМ-82 (1-е место) и чемпионате Европы 1987 г. (2-е место). Заслуженный тренер России, заслуженный тренер СССР.

Тренер мужской команды ЦСКА — чемпиона России 1992. Главный тренер юниорской сборной России в 1998—2000. С 2000 главный тренер молодёжной сборной России.

Достижения[ | ]

  • Олимпийский чемпион 1972, бронзовый призёр ОИ-76
  • Чемпион мира 1974, серебряный призёр ЧМ-78
  • Чемпион Европы 1971, 1979, серебряный призёр ЧЕ-75; бронзовый призёр ЧЕ-73
  • Чемпион СССР 1971-74, 1976, 1977, 1979, 1980. Серебряный призёр чемпионата СССР 1975
  • Чемпион Универсиады 1970; серебряный призёр — 1973 г.
  • Обладатель КЕЧ-71.
  • Награждён орденом «Знак Почёта» (1972), орденом Почёта (2006), медалью «За трудовую доблесть» (1982).

Семья[ | ]

Отец — Едешко Иван Александрович (1907—1997). Мать — Едешко Анна Викентьевна (1912—1988). Брат — Евстафий Едешко — работает на кафедре физической культуры в Гродненском Государственном университете имени Янки Купалы.

Супруга — Едешко Лариса Андреевна (1946 г. рожд.), окончила МГУ, работала преподавателем. Дочь — Едешко Наталия Ивановна (1970 г. рожд.), теннисистка, мастер спорта, работала в ЦСКА. Зять — Нечаев Андрей Артемьевич, (1963 г. рожд.), бывший президент баскетбольного клуба «Химки» (август 2012 - январь 2013). Внуки: Артем, Иван.

Источники[ | ]

  • 100 лет российского баскетбола: история, события, люди: справочник / Автор-составитель В. Б. Квасков. — М.: Советский спорт. — 274 с.: илл. ISBN 5-9718-0175-9

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Звёзд определяет зритель, легенд выбирает народ – СП. Онлайн

Одной из самых громких и ожидаемых премьер отечественного кино о спорте ознаменовался конец 2017 года. 28 декабря в Минске состоялся показ фильма о легендарной сборной СССР по баскетболу, которая на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году вошла в историю, вырвав победу у американской команды в последние три секунды поединка.

Победный бросок Александра Белова в финале Олимпиады 1972

О том событии вспоминают даже спустя 45 лет, пересматривают финальные моменты матча СССР — США, слушают радостные возгласы советской баскетболистки Нины Ерёминой, комментировавшей матч. Но лишь сейчас на экраны вышел художественный фильм, в основу которого легли события тех времён. Картина «Движение вверх» снята по мотивам одноимённой книги Сергея Белова, атакующего защитника сборной Советского Союза, при участии белорусского сценариста, драматурга и режиссёра Андрея Курейчика.

На премьеру фильма в Минске были приглашены спортивные чиновники Беларуси, а также отечественные атлеты, внёсшие колоссальный вклад в белорусский спорт. Так, в зале нашлось место многократному олимпийскому чемпиону по борьбе Александру Медведю, чемпиону и неоднократному призёру Игр по фехтованию Александру Романькову, обладательнице золотых медалей Олимпиады-80 в составе сборной СССР по баскетболу Татьяне Белошапко и другим. Но самым почётным гостем был, конечно, член той самой команды, которая подарила многим болельщикам незабываемые эмоции, — уроженец Гродненской области Иван Едешко.

Окружённый несколькими телекамерами, представителями СМИ Беларуси и России, олимпийский чемпион отвечал на вопросы журналистов. Однако в вечер, когда Иван Иванович с нетерпением ждал встречи со своими знаменитыми друзьями-товарищами, обстоятельного разговора не могло получиться априори. Один из героев Игр-1972 лишь отмечал, что безумно рад вернуться на родную землю и ему приятна та встреча, которую для него организовали соотечественники.

Впрочем, несмотря на занятость, Иван ЕДЕШКО уделил внимание корреспонденту «СП» и ответил на несколько вопросов.

НАСТОЯЩАЯ ЗВЕЗДА — СЕРГЕЙ БЕЛОВ

— Американцы когда-то сняли фильм «Я — легенда». Можете сказать о себе, что вы легенда? Ведь именно в таком статусе многие вас видят.

— Как-то, помню, вышла книга «Звёзды баскетбола». В ней упоминаются спортсмены, которых нельзя назвать таковыми. Видимо, чтобы наполнить книгу, включили всех. Поэтому данное издание заслуживает несколько иного названия — «Звёзды и легенды». Нужно немного различать эти понятия. Ведь если звёзд выбирает зритель, то легенд определяет народ. Но могу определённо сказать, что те, кто выиграл в 1972 матч с американцами, точно легенды.

— В одном из интервью вы говорили, что считать звездой нужно Белова, а не вас. По-прежнему придерживаетесь этого мнения?

— Я имел в виду, что до сих пор считают звёздами меня и Александра Белова. Тех, кто сделал матч. Но настоящая звезда — это Сергей Белов, который набрал в том поединке 20 очков. Народ любит зрелище, такие моменты, как три секунды. Поэтому, в общем-то, звучали фамилии Едешко и Белов Александр. А так Сергей, безусловно, лучший баскетболист Советского Союза.

— Вам не обидно, что по прошествии такого количества времени вас, Иван Иванович, ассоциируют именно с тремя секундами, хотя в послужном списке много и других достижений?

— Не сказал бы, если честно. Сергей Белов в своей книге использовал такое выражение, как «заложник трёх секунд». Но он немного ошибся. Я всегда был в спорте, и после окончания активной карьеры. После того поединка мы выиграли чемпионат мира, Европы. А я играл до 1980 года.

— Многие недоумевают, что вы не востребованы в Беларуси.

— В одном из интервью я вспоминал, что меня как-то приглашали на родину курировать баскетбол в школах, когда хотели сделать этот вид спорта одним из предметов программы. Но я хотел для начала встретиться с Президентом Беларуси, объяснить ему своё видение, свою программу. И если он даст добро, то буду работать, будет всё хорошо. Но встречи не состоялось, поэтому в Беларуси я и не работаю.

НЕПОКОЛЕБИМОСТЬ И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Естественно, не обошёлся премьерный показ фильма «Движение вверх» без представителей различных поколений белорусского баскетбола. Были среди приглашённых и игроки детско-юношеских команд «Цмокi-Мiнск», и представители первого состава. Своим впечатлением о достижениях Ивана Едешко и советского баскетбола поделился атакующий защитник «драконов» Александр КУДРЯВЦЕВ.

— Я много раз видел тот знаменитый трёхсекундный момент, книгу Сергея Белова прочёл. Представители той команды для меня как идолы, кумиры. Но, к сожалению, не успел у многих из них взять автографы. Лишь храню фотографии, которые удалось сделать с ними, когда они уже завершили карьеру.

— Сейчас, здороваясь с некоторыми из игроков сборной СССР, общаясь с Иваном Едешко, испытываете какой-тот пиетет?

— Вы знаете, в первую очередь испытываю уважение, потому что, например, Иван Иванович достиг неимоверных высот. И «золото» Игр-1972, наверное, будет даже ценнее, чем все победы того же Майкла Фелпса в плавании. Сейчас об этом легендарном белорусском баскетболисте сняли фильм. Что ещё можно желать? Наверное, только здоровья.

— Те события в финальном матче можно считать победой силы духа?

— Конечно. Это непоколебимость и уверенность в себе и своих товарищах. Как уже говорил,  неоднократно пересматривал тот момент и очень рад, что он лёг в основу художественного фильма. Это настоящий подвиг, большое достижение. Горжусь, что Иван Едешко — мой соотечественник. Каждый, кто хочет узнать данного спортсмена получше, должен прочесть книгу Сергея Белова и посмотреть фильм «Движение вверх».

— Все мы знаем, что Иван Иванович живёт в России. В Беларуси он даже не тренировал. Можно назвать это потерей для нашего баскетбола?

— Мне кажется, где бы он ни работал, он приносил и приносит огромную пользу. Не важно где, но пусть тренирует, передаёт свои знания и опыт. Тогда будет хорошо всем.

ЭТО ВЕРШИНА ПИРАМИДЫ

И, конечно, нельзя было пройти мимо ещё одного представителя белорусского баскетбола. Татьяна БЕЛОШАПКО прекрасно знает, что значит надеть на шею золотую медаль Олимпийских игр. В 1980 году в Москве она в составе сборной СССР в финале обыграла команду ГДР.

— Как в ранге олимпийского чемпиона оставаться простым человеком?

— Смотря как тебя возносят, как жизнь складывается. Сейчас про события 1972 года, про тот финальный матч сняли фильм, но мы видим, что у Ивана Едешко всё в порядке с самооценкой. Он остаётся человеком, что самое главное.

— Не считаете, что он стал «заложником трёх секунд»?

— Иван Иванович очень хороший игрок. И не стоит единственную ситуацию проводить через всю его карьеру. Если взять пирамиду, то те три секунды — это самая верхняя точка. Но пирамида же имеет основание, середину. И всё это — его замечательная карьера. Иван Едешко сделал очень многое в спорте, что, несомненно, заслуживает уважения.

— Многие годы вспоминают болельщики и журналисты тот матч, ту концовку. Но фильм решили снять только сейчас. Почему?

— К этому надо было прийти. Фильм — это как человеческая судьба. Что-то должно было произойти, чтобы такое кино появилось. Видимо, так и случилось. Пришло нужное время, чтобы взглянуть ещё раз на события баскетбольного финала Игр-1972 и пережить те эмоции.

Что же касается самого фильма «Движение вверх», снятого по одноимённой книге Сергея Белова, то, безусловно, он заслуживает внимания не только любителей баскетбола, а и людей, далёких от спорта. Переплетение драмы и комедии, азарта и желания идти до конца, стремления побеждать и не сдаваться, стойкости духа, взаимопомощи и патриотизма — всё это нашло отражение на экране и позволило многим вернуться в тот легендарный финал, где на Олимпиаде 1972 в Мюнхене за три секунды решилась судьба баскетбольных сборных СССР и США.

2 072 просмотров

sportpanorama.by

Легенда баскетбола Иван Едешко в "Смене"!

26 июня ВДЦ «Смена» посетил легендарный баскетболист, олимпийский чемпион, заслуженный тренер СССР, кавалер ордена «Знак Почёта» Иван Едешко.

В «Смене» он узнал, каким компетенциям обучаются мальчишки и девчонки во Всероссийском учебно-тренировочном центре профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий «Парк будущего».

В рамках пресс-конференции участники программы «Олимпийская академия» смогли задать вопросы известному баскетболисту. Как тренироваться, чтобы стать успешным спортсменом? Иван Едешко рассказал о трех составляющих успеха — желание, концентрация и труд. Легенда баскетбола пожелал юным спортсменам никогда не сдаваться. Именно это даёт возможность увидеть, как сдаются другие.

Олимпийский чемпион поделился со сменовцами и другими правилами, которые помогают и в спорте, и в жизни:

«Важно помнить, что самый главный соперник - это ты сам. Поэтому главной задачей в спорте является победа и преодоление прежде всего себя. Очень важно закалять характер с детства: никогда не говорите «Я не могу». Эта фраза на самом деле означает «Я не хочу».

После пресс-концференции каждый желающий мог сделать фото на память с живой легендой, чьё имя навсегда вписано в историю этого вида спорта и нашей страны.

Сменовцы получили возможность посмотреть фильм «Движение вверх» о легендарной победе сборной СССР по баскетболу в Мюнхенской Олимпиаде вместе с героем этого яркого события. Иван Едешко объяснил юным спортсменам, как повлияла мотивация на исход турнира.

Встреча произвела хорошее впечатление на юных баскетболистов. Илья Емельянов из Нижегородской области поделился эмоциями и новыми знаниями в конце насыщенного дня:

«Иван Едешко интересно рассказывал о том, как сборная выиграла Олимпиаду. Благодаря ему я задумался над тем, что баскетбол - игра командная. Значит, очень важно быть командой. Я понял, что главное — много тренироваться! И побеждать себя, свою лень».

Опыт и секреты спортивных успехов, которыми поделился Иван Едешко, помогут начинающим спортсменам «Смены» в преодолении трудностей и завоевании побед в будущем.

www.smena.org