Командная гонка преследования (велоспорт). Велоспорт командная гонка
Командная гонка преследования (велоспорт) Википедия
Командная гонка преследования — вид велотрековой гонки, в которой принимают участие две команды. Правила её проведения во многом схожи с таковыми для индивидуальной гонкой преследования. Является олимпийской дисциплиной у мужчин с 1908 года, у женщин — с 2012.
Описание
В настоящее время как мужчины, так и женщины соревнуются на дистанции 4 километра в команде из 4 человек. Ранее женщины соревновались на дистанции 3 километра, а женская команда состояла из 3 велогонщиц.
Старт происходит с противоположных сторон велотрека. Как и в индивидуальной гонке преследования, главной целью является прохождение дистанции за наименьшее время. Гонщики в команде следуют строго друг за другом, тем самым уменьшая общее сопротивление воздуха. Периодически происходит смена лидера команды: ведущий гонщик, на которого приходится основная волна сопротивления, поднимается на вираже, пропуская следующих за ним членов команды, и становится вслед за ними. Время финиша команды определяется по третьему гонщику[1][2].
Если в финальных заездах одна команда догоняет другую, то гонка останавливается и догнавшая команда объявляется победителем. Считается, что одна команда догнала другую, когда минимум три гонщика догоняющей команды, следующих друг за другом, находятся на расстоянии одного метра от догоняемой команды.
Соревнования по данной дисциплине проходят в два этапа:
- Квалификационные заезды, по результатам которых отбирается 4 команды (на Кубках мира, Чемпионатах мира и Олимпийских играх — 8 команд), показавшие лучшее время;
- Финальные заезды (в указанном порядке):
- среди 4 команд: 1—2[3], 3—4;
- среди 8 команд:
- отборочный этап: 1—4, 2—3, 5—8, 6—7;
- финальный этап: 4 лучшие команды по результатам отборочного этапа соревнуются между собой по правилам для финальных заездов среди 4 команд. На Олимпийских играх также проводятся заезды 5—6[4] и 7—8.
Примечания
- ↑ Cycling – Track. BBC Sport (3 July 2012). Проверено 3 августа 2012.
- ↑ O'Mahony, Jennifer Cycling: team pursuit and how it works. The Telegraph. Telegraph Media Group Limited (1 August 2012). Проверено 22 марта 2013.
- ↑ Команда, занявшая первое место, соревнуется с командой, занявшей второе место.
- ↑ Команда, занявшая пятое место по результатам отборочного этапа, разыгрывает пятое место с командой, занявшей шестое место.
Ссылки
wikiredia.ru
Командная гонка преследования (велоспорт) Википедия
Командная гонка преследования — вид велотрековой гонки, в которой принимают участие две команды. Правила её проведения во многом схожи с таковыми для индивидуальной гонкой преследования. Является олимпийской дисциплиной у мужчин с 1908 года, у женщин — с 2012.
Описание[ | код]
В настоящее время как мужчины, так и женщины соревнуются на дистанции 4 километра в команде из 4 человек. Ранее женщины соревновались на дистанции 3 километра, а женская команда состояла из 3 велогонщиц.
Старт происходит с противоположных сторон велотрека. Как и в индивидуальной гонке преследования, главной целью является прохождение дистанции за наименьшее время. Гонщики в команде следуют строго друг за другом, тем самым уменьшая общее сопротивление воздуха. Периодически происходит смена лидера команды: ведущий гонщик, на которого приходится основная волна сопротивления, поднимается на вираже, пропуская следующих за ним членов команды, и становится вслед за ними. Время финиша команды определяется по третьему гонщику[1][2].
Если в финальных заездах одна команда догоняет другую, то гонка останавливается и догнавшая команда объявляется победителем. Считается, что одна команда догнала другую, когда минимум три гонщика догоняющей команды, следующих друг за другом, находятся на расстоянии одного метра от догоняемой команды.
Соревнования по данной дисциплине проходят в два этапа:
- Квалификационные заезды, по результатам которых отбирается 4 команды (на Кубках мира, Чемпионатах мира и Олимпийских играх — 8 команд), показавшие лучшее время;
- Финальные заезды (в указанном порядке):
- среди 4 команд: 1—2[3], 3—4;
- среди 8 команд:
- отборочный этап: 1—4, 2—3, 5—8, 6—7;
- финальный этап: 4 лучшие команды по результатам отборочного этапа соревнуются между собой по правилам для финальных заездов среди 4 команд. На Олимпийских играх также проводятся заезды 5—6[4] и 7—8.
Примечания[ | код]
- ↑ Cycling – Track. BBC Sport (3 July 2012). Проверено 3 августа 2012.
- ↑ O'Mahony, Jennifer Cycling: team pursuit and how it works. The Telegraph. Telegraph Media Group Limited (1 August 2012). Проверено 22 марта 2013.
- ↑ Команда, занявшая первое место, соревнуется с командой, занявшей второе место.
- ↑ Команда, занявшая пятое место по результатам отборочного этапа, разыгрывает пятое место с командой, занявшей шестое место.
Ссылки[ | код]
ru-wiki.ru
Соревнования по велоспорту: гонки, события, чемпионы
Велоспорт — это не только спорт, но и образ жизни экстремальных людей, ведущих здоровый стиль жизни. Сегодня мы более подробно осветим соревнования по велоспорту, события и поговорим о самых ярких чемпионах.
Виды велоспорта
В велоспорте можно обозначить несколько видов. Давайте пройдемся отдельно по каждому из них. Итак, соревнования по велоспорту — это:
Шоссейные гонки
Гонки на скорость на автомобильных трассах, дороги и шоссе. Олимпийскими видами этих гонок являются индивидуальная и групповая гонки.
Другие виды — гонка на несколько дней (многодневная), гонка в команде, гонка в горной местности.
— Индивидуальная велогонка – вид шоссейной гонки на определенное время с индивидуальным стартом.— Групповая велогонка — все спортсмены стартуют одновременно.— Критериум — гонка по кругу, проводимая на городских улицах.— Многодневная гонка — проходит в несколько этапов, длится она несколько дней.
Гонки на треке
Проходят на замкнутых дорожках в форме овала (треках). Трек находится под горизонтальным уклоном, на поворотах и на прямых участках разные градусы уклона. Размеры трека зависят от вида соревнований. Дорожки могут быть с покрытием из дерева и бетона.
Трековые гонки имеют следующие виды:
— Спринт — велогонка на 2-3 круга.— Командный спринт – гонка в команде на треке на короткие расстояния.— Гонка на время – во время гонки стартует один спортсмен, который проезжает круг против часовой стрелки.— Гонка по очкам — трековая гонка с любым количеством спортсменов и стартом в одно время.— Скретч — трековая гонка с одновременным стартом и количеством участников – не больше 24.— Индивидуальное преследование — 2 велосипедиста одновременно начинают старт с разных сторон трека.— Командная гонка преследования – велогонщики стартуют командой из 4-х человек с противоположных сторон трека.— Кейрин – велогонка, в которой старт дается для всех участников одновременно, а впереди них едет мотоцикл, который нельзя обгонять.— Мэдисон — парная трековая гонка. Два участника команды по очереди проезжают мимо друг друга и сменяют напарника.
Маунтинбайк («горный велосипед»)
Экстремальный вид велоспорта на горных велосипедах. Также имеет свои разновидности.
— Кросс-кантри (cross-country, XC) – гонки по трассе с подъёмами и спусками и множеством препятствий.— Дёрт (dirt jumping) – катание на трассе, специально созданной с трамплинами из земляной насыпи для прыжков через них.— Скоростной спуск (downhill, DH) — спуск по горному склону на лучшую скорость.— Фрирайд (freeride) – свободная манера катания на велосипеде.— Параллельный слалом (dual slalom) – гонка, в которой 2 спортсмена одновременно начинают старт с верхушки и спускаются по рядом идущим трассам склона.— Дуал (dual, DL) – 2 спортсмена на одной трассе пытаются обогнать друг друга.— Байкер-кросс (Bikercross) — одновременно стартуют 4 человека, на следующем этапе отстающие выбывают, а финишируют сильнейшие гонщики.
BMX (велосипедный мотокросс)
Это вид велоспорта, в котором спортсмены исполняют различные трюки на специальных велосипедах. Подразделяется на следующие виды:
— Рейсинг (racing) – гонки по извилистой трассе с множеством поворотов и трамплинов.— Стрит (street) — катание и исполнение трюков в городских условиях.— Дёрт-джампинг (dirt jumping) – соревнования, в которых участники выполняют разные трюки, проезжая через трамплины.— Флетленд (flatland) — выполнение разных трюков на ровном покрытии (кручение на колесе, езда задом наперёд и т.д.).— Верт (vertiсal) — катание в рампе, похожей на разрезанную пополам трубу.
Велоспорт: гонки
Гранд Туры – это приоритетные шоссейные велогонки. Самые престижные Гранд Туры:— Тур де Франс (Франция),— Джиро д’Италия (Италия),— Вуэльта Испании (Испания).
Здесь показывают себя лучшие велогонщики мира. Победа в Тур де Франс может считаться кульминацией в карьере велогонщика, хотя формально все Туры равны. Гранд Тур длится 21 день.
Во время всего сезона проводятся и друге немаловажные многодневные велогонки. Это — Париж – Ницца, Тиррено – Адриатико, Тур Швейцарии, Вуэльта Каталонии и другие весомые гонки.
Также в конце и в начале сезона проводятся классические однодневные гонки. За один день велогонщику могут проехать до 200 км. Самые известные однодневные велогонки: Париж – Рубе, Милан – Сан-Ремо, Льеж – Бастонь – Льеж, Тур Фландрии и Джиро Ди Ломбардия.
В конце сезона выбирается лучший велогонщик по начисленным очкам за победы во всех вышеперечисленных гонках. К тому же чемпионом по велогонкам можно стать и на Олимпийских играх раз в 4 года, в программу которых входят шоссейные велогонки.
Команды велоспорта
Практически все команды в велоспорте состоят из гонщиков из разных стран, т.к. довольно трудно собрать профессиональную команду в пределах одной страны.
Все команды имеют спонсоров, и название команды включает имя главного спонсора либо сочетание двух имен спонсоров. Цель команды – одерживать победы в велогонках и занимать престижные позиции в классификациях.
Некоторые из команд: Astana Pro Team (Астана), Orica–Scott (Австралия), FDJ (Франция). Совсем недавно в Мировом туре еще выступала российская команда «Катюша», но сейчас она принадлежит Швейцарии и называется Katusha Alpecin.
В 2017 году в список лучших команд-участниц шоссейных велогонок входили:
Рейтинг | Комнада (Код) | Страна |
1 | QUICK — STEP FLOORS (QST) | BEL |
2 | BMC RACING TEAM (BMC) | USA |
3 | ORICA — SCOTT (ORS) | AUS |
4 | MOVISTAR TEAM (MOV) | ESP |
5 | TEAM SKY (SKY) | GBR |
6 | TREK — SEGAFREDO (TFS) | USA |
7 | BORA — HANSGROHE (BOH) | GER |
8 | TEAM SUNWEB (SUN) | GER |
9 | TEAM KATUSHA ALPECIN (KAT) | SUI |
10 | TEAM LOTTO NL — JUMBO (TLJ) | NED |
11 | CANNONDALE DRAPAC PROFESSIONAL CYCLING TEAM (CDT) | USA |
12 | BAHRAIN — MERIDA (TBM) | BRN |
13 | AG2R LA MONDIALE (ALM) | FRA |
14 | LOTTO SOUDAL (LTS) | BEL |
15 | UAE TEAM EMIRATES (UAD) | UAE |
16 | FDJ (FDJ) | FRA |
17 | ASTANA PRO TEAM (AST) | KAZ |
18 | TEAM DIMENSION DATA (DDD) | RSA |
Чемпионы по велоспорту
Лэнс Эдвард Армстронг — американский шоссейный велоспортсмен. Единственный гонщик, который финишировал 7 раз первым в многодневной велогонке Тур де Франс (1999-2005).
Начинал карьеру с классических велогонок, в 1993 году Лэнс Арсмтронг победил в групповой гонке чемпионата мира. Затем он проявил способности горного гонщика. В 2011 году окончательно завершил карьеру.
Эдди Меркс — бельгийский велосипедист, имел прозвище «Каннибал». С 1969 по 1974 года пять раз становился победителем гонок Тур де Франс. Стал профессиональным гонщиком в 1966 году, затем одержал победу в первой классической гонке Милан – Сан-Ремо.
Потом выиграл 24 классических и 3 важных гонки (Италии, Испании и Франции), в общем 11 раз. 3 раза становился чемпионом мира в шоссейных гонках и в 1971 году принял участие в 54 гонках за сезон. Это был рекорд. Победил 50 раз за 4 сезона. Закончил карьеру в 1977 году.
Марио Чиполлини – велогонщик родом из Италии. С 1989 года, когда начался его спортивный подъем, он побеждал 189 раз! 2002 год стал пиком карьеры Марио, а весной 2005 года гонщик закончил свою спортивную карьеру.
Пока остановимся на этих велогонщиках, потому что список чемпионов по велоспорту можно продолжать еще очень долго и мы обязательно в следующих материалах о них расскажем.
liketobike.ru
Шоссе. Командная гонка на 101 км (20 июля) | Олимпиада-80
Это было первое командное соревнование в числе циклических видов спорта программы Игр. Предварительные результаты 1979— 1980 гг. говорили о том, что наибольшая конкуренция в этой группе видов (плавание, беговые виды, гребля и др.) будет между спортсменами Советского Союза и ГДР. И эта гонка должна была стать показателем качества подготовки спортсменов, претендующих на победу. Все, что зависело от людей для успешного проведения соревнований, было сделано, но в ночь на 20 июля прошел сильный дождь, который прекратился лишь к 8 часам утра, т. е. за 2 часа до начала гонки. В соответствии с регламентом ФИАК (Международной любительской федерации велоспорта) организаторы гонок должны так подготовить трассу, чтобы исключить всякую возможность проколов. И с рассветом вновь (в который, раз!) на 50-километровом участке Минского шоссе заработали уборочные машины. К старту были готовы 23 команды. Судейскую коллегию возглавил югославский арбитр международный комиссар УСИ Василий Морович. Последней в самом выгодном положении старт принимала команда ГДР — чемпион мира. Советская команда стартовала 21-й, на 6 мин раньше основных соперников. Сильный встречный ветер заставил внести коррективы в тактические планы. Исход борьбы был предрешен на первой четверти дистанции. Несомненной заслугой наставника советской сборной В. А. Капитонова в этих условиях стал тактический план — создать запас преимущества сразу же со старта. В дальнейшем советские гонщики Ю. Каширин, О. Логвин, С. Шелпаков и А. Яркин закрепили свое превосходство и победили с результатом 2:01.21,7 сек., показав среднюю скорость 49,438 км/час. Выдающееся достижение советских гонщиков— победа в 100-километровой гонке на трех олимпийских играх подряд — свидетельствует о правильной системе подготовки и большом педагогическом мастерстве советских тренеров. Слагаемые победы — это, несомненно, полноценный резерв велосипедистов-шоссейников мирового класса, смелое опробование сил молодежи и точный подбор стартового состава команды. Сбалансированный календарь соревнований прежде всего молодых гонщиков, многолетний опыт главного тренера В. А. Капитонова, использование научных данных в подготовке и определении основного состава команды складывались в систему годами. Во время ряда предолимпийских соревнований, в том числе и чемпионата СССР, самым ответственным делом было не допустить ошибки при комплектовании стартового состава, и с этой задачей наставники советской сборной успешно справились.
1. СССР (Ю. Каширин, О. Логвин, С. Шелпаков, А. Яркин) | — 2:01.21,7 |
2. ГДР (Ф. Боден, Б. Дроган, О. Людвиг. Г.-Й. Хартник) | — 2:02.53,2 |
3. Чехословакия (М. Класа, В. Конечни, А. Костадинов, И. Шкода) | — 2:02.53,97 |
4. Польша (С. Чеканьски. Я. Янкевич, Ч. Ланг, В. Платедки) | — 2:04.13,8 |
5. Италия (М. де Пеллегрин, Д. Джакомини, И. Маффеи, А. Минетти) | — 2:04.36,2 |
6. Болгария (Б. Ассенов, В. Хубенов, Й. Пентчев, Н. Станков) | — 2:05.55,2 |
www.velorider.ru
Шоссейный велоспорт - это... Что такое Шоссейный велоспорт?
Шоссейный велоспорт — одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Олимпийская дисциплина с 1896 года.
Шоссейный велоспорт относится к летним видам спорта, сезон стартует ранней весной и заканчивается осенью. Наиболее престижные соревнования проходят в период с марта по октябрь.
История шоссейного велоспорта началась в 1868 году,[1] а первая крупная велогонка, «бабушка всех однодневок» — Льеж — Бастонь — Льеж, проводится начиная с 1892. Большинство самых известных и престижных в настоящее время гонок появилось в конце 19 — начале 20 веков.
Является наиболее популярной и развитой в коммерческом отношении дисциплиной велоспорта. Особенно популярен в Европе, где проходят важнейшие шоссейные велогонки: легендарные классические однодневки и гранд туры.
Соревнования делятся на групповые гонки и гонки с раздельным стартом.
По классификации UCI велогонки делятся на разные категории, имеющие числовые обозначения. С 2009 года гонки высшей категории, подведомственные UCI, входят в ПроТур, а гонки, принадлежащие организаторам гранд туров, составляют серию Монументов велоспорта. По итогам выступлений на всех соревнованиях велосипедисты получают баллы в Рейтинг UCI.Специализации гонщиков
Классик
Специалист классических однодневок, способен преодолевать неровности рельефа и длительное время находиться в отрыве, сохранив при этом достаточно сил на финиш. Может одержать победу на отдельных этапах многодневных гонок, но не обладает достаточной восстанавливаемостью и стабильностью, чтобы бороться за высокие места в генеральной классификации.
Спринтер
Обладает большой мышечной массой и резким рывком на финише, но выпадает даже на небольших подъемах. Силовые спринтеры предпочитают мощный раскат своего поезда и финиш с колеса разгоняющего, более резкие самостоятельно выбирают позицию в голове пелотона и выигрывают за счет «взрывного» рывка. Некоторые спринтеры способны неплохо преодолевать горы и финишировать в небольшой подъем.
Раздельщик
За счет аэродинамической посадки, правильного педалирования и достаточной мышечной массы, раздельщик обладает хорошим индивидуальным ходом. Он может держаться в горах при ровном темпе, но во время атак, как правило, выпадает. Такие гонщики проводят хорошие смены и могут долгое время находиться на первой позиции в группе, не сменяясь, а также пытаться убежать в одиночку. Но основная их специализация — гонки с раздельным стартом.
Горняк
Легкий спортсмен, обладающий хорошим рывком в гору. Обычно горняки преодолевают перевалы в рваном ритме, пытаясь сбросить соперников «с колеса», при этом хорошо восстанавливаются в горе. Во время атаки они часто приподнимаются из седла, «танцуя на педалях». Но за счет небольшой массы тела, их выдувает из группы на равнине при сильном боковом ветре. Горняки также обладают худшим индивидуальным ходом, нежели раздельщики.
Мастер скоростного спуска
Умеет грамотно проходить технически сложные спуски, за счет чего может заработать большое преимущество, атакуя под гору. Может уверенно спускаться с незнакомых перевалов и при плохих погодных условиях.
Универсал
Велогонщик, сочетающий в себе несколько разных специализаций. Если спортсмен не борется за победу в общем зачете, он может пытаться уходить в отрывы на этапах разного профиля.
Генеральщик
Гонщик, нацеленный на борьбу в генеральной классификации многодневок. Генеральщиком может быть горняк, хорошо едущий разделку, или раздельщик, умеющий держаться в горах. Для победы в общем зачете велосипедист должен хорошо восстанавливаться в процессе гонки.
Грегари
Грегари выполняет работу на капитана команды: возит «на колесе», ловит атаки конкурентов, передает воду и питание из технички. Он жертвует своими шансами ради общекомандного успеха. Наличие в команде хороших грегари, способных оказать поддержку в решающие моменты гонки, является одним из важнейших факторов для обеспечения победы ее капитана.
Виды шоссейных гонок
Классическая однодневка
Велогонка, проходящая по классическому маршруту (иногда, с незначительными изменениями) в течение одного соревновательного дня. Большинство таких гонок проходит весной, в начале сезона, и осенью, в его завершении. Сложность однодневок заключается в большой длине дистанции (за 200 км), пересеченном рельефе и трудном для преодоления дорожном покрытии (брусчатка, гравий, или просто разбитая дорога).
Наиболее известные классики:
Критериум
Однодневная круговая гонка по очкам, обычно проходящая в пределах города. Наибольшую известность имеют критериумы, проводящиеся после окончания главной велогонки сезона, Тур де Франс, с участием ярко выступивших на ней спортсменов.
Исторически сложилось, что слово критериум присутствует в названии французской многодневки Критериум ду Дофине Либере, которая критериумом не является.
Многодневка
Велогонка, состоящая из этапов, продолжительностью от нескольких дней до более, чем недели. На многодневке разыгрываются победы в общем зачете и на отдельных этапах, обычно присутствуют и другие классификации. В отличие от однодневных соревнований, гонщики должны распределить свои силы на все этапы.
Наиболее известные многодневки:
Гранд тур
Гранд тур — самый престижный вид соревнований в шоссейном велоспорте, победа на нем ценится больше, чем успех на любой другой гонке (включая чемпионат мира и Олимпийские игры).
Представляет собой трехнедельную многодневку, состоящую из 21 этапа различных профилей и двух дней отдыха. Помимо генеральной классификации, разыгрываются горный, спринтерский и командный зачеты, а также некоторые другие, специфичные для данной конкретной гонки. Решающими для общего зачета становятся «королевские» горные этапы и гонки с раздельным стартом, для финальной победы спортсмен также должен обладать хорошей восстанавливаемостью на протяжении всех трех недель гонки.
Если гранд тур заканчивается групповым этапом, он становится «этапом дружбы». На таком этапе велосипедисты большую часть времени общаются между собой и ведут гонку в спокойном ритме. Борьба разворачивается только на последних кругах по городу, когда разыгрывается спринтерский финиш. Отрывы на «этапах дружбы» побеждают не часто.
Гранд туров всего три, все они проводятся в середине сезона по дорогам Франции, Италии и Испании:
- Tour de France — Тур де Франс (проводится в июле, с 1903)
- Giro d'Italia — Джиро д’Италия (проводится в мае, с 1909)
- Vuelta a España — Вуэльта Испании (проводится в сентябре, с 1935; проходила весной до 1995)
Виды этапов многодневок
Пролог
Короткая гонка с раздельным стартом (как правило, до 10 км) перед первым этапом многодневки. Из-за очень короткой дистанции, на прологе нельзя добиться большого преимущества в общем зачете. Победа, как правило, достается не раздельщику, а специалисту именно этого вида дисциплин. Существуют как индивидуальные, так и командные прологи.
Гонка на время с раздельным стартом
ITT (англ. Individual time trial) — гонка, в которой участники стартуют поодиночке, через определенные промежутки времени. На таких этапах обычно используются специальные разделочные велосипеды и другие предметы экипировки, обладающие большей аэродинамикой. В случае, если велосипедист накатит стартовавшего перед ним участника, правилами запрещено объединяться в группу и «сидеть на колесе».
Помимо обычных гонок с раздельным стартом, существует также разделка в гору. На таких этапах используются велосипеды для групповых гонок, а шансы на победу имеют раздельщики с хорошим горным ходом.
Как равнинные, так и горные разделки обычно являются решающими этапами за борьбу в генеральной классификации.
Командная гонка на время с раздельным стартом
TTT (англ. Team time trial) — гонка с раздельным стартом, в которой команды выступают полными составами. На гранд турах итоговое время всех участников команды начисляется по пятому финишировавшему гонщику, выпавшие в отвал велосипедисты получают дополнительное отставание. Победу на таком этапе может одержать хорошо скатанная команда, имеющая в своем составе несколько специалистов гонок с раздельным стартом.
Спринтерский этап
Этап включает в себя минимум неровностей рельефа, за счет чего пелотон может с легкостью накатить отрыв и удерживать большую скорость на последних километрах дистанции, чтобы никто не мог атаковать вторым темпом. Практически все такие этапы заканчиваются групповым спринтом, шансы отрыву могут дать плохие погодные условия, или же крупный завал в пелотоне.
В случае сильного бокового ветра, команды, борющиеся за высокие места в генеральной классификации могут попытаться увеличить темп, за счет чего группа разорвется на несколько эшелонов. Оказавшиеся в отвале гонщики рискуют заработать большое отставание в общем зачете. Спринтерские команды также используют эшелоны, чтобы отрезать своих конкурентов от розыгрыша этапа.
Пересеченный этап
Профиль этапа содержит множество некатегорийных подъемов и пригорков низших категорий, тем самым напоминая Арденские классики. Отрыв на таком этапе имеет большие шансы на успех, но сохраняется также возможность спринта из общей группы. Если отрыв доезжает, победа обычно достается специалисту классических однодневок.
Горный этап
Содержит один, или несколько подъемов высоких категорий, и может заканчиваться финишем в гору, со спуска, или в долине. На таком профиле сложно заработать большое преимущество в общем зачете. Если этап финиширует в долине, выпавшие гонщики имеют возможность накатить группу на спуске, вернуться в пелотон могут даже некоторые спринтеры. Победу на этапе обычно разыгрывают гонщики из отрыва.
«Королевский» горный этап
«Королевские» горные этапы включают в себя большое число подъемов первой и высшей категории сложности. Они обязательно заканчиваются финишем в гору, или сразу после технически сложного спуска. Как правило, такие этапы становятся решающими в генеральной классификации, а также в зачете лучшего горного гонщика.
На последних подъемах пелотон сильно просеивается, впереди остается только группа фаворитов общего зачета и сильных горняков, большинство уехавших в отрыв гонщиков догоняют. Разрывы между участниками на финише бывают очень большими, и едущие в дальних отвалах велосипедисты рискуют не вписаться в лимит времени.
Победа на таком этапе считается одним из главных достижений в карьере любого гонщика.
Команды
Большинство профессиональных шоссейных команд имеет коммерческих спонсоров. Названия команд, как правило, включают названия своих титульных спонсоров. Большая часть команд, выступающих на высоком уровне, имеют в той, или иной степени интернациональные составы. Кроме того, команда может иметь лицензию одной страны и спонсироваться компанией, базирующейся в другой стране.
Согласно классификации UCI, профессиональные команды делятся на команды ПроТура и континентальных дивизионов. Команды ПроТура автоматически получают возможность выступать в гонках этой категории, а континентальные могут получить приглашение от организаторов и ехать по вайлд кард (англ. wild card), количество которых ограничено.
Помимо гонщиков и спортивных директоров, в состав команды входит обслуживающий персонал: механики, массажисты, доктора. Во время гонки спортсменов сопровождает несколько машин технической помощи, а для трансферов между этапами используется командный автобус. Тренировочные базы большинства команд находятся в Европе.
Из российских команд, в настоящий момент лицензию ПроТура имеет только Катюша. Она создана на основе континентальной Tinkoff Credit Systems, принадлежавшей российскому предпринимателю Олегу Тинькову.
В отличие от других гонок, на чемпионате мира и Олимпийских играх в качестве команд выступают национальные сборные.
Призовые майки
В качестве трофеев в велосипедном спорте используются призовые майки.
Майки разыгрываются в различных классификациях многодневок, промежуточные лидеры которых награждаются после каждого этапа. Если гонщик владеет несколькими майками одновременно, на следующем этапе он наденет майку, имеющую больший приоритет. А остальные достанутся спортсменам, занимающим следующие за ним места в соответствующих классификациях. Лидеры некоторых номинаций вместо маек награждаются номерами, оформленными особым образом.
Победитель чемпионата мира получает майку с радужными полосками, которую может носить на всех гонках вплоть до следующего чемпионата. Но чемпион мира в групповой гонке может носить майку только на групповых этапах, а в раздельном старте — только на разделках. Аналогично ситуация обстоит и с майками национальных чемпионов, которые оформляются в цвета национального флага.
Призовые майки в порядке уменьшения приоритета:
- майка лидера генеральной классификации
- майка лучшего спринтера
- майка горного короля
- майка лучшего молодого гонщика
- майка чемпиона мира
- майка национального чемпиона
Как правило, под цвет призовой майки раскрашивается велосипед и вся экипировка гонщика. Особенно, если он собирается довезти эту майку до конца гонки, или удерживать ее в течение длительного времени.
Тактика
Работа в группе
Основная группа
Работа сменамиОсновная группа является самым большим формированием велосипедистов на дистанции гонки. В глубине пелотона спортсмены хорошо закрыты от ветра, за счет чего достигается экономия свыше 40 % энергии.[2] Но находясь на такой позиции, гонщики имеют большую вероятность попасть в завал, или оказаться в отвале, в случае разрыва группы. Поэтому, фавориты генеральной классификации стараются держаться в голове пелотона, в окружении своих грегари.
Впереди группы идет работа сменами. Может быть организована как быстрая вертушка, позволяющая значительно увеличить скорость, так и работа длинными сменами, которая менее затратна. Как правило, группу тащит за собой команда лидера общего зачета, которая пытается не отпустить отрыв слишком далеко, а на равнинных этапах к преследованию подключаются спринтерские команды, заинтересованные в победе на этапе.
Команды, гонщики которых находятся в отрыве, не участвуют в преследовании. Они даже могут попытаться дезорганизовать работу сменами, отсылая своих велосипедистов в голову группы.
Во время розыгрыша спринтерского финиша, спринтерские команды стараются держать максимально возможную скорость, чтобы никто не смог уйти в отрыв на последних километрах дистанции. Некоторые из них также выстраивают поезда для раската своих спринтеров на финиш.
Отрыв
Группа велосипедистов, отъехавших вперед по дистанции гонки от пелотона. В отрыв ездят с разными целями: побороться за победу на этапе, заработать звание самого агрессивного гонщика, собрать очки на промежуточных финишах, или же просто выполнить обязательства перед спонсором, напомнив о существовании своей команды. За счет небольшого числа участников, отрыв обладает лучшей маневренностью, и в нем легче организовать работу сменами. Но велосипедисты в отрыве тратят больше сил и заметно устают к концу этапа.
Гонщики команд, незаинтересованных в доезде отрыва, работают там «полицейскими», не принимая участия в сменах.
Если отрыв доезжает, не обладающие спринтерским рывком гонщики пытаются разорвать группу и убежать от соперников в одиночку. Чем большее преимущество отрыв имеет над преследователями, тем раньше его участники могут закончить слаженную работу и начать разыгрывать финиш этапа.
Гонщик, претендующий на высокие места в какой-либо классификации, может договориться с одним из спортсменов, чтобы объединить усилия в отрыве. В таком случае один из велосипедистов заработает преимущество в интересующем его зачете, а второму достанется победа на этапе.
Спринтерская групетто на горе высшей категории — Мон ВунтуОтвал
Группа гонщиков, по тем, или иным причинам отставшая от пелотона. Оказавшиеся в отвале велосипедисты стремятся как можно скорее вернуться в основную группу. Работа в небольших отвалах организуется по принципу отрыва, а в многочисленных — как в основной группе.
Если в отвал попадает один из лидеров команды, за ним опускается несколько грегари, чтобы подтащить гонщика к пелотону.
Групетто
Групетто (итал. grupetto) — отвал на горном этапе, заинтересованный в прохождении трассы гонки в спокойном ритме. Гонщики, находящиеся в групетто не стремятся вернуться в основную группу, их единственной целью является попадание в лимит времени. Как правило, в такие отвалы собираются спринтеры, а также травмированные спортсмены, не способные преодолевать горы в высоком темпе.
Классификации многодневок
Генеральная классификация
Гонщики, борющиеся за победу в генеральной классификации, а также в зачете лучшего молодого гонщика, должны экономить силы и беречься от падений на равнинных и пересеченных этапах. На дистанции с простым профилем их не отпустят в отрыв конкуренты, поэтому решающими для общего зачета становятся «королевские» горные этапы, где лидеры гонки остаются один на один со своими главными соперниками, и гонки с раздельным стартом.
Горняки стараются атаковать в подъем, а раздельщики проходят горы от обороны. Они стараются не проиграть много на горных этапах и наверстать упущенное в разделках. Добиться заметного преимущества можно также на технически сложных спусках с перевалов, и в случае образования эшелонов на равнине.
На некоторых многодневках за первые три места на этапе начисляется временная бонификация, увеличивающая отрыв, или сокращающая отставание гонщика в общем зачете.
Спринтерский зачёт
Очки в спринтерский зачет дают промежуточные финиши и основной финиш этапа. На равнинных этапах большинство промежутков разыгрывают гонщики из отрыва, поэтому решающими, как правило, становятся основные финиши. Чем больше профиль этапа подходит для спринтеров, тем большее число очков разыгрывается на его финише.
На горных этапах большая часть спринтеров собирается в групетто, а спринтеры, умеющие терпеть в горе, могут попытаться уйти в отрыв. Они собирают промежуточные премии, расположенные в долинах, недоступные для своих конкурентов.
В отличие от горных премий, за все спринтерские промежутки дается одинаковое число очков. На некоторых многодневках основные финиши также дают равное количество баллов в спринтерскую номинацию, вне зависимости от профиля этапа.
Звание горного короля
В борьбе за звание горного короля, гонщики набирают очки на вершинах перевалов разной сложности. Решающими в классификации становятся вершины первой и высшей категории, за которые дается наибольшее число баллов. Для этого велосипедисты стараются уходить в отрывы на горных этапах, а когда им это не удается — атаковать на вершине горы из основной группы, чтобы собрать оставшиеся очки.
Если гонщик, нацеленный на победу в этой классификации, не может вступить в борьбу на данном перевале, его товарищи по команде стараются финишировать первыми и отобрать очки у его конкурентов. В случае, когда горняков в конце гонки разделяет небольшое число баллов, они также могут уезжать в отрывы на пересеченных этапах и атаковать на пригорках низших категорий.
На некоторых многодневках баллы за прохождение последней горы этапа удваиваются.
Звание самого агрессивного гонщика
Звание самого агрессивного гонщика получает спортсмен, который больше всех остальных пытался уезжать в отрывы. В зависимости от конкретной гонки, учитывается число отрывов, в которых поучаствовал гонщик, или общее количество времени, проведенное им перед основной группой. На некоторых гонках учитывается вклад гонщика в работу по формированию и сохранению отрыва. В случае победы отрыва, звание может быть передано первому из проигравших, в качестве утешительного приза.
Для победы в этой номинации по итогам всей гонки, велосипедист должен уходить в как можно большее число отрывов на этапах разного профиля, а также стараться становиться самым агрессивным гонщиком по итогам этих этапов.
Командный зачёт
Лидерство в командном зачете получает команда, гонщики которой заняли большее число высоких мест на этапе. На некоторых многодневках существует также зачет команд, учитывающий положение в генеральной классификации. Для победы в этой номинации все гонщики команды должны иметь одинаково хороший уровень подготовки и стараться заработать как можно большее число первых мест.
Примечания
- ↑ On Your Bicycle, James McGurn, John Murray 1987
- ↑ Edmund Burke, High-Tech Cycling, 2003
См. также
Ссылки
Шоссейный велоспорт
dic.academic.ru
ГОНКИ ВЕЛОСИПЕДНЫЕ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьиГОНКИ ВЕЛОСИПЕДНЫЕ, составная часть велосипедного спорта, гонки на треках, шоссе и внедорожные – на пересеченной местности (велокросс). Победителем считается велосипедист, первым пришедший к финишу (гонки с общим стартом), показавший лучшее время на дистанции (гонки с раздельным стартом) или получивший в ходе гонки больше всех призовых очков. Проводятся также соревнования, в которых спортсмен должен преодолеть максимально возможное расстояние за определенное время.
Гонки на велосипедах являются составной частью триатлона. В последнее время широкое распространение получили экстремальные велодисциплины. Одна из них – маунтинбайк – наряду с традиционными гонками на треке и шоссе входит в официальную программу Олимпийских игр.
Кроме гонок к велосипедному спорту относят фигурную езду и игры в мяч на велосипеде (велобол и велополо). См. также ВЕЛОСИПЕД, BMX-ИНГ.
ШОССЕЙНЫЕ ВЕЛОГОНКИ
В календарь соревнований, подразделяющихся на несколько классов, входят чемпионат и Кубок мира, Олимпийские игры, мэйджор-туры, континентальные и национальные первенства и пр. В них (в зависимости от ранга гонки) принимают участие профессиональные и смешанные команды, национальные сборные и т.д. В отдельной гонке могут участвовать не более 200 спортсменов: каждую команду, согласно регламенту того или иного соревнования, представляют 4–10 гонщиков (в исключительных случаях их число может быть увеличено до 12).
Шоссейные гонки подразделяются на однодневные и многодневные.
Однодневные гонки.
Гонки на время (или с раздельным стартом) проводятся в виде индивидуальных заездов: участники стартуют по одному через определенные интервалы (обычно 90 сек). Побеждает спортсмен, показавший лучшее время. (Интересно, что гонки с раздельным стартом были изобретены в Англии в начале XX века – как способ обойти существовавший тогда в стране запрет на шоссейные гонки.).
В групповых гонках дается общий старт. Выигрывает тот, кто приходит к финишу первым.
При одинаковых показателях по окончании гонки среди претендентов может быть проведен дополнительный спринт на 1000 м. В командном зачете победитель определяется по сумме трех лучших индивидуальных показателей представителей каждой из команд. В случае, если две и более команд «наберут» одинаковое время, победитель определяется по сумме мест, занятых представителями команд в индивидуальном зачете.
Однодневные гонки могут проходить как по кольцевому, так и по незамкнутому маршруту. Протяженность кольца должна быть не менее 12 км. Иногда гонки проводятся на комбинированной трассе, заканчивающейся кольцом, по которому участники должны проехать определенное количество кругов.
В программу Олимпиад сейчас входят четыре шоссейных велодисциплины: групповая гонка у мужчин (239 км) и женщин (128 км), а также индивидуальная гонка (46,8 км – мужчины и 31,2 км – женщины). Время, как и на чемпионатах мира, фиксируется с точностью до сотой доли секунды.
Одно время в олимпийскую программу входила также командная шоссейная гонка (на 100 км). Команды (из 4 гонщиков) стартуют с 3-минутным интервалом. На финиш команда должна прийти в составе не менее 3 человек. Время фиксируется по третьему из пришедших к финишу участников команды.
Многодневные гонки.
Состоят из нескольких этапов и проводятся в течение минимум двух дней. Этапы многодневных соревнований представляют собой групповые гонки и гонки на время (индивидуальные и командные). В программу может входить так называемый пролог (индивидуальная гонка на дистанции не более 8 км) и полуэтапы. В зависимости от общей продолжительности соревнований в их расписание могут быть включены дни отдыха.
Как правило, победитель многодневной гонки определяется по общей сумме очков, полученных в ходе соревнований. При равенстве очков в расчет принимается:
количество побед, одержанных на отдельных этапах;
количество побед в промежуточных спринтах;
общее время по сумме всех этапов.
Не редкость ситуация, когда разрыв между победителем многодневных гонок и его ближайшими преследователями составляет считанные секунды. К примеру, американец Грег Лемонд в 1989 выиграл на «Тур де Франс» всего 8 сек – при общей длине трассы 3267 км (время победителя составило 87 ч 38 мин 35 сек).
В командный зачет идут три лучших «времени», показанных представителями каждой из команд (на отдельном этапе и во всей гонке). В случае равенства соответствующих показателей: – лучшая команда дня определяется по сумме мест, занятых тремя лучшими ее гонщиками;
– при подведении общих итогов гонки выигрывает команда, которая чаще других занимала первое место на отдельных этапах.
Если по ходу гонки в составе команды остается менее трех спортсменов, ее показатели в командном зачете не учитываются.
Самая известная на сегодня и самая сложная из многодневных велогонок – профессиональная «Тур де Франс». Она продолжается около трех недель, ее дистанция проходит по территории Франции и пяти соседних стран. Чаще других (по 5 раз) в «Тур де Франс» побеждали французы Жак Анкетиль и Бернар Ино, бельгиец Эдди Меркс и испанец Мигель Индурайн.
В тройку самых престижных «многодневок» входят также «Джиро д'Италия» и «Вуэльта-а-Эспанья».
Немалой популярностью пользуется и «Велогонка мира», входящая в европейский календарь элитных гонок. Соревнования 2002 стали 55-и по счету. Многие знаменитые гонщики (например, олимпийский чемпион Сергей Сухорученков) начинали свою карьеру на международной арене с этой гонки. Чаще других командный приз «Велогонки мира» выигрывала сборная СССР (20).
Еще одна разновидность шоссейных гонок – критериум. Она проходит по замкнутому маршруту длиной от 800 до 1000 м – как правило, в черте города. Общая протяженность дистанции зависит от длины «кольца» и составляет 80–150 км. Если критериум состоит из нескольких этапов, последним, согласно правилам, обязательно должна быть индивидуальная гонка.
В последнее время все большую популярность получают всевозможные гонки на выживание (в качестве отдельной дисциплины и составной части триатлона), заезды на 12, 24 и более часов и сверхмарафонские дистанции, включая континентальные и кругосветные велопробеги.
ТРЕКОВЫЕ ВЕЛОГОНКИ
Проводятся на специальных треках овальной формы длиной от 133 до 500 м (чемпионаты мира и Олимпийские игры – от 250 до 400 м). Угол наклона трека – 42 градуса на торцевых (закругленных) частях и 12,4 – на прямых участках. Ширина трека должна быть одинакова по всей его длине и составлять не менее 5 м (для треков высшей категории – не меньше 7). Разметка, наносимая на трек (спринтерская и стайерская линии, финишная черта и пр.), должна иметь контрастную расцветку.
Результаты (в гонках на время) фиксируется с точностью до тысячных долей секунды.
Основные виды трековых гонок.
Гит с места
(1 км у муж и 500 м у жен) – заезд одного гонщика на время. Его задача – как можно быстрее развить максимальную скорость и постараться удержать ее до финиша. Гит не требует никакой тактики, – одной только силы и техники. Призеров гонок нередко разделяют тысячные доли секунды.
Спринт (200 м). Общая длина дистанции – 1 км, но в зачет идут лишь заключительные 200 м. Стартовав одновременно, два гонщика стремятся занять наиболее выгодную позицию для финишного рывка. Более предпочтительной считается вторая позиция, позволяющая неожиданно для соперника «прибавить» и выскочить вперед. В ходе тактических маневров спортсмены используют всю ширину полотна трека. Нередко они останавливаются и, балансируя на месте, ведут тактическую борьбу (см. ниже сюрпляс).
Соревнования в спринте начинаются с квалификационного этапа и далее проходят по системе с выбыванием. Показавший в квалификации лучшее время выступает в паре с самым медленным спортсменом, показавший второй результат – с предпоследним и т.д. Выигравший в двух заездах проходит в следующий этап соревнований (в случае ничьей для определения победителя проводится третий дополнительный заезд).
Индивидуальная гонка преследования
(4 км – муж, 3 км – жен). На противоположных сторонах трека одновременно стартуют два гонщика. Побеждает в заезде тот, кто сумеет догнать соперника или первым придет к финишу (если гонщики покажут одинаковое время, выигрывает спортсмен, быстрее прошедший заключительный круг). Как и в спринте, соревнования в этом виде программы начинаются с квалификационных заездов, после чего идут с выбыванием. Гонка преследования требует выносливости, отточенной техники, концентрации внимания, психологической устойчивости и тактического расчета. Одни спортсмены стремятся за счет мощного старта сразу же добиться преимущества и затем удерживают его на протяжении всей дистанции, другие, наоборот, делают ставку на финишный рывок.
Командная гонка преследования
(4 км) проводится только среди мужских команд (по 4 спортсмена). Общее время фиксируется в тот момент, когда переднее колесо велосипеда третьего из участников команды пересечет финишную черту (команда может добиться и досрочной победы, – если сумеет настичь соперника: третий из ее гонщиков должен поравняться с третьим гонщиком другой команды). Партнеры идут плотной группой – буквально в нескольких см друг позади друга. Многое определяет правильная тактика и распределение обязанностей. Нередко кто-то из гонщиков «везет» команду, а незадолго до финиша пропускает вперед партнеров, сохранивших больше сил для финишного рывка.
Олимпийский (или командный) спринт. В этом виде соревнуются только мужчины. В гонке (протяженностью 3 круга) принимают участие две команды по 3 человека, результат фиксируется по третьему спортсмену. По правилам, каждый участник команды должен идти первым один из кругов. Основная нагрузка ложится на «первого» лидера, который задает темп команде в начале гонки, и на «третьего»: он берет на себя бремя финишного рывка. При равных показателях лучшей в заезде считается команда, которая быстрее прошла заключительный круг.
Гонка по очкам
(40 км – муж, 24 км – жен: на Олимпийских играх). Самая протяженная из трековых дистанций. В этой групповой гонке побеждает спортсмен, набравший в сумме наибольшее количество очков: в промежуточных спринтах, на общем финише и за «обгон» основной группы. Начинается гонка с предварительного – «разгоночного», – круга. Первые четыре гонщика в каждом спринте получают призовые очки: лидер – 5, следующие, соответственно, 3, 2 и 1 (в финишном спринте призовые очки в 2 раза больше). Обгон основной группы приносит спортсмену еще 10 очков (если основная группа затем нагонит лидера, эти 10 очков снимаются). Гонщик должен все время анализировать ситуацию на треке и мгновенно принимать решение: когда атаковать, а когда, наоборот, пропустить вперед соперника и поберечь силы. При равенстве очков у двух и более гонщиков в расчет принимается количество побед, одержанных ими на промежуточных финишах, далее – количество вторых мест и т.д.
Мэдисон
– разновидность гонки по очкам, «позаимствовавшая» название у нью-йоркского Мэдисон-сквэр-гардена (в некоторых странах ее называют «американская гонка»). Команды, состоящие из 2 человек, стремятся пройти как можно больше кругов за установленное время или преодолеть определенное расстояние, набрав при этом максимально возможную сумму очков на промежуточных финишах (5 – за первое место, 3 – за второе, 2 – за третье и 1 – за четвертое). Количество промежуточных финишей определяется длиной трека велодрома. Партнеры по команде поочередно сменяют друг друга на треке. Команда, которую по ходу гонки трижды обгонит основная группа, по решению судей, может быть снята с дистанции.
Кейрин
– на чемпионате мира 2002 в Копенгагене эта прежде сугубо мужская дисциплина была включена и в программу соревнований среди женщин. Гонщики следуют за лидером (на веломопеде), который постепенно наращивает скорость до 50 км/ч и, по сигналу судьи, за 600–700 м до финиша (общая протяженность дистанции – 2000 м) покидает трассу. (Интересно, что зародился кейрин в Японии еще в конце 1940-х и приобрел там статус профессионального спорта – на исход заездов принимаются ставки, – но на международных соревнованиях родоначальники кейрина выступают неубедительно).
Скрэтч
(муж – 15 км, жен – 10 км) дебютировал в официальной программе чемпионатов мира в 2002. Особенность этой гонки с общим стартом (количество участников не должно превышать 24) в том, что участник, отставший от основной группы на целый круг, сходит с дистанции. Если же кто-то из спортсменов сумеет опередить группу на целый круг, гонка прекращается, а он объявляется победителем. Тот из соперников, кого победитель настиг последним, получает «серебро», а предпоследний – «бронзу». Если три спортсмена одновременно обходят основную группу на целый круг, они должны пройти всю дистанцию до конца, а остальные участники сходят с дистанции.
Тандем
– гонка на велосипедах-«двойках» (на 1 и 2 км) по общим правилам спринта. На треках короче 333,33 м число пар-участников заезда не должно превышать 3. При квалификационных заездах в зачет идет один круг при старте с хода. На треках длиной менее 333,33 участники основной части соревнований должны преодолеть 6 кругов, а более 450 м – 3. В настоящее время гонки на «тандемах» исключены из программы Олимпийских игр и чемпионатов мира.
Гонки за лидером.
Гонщик следует за лидером-мотоциклистом (на время соревнований за каждым участником закрепляется персональный лидер). Спортсмены должны либо преодолеть максимально возможное расстояние за установленное время (1 час), либо как можно быстрее пройти определенную дистанцию (предварительный этап – 25 км, финал – два заезда по 30 км каждый). Все заезды проводятся в один день. Спортсменам начисляются очки в зависимости от занятого места. Результаты финальных заездов суммируются. При равенстве очков у двух и более спортсменов все решают результаты, показанные ими в более «быстром» заезде.
Гонки с выбыванием.
Разновидность индивидуальной гонки, по ходу которой спортсмен, пришедший последним к очередному промежуточному финишу, сходит с дистанции. Гонщики стартуют с ходу после «разминочного» круга. На треках длиной до 333,33 м промежуточный финиш фиксируется на каждом втором круге, на более протяженных – на каждом круге. Два последних участника, оставшихся на треке, определяют между собой победителя в заключительном спринте.
6-дневные гонки.
Командная гонка. Состоит из нескольких этапов (спринт, мэдисон и пр.), продолжается 6 дней подряд. В команду входят по 2 (3) гонщика. Соревнования проводятся на треках длиной не менее 140 м. Окончательный результат определяется по сумме набранных командами призовых очков и пройденных кругов.
ВНЕДОРОЖНЫЕ ГОНКИ (ВЕЛОКРОСС).
Технически одна из самых сложных – и «тихоходных», по сравнению с остальными, – велогоночных дисциплин (средняя скорость кроссменов составляет около 20 км/ч).
Дистанция велокросса обычно невелика: спортсменам надо несколько раз преодолеть кольцевой маршрут (от 2,5 до 3,5 км) по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и пр., к которым могут быть добавлены искусственные преграды.
Участникам кросса дается общий старт (спортсмен, допустивший фальстарт, дисквалифицируется). Если на очередном круге гонщик настигает кого-то из соперников, тот обязан уступить ему дорогу. Участник, отставший от основной группы на круг (до финального «витка»), сходит с дистанции. Опытные кроссмены стремятся сразу же после старта вырваться вперед – особенно на коротких дистанциях.
В зависимости от характера участка трассы гонщики могут не только ехать на велосипеде, но и бежать с ним или переносить на плече, – например, при подъеме в гору, что требует от них соответствующих навыков (многие кроссмены специально включают в программу подготовки бег). Но финишировать спортсмен обязан на велосипеде. По правилам, на трассе должно быть не больше 4 участков, при прохождении которых спортсменам приходилось бы спешиваться, при этом длина каждого такого участка не должна превышать 80 м. На трассе также может быть одно искусственное препятствие в виде двух деревянных планок высотой 40 см (во всю ширину трассы в месте расположения препятствия), установленных на расстоянии 4 м друг от друга. Сложные отрезки трассы должны чередоваться с более простыми. Минимальная ширина трассы – 3 м. На чемпионатах мира и гонках на Кубок мира параллельно легко разрушаемым участкам готовятся «запасные» отрезки трассы.
По ходу гонки спортсмены используют до трех велосипедов. Два – «рабочие» (велосипедист несколько раз меняет один на другой – в основном из-за того, что на трассе машина «набирает» несколько кг лишнего веса в виде грязи) и один запасной – на случай серьезных повреждений основного велосипеда. В велокроссе существует система пит-стопов, аналогичная автогонкам. Пока гонщик идет по очередному кругу, команда механиков очищает от грязи и проверяет второй велосипед.
Велокроссы обычно проводятся с сентября по март (чемпионаты мира – в конце января – начале февраля). УСИ (Международный союз велосипедистов) также разыгрывает Кубок мира по велокроссу, состоящий из 5–8 этапов, которые проходят в разных странах. Все соревнования по велокроссу, проходящие под эгидой УСИ, разбиты на 7 категорий: мировые и национальные чемпионаты, Кубок мира и т.д.
Первые велогонки по пересеченной местности состоялись во Франции в 1902. В 1924 прошли первые международные соревнования, а в 1950 в Париже дебютировал чемпионат мира. На сегодня признанными лидерами в велокроссе являются спортсмены Бельгии и Голландии. А бельгиец Эрик ван Вламинк по сей день остается рекордсменом по количеству завоеванных им (в 60–70-е прошлого века) титулов чемпиона мира – в статусе любителя, а затем профессионала (8).
Непродолжительные по времени, но насыщенные – с точки зрения общей нагрузки и работы, – велокроссы поначалу воспринимались не столько как самостоятельная дисциплина, сколько как форма общефизической и технической подготовки к шоссейным гонкам. Лишь со временем среди кроссменов сформировалась своя элита. А в наши дни немало мастеров велокросса нашли себя в новой дисциплине – маунтинбайке (в программе некоторых региональных соревнований велокросс считается разновидностью маунтинбайка).
Техника и тактика.
Велогонщику требуется не только физическая сила, выносливость и хорошо тренированные ноги. Чрезвычайно важна правильная его посадка – особенно с учетом того, что человеческое тело не отличается хорошими «аэродинамическими» свойствами. Наклонившись вперед, спортсмен уменьшает сопротивление встречного потока воздуха. Столь же важна рациональная работа педалями, умение «рулить» не только сидя, но и (особенно в момент финишного рывка – спурта) стоя на педалях.
Большое значение имеет тактическое чутье спортсмена, точный расчет, умение за считанные доли секунды принять верное решение, воспользоваться оплошностью соперника. От гонщика требуется немалая изобретательность, ловкость и смелость. В заездах на длинные дистанции он должен грамотно распределять силы.
Перед заездом спортсмен (или команда) и тренер составляют тактический план предстоящей гонки. Избираемая тактика варьируется в зависимости от типа гонок и покрытия трассы.
На шоссе, среди прочего, надо учитывать и рельеф трассы (наличие горных участков, перепад высот и пр.), делать «поправку» на большое количество участников заезда и метеоусловия, нередко меняющиеся на протяжении гонки. Например, сильные ветры, дующие на равнинной части Франции, представляют для участников «Тур де Франс» не меньшую сложность, чем горные участки в Альпах или Пиренеях. Движение в пелотоне (плотной группой) или эшелоне (диагональной линией) позволяет снизить сопротивление воздуха и сэкономить силы. По подсчетам специалистов, велосипедисты, идущие в группе близко друг от друга, сохраняют до 40 процентов энергии по сравнению с гонщиками-одиночками.
В гонках с раздельным стартом стартующие позже имеют некоторое тактическое преимущество перед соперниками: зная, с каким результатом те прошли определенные участки трассы, они могут вносить необходимые коррективы в собственный график.
В трековых гонках различают работу на виражах и прямых участках. Многое в выборе тактики определяет длина трека. На длинном треке можно атаковать и со второй позиции, на коротком это сделать сложнее, поэтому даже признанные мастера обычно не рискуют и предпочитают изначально идти первым номером.
В техническом арсенале велосипедистов есть специфические приемы. Например, сюрпляс (франц. surplace – букв. «на месте»), используемый гонщиками в спринте. Спортсмены, стараясь занять более выгодное положение и не желая «идти первым колесом» и «тащить соперника», поддерживают равновесие, стоя на месте. Иногда это противостояние затягивается надолго. Так, в полуфинальном заезде в гите на 1 км на Олимпиаде-64 два гонщика простояли без движения 22 минуты. Но и это не предел: зафиксированы случаи, когда сюрпляс продолжался несколько часов. В настоящее время существует ограничение – не более 3 минут.
Основная тактическая борьба в спринте идет первый круг-полтора, затем спортсмены «включают» высочайшие скорости (до 80–90 км/ч) и пытаются мощным финишным рывком решить исход гонки в свою пользу.
Один и тот же технический прием выполняется в разных условиях: например, спурт с виража и с прямого участка; с ходу или после сюрпляса.
В каждой позиции на треке или шоссе свои плюсы и минусы. Идущий вторым экономит силы, поскольку основной удар встречного потока воздуха принимает на себя идущий первым. Сопернику сложно контролировать поведение преследователя: тот может совершенно неожиданно выскочить из-за спины и уйти в отрыв. Но и у идущего первым есть свои «козыри». Он может физически и психологически измотать преследователя ложными рывками, так что тот, в конце концов, «прозевает» настоящую атаку соперника.
В командных и групповых гонках большое значение имеет работа на команду, умение решать общие задачи.
Методика подготовки к различным видам гонок (например, однодневным и многодневным) имеет свою специфику.
ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ГОНОК.
Велосипедный спорт появился раньше, чем велосипед в современном его виде.
Первая официально зарегистрированная шоссейная гонка прошла в мае 1868 в парижском парке Сен-Клу. Длина трассы составляла всего 2 км. Выиграл гонку англичанин Джеймс Мур. В том же году в Англии состоялись первые трековые соревнования. В 1869 проведена гонка между Парижем и Руаном.
Еще какое-то время после этого гонщики соревновались на, как их называли в Англии, «пенни-фартингах» (небезопасных в управлении велосипедах с огромным передним и очень маленьким задним колесами), но настоящий велобум начался с изобретением в 1880-е «безопасного велосипеда» с одинаковыми по размеру колесами. Разрабатываются различные модели велосипеда, в том числе предназначенные специально для соревнований, повсеместно открываются велосипедные «академии» и клубы. К 1890 Лига американских велосипедистов стала крупнейшим в мире спортивным объединением.
В 90-е XIX века гонки стали столь популярны, что их включили в программу первых Олимпийских игр современности (1896). Первый чемпионат мира (по трековым гонкам) прошел в 1893 в Чикаго, два года спустя впервые разыграно мировое первенство среди профессионалов (интересно, что первые треки были песчаными, глинистыми, травяными, асфальтовыми и пр.). C 1921 проводятся мировые чемпионаты в шоссейных гонках. В 1929 впервые стартовали гонки в закрытых помещениях. В 1958 состоялся первый чемпионат мира среди женщин.
Традиционно ведущие позиции в соревнованиях велосипедистов занимают европейцы: сначала это были представители Франции и Великобритании. Со временем их «догнали» спортсмены Италии, Бельгии, Нидерландов, Испании, Германии и Дании, а также американские и – в последнее время – австралийские гонщики.
Француз Даниэль Морелон помимо трех золотых олимпийских медалей 7 раз (в период с 1966 по 1975) завоевывал титул чемпиона мира в спринте, – как и блиставший до Первой мировой войны в 100-километровой гонке за лидером Леонард Мередит (Великобритания). 10 раз подряд – с 1977 по 1986 – побеждал в спринте Киоси Накано (Япония).
У женщин вне конкуренции считающаяся величайшей велогонщицей всех времен француженка Жанни Лонго: на чемпионатах мира она выиграла в общей сложности 12 золотых медалей (в ее активе также олимпийское «золото» и множество мировых рекордов).
Известно немало гонщиков, которые, отличившись в соревнованиях любителей, затем не менее успешно выступали в статусе профессионала. Легендарный бельгиец Эдди Меркс стал первым в истории велосипедистом, сумевшим выиграть чемпионат мира и среди любителей, и среди профессионалов.
Велогонки в программе Олимпийских игр.
В программу первых Игр входили: групповая шоссейная гонка на 87 км (велосипедисты дважды проехали по марафонской легкоатлетической дистанции), трековый спринт (333,33 м), заезды на 2, 10, 100 км и 12-часовая гонка. Француз Поль Массон выиграл три золотых медали: в спринте и в гонках на 2 и 10 км. В остальных дисциплинах победу одержали соотечественник Массона Леон Фламан, австриец Александр Шмаль и грек Аристидис Константинидис, показавший лучшее время в шоссейной гонке.
С тех пор соревнования велосипедистов входят в программу всех без исключения Олимпиад. Правда, долгое время она составлялась произвольно. Так, на Играх 1900 и 1904 проводились только гонки на треке, а в 1912, – наоборот, лишь на шоссе. Программа олимпийских соревнований по велоспорту в общих чертах сформировалась в 1928. С тех пор она постоянно расширяется. В 1996 в нее была включена принципиально новая дисциплина – маунтинбайк (горный велосипед). На Играх-2000 в Сиднее по количеству разыгрываемых комплектов наград (18) велосипедисты заняли третье место – после легкоатлетов и пловцов. У трековиков прибавилось сразу четыре новых дисциплины: гит на 500 м у женщин, кейрин, мэдисон и олимпийский спринт у мужчин.
Женщины дебютировали на олимпийском велотурнире лишь в 1984. Первой в истории чемпионкой Олимпиад по велоспорту стала американка Конни Карпентер-Финни, первенствовавшая в групповой шоссейной гонке на 79,2 км.
Многократная чемпионка мира из Голландии Леонтьен Зийлард ван Морсель выиграла в Сиднее сразу три «золота». И присоединилась к компании трижды олимпийских чемпионов, в которую помимо Массона, входят его соотечественники Робер Шарпантье и Даниэль Морелон, а также итальянец Франциско Верри. (Американец Маркус Херли в 1904 выиграл 4 медали высшего достоинства, – но в «неофициальной» программе Игр.).
Международный союз велосипедистов (УСИ). Созданный в 1900 Союз является одним из старейших международных спортивных объединений. В 2002 в него входило около 160 стран.
УСИ проводит соревнования велосипедистов различного уровня, а также регистрирует рекорды скорости (любителей и профессионалов) при старте с места, с хода и в гонках за лидером на различных дистанциях на открытых и закрытых треках. Фиксируются рекорды в ходе соревнований и во время специально организованных заездов: в последнем случае гонщик принимает старт в одиночку. (Абсолютный рекорд скорости – в гонке за лидером – к настоящему моменту уже превысил отметку 260 км/ч.)
УСИ регулярно обновляет классификацию гонщиков, которым начисляются очки – в зависимости от места, занятого на очередных соревнованиях, и ранга этих соревнований. (Часовой рекорд скорости приносит гонщику еще 240 очков.) Составляется также рейтинг профессиональных команд и стран, входящих в УСИ. В конце каждого сезона выводится итоговая классификация.
В 1960-е в рамках УСИ были сформированы две самостоятельные организации: ФИАК (Международная федерация любительского велоспорта) и ФИСП (Международная федерация профессионального велоспорта) – в то время четкое разделение на любителей и профессионалов было обязательным условием для включения спортивной дисциплины в официальную программу Олимпийских игр. Но в январе 1993 они были расформированы. В настоящее время УСИ осуществляет единое руководство профессиональным и любительским велоспортом.
Велогонки в России.
Дореволюционная Россия.
В нашей стране велоспорт всегда пользовался большой популярностью. Первые соревнования прошли в июле 1883 на московском ипподроме (на велосипедах системы «паук»). Победителем заезда на полторы версты стал спортсмен из Петербурга Юлий Блок. Год спустя в Петербурге состоялись гонки на 3, 7,5 и 15 верст. В том же году официально утвержден устав велосипедного общества Москвы – первого подобного общества в России. Позже такие общества и клубы стали возникать в других городах, началось строительство велосипедных трасс, был налажен выпуск специализированных изданий. В 1891 состоялись первые соревнования на треке – на Ходынском поле в Москве. Чуть позже прошли первые многодневные гонки по маршруту Москва – Петербург.
В 1896 российский велосипедист Михаил Дьяков выиграл национальный чемпионат Великобритании и занял второе место на чемпионате мира в 100-километровой гонке за лидером (роль лидера выполнял 8-местный велосипед). Также среди пионеров отечественного велоспорта – Сергей Уточкин (известный и как один из первых русских летчиков), Петр Степанов, братья Василий и Платон Ипполитовы и др.
В 1911–1913 Анисим Панкратов совершил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде, за что был удостоен «Бриллиантовой звезды» УСИ, учрежденной еще в 90-е XIX века.
Велоспорт в СССР.
В 1918 разыграно первенство РСФСР, пять лет спустя – СССР. В 1932 создается Всесоюзная секция велоспорта, позже преобразованная в Федерацию.
В международных соревнованиях советские велогонщики участвуют с 1948. В 1952 СССР вступает в УСИ. В том же году наши велосипедисты впервые выступили на Олимпийских играх. Но первая победа на олимпийских трассах была одержана лишь восемь лет спустя – в Риме, когда легендарный советский гонщик Виктор Капитонов стал победителем групповой шоссейной гонки на 175 км.
В 1970 сборная СССР, которую Капитонов возглавлял уже в качестве тренера, впервые выиграла командную шоссейную гонку на чемпионате мира, а затем повторила свой золотой успех в олимпийском Мюнхене-72. Владимир Семенец и Игорь Целовальников стали тогда последними в истории олимпийскими чемпионами в гонках на тандемах. Столь же удачно выступила наша «шоссейная» команда на Играх в Монреале-76 и в Москве-80.
Кроме того, в олимпийской Москве Сергей Сухорученков (трижды признававшийся лучшим велосипедистом года) выиграл групповую гонку, а команда в составе Петраков – Осокин – Манаков – Мовчан – командную гонку преследования.
На Олимпиаде-88 года наши спортсмены получили четыре «золота» на треке. Юный Александр Кириченко выиграл гит на 1 км с места, гонщик из Клайпеды Гинтаутас Умарас – индивидуальную гонку преследования на 4 км, а Эрика Салумяэ из Таллинна – спринт: этот вид трековых гонок впервые был включен в олимпийскую программу. (Еще одну золотую медаль Эрика выиграла на Играх-92, но уже в составе сборной Эстонии.) Наши велосипедисты также выиграли командную гонку преследования.
В общей сложности сборная СССР завоевала 12 золотых медалей на Олимпиадах и более 70 – на чемпионатах мира.
В конце 80-х велоспортом в СССР занимались более 700 тыс человек, из них – свыше 150 тыс спортсменов-разрядников.
Современный этап.
Федерация велосипедного спорта России (ФВСР) основана в 1990. Объединяет региональные организации 46 субъектов РФ, входит в состав УСИ и УЕС (Европейский союз велосипедистов), проводит чемпионаты и первенства страны в разных возрастных категориях, региональные соревнования и этапы Кубка мира.
Один из самых прославленных российских гонщиков – Вячеслав Екимов, не раз побеждавший в мировых чемпионатах любителей и профессионалов и устанавливавший рекорды на различных дистанциях. Выиграв «золото» в Сеуле в одной из трековых дисциплин, он вновь поднялся на высшую ступень олимпийского пьедестала почета 12 лет спустя, в Сиднее-2000 – на этот раз после победы на шоссе. В настоящее время Екимов выступает за американскую профессиональную команду «Ю.С. Постэл» – вместе со знаменитым Лэнсом Армстронгом.
Российская гонщица Зульфия Забирова выиграла олимпийское «золото» и титул чемпионки мира в индивидуальной шоссейной гонке. В числе недавних победителей мировых чемпионатов Ольга Слюсарева и Светлана Гранковская. Среди ведущих российских велогонщиков также Алексей Марков, Елена Чалых, Оксана Гришина, Павел Тонков, Валентина Полханова, Светлана Бубненкова, Сергей Иванов и др.
Среди наших молодых спортсменов немало перспективных гонщиков: Михаил Тимошин, согласно итоговому рейтингу УСИ за 2002 ставший лучшим в мире велосипедистом в возрасте до 23 лет, юный Михаил Игнатьев, выигравший на чемпионате мира 2002 гонку с раздельным стартом среди юниоров, двукратный чемпион мира среди спортсменов до 23 лет Евгений Петров и др.
В России существовала единственная профессиональная (мужская) команда – «Итера», но в конце 2002 она прекратила существование. (В 2004 планируется создание профессиональной команды более высокого уровня: не исключено, что это будет совместный российско-бельгийский проект с участием спонсоров и гонщиков двух стран. Не исключено появление в ближайшем будущем российской женской профессиональной команды.) В активе наших гонщиков-профессионалов, выступающих за различные команды, индивидуальные победы на этапах «Тур де Франс» и «Вуэльта-а-Эспанья», а также победы в «Джиро д'Италия» – в том числе и в общем зачете: 1994 – Евгений Берзин, 1998 – Павел Тонков, 2002 – Светлана Бубненкова.
Велогонки в программе Паралимпийских Игр.
Велогонки – один из «новичков» паралимпийской программы.
В начале 80-х спортсмены с нарушениями зрения впервые приняли участие в специальных соревнованиях по велоспорту. В программе Паралимпийских игр велогонки (муж. и жен.) дебютировали в 1984. На Играх 1992 в Барселоне в гонках на специальном треке и шоссе впервые приняли участие и смешанные (муж/жен) «экипажи». На Играх-2000 велогонки были представлены 21 дисциплиной. Успешнее других в Сиднее выступили хозяева Игр, а также американцы, немцы и французы.
Соревнования велосипедистов-инвалидов проводятся в индивидуальном и командном зачетах. Спортсмены выступают как на стандартных гоночных, так и на специальных велосипедах: трехколесных, тандемах (атлеты с нарушением зрения едут в паре с видящим партнером) и др.
Фиксируются свои рекорды: большинство из них установлены в Сиднее.
www.krugosvet.ru
Командная гонка преследования (велоспорт) Вики
Командная гонка преследования — вид велотрековой гонки, в которой принимают участие две команды. Правила её проведения во многом схожи с таковыми для индивидуальной гонкой преследования. Является олимпийской дисциплиной у мужчин с 1908 года, у женщин — с 2012.
Описание[ | код]
В настоящее время как мужчины, так и женщины соревнуются на дистанции 4 километра в команде из 4 человек. Ранее женщины соревновались на дистанции 3 километра, а женская команда состояла из 3 велогонщиц.
Старт происходит с противоположных сторон велотрека. Как и в индивидуальной гонке преследования, главной целью является прохождение дистанции за наименьшее время. Гонщики в команде следуют строго друг за другом, тем самым уменьшая общее сопротивление воздуха. Периодически происходит смена лидера команды: ведущий гонщик, на которого приходится основная волна сопротивления, поднимается на вираже, пропуская следующих за ним членов команды, и становится вслед за ними. Время финиша команды определяется по третьему гонщику[1][2].
Если в финальных заездах одна команда догоняет другую, то гонка останавливается и догнавшая команда объявляется победителем. Считается, что одна команда догнала другую, когда минимум три гонщика догоняющей команды, следующих друг за другом, находятся на расстоянии одного метра от догоняемой команды.
Соревнования по данной дисциплине проходят в два этапа:
- Квалификационные заезды, по результатам которых отбирается 4 команды (на Кубках мира, Чемпионатах мира и Олимпийских играх — 8 команд), показавшие лучшее время;
- Финальные заезды (в указанном порядке):
- среди 4 команд: 1—2[3], 3—4;
- среди 8 команд:
- отборочный этап: 1—4, 2—3, 5—8, 6—7;
- финальный этап: 4 лучшие команды по результатам отборочного этапа соревнуются между собой по правилам для финальных заездов среди 4 команд. На Олимпийских играх также проводятся заезды 5—6[4] и 7—8.
Примечания[ | код]
- ↑ Cycling – Track. BBC Sport (3 July 2012). Проверено 3 августа 2012.
- ↑ O'Mahony, Jennifer Cycling: team pursuit and how it works. The Telegraph. Telegraph Media Group Limited (1 August 2012). Проверено 22 марта 2013.
- ↑ Команда, занявшая первое место, соревнуется с командой, занявшей второе место.
- ↑ Команда, занявшая пятое место по результатам отборочного этапа, разыгрывает пятое место с командой, занявшей шестое место.
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru