Организация и программы Олимпийских игр. Программа олимпийских игр


Программа античных Олимпийских игр

Программа проведения Олимпийских игр

В древности Праздничные торжества, в числе которых были спортивные состязания, факельные шествия и жертвоприношения, продолжались в течение пяти дней.

Первый день

Каждая Олимпийская игра начиналась с того, что атлеты вместе со своими тренерами приходили в «булевтерион», или совет элланодиков, где в присутствии судей произносили обязательную Олимпийскую клятву. После этого они направлялись в священную оливковую рощу. Там они молились за победу, обращаясь к богам Зевсу, Гермесу и Аполлону. 

 

Во второй половине первого дня атлеты изучали Олимпию. Храм Зевса с его знаменитой статуей был обязательным местом посещения в процессе изучения Олимпии.

Второй день

В начале второго дня на ипподроме и гоночной арене проходила конная процессия всадников и колесниц. Именно в этот день проходили соревнования на квадригах, которые считались самыми захватывающими состязаниями на Олимпиаде. Квадригой являлись упряжки из четырех лошадей в колеснице. Забеги проводились на различные дистанции, расстоянием от 2,5 до 8 миль. Вторая половина дня была заполнена проведением состязаний по пятиборью, состоявшему из пяти дисциплин, в числе которых бег, борьба, прыжки в длину, метание диска и копья. Первый победитель получал оливковый венок.

 

В конце дня все участники соревнований собирались в храме Пелопса, который стал победителем на самых первых соревнованиях среди гонок на квадригах. День завершался очень торжественно, исполнением гимнов в честь победителей.

Третий день

В начале третьего дня происходило жертвоприношение Верховному богу Зевсу. Для этого процесса все должны были собраться у входа в храм. Представители всех участвующих в Олимпиаде государств Греции производили обмен символами своих городов. Дождавшись прибытия судей Олимпиады, все участники начинали шествие вокруг храма Геры, могилы Пелопса, храма Реи и сокровищниц Олимпии. Завершив этот процесс, они возвращались в храм Зевса, там священниками был проведен обряд жертвоприношения.

 

Состязания атлетов по бегу на дистанцию 2,25-2,75 миль проводились во второй половине третьего дня. После них проходили соревнования по спринтерскому бегу на расстояние 192,27 м. Вечером участники состязаний со своими семьями, а также другие гости были приглашены на торжественный ужин, где их ждало щедрое угощение от представителей различных греческих городов. 

Четвертый день

Центральным событием четвертого дня Олимпийских игр были состязания по силовым видам спорта. Первыми из них проходили кулачные бои, начинавшиеся в полдень. Эти бои отличались особой жестокостью, очень часто они заканчивались серьезными травмами атлетов, а иногда даже смертью.  Следующим соревнованием этого дня было единоборство, в котором сочетались элементы борьбы и кулачного боя. Завершением четвертого дня были состязания по «гоплитену». Этим словом называли бег с боевым снаряжением на дистанцию 400 м. В качестве боевого снаряжения были шлем, щит и поножи.

Пятый день

Завершающий день проведения Олимпийских игр был днем награждения олимпиоников. В торжественном шествии вокруг храма Зевса принимали участие все присутствующие: атлеты, их тренеры, а также зрители.

 

Во главе этой процессии шествовали победители Олимпиады. Когда они достигали передней части храма, их там встречали элланодики, которые возлагали венки из листвы с диких оливковых деревьев на голову каждого победителя.

 

Вечером последнего дня обычно устраивали большой пир, где собиралось большое количество самых разных людей. Это были атлеты, тренеры, судьи, представители греческих городов и т. д.

www.ilovegreece.ru

Программа Олимпийских игр

Программа каждых Олимпийских игр утверждается Международным олимпийским комитетом. Долгое время она была весьма нестабильна и заметно изменялась. Так, в программу II Олимпийских игр было включено 7 видов спорта, не входивших в программу I Игр, а на III Играх было 8 видов, не разыгрывавшихся на II Играх. В программе IV Игр таких видов было 6.

Стабилизация произошла на VIII Играх, в 1924 году. Из 20 видов спорта 17 разыгрываются до сего времени.

Однако развитие спортивного движения вносит свои поправки в программы.

Тяжелоатлеты, например, состязались вначале в поднятии штанги одной и двумя руками, не подразделяясь на весовые категории. Только на VII Играх появились 5 весовых категорий. Сейчас их стало 9. Троеборье 1920 года состояло из рывка одной рукой, толчка одной и двумя руками. Затем появилось пятиборье, а в 1928 году — троеборье в упражнениях двумя руками. В последующих Олимпийских играх состязания будут проходить в двоеборье — рывке и толчке двумя руками. Интересны изменения и у борцов. Вначале они выступали в одной весовой категории, а теперь категорий стало 10.

Гимнасты на I Играх разыгрывали только первенство по шести отдельным упражнениям. На II Играх медали вручались за победы в многоборье, в которое входили упражнения на брусьях, перекладине, кольцах, коне, прыжки в высоту и длину, прыжки с шестом и лазание по канату. Потом появились: троеборье, шестиборье и семиборье. Только с 1924 года гимнастическая программа приобрела примерно нынешний вид (но вместо вольных упражнений участники показывали свои силы в двух видах прыжков и лазании по канату). Гимнастки впервые вышли на помост Олимпиад в 1928 году. Лишь в 1960 году, на XVII Играх, состязания по гимнастике приобрели привычную для нас форму.

Эти примеры можно было бы продолжить. Все они говорят об одном: программа Олимпийских игр должна учитывать развитие того или иного вида спорта, но не должна неоправданно расширяться и отдавать предпочтение каким-то одному-двум видам, как это случилось, например, с плаванием.

На XV Играх пловцы стартовали на 11 дистанциях, а на XIX и XX Играх дистанций стало уже 29. Сделано это было явно с учетом интересов американских пловцов.

Раньше не все виды, даже признанные МОК как олимпийские, входили в программу Игр, и это вызывало естественное недовольство спортивной общественности. На зимних и летних Играх 1972 года эта дискриминация была устранена.

В отличие от летних Олимпиад программа зимних Игр довольно стабильна и мало изменяется.

По правилам МОК, организаторы Игр имеют право проводить в рамках Олимпийских игр показательные соревнования по двум неолимпийским видам с целью их популяризации.

Начиная со вторых Игр, в соревнованиях по отдельным видам самостоятельно выступают женщины. В трех видах такого разделения нет.

В состязаниях по конному спорту, стрельбе и парусному спорту в состав команд наравне с мужчинами могут включаться и женщины. Так, советская наездница Е. Петушкова, выступая на XIX Олимпийских играх, заняла шестое место в личных соревнованиях высшей школы верховой езды, а в составе команды завоевала серебряную медаль. На XX Играх она получила золотую медаль за командный успех и серебряную — в личном первенстве.

Кстати, золотую медаль в этом виде в Мюнхене выиграла, опередив всех мужчин, наездница из ФРГ Л. Линзенхофф.

На сессии МОК, которая проходила во время Олимпийских игр в Мюнхене, была утверждена программа XXI Игр в Монреале. Были исключены соревнования по спортивной ходьбе, слалому на байдарках и каноэ, на велосипедах-тандемах, стрельбе на 300 метров из армейской винтовки, а программа по плаванию сокращена на 8 видов. В отдельных видах спорта число участников соревнований сокращено с 4 до 3. Из программы зимних Игр исключен бобслей-четверка.

В программу Олимпийских игр включены соревнования для женщин по баскетболу, академической гребле и ручному мячу. Число команд в соревнованиях по водному поло, футболу, хоккею с шайбой и на траве сокращено до 12.

Несомненно, что изменения, внесенные МОК в программу Олимпийских игр 1976 года, способствуют ее большей универсальности и в определенной степени устраняют диспропорцию между отдельными видами спорта.

www.offsport.ru

Организация и программы Олимпийских игр.

К 776 г до н. э. приобрели общегреческий характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей. История сохранила нам и имя первого победителя- олимпионика (от греч. Ника — богиня победы) — им стал повар из Элиды Кореб. Эта дата является официальной датой проведения первых Олимпийских игр древней Греции.

На первых тринадцати Играх греки соревновались только в беге на один стадий, длина которого составляла 192,27. Этот вид бега более полувека был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов. Стартовали бегуны со специальных мраморных плит, в которых имелись углубления для пальцев ног.

На 14-й Олимпиаде (724 г. до н.э.) в программу вводится бег на два стадия (384,54 м). Начиная с 15-х Игр; вводится бег на длинные дистанции на которых составляет 8, а затем 10,12 и 24 стадия.

Программа Олимпийских игр 708 г. до н.э. пополнилась пентатлоном, состоявшим из прыжков, бега, метания диска, метания копья или дротика и борьбы. Прыгали греки в высоту и в длину, а также с гирями из олова. С 688 г. до н.э. в программу соревнований входил и кулачный бой, требующий особых навыков. И лишь восемь лет спустя появились состязания на колесницах, запряженных четверкой коней. В середине VII в. в программу соревнований был включен панкратион — борьба, в которой любые приемы разрешены. В 632 г. до н.э. к состязанием допустили и молодежь, организовав для нее соревнования по бегу и борьбе, а в дальнейшем и кулачные бои. В середине VI в. до н.э. стали практиковать и гонки Воинов в полном вооружении, которое позднее ограничили только щитом.

Соревнования по плаванию в программы Олимпийских игр не включались. Однако среди греков были великолепные пловцы. Физическая подготовка атлетов включала в себя и плавание.

Кратко охарактеризуем основные виды состязаний, которые включались в программы Олимпийских игр.

Бег — один из самых древних видов состязаний. Для занятий бегом прежде всего отбирались юноши, которые занимались охотой или были пастухами, поскольку их образ жизни развивал качества, необходимые для бегунов. Однако разработанная система подготовки бегунов давала возможность заниматься этим видом спорта и другим юношам.

Занятия и соревнования проводились на специальной площадке определенной длины, измеряемой в стадиях, чтобы бегуны могли развить скорость, и достаточной ширины — для участия многих атлетов. Стадии (площадки) как правило, располагались на склонах гор (для лучшего просмотра соревнований) — в Олимпии и Дельфах или меж двух холмов. Линии старта и финиша отмечались бороздами или чем либо иным. Только позже (не ранее IV в. до н.э.), эти линии стали обозначать мраморными плитами и были постоянными.

Место каждого бегуна на старте определялось жеребьевкой. Глашатай приглашал атлетов на старт и по сигналу они начинали бег. По прямой пробегали один стадий, после разворота бежали в обратном направлении, и так всю соревновательную дистанцию. Существовали различные виды забегов: на 1 стадий, на 2 стадия, на 8—24 стадия, бег вооруженных атлетов на 2—4 стадия.

Метание диска являлось видом состязаний, которое не имело прямой связи с военной или трудовой практикой.

Метание диска требовало от соревнующихся силы, расчета, точности движений. В дальнейшем метание диска стало одним из видов пятиборья. Согласно историческим данным диск был сделан из камня (потом его изготовляли из свинца или сплавов) круглым и двояковыпуклым. Диски имели диаметр от 17 до 32 см, массу от 1,3 до 6,6 кг. Техника метания мало чем отличалась от современной.

Прыжки в длину, как и бег, были одним из простейших видов состязаний, которые напоминали человеку о значении умения преодолевать препятствия. Как вид пятиборья соревнования в прыжках развивались по двум направлениям: 1) с использованием отягощений (груза) массой от 1,0 до 4,6 кг (в зависимости от массы тела прыгающего), которые соревнующийся держал в руках во время прыжка; 2) с использованием музыкального сопровождения (труба), что обязывало атлета показать гармонию и ритмичность движений. Атлет прыгал в четырехугольную яму с песком, длина которой была 16 м. Перед передним краем ямы клали доску для отталкивания, от которой также и измеряли длину прыжка.

Борьба входила в пятиборье, а также была отдельным видом состязаний. Соревнования проводились по двум видам борьбы: 1) «стоя», когда победителем считался борец, положивший противника на песок три раза; 2) «нижняя борьба», которая велась до тех пор, пока противник не признавал себя побежденным.

Приемы борьбы получали свое название в зависимости от их применения. Падением считалось прикосновение любой частью тела (кроме ног) к песку. Если одновременно падали оба борца, то падение не засчитывалось. В борьбе запрещались удары и приемы ниже пояса.

Метание копья — вид состязаний, навыки в котором были непосредственно связаны с жизнью людей, особенно воинов и охотников. Обычно проводились состязания по двум видам метания копья: метание на расстояние и метание в цель. Метание копья на расстояние проводилось чаще и являлось одним из видов пятиборья. Копье было деревянным, длиной в рост человека, заостренным спереди, но более легким, чем копье воина. На него надевали железный наконечник, чтобы центр тяжести смещался на переднюю часть копья, что заметно влияло на скорость полета копья и точность попадания в цель. Для увеличения дальности полета копья использовали специальные приспособления.

Метали копье с определенного места после разбега. Результат засчитывался, если копье попадало в цель.

Пентатлон (пятиборье) — состязание, состоящее из пяти видов атлетики — прыжок, метание диска, метание копья, борьба (предполагают, что в такой последовательности и проводились соревнования). Однако неизвестно как в пятиборье определялся победитель. Различные догадки сводятся к сле-дующему: для того чтобы стать победителем, необходимо было выиграть не менее чем в трех видах, обязательно включая борьбу.

Панкратион — древнегреческий вид спорта, сочетавший борьбу и кулачный бой. В панкратионе существовали определенные правила: атлеты перчаток не надевали, разрешалось использовать все приемы, применяемые отдельно как в Борьбе, так и в кулачном бое. Однако имелись и запреты: нельзя кусать и царапать соперника, наносить пальцами удары в глаза, нос и рот. Различали два вида панкратиона. Первый вид — поединок атлетов стоя, второй — допускал продолжение борьбы и при падении атлетов на землю. Этот вид наиболее часто включался в программы состязаний.

Кулачный бой (бокс). Первые сведения о нем как о виде состязания мы находим у Гомера. Считается, что основателем кулачного боя и его покровителем являлся Апполон.

Техника ведения боя была следующей. Перед боем атлеты наматывали на руки кожаные ленты для фиксации лучезапястных суставов и пальцев. Ими пользовались до V в. до н.э. В IV в. до н.э. появилась «перчатка», представляющая собой заранее свернутые ленты по форме кисти руки. Во времена Римской империи (II в. до н.э.) конструкция перчатки была изменена. Ее укрепляли железом и свинцом. В зависимости от того, какими перчатками пользовались атлеты, менялась техника и стиль боя. Так, мягкие перчатки требовали гибкости, ловкости, хорошей техники; при использовании утяжеленных перчаток основное внимание уделялось защите и силе ударов.

В отличие от современного, в древнем боксе не было ограничения длительности ведения боя. Атлеты дрались до тех пор, пока один из них не терял сознание или не признавал своего поражения, подняв один или два пальца. Иногда судья мог назначить кратковременный отдых. Если судья сомневался в определении победителя, то он принимал решение, согласно которому наносилась серия ударов по неподвижно стоящему противнику. Очередность нанесения ударов определялась жеребьевкой. Боксер, выдержавший удары, становился победителем. Довольно часто состязания заканчивались трагически.

Правилами бокса запрещалось применять приемы борьбы, наносить удары ниже пояса, использовать перчатки, изготовленные из свиной кожи (более грубой), а также кусками толстой кожи (амфотидес) предохранять голову боксера от ударов во время соревнований (прототип нынешних боксерских шлемов). Во время тренировок такие средства защиты применять разрешалось.

Конные состязания проводились на ипподроме — ровной, довольно широкой открытой площадке, ограниченной столбами, указывающими место старта, финиша и разворота колесниц.

Стрельба из лука. Как оружие лук мало ценился древними греками, и только с IV в. до н.э. стрельба из лука начала приобретать все большую популярность. Этому способствовали и регулярно проводимые показательные выступления воинов. В дальнейшем стрельбу излука включали в систему физической и военной подготовки юношей.

Фехтование. В отличие от современного фехтования в Древней Греции применялись тяжелые виды оружия: копье, спада (короткий меч) и др. Поэтому во время выступления атлеты были вынуждены для защиты от ударов облачаться в специальную форму — шлем, панцирь и латы. Применялись также щиты различной формы (круглые, прямоугольные).

Состязания факельщиков. В церемонии открытия соревнований принимали участие атлеты, несущие зажженные факелы. Объединенные в группы, они должны были пробежать расстояние от 800 до 2500 м пламени. Победителем считалась та группа, которая первая зажжет огонь у алтаря Бога. Иногда участники такие состязания проводили верхом на лошадях.

Гимнастика и подвижные игры. В Древней Греции гимнастикой называлась система различных упражнений, целью которых было физическое развитие и подготовка человека к всевозможным видам деятельности. В системе этих упражнений очень часто использовали мяч, который изготавливали из ткани и кожи. Так появились подвижные игры, завоевавшие популярность у греков.

Плавание. Для плавательной подготовки использовались специально построенные прямоугольные ванны, наполненные водой. Способ передвижения соревнующихся в воде не был ограничен какими-либо правилами.

Большой популярностью у древних греков пользовались соревнования в «скорости лодок» (гребля). Известно, что до начала I в. до н.э. в состязаниях принимали участие крупные лодки (галеры) с большим количеством гребцов. В дальнейшем использовались меньшие лодки, куда один за другим садились от 3 до 8 гребцов. Наибольшее распространение гребля, как вид состязаний получила в Афинах.

Игры первых 24 Олимпиад (684—116 гг. до н.э.) включали 6 видов соревнований и проводились в течение одного дня. Начиная с Игр 25-й Олимпиады, в программу которых были включены соревнования на колесницах, состязания уже стали проводить в течение двух дней. Когда программа Олимпийских игр расширилась и к соревнованиям допустили молодежь, все торжества и состязания были распределены по трем дням. Постепенно количество видов состязаний было доведено до 20 (468 г. до н.э.), а их продолжительность до 5 дней.

Программа Олимпийских игр не являлась стабильной и в различные периоды истории олимпийского движения в Древней Греции изменялись не только количество и виды состязаний, но и последовательность их распределения по дням. Однако общая схема проведения олимпийских соревнований оставалась постоянной.

За несколько месяцев до начала Игр специальные послы — спондофоры извещали правителей древнегреческих государств и областей о времени проведения очередной Олимпиады и объявляли период всеобщего мира в Элладе. Участники будущих состязаний и их тренеры приезжали на месяц раньше для ознакомления с местностью и продолжения подготовки. Проведение Игр в Олимпии благоприятно влияло на ее экономический и культурный расцвет (появлялись новые торговые заведения, гостиницы, приезжие из многих уголков Древней Греции широко обменивались культурными и спортивными достижениями).

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Программа игр | Олимпийские правила, понятия, традиции

Программа Олимпийских игр утверждается Международным олимпийским комитетом. Программы первых Олимпиад, однако, зависели только от возможностей и желания города, проводящего Игры. Поначалу в нее входило 9—13 видов спорта, причем программа часто изменялась. Так, на II Играх в нее было включено 7 видов, по которым не разыгрывалось первенство на предыдущей Олимпиаде. Восемь видов спорта — «дебютантов» оказалось на III Играх.

Сравнительная стабилизация произошла на VIII Играх 1924 года. Из 20 видов, входивших в их программу, 17 разыгрываются и в наши дни.

Развитие спортивного движения вносит все новые и новые поправки. Тяжелоатлеты, например, состязались вначале в поднятии штанги одной и двумя руками, не подразделяясь на весовые категории. Лишь на VII Играх появилось деление на пять весовых категорий. Сейчас атлеты соревнуются в десяти весовых категориях. Троеборье в 1920 году состояло из рывка одной рукой, толчка одной и двумя руками. Затем появилось пятиборье, а с 1928 года — троеборье в упражнениях двумя руками. Теперь штангисты соперничают в двоеборье — рывке и толчке двумя руками.

Существенны изменения и в соревнованиях борцов. Вначале они оспаривали первенство в одной группе, а сейчас — в десяти весовых категориях.

Гимнасты на I Играх разыгрывали первенство по шести отдельным упражнениям. На II — медали вручались за победы в многоборье (упражнениях на брусьях, перекладине, кольцах, коне, прыжках в высоту и длину, с шестом и лазании по канату). Затем появлялись троеборье, шестиборье и семиборье. И только с 1932 года гимнастическая программа приобрела близкий к нынешнему вид. Женщины впервые вышли на олимпийский гимнастический помост в 1928 году.

Совершенствуя программы Игр, разумеется, их организаторы учитывают степень развития того или иного вида спорта. Но, на наш взгляд, значительное расширение программы по плаванию неоправданно. На XV Играх пловцы соревновались на 11 дистанциях. Затем программа состязаний увеличилась до 29 видов. Сделано это было явно с учетом интересов американской делегации. В Москве пловцы соревновались на 26 дистанциях, а в Сеуле — уже на 31 дистанции. Но самая широкая программа соревнований была у легкоатлетов, которые разыгрывали на Олимпийских играх в Сеуле 42 комплекта наград.

В отличие от летних Игр программа зимних Олимпиад довольно стабильна и редко изменяется. Правда, в конькобежных соревнованиях она возросла до 10 дистанций — по пяти у мужчин и женщин. В программе лыжных гонок — 8 видов: по четыре у мужчин и женщин.

Соревнования по хоккею до 1924 года, когда состоялась I Белая олимпиада, проводились в 1920 году на летних Играх, а фигурное катание входило в программу летних Игр в 1908 и 1920 годах. Все виды спорта, входившие в программу I зимних Игр, сохранились и до сего времени; за 65 лет Белые олимпиады пополнились соревнованиями по биатлону, санному спорту. В программе турниров фигуристов с 1976 года — танцы на льду.

Программы Олимпиад постоянно развиваются и совершенствуются. Стремясь обеспечить своему виду спорта наиболее широкое развитие и признание, международные федерации прилагают усилия, чтобы пополнить ряды олимпийцев.

В программу Игр включены только те виды спорта, международные федерации которых признаны Международным олимпийским комитетом. При этом обязательным условием является широкое развитие этого вида спорта.

Хартией установлено, что в программу летних Игр могут включаться виды спорта, широко распространенные не менее чем в 25 странах и на трех континентах, а в программу зимних — культивируемые не менее чем в 2G странах. А вот какие дисциплины данных видов спорта включать в предстоящие игры — МОК решает после консультации с международными федерациями этих видов спорта, в зависимости от степени их развития в данное время.

Спортивная программа определяется Международным олимпийским комитетом одновременно с рассмотрением заявок на проведение Игр, и после этого никакие изменения в нее не вносятся. Раз в четыре года, после очередных Игр, МОК пересматривает Программу и может внести некоторые изменения в зависимости от сложившихся условий — развития и популярности какого-либо вида спорта.

В летних Играх в разные годы проходили в общей сложности турниры по 39 видам спорта. Только соревнования по велосипедному спорту, гимнастике, легкой атлетике, плаванию и фехтованию были в программе всех Олимпиад. Со II Игр проводятся соревнования по академической гребле. На семи первых Олимпиадах первенство оспаривали теннисисты, затем Международная федерация тенниса, не приняв некоторых требований МОК, отказалась участвовать в Олимпийских играх. Конфликт длился более шести десятилетий, и вот в Сеуле в олимпийской программе вновь появился теннис — один из самых популярных в мире видов спорта. В течение многих лет Международная федерация настольного тенниса, объединяющая национальные федерации 124 стран, добивалась включения этого вида спорта в программу Олимпийских игр. На XXIV Играх в Сеуле состоялась долгожданная премьера: настольный теннис вышел на олимпийскую арену!

В разработке Оргкомитетами Игр календаря и расписания соревнований самое активное участие принимают технические делегаты международных федераций видов спорта. Подробный регламент соревновании обязательно утверждается международной федерацией.

Вот как увеличивалась программа Олимпийских игр последнего периода. На летних Играх 1976 г. разыгрывалось 198 комплектов наград, 1980 г. — 203, 1984 г.— 221, 1988 г.— 237 комплектов. На зимних Играх 1976 г.—37 комплектов, 1980 г.—38, 1984 г.—39, 1988 г. — 46 комплектов.

В декабре 1988 года МОК принял решение о некотором увеличении программы Олимпийских игр. В программу XVI зимних Игр 1992 года в Альбервилле (Франция) включены соревнования по женскому биатлону, фристайлу (состязания в могуле), шорт-треку (две дистанции мужские и две женские).

На 12 комплектов наград больше по сравнению с Сеулом-88 будет разыграно на XXV летних Играх 1992 года в Барселоне (Испания). В числе «новичков» — бадминтон, бейсбол, женское дзюдо и ходьба на 10 километров для женщин.

www.offsport.ru

Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности. Программа Олимпийских игр. Олимпионики

Реферат

На тему: олимпийские игры в древней греции.

Выполнил: учащийся 8 класса

Сергеев Александр

Введение. 1. История Олимпийских игр

2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности. 

3. Программа Олимпийских игр. Олимпионики. 

4. Традиция зажжения Олимпийского огня

5. Значение олимпийских игр. 

6. Влияние олимпийских игр на религию и политику. 

7. Изучение Древней Олимпии. 

 История Олимпийских игр

Олимпийские игры - древнейшие и наиболее популярные спортивные мероприятия в Древней Греции. Впервые (хотя, по легендам, эта попытка получается третьей) состоялись они в 776 году до н. э. и являлись частью празднества, посвященного Зевсу. Год проведения первой Олимпиады греки считали для себя очень важным, и поэтому с него началось античное греческое летоисчисление.

Второй попыткой возобновления Олимпийских игр Греция обязана Гераклу. Шестым подвигом Геракла было очищение "авгиевых конюшен" -- скотного двора Авгия. Авгий был сыном Гелиоса и царем Элиды. Неисчислимы были богатства его, а особенно - стада. Триста белоногих быков, двести -- красных, как пурпур, двенадцать -- белоснежных, как лебеди, и один -- сияющий, как звезда. Неудивительно, что хлева царского дома были весьма запущенны. И вот эту помойку и предложил Авгию очистить Геракл за один день и десятую долю его стад. Авгий согласился на столь выгодное предложение и, как оказалось, прогадал. Геракл направил на скотный двор потоки двух элидских рек - Алфея и Пенея, а после просто восстановил разрушенные водой стены. Авгий не захотел расставаться со своими любимыми животными и выгнал Геракла. Геракл через несколько лет вторгся в Элиду с большим войском и убил Авгия. В честь победы Геракл принес традиционные жертвы богам, высадил рощу олив (впоследствии олимпиоников увенчивали венками из веток именно этой рощи) в честь Афины Паллады и учредил Олимпийские игры.

Начиная с 660-го г. до н. э. -- то есть, с 30-х игр -- к состязаниям были допущены все жители материковой Греции, а через 10 игр (40 лет) в Олимпиадах стали принимать участие и жители греческих колоний. Олимпийские игры завоевали широкую популярность, а победители могли рассчитывать на щедрый приз, почести и всенародную славу. Олимпионик "короновался" хрестоматийным оливковым венком (ветви для которого срезал золотым ножом мальчик, сын свободных и здравствующих родителей) и награждался пальмовой ветвью. Плутарх писал о том, что победивший на Олимпийских играх афинянин получал в награду 500 драхм, что было весьма немалой суммой. Также в честь атлетов-победителей устанавливались скульптуры -- иногда в самой Олимпии у святилища Зевсу, иногда на родине героя. Однако согласно Плинию, сходство эти скульптуры имели только с трехкратными победителями Олимпиад, остальные же могли довольствоваться лишь идеалистическим образом в свою честь. Родина не оставалась в долгу перед своими героями -- они обычно получали ряд экономических и политических привилегий вплоть до освобождения от всех государственных повинностей, а в некоторых случаях даже обожествлялись. В дополнение к перечисленным наградам олимпионики до конца своих дней могли рассчитывать на бесплатные обеды в городском управлении, что было для них более приятно и полезно, чем изваяние, не имеющее к тому же фактического сходства. Медные статуи Зевса (на дорическом диалекте называвшиеся занами), посвященные опозорившим себя участникам (например, уличенным в мошенничестве, подкупе и пр.) игр, выполнялись на деньги, полученные в виде штрафов, и ставились по сторонам дороги, ведущей на олимпийский стадион. Греки очень любили вещественные напоминания о событиях.

С 15-й Олимпиады - 720 г. до н. э., Спарта, имевшая характер военно-организованного родового союза, становится доминирующим по количеству победителей государством. С 15-й по 50-ю Олимпиаду (720-576 гг. до н. э.) сохранились фамилии 71 победителя, из которых 36 -- спартанцы. Например, известен некий спартанец Гипосфеп. Впервые он победил в борьбе среди юношей, позднее перейдя во "взрослую" категорию, и там на протяжении пяти Олимпиад одерживал победу. Другими словами, он успешно выступал в состязаниях борцов в течение 24 лет.

В эпоху греческой колонизации влияние Олимпии постепенно распространяется на Малую Азию и прилегающие к ней острова. На 23-й Олимпиаде в кулачном бою победил Ономаст из Смирны, который разработал и правила состязаний кулачных бойцов. На 46-й Олимпиаде победителем в беге стал Полимнестор из Менеста, про которого рассказывают, что он догнал на пастбище зайца.

Нумеровать Олимпиады стали лишь 600 лет спустя после их начала. Во 2-м в. до н. э. астроном и географ из Александрии Эратосфен разработал точную хронологическую таблицу, в которой все известные ему политические и культурные события датировал по Олимпиадам (то есть, по четырехлетним периодам между играми), опираясь при этом на составленный им список олимпийских победителей. 

Высший расцвет Олимпийских игр приходится на VI--IV вв. до н. э. -- Олимпиады становятся общегреческим праздником, а Олимпия -- центром всего спортивного мира. Кроме прочего, Греко-персидские войны первой половины VI в. до н. э. сумели сплотить (хоть и ненадолго) враждовавшие между собой греческие города, и Олимпиады явились олицетворением этого единства. 

          Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности.

Проведение игр сопровождали определенные условия. Итак, олимпиада имела место быть раз в четыре года при первом полнолунии после летнего поворота солнца (обычно в конце июля - начале августа). Еще весной во все стороны рассылались гонцы-спондофоры с объявлением даты грядущей олимпиады, назначенной специальным комитетом. Распорядителями и судьями игр с 572 г. до н. э. были избираемые из граждан области Элида элланодики числом в 10 человек. Жестким условием проведения олимпиады являлось всеобщее перемирие (т. н. божественный мир -экехерия) -никаких военных действий и никаких смертных казней. Экехерия длилась два месяца, и нарушение ее каралось крупным денежным штрафом. Так, в 420 г. до н. э. независимые спартанцы вели в Элиде боевые действия с участием тысячи гоплитов, за что были подвергнуты штрафу -- 200 драхм за каждого воина. Отказавшиеся платить, они были отстранены от участия в играх.

Тренировавшиеся в течение года атлеты за месяц прибывали в Олимпию, где участвовали в отборочных мероприятиях и продолжали тренировки в специальном гимнасии, представлявшем собою окруженный колоннадой двор с дорожками для бога, площадками для метаний, борьбы и т. п., палестрой и жилыми помещениями для спортсменов.

Состав участников и зрителей также регламентировался особыми правилами. С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться на олимпиадах имели право лишь свободные граждане греческих полисов не старше определенного возраста, не совершившие преступления или святотатства. Позже к участию стали допускаться и римляне, если им удавалось подтвердить с помощью хитроумно составленных генеалогий, что они - потомки чистокровных греков. С 632 г. до н. э. (37-я олимпиада) вводятся соревнования и между мальчиками. Варвары и рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей. Женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя девочкам этого не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание -- их сбрасывали с горы (наверное, намек на несчастного Миртила). Однако исполнения подобной кары не зафиксировано. В истории античных Олимпийских игр известен один лишь случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях. В 404 г. до н. э. некая гречанка по имени Каллипатейра, тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. В порыве радости от победы отпрыска Каллипатейра, совершив неосторожное движение, явила миру свои первичные половые признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания. Однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие -- отныне тренеры спортсменов-участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.

В течение почти трехсот лет Олимпийские игры продолжались три дня. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, процессиям и жертвоприношениям, состязаниям отводился всего лишь один день.

У женщин были свои атлетические игры -- Гераи, посвященные культу Геры. Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию -- жену Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию укорачивали. Победительницы увенчивались венками из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.

Немного подробнее о самих состязаниях, которые отличались некоторым своеобразием. Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами -- специальными кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу. Бить соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и бить в уши и глаза. Понятия "весовая категория" не существовало. Поединок мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу, назывался триадденом. 

Самым курьезным и трагическим за всю историю Олимпийских игр можно назвать поединок в панкратии на 53-й Олимпиаде в 564 г. до н. э. Противник трехкратного чемпиона Аригиона Фигалетского сдавил ему горло ногами, намереваясь задушить. Из последних сил Аригион сломал сопернику щиколотку, заставив его просить пощады, тем самым признавая себя побежденным. Однако это отчаянное усилие стоило Аригиону жизни. Судьи, оказавшиеся в довольно затруднительном положении, поскольку один из борцов сам признал поражение, а второй умер, после продолжительных прений нашли оригинальный выход: тело Аригиона было поставлено на пьедестал почета, и на голову трупу надели оливковый венок. 

Бег являлся старейшим, а до 13-й олимпиады и единственным, состязанием в Олимпийских играх. Атлеты бежали обнаженными (отсюда название упражнений - гимнические, гимнастические, от греч. gymnoi -- нагой). А длина арены -- один стадий -- дала название и площадке -- стадион. Но об этом позже. Беговая дорожка не была круговой, как сейчас -- атлеты бегали по прямой, туда и обратно, как во время броска воинского соединения. Бег с оружием -- гоплитодромос -- наиболее наглядно демонстрировал это.Дискометание известно еще из поэм Гомера как одно из любимых упражнений греков не только в мирной жизни. Атлеты-дискоболы метали диск без раскручивания, что было обусловлено сомкнутым строем воинов -- метание могло производиться только в вертикальной плоскости.

Любимым состязанием многих мифических героев было копьеметание. Оно также обязано своему происхождению боевым упражнениям. Копье имело кожаную рукоятку, при помощи которой копьеметатель в момент броска сообщал ему вращательное движение вокруг оси. По оценке результатов копьеметание делилось на два вида: “экеболон”, где определяющей была дистанция, которую пролетело копье, и “стохастикон”, где судили по поражению специальной цели.

Надо полагать, что самыми зрелищными и захватывающими были иппические состязания. За победу в них чествовался не возница, а владелец коней и колесницы. Именно поэтому состоятельные греки из всех видов соревнований отдавали предпочтение конным. Более того, атлетом мог быть любой грек (с небольшими оговорками, о которых шла речь ранее), то есть богатый аристократ запросто мог встретиться в схватке с простолюдином из захолустного городишки, да еще и не получившего хорошего воспитания. А вот выставить колесницу с достойными лошадьми было под силу даже не каждому богачу. 

                    Программа Олимпийских игр. Олимпионики.

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й состязания мужчин, в 4-й конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Первым победителем на Олимпийских играх считался элеец Кореб (776 до н. э.), который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192,27 м). В 14 Олимпиаду (724 до н. э.) в программу Игр вводится двойной, т. е. на 2 стадия, бег-диавлос, в 15-ю (720 до н. э.) длинный бег-долихос (от 7 до 24 стадиев), с 18-й (708 до н. э.) борьба и пятиборье, или пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, борьбы и метания копья или диска. С 23 Олимпиады (688 до н. э.) появляется кулачный бой. В 25-ю впервые вводится бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, в 33 (648 до н. э.) верховые скачки на взрослых лошадях и панкратий (борьба без правил и состязание на кулаках). В 65-ю Олимпиаду (520 до н. э.) в программу включен бег в полном вооружении гоплитодром. В 70-ю Олимпиаду (500 до н. э.) появляется бег апены (колесницы, запряженной мулами), в 71-ю (496 до н. э.) кальпа (попеременный бег и скачка на колеснице), в 93-ю (408 до н. э.) синорида (бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми), а с 99-й Олимпиады (384 до н. э.) бег колесниц, запряженных молодыми лошадьми. В 131 Олимпиаду (256 до н. э.) введены верховые скачки на жеребятах, а в 145 (200 до н. э.) панкратий для мальчиков. 

С 720 до н. э. атлеты, ранее выступавшие в набедренных повязках, состязались обнаженные. Состязания проходили по группам, на которые спортсменов разделяли по жребию (по 4 человека). Победителю элланодики вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград.

Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию, посаженной еще самим Гераклом; с 60-й им позволялось поставить в Альтисе свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почитались как местные герои.

Традиция зажжения Олимпийского огня

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи - состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса.Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов. 

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже - иногда - континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей. Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев - торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие. Значение олимпийских игр

Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные послы теоры представляли в Олимпии все греческие государства. Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах и др.). 

В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам, четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой.

Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше превращаясь в событие местного значения. В 85 до н. э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции. После его убийства игры были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого. 

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению. Влияние олимпийских игр на религию и политику.

Для греческого мира уже в VI в. до н. э. характерны два явления: с одной стороны, сильное развитие партикуляризма, цепкое отстаивание своей самостоятельности каждым из бесчисленных городов-государств и, с другой стороны, наличие институтов, объединявших в какой-то мере эти государства, напоминавших им о связи, существовавшей между ними, признание некоторых общеэллинских учреждений н обычаев. Одним из таких, объединявших всех зллинов, пусть на короткое время, институтов были общегреческие религиозные празднества и связанные с ними состязания.

Среди них важнейшее место занимали жертвоприношения Зевсу в Олимпии и общегреческие состязания, устраиваемые после религиозной церемонии. Ф.Ф.Зелинский когда-то заметил, что было бы неправильно сравнивать древнегреческих поэтов, прославившихся своими стихотворениями в честь победителей на Олимпийских играх и в честь коней, одержавших эту победу, с современным поэтом, который палисад бы стихи мя прославления лошади, взявшей первый приз на скачках в Дерби. И действительно, при таком сопоставлении сразу делается ясным, что перед нами явления совершенно разного рода. И дело не только в том, что Олимпийские игры были понятны и близки сердцу каждого грека, а не одним лишь представителям зажиточного меньшинства, и не в наличии в древности религиозного момента, но и в том, что празднества, совершавшиеся в Олимпии с такой торжественностью каждые четыре года, имели не одно религиозное, но и политическое значение. При тесной связи которая существовала в античности между государством и религией, это вполне понятно.

Общее значение Олимпийских состязаний для греков выступает достаточно ясно в одном из рассказов Геродота, где идет речь о прибытии в Египет вестников от элидян. Эти вестники хвалились, что они из всех людей наисправедливейшим и прекраснейшим образом организовали состязания в Олимпии, и думали, что и египтяне, мудрейшие из людей, не смогли бы изобрести ничего другого.

Но еще важнее другое известие, относящееся к тому времени, когда над Элладой нависла страшная угроза. Полчища персов находились уже на греческой земле. Казалось бы, все другие соображения должны были отойти на задний план перед мыслью о необходимости сосредоточить все силы для отпора врагу. Но греки действуют иначе. Спартанцы отправляют царя Леонида с небольшим отрядом в Среднюю Грецию, обрекая его на верную гибель. Выступить же со всеми силами они предполагают после: «(теперь) им мешало Карнейское празднество». И такие же намерения, прибавляет Геродот, были и у прочих союзников, так как одновременно происходил праздник в Олимпии (VII, 206). Таким образом, даже настоятельная военная нужда не могла отвлечь эллинов от религиозного торжества (может быть, намеки на эти события содержатся у Фукидида ).

Победе на Олимпийских играх придавалось в VI в. до н. э. огромное значение: победитель становился первым человеком своего полиса не только в сознании своих сограждан, но и всех греков. Вспомним, что ожидало олимпионика по возвращении на родину: торжественную встречу при его въезде в город, шествие к храму Зевса, пир, привилегии, которые получал победитель, статуи, воздвигавшиеся в его честь, оды, заказанные лучшим поэтам своего времени, легенды, создававшиеся вокруг его имени, божеские почести, иногда оказываемые ему. Все это объясняется не только пристрастием эллинов к спортивным состязаниям, но имеет другой, более глубокий смысл. Поэтому при изучении политической история архаической Греции нельзя пройти мимо вопроса об олимпиониках, тем более что в источниках мы находим интересные в этом отношении известия. 

Каково бы ни было происхождение Олимпийских состязаний -- связаны ли они с погребальными обрядами, или с периодической борьбой царей-магов за власть, или, наконец, с культом Зевса как бога войны -- в VI в. победа на этих играх имела сильный политический резонанс. Гардинер, являющийся горячим противником религиозной теории происхождения Олимпийских состязаний, прав в известной мере в своей критике попыток истолковывать многие обычаи или обряды позднейшего времени, притом существовавшие не только в Олимпии, как доказательство в пользу этой теории. Но то, что он отрицает религиозный характер состязаний и утверждает, что их происхождение не связано с религией, представляется малоубедительным, -- особенно в свете того огромного сравнительно-исторического материала, который был собран Фрэзером по вопросу о различных способах передачи царской власти. Но нас в связи с дальнейшим изложением интересует не столько вопрос о происхождении и первоначальном характере Олимпийских игр, сколько о том, чем они были в VI в. до н. э.

Этот век был периодом быстрого роста их известности и значения по сравнению с предшествующим временем. Свидетельством этого служат прежде всего произведения искусства. В Олимпийских состязаниях теоретически мог принимать участие каждый желающий из эллинов, но фактически они были доступны для людей зажиточных, а состязания в беге на колесницах -- только для богачей-аристократов или тиранов: слишком велики были расходы на содержание лошадей, на подготовку к бегу и проч. Таким образом, в период господства аристократии Олимпийские игры делались как бы ареной, на которой проявлялось соперничество не только знати разных полисов, но и знатных родов внутри полиса. Можно выразиться точнее: победитель в беге на колесницах в Олимпии был потенциальным претендентом на власть в родном городе, возможным тираном. И, наоборот, тираны, уже захватившие власть, стремились одержать верх в состязаниях в Олимпии или на Пифийских празднествах (имеем в виду в особенности бег колесниц) и нередко, располагая огромными средствами, оказывались победителями. Геродот рассказывает, что еще аргосский тиран Фейдон, которому он дал такую нелестную характеристику (Фейдон, по его словам, «наглостью превосходил всех эллинов»), был заинтересован в руководстве Олимпийскими состязаниями. Действовал этот тиран весьма активно: он выгнал элейских устроителей состязаний и присвоил себе право судить состязающихся.

Связь между тиранами и олимпиониками легко может быть установлена, если проследить список олимпиоников конца VII--VI в. до н. э. Уже Мирон Сикионский, дед Клисфена, одержал в конце VII в. победу в состязаниях на колесницах. Его внук Клисфен, породнившийся с Алкмеонидами (он отдал свою дочь замуж за Мегакла, сына Алкмеона), по-видимому, придавал большое значение участию в общегреческих состязаниях. Он оказался победителем в 576 или 572 г.

К концу VII или началу VI в. относится единоборство (из-за обладания Сигеем) Питтака, тирана Митилены, и афинянина Фринона, победителя в панкратии. Помимо Клисфена Сикионского, и другие тираны принимали участие в состязаниях -- Писистрат, сицилийские тираны Гиерон, Гелон, Ферон, тиран Акраганта, царь Кирены Аркесилай IV. Интересна в этой связи п история спартанского царя Демарата, вынужденного впоследствии бежать из Спарты. Правда, причина бегства Демарата, согласно Геродоту, была совершенно иная: оскорбление со стороны другого царя, Леотихида. Но здесь могло быть и затемнение традиции. .Во всяком случае Демарат-олимпионик -- личность необыкновенная: в разговоре с матерью он, призывая Зевса Геркея, хранителя его дома, просит открыть ему тайну его рождения, и далее выясняется, что его отцом был бог. Олимпиоником, может быть, был и тесть царя Леотихида, врага Демарата, Диакторид.

Олимпионик -- частное лицо -- возбуждал опасения тирана настолько серьезные, что иногда для устранения победителя -- и, очевидно, соперника -- прибегали даже к убийству. Подобный случай можно встретить в истории Афин VI в. Соответствующие известия -- лишняя черточка в быту того времени, характеризующая острое соперничество знатных родов.

Чем же можно объяснить связь между победой в Олимпии и стремлением или возможностью захвата власти в родном городе? 

Олимпионики представляли некоторую угрозу для правящего в городе тирана. Выход из положения был различный: олимпионик мог передать свою победу правителю полиса, из которого он был родом, или даже тирану другого полиса; мог покинуть родину с тем, чтобы основать другой город и сделаться там тираном, или, наконец, тиран мог прибегнуть к насильственному устранению возможного претендента. Во всяком случае отрицать известное политическое значение победы на колесницах в Олимпии для VI--V вв. до н. э. едва ли возможно.

Заключение.

Олимпийские игры в ХХ столетии стали одним из многочисленных денежных шоу, превратившись в средство низкопробной массовой национальной пропаганды, вовремя и без сбоев поставляя необходимую норму адреналина в застоявшуюся кровь уставшего человечества. 

Но на заре своего существования Олимпийские игры имели принципиально другое значение. Это был комплекс ритуалов и спортивных состязаний, направленный на религиозное и культурное объединение Эллады. 

Подобные игры были распространены в XI-IX веках до н.э. Спорт той эпохи можно назвать аристократическим, потому что в состязаниях участвовали в основном представители знати. Состязания проводились, видимо, от случая к случаю: не существовало специального места проведения соревнований, не было системы правил, института судей. Призы выдавались всем участникам соревнований, даже если они занимали последнее место, причем победа в заезде на колесницах, в кулачном бою или борьбе оценивалась гораздо выше, чем все остальные, так как эти виды спорта считались наиболее благородными. 

В проведении игр существует некая закономерность: в гомеровский период состязания устраивались по воле какого-либо знатного человека или царя, позже соревнования стали устраиваться как бы по установлению богов, в местах, связанных с чудесами. Например, Пифийские игры, проводившиеся в Дельфах, были посвящены Аполлону, который, по преданию, после своей победы над гигантским драконом Пифоном учредил музыкальные соревнования, а позже к ним добавились поэтические, атлетические и конные. 

Система проведения и идейная направленность Олимпийских игр, разработанный кодекс правил, четкая шкала ценностей - все это вместе повлияло на создание образа "kalos kagatos", т.е. в дословном переводе прекрасно-благого человека. Это был идеал всесторонне развитого человека, прекрасного телом и душой. Такой герой мог потягаться с богами, если бы не был взращен на идее почитания богов и обязательной верности заветам предков. Этот образ волновал и скульпторов, и писателей античности в течение столетий. В изобразительном искусстве каноном совершенства считается статуя Поликлета, изображающая юношу-копьеносца. Одним из примеров такого типа в литературе является образ Исхомаха в произведениях Ксенофонта.

Спустя несколько столетий сюда пришли христиане, разграбили сокровищницы и уничтожили все, что не смогли унести (а среди всего прочего и чудо света - знаменитую статую Зевса работы Фидия). Затем по этой земле прошлись варвары, и пара землетрясений довершили дело разрушения.

Список использованной литературы1. Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.2. Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.3. Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980.4. Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.5. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М, 1989г.6. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков.,М, 1999г.

gigabaza.ru