Раздел 2. Мифы об олимпийских богах. Олимпийская додекада


Двенадцать олимпийцев - это... Что такое Двенадцать олимпийцев?

 Двенадцать олимпийцев

Олимпийские боги

.

Олимпи́йские бо́ги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.

В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи

а также их потомки

  • Гефест (не всегда),
  • Гермес,
  • Персефона (не всегда),
  • Арес,
  • Афродита (в ранних традициях — позднерожденная титанида),
  • Дионис (не всегда),
  • Афина,
  • Аполлон,
  • Артемида,
  • иногда Геба,
  • иногда Ника.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Двенадцать колен
  • Двенадцать олимпийских богов

Смотреть что такое "Двенадцать олимпийцев" в других словарях:

  • Двенадцать олимпийских богов — Олимпийские боги . Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских… …   Википедия

  • Совет богов — Хотя ритуальное предназначение этого алтаря (I век до н. э.) в Габии неясно, двенадцать изображенных на нём божеств соответствуют Dii Complices …   Википедия

  • Перси Джексон и Олимпийцы — Percy Jackson the Olympians Автор: Рик Риордан Жанр: Фантастический роман …   Википедия

  • АЛКИОНЕЙ — (Άλκυονεύς), в греческой мифологии один из гигантов, сын Геи и Урана. Угнал стадо быков Гелиоса, за что получил имя Волопас (Apollod. I 6, 1; Pind. Isthm. VI 33). Мощь А. была столь велика, что он сокрушал сразу двенадцать колесниц и дважды… …   Энциклопедия мифологии

  • ДОДЕКАДА — нумерологический знак. Самое сакральное число многих древних народов. Наиболее ранние счетные системы были двенадцатеричными. Цифровое разложение на 1 и 2 в сумме дает три символ христианской Троицы и триад языческих богов. 3 умноженное на 4… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

  • ТРОЯ 13 ССОРА АХИЛЛА С АГАМЕМНОНОМ — Уже девять лет осаждали греки Трою. Настал десятый год великой борьбы. В начале этого года прибыл в стан греков жрец стреловержца Аполлона Хрис. Он молил всех греков, и прежде всего их вождей, вернуть ему за богатый выкуп дочь Хрисеиду. Выслушав… …   Энциклопедия мифологии

  • Боги-олимпийцы — Олимпийские боги . Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских… …   Википедия

  • Боги Олимпа — Олимпийские боги . Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских… …   Википедия

  • Олимпийский бог — Олимпийские боги . Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских… …   Википедия

  • Алкионей —          в греч. миф. один из гигантов, сын Геи и Урана. Угнал стадо быков Гелиоса, за что получил имя Волопас. Мощь А. была столь велика, что он сокрушал сразу двенадцать колесниц и дважды двенадцать воинов, но его одолел Геракл в битве… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

ДОДЕКАДА это что такое ДОДЕКАДА: определение — Философия.НЭС

ДОДЕКАДА

нумерологический знак. Самое сакральное число многих древних народов. Наиболее ранние счетные системы были двенадцатеричными. Цифровое разложение на 1 и 2 в сумме дает три — символ христианской Троицы и триад языческих богов. 3 умноженное на 4 равняется 12, где первая из цифр выражает временной параметр мира (прошлое, настоящее и будущее), а последняя — пространственный (север, юг, восток и запад). Произведение этих цифр связано с их суммой — гептадой. Если 7 есть мир в человеческом измерении, то 12 — в божественном. Согласно Платону, Демиург при сотворении Вселенной придал всеобъемлющему эфиру форму до декад. На 12 частей, соединенных 12 вратами, разделялся в египетской мифологии подземный Нил, по которому плывет в ночной лодке Месектет, солнечный бог Ра. Египетский лабиринт состоял из 12 сообщающихся между собой храмов. Каждому из них соответствовал определенный знак Зодиака. В главном храме города Солнца, Гелиополе, было 12 колонн с соответствующей зодиакальной символикой. Додекада как эквивалент зодиакального круга активно использовался и в греческой мифологии. 12 детей Гелиад было у бога солнца Гелиоса; 12 титанов и титанид родили на свет Гея и Уран. Эллины говорили о круге из 12 богов-олимпийцев, разделенных на шесть пар. Фидий изобразил 12 богов в качестве зрителей Панафинейского шествия на одном из фрагментов Парфенона; столько же богов выткала богиня Афина во время состязания с рукодельницей Арахной. Двенадцатиалтарный принцип был принят в самых величественных эллинских храмах, например на Саламине. Александр Македонский воздвиг 12 алтарей на месте завершения своего похода на Восток. У Приама, последнего царя Трои, было 12 дочерей. Ахилл принес в жертву над погребальным костром Патрокла 12 пленных троянцев. Участники олимпийских состязаний на колесницах 12 раз объезжали ипподром. На 12 кораблях совершал свое плавание Одиссей. В плен к циклопу Полифему он попал в сопровождении 12 спутников. После победы в Пелопоннесской войне спартанцы предписали афинянам сократить флот до 12 кораблей. Афинский полис состоял из 12 фратрий. В Ахейский союз Пелопоннесса входили 12 городов-государств. Законы Римской империи изложены на 12 таблицах. Большую популярность имело посвященное императору собрание 12 панегириков. Когда, согласно преданию, с неба упал щит Марса, римский царь Нума Помпилий приказал изготовить 12 его копий. Хрестоматийной книгой по римской истории стало «Жизнеописание двенадцати цезарей» Светония. Аналогичное сочинение было известно в Китае — «Жизнеописание двенадцати праведных владык». 12 месяцев составляли римский календарный год, что впоследствии было заимствовано и другими народами. Двуликому Янусу, богу календарного времени, посвящалось 12 алтарей. У кормилицы Ромула и Рема было 12 сыновей. Учрежденная Ромулом коллегия Арвальских братьев состояла из 12 жрецов. Знамением перед закладкой Рима послужило явление 12 коршунов. Конфедерация этрусков включала 12 племенных городов-государств. Каждый из 12 царей Этрурии имел свиту в 12 ликторов. Такое же количество человек составляло свиту римских консулов и императоров. Империя Диоклетиана объединяла 12 провинций. Согласно ведической метафоре, 12-ти спицевые колеса везут колесницу Года. «Колесо времени» — палачакра, по джайнистской традиции также состоят из 12 спиц — веков, причем половина из них относится к восходящему полуобороту колеса (утсарпини), другая — к нисходящему (авсарпини). Джайнисты полагали, что в верхнем мире обитает божественное племя вайманика, состоящее из 12 родов. Над джайнистским раем возносится по 12 солнц и лун. На 12 символических элементов — нидан — подразделялось внешнее кольцо Мандалы. Индийские философы полагали, что существует 12 причин, вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. В ригведическом гимне «Всем богам» 12 раз упоминается «змей глубины» — Ахи Будхнья, а сам змей часто изображался свернувшимся в 12 колец. Как у греков существовало 12 олимпийских богов, так у индусов — 12 адитьев. Буддисты выделяли 12 ступеней созерцания: авидья, виджняна, намарупа, аятана, спарса, ведана, трена, упадана, бхава, джати, джорамарана. В одной из книг зороастризма говорилось: «Все благостное и все плохое часто приходит к человеку и к другим существам, приходит через семь и двенадцать. Двенадцать знаков Зодиака и семь планет правят судьбами мира». У основателя манихейства пророка Мани было 12 дочерей, персонифицирующих соответствующее число добродетелей (Власть, Мудрость, Победа, Примирение, Чистота, Истина, Вера, Долготерпение, Прямота, Благодеяние, Справедливость, Свет). «Младшая Эдда» упоминает о 12 асах — богах, живущих в небесном Асгарде. За Круглым столом короля Артура восседало 12 рыцарей. Причем, как и в христианской мифологеме, на место выбывшего предателя был кооптирован новый достойный представитель. В Ветхом Завете, помимо четырех «больших» пророков, упоминаются 12 «меньших». «Медное море» в Соломоновом храме поддерживали 12 медных волов. Со стороны Давида и Иевосфея, сына Саулова, сражалось по 12 храбрых воинов. Соломон назначил 12 приставников для управления и взимания налогов в Израиле. В символике небесного Иерусалима все пропорции, храмовые ступени, драгоценные камни соотносятся с числом 12. Потомство Иакова составило 12 колен Израилевых. Каждый из сыновей патриарха связывался в каббалистике с определенным знаком Зодиака: Эфраим — Весы, Менаше — Скорпион, Биньямин — Стрелец, Дан — Козерог, Ашер — Водолей, Нафтали — Рыбы, Иехуда — Овен, Иссахар — Телец, Звулун — Близнецы, Реувеп — Рак, Шимон — Лев, Гад — Дева. Широкое символическое репродуцирование получил в рамках христианской культуры образ 12 апостолов. У Измаила, давшего начало арабским народам, также было 12 сыновей. В Православной церкви выделялось 12 наиболее значимых праздников — двунадесятых: Рождество Христово, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение креста Господня, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы. Русские знахари выделяли 12 особо важных в магической и целебной практике трав: цикуру, или одолим, семена белены, корень лапчатки, богородичную траву, волчьи ягоды, корень морковника, корень папоротника, куриную слепоту, паутинник, земляные орехи, купавку, бузинный цвет. Запрещенная Церковью древнерусская книга «Чаровник» описывала 12 способов превращений оборотней в зверей. Как у библейского Ирода было 12 дочерей, так и в русской народной мифологии существовало 12 демонических сестер. Существует мнение, что мистика до декады вызвана совмещением солнечного и лунного года. За солнечный годовой цикл происходит смена 12 фаз Луны. Источ.: Мамуна Н. Почему именно двенадцать? // Наука и религия. 1991. № 9.

Оцените определение:

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

terme.ru

Раздел 2. Мифы об олимпийских богах

Вступая по следам Гомера и других греческих поэтов в созданный их воображением Олимп, мы сталкиваемся с богами, образы которых разительно отличаются от всего того, что входит в наше понятие "бог". Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое. Они никого и ничему не учат и не наставляют, ибо у них нет твердых нравственных понятий, подобных тем, которые выражены в священных книгах современных религий. Напротив, их поведение - яркий пример "семи смертных грехов". И не случайно само понятие "грех" отсутствует в их языке. Боги лишены авторитета, без которого немыслима ни одна религиозная система. Они бессмертны, но не всемогущи, ибо над ними, как и над людьми, стоит судьба.

Местом вечного обитания богов греки считали высокую гору Олимп на границе между Фекассией и Македонией. Но это же название относилось еще к шестнадцати горам в Малой Азии, на островах Эгеиды и в южной части Балканского полуострова. Имеются основания думать, что резиденция богов перемещалась от одного Олимпа к другому по мере того, как Балканская Греция начинала играть большую роль в судьбах эллинов. Помимо того, Олимпы как бы пунктиром обозначают путь эллинского этноса из Малой Азии на Балканы.

Помимо Олимпа каждый из небожителей имел, согласно мифам, свой удел, свою малую родину, вполне конкретную местность, остров, гору. Впоследствии, когда местом почитания богов становились не пещеры и священные рощи, а искусственные сооружения - храмы, именно они считались земными дворцами богов и богинь, наряду с особым, принадлежащим каждому богу, помещением в небесных чертогах.

Родиной Зевса мыслилась гора Ида на острове Крит, местом рождения Апполона и Артемиды считался каменистый островок Делос. Гефест, родившийся на Олимпе, получил вторую родину на острове Лемнос, куда он был сброшен матерью Герой. Нетрудно понять, что стоит за этими представлениями: место первоначального почитания бесчисленных божков до их превращения в великих богов и богинь и переселения на Олимп.

С богами были соединены определенные растения, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие. Орел, считавшийся вестником Зевса и постоянно находившийся у его ног на Олимпе, очевидно, приобрел это положение потому, что еще до Зевса мыслился владыкой неба. Священными животными Афины были змея и сова, у многих народов рассматривавшиеся как носители мудрости. Трагически окончившеесе ухаживание Аполлона за прекрасной Дафной - свидетельство той роли, которую играло лавровое дерево в культе Аполлона. Равным образом с Зевсом был связан патриарх лесов дуб, с Дионисом - виноградная лоза и плющ, с Персефоной - тополь, с Аполлоном - мышь, разносчица моровой язвы, отсюда его прозвище - "мышиный". Все это информация о том времени, когда сверхъестественные силы еще не мыслились в человеческом облике.

Выделение растительной или животной основы в образе олимпийцев раскрывает их сущность далеко не полностью. Каждый бог или богиня - сложный комплекс представлений, сложившихся в ходе многовековой истории развития греческого народа и его столкновений с другими народами на территории Балканского полуострова и за его пределами. Греки это прекрасно понимали, приписывая происхождение образов и имен своих богов то первоначальному населению Балканского полуострова, то выходцам из Египта и Передней Азии. Открытие в 19-20 вв. огромного количества памятников древневосточной литературы и исскуства, значительно более древних, чем древнейшие греческие изложения мифов, позволило просветить до самой глубины олимпийских богов и обнаружить в них черты вавилонских, хеттских, финикийских богов.

Особенно очевидны следы восточного происхождения в такой богине, как Афродита. Не случайно ее земным уделом стал остров Кипр, заселенный финикийцами, географически близкий к сирийско-палестинскому побережью, где почитались Астарта и Адонис, Атаргитис и другие богини любви. Такие черты Афродиты, как страстность, изнеженность, бесспорно восходят к ее восточным предшественницам. Чуждым богом для греков-современников Гомера был и Аполлон. Недаром, согласно мифам, в конфликте между ахейцами и троянцами он выступал на стороне последних. Восточное происхождение Аполлона явствует из сходства его культовых статуэток с изображением бога-воителя в сирийско-палестинском регионе. Но в образ этого пришельца с Востока, бесспорно, вошли черты местного племенного бога-волка. Гермес был первоначально божеством догреческого населения Балканского полуострова и западного побережья Малой Азии - пеласгов.

Помимо влияния других, более древних, религий на формировании образов олимпийских богов сказались также особенности общественно-политической истории Греции. Зависимость облика того или иного бога от общественно-экономического бытия наиболее очевидна на примере таких богов, как Аполлон и Дионис. Аполлон в гомеровской религии - страж созданного богами порядка в природе и человеческом коллективе, охранитель достигнутого аристократией господствующего положения в обществе, покровитель меры во всем, в том числе и в искусстве. Напротив, Дионис - бог вина, освобождающего от скованности и общепринятых правил, бог буйного веселья, дарующий радость тем, кто был ее лишен, и прежде всего людям физического труда, бог крестьянства гористой Греции, где землями, пригодными для землепашества, обладали одни аристократы, а на мелких неудобных участках можно было разводить оливы и виноград, бог-страдалец, рожденный смертной женщиной и испытавший уже в младенчестве муки, погибший в муках, чтобы возродиться в человеке.

Родственные отношения между богами, обрисовываемые мифом, могли объясняться не только их общим происхождением и совместным вхождением в греческий пантеон, но и близостью социальных функций. Аполлон и Артемида, считавшиеся единоутробными близнецами, объединены присущей аристократии воинственностью. Война и охота (в период утраты последней хозяйственного значения) были привелегией аристократов.

Об олимпийских богах мы узнаем от эпических поэтов, авторов гимнов о богах, историков, драматургов, систематизаторов мифов (мифографов): образы богов и богинь переплавляются в горниле творческих талантов и приобретают черты господствовавшие в разные эпохи древнего мира философских представлений. Зевс Гомера - это далеко не то же самое, что Зевс Гесиода, Пиндара, Геродота, не говоря уже о Зевсе Платона, сознательно стремившегося к философской модернизации образов олимпийцев. Таким образом, неизменность и разграниченность функций богов не более чем фикция.

Образы олимпийских богов зыбки и неуловимы, как Протей. Они живут вместе со своими почитателями, обогащаясь их фантазией и интеллектом. Живут и умирают, вопреки вере в их бессмертие. Появившийся в 1 в. н.э. миф о гибели великого Пана поразительным образом донес до нас предчувствие скорого крушения Олимпа. Олимпийские боги на заре своей истории справились с титанами и гигантами, упрятав их в земные недра; они устояли в соперничестве с богами восточного происхождения, потеснившись и уступив им место на Олимпе. Но в век зарождения христианства им угрожала совершенно иная система отношений человека и бога. Они привыкли властвовать над людьми, вмешиваться в их жизнь и пользоваться их дарами, приносимыми перед храмами и домашними алтарями.

Христианство открыло новый Олимп: не где-то в небесных сферах, а в глубине человеческой души, преобразовав ее в огнедышащий вулкан веры. Бога стали носить в себе. Это был один Бог на всех, лишенный олимпийской красоты и разнообразия, умерший на кресте позорной рабской смертью, но возродившийся, сильный человеческими страстями и слабостями. И он, бросив вызов империи и ее бездушным владыкам, объединил смертных в их ненависти ко всему, что было связано с ней, в том числе и к Олимпу, который был забросан комьями грязи, злобы и презрения.

И покинули боги Олимп так тихо, что этого никто не заметил. И даже место, где они обитали, было забыто. Храмы обезобразили, превратив в церкви, в ярости разбили великолепные статуи, сбили резцом посвятительные надписи. Если и вспоминали их имена, то только для того, чтобы предать анафеме как демонов. Гибли древние библиотеки - последние прибежища муз. Горели рукописи, погружая обитаемый мир во мрак невежества и нетерпимости, предвещая, что пламя дойдет и до людей.

Вывод :

Но богиня памяти Мнемосина, мать муз, бессмертна, потому что жила она не на Олимпе, а среди людей, и не дала она забыть Гомера, Гесиода, Эсхила, Пиндара. И настало время, когда из их полуизъеденных мышами творений открылась запретная красота греческих преданий о богах. Ее восприняло общество, официально провозглашенным идеалом которого было страдание, воздержание плоти во имя Духа Святого. Возрожденные в сознании образованных европейцев, олимпийские боги стали духами радости, красоты, полноты чувств. Они были очищены от культа, не имели храмов и жрецов, не требовали материальных жертв, но им воздвигали невидимые храмы, жертвовали лучшие порывы души. Яркостью красок и совершенством форм на картинах художников XV-XVI вв. олимпийские боги открывали новый мир, оказавшийся хорошо забытым античным миром. Так олимпийские боги вошли в современный мир и продолжают в нем жить, ни в чем не препятствуя людям и обогащая их красотой, доблестью, душевной широтой, любовью к жизни.

studfiles.net

Додекада - Энциклопедия символики

ДОДЕКАДА — нумерологический знак 12. Самое сакральное число многих древних народов. Наиболее ранние счетные системы были двенадцатеричными. Цифровое разложение на 1 и 2 в сумме дает три — символ христианской Троицы и триад языческих богов. 3 умноженное на 4 равняется 12, где первая из цифр выражает временной параметр мира (прошлое, настоящее и будущее), а последняя — пространственный (север, юг, восток и запад). Произведение этих цифр связано с их суммой — гептадой. Если 7 есть мир в человеческом измерении, то 12 — в божественном. Согласно Платону, Демиург при сотворении Вселенной придал всеобъемлющему эфиру форму додекад. На 12 частей, соединенных 12 вратами, разделялся в египетской мифологии подземный Нил, по которому плывет в ночной лодке Месектет, солнечный бог Ра. Египетский лабиринт состоял из 12 сообщающихся между собой храмов. Каждому из них соответствовал определенный знак Зодиака. В главном храме города Солнца, Гелиополе, было 12 колонн с соответствующей зодиакальной символикой. Додекада как эквивалент зодиакального круга активно использовался и в греческой мифологии. 12 детей Гелиад было у бога солнца Гелиоса; 12 титанов и титанид родили на свет Гея и Уран. Эллины говорили о круге из 12 богов-олимпийцев, разделенных на шесть пар. Фидий изобразил 12 богов в качестве зрителей Панафинейского шествия на одном из фрагментов Парфенона; столько же богов выткала богиня Афина во время состязания с рукодельницей Арахной. Двенадцатиалтарный принцип был принят в самых величественных эллинских храмах, например на Саламине. Александр Македонский воздвиг 12 алтарей на месте завершения своего похода на Восток. У Приама, последнего царя Трои, было 12 дочерей. Ахилл принес в жертву над погребальным костром Патрокла 12 пленных троянцев. Участники олимпийских состязаний на колесницах 12 раз объезжали ипподром. На 12 кораблях совершал свое плавание Одиссей. В плен к циклопу Полифему он попал в сопровождении 12 спутников. После победы в Пелопоннесской войне спартанцы предписали афинянам сократить флот до 12 кораблей. Афинский полис состоял из 12 фратрий. В Ахейский союз Пелопоннесса входили 12 городов-государств. Законы Римской империи изложены на 12 таблицах. Большую популярность имело посвященное императору собрание 12 панегириков. Когда, согласно преданию, с неба упал щит Марса, римский царь Нума Помпилий приказал изготовить 12 его копий. Хрестоматийной книгой по римской истории стало "Жизнеописание двенадцати цезарей" Светония. Аналогичное сочинение было известно в Китае — "Жизнеописание двенадцати праведных владык". 12 месяцев составляли римский календарный год, что впоследствии было заимствовано и другими народами. Двуликому Янусу, богу календарного времени, посвящалось 12 алтарей. У кормилицы Ромула и Рема было 12 сыновей. Учрежденная Ромулом коллегия Арвальских братьев состояла из 12 жрецов. Знамением перед закладкой Рима послужило явление 12 коршунов. Конфедерация этрусков включала 12 племенных городов-государств. Каждый из 12 царей Этрурии имел свиту в 12 ликторов. Такое же количество человек составляло свиту римских консулов и императоров. Империя Диоклетиана объединяла 12 провинций. Согласно ведической метафоре, 12-тиспицевые колеса везут колесницу Года. "Колесо времени" — палачакра, по джайнистской традиции также состоят из 12 спиц — веков, причем половина из них относится к восходящему полуобороту колеса (утсарпини), другая — к нисходящему (авсарпини). Джайнисты полагали, что в верхнем мире обитает божественное племя вайманика, состоящее из 12 родов. Над джайнистским раем возносится по 12 солнц и лун. На 12 символических элементов — нидан — подразделялось внешнее кольцо Мандалы. Индийские философы полагали, что существует 12 причин, вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. В ригведическом гимне "Всем богам" 12 раз упоминается "змей глубины" — Ахи Будхнья, а сам змей часто изображался свернувшимся в 12 колец. Как у греков существовало 12 олимпийских богов, так у индусов — 12 адитьев. Буддисты выделяли 12 ступеней созерцания: авидья, виджняна, намарупа, аятана, спарса, ведана, трена, упадана, бхава, джати, джорамарана. В одной из книг зороастризма говорилось: "Все благостное и все плохое часто приходит к человеку и к другим существам, приходит через семь и двенадцать. Двенадцать знаков Зодиака и семь планет правят судьбами мира". У основателя манихейства пророка Мани было 12 дочерей, персонифицирующих соответствующее число добродетелей (Власть, Мудрость, Победа, Примирение, Чистота, Истина, Вера, Долготерпение, Прямота, Благодеяние, Справедливость, Свет). "Младшая Эдда" упоминает о 12 асах — богах, живущих в небесном Асгарде. За Круглым столом короля Артура восседало 12 рыцарей. Причем, как и в христианской мифологеме, на место выбывшего предателя был кооптирован новый достойный представитель. В Ветхом Завете, помимо четырех "больших" пророков, упоминаются 12 "меньших". "Медное море" в Соломоновом храме поддерживали 12 медных волов. Со стороны Давида и Иевосфея, сына Саулова, сражалось по 12 храбрых воинов. Соломон назначил 12 приставников для управления и взимания налогов в Израиле. В символике небесного Иерусалима все пропорции, храмовые ступени, драгоценные камни соотносятся с числом 12. Потомство Иакова составило 12 колен Израилевых. Каждый из сыновей патриарха связывался в каббалистике с определенным знаком Зодиака: Эфраим — Весы, Менаше — Скорпион, Биньямин — Стрелец, Дан — Козерог, Ашер — Водолей, Нафтали — Рыбы, Исхуда — Овен, Иссахар — Телец, Звулун — Близнецы, Реувеп — Рак, Шимон — Лев, Гад — Дева. Широкое символическое репродуцирование получил в рамках христианской культуры образ 12 апостолов. У Измаила, давшего начало арабским народам, также было 12 сыновей. В Православной церкви выделялось 12 наиболее значимых праздников — двунадесятых: Рождество Христово, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение креста Господня, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы. Русские знахари выделяли 12 особо важных в магической и целебной практике трав: цикуру, или одолим, семена белены, корень лапчатки, богородичную траву, волчьи ягоды, корень морковника, корень папоротника, куриную слепоту, паутинник, земляные орехи, купавку, бузинный цвет. Запрещенная Церковью древнерусская книга "Чаровник" описывала 12 способов превращений оборотней в зверей. Как у библейского Ирода было 12 дочерей, так и в русской народной мифологии существовало 12 демонических сестер. Существует мнение, что мистика додекады вызвана совмещением солнечного и лунного года. За солнечный годовой цикл происходит смена 12 фаз Луны. Источ.: Мамуна Н. Почему именно двенадцать? // Наука и религия. 1991. № 9.

glossword.info

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Стр 1 из 6Следующая ⇒

ГРАФИК

УСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: XVII-XVIII»

Тема 1. Понятие об античной литературе. Периодизация. Мифология как тип мироощущения и основа античной культуры. Основные категории мифов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Учебник: Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1988. – Раздел I.

· Глава І. – С. 21-34.

Методическое пособие: Постова Н.С., Рижкова Л.А. Методичний посібник з курсу «Історія зарубіжної літератури: Античність». – Донецьк: ДонНУ, 2010.

· Античность. Картина мира. – С. 10-14.

· Краткий очерк истории развития античной литературы (І, ІІ). – С. 15-16.

Художественные тексты: древнегреческие мифы в изложении Н.А. Куна (Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

Перечень сюжетов и персоналий для усвоения:

1. Значение слов «миф», «мифология».

2. Космогония.

3. Теогония. Титаномахия.

4. Олимпийская додекада.

5. Мойры, музы, хариты.

6. Астральные мифы.

7. Прометей и антропогония.

8. Пять веков.

9. Катаклизм. Девкалион и Пирра.

10. Царство Аида.

11. Посейдон и божества моря. Протей и понятие «протеизм».

12. Календарные мифы. Деметра. Смена времен года.

13. Культ Диониса.

14. Гибристические мифы (Тантал, Ниоба, Сизиф, Арахна, Марсий).

15. Герои-эвергеты (Персей, Геракл, Тесей).

16. Мифы о Дедале, Орфее, Пигмалионе, Асклепии.

17. Мифы о перевоплощениях (метаморфозах).

18. Мифы об аргонавтах.

19. Фиванский цикл мифов.

20. Троянский цикл мифов. Одиссея.

21. Агамемнон и сын его Орест.

22. Мифологическая трактовка географических названий (Эллада, Пелопоннес, Эгейское море, Геллеспонт, Европа).

23. Миксантропические существа в мифологии (кентавр, сфинкс, сатир, тритон).

24. Объяснить фразеологизмы (в первоначальном и в современном значении):

авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, нить Ариадны, бочка Данаид, танталовы муки, прокрустово ложе, яблоко раздора, ящик Пандоры, сизифов труд, узы Гименея, объятия Морфея, стрелы Эрота, рог изобилия (рог Амалфеи), кануть в Лету, панический страх, олимпийское спокойствие, быть между Сциллой и Харибдой, громоздить Пелион на Оссу.

· 14.09-20.09

§ Усвоение теоретического материала (соответствующие главы учебника и художественные тексты).

§ Проработка фрагмента книги Е.М. Мелетинского «Поэтика мифа»: Часть ІІ. Классические формы мифа и их отражение в повествовательном фольклоре. Предварительные замечания. Общие свойства мифологического мышления. Функциональная направленность мифа (В кн.: Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Наука, 1976. – С. 163-171 или http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet1/02.php ) + ответы на вопросы.

Задание сдавать не позднее 21.09.2015, в электронном виде на указанный преподавателем адрес, в формате Word, в названии файла указать фамилию, группу и задание, например: Иванова(115)Мелетинский1-вопросы.

· 21.09-27.09

§ Конспектирование работы А.Ф. Лосева «Греческая мифология» (Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2-х томах). – М.: «Советская энциклопедия», 1980. – Т. 1. – С. 321-335 или http://ancientrome.ru/religia/greece/greek-mythology.htm ) + периодизация мифов.

Конспект, написанный от руки должен быть сдан на кафедру не позднее 28.09.2015.

Ответы на вопросы сдавать не позднее 28.09.2015, в электронном виде на указанный преподавателем адрес, в формате Word, в названии файла указать фамилию, группу и задание, например: Иванова(115)Лосев-периодизация.

Тема 2. Архаический период. Гомеровский вопрос. Эпос как «энциклопедия классической древности», его жанрово-стилевое своеобразие.

mykonspekts.ru

Додекада символ

Вишну на змее Шешеи додекада стражей-божеств

Число двенадцать означает ожидание Мессии. Для того, чтобы рассматривать символ двенадцати, его нужно репрезентировать как тип структуры универсальной и конкретной значимости одновременно. Додекада - последняя система, начиная с эннеады, долженствующая показать многие аспекты совершенства, в которой риск и случай полностью сгармонизированы.

Система двенадцати представляет любую организованную сложность, как например двенадцатитональная гамма, являющаяся естественным основанием любой музыки. Существует двенадцать знаков Зодиака, двенадцать колен Израилевых, двенадцать ворот Небесного Иерусалима, двенадцать апостолов Иисуса; в сутках 2 раза по двенадцать часов, и даже членов Политбюро в Советском правительстве было двенадцать.

Многое произрастает из числа двенадцать - Платон и Пифагор говорили о скрытой структуре мира в виде додекаэдра. 12-членная система может быть понята как следствие свойств триады и тетрады, как выражение динамики в сочетании с любой направленной деятельностью. Защитники двенадцатичленной записи чисел признавали успех халдейской арифметики, которая основывалась на делении 60 на пять первых натуральных чисел. Хотя арифметика и перешла впоследствии на десятеричную систему, что исторически объяснимо, в нашу задачу входит проникнуть в замечательные свойства двенадцатичленного порядка. Как говорилось выше, додекада значима в понимании целостного универсума, поскольку в этой системе играют роль все элементы нашего опыта.

Додекада - это три импульса в четырех стихиях. 12 символизирует такую важную ценность как выполнение. Поэтому Христос окружен 12 учениками. Так как это число полноты, оно соответствует библейским представлениям о 12 коленах Израилевых. 12 знаков Зодиака находят отражение в 12 воротах Небесного Иерусалима.

На уровне астрологическом числу 12 соответствует знак Овна. 12 - число Израиля, и в час Последнего суда на 12 престолах будут судить 12 колен Израилевых. После избрания 12 апостолов Христос избрал 70 других учеников. 70 - число Эйкумены, оно оппозиция 12, число всечеловеческой плеромы, полноты, выводимое из библейского перечня народов. 12 в квадрате - 144 - число особого избранничества. В додекаде можно репрезентировать имандулу, которая является одним из главных буддийских символов всех традиций, где изображается 12 символических элементов, которые называются неданы, - 12 соотнесенных друг с другом причин - непрерывность жизненного потока и цикла. Этот внешний круг соотносится с календарными и хронологическими системами в Центральной и Юго-Восточной Азии. Это своеобразный круг мира, где представлены все уровни сознания и их развитие.

Вот представление о трех мирах и ступенях созерцания. 1- ступень - авидья - имеет характер мирового космического закона, который не признает реальность эмпирического «я», и проецирует в мир связь причин и следствий. Визуальный знак - слепая женщина. 2 - сансара, энергия кармы, которая запущена предыдущей жизнью, выступающей в роли пускового механизма настоящего. Визуальный знак - гончар за работой. 3 - виджняна, сознание, имеющее два аспекта - индивидуальное «я», которое проявляет себя и проецирует весь поток. Соответствует биопсихическому становлению личности - вспышка индивидуального сознания, возможность будущего становления человека. Это неспособное к индивидуальной концентрации сознание - обезьяна. 4 - намарупа - имя и форма. Появление в первоначальном веществе личности духовного и материального. Люди в лодке. 5 - аятана - органы чувств - пять органов чувств и интеллект, как шестое интегрирующее начало - пустой дом с шестью окнами. 6 - спарса - соприкосновение, вступление в сознание со своими органами чувств. На нее падает также рождение человека. Визуально - поцелуй влюбленных; человек, ухватившийся за плуг; человек, плывущий в лодке житейского моря. 7 - ведана - мир ощущений, эмоциональный аспект, приятное-неприятное у ребенка. Визуальный знак - стрела, ранившая человека в глаз. 8 - трена - жажда, страсть к жизни; проявление полового чувства. Визуальный знак - человек, опьяняющий себя вином. 9 - упадана - привязанность. Иллюзорные цепи, родовые узы. Иллюзорность продолжения рода. Дети - ничто. Визуально - человек, собирающий плоды. Астрологически - Стрелец. 10 - бхава. Становление. Полный расцвет иллюзорной жизни и создания своими поступками предпосылки новой кармы. Визуальность - обнявшиеся супруги и птица, высиживающая яйцо. Определяет неизбежность следующего рождения. Астрологически соответствует Козерогу. 11 - докати - рождение. Новое рождение как начало жиз ненного кругооборота, совпадающего с новой неданой - мать с младенцем. 12 - джарамарана - старость и смерть. Как продолже ние развития нового. Старик, несущий умершего на сожжение.

Будущая жизнь 11 и 12 неданы трактуется как сжатое выражение первых пяти недан, где 10 недана соответствует третьей недане, а 12 является сжатым выражением 4 последующих. 1 и 2 неданы - сжатое выражение 3-х последних недан в настоящей жизни. Первая недана равна восьмой и девятой недане, а вторая - повторение 10. Натальный период рождения человека - 1 и 2.

«Энциклопедия Символы и Знаки»

sigils.ru

Додекада | Блoг Энмеркара

Опубликовано Четверг, 27 Ноябрь, 2008, автор Энмеркар

Хорошо известно, что тетраэдр имеет 12 разных положений, то есть, фактически, 12 точек приложения для векторных сил:

Это означает, что Срединный кватернер, то есть Проявленный мир, находится под влиянием 12 сил, формирующих его облик.

И додекада является в мифологии настолько повсеместно встречаемым явлением — 12 месяцев года, 12 знаков Зодиака, 12 апостолов, 12 рыцарей Круглого стола выражают одну и ту же идею, что Единое манифестируется 12 внешними проявлениями.

Так же, как внутренняя суть Мира выражалась Септенером, характер распределения сил в нем — Эннеадой, его Внешняя сфера символизируется Додекадой.

Не хочется повторять все то, что в огромном количестве уже написано о Дюжине, обращу внимание только на однокоренность слов «Дюжина» и «дюжий», то есть сильный. Это родство важно именно с практической точки зрения, поскольку помогает понять символическое поле Додекады, и, поэтому, возможность применения ее принципа.

Еще один момент, на котором хочется остановиться, это то, что при проекции на плоскость додекаэдр, как легко увидеть, дает наложение прямой и обратной пентаграммы:

То есть, Дюжина как принцип включает в себя одновременно Свободу (Прямая Пентаграмма) и Принуждение (Пентаграмма обратная)... Именно это, пожалуй, имеет в виду любимый девиз астрологов: «звезды предрасполагают, но не принуждают». Однако понимаемый в более общем смысле, принцип Дюжины открывает куда более широкие пути.

www.enmerkar.com