Николаева, Маргарита Николаевна. Николаева маргарита


Николаева, Маргарита Николаевна — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Николаева. Личная информацияПолПолное имяОригинальное имяИмя при рожденииПрозвищеГражданствоСпециализацияКлубДата рожденияМесто рожденияДата смертиМесто смертиСпортивная карьераРабочая сторонаТренерРостВесСпортивное звание
Маргарита Николаева

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Николаева Маргарита Николаевна

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

СССР22x20px СССР, Украина22x20px Украина

спортивная гимнастика

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

23 сентября 1935(1935-09-23)

Иваново, РСФСР, СССР

21 декабря 1993(1993-12-21) (58 лет)

Одесса Украина

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Награды и медали

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Маргарита Николаевна Николаева (до замужества — Петрова; 23 сентября 1935(19350923), Иваново, РСФСР, СССР — 21 декабря 1993, Одесса, Украина) — знаменитая украинская советская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка. Заслуженный мастер спорта СССР (1960).

Биография

Начала тренироваться в 13 лет в одесской ДЮСШ-1 под руководством Александра Сафронюка. Среди сверстниц выделялась умением быстро осваивать на практике любые технические элементы.

К римской Олимпиаде самостоятельно подготовила в упражнениях на бревне уникальный элемент — стойку на одной руке. Однако преподнесла она этот восхитивший судей и болельщиков трюк только во втором выступлении. Первое шло в командный зачёт, и Николаева предпочла ради команды недосчитаться нескольких десятых. В итоге по сумме двух попыток до первого места ей не хватило 0,1 балла. Зато в командном зачёте стала «забойщицей» советской сборной. Пожертвовав медалью и в личном первенстве, Николаева в целом с блеском провела выступление и вместе с Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой завоевала золото Олимпийских игр.[1]

К этой исторической олимпийской победе — первой в истории Одессы — Николаева добавила золотую медаль в опорном прыжке, став первой гимнасткой в мире, выполнившей прыжок «влёт» (премьера прыжка, позволившего Николаевой попасть в олимпийскую сборную, состоялась в 1959 году на Спартакиаде народов СССР).

Во время турне сборной СССР по США после Олимпиады в Риме, Фидель Кастро попросил Никиту Хрущёва направить советских спортсменок на Кубу, где устроил им триумфальный приём. Николаева настолько обаяла кубинского вождя, что стала единственной из советской сборной, кто был удостоен подарка в виде бюста Фиделя Кастро и его автографа.

В период с 1963-го по 1967 гг. Николаева тренировалась под руководством известного одесского тренера Юрия Тихонова. В 1965 году стала бронзовым призёром чемпионата СССР в вольных упражнениях и бронзовым призёром Кубка СССР в многоборье. В 1971 году приняла участие в создании в Одессе СДЮСШОР по спортивной гимнастике.

Будучи действующей спортсменкой, снялась в ряде фильмов Евгения Матвеева.

Маргарита Николаева рано ушла из жизни. Её сердце остановилось 21 декабря 1993 года.

В 2001 году одесский горисполком назвал первую олимпийскую чемпионку из Одессы лучшей спортсменкой Южной Пальмиры XX века[2].

Спортивные достижения

Напишите отзыв о статье "Николаева, Маргарита Николаевна"

Примечания

  1. ↑ Вадим Меремс. [http://odessaglobe.com/russian/people/nikolaeva.php К римской Олимпиаде она самостоятельно подготовила в упражнениях на бревне уникальный элемент - стойку на одной руке. Но выполнила этот "экспромт", восхитивший судей, болельщиков и подруг по команде, только во втором выступлении.]. Журнал «Одесса» (Февраль 1996). Проверено 1 апреля 2011. [http://www.webcitation.org/69NYfsjN7 Архивировано из первоисточника 23 июля 2012].
  2. ↑ [http://www.odessapassage.com/passage/magazine_details.aspx?lang=eng&id=32662 Одесский горисполком в 2001 году признал лучшей спортсменкой ХХ столетия.]. Одесский городской портал «[http://www.odessapassage.com Пассаж]». Проверено 1 апреля 2011. [http://www.webcitation.org/69NYgOgeg Архивировано из первоисточника 23 июля 2012].

Ссылки

  • [http://www.gymnast.ru/persons/n.html Николаева Маргарита Николаевна] Спортивная гимнастика: история, чемпионаты, чемпионы
  • [http://clubistok.org.ua/odessa_history.html#4 История гимнастики в Одессе]
  • [http://news.sport-express.ru/2009-09-23/322333 Этот день в истории]
  • [http://vo.od.ua/rubrics/sport/15207.php Звезды светят на «Спартаке»] ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОДЕССКОЙ ГИМНАСТКИ

Отрывок, характеризующий Николаева, Маргарита Николаевна

– Я ещё вернусь, Изидора. – прошелестел ласковый голос. – Прощай, Север... – так же тихо ответила я. – Но, как же так?! – вдруг воскликнула Стелла. – Ты даже не спросила о планете, с которой пришла?!.. Неужели тебе было не интересно?! Как же так?.. Если честно, я тоже еле выдержала, чтобы не спросить Изидору о том же! Её сущность пришла извне, а она даже не поинтересовалась об этом!.. Но в какой-то мере я наверное её понимала, так как это было слишком страшное для неё время, и она смертельно боялась за тех, кого очень сильно любила, и кого всё ещё пыталась спасти. Ну, а Дом – его можно было найти и позже, когда не останется другого выбора, кроме, как только – уйти... – Нет, милая, я не спросила не потому, что мне не было интересно. А потому, что тогда это было, не столь важно, как-то, что гибли чудесные люди. И гибли они в зверских муках, которые разрешал и поддерживал один человек. И он не имел права существовать на нашей земле. Это было самое важное. А всё остальное можно было оставить на потом. Стелла покраснела, устыдившись своего всплеска и тихонечко прошептала: – Ты прости, пожалуйста, Изидора... А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ... Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было... Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны. Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха. Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы. Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась. Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей. Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар... – У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать! Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием. – Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать? – Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте! Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно. – Отвечайте, мадонна! Или Вас будет ждать другой, весьма неприятный сюрприз. От такого заявления у меня зашевелились волосы... Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду... – Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным. – Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне. Он был абсолютно прав... Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки. – Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?.. Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея: – Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил... И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо... И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!..

o-ili-v.ru

Николаева, Маргарита Николаевна

Маргарита Николаевна Николаева ( до замужества  — Петрова ; 23 сентября 1935 ( 1935-09-23 ) , Иваново , РСФСР , СССР  — 21 декабря 1993 , Одесса , Украина ) — знаменитая украинская советская гимнастка , двукратная олимпийская чемпионка. Заслуженный мастер спорта СССР (1960).

Биография

Начала тренироваться в 13 лет в одесской ДЮСШ-1 под руководством Александра Сафронюка. Среди сверстниц выделялась умением быстро осваивать на практике любые технические элементы.

Занималась Рита у Сафронюка четыре года. Он оказался первым и единственным её тренером. Потом спортсменка отказалась от опеки тренера.

В 1953 году с блеском выступила в составе сборной СССР на фестивале молодежи в Бухаресте, через год показала себя на Всемирных студенческих играх в Будапеште, прекрасно состязалась во время турне советских гимнасток по Скандинавии. Стала полноправным членом сборной.

Именно тогда произошёл принципиальный конфликт между гимнасткой и её бывшим тренером.

Николаева стремилась реализовать свои редкие способности, которые наставник пытался… обуздать. Александр Степанович был человеком очень занятым: работал в ДСШ и технологическом институте, в спортклубе армии, за который выступала Маргарита, и ещё где-то. Везде он был нарасхват. Поэтому и не хватало у него времени, сил да, очевидно, и желания по-настоящему заниматься с лучшей из одесских гимнасток. Когда Рита уезжала на всесоюзный или республиканский сбор и там разучивала самостоятельно новые элементы, Сафронюк запрещал девушке вставлять их в уже готовые — гладенькие, но ординарные композиции. Гимнастка же понимала: таким, как у всех, не только никого не удивишь, но и не победишь. И она упорно продолжала искать оригинальные решения связок, осваивала рискованные элементы. Часто после обычной тренировки оставалась в зале вместе с ребятами-гимнастами и выполняла многое из их арсенала. Она могла с одного взгляда схватить элемент, разложить его в уме на составляющие и, что особенно удивительно, исполнить чуть ли не с первого раза.

Великолепная координация движений, редкое умение концентрировать усилия и волю плюс естественное для спортсмена честолюбие — вот козыри Маргариты Николаевой.

Сафронюк формировал сборную Одессы для участия в Спартакиаде республики 1956 года. Николаеву он в команду не включил. Но члена сборной на турнир вызвали персонально. Соревновалась Маргарита на личное первенство и вошла в сборную республики. Возможно, поехала бы и на Олимпийские игры, проходившие в конце того года в Мельбурне. Но Николаева сообщила тренерам, чтоб на неё не рассчитывали: она ждет ребёнка…

Следующего сезона не было. Гимнастка родила сына, заканчивала технологический институт. Маргарите было 22. Сейчас в этом возрасте в большую гимнастику никто не возвращается. Возможно, и тогда не ждали нового выхода на помост Николаевой. Но не была бы она сама собой, если бы отказалась от мечты.

Николаева достигла высочайшего уровня общей физподготовки, который позволял ей на каждом снаряде творить дотоле невиданное. Во время всесоюзного тренировочного сбора в Москве в 1958 году одесситка исполнила фляк на бревне. Услышав эту новость, посмотреть на героиню дня сбежались гимнасты, тренировавшиеся в других залах комплекса. А потом Рита первой из женщин исполнила арабское сальто, затем включила в свои программы ещё ряд уникальных элементов, обеспечивших ей всемирное признание.

Всего за два года полностью обновила композиции, вошла в прекрасную форму и добилась права поехать в Рим.

К римской Олимпиаде самостоятельно подготовила в упражнениях на бревне уникальный элемент — стойку на одной руке. Однако преподнесла она этот восхитивший судей и болельщиков трюк только во втором выступлении. Первое шло в командный зачёт, и Николаева предпочла ради команды недосчитаться нескольких десятых. Её композиция получила в финале наивысшую оценку. Одесситка вновь покорила римских зрителей. Только чемпионка в упражнении на бревне, лидер чехословацкой команды Ева Босакова, получила такую же, как Николаева, оценку, но, благодаря лучшему предварительному результату, опередила одесситку на одну десятую балла. Николаева осталась четвёртой, пропустив на пьедестал подруг по комнате Латынину и Муратову. Обе благодаря более высоким предварительным оценкам обошли одесситку… меньше чем на пять сотых.. Зато в командном зачёте стала «забойщицей» советской сборной. Пожертвовав медалью и в личном первенстве, Николаева в целом с блеском провела выступление и вместе с Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой завоевала золото Олимпийских игр. [1]

К этой исторической олимпийской победе — первой в истории Одессы  — Николаева добавила золотую медаль в опорном прыжке , став первой гимнасткой в мире, выполнившей прыжок «влёт» (премьера прыжка, позволившего Николаевой попасть в олимпийскую сборную, состоялась в 1959 году на Спартакиаде народов СССР ).

Во время турне сборной СССР по США после Олимпиады в Риме , Фидель Кастро попросил Никиту Хрущёва направить советских спортсменок на Кубу , где устроил им триумфальный приём. Николаева настолько обаяла кубинского вождя, что стала единственной из советской сборной, кто был удостоен подарка в виде бюста Фиделя Кастро и его автографа.

Наверное, тренировки Николаевой отличались от системы занятий других ведущих гимнасток тех лет. Рита часто занималась вместе со спринтерами, много бегала и тренировалась с гимнастами-мужчинами, брала уроки у акробатов, сама искала себе хореографа в оперном театре. И с успехом выступала на всесоюзных соревнованиях.

Очень хотелось Рите второй раз попасть на Олимпиаду. Но ей не везло — в мае 63-го спортсменке сделали операцию по поводу аппендицита. Через полтора месяца состоялся финал Спартакиады Украины. Времени для восстановления спортивной формы было очень мало. Рита, хоть и оказалась в числе сильнейших, в сборную все же не попала.

В год Токийской Олимпиады Маргарита подготовила сложнейшую программу со множеством уникальных элементов и связок. Когда (уже годы спустя) посчитали степень трудности той программы одесситки и сравнили с композициями её последовательниц, то оказалось, что программа Николаевой 1964 года соответствовала по сложности тем, которые демонстрировали лидеры мировой гимнастики в начале семидесятых! Она оказалась создательницей и исполнительницей головоломных композиций, подобными которым и по сей день удивляют мир выдающиеся гимнастки.

В период с 1963 -го по 1967 гг. Николаева тренировалась под руководством известного одесского тренера Юрия Тихонова. В 1965 году стала бронзовым призёром чемпионата СССР в вольных упражнениях и бронзовым призёром Кубка СССР в многоборье . В 1971 году приняла участие в создании в Одессе СДЮСШОР по спортивной гимнастике .

Будучи действующей спортсменкой, снялась в ряде фильмов Евгения Матвеева .

Маргарита Николаева рано ушла из жизни. Её сердце остановилось 21 декабря 1993 года .

В 2001 году одесский горисполком назвал первую олимпийскую чемпионку из Одессы лучшей спортсменкой Южной Пальмиры XX века [2] .

Образ в искусстве

ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОДЕССКОЙ ГИМНАСТКИ — ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ МАРГАРИТЫ НИКОЛАЕВОЙ.(песня) Владимир Рывкин (Одесса — Эрланген)

Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Ты одна от одесситов в эту римскую явилась даль.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Просто Рита. Мускулы твои как сталь.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Жизнь не зря наша прожита, коротка вот только, жаль.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.

Спортивные достижения

Примечания

Ссылки

www.cruer.com

Николаева, Маргарита Николаевна - Википедия

Маргарита Николаевна Николаева (до замужества — Петрова; 23 сентября 1935(19350923), Иваново, РСФСР, СССР — 21 декабря 1993, Одесса, Украина) — знаменитая украинская советская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка. Заслуженный мастер спорта СССР (1960).

Биография[ | ]

Начала тренироваться в 13 лет в одесской ДЮСШ-1 под руководством Александра Сафронюка. Среди сверстниц выделялась умением быстро осваивать на практике любые технические элементы.

Занималась Рита у Сафронюка четыре года. Он оказался первым и единственным её тренером. Потом спортсменка отказалась от опеки тренера.

В 1953 году с блеском выступила в составе сборной СССР на фестивале молодежи в Бухаресте, через год показала себя на Всемирных студенческих играх в Будапеште, прекрасно состязалась во время турне советских гимнасток по Скандинавии. Стала полноправным членом сборной.

Именно тогда произошёл принципиальный конфликт между гимнасткой и её бывшим тренером.

Николаева стремилась реализовать свои редкие способности, которые наставник пытался… обуздать. Александр Степанович был человеком очень занятым: работал в ДСШ и технологическом институте, в спортклубе армии, за который выступала Маргарита, и ещё где-то. Везде он был нарасхват. Поэтому и не хватало у него времени, сил да, очевидно, и желания по-настоящему заниматься с лучшей из одесских гимнасток. Когда Рита уезжала на всесоюзный или республиканский сбор и там разучивала самостоятельно новые элементы, Сафронюк запрещал девушке вставлять их в уже готовые — гладенькие, но ординарные композиции. Гимнастка же понимала: таким, как у всех, не только никого не удивишь, но и не победишь. И она упорно продолжала искать оригинальные решения связок, осваивала рискованные элементы. Часто после обычной тренировки оставалась в зале вместе с ребятами-гимнастами и выполняла многое из их арсенала. Она могла с одного взгляда схватить элемент, разложить его в уме на составляющие и, что особенно удивительно, исполнить чуть ли не с первого раза.

Великолепная координация движений, редкое умение концентрировать усилия и волю плюс естественное для спортсмена честолюбие — вот козыри Маргариты Николаевой.

Сафронюк формировал сборную Одессы для участия в Спартакиаде республики 1956 года. Николаеву он в команду не включил. Но члена сборной на турнир вызвали персонально. Соревновалась Маргарита на личное первенство и вошла в сборную республики. Возможно, поехала бы и на Олимпийские игры, проходившие в конце того года в Мельбурне. Но Николаева сообщила тренерам, чтоб на неё не рассчитывали: она ждет ребёнка…

Следующего сезона не было. Гимнастка родила сына, заканчивала технологический институт. Маргарите было 22. Сейчас в этом возрасте в большую гимнастику никто не возвращается. Возможно, и тогда не ждали нового выхода на помост Николаевой. Но не была бы она сама собой, если бы отказалась от мечты.

Николаева достигла высочайшего уровня общей физподготовки, который позволял ей на каждом снаряде творить дотоле невиданное. Во время всесоюзного тренировочного сбора в Москве в 1958 году одесситка исполнила фляк на бревне. Услышав эту новость, посмотреть на героиню дня сбежались гимнасты, тренировавшиеся в других залах комплекса. А потом Рита первой из женщин исполнила арабское сальто, затем включила в свои программы ещё ряд уникальных элементов, обеспечивших ей всемирное признание.

Всего за два года полностью обновила композиции, вошла в прекрасную форму и добилась права поехать в Рим.

К римской Олимпиаде самостоятельно подготовила в упражнениях на бревне уникальный элемент — стойку на одной руке. Однако преподнесла она этот восхитивший судей и болельщиков трюк только во втором выступлении. Первое шло в командный зачёт, и Николаева предпочла ради команды недосчитаться нескольких десятых. Её композиция получила в финале наивысшую оценку. Одесситка вновь покорила римских зрителей. Только чемпионка в упражнении на бревне, лидер чехословацкой команды Ева Босакова, получила такую же, как Николаева, оценку, но, благодаря лучшему предварительному результату, опередила одесситку на одну десятую балла. Николаева осталась четвёртой, пропустив на пьедестал подруг по комнате Латынину и Муратову. Обе благодаря более высоким предварительным оценкам обошли одесситку… меньше чем на пять сотых.. Зато в командном зачёте стала «забойщицей» советской сборной. Пожертвовав медалью и в личном первенстве, Николаева в целом с блеском провела выступление и вместе с Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой завоевала золото Олимпийских игр.[1]

К этой исторической олимпийской победе — первой в истории Одессы — Николаева добавила золотую медаль в опорном прыжке, став первой гимнасткой в мире, выполнившей прыжок «влёт» (премьера прыжка, позволившего Николаевой попасть в олимпийскую сборную, состоялась в 1959 году на Спартакиаде народов СССР).

Во время турне сборной СССР по США после Олимпиады в Риме, Фидель Кастро попросил Никиту Хрущёва направить советских спортсменок на Кубу, где устроил им триумфальный приём. Николаева настолько обаяла кубинского вождя, что стала единственной из советской сборной, кто был удостоен подарка в виде бюста Фиделя Кастро и его автографа.

Наверное, тренировки Николаевой отличались от системы занятий других ведущих гимнасток тех лет. Рита часто занималась вместе со спринтерами, много бегала и тренировалась с гимнастами-мужчинами, брала уроки у акробатов, сама искала себе хореографа в оперном театре. И с успехом выступала на всесоюзных соревнованиях.

Очень хотелось Рите второй раз попасть на Олимпиаду. Но ей не везло — в мае 63-го спортсменке сделали операцию по поводу аппендицита. Через полтора месяца состоялся финал Спартакиады Украины. Времени для восстановления спортивной формы было очень мало. Рита, хоть и оказалась в числе сильнейших, в сборную все же не попала.

В год Токийской Олимпиады Маргарита подготовила сложнейшую программу со множеством уникальных элементов и связок. Когда (уже годы спустя) посчитали степень трудности той программы одесситки и сравнили с композициями её последовательниц, то оказалось, что программа Николаевой 1964 года соответствовала по сложности тем, которые демонстрировали лидеры мировой гимнастики в начале семидесятых! Она оказалась создательницей и исполнительницей головоломных композиций, подобными которым и по сей день удивляют мир выдающиеся гимнастки.

В период с 1963-го по 1967 гг. Николаева тренировалась под руководством известного одесского тренера Юрия Тихонова. В 1965 году стала бронзовым призёром чемпионата СССР в вольных упражнениях и бронзовым призёром Кубка СССР в многоборье. В 1971 году приняла участие в создании в Одессе СДЮСШОР по спортивной гимнастике.

Будучи действующей спортсменкой, снялась в ряде фильмов Евгения Матвеева.

Маргарита Николаева рано ушла из жизни. Её сердце остановилось 21 декабря 1993 года.

В 2001 году одесский горисполком назвал первую олимпийскую чемпионку из Одессы лучшей спортсменкой Южной Пальмиры XX века[2].

Образ в искусстве[ | ]

ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОДЕССКОЙ ГИМНАСТКИ — ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ МАРГАРИТЫ НИКОЛАЕВОЙ.(песня) Владимир Рывкин (Одесса — Эрланген)

Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Ты одна от одесситов в эту римскую явилась даль.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Просто Рита. Мускулы твои как сталь.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Жизнь не зря наша прожита, коротка вот только, жаль.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.

Спортивные достижения[ | ]

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Николаева Маргарита Николаевна Вики

Маргарита Николаевна Николаева (до замужества — Петрова; 23 сентября 1935 (1935-09-23), Иваново, РСФСР, СССР — 21 декабря 1993, Одесса, Украина) — знаменитая украинская советская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка. Заслуженный мастер спорта СССР (1960).

Биография[ | код]

Начала тренироваться в 13 лет в одесской ДЮСШ-1 под руководством Александра Сафронюка. Среди сверстниц выделялась умением быстро осваивать на практике любые технические элементы.

Занималась Рита у Сафронюка четыре года. Он оказался первым и единственным её тренером. Потом спортсменка отказалась от опеки тренера.

В 1953 году с блеском выступила в составе сборной СССР на фестивале молодежи в Бухаресте, через год показала себя на Всемирных студенческих играх в Будапеште, прекрасно состязалась во время турне советских гимнасток по Скандинавии. Стала полноправным членом сборной.

Именно тогда произошёл принципиальный конфликт между гимнасткой и её бывшим тренером.

Николаева стремилась реализовать свои редкие способности, которые наставник пытался… обуздать. Александр Степанович был человеком очень занятым: работал в ДСШ и технологическом институте, в спортклубе армии, за который выступала Маргарита, и ещё где-то. Везде он был нарасхват. Поэтому и не хватало у него времени, сил да, очевидно, и желания по-настоящему заниматься с лучшей из одесских гимнасток. Когда Рита уезжала на всесоюзный или республиканский сбор и там разучивала самостоятельно новые элементы, Сафронюк запрещал девушке вставлять их в уже готовые — гладенькие, но ординарные композиции. Гимнастка же понимала: таким, как у всех, не только никого не удивишь, но и не победишь. И она упорно продолжала искать оригинальные решения связок, осваивала рискованные элементы. Часто после обычной тренировки оставалась в зале вместе с ребятами-гимнастами и выполняла многое из их арсенала. Она могла с одного взгляда схватить элемент, разложить его в уме на составляющие и, что особенно удивительно, исполнить чуть ли не с первого раза.

Великолепная координация движений, редкое умение концентрировать усилия и волю плюс естественное для спортсмена честолюбие — вот козыри Маргариты Николаевой.

Сафронюк формировал сборную Одессы для участия в Спартакиаде республики 1956 года. Николаеву он в команду не включил. Но члена сборной на турнир вызвали персонально. Соревновалась Маргарита на личное первенство и вошла в сборную республики. Возможно, поехала бы и на Олимпийские игры, проходившие в конце того года в Мельбурне. Но Николаева сообщила тренерам, чтоб на неё не рассчитывали: она ждет ребёнка…

Следующего сезона не было. Гимнастка родила сына, заканчивала технологический институт. Маргарите было 22. Сейчас в этом возрасте в большую гимнастику никто не возвращается. Возможно, и тогда не ждали нового выхода на помост Николаевой. Но не была бы она сама собой, если бы отказалась от мечты.

Николаева достигла высочайшего уровня общей физподготовки, который позволял ей на каждом снаряде творить дотоле невиданное. Во время всесоюзного тренировочного сбора в Москве в 1958 году одесситка исполнила фляк на бревне. Услышав эту новость, посмотреть на героиню дня сбежались гимнасты, тренировавшиеся в других залах комплекса. А потом Рита первой из женщин исполнила арабское сальто, затем включила в свои программы ещё ряд уникальных элементов, обеспечивших ей всемирное признание.

Всего за два года полностью обновила композиции, вошла в прекрасную форму и добилась права поехать в Рим.

К римской Олимпиаде самостоятельно подготовила в упражнениях на бревне уникальный элемент — стойку на одной руке. Однако преподнесла она этот восхитивший судей и болельщиков трюк только во втором выступлении. Первое шло в командный зачёт, и Николаева предпочла ради команды недосчитаться нескольких десятых. Её композиция получила в финале наивысшую оценку. Одесситка вновь покорила римских зрителей. Только чемпионка в упражнении на бревне, лидер чехословацкой команды Ева Босакова, получила такую же, как Николаева, оценку, но, благодаря лучшему предварительному результату, опередила одесситку на одну десятую балла. Николаева осталась четвёртой, пропустив на пьедестал подруг по комнате Латынину и Муратову. Обе благодаря более высоким предварительным оценкам обошли одесситку… меньше чем на пять сотых.. Зато в командном зачёте стала «забойщицей» советской сборной. Пожертвовав медалью и в личном первенстве, Николаева в целом с блеском провела выступление и вместе с Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой завоевала золото Олимпийских игр.[1]

К этой исторической олимпийской победе — первой в истории Одессы — Николаева добавила золотую медаль в опорном прыжке, став первой гимнасткой в мире, выполнившей прыжок «влёт» (премьера прыжка, позволившего Николаевой попасть в олимпийскую сборную, состоялась в 1959 году на Спартакиаде народов СССР).

Во время турне сборной СССР по США после Олимпиады в Риме, Фидель Кастро попросил Никиту Хрущёва на советских спортсменок на Кубу, где устроил им триумфальный приём. Николаева настолько обаяла кубинского вождя, что стала единственной из советской сборной, кто был удостоен подарка в виде бюста Фиделя Кастро и его автографа.

Наверное, тренировки Николаевой отличались от системы занятий других ведущих гимнасток тех лет. Рита часто занималась вместе со спринтерами, много бегала и тренировалась с гимнастами-мужчинами, брала уроки у акробатов, сама искала себе хореографа в оперном театре. И с успехом выступала на всесоюзных соревнованиях.

Очень хотелось Рите второй раз попасть на Олимпиаду. Но ей не везло — в мае 63-го спортсменке сделали операцию по поводу аппендицита. Через полтора месяца состоялся финал Спартакиады Украины. Времени для восстановления спортивной формы было очень мало. Рита, хоть и оказалась в числе сильнейших, в сборную все же не попала.

В год Токийской Олимпиады Маргарита подготовила сложнейшую программу со множеством уникальных элементов и связок. Когда (уже годы спустя) посчитали степень трудности той программы одесситки и сравнили с композициями её последовательниц, то оказалось, что программа Николаевой 1964 года соответствовала по сложности тем, которые демонстрировали лидеры мировой гимнастики в начале семидесятых! Она оказалась создательницей и исполнительницей головоломных композиций, подобными которым и по сей день удивляют мир выдающиеся гимнастки.

В период с 1963-го по 1967 гг. Николаева тренировалась под руководством известного одесского тренера Юрия Тихонова. В 1965 году стала бронзовым призёром чемпионата СССР в вольных упражнениях и бронзовым призёром Кубка СССР в многоборье. В 1971 году приняла участие в создании в Одессе СДЮСШОР по спортивной гимнастике.

Будучи действующей спортсменкой, снялась в ряде фильмов Евгения Матвеева.

Маргарита Николаева рано ушла из жизни. Её сердце остановилось 21 декабря 1993 года.

В 2001 году одесский горисполком назвал первую олимпийскую чемпионку из Одессы лучшей спортсменкой Южной Пальмиры XX века[2].

Образ в искусстве[ | код]

ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОДЕССКОЙ ГИМНАСТКИ — ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ МАРГАРИТЫ НИКОЛАЕВОЙ.(песня) Владимир Рывкин (Одесса — Эрланген)

Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Ты одна от одесситов в эту римскую явилась даль.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Просто Рита. Мускулы твои как сталь.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Жизнь не зря наша прожита, коротка вот только, жаль.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.

Спортивные достижения[ | код]

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Маргарита Николаевна Николаева - Википедия

Маргарита Николаевна Николаева (до замужества — Петрова; 23 сентября 1935(19350923), Иваново, РСФСР, СССР — 21 декабря 1993, Одесса, Украина) — знаменитая украинская советская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка. Заслуженный мастер спорта СССР (1960).

Биография[ | ]

Начала тренироваться в 13 лет в одесской ДЮСШ-1 под руководством Александра Сафронюка. Среди сверстниц выделялась умением быстро осваивать на практике любые технические элементы.

Занималась Рита у Сафронюка четыре года. Он оказался первым и единственным её тренером. Потом спортсменка отказалась от опеки тренера.

В 1953 году с блеском выступила в составе сборной СССР на фестивале молодежи в Бухаресте, через год показала себя на Всемирных студенческих играх в Будапеште, прекрасно состязалась во время турне советских гимнасток по Скандинавии. Стала полноправным членом сборной.

Именно тогда произошёл принципиальный конфликт между гимнасткой и её бывшим тренером.

Николаева стремилась реализовать свои редкие способности, которые наставник пытался… обуздать. Александр Степанович был человеком очень занятым: работал в ДСШ и технологическом институте, в спортклубе армии, за который выступала Маргарита, и ещё где-то. Везде он был нарасхват. Поэтому и не хватало у него времени, сил да, очевидно, и желания по-настоящему заниматься с лучшей из одесских гимнасток. Когда Рита уезжала на всесоюзный или республиканский сбор и там разучивала самостоятельно новые элементы, Сафронюк запрещал девушке вставлять их в уже готовые — гладенькие, но ординарные композиции. Гимнастка же понимала: таким, как у всех, не только никого не удивишь, но и не победишь. И она упорно продолжала искать оригинальные решения связок, осваивала рискованные элементы. Часто после обычной тренировки оставалась в зале вместе с ребятами-гимнастами и выполняла многое из их арсенала. Она могла с одного взгляда схватить элемент, разложить его в уме на составляющие и, что особенно удивительно, исполнить чуть ли не с первого раза.

Великолепная координация движений, редкое умение концентрировать усилия и волю плюс естественное для спортсмена честолюбие — вот козыри Маргариты Николаевой.

Сафронюк формировал сборную Одессы для участия в Спартакиаде республики 1956 года. Николаеву он в команду не включил. Но члена сборной на турнир вызвали персонально. Соревновалась Маргарита на личное первенство и вошла в сборную республики. Возможно, поехала бы и на Олимпийские игры, проходившие в конце того года в Мельбурне. Но Николаева сообщила тренерам, чтоб на неё не рассчитывали: она ждет ребёнка…

Следующего сезона не было. Гимнастка родила сына, заканчивала технологический институт. Маргарите было 22. Сейчас в этом возрасте в большую гимнастику никто не возвращается. Возможно, и тогда не ждали нового выхода на помост Николаевой. Но не была бы она сама собой, если бы отказалась от мечты.

Николаева достигла высочайшего уровня общей физподготовки, который позволял ей на каждом снаряде творить дотоле невиданное. Во время всесоюзного тренировочного сбора в Москве в 1958 году одесситка исполнила фляк на бревне. Услышав эту новость, посмотреть на героиню дня сбежались гимнасты, тренировавшиеся в других залах комплекса. А потом Рита первой из женщин исполнила арабское сальто, затем включила в свои программы ещё ряд уникальных элементов, обеспечивших ей всемирное признание.

Всего за два года полностью обновила композиции, вошла в прекрасную форму и добилась права поехать в Рим.

К римской Олимпиаде самостоятельно подготовила в упражнениях на бревне уникальный элемент — стойку на одной руке. Однако преподнесла она этот восхитивший судей и болельщиков трюк только во втором выступлении. Первое шло в командный зачёт, и Николаева предпочла ради команды недосчитаться нескольких десятых. Её композиция получила в финале наивысшую оценку. Одесситка вновь покорила римских зрителей. Только чемпионка в упражнении на бревне, лидер чехословацкой команды Ева Босакова, получила такую же, как Николаева, оценку, но, благодаря лучшему предварительному результату, опередила одесситку на одну десятую балла. Николаева осталась четвёртой, пропустив на пьедестал подруг по комнате Латынину и Муратову. Обе благодаря более высоким предварительным оценкам обошли одесситку… меньше чем на пять сотых.. Зато в командном зачёте стала «забойщицей» советской сборной. Пожертвовав медалью и в личном первенстве, Николаева в целом с блеском провела выступление и вместе с Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой завоевала золото Олимпийских игр.[1]

К этой исторической олимпийской победе — первой в истории Одессы — Николаева добавила золотую медаль в опорном прыжке, став первой гимнасткой в мире, выполнившей прыжок «влёт» (премьера прыжка, позволившего Николаевой попасть в олимпийскую сборную, состоялась в 1959 году на Спартакиаде народов СССР).

Во время турне сборной СССР по США после Олимпиады в Риме, Фидель Кастро попросил Никиту Хрущёва направить советских спортсменок на Кубу, где устроил им триумфальный приём. Николаева настолько обаяла кубинского вождя, что стала единственной из советской сборной, кто был удостоен подарка в виде бюста Фиделя Кастро и его автографа.

Наверное, тренировки Николаевой отличались от системы занятий других ведущих гимнасток тех лет. Рита часто занималась вместе со спринтерами, много бегала и тренировалась с гимнастами-мужчинами, брала уроки у акробатов, сама искала себе хореографа в оперном театре. И с успехом выступала на всесоюзных соревнованиях.

Очень хотелось Рите второй раз попасть на Олимпиаду. Но ей не везло — в мае 63-го спортсменке сделали операцию по поводу аппендицита. Через полтора месяца состоялся финал Спартакиады Украины. Времени для восстановления спортивной формы было очень мало. Рита, хоть и оказалась в числе сильнейших, в сборную все же не попала.

В год Токийской Олимпиады Маргарита подготовила сложнейшую программу со множеством уникальных элементов и связок. Когда (уже годы спустя) посчитали степень трудности той программы одесситки и сравнили с композициями её последовательниц, то оказалось, что программа Николаевой 1964 года соответствовала по сложности тем, которые демонстрировали лидеры мировой гимнастики в начале семидесятых! Она оказалась создательницей и исполнительницей головоломных композиций, подобными которым и по сей день удивляют мир выдающиеся гимнастки.

В период с 1963-го по 1967 гг. Николаева тренировалась под руководством известного одесского тренера Юрия Тихонова. В 1965 году стала бронзовым призёром чемпионата СССР в вольных упражнениях и бронзовым призёром Кубка СССР в многоборье. В 1971 году приняла участие в создании в Одессе СДЮСШОР по спортивной гимнастике.

Будучи действующей спортсменкой, снялась в ряде фильмов Евгения Матвеева.

Маргарита Николаева рано ушла из жизни. Её сердце остановилось 21 декабря 1993 года.

В 2001 году одесский горисполком назвал первую олимпийскую чемпионку из Одессы лучшей спортсменкой Южной Пальмиры XX века[2].

Образ в искусстве[ | ]

ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОДЕССКОЙ ГИМНАСТКИ — ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ МАРГАРИТЫ НИКОЛАЕВОЙ.(песня) Владимир Рывкин (Одесса — Эрланген)

Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Ты одна от одесситов в эту римскую явилась даль.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Просто Рита. Мускулы твои как сталь.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.Маргарита! Маргарита!Олимпийская отлита для тебя медаль.Маргарита! Маргарита!Жизнь не зря наша прожита, коротка вот только, жаль.Разбег, толчок, толчок, полёт,Никто тебя не превзойдёт.И ты взойдёшь на пьедестал -Твой час настал, и сто из ста, твой час настал.

Спортивные достижения[ | ]

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Николаева, Маргарита Николаевна - это... Что такое Николаева, Маргарита Николаевна?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Николаева.

Маргарита Николаевна Николаева (до замужества — Петрова; 23 сентября 1935(19350923), Иваново, РСФСР, СССР — 21 декабря 1993, Одесса, Украина) — знаменитая советская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка. Заслуженный мастер спорта СССР (1960).

Биография

Начала тренироваться в 13 лет в одесской ДЮСШ-1 под руководством Александра Сафронюка. Среди сверстниц выделялась умением быстро осваивать на практике любые технические элементы.

К римской Олимпиаде самостоятельно подготовила в упражнениях на бревне уникальный элемент — стойку на одной руке. Однако преподнесла она этот восхитивший судей и болельщиков трюк только во втором выступлении. Первое шло в командный зачёт, и Николаева предпочла ради команды недосчитаться нескольких десятых. В итоге по сумме двух попыток до первого места ей не хватило 0,1 балла. Зато в командном зачёте стала «забойщицей» советской сборной. Пожертвовав медалью и в личном первенстве, Николаева в целом с блеском провела выступление и вместе с Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой завоевала золото Олимпийских игр.[1]

К этой исторической олимпийской победе — первой в истории Одессы — Николаева добавила золотую медаль в опорном прыжке, став первой гимнасткой в мире, выполнившей прыжок «влёт» (премьера прыжка, позволившего Николаевой попасть в олимпийскую сборную, состоялась в 1959 году на Спартакиаде народов СССР).

Во время турне сборной СССР по США после Олимпиады в Риме, Фидель Кастро попросил Никиту Хрущёва направить советских спортсменок на Кубу, где устроил им триумфальный приём. Николаева настолько обаяла кубинского вождя, что стала единственной из советской сборной, кто был удостоен подарка в виде бюста Фиделя Кастро и его автографа.

В период с 1963-го по 1967 гг. Николаева тренировалась под руководством известного одесского тренера Юрия Тихонова. В 1965 году стала бронзовым призёром чемпионата СССР в вольных упражнениях и бронзовым призёром Кубка СССР в многоборье. В 1971 году приняла участие в создании в Одессе СДЮСШОР по спортивной гимнастике.

Будучи действующей спортсменкой, снялась в ряде фильмов Евгения Матвеева.

Маргарита Николаева рано ушла из жизни. Её сердце остановилось 21 декабря 1993 года.

В 2001 году одесский горисполком назвал первую олимпийскую чемпионку из Одессы лучшей спортсменкой Южной Пальмиры XX века[2].

Спортивные достижения

Примечания

Ссылки

brokgauz.academic.ru

Николаева, Маргарита Николаевна - это... Что такое Николаева, Маргарита Николаевна?

 Николаева, Маргарита Николаевна

Олимпийская чемпионка 1960 г. по спортивной гимнастике, заслуженный мастер спорта СССР; родилась 23 сентября 1935 г. в г. Иваново; окончила Одесский технологический институт питания и холодильной промышленности в 1962 г., Одесский педагогический институт в 1966 г.; награждена медалью "За трудовую доблесть".

Большая биографическая энциклопедия. 2009.

  • Николаева, М. К.
  • Николаева, Мария Николаевна

Смотреть что такое "Николаева, Маргарита Николаевна" в других словарях:

  • Николаева, Маргарита Николаевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Николаева. Маргарита Николаева …   Википедия

  • Николаева, Ксения Николаевна — Николаева Ксения Николаева Ксения Дата рождения: 6 сентября 1959(1959 09 06) (53 года) Гражданство: Украина …   Википедия

  • Николаева — Содержание 1 А 2 Г 3 Е 4 К 5 М …   Википедия

  • Николаев — Содержание 1 Носители фамилии Николаев 1.1 A 1.2 Б 1.3 …   Википедия

  • Список заслуженных мастеров спорта СССР (спортивная гимнастика) — Содержание 1 1939 2 1942 3 1943 4 1944 5 1946 6 1947 …   Википедия

  • Список заслуженных артистов РСФСР — …   Википедия

  • Список награждённых медалью «Защитнику свободной России» — Приложение к статье Медаль «Защитнику свободной России» Статья содержит полный список[1] награждённых медалью «Защитнику свободной России» (на дату, указанную в основной статье как последнее награждение) граждан России и иностранных граждан (в… …   Википедия

  • Список заслуженных учителей Российской Федерации (1996) — Ниже приводится список лиц, награждённых званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» в 1996 году. В него вошли учителя, преподаватели, воспитатели, заместители директоров, директора и другие работники системы образования, включая военные… …   Википедия

  • Список заслуженных учителей Российской Федерации (2012) — Ниже приводится список награждённых званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» в 2012 году. В него вошли учителя, преподаватели, воспитатели, заместители директоров, директора и другие работники системы образования, включая военные… …   Википедия

  • Список народных артистов Российской Федерации — Ниже приведён список народных артистов Российской Федерации по годам присвоения звания …   Википедия

dic.academic.ru