«Дети фестиваля»: как в СССР жили «афророссияне» . Дети олимпиады 80


как в СССР жили «афророссияне» — Рамблер/женский

Сегодня в России можно встретить людей с темной кожей и совершенно не европейской внешности, при этом часто с русскими именами и прекрасно говорящих на нашем родном языке… Это так называемые «дети фестивалей». Как правило, их матери по национальности русские, а отцы — родом из Африки, Латинской Америки или с Ближнего Востока.

Плоды «интернациональной дружбы»

В 30-е годы в СССР стали прибывать из США инженеры и предприниматели, представители творческих коллективов, многие из которых были так называемыми «афроамериканцами». Нередко они оставались в нашей стране надолго и даже женились на советских девушках. Естественно, на свет появлялись дети с соответствующим цветом кожи. Наверное, все прекрасно помнят темнокожего малыша из фильма «Цирк», вышедшего в 1936 году, где главную роль исполняет Любовь Орлова. Джеймс Паттерсон стал плодом любви американца Ллойда Паттерсона и советской театральной художницы Веры Араловой. С 28 июля по 11 августа 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Говорят, что девять месяцев спустя у многих молодых москвичек родились дети со смуглой или даже черной кожей. Уже позднее, в 60— х, появился термин «дети фестиваля». Советских девушек привлекала прежде всего экзотика. Тем более что в СССР активно пропагандировали дружбу и равенство между всеми народами, сочувствие к «бедным и угнетенным» жителям развивающихся стран, жертвам «апартеида»… И все это играло свою роль. К тому же, иностранцы умели красиво ухаживать. Девушки буквально осаждали гостиницы и общежития, где жили гости фестиваля, в надежде познакомиться с кем-нибудь из них. Внутрь, конечно, никого не пускали, но кто мог запретить иностранцам выходить на улицу? Романы между «дружественными нациями» разгорались буквально за несколько минут, а дальше оставалось только отыскать ближайшие кусты или поляну в парке… Разумеется, такое поведение, «позорящее советских комсомолок», не поощрялось. Начались облавы, в которых принимали участие добровольные дружинники. Завидев девушку с иностранцем, они ловили первую и выстригали у нее волосы так, что потом оставалось только постричься чуть ли не наголо… Гостей столицы, правда, было распоряжение не трогать.

«Цветного бэби-бума» не было?

«Дети фестиваля» стали появляться на свет весной 1958 года. Скрыть «грех» их матерям было трудно: цвет кожи младенцев выдавал с головой. По большей части таких женщин осуждали, их считали особами легкого поведения. В СССР уже само по себе рождение внебрачного ребенка считалось позорным, а уж если этот ребенок был с виду не таким, как все, то остракизму такую семью подвергали и соседи, и коллеги по работе, и чиновники… Не говоря уж о том, как несладко приходилось такому ребенку в детском саду или школе. Ходили даже легенды, что якобы матерей с «черными» малышами вывозили из Москвы в Вологодскую область, или отправляли таких детей в Ивановский интернациональный детский дом. Что будто бы неподалеку от подмосковной станции «Отдых» открыли спецшколу, в которой учились «дети фестиваля». А их легкомысленных матерей выселяли за 101-й километр… Правда, ни один из этих фактов не имеет официального подтверждения. Но о «цветном бэби-буме» говорить не приходится. В Москве в 1958 году было зарегистрировано всего 531 ребенка-мулата. Так что половые связи русских девушек с неграми вряд ли могли носить массовый характер. Возможно, многие пары ограничились «дружбой» без интима.

От «детей Лумумбы» к «афророссиянам» Мулаты и метисы продолжали рождаться в России и после фестиваля. Этому способствовало то, что в советских вузах училось немало студентов из «братских» стран. Очень много иностранцев учились в МГИМО, ИСАА при МГУ, РУДН имени Патриса Лумумбы. И многие из них крутили романы с нашими девушками. Появились даже выражения «дети Лумумбы», а после XXII летних Олимпийских игр 1980 года, также проходивших в Москве — и «дети Олимпиады». После проведения в столице в 1985 году XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в обиход вернулся термин «дети фестиваля». На рубеже 1990-2000 годов возник новый термин — «афророссияне», авторство которого приписывает себе телеведущая Елена Ханга. После перестройки к советским и российским мулатам стали относиться куда терпимее, чем в эпоху «развитого социализма». Благодаря своей экзотической внешности они часто делают карьеру, особенно в шоу-бизнесе. Во всяком случае, сегодня появление русскоязычных темнокожих «полукровок» на улице или в общественных местах никого особенно не удивляет.

Сообщение «Дети фестиваля»: как в СССР жили «афророссияне» появились сначала на Умная.

Читайте также

woman.rambler.ru

Дети олимпиады - это... Что такое Дети олимпиады?

Де́ти фестива́ля или фестива́льные де́ти[1] — устоявшийся в СССР в 1960—1970-х годах бытовой стереотип, клише[1], подразумевающее совокупность советских людей (как правило славян), одним из родителей которых являются неевропеоиды стран Африки, Латинской Америки или, в меньшей степени, зарубежной Азии.

Прежде всего этот фразеологизм относится к родившимся в Советском Союзе детям представителей негроидной расы выходцев из «чёрной Африки», как наиболее заметно отличающимся внешне. Считается, что впервые массовое появление русских-метисов и русских-мулатов вызвал прошедший в Москве в 1957 году VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, отсюда и название. На появление устойчивого сочетания могла повлиять начальная строчка гимна фестиваля: «Дети разных народов, мы мечтою о мире живём…» («Гимн демократической молодёжи»).

Предыстория

Хотя значительная часть экономики Российской империи строилась на сельском хозяйстве, Россия не нуждалась в целенаправленном ввозе чернокожих рабов из Африки, так как практически весь сельскохозяйственный труд исполнялся крепостными крестьянами[2]. Поэтому миграция в Россию людей негроидной расы с последующим их укоренением на новой родине из-за географической отдалённости могла происходить лишь эпизодически, как единичные случаи;[3] она никогда не была массовой и, соответственно, негры (арапы, мавры) традиционно были большой диковинкой для подавляющей массы населения России.

Относительно заметным началом появления в России чернокожих можно считать период индустриализации СССР 1930-х годов, когда по указанию партии из-за границы было приглашено большое количество инженеров ведущих западноевропейских и американских компаний, была налажена внешняя торговля и масштабные поставки современного промышленного оборудования и техники, а также с помощью квалифицированных иностранных специалистов создавалась отечественная система высшего технического образования.

Закономерно, что частью приехавших из США инженеров, коммерсантов, представителей интеллигенции были негры. В определённом количестве они обосновывались в Советском Союзе на годы, а иногда и заводили семьи и оставались насовсем (см., например, Паттерсон, Джемс Ллойдович). На данном этапе такие случаи в масштабах страны, впрочем, оставались скорее единичными и не оценивались коренным населением как особое явление. Укоренению в СССР некоторых специалистов-негров способствовал общий экономический и эмоционально-психологический подъём страны на контрастном фоне Великой Депрессии в странах Запада, а также прочная идеологическая установка в СССР на пролетарский интернационализм: в отличие от США здесь негры не подвергались направленной расовой дискриминации, скорее наоборот.

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 года вызвал, таким образом, «новую волну» — в отличие от предыдущих, замеченную советским обществом. В статье о московском фестивале Артём Кречетников, «Би-би-си», отмечает:[4]

«Оттепель» принесла с собой новые принципы: иностранцы делятся на плохих и хороших, и последних неизмеримо больше; все трудящиеся — друзья СССР; если они пока и не готовы строить социализм, то уж точно хотят мира во всём мире, и на этой почве мы с ними столкуемся… Теперь всё западное перестали отвергать чохом… Появился специальный термин: «люди доброй воли». Не стопроцентно наши, но и не враги. Они-то и съехались в Москву.

Фестиваль

Символом молодёжного форума, на который прибыли десятки тысяч делегатов от левых молодёжных организаций из 131 страны мира,[5] стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. Во время фестиваля стремительно распространилась мода на джинсы, кеды и игру бадминтон. Популярными стали музыкальные суперхиты Rock around the clock, «Эй, моряк, ты слишком долго плавал…», «Гимн демократической молодёжи», «Если бы парни всей Земли…» и «Подмосковные вечера». Фестиваль стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для юношей и девушек. Известный джазмен Алексей Козлов позже пишет о тех днях:[5]

Ни туристы, ни бизнесмены в страну ещё не приезжали, дипломаты и редкие журналисты просто так на улицах не появлялись. Поэтому, когда мы вдруг увидели на улицах Москвы тысячи иностранцев, с которыми можно было общаться, нас охватило что-то вроде эйфории…

Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли кучки людей, в центре каждой из них несколько человек что-то горячо обсуждали. Остальные, окружив их плотным кольцом, вслушивались, набираясь ума-разума, привыкая к самому этому процессу — свободному обмену мнениями.

Версии

Среди тысяч делегатов было немало представителей негроидной расы — это были посланцы Африки, находившейся в самом разгаре процесса деколонизации. Ряд делегаций представляли не государства, а национально-освободительные движения, зачастую находящихся у себя на родине в подполье. Последних старались принять особенно сердечно. Советская пресса часто и подробно рассказывала о трудностях и опасностях, которые им пришлось преодолеть, чтобы попасть в Москву.[4] Писатель Анатолий Макаров рассказывает:[6]

Годы обретения независимости странами Африки

От Манежной площади прямо по мостовой, пренебрегая гудками машин и милицейскими трелями, подымалась толпа, никогда на московских улицах не виданная. Пёстрая, почти карнавально разодетая, непочтительная, весёлая, звенящая гитарами, бьющая в барабаны, дующая в дудки, орущая, поющая, танцующая на ходу, хмельная не от вина, а от свободы и самых чистых и лучших чувств, незнакомая, неизвестная, разноязыкая — и до озноба, до боли родная…

Фестиваль ехал по Москве в автобусах и в открытых грузовиках (на всех гостей автобусов не хватало). Он плыл по Садовому кольцу, которое представляло собой бескрайнее человеческое море. Вся Москва, простецкая, только-только пришедшая в себя после военных карточек и очередей… кое-как приодевшаяся, едва начавшая выбираться из подвалов и коммуналок, стояла на мостовой, тротуарах, крышах домов и тянула к проезжающим гостям руки, истосковавшиеся по пожатию таких же тёплых человеческих рук. Географическая карта обрела конкретное воплощение. Мир действительно оказался потрясающе разнообразен.

Согласно общепринятым представлениям, позже растиражированным уже перестроечной и российской прессой, тесный эмоциональный контакт молодых москвичей и москвичек со своими зарубежными сверстниками не ограничивался беседами о мире и дружбе и порой заходил гораздо дальше. У простого советского человека была масса вопросов по поводу темнокожих, в том числе не совсем приличных вопросов. Егор Телицын, работавший в дни фестиваля патрульным милиционером, вспоминает:[7]

В районе Ленинских гор задержали группу мужчин. Они расположились за кустами посреди газона, в центре — два молодых африканца. Пьяные и нагишом. Стали разбираться, и один из мужиков объясняет: мол, поспорили с друзьями, какого цвета у них «хозяйство». Для разрешения вопроса купили несколько бутылок водки и уговорили (жестами!) прогуливавшихся мимо делегатов завернуть «на пикничок». Когда те как следует нагрузились, их удалось убедить устроить стриптиз. Как раз к разгару событий мы и подоспели. Африканцев отправили в гостиницу, а наших — в ближайшее отделение…

По свидетельствам участников событий, «было очень много иностранных людей, которых в России никто до этого не видел. Я имею в виду в первую очередь негров, да и просто других национальностей. Наши девочки прямо с ума сходили.»[8] Телекритик Ирина Петровская пишет в «Известиях» о фестивальных днях, что тогда «любовь между советскими комсомолками и посланцами всех стран и континентов вспыхивала сама по себе, ни у кого не спрашивая разрешения».[9] Алексей Козлов в своих нашумевших мемуарах «Козёл на саксе» публикует пикантные подробности:[10]

Сам я не был участником этих событий, но слышал много рассказов, которые в основных деталях были схожи. А происходило вот что. К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к тем местам, где проживали иностранные делегации. Это были различные студенческие общежития и гостиницы, находившиеся на окраинах города… В гостиничные корпуса советским девушкам прорваться было невозможно, так как всё было оцеплено профессионалами-чекистами и любителями-дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить за пределы гостиниц никто не мог.

…События развивались с максимальной скоростью. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки скорее удалялись подальше от зданий, в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся. Особенно далеко они не отходили, поэтому пространство вокруг гостиниц было заполнено довольно плотно, парочки располагались не так уж далеко друг от друга, но в темноте это не имело значения. Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой — безрассудным, отчаянным распутством. Вот уж, действительно «в тихом омуте…»

…Срочно были организованы специальные летучие моторизованные дружины на грузовиках, снабжённые осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками для стрижки волос наголо. Когда грузовики с дружинниками, согласно плану облавы, неожиданно выезжали на поля и включали все фары и лампы, тут-то и вырисовывался истинный масштаб происходящей «оргии». Любовных пар было превеликое множество. Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками… у них выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно — постричься наголо и растить волосы заново… Слухи о происходящем моментально распространились по Москве. Некоторые, особо любопытные, ходили к гостинице «Турист», в Лужники и в другие места, где были облавы, чтобы просто поглазеть на довольно редкое зрелище.

Через девять месяцев после Всемирного фестиваля молодежи и студентов весной 1958 года на свет стали появляться «дети фестиваля». Молодым мамам сложно было скрыть плоды тех мимолётных связей из-за чёрной кожи малышей, и каждый выход на прогулку превращался в наглядную демонстрацию произошедшего. Патриархальное общественное мнение было настроено негативно: негритёнок в коляске считался признаком лёгкого поведения его мамаши. Владимир Контровский в повести «Последний офицер» даёт такую уничижительную характеристику одному из её героев:[11]

Его бабушка, царство ей небесное, была одной из комсомолок-энтузиасток, с распростёртыми коленками встречавших гостей Московского Международного фестиваля молодёжи и студентов, прибывших из стран Азии и Африки, только-только освободившихся от ига проклятых колонизаторов.

Интернациональная дружба не знала границ, и когда волна восторгов схлынула, на песке, промокшем от девичьих слёз, шустрыми крабиками остались многочисленные «дети фестиваля» — с противозачаточными средствами в Стране Советов было туго. Не минула чаша сия и Валерину бабулю: у неё родился чёрненький сынишка — весь в папу. Борец за независимость вернулся на родину, нимало не задумываясь о последствиях своей пылкой, но краткой любви в далёкой северной стране, а его отпрыск вырос.

Отношение к матерям зачастую переносилось в дальнейшем и на самих детей фестиваля. Например, Дмитрий Быков, как и предыдущий автор, считает, что последние очень часто пополняли преступные сообщества или просто болтались на улице, так как росли без отцов.[12] Газета «Іностранец» отмечает, что многие из детей фестиваля 1957 года и их потомков «зависли» между двух цивилизаций.[13]

Сложившиеся в общественном мнении оценки общей численности детей фестиваля обычно колеблются от «появилось множество»[14] до более чем 40 тысяч человек[15]. Некоторые издания констатируют, что после фестиваля 1957 года в СССР возникла новая этническая группа.[16]

Статистика

Фестиваль проходил с 28 июля по 11 августа 1957 года. Всего в Москву прибыло 34 тысячи иностранцев. Самыми многочисленными были делегаты европейских стран; в частности, по две тысячи человек приехало из вполне белокожих Франции и Финляндии.[4]

Наталья Крылова, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Африки РАН, отмечает, что чернокожих гостей фестиваля обоего пола насчитывалось порядка 5—6 тысяч[1] — и они не были предоставлены сами себе, в рамках фестивальной программы за две недели было проведено свыше восьмисот мероприятий с их активным участием.[4] Так что даже если принять как данность обоюдную гиперсексуальность сторон, за отведённое время не могло получиться сколь-нибудь значимого количества интимных контактов, а их результаты могут исчисляться десятками.[1]

Её выводы находят подтверждение в сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР. В ней зафиксировано рождение 531 послефестивального ребёнка (всех рас).[7] Для пятимиллионной (тогда) Москвы — исчезающе мало. Организованные газетой «Труд» поиски следов детей фестиваля неевропеоидных рас в различных профильных государственных, общественных и правозащитных структурах (фонд «Метис», Институт этнологии и антропологии, Центр межнационального сотрудничества, Московский дом национальностей) также не дали результатов.[1]

По данным газеты «Іностранец» даже в нынешней России число потомков межэтнических связей с иностранцами достигает всего 7—9 тысяч в год на страну, а 30-летний россиянин в среднем из общего числа своих партнёрш (около десяти до этого возрастного рубежа) имеет менее 0,001 иностранки — в то время как его ровесник-американец из тех же своих десяти женщин имеет 0,2 иностранки, а француз из 15 — 0,5. То есть говорить о «толпах» жаждущих экзотической любви в 1957 году не приходится: слишком высоки предохраняющие межцивилизационные барьеры. Общество таким образом оберегает своих членов от межэтнических контактов не из расизма как такового, а из большой разницы культур, существенно снижающей шансы потенциальной пары на счастливый брак.[13]

Будущий нобелевский лауреат Габриель Гарсия Маркес, в 1957 году никому ещё не известный колумбийский журналист, в своих воспоминаниях о фестивальных московских буднях и праздниках свидетельствует:[7] советские товарищи хотели дружить, однако

Москвичи подозрительно упрямо сопротивлялись, когда мы изъявляли желание прийти к ним в гости. И лишь несколько человек уступили нашему напору.

Маркес, впрочем, связал это с их чувством стеснения от бедности своих жилищных условий.[17] Что, однако, плохо вяжется с воспоминаниями Макарова, находившегося «по другую сторону баррикад»:[6]

Компанию французов мы привели в гости к нашему однокласснику, в огромную московскую коммуналку, переделанную из бывших номеров. Каким-то образом весь старый двор узнал, что в квартире на втором этаже принимают молодых парижан, и народ повалил к нам с пирогами, с вареньем, естественно, с бутылками и прочими дарами простого русского сердца. Француженки ревели в голос. Между прочим, происходило всё это на Пушечной улице, в ста метрах от знаменитого здания, мимо которого москвичи в те годы проходили, рефлекторно опуская глаза и ускоряя шаг.

Некоторый свет на причину появления различных легенд проливают данные органов внутренних дел и госбезопасности, которыми поделился Владлен Кривошеев, тогда — инструктор орготдела МГК ВЛКСМ.[18] Накануне фестиваля прошла сходка «воров в законе», принявшая решение о полном сворачивании криминала в эти дни в Москве и обеспечении соответствующего контроля над неорганизованным преступным элементом. Причина проста: мероприятие политическое, поэтому в случае чего пришлось бы отвечать не по уголовным статьям УК, а «с политикой» в нагрузку.

Перед фестивалем со всего Союза в Москву начали съезжаться настоящие проститутки. Власти опасались вспышки венерических заболеваний. Поэтому нескольких особо известных профессионалок силами милиции вывезли за город, попортили им причёски и велели предупредить остальных.[18] Это возымело эффект: случаев организованного коммерческого интима за две фестивальные недели зафиксировано не было. Можно утверждать, что все дети фестиваля — дети любви, пусть и мимолётной. Наталья Крылова:[1]

Не находит подтверждений и легенда о легкомыслии и беззаботности иноплемённых папаш: большой постфестивальной проблемой для МВД и КГБ были остававшиеся в Москве под разными предлогами члены иностранных делегаций. Всех их выуживали и негромко выпроваживали из страны в индивидуальном порядке.[18]

Явление

Причины появления

В конце 1940-х — начале 1950-х годов, когда возглавляемый СССР «второй мир» (страны социализма) находился на пике своей внешней экспансии, руководство ЦК партии осознало и приняло ряд решений по организации процесса массовой подготовки кадров для стран Азии, Африки и Латинской Америки — как путём организации обучения советских специалистов (для чего требовалось значимое количество носителей соответствующих языков), так и путём привлечения студентов самих этих стран в Москву и другие города СССР[19] с целью надлежащей перспективной подготовки настоящих и будущих местных управленческих, военных и предпринимательских элит просоветской ориентации.

В результате уже в 1944 году был учреждён Институт международных отношений (ИМО, ныне МГИМО), за год до фестиваля, в 1956 году, при МГУ был создан Факультет восточных языков, эволюционировавший в Институт стран Азии и Африки (ИСАА), а через три года после фестиваля, в 1960 году был открыт Университет дружбы народов, нынешний РУДН. Приём студентов и найм преподавателей, первоначально осуществлявшийся по линии общественных организаций, затем был выделен в отдельную и важную задачу для посольств и консульств СССР в соответствующих странах.

Всё это закономерно привело к скачкообразному увеличению в Москве на рубеже 1950—1960-х годов количества иностранцев из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Только один УДН имени Патриса Лумумбы ежегодно выпускал в те годы около 300—350 специалистов[20] — то есть в течение пяти лет учёбы только в одном этом вузе в Москве постоянно проживало около полутора тысяч представителей неевропеоидных рас. Эти цифры, впрочем, ниже приводимых Евгением Жирновым в журнале «Власть»:[21]

Во второй половине 1950-х количество студентов-иностранцев в СССР резко возросло. В советских вузах начали появляться первые представители развивающихся государств. […] С начала 1960-х годов советское руководство перешло от штучного производства друзей Страны Советов за рубежом к массовому… Формально им предоставляли стипендии для обучения советские общественные организации — от профсоюзов до обществ дружбы с зарубежными странами. А с открытием в 1960 году Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (УДН) у каждой из развивающихся стран появилась квота для приёма студентов... В 1970 году основную часть иностранных учащихся составляли граждане соцстран — 4301 человек. 1057 студентов приехали из Азии, 1414 — из Африки, 347 — из Латинской Америки.

Очевидно, что они, а также персонал остальных ориентированных на взаимоотношения с «третьим» и «четвёртым миром» советских вузов, способствовали появлению детей фестиваля в гораздо большей степени, нежели сам двухнедельный фестиваль 1957 года, вдохновивший москвичей на необидный эвфемизм, характеризовавший реальное явление. Обозреватель РЕН-ТВ Сергей Карамаев, однако, заключает:[22]

Подавляющее большинство населения Советского Союза об Африке знало разве что из стихов Чуковского — африканцы же, в свою очередь, ровно столько же знали об СССР… Возникла и другая проблема — так как количество африканских студентов было куда большим, чем студенток, то очень скоро африканцы обратили своё внимание на русских девушек. Самим представительницам прекрасного пола это, наверное, было приятно, но вот мужская часть населения России восприняла это, мягко говоря, с недружелюбием.

И началось… По признаниям самих африканцев, русские обходились с ними крайне грубо — пихали на улицах и называли «чёрными обезьянами», чаще же всего в свой адрес африканцы слышали «назад, на пальму». В 1963 году весьма либеральная Daily News из Наталя писала: «Напряжённость в отношениях между африканскими студентами и русскими начала проявляться всерьёз. Африканцы, которые едут в США, подспудно ждут, что там их будут бить на улицах, но вместо этого оказывается, что их там даже не оскорбляют. В то же время они приезжают в Москву, считая, что там их встретят как героев и борцов за национальное освобождение — и вместо лавровых венков натыкаются на неприязненное отношение».[23]

…К середине 1960-х годов руководство соцстран перестало испытывать иллюзии по поводу африканцев и «освободившихся» стран Африки… Говоря проще, соцстраны столкнулись с дилеммой: они протянули Африке руку дружбы, но когда Африка подошла к ним вплотную, то неожиданно они поняли, что африканцы им не нравятся. С другой стороны стоит отметить, что и в Африке больших симпатий к СССР не испытывали.

Термины-конкуренты

Метафора «дети фестиваля» толерантно и, в то же время, в меру иронично называла явление советских мулатов и вплоть до 2000-х годов служила основным обозначающим термином. Тем не менее общественное мнение время от времени генерировало на злобу дня и дополнительные. Специализированные словари, публикации в прессе упоминают среди таковых:

Кроме того, после проведения в столице в 1986 году XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов устоявшееся словосочетание «дети фестиваля»[29] зачастую стало распространяться на периоды после обоих фестивалей, 1957 и 1986 годов (порой модифицируясь в «дети фестивалей»).

Однако ни один из описанных терминов не смог вытеснить первоначальный, пока на рубеже 1990—2000-х годов не возникло понятие «афророссияне», созданное по аналогии с «афроамериканцы», — более удачное в силу отсутствия хронологической и обстоятельственной привязки, а также благодаря активной популяризации в СМИ с подачи самих российских мулатов. Авторство термина в 2002 году приписала себе телеведущая Елена Ханга.[29]

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Карпов, В., спецкор «Труда» А был ли чёрный мальчик? — Труд, № 123, 14 июля 2007 года.
  2. ↑ «…types of serfdom which differed little from slavery except for legal technicality. Consequently, despite Russia’s overwhelmingly agricultural economy, which had some attributes in common with plantation system in New World, where was no need to import…» A. Blakely, «Russia and the Negro», p. 29, Howard University Press, 1986, ISBN 0882581465, 9780882581460. [1]
  3. ↑ Единственным — и, по-видимому, не вполне удачным — опытом относительно массового (несколько сотен человек) импорта африканцев на территории империи стало заселение неграми в XVII веке ряда деревень в окрестностях Адзюбжа (Адзюбиса) в Абхазии (тогда — часть Османской империи). Ныне Адзюбжа является местом проживания особой расово-этнической группы — абхазских негров.
  4. ↑ 1 2 3 4 Кречетников А. Московский фестиваль молодежи: глоток свободы — BBCRussian.com, 27 июля 2007 года.
  5. ↑ 1 2 Двинина А. Дети фестиваля — «Карелия», № 42 — 21 апреля 2005 года.
  6. ↑ 1 2 Макаров, А. Дети фестиваля — «Известия», 10 июля 2007 года.
  7. ↑ 1 2 3 Добровольский, А. Страну советов потрясло фестивалем — МК, 26 июля 2007 года.
  8. ↑ Захаров Н. Дружба народов, проверенная годами — НТВ, «Сегодня», 30 июня 2007 года.
  9. ↑ Петровская И. Смотрите телевизор 23-29 июля — «Известия», 20 июля 2007 года.
  10. ↑ Козлов, А. Козёл на саксе. — 1998.
  11. ↑ Контровский, В. Последний офицер — 16 ноября 2008 года.
  12. ↑ Андреева, И. Быков, Д. Иностранцы в сексе словно чужие — Собеседник, № 43, 11 ноября 2008 года.
  13. ↑ 1 2 «Іностранец», № 2, 22 января 2002 года.
  14. ↑ Бречек, А. Минское наступление — charter97.org, 8 февраля 2008 года.
  15. ↑ Сообщение пользователя vinzah в ЖЖ-сообществе paparazzi от 23 июля 2007 года.
  16. ↑ «Консерватор», 14 марта 2003 года.
  17. ↑ Ирония судьбы: за 25 дней до фестиваля 3 июля 1957 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР», в котором был закреплён курс на ликвидацию коммуналок путём перехода к массовому строительству посемейного благоустроенного жилья. Это позволило к концу 1980-х годов посемейно расселить подавляющее большинство населения крупных городов страны.
  18. ↑ 1 2 3 Нехамкин, С. Голуби московского фестиваля — «Аргументы неделі», 11 января 2007 года.
  19. ↑ По свидетельству Натальи Крыловой, уже через два года после фестиваля подготовительные факультеты для подготовки специалистов стран «третьего мира» были открыты в 56 городах Советского Союза.
  20. ↑ По данным РУДН.
  21. ↑ Жирнов, Е. «Иракские курсанты пытались обезоружить советских солдат и плевали им в лицо» — «Власть», № 20(573), 24 мая 2004 года.
  22. ↑ Карамаев, С. Негры за границей и дома — публикация в блоге автора, 19 мая 2008 года.
  23. ↑ Уместно отметить, что пропаганда обучения в Советском Союзе неизбежно вызывала в «третьем мире» в том числе и контрмеры со стороны не заинтересованных в этом социальных слоёв и элит. Южноафриканская Daily News в этом смысле ненейтральный источник.
  24. ↑ Ева Комм. Дети Патриса Лумумбы // АиФ. 1997. № 8. С. 12.
  25. ↑ Гасан Гусейнов. Т.1 «ДСП / Материалы к русскому словарю общественно-политического языка XX века».- М.2003-С.138. ISBN 5-94607-027-4
  26. ↑ «Дети Патриса Лумумбы» — название команды КВН из Российского университета дружбы народов. Оно обыгрывало устойчивое словосочетание и делало упор на расистскую тему.
  27. ↑ Романенкова, К., Алексеева, Т. Национальность: Афрорусский — сентябрь 2004 года
  28. ↑ Антонов А. Планета номер 6 — С. 85
  29. ↑ 1 2 Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов на сайте Группы 808.

Литература

  • Африка в воспоминаниях ветеранов дипломатической службы. 5(12) / Институт Африки РАН; Совет ветеранов МИД РФ. — М., 2004. — 306 с — ISBN 5-201-04926-5
  • Африканистика молодых. Материалы первой всероссийской научной конференции «Школа молодого африканиста». (Москва, 25-27 ноября 2001 г.). — М., 2004. — 189 с — ISBN 5-201-04930-3
  • Крылова Н., Прожогина, С. Метисы: кто они? Проблемы социализации и самоидентификации. — М.: ПМЛ Ин-та Африки РАН, 2004. — 275 с.
  • Страны Африки и Россия (Справочник). — М., 2004. — 280 с.
  • Африка во внешнеполитических приоритетах России. // Отв. ред. Дейч Т. Л. — М., 2003, — 127 с — ISBN 5-201-04867-6
  • Васильев, А. Африка — падчерица глобализации. — М.: Изд. фирма Вост. лит-ра, 2003. — 263 с — ISBN 5-02-018355-5
  • Синицын, С. На заре африканской независимости (Из воспоминаний дипломата). — М., 2003. — 171 с — ISBN 5-201-04910-9
  • Становление отечественной африканистики, 1920-е — начало 1960-х. // Отв. ред. А. Б. Давидсон. — М., - 2003. — С. 391 — ISBN 5-02-008900-1
  • Орлов, И., Багдасарян, В., Федулин, А., Мазин, К., Шнайдген, Й. Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930—1980-е годы: Учебное пособие — М.: Форум, — 2007. — С. 256. ISBN 5-91134-149-2
  • Смоляницкий, М. Дети Фестивалей//Антология современного рассказа, или Истории конца века. — М.: Олимп, АСТ — 2000. — С. 109—139 ISBN 5-271-00373-6 (Астрель). — ISBN 5-8195-0110-1 (Олимп).
  • Макаров, А. Дети фестиваля - Известия, 10 июля 2007 года.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

О будущих детях ЧМ2018. По аналогии с детьми Олимпиады-80: siverkin

Как-то летом 1999 года во время поездки в Мск, идя по Тверской наткнулся на закрытия очередного кинофестиваля в Пушкинском. Вечер оказался насыщенным. От еще живой и молодой Веры Глаголевой в вечернем платье усаживающей Михаила Глузского в свой зеленый, но видно не новый Геленваген. Остановился метрах в 20 посмотреть. Глаголева открыла переднюю дверь своей машины и заботливо проследила, чтобы старший коллега и ветеран Советского кино, уже в преклонном возрасте комфортно разместился в высокой и не очень удобной в плане посадки машине.И через полчаса уже подойдя к ст. Маяковского познакомился с девушкой. Москвичкой Юлей. С довольно специфичной прической, пирсой в ухе и где-то еще. В общем пока оттуда мы ехали в один очень специфичный клуб, к-й стоило увидеть после рассказа самарских знатоков столичного найт-лайфа нас и милиционеры остановили с проверкой документов и вопросов "а есть ли что заперещенное" у тогдашнего главного офиса Сбера. Опять же скорее всего из-за юлиного образа, и обслуживали в клубце скверно, но узнал тогда много интересного от учившейся на 2 или 3-м курсе университета банковского дела в Сербии или Словении много интересного. В общем Юля, с идиотским погонялом Лунатик (обычно на фамилию всех фиксирую в зап.кнжк, а тут очень настаивала сугубо на вот этой соответствующей ее образу погремухе) была ребденком ОИ-80. Папа испанец приехал в Москву, а с ее мамой познакомился в Восточной Европе, куда мама ездила куда-то по линии Внешпосылторга. В общем после ее рождения папу Юля увидела уже в 12-летнем возрасте. И тогда он вспомнил, что очередному ребенку надо помогать. Остальное лирика.

Пишу к тому, что ЧМ2018 в Самаре это хорошая возможность: 1. Увеличить население Самары. Даже при отсутствии оф.закл.браков, признанных иностранными или иногородники отцами детей зарегистрированных в Самаре или области будет придостаточно. Тысяч 7-12 человек это в потенциале могло бы дать 2. Сплавить тех, кто тут задержался. Пусть ехают. Не вопрос. Может хоть "там" или переехав в другие города люди наконец станут матерями. А то некоторым скоро на пенсию, а они никак что-то в толк не возьмут, что чайлд-фри - это богомерзкий вид человека.

Поэтому некоторые девушки сегодня активно осваивают футбольный сленг, правила игры и как правильно трясти шарфом и "оле-оле-олекать". ЧМ для них это возможность.

PS Очень болела башка тогда в еще жутком номере с желтыми занавесками и мебелью видимо с ОИ-80, не знавшим ремонта Измайлово. Но Юля оказалась хорошим человеком. После обеда позвонила с домашнего и разбудила меня потащив куда-то пересекаться чтобы покушать.

PS2 Кроме того, это реальный сектор экономики - открытие курсов подготовки болельщиц нацеленных на брак с иностранцем или гостем другого региона. Иностранные языки, ключевые фразы, умение разбираться в пиве, географии, обычаях стран и т.д. В общем все, чем якорить гостей. Эдакая мундиаль-сваха. Цена по запросу В команде работают психологи, лингвисты, турагенты с практикой облететь весь шарик и дамы имевшие опыт общения с иностранцами. Количество мест ограниченно.

siverkin.livejournal.com

Детей в Москве быть не должно :: Частный Корреспондент

 

 

Мнения

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru