Фигурное катание. Наша история. Одиночное катание. Женщины. Женщины фигурное катание


Фигурное катание. Наша история. Одиночное катание. Женщины - 6,0 - Блоги

Сегодня продолжение истории советского и российского фигурного катания – призеры и чемпионы мира в женском одиночном катании.

Несколько слов из истории, касательно мировых первенств. Сегодня мужчины и женщины выступают в чемпионатах мира в абсолютно равных условиях в плане участия в мировых первенствах, но изначально в чемпионатах мира принимали участие только мужчины. В самые первые годы (конец 19 – начало 20 веков) женщины к участию в мировых соревнованиях не допускались, хотя местные соревнования, в которых участвовали и женщины, и пары, начали проводиться где-то в период 1870 гг. Одной из причин не участия женщин была одежда – длинные юбки и платья, которые не позволяли выполнять сложные движения на льду. С 1902 г. фигуристка Медж Сайерс (Великобритания) приняла участие в чемпионате мира 1902 года и соревновалась против мужчин. Победителем этого чемпионата был Ульрих Сальков, а Медж была с большим преимуществом второй, победив Мартина Гордона (Германия) и Горация Торроме, аргентинца по происхождению, постоянно проживающего в Англии. Сальков был настолько поражен выступлением Сайерс, что подарил ей свою золотую медаль чемпиона.

Первый чемпионат мира среди женщин состоялся в 1906 г. в Давосе. Победителем была всё та же Медж Сайерс, а второй - Дженни Хертц (Австрия), которая впервые исполнила вращение в положении "сидя" в волчке. Сайерс сохранила свой титул чемпионки и в 1907 г., снова обыграв Хертц.

Что касается участниц из СССР, то из наших участниц впервые зайти на пьедестал мирового чемпионата удалось Елене Водорезовой, которая завоевала бронзовую медаль на чемпионате мира 1983 года. А первой чемпионкой мира в истории советского и российского фигурного катания стала Мария Бутырская в 1999 году.

А теперь, все чемпионы и призёры чемпионатов мира среди девочек. Титулы фигуристок указаны не все, а касающиеся достижений на мировых первенствах.

*************************************************************************************

1. Елена Водорезова.

Бронзовый призёр чемпионата мира 1983 года.

*************************************************************************************

2. Анна Кондрашова.

Серебряный призёр чемпионата мира 1984 года.

*************************************************************************************

3. Кира Иванова.

Серебряный призёр чемпионата мира 1985 года.

*************************************************************************************

4. Ирина Слуцкая.

Бронзовый призёр чемпионатов мира 1996г., серебряный призёр чемпионатов мира 1998, 2000, 2001гг., двукратная чемпионка мира 2002 и 2005 годов.

*************************************************************************************

5. Юлия Солдатова.

Бронзовый призёр чемпионата мира 1999 года.

*************************************************************************************

6. Мария Бутырская.

Бронзовый призёр чемпионата мира 1998, 2000гг., чемпионка мира 1999 года.

*************************************************************************************

7. Елена Соколова.

Серебряный призёр чемпионата мира 2003 года.

*************************************************************************************

8. Алёна Леонова.

Серебряный призёр чемпионата мира 2012 года.

*************************************************************************************

9. Юлия Липницкая.

Серебряный призёр чемпионата мира 2014 года.

*************************************************************************************

10. Елизавета Туктамышева.

Чемпионка мира 2015 года.

*************************************************************************************

11. Елена Радионова.

Бронзовый призёр чемпионата мира 2015г.

*************************************************************************************

12. Анна Погорилая.

Бронзовый призёр чемпионата мира 2016г.

*************************************************************************************

13. Евгения Медведева.

Двукратная чемпионка мира 2016 и 2017 годов.

*************************************************************************************

Вот все фигуристки – победительницы и призёры мировых первенств. Наша история, которая обязательно будет пополняться новыми именами.

Спасибо за…

Материал частично использован из книги: Абсалямова И.В. Столетняя история чемпионатов мира по фигурному катанию на коньках (одиночное катание): Учеб. пособие для студентов акад. и ин-ов физ. культ. / РГАФК. - М.: ФОН, 1997

 

www.sports.ru

Женское одиночное фигурное катание — википедия орг

Первые шаги

В XIX веке соревнования среди женщин не проводились, и согласно первым Правилам ИСУ 1897 г. участвовать они могли только в соревнованиях пар, состоящих из мужчины и женщины или из двух женщин.

В 1901 году ИСУ, под давлением общественности, в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Мэдж Сайерс (англ. Madge Syers-Cave), а с 1906 года стал проводить отдельные чемпионаты мира и среди женщин. В 1906—1907 чемпионкой мира становилась Сайерс, а в 1908—1914 больших достижений добилась венгерская школа, чемпионками становились Лили Кронбергер (Lily Kronberger) и Опика фон Мерай-Хорват (Opika von Meray-Horvath). Основное внимание уделялось многочисленным обязательным фигурам (по 6 на каждой ноге, всего 12), в произвольной программе выполнялись одинарные прыжки, из вращений делались только волчок и вращение стоя.

После Первой мировой войны

После Первой мировой войны женское одиночное катание возглавила Херма Планк-Сабо (Herma Plank-Szabo) из Австрии, а затем её сменила норвежская фигуристка Соня Хени, она выигрывала все чемпионаты мира, Европы и Олимпиады в 1927—1936 и выполнила первой среди женщин одинарный аксель.

В конце 1930-х годов женщины стали выполнять двойные прыжки, стали более разнообразными вращения. Первой сделала двойной прыжок (сальхов) в 1937 году англичанка Сесилия Колледж (Cecelia Colledge), которая ввела в фигурное катание заклон (layback spin) и вращение в ласточке (camel spin), а также заложила в английской школе традицию создавать преимущество за счёт очень качественных обязательных фигур. С 1936 года в чемпионатах мира стали участвовать французские фигуристки, в том числе легендарная Жаклин Водекран (фр. Jaqueline Vaudecran), ставшая впоследствии великим тренером.

После Второй мировой войны американки и канадки, не остановив на время войны, как европейцы, развитие своих школ (напр., канадка Барбара Энн Скотт первой сделала двойной лутц в 1942), стали соревноваться с европейскими фигуристками на равных. В 1949—1950 чемпионкой мира стала легендарная чехословацкая фигуристка Алена Врзанёва (чеш. Alena Vrzáňová), впервые среди женщин исполнившая двойной аксель. В 1951 за счёт идеальных обязательных фигур чемпионат мира сумела выиграть англичанка Жанетт Альтвегг (Jeanette Altwegg), а в 1952 — представив исключительно гармоничную и оригинальную произвольную программу на музыку Мусоргского и Грига — француженка Жаклин дю Бьеф (Jacqueline du Bief), ученица Ж. Водекран.

Однако затем на долгие годы в женском одиночном катании воцарились американки, лишь иногда уступая представительницам Европы. Вначале Тенли Олбрайт (Tenley Albright), затем Кэрол Хейсс (Carol Heiss, выигрывала в 1956—1960), и целый ряд других, провозглашали чёткий однообразный стандартный стиль — очень высококачественно исполненные технические элементы, гибкость, пластичность, с эффектной хореографией и постановками программ в точном соответствии с правилами, практически всегда исполняемых под популярную классическую музыку, крайне редко исполняя рекордные прыжки или оригинальные новые элементы. Особенно утвердил этот стиль тренер Карло Фасси (Carlo Fassi), его ученицы Пегги Флеминг (Peggy Fleming) и Дороти Хэмилл (Dorothy Hamill) выигрывали Олимпиады 1968 и 1976 соответственно. В 1990-е годы продолжили этот стиль олимпийская чемпионка 1992 Кристи Ямагучи (Kristi Yamaguchi), Мишель Кван (выигрывала чемпионаты мира 1996, 1998, 2000, 2001 и 2003) и др. Причём, когда Олимпиады выигрывали неамериканские фигуристки, ИСУ несколько раз менял систему судейства (летом 1972 года понизил «вес» обязательных фигур, а летом 1980 года изменил систему подсчёта, подсчитывая сумму не оценок, а очков).

В 1959 году фигуристка из Чехословакии Яна Мразкова (Jana Mrazkova) первой среди женщин выполнила тройной прыжок (сальхов), однако на крупных соревнованиях одиночницы по-прежнему выполняли лишь двойные прыжки, лидеры включали двойной аксель.

Ещё в 1949 первый чемпионат ГДР среди женских пар выиграли Ютта Зайферт (впоследствии Мюллер) и Ирене Зальцманн, это малоизвестное событие привело затем к появлению двух выдающихся тренеров (Зальцманн перешла в парное катание). Ютта Мюллер утвердила новаторский спортивный атлетичный стиль, в котором, тем не менее, раскрывала и художественные, артистические способности фигуристок. Её ученица (и дочь) Габи Зайферт (Gabriele Seyfert) выигрывала чемпионаты мира в 1969—1970, впервые исполнила тройной риттбергер в 1968, другая ученица Соня Моргенштерн (Sonja Morgenstern) первой чисто сделала на чемпионатах мира тройной прыжок (сальхов) в 1971, Анетт Пётч стала олимпийской чемпионкой в 1980, наконец, вершины в женском одиночном катании достигла Катарина Витт, олимпийская чемпионка 1984 и 1988 гг., с гармоничными программами, идеальными техническими элементами, в высоком стиле. Чемпионкой Европы стала в 1990 и Эвелин Гроссман.

Оставила след в истории француженка Николь Асслер, обладавшая уникальными по технике вращениями (особо — в волчке и стоя), исполнявшая показательный номер на музыку «Рябинушка», практически целиком состоящий из вращений. 5-кратной чемпионкой Европы (1991—1995) стала Сурия Бонали, уделявшая особое внимание рекордно сложным прыжкам и впервые включившая в произвольную программу четверной тулуп и каскад тройной лутц — тройной тулуп (выполнявшиеся с небольшим недокрутом).

Фигуристкой, выполнявшей обязательные фигуры с высочайшим качеством, стала Беатрис Шуба из Австрии, последней получившая оценку выше пяти баллов за фигуры (1972).

С 1980-х годов японский тренер Матико Ямада уделяла внимание исключительному техническому качеству программ, включала рекордно сложные прыжки. Её ученица Мидори Ито первой среди женщин сделала прыжок в три с половиной оборота аксель (1988), каскад из двух тройных прыжков (тулупов, 1982) и шесть разнообразных прыжков в одной произвольной программе (1989), за что на чемпионате мира 1989 года получила пять оценок 6,0 за технику, став чемпионкой мира. Прыжок в три с половиной оборота выполнили также Юкари Накано (Yukari Nakano) (2002) и Мао Асада (Mao Asada) (2004), последняя первой сделала его в каскаде (с двойным тулупом). Первой исполнила чисто четверной прыжок (сальхов) Мики Андо (2002). Олимпийской чемпионкой в 2006 стала Сидзука Аракава.

Периодически появляются интересные фигуристки и в Канаде. Лучшие вращения в 1982—84 гг. демонстрировала Кей Томсон, она же единственная из всех в эти годы делала тройной лутц.

Швейцарская школа фигурного катания выделяется исключительно техничными вращениями со сложными оригинальными позициями, точной центровкой, огромным количеством оборотов и скоростью вращения. Вращения с захватом ноги исполняла в 1974 Карин Итен (Karin Iten), идеального качества добилась Дениз Бильманн (за что вращение назвали в её честь), отличались также Натали Криг (Nathalie Krieg) и Люсинда Ру (Lucinda Ruh). Бильманн первой исполнила и тройной лутц (1978).

Исключительной эмоциональностью и качеством элементов отличалась украинка Оксана Баюл, исполнившая одну из лучших коротких программ в истории на Олимпиаде-1994.

СССР/Россия

После долгого отставания наконец вырвались в лидеры и советские одиночницы. Тренер Станислав Жук развивал художественно-атлетический стиль, присущий советской школе, его ученица Елена Водорезова в 12-летнем возрасте в 1976 впервые в мире выполнила два уникальных, рекордных элемента: каскад двойной флип с тройным тулупом (во-первых, это был первый в истории фигурного катания прыжок «флип» в каскаде с тройным прыжком, во-вторых, первый тройной прыжок в каскаде среди женщин, причём тройной шёл вторым по очереди, в-третьих, первый тройной прыжок в короткой программе женщин) и три тройных прыжка в одной произвольной программе (впервые среди женщин). Именно после Водорезовой лидеры стали включать в программы 2—3 тройных прыжка (на Олимпиаде-1976 лидеры, в том числе Хэмилл, обошлись только двойными).

Добилась успехов и другая ученица Жука Анна Кондрашова, стиль которой был более музыкальным и пластичным. В 1984 году Кондрашова, ещё под руководством тренера Эдуарда Плинера, стала первой советской фигуристкой, завоевавшей «серебро» на чемпионате мира. После серии неудач вышла в лидеры мирового женского одиночного катания Кира Иванова, тренировавшаяся в школе Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, в 1985—1988 Иванова получала большое преимущество в обязательных фигурах, освоила три разных тройных прыжка. Становилась призёром европейских чемпионатов ученица Игоря Ксенофонтова Наталья Лебедева.

После смены поколений в российской школе Елена Водорезова вывела в лидеры Ольгу Маркову, обладавшую уникальным «хрустальным» стилем с исключительными по технике и красоте скольжением, спиралями и вращениями. Ученица Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, Мария Бутырская, большое внимание уделявшая представлению программ в драматическом эмоциональном стиле, стала первой российской чемпионкой мира (1999), в том числе исполнив каскад тройной тулуп — ойлер — тройной сальхов. Выдающаяся российская фигуристка Ирина Слуцкая дважды выиграла чемпионат мира (2002 и 2005) и семь раз чемпионат Европы, первой в мире исполнила каскад тройной лутц — тройной риттбергер (2000), в последние годы добившись максимально сложных спиралей и вращений, трижды выполняя вращение бильманн в произвольной программе. После ухода Ирины Слуцкой из большого спорта в 2006 году в российском женском одиночном катании наступил спад результатов. Только в 2012 году Алёна Леонова смогла занять 2-е место на чемпионате мира в Ницце. А Юлия Липницкая стала чемпионкой мира среди юниоров. На Олимпийских играх в Сочи (2014) Юлия Липницкая стала первой представительницей России, среди женщин-одиночниц, выигравшей олимпийское золото за всю историю страны. Ранее, Юлия Липницкая стала самой молодой чемпионкой Европы за всю историю женского одиночного катания. А ученица Елены Водорезовой Аделина Сотникова стала первой фигуристкой - одиночницей, выигравшей олимпийское золото в индивидуальных соревнованиях. На следующий год после олимпийских игр началось доминирование российских одиночниц на международной арене. В течение трёх сезонов подряд Елизавета Туктамышева и Евгения Медведева выигрывали все главные старты сезона: финал Гран-при, чемпионат Европы и чемпионат мира.

Соревнования по женскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участниц набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсменки (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причем последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменок. Для сокращения численности участниц чемпионатов Европы и мира, и как следствие повышения их престижности и зрелищности, с сезона 2012/2013 для участия в чемпионатах фигуристам необходимо набрать определенный технический минимум как в короткой, так и в произвольной программе. В качестве технического минимума может быть засчитан необходимый результат любого международного соревнования, проводящегося под эгидой ИСУ, в предшествующих чемпионату двух сезонах. Технический минимум для короткой и произвольной программы могут быть набраны на разных соревнованиях. Для женского одиночного катания были установлены следующие минимальные оценки за технику: 20 баллов в короткой программе, 36 баллов в произвольной программе для участия в чемпионатах Европы; 26 баллов в короткой программе, 46 баллов в произвольной программе для участия в чемпионатах мира.

Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.

В прошлом формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.

До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя, её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.

www-wikipediya.ru

Женское одиночное фигурное катание | Фигурное катание вики

Женское одиночное фигурное катание — дисциплина фигурного катания.

    Первые шаги Править

    В XIX веке соревнования среди женщин не проводились, и согласно первым Правилам ISU 1897 г. участвовать они могли только в соревнованиях пар, состоящих из мужчины и женщины или из двух женщин.

    В 1901 году ISU, под давлением общественности, в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Мэдж Сайерс, а с 1906 года стал проводить отдельные чемпионаты мира и среди женщин. В 1906—1907 чемпионкой мира становилась Сайерс, а в 1908—1914 больших достижений добилась венгерская школа, чемпионками становились Лили Кронбергер и Опика фон Мерай-Хорват. Основное внимание уделялось многочисленным обязательным фигурам (по 6 на каждой ноге, всего 12), в произвольной программе выполнялись одинарные прыжки, из вращений делались только волчок и вращение стоя.

    После Первой мировой войны Править

    После Первой мировой войны женское одиночное катание возглавила Херма Планк-Сабо из Австрии, а затем её сменила норвежская фигуристка Соня Хени, она выигрывала все чемпионаты мира, Европы и Олимпиады в 1927—1936 и выполнила первой среди женщин одинарный аксель.

    В конце 1930-х годов женщины стали выполнять двойные прыжки, стали более разнообразными вращения. Первой сделала двойной прыжок (сальхов) в 1937 году англичанка Сесилия Колледж, которая ввела в фигурное катание заклон и вращение в ласточке, а также заложила в английской школе традицию создавать преимущество за счёт очень качественных обязательных фигур. С 1936 года в чемпионатах мира стали участвовать французские фигуристки, в том числе легендарная Жаклин Водекран, ставшая впоследствии великим тренером.

    После Второй мировой войны американки и канадки, не остановив на время войны, как европейцы, развитие своих школ (напр., канадка Барбара Энн Скотт первой сделала двойной лутц в 1942), стали соревноваться с европейскими фигуристками на равных. В 1949—1950 чемпионкой мира стала легендарная чехословацкая фигуристка Алена Врзанёва, впервые среди женщин исполнившая двойной аксель. В 1951 за счёт идеальных обязательных фигур чемпионат мира сумела выиграть англичанка Жанетт Альтвегг, а в 1952 — представив исключительно гармоничную и оригинальную произвольную программу на музыку Мусоргского и Грига — француженка Жаклин дю Бьеф, ученица Ж. Водекран.

    Однако затем на долгие годы в женском одиночном катании воцарились американки, лишь иногда уступая представительницам Европы. Вначале Тенли Олбрайт, затем Кэрол Хейсс (выигрывала в 1956—1960), и целый ряд других, провозглашали чёткий однообразный стандартный стиль — очень высококачественно исполненные технические элементы, гибкость, пластичность, с эффектной хореографией и постановками программ в точном соответствии с правилами, практически всегда исполняемых под популярную классическую музыку, крайне редко исполняя рекордные прыжки или оригинальные новые элементы. Особенно утвердил этот стиль тренер Карло Фасси, его ученицы Пегги Флеминг и Дороти Хэмилл выигрывали Олимпиады 1968 и 1976 соответственно. В 1990-е годы продолжили этот стиль олимпийская чемпионка 1992 Кристи Ямагучи, Мишель Кван (выигрывала чемпионаты мира 1996, 1998, 2000, 2001 и 2003) и др. Причём, когда Олимпиады выигрывали неамериканские фигуристки, ISU несколько раз менял систему судейства (летом 1972 года понизил «вес» обязательных фигур, а летом 1980 года изменил систему подсчёта, подсчитывая сумму не оценок, а очков).

    В 1959 году фигуристка из Чехословакии Яна Мразкова первой среди женщин выполнила тройной прыжок (сальхов), однако на крупных соревнованиях одиночницы по-прежнему выполняли лишь двойные прыжки, лидеры включали двойной аксель.

    Ещё в 1949 первый чемпионат ГДР среди женских пар выиграли Ютта Зайферт (впоследствии Мюллер) и Ирене Зальцманн, это малоизвестное событие привело затем к появлению двух выдающихся тренеров (Зальцманн перешла в парное катание). Ютта Мюллер утвердила новаторский спортивный атлетичный стиль, в котором, тем не менее, раскрывала и художественные, артистические способности фигуристок. Её ученица (и дочь) Габи Зайферт (Gabriele Seyfert) выигрывала чемпионаты мира в 1969—1970, впервые исполнила тройной риттбергер в 1968, другая ученица Соня Моргенштерн первой чисто сделала на чемпионатах мира тройной прыжок (сальхов) в 1971, Анетт Пётч стала олимпийской чемпионкой в 1980, наконец, вершины в женском одиночном катании достигла Катарина Витт, олимпийская чемпионка 1984 и 1988 гг., с гармоничными программами, идеальными техническими элементами, в высоком стиле. Чемпионкой Европы стала в 1990 и Эвелин Гроссман.

    Оставила след в истории француженка Николь Асслер, обладавшая уникальными по технике вращениями (особо — в волчке и стоя), исполнявшая показательный номер на музыку «Рябинушка», практически целиком состоящий из вращений. 5-кратной чемпионкой Европы (1991—1995) стала Сурия Бонали, уделявшая особое внимание рекордно сложным прыжкам и впервые включившая в произвольную программу четверной тулуп и каскад тройной лутц — тройной тулуп (выполнявшиеся с небольшим недокрутом).

    Фигуристкой, выполнявшей обязательные фигуры с высочайшим качеством, стала Беатрис Шуба из Австрии, последней получившая оценку выше пяти баллов за фигуры (1972).

    С 1980-х годов японский тренер Матико Ямада уделяла внимание исключительному техническому качеству программ, включала рекордно сложные прыжки. Её ученица Мидори Ито первой среди женщин сделала прыжок в три с половиной оборота аксель (1988), каскад из двух тройных прыжков (тулупов, 1982) и шесть разнообразных прыжков в одной произвольной программе (1989), за что на чемпионате мира 1989 года получила пять оценок 6,0 за технику, став чемпионкой мира. Прыжок в три с половиной оборота выполнили также Юкари Накано (2002) и Мао Асада (2004), последняя первой сделала его в каскаде (с двойным тулупом). Первой исполнила чисто четверной прыжок (сальхов) Мики Андо (2002). Олимпийской чемпионкой в 2006 стала Сидзука Аракава.

    Периодически появляются интересные фигуристки и в Канаде. Лучшие вращения в 1982—84 гг. демонстрировала Кей Томсон, она же единственная из всех в эти годы делала тройной лутц.

    Швейцарская школа фигурного катания выделяется исключительно техничными вращениями со сложными оригинальными позициями, точной центровкой, огромным количеством оборотов и скоростью вращения. Вращения с захватом ноги исполняла в 1974 Карин Итен, идеального качества добилась Дениз Бильманн (за что вращение назвали в её честь), отличались также Натали Криг и Люсинда Ру. Бильманн первой исполнила и тройной лутц (1978).

    Исключительной эмоциональностью и качеством элементов отличалась украинка Оксана Баюл, исполнившая одну из лучших коротких программ в истории на Олимпиаде-1994.

    СССР/Россия Править

    После долгого отставания наконец вырвались в лидеры и советские одиночницы. Тренер Станислав Жук развивал художественно-атлетический стиль, присущий советской школе, его ученица Елена Водорезова в 12-летнем возрасте в 1976 впервые в мире выполнила два уникальных, рекордных элемента: каскад двойной флип с тройным тулупом (во-первых, это был первый в истории фигурного катания прыжок «флип» в каскаде с тройным прыжком, во-вторых, первый тройной прыжок в каскаде среди женщин, причём тройной шёл вторым по очереди, в-третьих, первый тройной прыжок в короткой программе женщин) и три тройных прыжка в одной произвольной программе (впервые среди женщин). Именно после Водорезовой лидеры стали включать в программы 2—3 тройных прыжка (на Олимпиаде-1976 лидеры, в том числе Хэмилл, обошлись только двойными). Добилась успехов и другая ученица Жука Анна Кондрашова, стиль которой был более музыкальным и пластичным. В 1984 году Кондрашова, ещё под руководством тренера Эдуарда Плинера, стала первой советской фигуристкой, завоевавшей «серебро» на чемпионате мира. После серии неудач вышла в лидеры мирового женского одиночного катания Кира Иванова, тренировавшаяся в школе Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, в 1985—1988 Иванова получала большое преимущество в обязательных фигурах, освоила три разных тройных прыжка. Становилась призёром европейских чемпионатов ученица Игоря Ксенофонтова Наталья Лебедева.

    После смены поколений в российской школе Елена Водорезова вывела в лидеры Ольгу Маркову, обладавшую уникальным «хрустальным» стилем с исключительными по технике и красоте скольжением, спиралями и вращениями. Ученица Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, Мария Бутырская, большое внимание уделявшая представлению программ в драматическом эмоциональном стиле, стала первой российской чемпионкой мира (1999), в том числе исполнив каскад тройной тулуп — ойлер — тройной сальхов. Выдающаяся российская фигуристка Ирина Слуцкая дважды выиграла чемпионат мира (2002 и 2005) и семь раз чемпионат Европы, первой в мире исполнила каскад тройной лутц — тройной риттбергер (2000), в последние годы добившись максимально сложных спиралей и вращений, трижды выполняя вращение бильманн в произвольной программе. После ухода Ирины Слуцкой из большого спорта в 2006 году в российском женском одиночном катании наступил спад результатов. Только в 2012 году Алёна Леонова смогла занять 2-е место на чемпионате мира в Ницце. А Юлия Липницкая стала чемпионкой мира среди юниоров. На Олимпийских играх в Сочи (2014) Юлия Липницкая стала первой представительницей России, среди женщин-одиночниц, выигравшей олимпийское золото за всю историю страны. Ранее, Юлия Липницкая стала самой молодой чемпионкой Европы за всю историю женского одиночного катания. А ученица Елены Водорезовой Аделина Сотникова стала первой фигуристкой - одиночницей, выигравшей олимпийское золото в индивидуальных соревнованиях. На следующий год после олимпийских игр началось доминирование российских одиночниц на международной арене. В течение трёх сезонов подряд Елизавета Туктамышева и Евгения Медведева выигрывали все главные старты сезона: финал Гран-при, чемпионат Европы и чемпионат мира.

    Структура соревнований Править

    Соревнования по женскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участниц набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсменки (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причем последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменок. Для сокращения численности участниц чемпионатов Европы и мира, и как следствие повышения их престижности и зрелищности, с сезона 2012/2013 для участия в чемпионатах фигуристам необходимо набрать определенный технический минимум как в короткой, так и в произвольной программе. В качестве технического минимума может быть засчитан необходимый результат любого международного соревнования, проводящегося под эгидой ИСУ, в предшествующих чемпионату двух сезонах. Технический минимум для короткой и произвольной программы могут быть набраны на разных соревнованиях. Для женского одиночного катания были установлены следующие минимальные оценки за технику: 20 баллов в короткой программе, 36 баллов в произвольной программе для участия в чемпионатах Европы; 26 баллов в короткой программе, 46 баллов в произвольной программе для участия в чемпионатах мира.

    Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.

    В прошлом формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.

    До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя, её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.

    ru.figure.wikia.com

    Женское одиночное фигурное катание - это... Что такое Женское одиночное фигурное катание?

    Женское одиночное фигурное катание — дисциплина фигурного катания.

    История

    Первые шаги

    В XIX веке соревнования среди женщин не проводились, и согласно первым Правилам ИСУ 1897 г. участвовать они могли только в соревнованиях пар, состоящих из мужчины и женщины или из двух женщин.

    В 1901 году ИСУ, под давлением общественности, в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Мэдж Сайерс (англ. Madge Syers-Cave), а с 1906 года стал проводить отдельные чемпионаты мира и среди женщин.

    В 1906—1907 чемпионкой мира становилась Сайерс, а в 1908—1914 больших достижений добилась венгерская школа, чемпионками становились Лили Кронбергер (Lily Kronberger) и Опика фон Мерай-Хорват (Opika von Meray-Horvath). Основное внимание уделялось многочисленным обязательным фигурам (по 6 на каждой ноге, всего 12), в произвольной программе выполнялись одинарные прыжки, из вращений делались только волчок и вращение стоя.

    После Первой мировой войны

    После Первой мировой войны женское одиночное катание возглавила Херма Планк-Сабо (Herma Plank-Szabo) из Австрии, а затем её сменила норвежская фигуристка Соня Хени, она выигрывала все чемпионаты мира, Европы и Олимпиады в 1927—1936 и выполнила первой среди женщин одинарный аксель.

    В конце 1930-х годов женщины стали выполнять двойные прыжки, стали более разнообразными вращения. Первой сделала двойной прыжок (сальхов) в 1937 году англичанка Сесилия Колледж (Cecelia Colledge), которая ввела в фигурное катание заклон (layback spin) и вращение в ласточке (camel spin), а также заложила в английской школе традицию создавать преимущество за счёт очень качественных обязательных фигур. С 1936 года в чемпионатах мира стали участвовать французские фигуристки, в том числе легендарная Жаклин Водеран (Jaqueline Vaudecran), ставшая впоследствии великим тренером.

    После Второй мировой войны американки и канадки, не остановив на время войны, как европейцы, развитие своих школ (напр. канадка Б.-А. Скотт первой сделала двойной лутц в 1942), стали соревноваться с европейскими фигуристками на равных. В 1949—1950 чемпионкой мира стала легендарная чехословацкая фигуристка Алена Врзанёва (чеш. Alena Vrzáňová), впервые среди женщин исполнившая двойной аксель. В 1951 за счёт идеальных обязательных фигур чемпионат мира сумела выиграть англичанка Женетт Альтвегг (Jeanette Altwegg), а в 1952 — представив исключительно гармоничную и оригинальную произвольную программу на музыку Мусоргского и Грига — француженка Жаклин дю Бьеф (Jacqueline du Bief), ученица Ж. Водеран.

    Однако затем на долгие годы в женском одиночном катании воцарились американки, лишь иногда уступая представительницам Европы. Вначале Тенли Олбрайт (Tenley Albright), затем Кэрол Хейсс (Carol Heiss, выигрывала в 1956—1960), и целый ряд других, провозглашали чёткий однообразный стандартный стиль — очень высококачественно исполненные технические элементы, гибкость, пластичность, с эффектной хореографией и постановками программ в точном соответствии с правилами, практически всегда исполняемых под популярную классическую музыку, крайне редко исполняя рекордные прыжки или оригинальные новые элементы. Особенно утвердил этот стиль тренер Карло Фасси (Carlo Fassi), его ученицы Пегги Флеминг (Peggy Fleming) и Дороти Хэмилл (Dorothy Hamill) выигрывали Олимпиады 1968 и 1976 соответственно. В 1990-е годы продолжили этот стиль олимпийская чемпионка 1992 Кристи Ямагучи (Kristi Yamaguchi), Мишель Кван (выигрывала чемпионаты мира 1996, 1998, 2000, 2001 и 2003) и др. Причём когда Олимпиады выигрывали неамериканские фигуристки, ИСУ несколько раз менял систему судейства (летом 1972 года понизил «вес» обязательных фигур, а летом 1980 года изменил систему подсчёта, подсчитывая сумму не оценок, а очков).

    В 1959 году фигуристка из Чехословакии Яна Мразкова (Jana Mrazkova) первой среди женщин выполнила тройной прыжок (сальхов), однако на крупных соревнованиях одиночницы по-прежнему выполняли лишь двойные прыжки, лидеры включали двойной аксель.

    Ещё в 1949 первый чемпионат ГДР среди женских пар выиграли Ютта Зайферт (впоследствии Мюллер) и Ирене Зальцманн, это малоизвестное событие привело затем к появлению двух выдающихся тренеров (Зальцманн перешла в парное катание). Ютта Мюллер утвердила новаторский спортивный атлетичный стиль, в котором тем не менее раскрывала и художественные, артистические способности фигуристок. Её ученица (и дочь) Габи Зайферт (Gabriele Seyfert) выигрывала чемпионаты мира в 1969—1970, впервые исполнила тройной риттбергер в 1968, другая ученица Соня Моргенштерн (Sonja Morgenstern) первой чисто сделала на чемпионатах мира тройной прыжок (сальхов) в 1971, Анетт Пётч стала олимпийской чемпионкой в 1980, наконец вершины в женском одиночном катании достигла Катарина Витт, олимпийская чемпионка 1984 и 1988 гг., с гармоничными программами, идеальными техническими элементами, в высоком стиле. Чемпионкой Европы стала в 1990 и Эвелин Гроссман.

    Оставила след в истории француженка Николь Асслер, обладавшая уникальными по технике вращениями (особо — в волчке и стоя), исполнявшая показательный номер на музыку «Рябинушка», практически целиком состоящий из вращений. 5-кратной чемпионкой Европы (1991—1995) стала Сурия Бонали, уделявшая особое внимание рекордно сложным прыжкам и впервые включившая в произвольную программу четверной тулуп и каскад тройной лутц — тройной тулуп (выполнявшиеся с небольшим недокрутом).

    Фигуристкой, выполнявшей обязательные фигуры с высочайшим качеством, стала Беатрис Шуба из Австрии, последней получившая оценку выше пяти баллов за фигуры (1972).

    С 1980-х годов японский тренер Матико Ямада уделяла внимание исключительному техническому качеству программ, включала рекордно сложные прыжки. Её ученица Мидори Ито первой среди женщин сделала прыжок в три с половиной оборота аксель (1988), каскад из двух тройных прыжков (тулупов, 1982) и шесть разнообразных прыжков в одной произвольной программе (1989), за что на чемпионате мира 1989 года получила пять оценок 6,0 за технику, став чемпионкой мира. Прыжок в три с половиной оборота выполнили также Юкари Накано (Yukari Nakano) (2002) и Мао Асада (Mao Asada) (2004), последняя первой сделала его в каскаде (с двойным тулупом). Первой исполнила чисто четверной прыжок (сальхов) Мики Андо (2002). Олимпийской чемпионкой в 2006 стала Сидзука Аракава.

    Периодически появляются интересные фигуристки и в Канаде. Лучшие вращения в 1982-84 г демонстрировала Кей Томсон, она же единственная из всех в эти годы делала тройной лутц.

    Швейцарская школа фигурного катания выделяется исключительно техничными вращениями со сложными оригинальными позициями, точной центровкой, огромным количеством оборотов и скоростью вращения. Вращения с захватом ноги исполняла в 1974 Карин Итен (Karin Iten), идеального качества добилась Дениз Бильманн (за что вращение назвали в её честь), отличались также Натали Криг (Nathalie Krieg) и Люсинда Ру (Lucinda Ruh). Бильманн первой исполнила и тройной лутц (1978).

    Исключительной эмоциональностью и качеством элементов отличалась Оксана Баюл, исполнившая одну из лучших коротких программ в истории на Олимпиаде-1994.

    СССР

    После долгого отставания, наконец вырвались в лидеры и советские одиночницы. Тренер Станислав Жук, развивал художественно-атлетический стиль, присущий советской школе, его ученица Елена Водорезова в 12-летнем возрасте в 1976 впервые в мире выполнила два уникальных, рекордных элемента: каскад двойной флип с тройным тулупом (во-первых, это был первый в истории фигурного катания прыжок «флип» в каскаде с тройным прыжком, во-вторых, первый тройной прыжок в каскаде среди женщин, причём тройной шёл вторым по очереди, в-третьих, первый тройной прыжок в короткой программе женщин) и три тройных прыжка в одной произвольной программе (впервые среди женщин). Именно после Водорезовой лидеры стали включать в программы 2-3 тройных прыжка (на Олимпиаде-1976 лидеры, в том числе Хэмил, обошлись только двойными).

    Добилась успехов и другая ученица Жука Анна Кондрашова, стиль которой был более музыкальным и пластичным. В 1984 году Кондрашова стала первой советской фигуристкой завоевавшей «серебро» на чемпионате мира После серии неудач вышла в лидеры мирового женского одиночного катания Кира Иванова, тренировавшаяся в школе Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, в 1985—1988 Иванова получала большое преимущество в обязательных фигурах, освоила три разных тройных прыжка. Становилась призёром европейских чемпионатов ученица Игоря Ксенофонтова Наталья Лебедева.

    После смены поколений в российской школе Елена Водорезова вывела в лидеры Ольгу Маркову, обладавшую уникальным «хрустальным» стилем с исключительными по технике и красоте скольжением, спиралями и вращениями. Ученица Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, Мария Бутырская, большое внимание уделявшая представлению программ, в драматическом эмоциональном стиле, стала первой российской чемпионкой мира (1999), в том числе исполнив каскад тройной тулуп — ойлер — тройной сальхов. Наконец, выдающаяся российская фигуристка Ирина Слуцкая дважды выиграла чемпионат мира (2002 и 2005) и семь раз чемпионат Европы, первой в мире исполнила каскад тройной лутц — тройной риттбергер (2000), в последние годы добившись максимально сложных спиралей и вращений, трижды выполняя вращение бильманн в произвольной программе.

    Структура соревнований

    Соревнования по женскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участниц набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсменки (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причем последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменок. Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.

    В прошлом формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.

    До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.

    См. также

    dvc.academic.ru

    Фигурное катание. ЧМ-2018. Женщины. Короткая программа. Промежуточные итоги - 6,0 - Блоги

    Ну вот посмотрели первый вид – женское одиночное катание, короткая программа. Традиционно, коротко пройдусь по нашим девочкам и выскажу свои впечатления и мысли.

    Станислава Константинова (16 место после короткой программы). Короткую программу начала вроде бы с настроением, с хорошей скоростью, но вся скорость пропала после серпантина и дальше понеслась... Каскад тройной лутц+тройной тоулуп – оба прыжка в недокрут, абсолютно без скорости и без высоты. На лутце на толчке корпус остался в наклоне вперед (не наехала на толчок), на второй прыжок толкнулась уже с наклоном корпуса вперед и как результат ни высоты, ни скорости на втором прыжке и большой недокрут. Тройной флип – мне показалось докрутила, но судьи усмотрели недокрут. Короткий выезд, опять слегка клюнула на приземлении носом вперед и раскрыла (развернула) левое плечо на выезде. Плохо в общем. Согласна с Тарасовой по поводу бессмысленного запихивания каскада во вторую половину программы при отсутствии чистого исполнения этого элемента на протяжении всего сезона.

    Мария Сотскова (5 место после короткой программы). Очень рада за Машу, что справилась. Немножко похудела с олимпиады, молодец. Каскад тройной лутц+тройной тоулуп был хороший. За что там минусы (-1 и -2) мне не понятно. Тройной флип - было маловато скорости, немного вылетела в круг и чуть в наклон, но выехала уверенно. На мой взгляд слабые вращения – медленные, без скорости. В целом справилась с нервами, поэтому поздравляю её с чистым прокатом. По поводу её места не согласна. Может быть Миахара должна была быть третьей, может быть. Но Осмонд уж никак не могла быть четвертой. Это несправедливо, как минимум четвертой должна была быть Маша, а Осмонд пятой.

    Алина Загитова (2 место после короткой программы). Нервничала вместе с ней, как будто сама каталась. Столько всего свалилось на эту юную девочку за последний месяц (и славы, и поздравлений, и критики, и ненависти отдельных представителей людского сообщества). Конечно, морально ей было очень тяжело, в том числе и выходить на старт. Как результат не было такой энергетики в прокате, как на ОИ, была немного зажата, но всё равно на хорошей скорости, с эмоциями. На каскаде – чуть засиделась на толчке на риттбергер. Ну да, не очень выезд получился, точнее совсем короткий выезд. Как результат - каскад немного отминусован. Все остальное на отлично. Спорное второе место, конечно, при условии, что вроде как в короткой программе, когда судьям надо - главное техника, а когда Костнер надо за уши вытащить для того, чтобы уже можно было в произвольной программе создать потенциальную (или виртуальную) возможность конкуренции – то тут все вспоминают про неотразимые компоненты Костнер и главными становятся компоненты. Как-то не очень справедливо. Желаю Алине безоговорочной победы!

    В заключение результаты после короткой программы у девушек и продолжаем смотреть и болеть за наши пары.

    www.sports.ru

    Женское одиночное фигурное катание - это... Что такое Женское одиночное фигурное катание?

    Женское одиночное фигурное катание — дисциплина фигурного катания.

    История

    Первые шаги

    В XIX веке соревнования среди женщин не проводились, и согласно первым Правилам ИСУ 1897 г. участвовать они могли только в соревнованиях пар, состоящих из мужчины и женщины или из двух женщин.

    В 1901 году ИСУ, под давлением общественности, в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Мэдж Сайерс (англ. Madge Syers-Cave), а с 1906 года стал проводить отдельные чемпионаты мира и среди женщин.

    В 1906—1907 чемпионкой мира становилась Сайерс, а в 1908—1914 больших достижений добилась венгерская школа, чемпионками становились Лили Кронбергер (Lily Kronberger) и Опика фон Мерай-Хорват (Opika von Meray-Horvath). Основное внимание уделялось многочисленным обязательным фигурам (по 6 на каждой ноге, всего 12), в произвольной программе выполнялись одинарные прыжки, из вращений делались только волчок и вращение стоя.

    После Первой мировой войны

    После Первой мировой войны женское одиночное катание возглавила Херма Планк-Сабо (Herma Plank-Szabo) из Австрии, а затем её сменила норвежская фигуристка Соня Хени, она выигрывала все чемпионаты мира, Европы и Олимпиады в 1927—1936 и выполнила первой среди женщин одинарный аксель.

    В конце 1930-х годов женщины стали выполнять двойные прыжки, стали более разнообразными вращения. Первой сделала двойной прыжок (сальхов) в 1937 году англичанка Сесилия Колледж (Cecelia Colledge), которая ввела в фигурное катание заклон (layback spin) и вращение в ласточке (camel spin), а также заложила в английской школе традицию создавать преимущество за счёт очень качественных обязательных фигур. С 1936 года в чемпионатах мира стали участвовать французские фигуристки, в том числе легендарная Жаклин Водеран (Jaqueline Vaudecran), ставшая впоследствии великим тренером.

    После Второй мировой войны американки и канадки, не остановив на время войны, как европейцы, развитие своих школ (напр. канадка Б.-А. Скотт первой сделала двойной лутц в 1942), стали соревноваться с европейскими фигуристками на равных. В 1949—1950 чемпионкой мира стала легендарная чехословацкая фигуристка Алена Врзанёва (чеш. Alena Vrzáňová), впервые среди женщин исполнившая двойной аксель. В 1951 за счёт идеальных обязательных фигур чемпионат мира сумела выиграть англичанка Женетт Альтвегг (Jeanette Altwegg), а в 1952 — представив исключительно гармоничную и оригинальную произвольную программу на музыку Мусоргского и Грига — француженка Жаклин дю Бьеф (Jacqueline du Bief), ученица Ж. Водеран.

    Однако затем на долгие годы в женском одиночном катании воцарились американки, лишь иногда уступая представительницам Европы. Вначале Тенли Олбрайт (Tenley Albright), затем Кэрол Хейсс (Carol Heiss, выигрывала в 1956—1960), и целый ряд других, провозглашали чёткий однообразный стандартный стиль — очень высококачественно исполненные технические элементы, гибкость, пластичность, с эффектной хореографией и постановками программ в точном соответствии с правилами, практически всегда исполняемых под популярную классическую музыку, крайне редко исполняя рекордные прыжки или оригинальные новые элементы. Особенно утвердил этот стиль тренер Карло Фасси (Carlo Fassi), его ученицы Пегги Флеминг (Peggy Fleming) и Дороти Хэмилл (Dorothy Hamill) выигрывали Олимпиады 1968 и 1976 соответственно. В 1990-е годы продолжили этот стиль олимпийская чемпионка 1992 Кристи Ямагучи (Kristi Yamaguchi), Мишель Кван (выигрывала чемпионаты мира 1996, 1998, 2000, 2001 и 2003) и др. Причём когда Олимпиады выигрывали неамериканские фигуристки, ИСУ несколько раз менял систему судейства (летом 1972 года понизил «вес» обязательных фигур, а летом 1980 года изменил систему подсчёта, подсчитывая сумму не оценок, а очков).

    В 1959 году фигуристка из Чехословакии Яна Мразкова (Jana Mrazkova) первой среди женщин выполнила тройной прыжок (сальхов), однако на крупных соревнованиях одиночницы по-прежнему выполняли лишь двойные прыжки, лидеры включали двойной аксель.

    Ещё в 1949 первый чемпионат ГДР среди женских пар выиграли Ютта Зайферт (впоследствии Мюллер) и Ирене Зальцманн, это малоизвестное событие привело затем к появлению двух выдающихся тренеров (Зальцманн перешла в парное катание). Ютта Мюллер утвердила новаторский спортивный атлетичный стиль, в котором тем не менее раскрывала и художественные, артистические способности фигуристок. Её ученица (и дочь) Габи Зайферт (Gabriele Seyfert) выигрывала чемпионаты мира в 1969—1970, впервые исполнила тройной риттбергер в 1968, другая ученица Соня Моргенштерн (Sonja Morgenstern) первой чисто сделала на чемпионатах мира тройной прыжок (сальхов) в 1971, Анетт Пётч стала олимпийской чемпионкой в 1980, наконец вершины в женском одиночном катании достигла Катарина Витт, олимпийская чемпионка 1984 и 1988 гг., с гармоничными программами, идеальными техническими элементами, в высоком стиле. Чемпионкой Европы стала в 1990 и Эвелин Гроссман.

    Оставила след в истории француженка Николь Асслер, обладавшая уникальными по технике вращениями (особо — в волчке и стоя), исполнявшая показательный номер на музыку «Рябинушка», практически целиком состоящий из вращений. 5-кратной чемпионкой Европы (1991—1995) стала Сурия Бонали, уделявшая особое внимание рекордно сложным прыжкам и впервые включившая в произвольную программу четверной тулуп и каскад тройной лутц — тройной тулуп (выполнявшиеся с небольшим недокрутом).

    Фигуристкой, выполнявшей обязательные фигуры с высочайшим качеством, стала Беатрис Шуба из Австрии, последней получившая оценку выше пяти баллов за фигуры (1972).

    С 1980-х годов японский тренер Матико Ямада уделяла внимание исключительному техническому качеству программ, включала рекордно сложные прыжки. Её ученица Мидори Ито первой среди женщин сделала прыжок в три с половиной оборота аксель (1988), каскад из двух тройных прыжков (тулупов, 1982) и шесть разнообразных прыжков в одной произвольной программе (1989), за что на чемпионате мира 1989 года получила пять оценок 6,0 за технику, став чемпионкой мира. Прыжок в три с половиной оборота выполнили также Юкари Накано (Yukari Nakano) (2002) и Мао Асада (Mao Asada) (2004), последняя первой сделала его в каскаде (с двойным тулупом). Первой исполнила чисто четверной прыжок (сальхов) Мики Андо (2002). Олимпийской чемпионкой в 2006 стала Сидзука Аракава.

    Периодически появляются интересные фигуристки и в Канаде. Лучшие вращения в 1982-84 г демонстрировала Кей Томсон, она же единственная из всех в эти годы делала тройной лутц.

    Швейцарская школа фигурного катания выделяется исключительно техничными вращениями со сложными оригинальными позициями, точной центровкой, огромным количеством оборотов и скоростью вращения. Вращения с захватом ноги исполняла в 1974 Карин Итен (Karin Iten), идеального качества добилась Дениз Бильманн (за что вращение назвали в её честь), отличались также Натали Криг (Nathalie Krieg) и Люсинда Ру (Lucinda Ruh). Бильманн первой исполнила и тройной лутц (1978).

    Исключительной эмоциональностью и качеством элементов отличалась Оксана Баюл, исполнившая одну из лучших коротких программ в истории на Олимпиаде-1994.

    СССР

    После долгого отставания, наконец вырвались в лидеры и советские одиночницы. Тренер Станислав Жук, развивал художественно-атлетический стиль, присущий советской школе, его ученица Елена Водорезова в 12-летнем возрасте в 1976 впервые в мире выполнила два уникальных, рекордных элемента: каскад двойной флип с тройным тулупом (во-первых, это был первый в истории фигурного катания прыжок «флип» в каскаде с тройным прыжком, во-вторых, первый тройной прыжок в каскаде среди женщин, причём тройной шёл вторым по очереди, в-третьих, первый тройной прыжок в короткой программе женщин) и три тройных прыжка в одной произвольной программе (впервые среди женщин). Именно после Водорезовой лидеры стали включать в программы 2-3 тройных прыжка (на Олимпиаде-1976 лидеры, в том числе Хэмил, обошлись только двойными).

    Добилась успехов и другая ученица Жука Анна Кондрашова, стиль которой был более музыкальным и пластичным. В 1984 году Кондрашова стала первой советской фигуристкой завоевавшей «серебро» на чемпионате мира После серии неудач вышла в лидеры мирового женского одиночного катания Кира Иванова, тренировавшаяся в школе Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, в 1985—1988 Иванова получала большое преимущество в обязательных фигурах, освоила три разных тройных прыжка. Становилась призёром европейских чемпионатов ученица Игоря Ксенофонтова Наталья Лебедева.

    После смены поколений в российской школе Елена Водорезова вывела в лидеры Ольгу Маркову, обладавшую уникальным «хрустальным» стилем с исключительными по технике и красоте скольжением, спиралями и вращениями. Ученица Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, Мария Бутырская, большое внимание уделявшая представлению программ, в драматическом эмоциональном стиле, стала первой российской чемпионкой мира (1999), в том числе исполнив каскад тройной тулуп — ойлер — тройной сальхов. Наконец, выдающаяся российская фигуристка Ирина Слуцкая дважды выиграла чемпионат мира (2002 и 2005) и семь раз чемпионат Европы, первой в мире исполнила каскад тройной лутц — тройной риттбергер (2000), в последние годы добившись максимально сложных спиралей и вращений, трижды выполняя вращение бильманн в произвольной программе.

    Структура соревнований

    Соревнования по женскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участниц набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсменки (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причем последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменок. Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.

    В прошлом формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.

    До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.

    См. также

    dis.academic.ru

    Женское одиночное фигурное катание - это... Что такое Женское одиночное фигурное катание?

    Женское одиночное фигурное катание — дисциплина фигурного катания.

    История

    Первые шаги

    В XIX веке соревнования среди женщин не проводились, и согласно первым Правилам ИСУ 1897 г. участвовать они могли только в соревнованиях пар, состоящих из мужчины и женщины или из двух женщин.

    В 1901 году ИСУ, под давлением общественности, в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Мэдж Сайерс (англ. Madge Syers-Cave), а с 1906 года стал проводить отдельные чемпионаты мира и среди женщин.

    В 1906—1907 чемпионкой мира становилась Сайерс, а в 1908—1914 больших достижений добилась венгерская школа, чемпионками становились Лили Кронбергер (Lily Kronberger) и Опика фон Мерай-Хорват (Opika von Meray-Horvath). Основное внимание уделялось многочисленным обязательным фигурам (по 6 на каждой ноге, всего 12), в произвольной программе выполнялись одинарные прыжки, из вращений делались только волчок и вращение стоя.

    После Первой мировой войны

    После Первой мировой войны женское одиночное катание возглавила Херма Планк-Сабо (Herma Plank-Szabo) из Австрии, а затем её сменила норвежская фигуристка Соня Хени, она выигрывала все чемпионаты мира, Европы и Олимпиады в 1927—1936 и выполнила первой среди женщин одинарный аксель.

    В конце 1930-х годов женщины стали выполнять двойные прыжки, стали более разнообразными вращения. Первой сделала двойной прыжок (сальхов) в 1937 году англичанка Сесилия Колледж (Cecelia Colledge), которая ввела в фигурное катание заклон (layback spin) и вращение в ласточке (camel spin), а также заложила в английской школе традицию создавать преимущество за счёт очень качественных обязательных фигур. С 1936 года в чемпионатах мира стали участвовать французские фигуристки, в том числе легендарная Жаклин Водеран (Jaqueline Vaudecran), ставшая впоследствии великим тренером.

    После Второй мировой войны американки и канадки, не остановив на время войны, как европейцы, развитие своих школ (напр. канадка Б.-А. Скотт первой сделала двойной лутц в 1942), стали соревноваться с европейскими фигуристками на равных. В 1949—1950 чемпионкой мира стала легендарная чехословацкая фигуристка Алена Врзанёва (чеш. Alena Vrzáňová), впервые среди женщин исполнившая двойной аксель. В 1951 за счёт идеальных обязательных фигур чемпионат мира сумела выиграть англичанка Женетт Альтвегг (Jeanette Altwegg), а в 1952 — представив исключительно гармоничную и оригинальную произвольную программу на музыку Мусоргского и Грига — француженка Жаклин дю Бьеф (Jacqueline du Bief), ученица Ж. Водеран.

    Однако затем на долгие годы в женском одиночном катании воцарились американки, лишь иногда уступая представительницам Европы. Вначале Тенли Олбрайт (Tenley Albright), затем Кэрол Хейсс (Carol Heiss, выигрывала в 1956—1960), и целый ряд других, провозглашали чёткий однообразный стандартный стиль — очень высококачественно исполненные технические элементы, гибкость, пластичность, с эффектной хореографией и постановками программ в точном соответствии с правилами, практически всегда исполняемых под популярную классическую музыку, крайне редко исполняя рекордные прыжки или оригинальные новые элементы. Особенно утвердил этот стиль тренер Карло Фасси (Carlo Fassi), его ученицы Пегги Флеминг (Peggy Fleming) и Дороти Хэмилл (Dorothy Hamill) выигрывали Олимпиады 1968 и 1976 соответственно. В 1990-е годы продолжили этот стиль олимпийская чемпионка 1992 Кристи Ямагучи (Kristi Yamaguchi), Мишель Кван (выигрывала чемпионаты мира 1996, 1998, 2000, 2001 и 2003) и др. Причём когда Олимпиады выигрывали неамериканские фигуристки, ИСУ несколько раз менял систему судейства (летом 1972 года понизил «вес» обязательных фигур, а летом 1980 года изменил систему подсчёта, подсчитывая сумму не оценок, а очков).

    В 1959 году фигуристка из Чехословакии Яна Мразкова (Jana Mrazkova) первой среди женщин выполнила тройной прыжок (сальхов), однако на крупных соревнованиях одиночницы по-прежнему выполняли лишь двойные прыжки, лидеры включали двойной аксель.

    Ещё в 1949 первый чемпионат ГДР среди женских пар выиграли Ютта Зайферт (впоследствии Мюллер) и Ирене Зальцманн, это малоизвестное событие привело затем к появлению двух выдающихся тренеров (Зальцманн перешла в парное катание). Ютта Мюллер утвердила новаторский спортивный атлетичный стиль, в котором тем не менее раскрывала и художественные, артистические способности фигуристок. Её ученица (и дочь) Габи Зайферт (Gabriele Seyfert) выигрывала чемпионаты мира в 1969—1970, впервые исполнила тройной риттбергер в 1968, другая ученица Соня Моргенштерн (Sonja Morgenstern) первой чисто сделала на чемпионатах мира тройной прыжок (сальхов) в 1971, Анетт Пётч стала олимпийской чемпионкой в 1980, наконец вершины в женском одиночном катании достигла Катарина Витт, олимпийская чемпионка 1984 и 1988 гг., с гармоничными программами, идеальными техническими элементами, в высоком стиле. Чемпионкой Европы стала в 1990 и Эвелин Гроссман.

    Оставила след в истории француженка Николь Асслер, обладавшая уникальными по технике вращениями (особо — в волчке и стоя), исполнявшая показательный номер на музыку «Рябинушка», практически целиком состоящий из вращений. 5-кратной чемпионкой Европы (1991—1995) стала Сурия Бонали, уделявшая особое внимание рекордно сложным прыжкам и впервые включившая в произвольную программу четверной тулуп и каскад тройной лутц — тройной тулуп (выполнявшиеся с небольшим недокрутом).

    Фигуристкой, выполнявшей обязательные фигуры с высочайшим качеством, стала Беатрис Шуба из Австрии, последней получившая оценку выше пяти баллов за фигуры (1972).

    С 1980-х годов японский тренер Матико Ямада уделяла внимание исключительному техническому качеству программ, включала рекордно сложные прыжки. Её ученица Мидори Ито первой среди женщин сделала прыжок в три с половиной оборота аксель (1988), каскад из двух тройных прыжков (тулупов, 1982) и шесть разнообразных прыжков в одной произвольной программе (1989), за что на чемпионате мира 1989 года получила пять оценок 6,0 за технику, став чемпионкой мира. Прыжок в три с половиной оборота выполнили также Юкари Накано (Yukari Nakano) (2002) и Мао Асада (Mao Asada) (2004), последняя первой сделала его в каскаде (с двойным тулупом). Первой исполнила чисто четверной прыжок (сальхов) Мики Андо (2002). Олимпийской чемпионкой в 2006 стала Сидзука Аракава.

    Периодически появляются интересные фигуристки и в Канаде. Лучшие вращения в 1982-84 г демонстрировала Кей Томсон, она же единственная из всех в эти годы делала тройной лутц.

    Швейцарская школа фигурного катания выделяется исключительно техничными вращениями со сложными оригинальными позициями, точной центровкой, огромным количеством оборотов и скоростью вращения. Вращения с захватом ноги исполняла в 1974 Карин Итен (Karin Iten), идеального качества добилась Дениз Бильманн (за что вращение назвали в её честь), отличались также Натали Криг (Nathalie Krieg) и Люсинда Ру (Lucinda Ruh). Бильманн первой исполнила и тройной лутц (1978).

    Исключительной эмоциональностью и качеством элементов отличалась Оксана Баюл, исполнившая одну из лучших коротких программ в истории на Олимпиаде-1994.

    СССР

    После долгого отставания, наконец вырвались в лидеры и советские одиночницы. Тренер Станислав Жук, развивал художественно-атлетический стиль, присущий советской школе, его ученица Елена Водорезова в 12-летнем возрасте в 1976 впервые в мире выполнила два уникальных, рекордных элемента: каскад двойной флип с тройным тулупом (во-первых, это был первый в истории фигурного катания прыжок «флип» в каскаде с тройным прыжком, во-вторых, первый тройной прыжок в каскаде среди женщин, причём тройной шёл вторым по очереди, в-третьих, первый тройной прыжок в короткой программе женщин) и три тройных прыжка в одной произвольной программе (впервые среди женщин). Именно после Водорезовой лидеры стали включать в программы 2-3 тройных прыжка (на Олимпиаде-1976 лидеры, в том числе Хэмил, обошлись только двойными).

    Добилась успехов и другая ученица Жука Анна Кондрашова, стиль которой был более музыкальным и пластичным. В 1984 году Кондрашова стала первой советской фигуристкой завоевавшей «серебро» на чемпионате мира После серии неудач вышла в лидеры мирового женского одиночного катания Кира Иванова, тренировавшаяся в школе Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, в 1985—1988 Иванова получала большое преимущество в обязательных фигурах, освоила три разных тройных прыжка. Становилась призёром европейских чемпионатов ученица Игоря Ксенофонтова Наталья Лебедева.

    После смены поколений в российской школе Елена Водорезова вывела в лидеры Ольгу Маркову, обладавшую уникальным «хрустальным» стилем с исключительными по технике и красоте скольжением, спиралями и вращениями. Ученица Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, Мария Бутырская, большое внимание уделявшая представлению программ, в драматическом эмоциональном стиле, стала первой российской чемпионкой мира (1999), в том числе исполнив каскад тройной тулуп — ойлер — тройной сальхов. Наконец, выдающаяся российская фигуристка Ирина Слуцкая дважды выиграла чемпионат мира (2002 и 2005) и семь раз чемпионат Европы, первой в мире исполнила каскад тройной лутц — тройной риттбергер (2000), в последние годы добившись максимально сложных спиралей и вращений, трижды выполняя вращение бильманн в произвольной программе.

    Структура соревнований

    Соревнования по женскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участниц набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсменки (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причем последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменок. Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.

    В прошлом формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.

    До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.

    См. также

    3dic.academic.ru