Мужское одиночное фигурное катание. Мужское фигурное катание


Олимпиада в Пхёнчхане: мужское фигурное катание в эпоху квадов | nippon.com

5 квадов – много или мало?

Это случилось в январе, когда я смотрел трансляцию выступлений фигуристов-одиночников на Чемпионате США. В моей памяти до сих пор звучат слова комментатора о произвольной программе Натана Чена: «Что-то маловато».

У Чена было заявлено 5 квадов, включая 2 четверных флипа, все прыжки были успешно исполнены. Однако предыдущая программа содержала ещё и 2 четверных лутца, отсутствие которых не преминул отметить комментатор. Его не удержало даже наличие четверного флипа – сложнейшего прыжка, которым в мире владеют всего два спортсмена – Натан Чен и Уно Сёма.

С каких пор появилось подобное отношение к мужскому фигурному катанию?

Если в выступлении Натана Чена и были какие-то недочёты, то разве не пять безукоризненно исполненных квадов столь пагубно отразились на присущей этому спортсмену гладкости и красоте проката?

Разве квады – это единственно достойный восхищения элемент программы? Разве внимание зрителей приковано исключительно к видам прыжков и их количеству? Когда в мужском фигурном катании наступил поворотный момент?

Как достанется победа чемпиону?

До открытия Олимпиады в Пхёнчхане отсталось менее двух недель (на момент написания статьи – прим. перев.). Единого мнения о победителе среди мужчин-одиночников не существует. Однако прежде всего меня интересует способ, с помощью которого новый чемпион Олимпиады обретёт победу.

На мировом первенстве в прошлом, предолимпийском сезоне разыгралось сражение невообразимо высокого уровня – все три призёра успешно исполнили по 4 квада и 2 тройных акселя. Пьедестал почёта заняли два японских фигуриста – Ханю и Уно, и китайский одиночник Цзинь Боян. Натан Чен, не сумевший совладать с тройным акселем, прыгнул 5 четверных прыжков. Думаю, что Олимпийский пьедестал займут представители из этой четвёрки.

Однако если они допустят ошибку при исполнении череды квадов, шанс на победу обретут спортсмены, не увлекающиеся четверными, но обладающие великолепной выразительностью и стабильностью. Это Хавьер Фернандес (Испания), Патрик Чан (Канада) и Михаил Коляда (Россия).

Такие молодые фигуристы, как Винсент Чжоу (США) и Александр Самарин (Россия), напротив, не уступают по технике прыжков лидерам, однако их оценки по выразительности ещё недостаточно высоки, сказывается нехватка соревновательного опыта. Если им удастся успешно выполнить все квады, то при наличии промахов у других спортсменов они получают шансы войти в тройку лидеров.

На Олимпиаде хочется увидеть только успешные выступления. Кому понравится зрелище в виде череды неудач не справившихся с квадами фигуристов? Однако самое страшное, что может случиться в Пхёнчхане – это победа спортсмена, продемонстрировавшего высокий уровень технической сложности в виде 4-5 безукоризненных квадов, но проигнорировавшего такой значимый элемент, как выразительность, формируемая за счёт синергии музыки и элементов проката.

Что приносят в жертву квадам?

Ханю, Чен и другие фигуристы, стремящиеся включать в программу несколько видов четверных, не ограничиваются техникой прыжков. Чтобы подняться на высочайший в мире уровень, необходимы навыки проката и артистичность. Однако незаменимые для победы квады отнимают у спортсменов всё остальное. Четверные прыжки истощают всю концентрацию и физическую энергию, поэтому остальная великолепно задуманная программа превращается в пустышку, а музыка, с которой должны были сливаться движения фигуристов, оказывается простым фоном.  Не желая того сами, спортсмены приносят в жертву квадам весь остальной прокат. Если ограничиться хотя бы парой четверных, у них останутся силы, чтобы показать зрителям программу во всей красе. Однако фигуристы превратились в «прыгунов».

Во время Олимпиады они наверняка включат в программу максимум элементов и до последней минуты сконцентрируются на прыжках.

Победитель Олимпиады будет избран именно из числа таких «прыгунов». Прокат чемпиона, превзошедшего других мощными квадами, произведёт огромное впечатление. Однако не подумают ли зрители всего мира, что мужское фигурное катание превратилось в прыжковый вид спорта?

Судя по недавно промелькнувшей новости, Международный союз фигурного катания (ISU) рассматривает вопрос о снижении базовой оценки за четверные прыжки после Олимпиады в Пхёнчхане. Возможно, это ослабит сложившийся в фигурном катании перекос в сторону квадов. Однако общественное мнение уже научилось благосклонно воспринимать комментарии о неполноценности программы из-за отсутствия в ней четверного лутца. Это крайне печальная тенденция для тех, кто некогда полюбил фигурное катание как зрелищный и красивый вид спорта.

www.nippon.com

Реферат Мужское одиночное фигурное катание

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Мужское фигурное катание в СССР и России
    • 2.1 Современность
  • 3 Структура соревнований

Введение

Фигурист Джеффри Баттл выполняет «кораблик».

Мужское одиночное фигурное катание — дисциплина фигурного катания.

1. История

В ХIХ — начале ХХ веков в мужском одиночном катании доминировали австрийская, русская, немецкая, норвежская и шведская школы. Русская школа отличалась рисованием фигур: техничными обязательными, и исключительно сложными и красивыми «специальными». На первом неофициальном чемпионате мира в 1890 году Алексей Лебедев выиграл во всех трех видах и по сумме. Высочайшим мастерством, особенно в «специальных» фигурах, отличался Николай Панин-Коломенкин, ставший олимпийским чемпионом 1908, прорисовав коньком на льду невероятно сложные узоры, поразив судей математической точностью рисунков. В 1901—1911 доминировал Ульрих Сальхов (Ulrich Salchow), отличавшийся качественными обязательными фигурами и впервые выполнивший прыжок сальхов, названный его именем.

После Первой мировой войны подавляющего преимущества добилась австрийская школа: Вилли Бёкль (Willy Böckl, выигрывал в 1925—1928), Карл Шефер (Karl Schäfer, в 1930—1936, внес много новых идей и первым исполнил двойной риттбергер в 1925) и Феликс Каспар (Felix Kaspar, в 1937—1938).

После Второй мировой войны американцы и канадцы, не остановив на время войны, как европейцы, развитие фигурного катания, стали соревноваться с европейскими фигуристами на равных. Причем наметилась особая тенденция, американцы получали преимущество за счет атлетичных, спортивных произвольных программ со сложными прыжками и скоростными вращениями, европейские фигуристы качественно выполняли обязательные фигуры, в произвольной программе больше внимания уделяя художественной стороне.

Первый послевоенный чемпионат мира в 1947 с преимуществом в один судейский голос выиграл Ханс Гершвилер из Швейцарии, за счет преимущества в фигурах, несмотря на два падения в произвольной программе. После него успех к представителю швейцарской школы пришел лишь к Стефану Ламбьелю (выигрывал в 2005 и 2006).

Однако затем в мужском одиночном катании воцарились американцы прежде всего с высококачественными в техническом плане элементами и в соответствии с правилами стандартными постановками программ. Дик Баттон (Richard Button) выигрывал в 1948—1952 за счет лихо выполненных прыжков, ввел прыжки во вращения. В 1953—1959 выигрывали братья Дженкинсы (Hayes Alan Jenkins, David Jenkins). Рональд Робертсон (Ronald Robertson) овладел тройным сальховом и огромной скоростью вращений. Пятью разными тройными прыжками овладел Терри Кубичка. После долгого перерыва позднее добились успеха Скотт Хамильтон (Scott Hamilton, 1981—1984), Брайан Бойтано (Brian Boitano, 1986, 1988) и др.

В 1960-е годы пришел успех к фигуристам из других стран: известному французскому тренеру Жаклин Водекран, тренировавшей в своей школе Федеральный центр фигурного катания в Булонь-Биланкуре, удалось вывести в лидеры двух выдающихся фигуристов — Алена Жилетти (выиграл в 1960, в основном за счет высококачественных фигур) и Алена Кальма (выиграл в 1965, кроме фигур уделявший внимание эстетической стороне, постановке и оригинальным «элементам между элементами»).

Французский тренер Пьер Брюне (Pierre Brunet) вывел в 1962 в чемпионы канадца Дональда Джексона за счет рекордных прыжков и прежде всего первого в мире тройного лутца, за что судьи выставили семь оценок 6,0 за технику.

В 1966—1968 в лидеры вышли австрийцы Эммерих Данцер (Emmerich Danzer, ученик Герты Вахтер (Herta Wachter) и Вольфганг Шварц (Wolfgang Schwarz), одинаково успешно выступавшие как в фигурах, так и в произвольной программе.

В канадской школе одним из ярчайших в художественном, артистическом плане стал Толлер Кренстон (Toller Cranston), ученик Эллен Бурка (Ellen Burka) главное внимание уделял постановкам программ, внес ряд оригинальных вращений, спиралей и шагов, вошли в историю и его показательные вступления. Также отличались своим стилем Брайан Орсер (Brian Orser, выигрывал в 1987) и Курт Браунинг (1989—1991 и 1993). Рекордным прыжкам уделял внимание Элвис Стойко (1994—1995 и 1997).

Английская школа отличалась академичным катанием с высочайшим качеством элементов, олимпийскими чемпионами стали Джон Карри (1976, John Curry) и Робин Казинс (1980, Robin Cousins).

В немецкой школе стабильно выступавший в обоих видах Манфред Шнелльдорфер выиграл Олимпиаду и чемпионат мира в 1964, в 1979 году появился гибкий пластичный музыкальный одиночник Норберт Шрамм (Norbert Schramm, представлял ФРГ), владевший пятью разными тройными прыжками.

К 1970-м годам вышли в лидеры и представители социалистических стран. В 1971—1972 чемпионом мира стал Ондрей Непела (Ondrej Nepala) из Чехословакии, ученик тренера Хильды Мудры (Hilda Mudra), получавший преимущество не только в школе, но и в произвольной программе за счет прыжков. В 1980-е годы Йозеф Сабовчик (Jozef Sabovčík)выполнял тройной аксель и делал попытки четверного прыжка.

Развивала свою школу и тренер из ГДР Ютта Мюллер (Jutta Mueller), в лидеры вышли Гюнтер Цоллер (Günter Zoller), а затем Ян Хоффман (Jan Hoffmann, выиграл в 1974 и 1980, вторым в истории повторив тройной лутц).

2. Мужское фигурное катание в СССР и России

С 1924 года проводится чемпионат СССР (с перерывами). В 1924 и 1927—1928 его выигрывал москвич Юрий Зельдович, а в 1937—1939 и 1941 — ленинградец Петр Чернышёв.

Советская школа фигурного катания основывалась на огромном вкладе Николая Панина-Коломенкина и Татьяны Толмачевой (Гранаткиной), провозглашавшими всестороннее развитие фигуриста, его мастерство как в исполнении обязательных фигур, так и гармоничность в произвольной программе, то есть своеобразный художественно-атлетический стиль. С конца 1950-х годов вышли в лидеры Валентин Захаров (выигрывал чемпионат СССР 1953—1954), Лев Михайлов (1956—1960), Игорь Персианцев (1955), Валерий Мешков (1961—1962, 1964, 1966), Александр Веденин (1963 и 1965) и др.

Наконец, советские фигуристы в 1958 году дебютировали и на чемпионате мира. Сергей Четверухин, ученик Толмачёвой, стал 6-кратным чемпионом СССР в 1967—1973, принёс первую медаль чемпионата мира в 1971 году, получал оценки 6,0 за артистизм на чемпионатах мира. Создав не только огромное преимущество в обязательной программе, но и выполнив три тройных прыжка в произвольной, в 1975 году первым советским чемпионом мира стал Сергей Волков, ученик Виктора Кудрявцева. Тренер и балетмейстер Елена Чайковская, продолжив тренировать Владимира Ковалёва, ученика Татьяны Толмачёвой, вывела его к двум победам на чемпионатах мира, в 1977 и 1979, создав яркие по постановкам произвольные программы, Ковалёв выполнял различные тройные прыжки — риттбергер, сальхов и тулуп. В 1981 году на чемпионате мира дебютировал её ученик Владимир Котин с необычайно эмоциональным артистичным стилем.

Тренер Игорь Москвин вывел в лидеры двух учеников с ярким оригинальным стилем — Юрия Овчинникова и Игоря Бобрина (выиграл чемпионат Европы в 1981 и чемпионаты СССР 1978 и 1980—1982). Овчинников в 1975 году впервые исполнял серию медленных шагов идеально выразив органную музыку Бетховена, за что пораженные судьи поставили оценки 5,9—6,0 за артистизм на чемпионате мира. Бобрин ещё более развил этот стиль, уделяя внимание как артистизму и музыкальности, так и самим элементам, придумывая целые серии шагов на одной ноге в разных направлениях, комбинации из 3—4 прыжков также в разных направлениях, оригинальные спирали, вращения, одним из первых в мире овладел пятью разными тройными прыжками, единственный в мире исполнял т. н. «бобринский прыжок» (придуманный Тамарой Москвиной), с вращением впервые в горизонтальной плоскости.

Тренер Станислав Жук продолжил тренировать Четверухина и Волкова, в 1980-е годы вывел в лидеры Александра Фадеева (выиграл чемпионат мира в 1985 и чемпионат СССР 1983, 1985—1989), выполнявшего ряд рекордных элементов (впервые каскад тройной лутц — тройной тулуп, тройной аксель в каскаде и попытки четверного прыжка), в конце 1980-х годов Фадеев значительно вырос в художественном плане, обретя цельность программ и высокий стиль.

Высокое качество и стиль отличали олимпийского чемпиона и чемпиона мира 1992 Виктора Петренко.

2.1. Современность

В 1990-е годы успех пришел к тренеру Алексею Мишину, необычайно гармоничным стилем отличались Алексей Урманов (выиграл Олимпийские игры в 1994), и особенно Евгений Плющенко (выигрывал в 2001, 2003—2004 и олимпиаду в 2006) и Алексей Ягудин (выигрывал в 1998—2000 и 2002). В эти годы стала готовить одиночников и тренер Татьяна Тарасова, органично сочетая яркие по постановкам, перенасыщенные оригинальными движениями и позами программы с самыми сложными элементами, её ученик Илья Кулик единственный из лидеров выполнил четверной прыжок на Олимпиаде-1998, стал чемпионом. С 1999 года Тарасова стала тренировать Ягудина. С этого периода острое соперничество Плющенко и Ягудина привело к огромному толчку в развитии ими всех сторон фигурного катания, как в художественном, так и в техническом плане, намного опережая остальных, они впервые выполняли гармоничные эстетичные цельные программы с рекордными элементами, с несколькими четверными прыжками, причем делая эти прыжки в рекордных каскадах (в том числе состоящих из четверного, тройного и двойного, а затем даже четверного и двух тройных прыжков), резко усложнив вращения (Плющенко впервые среди мужчин выполнил вращение бильман) и дорожки шагов (т. н. «ягудинские дорожки»), за что судьи многократно выставляли им оценки 6,0, в том числе и на Олимпиадах.

3. Структура соревнований

Соревнования по мужскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участников набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсмены (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причем последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменов. Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.

В прошлом, формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.

До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.

wreferat.baza-referat.ru

Мужское фигурное катание, фигурное катание

Сегодня я напишу о короткой программе мужчин на олимпиаде в Сочи. Очень жаль, что Женя Плющенко не смог выступить в личном турнире. В данной ситуации никто не должен обвинять нашего чемпиона, он хотел выступить, но здоровье не позволило. Если говорить объективно, в лучшем случае Евгений мог бы бороться за бронзу. В любои случае Женя помог выиграть командные соревнования и за это ему огромное спасибо. Дальше на меня обратило внимание ужасное падение Эббота. Джереми невероятный боец и сог продолжить соревнования и здорово выполнить каскад 3+3 и тройной аксель. Молодец. К сожалению ряд элементов...

Сегодня я расскажу о прошедшем чемпионате Европы. Начну с короткой программы. Бриан Жубер снова разочаровал. Падение на 4Т, ошибка на 3А - компоненты невысокие по мировым стандартам - в итоге всего 73 балла. В произвольной один 4Т и то с ошибкой и один тройной аксель - программа явно упрощена. В принципе откатал он ровно, но к медалям подобраться было нереально с таким прокатом - 148 баллов в произвольной и сумма под 222 балла - 8 место. Увы, время Жубера ушло. Как его поклонник, мне это очень неприятно, но я не вижу преимуществ Жубера перед другими фигуристами мировой элиты на данный момент....

Здесь мы подробно разберем прошедший недавно чемпионат США, в результате которого на ОИ отобрались Джереми Эбботт и Джейсон Браун. После короткой программы из борьбы за попадание в топ-2 выбыли несколько сильных фигуристов, а именно Росс Майнер(2 место в прошлом году) и Адам Риппон(2 место в 2012 году). Майнер был не готов к сезону, о чем свидетельствовали результаты нынешнего года. Неудача на Skate Canada и отказ от Rostelecom Cup, поэтому я ожидал от него невысокого результата, хотя надеялся на лучшее. Но наибольшим разочарованием для меня стало выступление Адама Риппона. Падение на тройном...

Итак, начнем подробный разбор результатов. Юдзуру Ханью - без вопросов. Всего одна ошибка на довольно сложном элементе - четверном сальхове. Остально все здорово. Заслуженное первое место. 194 балла, конечно, многовато, но в любом случае, по сумме двух программ Ханью выглядел очень хорошо. Тацуки Мачида - 183 балла. классное катание; в конце немного ошибся на дорожке, ну икаскад 4+2 вместо 4+3. Вообще, Мачида, на мой взгляд, лучше интерпретирует музыку, чем Ханью. У Юдзуру более эмоциональное катание. Многовато опять же ставят Ханью за компоненты. Мачида проиграл Ханью в ПП 11 баллов, хотя у...

Сегодня поговорим о короткой программе мужчин. Невероятная интрига закрутилась. Моими фаворитами до соревнований были Ханью и Дайс на первые два места, а на третье - Ода или Мачида. Сейчас на олимпиаду отобрался пожалй только Ханью. Вряд ли в произвольной он допустит столько ошибок, чтобы потерять 20 баллов. Но все по порядку. Такахито Мура на олимпиаду не поедет. По ходу сезона видна была его неготовность, хотя тройной аксель у него, тем не менее, один из лучших из всех фигуристов в мире. Ошибка на тулупе и, что более важно, ошибка на лутце, врезультате без каскада. в такой плотной борьбе...

Итак, завершился пятый этап Гран-при по фигурному катанию. Первые пять человек катались с огромным количеством ошибок, поэтому не буду особо на них останавливаться, отмечу лишь, что все могут кататься значительно лучше и, видимо, просто не готовы сейчас функционально. Теперь о тройке. Джейсон Браун откатал здорово, лишь 1 ошибка на акселе, компоненты высоки. С чистым прокатом может побороться за место в олимпийской команде США. Потенциал у парня огромный. Возможно это будущий чемпион мира. Юдзуру Ханью, к сожалению, не оставил хорошего впечатления. Уже после 1 сорванного элемента стало...

Итак, пятый из шести этапов Гран-при стартовал. Вчера мы уыидели 2 классных проката. Примерно одинаковыеоценки получили Патрик Чан и Юдзуру Ханью. Интересно, почему Ханью не делает каскад 4+3. С таким каскадом, думаю, он мог опередить Чана в КП. Патрик выступил также очень здорово(с тройный акселем, который создает ему частенько трудности). Компоненты тоже считаю, что у Патрика они должны быть повыше, чем у Ханью. Но у Ханью очень интересный стиль катания, сложные заходы на прыжки, разнообразные вращения. По вращениям он Патрика обыгрывает. В общем, в произвольной мы увидим интересную борьбу...

Итак, обсудим итоги четвертого этапа Гран-при. У наших ребят,к сожалению, не все получилось, хотя Константин Меньшов откатал довольно стабильно(кроме того, что вместо тройного акселя сделал двойной). Макс Аарон наошибался в прыжках, и, в целом,физическая готовность пока не на уровне его заявленных трех четверных и двух тройных акселей(с такой сложностью можно на многое претендовать). Вторая оценка пока невысока и я не вижу,как он может ее поднять. Такахито Мура вернул свою прошлогоднюю произвольную программу. Последние два элемента сорвал, остальное хорошо. Ему бы еще второй четверной в...

Итак, четвертый по счету этап Гран-при. Дайсуке Такахаси блестяще откатал. Все прыжки очень мощные с отличными выездами(особенно понравился тройной аксель). Вторая оценка традиционно очень высока. В этом сезоне только прокат Мачиды,на мой взгляд, был круче, но это все прокаты супер-уровня, надеюсь на Олиммпиаде Дайс откатает КП не хуже. Также отметил бы Адама Риппона. Очень стабильный прокат, вместо четверного лутца на Skate America сделал четверной тулуп(с ошибкой). Компоненты также неплохие. Хавьер Фернандес ошибся на четверном сальхове, остальное сделал нормально. Думаю, что в борьбе за...

Этап меня не порадовал. Пожалуй, хорошее впечатление на меня произвел только Максим Ковтун, причем в обеих программах. Китайцан Ян Хана по-моему перехвалили. В короткой программе он получил за 90 баллов; думаю это слишком много; немногим меньше Мачиды на Skate America, хотя Мачида катался невероятно. У Дениса Тена и Такахико Кодзуки ожидаемо высокие оценки за компоненты. Кодзука под большим вопросом о его попадании в олимпийскую команду, поскольку и Ода,и Мачида, и Дайс с Ханью пока прыгают четверные лучше и скорее всего, будут заявлять их по два в произвольную программу. Кодзуке будет очень...

www.sports.ru

Мужское одиночное фигурное катание — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мужское одиночное фигурное катание — дисциплина фигурного катания.

История

В ХIХ — начале ХХ веков в мужском одиночном катании доминировали австрийская, русская, немецкая, норвежская и шведская школы. Русская школа отличалась рисованием фигур: техничными обязательными, и исключительно сложными и красивыми «специальными». На первом неофициальном чемпионате мира в 1890 году Алексей Лебедев выиграл во всех трёх видах и по сумме. Высочайшим мастерством, особенно в «специальных» фигурах, отличался Николай Панин-Коломенкин, ставший олимпийским чемпионом 1908, прорисовав коньком на льду невероятно сложные узоры, поразив судей математической точностью рисунков. В 1901—1911 доминировал Ульрих Сальхов, отличавшийся качественными обязательными фигурами и впервые выполнивший прыжок сальхов, названный его именем.

После Первой мировой войны подавляющего преимущества добилась австрийская школа: Вилли Бёкль (выигрывал в 1925—1928), Карл Шефер (в 1930—1936, внес много новых идей и первым исполнил двойной риттбергер в 1925) и Феликс Каспар (в 1937—1938).

После Второй мировой войны американцы и канадцы, не остановив на время войны, как европейцы, развитие фигурного катания, стали соревноваться с европейскими фигуристами на равных. Причём наметилась особая тенденция, американцы получали преимущество за счет атлетичных, спортивных произвольных программ со сложными прыжками и скоростными вращениями, европейские фигуристы качественно выполняли обязательные фигуры, в произвольной программе больше внимания уделяя художественной стороне.

Первый послевоенный чемпионат мира в 1947 с преимуществом в один судейский голос выиграл Ханс Гершвилер из Швейцарии, за счет преимущества в фигурах, несмотря на два падения в произвольной программе. После него успех к представителю швейцарской школы пришёл лишь к Стефану Ламбьелю (выигрывал в 2005 и 2006).

Однако затем в мужском одиночном катании воцарились американцы прежде всего с высококачественными в техническом плане элементами и в соответствии с правилами стандартными постановками программ. Дик Баттон выигрывал в 1948—1952 за счет лихо выполненных прыжков, ввел прыжки во вращения. В 1953—1959 выигрывали братья Хейс Алан и Девид Дженкинсы. Рональд Робертсон овладел тройным сальховом и огромной скоростью вращений. Пятью разными тройными прыжками овладел Терри Кубичка. После долгого перерыва позднее добились успеха Скотт Хамильтон (1981—1984), Брайан Бойтано (1986, 1988) и др.

В 1960-е годы пришёл успех к фигуристам из других стран: известному французскому тренеру Жаклин Водекран, тренировавшей в своей школе Федеральный центр фигурного катания в Булонь-Биланкуре, удалось вывести в лидеры двух выдающихся фигуристов — Алена Жилетти (выиграл в 1960, в основном за счет высококачественных фигур) и Алена Кальма (выиграл в 1965, кроме фигур уделявший внимание эстетической стороне, постановке и оригинальным «элементам между элементами»).

Французский тренер Пьер Брюне (Pierre Brunet) вывел в 1962 в чемпионы канадца Дональда Джексона за счет рекордных прыжков и прежде всего первого в мире тройного лутца, за что судьи выставили семь оценок 6,0 за технику.

В 1966—1968 в лидеры вышли австрийцы Эммерих Данцер (ученик Герты Вахтер (Herta Wachter) и Вольфганг Шварц (Wolfgang Schwarz), одинаково успешно выступавшие как в фигурах, так и в произвольной программе.

В канадской школе одним из ярчайших в художественном, артистическом плане стал Толлер Крэнстон, ученик Эллен Бурки главное внимание уделял постановкам программ, внес ряд оригинальных вращений, спиралей и шагов, вошли в историю и его показательные вступления. Также отличались своим стилем Брайан Орсер (выигрывал в 1987) и Курт Браунинг (1989—1991 и 1993). Рекордным прыжкам уделял внимание Элвис Стойко (1994—1995 и 1997).

Английская школа отличалась академичным катанием с высочайшим качеством элементов, олимпийскими чемпионами стали Джон Карри (1976) и Робин Казинс (1980).

В немецкой школе стабильно выступавший в обоих видах Манфред Шнелльдорфер выиграл Олимпиаду и чемпионат мира в 1964, в 1979 году появился гибкий пластичный музыкальный одиночник Норберт Шрамм (представлял ФРГ), владевший пятью разными тройными прыжками.

К 1970-м годам вышли в лидеры и представители социалистических стран. В 1971—1972 чемпионом мира стал Ондрей Непела из Чехословакии, ученик тренера Хильды Мудры, получавший преимущество не только в школе, но и в произвольной программе за счет прыжков. В 1980-е годы Йозеф Сабовчик выполнял тройной аксель и делал попытки четверного прыжка.

Развивала свою школу и тренер из ГДР Ютта Мюллер, в лидеры вышли Гюнтер Цоллер, а затем Ян Хоффман, (выиграл в 1974 и 1980, вторым в истории повторив тройной лутц).

Мужское фигурное катание в СССР и России

С 1924 года проводится чемпионат СССР (с перерывами). В 1924 и 1927—1928 его выигрывал москвич Юрий Зельдович, а в 1937—1939 и 1941 — ленинградец Петр Чернышёв.

Советская школа фигурного катания основывалась на огромном вкладе Николая Панина-Коломенкина и Татьяны Толмачевой (Гранаткиной), провозглашавшими всестороннее развитие фигуриста, его мастерство как в исполнении обязательных фигур, так и гармоничность в произвольной программе, то есть своеобразный художественно-атлетический стиль. С конца 1950-х годов вышли в лидеры Валентин Захаров (выигрывал чемпионат СССР 1953—1954), Лев Михайлов (1956—1960), Игорь Персианцев (1955), Валерий Мешков (1961—1962, 1964, 1966), Александр Веденин (1963 и 1965) и др.

Наконец, советские фигуристы в 1958 году дебютировали и на чемпионате мира. Сергей Четверухин, ученик Толмачёвой, стал 6-кратным чемпионом СССР в 1967—1973, принёс первую медаль чемпионата мира в 1971 году, получал оценки 6,0 за артистизм на чемпионатах мира. Создав не только огромное преимущество в обязательной программе, но и выполнив три тройных прыжка в произвольной, в 1975 году первым советским чемпионом мира стал Сергей Волков, ученик Виктора Кудрявцева. Тренер и балетмейстер Елена Чайковская, продолжив тренировать Владимира Ковалёва, ученика Татьяны Толмачёвой, вывела его к двум победам на чемпионатах мира, в 1977 и 1979, создав яркие по постановкам произвольные программы, Ковалёв выполнял различные тройные прыжки — риттбергер, сальхов и тулуп. В 1981 году на чемпионате мира дебютировал её ученик Владимир Котин с необычайно эмоциональным артистичным стилем.

Тренер Игорь Москвин вывел в лидеры двух учеников с ярким оригинальным стилем — Юрия Овчинникова и Игоря Бобрина (выиграл чемпионат Европы в 1981 и чемпионаты СССР 1978 и 1980—1982). Овчинников в 1975 году впервые исполнял серию медленных шагов идеально выразив органную музыку Бетховена, за что пораженные судьи поставили оценки 5,9—6,0 за артистизм на чемпионате мира. Бобрин ещё более развил этот стиль, уделяя внимание как артистизму и музыкальности, так и самим элементам, придумывая целые серии шагов на одной ноге в разных направлениях, комбинации из 3—4 прыжков также в разных направлениях, оригинальные спирали, вращения, одним из первых в мире овладел пятью разными тройными прыжками, единственный в мире исполнял т. н. «бобринский прыжок» (придуманный Тамарой Москвиной), с вращением впервые в горизонтальной плоскости.

Тренер Станислав Жук продолжил тренировать Четверухина и Волкова, в 1980-е годы вывел в лидеры Александра Фадеева (выиграл чемпионат мира в 1985 и чемпионат СССР 1983, 1985—1989), выполнявшего ряд рекордных элементов (впервые каскад тройной лутц — тройной тулуп, тройной аксель в каскаде и попытки четверного прыжка), в конце 1980-х годов Фадеев значительно вырос в художественном плане, обретя цельность программ и высокий стиль.

Высокое качество и стиль отличали олимпийского чемпиона и чемпиона мира 1992 Виктора Петренко.

Современность

В 1990-е годы успех пришёл к тренеру Алексею Мишину. Необычайно гармоничным стилем отличались Алексей Урманов (выиграл Олимпийские игры в 1994) и особенно Евгений Плющенко (выигрывал в 2001, 2003—2004 и олимпиаду в 2006) и Алексей Ягудин (выигрывал чемпионаты мира в 1998—2000 и 2002, Олимпийские игры-2002). В эти годы стала готовить одиночников и тренер Татьяна Тарасова, органично сочетая яркие по постановкам, перенасыщенные оригинальными движениями и позами программы с самыми сложными элементами, её ученик Илья Кулик единственный из лидеров выполнил четверной прыжок на Олимпиаде-1998, стал чемпионом. С 1999 года Тарасова стала тренировать Ягудина. С этого периода острое соперничество Плющенко и Ягудина привело к огромному толчку в развитии ими всех сторон фигурного катания как в художественном, так и в техническом плане, намного опережая остальных, они впервые выполняли гармоничные эстетичные цельные программы с рекордными элементами, с несколькими четверными прыжками, причём делая эти прыжки в рекордных каскадах (в том числе состоящих из четверного, тройного и двойного, а затем даже четверного и двух тройных прыжков), резко усложнив вращения (Плющенко впервые среди мужчин выполнил вращение бильман) и дорожки шагов (т. н. «ягудинские дорожки»), за что судьи многократно выставляли им оценки 6,0, в том числе и на Олимпиадах.

Структура соревнований

Соревнования по мужскому одиночному фигурному катанию в последние годы проходят по следующей схеме: все участники исполняют короткую программу, а 24 лучших по итогам короткой программы затем исполняют произвольную. Если участников набирается очень много (это обычно бывает на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две большие группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсмены (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется простой жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причём последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменов. Общий результат турнира получается простым сложением баллов, полученных участниками в короткой и произвольной программах.

В прошлом формат соревнований отличался от современного. Существовал квалификационный раунд, во время которого спортсмены исполняли произвольную программу, после чего 30 лучших выходило в короткую программу и затем 24 сильнейших вновь исполняли произвольную.

До 1990 года соревнования одиночников начинались с исполнения обязательных фигур — «школы». Все участники должны были начертить на льду круги, включающие в себя определенные типы поворотов, после каждого исполнения судьи выходили на лед и изучали оставленный участником след. Первоначально оценка за «школу» составляла большу́ю долю итогового результата турнира, однако постепенно под давлением телевидения, считавшего эту часть программы скучной для телезрителя её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.

См. также

{{#invoke:Navbox|navbox}} {{#if: 1 | |}}

Шаблон:Фигурное катание

ensiklopedya.ru