Президенту ФФККР олимпийскому чемпиону Александру Горшкову – 70! Горшков александр фигурное катание


Горшков Александр Георгиевич

Родился в 1946 году в Москве. 

Фигурным катанием начал заниматься в шесть лет. После окончания школы в 1964 г. поступил в Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (ГЦОЛИФК) и продолжил занятия фигурным катанием. 

В 1969 году в паре с Людмилой Пахомовой Александр Горшков стал бронзовым призёром чемпионата Европы. В 1970 году пара Пахомова-Горшков впервые победили на чемпионатах Европы и мира.  В 1976 году  они завоевывали золотые медали на Олимписких зимних играх в австрийском городе Инсбруке, когда спортивные танцы на льду были впервые включены в программу Игр.  С 1970 по 1976 годы они 6 раз побеждали на чемпионатах Европы и мира — больше, чем кто-либо за всю историю спортивных танцев на льду. 

После завершения спортивной карьеры А. Горшков с 1977 по 1992 год работал в Госкомспорте СССР в качестве Государственного тренера и главного тренера сборной команды СССР по фигурному катанию.  С 1992 года по 2010 возглавлял Управление международных связей Олимпийского комитета России (ОКР).  В 2010 году Александр Горшков был избран президентом Федерации фигурного катания на коньках России. В 2014 году он был переизбран на новый срок.  С 2010 г. совмещает пост президента Федерации с должностью Главного тренера сборной команды России по фигурному катанию на коньках.  Является членом Исполнительного комитета  Олимпийского комитета России (ОКР). 

Награды  Заслуженный тренер СССР (1988), заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (1997).  Награждён орденами «Знак Почёта» (1972), «Трудового Красного Знамени» (1976), «Дружбы народов» (1988),  «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007), «Почёта» (2014).  В 1988 году Л. Пахомова и А. Горшков за вклад в развитие танцев на льду и спортивные достижения были избраны почетными членами «Мирового музея Славы Федерации фигурного катания США». Как шестикратные чемпионы мира (1970—1974, 1976) и Европы (1970—1971, 1973—1976) они вписаны в Книгу рекордов Гиннеса. В 2001 г. в г. Одинцове Московской области была открыта детская школа фигурного катания на коньках им. Л. Пахомовой и А. Горшкова.

sochisirius.ru

Для меня все фигуристы как родные — Российская газета

Александр Георгиевич Горшков и его, увы, так рано ушедшая супруга, Мила Пахомова, правили бал в танцах на льду как никто долго и как мало кто уверенно. Свидетельство - не только олимпийское "золото", но и шесть титулов чемпионов мира. И это несмотря на то, что накануне Игр-1976 Саша Горшков чуть было не распрощался с нами навсегда. Воспаление легких, тяжеленная операция, о выходе на лед и речи не шло. Предстояло долгое даже не восстановление, скорее - выживание. А он через три недели вернулся чемпионом Инсбрука. Такого в фигурном катании не бывало, да, пожалуй, и не будет.

С 2010 года Александр Георгиевич - президент Федерации фигурного катания на коньках России. Перед каждым турниром переживает. На соревнованиях садится в кресло редко - постоянно на ногах. Частенько быстро уходит покурить, и снова на посту - подбадривает спортсменов. Вот так и в этом новом фигурном сезоне.

Александр Георгиевич, как дела? Все в порядке?

Александр Горшков: Да. А что, есть какие-то сомнения?

Теперь - никаких. Есть пожелание или предложение: не хотите ли преподнести себе и своим легким подарок к юбилею: бросить курить.

Александр Горшков: Идея, в принципе, хорошая. Я застрял где-то между этим решением и многолетней привычкой. С одной стороны, пора: на это и здоровье слегка намекает. С другой - подумаешь: к 70 остается так мало удовольствий, что ограничивать себя, лишать последней радости - нет, не хочется.

Дорогой Саша, позвольте спросить вас: почему вы так страшно волнуетесь во время выступления наших фигуристов?

Александр Горшков: Во-первых, они для меня все - как дети. Хотя, наверное, нет, не дети. Все как родные. Во-вторых, я очень хорошо знаю каждого, изучил их программу, потому понимаю, в каком месте чего ждать. Да, очень переживаю, чтобы вышло, не сорвалось. И, наконец, у меня сохранилась еще с прошлых времен, когда сам катался, такая реакция. Я не просто смотрю, а откатываю с ними их программу от и до.

И не только с танцорами?

Александр Горшков: Со всеми. И поэтому возвращаюсь после состязаний домой или в гостиницу совершенно вымотанным. Откатал столько программ.

А если серьезно: вы возглавляете исключительно серьезную, годами скатанную Федерацию фигурного катания, которая себя хорошо, простите за нескромность, проявляет.

Александр Горшков: Приятно слышать от коллеги по федерации.

И как вы оцениваете выступления нашей основной, взрослой, не юношеской, сборной? По-моему, притормозили спортивные пары, ребята-одиночники...

Александр Горшков: Сначала о федерации - эффективная ее работа - заслуга всей команды. Начинается сезон, и все понятия о личном времени, об отдыхе забываются. Теперь о результатах. Стремиться - надо всегда к большему, хотеть - всего. При нынешней жесточайшей конкуренции, особенно после Олимпиады в Сочи, всплески происходят во всех странах. Сначала подъем идет в одном виде, затем в другом. Сегодня я горжусь взлетом, не боюсь этого слова, в женском одиночном катании. А у мужчин - пока хуже.

А в катании парном?

Александр Горшков: Не могу сказать, что у нас произошел сбой. Совсем недавно все было хорошо, сейчас по объективным причинам - сложнее. Соперники не спят. Пришла к нам победа, и это их еще больше настраивает на борьбу. И на это один ответ: будем работать дальше.

Александр Георгиевич, вы в фигурном катании с шести лет из своих надвигающихся семидесяти. А с кого себя лепили? Может, это была партнерша и жена Мила Пахомова?

Александр Горшков: С партнершей мы были единой командой. А образ классного фигуриста - он собирательный. Не было такого вот одного, конкретного. Старался брать лучшее не от кумиров, их не было, а от людей, на которых равнялся.

Александр Горшков: Для меня все фигуристы как родные

А сейчас есть кто-то особый, любимый?

Александр Горшков: Есть. Это все мои российские фигуристы. Подтверждаю то, о чем говорил в начале разговора.

Мы знакомы около четырех десятилетий. И я всегда поражаюсь, нет, завидую, вашей подтянутости. Как это удается? Как держите вес?

Александр Горшков: Да он сам держится 70, как в дни выступлений. В отличие от роста. Когда катался - было 180, сейчас - поменьше. Но я к этому, как и ко всем возрастным изменениям, отношусь c определенной иронией. 50-летие - подведение итога основного пути. 60 - доказательство пройденного. А 70 - время, когда ты сам о себе все знаешь и о тебе тоже все знают. Не надо празднеств. Это еще один этап. А там посмотрим.

rg.ru

Горшков, Александр Георгиевич — WiKi

Родился 8 октября 1946 года в Москве. Отец — Горшков Георгий Иванович (1910—1968). Мать — Горшкова Мария Сергеевна (1912—1995). Первая жена — партнерша Людмила Пахомова (умерла 17 мая 1986 г.). Вторая супруга — Горшкова Ирина Ивановна (1953 г. рожд.). Дочь от первого брака — Пахомова-Горшкова Юлия Александровна (1977 г. рожд.), модельер, живёт в Париже. У второй супруги так же есть сын от предыдущего брака — Беляев Станислав Станиславович (1978 г. рожд.).

Всемирно известная пара Людмила Пахомова и Александр Горшков — первые в истории Олимпийские чемпионы в спортивных танцах на льду. Они выиграли олимпийские золотые медали в 1976 году на Играх в австрийском городе Инсбруке.

Спортивная карьера

Когда в 1966 году Людмила и Александр впервые вместе попробовали свои силы на льду, мало кто верил в то, что когда-нибудь именно эта пара сможет стать лучшей из лучших. Пахомова была уже, правда, чемпионкой Советского Союза (с Виктором Рыжкиным), зато Горшкова, воспитанника армейского клуба, не знал никто: он был скромным перворазрядником без, казалось бы, всяких перспектив.

Однако молодая пара верила в свои силы. Как верил в них и молодой тренер Елена Чайковская, с которой вместе они и начали создавать совершенно новый — русский! — стиль спортивных танцев на льду. Именно не стандартный, абсолютно оригинальный подход к ледовой танцевальной теме, основанный на достижениях русской и советской балетной школы, русской классической и народной музыки, позволил Пахомовой и Горшкову всего за три года сделать головокружительный скачок на спортивной иерархической лестнице.

Уже в 1969 году они стали бронзовыми призёрами чемпионата Европы, а на первенстве мира уступили только чемпионам мира — англичанам Диане Таулер и Бернарду Форду. Именно тогда на пресс-конференции после окончания соревнований английские спортсмены в качестве преемников назвали русскую пару. И не ошиблись.

  Людмила Пахомова и Александр Горшков на чемпионате мира в 1969 году

В 1970 году Людмила и Александр впервые становятся чемпионами Европы и мира. А в общей сложности они были ими шесть раз — больше, чем кто-нибудь за всю историю спортивных танцев на льду. Только один раз уступили Пахомова и Горшков высшую ступеньку пьедестала почёта — на чемпионате Европы 1972 года (германской паре — брату и сестре Бук), но уже через два месяца нанесли на чемпионате мира такой сокрушительный ответный удар, что немецкие танцоры вынуждены были завершить свои спортивные выступления.

В первый год своего чемпионства Пахомовой и Горшкову довелось выдержать невероятную по тем временам конкуренцию со стороны лучших фигуристов Великобритании, ФРГ, США. И они не только выстояли, но и ушли далеко вперёд в своем творческом поиске. Вместе с Чайковской в эти годы были созданы незабываемые для миллионов зрителей танцы — «Кумпарсита», ставшая эталоном для нескольких поколений, «Вальс» на музыку А. И. Хачатуряна, «Памяти Луи Армстронга», «Частушки» Родиона Щедрина и ещё десятки оригинальных и произвольных программ, получивших у судей высшие оценки.

За год до очередных — 1976 года — Олимпийских игр случилось несчастье, едва не перечеркнувшее всю творческую и спортивную биографию Людмилы и Александра. После чемпионата Европы 1975 года, который Пахомова и Горшков выиграли с огромным преимуществом, на пути домой Александр почувствовал боли в спине. Вначале казалось, что это элементарная простуда и через несколько дней можно будет приступить к тренировкам. Но оказалось, что все гораздо серьёзней. В итоге Горшков угодил в больницу, где ему сделали уникальную операцию на легких. Только это плюс колоссальная спортивная закалка спасли ему жизнь. Более того, он вернулся в спорт. И хотя на чемпионате мира выступить звёздной паре не удалось, на лёд они все же вышли и показали, что олимпийские надежды для них полностью сохранились.

Так и случилось. В Инсбруке Людмила Пахомова и Александр Горшков вновь не имели себе равных. Их отрыв от ближайших преследователей стал более чем убедительным. Первое олимпийское золото в спортивных танцах на льду отправилось в Москву.

В канун 1977 года Людмила Пахомова и Александр Горшков покидают лёд. Пахомова, чтобы стать тренером, Горшков — чтобы стать спортивным функционером. Конечно, огромный опыт помог им быстро и уверенно стартовать в новой жизни. Тем более, что молодой тренер Л. Пахомова успешно окончила балетмейстерский факультет ГИТИСа и могла во всеоружии заниматься воспитанием собственных учеников — молодых танцевальных пар. Можно было надеяться, что в скором времени она вырастит новых российских чемпионов, но случилось самое страшное: её подстерегла тяжёлая болезнь. Людмила боролась с ней так же, как и всю свою жизнь боролась в спорте. Она продолжала работать до самых последних своих дней и оставила после себя целую плеяду молодых танцоров, ставших впоследствии успешными тренерами.

Общественная деятельность

Член КПСС с 1975 года. После завершения спортивной карьеры А. Горшков с 1977 по 1992 год работал Государственным тренером по фигурному катанию на коньках Госкомспорта СССР, а с 1992 года он возглавляет Управление международных связей Олимпийского комитета России (ОКР). В 2001 году А. Горшков был избран членом исполкома ОКР. С 2000 года он является также вице-президентом Московской региональной федерации фигурного катания на коньках и президентом Регионального благотворительного общественного фонда «Искусство и спорт» имени Людмилы Пахомовой. В июне 2010 года Александр Горшков был избран президентом российской Федерации фигурного катания[1]. В 2014 году он был переизбран на этот пост. Ещё через четыре года в мае 2018 года он в очередной (третий) раз переизбран президентом[2].

Предпринимательство

Вместе с С. П. Ролдугиным, дирижёром Ю. Х. Темиркановым, балериной С. Ю. Захаровой, хоккеистом В. В. Каменским, математиками И. В. Ященко и С. К. Смирновым, является учредителем фонда «Талант и успех», спонсируемого из госбюджета.

Награды и личная жизнь

В 1988 году Л. Пахомова и А. Горшков за вклад в развитие танцев на льду и спортивные достижения были избраны почетными членами «Музея Славы Федерации фигурного катания США». Как шестикратные чемпионы мира (1970—1974, 1976) и Европы (1970—1971, 1973—1976) они вписаны в Книгу рекордов Гиннесса.

Оригинальный танец «Танго Романтика», подготовленный спортсменами вместе с тренером Е. А. Чайковской в 1973 году, включен и исполняется до сих пор в качестве обязательного танца на соревнованиях по спортивным танцам на льду.

А. Г. Горшков — Заслуженный мастер спорта СССР (1970), Заслуженный тренер СССР (1988), Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (1997).[3] Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1976), Дружбы народов (1988), «Знак Почёта» (1972)[4], «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007)[5], Почёта (2014).

Живёт и работает в Москве.

Был открыт центр фигурного катания им. А. Горшкова и Л. Пахомовой в городе Одинцово Московской области.

ru-wiki.org

Александр Горшков: за год до Олимпиады потерял 2,5 литра крови | Фигурное катание

Александр Горшков в последние годы в основном появляется в прессе в роли президента Федерации фигурного катания на коньках России. Корреспондент агентства "Р-Спорт" Андрей Симоненко, отправляясь на разговор с шестикратным чемпионом мира и первым олимпийским чемпионом в танцах на льду, решил: ни одного вопроса об административной работе. Это интервью с Горшковым-фигуристом. Конечно, про олимпийскую мечту и про то, через что ради нее пришлось пройти.

- Александр Георгиевич, давайте мысленно отправимся в те годы, когда вы были еще маленьким. Тогда самыми популярными видами спорта в стране были футбол, бокс, хоккей - еще не канадский, а русский... Как вы попали в фигурное катание?

Пахомова, Горшков и Чайковская

- Мне, когда я был маленький, выбирать не приходилось. Никто меня не спрашивал, да и я особо не понимал, что я хочу. Мне было шесть лет, и отдать в фигурное катание меня решила моя мама. Это произошло в тот год, когда я впервые пошел в школу. Она, провожая меня в один из дней, познакомилась с женщиной, которая ей рассказала, что слышала по радио о наборе детей в школу фигурного катания. Так я вместе с моим одноклассником в этой школе и оказался. С этого началась моя спортивная судьба. Шло все, надо сказать, не совсем гладко. Это был год 1952-53, искусственных катков еще не было, и фигурным катанием занимались, только когда ударят холода и замерзнет лед. А все остальное время - хореография, ОФП... Вот так до морозов я и провел несколько месяцев, а потом объявили, что будет второй этап отбора. Будут смотреть на льду, у кого какие способности, кто может кататься, а кто нет. И я должен признаться, что этот отбор не прошел. До этого никогда на коньках я не стоял - разве что во дворе в луже, прежде чем пойти на этот отбор. Вот мои потенциальные способности никого и не впечатлили. И меня отсеяли. Мама по этому поводу переживала больше, чем я, и родители, чьих детей все-таки взяли, посоветовали ей: приведите Сашу и скажите, что он болел. Так она и сделала: привела меня, а я к тому времени уже чуть подучился кататься. Подъехал к той группе, которая должна была начать заниматься, меня спрашивают: что это тебя так давно не было видно, болел, что ли? Я покраснел, потому что врать еще не умел совсем, и кивнул головой. Так и остался в фигурном катании.

 

- Фигурное катание всегда считалось "девчачьим" видом спорта. Над вами во дворе не подшучивали?

- Да во дворе я, честно сказать, бывал очень немного. Больше скажу: с момента начала занятий фигурным катанием я возненавидел зиму, потому что мои друзья после школы шли во двор, а меня сажали обедать, а потом за руку в метро - и на каток. И так каждый день. Часов в семь вечера возвращался полусонный домой, и надо было делать уроки. Я садился за стол - и засыпал... И зиму я, откровенно говоря, не очень люблю до сих пор.

- Почему не бросили фигурное катание, если так не нравилось?

- Ну, не всем же детям нравится ходить в школу - но они в нее ходят... Так и здесь. Надо, значит, надо. А осознание того, что фигурное катание - это мое, пришло уже лет в 15-16, в возрасте, когда уже возникает желание, так скажем, выделиться, самоутвердиться. Я понял, что фигурное катание может помочь мне это сделать. Начал заниматься им гораздо более серьезно. Естественно, все для начала занимались одиночным катанием, это основа фигурного катания. Тех, кого считали не очень способными, отдавали в парное катание. Ну а те, кто совсем бездарные, шли в танцы на льду (улыбается). Я в итоге оказался в танцах.

- Даже в парном катании не задержались?

- Нет, два года им все-таки прозанимался. Даже могу похвастаться, что участвовал в одних соревнованиях с Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым: наша школа относилась к "Локомотиву", а они были как раз членами этого спортивного общества. Прикоснулся к истории парного катания.

 

Фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков

- Какое заняли место?

- Даже не помню (смеется). Думаю, был где-то ближе к самому концу турнирной таблицы. Мы не сошлись характерами с моей партнершей, и в результате мы расстались. И потом мой друг Сергей Широков, который занимался со мной в одной школе с детства и уже был в то время в танцах, он катался с известной в то время спортсменкой Надеждой Велле, предложил мне прийти посмотреть на их тренировку. Сказал: у нас сейчас тренера нет, что-то не получается, может, ты что подскажешь. Я засомневался, говорю: да что я понимаю в этих танцах? Но пришел. С коньками. Начал тоже кататься, что-то начал сам делать. Начало даже нравится. И в один прекрасный день  мой тренер Ирина Никифорова говорит: давай-ка попробуем тебя в танцах? Я ответил, что не против. В то время в ЦСКА, где тренировались Людмила Пахомова и Виктор Рыжкин, приехала из Ленинграда девочка, звали ее Ирина Нечкина. Она безумно была влюблена в танцы, полна энтузиазма, и ей как раз искали партнера. Меня привели на смотрины, я очень боялся, что "забракуют", но подошел. Начали кататься с ней в паре, тренировались на одном льду с Пахомовой и Рыжкиным. Они нам помогали, периодически Мила вставала со мной в пару, чтобы что-то показать, а Виктор Иванович, соответственно, с Ирой. Потом они уехали надолго на соревнования: чемпионат Европы, чемпионат мира, а вскоре после того, как приехали, их пара распалась. И спустя некоторое время Людмила предложила мне кататься вместе с ней. Меня это предложение, конечно, несколько шокировало, но я старался особенно вида не подавать. Даже попросил возможности подумать до конца дня - все-таки у меня были обязательства перед Ирой Нечкиной. Но я, конечно, согласился. Золотой желудь стал счастливым талисманом

 

- Вас не смущало тогда, что вы выступали не в олимпийском виде фигурного катания, или уже было известно, что скоро танцы вольются в олимпийскую семью?

- Нет, насколько я помню, тогда таких разговоров даже еще не было. Впервые об олимпийских перспективах танцев заговорили в 1968 году, когда МОК пригласил десять сильнейших пар мира на Олимпийские игры в Гренобле. Мы с Милой вошли в эту десятку, и там нам надо было продемонстрировать руководству  МОК, что собственно танцы на льду из себя представляют.

- В тот момент уже вы были законодателями мод в танцах или еще правили бал англичане?

- Нет, мы только начали в тот момент наше восхождение. Это был только второй год наших выступлений на чемпионатах Европы и мира. В 1967 году у нас результаты были довольно скромные, а в 1968-м на чемпионате мира мы уже стали шестыми. А в 1969 году мы заняли третье место на чемпионате Европы и второе на чемпионате мира. Оставался всего год до начала нашего чемпионства.

Людмила Пахомова (слева) и Александр Горшков (справа) со своим тренером Еленой Чайковской (в центре).

- Вы не раз рассказывали о том, как ваш тренер Елена Анатольевна Чайковская предложила вам новаторские идеи, для того чтобы обыграть непобедимых в то время англичан. Легко их приняли или консервативное начало было сильно?

- Елена Анатольевна закончила ГИТИС, а Мила училась там. Мы были молодые, полные энтузиазма и желания, бурлили идеями... И мы прекрасно понимали, что бороться с англичанами их же оружием будет очень сложно. Даже чемпионы мира того времени Диана Таулер и Бернард Форд, англичане, стали выделяться тем, что отошли от традиционного английского стиля. Они впервые сделали программу под "сиртаки", чего раньше и представить было нельзя - все танцевали под фокстрот и танго. Поэтому, конечно, реальный путь наверх мы видели в создании чего-то нового. И оказалось, что мы были правы. Именно благодаря этому мы довольно-таки быстро пробились наверх.

- В то время в танцы на льду уже привлекали хореографов из балета?

- Нет, это был еще не тот период. Но образование и талант Елены Анатольевны помогли нам в плане идей, программ, которые мы создавали и демонстрировали, быть на высоте. Может быть, только в первый год наших выступлений с Людмилой мы еще были на одном уровне со всеми, а со второго года уже начали заявлять о себе в ином качестве, чем это было в традиционных танцах на льду.

- Когда вы таким образом начали уходить в отрыв, соперники пошли вслед за вами или не приняли ваш новый стиль?

- Многие остались на старых позициях. Но были и те, кто устремились за нами. В первую очередь я бы выделил американскую пару Джуди Швомейер/Джим Сладки. Очень талантливый дуэт, который пошел несколько иным путем. Мы их всегда считали опасными соперниками.

- Настолько опасными, что вы нервничали, боясь им проиграть, или все равно были уверены, что сильнее остальных?

Фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков

- Поначалу было трудно. На чемпионате мира в Любляне в 1970 году, где мы впервые стали золотыми медалистами, была очень серьезная борьба. Даже драматичная: мы после обязательных танцев, занимая, как мы думали, первое место, ушли в гостиницу - и вечером узнали, что результаты пересчитали. Оказалось, что мы вторые. Устроили повторную жеребьевку стартовых номеров на произвольный танец. Между двумя видами соревнований у нас был день перерыва, и этот день, надо признаться, получился очень напряженным, потому что мы совсем не ожидали такого поворота событий. Вечером, чтобы снять волнение, пошли гулять по городу, потом заглянули в какое-то кафе попить кофе... И там я, помню, опустил глаза вниз и увидел что-то такое маленькое и блестящее. Поднял - а это оказался золотой желудь, знаете, который вешают на цепочку. Отдал его Миле, а она говорит: это нам на счастье. И на следующий день мы прокатали очень достойно наш произвольный танец, кстати, очень революционный по тем временам - и выиграли. Хотя председатель технического комитета по танцам на льду Лоуренс Демми после окончания соревнований собрал всех тренеров и раскритиковал нашу программу за то, что она была технически слишком сложной. Мол, танцам это пока не нужно, и мы перестарались и опередили время. Тем не менее, мы стали чемпионами мира, а маленький золотой желудь Мила надевала на все наши соревнования.

- И вы с этим желудем не проиграли ни одного турнира?

- Нет, проиграли на чемпионате Европы 1972 года брату и сестре Ангелике и Эрику Бук из Германии. Но это была очень странная история. Сами не поняли, почему проиграли. Катались хорошо, и претензий у нас к себе особых не было. Когда это произошло, безумно расстроились... Но, наверное, именно в этот момент пришло осознание того, что советскому спортсмену, для того чтобы быть первым, надо превосходить остальных не на одну, а на две головы. И тогда никаких проблем не будет. Эту мысль я и сегодня пытаюсь внушить нашим фигуристам: только в этом случае никакие судейские коллизии и нюансы, которые были, есть и будут, не помешают. И через полтора месяца мы взяли реванш, одержав более чем убедительную победу на чемпионате мира в канадском Калгари.

- Сейчас танцы и "подводные течения" - понятия неразделимые. Когда вы катались, эти "нюансы" в танцах уже появились?

- Скорее, это я в танцах появился (смеется), а "нюансы", мне кажется, существовали всегда. Там, где есть субъективное судейство, всегда будут споры, разговоры, подозрения...

 

Фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков

- Вам никогда не было обидно за танцы? Действительно ведь, в одиночном и парном катании есть хотя бы прыжки, а танцы на льду, например, Алексей Николаевич Мишин в одном из интервью назвал "ярким, но пустым рюкзаком на спине фигурного катания".

- Ну, это Мишин погорячился, я как президент федерации с ним поговорю (смеется). Если серьезно, то танцы на льду из всех видов фигурного катания, не в обиду Алексею Николаевичу будет сказано, ближе всего к искусству. А найти какие-то абсолютно точные критерии в искусстве довольно сложно. При существовавшей раньше системе, хоть она была по-своему хороша и достаточно успешно работала, была одна оценка за сложность. А во вторую, которую называли по-разному, за артистизм или представление программы, входило такое огромное количество критериев, что для объективной их оценки в голове надо было иметь сверхмощный компьютер. Это и выбор музыки, и хореография, и постановка, и музыкальность, и интерпретация... И нужно было совместить все эти критерии в одну оценку. Допустим, постановка хорошая, но исполнили программу спортсмены не в музыку. Как вынести среднюю оценку? Поэтому, безусловно, старая система была субъективной. Сейчас, в новой системе, постарались все критерии разнести. Во второй оценке есть пять компонентов, которые оцениваются по отдельности. Но на самом деле их можно сделать и 20, и 30...

- Эту самую артистическую, субъективную сторону танцев на льду вам в себе пришлось развивать, когда вы начали кататься с Пахомовой?

- Да мне все пришлось в себе тогда развивать.

- Вы же, если не ошибаюсь, в тот момент были официально перворазрядником?

Выступление советских фигуристов Л.Пахомовой и А.Горшкова

- Что-то в этом роде. Не успел получить в парном катании мастера спорта, поэтому на этом уровне и остался. Но дело не в этом. Конечно, положительно ответив на предложение Людмилы кататься вместе, я понимал, на что иду. Не знал в деталях, но представлял, что мне предстоит с собой сделать. Старался делать максимум. На первых порах катались мы с ней по 10 часов в день. Мы оказались вне какого-либо спортивного общества, Мила была студенткой ГИТИСа, а я - студентом Института физкультуры. У Института физкультуры был лед - два часа в день с утра пораньше на катке "Кристалл". Вот мы и приезжали к девяти, кажется, часам утра на "Кристалл", сначала катались на льду Института физкультуры, потом наступало чье-то еще время - к примеру, "Спартака", мы просились туда и катались еще два часа там. Перерыв на обед на час - и заканчивали где-то в восемь вечера. Так продолжалось месяца два-три. Потом за нас взялась Елена Анатольевна, мы стали динамовцами и поехали на сборы. Прекрасно помню, как на одном из этих сборов, в Нижнем Новгороде, после недели тренировок выхожу на лед - и иду как по стенке, двумя руками за борт держусь. Лена и Мила видят мое зеленое лицо - и тут же отправляют назад. Два-три дня дали отдыха, чтобы я пришел в себя. Вот так, по-другому нельзя. А что касается выразительности, в нашем маленьком коллективе, состоявшем из Елены Анатольевны, Милы и меня, царил такой дух творчества, что волей-неволей я автоматически им проникался. Особых усилий здесь над собой мне делать не приходилось. Все было ясно и понятно. Елена Анатольевна умела очень здорово объяснять, Мила, как студентка ГИТИСа, все ловила на лету и сама многое предлагала, ну а я в окружении двух прекрасных дам впитывал эту информацию чисто автоматически. И довольно быстро все это усваивал. "Если хотите жить, на операцию"

Бракосочетание Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова

- Перед тем как испытать миг олимпийского триумфа, вам пришлось выдержать очень сложное испытание...

- Да, у нас была мечта - выступить на Олимпийских играх и, учитывая, что мы в этот период были на вершине, еще и победить. Стать первыми олимпийскими чемпионами в танцах на льду. Мы окончательно узнали о том, что танцы будут представлены на Олимпиаде-1976 в Инсбруке, во время чемпионата Европы 1975 года. И вот после этого турнира, уже по дороге домой, со мной произошла довольно серьезная неприятность. Случился спонтанный пневмоторакс, это означает, что у меня был разрыв плевры легкого, и воздух попал в межплевральную полость. Но это стало известно только потом, а в тот момент я почувствовал, что со мной что-то не то, и сказал об этом Елене Анатольевне. Она в то время увлекалась лечением с помощью мумие и дала мне, наверное, килограмм этого мумия. Наверное, была права, потому что, судя по тому, что происходило со мной в последующие три дня, если бы не это мумие, мы бы с вами, возможно, сейчас уже не беседовали. Эти три дня я лежал дома, и мне никак не могли поставить диагноз. В конце третьего дня наконец-то выяснилось, что межплевральная полость начала заполняться не только воздухом, но еще и кровью. И я оказался на операционном столе. Благодаря мастерству Михаила Израилевича Перельмана, который оперировал меня в течение пяти или шести часов, мечту удалось спасти.

- Но передумали за это время, наверное, много...

- Помню, Михаил Израилевич, такой небольшого роста, делового вида человек, пришел ко мне в палату и сказал: молодой человек, нам с вами надо срочно делать операцию. Я не знал, кто это, отвечаю: какая еще операция? У меня чемпионат мира в Америке через полтора месяца! Он: так, молодой человек, у меня нет времени, еще две операции сегодня. Даю вам 15 минут, потом возвращаюсь, и вы мне говорите "да". Если хотите жить. Последняя фраза меня насторожила. Накануне мне еще кровь переливать пытались, как оказалось, я потерял два с половиной литра. Через секунду в дверь заглядывают Мила и Лена. И по их лицам я понимаю: надо соглашаться. Ладно, говорю, зовите. Зашел Михаил Израилевич, я ему: согласен. И все, тут же, без подготовки, на операционный стол.

- И сколько потом ушло времени на восстановление?

Фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков

- После операции очнулся в реанимации, точнее, провел еще какое-то время в пограничном состоянии: то ли день, то ли ночь, то ли бодрствую, то ли сплю. Уколы же делают обезболивающие - и от них такой эффект. Помню, Мила со мной пытается разговаривать, даже читает что-то, я ничего не понимаю... В общем, когда я в очередной раз открыл глаза, то попросил, чтобы мне перестали делать эти дурацкие уколы. А то вообще не могу собой управлять. Через пару дней, опять же по моему требованию, перевели меня из реанимации в обычную палату. Там я сразу попытался поприседать, чтобы понять, на что еще гожусь. При этом параллельно меня продолжали таскать на пункции и прочие процедуры. В итоге в один из бессонных вечеров - спалось в больнице плохо - зашел к дежурному врачу. Он, если не ошибаюсь, был анестезиологом во время моей операции. Разговорились, и он меня спрашивает: зачем ты все эти упражнения пытаешься делать? Я говорю: ну как, у меня на следующий год Олимпийские игры, скоро чемпионат мира. Он на меня так посмотрел и отвечает: знаешь, не хочу тебя расстраивать, но после того, что с тобой произошло, ты через полгода еще только с авоськой за кефиром ходить будешь... Я расстроился, рассказал это на следующий день Миле, и она мне заявляет: ерунда, мы с тобой поедем на чемпионат мира. А до него оставалось недели три.Выпустили меня через какое-то время из больницы опять же по моей настоятельной просьбе - и, должен добавить, благодаря вере в меня Михаила Израилевича Перельмана. Я тут же пошел на каток попробовать, что получится. А Мила в то же время пошла к председателю спорткомитета СССР Сергею Павловичу Павлову. Рассказала ему всю эту историю и заявила: нам просто необходимо поехать на чемпионат мира. А то Саша скиснет. Он согласился. Назначили день на "Кристалле", когда все врачи должны были смотреть, что со мной будет происходить на льду. А левая рука у меня выше плеча не поднималась, настолько ослабла и болела. В произвольном танце же у нас были моменты, когда партнерша под этой рукой должна была поворачиваться. Я Миле говорю: знаешь, ты сама эту руку поднимай и крутись под ней, другого выхода у нас нет. Так и откатались. Врачи посмотрели, общее мнение было: не пущать. Но Михаил Израилевич сказал: отпустить под мою ответственность. И мы полетели в Америку. Через месяц после операции. В Колорадо-Спрингз.

- Высокогорье.

- Высота больше 2000 метров. Приехали туда за день до чемпионата мира, в то время как остальные участники уже давно там проходили акклиматизацию. Решили посмотреть, что со мной будет происходить. На следующий день договорились покататься рядом с Колорадо-Спрингз на одном из катков спортивного комплекса военно-воздушной академии США, где высота еще метров на 300 выше. Попробовали прокатать произвольный танец. Я доехал до середины, а дальше понял, что сейчас умру. Объем легких после операции и так сократился вдвое, и высота почти 2500 метров. Вернулись в Колорадо-Спрингз. Кстати, ни соперники, ни другие тренеры не знали, что со мной произошло. Всем рассказывали, что у меня тяжелый грипп, поэтому, чтобы никто из спортсменов не увидел заклеенных швов, я переодевался в номере в гостинице. Ну а дальше стали решать. Выступать мы были готовы - обязательные танцы уж как-нибудь бы откатали, а к произвольному танцу я бы, может, и пришел в себя. Но руководство федерации приняло решение, что участвовать в чемпионате мира мы не будем. Только в показательных выступлениях. После чемпионата мы отправились со всеми спортсменами в турне по США, где я постепенно приходил в себя. А потом вернулись, поставили хороший произвольный танец - и технически, и по нагрузкам совершенно неординарный. И с ним вошли в олимпийский сезон. Вот и получилось: чтобы достичь цели, надо ее было выстрадать.

Людмила Пахомова и Александр Горшков с дочерью

- Сама Олимпиада после таких испытаний предыдущего сезона далась проще?

- Я бы не сказал. Олимпийские игры - это нечто особенное. На чемпионате мира ты выступаешь за себя. А на Олимпиаде мы почувствовали дух команды, ответственность. И психологическое... Не хочу употреблять слово "давление", воздействие. Которое, безусловно, приходится учитывать. Плюс Олимпийские игры проходят раз в четыре года. Можно все эти четыре года готовиться - и потом в одно мгновение, в силу дурацкого стечения обстоятельств, какой-нибудь шпильки для волос на льду, упасть. И все четыре года окажутся потраченными напрасно. Поэтому я часто говорю: везение, удача имеют в спорте огромное значение.

- Вы на Олимпиаде четко знали: сделаем все хорошо и будем чемпионами или приходилось опасаться каких-то нюансов?

- Подготовка шла достаточно нервно. Оригинальный танец, который мы готовили в этом сезоне, был очень удачный, но на турнире "Нувель де Моску" я на одном повороте зацепился за ногу Милы и споткнулся. Не грохнулся, но на коленку присел. И это выбило нас немного из колеи. Потом мы это место, конечно, изменили. На чемпионате Европы мы поняли, что наш уровень готовности и наши новые танцы, подготовленные к олимпийскому сезону, позволяют нам всерьез рассчитывать на победу. Мы, правда, еще не видели наших североамериканских соперников Колин О'Коннор и Джима Милнса, которые стали серебряными призерами предолимпийского чемпионата мира вслед за Ириной Моисеевой и Андреем Миненковым. Того чемпионата, в котором мы не смогли принять участие. В итоге на Олимпиаде первые два места достались советским дуэтам, а третьими стали американцы.

- Момент, когда на Олимпиаде закончили произвольный танец, помните?

- Вообще мы катались на Олимпиаде, наверное, несколько сдержанно. Все же была боязнь совершить ошибку. Хотя потом, когда я просматривал видео, внешне выглядело все нормально. Но внутри напряжение было. Стремление максимально сконцентрироваться и не сделать что-то не так - и при этом желание показать все, на что способны. Так что, когда закончили произвольный танец и встали в финальную позу, то выдохнули, конечно.

- Роднина, когда стояла на пьедестале, плакала. А вы с какими эмоциями слушали гимн?

Фигуристы А.Горшков, Л.Пахомова, А.Зайцев и И.Роднина

- Роднина плакала на своей третьей победной Олимпиаде, а у нас это была первая (смеется). На своей третьей Олимпиаде, может быть, и я бы заплакал. Наверное, смешанные чувства у меня были, фейерверк разных эмоций. Радость от того, что все получилось, что справились, что все закончились, радость от победы и того, что цель, к которой шли все эти годы, достигнута, и, конечно же, гордость, что звучит именно наш, советский гимн. И одновременно некоторая грусть. Как всегда в таких случаях бывает: эмоциональный спад и мысли - что дальше?

- Вы уже знали в тот момент, что уйдете из спорта?

- Безусловно, нет. Мы не только не думали об этом - это даже не входило в наши планы. Нельзя о таком думать, готовясь к своей главной победе. Должна быть максимальная мотивация во всем. Такие мысли надо было сразу же гнать, иначе ничего могло ничего не получиться. Решение пришло значительно позже.

- Праздновали бурно?

- Знаете, тот период как-то мне не запомнился. Еще на Олимпиаде, после того как закончились соревнования в танцах, ощущение эйфории продолжалось несколько дней, а потом наступила пустота. Уехали из Инсбрука на показательные выступления в Париж, вернулись домой и начали готовиться к чемпионату мира. Вот на этом чемпионате мира мы получили максимальное количество оценок 6,0 за всю карьеру - из 18 их было 16. И вот тогда, стоя на пьедестале, почувствовали: от шестой золотой медали чемпионата мира уже нет безумной радости. Особенно если вспомнить то, чего это все стоило. Ford, Volvo, BMW...

- Ваша жизнь после олимпийской победы сильно изменилась?

Фигуристы Александр Горшков и Людмила Пахомова

- Если говорить о деньгах, то тогда все это было достаточно скромно. Но нам помогли улучшить наши жилищные условия: переехали из двухкомнатной квартиру в трехкомнатную. На улицах и так узнавали - фигурное катание было популярно, мы мелькали на телеэкранах. Да, и еще я смог купить себе машину, о которой мечтал. Автомобили всегда были моим хобби. Я всегда сам занимался их ремонтом, и для меня это было лучшей формой отдыха. Часть этой любви сохраняю до сих пор.

- Какую машину купили, если не секрет?

- Ford. Ездил после этого лет пять, наверное. Беда машин того времени в том, что они начинали через какое-то время гнить, что бы ты с ними ни делал. И неважно, советская это была машина или иномарка. Антикоррозийная защита практически отсутствовала. Чем-то мазал, но защитить это нормально не могло. Потом у меня был Volvo, следом BMW... Такое вот было увлечение.

- Всегда было интересно: в те времена вы могли общаться со спортсменами из других стран? Сейчас-то дружат все, в соцсетях переписываются.

- Ну, мы, конечно, не переписывались, но были нормальные, дружеские отношения. Те же брат и сестра Бук - абсолютно нормальные ребята. После того странного чемпионата, о котором я уже рассказал, они чуть ли не извиняться к нам тогда пришли. Дружили, встречались несколько раз в год, вместе ездили в турне с показательными выступлениями. Тогда после каждого чемпионата мира была такая практика. Если чемпионат мира в Европе, то поездка по Европе, если в США или Канаде, то по Северной Америке.

- Тур Коллинза появился только потом. А у вас была возможность уехать выступать за границу в шоу?

- Нереально.

- И предложений не было?

- История была такая: после чемпионата мира 1974 года в Мюнхене сидели мы с Милой на торжественном обеде с руководителем советской делегации Анной Ильиничной Синилкиной и владельцем балета "Холидей он Айс" Морисом Чалфином, который много раз приезжал в СССР и с Синилкиной был хорошо знаком. Зашла речь о том, кто кому сколько платит и предлагает. Так, ни к чему не обязывающий разговор. А Анна Ильинична возьми и спроси: а вот Пахомову с Горшковым вы бы взяли к себе в балет? Чалфин - человек деловой, шутки плохо понимает и отвечает: да! Готов платить 10 тысяч долларов в неделю. Для 1974 года, честно скажу, это было много. Сказал это г-н Чалфин - и на нас смотрит. Анна Ильинична поняла, что как-то надо выкручиваться, но нас выручил сидевший с нами Валентин Николаевич Писеев. Он сказал: вы знаете, это мало. Предложили бы тысяч 15, можно было бы разговаривать на эту тему. Г-н Чалфин обиделся, говорит: ну как же так, я никому таких денег не предлагал! В общем, на том и расстались. Но с нашей стороны, естественно, это была шутка. Не то что предложений не было, даже не думали мы об этом. Думали о том, чем будем заниматься здесь, у нас. В то время существовали три балета на льду и еще, кажется, цирк на льду. Все это нас совершенно не вдохновляло. Поэтому Мила решила стать тренером. Ну а поскольку два тренера в одной семье в одном виде фигурного катания - это слишком много, были перед глазами примеры, то я занялся административной работой. В декабре 1976 года нам организовали проводы, а уже в январе 1977 года я вышел на работу в Госкомспорт СССР.

  • Фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков

    Фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков

  • Выступление Л.Пахомовой и А.Горшкова

    Выступление Л.Пахомовой и А.Горшкова

  • Фигурное катание. ЧМ-2011. Тренировки

    Фигурное катание. ЧМ-2011. Тренировки

  • Людмила Пахомова и Александр Горшков

    Людмила Пахомова и Александр Горшков

  • Отчетно-выборная конференция Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР)

    Отчетно-выборная конференция Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР)

  • Людмила Пахомова и Александр Горшков

    Людмила Пахомова и Александр Горшков

  • Фигурное катание. Чемпионат Европы. Квалификация. Женщины

    Фигурное катание. Чемпионат Европы. Квалификация. Женщины

  • Премьер-министр РФ Владимир Путин принимает участие в церемонии открытия чемпионата мира по фигурному

    Премьер-министр РФ Владимир Путин принимает участие в церемонии открытия чемпионата мира по фигурному

  • Встреча В.Путина с представителями Федераций хоккея и фигурного катания

    Встреча В.Путина с представителями Федераций хоккея и фигурного катания

1 / 9

Фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков

- Александр Георгиевич, разговаривать с вами - огромное удовольствие, но надо заканчивать, и напоследок я хотел спросить вот что: олимпийского чемпиона, шестикратного чемпиона мира, президента Федерации фигурного катания на коньках России на лед тянет? И если хоть иногда выходите, то твиззлик сделаете?

- Отвечаю по порядку. Как закончил кататься, тянуло на лед безумно. Потом прошло. Стал на лед выходить довольно редко. Эпизодами, если кто-то попросит, или стечение обстоятельств. А насчет твиззлика, двигательная память - она же на всю жизнь. Забыть здесь что-то довольно сложно. Другое дело, что эта память уже не подкреплена физическими возможностями. Поэтому выходишь на лед, пытаешься что-то сделать, но "оп", а нога-то и подогнулась. Приходится себя сдерживать. Но было бы побольше времени и поменьше лени, продолжал бы кататься.

rsport.ria.ru

Президенту ФФККР олимпийскому чемпиону Александру Горшкову – 70!

09 октября 2016

8 октября президент Федерации фигурного катания на коньках России Александр Горшков отметил юбилей. Однако то, что юбиляру исполнилось 70, отказываешься верить. Активности и оптимизму президента ФФККР может позавидовать любой молодой человек. А личные качества, стиль руководителя главы ФФККР во многом могут служить эталоном. Александр Георгиевич всегда был и остается порядочным и интеллигентным человеком (что по нашим временам большая редкость), который любит свое дело, искренне переживает за спортсменов, тренеров, и все их успехи и неудачи воспринимает как свои. За эти качества Горшкова ценят и уважают спортсмены, коллеги, друзья.

 

 Дорогой Александр Георгиевич, все мы поздравляем Вас с юбилеем!

Здоровья, успехов, любви, новых планов и их осуществления!

 

Накануне юбилея Александра Горшкова вышел новый номер журнала «Мир фигурного катания», где юбиляр подробно рассказывает о себе, своей жизни, спортивных успехах, своей семье. Мы публикуем небольшие отрывки из откровенного интервью юбиляра.

Александр ГОРШКОВ: «К этому возрасту знаешь о себе уже достаточно много, поэтому публичная оценка и высказывания в адрес юбиляра, открытием не станут»

-- Я не открою секрета, если скажу, что с возрастом время летит, и чем дальше, тем быстрее. Казалось бы, только праздновали Новый год, а уже лето. Лето заканчивается, скоро Новый год… Но дело даже не в этом. Возраст определяется не датами в календаре, возраст – это внутреннее состояние. И в душе мы все равно ощущаем себя 25-летними, 30-летними, только возможности уже другие. Вот это иногда ставит в тупик и вызывает вопросы: как с этим справиться и как преодолеть? Хочется быть активным, как тогда, в юности, но это не всегда удается. А в душе ничего не меняется. И в настроении тоже…

Когда тебе 50, то кажется, что это середина, впереди еще достаточно много времени, чтобы реализовать свои планы. 60 – определенный рубеж, но все равно сохраняется оптимизм, что еще есть время, продолжать реализовывать намеченное. А вот когда доходишь до 70, планы остаются, но, скажу откровенно, юбилей не особо хочется отмечать. Во всяком случае, у меня нет такого желания. К этому возрасту знаешь о себе уже достаточно много, поэтому публичная оценка и высказывания в адрес юбиляра, открытием не станут. Главное -- не потерять ощущения, которые испытывал в молодости, когда имелись иные физические возможности, сохранять оптимизм и продолжать реализовывать то, что составляет смысл жизни.

- В вашей биографии был момент, когда вы могли бы и не стать фигуристом.

- Меня просто выгнали из группы.

- Почему?

- В то время у нас не было катков с искусственным льдом (если не считать «пятачок» в Марьиной Роще и питерский каток, устроенный в церкви). Фигуристы выходили на лед только в середине ноября, и набор в спортивную школу осуществлялся в два приема. Сначала детишки тренировались в зале, поскольку эти тренировки были «всепогодны», а с первыми морозами пробовали что-то такое показать на льду.

Когда мама привела меня в фигурное катание, то мы тоже поначалу занимались хореографией, немного общефизической подготовкой. А в ноябре было объявлено, что предстоит второй этап отбора, где нужно показать катание на льду. Кататься я не умел. Вообще. Мне было 6 лет. Это сейчас в 6 лет начинают прыгать, а тогда в фигурное катание брали с семи. Мне недоставало двух месяцев до нужного возраста, но меня приняли. Перед самым важным днем мама купила мне ботинки с коньками. В день просмотра я их надел. Во дворе нашего дома была замерзшая лужа, где смог постоять. На этом, собственно, и заканчивалась моя «ледовая подготовка». Я понимал, что шансов у меня немного, и, скорее всего, не пройду. Но пока мама шнуровала мне ботинки, в раздевалке я услышал разговор родителей, что неважно, умеет ли ребенок стоять на коньках или нет, главное – настойчивость и упорство: упал, встал, упал, встал…Вышел я на лед и проделал все это как надо – в основном падал и вставал, падал и вставал, после чего меня… отсеяли. Вывесили списки, где моей фамилии уже не было.

Мама моя сильно расстроилась, я был тоже в растерянности, думал, может, что сделал не так? Не нужно было так много падать? Но мама так просто сдаваться не хотела. Уж не знаю, кто ей посоветовал, но, спустя недели две, она снова привела меня на каток и сказала: «Саш, если тренер спросит, почему тебя не было? Скажи: болел». Я вышел на лед, тренер, естественно, задал вопрос, почему не приходил? Я что-то пробурчал под нос – болел. Мой ответ его удовлетворил.

Кстати, две недели, что я пропустил, мы с мамой не теряли даром. Она водила меня на каток в парке возле театра Советской Армии, где я сам чему-то научился, во всяком случае, на льду уже стоял…

С одной стороны, можно, конечно, рассуждать, честно мы поступили или нет. Но с другой, не так давно мы с супругой были на дне рождения актера и режиссера Бориса Токарева, с которым нас связывает давняя дружба, и речь зашла о том, что в жизни каждого человека случаются переломные моменты, которые во многом предопределяют дальнейшую судьбу. Смирись я тогда, скажи маме -- не хочу, не буду, и все обернулось бы совсем иначе. Из ничего – ничего не получается.

(Полностью интервью с Александром Горшковым в журнале "Мир фигурного катания" №7)

Подготовила Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Михаила ШАРОВА

www.fsrussia.ru

Горшков Александр Георгиевич - биография. Советский Фигурист Олимпийский чемпион Общественный деятель

Александр Горшков родился 8 октября 1946 года в Москве. В возрасте 20 лет он начал выступать в паре Людмилой Пахомовой, уже имевшей титул чемпионки Советского Союза в паре с Виктором Рыжкиным. Сам Горшков на тот момент был неизвестным «перворазрядником».

    Тренером пары Горшков-Пахомова стала Елена Чайковская, которая решила создать совершенно новый - русский - стиль спортивных танцев на льду, основанный на достижениях отечественной балетной школы, классической и народной музыки. Задумка удалась, уже через три года Горшков и Пахомова взошли на мировой спортивный пьедестал - в 1969 году они выиграли «бронзу» на чемпионате Европы и «серебро» на чемпионате мира.

    Череда «золотых» побед началась в 1970 году, сначала на чемпионате Европы, затем – мира. После этого «золото» на чемпионатах мира в 1971–1974, 1976 годах и на чемпионатах в Европы 1971, 1973–1976 годов. Горшков и Пахомова стали единственными шестикратными чемпионами мира и Европы по спортивным танцам на льду, их имена вписаны в Книгу рекордов Гиннеса, а оригинальный танец «Танго романтика», подготовленный в 1973 году, включен в качестве обязательного танца во все соревнования по спортивным танцам на льду.

    За мировую славу пришлось заплатить здоровьем. В 1975 году, сразу после очередного чемпионата Европы, Александр Горшков оказался в больнице и перенес сложнейшую операцию на легких, из-за этого ему пришлось пропустить чемпионат мира. По мнению врачей, жизнь спортсмену спасла колоссальная закалка.

    А вскоре после операции Горшков вернулся на лед и блестяще выступил на Олимпиаде 1976 года в Инсбруке. Тогда в программу Игр впервые включили спортивные танцы на льду, и Горшков с Пахомовой сразу завоевали «золото» в этом олимпийском виде спорта.

    Эта победа стала завершающим аккордом их спортивной карьеры. В канун 1977 года пара покинула лед, Пахомова стала тренером, Горшков – спортивным функционером. До 1992 года он работал государственным тренером по фигурному катанию на коньках Госкомспорта СССР, затем возглавил управление международных связей Олимпийского комитета России. В 2000 году Александр Горшков стал вице-президентом Московской региональной федерации фигурного катания на коньках и президентом Регионального благотворительного общественного фонда «Искусство и спорт» имени Людмилы Пахомовой, она скончалась от тяжелой болезни.

    Сегодня Александр Горшков живёт и работает в Москве, в июне 2010 года он был избран президентом российской Федерации фигурного катания.

ruspekh.ru

Александр Горшков переизбран президентом Федерации фигурного катания на коньках России - Спорт

МОСКВА, 18 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Артем Кузнецов/. Александр Горшков еще на четыре года сохранил за собой пост президента Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР). Его кандидатуру единогласно поддержали делегаты отчетно-выборной конференции ФФККР, которая прошла в четверг в подмосковном Новогорске.

Горшков стал главой ФФККР четыре года назад и на прошедших выборах являлся единственным кандидатом на пост президента федерации.

Горшков - олимпийский чемпион 1976 года в спортивных танцах на льду (в паре с Людмилой Пахомовой) и шестикратный чемпион мира.

Если на Играх в Ванкувере в 2010 году российские фигуристы золотых медалей не завоевали, то в Сочи олимпийскими чемпионами стали Аделина Сотникова, спортивная пара Татьяна Волосожар/Максим Траньков и сборная России в командном турнире (данная дисциплина дебютировала на Олимпиаде-2014).

Александр Коган избран на пост гендиректора ФФККР

Александр Коган стал новым генеральным директором ФФККР. Решение также было принято на отчетно-выборной конференции федерации. Он сменил на этом посту Валентина Писеева, который занимал эту должность с 2010 года, когда он покинул пост президента федерации.Александр Коган до этого был вице-президентом ФФККР. Валентин Писеев избран почетным президентом ФФККР.

Писеев занимал должность гендиректора с 2010 года, когда он покинул пост президента федерации. Отечественным фигурным катанием Писеев руководил с 1989 года, однако был вынужден уйти после провального выступления российских спортсменов на Олимпиаде-2010 в Ванкувере. Тем не менее в руководстве ФФККР Писеев остался, заняв специально введенную должность гендиректора.

Заслуг Валентина Писеева хватит на трех почетных президентов ФФККР Александр Горшков Президент ФФККР

По мнению Александра Горшкова, Валентин Писеев, посвятивший около 50 лет управлению отечественным фигурным катанием, более чем достоин занять должность почетного президента организации.

"У нас впервые произошло избрание на должность почетного президента. У Валентина Николаевича заслуг более чем достаточно. Если брать некие критерии, то их хватит даже не на двух, а на трех почетных президентов. Он всю жизнь был связан с фигурным катанием, более 50 лет находился в руководстве этим видом спорта. И просто так отойти от дел он, конечно, не сможет и будет помогать. Если говорить о его полномочиях, то почетный президент может исполнять поручения президента и исполкома", - сказал Горшков.

Говоря о своих задачах на посту президента на новый четырехлетний цикл, Горшков отметил, что он ставит две цели. "Это дальнейшее развитие фигурного катания в стране, уделение большего внимания регионам, подготовка тренерских кадров и сохранение лидирующих позиций отечественных фигуристов на международном уровне", - подчеркнул он.

Недостаток тренерских кадров - главная проблема российского фигурного катания

По мнению Горшкова, новое руководство ФФККР должно решить проблему недостатка тренерских кадров.

"Основная проблема - это малое количество тренерских кадров, о чем говорило подавляющее большинство выступающих сегодня делегатов на конференции. Эта проблема беспокоит наши регионы. Строить катки - хорошо, но без тренерских кадров нельзя сделать качественный шаг вперед в развитии спорта", - сказал Горшков.

Вместе с тем глава федерации отметил, что число занимающихся фигурным катанием в России за два года увеличилось на 12 тысяч человек, число тренеров возросло до 1036, количество спортивных сооружений и катков - с 397 до 481. "И все это замечательно", - отметил он. 

tass.ru