Алексей Мишин: «Женское фигурное катание повторяет путь мужского». Фигурное катание алексей мишин
Алексей Мишин: «Доктор ледовых наук» - Нескончаемый след коньков - Блоги
Сегодня свое 75-летие отмечает Алексей Николаевич Мишин, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР и России.
Он родился 8 марта 1941 года в г.Севастополе в семье преподавателей военно-морского училища Николая Ивановича Мишина и его супруги Татьяны Валентиновны Делюкиной. После войны он с родителями переехал сначала в Тбилиси, а затем в Ленинград. Отец очень любил кататься на коньках и часто брал с собой на каток детей – Алешу и его старшую сестру Людмилу, одолжив для них коньки у своего приятеля.
Алеша с отцом, Николаем Ивановичем Мишиным. 1940-е гг.
Однажды Людмила, студентка университета, получив стипендию, подарила брату «снегурки», а отец, проходя мимо Аничкова дворца, увидел, как дети катаются на коньках вокруг клумбы и решил, что занятия в секции фигурного катания будут полезны для его сына и отвлекут его от опасных уличных забав. Так в 1956 г. Алексей начал заниматься фигурным катанием в секции при Дворце пионеров под руководством Нины Васильевны Леплинской.
Начало 1950-х гг.
Затем его тренером стала Майя Петровна Беленькая. Вот как она вспоминала о своей работе с Мишиным: "Он пришел ко мне подростком, в восьмой класс ходил. К тому времени его ровесники - Куренбин, Фомин - уже выступали "по мастерам", а Леша имел второй взрослый разряд только. Он хорошо понимал, что там ребятки гораздо сильнее, готовы выступать на первенстве Союза, и он от них отстает. Мама и папа привели его ко мне.
[...] Пришли они ко мне и говорят: "Майя Петровна, ну возьмите его, чего же парень пропадает?" Я думаю: "Что же делать? Брать - не брать?" Как тренер я совсем не заинтересована была в этом. Сколько же с ним заниматься надо, чтобы он имя создал тренеру! "Ладно, - говорю, - возьму. Только давайте я сначала проверю, что он может".
Конец 1950-х гг.
Отвела его в зал, начала смотреть. Стал прыгать - прыжок высоченный. Выворотность посмотрела - у него вообще на обратную сторону, шаг - как у балерины. Я обалдела. Говорю: "Леша! Где же ты был? тебе бы раньше прийти, ты бы сейчас вообще таких высот достиг, на международные соревнования ездил. А сейчас я ничего не могу гарантировать, ты пропустил время". - "Ну ладно, Майя Петровна, я постараюсь. Можно же постараться. Папа с мамой уж очень хотят". Я спрашиваю: "А ты?" - "А я постараюсь".
Начало 1960-х гг.
Добродушный такой, всегда ко всему относился с юмором. Всегда умел создать жизнерадостное настроение. Среди спортсменов такие люди нечасто встречаются. Видимо, и молодежи это нравится. Он как-то очень емко может сказать пару слов - и человек уже в настроении. И ребятки наши, конечно, тянулись к нему.
Короче говоря, он стал стараться. Быстренько выполнил первый разряд, на первенство Союза ездил уже кандидатом в мастера, выступал со взрослыми. Но тогда очень большое место занимали обязательные фигуры. Сорок две фигуры полагалось делать. А это большой объем работы. И он никак не мог освоить! Произвольный танец откатает. Причем технически не очень хорошо, но артистично... музыку слышал! Была такая песня "Летите, голуби, летите", мы на нее программку сделали, очень симпатичная получилась. Простоватая, конечно, программочка, но с чего-то надо начинать" (Л.Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0.", СПб, 2007).
Алексей Мишин с мамой, Татьяной Валентиновной Делюкиной. Конец 1950-х - начало 1960-х гг.
О балетной растянутости и прыгучести Мишина ходили легенды. Вот что вспоминал об этом приятель Алексея, ученик Игоря Борисовича Москвина Владимир Куренбин: «Он обладал необыкновенным шагом – ни у одной девочки не было такого шага. Ногу поднимал, как руку. Он допрыгивал ногой, например, до верхней перекладины футбольных ворот. Легко! Чуть не до баскетбольного кольца доставал ногой.
Либелу делал так, как никто не мог. Выворотность невероятная. Помню, едем в метро на эскалаторе, он стоит не то, что в пятой позиции, у него ноги разворачивались больше, чем можно представить. И он от этого не уставал. Стоит, держится рукой за поручень, разговаривает – а ноги вывернуты. Как говорили, у него ноги профессионального танцовщика» (Л.Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0.", СПб, 2007).
Начало 1960-х гг.
Алексей, таким образом, обладал необыкновенными данными к фигурному катанию, но из-за того, что поздно пришел в спорт, не смог добиться в нем выдающихся результатов как одиночник. Лучшим его достижением стало 3-е место на чемпионате СССР 1964 г.
С 1967 г. он стал выступать в спортивной паре с Тамарой Москвиной. Тренером нового дуэта стал Игорь Борисович Москвин, который сумел найти своим ученикам авангардный стиль, полностью сответствующий физическим данным пары. Уже в своем первом сезоне они вошли в сборную команду страны и замкнули шестерку сильнейших пар как на ЧЕ, так и на ЧМ.
1967 год
Настоящий фурор произвел их показательный танец «Цыганочка». Вот что писала об этом спортивная журналистка Людмила Доброва: «Каток (городка Вцеле неподалеку от Любляны, где проходили показательные выступления. – Л.М.) располагался на открытом воздухе. Трибуны вокруг него крохотные, разместиться могут только несколько сот человек. А желающих познакомиться с лучшими фигуристами континента оказалось значительно больше. Что же им было делать?
"Цыганочка". 1967 год
Выход местные болельщики нашли быстро. Прямо возле катка круто поднимается вверх гора. На ней устроили для себя импровизированные трибуны любители фигурного катания из Вцеле и десятков окружающих деревенек. Выступления Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, Эммериха Данцера и других фаворитов прошли с огромным успехом.
"Цыганочка". 1967 год
Но не меньшим в этот вечер пользовались и Тамара Москвина и Алексей Мишин. Они показали зрителям свой танец «Цыганочка». Танец был поставлен специально к чемпионату. Песню пела на сербском языке Радмила Караклаич. Что происходило в тот вечер на катке и вокруг катка Вцеле! Зрители приплясывали, пели вместе с Караклаич, подергивали плечами, словом, были участниками веселого танца. В самый разгар этой массовой пляски я подняла глаза, взглянула на гору и просто обмерла. Гора ожила. Она тоже приплясывала. Ходила ходуном. А когда танец закончился, гора под гром оваций тронулась с места: сотни людей бежали к катку, чтобы поздравить Тамару Москвину и Алексея Мишина (Л.Доброва, Е.Чайковская, «В рамке катка», М., «Советская Россия», 1970).
1968 год
В 1968 г. Москвина и Мишин совершенно неожиданно для всех, в том числе и для самих себя, стали серебряными призерами ЧЕ 1968. После короткой программы они были шестыми, а после произвольной совершили скачок на второе место, обыграв очень сильных соперников – пару из ГДР Хайдемария Штайнер – Хайнц-Ульрих Вальтер, западногерманские дуэты Маргот Глоксхубер – Вольфганг Данне и Гудрун Хаусс – Вальтер Хефнер и наших дебютантов Ирину Роднину и Алексея Уланова. По тем временам это было все равно, что прыгнуть выше головы.
1968 год
Не готовые к такому исходу соревнований Тамара и Алексей собирались уже покинуть Дворец спорта, и Мишин даже успел переодеться в пестрый вязаный свитер, но тут последовало их приглашение на пьедестал, и так и стояли на нем Москвина и Мишин: Тамара в платье для произвольной программы, а Алексей – в «цивильном» свитере, брюках и ботинках.
Алексей Мишин и Тамара Москвина с польскими фигуристами Яниной Поремской и Петром Щипой и друзьями-соперниками Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым в олимпийском Гренобле. 1968 год
На ОИ в Гренобле они, к сожалению, допустили несколько помарок в своей произвольной программе и остались 5-ми, а на ЧМ в Женеве совсем немного уступили бронзовым призерам, американцам Синтии и Рональду Кауффман, и заняли 4-е место.
Произвольная программа на ОИ 1968 года
В 1969 г. Москвиной и Мишину первым удалось выиграть чемпионат СССР у непобедимых доселе Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. «Их тогда обыгрывать казалось просто неприлично, - вспоминал об этом событии Алексей Мишин. - На пресс-конференции в «Юбилейном», где собралась огромная толпа журналистов, царила какая-то неловкость. И хотя тогда уже Белоусова и Протопопов не катались лучше нас, но по-прежнему были невероятно обаятельны. Однако обаяние обаянием, а оценки ставятся не только за это.
Тамара Москвина и Алексей Мишин - чемпионы СССР 1969 года
В тот день я сказал, наверное, самую умную фразу за всю свою жизнь. Нас спрашивают: «Что вы сами об этом думаете?» Москвин сидит, молчит. Повисла пауза. И тогда я сказал: «Вы знаете, я думаю, вот победили мы их, но не превзошли». И все газеты на следующий день это написали» (Л.Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0.", СПб, 2007).
ЧЕ 1969 года
Далее в сезоне были «бронза» ЧЕ и «серебро» ЧМ на впервые в истории полностью советских пьедсталах почета. А еще Тамара и Алексей порадовали зрителей новым показательным танцем под песню «Хромой король», неизменно вызывающим восторг на трибунах.
Показательный танец "Хромой король". 1969 год
После сезона 1969 г. Москвина и Мишин покинули спорт. Алексей вскоре закончил ЛЭТИ, факультет автоматики и вычислительной техники. К тому времени он увлекся теоретической разработкой вращательных движений в технике фигурного катания и начал изучать эти процессы с позиций биомеханики. К этому его подтолкнул его отец, специалист по теоретической механике. Алексей стал размышлять над тем, как соединить теоретическую механику и эстетичный вид спорта.
Он учился в аспирантуре при ГДОИФК им.Лесгафта, защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата педагогических наук. Свою преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургской академии физической культуры он в течение многих лет успешно совмещает с работой тренера.
Алексей Николаевич со своим первым учеником Юрием Овчинниковым. Середина 1970-х гг.
Постепенно создавалась уникальная методика Мишина, теория внедрялась в практику на занятиях с учениками. Алексею Николаевичу удалось создать свою школу в фигурном катании, в которой он успешно применяет свои научные разработки. Среди его учеников – Татьяна Оленева, Юрий Овчинников, Анна Антонова, Виталий Егоров, Алексей Урманов, Алексей Ягудин, Евгений Плющенко, Артур Гачинский, Елизавета Туктамышева и др.
Профессор Мишин награжден Орденом Дружбы народов, медалью "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Алексей Николаевич и его "звездные" ученики Евгений Плющенко, Алексей Урманов и Алексей Ягудин. Середина 1990-х гг.
В книге Е.Вайцеховской «Москвины. Лед для двоих» Алексей Николаевич так рассказывает о своей работе: «Сам я лишь со временем понял, что сильный тренер – не тот, кто обладает очень сильными сторонами, а тот, кто не имеет слабых. Если в подготовке спортсмена где-то зияет дыра, то в экстремальной ситуации все наработанное годами может в эту дыру запросто ухнуть. Примеры я видел много раз. Когда сам начинал работать, то самым трудным было взвесить пропорциональную важность разных составляющих: сколько должно быть поддержек, шагов, вращений. Сколько внимания уделять чистоте реберного катания в обязательных фигурах, а сколько – геометрии самих фигур. Найти этот баланс не так просто.
Алексей Николаевич со своей ученицей Елизаветой Туктамышевой. Первая половина 2010-х гг.
[…] В спорте всегда присутствует доля случая. Если бы трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина родилась не в Москве, а, скажем, в Сыктывкаре или Улан-Удэ, если бы она не встретилась со своим тренером Станиславом Жуком, имел бы мир такую фигуристку? […] Кем бы я стал, если бы родился в Магадане? Уж никак не тренером по фигурному катанию. А дальше надо просто работать. Можно не быть знаменитым – люди интуитивно чувствуют, если в тренере есть искра божья. Ученики начинают «подплывать» сами. И только потом в этом перенасыщенном ученическом растворе неизбежно начинают появляться кристаллы и кристаллики.
Алексей Николаевич и Татьяна Николаевна Мишины. 2015 (?) год
[…] Придумать в фигурном катании что-то новое довольно сложно. Для этого нужен большой исходный материал, опыт. Как чужой, так и свой собственный. Кстати, ловлю себя на мысли, что раньше все мы не считали зазорным снимать, записывать. А сейчас большинство наших тренеров лишь скептически наблюдают за тем, что происходит на льду и практически не пользуются тем, что приходит в фигурное катание с Запада, от других специалистов.
[…] Когда тренер говорит, что считает главным воплотить на льду музыку, то для меня это, простите, детский лепет на лужайке. Не об этом надо думать. А о том, чтобы завоевать медаль и победить всех соперников» (Е.Вайцеховская, «Москвины: Лед для двоих», СПб, «Амфора», 2011).
Алексей Николаевич счастлив в семейной жизни: у него есть жена Татьяна Николаевна, его бывшая ученица, а ныне его соратник, и двое сыновей – Андрей и Николай. Он страстный рыбак и садовод, а также прекрасный кулинар. Дома у него живут две азиатские овчарки.
www.sports.ru
Академик фигурного катания. Тренер Алексей Мишин о нагрузках и гонорарах | персона | СПОРТ
И юбилей встречает на родном катке, где ещё в 1969-м стал чемпионом страны, опередив признанных тогда лидеров. А ведь всё могло сложиться по-другому.
«Я родился в 1941-м, так что детство пришлось на суровые послевоенные годы, - вспоминает Алексей Николаевич. - Отец был военным, преподавал теоретическую механику и хотел, чтобы его дети тоже подружились с техникой. Да и я увлекся электроникой, закончил Ленинградский электромеханический институт, мечтал стать инженером. Судьбу изменили «снегурки» и… клумба. Как-то сестра, получив стипендию, подарила мне коньки, которые прикручивались к валенкам. А отец, проходя мимо городского Дворца пионеров, увидел, как вокруг большой клумбы на них здорово катаются ребята. Так возникла идея отдать меня в секцию. Мне было 15 лет».
Без дедовщины
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: - Вы долгожитель в отечественном спорте. Известно, что раньше в национальных сборных держалась железная дисциплина. Сегодня так же?
Алексей Мишин: - Любой вид спорта - это срез экономики, социальных проблем всего общества. В советскую эпоху царило единоначалие, и в спорте действовала схема «я - начальник, ты - дурак». Да и как иначе? Спортсмены получали стипендии, коньки, форму - и всё зависело от наставника. Сегодня связка «тренер-спортсмен» работает совершенно по-другому. Это тандем независимых людей. Равных партнёров, которые делают свою важную работу.
Правда, я и раньше не приветствовал тактику, когда хоккеистов, например, отрывали от семей и едва ли не запирали на учебной базе. Переносить лагерный режим на спорт неправильно. И я далёк от мысли следить за своими ребятами. Хотя абсолютно не приемлю выпивку и курение. При мне во время банкетов даже мои бывшие ученики не позволяют себе ни пить, ни тянуться к сигарете.- Но у вас тоже жёсткая методика подготовки. Новичков вы тренируете вместе с лидерами, а это конкуренция, давление, дедовщина…
- Медаль сама на шею не прыгнет. Уверен: ничто так не активизирует спортсмена, подхлёстывает его к работе, как прогресс соперника. Коллектив необходим! Появляется лидер, который аккумулирует все сильные стороны и «выстреливает». Причём с юными надо работать не как с детьми, а как с кандидатами на Олимпийские игры, чемпионами! Ведь нагрузки в фигурном катании сродни космическим.
Кстати, такой подход долго встречал сопротивление. Руководители нашего фигурного катания мне прямо говорили: «Зачем отвлекаться на малышей? Есть у вас олимпийский чемпион Урманов - с ним и занимайтесь!» Я подготовил Ягудина, Плющенко, а мне снова: «Работайте с чемпионами, начинающие подождут!» Если бы слушал эти советы, моя карьера на Урманове бы и закончилась.
Алексей Мишин: «Медаль сама на шею не прыгнет». Фото: www.globallookpress.comНе уезжал и не собираюсь!
- Вам пришлось бороться не только за методику, но и за то, чтобы остаться тренером. Ведь в 80-е по политическим мотивам вы долгое время были невыездным. Вас не пускали на телевидение, не издавали ваши книги…
- Сейчас я даже благодарен тому суровому периоду. Если бы тогда не закалился, может, и не состоялся бы в будущем. Хотя в то время было не до философии. Представьте - мои ученики ездили на чемпионаты Европы, мира, а я общался с ними по телефону.
Написал и книгу «Фигурное катание для всех». Уже был готов сигнальный экземпляр! И вот прихожу в «Лениздат», спрашиваю, когда же напечатают тираж, а в типографии пожимают плечами: «Какая книга? Мы её давно разрезали, оставили только цветные вставки на мелованной бумаге»… Положение изменилось только с перестройкой. Я стал вывозить своих подопечных за рубеж, брать лучшее из западных школ. Так были воспитаны мастера, которые сегодня составляют ядро петербургского и российского катания.
- Кстати, в 90-е годы большинство отечественных звёзд и тренеров уехали за границу. В том числе знаменитые Роднина, Тарасова. Вы - нет. Почему?
- Здесь комплекс обстоятельств. Когда страна упала, фигурное катание резко подорожало. Тренеры уехали, а что им ещё оставалось делать? Они оказались либо не востребованы, либо не могли жить на должном уровне, который заслужили. Роднина уехала на время, а Мила с Олегом (олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. - Ред.) покинули Родину навсегда.
Но причина не только в условиях, а и в самом человеке. Я, например, никогда и никуда не уезжал, хотя приглашали во многие страны, и остаюсь востребованным. Так же настроены и мои ученики.
Замечу: очень мало наших тренеров за границей стали наставниками чемпионов. Там другая атмосфера. Специалист приезжает в Америку - и начинает давать уроки, чтобы оплатить квартиру, бензин, продукты, образование ребёнка. На высокие тренерские задачи не остаётся ни времени, ни сил. Всё это сказывается на результатах.
- Сегодня чиновники рассказывают, что, несмотря на кризис, в подготовку атлетов вкладываются большие деньги. А в реальности? Если сравнить, например, с тоже флагманским для Петербурга «Зенитом»?
- Фигуристы и их наставники, в отличие от хоккеистов и футболистов, не избалованы. Мы привыкли заниматься даже при минимальном комфорте. Часто сами оплачивали сборы, хореографов, других специалистов. Я работал с зарубежными лидерами, чтобы мои ребята могли тренироваться бесплатно. Ведь большинство наших звёзд из провинции, часто неполных и не слишком обеспеченных семей.
Алексей Мишин: «Спорт - это наша работа, и нужно выполнять её хорошо». Фото: АиФПомню, как с нами в Италию в качестве повара поехала мама олимпийского чемпиона Алексея Урманова. Мы не могли себе позволить питаться в кафе, и она готовила нам замечательные борщи и жаркое. Поэтому сейчас на государственном уровне средств выделено достаточно. Более того: в данной ситуации, когда в стране не все пенсионеры сытно обедают, требовать заоблачного финансирования и гневить Бога жалобами просто неприлично.
Что касается сине-бело-голубых, если бы встретился со своим тёзкой Алексеем Миллером, в шутку попросил бы его от большой трубы к «Зениту» подвести маленькую трубочку и к нашей школе фигурного катания. Ну а серьёзно, если сравнивать достижения наших учеников, завоевавших для страны немало наград самого высокого достоинства, и успехи футболистов - перекосы налицо. Спорт - это наша работа, и нужно выполнять её хорошо.
Любимая книга - поваренная
- В нашем городе для этого, кажется, созданы все условия. Тем не менее в последнее время сразу несколько известных фигуристов, в том числе серебряные призёры Сочи Ксения Столбова - Фёдор Климов, переехали в Москву. Петербургская школа теряет свои позиции?
- Это единичные, а не системные переходы. Наоборот, в нашу школу, в «Юбилейный», сегодня едут со всей страны, и мы благодарны регионам, «поставляющим» таланты. Кроме того, все явления в природе носят «колебательный» характер. В своё время Артур Гачинский переехал из Москвы в Петербург и достиг значительных успехов. Сегодня наоборот - в столице организовалась мощная команда по подготовке пар, и некоторые поспешили туда. Это естественный дрейф. Мне это напоминает семейную жизнь, женитьбу и разводы, что всегда было, есть и будет.
- Вы всю жизнь в фигурном катании, вместе с вами работает и супруга Татьяна Николаевна. Сыновья тоже в спорте. А на что-то другое время остаётся?
- Стараюсь его выкраивать. Очень люблю дачу и первый домик в садоводстве построил своими руками. Я также заядлый грибник, рыбак и кулинар. Стоять у плиты, колдовать над казаном, читать поваренные книги - настоящий отдых. Полное взаимопонимание у меня и с садом-огородом. Да и как иначе? Это же своеобразный драйв - вырастить хороший урожай, поставить на стол свои помидоры и огурчики. Также у нас есть две собаки - тибетские мастиффы, требующие серьёзного воспитания. Рад, что меня в этом порыве поддерживают мои близкие. Ну а самое большое наслаждение - держать на коленях внука. Сейчас Алексею Мишину-младшему год и восемь.
Алексей Мишин и Тамара Москвина. Фото: www.globallookpress.com- В 2014-м открылась детско-юношеская школа «Звёздный лёд», о которой вы столько мечтали. Однако уже два года она базируется на старом катке. Когда же заработает новый комплекс, обещанный властями всех уровней?
- Идее скоро исполнится четверть века. Мне ещё Собчак говорил: «Вы не профессор, а академик фигурного катания. Я вам построю целый дворец». То же заявляли другие губернаторы. Но сейчас дело сдвинулось, и есть надежда, что центр в Красногвардейском районе вскоре заработает на полную силу. Причём хотелось бы плодотворно трудиться именно в родном городе. Где выросло не одно поколение чемпионов, набирает силу замечательная молодёжь. Поэтому для меня самый большой подарок - встретить новый день в родном «Юбилейном».
www.spb.aif.ru
Алексей Мишин: фигурному катанию помогут космические технологии | Персона | Спорт
- Я родился в 41-м, так что детство пришлось на суровые годы, - вспоминает Алексей Николаевич. - Отец был военным, преподавал теоретическую механику и хотел, чтобы его дети тоже подружились с техникой. Да и я увлёкся электроникой, мечтал стать инженером. Судьбу изменили «снегурки» и… клумба. Как-то сестра, получив стипендию, подарила мне коньки, которые прикручивались к валенкам. А отец, проходя мимо Дворца пионеров, увидел, как вокруг клумбы на них здорово катаются ребята. Так возникла идея отдать меня в секцию фигурного катания.
Алексей Мишин. Родился в 1941 г. в Севастополе. Выступал в паре с Тамарой Москвиной. С 1973 г. на тренерской работе. Среди его воспитанников - Алексей Урманов, Алексей Ягудин, Евгений Плющенко, Артур Гачинский, Елизавета Туктамышева и др.Бокалы в сторону
Елена Данилевич, «АиФ»: Отношения тренера и ученика - отличаются они сегодня от тех, что были 30-40 лет назад?
Алексей Мишин: Спорт - это всегда срез экономики, социальных проблем всего общества. В советскую эпоху царило единоначалие, и в спорте действовала схема «я - начальник, ты - дурак». От наставника зависело всё - получит ли спортсмен коньки, стипендию, квартиру... Сегодня связка «тренер - спортсмен» работает совершенно по-другому. Это тандем равных партнёров.
- У тренерского диктата есть свои плюсы. Например, железная дисциплина в команде.
- Дисциплина возможна и без лагерного режима. Я и раньше не приветствовал методы, когда хоккеистов, например, отрывали от семей, запирали на учебной базе. Считаю неправильным вынюхивать что-то, следить за ребятами. Хотя абсолютно не приемлю выпивку и курение. И при мне даже во время банкетов ученики не позволяют себе выпить.
- Но у вас тоже жёсткая методика подготовки. Новичков вы тренируете вместе с лидерами, а это конкуренция, давление, дедовщина…
- Знаете, медаль сама на шею не прыгнет. Уверен: ничто так не активизирует спортсмена, не подхлёстывает его к работе, как прогресс соперника. Коллектив необходим! Там создаётся соревновательная атмосфера, формируется характер. Причём такой подход долго встречал сопротивление. Руководители нашего фигурного катания мне говорили: «Зачем отвлекаться на малышей? Есть у вас олимпийский чемпион Урманов - с ним и занимайтесь!» Я подготовил Ягудина, Плющенко, а мне снова: «Работайте с чемпионами, начинающие подождут!» Если бы слушал эти советы, моя карьера на Урманове бы и закончилась.
Алексей Мишин и Евгений Плющенко, 2012 г. Фото: РИА Новости/ Максим Богодвид- Вам ведь пришлось бороться не только за методику, но и за то, чтобы остаться тренером?
- Доносы в органы были в СССР обычным делом. Меня сделали невыездным. Представляете ситуацию: мои ученики отправляются на чемпионаты Европы, мира, а я сижу дома. Всё общение с ними - по телефону. Написал тогда книгу «Фигурное катание для всех». Уже был готов сигнальный экземпляр! Прихожу в типографию, спрашиваю, когда же напечатают тираж, а там пожимают плечами: «Какая книга? Мы её давно разрезали, оставили только цветные вставки на мелованной бумаге»…
Но я даже благодарен этому суровому периоду. Если бы тогда не закалился, может, и не стал бы таким тренером, как сейчас.
- В 90-е случился массовый отъезд отечественных тренеров за границу. Почему вы остались в Петербурге?
- Потому что был и остаюсь востребованным. Меня приглашали на работу во многие страны, но не моё это. Замечу, мало наших тренеров за границей стали наставниками чемпионов. Почему? Там другая атмосфера. Приезжаешь в Америку - и начинаешь давать уроки, чтобы оплатить квартиру, бензин, образование ребёнка. На высокие тренерские задачи не остаётся ни времени, ни сил.
Газ для льда
- У питерского «Зенита», кажется, даже в кризис нет никаких финансовых проблем. А у питерских фигуристов?
- Я не раз встречался со своим тёзкой Алексеем Миллером (глава «Газпрома». - Ред.). Даже попросил его от большой трубы к «Зениту» подвести маленькую трубочку и к нашей школе фигурного катания (смеётся). Ну а серьёзно - перекосы налицо. Ведь если сравнивать достижения, наши ученики завоевали для страны столько наград самого высокого достоинства, что футбольные успехи кажутся шелестом комариных крыльев.
А вообще мы не избалованы. Привыкли заниматься даже при минимальном комфорте. Помню, как с нами в Италию в качестве повара поехала мама олимпийского чемпиона Алексея Урманова. Мы не могли себе позволить питаться в кафе, и она готовила нам замечательные борщи. По сравнению с теми годами сейчас на госуровне достаточно выделяют средств. Более того: в ситуации, когда в стране не все пенсионеры сытно обедают, требовать заоблачного финансирования и гневить Бога жалобами просто неприлично.
- В спортивном мире вас называют профессором. Вы постоянно придумываете какие-то технические устройства, позволяющие обучать сложным прыжкам. Над чем сейчас работаете?
- Фигурное катание - один из наиболее сложных с точки зрения координации видов спорта. Быстрые вращения вокруг продольной оси тела для человека нехарактерны. А значит, требуется особый подход к обучению, нужны научные достижения, инновации. И здесь может помочь… космос. Посмотрите: фигурист, как и космонавт, преодолевает земное притяжение, парит над поверхностью льда. Перегрузки на льду практически такие же, как в космонавтике. Достаточно взглянуть на фотографии лётчика, выводящего самолёт из пике, и фигуриста, совершающего прыжок в 4 оборота, - их лица искажены одинаково… Поэтому сейчас мы работаем вместе с космической медициной, но всех секретов раскрывать не буду.
- Значит ли это, что скоро увидим прыжок в пять оборотов?
- Сложно сказать. Для того чтобы через год-два был пятерной, уже сегодня нужны совершенно новые методы тренировок, оборудование, мышление, а также принципиально иные коньки и ботинки. Это как в лёгкой атлетике: с «бамбуком» не прыгнешь так, как можешь прыгнуть с шестом из современного материала.
- На что-то другое, кроме фигурного катания, время у Мишина остаётся?
- Стараюсь его выкраивать. Я заядлый грибник и кулинар. Стоять возле плиты, готовить, искать рецепты - настоящий релакс. Полное взаимопонимание у меня и с садом-огородом. Ну а самое большое наслаждение - держать на коленях внука.
www.aif.ru
Мишин Алексей Николаевич - биография. Российский Тренер фигурного катания
Алексей Мишин родился 8 марта 1941 года в городе Севастополь, Республика Крым. Отец - Мишин Николай Иванович. Мать - Делюкина Татьяна Валентиновна. Родители А.Н. Мишина знали друг друга с детства. В Смоленске жили на соседних улицах, потом вместе учились в Смоленском университете, где слушали лекции знаменитых профессоров, которые часто приезжали из Москвы. Вместе играли в театре.
После окончания университета Николая Ивановича направили на работу в деревню Гусино, а Татьяну Валентиновну распределили в крупный город другой области преподавателем техникума. Но когда она туда приехала, оказалось, что место уже занято. Вернувшись в Смоленск, она узнала от соседей, что Коля Мишин приехал из Гусино, и у него там есть места. Так они оба оказались в Гусино, где и поженились в 1930 году. В 1932 году у них родилась дочь Людмила.
В это время Николай Иванович получил приглашение в аспирантуру Ленинградского университета. По окончании аспирантуры его направили преподавателем в Высшее военно-морское училище имени Ф.Э. Дзержинского, и семья переехала в Ленинград. Так изменилась судьба Николая Ивановича - он стал военным. Вскоре его перевели в Севастополь, в новое военно-морское училище. Татьяна Валентиновна тоже преподавала в училище. Здесь, в Севастополе, за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны у них родился сын Алексей.
В начале июля 1941 года офицерам училища было рекомендовано вывезти из города свои семьи. Все родные Мишиных остались в Смоленске, где развернулось тяжелое сражение. Уезжать из Севастополя было некуда. Тогда друг Николая Ивановича посоветовал ехать к его родителям в Ульяновск.
Несмотря на то, что в Ульяновске, в чужом доме, Татьяну Валентиновну с детьми приняли тепло и радушно, они еле выжили в этот первый год эвакуации. Не спасли даже мамины прекрасные крепдешиновые платья, которые продавались на базаре по высокой цене... Кормить детей было нечем. В результате у Алексея развился рахит и мальчик мог не выжить, если бы не мама. Во дворе, прямо в камнях, она выбила лунки, наносила с берега Волги землю, засыпала ее в лунки и посадила помидоры. И этими помидорами вылечила сына.
После школы Алексей Мишин увлекся еще и электроникой и хотел стать инженером; в 1964 году окончил Ленинградский электромеханический институт имени В.И. Ленина. Но жизнь сложилась иначе - увлечение именно фигурным катанием переросло в профессию.
Алексей начал заниматься фигурным катанием в 1956 году. В то время этот вид спорта стал одним из наиболее ярких, заметных явлений в жизни страны. Перед советскими фигуристами встал вопрос: а не пора ли попробовать силы на международной арене?
Первым тренером Алексея Мишина была Нина Васильевна Леплинская - талантливый педагог, ученица легендарного Николая Панина, первого русского олимпийского чемпиона. Под ее руководством Алексей быстро освоил азы фигурного катания, у него это получалось очень быстро. В это время Майя Борисовна Беленькая - партнерша Игоря Борисовича Москвина - организовала свою группу на стадионе «Искра», куда пригласили и Мишина. На этом же катке занималась Тамара Москвина. И довольно скоро их поставили в пару.
Спортивная карьера Мишина и Москвиной складывалась удачно. Они выиграли чемпионат СССР, стали серебряными призерами чемпионата мира и чемпионата Европы - первенство тогда прочно удерживали Белоусова и Протопопов. Мишин и Москвина участвовали во многих соревнованиях, буквально наступали «на пятки» знаменитому дуэту, но превзойти его им пока не удавалось. Момент, когда Мишин и Москвина впервые обыграли Белоусову и Протопопова, - один из самых ярких в их спортивной жизни. Потом они еще дважды на других соревнованиях оставляли легендарный дуэт позади.
Замечательного успеха добились советские фигуристы в 1969 году: на чемпионатах Европы и мира они впервые завоевали весь пьедестал почета в парном катании. На европейском чемпионате в Гармиш-Партенкирхене обладателями золотых медалей впервые стали Ирина Роднина и Алексей Уланов, за ними шли Людмила Белоусова и Олег Протопопов и дуэт Алексея Мишина с Тамарой Москвиной. В Колорадо-Спрингс на чемпионате мира Мишин и Москвина поменялись местами с дуэтом Белоусова-Протопопов.
Оставив спорт, А. Мишин и Т. Москвина занялись тренерской деятельностью. В 1969 году они выступали последний сезон. А уже в 1975 году ученик А.Н. Мишина Юрий Овчинников стал чемпионом Советского Союза. В его группе собралась целая когорта сильных молодых спортсменов: Жанна Ильина, Леня Казанков, Виталик Егоров. К А.Н. Мишину пришла тренироваться и его будущая жена Татьяна Оленева, которая стала чемпионкой Советского Союза, выступала на чемпионате Европы.
Женское фигурное катание в СССР в то время сильно отставало от других видов фигурного катания. Чтобы усилить этот вид спорта, в Москве и Ленинграде на базе профсоюзов были организованы специальные группы для одаренных девочек. Спортивный комитет попросил А.Н. Мишина возглавить ленинградскую группу. А он, в свою очередь, предложил Татьяне Оленевой работать вместе, сказав ей, что пора уже подумать о будущем. Татьяна Оленева всерьез занялась тренерской работой, и в 1979 году ее ученицы заняли 2-е и 3-е места на чемпионате мира среди юниоров.
Перед Олимпийскими играми в Инсбруке Алексей Мишин, который к тому времени был тренером сборной команды СССР, с удивлением узнал, что стал «невыездным». Сданная им накануне в «Лениздат» и уже отпечатанная книга «Фигурное катание для всех» (50 тыс. экз.) была уничтожена (года через три книгу все-таки издали). Официальных объяснений не было (по слухам, кто-то написал на него донос). Интрига продолжалась. Мишина перестали показывать по телевидению. Но тренировать не запретили. Он оставался тренером сборной команды СССР. Его воспитанники выступали на чемпионатах Европы и мира, а он обо всем узнавал только по телефону. Три года (1976-1978) его никто не принимал, с ним боялись говорить, не зная, что ему отвечать...
Все решил один звонок. Мишин записался на прием к руководителю советского спорта Сергею Павлову и рассказал ему о своих злоключениях. Павлов попросил секретаршу соединить его с Борисом Ивановичем Аристовым, первым секретарем горкома... Когда Мишин вернулся из Москвы в Ленинград, его «дело» уже изъяли из «черного шкафа».
Алексей Николаевич - заведующий кафедрой конькобежного спорта и фигурного катания Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. Он - автор учебника по фигурному катанию на коньках для вузов и нескольких книг.
А.Н. Мишин - заслуженный мастер спорта СССР , заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры России, кандидат педагогических наук , профессор, член тренерского совета Федерации фигурного катания на коньках России, тренер сборной команды России по фигурному катанию. Награжден орденом Дружбы народов и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени . Обладатель почетного знака «За заслуги перед Санкт-Петербургом» и почетного знака РФ фигурного катания .
ruspekh.ru
Тренер по фигурному катанию Алексей Мишин, 8 марта отмечающий 75-летие | Фигурное катание
МОСКВА, 8 мар – Р-Спорт. Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР и России по фигурному катанию Алексей Николаевич Мишин 8 марта празднует свое 75-летие.
Ниже приводится биографическая справка.
Алексей Николаевич Мишин родился 8 марта 1941 года в Севастополе.
Его родители были преподавателями: отец - математики и теоретической механики, а мать – русского языка и литературы.
Советские фигуристы Тамара Москвина и Алексей Мишин
После окончания школы Алексей Мишин увлекся электроникой и хотел стать инженером. В 1964 году он окончил Ленинградский электромеханический институт (ныне Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ) имени В.И. Ульянова (Ленина).Алексей Урманов: Мишину заявил: "Я не мальчик. Меня зовут Алексей" >>>
Фигурным катанием начал заниматься в 1956 году. Первым тренером Алексея Мишина была Нина Леплинская. Позже он стал тренироваться в паре с фигуристкой Тамарой Москвиной. Мишин и Москвина завоевали звание чемпионов СССР (1969), стали серебряными призерами чемпионата мира (1969), серебряными (1968) и бронзовыми (1969) призерами чемпионата Европы. В 1969 году, откатав последний сезон, Мишин и Москвина оставили большой спорт и перешли на тренерскую работу.
В 1973 году Мишин защитил кандидатскую диссертацию в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Кандидат педагогических наук.
Российский фигурист Евгений Плющенко и тренер Алексей Мишин (слева направо)
За свою тренерскую карьеру Мишин подготовил ряд известных фигуристов, среди которых чемпион мира среди юниоров Виталий Егоров, чемпион СССР Юрий Овчинников, олимпийский чемпион, чемпион Европы Алексей Урманов, олимпийские чемпионы, неоднократные чемпионы мира и Европы Алексей Ягудин и Евгений Плющенко.В настоящее время среди учеников Мишина также чемпионка мира и Европы 2015 года, победительница первых юношеских Олимпийских игр 2012 года в женском одиночном катании, Елизавета Туктамышева; бронзовый призер чемпионата России 2015 года Александр Петров; чемпион России 2011 года среди юниоров, финалист Кубка России 2016 года Артур Дмитриев-младший.
Работал тренером-консультантом сборной команды по фигурному катанию Нидерландов.
Мишин – член тренерского совета Федерации фигурного катания на коньках России, тренер сборной команды России по фигурному катанию.
Мишин является заведующим кафедрой теории и методики конькобежного спорта и фигурного катания на коньках Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, профессор. Занимается преподавательской деятельностью.
Автор ряда фундаментальных монографий и учебников по фигурному катанию на коньках.
Алексей Мишин
Алексей Мишин – заслуженный мастер спорта СССР (1969), заслуженный тренер СССР и России, заслуженный работник физической культуры России (2002).Награжден орденами Дружбы народов (1994), Дружбы (2006), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2014), медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2010).
В 2015 году Мишин был признан лучшим тренером года по версии Всероссийского конкурса "Спортивная элита".
Дважды был удостоен почетного звания правительства Санкт-Петербурга "Лучший в спорте Санкт-Петербурга" (2006, 2012), а также почетного знака "За заслуги перед Санкт-Петербургом" (2011).
Алексей Мишин женат на фигуристке Татьяне Оленевой, чемпионке СССР (1973), одной из первых своих учениц. Имеет двух сыновей – Андрея и Николая. Оба сына стали теннисистами.
rsport.ria.ru
Женское фигурное катание повторяет путь мужского. Olympteka.ru
В четверг, 10 декабря, в Барселоне стартует Финал серии Гран-при по фигурному катанию. В преддверии соревнований один из самых известных тренеров в мире Алексей Николаевич Мишин оценил шансы участников одиночных финалов и рассказал о подготовке ученицы Елизаветы Туктамышевой.
Алексей Николаевич, кого вы видите фаворитом мужских соревнований?
Лично я отдаю предпочтение испанцу Хавьеру Фернандесу и японцу Юдзуру Ханью. У Фернандеса очень нравятся программы. Они мне напоминают те, что ставили и ставят наши хореографы, которые знают историю, событие, эпоху, композитора, музыку... С этой точки зрения хореографию испанца я ценю выше, чем японца. Мне кажется, что у Ханью – это в большей степени хореография эмоций и силы духа музыки. Хотя, безусловно, рекорды Ханью на недавнем этапе в Нагано заслуживают уважения.
Если говорить о третьем спортсмене, имя которого на слуху, о канадце Патрике Чане, то я в полном восторге от его катания, манеры скольжения. Мне удалось побывать вместе с ним на двух на двух этапах Гран-при. Кроме того, я видел его выступление на «Japan Open». Должен сказать, что фигурист производит поразительное впечатление. Но это впечатление в большей степени распространяется на специалистов, которые оценивают мастерство его катания, нежели на судей, поскольку если говорить о практической стороне исполнения, то спортивная форма канадца, пропустившего прошлый сезон, пока не устоялась. Чану будет трудно соревноваться в Барселоне с Фернандесом и Ханью. Тем более, что у канадца не такой разнообразный набор четверных прыжков. Максимально он может сделать только два тулупа, которыми владеет, один из которых в каскаде. Тройной аксель у Патрика не очень надежный.
Что касается других участников мужского финала, то при всем уважении к этим фигуристам, они пока не дотягивают до уровня фаворитов. Просто хорошие исполнительные спортсмены.
Что скажете о женском катании?
Так как в женском финале участвует две россиянки, то пойду по списку, чтобы никого не обидеть. Американка Грейси Голд. Замечательная девочка, которую я назвал бы «Барби». Но это слово не имеет негативного оттенка, напротив, комплимент. Грейси – опытная фигуристка, которая не первый год выступает на взрослом уровне. Посмотрим, что она покажет в Барселоне. Но в женском катании довольно сложно всегда делать прогнозы и называть фаворитов, поскольку женская душа – загадка. Многое будет зависеть от того, как фигуристки справятся с волнением, сумеют себя настроить.
Наша Женя Медведева – тоже «Барби», но с бойцовским характером. В этом сезоне Женя выглядит свежо и неожиданно. Несмотря на то, что Медведева в прошлом году еще каталась по юниорам, сейчас на этапах Гран-при она выступала достаточно уверенно.
Японки Сатоко Мияхара и Мао Асада. Весомый плюс и аргумент Мияхара, что на этапе в Нагано она одержала серьезную победу, опередила сильных конкуренток, включая Мао Асада. Я охарактеризовал бы Сатоко так: хорошая и старательная фигуристка.
Мао Асада – замечательная спортсменка, которая заработала себе имидж в фигурном катании. Мао обладает сильным характером, умеет настраиваться на старт. Но в Барселоне все будет зависеть от того, насколько японка преодолеет себя в стремлении сделать, наконец, тройной аксель чисто, и настолько технические специалисты будут лояльно оценивать докруты в ее прыжках, особенно в каскадах.
Россиянка Лена Радионова. Принцесса. Но принцесса, которую отличает фанатизм в катании. Радионова не раз доказывала, что может откататься хорошо за счет силы воли.
И, наконец, американка Эшли Вагнер. В этом сезоне у нее очень удачные программы. Выглядит спортсменка женственно и легко. Но как в случае с Мао, успех или не успех Эшли будет зависеть от того, как оценят ее «пограничные» прыжки технические специалисты.
В этот раз ваша ученица Лиза Туктамышева не попала в финал по причине совсем не спортивной. Расстроилась?
Если бы не трагедия во Франции, повлекшая за собой отмену этапа Гран-при, то на турнире в Бордо Лиза, безусловно, вошла бы в число призеров и отобралась в финал. Но как человек, который может правильно оценивать удачи и неудачи, Лиза попыталась взглянуть ситуацию с позитивной точки зрения. После Бордо спортсменка выступила успешно на других турнирах, постепенно поднимает форму, вникает в суть дела, адаптируется после сложного периода, который был летом и осенью.
Можно сказать, что победы в Варшаве и Загребе стали для Туктамышевой новой точкой отсчета?
Да, ее подготовка идет вверх. Большая удача, что с основными соперницами мы встретимся позже, а не сейчас, когда Лиза набирает оптимальную форму. Да, Туктамышева выглядела скромно в осенний период, это было связано с причинами, с которыми мы не планировали столкнуться. Тем не менее, думаю, что этот этап преодолен. Лиза восстанавливает все наработанное.
Не так давно я разговаривал с одним техническим специалистом из Америки, который сказал, что исполнение тройного акселя фигуристкой – это уже другой век. Да, я понимаю, что исполнение этого сложного прыжка не гарантирует победы на турнире. Но будущее фигурного катания в ближайшей перспективе нельзя рассматривать без этого. Все равно, что бы ни говорили, женское одиночное катание повторяет путь мужского. Сейчас спортсменка, которая не делает каскад из двух тройных прыжков, уже не может рассчитывать на высокий результат, какой бы изящной она ни была и совершенной во вращениях и на дорожке шагов. В связи с этим меня радует, что Лиза начала выполнять тройной аксель на плюсы. Например, в Загребе получила за него больше 9 баллов.
После Загреба Лиза заявила, что планирует делать два тройных акселя в произвольной программе? Вы считаете, это необходимо?
Есть два мотива. Один чисто спортивный. Пробовать что-то новое, так как прогресс толкает спортсмена вперед.
Второй — мое собственное видение фигурного катания. Все мои ученики были сильны именно исполнением многооборотных прыжков, начиная с Урманова, Татаурова и других. Мне как тренеру интересно добиваться рекордных результатов в этой, скажем так, сфере. Но при этом я понимаю, что нельзя игнорировать правила, которым надо четко следовать, то есть не забывать о художественной стороне программ и спортсменах, демонстрирующих очень высокий уровень художественного содержания программ.
Перед началом сезона короткая программа Лизы получила много положительных откликов от специалистов. Почему вы поменяли ее?
То, что новая программа вызвала позитивную реакцию у фигурнокатательного содружества, это очевидно. Многие специалисты оценивали ее высоко. Но если на соревнованиях программа не идет раз, два, исполняется неудачно, то мое правило, поменять программу. В прошлом году «Болеро» Лиза катала на ура. И первый прокат в Загребе, прокат практически с чистого листа, подтвердил правильность нашего решения о возвращении к этой короткой программе.
Два года назад Лиза часто ошибалась в короткой программе, но чисто катала произвольную. Вы считаете, это проблема психологическая или причина в сложностях, с которыми столкнулись летом?
Летом возникли сложности в исполнении прыжков. Это было связано с некоторыми изменениями. Сейчас с большим трудом мы это явление изжили. Поэтому неготовность техническая спровоцировала неготовность психологическую. Но Лиза — девица боевая, умная, поэтому в ее способностях я никогда не сомневался. Эта девочка с высокими человеческими качествами. По крайней мере, в трудные моменты, которых у Лизы было достаточно в спортивной карьере, она не прыгала куда-то в сторону и не искала тренера-волшебника, который по мановению волшебной палочки сделает чемпионкой.
После турнира в Загребе на своей страничке в фейсбуке Лиза написала следующее: «Хорошо, когда в твоей жизни есть человек, которому вы можете довериться всей душой, и знать, что он вас никогда не предаст, а, наоборот, поможет всем… Хочу поблагодарить моего тренера, отца, наставника и просто потрясающего человека!»
Для меня это неожиданно, потому что я не являюсь пользователем фейсбука и этого поста не читал. Мне очень приятно такое слышать, потому что в процессе работы у нас с Лизой деловые и серьезные отношения. Но то, что я говорил выше об этой спортсменке, вполне укладывается в контекст.
В этом сезоне одиночники пытаются исполнять все больше многооборотных прыжков. Вы испытываете чувство удовлетворения, ведь то, о чем вы всегда говорили, осуществляется на практике?
Безусловно, я получаю удовлетворение, что моя концепция является правильной. Все те упражнения и методики, которые я создавал с момента работы над диссертацией, нашли применение во всем цивилизованном мире. У меня лежат мои книги по технике исполнения многооборотных прыжков, которые были изданы в Японии, ГДР, ФРГ и Китае. За исключением Японии, все остальные труды были переведены чуть ли не «подпольно», и это меня немного беспокоит. Но суть методики схвачена верно. Так что эпоха, когда фигуристы станут исполнять в программах все больше многооборотных прыжков, уже не за горами.
olympteka.ru
«Женское фигурное катание повторяет путь мужского»
09 декабря 2015
В четверг в Барселоне стартуют финалы Гран-при по фигурному катанию. В преддверии соревнований мы попросили одного из самых известных тренеров в мире Алексея Николаевича Мишина оценить шансы участников одиночных финалов и рассказать о подготовке ученицы Елизаветы Туктамышевой.
Алексей Николаевич, кого вы видите фаворитом мужских соревнований?
Лично я отдаю предпочтение испанцу Хавьеру Фернандесу и японцу Юдзуру Ханью. У Фернандеса очень нравятся программы. Они мне напоминают те, что ставили и ставят наши хореографы, которые знают историю, событие, эпоху, композитора, музыку... С этой точки зрения хореографию испанца я ценю выше, чем японца. Мне кажется, что у Ханью – это в большей степени хореография эмоций и силы духа музыки. Хотя, безусловно, рекорды Ханью на недавнем этапе в Нагано заслуживают уважения.
Если говорить о третьем спортсмене, имя которого на слуху, о канадце Патрике Чане, то я в полном восторге от его катания, манеры скольжения. Мне удалось побывать вместе с ним на двух на двух этапах Гран-при. Кроме того, я видел его выступление на «Japan Open». Должен сказать, что фигурист производит поразительное впечатление. Но это впечатление в большей степени распространяется на специалистов, которые оценивают мастерство его катания, нежели на судей, поскольку если говорить о практической стороне исполнения, то спортивная форма канадца, пропустившего прошлый сезон, пока не устоялась. Чану будет трудно соревноваться в Барселоне с Фернандесом и Ханью. Тем более, что у канадца не такой разнообразный набор четверных прыжков. Максимально он может сделать только два тулупа, которыми владеет, один из которых в каскаде. Тройной аксель у Патрика не очень надежный.
Что касается других участников мужского финала, то при всем уважении к этим фигуристам, они пока не дотягивают до уровня фаворитов. Просто хорошие исполнительные спортсмены.
Что скажете о женском катании?
Так как в женском финале участвует две россиянки, то пойду по списку, чтобы никого не обидеть. Американка Грейси Голд. Замечательная девочка, которую я назвал бы «Барби». Но это слово не имеет негативного оттенка, напротив, комплимент. Грейси – опытная фигуристка, которая не первый год выступает на взрослом уровне. Посмотрим, что она покажет в Барселоне. Но в женском катании довольно сложно всегда делать прогнозы и называть фаворитов, поскольку женская душа – загадка. Многое будет зависеть от того, как фигуристки справятся с волнением, сумеют себя настроить.
Наша Женя Медведева – тоже «Барби», но с бойцовским характером. В этом сезоне Женя выглядит свежо и неожиданно. Несмотря на то, что Медведева в прошлом году еще каталась по юниорам, сейчас на этапах Гран-при она выступала достаточно уверенно.
Японки Сатоко Мияхара и Мао Асада. Весомый плюс и аргумент Мияхара, что на этапе в Нагано она одержала серьезную победу, опередила сильных конкуренток, включая Мао Асада. Я охарактеризовал бы Сатоко так: хорошая и старательная фигуристка.
Мао Асада – замечательная спортсменка, которая заработала себе имидж в фигурном катании. Мао обладает сильным характером, умеет настраиваться на старт. Но в Барселоне все будет зависеть от того, насколько японка преодолеет себя в стремлении сделать, наконец, тройной аксель чисто, и настолько технические специалисты будут лояльно оценивать докруты в ее прыжках, особенно в каскадах.
Россиянка Лена Радионова. Принцесса. Но принцесса, которую отличает фанатизм в катании. Радионова не раз доказывала, что может откататься хорошо за счет силы воли.
И, наконец, американка Эшли Вагнер. В этом сезоне у нее очень удачные программы. Выглядит спортсменка женственно и легко. Но как в случае с Мао, успех или не успех Эшли будет зависеть от того, как оценят ее «пограничные» прыжки технические специалисты.
В этот раз ваша ученица Лиза Туктамышева не попала в финал по причине совсем не спортивной. Расстроилась?
Если бы не трагедия во Франции, повлекшая за собой отмену этапа Гран-при, то на турнире в Бордо Лиза, безусловно, вошла бы в число призеров и отобралась в финал. Но как человек, который может правильно оценивать удачи и неудачи, Лиза попыталась взглянуть ситуацию с позитивной точки зрения. После Бордо спортсменка выступила успешно на других турнирах, постепенно поднимает форму, вникает в суть дела, адаптируется после сложного периода, который был летом и осенью.
Можно сказать, что победы в Варшаве и Загребе стали для Туктамышевой новой точкой отсчета?
Да, ее подготовка идет вверх. Большая удача, что с основными соперницами мы встретимся позже, а не сейчас, когда Лиза набирает оптимальную форму. Да, Туктамышева выглядела скромно в осенний период, это было связано с причинами, с которыми мы не планировали столкнуться. Тем не менее, думаю, что этот этап преодолен. Лиза восстанавливает все наработанное.
Не так давно я разговаривал с одним техническим специалистом из Америки, который сказал, что исполнение тройного акселя фигуристкой – это уже другой век. Да, я понимаю, что исполнение этого сложного прыжка не гарантирует победы на турнире. Но будущее фигурного катания в ближайшей перспективе нельзя рассматривать без этого. Все равно, что бы ни говорили, женское одиночное катание повторяет путь мужского. Сейчас спортсменка, которая не делает каскад из двух тройных прыжков, уже не может рассчитывать на высокий результат, какой бы изящной она ни была и совершенной во вращениях и на дорожке шагов. В связи с этим меня радует, что Лиза начала выполнять тройной аксель на плюсы. Например, в Загребе получила за него больше 9 баллов.
После Загреба Лиза заявила, что планирует делать два тройных акселя в произвольной программе? Вы считаете, это необходимо?
Есть два мотива. Один чисто спортивный. Пробовать что-то новое, так как прогресс толкает спортсмена вперед.
Второй -- мое собственное видение фигурного катания. Все мои ученики были сильны именно исполнением многооборотных прыжков, начиная с Урманова, Татаурова и других. Мне как тренеру интересно добиваться рекордных результатов в этой, скажем так, сфере. Но при этом я понимаю, что нельзя игнорировать правила, которым надо четко следовать, то есть не забывать о художественной стороне программ и спортсменах, демонстрирующих очень высокий уровень художественного содержания программ.
Перед началом сезона короткая программа Лиза получила много положительных откликов от специалистов. Почему вы поменяли ее?
То, что новая программа вызвала позитивную реакцию у фигурнокатательного содружества, это очевидно. Многие специалисты оценивали ее высоко. Но если на соревнованиях программа не идет раз, два, исполняется неудачно, то мое правило, поменять программу. В прошлом году «Болеро» Лиза катала на ура. И первый прокат в Загребе, прокат практически с чистого листа, подтвердил правильность нашего решения о возвращении к этой короткой программе.
Два года назад Лиза часто ошибалась в короткой программе, но чисто катала произвольную. Вы считаете, это проблема психологическая или причина в сложностях, с которыми столкнулись летом?
Летом возникли сложности в исполнении прыжков. Это было связано с некоторыми изменениями. Сейчас с большим трудом мы это явление изжили. Поэтому неготовность техническая спровоцировала неготовность психологическую. Но Лиза -- девица боевая, умная, поэтому в ее способностях я никогда не сомневался. Эта девочка с высокими человеческими качествами. По крайней мере, в трудные моменты, которых у Лизы было достаточно в спортивной карьере, она не прыгала куда-то в сторону и не искала тренера-волшебника, который по мановению волшебной палочки сделает чемпионкой.
После турнира в Загребе на своей страничке в фейсбуке Лиза написала следующее: «Хорошо, когда в твоей жизни есть человек, которому вы можете довериться всей душой, и знать, что он вас никогда не предаст, а, наоборот, поможет всем… Хочу поблагодарить моего тренера, отца, наставника и просто потрясающего человека!»
Для меня это неожиданно, потому что я не являюсь пользователем фейсбука и этого поста не читал. Мне очень приятно такое слышать, потому что в процессе работы у нас с Лизой деловые и серьезные отношения. Но то, что я говорил выше об этой спортсменке, вполне укладывается в контекст.
В этом сезоне одиночники пытаются исполнять все больше многооборотных прыжков. Вы испытываете чувство удовлетворения, ведь то, о чем вы всегда говорили, осуществляется на практике?
Безусловно, я получаю удовлетворение, что моя концепция является правильной. Все те упражнения и методики, которые я создавал с момента работы над диссертацией, нашли применение во всем цивилизованном мире. У меня лежат мои книги по технике исполнения многооборотных прыжков, которые были изданы в Японии, ГДР, ФРГ и Китае. За исключением Японии, все остальные труды были переведены чуть ли не «подпольно», и это меня немного беспокоит. Но суть методики схвачена верно. Так что эпоха, когда фигуристы станут исполнять в программах все больше многооборотных прыжков, уже не за горами.
Ольга ЕРМОЛИНА
Фото Юлия КОМАРОВА, Ольга ТИМОХОВА, Татьяна ФЛАДЕ
www.fsrussia.ru