Литература Пиндар
Пиндар – древнегреческий поэт-лирик
Пиндар

Пи́ндар (греч. Πίνδαρος) (около 518 г. до н. э. — 442(438) г. до н. э.) — древнегреческий поэт-лирик.

 Биография

 Родился в Беотии, в местечке Киноскефалы под Фивами, много путешествовал, жил на Сицилии и в Афинах. Принадлежал к знатной семье, состоявшей в родстве с аристократами Спарты и Кирены, а также острова Феры. Пиндар учился игре на флейте у своего дяди Скопелина и продолжал образование в Афинах под руководством Агафокла и Аполлодора. Во время греко-персидских войн Пиндар, по-видимости, испытывал мучительную неловкость в связи с переходом Фив на сторону Персии, тем более что его род восходил к древнейшей знати этого города и прослеживался вплоть до времен его основателя Кадма.

 Творчество

 Прославился своими эпиникиями — одами в честь победителей на спортивных играх: Олимпийских, Пифийских, Немейских, Истмийских и других. Самое раннее произведение Пиндара, которое поддается датировке, — 10-я Пифийская ода (498 г. до н. э.), самое позднее — 8-я Пифийская ода (446 г. до н. э.). Писал также гимны богам (пеаны и дифирамбы) и песни других видов.

В античности произведения Пиндара были собраны в 17 книг, из них до нашего времени дошло лишь четыре книги эпиникиев, включающие 45 произведений. Представление об утраченных 13 книгах получено лишь по случайным фрагментам, в том числе папирусным. Оды Пиндара отличаются использованием мифологических мотивов, торжественностью языка, богатством ритмического рисунка и разнообразием поэтических образов.

Поэзия Пиндара отличается сложностью строфической структуры, торжественной величавостью языка и прихотливостью ассоциативных переходов. Во вступлении обычно упоминается одержанная победа, но без какого-либо конкретного описания происходившего состязания. От славного настоящего поэт перебрасывает подходящий к случаю условный мостик к славному прошлому, к какому-нибудь мифу, который и составляет основную часть стихотворения. В конце стихотворения нередко содержится прямое обращение к победителю, причем нередко это бывает наставление вести себя достойно. Стихотворения состоят из отдельных метрически выстроенных строф, которые иногда бывают одинаковыми, но чаще собраны в триады (за двумя идентичными по метрике строфами следует третья, отличающаяся от них, но метрически с ними связанная).

Стихотворения Пиндара принято считать своеобразным эталоном загадочности. Сложность поэзии Пиндара отчасти обусловлена неестественным порядком слов: полагаясь на то, что окончания помогут связать слова друг с другом, Пиндар жертвовал простотой синтаксиса, чтобы выстроить желательную последовательность образов. Сам принятый им метод изложения далек от простоты: он не пересказывает миф, как в эпосе, но выхватывает из него лишь те эпизоды, которые представляются ему наиболее важными. Образы Пиндара великолепны и подвижны, он пользуется поэтической инверсией и гиперболой, метафорой и неологизмом.

Авторитет поэта был очень высок как при его жизни, так и после смерти. Сами греки считали Пиндара своим величайшим поэтом, а среди римлян им особенно восхищался Гораций, полагавший, что его собственные оды не идут ни в какое сравнение с одами Пиндара. Существует предание, согласно которому Александр, разрушая Фивы, пощадил дом Пиндара (существует аналогичная легенда и про дом Еврипида).

Эпиникии Пиндара существенно повлияли на развитие жанра оды в европейской литературе. Широко известны переводы Гёльдерлина. На русский язык в 1800 году Державин перевёл оду Пиндара «Первая Пиндарова пифическая песнь Этнянину Хирону, королю сиракузскому, на победу его колесницы».