Содержание
Знаменитые люди Удмуртской республики — список выдающихся личностей
Александр II Николаевич
Цесаревич Александр Николаевич посещал Камско-Воткинский завод 22 мая (3 июня) 1837 года.
Дерябин Андрей Федорович
10 июня 1807 года основал Ижевский оружейный завод.
Жуковский Василий Андреевич
4 (16) мая 1837 года посещал Ижевский оружейный завод в свите цесаревича…
Калашников Михаил Тимофеевич
С 1948 года работал на Ижевском машиностроительном заводе.
Калинин Михаил Иванович
20 июня 1921 года посетил Глазов во главе агитационно-инструкторского поезда «Октябрьская.
..
Молотов Вячеслав Михайлович
Посещал Сарапул летом 1919 года на агитационно-инструкторском пароходе «Красная звезда» в…
Радищев Александр Николаевич
Посещал Сарапул в мае 1797 года, во время возвращения из сибирской ссылки.
Рязанов Григорий Петрович
Родился в с. Киби-Жикья.
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Посещал Сарапул, уездный город Вятской губернии, в октябре 1854 и в феврале 1855 года….
Смирнова Светлана Константиновна
Родилась 4 декабря 1962 года в деревне Заречная Медла, жила в ней в школьные годы.
Чайковский Петр Ильич
Родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город…
Шишкин Иван Иванович
Приезжал в Сарапул летом 1871 года.
Шувалов Петр Иванович
10 апреля 1760 года основал Ижевский железоделательный завод.
100 выдающихся личностей Удмуртии | Деловая Репутация
Известность, слава, культурный и экономический потенциал любой территории – всё это создаётся трудом и знаниями её жителей. Наша республика – не исключение. Представители множества наций и народностей, верований и идеологий веками создавали Удмуртию, которую сегодня мы знаем и гордимся. Достойных – тысячи и десятки тысяч. В предъюбилейном номере, завершая цикл своих публикаций к 100-летию государственности Удмуртии, редакция с помощью экспертов взяла на себя смелость отметить сотню выдающихся личностей, сыгравших важную роль в истории и развитии Удмуртии.
Многочисленные таланты и жители нашей земли, помноженные на трудолюбие, честность, искренность и целеустремлённость, заставили весь мир говорить об Удмуртии как о родине лучшего в мире стрелкового оружия, непобедимых спортсменов, уникальных театральных и музыкальных талантах. Вы знаете, когда меня просят рассказать о республике, я в первую очередь говорю о людях. О людях, которые изменили мир, изменили страну, изменили и меняют Удмуртию.
Глава Удмуртии Александр Бречалов
(в Глазове на открытии Года столетия государственности в 2019 году)
Политики
1. Борисов Трофим Кузьмич (1891–1943) – государственный и политический деятель, врач, публицист, филолог, этнограф. Стоял у истоков государственности Удмуртии. В 1925-1928 гг. – председатель облисполкома Вотской автономной области.
Волков Александр Александрович
2. Волков Александр Александрович (1951–2017) – председатель Госсовета Удмуртии в 1995–2000 гг., первый и единственный президент Удмуртии в 2000–2014 гг.
3. Козлов Фрол Романович (1908–1965) – в 1940–1944 гг. 2-й секретарь Ижевского обкома ВКП(б). Первый заместитель председателя Совета Министров СССР в 1958–1960 гг., рассматривался как преемник Н. С. Хрущёва.
4. Марисов Валерий Константинович (1915–1992) – 1-й секретарь Удмуртского обкома КПСС в 1963–1985 гг.
5. Наговицын Иосиф Алексеевич (1888–1937) – председатель Вотского облисполкома в 1921–1925 гг. Стоял у истоков государственности Удмуртии.
6. Прокопьев Максим Прокопьевич (1884–1919) – поэт, публицист, общественный и политический деятель. Стоял у истоков государственности Удмуртии. Погиб во время Гражданской войны.
Салтыков Анатолий Иванович
7. Салтыков Анатолий Иванович (р. в 1947) – мэр Ижевска в 1994–2001 гг., член Совета Федерации РФ в 2001–2003 и 2004–2010 гг.
8. Смирнова Светлана Константиновна (р. в 1962) – председатель Совета Ассамблеи народов России, первый заместитель Генерального секретаря – руководитель Генерального секретариата Ассамблеи народов Евразии, депутат Госдумы в 1999–2007 гг., вице-премьер – постпред Главы Удмуртии при президенте РФ в 2014–2017 гг.
9. Тубылов Валентин Кузьмич (р. в 1935) – председатель Верховного Совета Удмуртии в 1990–1995 гг., первым избран на этот пост на альтернативной основе.
10. Шудегов Виктор Евграфович (1952–2020) – первый сенатор от исполнительной власти Удмуртии (2001–2007), депутат ГД РФ от Удмуртии (2007–2016), входит в ТОП-50 рейтинга законотворцев России.
Производственники
11. Акубов Глеб Самсонович (1928–2001) – руководитель «Буммаша» в 1966–1989 гг.
12. Белобородов Иван Фёдорович (1909–1985) – руководитель производственного объединения «Ижмаш» в 1956–1980 гг.
13. Белов Александр Романович (1906–1977) – первый директор Чепецкого механического завода в 1947–1953 гг.
14. Берш Пётр Петрович (1933–2002) – главный архитектор Ижевска в 1968–1999 гг., заслуженный архитектор РФ.
15. Богомольный Евгений Исаакович (1952–2019) – генеральный директор «Удмуртнефти» в 1996–2003 гг., депутат Госдумы в 2003–2011 гг.
16. Валиахметов Игорь Нариманович (1950–2016) – директор Ижевского радиозавода в 1992–2016 гг.
17. Воскресенский Александр Васильевич (1928–2014) – директор Ижевского электромеханического завода в 1964–1988 гг.
18. Демидов Александр Макарович (1933–1996) – генерал-майор, начальник СУ-14 Управления Спецстроя-17 в 1970–1974 гг.,Управления Спецстроя-17 в 1974–1991 гг.
Дерябин Андрей Фёдорович
19. Дерябин Андрей Фёдорович (1770–1820) – основатель Ижевского оружейного завода, в 1811–1817 гг. – руководитель Департамента горных и соляных дел и Горного кадетского корпуса.
20. Дудин Семён Емельянович (1779–1825) – первый профессиональный ижевский архитектор, определивший облик исторического центра Ижевска.
21. Иванов Михаил Александрович (1906–1958) – директор Ижевского машиностроительного завода в 1941–1947 гг., завода им. Орджоникидзе (Сарапульского радиозавода) в 1947–1958 гг.
Кудинов Валентин Иванович
22. Кудинов Валентин Иванович (1931–2017) – директор «Удмуртнефти» в 1973–1996 гг.
23. Кудрявцев Геннадий Иванович (р. в 1947) – директор АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» с 1996 г.
24. Левиатов Юлий Георгиевич (1915–2005) – директор Сарапульского электрогенераторного завода в 1959–1982 гг.
Маслюков Юрий Дмитриевич
25. Маслюков Юрий Дмитриевич (1937–2010) – первый заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель Госплана СССР в 1988–1991 гг., первый заместитель председателя Правительства РФ в 1998–1999 гг. В 1962–1974 гг. работал в Ижевске, много сделал для расширения и развития производственного потенциала региона.
26. Моисеев Валерий Васильевич (р. в 1949) – директор завода «Ижсталь» в 1992–2011 гг.
27. Москвин Алексей Степанович (1726–1779) – горный инженер, строитель Воткинского и Ижевского железоделательных заводов.
28. Новиков Владимир Николаевич (1907–2000) – организатор промышленного производства, директор Ижевского машиностроительного завода в 1939–1941 гг., заместитель председателя Совета Министров СССР в 1960–1962 и 1965–1980 гг., председатель Госплана в 1960–1962 гг.
29. Орлов Василий Петрович (1912–1999) – архитектор, председатель Правления Союза архитекторов УАССР в 1967–1979 гг.
30. Палладин Николай Иванович (1908–1992) – директор Ижевского механического завода в 1946–1973 гг.
31. Садовников Владимир Геннадьевич (1928–1990) – директор Воткинского завода в 1966–1990 гг.
32. Стыценко Игорь Сергеевич (1928–1996) – директор Ижевского мотозавода в 1965–1990 гг.
33. Тарасов Василий Семёнович (1923–2001) – директор металлургического завода «Ижсталь» в 1965–1980 гг. и ПО «Ижмаш» в 1980–1987 гг.
34. Толмачёв Виктор Григорьевич (р. в 1951) – директор АО «Воткинский завод»в 1995–2020гг.
35. Устинов Дмитрий Фёдорович (1908–1984) – маршал СССР, Дважды Герой Социалистического Труда, народный комиссар и министр вооружения СССР в 1941–1953 гг. , министр оборонной промышленности СССР в 1953–1957 гг., министр обороны СССР в 1976–1984 гг. В годы войны много работал на ижевских оборонных заводах, после войны уделял повышенное внимание Удмуртии, с его влиянием связывают появление в республике целого ряда производств.
36. Фёдоров Александр Валерианович (1933–2010) – директор НИТИ «Прогресс» в 1965–2001 гг.
37. Чугуевский Василий Сергеевич (1940–2002) – директор Ижевского механического завода в 1980–2002 гг.
38. Шувалов Пётр Иванович (1711–1762) – граф, генерал-фельдмаршал, фактический глава российского правительства в последние годы царствования императрицы Елизаветы Петровны, основатель Воткинского и Ижевского заводов.
39. Шутов Валерий Агафангелович (1929–2013) – директор Ижевского радиозавода в 1978–1992 гг.
Изобретатели
40. Дорф Александр Ушерович (1946–2015) – конструктор стрелкового оружия, при его участии и под его руководством на Ижевском механическом заводе разработаны и поставлены на производство более 30 моделей гражданского, служебного и боевого оружия.
41. Драгунов Евгений Фёдорович (1920–1991) – конструктор стрелкового оружия, создатель снайперской винтовки СВД, пистолета-пулемёта «Кедр» и других образцов.
42. Калашников Михаил Тимофеевич (1919–2013) – конструктор стрелкового оружия, создатель семейства автоматов и пулемётов.
43. Можаров Пётр Владимирович (1888–1934) – инженер, создатель первых мотоциклов «ИЖ», основатель советского мотоциклостроения.
44. Никонов Геннадий Николаевич (1950–2003) – конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук, создатель автомата АН-94 «Абакан».
45. Суслопаров Владимир Фёдорович (р. в 1946) – конструктор стрелкового оружия, создатель винтовок «Биатлон».
46. Ярыгин Владимир Александрович (р. в 1950) – конструктор стрелкового оружия, создатель пистолета Ярыгина.
Деятели науки и образования
47. Атаманов Михаил Гаврилович (р. в 1945) – лингвист, исследователь удмуртской ономастики, протодиакон, переводчик Библии на удмуртский язык.
48. Богдановская-Попова Вера Евстафьевна (1867–1896) – одна из первых российских женщин-химиков. Жена начальника Ижевского завода, погибла в его доме в ходе опытов.
49. Богомолова Зоя Алексеевна (1923–2012) – писательница, критик, литературовед. Исследователь творчества удмуртских поэтов, писателей и композиторов.
50. Владыкин Владимир Емельянович (р. в 1943) – поэт, эссеист, этнограф.
51. Журавлёв Виталий Анатольевич (1941–2007) – ректор УдГУ в 1986–2007 гг.
52. Иванова Маргарита Григорьевна (1945–2020) – историк, археолог, исследователь городища «Иднакар».
53. Кельмаков Валей (Валентин) Кельмакович (р. в 1942) – учёный в области удмуртской филологии и литературы. Специалист по диалектологии и исторической фонетике, синтаксису удмуртского языка, истории удмуртского языкознания.
54. Куликов Кузьма Иванович (р. в 1937) – директор Удмуртского института истории, языка и литературы в 1978–2007 гг. Положил начало разработке актуальных теоретических проблем национально-государственного строительства финно-угорских народов России.
Липанов Алексей Матвеевич
55. Липанов Алексей Матвеевич (р. в 1935) – действительный член РАН, участник создания межконтинентальных ракет.
56. Туганаев Виктор Васильевич (р. в 1941) – учёный-биолог, составитель энциклопедии «Удмуртская Республика».
Деятели культуры
Ашальчи Оки
57. Ашальчи Оки (Векшина Акилина Григорьевна; 1898–1973) – первая удмуртская поэтесса, врач-офтальмолог, фронтовой врач.
58. «Бурановские бабушки» – музыкальная фольклорная группа, вице-чемпионы Евровидения-2012.
59. Васев Леонард Михайлович (1927–1972) – гравёр-оружейник, основоположник ижевской школы многоцветной инкрустации металлов.
60. Васильев Флор Иванович (1934–1978) – поэт, председатель правления Союза писателей УАССР.
61. Векшин Георгий Ефимович (1917–2002) – театральный художник, график, первый удмурт, принятый в Союз художников УАССР. Ввёл в оформление спектаклей элементы удмуртского народного искусства и архитектуры.
62. Загребин Егор Егорович (1937–2015) – писатель, драматург, актёр, председатель правления Союза писателей Удмуртской Республики в 1999–2014 гг.
63. Кедра Митрей (Корепанов Дмитрий Иванович; 1892–1949) – писатель, учёный, общественный деятель, журналист. Автор первого романа в удмуртской литературе – «Тяжкое иго».
64. Кедров Филипп Григорьевич (1909–1944) – поэт, прозаик. Автор повести «Катя», ставшей основой первой удмуртской оперы «Наталь».
65. Корепанов Александр Германович (р. в 1951) – композитор, автор Государственного гимна Удмуртской Республики.
66. Корепанов Герман Афанасьевич (1924–1985) – первый профессиональный удмуртский композитор, классик удмуртской музыки. Автор первой удмуртской оперы «Наталь».
67. Корепанов-Камский Геннадий Михайлович (1929–2001) – композитор, певец, педагог. Один из создателей и первый председатель Союза композиторов Удмуртии.
68. Кузебай Герд (Кузьма Павлович Чайников, 1898–1937) – поэт, прозаик, драматург, критик, лингвист, фольклорист, этнограф, педагог, методист, музыковед, общественный деятель.
69. Курченко Надежда Владимировна (1950–1970) – бортпроводница. Погибла, пытаясь предотвратить первый в СССР вооружённый угон самолёта.
70. Мамонтов Анатолий Васильевич (1937–2019) – художественный руководитель ансамбля «Италмас» в 1962–2015 гг.
Чайковский Пётр Ильич
71. Чайковский Пётр Ильич (1840–1893) – всемирно известный композитор, дирижёр, педагог, музыкальный критик. Родился и провёл детство в посёлке Воткинского завода (ныне город Воткинск).
72. Шумилов Евгений Фёдорович (р. в 1943) – историк, краевед, автор более 20 книг по истории Ижевска и Удмуртии, художник, один из основателей и первый директор Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств в 1980–1981 гг.
Военные деятели
73. Барамзина Татьяна Николаевна (1919–1944) – снайпер и телефонистка, Герой Советского Союза. Захвачена в плен и убита фашистами.
74. Девятьяров Александр Андреевич (1907–1985) – майор, лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, после войны – председатель комитета ДОСААФ в Удмуртии.
75. Дурова Надежда Андреевна (1783-1866) – русская кавалеристка, офицер Русской императорской армии, участница Отечественной войны 1812 года (известна как кавалерист-девица), писательница.
76. Маев Сергей Александрович (р. в 1944) – генерал-полковник, начальник Главного автобронетанкового управления в 1996–2004 гг., директор Федеральной службы по оборонному заказу в 2006–2009 гг., председатель ДОСААФ России в 2009–2014 гг.
77. Сабуров Александр Николаевич (1908–1974) – генерал-майор, Герой Советского Союза, один из организаторов и руководителей партизанского движения на территории Украины.
78. Ульяненко Нина Захаровна (1923–2005) – военная лётчица, Герой Советского Союза.
Медицина
79. Ворончихин Семён Иванович (1902–1982) – хирург, директор Ижевского мединститута в 1948–1952 гг.
80. Одиянков Евгений Германович (1952–2020) – кардиохирург, общественный деятель.
81. Осинцева Таисия Сергеевна (1923–2008) – невролог, почётный академик Ижевской государственной медицинской академии.
82. Пушина Феодора Андреевна (1923–1943) – военфельдшер, Герой Советского Союза. Погибла, спасая людей из горящего госпиталя.
83. Рупасов Николай Фёдорович (1901–1968) – хирург, ректор Ижевского мединститута в 1940–1944, 1956–1961 гг., нарком здравоохранения УАССР в 1944–1946 гг.
84. Лещинский Лев Александрович (1925–2008) – кардиолог, профессор, доктор медицинских наук. С 1979 г. – научный руководитель Республиканского клинического кардиологического центра.
Предприниматели
85. Башенин Павел Андреевич (1868–1910) – купец 1-й гильдии, лесопромышленник, общественный деятель, в 1904–1909 гг. – глава Сарапула.
86. Бодалёв Иван Иванович (1831–1906) – купец 1-й гильдии, владелец водочного производства в Сарапуле и Ижевском заводе и ижевского пивомедоваренного завода.
87. Петров Иван Фёдорович (ок. 1850–1933) – основатель оружейной фабрики в Ижевском заводе.
Церковные деятели
88. Блинов Николай Николаевич (1839–1917) – священник, писатель, этнограф, педагог.
89. Вениамин (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич; 1706–1785) – митрополит Казанский и Свияжский, создатель первой грамматики удмуртского языка.
90. Мухамедшин Габдулла-хазрат (1930–2010), первый муфтий Удмуртской Республики, при нём в Ижевске построена новая Соборная мечеть, развивалось духовное просвещение.
91. Николай (Шкрумко Николай Яковлевич; 1927–2015) – митрополит Ижевский и Удмуртский с 1993 по 2015 гг. При нём было открыто более 100 храмов и молитвенных домов, в частности, восстановлены Александро-Невский собор и возрождён Михаило-Архангельский кафедральный собор в Ижевске.
Спортсмены
92. Вылегжанин Максим Михайлович (р. в 1982) – трёхкратный олимпийский вице-чемпион по лыжным гонкам.
Загитова Алина Ильназовна
93. Загитова Алина Ильназовна (р. в 2002) – олимпийская чемпионка по фигурному катанию.
94. Корепанов Анатолий Всеволодович (р. в 1959) – трёхкратный чемпион мира по бегу.
95. Кулакова Галина Алексеевна (р. в 1942) – четырёхкратный олимпийский чемпион по лыжным гонкам.
96. Скурыгин Герман Анатольевич (1963–2008) – рекордсмен мира по спортивной ходьбе.
97. Тихонова Тамара Ивановна (р. в 1964) – олимпийский чемпион по лыжным гонкам.
98. Феклистова Мария Александровна (р. в 1976) – призёр Олимпиады по стрельбе.
99. Черезов Иван Юрьевич (р. в 1980) – трёхкратный чемпион мира и двукратный призёр Олимпийских игр по биатлону.
100. Чижов Алексей Рудольфович (р. в 1964) – международный гроссмейстер, 10-кратный чемпион мира по международным шашкам.
Люди с самыми красными волосами в мире
Опубликовано
Источник изображения, Finugor
. Stratton
Россия
В России проживает не менее 190 этнических групп, и в ее пределах насчитывается более 20 различных республик. Поскольку Москва, по-видимому, преследует агрессивно-националистическую повестку дня, мне стало интересно, на что похожа жизнь тамошних этнических меньшинств.
Говорят, что у удмуртов самые рыжие волосы в мире.
Татары и башкиры происходят из Золотой Орды.
Марии поклоняются анимистическим духам среди своих священных лесных рощ.
Связь между этими разными этносами заключается в том, что все они имеют свои республики в составе Российской Федерации.
Я проехал 500 миль (750 км) к востоку от Москвы в низинах Среднего Поволжья, где шесть из этих республик группируются вместе, чтобы посмотреть, как они управляются.
У них есть собственные парламенты для решения местных вопросов, но их губернаторы назначаются президентом России, чтобы обеспечить их подчинение Москве в общегосударственных вопросах.
Ни одна из республик, в которых я побывал, — Чувашия, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Мордовия и Башкортостан — не являются новичками в интеграции с Россией.
Еще в 1550-х годах, когда царская Россия воевала с мародерствующими татарами, Иван Грозный построил линию оборонительных фортов вдоль Волги через земли этих малочисленных народов.
Прагматично, они искали защиты в пределах Российской империи — и, действительно, поддержали победившую лошадь, потому что Иван оправдал свое ужасное прозвище и насильно покорил татар в Императорской России.
«Присоединение к России было вопросом сохранения нашей культуры, а не колонизации», — настаивает Тамара Воробеева, мой чувашский гид в столице их республики, Чебоксарах.
Хотя большинство граждан Чувашии заявляют о своем чувашском происхождении, Воробеева признает, что века смешения с русскими и татарами затрудняют определение того, как выглядит типичный чувашец.
Источник изображения, Марк Стрэттон
Подпись к изображению,
Чувашские певцы приветствуют пассажиров на станции Чебоксары
Тем не менее, по ее словам, чувашская культура пережила возрождение после распада Советского Союза — теперь в школах преподают чувашский язык наряду с русским, а уличные указатели написано на обоих языках.
«Мы очень счастливы в России и никогда не чувствовали дискриминации», — говорит она.
«Некоторые экстремистские элементы хотят более глубокого культурного возрождения и предложили чувашский язык в качестве единственного официального языка республики. Но это вытеснит наших этнических русских и станет экономической катастрофой», — добавляет она.
Источник изображения, Марк Стрэттон
Подпись к изображению,
Женщины в традиционной удмуртской одежде
Соседняя республика Марий Эл находится всего в 60 милях (90 км) от нас среди густых сосновых лесов. Марийцы переселились сюда в VI веке с Урала и их язык близок к финскому.
В Марий Эл большинство этнических русских, и мне снова сказали, что невозможно с уверенностью определить типичный марийский внешний вид из-за многовековых смешанных браков.
Я читал сообщения о том, что марийская культура подвергается нападкам, но местный репетитор по английскому языку Светлана Маймина настаивает на том, чтобы все жители Марий Эл жили дружно.
«Мое происхождение — еврейское», — говорит она мне. «У нас здесь нет синагоги, но я никогда в жизни не сталкивался с антисемитизмом».
Источник изображения, Марк Страттон
Подпись к изображению,
Традиционно одетый «лесной человек» играет музыку в Марий Эл
На протяжении веков многие коренные народы этих республик перешли от традиционных народных религий к православному христианству.
Тем не менее, в Йошкар-Оле, в Национальном музее Марий Эл, Настя Айгузина говорит, что марийцы до сих пор практикуют народные культы. «В каждой сельской деревне есть шаман. Мы ходим в священные березовые рощи, чтобы пировать и приносить в жертву животных духам на деревьях», — говорит она.
Интересно, Русская Православная Церковь осуждает это? — Нет, — настаивает она. «Мы придерживаемся обоих верований. Утром люди могут ходить в церковь, а днем посещать священные леса».
Пожалуй, самая сильная культурная идентичность, с которой я столкнулся, это татары-мусульмане, которые составляют чуть более 50% Татарстана.
Татары прибыли сюда в 13 веке в составе монгольской Золотой Орды перед их невыгодным конфликтом с Иваном Грозным три века спустя.
Нынешняя столица Татарстана Казань — современный прогрессивный город, богатый нефтяными богатствами. Кремль на вершине холма Ивана XVI века до сих пор возвышается над Казанью – мне его показала преподаватель университета Резида Мухаметзанова.
После падения коммунизма здесь были восстановлены два ослепительно богато украшенных храма — мечеть Кул-Шариф и Благовещенский собор, расстояние между которыми составляет всего 100 метров.
«Они были реконструированы одновременно нашим губернатором, чтобы показать беспристрастность в отношении разных конфессий», — говорит Мухаметзанова.
Источник изображения, Марк Стрэттон
Подпись к изображению,
Благовещенский собор Казани
Источник изображения, Марк Стрэттон
Подпись к изображению,
Внутри мечети Кулшариф в Казани
«Все религиозные течения мирно уживаются друг с другом, и у нас нет культуры радикализма «Я мусульманка, но не обязана носить хиджаб», — говорит она.
Позже я встречаюсь с мордвинами Мордовии, богатыми нефтью башкирами Башкортостана и удмуртами — все культуры сильно ассимилировались русским образом жизни. И да, некоторые удмурты действительно могут похвастаться копной ярко-рыжих волос.
Межнациональное и религиозное согласие не всегда царило в бесчисленных республиках России. Вспомните Чечню. Но в землях Среднего Поволжья, кажется, их разнообразная культурная запеканка кипела веками, так и не выкипев.
Источник изображения, Марк Стрэттон
Подпись к изображению,
Русские казачьего происхождения живут по всему региону
Фотографии Марка Стрэттона, если не указано иное.
Как слушать От нашего собственного корреспондента :
BBC Radio 4: Суббота в 11:30
Слушайте онлайн или скачивайте подкаст.
Всемирная служба Би-би-си: Короткие выпуски с понедельника по пятницу — см. расписание программ Всемирной службы.
Подпишитесь на информационный бюллетень журнала BBC News Magazine по электронной почте , чтобы получать статьи на свой почтовый ящик.
Удмуртская | Encyclopedia.com
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАЗВАНИЯ: Вотяки (бывшие)
РАСПОЛОЖЕНИЕ: Россия
НАСЕЛЕНИЕ: 637 000 (2002)
ЯЗЫК2: ; русский, татарский
РЕЛИГИИ: Восточное православие Христианство; родной удмурт религия
ВВЕДЕНИЕ
Удмурты — финно-угорский народ, населяющий Российскую Федерацию. Во многих источниках, особенно датированных до 19 в.17, удмуртов обычно называют вотяками . Традиционная родина удмуртов граничит на юге и востоке с рекой Камой, крупным притоком реки Волги, и на западе с рекой Вяткой, притоком Камы. Неясно, когда предки удмуртов мигрировали в эту область, но похоже, что удмурты предшествовали не только тюркским и славянским группам в этом районе, но даже другим финно-угорским группам, таким как марийцы.
Удмурты никогда не жили в рамках своего государства, и на протяжении всей истории были подданными многочисленных империй и других государств. Вполне вероятно, что удмурты стали подданными волжских болгар — тюркской группы, образовавшей в начале VIII века первое государство в Поволжье, фигурирующее в исторических источниках. Удмурты впервые появляются в исторических источниках только в XII веке, в путевом отчете арабского путешественника Абу Хамида аль-Гарнати. С завоеванием Волжской Булгарии монголами в 1230-х годах удмурты оказались подданными Монгольской империи, а затем Золотой Орды. После распада Золотой Орды в начале 15 века Среднее Поволжье перешло под власть Казанского ханства, татаро-мусульманского государства. Именно в конце 14 — начале 15 веков группы северных удмуртов попали под власть России, сначала под власть Вятки, а затем под власть Москвы. Только в 1552 году, после завоевания Казани русскими, вся этническая территория удмуртов перешла под власть России, и удмурты остаются под властью России до наших дней. После большевистской революции 1917, советские власти, придерживаясь курса на предоставление хотя бы видимости культурно-территориальной автономии национальным меньшинствам бывшей Российской империи, создали Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (УдАССР), которая подчинялась Российской Советской Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). С распадом Советского Союза в 1991 году и превращением бывшей РСФСР в новую независимую Российскую Федерацию бывшая Удмуртская АССР остается зависимой от России, но была переименована в Удмуртскую Республику.
РАСПОЛОЖЕНИЕ И РОДИНА
По данным Всероссийской переписи 2002 года в Российской Федерации проживало 647 000 удмуртов, из них 460 500 проживало в Удмуртской Республике. Около 120 000 удмуртов проживают в соседних регионах Татарстана, Башкортостана, Марийской республики, а также в Кировской, Пермской и Свердловской областях российских областей. Кроме того, небольшие удмуртские общины расположены в Сибири (Красноярск край ), Казахстане, Средней Азии и Украине. В Удмуртской Республике удмурты фактически составляют меньшинство, насчитывающее около 30% населения. Русские составляют около 60% населения, а татары 7%.
Республика Удмуртия занимает территорию 42 100 квадратных километров (16 250 квадратных миль). Перед Великой Отечественной войной большая часть Удмуртии была покрыта вечнозелеными и лиственными лесами. В результате серьезной вырубки лесов, имевшей место в более поздний советский период, леса Удмуртии сильно сократились, но они по-прежнему покрывают большую часть республики. Средняя температура января составляет от -15º до -14ºC (от 0º до 2ºF), а средняя температура июля составляет от 17º до 18ºC (от 64º до 66ºf). Удмуртию можно отнести к странам с прохладным континентальным климатом.
Столица Удмуртии — город Ижевск с населением около 700 000 человек. Ижевск был и остается преимущественно русским городом и важным центром российской военной промышленности.
Традиционная экономика удмуртов состоит из зернового земледелия, дополненного охотой, рыболовством и сбором продуктов леса. Зерновые и другие виды сельского хозяйства продолжают оставаться основой экономики сельских удмуртских общин, хотя производство играет важную роль в экономике Удмуртии в целом.
ЯЗЫК
Удмуртский язык принадлежит к пермской подгруппе финно-угорской языковой семьи. Он тесно связан с языком коми, на котором говорят в Республике Коми Российской Федерации, и более отдаленно связан с финским и эстонским языками. Удмуртский язык делится на северную, центральную и южную группы диалектов, но все диалекты взаимно понятны, за исключением так называемого бесермского диалекта, на котором говорят в северной Удмуртии около 3000 человек по состоянию на 2002 г. Этот диалект, который некоторые лингвисты считают отдельный язык, существенно отличающийся от других удмуртских диалектов. Происхождение самих бесермийцев, как и их диалекта, также вызывает недоумение. Они не считают себя удмуртами и, похоже, произошли от тюркских мусульман, населявших этот регион как до, так и после монгольских завоеваний 13 века.
Большинство удмуртов свободно владеют своим родным языком, и почти все также свободно владеют русским языком, если не являются носителями русского языка. Свободное владение татарским языком также распространено в удмуртских общинах, расположенных в Татарстане и Башкортостане.
У удмуртов обычно есть имя, отчество (имя отца) и фамилия. С момента навязывания христианства удмуртам в 18 веке большинство удмуртов носят русские имена типа Иван, Григорий и Сергей . Однако, особенно среди южных удмуртов, остающихся «некрещеными» до настоящего времени, часто встречаются мусульманские и тюркские фамилии (такие как Габдулла и Мухаммед ) и имена, а также удмуртские «языческие» имена.
ФОЛЬКЛОР
У удмуртов богатая фольклорная традиция, состоящая из героических легенд, сказок и особенно богатого корпуса песен. Значительную часть удмуртского фольклора составляют специфически религиозные жанры, такие как заговоры, заклинания, молитвы. Точно так же многие удмуртские песни связаны с определенными религиозными церемониями, а также с определенными праздниками и другими событиями, такими как свадьбы и похороны.
Особый интерес представляет цикл легенд, связанных с героической фигурой Эштерека, который обычно появляется как удмуртский герой, защищающий свой народ от татар. Более древний пласт исторических преданий описывает также сражения удмуртских богатырей против марийских завоевателей. Удмуртский фольклор сохранил многие мифологические черты, и многие духи и божества из родной удмуртской религии появляются в фольклоре как «некрещеных», так и удмуртов-христиан.
РЕЛИГИЯ
Сегодня большинство удмуртов, исповедующих религию, являются православными христианами, хотя значительное меньшинство удмуртов, особенно проживающих в южной Удмуртии, Татарстане и Башкортостане, сохранили свою формальную приверженность исконной удмуртской религии и обычно называют себя как «некрещеные» удмурты. На протяжении веков исконная религия удмуртов отнюдь не оставалась статичной, а на самом деле показала себя достаточно динамичной. Тем не менее, некоторые фундаментальные черты можно выделить как постоянные черты родной религии удмуртов. Исконная религия удмуртов имела и продолжает иметь общинную направленность, и многие обрядовые моления и жертвоприношения проводятся совместно со сходом аула. Кроме того, верования и права удмуртов тесно связаны как с земледелием, так и с земледельческим календарем и почитанием духов предков общины.
На вершине удмуртского пантеона находится Инмар, верховный бог. Сегодня удмурты-христиане используют этот термин и для обозначения христианского Бога. Традиционно считается, что Инмар обитает в небе. Двойник Инмара для земли — Му Кылдысин. Точно так же существует множество других духов, связанных с многочисленными природными особенностями и явлениями, такими как ветер, вода, леса и так далее.
Традиционно само удмуртское общество было структурировано по религиозному признаку. Удмуртское общество делилось примерно на 70 родов, причем род объединял не только родство, но и почитание духов-покровителей, известных как воршудс . Воршуд был и духом, и святыней, у которой члены рода совершали обряды и приносили жертвы.
БОЛЬШИЕ ПРАЗДНИКИ
Традиционные удмуртские праздники были тесно связаны с земледельческим календарем и включали застолья, песни и танцы, а также молитвы и подношения предкам и другим духам. Эта характеристика в равной степени справедлива как для «некрещеных» удмуртов, так и для обращенных в христианство, поскольку восточно-православные праздники сами были тесно связаны с земледельческим календарем; на этом уровне переход от родных к христианским праздникам существенно не изменил их празднования удмуртами. Точно так же удмурты в Башкортостане и Татарстане продолжают отмечать сельскохозяйственные праздники своих тюркских и мусульманских соседей, такие как татарский праздник Сабантуй . В Удмуртии особо важным удмуртским праздником является Гербер , праздник плуга, который проходит в конце июня. У «некрещеных» удмуртов этот праздник включает в себя жертвоприношение овцы полевым духам, а также пиршество, танцы и игры, особенно скачки.
В советское время власти не поощряли традиционные религиозные праздники удмуртов, как христианские, так и местные, и соблюдение санкционированных советских праздников стало широко распространенным явлением среди удмуртов. После распада Советского Союза удмурты продолжали отмечать некоторые из этих праздников, особенно Новый год (1 января) и День Победы (9 мая).).
РИТУАЛЫ ПЕРЕХОДА
Удмуртские обряды перехода и ритуалы жизненного цикла были тесно связаны с местными религиозными верованиями. Эти ритуалы и обряды продолжают широко соблюдаться как среди христиан, так и среди «некрещеных» удмуртов. В деревнях роды обычно происходили в семейной бане и сопровождались повивальной бабкой. Когда роды прошли успешно и для матери, и для ребенка, повивальная бабка совершала благодарственную молитву и давала ребенку временное имя, которое менялось по мере взросления ребенка. Удмурты обычно использовали амулеты для защиты ребенка, который, как считалось, особенно подвержен болезням, переносимым злыми духами.
Наиболее сложным из удмуртских обрядов перехода является свадебная церемония, которая традиционно включала в себя очень сложные ритуалы, обширные пиршества и другие празднества. Из всех местных обрядов перехода наиболее широко соблюдаются свадебные обряды, особенно в сельской местности, хотя широко соблюдаются и гражданские обряды советского происхождения, особенно в городах. Традиционные свадебные обряды удмуртов значительно различались от региона к региону. Для ритуалов была не только определенная одежда и еда, но и богатый репертуар песен, предназначенных специально для свадеб.
Удмуртские погребальные обряды предусматривали не только погребение умершего, но и серию поминальных пиршеств, обеспечивающих безопасный переход умершего из царства живых в царство духов предков. У «некрещеных» удмуртов и в меньшей степени у православных удмуртов умершего хоронили с погребальным инвентарем: едой, питьем, предметами домашнего обихода, орудиями труда.
В дополнение к этим основным ритуалам жизненного цикла, другим важным обрядом посвящения мужчин были церемонии, связанные с призывом на военную службу. Эти церемонии включали в себя молитвы о здоровье и безопасности юноши, готовящегося к призыву в русскую или советскую армию, и, очевидно, приобретали особое значение в военное время.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Межличностные отношения удмуртов, включая приветствия, язык тела и жесты, существенно не отличаются от таковых в российском обществе в целом. Как в традиционном удмуртском обществе, так и в наше время удмурты уделяют большое внимание гостеприимству гостей, и между удмуртскими гостями и хозяевами существовал даже репертуар песен для пения.
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ
Традиционное удмуртское общество было как изолированным, так и относительно бедным, и как в досоветский, так и в советский периоды удмуртские общины периодически подвергались голоду и эпидемиям. Северные удмурты традиционно были бедны и продолжают оставаться таковыми сегодня из-за более короткого вегетационного периода и плохой почвы северной Удмуртии. В городах, особенно в Ижевске, уровень жизни приближается к уровню жизни российского общества в целом. Очень немногие удмурты владеют собственными автомобилями, а зарплаты остаются низкими. В сельской местности уровень жизни особенно низок, а предметы потребления дороги и часто недоступны.
В удмуртских селах жители обычно живут в одно- или двухкомнатных деревянных домах и в значительной степени зависят от своего сада и домашнего скота в плане пропитания. Почти во всех деревнях есть электричество, но почти ни в одном доме нет водопровода. Как правило, воду добывают из колодцев или ручьев.
Так как очень немногие удмурты имеют собственные автомобили, они зависят от общественного транспорта. Более крупные города обслуживаются разветвленной железнодорожной и автобусной сетью, но в сельской местности автобусное сообщение очень неустойчиво, и многие небольшие или отдаленные деревни не обслуживаются каким-либо видом общественного транспорта. В этих случаях сельские жители передвигаются автостопом с проезжающими грузовиками или автомобилями, едут на лошадях или запряженных лошадьми повозках или просто ходят пешком из одной деревни в другую. Все путешествия в сельской местности зимой чрезвычайно затруднены.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
До Второй мировой войны размер семьи был большим. Хотя младенческая смертность была очень высока, женщина часто могла иметь шестерых или более детей, доживших до детства. В сельской местности воспитание детей было в значительной степени общественным делом, и дети обычно оказывались в большой расширенной семье. Начиная с позднего советского периода и по настоящее время уровень рождаемости среди удмуртов был относительно низким, в среднем менее двух детей на семью. В современном обществе брак и развод связаны с простыми гражданскими процедурами, и оба они легко достижимы. Первые браки заключаются в возрасте около 20 лет, но также высок процент разводов.
Традиционно и сегодня во многих сельских районах религиозные обряды, в том числе жертвоприношения, остаются важным элементом как семейной сплоченности, так и религиозной традиции. Семьи в сельской местности сохраняют свои собственные семейные святыни и церемонии, которые существуют наряду с более крупными общинными и даже региональными святынями.
ОДЕЖДА
Традиционная удмуртская одежда была функциональной и предназначалась как для сельскохозяйственных работ, так и для суровых зим. Летнюю одежду обычно шили из льна, но и шерстяную одежду носили круглый год. Зимой носили шерстяные одежды, а также вывернутые тулупы. Удмуртские народные костюмы носили в праздничных и торжественных случаях, и они значительно различались от региона к региону. Характерно, что народные костюмы северных удмуртов были в основном белого цвета и отличались сложной вышивкой. Южные удмурты носили более красочную одежду, и в отношении ткани и дизайна их одежда в определенной степени находилась под влиянием татарского народного костюма. Интересной особенностью удмуртского народного костюма было использование серебряных монет, которые скреплялись вместе в качестве нагрудных украшений и на головных уборах, чтобы показать достаток женской семьи. Элементы традиционной одежды все еще иногда носят, особенно пожилые женщины в сельской местности, но одежда большинства удмуртов сегодня ничем не отличается от одежды российского общества в целом.
ЕДА
Основным продуктом питания удмуртов были и остаются злаки, такие как рожь, овес, ячмень и, в меньшей степени, пшеница, из которых обычно запекали хлеб. Кроме того, в советское время картофель стал важной частью рациона удмуртов. Овощи, такие как капуста, морковь и лук, также играли важную роль в их рационе. Наиболее распространенными видами мяса являются свинина, курица, баранина и, в меньшей степени, говядина. Кроме того, знаменитые русские пельмени, pelmeni , как говорят удмурты, имеет удмуртское происхождение, происходящее от удмуртских слов пель (ухо) и нянь (хлеб). Среди распространенных напитков чай, пиво, водка и домашний ликер под названием кумышка , который является необходимым элементом праздничных мероприятий.
Современная столовая посуда ничем не отличается от общероссийской. Традиционная утварь, как правило, делалась из дерева, и особое внимание уделялось большим ложкам или ковшам с искусной и художественной резьбой, которые также использовались в религиозных ритуалах возлияния.
Обычно есть три раза в день, самый плотный прием пищи в середине дня.
ОБРАЗОВАНИЕ
До советской эпохи единственным видом образования, которое было доступно удмуртам, было то, что предлагалось в русских православных религиозных учреждениях; формального образовательного аппарата для «некрещеных» удмуртов не существовало, хотя есть сведения, что некоторые исламизированные удмурты в XIX в. обучались в медресе Бухары. В результате в удмуртских общинах была широко распространена неграмотность. В советский период значительно возросла грамотность, и удмурты получили доступ к советским учебным заведениям. Однако обучение на удмуртском языке ограничивалось начальными школами. В более поздний советский период удмуртский язык был исключен как средство обучения в самой Удмуртии, и его стали преподавать только как отдельный предмет в учебной программе, в остальном российской; однако удмуртский язык оставался средством обучения в удмуртских селах Татарстана и Башкортостана. Большинство удмуртов имеют эквивалент среднего образования. Как граждане России удмурты учатся в более крупных вузах за пределами республики в Казани, Уфе, Санкт-Петербурге и Москве. Совсем недавно удмуртские ученые получили возможность учиться также в Финляндии и Эстонии.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Самым богатым элементом культурного наследия удмуртов является их народная культура, которая имеет удивительно богатую коллекцию музыки, песен и других устных традиций. Однако в соответствии с советской национальной политикой после 1917 года советское правительство поощряло и финансировало создание формального «культурного» аппарата, который включал создание официальной литературы, включая поэзию, прозу и драму, а также музыку и изобразительное искусство. . Так, в Ижевске есть удмуртский театр и значительное издательство на удмуртском языке.
РАБОТА
В сельской местности подавляющее большинство удмуртов занимается сельскохозяйственными работами, которые, как правило, организуются по коллективной системе. Эти коллективы известны под советским термином колхоз . Однако из-за ограниченного доступа к потребительским товарам много энергии тратится на приусадебные участки, где семьи выращивают собственный картофель, фрукты и овощи. Большая часть лета уходит на консервирование фруктов, овощей и мяса на зиму. Городские удмурты обычно имеют небольшие участки, расположенные в пригородах или в близлежащих сельских поселениях, и также затрачивают значительные силы на выращивание и заготовку пищи на зиму и весну.
СПОРТ
Традиционно во время праздников проводились такие виды спорта, как борьба и скачки. Сегодня среди удмуртов популярны такие зрелищные виды спорта, как футбол и хоккей.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ
В сельской местности религиозные праздники и свадьбы не только выполняли религиозные требования, но также были важными источниками развлечений и отдыха. Зимние виды спорта, такие как катание на коньках и беговые лыжи, сегодня являются популярными видами отдыха, а в городских районах кино, театры и концерты также являются популярными формами развлечения.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, РЕМЕСЛА И ХОББИ
Удмурты особенно известны своими навыками в деревообработке и ткачестве. Хотя большинство образцов резьбы по дереву и ткачества носит функциональный характер, художественный уровень многих произведений остается очень высоким.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Многие социальные проблемы, от которых страдает российское общество в целом, особенно остро стоят в Удмуртии. Одной из главных социальных проблем является алкоголизм, эндемичный для всей России, но обостряющийся в сельской местности Удмуртии из-за бедности и отсутствия развлечений. Кроме того, уровень самоубийств в Удмуртии — один из самых высоких в Российской Федерации. Помимо этих социальных патологий, экономический кризис, последовавший за распадом Советского Союза, затронул удмуртов не меньше, чем остальную часть российского общества, что привело к высокому уровню безработицы и низкой и неравномерной заработной плате.
Еще одна проблема, стоящая перед коллективом удмуртов, — это проблема убыли населения; численность населения сократилась с 746 000 в 1989 г. до оценочных 637 000 в 2002 г. Хотя культурная ассимиляция, безусловно, является фактором, представляется вероятным, что коллективно удмурты особенно серьезно страдают от тех же социальных проблем и проблем со здоровьем, которые вызывают убыль населения России, что и целое.
ГЕНДЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
Роль женщины в удмуртском обществе несколько отличается от роли женщины в соседних русских и татарских общинах. Удмуртские кланы матрилинейны, и поэтому некоторые наблюдатели за удмуртской семейной жизнью предполагают, что это некоторым образом повышает статус женщины. В любом случае, как в сельской местности, так и в городе, на удмуртских женщинах лежит двойное бремя сельскохозяйственных или наемных работ и обязанностей по воспитанию детей и дому. В этом отношении положение удмуртских женщин равнозначно положению женщин в российском обществе в целом.
Роль женщин в удмуртском обществе наиболее резко изменилась после Второй мировой войны, когда большая часть удмуртских женщин была мобилизована в промышленную рабочую силу. В то же время удмуртские женщины стали получать более широкий доступ к возможностям получения образования.
БИБЛИОГРАФИЯ
Егорова Л.И., изд. Удмуртия: Библиографический указатель. Ижевск, 1991.
Франк Аллен. «Традиционная религия в Волго-Уральском регионе: 1960–1987». Урало-Алтайский Ярбюхер 63 (1991): 167–84.
Христолюбова Л.С. и др., изд. Удмурты: историко-этнографические очерки . Ижевск, 1993.
Христолюбова Л.С. и Миннияхметова Т.Г., Удмуртия Башкортостан . Уфа, 1994.
Лаллукка, Сеппо. Восточно-финские меньшинства в Советском Союзе: оценка эрозионных тенденций. Хельсинки, 1990.
Сануков К. Н. Проблемы истории и возрождения финно-угорских народов России. г. Йошкар-Ола, 1994.
Трофимова Е.Я. «Гостевой этикет удмуртов (к постановке проблемы)», в кн.: Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычай, поверье , Ижевск, 1989, 18–27.
Викар, Ласло и Габор Беречки.